Формирование навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков

Развитие навыков контроля и самоконтроля в процессе формирования звукопроизношения и письма у детей с ЗПР

Цели:

1. Развитие слуховой и произносительной дифференциации звуков Ч-Ц в словах, предложениях, тексте.

2. Формирование сложных форм фонематического анализа.

3. Развитие внимания, речевой и зрительной памяти.

4. Совершенствование навыков контроля и самоконтроля.

5. Обогащение словаря по теме “Весна”.

6. Закрепление умения различать и правильно читать повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.

7. Воспитание заботливого, уважительного отношения к птицам.

Оборудование: профили звуков, индивидуальные зеркала, карточки с заданиями, таблицы, картинки, учебники для чтения 4 класса, песок, аудиозапись птичьих голосов, журчания воды.

Содержание занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: – Я очень рада вас видеть. Начинаем занятие.

– Сядет тот, кто назовет все звуки в словах: врач, заяц, скворец, грач.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: – Вспомните слова, которые я называла и выделите в нем последний звук.

(предполагаемые ответы детей: “врач” – последний звук “Ч” и т.д.)

– Кто догадался, какая тема занятия? (согласные Ч и Ц)

– Будем учиться различать эти звуки в слогах, словах, предложениях и красиво их произносить.

Запись числа и темы занятия с предварительным их прочтением у доски: “Различай Ч-Ц”.

3. Сравнение звуков Ч-Ц по артикуляции.

(используются профили звуков Ч-Ц и индивидуальные зеркала)

Учащиеся дают характеристику артикуляции звуков:

Звук “Ч”: Губы слегка вытянуты вперед и округлены. Зубы чуть приоткрыты. Кончик языка касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята под напором воздуха, кончик языка отходит от неба.

Звук “Ц”: Губы слегка в улыбке. Зубы чуть приоткрыты. Кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка – касается неба за верхними зубами. Под напором воздуха спинка отходит от неба.

а) Определение общего в артикуляции звуков.

  • Зубы слегка приоткрыты.
  • Спинка языка приподнята.

б) Определение отличий в артикуляции.

  • Положение губ.
  • Кончик языка.
  • При звуке “Ч” отрывается кончик языка, а при звуке “Ц” отходит спинка языка.

в) Характеристика звуков.

Звук “Ч” – согласный, глухой, мягкий.

Звук “Ц” – согласный, глухой, твердый.

(используется таблица “Гласные, согласные”.

4. Соотнесение звуков “Ч” и “Ц” с рукописными буквами.

Логопед: – А теперь сравним строчные буквы “Ч” и “Ц” (на доску вывешивается рисунок).

– Какая буква слева? Какая буква справа?

– Обратите внимание на некоторую схожесть нижнего элемента буквы “Ц” со звеном цепи и верхнего элемента буквы “Ч” с крылом чайки.

– Запомните! Нижнее положение кончика языка на звуке “Ц” и нижний элемент буквы. Верхнее положение кончика языка на звуке “Ч” и верхний элемент буквы.

5. Упражнение по дифференциации “Ч-Ц” в слогах.

Логопед: – Повторим слоговые цепочки.

Таблица на доске:

– Как должны прочитать запись? (Читаем то тихо, то громко.)

(Чтение учащимися по одному, хором)

– Где различали звуки и буквы? (В слогах.)

6. Знакомство с лексической темой. Развитие фонематического анализа.

а) Шифрование слов с буквами Ч и Ц.

Логопед: – Откройте тетради. Сейчас вы будете шифровать слова с буквами Ч и Ц, указывая цифрой их место в слове. (задание дифференцировано)

Слова: пчела, птицы, ручей, цветок, почка, черемуха.

Запись в тетрадях: Ч2, Ц4, Ч3, Ц1, Ч3, Ч1. (для проверки на доску вывешивается табличка.)

– Вспомните слова, которые вы шифровали.

– О каком времени года они вам напомнили? (О весне.)

б) Сообщение лексической темы.

Логопед: – Сегодня мы будем говорить о весне.

– Какие весенние месяцы вы знаете? А какой сейчас месяц?

7. Развитие внимания и слуховой памяти.

Логопед: – Какие приметы весны вы знаете?

(предполагаемые ответы детей: Все сильнее греет солнышко. Становится тепло. Природа просыпается. Тает снег.)

– Какие звуки можно услышать, когда тает снег?

8. Релаксация с использованием песка.

Логопед: – Прослушайте, как шумит вода (аудиозапись), а вы с помощью песка представьте, как она течет.

– А теперь закройте глазки и послушайте, какие еще звуки можно услышать весной.

(звучит аудиозапись птичьих голосов).

– Кого вы услышали? Что делают птицы весной? (показ слайда “Птицы на гнездах”)

– Посмотрите: слева – гнездо иволги, а справа – гнездо пеночки, в котором сидит кукушонок.

– А можно ли трогать птичьи гнезда? Почему?

– Ребята, весной происходит великое переселение птиц на родину. Откуда они возвращаются? (Из жарких стран.)

– Путь их нелегкий, с препятствиями и бедами. (Открывается картина “Схема препятствий”. По ходу выполнения заданий – птичка перемещается.)

9. Развитие звуко-буквенного анализа. Буквы Ч-Ц в словах.

Логопед: – Прочитайте, какие препятствия встречают птицы на своем пути.

а) Беседа о первом препятствии.

(Учащиеся на “карточках-тучках” читают предложения, а один – вслух)

“Из-за густых туманов птицы теряют дорогу, могут разбиться о невидимые скалы”.

Логопед: – Ребята, давайте поможем птицам. Чтобы они не разбились о скалы, обозначим их словами. (на схему вывешиваются картинки скал, а на партах у каждого – карточки. Задание дифференцировано.)

– Записывайте слова около первой скалы или около второй в зависимости от буквы в слове: Ч или Ц.

Слова: цветы, почки, птенцы, ручьи.

Проверка: дети читают свои записи.

– Молодцы! Справились с заданием!

10. Развитие навыков образования словосочетаний.

Беседа о втором препятствии.

Логопед: – Прочитайте, какое следующее препятствие.

Дети: – “Морские бури ломают птичьи перья, уносят далеко от берега”.

Логопед: – Преодолеем и это препятствие. Составьте словосочетания. Для этого используйте слова первого и второго столбиков. Определите схему словосочетания (устно).

Кузнечики
Солнце
Разноцветные
Чужие
печёт
бабочки
стрекочут
птенцы

– Что составляли? (словосочетания.)

11. Развитие зрительной памяти.

Беседа о третьем препятствии.

Дети: – “Перелетные птицы становятся добычей хищников”.

Логопед: – Итак, чтобы этого не случилось, выполним задание. Откройте учебники для чтения по закладке. Прочитайте название рассказа. Знаком ли он вам? О ком говорится в рассказе? Где читали? Найдите и прочитайте, чему учил дедушка мальчика.

Дети: – “Птицу на гнезде нельзя тревожить. Иначе она улетит навсегда”.

Логопед: – Прочитайте про себя несколько раз и постарайтесь запомнить. (задание дифференцировано).

Запись по памяти.

Проверка по учебнику.

– Молодцы, и в этот раз помогли птицам. Наверное, устали? Давайте отдохнем.

На коротких своих ножках утка ходит по дорожке.

Вперевалочку похаживает, куцым хвостиком помахивает.

Утка плавать мастерица: доберется до водицы,

Ловко лапками гребет, по воде легко плывет.

13. Дифференциация Ч-Ц в тексте. Упражнение в выразительном чтении повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений.

Беседа о четвертом препятствии.

Дети: – “Из-за внезапного холода птицы могут умереть от голода и стужи”.

Объяснение учащимися смысла слов: внезапные, стужа.

а) Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы (задание дифференцировано).

Гра..и вьют гнёзда на деревьях. Весной выводят птен..ов.

Гра..и приносят птен..ам ..ервей.

Какую пользу приносят пти..ы? Они уни..тожают ..ервяков и гусени.. . Берегите пти.

Проверка: дети читают предложение и поясняют, какую букву вставили.

б) Беседа по содержанию.

Логопед: – Где вьют гнёзда грачи?

– Чем полезны птицы?

– Как надо относиться к птицам?

в) Упражнение в выразительном чтении предложений.

Логопед: – Все ли знаки одинаковы в конце предложений? Какие вы видите знаки?

– Для чего эти знаки? (Чтобы читать выразительно).

– Прочитайте выразительно повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения.

14. Домашнее задание.

Логопед: – Ребята, дома вы попробуйте составить устный рассказ о трудном перелете птиц.

Помогут в этом слова. (таблица)

Чтение про себя.

– Давайте подберем название к будущему рассказу, используя схемы.

– Какое название вам понравилось больше?

Густые туманыМорские буриХищникиВнезапные холода
теряют дорогу

15. Итог занятия.

Логопед: – Чему научились на занятии?

Дети: – Различать звуки Ч и Ц, писать, читать правильно слова с буквами, обозначающими эти звуки.

Логопед: – Для чего вам это нужно?

– По вашим ответам я поняла, что вы правильно произносите звуки Ч и Ц, различаете буквы Ч и Ц. Надеюсь, верю, что вы будете также правильно говорить, читать и писать и на других уроках.

– Я уверена, что вы никогда не обидите птиц, не бросите их в беде.

Современные подходы к автоматизации звуков у детей с общим недоразвитием речи

Нарушение звукопроизношения является одним из самых распространенных дефектов речи. Оно может быть самостоятельным нарушением, но и может входить в состав других, более сложных речевых расстройств, являясь самым заметным их проявлением.

В настоящее время в логопедические группы мы набираем большинство детей с тяжелым нарушением произносительной стороны речи, обусловленным недостаточностью иннервации речевого аппарата. Увеличивается процент детей посещающих коррекционные дошкольные учреждения с осложненным диагнозом.

Поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы приводит к сложной дезинтеграции всего речевого развития. У детей с дизартрией отмечается нарушение кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.

Целью логопедического воздействия работы является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи в условиях дошкольной коррекционной группы.

Чтобы научить ребенка произносить звуки правильно необходимо решать следующие задачи:

  • на учить узнавать звуки речи и различать их по акустическим признакам;
  • отличать нормированное произношение звука от ненормированного;
  • осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
  • принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
  • безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

Современный образовательный процесс требует новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения. Происходит смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребенка, который находится в центре воспитательного процесса.

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи. Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно- кинестетический.

Восточная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Научно доказано, что в процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Активное участие всех анализаторов при обучении правильному звукопроизношению способствует быстрому обучению детей.

Восточная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Использование моделей при знакомстве с артикуляционным укладом и на этапе автоматизации звуков дает прекрасный результат. Составленные мною схемы артикуляционного уклада звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике. Модель делит целостное выполнение движения на отдельные составные части. Дети рассматривают и запоминают положение губ, языка, зубов при произнесении звука, сравнивают свое выполнение с профилем звука.

Педагог объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительной опоры выполняет модель, в соответствии с ней ребенок определенным образом пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые связки. Такая работа предполагает исследование, уточнение участия органов речи и их положение в процессе произнесения звука. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию звука, и усиливает эффективность логопедического воздействия, направленного на формирование правильного звукопроизношения.

Так же дети запоминают символ каждого звука, и могут сравнить изображение правильного артикуляционного уклада звука на картинке с тем, как произносят звук сами. Схема дает полное представление о звуке и позволяет ребенку контролировать выполнение упражнений, помогает зрительно запомнить, и ощутить точность выполнения. Независимо от формы речевых нарушений, она помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником.

Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа – выкладывание схемы. Эти упражнения способствуют усилению ощущений при произношении звука, обогащению его моторным действием.

На этапе закрепления правильного артикуляционного уклада, я подбираю игровые упражнения для детей. Например, «Угадай-ка», когда ребенок должен из частей схем разных звуков, выложенных на столе собрать артикуляционный уклад изучаемого звука. Игровая форма организации занятия позволяет сделать логопедическую работу увлекательной, позитивной, творческой, что непременно обогащает речевую деятельность детей и повышает качество произнесения звуков.

При автоматизации слогов использую игру «Сложи слог», когда ребенок может схематично изобразить то, что должен произнести. Игра наглядно закрепляет, как меняются артикуляционные уклады при произнесении последовательно звуков в слоге и слове.

Необходимым условием для постановки звуков является проведение артикуляционной гимнастики. Но ежедневные многократные повторения одних и тех же упражнений, снижают интерес детей к этому процессу, вызывают утомляемость, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому в своей работе я использую логопедические дидактические игрушки жабу Жанну и собаку Тяпу.Игрушки в игровой форме учат правильно выполнять артикуляционные движения, обращают внимание на качество и последовательность действий, помогают организовать игры с элементами соревнования. Рука ребенка тоже принимает активное участие, дети надевают на ладонь маленький вязаный язычок и повторяют движения, одновременно выполняя упражнения языком. Использование биоэнергопластикипри выполнении гимнастики помогает длительно поддерживать интерес детей к обучению, повысить мотивационную готовность поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка педагога на протяжении всего занятия.

Научно доказано, что движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. При ритмических движениях пальцев рук резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные электрофизических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В своей работе успешно применяю тренажер сделанный из иппликатора Кузнецова. Так какдви­жения пальцев руки стимулируют созревание цент­ральной нервной системы, полезно при произнесении звуков в слогах, словах осу­ществлять последовательные прижимы пальцев руки к иппликатору.

Мною разработана система игр и упражнений, помогающих образовательную деятельность сделать интересной игрой. Использую зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

Часто изолированно дети произно­сят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произно­сятся искаженно. Я для каждого ребенка, с учетом нарушенных звуков, подбираю и составляю слоговые таблицы. Используются сло­говые упражнения с постепенным наращиванием числа слогов, с попеременным ударением. В период закрепления большое значение придается неоднок­ратному повторению слов, включающих заданный звук.

К инновационным технологиям относится песочная терапия, используемая в индивидуальной логопедической работе. Дети с желанием окунаются в песочный мир чудес. Игры «Горячо – холодно», «Сундучок с сюрпризом», «Песочные загадки», «Песочные истории», «Загадки – отгадки» успокаивают нервную систему детей, повышают чувствительность пальцев, учат анализировать предметы на ощупь.

В своей работе при автоматизации звука в словах, предложениях и текстах я успешно применяю:

  • лабиринты – «Логопедические тропинки»;
  • настольно-печатные;
  • подвижные;
  • сюжетно-дидактические игры.

К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Применение компьютерной техники в моей педагогической практике позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

Таким образом, умело организованная предметно-развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.

Применяемый мною на практике метод моделирования при автоматизации поставленных звуков способствует созданию прочных кинестезий, развитию фонематического восприятия, что является профилактикой дисграфии. Улучшается просодическая окраска речи, речь воспитанников становится выразительной, внятной.

Применение, на этапе автоматизации звуков тактильно кинестетической стимуляции ускоряет процесс автоматизации и дифференциации звуков.

В результате проведенной работы у детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, формируется правильное, чистое, грамматически оформленная выразительная речь.

Несмотря на увеличение числа детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, организованная педагогическая деятельность способствует качественному усвоению материала и дает стабильные результаты.

Формирование навыков речевого самоконтроля и саморегуляции у обучающихся младшего школьного возраста.

Райгородская Елена Валерьевна

МОБУ «СОШ №4» пгт.Пойковский

Формирование навыков речевого самоконтроля и саморегуляции у обучающихся младшего школьного возраста.

Учебная деятельность – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, и именно поэтому ее структура должна закладываться с первых дней пребывания ребенка в школе. Одним из компонентов учебной деятельности, с которого, по мнению психологов, должно начинаться ее формирование, является самоконтроль.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок.

Организованный на уроке самоконтроль приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует в практической деятельности каждого ребенка умение рассуждать, дает возможность учащимся лучше разобраться в изучаемом материале, что почти исключает ошибки в тетрадях и тем самым создает ситуацию успеха каждому ученику.

Успешному формированию самоконтроля способствуют как общие методы:

создание благоприятного психологического климата в классе;

снижение эмоционально-психологических перегрузок детей,

так и специальные:

овладение основами организации деятельности учителя и учащихся на уроке;

раскрытие возможностей младшего школьника;

работа в условиях позитивного познавательного конфликта;

обращение к диалогическим формам взаимодействия;

согласование ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.

Согласно формам организации работы обучающихся существует классификация самоконтроля, которая делится на фронтальную, индивидуальную и взаимную проверку.

При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе и дома, изготовленного изделия и т.д. В ходе этой проверки учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают предложения своих товарищей по исправлению своих ошибок. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения обучающихся самоконтролю.

Взаимный контроль проводится при проверке письменных и графических работ, творческих работ и т.д., а также при рецензировании устных ответов и сообщений. Обучающиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищами ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предложения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения обучающихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия самоконтроля, представляющая собой средство обучения обучающихся самоконтролю.

К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все элементы самоконтроля.

Самоконтроль – это компонент учебной деятельности, но даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельность возникает у ребенка не сразу. Ребенок, только что пришедший в школу, хотя и начинает обучаться под руководством учителя, но еще не умеет учиться. Учебная деятельность формируется в процессе обучения под руководством учителя. Ее формирование выступает важнейшей задачей обучения – задачей не менее важной, чем усвоение знаний, умений и навыков.

Приведу некоторые упражнения, для развития навыковречевого самоконтроля и саморегуляции у обучающихся.

1. Игра “Сделай так же”

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, учитель предлагает обучающимся сложить из имеющихся у них геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) узор из геометрических фигур:

2. Игра «Чудо-лесенка»

Поднимаясь по ступенькам каждую последующую фразу, дети произносят, повышая тон голоса, а спускаясь, понижая голос.

А—подъ-ем—все— вы-ше, кру-че.

Не—ро-бе-ю, петь хо-чу,

3. Игра “Сохрани слово в секрете”.

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Примечание для родителей.

Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции – научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, “удерживать” его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано – подойдет любое. Варианты:

1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

3. нельзя повторять названия животных;

4- нельзя повторять имена девочек;

5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.

1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

4.Игра «Из чего сделан предмет? ».

Детям предлагаются картинки, которые разложены на две стопки. Нужно взять картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей по смыслу из второй стопки и составить предложение. Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега. Колбаса сделана из мяса. Бусы сделаны из пластмассы.

5. Игра “Спрячь букву от буквоежки”.

За несчастной буквой “а” охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что “а” – самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы “а”. Наступила ранняя весна.

А теперь задание посложнее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы “ы”.

1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.

А здесь вставляй точки вместо буквы “р”.

2. Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.

Примечание для родителей.

Условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв “о” или “е”, вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.

6. Игра « Как превратить “о” в “и”».
Ученик доброй феи говорил: “Я не волшебник, я только учусь”. Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Попробуем? Ниже напечатаны слоги. Не просто читай их, но во всех случаях, когда встречается звук [о], меняй его на [и].

Столбики со слогами:

Примечание для родителей.

Работая с этим упражнением, можно задать ребенку самые разнообразные задания:
1. пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся на звук [п] или [к] или на гласный звук. Вместо этого надо произносить слово “лишний”;
2 менять в слогах звук [п] на звук [с];
3 слоги, оканчивающиеся на гласный, читать наоборот.

7. Игра “Четвертый лишний”.
Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти “лишнее” слово и объяснить, почему оно “лишнее”.

Например:
книга , портфель, чемодан, кошелек;
– печка, керосинка, свеча, электроплитка ;
– трамвай, автобус, трактор , троллейбус;
– лодка, тачка, мотоцикл , велосипед;
– река, мост , озеро, море;
бабочка , линейка, карандаш, ластик;
– добрый, ласковый, веселый, злой .
(“Лишние” слова выделены курсивом.)

Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, а также даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах. Таким образом, в результате проведения логопедической работы с детьми с использованием дидактических игр совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение звуков в словах, предложениях, обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, формируется речевой самоконтроль и саморегуляция.

Система работы логопеда по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Гунжина Лариса Евгеньевна

Система работы логопеда по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушенного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1 Развитие звукопроизношения в онтогенезе……………………… …с.5-7

1.2 Особенности усвоения системы звукопроизношения детьми с общим недоразвитием речи ……………………………………………………. с.7-9

1.3 Методика коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи …с.9-12

1.4 Коррекционно-логопедическая работа на этапе автоматизации звуков…………………………………………………………………… с.12-17

ГЛАВА 2 Система коррекционно – логопедической работы по автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1 . Особенности этапа автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи ……………………………………………………… с.18

2.2. Принципы эффективной автоматизации звуков…………………… с.19

2.3 Эффективные приёмы коррекционно – логопедической работы на этапе автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………. с.28

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние дошкольника, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Практика работы логопедов показывает: для большинства дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны нарушения звукопроизношения.

Дефекты в произношении звуков остаются надолго и не исчезают без использования эффективных приёмов логопедического воздействия. Логопеды на практике сталкиваются с проблемой длительного периода автоматизации звуков, искажением звуков в речевом потоке, при наличии правильного произношения звуков изолированно , трудностями в соотнесении звука и буквы. Встречаются дети с ОНР, имеющие трудности в запоминании графического образа букв, у некоторых отмечается отсутствие интереса и к процессу чтения и письма, что в будущем может стать причиной специфических нарушений – дислексии и дисграфии.

Цели работы : разработка коррекционно-логопедических игровых методов, направленных на формирование стойких навыков звукопроизношения и повышение эффективности процесса автоматизации звуков у дошкольников с ОНР.

Объектом являются дети старшей логопедической группы МБДОУ №9, в возрасте 5-6 лет.

Предмет исследования : звуковая сторона речи детей дошкольного возраста с ОНР.

В соответствии с проблемой, предметом исследования, объектом, целью поставлены следующие задачи:

-изучить состояние проблемы автоматизации звуков у дошкольников с ОНР, методику коррекционно-логопедического воздействия в теории и на практике логопедической работы,

-определить наиболее эффективные и оптимальные пути коррекционно-логопедического воздействия на речь дошкольников с ОНР, на этапе автоматизации звуков,

-разработать и описать содержание системы игр, упражнений, способствующих повышению эффективности коррекционного воздействия на речь дошкольников с ОНР на разных этапах автоматизации звуков.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушенного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1 Развитие звукопроизношения в онтогенезе

Звукопроизношение – это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы. Проблемой становления звукопроизношения детей дошкольного возраста занимались многие ученые, в том числе М.М. Алексеева, Л.Н. Ефименкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина и многие другие, которые отмечают, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения.

Речь ребенка не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Онтогенез (от греч. оntos – сущее, – genesis – происхождение, развитие) определяется как индивидуальное развитие организма от его зарождения до конца жизни. В литературе вопросам становления речи в онтогенезе при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства. Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития.

Описание поэтапного развития речи ребенка дает А.А. Леонтьев, выделяя следующие этапы: подготовительный этап – до одного год; преддошкольный этап – до 3 лет; дошкольный этап – от 3 до 7 лет; 4-й – школьный – от 7 до 17 лет. При этом, он указывает, что выделенные им временные рамки последовательных периодов или «стадий» крайне вариативны (особенно к 3 годам).

Подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления А.Н. Гвоздев. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию овладения звуками речи, который происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные раньше, чем язычные, при этом твердые губные – раньше мягких губных, а мягкие зубные – раньше твердых; взрывные – раньше, чем щелевые, свистящие – раньше шипящих; затем осваиваются аффрикаты и сонорные. Это объясняется тем, что произнести звук в момент размыкания органов речи намного проще, чем в течение некоторого времени держать их приближенными друг к другу для образования щели аффрикаты, необходимой для прохода воздушных струй.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. А.Н. Гвоздев характеризует это время как период усвоения звуков, когда наряду с правильным произношением наблюдаются пропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.

Известно, что трудными для произношения являются свистящие, шипящие и сонорные звуки (Р, Л). Начинают их осваивать дети на третьем году, а на четвертом их произношение в словах существенно (с 38% до 80%) улучшается, если ребенок повторяет за взрослым правильный образец слова. В этот период, в качестве основного момента, обеспечивающего возможность вхождения звуков в активную речь, является доступность артикуляционных операций при образовании звука. Так, неспособность поднять кончик языка делает невозможным произнесение твердых звуков Н, Д, Т, С, З, Л. Механизм вибрации, необходимый для звуков Р, Р’ и работа по поднятию передней части языка Ш, Ж, Щ, Ч также сложны для всех детей.

Процесс звукопроизношения ребенка при нормальном речевом развитии можно кратко охарактеризовать следующим образом: в 3-4 года ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение звуков речи – звуки С, З, Ш, Ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками Т, Д, В, Ф, а звуки Ч, Щ на ТЬ, Ц, СЬ, звуки Р, Л могут пропускаться или заменяться на ЛЬ.

В 4-5 лет исчезает смягченное произношение звуков, допускается замена свистящих и шипящих на звуки Т, Д, шипящие могут произноситься недостаточно четко. Еще не у всех детей формируется звук Р.

В 5-6 лет уже правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации, недостаточно сформированы сонорные звуки.

В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата, дети правильно пользуются всеми звуками родного языка. К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Как отмечал А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения.

Таблица 1. Норма усвоения звуков ребенком (по годам)

Проектная деятельность логопеда по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Авторы: Учитель-логопед – Крыжановская Ульяна Владимировна,

воспитатель – Иванова Татьяна Алексеевна

МДОУ центр развития ребенка – детский сад №17 администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п.Горный

Россия – страна великой культуры и высокой духовности. В современном мире люди много говорят об уничтоженных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Но в настоящее время заговорили о сложностях духовно-нравственного воспитания как о национальной проблеме. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность возникает постепенно, с детства.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) говорит о том, что наиважнейшей целью современного отечественного образования и одной из преимущественных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Одной из главнейших задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” говорится, что приоритетами государственной политики в области современного воспитания являются формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания.

Современные дошкольные образовательные организации осуществляют важнейшую миссию по воспитанию у дошкольников основ исторического сознания. Они как первая ступень образования включены в систему работы по созданию условий для формирования у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о традициях, культуре и истории, отечественного общества.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и усиливают свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Одним из наиболее эффективных методов становится метод проектов в логопедической практике, он представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.

Перед нами встает вопрос: “Как же эффективно организовать работу по приобщению детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников и формирование у них высокого патриотического сознания?”.

Для решения этой проблемы нам помогла проектно-исследовательская деятельность. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты помогаю соединить сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Наш проект «Преданья старины глубокой» проводился с 1-30 сентября 2017 года (краткосрочный). Проект соответствует вступившему в силу ФГОС Дошкольного образования и содержанию психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении позволяет повысить качество образования дошкольников путем формируемых компетентностях в областях реализуемой в ДОУ программы, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Главной задачей нашего проекта-сформировать у дошкольников великое чувство любви к своей Родине, заинтересовать их в традициях, ценностях и обычаях страны. Ознакомление детьми с традициями русского народа духовно обогатит их, воспитает гордость за свой народ, поддержит интерес к его истории и культуре. Для этого мы изучили интерес детей для формулирования целей проекта, определения темы, установление актуальности проекта, спрогнозировали результаты, составили план. Кроме этого выявили возможности и средства, необходимые для реализации нескольких проектов (сбор информации, литературы, дополнительного материала), обсуждение с администрацией детского сада, педагогами, родителями содержание проекта.

І этап. Подготовительный – (информационно-накопительный) теоретический (1- 5 сентября 2017 г.), включает в себя:

  • изучение интереса детей для определения целей проекта;
  • определение темы, актуальности, целей и задач проекта;
  • прогнозирование результата и составление плана проекта;
  • обсуждение проекта с родителями (социальный заказ), специалистами и администрацией детского сада;
  • Оценка возможностей и средств, необходимых для реализации проекта (сбор информации, литературы, дополнительного материала);
  • ознакомление администрации детского сада, педагогов, родителей с проектом
  • составление плана реализации проекта.

ІІ этап. Организационно-практический. Основной (5 – 29 сентября 2017 г.) включает в себя:

  • Проведение цикла образовательных ситуаций, на темы: «В гости к гжельским мастерам», «Посиделки у бабушки Лукерьи», «Угощение для бабушки Лукерьи»;
  • Рассматривание иллюстраций из серии «Моя Россия – моя страна», «Наши предки – славяне», «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Хлеб – всему голова»;
  • Дидактические игры «Разрезные картинки», «Что было раньше, что сейчас», «Кто где живет»;
  • Беседы о традициях и обычаях русского народа, народном декоративно – прикладном искусстве, народных рецептах;
  • Экскурсия в музей «Русской избы», кухню детского сада;
  • Разучивание русских народных игр с элементами фольклора;
  • Изучение русских пословиц и поговорок;
  • Чтение русских народных сказок;
  • Экспериментирование с дрожжевым тестом;
  • Изготовление хлебо – булочных изделий;
  • Анкетирование родителей по духовно – нравственному воспитанию детей.
  • Информация для родителей – «Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании ребенка»;
  • Родительское собрание «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребёнка», семинар – практикум «Роль игры в духовно – нравственном развитии ребенка»;
  • Чаепитие в «Русской избе» с хлебом и пирожками собственного приготовления;
  • Изготовление мини – музея «Хлеб – всему голова»;
  • Приготовление атрибутов для народных игр.

Заключительный этап – презентационно-завершающий (30 сентября 2017 г.) включает в себя:

  • подведение итогов,
  • систематизация и обобщение материала.

Проведение цикла образовательных ситуаций, на темы: «В гости к гжельским мастерам»

«Посиделки у бабушки Лукерьи»

«Угощение для бабушки Лукерьи»

Разучивание русских народных игр с элементами фольклора

Изготовление мини – музея «Хлеб – всему голова»

Созданная нами система проектного метода оказала положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре. Разработанные нами новые способы взаимодействия логопеда с ребенком, новые стимулы, служат для создания наиболее благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, а дети приобрели знания о традициях и истории русского народа.

Ключевые слова: духовность, национальность, дошкольники, знания, традиции.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей логопедической группы «Маленькие патриоты»

Ирина Путивцова
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей логопедической группы «Маленькие патриоты»

Тип проекта:

По продолжительности: долгосрочный (январь – май 2016)

По количеству участников: групповой (воспитанники группы, родители, педагоги)

По доминирующему виду: информационно-ориентированный

Актуальность.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность в наше время – это разрушение личности: материальные ценности преобладают над духовными, у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Поэтому вопрос духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – одна из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, педагогом, обществом и государством в целом.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, формируются такие духовные начала, как любовь к родным и близким, чувство долга, стремление к добродетели, совестливость и справедливость.

Основная цель.

Воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, патриотическими чувствами, знающего культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Задачи проекта.

– приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа;

-способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе);

– формировать моральное сознание и моральные оценки;

-помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Ожидаемые результаты.

Активизировать процесса духовно — нравственного воспитания детей логопедической группы в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников.

Формировать духовно-нравственные качества личности дошкольников.

Повысить духовно-нравственный потенциал и профессиональную компетентность педагогов в вопросах православного воспитания дошкольников.

Основные направления:

– непосредственно – образовательная деятельность;

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (Январь)

-беседы с детьми,

2. Основной (февраль – май)

3. Заключительный (май)

Содержание этапов проекта

Январь.

1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Предметы русского быта», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Гжель», «Хохлома», «Храмы», «Ордена и медали»

4. Консультация для педагогов «Макет казачьей хаты, как средство воспитания духовно-нравственных ценностей у дошкольников»

5. НОД по ручному труду «Изготовление народной куклы «Пеленашка»»

Февраль.

1. Экскурсия в музей села Коноково.

2. Изготовление макета «Казачья хата» совместно с родителями.

3. создание мини – музея «Россия современная и древняя»

4. Консультация для родителей «Семейный герб»

5. Музыкально-спортивный праздник с участием пап «Ай да, папы, ай да дочки и сыночки»

6. НОД по рисованию «Узор в полосе» по мотивам городецкой росписи.

7. НОД «Рисование городецкого коня»

Март.

1. Выставка «Герб моей семьи»

2. Экскурсия в Свято-Покровский храм села Коноково.

3. Мастер-класс для родителей «кукла Масленица»

4. Масленичные гуляния.

5. «Наши мамы всегда на все руки мастера» – праздничный поединок для мам.

6. Стенгазета «Наши любимые мамочки»

7. НОД по ознакомлению с окружающим миром «Моя малая Родина село Коноково»

8. НОД по рисованию «Хохломские узоры»

Апрель.

1. Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.

2. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

3. Экскурсия в парк.

4. Беседа с детьми «Умеем ли мы благодарить»

5. Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир»

6. Выставка поделок родителей «Пасха»

7. НОД по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья»

8. Аппликация из ткани «Украшение платка»

Май.

1. НОД по лепке «Монумент памяти»

2. Оформление фотоальбома «Наши праздники»

3. Беседа с детьми «Хорошие и плохие поступки».

4. Итоговая диагностика.

5. Анализ диагностики.

6. Итоговая презентация проекта.

Библиотечки по духовно-нравственному воспитанию. Оформление уголка группы В МДОУ № 3 “Орленок” созданы библиотечки с литературой по духовно-нравственному воспитанию. Литература была подобрана с помощью педагогов.

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «Давай дружить» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная. Цель: способствовать духовно-нравственному развитию детей; воспитывать.

Конспект викторины по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной группы с ТНР «Что я знаю о городе своем?» Тема: «Что я знаю о городе своем?» Форма проведения: игра – викторина. Цель: обогащение знаний детей о родном городе. Задачи: 1. Способствовать.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы «Добрым жить на белом свете веселей!» Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада. Тема: «Добрым жить на белом свете – веселей!».

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы детского сада «Семейный альбом» Выполнил: воспитатель МБДОУ Детский сад №77 г. Иркутска Залевская Анна Михайловна. Цели и задачи: 1. Формировать представление о семье,.

НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы «Потому что всех нужнее и дороже доброта» Цель: познакомить детей с понятием и представлением доброты, как о важном качестве человека и неотъемлемой частью его жизни, мотивировать.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей 4–7 лет ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Комплексна система работы с детьми 4-7 лет по формированию духовно-нравственных качеств на основе православной.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Светлая Пасха» Проект по духовно-нравственному воспитанию “Светлая Пасха” Тип проекта: практико-ориентированный, творческий. Продолжительность: краткосрочный.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Этих дней не смолкнет слава» Срок проекта: краткосрочный. Задачи проекта: • Обобщить и расширить знаний детей о Великой Отечественной войне: городах-героях, героях войны,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты-будущее всего Отечества» Автор проекта Воспитатель 1 категории: Татаркина Юлия Витальевна Пед. стаж в МАДОУ «Умничка №96»: 5 лет г. Набережные Челны 2015 г Технологическая.

Проект: Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Внеурочная деятельность учителя – логопеда. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabota_ivanova_tyagniryadno.docx47.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры»

(Воспитатель логопедической группы)

МБДОУ Детский сад № 14 «Дружба»

г.Ярцево Смоленской области

Проект (Рождественские чтения)

Тема: Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры.

«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, – ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу – вред».

В. А. Сухомлинский.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Коррекция и развитие речи дошкольников, имеющих недостатки развития речи, через духовно-нравственное воспитание.

1.Развивать связную речь детей.

2.Создавать благоприятную психологическую атмосферу, развивать сотрудничество логопеда, воспитателя с детьми и друг с другом.

3.Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.

4.Вовлечь родителей в единое пространство «семья – детский сад».

5.Повысить культурный уровень дошкольников.

6.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

Использование новых форм в логопедической работе по духовно-нравственному воспитанию.

Руководители – учитель – логопед :Тягнирядно Н.О. , воспитатель логопедической группы: Иванова Г. М.

– инструктор по ФК.

На два года с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет, 6-7 лет.

Развитие речи дошкольников логопатов:

– успешное овладение грамотной и связной речью.

– грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка.

– совершенствование звуковой стороны речи.

– доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

– родители будут вовлечены в единое пространство «семья-детский сад».

– повысится культурный уровень дошкольников

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития.

-заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенку. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме.

– Диагностика детей с нарушением речи.

– Определение темы проекта.

– Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

– Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Использование компьютерных технологий, иллюстрированного материала, художественной литературы. Обработка информационного материала.

– Пополнение развивающей среды.

– Разработка критериев эффективности проекта:

5)общая и мелкая моторика.

Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми. Совместная деятельность воспитателей, детей, родителей. Оформление выставок, поделок и рисунков. Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Семейное чтение – как средство духовно-нравственного становления личности ребенка».

При реализации данного проекта используются принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, семьей.

При необходимости, со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается практическая помощь, необходимая детям, а так же направляется и контролируется осуществление данного проекта.

У детей происходит формирование разнообразных личностных качеств, развитие речи.

– Знакомство с историей церкви, внешним убранством, внутренним убранством.

– Беседы о правилах поведения в православном храме.

– Экскурсии, целевые прогулки.

– Рассказы об Иисусе Христе, Богородице, Святых, храмах, церквях, часовнях.

– Посещение библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и культурой России.

«Пособие по изучению основ, православной культуры».

– Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике.

«Живая лампадка» Д. Харченко.

«Храм Божий», «Как помириться?», «О послушании в семье», «О любви и доброте», «Долг платежом красен», «Небесный покровитель русского воинства», «Сила детской молитвы», «Праздник Рождество Христово», «Праздник Масленица».

– Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников.

– Знакомство с проведением христианским искусством : иконы, фрески, православный календарь, его символическое значение.

– Слушание духовной музыки, колокольных звонов.

– Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.

– Совместные творческие работы детей и родителей.

– Вечера вопросов и ответов.

«Здравствуй, лучик солнечный»

«Мы маленькие свечи»

«Песня про ангелов»

«Вербы» (Ю. Постернака)

«Яблоневый цвет» (Лискова Г.)

– Конкурс рисунков «Сотворение мира»

– Выставка поделок: «Пасхальная радость», «Рождество Христово»

– Работа с родителями

«Круглый стол», «Рождественская мастерская»

– Дидактические игры: «Собери колокол», «Назови ласково», «Доброе слово другу», «Согрей камень».

– Народные подвижные игры: «Узнай, чей голосок», «Ручеек», «Карусель», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору».

– Привлечение родителей к работе над проектом.

-Нравственное воспитание старших дошкольников с использованием художественной литературы.

– «Семейная реликвия » – самые дорогие для семьи предметы

– Игры и упражнения для детей и родителей: исторический подход

– «Мой ребенок самый-самый» родительские сочинения (презентации)

– Народные традиции «Масленица»

– «Бабушкин сундук» – поделки на свободную тему, изготовленные бабушками.

– Изготовление открыток для ветерана (творческая мастерская)

– Конкурс чтецов (родители совместно с детьми читают стихи на заданную тему).

– «Все профессии важны!» (заучивание загадок по теме)

«Сделано с любовью»

– «Осенняя симфония» – букеты, икебаны из осенних листьев.

Открытки к праздникам (на различные темы).

– Коллажи с использованием различного природного материала

«Сохраним о лете память»

– Изготовление кормушек для птиц. Акция «Твори добро»

– Составление рассказов-описаний по схемам:

«У меня есть дедушка и бабушка»

– Чтение стихов (разучивание).

День Защитника Отечества.

Международный женский день.

– Интегрированное занятие-игра «Когда семья вместе-душа на месте» (журнал: Дошкольная педагогика №9 2016г.)

– Музыкально-педагогическая гостиная «Былинные герои древней Руси» (см журнал «Дошкольная педагогика» №1 2017г.)

«Гагаринская Весна» -Занятие-игра

– Анализ достигнутых результатов.

– Создание презентаций на темы:

«Посещение храмов города Ярцево»

– Фотоотчет «Наши мероприятия» (о проделанной работе)

– Смотры-конкурсы творческих работ (фотоотчет)

«Осенний калейдоскоп» (картины из природного материала)

«Макеты достопримечательных зданий города Ярцево»

«Елочный базар» – елки изготовлены в разных техниках

– Дети успешно овладели грамотной и связной речью.

– Правильно употребляют лексико-грамматические категории.

– Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

– Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

– Повысился культурный уровень дошкольников.

– Сформирована гармоничная духовно-здоровая личность ребенка.

– Сформированы навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания.

– Воспитаны такие чувства, как патриотизм, милосердие, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла, потребности в служении людям.

– Приобретен опыт и знания в православной культуре, ее традициях и праздниках.

Поставленные задачи выполнены.

Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс.

  1. Презентация проекта на педсовете воспитателей.
  2. На М/О учителей-логопедов, воспитателей.
  3. Выступление перед родителями группы детей 5-6, 6-7 лет.

Проект может быть использован в условиях детских садов логопедических групп.

«Логопед»- научно-методический журнал №4. 2007г.

«Логопед»- научно-методический журнал №6. 2007г.

«Логопед»- научно-методический журнал №6. 2008г.

«Логопед»- научно-методический журнал №1. 2009г.

«Дошкольная педагогика» – научно-практический журнал №7 , 2016г.

«Дошкольная педагогика» – научно-практический журнал №8, №9, 2016г.

«Дошкольная педагогика» – научно-практический журнал №1, 2017г.

– Консультации для родителей

«Все для детского сада»

«Портал Детский сад РУ.»

Пособие логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям.

«Логопед»- журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи, логопедов, воспитателей, ДОУ, медиков и учителей.

– «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюк , 2011г.

  1. Беседы
  2. Занятия по темам духовно-нравственного воспитания
  3. Экскурсии
  4. Составление рассказов
  5. Индивидуальные занятия-консультации

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Сказала мне мама

В дом Божий войдя:

«Как дерево может

Укрыть от дождя,

Так храм защищает

От жизненных бурь

И душевных невзгод»

Спешите делать добро

Добрым путем Бог правит

Доброму добрая память.

Работа с родителями:

– Анкетирование родителей по теме проекта

– Консультация для родителей

– Совместное участие родителей и детей в организации выставок, конкурсов в рамках проекта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·.

Программа направлена на: развитие любознательности как основы познавательной активности детей; развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности.

Семья для человека важнее всего. Именно в семье человек может испытать все чувства, подтверждающие смысл нашего существования — любовь к детям, к родителям, прекрасные чувства любви к женщине ил.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине.

Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к Родине.

Цель программы: гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росс.

Проект по духовно-нравственному воспитанию.

Читайте также:  Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) на материале лексической темы 'Птицы'
Ссылка на основную публикацию