Сотрудничество логопеда и родителей на логопунке

Сотрудничество логопеда и родителей
статья по логопедии на тему

Вопрос взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе рассматривается с точки зрения отдельных рекомендаций, имеющих практическое значение. Но психологическая составляющая этих отношений освещена мало. Всё чаще педагог имеет дело с родителями, имеющими разный образовательный, социальный уровень, разные представления о своих родительских обязанностях и будущем своего ребёнка…

Как же логопед обычного муниципального коррекционного детского сада должен построить свою работу? С чего начать.

Скачать:

ВложениеРазмер
sotrudnichestvo_logopeda_i_roditeley.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество логопеда и родителей

Вопрос взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе рассматривается с точки зрения отдельных рекомендаций, имеющих практическое значение. Но психологическая составляющая этих отношений освещена мало. Всё чаще педагог имеет дело с родителями, имеющими разный образовательный, социальный уровень, разные представления о своих родительских обязанностях и будущем своего ребёнка.

В последние годы население страны резко разделилось на несколько уровней по доходам. Если раньше тоже имелись более и менее обеспеченные семьи, и это не имело принципиального значения при работе с детьми в ДОУ, то сейчас ситуация в корне изменилась. Кроме того, что открылось много частных и полукоммерческих детских садов, школ, различных центров, в которых наряду с другими специалистами работают и логопеды, и в обычных государственных учреждениях контингент родителей также поменялся. И это касается не только материальной обеспеченности. Другим стало отношение многих родителей к образованию своих детей. Причем, к сожалению, не только в лучшую сторону. Можно выделить следующие взгляды на данную проблему:

  • родные хотят дать своему ребенку всё, чего не могли когда- то получить сами. Материальный достаток, как они считают, теперь позволяет сделать это. В результате, не обращая внимания на объективные речевые, а часто и психологические проблемы ребенка, его с самого раннего возраста отдают в различные прогимназии, пролицеи и т.д., где он зачастую получает ненужный багаж знаний, а насущные задачи своевременно не решаются. Таким образом, к моменту поступления в школу речевые проблемы усугубляются, и уже в 1-м классе ребенок делается отстающим учеником со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  • родители, имеющие высокий достаток и считающие, что за деньги можно купить все, устраняются от работы с ребенком. Их подход к специалистам таков: «Я заплачу любые деньги, только не вмешивайте меня в это, мне некогда». Опытные логопеды считают этот вариант одним из самых сложных. Технически работа может быть выполнена блестяще, но при отсутствии поддержки родных ребенок не закрепляет результат, не имеет заинтересованности, его окружает крайне неблагоприятный психологический фон;
  • родители, которые не только заинтересованы в своевременной помощи своим детям, но и очень ответственно подходят к этой работе. Как говорят специалисты, с такими родителями сотрудничать — одно удовольствие. Эти мамы, и все чаще — папы, интересуются методической и популярной педагогической и психологической литературой, много читают, но при этом очень взвешенно подходят к применению каких-либо приемов в отношении своего ребенка. Они нередко приходят к логопеду и психологу ДОУ, советуются, вносят свои предложения. К выполнению домашних заданий такие родители подходят очень творчески, и, конечно, результат работы в таких семьях намного лучше, чем в других. Здесь только одна опасность, от которой должен уберечь молодых родителей специалист, — чрезмерное увлечение новомодными непроверенными педагогическими технологиями;
  • родители, составляющие основную массу (хотя их стало все же меньше), которые недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая, что это издержки возраста и потом все пройдет. Они приводят массу оправданий речевым недостаткам своих детей, припоминая всех родственников, которые в детстве тоже плохо говорили. После неоднократных напоминаний такие родители иногда будут выполнять задания и рекомендации логопеда, ходить на консультации к специалисту. Объяснения у них обычные, и вроде бы объективные (нехватка времени, зарабатывание денег, проблемы со здоровьем), но когда им подсказывают, как можно хотя бы 10 мин в день посвятить своему ребенку, они и тут находят причины для ничегонеделания;
  • родители совсем не обращают внимания на своих детей, что происходит в так называемых неблагополучных семьях. Здесь задача специалистов оказать ребенку максимально возможную помощь без поддержки родственников;
  • есть еще немало семей, выбивающихся из общего ряда (религиозные, беженцев, педагогов, неполные), и к каждой необходим очень взвешенный и дифференцированный подход.

Как же логопед обычного муниципального коррекционного детского сада должен построить свою работу? С чего начать?

В первую очередь нужно установить доверительные отношения, психологический контакт с родителями. Только когда логопеду доверяют, убеждаются в его компетентности, в том, что он все сделает для ребенка, с ним будут плодотворно сотрудничать.

На первом собрании необходимо расположить к себе родителей (тут, кстати, важен и внешний вид). Логопед должен четко обрисовать общие проблемы детей группы, не переходя на личности, представить несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных, рассказать об общих правилах режима ДОУ и объяснить, почему их обязательно нужно выполнять. Родители сразу должны уяснить важность своего участия в общей работе. Конкретно о каждом ребенке лучше говорить в индивидуальной беседе, даже если родители не против озвучивания своей проблемы при всех. Как показывает практика, в дальнейшем из-за этого могут возникнуть трудности.

Еще один совет опытных специалистов: никогда не давать гарантий и не делать дальних прогнозов. «Посмотрим, как пойдут дела. Сделаем все, что можно. Думаю, что он справится. Будет нелегко, но надо стараться», — вот примерный набор фраз, которые следует использовать в беседе со слишком настойчивыми родителями. Как показывает многолетняя практика, иногда возникают настолько непредвиденные ситуации, что лучше заранее никого не обнадеживать.

В первые две недели учебного года логопед проводит полное обследование ребенка для уточнения диагноза, выявления психологических особенностей. На этом этапе необходима индивидуальная встреча с родителями, на которой логопед ближе знакомится с условиями проживания ребенка, его окружением, собирает анамнестические данные. Некоторые логопеды в целях более полного сбора информации на первом собрании раздают родителям большой вопросник, чтобы на индивидуальной встрече уже был предмет для обсуждения.

В середине октября проводится следующее собрание, на котором родители знакомятся с результатами завершенного обследования, и логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь. Затем, в течение учебного года, проводятся как минимум еще два родительских собрания с различной тематикой.

Также не менее 2 раз в месяц, а в наиболее тяжелых случаях — 1 раз в неделю необходимы индивидуальные консультации для родителей. Они должны знать, чем в данное время занимается их ребенок. Можно приглашать родителей на индивидуальные занятия. Видя проблемы своего ребенка воочию, родители по-иному начинают относиться и к ним, и к нелегкому труду логопеда.

Особый разговор о домашних заданиях, которые логопед будет давать детям. С самого начала необходимо очень четко обрисовать роль родителей в их выполнении. Здесь может быть две крайности: одни ретивые родители заставляют ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным. На первом же собрании надо объяснить родителям, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются прежде всего на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки. И, конечно, ни в коем случае не делать задания за детей. Ведь логопед наверняка увидит, что явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка такому обману — потом это обернется против самих родителей.

Нужно, чтобы дети в понедельник обязательно приносили тетрадь логопеду, даже если домашнее задание не сделано. Первое время об этом должны напоминать родители. Но они, зачастую, относятся к этому очень легкомысленно. Необходимо, чтобы они усвоили следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил.

Самое главное, что должны понять родители, — без их участия, поддержки результат работы будет минимальным. Таким образом, сотрудничество учителя-логопеда и родителей является залогом успешного речевого и психического развития ребёнка.

Сотрудничество учителя- логопеда и родителей
консультация на тему

Необходимым звеном полноценной коррекции школьных проблем является взаимосвязь в работе учителя и родителей ребёнка. Материал поможет разобраться в сложных ситуациях и откорректирует деятельность каждого звена в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
alennikova_s.v._sotrudnichestvo_uchitelya_logopeda_i_roditeley.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

Первый раз логопед встречается с родителями учеников, зачисленных на логопункт в середине сентября, когда после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий, он собирает первое родительное собрание. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Больше того, иные родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедический пункт, и на этой почве возникают конфликты.

Если же родители ребенка все-таки отказываются от занятий с логопедом по тем или иным причинам, целесообразно попросить их подписать отказ от занятий во избежание конфликтных ситуаций в дальнейшем. «А нам никто ничего не говорил!» – часто говорят родители, неоднократно предупрежденные о речевых проблемах своего ребенка еще в дошкольном возрасте или требуют зачислить ребенка в логопедическую группу, когда набор уже закончен и все группы сформированы. Образец отказа:

Логопеду логопедического пункта

проживающей (его) по адресу:_________

Отказ

Я, _____________________________________________, отказываюсь от места в группе развития и коррекции речи на логопункте при школе №____ для своего сына (своей дочери) _____________________________________________________ Учени___ _____ класса школы №____ в связи с ___________________________________________________

С речевым диагнозом ребенка ознакомлен__. Рекомендации получены. О возможных последствиях предупрежден__.

«___» _______________ 200_ г. Подпись _________________________________

Чтобы не возникали конфликтные ситуации, логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания, представляется родителям и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В частности, логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Во время сообщения желательно, чтобы логопед привел один-два примера из своей практики. Получив, таким образом, самые общие сведения о работе учителя-логопеда, родители с большим вниманием и заинтересованностью отнесутся к приглашению на родительское собрание на логопункте.

Логопед сообщает учителю о дате и времени проведения родительского собрания, а учитель передает эти сведения родителям. Лучше, если логопед сам известит родителей о намечающемся собрании по телефону или приглашением. Приглашение с указанием даты, времени и места проведения родительского собрания вручается каждому ученику.

На собрании логопед знакомится с родителями, подробно рассказывает о фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом нарушениях речи, о том, какой вид речевого нарушения выявлен у того или иного ребенка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Очень полезно дать родителям посмотреть письменные работы детей-дисграфиков, естественно, при этом, не нужно озвучивать фамилии и имена данных учеников в корректных соображениях, чтобы они могли наглядно убедиться в последствиях фонематических и лексико-грамматических нарушений речи на письме, без логопедической помощи.

Далее логопед сообщает о составе групп и подгрупп, расписании занятий. Необходимо обратить внимание родителей на то, что они «наравне с учителем несут ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми».

Затем логопед рассказывает о том, чем будут заниматься в течение года на логопункте ученики каждой группы. Родителям первоклассников он сообщает и о том, что будут делать дети на втором году коррекционной работы, перечисляет предметы, которые понадобятся детям для логопедических занятий. В заключение логопед рассказывает о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Здесь нужно сказать родителям, что нельзя заставлять ребенка-логопата по нескольку раз переписывать домашнее задание, добиваясь аккуратности и правильности выполнения, нельзя допускать, чтобы он сидел над домашним заданием больше установленного санитарными нормами времени — 1 часа в 1-м классе, 1—1,5 часа во 2—4-х классах, причем в это Время входит выполнение всех домашних заданий — и письменных и устных, и по труду, и по рисованию.

Родители должны знать, что дети-логопаты, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребенку самостоятельно прочитать текст. При этом полезно дать ребенку в руку небольшую указку, чтобы он водил ею по тексту. Такой прием позволит значительно снизить напряжение, которое испытывает ребенок-логопат при чтении незнакомого текста.

На этом же собрании логопед ставит родителей в известность о том, что в ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребенка у врача-специалиста (невролога, офтальмолога, отоларинголога). Делается это, прежде всего в интересах ребенка, чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.

Далее логопед обращается к родителям, дети которых будут заниматься упражнениями по коррекции звукопроизношения. Он объясняет, что эти дети должны иметь специальные тетради-дневники, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не закреплять, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, а во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком.

Затем логопед информирует о том, что будет проводить систематические консультации-беседы для родителей, называет дни и время таких консультаций.

В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей. Если ребенок, присутствуя в классе на уроках, не появляется на логопедическом занятии, логопед сообщает об этом родителям ученика и учителю.

Особенно тесный контакт необходим логопеду с родителями тех учеников, которые занимаются исправлением звукопроизношения. Если ребенок несколько раз приходит на занятия с невыполненным домашним заданием, логопед сообщает об этом родителям и внимательно разбирается в причинах, по которым это происходит. Если причины окажутся достаточно уважительными, логопед должен постараться помочь родителям. Родители всегда должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель обязанностей, а человек, близко к сердцу принимающий судьбу их детей и всегда готовый прийти на помощь. Надо помнить, что авторитет логопеда в значительной степени зависит от отношения к нему родителей учащихся.

Особенно тактичен и осторожен должен быть логопед в случае, если возникает необходимость проконсультировать ребенка у педагога – психолога или невролога. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения, поэтому в разговоре от логопеда требуется максимальная доброжелательность, умение убедить родителей в необходимости такой консультации. Здесь нельзя действовать методом грубого нажима. Родителям надо доказать, что для наиболее успешной работы с их ребенком, для выбора именно тех методических приемов, которые дадут наибольший эффект, логопеду следует знать психологические особенности его личности, что только врач-специалист может дать необходимые рекомендации, а если нужно, то и помочь со своей стороны, подкрепить педагогическое воздействие медикаментозным лечением.

В конце учебного года логопед снова приглашает всех родителей на заключительное родительское собрание, на котором он сообщает родителям о результатах своей работы с учениками, о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Здесь целесообразно сравнить уровень речевого развития детей при поступлении на логопункт и после проведенной с ними работы; наглядно, на конкретных примерах, показать результаты коррекционной работы. Поскольку сравнительная характеристика каждого ребенка займет много времени, можно сказать только о самых трудных детях или о тех учениках, которые не сделали заметного продвижения. Необходимо отметить и работу самих родителей, их конкретную помощь логопеду.

Вторую половину собрания можно посвятить рекомендациям для занятий с детьми летом. Прежде всего напомнить родителям, что нельзя прекращать занятия с детьми по исправлению звукопроизношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться» и работу по их постановке придется начинать заново.

В течение лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи своих детей. Надо только постоянно привлекать внимание детей к окружающему. Если ребенок уезжает в оздоровительный лагерь, очень важно добиться, чтобы он как можно чаще писал письма, рассказывая, что его окружает, чем он занимается, где бывает и т.д.

Статья «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в ДОУ»

    1. Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей в ДОУ.

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. И задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:
– работа с родителями велась не дифференцированно, не учитывались особенности ребенка и семьи;
– родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

Традиционные формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных же условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Организация работы с семьей в ДОУ ведётся по следующим направлениям:

Информационное:
– знакомство с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
– знакомство с возрастными особенностями психического развития, этапами развития детской речи;
– знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.

Образовательное:
– привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
– обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
– формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников

При построении эффективного взаимодействия с родителями необходимо учитывать некоторые важные моменты:

1. Создание у родителей объективного положительного образа ребенка. Учитель-логопед никогда не должен предъявлять родителям жалобы на ребенка. Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. В беседе с педагогом родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже других детей. Педагог никогда не должен сравнивать одного ребёнка с другим. Но в то же время логопед не должен замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанные с их ребёнком. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка и задача логопеда найти такой подход к каждому родителю и так донести эту информацию до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.

2. Передача родителям знаний о ребенке, о его жизни в ДОУ. Логопед систематически должен сообщать родителям информацию об успехах обучения и трудностях развития их ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, знакомить с результатами коррекционной деятельности.

3. Установление доверительных отношений. Об установлении позитивного взаимодействия можно говорить в том случае, если родители начинают доверять педагогу свои проблемы и сложности в воспитании и обучении ребенка. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая своих оценок. Нужно помнить, что полученная от родителей информация строго конфиденциальна и её можно использовать только для организации позитивного взаимодействия.

4. Совместная работа по формированию и развитию личности ребенка. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей может давать советы и рекомендации родителям.

Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в ДОУ.

Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», “Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”. Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной». Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы наиболее оптимальный способ индивидуального взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Организация родительского сообщества в социальной сети “В Контакте”. Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родители в свою очередь, могут быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе, даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ.

Клуб для родителей “Логопедическая гостиная” Данная форма взаимодействия позволяет решать многие задачи. Родители принимают активное участие в планировании и организации работы клуба. На повестку выносятся актуальные вопросы, рассматриваются пути решения проблем. Родители проводят игры-тренинги, мастер-классы для других родителей. Таким образом он в полной мере могут реализоваться как полноправные участники образовательного процесса.

Тестирование и анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Домашняя игротека. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”, “По дороге в детский сад”, “В свободную минутку”.

Копилка методических рекомендаций. Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Родительские пятиминутки. Рекомендуются при работе как в логопедической группе, так и на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

Семинары – практикумы. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Для участия привлекаются родители. В конце года или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.

Логопедическая страничка на сайте ДОУ или личный сайт учителя-логопеда. На сайте ДОУ или же на своём личном сайте специалист размещает различную информацию актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту». Данная форма работы позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Такие почтовые ящики установлены на каждой группе. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
– специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;
– информационные стенды;
– тематические выставки книг;
– пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи “от руки”, но плакаты и фотографии.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта

Ирина Орешина
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта

Современная технология взаимодействия семьи, детского сада и школы предусматривает создание единого пространства развития ребёнка, как в образовательном учреждении, так и в семье. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит – сотрудничество, совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники. Я работаю учителем- логопедом на логопедическом пункте ДОУ, поэтому я хочу описать технологию взаимодействия учителя- логопеда и родителей. В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя – логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе. Учителя- логопеды логопедических пунктов часто не имеют возможности одновременно принять всех детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. С каждым годом увеличивается число детей 2-5 лет, нуждающихся в ранней логопедической помощи. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (заикание, дизартрия и т. д., составляющие 15-25% из числа принятых на логопункт требуют разносторонней и продолжительной логопедической работы. Всё это побуждает учителя- логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям. Для меня интересен вопрос, как и по каким направлениям можно организовать эту работу так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. В самом начале работы я поставила перед собой следующие задачи:

1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов.

2. Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики.

3. Разработать и внедрить в практику работы разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения.

4. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и воспитателями.

5. Организовать взаимодействие с родителями детей младших групп.

Основными направлениями работы были выбраны:

• изучение семьи и установление контактов с ее членами;

• повышение педагогической культуры родителей;

• совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй;

• создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.

Сотрудничество с родителями я стараюсь осуществлять в следующих формах:

родительские собрания;

• конкурсы и выставки пособий;

родительские пятиминутки;

• консультации, семинары, тренинги;

• библиотека для родителей;

• просмотр индивидуальных занятий;

• тетрадь для домашних заданий;

По результатам работы к наиболее перспективным формам относятся именно те, в которых мы используем новые технологии. Поэтому более подробно мы рассмотрим именно их. Одной из эффективных форм взаимодействия является совместная деятельность учителя- логопеда с родителями, начиная с 2-летнего возраста. В настоящее время почти у половины детей в той или иной степени наблюдается задержка речевого развития, когда дети 2-х и даже 3-х лет практически ничего не говорят. А многие родители не обращают на это должного внимания, считают “само пройдёт”. Есть родители, которые обеспокоены данной ситуацией, но не знают, как помочь ребёнку. Цель совместной работы учителя- логопеда с семьями воспитанников – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми с задержкой речевого развития, сделав воспитание ребёнка в семье и детском саду более последовательным и эффективным. На первом этапе работы необходимо познакомить родителей с тем, что должен уметь ребёнок данного возраста. Эта работа проводится на родительском собрании в форме презентации “Речевое развитие ребёнка 3-х летнего возраста”. Цель логопеда – организовать совместные занятия: ребёнок-логопед- родители. Для совместных занятий по результатам обследования психомоторных, социальных и речевых функций ребёнка были приглашены пять семей, нуждающихся в коррекционной работе с детьми 2-3 лет. Занятия построены по системе коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития Т. А. Датешидзе [1], где корректировка речевого дефекта происходит параллельно с работой, стимулирующей развитие ребёнка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б) развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;

в) пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;

г) развитие графических навыков.

Занятия в форме совместных игр можно проводить во 2 половине дня. Для эффективности обучения родителей элементарным методам работы с детьми занятия проводятся в три этапа:

I. На первом этапе учитель- логопед работает с детьми самостоятельно. От родителей требуется повторять задания, копировать логопедические действия и их последовательность.

II. На втором этапе родители участвуют в отдельных эпизодах занятий с детьми (совместная пальчиковая игра, артикуляционная гимнастика).

III. На третьем этапе родителям предлагается закончить начатое логопедом упражнение или самостоятельно выполнить с детьми задание.

Следует отметить, что после проведённого занятия мы вместе с родителями обговариваем его ход, задания и упражнения, которые были использованы, уточняем, какие задачи были поставлены и с помощью чего они решались. Кроме того, родителям выдаются памятки для закрепления полученных знаний дома. Всё это также позволяет родителям повысить их грамотность в области, развивающей и коррекционной педагогики, побуждает в них интерес и желание учувствовать в воспитании и развитии своего ребёнка.

Для более эффективного сотрудничества с семьями воспитанников проводятся тематические консультации под общей рубрикой «Советы логопеда». В помощь родителям мы осветили такие темы как:

1. Зачем язычку делать зарядку?

2. Почему сначала звуки, а потом буквы?

3. Как руки язычку помогают?

4. Почему с ребенком нужно долго разговаривать?

5. Как сделать речь грамотной?

6. Поговорим о связной речи.

1. Речевая среда – что это?

2. С чего начинать обучение грамоте?

3. Зачем столько знать о звуках?

4. Что такое предшкольный возраст?

5. Скоро в школу… (формирование в семье предпосылок учебной деятельности).

6. Игровые приёмы развития речевого дыхания.

1. Могу, но не хочу (как воспитать у ребенка желание читать).

2. Литературное развитие дошкольников.

В рубрике «Домашняя игротека» помещается следующий материал:

1. Игры на кухне.

2. В свободную минутку.

3. По дороге из детского сада и др.

Наряду с тематическими консультациями я готовлю памятки для родителей, в которых в сжатой форме отражается содержание основных консультаций учителя- логопеда. Среди них можно отметить такие, как «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Фонематический слух основа правильной речи», «Рассказываем стихи руками» и др. Памятки распространяются на родительских собраниях.

Для обучения родителей совместным формам деятельности с детьми, носящих коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения, проводятся родительские тренинги, выставки речевых игр и пособий. На одной из родительских встреч мы провели выставку пособий на развитие фонематического слуха. Родители, представляя своё творение, рассказывали присутствующим, как изготовить интересные игры из подручного материала в домашних условиях. Данные формы взаимодействия способствуют повышению заинтересованности родителей и обеспечивают более высокий уровень педагогической культуры родителей в области развития речи детей.

Следует отметить эффективность использования такой формы работы как информация на стенде. Её можно увидеть в групповой раздевалке, в холле детского сада. В этой информации присутствует логопедическая направленность, где отражаются вопросы профилактики речевых нарушений детей.

Кроме того, сейчас мы создаём в детском саду «Библиотеку для родителей», которая помогает повысить уровень знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии. Мы накапливаем материал, который родители могут взять домой. Это прежде всего литература, как художественная, так и методическая, а также дидактические игры, ориентированные на развитие речи.

Полноценная реализация большого количества потенциальных возможностей семьи в вопросах воспитания и развития речи детей, профилактики речевых нарушений зависит от взаимодействия её членов с учителем- логопедом дошкольного образовательного учреждения. При налаживании доверительных отношений, активном взаимодействии со специалистом родители смогут почувствовать себя увереннее, что, несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом.

1. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004 г.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2010 г.

3. Поваляева М. А. Справочник логопеда.: «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002 г.

Мини-музей «Буквы», как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях логопедической группы детского сада. “Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”. В. А. Сухомлинский На определенном.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР «Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием.

Работа с родителями учителя-логопеда Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями, как одно из.

Сообщение «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Сообщение на тему: «Взаимодействие учителя- логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Елена Караганова От слаженности.

Взаимодействие инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ Давно известно, что у детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: 1. По развитию физических.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов Количество детей нуждающихся в логопедической помощи,велико. Для эффективного устранения какого- либо нарушения в развитии ребенка требуется.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в формировании правильной речи дошкольников Развитие речи дошкольников – необходимое условие для личностного развития ребенка. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС ДО. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

автор: Ефремова Ирина Владимировна

учитель логопед, дефектолог Детский сад № 58 «Красная шапочка» г. Нерюнгри

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

Автор: Ефремова Ирина Владимировна

Организация: МДОУ «Детский сад № 58 «Красная шапочка»

Населенный пункт: Саха (Якутия).г. Нерюнгри

Педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья . В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Решение проблемы речевого недоразвития требует комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции. Положительный результат коррекционной работы может быть достигнут только при условии взаимодействия всех участников образовательных отношений (педагогов и родителей воспитанников) в рамках единого образовательного пространства. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольными организациями, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».

При выстраивании отношений между мной, учителем-логопедом и родителями выявляются противоречия: между различиями в позициях учителя-логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей, между необходимостью участия родителей в коррекционно-развивающем процессе и отсутствия должного уровня психолого-педагогических знаний у родителей. Многие из родителей не имеют элементарных представлений о развитии речи своих детей. Одни родители самопроизвольно отстранялись от работы по исправлению речевых дефектов у детей, другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком. Я сталкиваюсь с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Важно учесть различные социальные и педагогические факторы: уровень нравственного и духовного воспитания самих родителей, их образование, жизненный опыт, их подход к воспитанию детей.

В связи с этим актуальным является один из механизмов реализации ФГОС ДО — повышение ответственности родителей за воспитание детей, углублённое взаимодействие между семьёй и учителем-логопедом.

Исходя из этого, я поставила цель: установить взаимодействие учителя-логопеда с родителями для достижения успеха в коррекционно-развивающей работе посредством эффективных форм сотрудничества.

На организационной встрече в логопедической гостиной «Что такое логопункт?» знакомлю родителей с содержанием коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта.

Для приобретения практических навыков провожу семинары-практикумы, тренинги: «Обучение звуковому анализу через игровые упражнения», «Ловкие пальчики», «Путешествие по морю красивой речи», «Развиваем речь детей», «Давайте играть вместе», «Артикуляционная гимнастика — основа правильного звукопроизношения», «Скучная автоматизация — нескучная игра». Родители, участвующие в этих мероприятиях, приобретают практические навыки развития речи, активно используют их в исправлении речевых дефектов под руководством учителя-логопеда, становятся полноценными участниками коррекционно-развивающей работы.

Важным моментом в работе учителя-логопеда является предупреждение и раннее выявление речевых нарушений и своевременное оказание квалифицированной помощи детям раннего возраста. Провожу встречи в логопедической гостиной «Секреты развития речи», выступаю на встречах для родителей, детей поступающих в ДОУ. На встречах знакомлю с особенностями развития речи детей раннего возраста, направлениями её развития в домашних условиях. Осуществляю диагностику детей раннего возраста, консультирую их родителей по вопросам речевого развития в рамках деятельности диагностико — консультационного пункта. Эта работа позволяет выявлять, имеющиеся у детей речевые нарушения, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития и коррекции речи детей раннего возраста, что позволяет компенсировать задержку речевого развития, это в свою очередь является профилактикой возникновения общего недоразвития речи в более старшем возрасте.

На мой взгляд, самой эффективной формой коллективной работы являются фронтальные открытые занятия для родителей. Провожу
их с целью, чтобы родители увидели каких успехов достигли их дети. Особая ценность этих занятий в том, что родители видят своего ребенка в коллективе, что даёт возможность объективнее оценить его возможности. Те родители, кто являются хорошими помощниками своим детям, активными участниками большой повседневной работы, бывают вознаграждены, видя успех своего ребёнка.

Я считаю, что одной из важнейших форм взаимодействия с семьёй является индивидуальная работа. Преимущество этой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями я намечаю конкретные пути совместного воздействия на ребенка. Обязательным моментом индивидуальной работы с родителями считаю обсуждение успехов и достижений ребёнка в преодолении речевых проблем. Индивидуальная работа с каждым родителем приносит положительные результаты: родители начинают давать объективную оценку речевому развитию своего ребёнка, осознают необходимость работы по исправлению речевых дефектов, овладевают необходимыми логопедическими знаниями, умениями и навыками, начинают регулярно оказывать помощь своим детям в формировании правильного звукопроизношения и развитии остальных сторон речи.

Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации — эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. В работе использую информационный стенд «Уголок логопеда». Посредством информационного стенда представляю консультации для родителей по темам: «Что такое фонематический слух и для чего он нужен?», «Идём домой — играем, всё вокруг замечаем и речь развиваем», «Учите детей правильно произносить и различать звуки», «Пальчики ловкие — ручки умелые», «Слова, слова, слова..», «Речевая готовность ребёнка к школе», «Зачем читать детям книги?», «Речевое дыхание — основа правильной речи», » Речь взрослого — пример для подражания». Использую также памятки-рекомендации для родителей . Они компакты по размеру, содержание кратко и доступно для любого родителя. Считаю, что единственный недостаток наглядной работы с родителями заключается в том, что некоторые родители не всегда внимательно и добросовестно изучают представленный материал, ссылаясь на занятость.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов, детей и родителей, как совместный досуг детей и родителей — праздники и развлечения, на них родители и дети являются активными участниками, а не пассивными зрителями. Совместные досуги эмоционально сближают детей и родителей, отношения между ними становятся более близкими, доброжелательными.

При логопедическом обследовании воспитанников выявляется, что достаточное количество детей среднего и старшего дошкольного возраста нуждаются в коррекционной логопедической помощи, а в соответствии с «Положением о логопункте», в первую очередь на логопедические занятия зачисляются дети с ОВЗ и дети подготовительной к школе групп. С целью оказания квалифицированной педагогической помощи в вопросах речевого развития родителям данной категории детей, на базе нашего ДОУ с 2015 года функционирует семейный клуб «Секреты Говоруши», руководителем, которого являюсь я, учитель-логопед. Формы работы семейного клуба: консультации, практикумы, игровые тренинги, встречи за круглым столом, совместное продуктивное взаимодействие. Привлечение к работе клуба родителей даёт положительные результаты: родители проявляют интерес к речевому развитию своих детей, обращаются за консультацией, становятся активными участниками совместных мероприятий, конкурсов, выставок ДОУ, оказывают содействие в пополнении развивающей предметно-пространственной речевой среды групп.

Еще одна из форм работы с родителями — организация выставок совместного детско-родительского творчества. Такие выставки способствуют развитию творческих способностей детей, эмоциональному сближению детей и родителей, экспонаты выставок служат оформлением логопедических досугов.

Используя сеть интернет, представляется возможность выйти за рамки своего учреждения, что позволяет виртуально взаимодействовать с родителями.

Все представленные формы приносят определённые результаты. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Я продолжу поиск наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями и приложу усилия, чтобы среди родителей не осталось пассивных наблюдателей.

Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

Вайс М. Н., Пустякова Т. В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе // Логопед. 2010. № 3.

Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя — логопеда и семьи. СПб. 2011.

Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Дата публикации: 14.09.2016 2016-09-14

Статья просмотрена: 2049 раз

Библиографическое описание:

Боровик М. И., Карасева Н. О. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 431-433. — URL https://moluch.ru/archive/122/33732/ (дата обращения: 28.02.2020).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», важнейшая задача педагога — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Успех коррекционно-воспитательная деятельность педагога-логопеда в значительной степени зависит от активного и квалифицированного участия родителей в процессе речевой коррекции, в воспитании и обучении ребенка. С ребенком, имеющим речевые нарушения, необходимо заниматься не только в образовательных и коррекционных учреждениях, но и дома, в кругу семьи — в первичной, в наиболее важной и авторитетной ячейке социума для маленького человека, по возможности привлекая к процессу коррекции всех членов семьи.

Однако, даже самые активные и любящие родители как правило не имеют необходимых педагогических знаний и умений, и, в результате, не уделяют ребенку, имеющему нарушения речи, достаточного времени и внимания, либо вовсе отстраняются от проблемы, в наибольшей мере возлагая ее на специалистов. Не менее пагубны также ошибочные методы домашней коррекции, прилагаемые родителями с самыми лучшими намерениями, но без должной коррекционно-педагогической и психологической квалификации.

Таким образом, инициатива формирования такого сотрудничества должна исходить от учителя-логопеда. Список задач достаточно широк: необходимо сформировать комфортную и доверительную общую образовательную среду; внятно и исчерпывающе разъяснить родителям значимость и методику речевой коррекции; добиться активного и правильного участия родителей в воспитании ребенка; объяснить необходимость закрепления успехов, достигнутых на занятиях; снабдить необходимыми для этих целей педагогическими инструментами и обеспечить средствами связи.

Все семьи разные, и подход в каждом отдельном случае приходится выстраивать индивидуально. В случаях, если родители пытаются взвалить всю работу на специалистов, необходимо провести серьезную просветительскую работу и правильно мотивировать на кропотливую совместную работу с логопедом и ребенком. Если родители чрезмерно активны, следует дать понять, что для коррекции речевого развития куда важнее и эффективнее спокойная и последовательная работа, чем завышенные ожидания и головокружения от возможных сиюминутных успехов. В тех случаях, когда родители не столь серьезно обеспокоены речевыми проблемами ребенка в надежде, что «само исправится», специалисту необходимо не только объяснить важность коррекционной работы, но и постоянно напоминать, побуждать и интересоваться успехами ребенка в домашней работе. Если же семья неблагополучная, и родители достаточно равнодушны, педагогу придется брать основную работу на себя, и/или изыскивать альтернативные методы воздействия на ситуацию. Универсальных рецептов для каждого конкретного случая нет, и каждый раз учителю-логопеду приходится не только учить, но и учиться самому.

Однако есть универсальные педагогические приемы и методы, сильно облегчающие задачи логопеда. Такие приемы и методы вполне можно разделить на четыре вида: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные и объединяющие.

  1. Родительские собрания;
  2. Семинары и практикумы (тренинги);
  3. Круглые столы.
  1. Анкетирование;
  2. Собеседования;
  3. Консультации;
  4. Тетради домашних заданий;
  5. Еженедельные итоговые выписки.
  1. Буклеты, информационные листки и газеты;
  2. Открытые занятия;
  3. Логопедическая библиотека;
  4. Сайты, презентации, интерактивные компьютерные программы.

Объединяющие методы: совместная подготовка и участие родителей и детей в праздниках, выступлениях, играх и развлечениях.

Важнейший инструмент выстраивания равноправного сотрудничества специалистов и родителей — родительские собрания. На первых собраниях родители получают первичные сведения о структуре данного учреждения, о правилах и распорядке, о целях и задачах специалистов, о динамике прошлых курсов и т. п. Очень хорошим подспорьем в данном случае могут служить видеоматериалы, демонстрирующие успешную работу логопедов, нейропсихологов и других специалистов. Кроме того, такие собрания служат еще и спаечным инструментом, превращающим ранее незнакомых индивидуумов в коллектив, объединенный общими целями, чаяниями и задачами. Специалист обязан донести безмерную важность общей ответственности за будущее каждого ребенка и обозначить методы решения задач, как для логопеда, так и для родителей, выступающих в роли учителей.

Последующие родительские собрания должны проходить под девизом «Наши дети молодцы!» (положительная динамика). Ни в коем случае нельзя публично хвалить одних детей и их родителей и обозначать проблемы с другими, рискуя потерять с таким трудом налаженный психологический контакт. Вся существующая проблематика должна быть вынесена с коллективного уровня на индивидуальный.

Тайминг родительских собраний должен быть составлен таким образом, чтобы оставалось достаточно времени для вопросов и ответов на них. Вопросы возникают у каждого родителя, но задают их, в силу индивидуальных особенностей, отнюдь не все. Как показывает практика, вопросы, за редким исключением, в целом довольно стереотипны, так что ответы на волнующие темы получают все, и более активные родители, и менее активные.

Семинары и практикумы служат, прежде всего, для помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в кругу семьи. Здесь родители учатся правильному обращению с тетрадями для домашних работ. Здесь получают организационные, логопедические и психологические знания и умения, обучаются использованию разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, приемам развития мелкой моторики, внимания, мышления, усидчивости и т. п. Каждый семинар должен быть предельно конкретным, нацеленным на решение актуальных на данный момент времени коррекционных и педагогических задач. Каждый семинар должен быть подкреплен практическими демонстрациями и отработкой приемов коррекционной работы, наглядными пособиями, информационными листками и брошюрами.

Еще большему прорастанию горизонтальных связей педагогическо-родительской среды способствуют круглые столы. В отличие от семинара, девиз которого «Практика, и еще раз практика», круглый стол служит для повышения педагогической культуры родителей. Для теоретического обоснования педагогической, психологической и коррекционной работы с детьми проводить круглые столы можно как в любом учреждении, так и в кругу семьи. К участию в круглых столах с родителями необходимо привлекать как можно большее количество специалистов — логопедов, психологов, врачей, административных работников. Повестка круглого стола состоит из нескольких докладов на волнующие родителей темы, с разъяснениями и дополнениями других специалистов. После выступлений проводится их широкое обсуждение в форме обмена мнениями. Необходимо помнить, что формат круглого стола подразумевает благожелательную, но жесткую модерацию, не позволяющую собеседникам далеко выходить за рамки обозначенной дискуссии из оправданного опасения потери структуры мероприятия и ухода от его целей и задач.

Начинать выстраивать плодотворные взаимоотношения с родителями необходимо уже на стадии сбора первичного анамнеза, с собеседований и анкетирования. Важно максимально близко познакомиться с каждой семьей, создать атмосферу взаимного доверия, показать необходимость и доказать искреннюю заинтересованность в полноценном речевом развитии ребенка. Для этого придется учитывать индивидуальные особенности каждой семьи: ее состав, культурный уровень, условия жизни, степени занятости каждого члена семьи, уровень активности родителей и уровень готовности идти на доверительное сотрудничество с логопедом. Более того, на стадии знакомства весьма рационально использовать комплексный подход: используя данные, полученные не только в очном и заочном общении логопеда с родителями, но и данные, полученные при общении родителей с психологом и врачами т. п.

После первичного собеседования проводятся индивидуальные консультации. Чаще всего они требуются родителям, чьи дети испытывают трудности в улучшении качества речи, нуждаются в медикаментозном вмешательстве и в наблюдении другими специалистами. В рамках таких консультаций подробно рассматривается дальнейший коррекционный маршрут ребенка в каждом конкретном случае.

Тетради домашних заданий — главный инструмент, посредством которого родители получают своевременный набор игр и упражнений для закрепления навыков, знаний и умений, полученных на логопедических занятиях, а также конкретные методические рекомендации для выполнения именно этих упражнений. Традиционные обычные «школьные» тетради, которые заполняются родителями на основании карточек с домашними заданиями, целесообразно заменить небольшими папками с вложенными в них пустыми файлами. В такой файл удобно вкладывать одноразовые карточки большого формата, с уже подготовленными полями для решений. Кроме этого тетрадь может и должна быть использована в качестве главного средства оперативной связи между специалистами и семьей ребенка. Каждое задание должно сопровождаться специальным полем, в котором родители смогут оставлять свои заметки, вопросы, беспокойства и пожелания, а логопед — свои ответы и замечания. Практика показывает, что подобная интерактивность в наибольшей мере способствует вовлечению родителей в воспитательно-образовательный и коррекционно-педагогический процесс, крайне наглядно и действенно формирует близкие доверительные отношения родителей и педагогов.

Информационные листки раздаются родителям после родительских собраний, семинаров и плановых консультаций. Их задача — конкретизация поднимаемых на собраниях и обсуждениях тем, целей и методов проведения логопедических занятий, здесь же описывается необходимый для успешной работы с ребенком инструментарий и оглашаются рекомендации по графику и распорядку домашней работы. Кроме того, информационные листки служат приглашением родителей на логопедические занятия.

Родители должны иметь свободный доступ к фронтальным и персональным занятиям в дошкольных образовательных учреждениях. На таких открытых занятиях взрослые могут наглядно ознакомиться с приемами и методами коррекционной работы для последующего применения их в домашних условиях, научиться правильной комбинаторике выполнения целевой речевой работы и развитию высших психических процессов, важных для адаптации ребенка в обществе. Родителям вовсе необязательно оставаться пассивными наблюдателями открытых занятий, очень полезно включать их в педагогический процесс как равноправных его участников. Таким образом родители проходят логопедическую практику, обретают понятие о правильных реакциях на успехи и проблемы ребенка, и одновременно раскрепощаются, налаживают реально действующие контакты с детьми и специалистами.

Крайне полезным подспорьем в общей коррекционной деятельности служит доступная каждому родителю логопедическая библиотека-игротека. Важно собирать в ней не только специальную литературу, не только все без исключения пособия, используемые для занятий и игр дома, интересные статьи и книги, но и оригинальные дидактические материалы и инструменты, созданные педагогами и родителями, аудио-видео документы, работы детей. Логопед всегда должен быть готов предложить родителям те материалы и инструменты, которые необходимы для более эффективного развития именно их ребенка.

Не стоит упускать из виду и современные информационные технологии. Для собраний, семинаров, практикумов и круглых столов отлично подойдут своевременные компьютерные презентации. Короткие, но красочные игровые и учебные презентации служат великолепным инструментом удержания внимания ребенка на групповых и индивидуальных занятиях. Массу полезной для родителей информации можно разместить как на официальном сайте учреждения, так и в социальных сетях. В тех же сетях крайне удобно дублировать актуальную стендовую информацию, давать анонсы мероприятий и приглашать на них родителей. Так же помогает налаживанию единой педагогическо-семейной среды переписка по электронной почте и информационная лента логопеда в формате «вопрос-ответ».

Еще один, не менее важный метод взаимодействия логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком, на который необходимо обратить пристальное внимание — это совместное участие в подготовке и реализации речевых проектов: тематических утренников, праздников, выставок художественных работ и прочих развлечений, демонстрирующих прогресс ребенка в результате совместной коррекционной работы. Участие в подобной творческой деятельности — мощнейший фактор, стимулирующий сотрудничество, доверительность и совместную ответственность родителей и специалистов. Другими словами — идеальный тимбилдинг.

Совершенно очевидно, что только равноправное сотрудничество логопеда, психологов, медработников и родителей — важнейшее условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых недостатков, имеющих непосредственное негативное влияние на умственное и нравственное развитие подрастающего поколения. Более того, необходимо сделать равноправным участником такого сотрудничества и самого ребенка.

  1. Закон РФ «Об образовании», М., 2008.
  2. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
  3. Вайс М. Н., Пустякова Т. В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе // Логопед. 2010. № 3.
  4. Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя — логопеда и семьи. СПб. 2011.
  5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Доронова Т. Н. и др. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  7. Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» Детство-Пресс, 2012.
  8. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Читайте также:  Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР
Ссылка на основную публикацию