Формирование умения пересказывать тексты, заучивать загадки и стихи с использованием мнемотаблиц

Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи

Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Хочу поделиться своими наработками.

Планирование работы по лексической теме “Зима” в старшей логопедической группе(1-ый год обучения)

Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.

1. Рассматривание мнемотаблицы. (рис.1)

2. Перекодирование информации.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог” (рис.2)

Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.

Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.

1. Рассматривание мнемотаблицы (рис.3)

2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.

Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.

3. Отгадывание загадки детьми.

4.Игра “Снежная куча”. (рис. 3.1) Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово – человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово – птица – снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

1.Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок (рис.4).

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

  • Какое наступило время года?
  • Где лежит снег?
  • Какой снег?
  • Какая погода на улице?
  • Куда пошли дети?
  • Как они оделись?
  • Что делали дети на прогулке?
  • Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).

2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

  • Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
  • Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
  • В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
  • Люди зимой делают кормушки для птиц.
  • Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
  • Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
  • Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
  • В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

3. Рассматривание мнемотаблицы (рис.6).

4. Составление рассказа о зиме логопедом.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

5.Составление рассказов о зиме детьми.

Хочу поделиться мнемотаблицами для заучивания стихов к Новогоднему празднику, ведь родители всегда хотят, чтобы дети читали стихи у ёлочки, а времени катастрофически не хватает. Быстро выучить стихи помогают мнемотаблицы, которые после работы на занятии, я оставляю в групповой комнате на видном месте, чтобы дети могли по желанию в удобное для них время рассказывать тексты друг другу.

Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.

Н.Нищева “Ёлочка” (рис.8).

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

Ирина Гурина (рис.9).

В зимнем небе, сделав круг,
Накренились сани вдруг!
И с подарками мешок
Выпал прямо на снежок!

Дед Мороз (рис.10).

Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.

Планирование работы по лексической теме “Весна” в старшей логопедической группе (1-ый год обучения).

Работа с мнемотаблицей на слово “весна” (рис.11).

1. Перекодирование информации по данной таблице.

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.

Заучивание стихотворения “Весна – красна” (рис.12).

Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.

Ты, весна, весна – красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.

1. Отгадывание мнемозагадки.

2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне (рис.13).

Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.

3. Отгадывание загадки детьми.

4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.

Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки.

Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

  • Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
  • Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
  • Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
  • Есть слово, когда листья падают – листопад.
  • Есть слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы. (рис.14).

Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.

2. Ответы на вопросы по содержанию текста:

  • Что делает весной солнце?
  • Как солнце весной светит и греет?
  • Что делают ручьи?
  • Какие изменения происходят на реках?
  • Что такое проталины?
  • Как называются самые первые цветы?
  • Что сделали насекомые?
  • Что можно сказать про вербу?

3. Повторное чтение рассказа.

4. Пересказ текста детьми своими словами.

Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.

2.Составление предложений по мнемодорожкам (рис.15 – 18).

  • Весной солнце часто появляется на голубом небе.
  • Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
  • Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
  • Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

3.Рассматривание мнемотаблицы (рис.11).

4.Составление рассказа о весне логопедом.

Пришла весна – красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

Предлагаю стихи для заучивания с детьми на коррекционных часах.

Воробей с березы
На дорогу прыг
Больше нет мороза
Чик-чирик.

А.Плещеев “Весна” (рис.20).

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

С.Маршак “Радуга” (рис.21).

В небе гром, гроза
Закрывай глаза!
Дождь прошёл,
Трава блестит,
В небе радуга стоит.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.
  3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  4. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
  5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
  6. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
  7. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
  8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  10. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.
  11. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.
  12. Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.
Читайте также:  Прощание с Осенью' - конспект педагогического мероприятия

Обобщение опыта по обучению детей пересказу с помощью приемов мнемотехники

Ботвина Татьяна
Обобщение опыта по обучению детей пересказу с помощью приемов мнемотехники

Обобщение опыта по обучению детей пересказу с помощью приемов мнемотехники.

В ФГОС ДО особое внимание уделяется образовательной области «Речевое развитие». Основная цель этой области: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Одной из задач этой области является – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

В своем обобщении опыта я расскажу о работе над развитием монологической речи, а именно о работе по пересказу литературных текстов с помощью приемов мнемотехники. Но сразу хочу отметить, что эта методика применима ко всем образовательным областям.

Пересказ – это осмысленное творческое воспроизведение литературного текста в устной форме. Это сложная деятельность, в которой участвуют мышление, память, воображение детей.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста по обучению пересказу, мы обнаружили у детей такие проблемы:

– связные высказывания короткие;

– они отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

– состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

– часть детей оказывается способной лишь ответить на вопросы.

А ведь детям скоро идти в школу и связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Поэтому перед нами встала задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Поэтому мы, в рамках годовой задачи, решили найти способы решения этой проблемы.

Изучив литературу, мы остановились на методе мнемотехника, т. к. этот метод помогает упростить для детей процесс непосредственно – образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Что же такое мнемотехника?

Слово «мнемотехника» обозначает – техника запоминания. Оно происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э. Владели этим искусством в совершенстве Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Бехтерев доказал: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»

Поэтому, соединяя между собой при пересказе рисование схемы и пересказ по ней, эффективнее идет развитие речи.

Мнемотехнику называют по – разному разные авторы:

– предметно-схематическая модель Ткаченко Татьяна Александровна

– сенсорно – графическая схема Воробьева Валентина Константиновна

– схема составления рассказа Ефименкова Л. Н.

– блок – квадрат Глухов В. П.

мнемотаблица, коллаж Большева Т. В.

Основной «секрет» мнемотехники. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мы в своей работе по обучению детей пересказу используем методику Т. В. Большевой – мнемотаблицы

Актуальность выбранной темы мы видим в следующем:

приёмы облегчают овладение связной монологической речью, т. к. использование схем облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.

дети, владеющие приемами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Для воспитателей: это обобщение опыта может быть использовано воспитателями при выборе приемов развития речи у детей в своих возрастных группах.

Для детей: помощь детям в развитии речи

Социальная значимость: создает условия для успешного обучения пересказу через овладения методом мнемотаблицы

Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных методик и технологии мнемотехники по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Традиционная методика обучения пересказу, предлагаемая авторами Сохин Ф. А. и Бородич А. М: план занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Алгоритм занятия с применением приема мнемотаблицы: 1. Чтение взрослым текста; 2. Рассматривание мнемотаблицы; 3. Ответы на вопросы по содержанию: 4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ; 5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

В мнемотаблице как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Она обязательно должна, с одной стороны, развивать речевые способности ребенка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие. Специфика и своеобразие мнемотаблицы как посредника между ребенком и взрослым не только в совмещении, но и во взаимообусловленности этих двух, казалось бы, противоречивых задач. Для того чтобы мнемотаблица стимулировала осмысленную речевую активность (т. е. способствовала развитию, она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной монологической речи для:

пересказывания текстов;

составления описательных рассказов;

обогащения словарного запаса.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной монологической речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Особенность этого приема – применение не изображения предметов, а символов. Данный прием значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Размер мнемотаблиц может быть различным, он зависит от возраста детей, от уровня их развития, от объема произведения.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.

Но изначально детям трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу. Поэтому, как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Мы начинали работу с мнемоквадратов. Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Читали строчку из произведения и предлагали закодировать это символом. Вначале дети пытались рисовать не символы, а рисунки. После проведенной работы мы перешли к мнемодорожкам.

Мнемодорожка тоже несет в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых этапах обучения ребенка. Поняв работу с мнемодорожкой, дети легко осваивают мнемотаблицы.

Последовательность работы с мнемотаблицами на первом этапе:

перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;

пересказ текста.

После того, как дети научились раскодировать информацию, преобразовывать символы в образы, мы начали работать по кодированию информации: дети образы переводили в символы, а при пересказе опять проходила перекодирование символов в образы. Вначале это была совместная работа воспитателя и детей. Этот процесс был интересен детям тем, что они придумывали самостоятельно символы для дальнейшего пересказа. А затем работа усложнилась тем, что дети в процессе вторично читаемого текста, самостоятельно придумывали и зарисовывали символы, которые нужны ему для воспроизведения текста.

И пусть эти символы были порой некрасивы, но ценность в них то, что ребенок применил свой опыт, свою фантазию, творческие способности и даже произошло развитие мелкой моторики.

Таким образом, использование мнемотехники в процессе обучения дошкольников пересказу имеет огромное значение для их умственного и речевого развития. Приемы мнемотехники служат средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное составление мнемотаблиц свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм познания, представляющих собой ядро умственных и речевых способностей.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса;

2. Умение преобразовывать образы в символы;

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Чем отличается мнемотехника от других технологий?

Интегративностью – образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

Экономичностью – используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат. Процессуальностью – развитие ребенка рассматривается как процесс; Здоровьесбережением – реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника. Универсальностью – может использоваться любым педагогом и родителями. Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Мы считаем что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Для распространения опыта работы среди педагогов ДОУ было проведено открытое занятие по рассказам В. Осеевой с детьми подготовительной группы. Дети на занятии показали свои знания по пересказу по мнемотаблицам.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми старшего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

В дальнейшем планируем продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи.

А. М. Бородич «Методика развития речи детей» 1981

М. Зиганов, В. Козаренко «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления» 2001

В. М. Большева «Учимся по сказке. Развитие дошкольников с помощью мнемотехники»

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучению рассказыванию детей дошкольного возраста»

Статья: “Формирование умения пересказывать тексты, заучивать загадки и стихи с использованием мнемотаблиц”
статья по логопедии по теме

Представление опыта работы по моделированию

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_moya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умения пересказывать тексты,

заучивать загадки и стихи с использованием мнемотаблиц

Ионова Светлана Александровна, учитель – логопед

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Г. Ачинск, Красноярский край, Россия.

В статье раскрывается практическое применение наглядного моделирования, как средства развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой правильной речи невозможно приобрести навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.

В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие рассуждения. Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения.

Процесс формирования у дошкольников связной речи изначально сложен и при отсутствии явной патологии в психическом и речевого развитии, но он значительно усложняется, если у ребенка общей недоразвитие речи (ОНР). В коррекционной работе с детьми с ОНР формирование связной речи является конечной целью, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателя и родителей. Развитие речи детей с ОНР является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у данной категории детей проявляется в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи, что в свою очередь ведет к несформированности речевого общения.

Особенности связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи во многом определяются характером заданий, формой связных высказываний. Так как более легко, чем самостоятельный рассказ, осуществляется у данной категории детей формирование связной речи на основе готового речевого материала, свою работу по развитию связной речи начинаю с обучения пересказа, заучивания стихов, загадок используя наглядный материал – мнемотаблицы. Особое внимание уделяю выбору произведений для пересказа. С этой целью мною собрана папка с текстами, соответствующими возрастным и речевым особенностям детей. На начальном этапе работы использую небольшие тексты, в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Особое внимание обращаю на познавательность содержания, доступность языкового материала текста для обучаемой группы детей. Формирование умения пересказывать осуществляю в следующей последовательности: мною читается текст без предупреждения о последующем пересказе; так как переход к самостоятельному высказыванию у детей с общим недоразвитием речи происходит очень трудно, они постоянно нуждаются в стимуляции со стороны взрослого, мною проводится беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения; вследствие того, что у дошкольников с общим недоразвитием речи ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуации, осуществляется гораздо легче вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ я провожу, используя составленные мною мнемотаблицы. Далее пересказ осуществляют уже дети, непосредственно обращаясь к наглядности. Первый пересказ проводится по цепочки, несколькими детьми. Затем заслушиваем индивидуальные пересказы детей.

Таким образом, проводя такую работу, я могу сделать вывод о том, что формирование умения пересказывать текст, с опорой на серии картинок и мнемотаблицы проходит наиболее легко. Дошкольникам с общим недоразвитием речи значительно легче воспроизвести просушенный текст, опираясь на картинные фрагменты из него. А мнемотаблица, в которой каждая картинка – модель – это зашифрованное предложение из предложенного текста, помогает детям передать содержание не упустив ни одного фрагмента.

Вот пример одной из мнемотаблиц к следующему тексту:

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался сом, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Формирование умения заучивать загадки и стихи осуществляю в следующей последовательности: сначала мною выразительно читается стихотворение; учитывая особенности детей мною проводится беседа по содержанию, с детьми разбираем значение новых слов, с этой целью мною подобраны предметные и сюжетные картинки к этим словам, на данном этапе проводится работа по обогащению активного словаря дошкольников. Далее выставляю составленную мною к стихотворению мнемотаблицу и читаю стихотворения с опорой на нее; каждая строка в этой таблице – это зашифрованная в картинки и символы строка стихотворения. Затем проводим воспроизведение всеми детьми каждой строчки с опорой, на мнемотаблицу, всего стихотворения. Потом заслушиваются стихотворения каждого ребенка, с опорой на мнемотаблицу.

Таким образом, я считаю, что мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений и загадок. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с общим недоразвитием речи. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Вот примеры мнемотаблиц к одному из стихотворений и загадке:

Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений

Евгения Петелько
Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений

Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. В стихотворении рассматриваются две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно “рисуют ” его содержание. Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть.

При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:

1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.

2. Учить детей читать стихи выразительно. Обе задачи решаются одновременно. Если в начале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно.

Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.

1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажает или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляются неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности.

2. Заучивание стихотворения целиком (не по строкам и строфам, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого- то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям.

4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности. Молчаливым предлагают ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым- приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.

5. Необходимо создавать “атмосферу поэзии” в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Построение занятия по заучиванию стихотворения.

В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора. После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание.

С целью глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводить его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Повторно произведение читается с установкой на запоминание. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дели запоминают текст, воспитатель подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.

Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет не очень удачна. Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. после заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему. Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как: -игровые (стихотворение А. Барто “Мячик” читается и обыгрывается с куклой и мячом); -досказывание детьми рифмующего слова; -чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме; -частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива; -драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку; -воспроизведение игровых стихов методом игры (“Телефон” К. Чуковского). На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения подсказ нужной интонации. Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох). Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания. Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто “Игрушка”). У детей младше четырех лет еще не достаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желание запоминать и выразительно читать стихи. Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни. Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.

В наше время остается проблема развития речи детей. Она выражается в следующем:

• маленький словарный запас детей;

• бедная речь, состоящая из простых предложений;

• дети затрудняются строить монологи и вести диалоги.

Почему многие авторы предлагают использовать в работе мнемотехнику? Во-первых, в группе есть дети, которые по разным причинам (плохо развита память, лучше развита зрительная память) испытывают трудности при запоминании стихов, и здесь мнемотехника оказывает большую помощь. Во-вторых, позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции. В-третьих, что связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. В-четвертых, поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи.

Мнемоника, или мнемотехника – система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.

И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Основное место в работе по мнемотехнике занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц, схем-моделей, мнемодорожек. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как: Развитие умения преобразовывать образы в символы. Развитие слуховой, зрительной, ассоциативной памяти. Развитие внимания. Развитие образного мышления. Развитие воображения.

Что такое мнемотаблицы, какие они бывают? Мнемосхема – 1 карточка с 1 рисунком-символом. Мнемодорожка – вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию. Мнемотаблица – это таблица, в которую заложена определенная информация. Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице – Берем заданное на изучение стихотворение. – Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее. – Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок.

Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки. – После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки. – Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов. Мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинать работу надо с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам. Детям младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Детям старшего возраста – монохромные схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников.

Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практике Использование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практике. Пластилин был придуман в 1897 году в Англии преподавателем.

Использование графических схем при заучивании стихотворения Наш воскресный вечер в эти выходные начался с того, что неожиданно мы вспомнили о том, что не доделали с ребёнком домашнее задание в логопедической.

Мнемотаблицы

Содержание статьи.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела

Хочу рассказать про одну из моих любимых методик для развития памяти и речи – мнемотехнику. Более подробно, хочу остановиться на рассмотрении мнемотаблиц для детей. И познакомить с использованием этого интересного метода.

Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.

Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.

Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:

Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:

К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан

По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.

Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.

Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате , обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.

Какая польза от мнемотаблиц для детей.

Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.

Применяя эту технику в жизни, ребенок:

  • Развивает память
  • Воображение
  • Интеллект
  • Развивает образное мышление
  • Внимательность
  • Фантазию
  • Учится выстраивать логические цепочки
  • Развивает речь и увеличивает словарный запас
  • Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию

Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга . Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом.

В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.

Что нужно для занятий.

Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.

То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.

Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой (готовые таблицы можно выбрать в конце статьи тут).

Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.

Д етям старше можно давать черно – белые таблицы.

Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.

1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.

2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.

4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха

На подносе
У Фроси
Ананас
И абрикосы

Как видите изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося), один ананас, и много абрикос.

Как заниматься по таблицам

Алгоритм для того, чтобы выучить стих:

  1. Выразительно прочитать стих
  2. Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
  3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
  4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
  5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.

Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.

Готовые Мнемотаблицы

  • Лист 1
  • Лист 2 продолжение

Таблицы описания смотрите здесь

Интересно почитать

CD-ROM. Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. Мнемодорожки. Мнемотаблицы.

Смотрите так же:

  • МНЕМОДОРОЖКИ
    ПОСЛОВИЦЫ, ЦИФРЫ, РЕЧЬ
    ПЕРЕЙТИ
  • СУПЕР ЗАПОМИНАЛКИ
    ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)” href=”https://promany.ru/mnemotexnika/mnemotablicy-dlya-doshkolnikov” target=”_blank”>НАБОР ТАБЛИЦ
    СУПЕР ЗАПОМИНАЛКИ
    ПЕРЕЙТИ
  • МНЕМОТАБЛИЦЫ СТИХИ
    УЧИМ СТИХ ЗА 5 МИНУТ
    ПЕРЕЙТИ

Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное

Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.

Как научить ребёнка понимать смысл текста?

Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.

«Прочитай еще раз, но внимательнее», — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.

Учимся работать с текстом: 2 способа начать

Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.

На платформе ЛогикЛайк более 3500 развивающих упражнений, которые помогут не только в работе с текстом, но и облегчат учебу в целом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного

  • Попробуйте изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета.
  • Работа с деформированным текстом. Распечатайте текст и разрежьте его на несколько частей. Задание — соединить кусочки по смыслу.
  • Предложите сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте.
  • Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.
  • Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.
  • Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.
  • Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.

Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу.

Как научить ребёнка анализировать текст?

Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?

Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст

Начать можно с простых заданий.

  • Определить тему, основную идею текста.
  • Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
  • Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
  • Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
  • Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Задача 1. Имена и отчества

Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.

Читайте также:  Конспект 'Дифференциация диких и домашних животных'
Ссылка на основную публикацию