Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Четвертый год жизни — период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы отметили, что проблема речевого развития детей актуальна и для нас. Согласно педагогической диагностики, проведенной в начале года, выявили низкий уровень развития речи у 20 % детей. Кроме того, наш коллектив, согласно ФГТ, выбрал приоритетным направлением познавательно-речевое развитие детей. В связи с чем, встал вопрос о том, как более продуктивно и интересно для детей развивать у них речь в течение всего времени пребывания в ДОУ.

Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие речи детей младшего дошкольного возраста:

— речевое окружение (речевая среда);

— педагогические воздействия, направленные на освоение ребенком определенного речевого содержания.

Учитывая это, мы предусмотрели расширение среды за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей, и прежде всего за счет игр — драматизаций.

В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к играм — драматизациям, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение игры – драматизации. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик — дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Итак, система работы по организации игр – драматизаций в младшем дошкольном возрасте делится на три этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основной позиции – актер;
• самостоятельная творческая деятельность.

Реализация названных задач и содержания работы с детьми требует учета основных принципов организации игры — драматизации.

  • Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
  • Принцип комплексности предполагает взаимосвязь игры — драматизации с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
  • Согласно принципу импровизационности игра — драматизация рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
  • Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию речи детей посредством организации игр — драматизаций включается в целостный педагогический процесс.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра — драматизация станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей.

Грамотное педагогическое руководство рекомендуется начинать с чтения по ролям: несколько раз читаем произведение, при этом одобряем попытки читать вместе с нами. Когда дети запомнили текст, организуем чтение по ролям.

В 3—4 года дети начинают инсценировать сказки, особенно если в распоряжении ребенка оказываются фигурки настольного театра или куклы бибабо. Но спешить с инсценировками не следует, прежде всего потому, что тяга к ним обнаруживается лишь у отдельных детей. Этим малышам необходимы ваша помощь и ваше участие.

Большое значение в своей работе по организации игр – драматизаций придавали диалогам для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого брали стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросо-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети исполняли по очереди, меняясь. В играх использовали сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре: «В парикмахерской», «В магазине», «У доктора» и др.

Для работы над продолжительным действием мы обычно брали народные сказки. Опыт показал, что очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель (от трех до пяти). В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам.

Сначала читали сказку, затем фрагментарно обыгрывали ее, делили на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрывались всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях.

Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминали роли всех героев, их ролевые диалоги. Мы заметили, что детей игра по сказке интересует довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение текста, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением (музыкальным, живописным).

Именно через роль в игре — драматизации дети усваивали различные речевые клише.

Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи детей. Дети представляли себя героями литературного произведения и повторяли вместе с педагогом ролевые диалоги персонажей. Для этого, конечно, необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев и запоминались их монологи. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение обязательно сочетали с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения — все это способствует развитию речи детей.

Понимая, что для развития игры – драматизации, для возникновения ее в самостоятельной деятельности детей необходим довольно обширный материал, который дети могли бы использовать в своих играх, мы создали в группе театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра, так и различные атрибутами: маски – шапочки, костюмы для ряженья детей, бижутерией. К концу года даже появились у нас в уголке парики собственного производства из бросового материала. Малыши охотно использовали в игре все содержимое данного уголка.

Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Так, играя с игрушкой, дети придумывали и проговаривали ситуации игры, употребляли новые слова. Мы, в свою очередь, вызывали в ребенке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной игре.

Основными специфическими методами работы по организации игр – драматизаций с целью развития речи детей являются:

метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов);

метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Необходимо отметить, что общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты.

В заключение нельзя не упомянуть о важности включения в процесс организации и знакомства детей с играми — драматизациями родителей воспитанников. Ведь именно из-за нехватки внимания, у детей появляются нарушения в развитии не только речи, но и остальных функциональных систем.

Родители являются участниками воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, немаловажное значение имеет работа с родителями в данном направлении. Мы обращаем внимание родителей на особенности и значение игры – драматизации для развития речи детей. Привлекаем родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители группы познакомились со способами и приемами организации игры – драматизации дома.

Откидач Светлана Петровна,
старший воспитатель

Речевое развитие дошкольников. Игры-драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника

Татьяна Масленцева
Речевое развитие дошкольников. Игры-драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника

Речевое развитие дошкольников.

Игры – драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника.

Цель: эффективность влияния игры – драматизации на успешность речевого развития детей.

1. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

2. Пополнять словарный запас детей.

3. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Определение морфологических признаков глагола

4. Развивать дикцию.

5. Воспитывать артистические качества.

6. Учить импровизировать игры – драматизации.

7. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра – драматизация помогает создать такие ситуации, в которых, даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Игра – драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей.

В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей.

Игра-драматизация самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

– Способствует самопознанию и самовыражению личности;

– Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности;

– Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов

Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка:

– Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

– Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию);

– Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь;

– Совершенствует артикуляционный аппарат.

Использование игры – драматизации в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально – эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении условий.

Условия необходимые для формирования выразительности речи с помощью игры-драматизации.

– Единство социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития деятельности;

– Насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

– Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

– Наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

– Совместного участия в данном процессе детей и педагогов (родителей).

Основными методами работы по организации игр – драматизаций

с целью развития речи детей являются:

– Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов)

– Метод творческой беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога)

– Метод ассоциаций (воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Основные принципы организации игры – драматизации:

– Принцип комплексности предполагает взаимосвязь игры – драматизации с разными видами деятельности.

– Принцип импровизации рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, наличие своей точки зрения, стремление к оригинальности и самовыражению.

Важным аспектом деятельности педагога является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации.

Видами игры – драматизации являются

– Имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

– Ролевые диалоги на основе текста; основных эмоций человека;

– Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки (по текстам стихов и прибауток).

Игры – драматизации – прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы младших дошкольников ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА по направлению подготовки ВО 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Психология и.

Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности,.

Игры-драматизации в коррекции речевого развития дошкольника Дошкольные педагоги широко используют игровую деятельность детей для решения многих воспитательно-образовательных задач. Среди игр особое.

Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников педагог-психолог МБДОУ №47 пос. Эльбан В настоящее время повышается актуальность игры из-за перенасыщенности современного ребенка информацией.

Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников» еатрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников» Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников Большой вклад в теорию игры внесли Е. А. Покровский, П. В. Иванова, В. Ф. Кудрявцева, В. Н. Харузина, А. Н. Соболева, О. И. Капица, Г. С. Виноградова.

Музыкально-обогащенная среда как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы Музыкально- обогащенная среда- как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы. Развитию эмоциональной.

Сюжетно-ролевые игры, как средство социально-коммуникативного развития дошкольника Слайд 1 Сюжетно – ролевые игры, как средство социально –коммуникативного развития дошкольника. Слайд 2 Игра – ведущий вид деятельности.

Игры-драматизации как средство развития речи детей
консультация (старшая группа) на тему

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Игры-драматизации как средство развития речи детей13.45 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей:

«Игры-драматизации как средство развития речи детей»

Театрализованная деятельность основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим (объединяющим все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декорационно-художественное оформление).

Одной из форм театрализованной деятельности являются игры-драматизации. Игры – драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей.

Игры-драматизации – форма деятельности ребенка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др)

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал содержит практические советы для родителнй по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников.

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование.

Игры-драматизации и инсценировки по развитию речи детей для детей 5-7 лет.

Презентация для воспитателей всех возрастных групп.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста ч.

Предлагаю вашему вниманию активно используему мной методику развития связной речи дошкольников с ТНР посредством вовлечения их в ролевые игры, диалоги, драматизации.

Игра-драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает язык, характерный для героев ого или другого литературного произведения.

Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

В процессе проведения игр-драматизаций стремлюсь расширить и разнообразить сюжет игр, обогатить детей яркими впечатлениями, через импровизацию создания проблемных бытовых ситуаций. Игра-драматизация переплетается с сюжетно-ролевой игрой, что способствует развитию самостоятельности выстраивания детьми сюжетной линии игры.

Просмотр содержимого документа
«Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Никонова Виктория Дмитриевна.

Одной из разновидностей игровой деятельности является игра – драматизация. Не случайно известный психолог Л.С. Выготский назвал игровую деятельность «девятым валом психического развития».

В процессе проведения игр-драматизаций стремлюсь расширить и разнообразить сюжет игр, обогатить детей яркими впечатлениями, через импровизацию создания проблемных бытовых ситуаций. Игра-драматизация переплетается с сюжетно-ролевой игрой, что способствует развитию самостоятельности выстраивания детьми сюжетной линии игры.Так же ставлю перед собой следующиезадачи:

1.Развиваю устойчивый интерес к театру и любовь к художественному слову.

2.Формирую знания о жанровых особенностях сказки, расширяю литературный опыт детей.

3. Развиваю мелкую моторику рук, самостоятельность, творческую активность, образность и выразительность речи детей.

4. Воспитываю любовь к русскому народному творчеству.

В своей работе выделяю следующие этапыпроведения игры – драматизации:

1.Подготовительный: знакомлю детей с художественными произведениями, вместе проводим анализкто персонаж, какой он (положительный или отрицательный), последовательность сюжета.

2.Подготовка к игре: закрепляю с детьми роли и сюжет игры.

3.Проведение игры: стимулирую всехдетей участвовать в играх – драматизациях.

При создании предметно – пространственной среды зону театрализации располагаю в доступном для детей месте. Для проведенияигр – драматизаций использую не только кукольный театр, но так же различные виды пальчикового театра: деревянный, вязанный, теневой и дидактические игрушки. Из-за специфики заболевания детей моторная деятельность развита слабо. Наши дети прилагают много усилий для того, чтобы удержать персонаж пальчикового театра на руке. Поэтому использование пальчикового театра играет большую роль в развитии мелкой моторики рук.

Во время совместных игр развиваю познавательный интерес детей, активизирую речь, расширяю кругозор, творческую и игровую активность. Так в процессе игры дети придумывают новые действия, игровые ситуации. Я, в свою очередь, вызываю у детей желание отражать бытовые впечатления в игре.

В своей педагогической практике я использую основные методы работы по организации игр – драматизаций:

Моделирование ситуации – вместе с детьми создаю модели сюжета и ситуации.

Творческая беседа – обсуждаю с детьми художественный образ с помощью диалога.

Ассоциации – развиваю воображение и мышление детей путем сравнений и на основе данных сравнений создавать новые образы.

Игру – драматизацию я планирую заранее. Сначала определяю программные задачи, подготавливаю оборудование игры, словарную работу. В зависимости от того какое оборудование будет использоваться я провожу игру – драматизацию на улице, в музыкальном зале, в групповой комнате.При проведении игры-драматизации продумываю игровую мотивацию, чтобы заинтересовать игрой детей.

В процессе проведения игр – драматизацийя стала замечать:

Успехи детей в умении воспроизводить короткие рассказы и стихотворения посредством игры-драматизации.

Дети стали проявлять больше активности и самостоятельности в выборе игр-драматизаций.

У детей активизировалась исполнительская деятельность, речь стала более выразительна и эмоциональна.

У воспитанников улучшились взаимоотношения друг с другом, коммуникативные умения и навыки.

Дети стали более открыто выражать свои эмоции (удивление, сомнение, любопытство, огорчение, восторг).

Таким образом, можно сделать вывод, что игра – драматизация занимает большое место в жизнедеятельности ребенка, она помогает развить и показать свои способности, проявить себя, самоутвердиться, испытать первые радости творчества.

Театрализованные игры, как средство развития связной речи у дошкольников.

Автор: Захарова Елизавета Петровна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N17 “Кунчээн”, г. Якутск, Республика Саха (Якутия).

«Только та игра целесообразна,
в которой ребенок активно действует,
самостоятельно мыслит, строит, комбинирует,
преодолевает трудности»
А.С. Макаренко.

В нынешнее время телевизор, компьютер, электронные носители прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. С тех пор, как современные электронные носители стали главным «воспитателем» ребенка, родители все реже стали разговаривать с детьми, все общение проходит на коротких дежурных фразах. Отсутствие полноценного диалога, необходимого разговорного общение, и как результат, у ребенка слабо развита речь, и полная нехватка словарного запаса, для правильного изложения собственных мыслей. Поэтому проблема развития речи является одной из актуальных задач воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка.

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

Л.С. Выготский рассматривал игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание жизни самих детей.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей и коммуникативных умений.

В активизации речевой деятельности дошкольников играет огромную роль театрализованные игры. Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, оказывают большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребёнок, используя выразительные средства интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Речь становится более выразительной, грамотной, средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание.

Развитие театрализованной деятельности-это долгая работа, которая требует участие педагогов, детей, родителей. Среда является одним из основных средств развития театрализованной деятельности ребенка. Чтобы развивать театрализованную деятельность, необходимо создать театрализованную зону, перспективный план, изучение и подбор соответствующей литературы, изготовление кукол по видам театров и декораций. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занятия, в совместную деятельность взрослого и детей в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

Вовлекая детей в театрализованные игры, необходимо формировать интерес, складывающийся в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых детям потешки, стихов, сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Потом постепенно нужно расширять игровой опыт, завлекая в игры-драматизации, последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Игра драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В режиссерской игре, где персонажи-куклы и другие игрушки, ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения. В этом возрасте наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценирование становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, усложняются тексты и постановок.

Играя в театр, ребенок становиться и актером, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Во время игры в театр интенсивно развивается речь, в том числе диалогическая, монологическая обогащается опыт общения в различных ситуациях.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором происходит активизация и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участи детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создает психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.

Значение игры – драматизации в развитии речи ребенка дошкольного возраста

Значение игры – драматизации в развитии речи ребенка дошкольного возраста.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

На развитие грамматического строя речи детей оказывают положительное влияние знакомство с окружающим, с природой, с художественной литературой, занятия по развитию речи, по подготовке к грамоте, организованные игры (словесные, сюжетно – дидактические, театрализованные). В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно – следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экспериментирования. Но чтобы эти знания и представления отразились на уровне владения грамматическим строем, необходимы творческие задания, требующие применения полученных знаний в речевой или игровой деятельности (составление рассказов, загадок, сюжетов игр).Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью – значит достаточное по объему языкового материала. Побуждающее ребенка к овладению речью, его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию связной речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Коммуникативная функция самая ранняя, первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом – двенадцатом месяце жизни, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование речи ребенка в дальнейшем. К концу второго года ребенок может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.В возрасте после трех лет ребенок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестает быть только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.

Период с 3-х до 7 лет – это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря. В дошкольном возрасте ведущее место занимают совместные со взрослым игры: сюжетно – отобразительные, подвижные, музыкальные, пластические упражнения, игры – драматизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Их широкий общеразвивающий эффект рождает в детях положительные эмоции, стимулирует игровую и речевую активность.

В этот период речь ребенка становится, более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста здесь уступает место контекстной речи, понимание которой не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника, по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание. В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» и внутренней речи.

Период развития игры – драматизации у дошкольников можно условно разделить на 3 этапа:

-художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

-освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

-самостоятельная творческая деятельность.

Невозможно успешное прохождение всех этих этапов развития игры ребёнка без участия родителей, поэтому используются такие разнообразные формы работы:

1.проводятся беседы и консультации;

2.тематические родительские собрания;

3.родители приглашаются на открытые занятия – игры;

4.организуются родительские гостиные.

Таким образом, дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по – своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.

Общение – целенаправленный систематизированный процесс социализации и культуризации личности, поскольку является началом получения информации об окружающей действительности.

«Педагогическое чтение Тема: Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста Выполнила: Матвеева Ольга Игоревна Воспитатель ГДО 2018 г Оглавление Введение Содержание . »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Никулинская средняя общеобразовательная школа

Тема: Игра–драматизация как средство речевого развития детей

Выполнила: Матвеева Ольга Игоревна

Литература:

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного

образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста .

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей.(слайд2) Не случайно «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно физическое, эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

Проблема развития речи является одной из актуальных. В нашем дошкольном учреждении большая часть детей с речевыми нарушениями или проблемами речевого развития .

К ним относятся:

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас

• Односложная, состоящая из простых предложений речь

• Употребление нелитературных слов и выражений

• Проблемы звукопроизношения Работая с детьми я заметила, что содержание, предлагаемое программой, детьми плохо усваивается. Это происходит потому, что у детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией .

Дети необщительны, скованы, плохо адаптируются в окружающей среде .

Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, речь, я решила использовать игру – драматизацию. (слайд 3)

Цель моей работы с детьми по вышеуказанной теме:

Определить эффективность влияния игры – драматизации на успешность речевого развития детей дошкольного возраста .

Задачи:

1. Снять напряжение и скованность в поведении ребёнка .

2.Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми .

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление .

4.Воспитывать артистические качества –пластическую выразительность и музыкальность

5. Пополнять словарный запас детей .

Содержание В процессе подготовки к игре необходимо адаптировать произведения, которые используются для игр-драматизаций, подготовить самих детей к изображению персонажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого материала, создать у них эмоциональное отношение к происходящему. (слайд) На первоначальном этапе предлагаю детям обыграть самые простые произведения: потешки, скороговорки, небольшие стихи, сказки и т.д .

постепенно усложняя литературный материал. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяю требованиями программы воспитания и обучения в соответствии с возрастными особенностями детей. Творческое развитие темы начинаю с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения. Далее предполагаю импровизацию на заданную тему. Работа направлена на разработку системы занятий с использованием театрализированных игр с детьми дошкольного возраста, совершенствования их словаря и грамматического строя, развития связной речи и звуковой культуры. Игровые упражнения и занятия проводятся два раза в неделю, в первой половине дня. Для положительного настроя на проведение игр-драматизаций, использую психогимнастику (прил.№1) .

Параллельно включаю упражнения и задания на развитие техники речи :

артикуляционная гимнастика, игры на развитие речевых, мимических и пантомимических движений. (прил. №2) (слайд 5 )

В ходе работы над темой осуществляю:

– подборку методической литературы;

– подборку художественных произведений различных жанров;

– подборку артикуляционной и пальчиковой гимнастики;

– систематизирую дидактический материал;

– изготавливаю недостающие атрибуты к разным видам театров: настольному, кукольному, пальчиковому,

– систематизирую и адаптирую разные виды игр:

Игры-диалоги. Цель: учить детей передавать образ персонажа, его характерные особенности: «Разговор лягушек»; «Песня Воробья»; «Лес ночной» и т.д .

Игра-драматизация. Цель: учить действовать в игре-драматизации, подбирать модели персонажей к сказке; создавать воображаемую ситуацию, последовательно передавать сюжет: «Дырка в сыре»; « Лягушонок»;

«Похвалялась лиса» и т.д .

Игры, направленные на развитие словаря и грамматического строя речи .

«Определи цвет»; «Назови правильно»; «»Много чего?»; «Один – много»;

«Назови ласково» и т.д. (прил. №3) На игровых занятиях предлагаю ребенку показать характерные движения какого-либо животного; остальные угадывают кто это. Или имитируют действия людей (стирать, подметать пол и т.д.). Для развития речевого аппарата добиваюсь динамичности, экономичности и скорости выполнения движений туловища, рук, ног, головы. Все артикуляционные упражнения выполняются под счет, ритмическую музыку, речевое сопровождение .

Например, ударять по очереди каждым пальчиком по столу, сопровождая движение пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки:

(Сдайд 6) Мы то-па-ли, мы то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, Чуть но-ги не от-то-па-ли!

Пластику каждого животного или предметные действия персонажей осваивают в массовых пластических этюдах. Все учатся двигаться, как мышка, затем все учатся двигаться, как заяц, лягушка, лиса и т.д., а затем в общем пластическом эпизоде сводятся все герои сказки «Теремок». Такие пантомимические сцены есть в каждой сказке .

Часто использую очень эффективный прием парной работы я и ребенок .

Он используется, когда нужно освоить выразительную интонацию речи персонажа. ( слайд 7) Я беру на себя роль со сложным интонированием и играю в паре с ребенком. Например, в очередном эпизоде сказки «Заюшкина избушка» заяц рассуждает, что ему делать, как вернуть свой домик? а собаки, медведь и петух по очереди предлагают ему свою помощь. Сначала я беру на себя роль зайца, потом — роль собаки, затем медведя и т.д. После работы в паре с ребенком, ему легче справиться с актерской задачей, т.к. образец он слышал и будет к нему стремиться. Но прямая инструкция «Делай, как я!» не используется .

Читаю детям четверостишие с разными интонациями. Далее прошу их повторить, а может и найти новые варианты интонаций, например: удивленно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием. Так же даю детям и такое задание: «Произнести фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове. Например: «Не забудьте покормить рыбок», «Я люблю свою сестренку» и др. Обращаю внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова .

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться .

Работа вне занятий включаю: ( слайд 8)

– лепку из пластилина фигурок любимых героев сказки, которые впоследствии дети использовали в режиссерских играх;

– выполнение зарисовок к наиболее ярким эпизодам сказки;

– проведение ролевых народных и авторских игр .

Комплекс специальных упражнений: дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, детские игровые песни. Стихотворный текст так же использовался для развития словаря в режимных моментах. Произведения подбираю из детского игрового фольклора (считалки, дразнилки, скороговорки, прибаутки и т.д.) (прил. №4), детям нравится их запоминать и обыгрывать .

Эффективность своей работы по заявленной теме отслеживаю с помощью диагностики.

В результате целенаправленной работы получены следующие результаты:

(слайд 10) Заключение По результатам диагностики составляю индивидуальный план работы с детьми. Благодаря систематическому использованию игры – драматизации у детей стал богаче словарь, дети меньше допускают грамматических ошибок, используют в речи разные типы предложений. Дети самостоятельно по плану могут пересказать небольшой рассказ, строят свой пересказ в соответствии с логикой текста, более подробно и интересно описывают действия и состояние персонажей, свободно пользуются лексикой, почерпнутой в тексте. Дети выразительно и с удовольствием читают любимые стихи, используя выразительные средства. ( слайд 11)

Литература:

1. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.:

Просвещение, стр. 96

2. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред В.В Гербовой

3. Жихар, Кощева: Особенности планирования и организация работы с детьми в разновозрастных группах ДОУ 2010 г

4. Методика работы в разновозрастной группе детсада / М. В. Минкина. – изд .

5. Организация жизни и деятельности детей в разновозрастной группе малокомплектного детского сада: Методические рекомендации / Сост. Л.Г .

Наугольных, В.В. Раева. – Кострома, 2003. – 24 с. .

6. Пензулаева Л. Утренняя гимнастика в разновозрастной группе // Ребенок в детском саду. – 2002. .

7. Петровский А.В., Кларина Л.М., Смывина Л.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993. .

8. Разновозрастная группа (2,5-4,5 года) // Ребенок в детском саду. – 2001. – 5. –

«УДК 612.821(075.32) ББК74.10я723 М742 Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор Московского государственного областного университета Е. Н . Назарова; кандидат педагогических наук, заместитель директора школы-интерната № 61 г. »

«электронный журнал Психолого-педагогические исследования Psychological-Educational Studies electronic journal 2017. Том 9. № 2 2017. Vol. 9, no. 2 Электронный журнал “Психологическая наука и E-journal “Psychological Science and Education образование psyedu.ru” (“Психолого-педагогические psyedu.ru. »

«БЕГИЧЕВА ОЛЬГА ЛЬВОВНА СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ “МЕНЕДЖМЕНТ” Специальность 19.00.05 “Социальная психология” АВТОРЕФЕРАТ. »

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова” Факультет психологии УТВЕ. »

«Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольных образовательных учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с. – (Из детства – в отрочество). В пособии раскрываются особенности работы в группах кратковременного пребыван. »

«БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 3 “Утверждаю” ДО СДЮСШОР№. »

«ФГОС ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ К УЧЕБНИКУ “МАТЕМАТИКА” 5 КЛАСС Под редакцией академика РАН В.В. Козлова и академика РАО А.А . Никитина Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту Москва “Русское сл. »

«ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА И. А. КОЛЕСНИКОВА, Е.В.ТИТОВА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКСЕОЛОГИЯ Москва ACADEMA УДК 37.01(07.5.8) ББК 74.00я73 К603 Ре цензе нты: главный специалист Управления развития подведомственных учреждений и внедрения результатов НИР. кандидат п. »

2018 www.new.pdfm.ru – «Бесплатная электронная библиотека – собрание документов»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Ссылка на основную публикацию