Формирование умения пересказывать тексты, заучивать загадки и стихи с использованием мнемотаблиц

Обобщение опыта по обучению детей пересказу с помощью приемов мнемотехники

Ботвина Татьяна
Обобщение опыта по обучению детей пересказу с помощью приемов мнемотехники

Обобщение опыта по обучению детей пересказу с помощью приемов мнемотехники.

В ФГОС ДО особое внимание уделяется образовательной области «Речевое развитие».Основная цель этой области: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Одной из задач этой области является – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

В своем обобщении опыта я расскажу о работе над развитием монологической речи, а именно о работе по пересказу литературных текстов с помощью приемов мнемотехники. Но сразу хочу отметить, что эта методика применима ко всем образовательным областям.

Пересказ – это осмысленное творческое воспроизведение литературного текста в устной форме. Это сложная деятельность, в которой участвуют мышление, память, воображение детей.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста по обучению пересказу, мы обнаружили у детей такие проблемы:

– связные высказывания короткие;

– они отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

– состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

– часть детей оказывается способной лишь ответить на вопросы.

А ведь детям скоро идти в школу и связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Поэтому перед нами встала задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Поэтому мы, в рамках годовой задачи, решили найти способы решения этой проблемы.

Изучив литературу, мы остановились на методе мнемотехника, т. к. этот метод помогает упростить для детей процесс непосредственно – образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Что же такое мнемотехника?

Слово «мнемотехника» обозначает – техника запоминания. Оно происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э. Владели этим искусством в совершенстве Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

К. Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Бехтерев доказал: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»

Поэтому, соединяя между собой при пересказе рисование схемы и пересказ по ней, эффективнее идет развитие речи.

Мнемотехникуназывают по – разному разные авторы:

– предметно-схематическая модель Ткаченко Татьяна Александровна

– сенсорно – графическая схема Воробьева Валентина Константиновна

– схема составления рассказа Ефименкова Л. Н.

– блок – квадрат Глухов В. П.

мнемотаблица, коллаж Большева Т. В.

Основной «секрет» мнемотехники. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мы в своей работе по обучению детей пересказу используем методику Т. В. Большевой – мнемотаблицы

Актуальность выбранной темы мы видим в следующем:

приёмы облегчают овладение связной монологической речью, т. к. использование схем облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.

дети, владеющие приемами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Для воспитателей: это обобщение опыта может быть использовано воспитателями при выборе приемов развития речи у детей в своих возрастных группах.

Для детей: помощь детям в развитии речи

Социальная значимость: создает условия для успешного обучения пересказу через овладения методом мнемотаблицы

Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных методик и технологии мнемотехники по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Традиционная методика обучения пересказу, предлагаемая авторами Сохин Ф. А. и Бородич А.М: план занятия по пересказупроизведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Алгоритм занятия с применением приема мнемотаблицы: 1. Чтение взрослым текста; 2. Рассматривание мнемотаблицы; 3.Ответы на вопросы по содержанию: 4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ; 5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

В мнемотаблице как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Она обязательно должна, с одной стороны, развивать речевые способности ребенка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие. Специфика и своеобразие мнемотаблицы как посредника между ребенком и взрослым не только в совмещении, но и во взаимообусловленности этих двух, казалось бы, противоречивых задач. Для того чтобы мнемотаблица стимулировала осмысленную речевую активность (т. е. способствовала развитию, она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы,служат дидактическим материалом в работе по развитию связной монологической речи для:

пересказывания текстов;

составления описательных рассказов;

обогащения словарного запаса.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной монологической речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Особенность этого приема – применение не изображения предметов, а символов. Данный прием значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Размер мнемотаблиц может быть различным, он зависит от возраста детей, от уровня их развития, от объема произведения.

Для изготовления мнемотаблицне требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.

Но изначально детям трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу. Поэтому, как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Мы начинали работу с мнемоквадратов. Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Читали строчку из произведения и предлагали закодировать это символом. Вначале дети пытались рисовать не символы, а рисунки. После проведенной работы мы перешли к мнемодорожкам.

Мнемодорожка тоже несет в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых этапах обучения ребенка. Поняв работу с мнемодорожкой, дети легко осваивают мнемотаблицы.

Последовательность работы с мнемотаблицами на первом этапе:

перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;

пересказ текста.

После того, как дети научились раскодировать информацию, преобразовывать символы в образы,мы начали работать по кодированию информации: дети образы переводили в символы, а при пересказе опять проходила перекодирование символов в образы. Вначале это была совместная работа воспитателя и детей. Этот процесс был интересен детям тем, что они придумывали самостоятельно символы для дальнейшего пересказа. А затем работа усложнилась тем, что дети в процессе вторично читаемого текста, самостоятельно придумывали и зарисовывали символы, которые нужны ему для воспроизведения текста.

И пусть эти символы были порой некрасивы, но ценность в них то, что ребенок применил свой опыт, свою фантазию, творческие способности и даже произошло развитие мелкой моторики.

Таким образом, использование мнемотехники в процессе обучения дошкольников пересказу имеет огромное значение для их умственного и речевого развития. Приемы мнемотехники служат средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное составление мнемотаблиц свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм познания, представляющих собой ядро умственных и речевых способностей.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обученияи одновременно решает следующие задачи:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса;

2. Умение преобразовывать образы в символы;

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Чем отличается мнемотехника от других технологий?

Интегративностью – образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

Экономичностью – используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат. Процессуальностью – развитие ребенка рассматривается как процесс; Здоровьесбережением – реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника. Универсальностью – может использоваться любым педагогом и родителями. Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Мы считаем что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Для распространения опыта работы среди педагогов ДОУ было проведено открытое занятие по рассказам В. Осеевой с детьми подготовительной группы. Дети на занятии показали свои знания по пересказу по мнемотаблицам.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми старшего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

В дальнейшем планируем продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи.

А. М. Бородич «Методика развития речи детей» 1981

М. Зиганов, В. Козаренко «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления» 2001

В. М. Большева «Учимся по сказке. Развитие дошкольников с помощью мнемотехники»

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучению рассказыванию детей дошкольного возраста»

Статья: “Формирование умения пересказывать тексты, заучивать загадки и стихи с использованием мнемотаблиц”
статья по логопедии по теме

Представление опыта работы по моделированию

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_moya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умения пересказывать тексты,

заучивать загадки и стихи с использованием мнемотаблиц

Ионова Светлана Александровна, учитель – логопед

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Г. Ачинск, Красноярский край, Россия.

В статье раскрывается практическое применение наглядного моделирования, как средства развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой правильной речи невозможно приобрести навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.

В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие рассуждения. Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения.

Процесс формирования у дошкольников связной речи изначально сложен и при отсутствии явной патологии в психическом и речевого развитии, но он значительно усложняется, если у ребенка общей недоразвитие речи (ОНР). В коррекционной работе с детьми с ОНР формирование связной речи является конечной целью, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателя и родителей. Развитие речи детей с ОНР является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у данной категории детей проявляется в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи, что в свою очередь ведет к несформированности речевого общения.

Особенности связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи во многом определяются характером заданий, формой связных высказываний. Так как более легко, чем самостоятельный рассказ, осуществляется у данной категории детей формирование связной речи на основе готового речевого материала, свою работу по развитию связной речи начинаю с обучения пересказа, заучивания стихов, загадок используя наглядный материал – мнемотаблицы. Особое внимание уделяю выбору произведений для пересказа. С этой целью мною собрана папка с текстами, соответствующими возрастным и речевым особенностям детей. На начальном этапе работы использую небольшие тексты, в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Особое внимание обращаю на познавательность содержания, доступность языкового материала текста для обучаемой группы детей. Формирование умения пересказывать осуществляю в следующей последовательности: мною читается текст без предупреждения о последующем пересказе; так как переход к самостоятельному высказыванию у детей с общим недоразвитием речи происходит очень трудно, они постоянно нуждаются в стимуляции со стороны взрослого, мною проводится беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения; вследствие того, что у дошкольников с общим недоразвитием речи ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуации, осуществляется гораздо легче вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ я провожу, используя составленные мною мнемотаблицы. Далее пересказ осуществляют уже дети, непосредственно обращаясь к наглядности. Первый пересказ проводится по цепочки, несколькими детьми. Затем заслушиваем индивидуальные пересказы детей.

Таким образом, проводя такую работу, я могу сделать вывод о том, что формирование умения пересказывать текст, с опорой на серии картинок и мнемотаблицы проходит наиболее легко. Дошкольникам с общим недоразвитием речи значительно легче воспроизвести просушенный текст, опираясь на картинные фрагменты из него. А мнемотаблица, в которой каждая картинка – модель – это зашифрованное предложение из предложенного текста, помогает детям передать содержание не упустив ни одного фрагмента.

Вот пример одной из мнемотаблиц к следующему тексту:

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался сом, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Формирование умения заучивать загадки и стихи осуществляю в следующей последовательности: сначала мною выразительно читается стихотворение; учитывая особенности детей мною проводится беседа по содержанию, с детьми разбираем значение новых слов, с этой целью мною подобраны предметные и сюжетные картинки к этим словам, на данном этапе проводится работа по обогащению активного словаря дошкольников. Далее выставляю составленную мною к стихотворению мнемотаблицу и читаю стихотворения с опорой на нее; каждая строка в этой таблице – это зашифрованная в картинки и символы строка стихотворения. Затем проводим воспроизведение всеми детьми каждой строчки с опорой, на мнемотаблицу, всего стихотворения. Потом заслушиваются стихотворения каждого ребенка, с опорой на мнемотаблицу.

Таким образом, я считаю, что мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений и загадок. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с общим недоразвитием речи. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Вот примеры мнемотаблиц к одному из стихотворений и загадке:

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования умения пересказывать текст с помощью мнемотаблиц.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Бюджетное учреждение высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Факультет Психологии и педагогики

Кафедра Теории и методики дошкольного и начального образования

Курсовая работа

МНЕМОТАБОИЦЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Педагогическое образование

Направленность Начальное образование

Исполнитель:Волкова Екатерина Евгеньевна, студентка группы Б-6021 очного отделения ______________________________________________

Научный руководитель:Некрасова О.А.,

к.п.н., доцент __________________________________

Заведующий кафедрой:АбрамовскихН.В.,

д.п.н., доцент _________________________________

Оценка ______________________________________

Сургут 2019 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы формирования пересказывать текст с использованием мнемотаблиц у детей младшего школьного возраста

1.1. Формирование умения пересказывать текст у детей младшего школьного возраста

1.3. Использование мнемотабиц для формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию умения пересказывать у детей младшего школьного возраста

2.1. Диагностика уровня сформированности умения пересказывать у детей младшего школьного возраста

2.2. Методические рекомендации по использованию

Выводы по второй главе

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО)указываются предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования на уроках литературного чтения, и одним из результатов является «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно – популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» [ФГОС НОО, с 22].

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования (ПООП НОО) говорится о том, что выпускник начальной школы научится использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

· для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

· для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

Каждый текст рассчитан на чье-либо восприятие. Чтобы понять текст, необходимо уметь соответствующим образом интерпретировать его. Каждый адресат (читатель/слушатель) привносит в художественный текст собственные представления, основой которых является читательский и житейский опыт, позволяющий оценить глубину понимания текста адресатом. Интерпретация позволяет полнее познать не только фактуальную и концептуальную информации, заложенные в тексте, но и скрытую, подтекстовую информацию

Умение чётко и ясно высказать свое мнение, точно передать информацию, подбирать нужные слова формируется на протяжении всей жизни. Его основы закладываются в довольно раннем возрасте, а целенаправленная работа над формированием умения рассказывать проводится в начальной школе. Именно для того, чтобы ребенок научился пользоваться всеми возможностями человеческой речи, начиная с первого класса дети получают задания типа «придумать рассказ», «пересказать текст», «выучить наизусть».

Каждый из этих видов заданий требует особого подхода и может вызвать определенные затруднения. В своей работе мы подробно рассмотрели рассматривали один из таких заданий – пересказ.

Изучением проблемы обучения пересказу в течение многих лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи, и педагоги (В. Г. Петрова, М. С. Певзнер, М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева).

Е. П. Селезнева в своей работе отмечает, что воспитание речи требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной, творческой, мыслительной работой над текстом. Такая работа чаще всего отражается при обучении пересказу.

Одни ученые считают, что пересказ — это вид работы учащихся, средство развития речи на основе образца. Другие же утверждают, что пересказ — это средство обогащения речи учащихся. Устная речь является одним из видов речевой деятельности, которым овладевает ребенок. Совершенствование речевой деятельности, предполагает формирование комплекса умений, а решить эту задачу можно упражнениями в производстве и восприятии высказываний. Важнейшее условие — это создание специальных речевых ситуаций. Для овладения устной речью необходимо развитие слуха и хорошая речевая среда, которая и должна создаваться непосредственно на уроках литературного чтения. Ребёнок учится речи на основе подражания, и поэтому то, что он будет говорить, самым непосредственным образом связано с тем, что он будет слышать. Именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие монологической речи, закладываются основные формы речи, овладение письменной речью. В современных условиях реформы российского образования особенно актуальным является развитие грамотной личности. Для достижения этой цели необходимо совершенствование всех звеньев обучения и воспитания детей.

Проблема исследования:«Как с помощью мнемотехнологии сформировать умение пересказывать у детей младшего школьного возраста?»

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы определили тему данного исследования: «Мнемотаблицы как средство формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста».

Цель исследования: теоретическое обоснование возможности использования мнемотаблиц для формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования:особенности использования мнемотаблиц для формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста.

Исходя из цели, объекта, предмета, в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать особенности формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста

3. Представить примеры мнемотаблиц, которые можно использовать для формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста.

4. Выявить уровень сформированности умения пересказывать у детей младшего школьного возраста;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

База исследования:Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30, г. Сургут.

Практическая значимость работы заключается в составлении перечня заданий с мнемотаблицами для формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста

Структура курсовой работы. Курсовая работа содержит введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения.

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования умения пересказывать текст с помощью мнемотаблиц.

1.1. Формирование умения пересказывать текст у детей младшего школьного возраста

Пересказ – на первый взгляд, несложное задание. Требуется прочитать текст, запомнить его содержание и рассказать своими словами. Но многим детям эта работа даётся с трудом. Можно назвать следующие наиболее частые ошибки, встречающиеся при пересказе у детей младшего школьного возраста: непоследовательность пересказа (рассказ о событиях с нарушением порядка, в котором

· они происходили); фактические ошибки (рассказ о событиях, которые не упоминаются в тексте,

· искажение имен героев и т.п.); смешение краткого и подробного пересказов (одна часть текста пересказывается

· слишком сжато, другая – необоснованно детально); речевые ошибки (неверное использование слов, нарушение связи слов в

· предложениях, ошибки при построении предложений, тавтология – многократные повторы одних и тех же слов).

Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребёнку осознать своё собственное отношение к прочитанному. Пересказ – это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления, помогающее ребёнку формировать правильную монологическую речь, а в дальнейшем применять эти навыки при написании сначала изложении и собственных сочинений.

М. Горький в одном из своих писем к К.С. Станиславскому писал: «Я уверен, что каждый человек носит в себе задатки художника. Эти задатки наших учеников нужно пробудить, активизировать, чтобы наш маленький читатель смог увидеть и воспроизвести в своём воображении всё то, что показано в тексте».

Педагог К.Д. Ушинский отмечал то, что учитель обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями и при том дать такие упражнения, которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают выражение этой мысли в слове.

Методисты 70 – 80-х годов XIX в. Н.Ф.Бунаков, П. Н. Солонина, В.Я. Стоюнин отстаивали необходимость работы над живым словом детей.

Психолог Н.И. Жинкин отмечает: «Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика, умеющего передать замысел простыми словами, в которые вслушиваются с таким напряжённым

вниманием слушатели. Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтённых оценок слушателей. Необходимо развивать творческое воображения детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит».

В основе пересказа лежит воспроизведение. Для того чтобы пересказать текст, необходимо уметь в процессе чтения производить смысловой анализ (а это требует известной техники чтения), нужно обладать определенными способностями к запоминанию и определенным уровнем речевого развития.

По тому, что и как воспроизводиться, можно судить о степени понимания прочитанного, об уровне развития памяти и речи. Именно поэтому психологи уделяют внимание пересказу, и исследуют такие процессы, как восприятие, внимание, запоминание, развитие мышления.

Известно, что в процессе чтения текста происходит его осмысление, формируются представления.

Воспитание речи требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной, творческой, мыслительной работой над текстом. Такая работа чаще всего отражается при обучении пересказу. Рассмотрим данное понятие с разных аспектов.

Одни ученые считают, что пересказ – это вид работы учащихся, средство развития речи на основе образца.

Другие же утверждают, что пересказ – это средство обогащения речи учащихся.

По форме изложения пересказ представляет собой репродуктивный вид деятельности. Это объясняется тем, что пересказ всегда связан с исходным тестом, на основе которого он выполняется.

Работу над развитием устной монологической речи следует начинать уже с первого класса. Не все дети, пришедшие в школу, могут читать самостоятельно. Поэтому чтение текста осуществляется учителем. Во время чтения учителя книги у детей закрыты, их внимание полностью направлено на слушание.

Пересказ проходит лучше, если дети сами читают текст без предварительного чтения учителя, так как уже при вторичном, самостоятельном прочтении у детей теряется интерес к сюжету. Поэтому учить пересказу необходимо по двум разным направлениям:

• по прочитанному тексту про себя;

• по прослушанному тексту.

Проверка первичного восприятия – это уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимание общего смысла прочитанного. Самый удобный прием для этого – беседа, в которую не должны включаться вопросы, выясняющие подтекст произведения. Учитель должен прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей.

Цель пересказа – помочь ребёнку научиться избегать подобных ошибок, обогатить и разнообразить его речь, приучить к последовательности и точности изложения. В начальной школе для пересказа предлагаются, в основном, два типа текстов.

Первый – это рассказ-описание. В таких текстах мало событий, но большое количество образных выражений, эмоционально окрашенных слов. Цель такого пересказа – расширить и обогатить словарный запас детей. При подготовке пересказа текста-описания надо акцентировать внимание на словах, употребленных в переносном значении, многозначных словах, сравнительных оборотах. Для закрепления полученных знаний полезна игра «Что на что похоже», самой простой вариацией её является разглядывание облаков и сравнение формы облаков со знакомыми предметами. Образные выражения и сравнительные обороты, которые встречались в тексте пересказа, можно напоминать и в повседневной жизни: осенние листья похожи на золотые монеты, дождь напоминает слёзы, солнце на небе как будто улыбается прохожим и т.п.

Второй тип текстов, часто предлагаемых для пересказа – это авторское описание каких-либо событий. Обычно для пересказов выбирают тексты, в которых отсутствуют диалоги или их число сведено к минимуму. Здесь у ребёнка есть возможность, в первую очередь, потренироваться в передаче речи другого человека. Важно также достоверно рассказать о последовательности событий. Для расширения словарного запаса в таких текстах могут пригодиться слова, описывающие эмоциональное состояние людей и животных, особенности их внешнего вида.

Важным условием развития младших школьников является запоминание прочитанного. От уровня её сформированности зависит возможность ребёнка познавать окружающий мир. Но в умении пересказывать текст часто встречаются серьёзные пробелы. К ним можно отнести: маленький словарный запас, ошибки в построении предложений, невыразительное чтение стихов и т. д., что в дальнейшем может сказаться на обучении в школе. Причинами таких проблем могут быть дефицит речевого общения детей с родителями, неосведомлённость взрослых о правильном развитии связной речи ребёнка, скудный словарный запас самих родителей.

Если в окружении ребёнка взрослые владеют умением пересказывать, то и ребёнок говорит хорошо, не испытывает трудностей в общении. Для устранения указанных проблем можно воспользоваться современными технологиями.

Эффективным приемом, повышающим эмоциональный уровень пересказа, является иллюстрирование. Этот метод конкретизирует образец рассказа, делает его сюжет более ярким и наглядным. Иллюстрации должны быть в красках: это очень важно, так как дает возможность младшим школьникам представить картины природы, образцы действующих лиц ярче и правильнее. Такая работа подлинно творческая работа. Дети много вносят своего в пересказ при данном виде работы. Благодаря этому им будет легче его пересказать.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Разное
  • Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Использование мнемотехники для развития связной речи детей

Образное изложение делает предмет речи видимым.
Цицерон
К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
– недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
– бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
– бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».
Ушинский К. Д. писал: Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

В работе педагога главное место при занятиях занимает демонстрационный материал. Наглядность, вот что необходимо для работы с детьми. Дети любят рассматривать картинки и предметы. Они с удовольствием вступают в диалоги во время занятий с наглядным материалом. Педагог в свою очередь учит детей выявлять признаки, характеристики и описывать действия, тем самым расширяя у них словарный запас и формируя связанную речь. Подобный подход способствует развитию ребенка в игровой форме, которая под стать на данный момент его возрасту.
По мнению К.Д. Ушинского, ребенку сложно запомнить пять незнакомых слов по средствам просто объяснений, однако, если эти слова ассоциировать с изображениями в ходе объяснений, он запомнит их очень быстро и легко.
Именно это позволяет сделать вывод о том, что мнемотехника один из самых лучших способов для развития связной речи детей.
Мнемотехника – это система, которая включает в себя методы и приемы, использующие визуализацию информации для запоминания в процессе обучения. В какой-то степени, мнемотехника это тексты в графическом виде. Применение методов мнемотехники рекомендуется начинать с самого раннего возраста. Это обусловлено тем, что у детей в раннем возрасте развивается в первую очередь зрительно-образная память.
Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст (слова и словосочетания) представляется в последовательных картинках. Для мнемотехники используются:
– рассказы;
– сказки;
– пословицы;
– стихотворения;
– загадки.
На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д. Данный метод с успехом применяют для развития речи у детей как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях. Так же его используют для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов, загадок и т.д. Он показывает высокие результаты среди детей при воспроизведении информации.
При использовании мнемотаблиц решаются такие задачи как:
– развитие связной речи и коммуникативной функции (диалогической речи);
– развитие навыков у ребенка воспринимать и формировать рассказы, сказки, стихи по средствам символов и картинок, которые содержатся в мнемотаблицах;
– обучение и совершенствование навыков правильного произношения звуков, а так же запоминать буквы;
– развитие у ребенка сообразительности, наблюдательности, умений выделять свойства предметов и явлений, а так же сравнивать, выделяя разное и одинаковое, совершенствуя умственное развитие;
– развитие у ребенка процессов мышления, внимания, воображения и памяти.
Как все процессы обучения, мнемотехнику следует применять начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. В дальнейшем усложнять постепенно задачу выстраивая мнеможорожки и мнемотаблицы.
Мнемотаблицы содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений. При этом выделяют основной смысл сюжетов рассказов. Таким образом, главный является то, чтобы в мнемотаблицах был представлен наглядно такой материал, который будет легко восприниматься детьми. Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию детей.
Мнемотаблицы используются как дидактический материал при занятиях связанной речи чтобы:
– расширять словарный запас;
– обучать формировать рассказы;
– обучать пересказам;
– обучать загадывать загадки и отгадывать их;
– запоминать стихи.
Детей младшего возраста обучают с помощью мнемотехники схемам одеваний, формируют культурно-гигиенические навыки, обучают потешкам и т.д.
В среднем дошкольном возрасте в мнемотаблицах применяют яркие разноцветные картинки. Это объясняется тем, что ребенок в таком возрасте запоминает отдельно: море – синее, солнце – желтое. В работе с детьми старшей группы детского сада схемы в мнемотаблицах используются в одном цвете. Это позволяет не отвлекаться на яркие цвета и запоминать основной смысл.
Последовательность изготовления мнемотаблицы:
1. Произведение разбивается по частям, определяются самые значимые моменты. На бумажном листе чертят квадраты.
2. Каждое существительное или прилагательное представляют в графическом виде с помощью картинки или схематичного изображения.
3. Глагол изображают таким образом чтобы было как можно лучше понять его, непонятное слово обозначают знаком вопроса. По этому пункту детям необходимы будут дополнительные комментарии педагога.
Большую эффективность мнемотаблицы доказали при запоминании стихотворения. Все слова и словосочетания переводят в графический вид. После выстраивают последовательную схему всего произведения. На основе подобранного графического материала дети на основе памяти могут воспроизвести полностью стихотворение.
При работе по методу мнемотехники с описательными рассказами необходимо детей обучить как выделяются признаки предметов.
В формировании творческих рассказов детям так же помогает методика с использованием мнемотаблиц. Она позволяет выстраивать логический текст.
Пересказ занимает особое место в развитии связной речи детей. Ребенок совершенствует структуру речи, способность выстраивать ее выразительно. Наглядность изображений позволяет сконцентрироваться на структуре построения речи, качестве ее произношения и придании правильных интонаций.
Работа при обучении с помощью мнемотаблиц выстраивается следующим образом:
1. Изучение детьми мнемотаблиц, обсуждение изображений.
2. Преобразование информации из картинок в образы.
3. По предоставленной мнемотаблице пересказывают сказку, рассказ. Детям младшей группы помогают, дети же старшей – уже сами без помощи.
Не нужно забывать, что процесс развития связной речи должен проходить не только в детском саду, но и дома. Большую роль в развитии ребенка и становления его как личности играет его семья, а в частности родители. Поэтому необходимо поставить перед родителями детей факт того, что дома им необходимо будет заниматься. При необходимости родителям можно проводить консультации с педагогами по методике мнемотехники. Если дома отсутствует какой-либо дидактический материал по данному методу, можно предоставить копии с занятий по средствам электронной передачи данных (электронная почта, жесткие носители памяти) или передать материал для размножения копий.
Подготовка материала по методу мнемотехники требует очень детальный отбор. Необходимо подготовить наглядное пособие в зависимости от возраста, а так же подобрать набор игр для проведения занятий. Ведь не стоит забывать что весь процесс обучения должен проходить в игровой форме. Дети тогда охотнее и с радостью идут на контакт, преодолевая робость и, конечно же, лучше воспринимают материал.
В процессе работы с детьми не стоит применять большое количество мнемотаблиц. Это не дает необходимого эффекта, а наоборот, вредит усвоению темы. В день стоит проводить занятия не больше чем по 2 мнемотаблицам. В зависимости от заинтересованности ребят, повторно рассматривают дидактический материал мнемотехники. При возникновении трудностей у детей, нужно помогать в процессе восприятия и воспроизведения графических символов и с их последовательностью.
Результатами первого года обучения по методу мнемотехники является способность детей вместе с педагогом составлять небольшой рассказ, сказку, применяя лексику, при этом соблюдается сюжетная линия. Высоким результатом считается самостоятельное применение мнемотаблиц, т.е. ребенок может сам рассказывать знакомый рассказ или сказку, или даже придумать свои истории.
Дети часто сбиваются с мыслей, быстро переключают свое внимание, не успевая закончить начатую мысль. Именно мнемотаблицы помогают сконцентрироваться и научиться ребенку последовательно выстраивать свой рассказ, выражать свои мысли. Мнемотехника помогает детям научиться логичности, последовательности, развивая все больше их умственные способности, и расширяя не только их словарный запас, но и кругозор в целом, что очень важно перед тем как начнется подготовка к школе.

Мастер-класс для родителей старшей группы ДОУ. Использование мнемотехники в развитии связной речи детей

Уважаемые родители, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОО нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я в своей работе часто использую приём мнемотехники.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать свою речь, в которой они используют связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для:
– обогащения словарного запаса;
– обучения составлению рассказов;
– пересказов художественной литературы;

– отгадывания и загадывания загадок;
– заучивания стихотворений.

Практическая часть
1. А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат и дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. (Родители читают стихотворение по мнемотаблице) (приложение 1).

2. Давайте попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «У лисы в лесу глухом».
У лисы
В лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Под кустами
Еж колючий
Нагребает
Листьев кучу.
Спит
В берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.

Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Одна клеточка это один рисунок, который у вас будет ассоциироваться с одной строчкой данного стихотворения. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь гляля на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.
Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

3. Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать (родители по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи) (приложение 2).

4. Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки (приложение 3).
Отгадали? А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу загадки:
– Красная девица – Сидит в темнице, – А коса на улице. (Морковь).

5. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать: (приложение 4)
«Не рой другому яму, сам упадешь»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Не имей сто рублей, а имей – сто друзей»
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
«Делу – время, а потехе – час»
«Семеро одного не ждут».
А теперь наоборот, попробуйте зашифровать пословицу «При солнышке тепло, при матушке добро».

Рефлексия
Итак, мнемотехника:
– сокращает время запоминания;
– развивает основные психические процессы;
– развивает умение перекодировать информацию;
– устанавливает причинно-следственные связи;
– помогает делать выводы и схематизировать материал.

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:
– Сегодня я узнала.
– Было интересно.
– Я поняла, что.
– Теперь я могу.
– Я научилась.
– У меня получилось.
– Я смогла.
– Меня удивило.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

«Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники»

автор: Портнова Елена Михайловна

воспитатель МБДОУ «ДС № 95 «Снежинка»

Рубрика: Деятельность воспитателя ДОУ

Портнова Елена Михайловна, воспитатель МБДОУ «ДС № 95 «Снежинка»

Статья «Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники»

Для достижения наилучшего результата и стойкости полученных навыков при формировании связной речи у детей с ТНР эффективным коррекционным средством при обучении пересказу детей данной категории служат приёмы мнемотехники.

Известны факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, по мнению А. М. Леушиной, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Данные факторы реализуются в технологии мнемотехники.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

Мнемоника — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Можно привести еще определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современное понятие мнемотехники:

Мнемотехника — это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехнику в специальной дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко — предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов — блоками-квадратами, Т. В Большева — коллажем, Л. Н Ефименкова — схемой составления рассказа.

Основные цели использования мнемотехники:

— развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;

— освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;

— развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;

— развитие творческих способностей: фантазии, воображения;

— развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Особенности мнемотехники использование не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы — схемы, в которых заложена определённая информация.

Мнемотаблица это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

Суть данных таблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение (символ), и таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эту схему — ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Символы и их количество в схеме могут изменяться в зависимости от содержания пересказа или рассказа.

Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач, зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Особенно эффективно использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ТНР , так как:

— для детей данной категории характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

— использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;

— применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

На занятиях по развитию связной речи на этапе обучение составлению пересказа, необходимо учить не только, рассказывать по картинному плану, но учить и его обозначать графически. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Взрослый на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. На первых этапах его формирования, можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.

При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения педагог подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Позднее дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.

Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью.

Таким образом, мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

Список литературы

  1. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М. : Самиздат, 2007. 350 c.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
  3. Борякова Н. Ю. Нарушения речи детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушенным развитием. 2004. № 1. С. 15-20.
  4. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2003. 32 с.

Умение правильно пересказывать текст помогает успешному обучению в школе

Как помочь школьнику успешно обучаться в начальной школе? Эта проблема волнует многих родителей, которые мечтают, чтобы их ребенок хорошо и с интересом учился. Однако многие досконально не знают, какими умениями и навыками должен владеть будущий ученик. Родителям нужно знать, что умение пересказывать является важным навыком в начальной школе, ведь маленькому школьнику приходится усваивать текстовый материал по разным школьным предметам. В идеале ребенок уже к концу дошкольного возраста должен овладеть этим умением, но не всегда удается сформировать его вовремя. Как научить школьника пересказывать текст, чтобы добиться успехов в школе? Родителям помогут советы опытных специалистов.

Что необходимо знать при обучении пересказу?

На домашних занятиях взрослый постоянно напоминает ребенку, что при пересказе текста он самостоятельно излагает содержание, ничего не добавляя. Это достаточно трудно делать, если нет навыка связной речи, скуден словарный запас, отсутствует умение анализировать прочитанное. Поэтому умение пересказывать необходимо формировать еще в дошкольном возрасте, чтобы к школе ребенок умел правильно работать с текстом. К сожалению, не всегда родителям удается сделать это вовремя.
Существуют специальные методики, помогающие родителям так организовать домашнее занятие, чтобы ребенку было нетрудно и интересно обучаться. Не стоит вдаваться подробно в изучение сложных методических приемов, которые используют педагоги. Достаточно знать главное: для занятий надо правильно подобрать средства обучения и произведения, доступные детям.

Мнемотаблицы для пересказа

В педагогической практике успешно используются мнемотаблицы, развивающие и связную речь у детей, и умение пересказывать. Сущность мнемотаблиц основывается на стремлении ребятишек к творчеству: нарисованные ими самими картинки, символизирующие определенный текст, помогают вспомнить и воссоздать содержание прочитанного. Составляя с ребенком мнемоквадраты и постепенно переходя к мнемоцепочкам, взрослый формирует у него умение связно, последовательно пересказывать любой сложности содержание. Особенно важно использование этого умения на уроках чтения, когда маленький школьник сталкивается с необходимостью пересказывать разного вида тексты: повествование, описание, рассуждение. На основе полученного умения ему затем легче работать с сочинением, изложением.

Требования к произведениям

В домашних занятиях особое внимание уделяется произведению, которое предлагается для пересказа. К нему предъявляются определенные требования:

  • Текст должен быть понятен ребенку.
  • Лучше, если на первых порах содержание отражает привычную для младшего школьника ситуацию, чтобы он мог понять прочитанное и оценить его.
  • В дальнейшем подбираются более сложные для восприятия произведения.
  • Произведение должно быть построено логически четко, чтобы было легче восстановить связь между частями произведения.
  • Герои должны иметь ярко выраженные характеры, действия, в которых они участвуют ‒ понятны детям.
  • По языковому стилю произведения отличаются доступным словарем, достаточно короткими предложениями без сложных грамматических конструкций.
  • Учитывая психологические особенности детей (непроизвольность процессов внимания, памяти), подбираются короткие рассказы, сказки или небольшие отрывки из книг.
  • Текст не должен быть перегружен незнакомыми словами, трудными формами (например, сложносочиненными или сложноподчиненными предложениями).

Придерживаясь представленных рекомендаций, родители могут быстро достичь хороших результатов при обучении детей.

Рекомендованные произведения для детей

Педагоги советуют использовать для пересказа произведения разных жанров: рассказы описательного характера, народные, авторские сказки, классические сочинения, произведения современных авторов.

Чтобы родители не испытывали затруднений при выборе текстов для домашних занятий, специалисты рекомендуют использовать следующие произведения:

  • Сказки русские и народов мира, например, про Царевну-лягушку, Емелюшку-дурачка, Ивана-царевича, Красную Шапочку и другие.
  • Авторские произведения: классические сказки Л. Н. Толстого «Про трех медведей», Мамина-Сибиряка про Серую шейку, фрагменты сказок А. Погорельского («Черная курица»), В. Одоевского («Городок в табакерке»), А. Н. Толстого («Золотой ключик»).
  • Рассказы о детях В. Осеевой, например, «Синие листья» и подобные, Н. Носова «Мишкина каша», «Живая шляпа», которые по сюжеты близки детям.
  • Экранизированные произведения (отрывки из них), например, А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Можно предложить ребятам сочинения знаменитого сказочника Андерсена, например, «Русалочку». Истории про Малыша и Карлсона (А. Линдгрен), крокодила Гену и Чебурашку, дядю Федора (Э. Успенского) также будут интересны детям в домашних занятиях
  • Повести и рассказы описательного характера, например, такие, как у Скребицкого Г. А. «Лесной голосок», «Маленький лесовод», Житкова Б. С. «На льдине», Паустовского К. Г. «Растрепанный воробей». Доступны для пересказывания лесные сказки Бианки В. В., рассказы о животных Сладкова Н. И. и другие.

Как научить ребенка правильно пересказывать?

Для того чтобы правильно проводить домашние занятия и получить хорошие результаты, родителям важно придерживаться определенных требований. В методике обучения пересказу разработан алгоритм проведения такого занятия:

  1. Подобрать произведение для пересказа лучше вместе с ребенком. На начальном этапе хорошо, если содержание будет обеспечено красочными иллюстрациями, которые помогут припомнить и восстановить последовательность событий.
  2. Если ребенок еще не научился читать, произведение ему читает взрослый. При этом необходимо яркое, увлекательное чтение, с передачей характерных интонаций, чтобы заинтересовать малыша.
  3. После прочтения не надо торопиться начинать пересказ. Обязательно, при помощи вопросов, проанализировать вместе с ребенком прочитанное, выделить основную мысль, составить план пересказа: с какого события начинается рассказ или сказка, кто главные герои, в каких событиях они участвуют, чем они могут запомниться, почему понравился герой, как заканчивается произведение.
  4. Школьнику, который умеет читать и писать, можно предложить самому написать короткий план, который поможет пересказать текст.
  5. Предложить ребенку выразить свое отношение к прочитанному: как бы он действовал на месте героя, знакомы ли ему эти события.
  6. Внимательно рассмотреть иллюстрации в книге, которые помогут зашифровать содержание прочитанного в мнемотаблицах.
  7. На первых порах можно пересказывать вместе с ребенком, при этом стимулируя его активность. Поощрять за удачно подобранные сравнения, эпитеты. Такое совместное пересказывание послужит для ребенка хорошим образцом.
  8. С целью поддержания интереса к заданию можно выложить мнемодорожку и прошагать по ней, пересказывая текст.
  9. Для развития связной речи, без которой невозможна работа над текстом, взрослый предлагает школьнику игровое упражнение «Запомни и скажи другими словами». Читающий школьник выбирает кусочек текста из 2-3 предложений, читает его, а потом пересказывает своими словами. Это же делает взрослый, если ученик еще неуверенно себя чувствует при чтении.
  10. После того, как проанализировали текст, подкрепили содержание мнемотаблицами, поиграли в синонимы, ребенку предлагается самостоятельно пересказать. Если возникнет необходимость, прочитать еще раз произведение или небольшие фрагменты из него. Подготовленный план в опоре на мнемотаблицы помогут маленькому школьнику вспомнить и воссоздать содержание.

Важно! Зачастую школьники затрудняются пересказать текст, так как не могут припомнить какое-либо слово, а заменить синонимом не умеют. Задача родителей ‒ развивать активный словарь детей.

Для своевременного формирования у детей необходимых умений и навыков работу над пересказом лучше начинать как можно раньше. Об этом родители должны позаботиться, когда детки еще находятся в дошкольном возрасте. Дошколят учат читать стихи, рассказывать сказки, рассматривать книги с красочными иллюстрациями, активно общаться с членами семьи и сверстниками. Существует много различных средств, которые помогут обогатить словарный запас, развить связную речь, тем самым подготовить ребенка к пересказыванию текстов.

Читайте также:  Методическая разработка на тему: Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ОНР
Ссылка на основную публикацию