Фронтальное логопедическое занятие: Звук и буква Б

конспект фронтального занятия “Звук и буква Б”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

конспект фронтального занятия для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_frontalnogo_zanyatiya.docx78.51 КБ
frontalnoe_zanyatie.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте.

Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа

– Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;

– Познакомить детей с графическим образом буквы;

– Формировать навык слитного чтения;

– Готовить руку к письму, формировать графические навыки;

– Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;

– Учить записывать графическую схему звукового состава слова, предложения в тетради;

– Закрепить произношение согласных звуков;

– Автоматизировать звук «Б» в слогах, словах и предложениях;

-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;

– Развивать общую моторику, координацию движений;

– Развивать высшие психические функции, память, внимание, мышление;

– Закреплять навык синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки;

– Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;

– Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества, чувство любви к диким животным.

Оборудование : картинки с дикими животными; картинки со звуком «Б» в начале, середине и конце слов (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот); карандаши, рабочие тетради.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята, сесть на свое место сможет тот, кто правильно назовет согласный звук в конце слова: мак, кот, дым, суп, кит, жук, пыль.

– Молодцы ребята, занимайте свои места.

II. Основной этап. 1. Сообщение темы.

Послушайте внимательно мои загадки и определите, какой звук часто встречается в отгадках ( демонстрация отгадок на слайде )

Кто в лесу тоннели роет,

Из ветвей платины строит,

Зубы – точно топоры.

Это трудятся…( Бобры )

В ярком платье модница-

От цветка к цветку порхает,

Я тебя одна не съем,

Разделю ребятам всем.

У отца есть мальчик странный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это. ( Буратино )

Огурцы они как будто

Только связками растут

И на завтрак обезьянам эти фрукты подают ( Бананы )

Дети определяют, что первый звук в этих словах Б. (правильно). Сегодня вы познакомитесь со звуком «Б» и научитесь его четко произносить.

2. Характеристика звука «Б» по артикуляционным и акустическим признакам.

-Давайте вместе произнесем звук « Б ».

-Какое положение принимают губы? ( Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются )

-Какое положение принимают зубы? ( Зубы разомкнуты. )

-Какое положение принимает язык? ( Язычок спокойно лежит во рту. )

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук « Б » звонкий.

– Звук « Б » – согласный, твердый, звонкий мы будем обозначать его синей фишкой, он будет жить в синем домике ( демонстрация слайда ).

3. Развитие фонематического слуха. Произнесение звука «Б» в слогах.

– Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук «Б», хлопните в ладоши.

Ба, ха, па, бы, ты, мы, бо, по, но, бу, ту, пу….

4. Произнесение звука «Б» в словах.

Посмотрите на экран. Перед вами картинки ( демонстрация слайдов ) Посмотрите на них, если вам не понятно, что нарисовано на картинках, то я вам объясню. Вам будет нужно назвать только те картинки, в которых есть звук «Б» ( баран, мак, барабан, собака, пила, кабан, гриб, арбуз, кот ).

ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы»

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

5. Произношение звука «Б» в связной речи.

– Повторяйте за мной читстоговорки.

Ба – ба – ба – на избе была труба.

Бу – бу – бу – побелили мы трубу.

6. Обучение элементам грамоты.

– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква «Б».( демонстрация на слайде ) Из каких элементов состоит буква Б ( из длинной и короткой палочки, полукруга ).

У буквы Б – брюшко большое

Сверху кепка с козырьком

Будто буковка гордится

Будто все ей нипочем!

– Построим из пальцев букву « Б ».

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим

Остальные мы дугой

Над кольцом объединим.

– Нарисуем в воздухе карандашом букву «Б».

– Попробуем нарисовать ее глазами.

1. Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

– Чтобы нам запомнить букву « Б », давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.

7. Слитное чтение слогов с буквой «Б».

– Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на экран, перед вами слоги. Приготовились читать ( демонстрация слайдов )

8. Дифференциация в словах, предложении.

8.1. Звуковой анализ слова БЫК – запись слова в тетради, составление схемы. (Один ребенок работает у доски. Остальные в тетрадях. )

– Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Запишем буквы в тетради.

– Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Назовите первый звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Назовите первый звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Сколько всего звуков в этом слове?

– С каким звуком мы познакомились? ( Со звуком « Б »)

Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»

Конспект логопедического занятия “Звуки Б, Бь. Буква Б”

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»»

Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буква Б

развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

уточнить артикуляцию звука [б];

уметь соотносить его с буквой;

обогащать и активизировать словарный запас;

формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];

учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.

развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи, зрительно-моторную координацию, внимание, память.

Закрепить стремление совершать хорошие поступки, формировать “ситуацию успеха”.

Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть.

– Сейчас мы с вами улыбаемся (дети улыбаются),

А дальше с вами занимаемся (дети как ученики кладут руку на руку).

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.

Пальцы врозь и в кулачок. (соответственно)

Пальцы так (пальцы врозь ладошками вверх)

И пальцы этак. (пальцы врозь ладошками вниз)

Топ, топ, (ладошки стучат по столу)

Шлеп, шлеп. (кулаки стучат по столу)

Побежали, (бегут указательные и средние пальчики)

Постучали. (кулаки стучат по столу)

Топ, топ, (кулаки стучат по столу)

Шлеп, шлеп. (ладошки стучат по столу)

Самомассаж с помощью су-джок ёжика.

Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

Взад-вперед его гоняю. (смена рук)

Им поглажу я ладошку, (соответственно)

Будто я сметаю крошку. (смена рук)

И сожму его немножко, (сжимаем мяч)

Как сжимает лапу кошка. (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рукой начну. (смена рук)

А теперь – последний трюк: (перебрасывание мяча

Мяч летает между рук! из руки в руку)

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну (вытянуть губы трубочкой).

Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам (улыбка).

Часы делают вот так (язычок двигается влево-вправо).

Высоко-высоко, (руки вверх)

Низко-низко, (руки вниз)

Далеко-далеко, (язык поднимается вверх)

Близко-близко. (язык опускается вниз)

5. Сообщение темы.

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквой Б.

6. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Произнеси звук (б-б-б, руки на щеках).

– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий.

7. Развитие фонематических представлений.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б] и [Бь].

(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

8. «Мы и скажем и покажем». Соотнесение речи с движением, твердый звук – кулак, мягкий – щёчка.

Повторяйте за мной

БА-БА-БИ (кулак, кулак, щечка)

БЯ-БА-БЫ (щека, кулак, кулак)

БЕ-БУ-БА (щека, кулак, кулак)

БИ-БЯ-БО (щека, щека, кулак)

9. Поиск слов, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь] по карточкам.

«Я найду слова везде – на полу, на потолке,

На окне и на стене, на ковре и на столе».

– Ребята, давайте на карточках найдем и назовем все слова, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь].

– Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили!

10. «Доскажи словечко».

– Ребята, я начну, а вы закончите мою фразу.

На боках полно кудряшек,

Блеет беленький … (барашек).

11. «Пальчиковые шаги».

Детям раздаются бумажные барашки, которые надеваются на два пальчика, и дорожки-проволоки, по которым дети будут ходить пальчиками.

Барашек по свету прошел,

Видел, что хорошо.

Он по свету ходил

Плохо тоже находил.

Если встретит он добро –

Улыбается (дети улыбаются),

Если вдруг увидит зло –

Сердится (дети сердятся).

– Ребята, вы поняли, что это за барашек?

– Если совершаются хорошие, добрые поступки, то что он делает? (Улыбается, радуется)

– А если совершаются плохие поступки, то что он делает? (Сердится, хмурится).

12. Словесная игра «Хорошо и плохо».

– Ребята, а сейчас давайте поиграем вместе с нашим барашком. Приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.

– «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий)

– «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий)

– «Посадил дед репку, выросла репка большая – пребольшая!» (желтый)

– «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка» (желтый)

13. Гимнастика для глаз «Рисование буквы Б карандашом в воздухе».

– Ребята, скажите, мы можем жить на улице, под открытым небом?

– Вот и у каждого звука есть свой дом – это буква, у звука [Б] – буква Б (показываю букву).

– Ребята сейчас мы с вами будем писать букву Б в воздухе. Возьмите в руку карандаш и представьте, что перед вами лист бумаги, а вы по нему прописываете букву и следите за своими движениями глазами. Смотрите, как делаю я: сначала рисуем длинную вертикальную палочку, затем сверху (горизонтально) рисуем палочку немного короче, а теперь рисуем закругленный элемент буквы.

14. Чтение сказки Г. Юдина «Лесные музыканты».

Я прочитаю вам сказку «Лесные музыканты», а вы определите, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.

Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под берёзой и давай стучать: бум! Бум! Бум! Подошёл барсук с баяном:

– Можно с тобой вместе поиграть?

– Конечно, можно! – обрадовался баран (желтый).

Тут ещё бобёр с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядом на бревно – и давай играть кто громче. Такой тарарам подняли – все звери сбежались (синий).

– Нельзя ли потише! – просят звери.

А музыканты ещё громче заиграли (синий). Тут вышла белочка:

– Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.

Вот так баран, барсук, бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать.

– Если не принесёте, – грозят, – так заиграем – вам же хуже будет (синий).

Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту – и давай играть да орать.

«Ну, – думают, – наедимся сейчас бубликов! »

А у бегемота шуба толстая.

– Бис, – бурчит, – браво, браво! Бейте громче, ребята.

Уж ребята били, били, да и оглохли сами. Бросили они инструменты, и с тех пор в лесу тишина…(синий)

Ребята, вы внимательно прослушали сказку, а теперь назовите все слова со звуком «Б», которые вы запомнили.

Слова на букву «Б», содержащиеся в тексте: баран, базар, барабан, берёза, бум, барсук, баян, бревно, бобёр, бурундук, балалайка, бублики, баранки, бубен, бегемот, белочка, будет, бис, браво, бейте, били, бросили.

15. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

16. Составление предложений со звуками [Б] и [Бь] по карточке.

– Ребята, посмотрите внимательно на карточку с картинками и придумайте предложение, чтобы в нем были слова со звуками [Б] и/или [Бь].

– С какими звуками мы сегодня знакомились? Какие задания вам понравились? Были самыми трудными?

– Ребята, посмотрите, гномики Бим и Бом улыбаются, благодарят вас за то, что вы так хорошо справились со всеми заданиями.

– Вы совершили какой поступок, хороший или плохой?

– Правильно, нужно совершать всегда только хорошие поступки.

Логопедическое занятие “Звуки [Б], [Б’]. Буква Б”; 1 класс

Конспект логопедического занятия для подготовительного, 1 класса,

с использованием интерактивной доски

(с пояснениями к использованию).

Звуки [Б], [Б’]. Буква Б.

ГКОУ ЛО «Назийский центр

социальной адаптации и профориентации»,

учитель-логопед Торгашева

Татьяна Владимировна,

Образовательные:

Учить характеризовать звуки [Б], [Б’].

Закрепить зрительный образ буквы Б .

Учить подбирать слова на заданный звук, слог.

Коррекционные:

Учить выделять изучаемый звук на фоне слова.

Учить четко произносить изучаемые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении.

Учить выделять звук в начале, в конце, в середине слова.

Учить звуковому анализу слов.

Расширять и уточнять словарный запас по теме «Мебель».

Развивать процесс чтения.

Развивать мелкую моторику.

Развивать внимание и память.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к мебели.

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, SMART Notebook File – «Звук и буква Г», рабочие тетради, ручки, карандаши, индивидуальные зеркала, предметные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Страница 1. – Здравствуйте! Отгадайте загадки:

Лоб крутой, рога кольцом –

удалец из удальцов.

Он противник очень строгий,

не свернёшь его с дороги:

Без разбору на – таран,

а зовут его …(баран) («Клик» на спрятанной картинке напротив загадки, появляется изображение ответа.)

Знают этот фрукт детишки,

Любят этот фрукт мартышки.

Родом он из жарких стран,

В тропиках растёт …(банан) («Клик» на спрятанной картинке напротив загадки, появляется изображение ответа.)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) («Клик» на спрятанной картинке напротив загадки, появляется изображение ответа.)

– На какой звук начинаются отгадки? (Отвечают)

– Правильно, тема нашего занятия «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б».

2. Ход занятия.

1) Страница 2. – Назовите картинки:

белка, бык, бочка, бобёр

– Что общего у этих разных слов? (Отвечают)

– Конечно, они все начинаются на звук [Б]. Придумайте, пожалуйста, новые слова, которые начинаются на звук [Б].

2) Страница 4. – Возьмите зеркала и произнесите звук [Б]:

– губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха;

– горлышко «работает». Значит звук, какой? (звонкий).

(Во время характеристики звука интерактивным пластиковым маркером красного цвета педагог рисует поднятие спинки языка к нёбу и путь воздуха, сталкивающегося с этой преградой.)

– Послушайте внимательно ( педагог произносит твёрдый звук, затем мягкий). – Одинаково ли звучат звуки? (отвечают). Правильно, есть твёрдый звук [Б], обозначаем его синим кружком (справа от картинки кликнуть рядом с верхней чёрной точкой, появится синий кружок) и мягкий звук [Б’], обозначаем его зелёным кружком (справа от картинки кликнуть рядом с нижней чёрной точкой, появится зелёный кружок).

3) Страница 5. – Перед вами картинки и звуковые домики. Вам нужно определить есть ли в слове звуки [Б], [Б’] и поставить кружок в нужное окошко (звуковые домики, кружки синего и зелёного цвета, предметные картинки). (Выполняют дети: пластиковым маркером или рукой передвигают кружки соответствующего звуку цвета (мягкий или твёрдый) в нужное окошко.)

– Помним, ребята, что первое окошко – это…(начало слова), второе – это – …(середина слова), третье – это …(конец слова). (Работа с домиками и кружками).

Устно: кабан, труба, баня, губы.

4) Страница 6. – На уроках обучения грамоте вы уже познакомились с буквой Б . Давайте выполним несколько упражнений с буквой Б .

На что похожа буква Б ? (Ассоциативные картинки).

Буква Б проснётся рано.

Буква Б бочёнок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров.

Разыгралась буква Б

И бараном блеет: – Бэ-э.

Буква Б с большим брюшком,

в кепке с длинным козырьком.

5) Страница 7. – Прочитайте слоги и расставьте их к картинкам:

ба, бы, бу, бо ( бобёр, бабочка, букет, бык ).

(Выполняют дети, интерактивным маркером или рукой расставляют слоги в нужные ячейки. Нажатием на надпись Check делается проверка правильности.)

6) Страница 8. Физкультминутка.

– Давайте немного передохнём. Встаньте около парт:

Под весёлые напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова поклонись! ( Выполняют упражнения вместе с педагогом).

Игра «Доскажи словечко»:

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий круглый …(барабан)

Из кармана у Аркашки

Вечно сыплются …. (бумажки)

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну конечно, это … (белка)

7) Страница 9. – Продолжаем работать с буквой Б . Нужно нажать на мелькающие картинки и, когда картинка остановится, прочитать все слова под ней, подобрать правильное слово и кликнуть на него рукой или интерактивным маркером (если ответ неправильный, можно сделать несколько попыток).

8) Страница 10. Игры с буквой, работа в тетради.

– Откройте ваши тетради! (В тетрадях заранее вклеены распечатанные задания.)

– Закрасить детали с буквой Б, печатной и письменной. (Получится бабочка.)

– Пропечатать в тетради заглавную и строчную букву Б . (С помощью интерактивного маркера и функции «цветные перья» показать на примере выполнение задания.)

9) Страница 11. Обогащение и активизация словаря.

– Ответьте на вопросы (употребление предлогов):

Где хранят одежду? (В шкафу).

Где люди обедают? Где сидят? (За столом).

На чём вы сидите? (На стуле).

Где ещё можно сидеть? (на кресле, на диване).

(При правильных ответах кликать на место справа от синей точки, появляется картинка с изображением предмета.)

– Как назвать все эти предметы, одним словом? (Мебель.)

– Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о мебели.

Страница 12.

«Один – много» (употребление существительных в единственном и множественном числе).

«Назови ласково» (так же можно использовать страницу 12):

«Из чего сделана мебель?» (образование относительных прилагательных):

Мебель из кожи – кожаная

Мебель из дерева – …

Мебель из пластмассы – …

Мебель из металла – … и т.д.

«Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»):

– Для чего нужен стул?

– Для чего нужна кровать?

– Для чего нужен диван?

– Для чего нужен шкаф?

– Для чего нужен комод?

– Для чего нужен сервант? … и т.д.

«Как нужно ухаживать за мебелью?» (беседа).

– Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии.

Родителям о речевом развитии первоклассника

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 01.08.2014 2014-08-01

Статья просмотрена: 664 раза

Библиографическое описание:

Карлова, Г. В. Родителям о речевом развитии первоклассника / Г. В. Карлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 276-277. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12185/ (дата обращения: 07.01.2021).

Слово — великое оружие жизни.

Речь в широком смысле этого понятия относится к средствам выражения человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, чувств и мыслей с целью сообщения о них другим людям. Одна из основных функций речи — коммуникативная — реализуется в процессе общения, обмена информацией, помогает организовать совместную деятельнось. Также речь очень тесно связана с мышлением. Вследствии этой связи психические процессы становятся произвольными, человек получает возможность управлять ими. Благодаря речи формируется познавательная активность. С поступлением ребёнка в школу происходят существенные изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Изменяется содержание общения, появляются темы, не связанные с игрой. Очевидно, что хорошо развитая речь будет являться залогом успешного обучения в школе.

Родителям будущих первоклассников необходимо знать, что «готовность» или «неготовность» ребёнка к обучению в школе во многом будет определяться состоянием его речевого развития.

В связи с этим взрослым можно рекомендовать обратить внимание на уровень сформированности компонентов речевой системы дошкольника:

чёткое и правильное произношение всех звуков речи

умение различать звуки речи на слух

владение навыками звукового анализа

словарный запас и понимание значений слов

живая, выразительная связная речь

Поводом для беспокойства и дальнейшего принятия мер по устранению недостатков могут служить следующие ситуации:

Ограничения словарного запаса, затруднения в группировании и назывании предметов (действий, признаков) по обобщающему признаку, одним словом: мебель, одежда, фрукты, животные и т. д.; затруднения в замене слов синонимами: храбрый — отважный, пачкать — грязнить, смотреть — глядеть и т. д.; подбору к словам антонимов: узкийширокий, грязный — чистый, плакать — смеяться и т. д. Ребёнок с трудом подбирает слова, необходимые по смыслу, не проявляет активности в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов, в своей речи употребляет в основном имена существительные, глаголы. Менее употребительными оказываются имена прилагательные, наречия. Не употребляет причастия, деепричастия. Использует в основном простые предлоги, не проявляет интереса к процессам чтения и письма.

Какие знания и навыки должны быть сформированы у первоклассника?

Ребёнок, поступающий в 1 класс, обязательно должен знать:

1. Название страны, в которой живёт, название города, улицы, номер дома и квартиры.

2. Полные имена, отчества, фамилии членов семьи, их профессии.

3. Правила поведения в общественных местах и на улице.

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо уметь:

– четко произносить все звуки речи

– интонационно выделять звук в словах

– выделять заданный звук в потоке речи

– определять место звука в слове

– произносить слова по слогам

– составлять предложения из 3–5 слов

– использовать в речи обобщающие понятия

– составлять рассказ по картинке

– составлять несколько предложений о предмете

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)

– читать наизусть любимое стихотворение

– знать авторов прочитанного

– пересказать содержание сказки или небольшого рассказа

Ваш ребенок сможет добиться жизненного успеха, сделать блестящую карьеру, состояться, как личность и чувствовать себя свободно всегда и во всём только в том случае, если будет владеть правильной и красивой речью.

Задача взрослых — умело и вовремя помочь ребенку в устранении речевых недостатков. Грамотная, содержательная, выразительная речь — заслуга семейного воспитания, гарант благополучного будущего.

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1998. — 482 с.

2. Выготский Л. С. Кризис семи лет. собр. соч.: В 6-ти. Т.4./ Л. С. Выготский — М.: Педагогика, 1984. — 128 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. — М.: НПО Образование, 1996. — 312 с.

5. Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / В. В. Давыдов. — СПб.: Питер, 2001. — 234 с.

6. Журова Л. Е. Обучение грамоте / Л. Е. Журова. — М.: Наука, 1974. 367 с.

7. Ильина М. Н. Тесты для детей / М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Л. Я. Головнева. — СПб.: Дельта, 1997. — 122 с.

8. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении / Н. Г. Лусканова. — М.: Педагогика, 1993.- 256 с.

9. Пироженко Т. А. Развитие коммуникативно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. автореф. дис. канд. пси ход. наук. / Т. А. Пироженко. — Киев, 1995. — 56 с.

10. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2001. — 432 с.

11. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития / Д. Б. Эльконин. — М.: Тривола, 1994. — 658 с.

12. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. — СПб.: Питер, 1998. — 348 с.

Речевое развитие первоклассника

Введение

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители должны внимательно следить за тем, как развивается ребенок. Однако это возможно только в том случае, если известны основные требования к закономерностям развития.

Именно поэтому, учителю-логопеду необходимо выходить на родительские собрания в первых классах, давая родителям информацию, касающуюся речевого развития и тех трудностей в обучение, которые можно предупредить, если вовремя на это обратить внимание и начать помогать ребенку.

Исходя из этого, я перед собой поставила следующие цели:

1. Оказывать помощь родителям в своевременной диагностике и предупреждении нарушений чтения и письма у детей, давать необходимые рекомендации.

2. Обозначить проблемы, возникающие при письме и чтении у младших школьников.

3. Знакомить с данными логопедического обследования.

4. Разъяснять причины возможных нарушений письменной речи.

Для реализации данных целей разработала комплекс родительских собраний, который включает в себя 3 выступления за весь учебный год.

На первом выступление рассказывается о речевом развитие первоклассника. Также дается информация о результатах предварительного логопедического обследования. В конце собрания родители получают памятку, по которой дома могут проверить, что знает и чего не знает их ребенок. И если ребенок испытывает трудности либо позаниматься самостоятельно, либо обратиться к специалисту.

Второе выступление посвящено темам: «Как помочь ребенку стать читателем», «Как избежать ошибок при формировании письменной речи».

Дается информация, позволяющая задуматься над тем, насколько значимо для ребенка, если именно в семье смогут привить любовь к книгам, если ребенку помогут повысить технику чтения. Также рассказывается, какие шаги можно предпринять для того, чтобы у ребенка легче формировался навык письма. В конце собрания родители получают памятку.

На третьей встрече, когда перед родителями лежит итоговый диктант за первый класс, логопед рассказывает, в чем могут быть причины нарушений письма, показываются диктанты детей с нарушением письма. Дается информация о количестве детей, которым предложена логопедическая помощь во втором классе.

После каждой встречи родителям предлагается заполнить анкету – отзыв, которая позволяет логопеду увидеть эффективность проведенной работы. (Приложение 1)

Предложенная система сотрудничества с родителями приводит к более ответственному отношению родителей к учебе своих детей. Многие родители после таких встреч признаются, что недостаточно хорошо занимаются развитием своих детей. Родители начинают записываться на индивидуальные консультации и посещать занятия.

Такие встречи можно организовывать совместно с психологом школы, где каждый из специалистов дает необходимую информацию по развитию и воспитанию детей.

Все выступления сопровождаются слайдовой презентацией.

Родительское собрание на тему «Речевое развитие первоклассника»

Начать свое выступление я хотела бы с притчи о древнегреческом баснописце Эзопе.

Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину:

– Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что есть на свете.

Хозяин позвал Эзопа:

– Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.

Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык.

– Эзоп, ты же принес язык!

– А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви; языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».

Через некоторое время кто-то подсказал хозяину:

– Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете.

Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.

Удивлению гостей нет предела.

– Эзоп, ты же опять принес язык!

– А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».

Из этой притчи понятно, что культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передавать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей.

Культура речи, диалога включает в себя множество требований: уважение к личности собеседника, способность слушать и слышать другого человека, умение корректно вести спор.

Всем понятно, что в основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Он уверен в том, что его слово и так веско.

Именно от того как мы общаемся со своими детьми, зависит развитие культуры речи ребенка.

Теперь хотелось бы рассказать о том, насколько правильной должна быть речь ребенка. Потому что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса его социальной адаптации.

Уже к моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясняться с другим человеком по поводу обыденной жизни и вещей, входящих в сферу его интересов. Словарь ребенка увеличивается от 3000 до 7000 слов.

Так какими же знаниями должен владеть первоклассник?

Ваш ребенок должен хорошо оперировать в речи такими обобщающими понятиями, как домашние и дикие животные, ягоды, головные уборы, насекомые, профессии. Например, при показе вот такой картинки ребенок должен назвать, что это профессии. Некоторые дети говорят, что это работа

Дети должны знать детенышей животных. Очень часто дети говорят, что детеныши свиньи – «свинята», овцы – «овчата», лисы – «лисенки», курицы – «птенчики».

Очень хорошо, если ребенок в своей речи употребляет такие предлоги, как из-за, из-под, между, около. Когда ребенку показываешь картинку и спрашиваешь: «Где сидит мальчик?», ребенок скажет: «Мальчик сидит под стулом». Но когда у ребенка спросишь: «Откуда вылезет мальчик?» в основном ответы детей: «Мальчик вылезет из стула». «Разве мальчик сидит внутри стула?»

Ребенок понимает, что сказал неправильно, но как сказать, какое слово применить ребенок не знает. «Мальчик вылезет из-под стула».

Еще одним из важнейших моментом считается, что к началу обучения в школе у ребенка должны быть поставлены все звуки речи. Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы на письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. Что же происходит, если у ребенка к моменту поступления в школу в произношение отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только – только их исправил, а автоматизация этих звуков еще не закончилась.

При данных нарушениях очень часто ребенок пишет так, как говорит. Например, если он не произносит звук Р, то вместо слова «КОРОВА», возможно, напишет «КОЙОВА», потому что именно так он произносит это слово, когда диктует себе при письме, и так его слышит. Если в речи он меняет звук Ш на С, то может написать «СУБА» вместо «ШУБА».

Может быть и так, что физический слух у ребенка прекрасный, и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие по звучанию: глухие – звонкие. Тогда вместо «ДУПЛО» он напишет «ТУПЛО». При плохом различении твердых и мягких звуков у него могут встретиться такие примеры в тетради, как «МАЧ» (мяч), «КОНКИ» (коньки).

Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза. Это говорит о фонематических нарушениях, о сложности звуко-буквенного анализа.

У ребенка могут быть лексико-грамматические нарушения. Это в первую очередь нарушения слоговой структуры.

Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши, и не исправляем их. «КУБОВИЦА» (пуговица), «СКОРОДА» (сковорода) – в устах трёхлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести-семи лет, здесь уже плакать надо. Потому что именно так он потом и напишет.

Кроме того, к этой же категории относятся ошибки, которые мы называем аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ».

Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Но на это особого внимания никто не обратил, помощь не была вовремя оказана, и, перебиваясь с 3 на 4, а иногда получая и 2, они переходили из класса в класс, закончили школу и создали семью. Своим детям они передали не само нарушение письма, а недостаточность сформиролванности отдельных мозговых структур. В совокупности с другими «благоприятными» факторами: слабо развитой произвольностью; низким уровнем развития речи, памяти, внимания; психологическими проблемами и т.д. – и получилось в результате то нарушение письменной речи, которое диагностировали у ребенка.

Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или, коль она уже возникла, справиться с ней.

Также источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Причиной нарушений письма и чтения может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственные и временные представления.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту. Природа не изменила законы, по которым развивается человек, но общество пытается вмешаться в эти процессы. Сейчас не редкость, когда «умные» мамы обучают ребенка грамоте с 2 – 3 лет и пытаются записать в школу своих чад, не достигших даже 6 лет. И иногда им это удается. Ничего хорошего их этого не получается. У ребенка неизбежно появляются какие-то проблемы.

Первичными причинами, вызывающими недостатки, которые, в свою очередь, приводят к нарушениям письменной речи, могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни. Если у вашего ребенка были какие-то сложности с появлением на свет, будьте внимательны ко всем проявлениям неблагополучия в его развитии. Но бывает и так, что все было нормально, но, когда ребенок пошел в школу, начались проблемы. Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само собой пройдет.

Забота и желание каждого из нас – это умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко. Мы все понимаем, что владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья», а для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Мною было проведено предварительное логопедическое обследование. Результаты обследования показывают, что в вашем классе нарушено звукопроизношение у ________детей – это составляет __________%

Нарушены фонематические процессы (это умение детей слышать и выделять звуки речи) у ________детей. Составляет __________%

В декабре будет проводиться диагностическое тестирование. Цель: посмотреть насколько хорошо у детей формируется навык письма.

И уже по результатам двух тестирований некоторым детям будет предложена логопедическая помощь.

Спасибо за внимание!

Памятка для родителей.

Речевое развитие первоклассника.

Ребенок 1 класса должен владеть следующими понятиями:

1. Знать обобщающие слова по темам: овощи, фрукты, посуда, обувь, строительные инструменты, музыкальные инструменты, домашние и дикие животные, птицы, рыбы, ягоды, цветы, продукты питания, одежда, головные уборы, мебель, транспорт, электроприборы, школьные принадлежности, насекомые, профессии.

2. Знать детенышей животных. Можно поиграть в игру «Мама-папа-детеныш». Например: Собака-пёс- щенок.

3. Уметь правильно употреблять в речи предлоги: в, из, на, со(с), за, из-за, у(около), под, из-под, над, под, между(среди).

4. Уметь строить предложения, описывать серию картинок, связывать начало, продолжение и конец рассказа или сказки.

Корытько Ольга Петровна,
учитель-логопед,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением отдельных предметов № 3″,
г. Ханты — Мансийск

Основные направления в развитии речи первоклассников

Развитие речи в школьной практике осуществляется по следующим направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста), работа над звуковой культурой речи.

Школьная жизнь, учебная деятельность детей требуют усвоения десятков новых слов. Новые слова встречаются в читаемых текстах, в рассказе учителя; новыми являются слова, обозначающие названия учебных принадлежностей, пособий, действий; множество новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений, а также по картинкам в букваре и других пособиях.

Работа над словом– одно из важнейших условий обогащения словаря младших школьников. Ежедневно в период обучения грамоте словарь первоклассника пополняется новыми словами (от 6 до 10 слов), которые встречаются в процессе работы над сюжетными картинками в азбуке, при звуковом анализе слов, в читаемых текстах, в ходе беседы по основной теме страницы азбуки, при чтении столбиков слов. Словарь связных текстов и столбиков слов очень богат: он охватывает разные области жизни детей и взрослых, природные явления, растительный и животный мир и др. Тематика текстов предполагает воспитательное влияние на учащихся (отношения детей и взрослых, детей между собой, забота о природе, гигиенические навыки и т.д.). Поэтому при подготовке к уроку в связи с основной темой каждой страницы азбуки необходимо определить словарь, работа над которым развивает и систематизирует представления учащихся об окружающем мире.

Для объяснения значений новых слов можно пользоваться следующими, доступными первоклассникам приемами:

· показ картинки или самого предмета, называния этого предмета;

· подбор слова-синонима, близкого к данному по значению;

· подбор антонимической пары (тусклый – яркий);

· словообразовательный анализ: подберезовик – почему так назван? Потому что растет под березой.

В процессе работы над словом при чтении текстов дети упражняются в подборе синонимов, антонимов, наблюдают над многозначностью некоторых слов, усваивают фразеологические обороты, упражняются в объяснении изобразительно-выразительных средств языка (эпитетов, сравнений, метафор), встречающихся в текстах рассказов или в стихотворениях.

Работа над предложением, как и над словом, начинается буквально с первого урока в школе: это выделение предложения из речевого потока, чтение, ответы на вопросы. В период обучения грамоте дети знакомятся с предложением как самостоятельной единицей речи, учатся определять количество предложений в устной речи, составлять их по сюжетным картинкам, знакомятся со схемой предложения и его оформлением в письменной речи. Первоклассники упражняются в распространении предложений и постепенно переходят от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и сказуемого. Учащиеся первого класса анализируют предложения и устанавливают простейшие связи между словами, выделяя словосочетания.

Важно с первых шагов обучения научить детей правильно отвечать на вопросы учителя. Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими знаниями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образца. Образцом служат вопросы и речь учителя, а также читаемые тексты. В процессе работы над предложением дети усваивают термины «полный ответ», «краткий ответ». Учить полному ответу следует при работе над предложением, но не всегда нужно требовать такового. Полный ответ необходим в том случае, когда нужно точное формулирование мысли при пересказе, описании картинки. В живой беседе с детьми возможны и односложные ответы, естественные для диалогической речи, имеющей вопросно-ответную форму.

Работа над связной речью учащихся строится на основе вопросов учителя. Поэтому, готовясь к работе по сюжетной картинке, учитель продумывает серию вопросов, ответы на которые и составят связный рассказ. Вопросы учителя служат своеобразным планом будущего рассказа учащихся. Постепенно дети приучаются к связному изложению более крупных законченных частей с помощью объединенных вопросов: «Скажите сначала, когда это было, куда пошли дети, а потом, что они делали и что увидели». Полезно, чтобы перед глазами детей был плакат с перечнем вопросов (таблички с вопросами), помогающих составлять связный рассказ: КОГДА? ГДЕ? КТО? ЧТО? В этом случае читающие дети смогут им воспользоваться с первых уроков.

Для обучения связной речи следует использовать серии картинок, по содержанию доступных учащимся. Составляя по каждой картинке 1-2 предложения, дети получают последовательные рассказы. В ходе подготовительной беседы выбираются для рассказа самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в таких случаях повторы; для придания событиям большей реальности персонажи получают имена, определяется время года, место события, могут быть добавлены предложения о погоде, настроении персонажей и т.д. Рассказ озаглавливается – так дети начинают работу над темой. В дальнейшем учащиеся получают задание рассказать на тему, например, «Расскажите о том, как провели выходной день», «Расскажите о своей любимой игрушке» и т.п.

Важным видом речевой работы является пересказ. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержании думают над идейным смыслом рассказа.

Составляемый рассказ или пересказ постоянно исправляются, выбираются наиболее подходящие слова, объясняется их значение и целесообразность выбора в данной ситуации, идет работа над предложением, включаются подробности и детали, улучшается последовательность изложения событий, вносятся простейшие причинные обоснования.

Огромную роль в развитии связной речи играет элемент занимательности: он является органичной, неотъемлемой частью всякой творческой работы. Поэтому в системе упражнений по развитию связной речи первоклассников широко используются инсценировки, конкурсы на лучшего чтеца, импровизация и сочинительство, загадывание и отгадывание загадок, рассказывание сказок, проговаривание скороговорок с разной эмоциональной интонацией и др.

В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи: связные ответы по звуковому анализу, некоторые рассказы по наблюдениям. Эти виды речи лишь начинают использоваться детьми и поэтому представляют для них существенные трудности. Упражнения в связной речи имеют место на каждом уроке как обязательное звено урока обучения грамоте.

Формирование навыков чтения и письма во многом зависит от чистоты т отчетливости звучания речи школьника. Поэтому составной частью работы по развитию речи является работа над звуковой культурой речипервоклассника. Это чрезвычайно важно и для обучения грамоте, и для выразительного чтения, и для орфоэпии, и для формирования орфографического навыка. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата, поэтому необходимы упражнения, направленные именно на это. Наиболее часто у первоклассников отмечаются такие недочеты произношения, как:

– картавость (неправильное произнесение звуков [р] и [л]);

– шепелявость, сюсюканье, межзубное произнесение звуков

Исправление недостатков речи иногда требует логопедической помощи и постоянной индивидуальной работы с каждым ребенком. Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей говорить умеренно громко, не торопясь, отчетливо произнося слова, т.е. добиться от каждого ясного произношения слов.

Приведем виды упражнений, помогающих развивать гибкость артикуляционного аппарата:

1) упражнения в громкости произношения: например, произносить слова сало-шило-сало-шило и т.д., то усиливая голос почти до крика, то ослабляя его до шепота;

2) упражнения в темпе произношения: те же слова сало-шило произносить сначала медленно, а затем убыстряя темп;

3) отработка произношения отдельных согласных звуков, особенно тех, в звучании которых у детей есть дефекты;

4) артикуляционная гимнастика;

5) упражнения на произношение трудных звукосочетаний; с этой целью используются скороговорки и чистоговорки, которые нужно проговаривать быстро, как можно быстрее, обычно по нескольку раз подряд.

Нужно научить детей правильному дыханию во время речи. Некоторые дети обнаруживают застенчивость, особенно когда они не выговаривают чисто какие-либо звуки. В таком случае полезно хоровое произношение звуков, слов, хоровое чтение, проговаривание скороговорок хором.

В некоторых случаях дефекты речи может исправить только врач-логопед, но элементарными логопедическими умениями должен владеть также учитель, чтобы осуществлять элементы логопедической работы ежедневно на уроках грамоты.

Искаженное и неясное произношение звуков речи нередко связано с нечетким их восприятием на слух, причем в этом случае могут быть еле заметные недочеты: глуховатое произнесение звонких согласных, невнятное произнесение близких по звучанию согласных [с] – [ш], [ж] – [з], [ч] – [щ] и т.п. Недочеты в различении звуков выявляются в процессе звукового анализа слов. Например, при выделении звука [ш] из слов шуба, шапка, кошка предлагаются также слова с близкими звуками жук, жало, чай или при выделении звука [с] кроме слов ус, сом, суп, сало даются слова зуб, замок, зонт. Если дети в дополнительных словах услышат те же звуки: [ш] и [с], то это показывает, что они слабо различают [ш] – [ж], [с] – [з], [щ] – [ч] и т.п.

Различение звуков речи учащимися достигается в процессе упражнений (звуковой анализ, составление слов из разрезной азбуки), но для них нужно подбирать и такие слова, в которых они могут сопоставлять смешиваемые звуки [с-з], [с-ш], [ж-ц], [с-ц].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Журнал Педагог

Автор: Леверовская Татьяна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 70 им. Великой Победы
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: “Речевая готовность будущего первоклассника”
Дата публикации: 10.09.2018
Раздел: начальное образование

Речевая готовность будущего первоклассника

Одной из наиболее острых и важных проблем современного общества является

мира. В 90-е годы возникла теория поколений, авторами и создателями которой являются

ученые Нейл Хоус и Вильям Штраус. Их заинтересовал конфликт между людьми, при

прошлое и мерой причастности к новейшим технологиям. В данный временной отрезок

мы работаем с представителями поколения Зет (дети, рожденные после 2000года) и Альфа

– (рожденные после 2010 года).

поколения. Какими они будут в будущем еще трудно сказать, но все они должны быть

готовы к обучению в школе. Готовность к школе – это не только обучение счету и чтению,

не только покупка школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка,

основные параметра школьной готовности:

Основным критерием интеллектуальной зрелости является речь ребенка. Наша речь –

процесс общения, поэтому готовность или неготовность к школе во многом определяется

уровнем речевого развития. Чем лучше у ребенка развита речь до поступления в школу, тем

быстрей ученик овладеет чтением и письмом. Ведь именно при помощи речи, устной и

письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.

Основными показателями речевой готовности являются:

Сформированность звуковой стороны речи.

Ребенокдолжен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и разли-

чать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение

выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа а-

у-и; анализ обратного слога гласный — согласный типа: -aп; слышать и выделять первый и

последний согласный звук в слове и т.д. Оцениваются умение работать со схемой слова,

разрезной азбукой, владеть навыками послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно

употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова

в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать

прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой

фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложе-

ния, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и

находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и кар-

тинкам. Владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание произведения. Составлять

6. Достаточный уровень речевой коммуникации. Будущий первоклассник должен

уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, последовательно

выражать свои мысли.

7. Развитая мелкая моторика. Учеными давно доказано, что мелкая моторика

напрямую влияет на развитие речи ребенка, а в школьном возрасте оказывает прямое

влияние на успешность усвоения учебного материала.

Согласно диагностическим данным обследования первоклассников в 2017 году в

МАОУ СОШ №70 корп.2, примерно 75% детей готовы к школьному обучению. Наиболее

первоклассников. Около 50% всех обследованных детей имеют бедный словарный запас,

не умеют объяснять, рассуждать. Примерно 40% всех обследованных первоклассников,

Читайте также:  Система логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонематической дислалией
Ссылка на основную публикацию