Сотрудничество логопеда и родителей на логопунке

Как логопеду работать с родителями

Важным аспектом в коррекционной работе является исправление речевых дефектов, раннее выявление этих нарушений, а также подготовка дошкольников к учебному процессу. Ни одна схема работы с такими детьми не может дать должного результата, если к процессу не подключена семья.

Сегодня одной из наиболее насущных проблем в работе логопеда является проблема работы с родителямидетей, у которых есть речевые нарушения. У таких детей есть отклонения в развитии речи, при этом у них сохранен интеллект и нет проблем со слухом. Данные нарушения разнообразны, они могут проявляться в проблемах с произношением, скудности словарного запаса, нарушении плавности и темпа речи.

Почему количество детей-логопатов увеличивается?

В настоящее время примерно каждый 4 ребенок дошкольного возраста имеет проблемы с развитием речи или его различными нарушениями.

Рост количества таких детей объясняется не только медицинской стороной вопроса. Часто причиной становятся социальные условия, в которых дети пребывают с самого начала их жизни.

При этом вовсе не обязательно, что проблемы возникают в социально-неблагополучных семья с низким уровнем достатка. Основная причина в данном случае – это отсутствие должного общения ребенка с родителями, которые в силу своей занятости или других факторов не имеют желания или возможности проводить с детьми больше времени. В таких ситуациях часто единственным «собеседником» ребенка становится телевизор, что приводит к достаточно плачевным последствиям при овладении речью.

Основные задачи в работе с родителями

Исправление речи у ребенка предполагает использование специальных методик, но роль родителей также играет одну из определяющих ролей в процессе коррекционно-логопедического воздействия. Роль совместной работы логопеда и членов семьи трудно переоценить, ведь она дает положительную динамику в развитии речи ребенка. Это возможно при условии, что родители поняли важность того, что нужно каждый день уделять внимание и время для исправления речевых нарушений.

Есть несколько основных задач работы учителя-логопеда с родителями:

  • Необходимо установить партнерские отношения с членами семьи ребенка, создать благоприятную атмосферу, которая вызовет у родителей интерес и желание в помощи по устранению речевых нарушений.
  • Повышение компетентности родителей относительно вопросов речевого развития. Важно донести до них, что несмотря на всю занятость, важно всесторонне участвовать в развитии своего ребенка.
  • Обучение конкретным методикам логопедической работы, чтобы они могли в домашней обстановке повторять те или иные упражнения.

Формы работы учителя-логопеда с семьей

Достаточно часто есть определенные препятствия работы учителя-логопеда с членами семьи, которые в большей степени обусловлены недостаточной компетенцией родителей, касающейся вопросов речевого и психического развития ребенка.

Есть традиционные формы работы логопеда с родителями:

  • Педагогическое просвещение, которое осуществляется внутри детского сада, а также за его пределами.
  • Расширенная консультация и беседы, которые главным образом направлены на семьи, которые не могут справиться с функцией воспитания и образования (здесь важна роль педагога, который сам подбирает темы и направления, которые считает важными).
  • Групповые собрания (в данном случае, родители выступают в роли пассивных слушателей, по возможности максимально внимания той информации, которая до них доносится).
  • Наглядные материалы: выставки, стенды и т.д. Как правило, родители плохо воспринимают такую информацию, потому что она идет как-бы фоном для них, когда они приводят или забирают ребенка из группы.

Подобные традиционные формы работы с семьей показывают недостаточную эффективность. Объясняется это тем, что подход оказывается слишком общим, т.е. индивидуальные особенности детей фактически не учитываются. К тому же, родители недостаточно вовлечены в процесс преодоления речевых нарушений, участвуя лишь в каких-то организационных моментах.

По В.А. Петровскому есть несколько этапов успешной работы учителя-логопеда и родителей:

  1. Нужно сформировать у членов семьи положительный образ малыша. В данном случае во главе угла стоит девиз «Ваш ребенок лучше всех», т.е. ни в коем случае не надо жаловаться на ребенка, даже если он сделал что-то не так.
  2. Донесение до родителей знаний об их ребенке, которые не доступны им внутри семьи. Сообщается о том, как малыш общается со своим сверстниками, каких успехов он уже добился и т.д.
  3. Знакомство специалиста с основными проблемами при воспитании. В данном случае, логопед выступает в роли слушателя, поддерживая диалог. Не дается никаких оценок и предварительного анализа. Вся полученная информация должна использоваться специалистом только для дальнейшего позитивного взаимодействия с семьей.
  4. Совместная работа по формированию личности ребенка. К этому моменту уже должны сформироваться доверительные отношения между логопедом и членами семьи. Только после этого он может давать советы и рекомендации.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме ‘Звуки [Л] и [Л`]’

Конспект

индивидуального логопедического занятия

по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.

Тема: Звуки [Л] и [Л`]

Этап дифференциации. «Такие разные животные»

  1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звуков, закрепление словаря по теме «Животные», закрепление словаря антонимов.
  2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать нижнедиафрагмальное дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Оборудование : зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звуков «Л» и «Л`», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» и «Л`» в соответствии с лексической темой: «Животные».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Давай поиграем в игру «Скажи наоборот».

Слон большой, а мышка … (маленькая)

Тигр храбрый, а заяц …(трусливый)

Собака добрая а волк…(злой)

Лев быстрый, а черепаха …(медленная)

Жираф высокий, а суслик … (низкий)

II. Подготовительная часть.

1. Развитие зрительно- пространственной ориентировки

«Я скажу, а ты – покажи!» На занятии нам будут помогать наши помощники – руки.

Покажи правую руку, правой рукой – правую щеку, правое плечо, правый бок, правое колено.

Покажите левую руку (левые части тела левой рукой).

Покажите правой рукой левую щеку.

2. Развитие мелкой моторики

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

3. Развитие мимической мускулатуры . Изобрази хитрую лису, грустного осла, злого волка, веселую обезьяну.

4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания

Надули мы животики как у бегемотиков,

Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем…

5. Развитие артикуляционной моторики

Массаж языка «Ла-ла-ла»

Упражнения для языка «Парус», «Лошадка», «Грибок»

III. Основная часть.

1. Повторение. Давай вспомним, какие бывают звуки? (Если ребенок затрудняется, помогаем – гласные и согласные). А как мы различаем гласные и согласные звуки? (Ответ) Правильно, гласные звуки не встречают во рту преграды, их мы можем петь, а согласные звуки встречают во рту преграду, это могут быть губы, зубы и язык. Назови, какие ты знаешь гласные звуки? Согласные звуки? Но согласные звуки тоже бывают разные. Я сейчас буду называть звуки парами, а ты определи, по какому признаку они отличаются: т-ть, н-нь, с-сь, в-вь. (ответ) Правильно, это твердые и мягкие звуки.

2. Речевая разминка . Я буду называть твердый звук, а ты его младшего братца – мягкий звук (логопед предлагает звуки: н, д, м, с, к, п).

3. Объявление темы занятия. Дифференциация звуков «Л» и «Л`»

Послушай два слова: ЛУК и ЛЮК, назови первый звук в каждом слове.

Сегодня мы будем учиться правильно называть и различать эти звуки.

4. Дифференцированный анализ артикуляции звука (по схеме)

Звук «Л» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)Звук «Л`» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы, средняя часть спинки языка приподнята- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)

5. Дифференцированная характеристика звука (по схеме)

Звук «Л» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена)Звук «Л`» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- мягкий (показ рукой – средняя часть спинки языка приподнята)

6. Дифференциация звуков [Л]- [Ль] на материале слов

Дидактическая игра «Зоопарк»

Рассмотри внимательно картинки, возьми себе те картинки, в названиях которых есть твердый звук «Л», а мне отдай картинки, в названиях которых есть мягкий звук «Л`».

(Логопед предлагает картинки животных: лось, лошадь, волк, козел, лиса, осел, лягушка, улитка, слон)

Давай произнесем слова, в которых есть твердый звук «Л».

А сейчас произнесем слова, в которых есть мягкий звук «Л`»

7. Физминутка

У лесной дороги

Спал медведь в берлоге,

Кто-то мимо проходил

И медведя разбудил.

Зарычал медведь в берлоге!

Уноси скорее ноги!

8. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале предложения

«Этим летом я в лесу видел белку и лису»

Скажи, услышал ли ты слова со звуками «Л» и «Л`»

Назови слова. А сейчас я буду называть эти слова, а ты внимательно слушай, если в слове есть мягки звук «Л», то поднимай зеленую карточку, а если твердый звук «Л», то синюю (логопед называет слова в медленном темпе, выделяя звуки «Л» и «Л`»).

9. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале текста

Послушай стихотворение.

Дело было летом,

Лось поел котлету,

Читайте также:  План-конспект НОД, лексическая тема Одежда

Долго топал он потом

И плевался под кустом:

«Не надо мне котлету,

Не надо мне конфету!

На лугу, в лесу и в поле

Сена я наемся вволю!»

Слышал звуки «Л» и «Л`»? Сейчас я снова буду читать текст, а ты, как только услышишь слово с твердым звуком «Л», выкладывай на стол синюю фишку. А сейчас другое задание, как только услышишь слово с мягким звуком «Л`», выкладывай зеленую фишку. Молодец!

А сейчас давай вместе расскажем это стихотворение.

IV. Заключительная часть.

Итог занятия

Какие звуки мы сегодня правильно говорили? Правильно, звук «Л» и звук «Л`». Давай вспомним, чем они отличаются (анализ артикуляции и характеристика звуков по плану). Про каких животных мы говорили?

Логопед дает положительную оценку работы ребенка и создает хороший настрой на следующее занятие.

Кошелева Виктория Николаевна

МКДОУ детский сад «Рябинка» ХМАО-ЮГРА

Кондинский район, п.Куминский

Методическая разработка – конспект логопедического занятия для детей с ОНР по автоматизации звуков (Л) и (ЛЬ)

Разработала учитель – логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ “Детский сад “Теремок” комбинированного вида”

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите на меня –

– Я, теперь – лягушка!

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

– Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

– Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

– Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

– Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

– Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

Методическая разработка – конспект логопедического занятия для детей с ОНР по автоматизации звуков (Л) и (ЛЬ)

Домбровская Наталья Дмитриевна

“Автоматизация звука “Ль”

ЦЕЛЬ: автоматизация звука «Ль».

ЗАДАЧИ:

  • закрепление правильного произношения звука “Ль” в слогах, словах и предложениях;
  • развитие моторики артикуляционного аппарата;
  • развитие фонематического слуха;
  • обучение звуковому анализу;
  • словобразование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
  • согласование числительных с существительными;
  • активизация словаря по л/т «Продукты»,
  • развитие общей и мелкой моторики.
  • воспитание внимания к обращённой речи, умения слышать друг друга;
  • воспитание правильного поведения на занятии;
  • воспитание дружеских взаимоотношений и культуры поведения.

ОБОРУДОВАНИЕ: «Волшебное окошко» (зеркало в «Замке знаний»), кукла Лена, магнитофон, картинки, схемы для звукового анализа, счётные палочки, схема предлога «В», наклейки, раскраска (слова со звуком «Ль»).

1. Сюрпризный момент. Приглашение на день рождения.

2. Уточнение артикуляции звука. Характеристика звука. «Волшебное окошко». Упр. “Иголочка”, “Змейка” -язычок какой?

Для произнесения какого звука нам нужен острый язычок?

Посмотрите на нашу Лену? Какая она у нас нарядная? Лена не может произнести первый звук своего имени, и просит помощи.

Дети объясняют Лене, как правильно произносить звук «Ль», дают его характеристику.

Произнесение звука “Ль”.

3. Слоговые упражнения. Животные и птицы пришли поздравить Лену? Дети выбирают животных и произносят цепочки слогов

· с разным ударением:

· с разным ритмическим рисунком:

ля-ля – ля-ля-ля (лягушка)

ле-ле – ле-ле-ле (лев)

ли-ли-ли – ли-ли( лиса)

ле-ле-ле – ле-ле (леший).

· с разной интонацией:

4. Игра «Слышу «Ль» (в слогах, словах). Научим Лену слышать этот звук.

(ля, ло, ле, оль, окл, акль, лимон, малина, конфета, пальма, лес).

5. Слоговой анализ(схемы): «Живые звуки» – аль, ля, ли, иль.

6. Определение места звука в слове по схеме:лимоны, фасоль, апельсины, малина, соль.

Лена хочет приготовить для гостей разные блюда, давайте поможем составить список продуктов для праздничного стола. (Дети раскладывают картинки к схемам)

7. Физминутка. (Песенка Крокодила Гены – с движениями)

8. Грамматические упражнения:

· Работа с предлогом«В» (В какие блюда мы кладем соль?)

Летом папа наш принес

в белом ящике мороз,

и теперь мороз седой у нас и летом и зимой

мясо, рыбу, фрукты.

Что может быть у Лены в холодильнике? (словосочетание с предлогом)

Что может быть в хлебнице?

· Словообразование(слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

Для нас Лена приготовит котлеты, а для Лилипуточки –котлетки, Поиграем: вермишель, карамель, малина, лимон, бульон, …

· Словообразование (относительные прилагательные)

Лена будет готовить коктейль. (малина, калина, лимон, апельсин, слива, облепиха, земляника).

· Согласование числительных с существительными:

Лена будет украшать свой дом цветами. Игра «1, 2,5» (тюльпан, лютик, лилия, колокольчик) Давайте назовём части цветка со звуком «Ль» (стебелек, лепесток, листочки).

Отгадайте, букет каких цветов очень понравится Лене? Может быть это букет…?(интонация вопроса).

9. Развитие мелкой моторики.

Что вы подарите Лене (слова со звуком «Ль») и для чего? (выкладывание из палочек предметов со звуком “Ль”)

13. Итог. Сюрприз от Лены – наклейки (дети приклеивают их на карту успехов), раскраска (слова со звуком «ЛЬ» -раскрашивают после занятия).

Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР»

Азова Е.А. Чернова О.О. «Учим звуки» домашняя тетрадь.

Методическая разработка – конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи по автоматизации звуков [Л] и [ЛЬ]

На данном занятии мы автоматизируем звуки Л, Ль в слогах, словах, в предложениях и в спонтанной речи. Предлагаемый материал может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на подгрупповых занятиях с детьми старшего возраста.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей - план-конспект занятия

Тема: «У нас в гостях Лунтик»

  • Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.
  • Закрепить знания детей о звуках «Л» и «Ль»;
  • Продолжать учить дифференцировать звуки «Л» и «Ль» в словах;
  • Продолжать учить составлять предложения;
  • Закрепить умения подбирать прилагательные к существительным.
  • Развивать фонематический слух,
  • артикуляционную и общую моторику,
  • словесно-логическое мышление,
  • внимание, глазомер, аккуратность, фантазию, образное мышление, сосредоточенности, мелкой моторики пальцев рук.
  • воспитывать самоконтроль за речью через оральный,
  • тактильно-вибрационный и акустический контроль.
  • воспитывать у каждого ребенка умение слушать ответы других детей;
  • презентация, компьютер, проектор; картинки с изображением ягод и фруктов; предметные картинки, в названии которых присутствует звуки Ли ЛЬ;, схема акустико-артикуляционного образа звуков,
  • знакомство со звуками Л и Ль, чтение стихов, загадывание загадок; разучивание д/д, словесных и пальчиковых игр.

Ход занятия

Организационный момент.

– Сегодня к нам прилетел необычный гость. Угадайте, кто это:

Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты –
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.
Кто же это? (Лунтик) .

Лунтик: — Здравствуйте, ребята!

Лунтик: — Я родился на луне, а вышло так, что я попал на землю. Где я, куда я попал, не знаю?

Логопед: — Ребята, куда попал Лунтик?

Дети:- (республика Башкортостан, город Учалы, детский сад № 12 «Золотой петушок»).

Логопед: — Лунтик, как хорошо, что ты прилетел к нам в гости. Мы очень рады тебе. Сегодня у нас интересное занятие, на которым мы познакомим тебя со звуками которые, кстати, есть в твоем имени.

Лунтик: — В моем имени? Как интересно!

Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед:- А вы, ребята догадались? Скажите, какой первый звук в слове «Лунтик»? (звук «Л») Расскажем Лунтику, какой это звук.(Дети дают характеристику звукам Л и Ль по схеме).

  • губы улыбаются;
  • кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорчикам;
  • воздушная струя проходит по бокам языка.

Л — согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.

ЛЬ — согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зеленым цветом.

Логопед: — Скажите чем они похожи? Молодцы.

Логопед: — Ребята, а какое сейчас время года? (весна) Чтобы быть весной здоровым, позаботимся о своём здоровье. А помогут нам в этом веселые персонажи, которые тоже пришли к нам в гости. Они хотят поиграть с вашими язычками.

Развитие артикуляционной моторики.

Логопед:- Первое упражнение — Лягушка.

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам,
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.(3-5 р)

Логопед: — Второе упражнение «Хоботок».

Подражаю я слону
Губы хоботком я тяну.
А теперь их отпускаю
И на место отпускаю.(3-5 р)

Логопед: Третье упражнение «Вкусное варенье».

Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.(3-5р)

Логопед: — Четвертое упражнение «Лошадка».

Рот широко открываю,
К небу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздается щелчок.(3-5р)

Дидактическое упражнение «Вкусное варенье».

Логопед:- Ребята, у Лунтика есть друзья Мила и Пчеленок. Лунтик собрал ягоды и фрукты и сварил вкусное варенье и хочет угостить их. Вам нужно правильно соединить картинки с изображениями ягод и фруктов с банкой, в который, Лунтик налил вкусное варенье. Вам нужно назвать правильное название варенья.

Логопед: — Например: малиновое варенье.

Дети: — лимонное варенье, апельсиновое варенье, клубничное варенье, сливовое варенье, яблочное варенье.

Дидактическая игра «Необычные ромашки».

Логопед: — Однажды Лунтик гулял и попал на необычную поляну там росли ромашки У всех ромашек были синие и зелёные сердцевинки, захотелось ему собрать букет ромашек и подарить Бабе Капе. Да вот беда, он дотронулся до них и лепестки рассыпались. Давайте мы ему поможем. Вот у нас есть сердцевинки- кружочки зеленого и синего цвета. Что они обозначают, давайте вспомним. (Ответы детей)

Логопед: Вам нужно по одному выйти и взять лепесток с изображением картинок со звуком и определить мягкость или твердость этого звука. Картинки (ёлка, яблоко, клоун, белка, солнце, велосипед, лягушка, лимон, лиса, листок, лейка, лев).

Логопед: — Молодцы! Посмотрите, какие красивые получились ромашки.

Физкультминутка.

Логопед:- Лунтик нас приглашает на зарядку.

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны в стороны),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны).

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед:- Ребятки, Лунтик так любит играть со словами, и он хочет, чтобы мы поиграли в игру «Доскажи словечко». Я начну, а вы продолжайте и дружно хором отвечайте. Все слова подбирайте на звук «Л» или «ЛЬ».

1. Ну, давай играть футбол!
Забивай скорее…(гол).

2. Нам темно,
Мы просим маму
Нам включить по ярче …(лампу).

3. Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось ….(мыло).

Молодчина эта Лина,
Лепит все из …(пластилина).

4. У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из…(лейки).

5. Сшил себе котёнок тапки
Чтоб зимой не мерзли….(лапки).

Дидактическая игра «Письмо Вупсена и Пупсена» .

Логопед: — Лунтику пришло письмо от Вупсена и Пупсена .Но вот беда они все перепутали. Помогите Лунтику, внимательно послушайте предложения, исправьте ошибки, скажите правильно.

Елка сидела на белке. (Белка сидела на елке)

Пол вымыла Нину. (Нина вымыла пол)

Я футбол на ходил. (Я ходил на футбол)

У лапки белые лайки. ( У лайки белые лапки)

Бантик завязал котику белый. ( Котик завязал белый бантик)

На папа уехал вокзал. (Папа уехал на вокзал)

Лунтик: — Ребята, я многому научился у вас, вы стали мне друзьями, но мне пора возвращаться домой. Мне у вас очень понравилось ведь у вас весело и радостно, тепло и светло, а на луне темно нет такого яркого солнышка.

Логопед: — Давайте Лунтику подарим солнце, и у них на луне тоже станет светло и тепло. А солнце мы с вами сделаем из цветных нитей. ( Коллективная работа ниткопись на бархатной бумаге).

Лунтик: — Ребята, как здорово! Спасибо вам большое за подарок теперь и у меня на луне будет тепло и светло. Я тоже вам приготовил подарки свои лунные фотографии. Я полетел домой. До свиданья!

Итог занятия.

– Кто к нам в гости приходил?

– С какими звуками мы играли?

– Что вам больше понравилось на занятии?

– А фотографию Лунтика вы раскрасите в группе.

Загирова Альбина Шавкатовна,
учитель-логопед,
МАДОУ Детский сад №12,
республика Башкортостан г. Учалы

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков Л и Ль для детей 5-6 лет

Конспект индивидуального логопедического занятия

по дифференциации звуков Л и Ль для детей 5-6 лет.

Овчинникова Елена Александровна

СОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей» г. Смоленск

Тема: «Дифференциация звуков Л – Ль»

Цель: учить детей дифференцировать звуки Л и Ль в слогах, в словах и в предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

уточнить особенности артикуляции звуков Л и Ль;

закреплять правильное произношение звуков Л и Ль;

закреплять навыки дифференциации звуков Л и Ль на слух и в произношении;

совершенствовать навык определения наличия звуков Л, Ль в словах;

Коррекционно-развивающие задачи:

активизация речевой деятельности;

развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха;

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

формирование положительной установки на занятие;

воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: куклы Луша и Лена, картинный материал, мяч.

Ход занятия

Вводная часть.

Логопед: Здравствуй! К тебе в гости пришли куклы Луша и Лена. Поздоровайся с ними.

Логопед: Какие первые звуки ты слышишь в этих именах?

Ребенок: звуки Л и Ль.

Логопед: Правильно. Сегодня на занятии мы будем учиться различать на слух звуки Л и Ль и правильно произносить их. Давай вспомним, как правильно произносить звук Л и Ль.

Л – твердо, язычок узкий, за верхними зубами,

Ль – мягко, язычок широкий, за верхними зубами.

Дается сравнительная характеристика звуков Л и Ль вместе с ребенком. Звук Л – согласный, звонкий, твердый. Звук Ль – согласный, звонкий, мягкий.

Основная часть.

Игра «Поймай звук»

Логопед: Луша и Лена хотят с тобой поиграть в игру «Поймай звук». Я буду говорить слова, а ты хлопать в ладоши, если услышишь в слове звук Л, топать ногой, если услышишь звук Ль. Будь внимателен.

Лапа, липа, лев, лыжи, клоун, слон, клен, плюс, люк, клумба, салют, олень, мел, шляпа, клубок, стул, коляска, улыбка, болото…

Логопед: Молодец!

А сейчас послушай внимательно и повтори слоги.

Лу – лю – лу; лю – лю – лу; лу – лу – лю;

Ла – ля – ла; ля – ла – ла; ля – ля – ла;

Лы – лы – ли; ли – ли – лы; лы – ли – лы.

Игра «Разложи картинки».

Логопед: Помоги, пожалуйста, Луше и Лене разобрать картинки. Со звуком Л – Луше, со звуком Ль – Лене.

Луна, слон, пальто, колесо, самолет, игла, лист, мыло, коляска, волк.

Физкультминутка «Паучок»

(Пальцы каждой руки “бегут” по столу)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение – дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены.)

Читайте также:  Логопедическое обследование больных в остром периоде инсульта

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

Игра «Закончи слово».

Логопед: Добавь последний звук в слова (Л или Ль).

Сто…, сту…, по…, уго…, пена…, бо…, со…, мо…, ро….

Игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Логопед: Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие.

Светлый – светленький; белый – беленький;

теплый – …; голый – …; целый – … .

Игра «Подскажи словечко».

Логопед: Подскажи Луше и Лене слова, начинающиеся на тот слог, что я назову.

Ла, ла, ла – ? (лама, лапа…); Ли, ли, ли – . ;

Ло, ло, ло – ? (ложка, лодка…); Ле, ле, ле – . ;

Лу, лу, лу – . ; Лю, лю, лю – .

Заключительная часть.

Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?

Ребенок: Луша и Лена.

Логопед: Сегодня на занятии с Лушой и Леной ты различал звуки Л и Ль и старался их правильно произносить. Молодец! Ты хорошо сегодня позанимался.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [л] в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня

Разделы: Логопедия

Задачи:

  1. Автоматизировать звук Л в слогах, словах, фразах, коротких стишках.
  2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, слуховое внимание, фонематическое восприятие.
  3. Развивать силу голоса, направленную воздушную струю.
  4. Закрепить умение детей определять место звука в слове.
  5. Развивать интонационную выразительность речи.

Оборудование: предметные картинки-символы для проведения артикуляционной гимнастики (слон, мышка, кочки, дом, носорог, булка, коршун, индюк), игрушка Незнайка, картинки: сон, слон, сова, слова, газ, глаз, человечки-звуки (картинки – символы), специализированный компьютерный логопедический тренажёр «Дэльфа-130», новогодняя ёлка с гирляндой, игрушки: белка, заяц, волк, медведь, лиса, мышка; елочный шары с рисунками – ёлка, лошадь, белка, лось, дятел, крокодил, ласточка, солнышко; схемы слова со звуком Л в начале, середине и конце слова; картинки – символы, подсказывающие, как читать стихи – быстро (ракета), медленно (черепаха), весело (весёлый клоун), грустно (грустный клоун), тихо (колобок с пальцем у рта), громко (колобок с широко открытым ртом), корзинка, мольберт, кабинет оформлен в виде зимнего леса.

Ход занятия

I. Приветствие

Дети говорят хором с логопедом: «Звуки слушаем внимательно,

Произносим их старательно!»

II. Артикуляционная разминка «Два героя»

Логопед: А чтобы чётко и правильно произносить звуки, что нужно поупражнять? Какую гимнастику сделать?

Дети: Гимнастику для язычка.

Логопед читает стихотворение, показывает картинки-символы, дети выполняют артикуляционные упражнения:

«Зимой два героя как-то раз,
Пошли на охоту в поздний час.

(прикусить зубами кончик языка, и на длительном выдохе похлопать пальцами по щекам, чтобы слышались «шаги»).

«Нам, героям, не страшны
Даже дикие слоны!»

(вытянуть губы вперёд хоботком)

Шли, друг другу похвалялись,
Вдруг… мышонка испугались!

(длительно удерживать губы в растянутой улыбке)

И по кочкам наутёк
Побежали со всех ног.

(пошлёпать широким распластанным языком по верхней губе)

Уж до дому добежали,
Но по-прежнему дрожали.

(многократно произносить на одном выдохе опорный звук Д-д-д…)

«Ой! – сказал один «герой». –
Носорог скакал за мной,

Он ружьё моё отнял,
И, как булку, разжевал!

(пожевать язык, многократно произнося слог ЛА)

А когда я оглянулся,
Он так жадно облизнулся!»

(облизать широким языком верхнюю губу сверху вниз)

«Ой! – сказал другой «герой». –
Коршун вился надо мной.
Страшно крыльями махал,

(«помахать» языком вверх – вниз)

(быстрее движения широким кончиком языка по верхнее губе вперёд – назад)

И с тех пор «героям» что-то
На охоту не охота!

(обиженно оттопырить нижнюю губу)» [1]

Логопед: А вы ребята, испугались бы мышонка? Молодцы! А какой же звук мы с вами будем учиться правильно произносить?

III. Ведение в тему «Незнайкины стихи»:

Незнайка: Привет! Привет! Это опять я к вам в гости заглянул! А что вы тут делаете?

Дети: Мы учимся правильно говорить.

Незнайка: Подумаешь, правильно говорить звук – не правильно, а у меня и без этого хорошие стихи получаются! Я сегодня сочинил, вот послушайте:

«С большими ушами и хоботом он,
Огромный, серый, добрый СОН!»

Дети: Не СОН, а СЛОН, серый и большой! (логопед выставляет картинки).

Незнайка: Ну а вот ещё:

«Моя большая голова
Знает разные СОВА!»

Дети: не СОВА, а СЛОВА! (картинки)

Незнайка: Ну а вот это тогда:

«Играли в индейцев мы как-то раз,
Меня называли Зоркий ГАЗ!»

Дети: Не ГАЗ, а ГЛАЗ!

Логопед: Ребята, какой звук всё время пропускает Незнайка?

Дети: Звук Л.

Логопед: Вот, Незнайка, если не научиться правильно произносить звуки, то твои замечательные стихи всегда будут непонятными.

Незнайка: Ладно, ладно, я всё понял! Побегу, запишу теперь правильные стихи, чтобы понятно было! (Незнайка уходит)

Логопед просит детей вспомнить правильную артикуляцию звука Л и дать этому звуку характеристику, выбрав из нескольких человечков – звуков нужную картинку.

IV. Развитие голоса, направленной воздушной струи, автоматизация звука Л в слогах «Компьютерные игры»

Логопед: А вы знаете, какой приближается зимний праздник?

Дети: Новый год.

Логопед: А какую красавицу лесную мы в гости приглашаем и наряжаем?

Дети: Ёлку.

Логопед: Посмотрите, вот она ёлочка (на мониторе), уже украшена к празднику фонариками, только они не горят. Давайте, зажжём их своими голосами!

Дети по очереди произносят в микрофон гласный (А,О, У, И), если звук достаточно плавный, сильный и длительный то фонарики на елке зажигаются один за другим, а в конце упражнения пульсирует наконечник на ёлке.

Логопед: А на праздник всегда бывает угощение, у нас сегодня торт давайте погасим на неё свечи!

Дети по очереди дуют в микрофон, если сила воздушной струи достаточная, то на торте гаснут свечи одна за другой.

Логопед: А с тортом можно и чаю выпить. Только он очень горячий, подуйте, чтобы не обжечься.

Когда ребёнок дует в микрофон, над чашкой чая появляются струйки пара.

Логопед: Но на настоящем празднике из угощений бывает не только торт, а много других угощений. Посмотрим, что нам приготовила скатерть-самобранка! Для этого нужно чётки и правильно произносить волшебные слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

При правильном произнесении слога на скатерти-самобранке появляются предметы посуды и угощения. По окончанию упражнения картинка «моргнёт». [3]

V. Динамическая пауза:

Логопед: Ребята, а давайте пойдём в лес и посмотрим, как звери готовятся встречать Новый год?

Дети имитируют движения.

Мы на лыжах ехали, к лесу мы подъехали.
Ждут нас на опушке разные зверушки.
Тут весёлые зайчата, длинноухие ребята.
И крадётся серый волк, зубами грозно щёлк, да щёлк!
Спят в берлоге медвежата, толстопятые ребята.
А лисичка – хороша, ходит мягко, не спеша.
А вот мышка идёт, что-то в норку несёт.
Только белочка сидит, и на ёлочку грустно глядит….

Логопед: Ребята, давайте узнаем у белочки, почему она такая грустная? (вопросы детей)

Белочка: Все звери готовились встречать Новый год, ёлку нарядили, а проказник – волчок, все игрушки с ёлки сорвал и по лесу разбросал…

Логопед, Дети: Не переживай, Белочка, мы тебе поможем, найдём в лесу все игрушки. Мы по лесу шли и видели ёлочные украшения – шарики.

VI. Автоматизация звук Л во фразах «Найдём ёлочные игрушки»

Логопед: Полина будет искать украшения для ёлочки в правой части леса, а Настя – в левой. Кто быстрее соберёт все игрушки!? А принося шарик в корзинку, нужно сказать Белочке, что нарисовано на этом шарике, например, так: «я нашЛа шарик с Лошадкой», и не забыть правильно произнести звук Л.

Дети под музыку собирают шарики в корзинку и говорят Белочке предложения:

  • Я нашла шарик с ёлочкой.
  • Я нашла шарик с ласточкой.
  • Я нашла шарик с крокодилом. и т.д.

VII. Определение места звука Л в слове «Украсим Ёлку»

Логопед: А теперь давайте поможем Белочке украсить ёлочку! Только игрушки нужно развесить правильно, мне Белочка всё объяснила: если в слове (названии картинки на шарике), звук Л в начале слова – шарик нужно повесить наверх (там схема слова со звуком Л в начале слова), если звук Л в середине слова – то шарик вешаем на веточки, которые в середине (схема слова нам подскажет), а если звук Л в конце слова, то игрушку повесим внизу (схема).

Дети выполняют задание, оречевляя свои действия. После этого на ёлочке загораются огоньки гирлянды, Белочка благодарит детей, логопед хвалит детей.

VIII. Автоматизация звука Л в стихах «Артисты»

Логопед: Ребята, а давайте, как на настоящем празднике устроим маленький концерт – прочитаем стихи. Превратимся в настоящих артистов, позовём всех зверей послушать. (игрушки зверей размещаются около ёлки). А как прочитать стихотворение, каждый выберет сам (на мольберте картинки-символы: тихо – громко, медленно – быстро, весело – грустно).

Дети выбирают картинку-символ, картинку для стихотворения и читают, правильно произнося звук Л:

«Ёлочка – ёлочка
Колкая иголочка!
Искала белка дуб с дуплом,
Дупло у белок – это дом!
Пчела не слон,
Пчела – мала,
Но велики её дела!
Клоун Милу удивил
Он за хвост слона водил!»

IX. Итог

Логопед: Молодцы, ребята!

Звери благодарят детей и дарят детям по маленькой шоколадке.

Логопед даёт оценку деятельности детей, спрашивает, что им запомнилось, понравилось, какой звук они учились правильно произносить.

Литература:

  1. И.Л. Лебедева «Трудный звук, ты наш друг!» – Москва: Издательский центр «Вента-Граф», 2004.
  2. Е.А. Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические упражнения в рифмовках» – Москва: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
  3. Сурдологопедический тренажёр «Дэльфа-130» – Москва, 1998.
Ссылка на основную публикацию