Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни на материале произведений В. Сутеева

Итоговое занятие по проекту: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы» «Волшебный мир сказок В.Г. Сутеева»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

“Волшебный мир сказок В.Г.Сутеева” Итоговое занятие по пректу: “Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы” вторая младшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
itogovoe_zanyatie_po_proektu.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №19 «Тополёк» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников»

Конспект итогового занятия по проекту

«Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы»

Тема: ««Волшебный мир сказок В.Г. Сутеева»

(вторая младшая группа)

Воспитатель МБДОУ № 19 г.

г. Невинномысск, 2018 г.

Итоговое занятие по проекту: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы»

«Волшебный мир сказок В.Г. Сутеева»

Цель: Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы.

– Активизировать речевую деятельность детей;

– Побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;

– Воспитывать любовь и интерес к авторской сказке;

– Учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;

– Развивать образное мышление, актёрские способности;

– Развивать мимическую активность;

– Способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу;

– Воспитывать коммуникативные качества: партнёрские отношения между детьми.

Материал: Ноутбук, презентация, костюмы персонажей сказки, декорации к театрализации, выставка совместных работ детей и родителей по сказкам В.Г. Сутеева.

Предварительная работа: Чтение сказок В.Г. Сутеева, беседа с детьми о героях сказки «Под грибом», чтение стихов, потешек, загадок о героях сказки.
пальчиковые игры, игры на звукоподражание, рассматривание иллюстраций животных: муравья, бабочки, воробья, зайца, лисы. Дидактические игры «Чей силуэт?», «Животные и их детёныши».

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Ход образовательной деятельности

Дети заходят в зал и здороваются с гостями

– Здравствуйте! Вы зайчики?

– Здравствуйте! Вы медвежата?

– Здравствуйте! Вы утята?

-А кто же вы? ( детей )

– Давайте познакомимся. Приглашаю вас в дружный хоровод.

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём.

С добрым утром, с ясным днём!

Вот как весело живём.

Дети проходят и садятся на стульчики

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас с вами не обычное занятие, сегодня мы будем путешествовать по сказкам писателя и художника В.Г. Сутеева. Мы с вами много читали сказок Сутеева, какие, например? ( дети перечисляют сказки, которые им читали) . Да, мир этих сказок интересен и необычен, а герои добрые и справедливые, смешные и забавные. И это не случайно ведь мы помним, с вами, что В.Г, Сутеев не просто писал сказки, но и рисовал к ним картинки. Еще у В. Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал – левой. Покажите правую ручку, а теперь покажите левую ручку. Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник!

Воспитатель: Я очень рада, ребята, что мы не только здесь с вами читали эти интересные сказки, но и дома с родителями вы читали. А ещё вы рисовали, лепили, делали замечательные картины, книжки-самоделки и другие разные интересные поделки ( демонстрация работ детей и родителей).

Воспитатель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам показать некоторых героев из разных сказок В.Г. Сутеева. (проводится физминутка)

Мы заходим с вами в лес

(Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес!

(Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

В небе птички пролетали,

Мы руками помахали.

Здесь зайчиха и зайчата

(Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Мама белка и бельчата

(Скачут на носочках,

согнув руки перед грудью)

Впереди из-за куста,

Смотрит хитрая лиса .

Мы лисицу обхитрим,

На носочках убежим.

(Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели.

И тихонечко все сели.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в интерактивную игру, в которой мы узнаем, какие сказки мы читали и каких героев знаем.

Проводится интерактивная викторина

Кому удалось помирить Зайца, Ежа и Ворону в споре за яблоко? (Медведь предложил разделить яблоко на всех поровну)

Кто первым нашел убежище под грибом? (Муравей)

Перечислите жителей теремка (Петух, Лягушка, Мышка, Заяц, Муха-Горюха.)

Конкурс: ” Узнай сказку по её героям”.

1. Заяц, муравей, воробей, бабочка, лиса, лягушка. (Под грибом)

2. Ёжик, ворона, заяц, медведь. (Яблоко)

3. Цыплёнок, мышонок, муравей, жучок, лягушонок. (Кораблик)

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, ответили на все вопросы и в награду нам достался волшебный сундучок, давайте откроем его… ( открываем сундучок, а в нём маски для театрализации сказки В.Г. Сутеева «Под грибом»).

Драматизация сказки «Под грибом»

Жил да был один художник,

Сочинял он сказки тоже.

Сказки добрые, смешные,

В них котята озорные,

Мышка, ёжик и щенок

Кошку он найти не мог.

В сказках этих нет злодеев,

Написал их все Сутеев.

Вот история одна,

Всем известная она.

Сейчас мы вам расскажем,

Вместе: Открываем наш альбом-

Это сказка «Под грибом»!

Воспитатель : Как-то раз застал Муравьишку сильный дождь. Куда спрятаться? Увидела Муравьишка на полянке маленький грибок, добежала до него и спряталась под его шляпкой. Сидит под грибом – дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее.

– Давайте, ребята, покажем, как идёт сильный дождь и похлопаем в ладоши. Ползёт к грибу мокрая Бабочка.

Бабочка: Муравьишка, Муравьишка, пусти меня под грибок! Промокла я – лететь не могу!

Муравьишка: Куда же я пущу тебя? Я одна тут кое-как уместилась.
Бабочка: Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Воспитатель: Пустила Муравьишка Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт. ( дети хлопают в ладоши) Бежит мимо Мышка.

Мышка: Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
Муравьишка: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
Мышка: Потеснитесь немножко!

Воспитатель : Потеснились – пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт. ( дети хлопают в ладоши). Мимо гриба Воробей скачет и плачет.
Воробей: Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

Муравьишка: Тут места нет.

Воробей: Подвиньтесь, пожалуйста!

Воспитатель: Подвинулись – нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Заяц: Спрячьте, – кричит, – спасите! За мной Лиса гонится.

Муравьишка: Жалко Зайца. Давайте ещё потеснимся.

Воспитатель: Только спрятали Зайца – Лиса прибежала.

Лиса: Зайца не видели? – спрашивает.

Воспитатель: Подошла Лиса поближе, понюхала:

Лиса: Не тут ли он спрятался?

Все: Да, где ему тут спрятаться?

Воспитатель: Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл – солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба – радуются. Муравьишка задумалась и говорит

Муравьишка : Как же так? Раньше мне одной под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

Лягушка: Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Эх, вы! Гриб-то. ( Не досказала и ускакала )
Воспитатель: А вы догадались?

Все герои вместе: Гриб вырос!

Лиса: (выходит из-за кулис)

Я, ребята, поняла,

Зря я вредною была,

Подружитесь вы со мной,

Буду доброю лисой

Будем мы теперь дружить,

В мире дружбы станем жить.

Когда дружба наступает,

Тесно вместе не бывает!

Воспитатель: Ребята, давайте похлопаем нашим актёрам.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете о чём сказка, которую мы только что посмотрели? ( ответы детей ). Да, правильно сказала Мышка: «Когда дружба наступает, тесно вместе не бывает!» и этот сказочный гриб, как наша большая страна Россия, в которой мы с вами живём, все мы разные, но если мы будем дружить, помогать друг другу, то в нашей стране всегда будет мир и покой!

Ну, вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие, но не закончился интерес к сказкам В.Г. Сутеева, мы будем обязательно их читать, познакомимся и с другими героями, а родители нам помогут в этом!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию конспект по развитию связной речи дошкольников младшего возраста посредством театрализации русских народных сказок. Конспект состоит из 3-х этапов: знаком.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников- развитие связной речи.

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с произведениями художественной литературой.

План пректной деятельности: “Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы” вторая младшая группа. Для реализации проекта были выбраны произ.

В данной статье представлена информация о развитии связной речи дошкольников посредством художественной литературы, роли педагога в ознакомлении детей с литературой, методах ознакомления.

Развитие образной речи детей 5-6 лет средствами малых форм фольклора

Данная статья предназначена преподавателям методики развития речи детей дошкольного возраста, воспитателям и методистам дошкольных учреждений.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания.

Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Актуальность проведенного нами исследования определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: Буняковой М.Г., Водовозовой В.М., Гавриш Н.В., Кургановой М.Г., Струниной Е.М., Ушаковой О.С.и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования малых форм фольклора для развития образной речи детей.

Недоcтаточная разработанность вопроса о развитии образной речи детей средствами малых форм фольклора послужила основанием для определения темы исследовательской работы: «Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора».

Целью исследования являлось определение условий эффективного использования малых форм фольклора в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

В качестве предмета исследования заявлены малые формы фольклора как средство развития образной речи детей пяти-шести лет.

Гипотеза исследования: Мы предположили, что малые формы фольклора будут способствовать развитию образной речи детей пяти-шести лет при соблюдении следующих условий:
– Если малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей:

1) наличие языковых средств выразительности;
2) наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
3) наличие многозначных слов.

– Если малые формы фольклора используют не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни.
Задачи исследования:

1) Изучить теоретические основы использования малых форм фольклора в развитии образной речи детей пяти-шести лет;
2) Выявить особенности образной речи детей пяти-шести лет;
3) Разработать и апробировать методику использования малых форм фольклора в развитии образной речи детей пяти-шести лет;
4) Проследить динамику изменения уровня развития образной речи детей в процессе экспериментальной работы.

Методы изучения: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, программно-методического обеспечения дошкольного образования; диагностика уровня развития образной речи детей; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Методологической основой нашего исследования являются теории развития детской речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин).

Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы воспитателями, работающими с детьми старшего дошкольного возраста, а так же преподавателями средних и высших учебных заведений при чтении курса «Методика развития речи детей дошкольного возраста».

Изучив теоретические основ использования малых форм фольклора в развитии образной речи детей 5-6 лет, Адрианова-Пертц В.П., Выготского Л.С., Гвоздевой А.Н., Дмитриевой Н.А., Дьяченко О.М., Запорожца А.В., Илларионовой Ю.Г., Клименко Г., Кудрявцевой Е., Малинина В.И., Рубинштейна С.Л., Сомковой О.Н., Струниной Е.М., Ушаковой О.С., Сохиной Ф.А., Харченко В.К., Хоменко К.Е., Юрьевой Н.М., мы сделали следующие выводы:

1.Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

Несмотря на ряд исследований посвященных анализу выбранной нами проблемы, специальных исследований по особенностям образной речи детей 5-6 лет нет, что так же свидетельствует об актуальности данной проблемы, но несмотря на это в процессе анализа ряда исследований, посвященных развитию речи детей дошкольного возраста, нам удалось выделить особенности образной речи детей 5-6 лет, среди которых:

– наличие представлений у детей о средствах выразительности;
– понимание детьми смыслового богатства слова; смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;
– понимание и овладение переносным значением многозначных слов;
– способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;
– использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
– владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;
– умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);
– использование в речи синонимов и антонимов;
– осознание обобщенного смысла малых форм фольклора.

2.Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорные формы. Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов). С помощью фольклора возможно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа

3.В ходе ознакомления с пословицами, поговорками и загадками дети овладевают выразительными средствами (эпитетами, метафорами, сравнениями) с помощью различных форм и методов работы

Поговорки, пословицы, загадки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшийся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей

Для выявления особенностей образной речи детей 5-6 лет мы использовали методику обследования Гавриш Н.В. За основу были взяты три серии заданий (1 серия заданий направлена на определение понимания детьми значения фразеологизмов; 2 серия заданий – направлена на выявления понимания детьми смысла пословиц; 3 серия заданий – направлена, на выявление умения детей воспринимать и понимать образное содержание загадок, выделять средства художественной выразительности из текста загадок), были определены уровни, по которым оценивались ответы детей. В эксперименте принимали участие две группы детей 5-6 лет Приморского района Архангельской области. По итогам трех серий заданий дети были распределены по уровням развития образной речи.

У большинства детей уровень развития образной речи находится на низком уровне 81,75 % детей экспериментальной группы и 88,25 % детей контрольной группы. Для данных детей характерно: отсутствие представлений о средствах выразительности, они не понимают выразительность речи, не выделяют и е замечают средства выразительности, средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения), дети не понимают многозначные слова

На основе полученных и сделанных выводов нами была поставлена цель: разработать и апробировать систему занятий, игр и упражнений, способствующих развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора.

Система работы по развитию (восприятию и пониманию) образной речи велась в двух направлениях

1.Обучение на специально-организованных занятиях:
•«Шило в мешке не утаишь»
Цель: познакомить детей с жанровыми особенностями пословицы, ее структурой, учить понимать обобщенное значение пословицы.
•«В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу».
Цель: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц,
поговорок, загадок, учить понимать обобщенное значение пословиц, поговорок, загадок.
• «Малые формы фольклора».
Цель: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок,
учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц.
Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи.
2.Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни
• Игры с пословицами и поговорками («Какому герою подходит эта пословица и поговорка?»;
«Закончи пословицу, поговорку»; «Вставь пропущенное слово»; «Подбери и раскрась, то, что относится к пословице, поговорке, загадке»; «Подбери пословицу, поговорку к ситуации»;
«Назови пословицу, поговорку по рифмующимся словам»).
• Игры и упражнения на загадывание и отгадывание загадок («Отгадай и сравни загадки животных»; «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах»; «Отгадай и сравни загадки о транспорте»; «Отгадай и сравни загадки о «двух братцах»).
• Игры и упражнения на закрепление полученных знаний («Назови пословицу, поговорку, загадку к заданному слову»; «Скажи по-другому»).

Эксперимент проводился с детьми в течение 4 месяцев. Занятия, игры и упражнения с детьми организовались в вечерний отрезок времени. Занятия были проведены со всей группой, а игры с подгруппами. Для оценки эффективности нашей работы по развитию образной речи было проведено контрольное диагностирование. По результатам диагностики большинство детей экспериментальной группы продемонстрировало средний уровень развития образной речи 81,25%, часть детей показали высокий уровень развития образной речи 12,5%, в то время как в контрольной группе изменений практически не произошло.

Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования о влиянии малых форм фольклора на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста, если фольклорные формы будут отобраны адекватно возрасту детей и использованы не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни.

На основании полученных данных определилась перспектива работы с детьми по развитию образной стороны речи:

  • – возможность оценки образности речевых высказываний детей пяти-шести лет на основании данной методики;
  • – система работы по активизации использования образных средств языка, на основе специальных занятий, серии игр и игровых упражнений.

Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы.

Содержимое публикации

Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы.

Речевое развитие ребенка было и остается главной задачей в деятельности педагогов. Оно неразрывно связано с формированием мышления ребенка, с приобретением знаний, развитием всех психических процессов с самовыражением, познанием других людей.

Ведь речь – основное средство человеческого общения.

Важнейшими источниками развития детской речи являются произведения художественной литературы и УНТ (в том числе и малые литературные формы).

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае страдают, прежде всего дети, теряя связь с семейным чтением.

К сожалению родители в наше время из –за сложные социальные условия, в силу занятости, часто забывают об этом и процесс развития своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, телевиденьем, чем в живом окружении. И здесь перед педагогами встает задача заинтересовать детей, побудить в них интерес к литературным произведениям, к основам художественной литературы, так как художественная литература несет не только радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг – тропинка по которой, умный думающий педагог находит путь к сердцу ребенка», так как из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений. Книга служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи. Книга обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература с которой впервые встречается ребенок должна его вводить в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа.

Такой литературой являются произведения устного народного творчества (потешки, прибаутки, скороговорки, загадки, пословицы, заклички, сказки и.т.д.) Поэтому целью своей педагогической деятельности мы определили развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой и фольклором.

Ознакомление детей с ДХЛ будет способствовать развитию разных сторон речи детей при следующих условиях.

Правильного подбора художественной литературы;

Целенаправленного использования художественной литературы в разных видах деятельности;

При правильной организации совместной работы с родителями;

Работа с социумом (посещение библиотеки, музеев).

Формирование интереса и потребностей в чтении (восприятии) книг мы начинали со знакомства с книжным уголком. Знакомили детей с детскими поэтами и писателями Казахстана и советскими писателями. Это: Абай Кунанбаев, Максим Зверев, Ануарбек Дуйсенбиев, Ыбрай Алтынсарин, Музафар Алимбаев, Агния Барто, Евгений Чарушин, Корней И. Чуковский, Н. Носов и другие. Доступ к книгам свободный. Дети самостоятельно рассматривают журналы, изучают книги, рассматривают иллюстрации.

Приобщая ребенка к книге формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не заворачивать листики). Воспитывая любовь к книге, стараемся что бы дети улавливали ритмичность речи, интонационную выразительность речи, чувство понимания образного языка сказок, рассказов, стихотворений.

Читаем не только на занятиях, но и перед обедом после прогулки, во второй половине дня. В круг чтения входят произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы, юмористические произведения. Есть довольно длинные произведения это: «Приключения Незнайки и его друзей», «Золотой ключик» – эти произведения читаем за несколько раз. Чтение с продолжением развивает у ребенка привычку слушать книгу. Формирует устойчивый интерес к литературе. Во время чтения активизируем внимания детей. Дети повторяют слова, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации. После чтения рассказа спрашиваем детей, что им прочитали, почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаем вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, поступков героев, например, произведение Н.Носова «Огурцы».

1.Как поступил Котька с Павликом? 2.Правильно ли поступила мама? 3. Как бы поступили вы в этом случае?

Особое внимание уделяем знакомству с эпитетами – средствами для украшения речи. Например, «горячо любить», «веселья шум», «красна девица», «сыра – земля». Без эпитетов очень трудно представить художественное произведение.

Сравнениями – это широко распространённый художественный прием, который используется для повышения выразительности и образности описаний. Например: быстрый, как молния; легкий, словно пух; дом – полная чаша; язык твой – враг твой.

Метафоры – 1. Широко применяются в поэзии.

2. Это перенос наименования по сходству.

Например:спелое яблоко – глазное яблоко, нос человека – нос корабля, крыло птицы – крыло самолета, завыл лес – завыл ветер.

Когда читаем, рассказываем, учим ребенка слушать, слушать внимательно, вдумчиво, для того что бы правильно ответить на вопросы, связанные с содержанием, выделить сравнение в художественном произведении.

Развитие речи через знакомство с художественной литературой дает лучшие результаты, если объединены усилия педагогов и родителей. С этой целью была проведена работа с родителями.

Было проведено анкетирование по вопросам.

Есть ли у вас дома книги?

Как часто читаете книги своему ребенку?

Как организовываете чтение дома с ребенком?

Выяснилось, что родители очень мало уделяют внимания чтению детям. В связи с этим наметили работу с родителями. Разработали перспективный план.

Провели родительское собрание на тему «Книга твой друг – без неё как без рук». Консультации «Ребенок и книга». «Положи свое сердце у чтения». «Что и как читать детям». «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи». Провели игры на знание сказок, индивидуальные беседы с родителями детей, которые не проявляют интереса к художественной литературе.

Рекомендовали родителям художественную литературу для чтения детям данного возраста. Для интереса к художественной литературе предложили сводить в библиотеку. В группе проведена акция «Подари ребенку книгу». Родители откликнулись. Таким образом взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний умений и навыков у детей по данному направлению.

Для более эффективной работы организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую библиотеку имени Гайдара, знакомимся с профессией библиотекаря, с книгами, имеющимися в библиотеке. Библиотекарь подробно рассказывает детям для чего нужны книги, что книги развивают мышление, воображение, фантазию и особенно речь детей.

Используя определенные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития дошкольника.

Большое значение для развития речи имеет фольклор. Ознакомление детей с фольклором оказало большой вклад в развитие связной речи. Это потешки, заклички, скороговорки, считали, дразнилки, пословицы, колыбельные песни, стихи, загадки, прибаутки, сказки – все это представляет огромный речевой материал.

Фольклор используем во всех видах деятельности: как на занятиях, так и в режимных моментах, в свободное время.

На прогулке используем такие виды фольклора: пословицы, поговорки, загадки о природе, природных явлениях, считалки «Аты – Баты», «На златом крыльце сидели…», дразнилки, заклички. Это заклички дождику «Дождик, дождик припусти дай капустке подрасти», солнышку, ветру, тучкам.

В повседневной жизни широко используем загадки на все темы. Предлагаем загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. Загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующемся объекте или явлении. Применяли загадки во время умывания о предметах туалета. При отгадывании загадок ставили перед ребенком конкретную цель, что надо не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка правильна.

В своей работе применяли игры – забавы с привлечением фольклора например: «Узнай потешку», (по содержанию картинки надо вспомнить произведение). Эти игры помогают закрепить навыки интонационной выразительности.

Работая над речевой речью большое внимание уделяем Р.Н.С. Знакомя детей со сказками, мы проводим словарную работу, объясняем непонятные слова, выражения. Во время рассказывания сказки дети не только их слушают, но и начинают их договаривать, а потом и драматизировать. Так у детей активизируется словарь, совершенствуется звуковая сторона речи.

Детям нравится слушать сказки «Золушка», «Серебряное копытце», «Дюймовочка», сказки К. Чуковского и другие. На занятиях по развитию речи используем народные песенки, потешки – которые представляют собой прекрасный речевой материал. При формировании грамматического строя речи, обучаем детей образованию однокоренных слов, например: зайка- заинька, серый – серенький.

Произведения народного фольклора бесценно. Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, развивается речь.

В процессе работы были достигнуты следующие результаты:

У детей повысился интерес к устному народному творчеству, к произведениям художественной литературы. Дети используют в своей речи пословицы, загадки, поговорки, считалки, заклички, колыбельные песни, сказки. У родителей так же отмечен повышенный интерес к произведениям художественной литературы. С удовольствием разучивают с детьми стихи, пословицы, объясняют им смысл. Исходя из опыта работы, мы пришли к выводу, что уровень речевого развития детей повышается при использовании малых форм фольклора и художественных произведений. Не только на занятиях, но и в других режимных моментах. Мы убеждены в том, что, если организована систематическая работа с детьми, различные формы фольклора и художественные произведения доступны их пониманию к осознанию. Таким образом, использование фольклора и художественных произведений в речевом развитии детей вполне себя оправдывает.

Макарова Н.С. «Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников».

Ф.А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста».

Русевич В.В. «Художественная деятельность как средство формирования образа мира у детей старшего дошкольного возраста».

Дронова Т.Н. «Приобщение детей к книжной культуре».

Урсу Н.М. «Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора».

Гурович Л.М. «Ребенок и книга».

Дунаев Н.О. «Значение художественной литературы в формировании личности ребенка».

Жигулев А. «Пословица в развитии речи дошкольника».

Консультация для воспитателей “Русская народная сказка как средство развития связной речи дошкольников”

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром.

Так что же такое сказка?

В словаре Даля сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – вымысел, произведение народной фантазии, складное, яркое, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл. Русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия, открываются человеческие чувства и взаимоотношения: доброта, справедливость, приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту, родному языку.

С какими же сказками мы знакомим детей дошкольного возраста?

Сказки о животных. В этих сказках действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, описывает повадки, высмеивает пороки.
Волшебные сказки – сказки, где происходит чудо, приключения, геройства, превращения. В основе сюжета таких сказок находится повествование о поисках потери или недостачи с помощью чудесных средств или волшебных помощников.
Бытовые сказки – сказки об обыденной жизни, в них добру, честности, благородству противопоставляется жадность, зло, зависть.

Каково же значение русских народных сказок?

Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Сказка учит сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая детям возможность выбора собственной позиции. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, а также делают речь эмоциональной, образной, красивой.
Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка.

Какие же уроки жизни нам дает сказка?

  • Сказка учит: мир делится на хороших и плохих
  • Сказка формирует образ положительного героя
  • Сказка учит не бояться трудностей
  • Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей
  • Сказка учит не судить о людях по внешнему виду
  • Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается
  • Сказка учит любви к родителям
  • Сказка учит патриотизму
  • Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль
  • Сказка учит: добро всегда побеждает зло

Почему именно сказку можно использовать для развития связной речи дошкольников?

Сказки динамичны, напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью. В нем много мелких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Знакомство со сказкой.

Перед прочтением сказок проводится предварительная работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок, разбор пословиц и поговорок, относящихся к сказке.

1. Чтение произведения и рассматривание иллюстраций. Одно из главных условий чтения и рассказа – это эмоциональное отношение к рассказываемому. Во время рассказа или чтения лучше сесть перед детьми с тем, чтобы дети могли видеть лицо педагога, наблюдать за его мимикой, выражением глаз, жестами. При чтении педагог следит не только за исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателя.

2. Разбор содержания проводится в форме «вопрос-ответ» по прочитанному материалу.
Это вопросы:

  • позволяющие узнать эмоциональное отношение к героям;
  • направленные на выявление основного смысла произведения;
  • направленные на выявление основного мотива поступков;
  • выявляющие языковые средства выразительности;
  • направленные на воспроизведение содержания;
  • поискового характера, подводящие к выводам;

3. Словарная работа (объяснение новых слов, объяснение пословиц).

4. Составление плана – схемы.

7. Творческие задания по сказке: выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений, придумывание нетрадиционной концовки, творческое преобразование хода повествования, ввод непредвиденных ситуаций, смешивание нескольких сюжетов в один.

Творческое преобразование сказки как средство развития связной речи. Методы работы.

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными, а могут быть близкими к жизни детей. Например: Лиса и Заяц, вместо ледяной и лубяной избушек, могут оказаться на летающих тарелках. Или, с помощью волшебной палочки, оказаться в одной клетке городского зоопарка, или застрять в лифте многоэтажного дома.

2. Коллаж из сказок. Если сказки знакомы, можно обойтись иллюстрацией: Баба Яга встретила Колобка и они вместе отправились к Лисе в лубяную избушку. Вариантов ситуаций может быть много, важно не забыть о главных, первоначальных героях. Детям лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Например: в книге со сказками перепутались все страницы. Что же произошло с героями сказок?

3. Перевирание сказки. Метод используется, когда сказка хорошо знакома детям. Например: Жила была девочка, звали ее Желтая Шапочка. Дети поправляют: Нет, не Желтая! Воспитатель: Да-да, конечно, я забыла! Так вот, отправилась Красная Шапочка к тете, и т.д.

4. Изменение ситуации в знакомых сказках. Методом проб и ошибок и рассуждений позволяет двигаться к возможным ответам, приучая детей постепенно менять ситуации в сказках. Например: «Гуси-лебеди». На пути Машеньки встречается Волк. «Волк и семеро козлят» – Волку мешает Медведь, который приглашает его на день рождения.

5. Сказка по-новому. Этот метод позволяет по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Для этого берется старая сказка, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Например: Семеро козлят становятся злыми и капризными, а добрый Волк помогает Козе их найти.

6. Эксперименты в сказках. Этот метод помогает детям не только в развитии речи и творческого мышления, но и в развитии чувств. Например: Морозко слишком жестоко поступил с героями. Предложить детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.

7. Сказки от превращений. Метод помогает детям в мыслях превращаться в кого угодно или во что угодно – это для ребенка уже начало фантазии и сочинительства. Например: Начало сказки: как хорошо летать над цветами и видеть все сверху. Но однажды…»

8. Спасательные ситуации из сказок. Воспитатель, используя этот метод, специально придумывает экстремальные ситуации, требующие различных вариантов, «спасательных» решений. Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок, способствует развитию связной речи.

9. Закончи сказку. Метод позволяет развивать умение логически завершать какой либо рассказ, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

Таким образом, работу над связной речью детей с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с младшего дошкольного возраста. Это позволит детям расширить словарный запас, использовать в речи языковые средства выразительности, а самой речи становиться осмысленной, логически построенной, связной, эмоциональной, образной.

Литература.

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – Спб., 1863-1866.
2. Миронова О.С. Учимся сочинять и рассказывать: Подготовительная группа. Издательско-торговый дом «Корифей», Волгоград, 2010
3. Шаманская Л. Н., Козина Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. — М.: ТЦ Сфера, 2010
4. Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006
5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: Фолио, АСТ,2000.
6. Познавательные сказки для детей 4—7 лет. Методическое пособие / Сост. Л. Н. Вахрушева. — М.: ТЦ Сфера, 2011

МКДОУ – детский сад «Рябинка” Развитие образной речи детей при ознакомлении с художественной литературой 2012 год Майшева Любовь Деонисовна Воспитатель. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемdetsadryabinka.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” МКДОУ – детский сад «Рябинка” Развитие образной речи детей при ознакомлении с художественной литературой 2012 год Майшева Любовь Деонисовна Воспитатель.” — Транскрипт:

1 МКДОУ – детский сад «Рябинка” Развитие образной речи детей при ознакомлении с художественной литературой 2012 год Майшева Любовь Деонисовна Воспитатель 2 квалификационной Категории п.г.т. Куминский

2 Образная,богатая синонимами дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих.Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых(все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы и папы, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно « знать в лицо», поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

3 Критерии развития речи детей старшего дошкольного возраста Умение выделять в тексте средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова,эпитеты, синонимы, антонимы); Умение сравнивать и подбирать эпитеты, синонимы, антонимы; Умение отмечать настроение героя в произведениях; Умение придумывать монологи(Рассказы, сказки, загадки; Понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов; Использование средств художественной выразительности в собственной речи.

4 Типичные проблемы развития речи дошкольника 1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение 2 Бедность речи. Недостаточный словарный запас 3. Замусоривание речи сленговыми словами(результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений. 4.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если необходимо и уместно. 5.Неспособность построить монолог: например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами 6.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов 7.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. 8. Плохая дикция Как развивать?

5 Художественная литература является важнейшим средством развития образности речи. Образные средства языка широко встречаются в произведениях разных жанров: рассказах, сказках, стихотворениях и т.д.Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведений, а так же выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров http://aida.ucoz.ru5

6 При работе с художественными текстами решаются следующие задачи развития образной речи : – Привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте. – Научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение. – Развивать умение придумывать свои слова и выражения по аналогии со словами, выделенными в тексте. – Активизировать использование в речи детей образных авторских средств в процессе беседы о прочитанном художественном произведении, при пересказе и заучивании наизусть.

7 В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями

8 Влияние малых форм фольклора на развитие образной речи детей Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразная. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен http://aida.ucoz.ru8

9 Приговорки, поговорки, пословицы и скороговорки Приговорки издавна употребляются в воспитании как пе­ дагогические приёмы, для того чтобы эмоционально окрасить зна­чимость того или иного момента жизни ребёнка. Скучный для детей процесс, например одевание, сопровождае­ мый приговоркой, становится более интересным. Сама деятель­ ность ребёнка, если она метко, удачно охарактеризована словом, полнее осознаётся им. Широко применяемые в самом раннем детстве приговорки и в дошкольном возрасте служат свою службу, только по содержанию они изменяются, отвечая новым запросам его умственного и нравственного роста. Подобно загадке, приговорка поэтизирует для ребёнка его собственную деятельность, быт.

10 Загадка в жизни ребенка Использование загадок, как одной из форм образной народной речи, получило признание в работе детских садов. Из практики можно уже сделать известные педагогические выводы. Совершенно очевидно, что загадка полезное упражнение для ума ребёнка только тогда, когда она правильно выбрана. Учитывая особенности построения загадок, опирающихся на определенный жизнен­ный опыт, на знания о вещах и явлениях, необходимо всегда по­мнить о крайне незначительном жизненном опыте детей-дошколь­ников, о неспособности их мыслить отвлечённо. Детям могут быть предложены только такие загадки, смысл которых близок опыту ребёнка и выражен в ней почти наглядно. Ведь дело не в том, чтобы ребёнок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы он искал ответав этом и состоит упражнение ума. Загадки по содержа­нию должны быть связаны с опытом ребёнка, доступным его по­ниманию.

11 Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

12 Сказка развивает речь ребенка Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств живой реальностью мышления. Без сказки, живой, яркой, завладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь как определенную ступень развития человеческого мышления и речи. Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

13 Угадайте пословицы Взрослый намеренно пропускает слова в известных пословицах и предлагает на выбор несколько вариантов: За (какой?) головой, как за каменной стеной. (Умной, большой, старой.) (Какую?) дружбу и топором не разрубишь. (Верную, долгую, красивую.) (Что?) век не забудется. (Добро, богатство, бедность.) Худо тому, кто (что?) не делает никому (добра, встреч, помощи ). (Какое?) слово до сердца доходит (длинное, сердечное, непонятное). (Какое?) слово, что дождь в засуху (доброе, короткое, веселое). Людям забота, как воздух нужна, стать всем (какими?) поможет она (выше, богаче, добрее).

14 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Игровое упражнение «Закончи пословицу» Без печки холодно, без хлеба. (голодно). Не шуба греет, а. (хлеб). Не будет хлеба, не будет и. (обеда). Хлеб на столе и стол. (расцвел). Инсценировка пословиц Изобразите, как вы понимаете эти пословицы: У страха глаза велики. Пуганая ворона куста боится. У нашего Трошки задрожали ножки. Пугается, как заяц на ветру. Прячется, как лягушка в камышах.

15 Маленький труд лучше большого безделья

16 Как понимают дети фразеологизмы http://aida.ucoz.ru16 Наверное нет таких родителей, которые не говорили бы своим детям: «Смотри под ноги, а не считай ворон», «Ты совсем уже сел мне на голову», «Ну и что ты нос повесил?». При этом взрослые уверены, что дети правильно поняли смысл. А так ли это? Вот примеры того, как дети 5 – 7 лет понимают смысл некоторых Выражений: -«Бить баклуши – это, наверно, какие- нибудь деревяшки разбивать». -«Витать в облаках – это значит высоко летать в небе, а может быть это значит кататься на облаке». -«Гнаться за двумя зайцами – это про волка так говорят, это он хотел сразу двух зайцев поймать». -«Клевать носом – это очень -очень хотеть есть ; вообще-то обычно птицы клюют носом». -«Медведь на ухо наступил – так говорят про того, кто в лесу устроился на ночлег, а мимо проходит медведь и наступил человеку на ухо. С тех пор он ничего не слышит».

17 Фразеологизмы Объясни и покажи фразеологизм. Например,«Как в воду опущенный», «Распустил нюни», «Задрал нос» Подбери картинку. Детям предлагаются картинки, иллюстрирующие фразеологизмы (повесить нос, Выбиться из сил, промерзнуть до костей, держать язык за зубами, задирать нос, покатываться со смеху и т. д.) Волшебница заколдовала все картинки. Чтобы их расколдовать, нужно назвать и объяснить, что означают эти выражения. Отберите те картинки, которые подходят к героям сказки « Красная шапочка», «Снежная королева», «Цветик – семицветик», «Аленький цветочек»» и т. д. Назови сказки, к которым подходят следующие фразеологизмы. Например: Не солоно хлебавши: «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят». Держи язык за зубами: «Красная шапочка» http://aida.ucoz.ru17

18 Точить зубы Если карандаш сломался, нужно взять точилку. Нож и ножницы тоже точат. А можно ли точить зубы? Нос показывать не хочет Добрый зайка из норы: Волк на зайку зубы точит – Зубы хищника остры. Что делает волк? Зачем волк точит зубы? Так бывает на самом деле или нет? Почему? Вспомним сказки. В какой сказке волк точил зубы на козлят? («Волк и семеро козлят» ) На поросят? («Три поросенка») На девочку? («Красная шапочка») http://aida.ucoz.ru18

19 Профессор кислых щей Профессор это ученый, который занимается наукой, изучает мир изучает мир, пишет умные книги. Ученые изучают звезды и планеты животных, растения, человека и многие другие важные вещи. Нужно ли изучать кислые щи? – мое призвание – наука, Мне не страшны не грусть, не скука Могу без устали писать Труды научные в тетрадь. Не спать по нескольку ночей, – Сказал профессор кислых щей. – Таков, мой друг, удел ученых, – Вздохнул профессор щей зеленых. Так мы говорим о людях, которые занимаются пустяковыми делами, но при этом считают себя знатоками, умно рассуждают, а на самом деле ничего в этих вопросах не понимают http://aida.ucoz.ru19

20 сказки Придумай новую сказку по опорным словам: – дед, баба, курочка ряба, Вася, ковер – самолет, лиса, кот, спасти ; – медведь, лиса, бочонок меда, курочка, волшебный корабль, чудо – остров, обмануть. Расскажи сказку: – «Репка», используя суффикс – еще; -Курочка ряба», используя уменьшительно – ласкательные суффиксы.

22 Загадки Отгадай загадки по сказке. Например: «Возле леса на опушке трое их живет в избушке…». Придумай загадку по данным словам. Например: тонкие ноги, ветвистые рога.

23 Кто по коробу скребен, По сусекам метен, На сметане мешен, В печку сажен.

24 Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

26 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА – О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Методика развития речи детей…» М.,Владос, 2004; – Л.Г.Шадрина, Е.Н.Судакова «Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний » Ульяновск, «Вектор-С», 2009; -Франсуаза Барб-Галль « КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ОБ ИСКУССТВЕ» (С- П., 2007 г.); -О.С. Ушакова, Колунова Л. «Развитие образной речи дошкольников»/Детский сад от А до Я год – 2 ; -Е.Лаврентьева «Веселый фразеологический словарь»- РООСА, 2007.т -Макарова « Методика работы по развитию образной речи»

Дидактические игры в работе учителя-логопеда

Дидактические игры в работе учителя-логопеда

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

– игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения.

Л.С.Выготский писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).

Существуют различные трудности адаптации при поступлении в школу ребенка с нарушением интеллекта (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями).

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь.

Применение игр на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

– постановке и автоматизации звуков в ходе игры;

– овладение звукобуквенным анализом и слоговым составом слов;

– развитию лексико – грамматических средств речи в рамках определенных тем;

– развитию сенсорных представлений;

– развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

– тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук ( оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);

Так же игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

В своей работе я часто использую разнообразные дидактические игры, стараюсь включать их, по возможности, в каждое логопедическое занятие.

Дидактические игры:

Игры на развитие фонематического восприятия, фонематического , слогового, звукобуквенного анализа и синтеза

1. «Составь слово» (1 вариант)

Цель: развитие фонематического восприятия, развитие умения определять первый звук в названии картинок, по первым звукам различных слов составлять новое слово.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: ребенок выделяет первый звук в названии картинок, из выделенных звуков составляется новой слово.

2. «Составь слово» (2 вариант)

Цель: развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, умения определять последовательность звуков в слове.

Оборудование: карточки с картинками, внизу у каждой картинки написан номер выделяемого из слова звука.

Ход игры: ребенок дожжен из названия картинки выделить заданный звук и из них составить новое слово.

3. «Поезд»

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза, формирование умения определять место звука в слове.

Оборудование: поезд с тремя вагонами, предметные картинки.

Ход игры: ребенок называет картинку, затем определяет место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и ставит картинку соответственно к первому вагону ( начало слова), ко второму вагону (середина слова) и к третьему вагону, если заданный звук стоит в конце слова.

4. «Цветы и бабочки»

Цель: развитие фонематического восприятия, умения различать на слух твердые и мягкие согласные.

Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы, картонные фигурки бабочек.

Ход игры: на полу разложены синие и зеленые цветы. У детей в руках картонные бабочки. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: мяч, молоток, машина, мишка, мороженое, муха, мел.

Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку и сажают на него бабочку. Услышав слово с мягким звуком, дети сажают бабочку на зеленый цветок.

5. « Рассели животных в домики»

Цель: закрепление умения определять количество слогов в слове, обогащение словарного запаса детей по теме «Животные».

Оборудование: домики из картона одно, двух и трехэтажные, предметные картинки с изображением животных.

Ход игры: логопед показывает ребенку картинку, просит назвать ее, затем разделить слово на слоги. В зависимости от количества слогов в слове, поселить животного в одноэтажный, двухэтажный или трехэтажный домик.

6. «Надуй шарик»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза, умения определять пропущенный слог.

Оборудование: шарики из цветного картона, на которых напечатаны слова с пропущенным слогом.

Ход игры: ребенок берет шарик и определяет, какой слог пропущен, затем называет получившееся слово

7. «Третий лишний»

Цель: развитие фонематического восприятия, умения определять наличие заданного звука в слове.

Оборудование: предметные картинки

Ход игры: логопед выставляет на доску три картинки. Ребенок называет их и убирает картинку, в названии которой нет заданного звука.

8. «Семицветик»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Оборудование: вырезанные из картона цветы с написанными на них цифрами «2» и «3», лепестки с написанными на них названиями цветов, состоящими из двух и трех слогов.

Ход игры: ребенок раскладывает лепестки на цветок с цифрой «2», если в названии цветка два слога, и на семицветик с цифрой «3», если в названии цветка 3 слога.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

1. «Чудесный мешочек»

Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные

Оборудование: мешочек с предметами: шерстяной носок, резиновый мячик, деревянный карандаш, бумажная кукла, пластмассовый шарик и т.д.)

Ход игры: дети достают из мешочка предмет, называют материал из которого он изготовлен, затем образовывают относительное прилагательное: носок из шерсти – шерстяной носок, мячик из резины – резиновый мячик и т.д.

2. «Какой сварим суп?»

Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные.

Оборудование: кастрюльки из картона с нарисованными на них продуктами.

Ход игры: ребенок берет кастрюльку с нарисованным продуктом, называет его и говорит, какой из этого продукта сварит суп. Например: суп из мяса – мясной суп, суп из грибов – грибной суп, суп из картофеля – картофельный суп и т.д.

3. «Какой будем пить сок»

Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные.

Оборудование: пластмассовые стаканчики с наклеенными на них картинками с фруктами.

Ход игры: ребенок берет стаканчик. Называет фрукт. Который на нем нарисован и говорит, какой он будет пить сок. Например: сок из яблок – яблочный сок, сок из винограда – виноградный сок, сок из персика – персиковый сок и т.д.

4. «Какой, какая, какое»

Цель: развитие навыков согласования прилагательных с существительными в роде.

Оборудование: карточки разделенные на четыре сектора. В первом секторе цвет, во – втором – картинка – существительное мужского рода, в третьем – существительное женского рода, в четвертом – существительное среднего рода.

Ход игры: ребенок по картинке должен правильно составить словосочетание существительное + прилагательное, согласовывая их в роде. Например: зеленая елка, зеленый арбуз, зеленое платье.

5. «Вставь предлог»

Цель: практическое употребление в речи простых предлогов, развитие пространственных представлений.

Оборудование: карточки, разделенные на четыре сектора. В первом – предметная картинка, во втором – глагол, третий – пустой, в четвертом – предметная картинка.

Ход игры: ребенок долен при помощи картинок составить предложение, вставив нужный предлог.

6. «Посмотри какой цветочек»

Цель: развитие умения согласовывать прилагательные с существительными.

Оборудование: картонные картинки с изображением предмета, маленькие карточки с написанными на них прилагательными.

Ход игры: ребенок выбирает понравившуюся картинку с изображением предмета. Маленькие карточки с прилагательными находятся у логопеда. Нужно прочитать слово и, если оно подходит к выбранной картинке, взять карточку и составить словосочетание.

Учитель-логопед:
Лебедева Марина Михайловна

Дидактические игры и пособия в логопедическом кабинете

Паспорт логопедического кабинета

График занятости логопедического кабинета

День неделиПонедельникВторникСредаЧетвергПятница
Коррекционные занятия08.00.-13.00.08.00.-13.00.08.00.-13.00.15.00.-17.30.08.00.-13.00.
Консультации для педагогов13.30.-15.00.
Консультации для родителей17.30.-18.30.

Правила пользования логопедическим кабинетом

  • ключи от кабинета в двух экземплярах (один у логопеда, второй у зам. заведующего по АХЧ);
  • влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;
  • ежедневно проводится проветривание кабинета;
  • перед каждым применением и после него производится обработка логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом;
  • кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для индивидуальных занятий, игровой зоной;
  • по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

Документация

  1. Приказ об утверждении Положения о логопедическом пункте.
  2. Положение о логопедическом пункте.
  3. Должностные инструкции логопеда.
  4. Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий.
  5. Паспорт кабинета.
  6. Журнал обследования устной речи.
  7. Речевые карты.
  8. Тетради взаимосвязи с воспитателями.
  9. Тетрадь по работе с родителями.
  10. Перспективные планы индивидуальной работы с детьми.
  11. Календарно-тематическое планирование.
  12. Дневники наблюдений.
  13. Общий план методической работы.
  14. Циклограмма работы логопеда.
  15. График работы логопедического кабинета.
  16. Расписание занятий.
  17. Акт-разрешение на работу в кабинете.
  18. Инструктаж по ТБ.
  19. Тетради индивидуальной работы с детьми.
  20. Списки детей, зачисленных на логопункт.
  21. Анализы обследования устной речи детей.
  22. Копии отчетов о результатах коррекционной работы.
  23. Мониторинг коррекционной работы.

Оснащение логопедического кабинета

  1. Настенное зеркало (1.5м – 0.5м) – 1 шт.
  2. Детские столы – 2 шт.
  3. Логопедические парты – 2 шт.
  4. Детские стулья – 6 шт.
  5. Стол для логопеда – 1 шт.
  6. Стулья полумягкие – 2 шт.
  7. Шкафы для пособий – 3 шт.
  8. Шифоньер – 1 шт.
  9. Полка настенная – 1 шт.
  10. Журнальный стол – 1 шт.
  11. Зеркала для индивидуальной работы – 2 шт.
  12. Домик сюжетный «Семья» – 1 шт.
  13. Магнитная доска – 1 шт.
  14. Лампа дневного освещения над зеркалом – 1 шт.
  15. Чистое полотенце – 1 шт.
  16. Картотека на имеющиеся пособия.
  17. Коробки, папки для хранения пособий.

Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми

  1. Набор логопедических зондов – 6 шт.
  2. Спирт медицинский.
  3. Вата стерильная.
  4. Одноразовые марлевые салфетки.
  5. Пособия для индивидуальной работы.
  6. Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.
  7. Материалы для обследования устной речи.

Специальная литература

Библиотека кабинета представлена личными фондами учителя-логопеда в количестве 116 экземпляров.

Игры в логопедической работе с детьми / Под редакцией В.И. Селиверстова. – М.,1981.

И.Л. Лебедева. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль. – М., 2004.

И.Л. Лебедева. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь. – М., 2004.

Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.

Т.В. Александрова. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. – СПб, 2005.

В.Н. Чернякова. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет. – М., 2005.

В.И. Селиверстов. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

Л.Н. Павлова, М.Н. Теречева. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистящие. – СПб, 2004.

Г.А. Волкова. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб, 2004.

Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. – М, 1999.

Г.М. Лямина. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М., 2005.

З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб, 2004.

Дидактические игры и пособия в логопедическом кабинете

Читайте также:  Популяризация здорового образа жизни среди семей детей-логопатов
Ссылка на основную публикацию