Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Игра- драматизация как средство развития речи
статья на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
igra_-dramatizatsiya.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Игра–драматизация как средство речевого развития детей.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания являются игры- драматизации или театрализованные игры.Т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным , нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Игра-драматизация направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

Игра-драматизация позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Основными специфическими методами работы по организации игр – драматизаций с целью развития речи детей являются:

• метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций);

• метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем постановки вопроса, тактики ведения диалога);

• метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Для наиболее успешного процесса работы я использую тряпичные куклы сделанные своими руками из подручных средств : пуговиц , кусочков ткани, перчаток , или разноцветных носков . Чем необычнее будут куклы ,тем интереснее будет ребенку .Важно ,чтобы куклы были яркие ,позитивные .Такие куклы всегда особенно ценятся детьми ,потому что они сделаны с душой, и их ,уж точно , не найти в магазинах .

А детям всегда интересно все новое, нестандартное ,что приковывает их взгляд. Для того ,чтобы сделать тряпичную куклу не нужно заканчивать курсы кройки -шиться , главное фантазия ,и при желании ее можно сделать на скорую руку .

Лично для меня игра –драматизация с использованием самодельных кукол –это было большое открытие . За свою небольшую практику, работая в основном с младшими школьниками у меня не было проблем в установлении контакта с детьми . Поэтому я предполагала, что так же не будет проблем и с детьми дошкольного возраста , но я ошиблась, и первый раз столкнулась с тем ,что ребенок абсолютно не шел на контакт .Уже на пороге отчаяния ,вдруг у меня возникла идея создания тряпичных кукол . На мое удивление и радость –это действительно сработало! Ребенок начал выполнять задания ,которые предлагала ему кукла , не все ,конечно сразу ,но постепенно , мы увеличивали ту же артикуляционную гимнастику. Ребенок начал вести себя более раскрепощенно и уверенно.

Игры-драматизации с использованием тряпичных кукол можно применять не только с детьми дошкольного возраста ,но и младшего школьного возраста .В-первую очередь ,для установления положительного эмоционального контакта ребенка со взрослым с период адаптации к школе .Например , на занятиях по профилактики дислексии можно использовать чтение по ролям.

Неспешное выразительное чтение сказки доставляет детям массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи детей. Дети представляют себя героями литературного произведения и повторяют ролевые диалоги персонажей. Для этого, конечно, необходимо читать сказки или рассказы по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общий сюжет, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев и запоминались их монологи. В ходе основательного знакомства со сказкой или рассказом ,выразительное чтение обязательно сочетается с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения ,интонации — все это способствует развитию речи детей и профилактики дислексии. Так же можно использовать тряпичные куклы при проведении физминуток , или при чтении и разучивании стихотворений .Дети с большей инициативой выступают перед одноклассниками ,вживаются в роль персонажа ,более эмоционально и выразительно рассказывают ,активно работают на занятии .В такой игровой форме детям легче адаптироваться к школе .

Умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог.

Вместо инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его.

Нужно предлагать участникам игр-драматизаций меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.

Все эти приемы стимулируют развитие речи, мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа. Использование в логопедической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, диалогической и монологической речи, возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов игр-драматизаций.

Альманах педагога

Автор: Антонова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ” ДСОВ № 88″
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Игра-драматизация как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Дата публикации: 08.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Статья : Игра-драматизация как средство развития

диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.

Речь – одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному

языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с

другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и

убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы

живем. Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.

Должно пройти время. Чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны

приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и

своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток,

становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их

общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается

познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с

различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником;

ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое

нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его

деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом

компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности

дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации,

которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее

благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка,

поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не

умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд

ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только

окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш

накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной

язык, и, конечно же, учится общению.

И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в

которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое

общение и раскрываются.

В основе отечественной теории детской игры лежит представление о ее

социальной природе. Игра понимается как «особый тип деятельности

ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего

социальной действительности, имеющей свое специфическое содержание и

строение – особый предмет и мотивы деятельности и особую систему

действий, и самое главное, представляющей условия для формирования

коммуникативных умений ребенка»(Д. Б. Эльконин).

По мнению Г.М. Ляминой, литературные произведения дают детям

наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные

литературные диалоги, передаваемые детьми в играх- драматизациях,

формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы

диалогических реплик и правил ведения диалога.

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как

игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные

диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы

были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и др.

В работе Д. Б. Эльконина предложена классификация детских игр

психолога П. П. Блонского:

Весьма распространенной является классификация игр, предложенная

С.Л. Новоиловой, где театрализованные игры относятся к досуговым играм.

Одни игры развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость,

силу, третьи – коммуникативные умения. Есть игры, направленные на

развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку,

инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх

разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей

реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным

Одним из видов творческих игр является драматизация или, как теперь

чаще называют этот вид игры – театрализованные игры. Предшественниками

театрализованных игр в детском саду являются инсценировки литературных

текстов и игры – драматизации. Инсценировки чаще всего проводятся как

чтение детьми текста по ролям. Воспитатель выполняет роль ведущего и

говорит текст «от автора». В игре – драматизации проговаривание текста

сопровождается игровыми действиями. В тех случаях, когда дети хорошо

импровизируют, изображая героя литературного произведения и ведя диалог

или монолог практически самостоятельно, допускаются пропуски текста «от

автора». Характерными особенностями – Би – Ба – Бо, теневого театра,

пальчикового театра и др. В других дети действуют, как в режиссерской игре:

разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с

помощью настольных игрушек, озвучивая все их роли. Аналогичны

спектакли с использованием настольного театра с объемными и

плоскостными фигурками или так называемыми стендовые театрализованные

игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто

вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее

распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой

Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на

поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. Такого

рода сказочные представления положительно влияют на развитие мимики

лица, побуждают детей к смене мимического состояния лица: дети,

увлекшись происходящим на сцене, начинают улыбаться, грустить,

нахмуривают брови. Роль такого рода игр заключается и в том, что они

развивают мышление (дети постепенно усваивают последовательность

эпизодов сказки, названия персонажей, основные звукоподражания),

внимание (дети сосредотачивают внимание, удерживают его сравнительно

долгое время), память (дети запоминают свою роль, имена основных героев,

характерные признаки). Также участие детей в инсценировках обогащает их

словарный запас и способствует формированию коммуникативных умений,

потому что в театрализованной деятельности необходимо вербализировать

свои действия и свою роль.

Своеобразие игр – драматизаций, по мнению исследователей Л. В.

Артемовой, Д. В. Менджерицкой, Н. А. Реуцкой, определяется сюжетом,

заранее придуманным автором литературного произведения. От содержания

драматизируемого произведения зависит состав участников игры, слова,

которые они произносят, последовательность происходящих событий,

создание определенных декораций, атрибутов, подбор музыкального

сопровождения и т.д. Действия, производимые детьми в игре – драматизации,

более сложны, чем в сюжетно – ролевой игре при подражании увиденному в

жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой – либо из

встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия,

предложенные автором литературного текста. Литературное произведение

подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о

способах воплощения их – движениях, мимике, интонациях. Это, в свою

очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе

изобразительных и выразительных средств создаваемых театрализованной

игры является ее литературная или фольклорная основа содержания и

Театрализованные игры, базируясь на играх – драматизациях, сложнее

по содержанию, подготовке и организации. В театрализованной игре, заняты

все воспитанники группы: одни как ведущие, другие как участники массовых

сцен. Эти игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных

произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).

Театрализованные игры отличаются от детского спектакля. Прежде всего, они

отличаются своей целевой установкой: детский спектакль создан для

представления на сцене в детском театре, в условиях праздников, а

театрализованная игра – это особый вид игровой деятельности, в которой

ребенок организует свой досуг (Т. Н. Доронова).

Герои литературных произведений становятся действующими лицами,

а их приключения, события жизни, сюжетом игры.

Чтобы понять, какой герой, надо научиться анализировать его

поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение

представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку,

в которой развиваются события, во многом зависит от личного

коммуникативного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об

окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными

изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами,

выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно,

подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой

уровень общекультурного и коммуникативного развития, на основе которого

облегчается понимание художественного произведения, возникает

эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными

средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а

формируются в ходе освоения игрового опыта.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся

художественным оформлением, а главное – спецификой детской

театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами,

как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль, используя атрибуты,

костюмы или персонажей кукольного театра, театра Би – Ба – Бо образов.

Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения,

дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности,

реализуют свой жизненный опыт.

Игра – драматизация занимает особое место при решении задач

художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста, что

обусловлено ее родством с театром.

Синтетический характер театрального искусства закономерным

образом переносится в игру – драматизацию дошкольников. В связи с этим

игра – драматизация требует от детей компетентности в различных сферах

художественной деятельности (литературной, театральной,

театрализованной, изобразительной, музыкальной) и деятельности

Таким образом, процесс игры – драматизации возможен, если ребенок:

– имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания

– имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что

такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия

и переживания театрального действия, владеет специфическим языком

– включается в игровую деятельность соответственно своим

способностям и возможностям.

Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных

задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя

организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет

разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные

действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить

место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести

несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать

им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при

этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно

разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно

правдивы). В игре формируется такое качество личности ребенка как умение

общаться с окружающими. Оно не только характеризует нравственный облик

ребенка, но и перестраивает существенным образом его эмоциональную и

интеллектуальную сферу, так как в игре происходит взаимодействие

различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей

игровой цели. В игре дети получают первый опыт делового общения. Все это

убедительно доказывает, что театрализованные игры способствуют

формированию коммуникативных умений ребенка и воспитывают

Велико значение игры-драматизации для речевого развития

(совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).

Ребенок, осознает себя, учиться желать, учится действовать, подчиняя свои

действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая

жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в

суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения

впечатлений, знаний и эмоций.

Ни с чем несравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные,

радостные представления. Дети 4-5 лет очень впечатлительны, особенно

поддаются эмоциональному воздействию.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол,

выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в

него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством

драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и

распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют,

импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный

материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре

побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать

выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного

развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,

собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка,

звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит

ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него

улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает

активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях

расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле

своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию

речи, умению вести диалог.

Репертуар игр-драматизаций зависит от возраста детей, учитывая

особенности психо -речевого развития детей, материалом для игр-

драматизаций служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи.

Разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом

способна направить ее в определенное развивающее русло. Вместо уже

привычной инсценировки литературного произведения можно предложить

детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного

произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются,

не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их

диалоги, реплики, а затем проиграть. В другом случае можно предложить

выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его

молча. Задача зрителей угадать эпизод, догадаться, о чем идет речь. Можно

сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами.

Нужно предлагать участникам игр-драматизаций меняться ролями,

чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного

согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с

другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше

понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.

Все эти приемы стимулируют развитие речи, мышления, фантазии,

воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение

переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами

передачи образа. Использование в педагогической работе потешек и

прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и

закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в

словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя

речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха,

диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при

активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов

1.Акулова О. В. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание,

2.Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М.:

3.Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре.

-М.: Скрипторий, 2008.

4.Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М.,

5. Маханёва М. Д. Театрализованная деятельность дошкольника //

Дошкольное воспитание. – 1999. – №11.

6.Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста

// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного

возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999.

7.Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. – М., 1975

Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

В процессе проведения игр-драматизаций стремлюсь расширить и разнообразить сюжет игр, обогатить детей яркими впечатлениями, через импровизацию создания проблемных бытовых ситуаций. Игра-драматизация переплетается с сюжетно-ролевой игрой, что способствует развитию самостоятельности выстраивания детьми сюжетной линии игры.

Просмотр содержимого документа
«Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Никонова Виктория Дмитриевна.

Одной из разновидностей игровой деятельности является игра – драматизация. Не случайно известный психолог Л.С. Выготский назвал игровую деятельность «девятым валом психического развития».

В процессе проведения игр-драматизаций стремлюсь расширить и разнообразить сюжет игр, обогатить детей яркими впечатлениями, через импровизацию создания проблемных бытовых ситуаций. Игра-драматизация переплетается с сюжетно-ролевой игрой, что способствует развитию самостоятельности выстраивания детьми сюжетной линии игры.Так же ставлю перед собой следующиезадачи:

1.Развиваю устойчивый интерес к театру и любовь к художественному слову.

2.Формирую знания о жанровых особенностях сказки, расширяю литературный опыт детей.

3. Развиваю мелкую моторику рук, самостоятельность, творческую активность, образность и выразительность речи детей.

4. Воспитываю любовь к русскому народному творчеству.

В своей работе выделяю следующие этапыпроведения игры – драматизации:

1.Подготовительный: знакомлю детей с художественными произведениями, вместе проводим анализкто персонаж, какой он (положительный или отрицательный), последовательность сюжета.

2.Подготовка к игре: закрепляю с детьми роли и сюжет игры.

3.Проведение игры: стимулирую всехдетей участвовать в играх – драматизациях.

При создании предметно – пространственной среды зону театрализации располагаю в доступном для детей месте. Для проведенияигр – драматизаций использую не только кукольный театр, но так же различные виды пальчикового театра: деревянный, вязанный, теневой и дидактические игрушки. Из-за специфики заболевания детей моторная деятельность развита слабо. Наши дети прилагают много усилий для того, чтобы удержать персонаж пальчикового театра на руке. Поэтому использование пальчикового театра играет большую роль в развитии мелкой моторики рук.

Во время совместных игр развиваю познавательный интерес детей, активизирую речь, расширяю кругозор, творческую и игровую активность. Так в процессе игры дети придумывают новые действия, игровые ситуации. Я, в свою очередь, вызываю у детей желание отражать бытовые впечатления в игре.

В своей педагогической практике я использую основные методы работы по организации игр – драматизаций:

Моделирование ситуации – вместе с детьми создаю модели сюжета и ситуации.

Творческая беседа – обсуждаю с детьми художественный образ с помощью диалога.

Ассоциации – развиваю воображение и мышление детей путем сравнений и на основе данных сравнений создавать новые образы.

Игру – драматизацию я планирую заранее. Сначала определяю программные задачи, подготавливаю оборудование игры, словарную работу. В зависимости от того какое оборудование будет использоваться я провожу игру – драматизацию на улице, в музыкальном зале, в групповой комнате.При проведении игры-драматизации продумываю игровую мотивацию, чтобы заинтересовать игрой детей.

В процессе проведения игр – драматизацийя стала замечать:

Успехи детей в умении воспроизводить короткие рассказы и стихотворения посредством игры-драматизации.

Дети стали проявлять больше активности и самостоятельности в выборе игр-драматизаций.

У детей активизировалась исполнительская деятельность, речь стала более выразительна и эмоциональна.

У воспитанников улучшились взаимоотношения друг с другом, коммуникативные умения и навыки.

Дети стали более открыто выражать свои эмоции (удивление, сомнение, любопытство, огорчение, восторг).

Таким образом, можно сделать вывод, что игра – драматизация занимает большое место в жизнедеятельности ребенка, она помогает развить и показать свои способности, проявить себя, самоутвердиться, испытать первые радости творчества.

Речевое развитие дошкольников. Игры-драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника

Татьяна Масленцева
Речевое развитие дошкольников. Игры-драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника

Речевое развитие дошкольников.

Игры – драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника.

Цель: эффективность влияния игры – драматизации на успешность речевого развития детей.

1. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

2. Пополнять словарный запас детей.

3. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

4. Развивать дикцию.

5. Воспитывать артистические качества.

6. Учить импровизировать игры – драматизации.

7. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра – драматизация помогает создать такие ситуации, в которых, даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Игра – драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей.

В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей.

Игра-драматизация самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

– Способствует самопознанию и самовыражению личности;

– Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности;

– Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов

Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка:

– Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

– Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию);

– Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь;

– Совершенствует артикуляционный аппарат.

Использование игры – драматизации в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально – эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении условий.

Условия необходимые для формирования выразительности речи с помощью игры-драматизации.

– Единство социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития деятельности;

– Насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

– Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

– Наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

– Совместного участия в данном процессе детей и педагогов (родителей).

Основными методами работы по организации игр – драматизаций

с целью развития речи детей являются:

– Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов)

– Метод творческой беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога)

– Метод ассоциаций (воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Основные принципы организации игры – драматизации:

– Принцип комплексности предполагает взаимосвязь игры – драматизации с разными видами деятельности.

– Принцип импровизации рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, наличие своей точки зрения, стремление к оригинальности и самовыражению.

Важным аспектом деятельности педагога является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации.

Видами игры – драматизации являются

– Имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

– Ролевые диалоги на основе текста; основных эмоций человека;

– Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки (по текстам стихов и прибауток).

Игры – драматизации – прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы младших дошкольников ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА по направлению подготовки ВО 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Психология и.

Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности,.

Игры-драматизации в коррекции речевого развития дошкольника Дошкольные педагоги широко используют игровую деятельность детей для решения многих воспитательно-образовательных задач. Среди игр особое.

Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников педагог-психолог МБДОУ №47 пос. Эльбан В настоящее время повышается актуальность игры из-за перенасыщенности современного ребенка информацией.

Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников» еатрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников» Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников Большой вклад в теорию игры внесли Е. А. Покровский, П. В. Иванова, В. Ф. Кудрявцева, В. Н. Харузина, А. Н. Соболева, О. И. Капица, Г. С. Виноградова.

Музыкально-обогащенная среда как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы Музыкально- обогащенная среда- как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы. Развитию эмоциональной.

Сюжетно-ролевые игры, как средство социально-коммуникативного развития дошкольника Слайд 1 Сюжетно – ролевые игры, как средство социально –коммуникативного развития дошкольника. Слайд 2 Игра – ведущий вид деятельности.

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина Олеся Сергеевна, Жулина Елена Викторовна

Данная статья посвящена проблеме развития диалогической речи дошкольников в процессе игр-драматизаций. Поэтапное использование условно-речевых и речевых упражнений при использовании игр-драматизаций позволяет успешно корректировать развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломакина Олеся Сергеевна, Жулина Елена Викторовна

PLAY-DRAMATIZATION IN THE LOGOPEDIC CORRECTION OF VIOLATIONS OF PRESCHOOLS WITH COMMON INSECURITY OF SPEECH

This article is devoted to the problem of development of dialogue speech of preschool children in the process of games-dramatization. Step-by-step use of conditional speech and speech exercises when using games dramatization allows you to successfully adjust the development of dialogue speech in preschoolers with General underdevelopment of speech.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ»

4. ЗализнякА.А. Русские культурные концепты в европейской лингвистической перспективе: слово проблема // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Труды междунар. конф. «Диалог 2006» (Бекасово, 31 мая – 4 июня 2006г.). М., 2006. С. 152-156

5. Зализняк А. А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005. – 542 с.

6. Коллин Дж., Фромм У. Англо-русский, русско-английский словарь с общей фонетической транскрипцией 155 тыс. слов. М.: – “ЛадКом”. – 2014. – 928 с.

7. Ланская И.А., Зайцева С.С. Изучение студентами-юристами темы заимствований иноязычной лексики на примере англицизмов // Проблемы современного педагогического образования. 2016 №51-6. С. 200-207

8. Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику: Учеб пособие. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 152 с.

9. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. – М.: Русский язык, 2002. – 21с.

10. Шмелев А.Д. Русская языковая картина мира: системные сдвиги // Мир русского слова, 2009. № 4. С. 14-21

магистрант Ломакина Олеся Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме развития диалогической речи дошкольников в процессе игр-драматизаций. Поэтапное использование условно-речевых и речевых упражнений при использовании игр-драматизаций позволяет успешно корректировать развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: диалогическая речь, дошкольник, игра-драматизация.

Annotation. This article is devoted to the problem of development of dialogue speech of preschool children in the process of games-dramatization. Step-by-step use of conditional speech and speech exercises when using games dramatization allows you to successfully adjust the development of dialogue speech in preschoolers with General underdevelopment of speech.

Keywords: dialogic speech, preschooler, game-dramatization.

Введение. Проблема развития диалогической речи дошкольников является одной из актуальных в теории и практике логопедии, так как речь, являясь орудием мышления и средством общения, возникает и развивается в процессе общения. Диалог служит генетически самой ранней формой коммуникативной речи.

Одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, служит процесс формирования у них связной речи, формирование которой является необходимостью для процесса наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки дошкольников к школе. Побуждает дошкольника к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем к освоению диалогической речи непосредственно формирование коммуникативной функции речи [1].

Диалогическая речь представляется особенно ярким проявлением коммуникативной функции языка. Диалог по утверждению ученых, является первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Участие в диалоге предполагает наличие ряда сложных умений, а именно прослушивание и правильное понимание мысли, которую выражает собеседник; формулировка в ответ собственного суждения, правильное выражение его средствами языка; изменение вслед за мыслями собеседника темы речевого взаимодействия; поддерживание определенного эмоционального тона; слежение за правильностью языковой формы; прослушивание своей речи с целью контроля ее нормативности и, при необходимости, внесение соответствующих изменений и поправок.

Характерными речевыми недостатками дошкольников с общим недоразвитием речи представляется наличие: ограниченного словарного запаса, грамматически неправильного построения фраз, фонетико-фонематическое несовершенство. У подавляющего большинства таких дошкольников имеются нарушения внимания и словесно-логического мышления, что может привести к ряду трудностей при овладении связной речи [2].

Изложение основного материала статьи. Диалогическая речь представляется в виде активизации и развития связной, грамотно оформленной речи , так как посредством диалога дошкольник может усваивать синтаксис родного языка, в котором представлены все разновидности предложений. В процессе диалога происходит формирование необходимого словаря, фонетики, формирование грамматического строя речи, процесс развития связности речи. Успешное овладение диалогической речью являет собой обучение с целью формирования ряда определенных навыков построения связных высказываний. Диалог способен оказывать влияние на процесс формирования познавательной сферы дошкольника, являясь основным инструментом общения.

Дошкольника с раннего возраста в диалог вовлекают взрослые. Данный опыт речевого общения дошкольником в будущем переносится во взаимоотношения со сверстниками. Потребность в самопрезентации наиболее ярко выражена у старших дошкольников, а именно потребности во внимании сверстников, желание донести до партнеров целей и содержания своих действий. Однако дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают ряд больших трудностей в общении со сверстниками [3].

Общее недоразвитие речи (ОНР) представляются сложными речевыми расстройствами, при которых у дошкольника с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, аграмматизм, скудный запас слов, дефекты произношения и фонемообразования. Ряд данных проявлений в своей совокупности могут указывать на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. У дошкольника с ОНР на фоне системных речевых нарушений происходит задержка развития психических процессов формирование коммуникативных навыков. Их несовершенство не может обеспечивать процесс общения, и, как следствие, не может способствовать процессу развития речемыслительных и познавательных деятельностей, что препятствует процессу овладения знаниями. Следовательно, процесс развития диалогической речи являет собой ведущую роль в формировании речевого развития дошкольников [4].

На констатирующем этапе нами проводилось исследование по методике, которая была предложена И.С. Назаметдиновой. Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что процесс развития диалогической речи дошкольников с ОНР Iii уровня существенно отстает от развития диалогической речи их сверстников с нормальным речевым развитием. Важно учесть, что данное различие затрагивает способность отвечать на вопросы и задавать их, способность вести речевое взаимодействие, которое обусловлено логикой текущей ситуации (в эксперименте использовалась игровая ситуация).

Анализ результатов проведенного констатирующего эксперимента поспособствовал сделать вывод о том, что ряд различий в степени развития диалогической речи характерны как для дошкольников с ОНР III уровня и нормально развивающихся дошкольников, так и для дошкольников с ОНР разной степени тяжести. Однако при этом существуют общие моменты развития диалогической речи дошкольников с ОНР, характерные для любой ступени речевого развития в рамках ОНР, а именно наличие бедности словарного запаса, низкой инициативы в диалоге, использования односложных высказываний, а также замены высказываний мимикой и жестами, преобладания способности к ситуативному диалогу над способностью к отвлеченному диалогу.

Ряд данных показателей был учтен в процессе постановки цели организации формирующего этапа эксперимента. Учитывая диагностические результаты констатирующего этапа, нами были организованы и проведены формирующие занятия с целью коррекции диалогической речи у дошкольников экспериментальной группы, учитывая при этом решение следующих задач: 1. Прослушивание и понимание обращенной речи. 2. Вступление в разговор и поддержание его. 3. Ответы на вопросы и умение их задавать самому. 4. Согласование своих действий с действиями сверстников. 5. Развитие умения использования разнообразных языковых средств.

В основе проведения проекта лежит ряд принципов: 1. Принцип не нанесения ущерба; 2. Принцип доброжелательности, внимательности; 3. Принцип развития – игры должны быть направлены на развитие диалогической речи дошкольников; 4. Принцип систематичности. 5. Принцип возникновения личной заинтересованности дошкольника.

Ниже представлен план проекта по формированию диалогической речи у дошкольников с ОНР старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций.

План проекта по формированию диалогической речи у дошкольников с ОНР старшего _дошкольного возраста посредством игр-драматизаций_

Месяц Этап Содержание работы

Март 1 неделя «Приходите в гости к нам!» (музыкальная игра-драматизация) Цель: развитие имитационных способностей, подражательности, взаимодействия, активности, координации движений, ловкости.

2 неделя Музыкальная игра-драматизация «Как муравьишка дом искал» (инсценировка сказки В. Бианки).

3 неделя «Идет лисичка по мосту» Русская народная потешка (чтение потешки по ролям) Цель: учить использовать различные формы инициативных и ответных реплик.

4 неделя С. Маршак «Кто колечко найдет?» (передача стихов по ролям) Цель: усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.

Апрель 1 неделя «Три медведя» Русская народная сказка (пересказ). Цель: формирование навыка договаривания предложений при пересказе знакомой сказки («Три медведя») вместе со взрослым и со зрительной опорой.

2 неделя «Три медведя» (инсценирование сказки) Цель: разыгрывание представления по знакомой сказке («Три медведя»), формирование умения самостоятельно создавать игровые замыслы и распределять роли.

3 неделя «Ленивая внучка» (пересказ) Цель: формирование навыка пересказа. Обучение пересказу сказки («Ленивая внучка») с помощью взрослого и со зрительной опорой.

4 неделя «Ленивая внучка» (инсценирование сказки) Цель: развитие реакции на интонацию и мимику. Работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Май 1 неделя «Волшебные очки» (творческая игра) Цель: развить связную речь, представления дошкольников.

2 неделя «Обиженный котенок» (творческая игра) Цель: научить дошкольника (дошкольников) сопереживать, сочувствовать другому человеку, развить связную речь.

3 неделя «Перестановки» (творческая игра) Цель: тренировать сообразительность дошкольников, умение переставлять буквы в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.

4 неделя «Превращалки» (творческая игра) Цель: расширить словарный запас дошкольников, умение переставлять, изменять буквы в словах.

Согласно сравнению результатов констатирующего и контрольного экспериментов мы выявили, что работа по коррекции диалогической речи, дошкольников с ОНР III уровня, которая была проведена в экспериментальной группе посредством игр-драматизаций, была эффективной. После проведения с дошкольниками с ОНР III уровня формирующего эксперимента, у дошкольников отмечался достаточный диапазон артикуляционных движений, дошкольники не пропускали и не смешивали звуки, лишь иногда отмечались искажения свостящих, шипящих и соноров. Таким образом, после проведения формирующего эксперимента средний уровень повысился на 40%. Дошкольников с низким уровнем выявлено не было. Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующего эксперимента уровень развития звукопроизношения у дошкольников с ОНР III уровня заметно вырос и качественно изменился.

Выводы. Благодаря систематическому использованию игр-драматизаций в коррекции диалогической речи, речь дошкольников с ОНР III уровня стала более интересной для слушателей, пополнился словарь, дошкольники стали меньше допускать грамматические ошибки, используя в речи разные типы предложений. Дошкольники вполне самостоятельно могут пересказать небольшую сказку, более подробно и интересно описывают состояние и действия персонажей, используя при этом разнообразные виды связей. Испытуемые начали чаще включать в свою речь разнообразные синтаксические конструкции, стараясь подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, которые соответствуют содержанию текста.

1. Ахунджанова, С. Формирование диалогической речи дошкольников-дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 1983 г. № 6,—126 с.

2. Гончарова О.В., др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. -М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у дошкольников / Н.С. Жукова. М.: Союз, 2008. 142 с. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у дошкольников / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968. – С. 67 – 85.

4. Жулина Е.В., Шамов А.Н. Внешняяя речь и её влияние на становление психики ребенка/ Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 12.

5. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк.учреждений – М.:ТЦ “Сфера”, 2001. – с. 9-16, 76-121.

6. Нищева, Н.В. Развивающие сказки / Н.В.Нищева.— СПб: Детство-пресс, 2004,— 139 с.

7. Самоукина Н.В. Игры в школе, дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. М., 1995.

8. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.Ф. Коррекционное обучение, воспитание дошкольников-дошкольников пятилетнего возраста при условии наличия общего недоразвития речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.— Москва: Знание, 1991, — 365 с.

9. Чурилова Э.Г. Методика, организация театральной функциональной деятельности дошкольников-дошкольников, младших школьников. М., 2001.

10. Швайко, С.Н. Игры, игровые упражнения посредством формирования диалогической речи/ С.Н.Швайко. — Москва, 1988, — 124 с.

ассистент кафедры живописи, член творческого союза художников России Ломова Елена Станиславовна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НАД ПОРТРЕТОМ В УЧЕБНОЙ ПОСТАНОВКЕ ПО ЖИВОПИСИ

Аннотация. В статье рассматривается методическая система организации работы студентов над портретом в учебной постановке по живописи. Автором выделены основные этапы деятельности в процессе работы над портретом, в частности: замысел, эскизы и этюды, подготовительный рисунок на холсте, раскрытие холста в цвете, проработка деталей, акценты и обобщение. В исследовании подробно рассмотрена последовательность работы студентов над портретом на каждом из каждом из определенных этапов.

Ключевые слова: живопись, портрет, учебная постановка, живопись маслом.

Annotation. The article deals with the methodical system of organization of students ‘ work on the portrait in the educational setting of painting. The author highlights the main stages of activity in the process of working on a portrait, in particular: the idea, sketches and sketches, preparatory drawing on canvas, canvas opening in color, elaboration of details, accents and generalization. The study describes in detail the sequence of students ‘ work on the portrait at each of the specific stages.

Keywords: painting, portrait, educational setting, oil painting.

Введение. Искусство создания портрета насчитывает несколько тысячелетий. Художественно-образное изображение внешних черт человека всегда привлекало мастеров изобразительного искусства. В учебных программах специальных дисциплин профессиональной и практической подготовки педагогов-художников, таких как рисунок, живопись, композиция, теме портретного изображения человека отводится весомое место.

Создание портрета требует сформированной системы теоретических знаний и практических навыков, в связи с чем реализация учебно-практической деятельности по созданию студентами портретных работ в контексте обучения живописи осуществляется только после изучения будущими специалистами основ пропорции, анатомических особенностей строения человека, специфики конструктивного построения головы и т.п.

Изучение техники портрета является одной из самых сложных и интересных тем в живописной подготовке студентов. В рамках данной темы студентам открываются принципы построения реалистичного изображения человека цветом на плоскости, формируются основные компоненты образного мышления.

Игрa-дрaмaтизaция кaк средство рaзвития вырaзительности речи у детей стaршего дошкольного возрaстa. Дипломная работа

Категория: Педагогика

Накопилось много работ? Продайте свои работы

Разместите написанные Вами работы на нашем сайте и получайте высокий пассивный доход.

  • Категория: Педагогика
ВведениеСтр. 2
ГЛAВA 1. Теоретические основы исследовaния проблемы рaзвития вырaзительности речи у детей дошкольного возрaстaСтр. 4
1.1. Aнaлиз психолого-педaгогической литерaтуры по проблеме рaзвития вырaзительности речи у детейСтр. 4
1.2. Особенности рaзвития вырaзительности речи у детей стaршего дошкольного возрaстaСтр. 6
1.3. Методы и приемы рaзвития вырaзительности речи у детей дошкольного возрaстaСтр. 8
1.4. Игрa-дрaмaтизaция кaк средство рaзвития вырaзительности речи у детей стaршего дошкольного возрaстaСтр. 15
Выводы по 1 глaвеСтр. 18
ГЛAВA 2. Опытно-экспериментaльнaя рaботa по рaзвитию вырaзительности речи у детей стaршего дошкольного возрaстa посредством игры-дрaмaтургииСтр. 19
2.1. Этaпы содержaния, методическое обеспечение опытно-экспериментaльной рaботыСтр. 19
2.2. Реaлизaция экспериментaльной прогрaммы по рaзвитию вырaзительности речи у детей стaршего дошкольного возрaстaСтр. 27
2.3. Aнaлиз результaтов в опытно-экспериментaльной рaботыСтр. 32
Выводы по 2 глaвеСтр. 36
ЗaключениеСтр. 37
Список литерaтурыСтр. 38
ПриложенияСтр. 40

Введение

Вырaзительность является кaчественной хaрaктеристикой речи в связи с чем, онa рaссмaтривaется, кaк вaжный покaзaтель речевой культуры личности. Основным нaзнaчением вырaзительности речи является обеспечение эффективности коммуникaции, вместе с тем, вырaзительность можно считaть знaчимым средством речевого сaмовырaжения личности. Проблемa формировaния вырaзительности детской речи нaшлa отрaжение в трудaх известных отечественных психологов, тaких кaк Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, A. В. Зaпорожец, a тaк же педaгогов – A. М. Леушинa, Ф. A. Сохин, О. С. Ушaковa, A. И. Полозовa и др. Кaк прaвило, в педaгогических рaботaх рaссмaтривaются отдельные aспекты вырaзительности. Тaк, воспитaние ритмa и интонaции является не только проблемой улучшения вырaзительности сaмой речи. Кaк неоднокрaтно отмечaли клaссики педaгогики и психологии, богaтaя ритмическaя речь способствует общему психическому рaзвитию ребенкa и облегчaет обучение. К.Д.Ушинский отмечaл вaжность ритмa для обучения письменной речи.

Тaким обрaзом, вопрос о воспитaнии вырaзительной речи связaн с общим процессом обучения. Чем богaче и вырaзительнее речь ребенкa, тем глубже, шире и рaзнообрaзнее его отношение к содержaнию речи; вырaзительнaя речь дополняет и обогaщaет содержaние речи дошкольникa.

Aктуaльность исследовaния обусловленa очевидным фaктом, что степень вырaзительности речи является одним из фaкторов успешности ребенкa в предстоящей учебе в школе. Тогдa кaк вырaзительность речи не рaссмaтривaется кaк aспект подготовки к школе, что особенно aктуaльно для стaрших школьников.

Цель исследовaния: способствовaть формировaнию вырaзительности речи у стaрших дошкольников, посредством игры-дрaмaтизaции.

Гипотезa:применение игры-дрaмaтизaции положительно скaжется нa рaзвитии вырaзительности речи стaрших дошкольников

Объект исследовaния: процесс формировaния вырaзительности речи у стaрших дошкольников.

Предмет: использовaние игры-дрaмaтизaции в кaчестве кaк средствa формировaния вырaзительности речи у стaрших дошкольников.

  1. Проaнaлизировaть психолого-педaгогическую литерaтуру по проблеме рaзвития вырaзительности речи у детей.
  2. Изучить методы и приемы рaзвития вырaзительности речи у детей дошкольного возрaстa.
  3. Рaссмотреть игру-дрaмaтизaцию кaк средство рaзвития вырaзительности речи у детей стaршего дошкольного возрaстa.
  4. Рaзрaботaть экспериментaльную прогрaмму по рaзвитию вырaзительности речи у детей стaршего дошкольного возрaстa.
  5. Aпробировaть рaзрaботaнную прогрaмму.
  6. Проaнaлизировaть результaты экспериментa.

2.1. Этaпы содержaния, методическое обеспечение опытно-экспериментaльной рaботы

Экспериментaльнaя прогрaммa Исследовaния по выявлению уровня рaзвития словaря дошкольников проводились нa бaзе Понинского ДОУ, с. Понино, Понинского рaйонного поселения, Глaзовского рaйонa Удмуртской Республики. Эксперимент проводился под руководством психологa Мaтвеевой Н.A. при содействии зaведующей Кощеевой Е.В.

В эксперименте учaствовaло 26 детей – воспитaнники Понинского ДОУ, подготовительнaя группa. Состaв экспериментaльной группы – 14 мaльчиков и 12 девочек. Средний возрaст испытуемых 6,5 лет. Подготовительнaя группa рaзделенa нa 2: экспериментaльную и контрольную, по 13 человек в кaждой. Экспериментaльнaя группa (ЭГ) помимо общеобрaзовaтельной, зaнимaлaсь по экспериментaльной прогрaмме рaзвития вырaзительности речи с применением игры-дрaмaтизaции.

Контрольнaя группa (КГ) зaнимaлaсь лишь по общеобрaзовaтельной прогрaмме.

Опытно-экспериментaльнaя рaботы проводилaсь в три последовaтельных этaпa:

Целью констaтирующего экспериментa явилось выявление уровня рaзвития вырaзительности речи детей стaршего дошкольного возрaстa.

Формирующий эксперимент включaет в себя aпробaцию рaзрaботaнной прогрaммы рaзвития вырaзительности речи детей стaршего дошкольного возрaстa посредством игры-дрaмaтизaции.

Контрольный эксперимент включил в себя повторную диaгностику уровня рaзвития вырaзительности речи детей группы, для выявления динaмики рaзвития вырaзительности речи.

В целях выяснения уровня вырaзительности речи стaрших дошкольников применялaсь диaгностическaя методикa «Исследовaние вырaзительности речи» И.Ф. Пaвaлaки.

Дaннaя методикa включaет в себя несколько этaпов оценки компонентов вырaзительной речи:

Зaключение

В ходе рaботы нaд дипломным проектом по теме «Игрa-дрaмaтизaция кaк средство рaзвития вырaзительности речи у детей стaршего дошкольного возрaстa» были исследовaны теоретические основы исследовaния дaнной проблемы. Проaнaлизировaнa психолого-педaгогической литерaтурa по проблеме рaзвития вырaзительности речи у детей, выделены особенности рaзвития вырaзительности речи. Тaкже теоретическое исследовaние включило в себя рaссмотрение методов и приемов рaзвития вырaзительности речи у детей дошкольного возрaстa. Игрa-дрaмaтизaция рaссмотренa с позиций постaвленной в исследовaнии цели – кaк средство рaзвития вырaзительности речи у детей стaршего дошкольного возрaстa.

Вторaя глaвa включилa в себя описaние опытно-экспериментaльной рaботы по рaзвитию вырaзительности речи у детей стaршего дошкольного возрaстa посредством игры-дрaмaтургии. Ход экспериментa зaключaлся в последовaтельном проведении 3 этaпов: констaтирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Реaлизaция экспериментaльной прогрaммы по рaзвитию вырaзительности речи у детей стaршего дошкольного возрaстa зaключaлaсь в aктивном применении игры-дрaмaтизaции в экспериментaльной группе. По окончaнии формирующего экспериментa контрольнaя и экспериментaльнaя группы были вновь продиaгностировaны нa предмет вырaзительности речи, результaты покaзaли эффективность рaзрaботaнной методики, что и подтвердило спрaведливость постaвленной гипотезы.

Читайте также:  Звуки (Т), (Ть) - конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы
Ссылка на основную публикацию