Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни на материале произведений В. Сутеева

Мастер-класс «Приемы развития связной речи старших дошкольников в пересказе сказки В. Г. Сутеева «Это что за птица?»

Зиля Гатиятуллина
Мастер-класс «Приемы развития связной речи старших дошкольников в пересказе сказки В. Г. Сутеева «Это что за птица?»

Интеграция образовательных областей

«Чтение художественной литературы», «Коммуникация» и «Социализация».

Мастер-класс

Тема: Приемы развития связной речи старших дошкольников в пересказе сказки В. Сутеева «Это что за птица

Цель: демонстрация использования эффективных приемов интеграции образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» и «Социализация» в развитии речи старших дошкольников.

Мы представляем вашему вниманию мастер-класс, целью которого является демонстрация использования эффективных приемов интеграции образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» и «Социализация» в развитии речи старших дошкольников.

Программно-методическим обеспечением образовательной области «Чтение художественной литературы» являются методические рекомендации научных руководителей Венгера Л. А., Дьяченко О. М. по программе «Развития».

Используя предложенный материал, можно разнообразить содержание непосредственно образовательной деятельности включением разных образовательных областей.

Интеграция художественной литературы, коммуникации и социализации преследует цель формирование у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, понимание главной идеи произведения и моральной оценки поступков героев, способствуют развитию эмоционально-личностного отношения к произведениям художественной литературы, обогащению словарного запаса и грамматического строя языка.

Учитывая, что интегрированную непосредственно образовательную деятельность ведут не менее двух педагогов, при его планировании и проведении мы координируем свою деятельность следующим образом:

1) согласовываем свои учебные планы, чтобы наметить время изучения общих тем для разных образовательных областей. Каждый педагог продумывает содержание материала для своей образовательной области, методы и средства развития воспитанников;

2) определяем главную цель интегрированной деятельности, способствующую усвоению основного материала, исключаем дублирование, определяем оптимальную нагрузку детей различными видами деятельности. Результатом совместной работы воспитателя и логопеда является мероприятие, которое проводится 1раз в месяц.

На примере сказки Владимира Сутеева «Это что за птица, представляем вашему вниманию приёмы, которые можно использовать в непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.

Для реализации поставленных целей необходимо, ознакомить детей с содержанием художественного произведения. Рекомендуется совместно с родителями обсудить дома сказку, зарисовать понравившийся сюжет.

В непосредственно образовательной деятельности в ходе беседы по содержанию сказки мы вспоминаем события, происходящие с нашим героем и задаем вопросы по содержанию.

Представляем вашему вниманию один из приемов работы над сказкой – моделирование по программе «Развитие». Восстанавливаем сюжет сказки, используя модельный ряд, то есть использование временно–пространственных моделей (блоки – рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки).

Задачи при использования этого приема вы видите на экране:

Задачи: Учить детей построению временно – пространственных моделей и их использованию при пересказе сказок.

1. Уметь создавать воображаемые образцы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям.

2. Развивать у детей воображение, память, внимание, мышление через моделирование.

3. Продолжать работать над развитием связной, выразительной речи. Использовать при пересказе выразительные средства, характерные для сказок: зачин, повторы, песенки действующих лиц, концовку.

4. Воспитывать у детей чувство сопереживания, формировать своё представление о справедливости, честности, доброте, зле, предательстве, жадности.

Так как наряду с речевыми задачами в работе с художественной литературой, можно решать и познавательные задачи, которые стимулируют речевую активность детей, особенно развитие связной речи. Решение таких задач предполагается в программе «Развитие».

Я хочу продемонстрировать технологию развивающего обучения на основе наглядного моделирования, о методах и приемах, которыми я использую для решения вышеназванных задач. В представленной таблице выделены темным шрифтом основные средства наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников:

– замещение персонажей сказок,

– использование двигательной модели сказки,

развитие действий детализации

– освоение пространственно-временной модели.

Взаимодействие речевых и познавательных задач:

Познавательные задачи Речевые задачи

1. Освоение действий замещения персонажей сказок Развитие умения использовать в своей речи эпитеты, обозначающие внешние и внутренние характеристики объектов; сравнения, синонимы и антонимы

2. Развитие действий построения и использования двигательной модели сказки на плоскости и в пространстве игрового центра Формирование навыков активного использования всех частей речи, построения речевого высказывания при пересказе

3. Развитие действий детализации на основе схемы изображения объекта Формирование навыков активного использования всех частей речи, построения речевого высказывания при описании объекта и составлении сюжетного рассказа

4. Освоение действий использования и построения наглядной пространственно- временной модели Развитие связной речи при пересказе сказки – по плану, без вспомогательных вопросов.

Активизация творческой речевой деятельности: придумывание новых эпизодов знакомых сказок и сочинения собственных

Я хочу подробнее остановится, на задаче: Освоение действий использования и построения наглядной пространственно- временной модели.

Такая модель используется со старшей группы. Расскажу технологию ее освоения.

После прочтения сказки я предлагаю детям составить «подсказку» для пересказывания. Мы подробно обговариваем, как можно обозначить персонажей сказки (при придумывании обозначений даю как можно больше инициативы детям). Дети предлагают цвет кружков для каждого героя сказки.

На большом листе бумаги или на доске рисую квадрат со стрелочкой, соответствующий первому эпизоду. Внутри квадрата изображаются заместители персонажей, участвующих в первом эпизоде сказки. Я предлагаю кому-нибудь из детей рассказать, что же здесь произошло.

Например, по сказке Сутеева “Это что за птица?”- дети в первом квадрате рисуют символ (кружочек -гусь) определяя тем самым цвет например серый

По сюжету сказки он встречается с лебедем (лебедь обозначается – кружочком, например белого цвета, также детям предлагаем рассказать этот эпизод.

Аналогично изображается и рассказывается следующие эпизоды.

Построенная модель, должна точно соответствовать событиям сказки.

А сейчас, уважаемые взрослые, задание.

Угадайте сказку, изображенную на пространственно-временной модели («Три поросёнка».)

Модель сказки «Три поросёнка».

В работе с пространственно-временной моделью можно использовать разные приемы

«Измени конец сказки»

Вы хорошо помните сказку «Колобок»? Вам нравится её печальный конец? (ответы детей) Мне тоже. Давайте изменим так, чтобы сказка заканчивалась весело. Кто хочет выполнить это задание? Нужно придумать конец сказки и составить модель (выбираются 2 детей по желанию)

«Салат из сказок»

Выберите из коробочки любые 3 слова и составьте сказку с ними. Потом расскажите свою сказку по частям, пользуясь своей моделью (выбираются 3 ребёнка пол желанию) .

А я сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Отрывок из сказки»

Я приглашаю пройти ко мне 4х желающих.

Перед вами на экране схема с заместителями из сказки. Вам необходимо догадаться, что это за сказка? (ТРИ МЕДВЕДЯ)

Если дети не отгадали сказку, предлагаю отгадать загадку.

А теперь вам нужно, применяя моделирование, схемы-заместители, которые лежат в коробочке инсценировать сюжет из сказки, входите пожалуйста в образ, изменяйте интонацию.

А пока участники занимаются творчеством, расскажу вам о результатах диагностики. Результаты диагностики показали, при использовании технологии развивающего обучения на основе наглядного моделирования, Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные, метафоры. Произошли значительные сдвиги в развитии воображения, памяти, внимания, мышления. На вопросы воспитателя отвечают полными выразительными ответами. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои.

Чтобы можно было проследить систему в работе, использую следующие схемы, из которых видно как усложняется вид моделирования, меняются методы и приёмы, в зависимости от возрастных групп. (ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ПО ЗАДАНИЮ).

Итак, уважаемые участники вы готовы? Пожалуйста. Таким образом этот прием затрагиваем область «Коммуникация», развивает речь, мышление, воображение.

Следующий прием, мы использовали в вводной части непосредственно образовательной деятельности. Прием “размытости образа”. В данном случае размытое изображение гуся на птичьем дворе. Все птицы птичьего двора в ужасе от увиденного образа разбегаются, и гусь остается один. У детей возникает желание помочь главному герою, приобрести друзей, таким образом, появляется мотивация к дальнейшим действиям. А по анализу содержания сказки, дети пришли к выводу, что им не нравится такой образ гуся. В беседе они назвали его негативные качества – что гусь завистливый, глупый, хвастливый, и т. д.

Здесь я также предлагаю детям прием: определение характерных качеств героя. С этой целью можно использовать игру наоборот:

Я буду называть характерные качества нашего героя, а вы мне наоборот:

Завистливый – равнодушный, доброжелательный;

Этот прием обогащает словарный запас детей, расширяет кругозор.

Вернемся к сюжету сказки. Чтобы выполнить следующее задание нам нужно разделиться на группы. Перед началом мероприятия мы раздали карточки, приглашаем вас выйти, найти свою пару и встать рядышком. Прием работы в паре позволяет формировать у воспитанников чувство сплоченности, сотрудничества, навык общения и умения договариваться.

Прошу вас занять места за столами.

Уважаемые коллеги перед вами на столах образцы частей тела птиц: крылья, клювы, ноги, шеи, хвосты. Вам нужно вспомнить какие части тела и у каких птиц позаимствовал наш герой по сюжету сказки. В этот момент напоминаем детям о технике безопасности работы с ножницами и проводим пальчиковую гимнастику.

Приглашаю нашего учителя-логопеда Наталию Ивановну.

Гусь гнездо свое чинил и считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет: заучить считалку хочет:

Гуси, гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Вы летите, как хотите, свои крылья берегите!

(Поставить руку локтем на стол. Все пальцы прямые. Четыре пальца кроме большого выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»).

Использование приема пальчиковой гимнастики перед началом работы развивает мелкую моторику рук, а проговаривание, укрепляет мышцы артикуляционного аппарата.

Итак, приступаем к работе (вырезание и приклеивание). Ваша задача найти и вырезать нужную часть птицы, а затем определите ее место на магнитной доске. Мы с вами создадим наглядный образ этой чудо-птицы.

Прием создания образа героя способствует не только актуализации содержания сказки и закреплению знаний о строении птиц, но и развитию воображения, а также чувства юмора.

Ой какая необычная птица получилась у нас. А вам нравится эта птица. Как жы мы ее назовем?

Предлагаем вашему вниманию прием словотворчества.

Предлагаю вам придумать название этой чудо – птице. Птица у нас получилась необычная, вот и название будет необычное. Из частей слов придумайте новое слово, путем соединения двух частей разных слов и прочитайте его. Слова (пе – тух и пав –лин, во-рона и ле-бедь).

Этот прием помогает развивать внимание, воображение, умение из заданных слогов составлять слова.

Следующий прием упражняет воспитанников в образовании притяжательных прилагательных, учит правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Назовите части тела чудо –птицы

Чья шея- лебединая

Чей хвост -павлиний

Чьи лапы –гусиные

Чей клюв –пеликаний

Чьи крылья -вороньи

В заключительной части на экране появляется нечеткое изображение нашего героя, дети понимают, что герой не приобрел хороших качеств, и тем самым напоминаем проблемную ситуацию. Предлагаем прием «режиссерская игра». В этой игре совместно с воспитателем дети используют прием частичного преобразования сюжета в данном случае изменение характера персонажа, согласовывая события с замыслами других игроков. Попробуем обыграть этот прием, приглашаю двух желающих: используем шапочки с условными обозначениями. Я буду гусем, вы лебедем, а вы вороной, я буду называть свои негативные качества, а вы меня постарайтесь переубедить в этом.

Аналогично изображается и рассказывается следующий эпизод.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ПО МЕРЕ ТОГО, КАКИЕ ХОРОШИЕ КАЧЕСТВА НАЗЫВАЮТ ДЕТИ, ИЗОБРАЖЕНИЕ ГУСЯ НАСЫЩАЕТСЯ ЦВЕТОМ.

Этот прием формирует навык речевого общения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Развивает и обогащает словарный запас, грамматический строй и звуковую сторону речи.

У дошкольников отсутствуют достаточно четкие представления

относительно содержания определенных качеств. Это ставит перед

педагогом задачу помочь воспитаннику разобраться в том, какое качество проявляется в том или ином случае. Подводя детей к осознанию проявляемых литературным героем или их сверстником качеств, педагог помогает понять цели, смысл поведения и нравственных результатов. Знакомясь с художественными произведениями на занятиях, ребенок получает возможность «наблюдать» проявления нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления знаний о нравственном поведении.

Как вы заметили, образовательные области «Чтение художественной литературы» и «Коммуникация», «Социализация», во многом взаимодействуют с областью «Познание». Интеграция этих образовательных областей позволяет формировать и развивать интегративные качества личности каждого ребенка.

Система интегрированного обучения способствует эффективному взаимодействию всех специалистов дошкольного учреждения и их сотрудничеству с родителями. Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Спасибо за внимание и участие!

1. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников.

Л. А. Кондрыкинская, Т. Н. Вострухина М. 2006г.

2. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с Художественной литературой.

Микляева Н. В. М. 2010Г.

3. Грамота. Литература и речь. Работа со школой.

Жукова О. Г. М. 2007г.

4. Художественные произведения для чтения детям от 5 до 7 лет (часть 3)

5. «Развитие» планы занятий для подготовительной группы. М. 2002г.

6. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» старший дошкольный возраст. М. 2000г.

7. Программа «Развитие +»

Е. Н. Краузе М. 2006г.

9. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет.

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Статья для родителей: «Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок В.Сутеева»

Сказка «Кораблик»

Автор: Кунаева Ирина Юрьевна, МБОУ СОШ № 4 города Кызыла.

Материал статьи будет полезен родителям, чьи дети имеют диагноз задержка развития речи. Дети этого возраста любят мастерить, рисовать, резать ножницами. Им нравятся яркие картинки и несложный, но увлекательный сюжет. Думаю, что сказки В. Сутеева как никакой другой материал подойдут для работы с детьми 3-4 лет по развитию речи.

Ход занятия

Взрослый начинает читать сказку «Кораблик» (да и любую другую), обязательно указывая на героев, талантливо изображенных автором. Например, когда вы читаете: »Пошли гулять лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок», то указываете на героев по порядку, медленно и четко проговаривая каждое слово.

Чтение следующего отрывка можно сделать для ребенка проблемным. Вы читаете: «Пошел цыпленок и принес…(пауза)», показываете на иллюстрацию листочка. И далее читаете «Мышонок -..(пауза)», показываете на иллюстрацию ореховой скорлупы и ждете ответа ребенка. И так далее по тексту. Вы обращаетесь к пассивному словарю ребенка, переводите слова в активный словарь.

Следующее чтение этой сказки можно изменить, давая возможность ребенку закончить предложение начатое вами. Если при первом прочтении вы указываете на иллюстрации и активируете существительные в словаре ребенка. То при втором прочтении можно усложнить задачу. Вы читаете: «Пошел цыпленок…(пауза)». Ребенок вспоминает глагол «принес», называет его вместе с существительным «листочек». Для детей с задержкой речевого развития употребление в активной речи глаголов является наиболее проблемным этапом развития речи.

Читайте также:  Реабилитация пациентов с очаговыми поражениями мозга

Затем на следующих занятиях, когда у ребенка появится четкое понимание текста, можно учить его пересказу. Опять же иллюстрации будут опорой для вашего ребенка. Также можно заранее подготовить вопросы, помогающие вспомнить содержание текста:

1. Кто пошел гулять?

2. Почему друзья обиделись на лягушонка?

3. Что они придумали?

4. Как они строили кораблик:

– Кто принес листочек?

– Кто принес ореховую скорлупу?

Просите ребенка давать правильный ответ, помогайте ему в случае затруднения.

Конечно, чтение и пересказ не должны остаться без воспитательного воздействия. Спросите у малыша: «Почему лягушонок остался один?» (Возможный ответ: «Потому что он был хвастунишка»). «Жалко ли тебе лягушонка?»

Кроме того, эта сказка, как и многие другие сказки В.Сутеева, дают огромные возможности для развития творческих способностей вашего ребенка. Можно заранее приготовить материал для аппликации: вырезать кораблик, приготовить фигурки героев. Пусть малыш приклеит кораблик на картон, разместит всех друзей на кораблике, сопровождая действия пересказом. Спросите ребенка, куда он поместит лягушонка. Возможно, у него появится желание посадить лягушонка на кораблик, тем самым примирив друзей.

Работа над текстом, сопровождаемая изготовлением аппликации, рисованием или поделкой из натурального материала, стимулирует развитие речи на нейро-психологическом уровне, воспитывает усидчивость и интерес к чтению.

Работая над циклом сказок «Сказки про карандаши и краски», рисуйте вместе с ребенком героев. Пусть ребенок творит и комментирует свои действия.

Читая сказку «Три котенка», можно развивать элементарные математические представления и пространственную ориентацию. Покажите иллюстрацию, спросите, сколько котят изображено. Посчитайте вместе с ребенком. Активизируйте употребление предлогов в речи малыша, задавая следующие вопросы:

– Где сидят котята?

– Котята сидят на траве.

– Куда прыгнули котята следом за мышкой?

– Котята прыгнули в банку с мукой.

Отвечая на эти вопросы, ребенок развивает пространственные представления.

Таким образом, комплексная работа над сказками В Сутеева позволяет развивать речь вашего ребенка, его математические способности, восприятие, творчество, воспитывает в вашем ребенке, скромность, отзывчивость, эмпатию. Подготавливает базу для развития рефлексии.

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 24.08.2015

Статья просмотрена: 2325 раз

Библиографическое описание:

Чиенева Н. Е. Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 54-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8669/ (дата обращения: 28.02.2020).

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — развитию образной речи. Рассматриваются вопросы значения образности как важного звена в общей системе речевой работы.Выделяются и описываются характерные особенности речи детей пятого года жизни.Представлены наиболее эффективные формы и методы работы в данном направлении.

Ключевые слова: образность речи, словесное творчество, формы и методы работы, творческие задания, упражнения.

Одной из важных задач подготовки детей к школе является развитие связной речи. Невозможно переоценить её влияние на познавательное развитие ребёнка, овладение им коммуникативными умениями. Исследования Рубинштейна С. Л. [1] доказывают необходимость развития речи ребёнка в единстве двух её сторон: логической и эмоционально выразительной. Он подчёркивал, что, как ни существенна для речи связанность её построения, проблема речи не сводится к одной лишь логической связности (и точности); она включает и проблему образности. По его словам, образ, выражая обобщённое содержание, выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлечённой формулировке обобщённой мысли. Учёный считал развитие образности важной характеристикой связной речи и необходимым условием для построения контекста новыми средствами.

В исследованиях Орлановой Н. А. [2], Гурович Л. М. [3], Боша Р. П. [4], Чемортан С. М. [5] показано, что образная сторона речи имеет большое значение и для развития её связности. Она развивается параллельно с такими компонентами связной речи, как композиция высказывания, использования различных средств связи между предложениями и частями высказывания. Учёные видят основную задачу развития образности речи не только в понимании, но и в активном употреблении усвоенных средств выразительности, подчёркивая, таким образом, необходимость проведения параллельной работы над логичностью и образностью речи и невозможность расчленения этих элементов связной речи.

Исследователи образной речи Ушакова О. С. [6], Гавриш Н. В. [7], Колунова Л. А. [8], Сомкова О. Н. [9] отмечают, что образность является важной характеристикой разных сторон речи. Они рассматривают развитие образности как важного звена в общей системе речевой работы, и подчёркивают, что показателем богатства является не только достаточный объём активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое оформление связного высказывания.

Таким образом, проблема словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — лексическую, грамматическую, фонетическую.

Лексическая сторона речи является основной частью образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребёнку употребить точное по смыслу и выразительности слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребёнок оформляет своё высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция), это во многом определяет эмоциональное воздействие на слушателей.

В целом, развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребёнка в самых разнообразных жанрах — сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Практика работы показывает, что речь детей пятого года жизни очень часто характеризуется определенными недостатками. Прежде всего, это нарушения в произнесении шипящих и сонорных звуков. Как правило, у детей недостаточно развита интонационная выразительность, часто встречаются проблемы в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Дети не умеют строить описание и повествование, нарушают структуру и последовательность изложения, им трудно связывать между собой предложения и части высказывания.

Недостаточное развитие образной речи выражается в низком количественном и качественном уровне словаря, в непонимании значений оттенков слов, неумении их объяснять и использовать в речи, в неумении дифференцировать антонимы, синонимы, в непонимании скрытого смысла пословиц, поговорок, фразеологизмов, метафор и склонности к конкретной их трактовке, в неумении замечать в тексте образные выражения и использовать их в самостоятельной речи.

Углубленная работа над проблемой развития образной речи детей пятого года жизни позволила нам определить наиболее эффективные формы и методы работы в данном направлении.

Мы считаем, что решение названной проблемы должно осуществляться в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, на занятиях по развитию речи, а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Большую помощь детям при пересказе прочитанного или составлении собственных рассказов оказывает наглядный план — мнемодорожки, мнемотаблицы. С помощью их дети составляют описание игрушек, животных, времен года.

Важно научить детей не только описывать, но и сравнивать. Здесь результативно использование игры «Звери похвалялись».

При пересказе сказок мы использовали коллаж, тактильные дощечки, мнемотаблицы (технология Большевой Т. В. [10])

На занятиях по составлению рассказов по картине мы частично использовали приёмы Сидорчук Т. А., Кузнецовой А. Б. [11] Например:

– Составление образных речевых зарисовок по картине на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств. (Цель: умение подбирать специфические признаки объекта, представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами через «Вхождение в картину»).

– Обучение составлению загадок. (Цель: развитие умений составлять образные характеристики объектов картины, расширение словарного запаса, упражнение в сравнении предметов по разным признакам).

– Обучение преобразованию во времени. (Цель: обогащение словаря детей, обучение самостоятельному использованию в речи эпитетов, образных слов и оборотов речи при составлении связного рассказа об объекте с точки зрения его прошлого и будущего).

– Обучение составлению рассказов — фантазий с помощью волшебников: Увеличения — уменьшения; Дробления — объединения; Оживления — окаменения; Наоборот, Времени. (Цель: обогащение словаря, овладение такими средствами как гипербола, антитеза, формирование умений использовать их при составлении рассказов — фантазий, решать проблемы героя в связи с фантастическим преобразованием, грамматически правильную связную речь).

В образовательном процессе мы использовали творческие задания и упражнения на развитие всех сторон речи.

Упражнения: «Скажи наоборот», «Лето — зима», игра «На что похоже?», «Закончи предложение» или «Подбери сравнение», «Похожие слова», «Кто больше подберёт», «Высокий — низкий», «Слова — неприятели», «Назови ласково», «Два брата -ик и -ищ», «Объясни», «Укрась слово», «Поиграй с приятелями» и так далее.

Цель данных упражнений и игр — учить детей подбирать признаки и действия к заданным словам, учить подбирать синонимы, антонимы, знакомить детей с многозначными словами, учить подбирать сравнения, учить понимать переносное значение слов и выражений, учить объяснять смысл пословиц, поговорок.

Знакомя детей с художественными произведениями, мы обращали внимание детей не только на содержание литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок детей дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно при этом правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребёнка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старшем возрасте необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Таким образом, наиболее эффективными приёмами обучения детей образной речи, на наш взгляд, являются чтение художественных произведений и беседы по их содержанию, рассматривание картин и сочинение детьми рассказов, сказок, загадок по их содержанию, творческие задания и упражнения на подбор слов, использование коллажей, мнемодорожек и мнемотаблиц, наблюдения, игровые приёмы.

1. Рубинштейн С. Л. К психологии речи. //Уч. зап. ЛГПИ. Т35. Л.:1941. — 302с.

2. Орланова Н. А. Обучение дошкольников рассказыванию. //Автореф. канд. дис. — М.: 1967. — 150с.

3. Гурович Л. М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в д/с. //Содержание обучения и воспитания детей в д/с. — М.: 1978.- С. 81–88.

4. Боша Р. П. Использование латышской народной песни в формировании образной речи старших дошкольников. //Дис. канд.пед. наук. — М.: 1988. — 143с.

5. Чемортан С. М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. — Кишинёв. — 1986. — 98с.

6. Ушакова О. С. Развитие словесного творчества. //Подготовка детей к школе. М.: Педагогика, 1977. — 265с.

7. Гавриш Н. В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку. //Дис. канд. пед. наук. — М.: 1991. — 188с.

8. Колунова Л. А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста. //Дис. канд. пед. наук. — М.: 1993. — 173с.

9. Сомкова О. Н. Развитие творческой речевой активности ребёнка 5–6 лет в процессе освоения средств языковой выразительности. //Дис. канд. пед. наук. — М.: 1996. — С. 36–47.

10. Большева Т. В. Учимся по сказке. //Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — Санкт-Петербург. Изд-во «Детство-Пресс», 2001. — 143с.

11. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Технология составления творческих текстов по картине. //Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. — Челябинск, 2000. — 45 с.

Развитие образной речи детей при ознакомлении с художественной литературой

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С

Художественная литература является важнейшим средством развития образности речи. Образные средства языка широко встречаются в произведениях разных жанров (рассказах, сказках, стихотворениях и т. д.). Работа по обогащению речи детей образной лексикой начинается с чтения художественной литературы. При работе с художественными текстами должны быть решены следующие задачи развития образной речи:

§ Привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте.

§ Научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.

§ Развивать умение придумывать свои слова и выражения по аналогии со словами, выделенными в тексте.

§ Активизировать использование в речи детей образных авторских средств в процессе беседы о прочитанном пересказе и заучивании наизусть.

Дети дошкольного возраста не всегда замечают и самостоятельно находят образные средства языка в тексте, поэтому взрослому необходимо акцентировать на них внимание детей, интонационно подчеркивая и перечитывая отдельные фрагменты несколько раз. В беседах о прочитанном перед дошкольниками ставится задача заметить в тексте и повторить слова-сравнения, слова-действия, «необычные» слова, используемые автором. Повторение способствует закреплению этих слов в памяти детей, чтобы в дальнейшем они активно использовали их в своей речи.

Художественная литература содержит богатый материал словотворчества писателей и поэтов. Привлечение внимания детей к таким необычным словам в художественных текстах способствует развитию собственного творчества детей

Таким образом, в процессе работы с текстами художественных произведений с помощью специальных упражнений и творческих заданий на основе литературного материала речь детей обогащается образными средствами языка. В последующем важно активизировать их применение в речи детей при различных видах деятельности и при обучении творческому рассказыванию.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно “знать в лицо”, поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая “ситуативная” речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.

Читайте также:  Пример написания логопедической характеристики

Чтение (и пение) колыбельных и потешек.
Начиная с самого рождения читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.
Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек. Колыбельные песни и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, “котя”, “котенька”, “коток”), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения

“Отгадай загадку”
Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка “Красная девица сидит в темнице, коса на улицу”. Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе и кричит “морковка”, спрашиваем, почему. “Потому что красная”. Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?
Нужно постараться обратить внимание ребенка на остальные признаки, указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что “сидит в темнице” означает – “растет в земле”, тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, “Желтая девица сидит в темнице” (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том, что словосочетание “красная девица” имеет двойное значение, т. е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.

Поговорки и скороговорки
Произнесение поговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому используйте старые добрые скороговорки, и проблем с речью у вашего крохи станет меньше, подбором звуков в словах и фразах.

«Громко — шепотом»
Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.
Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са – са – са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са… (там летит оса), су-су-су… (я боюсь осу).
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«Как говорит Таня?»

Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.
Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так — мяу-мяу (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (Ребенок повторяет.) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: «мяу-мяу» (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: «мяу-мяу» (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело… мяукать и лаять. Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрослый в случае необходимости помогает отдельным словом или предложением), передавая все интонации по содержанию текста.
В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.

Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни на материале произведений В. Сутеева

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Материалы методического объединения для воспитателей «Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик»

Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 1504

1. «Создание развивающей читательской среды в дошкольной группе», старший воспитатель Ливенцева В. А., ПДО Бахристова Л. А.
2. «Педагогические условия развития детей раннего возраста в процессе использования малых форм фольклора», воспитатель Огнева Т. Е., муз. руководитель Федулина В. С., педагог-психолог Валикова О. И.
3. «Взаимодействие с семьями воспитанников как условие социального развития детей младшего дошкольного возраста». Творческая гостиная «Создание книжного адвент-календаря», воспитатели Утебалиева А. К., Иванова А. Н.

Западный административный округ. ГБОУ «Образовательный центр» Протон»

1. «Значение художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников», воспитатель Чижова А. Б.
2. «Круг чтения дошкольников», воспитатель Корякина М. И.
3. Образовательная деятельность в младшей группе «Путешествие по русским народным сказкам», воспитатель Филатова М. А.
4. Образовательная деятельность в старшей группе «Знакомство с рассказом Л. Толстого «Косточка», воспитатель Савинкова С. А.
5. «Система работы с дошкольниками по чтению художественной литературы», учитель-логопед Котарыгина Ю. А.
6. «Мои первые книжки», воспитатель Щиголева Р. А.
7. Проектная деятельность в старшей группе «Формирование любви к окружающему миру через чтение произведений Н. И. Сладкова», воспитатель Каретникова Г. В.
8. «Оформление уголков чтения в группах», воспитатель Агуреева Е. М.

Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1347

1. «Влияние произведений В. Бианки на гуманное отношение к природе и мотивацию поступков детей к защите окружающей среды», воспитатель Аракелян Г. Г., ст. воспитатель Сухова Т. Ю.
2. «Русская народная сказка как средство выражения моральных и нравственных качеств и идей», воспитатель Чернышова Ю. А.
3. «Художественная литература как основной источник воспитания интеллектуального, нравственного и духовного развития», воспитатели Зайцева М. Е., Венедиктова М. Г.
4. «Формирование эмоционального отношения к литературному произведению у старших дошкольников (из опыта работы)», воспитатель Савинова Н. С.
5. «Роль детской художественной литературы в социализации детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление с профессиями взрослых», воспитатели Гайдукова А. В., Саватеева О. В.
6. «Воспитание интереса к чтению у детей раннего возраста (из опыта работы)», воспитатели Комова М. Б., Лёвушкина Л. А.
7. «Развитие образного мышления младших дошкольников посредством художественной литературы (из опыта работы)», воспитатель Корягина Л. П.
8. «Развитие эмоционального интеллекта через ознакомление с произведениями Л. Н. Толстого», воспитатель Волкова Е. А.
9. «Знакомство детей с птицами по произведениям В. Бианки», воспитатели Полковникова И. В., Трифонова И. В.
10. «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности (из опыта работы)», инструктор по физической культуре Сабирова Л. В.
11. «Семейное чтение как источник формирования интереса дошкольника к книге», воспитатель Бакаушина Ю. В.

Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 962

1. «Реализация образовательного потенциала художественной литературы в культурных практиках детей дошкольного возраста», старший воспитатель Григорьева С. Е.
2. «Использование сюжета сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева» как смыслового фона для различных видов деятельности детей 5–6 года жизни», воспитатель старшей
группы Матвеева Г.В.
3. «Знакомство с оформлением пространства детского чтения в старшей группе в рамках работы над произведением Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Фрагмент работы с детьми по произведению.
4. «Использование сюжета сказки М. Эме “Краски” для объяснения законов изображения предметов окружающего мира». Фрагмент НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе для детей с ТНР, учитель-логопед Авдохина В. М.
5. «Использование сюжетов произведений Г. Цыферова для организации познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста», воспитатель младшей группы Лысенко С. А.
6. «Играем, читаем. Детские стихи для детей дошкольного возраста», учитель ЧОУ СОШ «Лад» Бесхлебная М. Н.

Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 962

1. «Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик», ст. воспитатель Соловьева М. П.
2. «Рассказывание русской народной сказки с элементами драматизации в младшей группе», воспитатель Черницына С. Е.
3. «Работа над образом героя при подготовке спектакля», педагог дополнительного образования Абрамова С. А.
4. «Сказка “Федорино горе” как основа продуктивной деятельности в средней группе», воспитатели Капустина С. В., Кузнецова Г. А.
5. «Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе на основе книги Надеждиной «Как Витя с лесом поссорился», воспитатели Клименко Ю. Н., Онофрук С. С.

Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 281

1. «ФГОС дошкольного образования. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик в дошкольном образовании», методист Шмакова С.М.
2. Мастер-класс «Нетрадиционные методы обучения детей 4–5 лет рассказыванию сказки», воспитатель Можаева О. П.
3. «Сказки народов мира как средство познания культурных традиций и ценностей: «Мороз Иванович», «Бабушка Метелица», «Падчерица» (из опыта работы), воспитатели Грозова Н. А., Хатаева К. А.
4. «Колобок в сказках народов мира для детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы), воспитатели Давлетбаева И. И., Чапочкина О. С.
5. «Русская народная сказка “Заюшкина избушка” с элементами познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) для детей дошкольного возраста», воспитатель Савостьянова Т. Б.
6. «Познавательно-исследовательская деятельность в процессе изучения сказки А. Милна “Винни Пух и все, все, все”: проектная деятельность, выступление детей подготовительной группы, мастер-класс», воспитатели Будаева Е. О., Рустамова А. С., Стрюкова С. Г.
7. «Ознакомление детей с временами года посредством литературных произведений» (на основе иллюстраций для детей младшего дошкольного возраста), воспитатель Валяева С. В.
8. «Чтение произведений Е. А. Благининой как средство ознакомления дошкольников с физическими явлениями», воспитатели Морозова Т. Д., Кудлаева Е. В.

Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 1449

1. «Влияние детской художественной литературы на развитие культурных практик», старший методист Лодыгина Г. Ф.
2. «Художественные произведения детских писателей как смысловой фон для организации познавательно-исследовательской деятельности», воспитатель Рылькова О. В.
3. «Использование сюжета литературных произведений для реализации самостоятельной творческой деятельности на примере театра теней», воспитатель Стручкова С. В.
4. «Использование интерактивных развивающих игр для формирования у дошкольников устойчивого интереса к книге», учителя-логопеды Ткачева Е. В., Шарыгина М. Ю.

Северо-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1874

1. «Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик», старший воспитатель Васильева М. Н.
2. «Лэпбук – эффективное средство развития интереса дошкольников к художественной литературе», воспитатель Ермакова С. В.
3. «Приобщение дошкольников к чтению на основе совместной деятельности по созданию буктрейлера», воспитатели Казакова И. Н., Шильцина В. В.
4. «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через проектную деятельность», воспитатель Птушка Е. И.
5. «Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия детского сада с библиотекой», воспитатели Чемоданова Г. В., Макарова Т. В.
6. Игра-путешествие «По страницам книги народной мудрости», учитель-логопед Анашкина Н. Р., воспитатели дошкольного отделения.

Троицкий и Новомосковский административный округ. ГБОУ Школа № 2083

1. Мастер-класс по заучиванию стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря, океаны», воспитатель Барыкина И. И.
2. Мастер-класс по пересказу легенды «Вечная застава», воспитатель Карасени С. В.
3. «Комплексный подход к проблеме ознакомления дошкольников с художественной литературой», тьютор Кравцова О. А.
4. «Особенности заучивания стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста», воспитатель Барыкина И. И.
5. «Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с использованием карт Проппа», воспитатель Осипова О. Ю.
6. «Художественное слово в развитии детей старшего дошкольного возраста», воспитатель Карасени С. В.

Юго-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 1905

1. «Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик», старший воспитатель Панкина Е. К.
2. Показ интегрированного занятия с детьми подготовительной группы с ОВЗ (ТНР, ЗПР и другими речевыми нарушениями,) по теме «Мы любим басни И. А. Крылова», учитель-логопед Тралкова Н. Н., педагог-психолог Назарова Е. Л.
3. «Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с баснями И. А. Крылова», учитель-логопед Тралкова Н. Н., педагог-психолог Назарова Е. Л.
4. «Виртуальная экскурсия к памятнику Крылова И. А. в рамках инклюзивного образования», воспитатель Карташова И. А.

Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1981

1. «Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик».
2. Презентация проекта по сказке С. Я. Маршака «12 месяцев».
3. Мастер-класс по формированию элементарных математических представлений на основе сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
4. Формирование интереса к художественному слову у дошкольников.
5. Педагогический марафон «Десять дней вокруг книги». Воспитание грамотного читателя через традиции семейного чтения.

Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1355

1. «Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик», старший методист Тараканчикова Н. В.
2. «Использование ресурса библиотеки и школьных отделений при изучении произведений из круга детского чтения в подготовительной к школе группе», воспитатель Коровина И. В.
3. «Взаимодействие педагога и учителя-логопеда при работе над произведением К. Чуковского “Телефон” в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности», учитель-логопед Воробьева И. В., воспитатель Зинкевич Т. А.
4. «Произведение “Заяц-портной” С. Михалкова как основа для усиления связи между детьми и родителями в семье, старшим и младшим возрастом в саду», воспитатель Иванова О. В.
5. «Опыт работы с произведением Дж. Керр “Мяули” в младшей группе», воспитатель Циркунова А. С.
6. «Использование метода проектов в работе над произведением В. Г. Сутеева «Мешок яблок», воспитатель Орлова Г.М.
7. «Работа с высокомотивированными обучающимися при изучении произведений из круга детского чтения», воспитатель Хижняк М. Ю.
8. «Творческое взаимодействие с семьями воспитанников средней группы при изучении произведений из круга детского чтения на примере “Сказки о глупом мышонке” С. Маршака» – воспитатель Катышкина Е. И.

Читайте также:  Итоговое мероприятие по теме: Дары осени, урожай

Технология по развитию речи “Развитие речи дошкольников” Ушакова О.С.

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • продуктивность методической деятельности педагога (1)
  • Продуктивное использование образовательных технологий (5)
  • работа с родителями (10)
  • результаты деятельности педагога по ЗОЖ (6)
  • Участие в профессиональных конкурсах (0)
  • Результаты творческой деятельности воспитанников: конкурсы, турниры, выставки и т.д. (1)
  • Результаты проектной деятельности воспитанников (1)
  • Продуктивность личного вклада в повышение качества (5)

Технология по развитию речи “Развитие речи дошкольников” Ушакова О.С.

Технология «Развитие речи дошкольников» Ушакова О.С.

Актуальность

Речевое развитие дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: в организованной образовательной деятельности по речевому развитию и в интеграции со всеми образовательными областями, а также в игровой совместной и самостоятельной деятельности и в повседневной жизни. Однако на специально организованных занятиях по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» развитие речи детей становиться главной задачей.

Программа О.С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников» дополняет основную образовательную программу МДОУ в разделах по совершенствованию коммуникативных способностей у детей через формирование грамматического строя речи и развития образной речи дошкольников. В качестве методического обеспечения мы используем программу О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Развитие речи детей 3 – 7 лет». Данная программа содержит методические рекомендации, конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, а также игры и упражнения.

Главная цель речевого развития ребёнка – овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Основные задачи развития речи детей:

  1. Развитие связной речи, умения строить простые и сложные синтаксические конструкции и использовать их в речи.
  2. Развитие лексической стороны речи
  3. Формирование грамматического строя речи, умения использовать в речи все грамматические формы.
  4. Развитие звуковой стороны речи
  5. Развитие образной речи.

Программа предусматривает использование разнообразных методов и приёмов:

Лингвистический метод: изучение связей, отношений и противопоставлений внутри языковой системы.

Наглядные: использование иллюстративно печатного материала (картины, альбомы, карточки, предметные и сюжетные картинки), схемы для составления рассказов.

Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, рассказ воспитателя, беседа, поисковые вопросы, художественное слово, чтение художественной литературы, словесные игры, диалог, монолог, пересказ,

рассказывание по картине, рассказ – описание, рассказывание из личного опыта.

Программа Ушаковой О.С., Струниной Е.М. «Развитие речи детей 3-7 лет» рассчитана на 4 года обучения.

1 год обучения – дети 3-4 лет, младшая группа

2 год обучения – дети 4-5 лет, средняя группа

3 год обучения – дети 5-6 лет, старшая группа

4 год обучения – дети 6 – 7 лет, подготовительная группа.

Ожидаемый результат

Первый год обучения (дети 3-4 лет), имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В этот период ребёнок переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающим, выражения мыслей и переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей, связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей вещей и природных явлений. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить. Чтобы быть понятным слушателям.

На втором году обучения (дети 4-5 лет) значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Центральным направлением работы по развитию речи детей пятого года жизни является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога. Дети приобретают навыки связной речи. Расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.

На третьем и четвёртом году обучения (старший дошкольный возраст) дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим опытом детей, развитием их интеллектуальных способностей, умением устанавливать разнообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания. Дети старшего дошкольного возраста активно экспериментируют со словом, видоизменяют его, придумываю новые слова. В этом возрасте ребёнок пользуется речевыми интонационными средствами, способен освоить типичные для языка средства выразительности – эпитеты, сравнения, метафоры. Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста это содержательность и связность речи, развитие выразительности речи, подготовка к обучению чтению

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного развития детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности. Достижение цели обеспечивается в ходе решения следующих задач:

  • обеспечить познавательно – речевое развитие воспитанников МДОУ;
  • развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
  • развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
  • организовать предметно – развивающую среду, стимулирующую развитие речи детей в разных видах детской деятельности
  • взаимодействовать с семьями воспитанников.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

– игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;

– образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

– самостоятельной деятельности детей;

– взаимодействии с семьями детей.

В разработку программы «Развитие речи дошкольников» О.С. Ушаковой положены три основных направления развития речи дошкольников и совершенствования содержания и методов обучения родному языку:

структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);

функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи и речевого общения);

когнитивное — познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Все три направления взаимосвязаны.

Данная программа имеет следующую структуру и включает в себя:

– Воспитание звуковой культуры речи.

– Формирование грамматического строя речи.

– Развитие связной речи.

Воспитание звуковой культуры речи

Словарная работа

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи

3-4 ГОДА

Работа по воспитанию звуковой культуры речи детей четвертого года жизни включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха, а также различных средств интонационной выразительности.

Большое внимание в словарной работе уделяется расширению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни. Усвоение лексической системы родного языка происходит постепенно, так как не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста большой удельный вес занимает развитие понимания и использования в речи грамматических средств и активный поиск ребенком правильной формы слова.

Взаимосвязь всех сторон речи (воспитания звуковой культуры, формирования грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи. Развитие связной речи проводится в различных видах непосредственно образовательной деятельности по пересказу литературных произведений, рассказыванию по картине и об игрушке.

4-5 ЛЕТ

Работа по воспитанию Работа по В средней группе Взаимосвязь всех сторон звуковой культуры речи детей пятого года жизни включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха, а также различных средств интонационной выразительности.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети должны усвоить. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк), правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, развивается ориентировка на окончание слов (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро). Образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой, спляши, попрыгай) дети учатся в играх

Взаимосвязь всех сторон речи (воспитания звуковой культуры, формирования грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи. Развитие связной речи проводится в различных видах непосредственно образовательной деятельности по пересказу литературных произведений, рассказыванию по картине и об игрушке.

5-6/6-7 лет

Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте продолжаются обогащение, уточнение и активизация словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Большинство детей умеют решать проблемные речевые задачи. Продолжается обучение детей изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе в специальных играх и упражнениях; использование пространственных предлогов, употребление падежных форм. Продолжается обучение способам словообразования с помощью разных суффиксов. Развивается умение строить разные типы предложений — простые и сложные; разных типов предложений и элементарному умению соединять их в связное высказывание

В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и давая характеристику персонажам. Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.

Формы образовательной деятельности с детьми по реализации программы «Развитие речи дошкольников» О.С.Ушаковой

Компоненты развития речи

Образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Формы организации образовательного процесса

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи

– Составление предложений по «живой модели» (рассказ по картине – пейзажу)

– Рассказ по плану

– Рассказ из личного опыта

– Составление графической схемы предложений

– Поисковая деятельность в области грамматики

– Праздники русской культуры – Проектная деятельность с детьми

– Создание книги «Мои рассказы»

Групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»

Младший возраст (3-4 года)

– Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.

– Проявляет инициативу в общении со взрослым: обращается с просьбой, сообщением о своем состоянии, желании, об эмоционально значимом для него событии.

– Использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, оказанную помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста».

– Проявляет интерес к общению со сверстником: привлекает его к совместной игре, сам охотно включается в игровое общение, проявляя речевую активность. Совместно со взрослым охотно пересказывает знакомые сказки, по просьбе взрослого читает короткие стихи. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке из 3—4 предложений.

– Правильно называет предметы бытового назначения, объекты природы ближайшего окружения.

– Речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием. Слышит специально интонационно выделяемый воспитателем звук в словах и предложениях.

Средний возраст (4-5 лет)

– Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».

– Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.

– Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.

– Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.

– Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук».

– Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

– Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, проявляет познавательную активность.

– Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.

– Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.

– Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

– Ребенок владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, мест звука а слове.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

– Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности.

– Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.

– Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь – доказательство), объяснения, речь – рассуждение).

– Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором событий в группе организатором коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр).

– Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения; владеет культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.

– Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные, оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы.

– Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

Ссылка на основную публикацию