Методическая разработка на тему: Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ОНР

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2020

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

На сегодняшний день в образовательном процессе, участниками которого являются дошкольники с общим недоразвитием речи, большое внимание уделяется их общему интеллектуальному развитию и недостаточно – формированию пространственных представлений и конструктивного праксиса, что ведет к трудностям овладения детьми графическими навыками. Впоследствии, при поступлении в первый класс школы, это негативно отражается на обучении ребенка письму. Недостаточная готовность ребенка к школе ведет к неуспеваемости, снижению мотивации к учебной деятельности, в ряде случаев к школьной дезадаптации, поведенческим проблемам у детей.

Сформированность умения ребенка работать по зрительно воспринимаемому образцу – один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе [1]. Чтобы первоклассник успешно справлялся с копированием зрительно воспринимаемого образца, он должен обладать достаточным уровнем развития пространственного восприятия, пространственных представлений, тонкой моторики руки, координации «глаз-рука».

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития сенсорики и моторики ребенка, а также формирования пространственных представлений. Вместе с тем, в литературе отмечается, что для многих детей с речевыми нарушениями характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса [2].

Дети с общим недоразвитием речи — это такая категория дошкольников, в структуре нарушения развития которых выявляются как речевая симптоматика, так и неречевая, в частности недостаточный уровень развития моторики [4]. В речи дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается отсутствие или неправильное употребление предлогов, отражающих пространственные отношения. Наблюдения показывают, что дети с общим недоразвитием речи путают понятия «право-лево» на уровне собственного тела, при определении расположения объектов относительно себя и друг друга, плохо ориентируются на листе бумаги [3].

Поэтому возникает необходимость в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи акцентировать внимание на преодолении трудностей в пространственной ориентировке и сенсомоторном развитии детей в целом.

В основе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями должен быть комплексный подход. Комплексный подход в коррекционной работе в условиях дошкольной образовательной организации предполагает взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального педагога и родителей детей.

Таким образом, является актуальным исследование состояния пространственных представлений, конструктивного праксиса и графических навыков у детей с общим недоразвитием речи, а также разработка программы коррекционной работы по развитию сенсомоторной сферы старших дошкольников, апробация и оценка эффективности такой работы.

Работа выполнена при поддержке Фонда Владимира Потанина, проект ID ГК190000358.

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.

2. Инклюзивное образование / под ред. М.С. Староверовой. М. ВЛАДОС. 2018.

3. Малиованова, Е.Л. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2009.

4. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. М.: ВЛАДОС, 2009.

Особенности пространственно-временных представлений старших дошкольников с ОНР /дизартрией Логопедия

Актуальность исследования. Проблема ориентировки в пространстве и формирование правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики и методики, поскольку ориентирования в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Психический процесс развития представлений рассматривался в работах Л.С Выготского, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, А. Н Леонтьева, Н.Ф. Талызина, Е.А. Стребельовои, Б. Ананьева, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Д.Б.Ельконина и др. Проблемы пространственных представлений широко представлены в работах зарубежных и отечественных исследователей. Учеными выяснено ряд вопросов об особенностях формирования пространственных представлений у детей с нормой (Б. Ананьев, В. Е. Бушурова, М.В. Вовчик-Голубая, А.И. Галкина, Б.Ф. Ломов, А.А. Люблинская, А.Ф. Рыбалко, Т.А. Муссейибова, С.И. Шабалин, Ф. Шемякин, И.С. Якиманская и др.). Изучение специальной психолого-педагогической литературы свидетельствует о различных аспектах пространственных представлений у детей с нарушениями в развитии (М. Аббасова, К.И. Вересоцкий, А.С. Виноградовой, А.П. Гаврилушкиной, Т.М. Головиной, И.А. Грошенков, З.М. Дунаевой, Л.В. Занкова, Б.В. Зейгарник, Р.Т. Ибаньес, Л. Кассалу, А.А. Липы, А.Р. Лурия, М. Мерсиянов, С.Л. Мирского, Н.Н. Нудельмана, И.М. Емельянович, Н.П. Парамоновой, М.С. Певзнер, Б.И. Пинского, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы курсовой работы «Особенности пространственно-временных представлений у детей 6 – 7 лет с ОНР/дизартрией». Цель исследования: Выявление особенностей пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР/дизартрией. Объект исследования: пространственно-временные представления у старших дошкольников. Предмет исследования: Особенности пространственно-временных представлений старших дошкольников с ОНР/дизартрией. Задачи исследования: 1) Изучить теоретические основы проблемы развития пространственно-временных представлений у детей 6-7 лет с ОНР/дизартрией. 2) Выявить особенности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР/дизартрией. 3) Охарактеризовать особенности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР/дизартрией. 4) Разработать практические рекомендации, направленные на развитие пространственно-временных представлений. Гипотеза исследования: мы полагаем, что у старших дошкольников с ОНР/дизартрией присутствуют недостатки основных пространственно-временных ориентировок, что затрудняет формирование полноценных пространственно-временных представлений и их словесного обозначения. Методы исследования:  теоретический (анализ и обобщение психологической, педагогической и специальной литературы по теме исследования);  экспериментальный (констатирующий эксперимент);  качественный и количественный анализ полученных данных. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Респонденты и база исследования: в исследовании участвовало 19 детей старшего дошкольного возраста с ОНР/дизартрией в г. Иркутск МДОУ № 7.

Данная курсовая работа посвящена изучению особенностей пространственно-временных представлений дошкольников у старших дошкольников с ОНР/дизартрией. Владение пространственно-временными представлениями определяет развитие когнитивной и речевой деятельности ребенка и является важным фактором формирования сенсорной интеграции, адаптирующей его к окружающей действительности. В результате теоретического исследования мы выяснили, что у детей с ОНР/дизартрией имеются некоторые особенности развития пространственно-временных представлений, а именно: Проведенный нами констатирующий эксперимент позволил выявить уровень развития пространственно-временных представлений детей с ОНР/дизартрией старшего дошкольного возраста. Для проведения исследования мы взяли методику по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Р.Ф. Галлямовой. Результаты констатирующего эксперимента позволили нам составить практические рекомендации. В результате, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, решены все поставленные задачи, цель достигнута.

Педагогический проект: Использование сказки как метод коррекции речевых нарушений старших дошкольников

В статье затрагивается тема расширения, обогащения словаря дошкольника с помощью изучения многозначных слов. Знакомство с многозначными словами в разных лексических темах не только делает данную тему интереснее, но и решает задачи логопедической работы с детьми, а также вызывает интерес к родному языку.

Проблема : Дети с речевыми нарушениями в этом возрасте очень хорошо осознают свой дефект, в связи с чем становятся робкими, застенчивыми, молчаливыми; затрудняется их общение со сверстниками и взрослыми, они меньше узнают об окружающем мире. Речевое недоразвитие дошкольников отрицательно сказывается во всех видах деятельности, в поведении, в общении и на развитие личности в целом. Поэтому в своей коррекционной работе я стала использовать различные виды сказок, которые помогают раскрепостить детей, снять напряжение. Благодаря чему у них активизируется и накапливается словарный запас, автоматизируются поставленные звуки, развивается просодическая сторона речи. Дети учатся выстраивать диалоги, разучивать стихи, тексты, сочинять сказки.

«Путешествие в сказочную страну»

Автор проекта : Орлова Антонина Сергеевна

Тип, вид проекта : групповой, долгосрочный, игровой.

Участники : дошкольники 5-7 лет, воспитатели и учитель-логопед.

  • Определить эффективное влияние сказок на всестороннее, многогранное, последовательное развитие речи старших дошкольников и связанных с ними психических процессов.
  1. Снять напряжение и скованность в поведении дошкольников.
  2. Развивать образное и словесно-логическое мышление, память, наблюдательность, фантазию, воображение зрительное и слуховое восприятие.
  3. Развивать речь (пополнять словарь, совершенствовать грамматический строй, связную речь, закреплять правильное произношение поставленных звуков, дифференцировать звуки, совершенствовать слоговую структуру слов и структуру предложений, развивать дикцию).
  4. Воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к природе, ответственность, гуманность, духовность и патриотизм.

1. Организация работы кружка «Сказочка за сказочкой».

2. Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказок (зачин, повторы, концовка).

3. Создание альбома «В мире сказок», где поместить детские рисунки сказок и фотографии проведённых представлений.

4. Подбор литературного материала для выразительного чтения и обыгрывания согласно возрасту детей.

5. Организация уголка в группе (маски, костюмы, атрибуты, книги сказок, картинки персонажей и другое).

6. Подготовка и показ сказок для детей младшей и средней групп (Лисичка-сестричка и волк; Зимовьё; Снегурочка; Сестрица Алёнушка и братец Иванушка; Жихарка; Колосок; Три поросёнка; Красная шапочка; Журавль и цапля; Чудесные лапоточки; Заяц-хвастун; Лиса и кувшин; Царевна-лягушка -на выбор воспитателя).

7. Проведение недели Сказки.

8. Изготовление совместно с детьми настольных театров и масок оригами для разыгрывания сказок.

9. Совместно с дошкольниками составить киносценарий по сюжету сказки.

10. Прослушивание грамзаписей сказок.

11.Совместное издание книги волшебных сказок, придуманных детьми («Учимся сочинять сказки»).

12.Проведение мероприятия «Поле чудес» (по сказкам).

Предполагаемый результат проекта :

1. У детей сформируется потребность в самостоятельности, активности, независимости, компетентности, коммуникации.

2. Речь дошкольников обогатится сравнениями, эпитетами, образными выражениями, диалогами, песнями, стихотворениями.

3. Благодаря сказкам дети приобретут хорошие человеческие качества (доброту, смелость и другие) без скучных наставлений.

4. Полученные знания, умения и навыки дошкольников усвоятся через различные виды деятельности: изобразительную, литературное творчество, театрализованную игру.

5. Драматизация сказок будет стимулировать воображение детей, любознательность, обогащать жизнь, развивать интеллект, помогать понять самого себя, свои желания и эмоции.

6. При систематической работе речь детей значительно улучшится.

Орлова Антонина Сергеевна,
учитель-логопед
ЕАО, г.Биробиджан
ОГОБУ «Детский дом № 1″

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ТЯЖЁЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Содержимое публикации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ТЯЖЁЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Исходя из требований ФГОС нового поколения, перед учителем-логопедом встаёт вопрос о повышении качества дошкольного образования детей с нарушениями в речевом развитии через использование современных технологий. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике. В процессе восприятия сказки ребенок осваивает реальность через переживания героев. Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Исследованию сказок и методу сказкотерапии посвящены работы Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; А.В. Гнездилова, который определяет сказкотерапию как процесс воспитания «внутреннего ребенка». Полезные рекомендации содержатся в методике О.А. Шороховой «Играем в сказку», в книгах Е.И. Пожиленко «Волшебный мир звуков», Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» и многих других.

Целью нашей работы стало включение эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции нарушений, развития речи и психических процессов, эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Усовершенствовать систему коррекционной работы.

2. Способствовать преодолению имеющихся нарушений речи у детей и развитию всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексического – грамматического строя, связной речи, просодической стороны речи).

3. Развивать у детей высшие психические функции (память, мышление, внимание, восприятие, воображение).

4. Развивать нравственные качества (чувство доброты, коллективизма, взаимопомощи, любви к природе, ответственности, сопереживания и т.п.) и приобщать детей к истокам народной культуры.

5. Пополнять развивающую предметно-пространственную среду.

Используя в работе элементы сказкотерапии, необходимо учитывать следующие особенности: 1) речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, дизартрия, синдромом дефицита внимания и гиперактивность);

2) недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; низкая работоспособность);

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Заучивание стихотворения А.А. Фета Жаворонок

3) специфику возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Исходя из этого, хочется отметить особенности выбора сказки:

– используются простые, хорошо знакомые детям сказки;

– сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик;

– возможное использование элементов сюжета, а не сказки целиком.

Технология сказкотерапии применяется для решения разных образовательных и коррекционных задач. Так, для развития психических функций в образовательный процесс были введены сказочные персонажи. Это способствовало преодолению неуверенности в себе, стеснительности, достижению эмоциональной устойчивости, саморегуляции, так же вызывало у детей речевой интерес, побуждало к речевой активности.

Сообщение темы занятия происходит в игровой форме, что пробуждает у детей интерес к занятию. В качестве организационной образовательной ситуации применяются и сказки-путешествия.

Разнообразные артикуляционные сказки (комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке) вызывают у дошкольников интерес к органам артикуляции и используются для уточнения положения и совершенствования движений органов артикуляционного аппарата и активизации восприятия («Сказка о непослушном язычке», « Путешествия язычка», «Наши домашние животные» и др.). Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логичной подачу материала.

Для характеристики звуков по артикуляционным и акустическим признакам тоже можно использовать сказочных персонажей. (Пример: сказка «Три поросенка» – звуки Н, Нь). Закрепление произношения звуков в словах и слоговых сочетаниях проходят с персонажем занятия. Например: с Вини-Пухом дети повторяют «вопилки» и «дразнилки», с Колобком поют песенки, с Домовенком слушают и воспроизводят звон колокольчиков и т.п. Развитию слухового внимания способствуют игры типа «Помоги Мишутке найти потерянный звук», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановлению перепутанных слогов с любым подходящим сказочным персонажем.

Созданию творческой обстановки способствуют «нескладушки-неладушки» или «небывальщины» (нужно исправить смысловые ошибки, допущенные сказочным персонажем).

Медитация на сказку и пантомимические этюды помогают при воспроизведении эмоций играющими детьми и несут психопрофилактическую функцию.

Для пополнения и активизации словаря, формирования грамматического строя и развития связной речи был составлен тематический план с подбором сказок по лексическим темам. В работе над связной речью с детьми используются следующие формы комплексной сказкотерапии:

Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач);

Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу” сказки, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица);

Постановка сказок (игры-драматизации и итоговые спектакли);

Сочинение сказок (переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй);

Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс – статическое, психодинамическое);

Куклотерапия (пальчиковые, перчаточные куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые и др.);

Сказочная имидж-терапия (преображение с помощью костюмов);

Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование).

Таким образом, использование элементов сказкотерапии для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста даёт желаемый результат и позволяет реализовать задачи в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами развития ребенка в условиях детского сада. В результате формирования речевой и психологической готовности, можно смело говорить о наличии одной из важнейших и необходимых предпосылок к освоению ребёнком учебной деятельности.

Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки: Логопедические игры и задания. СПб.: «Каро», 2004

Домнина Г.Б. Артикуляционные сказки – помощницы для младших дошкольников Журнал «Логопед», № 5 2011

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб: «Речь», 2010.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб: «Речь», 2010.

Мишакина Е. А. Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики, № 4 2017, С. 44-46.

Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2006.

Логосказки в коррекционной работе логопеда

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе.
Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой.
На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.
К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.
Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:
– систематичность и последовательность,
– учет возрастных особенностей,
– учет индивидуальных особенностей,
– учет структуры дефекта,
– поэтапность коррекции речи.
Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка.
Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные задачи:
– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
– развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.

Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный за¬пас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

Также выделяют:
1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева):
– Артикуляционные.
– Фонетические.

– Сказки по обучению грамоте.
2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко):
– Пальчиковые.
3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская)
– Лексико-грамматические.
4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).
– Сказки, способствующие формированию связной речи.

Постановка сказок осуществляется разными видами театров:
– Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

Пальчиковые сказки
Пальчиковые сказки:
– стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
– совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
– повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.

Сказка о маленьком котенке

Однажды маленький котенок вышел во двор (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). На небе ярко светило солнце (Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»). На заборе сидел петух и громко кукарекал (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны). По двору гуляла курица с цыплятами (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть). Вдруг котенок увидел большую собаку (Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается). Она громко стала рычать (произнести: р-р-р) и котенок убежал. В пруду плавала утка с утятами (Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде). Рядом важно шагал гусь (Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»). На полянке гулял козленок (Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим). У него были маленькие рожки (козленок «бодается»), но котенок не испугался. Вдруг на небе появились тучи и закапал дождик: кап-кап-кап (Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино). Котенок быстро побежал домой (Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии).

Артикуляционные сказки
Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.
Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является лягушонок Кваки. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой.

В «Театре пальчиков и язычка» движения язычка сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

Сказка о котенке (для шипящих звуков)
У девочки Маши жил пушистый котенок (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). Каждое утро Маша месила тесто (Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки “пя-пя-пя…”. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Пальцы сжимать в кулак и разводить в стороны) и пекла блины (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Ладони обеих рук класть на стол и переворачивать тыльной стороной). Котенок очень любил блины со сметаной (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Ладони сложить «ковшиком»). А Маша смазывала каждый блинчик вареньем (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз). В красивые глубокие чашки Маша налила чай (Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. Сложить ладони «чашечкой»). Чай был горячий, поэтому котенок на него дул и остужал (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх). После завтрака котенок выходил гулять на улицу.

Читайте также:  Планирование работы логопедического кружка 'Речевичок'

Фонетические сказки
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками.
У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи).

Сказки по обучению грамоте
Логосказки:
– знакомят детей с гласными и согласными звуками,
– формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
– развивают слуховое внимание;
– развивают фонематический слух;
– знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
– формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).

Лексико-грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.

Сказки, способствующие формированию связной речи
Виды работ со сказками:
1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки.
2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.
3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания – составление творческих рассказов.
5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.

Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте.
Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.

Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
3. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.

Логосказки как способ коррекции и развития речи у дошкольников

Дзюба Лариса Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 281 комбинированного вида»

Логосказки как способ коррекции и развития речи у дошкольников

Речевая патология – это нарушение важных психических функций человека. Развитие мышления и речи есть непременное условие развития всех остальных человеческих способностей, а это побуждает речь к дальнейшему совершенствованию. Таким образом, получается саморегулирующее круговое замыкание – два взаимовозбуждающих потока усиливают друг друга и регулируют процесс формирования человека. Задержка одного компонента (мышления или речи) может вызвать или задержку всего развития или даже его остановку. В последнем случае процесс становится необратимым – уже нельзя какой-либо усиленной стимуляцией догнать упущенное время.

Анализируя речевые нарушения, имеющиеся у воспитанников детского сада, могу отметить увеличение количества детей со сложными речевыми нарушениями. Дети, посещающие коррекционно-образовательное учреждение, имеют тяжелые нарушения речи, осложненные ММД (минимальной мозговой дисфункцией), алалией, ДЦП (детским церебральным параличом), нарушениями слуха, зрения и др. Часто у таких детей нарушены основные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), словарный запас отстает от возрастной нормы, у многих отсутствует речь. Это может быть обусловлено следующими причинами: органические, функциональные и социально-психологические нарушения, а именно большая занятость родителей на работе вызывает дефицит общения с детьми; большой поток визуальной информации (телевизор, компьютер и т.д.), которую получают дети без словесного обсуждения, комментариев взрослых; малое количество грамматически и орфоэпически правильной речи (отсутствие образца речи); мало внимания уделяется чтению книг.

Чтобы речь у ребенка развивалась правильно и вовремя, чтобы малыш рос коммуникабельным, активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих, нужно повышать результативность коррекционной работы, делая каждое занятие разнообразным и творческим.

Это все зависит от желания и возможностей логопеда. Общение логопеда с детьми должно происходить на благоприятном эмоциональном фоне. Поэтому нужно организовать такую среду, в которой ребенок будет хотеть и стремиться сделать свою речь правильной, грамотной и красивой. Решить все это поможет инновационный метод – логосказки. Разнообразие в преподнесении учебного материала будет способствовать спонтанному развитию связной речи, поддержанию эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, улучшению результативности в усвоении знаний.

Методы работы со сказками активно используются в коррекционной педагогике. Использование сказочного материала позволяет достичь определенного эффекта при коррекции психологических проблем личностного развития ребенка. Достаточно активно сказочный материал может применяться в содержании педагогической работы, в том числе и в логопедической практике. В сказочном материале изначально содержатся элементы, которые привлекательны для детей дошкольного возраста, обладают воспитывающим, развивающим и образовательным потенциалом. Малыш с радостью погружается в воображаемый нереальный сказочный мир, активно действует в нем, творчески преобразуя его.

Способы работы со сказкой разнообразны, как сама жизнь. Все, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем», – писал В. А. Сухомлинский. Участие детей в игровой деятельности на основе сказочного материала может использоваться в логопедической работе как диагностический способ, который позволяет выявить и оценить следующие качественные и количественные характеристики в развитии детей: активность/пассивность, миролюбивость/агрессивность, уверенность/беспокойство, хорошо/плохо, внимательность/невнимательность.

Использование сказочных сюжетов помогает речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации звуков). Проведение сказочных занятий, на которых они знакомятся с чувствами, эмоциями, побуждениями, повышает двигательную активность ребенка. Использование сказок в коррекционной работе с детьми способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений, событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторы системы.

«Логосказки» решают множество задач. В предлагаемых «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Есть невидимая, незаметная на первый взгляд работа, а именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств. Наиглавнейшими действиями являются развитие произвольного внимания и обучение искусству расслабления. На «сказочных» занятиях дети, во-первых, учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, а во-вторых, постепенно овладевают «телесным осознанием».

Мне, как логопеду, известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбужденным, двигательно расторможенным ребенком. У него непослушный не только язык, но не послушно все тело. Он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много. Очень нелегко автоматизируются звуки. Недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других. Проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое.

Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретает уверенность в себе и хотя бы частично избавляется от сомнений и страхов, то постановка и автоматизация звуков пойдет гораздо успешнее. Ребенок меньше устает на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он способен к усвоению большего объема информации, чем раньше.

Если у гиперактивного ребенка проснется живой интерес и разовьется чувствительность, то это означает, что у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь. Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возрастная чувствительность очень поможет логопеду в такой области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.

В «сказочных» занятиях уделяется внимание не только речи, но и активизации процессов мышления, улучшения моторики пальцев рук, также большое внимание уделяется общему движению тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов. Игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания (вглядывание в постоянно изменяющееся движение куклы, вслушивание в звуки природы), увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.

В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабления с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам и состоянием. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций, дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Особенность «логосказки» состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речи. «Логосказки» – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных, эмоциональных состояний.

Читайте также:  Факторы, влияющие на качество проведения логопедических занятий у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга

Развитие личности и речи дошкольников по «логосказкам» осуществляются по следующим направлениям:

1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамики музыкальных образов через обоснование собственной точки зрения в речи – доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове через совместное состояние словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.

6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Направления «логосказки» логически связаны и осуществляются в комплексе. «Логосказки» представляют собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения и музыкальные зарисовки.

Подготовка к занятиям.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

Для этого я предлагаю три техники расслабления: расслабления по контрасту с напряжением; расслабление с фиксацией внимания на дыхании; расслабление-медитация.

Расслабление по контрасту с напряжением. При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением я привлекаю внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловище, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова: твердый – мягкий, сильный – слабый, холод – тепло, сосулька – водичка, движение – сон, страх – доверие, злой – добрый.

Использую следующие варианты упражнений:

Руки. Детям предлагаю максимально напрячь и сделать твердыми пальцы рук («коготки тигра»). Подержать в таком положении. Обхожу детей, проверяю, достаточно ли твердыми стали пальцы и кисти рук. Затем предлагаю расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми («мягкие лапки»).

Лицо. Детям предлагаю крепко-крепко зажмурить глазки, подержать их в таком положении, почувствовать, как трудно удерживается напряжение, а затем открыть глазки, расслабить мышцы, ощутив в них легкость и спокойствие.

А теперь – стиснуть зубы, прищурить глазки или нахмуриться, сделать лицо злым и грубым и почувствовать появившиеся напряжение. Можно потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.

Тело. Детям в положении «стоя» предлагаю «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Дотрагиваюсь до каждого ребенка, проверяю, насколько напряглись мышцы его тела. Затем ласково глажу каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагаю «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисают вдоль туловище, голова легонько падает на грудь. Проверяю расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая расслабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления.

Расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Почти все динамические упражнения, игры и танцы рекомендую заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полнее расслабиться. Живот во время вдоха должен подниматься, а во время выдоха опускаться. Внимание следует сосредотачивать на животе, добиваясь более полного и глубокого выдоха. Вдох происходит самопроизвольно и не требует особого внимания. Расслабление с фиксацией внимания на дыхании можно выполнять сидя или стоя, но лучше, если это происходит в положении лежа.

Расслабление – медитация. Для перевоплощения в сказочных героев детям нужно как можно ярче и выразительнее передать заданный образ. Для этого я предлагаю как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в то или иное состояние.

В своей работе я использую различные игровые методы и приемы:

I. Словесная режиссерская игра, в которую включаю и решаю три задачи:

а) воспитываю умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев, природных явлениях. Спрашиваю у ребенка: «какая музыка, грустная или веселая, быстрая или медленная, что можно делать под такую музыку, весело играть на полянке или плакать?» По характеру музыки дети начинают вспоминать, что происходит с героями сказки;

б) с помощью лексических средств (прилагательных, наречий) помогаю детям определить свои эмоции, чувства и выразительно интонировать голоса героев с разной силой голоса;

в) знакомлю с образными выражениями и сказочными повторами, активизирую в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Широко применяю игры, в которых ребята продолжают высказывание взрослого. На первых порах дети учатся подбирать противоположные по смыслу слова. Старшие дошкольники продолжают фразы взрослого, используя образные выражения и фразеологизмы из сказки.

II. Психогимнастика.

В использовании данного метода решаю две задачи:

а) побуждаю к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний детей, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Дети показывают не только эмоциональные состояния героев, но и передают через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления;

б) вместе с детьми отображаю эмоциональные образы в темпоритме. Выполняем упражнения на ритмизацию природных явлений, чувств и действий героев сказки, что способствует нормальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребенка.

III. Совместная импровизация с детьми.

Предлагаю разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

IV. Рисование.

Рисуем с детьми сказочных героев и ситуации для воссоздания мыслительно-представляемых эпизодов и эмоциональных. Обсуждаю с детьми, как можно воссоздать образ героя с помощью красок. Дети проникают в сферу мыслей героев, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого эмоционального подтекста.

Метод «логосказок» универсален и в том плане, что с его помощью можно решать проблемы детей любой социальной категории, будь это ребенок из социально-неблагополучной семьи, с задержкой психического развития или тяжелым нарушением речи.

«Логосказки» оказывают психокоррекционное воздействие как на внутренний, так и на внешний мир ребенка, что обеспечивает необходимую эффективность работы. Предложенная мною методика способствует формированию у детей интереса к сказке, сказочным героям и речевой деятельности, поддерживает положительные отношения к занятиям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в коррекционной работе, обучении и воспитании.

Творческие проекты и работы учащихся

Благодаря долгосрочному проекту в ДОУ “Путешествие в страну красивой и грамотной речи” и созданным всеми участниками педагогического процесса необходимым условиям для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников, воспитанники старшей группы детского сада улучшат свои навыки речи.

Подробнее о проекте:

Педагогический творческий проект в ДОУ “Путешествие в страну красивой и грамотной речи” направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской позиции на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей, организацию педагогического сопровождения ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Оглавление

Введение
1. Содержание и этапы реализации проекта.
2. Реализация основного этапа.
2.1. Работа с воспитанниками.
2.2. Работа с педагогами.
2.3. Взаимодействие с родителями.
Заключительный этап

Введение

Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи…» (Основные положения методики развития речи детей).

Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.

Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой (2001г.), которая посвящена развитию речи и обогащению эмоционального словаря. Традиционные методики развития речи дошкольников представлены А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, основополагающие идеи которых заложены в программах и методических пособиях сегодня (развитие диалогического общения). Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М. Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации («речевые жанры»).

Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.

Результаты исследований данных учёных изменили подходы к содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях. Предпочтение отдаётся образовательной деятельности объединяющей разные виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное творчество) и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.

Изученные научные исследования в области речевого развития дошкольников позволили определить требования к реализации проекта, его эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования предусматривают необходимость использования наиболее эффективных путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного возраста

Актуальность. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  3. развитие речевого творчества;
  4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

Ссылка на основную публикацию