Формирование интереса к деятельности у безречевых детей

Проблема социализации безречевых детей

Безречевые (неговорящие) дети – это сводная группа детей разного возраста, с разными нарушениями, в разной степени выраженными. Нарушения многоплановы и многовариативны.

Наш исследовательский интерес к таким детям связан с их возрастающим количеством, усилением внимания к углубленному изучению безречевых детей, особенно в раннем, наиболее сензитивном для развития компенсаторных возможностей возрасте.

В силу специфики имеющихся нарушений социальное развитие таких детей должным образом не формируется.

Понятие социального развития (социализации) включает контактность и формы контакта, развитие средств общения, эмоциональную сферу, навыки самообслуживания. Социализация, иными словами социальная адаптация, основа

духовного развития, способность строить индивидуальное и групповое поведение в соответствии с нормами и правилами окружающей социальной системы.

Язык и речь играют основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии, являются фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения. Через язык происходит опосредование процессов познания, переживания, воображения, памяти.

Под духовным развитием понимается нравственность, доброта, отзывчивость и другие качества личности. Духовность развивается в процессе развития психики и общения, при наличии соответствующих интеллектуальных и эмоциональных факторов, действий, поступков. Если рассмотреть, например, метакатегории – речь и ее понимание, то уровни их проявления в социальном плане могут быть обозначены как сопереживание (эмоцио), осознание (рацио), содействие (працио), доверие (интуицио), принятие позиции (экзи-стенцио). Эмоциональная модальность больше связана с бессознательным уровнем, а действия – с сознательным и целенаправленным.

В сложном комплексе дизонтогенеза при безречье отмечается не только отставание в формировании языковой способности и ее семантическом и грамматическом компонентах (т. е. операций кодирования, приема, переработки информации), но зачастую двигательные, сенсорные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей.

Детей характеризует недостаточная общительность, снижение подражательной деятельности, самостоятельности, инактивность, недоразвитие аналитико-синтетической деятельности не только на речевом, языковом, но и на предметном уровне, неустойчивость внимания, нарушение памяти всех видов. Неговорящие, к тому же часто недостаточно понимающие дети имеют сниженный уровень мотивации, повышенную психическую истощаемость, утомляемость, нару-

шение поведения. У детей отмечается неумение устанавливать и развивать эмоциональные связи, а вне эмоционального контакта социальная адаптация невозможна так же, как и невозможно развитие высших психических функций.

Контактность детей выражена в различной степени, если нет речевого контакта, то иногда используется эмоциональный мимико-жестикуляторный контакт. Ребенок может быть неконтактен, негативистичен или вступать в контакт формальный и поверхностный и только в избирательных ситуациях. А иногда у ребенка нет не только умения, но и желания устанавливать с кем бы то ни было контакт.

У безречевых детей в силу дефективного развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие в окружающем изменения.

Поведение детей разное: у одних преобладает бодрое, спокойное настроение, у других оно неустойчивое, с резкими колебаниями, отмечается эмоциональная лабильность. Эмоции могут быть ярко окрашены, что наблюдается достаточно редко, реакции адекватны ситуации. Чаще дети пассивные, инертные, безразличные, безучастные. Может быть гипо- или гиперактивность, но встречаются и достаточно сбалансированные. Иногда дети капризны, избалованны, что связано с нарушением центральной нервной системы и с условиями воспитания, если ребенок воспитывается в условиях гиперопеки.

У некоторых детей бывают реакции страха новой обстановки, мнимой разлуки с матерью, при появлении новых лиц. Отмечается повышенная чувствительность: ребенок плачет, вздрагивает, закрывает глаза при громком звуке, ярком свете.

Познавательное развитие безречевых детей снижено: у них низкий уровень познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности, сенсорного развития, низкий уровень развития деятельности, беден запас сведений об окружающем. У детей разная обучаемость и разная степень использования разных видов помощи.

Отмечается несформированность мануальных способностей, недоразвитие предметно-практической, в том числе бытовой и игровой, деятельности.

Эти и многие другие вариативные особенности личности безречевых детей связаны с несформированностью психологических механизмов речи и языковой речемыслительной деятельности и с сопутствующими нарушениями в структуре дефекта.

У безречевых детей в разной степени выражена сохранность и зрелость мозговых систем, участвующих в языковой деятельности, в речевой функции. Большое значение имеет сохранность слухового, зрительного, кинестетического восприятия, нормальное строение и достаточность подвижности артикуляционного аппарата, наличие речевого окружения.

Таким образом, у безречевых детей разные стартовые возможности для развития речи и социализации в целом.

Развивая социальность, контактность и практическое сотрудничество, учат детей здороваться, прощаться, просить, благодарить, извиняться, понимать и выражать похвалу. У детей формируется настрой на совместную работу, положительное отношение к партнеру (взрослому или ребенку). Он учится фиксировать взгляд на неподвижном объекте, следить за его перемещением в пространстве, прослеживать взглядом и рукой движение предмета. Привлекается внимание к игрушкам и звукам окружающей среды.

Играя с геометрическими формами, ребенок познает свойства предметов. Слушая звучание музыкальных инструментов, он учится слышать, понимать, запоминать, различать громкую – тихую, веселую – грустную мелодии. Дыхательные игровые задания формируют правильное речевое дыхание – энергетическую основу речи.

В играх-упражнениях формируются понимание и речевая активность, подражательность действиям и на этой основе – речи.

Важно создание, организация особого режима, стимулирующего эмоциональное развитие безречевого ребенка.

Активность невербального и вербального общения – важный диагностический и прогностический фактор. Признаки активности: целесообразность мимического, жесто-вого, речевого высказывания, коммуникативная необходимость, быстрота реакции, точность выбора языковых и неречевых средств. Стимулируются разные виды контакта и средств общения: движения тела, улыбка, выразительные жесты и взгляды, естественные и специальные. Эмоции должны быть адекватны ситуации.

Для развития социализации важно обучение предметным действиям, развитие функции руки, желания и умения устанавливать контакт, не меньшее значение имеет конструктивный праксис. Обучение предметным действиям ведется через подражательную деятельность, пассивное и пассивно-активное выполнение с нарастанием самостоятельности, ребенок действует путем проб и ошибок.

Специальным поведенческим тренингом (игротерапией, куклотерапией) в реальной бытовой ситуации стараются изжить у ребенка страхи и сверхчувствительность, развить самостоятельность, самоконтроль и самооценку

Целенаправленно формируются навыки самообслуживания: прием пищи, санитарно-гигиенические и другие бытовые навыки. При этом всегда поощряется стремление к самостоятельности и проявление активности, для чего используются разные стимулятивные средства.

В коррекционном воздействии используются элементы психотерапии, кинезитерапии, арттерапии, мелотерапии, логоритмика. Для развития духовности и самосознания большое значение имеют музыка, рисование, социально-психологический климат окружения.

Подготовка к социализации безречевых детей немыслима без развития речи и языковой деятельности.

Своевременная и правильная диагностика безречевого ребенка обеспечивает развитие речи и личности ребенка, способствует его социализации. Грамотная дифференциальная диагностика обеспечивается психологической и методической компетенцией логопеда и психолога.

Дата добавления: 2015-07-17 ; просмотров: 273 | Нарушение авторских прав

Развитие познавательного интереса и познавательной мотивации дошкольников

Окружающий мир природы, замысловатые игрушки и техника пробуждают у детей интерес и увлеченность. Они стремятся постичь технические и природные загадки, задавая вопросы взрослым и по возможности проверяя свои догадки опытным путем. Любопытство стимулирует развитие познавательного интереса у дошкольников, суля превращение детей в пытливых личностей. Если взрослые ненароком не подрежут крылья активному стремлению к познанию…

Как зарождается познавательный интерес у дошкольников

Познавательный интерес не формируется на пустом месте или по воле родителей. Он появляется, когда ребенок сталкивается с чем-то совершенно новым, что не укладывается в «матрицу» его познаний и опыта. Появляется удивление, озадаченность. Загадка не дает покоя дошкольнику, пока он не прояснит ключики к отгадке.

Пример. Дениска 3,5 лет увидел маленький трактор с кузовом впереди. Первое, чем поинтересовался малыш: «Почему трактор спиной вперед едет?». Выслушав ответ, он еще на всякий случай прошел сам спиной вперед несколько шагов. Затем последовал вывод: «Так водитель видит, что везет».

Ребенок увидел, как распустился цветок на подоконнике, и он уже готов поливать комнатные растения каждый день, чтобы повторить явление. Наблюдает, как бабушка месит тесто, и ему непременно хочется попрактиковаться в превращении рыхлой муки в пластичное тесто.

Дошкольник желает приобщиться к деятельности, которая будит эмоции и переживания. Даже собирание паззлов и конструкторов заинтересовывает ребенка тем, что в итоге должна получиться красивая картинка или модель.

Одни предметы и явления увлекают ребенка кратковременно, другие удерживают внимание надолго. Можно выделить основные формы проявления интереса:

  • Любопытство – первичный интерес к предмету, объекту или событию.
  • Любознательность – желание детальнее изучить предмет, найти пока еще скрытые его свойства. На этом этапе формируется радость познания нового. Исследования проводятся методом проб или при помощи вопросов.
  • Непосредственно познавательный интерес – характеризуется появлением задачи или ситуации, в которой ребенок стремится разобраться самостоятельно, понять истинную сущность явления. На этом этапе демонтируются механизмы на отдельные винтики или разбираются на составляющие куклы, чтобы узнать, что внутри.

Что удерживает познавательный интерес в дошкольном возрасте

Познавательный интерес может легко угаснуть, если его не подпитывать. Определенную роль здесь играют взрослые, побуждающие ребенка продолжать, но основные факторы, которые стимулируют на продолжение, это познавательная самостоятельность и наличие мотивации.

В процессе изучения нового происходит соединение чувств и интеллектуальной составляющей. Дошкольник испытывает чувство восхищения, узнав, что времена года в южном полушарии сменяются по другим принципам.

Радость познания нового вызывает нетерпение и полную увлеченность игрушкой или книгой, в которой присутствует новая информация. Демонтаж будильника или кухонной техники провоцирует такой азарт, что юный исследователь может не заметить родителей, наблюдающих за ним.

Небольшие опыты, которые можно провести с помощью многочисленных наборов юных физиков и химиков, заставляют замирать в предвкушении результата. И, наконец, ничто не мотивирует так на продолжение познания, как достигнутое самостоятельно решение.

Познавательная самостоятельность

Начиная с пятилетнего возраста, дошкольник все чаще задает цепочки уточняющих вопросов. Он заинтересовывается конкретным предметом или процессом, задает главный беспокоящий его вопрос, но полученный ответ побуждает его к дальнейшим исследованиям и новым вопросам.

Суть познавательной самостоятельности кроется в том, что ребенок сам, без дополнительных побуждений, испытывает готовность получать новые знания.

Старшие дошкольники могут высказывать свое несогласие с ответом, предлагать свой вариант и настойчиво выяснять, в чем их предположение ошибочно. При необходимости получить дополнительную информацию, дошкольники сами инициируют беседу со взрослым и задают вопросы, восполняя пробелы в своих знаниях.

Одно из основных условий проявления познавательной самостоятельности — достаточное развитие волевой сферы. Решая поставленную самому себе задачу, необходимо довести дело до конца, даже если встречаются препятствия: не откручиваются винтики, не совмещаются детали, не получается нарисовать так, как подсказывает воображение.

Познавательная мотивация

Мотивация – второй кит, на котором стоит познавательный интерес. Предложение взрослого на словах собрать модель или почитать книгу не имеет силы. Необходимо, чтобы ребенок был увлечен процессом сам и стремился продолжить или начать исследование.

Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста тесно связано с развитием произвольного внимания.

Задача, прежде заинтриговавшая ребенка, может оказаться довольно непростой для него. Чтобы продолжать заниматься ее решением, нужно удерживать внимание и помнить о цели. Это не под силу младшим дошкольникам, которые еще не научились управлять своим вниманием.

Психологи выделяют условия, необходимые для формирования познавательной мотивации дошкольника:

  • Эмоциональная поддержка. Ребенок дольше удерживает внимание и интерес к делу, если его подбадривать, хвалить, поддерживать.
  • Активизация мыслительных процессов. Незначительные подсказки малышу, предложение проверить еще одну версию воодушевляет юного исследователя. У него появляется ближайшая цель и идеи, как ее достигнуть.
  • Обсуждение успехов и неудач, побуждение ребенка самостоятельно находить объяснения, почему получилось или не удалось найти решение.

Воспитание любознательности порождает самостоятельную привычку искать в окружающем пространстве все неизведанное и непонятное. Узнавать новое становится для ребенка потребностью и мотивирует к познавательным действиям, будь то обучение чтению или составление коллекции.

Развитие познавательных интересов у старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте значительно возрастает взаимосвязь познавательного интереса и внимания. В этот период дети осознают, что правильный результат во многом зависит от того, насколько тщательно были учтены все детали.

Также формируется произвольность функции внимания, дети способны сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на посторонние предметы или ситуации.

Благодаря развитию познавательных процессов старшие дети больше анализируют, научаются выделять главное и абстрагироваться от незначимых признаков. С одной стороны, они более способны находить ответы на свои вопросы, но, с другой стороны, их познавательные интересы охватывают больше сфер.

На этом этапе формируется познавательный интерес к математике. Дошкольникам интересно выполнять простые арифметические действия, измерять предметы, решать логические задания.

Значительную роль в развитии познавательной активности играет поисковая и экспериментальная деятельность. Ребенок – экспериментатор. Познание мира опытным путем – его естественное состояние. Кроме того, результат, полученный в рамках эксперимента, усваивается значительно лучше, чем просто рассказ взрослого.

В процессе эксперимента старший дошкольник своими силами получает ответы на значимые в его возрасте вопросы: «Как?» и «Почему?». Можно сколько угодно рассказывать ребенку о законах аэродинамики, но он не поймет о чем идет речь, пока не запустит бумажного змея.

На прогулках или экскурсиях дети получают возможность постоянного экспериментирования: почему листик уплывает по ручью, из-за чего тает снег; увидеть, что сорванная ветка засохнет или, наоборот, пустит корни в стакане с водой.

Близка по сути к опытам исследовательская деятельность. Она включает эксперименты, но также предполагает использование коллекционирования для обучения классификации предметов по различным признакам. Собирать можно как гербарии и марки, так и фигурки из коллекции роботов.

Экскурсии помогают исследовать кусочек пространства, по которому проложен маршрут. Учебные действия заключаются в получении минимальных навыков картографии, изучении растений и повадок животных, встреченных на пути.

Роль взрослого в формировании познавательного интереса дошкольников

Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей и доводить дело до конца.

Читайте также:  Памятка: Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Родителям нужно позаботиться не только о том, чтобы в доме были справочники и энциклопедии, подходящие для дошкольного возраста, но и регулярно читать с ребенком материалы, обогащающие багаж знаний ребенка.

Основные линии работы в развитии детского познавательного интереса:

  • Поддержание стремления ребенка задавать вопросы. Выражается в благожелательном отношении и подробном разъяснении вместо коротких ответов-отговорок.
  • Дополнительное стимулирование познавательного интереса. Заключается в захватывающих рассказах, выявлении интересующих дошкольника тем, расширении ответов, выходя за пределы темы. Например, рассказывая про часы и минуты можно коснуться календаря.
  • Применение игр. Для дошкольников это основная деятельность, в которой осваиваются новые навыки. Можно строить игры в форме «вопрос-ответ» или корректировать сведения, которые ребенок использует неправильно, играя со сверстниками.
  • Поддержка дошкольника в его исследованиях. Хвалить по достижению результата и в процессе деятельности так, чтобы ребенок понимал – важны его усилия, направленные на решение задачи.
  • Помощь в освоении навыков планирования и постановки цели.

Поддержка взрослыми любознательности ребенка по отношении к любым сферам жизни приведет к наличию развитого познавательного интереса. А это хороший задаток предстоящим школьным успехам и разностороннему развитию личности на любом возрастном этапе.

Конспект по формированию фонематических процессов у детей с ОНР

Уважаемые коллеги! Многолетняя практика работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, показала, что применение комплексно-тематического метода в сочетании с наглядными и игровыми приемами является наиболее эффективным направлением в коррекционной работе. Разнообразие подходов к разработке занятий определяется построением сюжета: это может быть занятие-игра, занятие-спектакль, занятие-сказка, занятие-путешествие и т. д. Таким образом, занятие по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинено единой теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагаю вашему вниманию одно их таких занятий.

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематических процессов речи в старшей группе детей с ОНР

Коррекционно – образовательные цели:

– познакомить детей со звуками [т, т’];
– учить различать звуки [т-т’] в словах;
– закреплять умение определять позицию звука в слове и находить слова с заданной позицией звука;
– учить звуковому анализу и синтезу на примере слова «Топ»;
– закреплять умение правильно употреблять существительные в Предложном падеже с предлогом «на»;
– закреплять умение правильно образовывать прилагательные от существительных;
– развивать диалогическую речь;
– активизировать словарный запас;

Коррекционно – развивающие цели:

– развивать фонематический слух;
– развивать познавательный интерес;
– развивать внимание, память, мышление;
– развивать мелкую и крупную моторику;

Коррекционно – воспитательные цели:

– формировать коммуникативные навыки;
– воспитывать бережное отношение к игрушкам;

Оборудование: игрушки: медведи-3шт., тигр, кот, утка, петух, мартышка; таблица «Туча»; предметные картинки: самолет, троллейбус, трамвай, такси, вертолет, картофель, гранат, капуста, тыква; «звуковые машины»; звуковые символы: синие и зеленые квадраты, красные круги; плоские фигурки грибов: белые и желтые.

1. Организационный момент

Учитель-логопед: (слышится стук)
-Тук, тук, тук! А кто же там? (Появляются два игрушечных медведя)
Медвежата: Том и Тям!

Том – упитанный толстяк, очень милый и добряк!
Тям же – славный малышок, очень мягенький пушок!
Неуклюжие топтыжки! Рады мы вас видеть, мишки!
Дети (хором):
– Рады мы вас видеть, мишки!

2. Знакомство со звуками [т, т’]. Характеристика звуков по акустическим и артикуляторным признакам.

Учитель-логопед:
– Назовите первый звук в слове Том?
– Назовите первый звук в слове Тям?
– Сегодня мы подружимся с этими звуками: [т, т’]. Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [т]? (стучит по бугоркам). Произнесите его и почувствуйте, как прорывается наружу воздушная струя. Попробуем спеть звук [т] (не поется). «Потяните ниточку» (не тянется). Положите ладошку на горлышко и произнесите звук. Горлышко двигается? (не двигается) Вы догадались, какой это звук? (согласный, твердый, глухой). В каком замке будет «жить» звук [т]? (в синем). Каким квадратиком обозначим его? (синим). А каким квадратиком обозначим звук [т’]? (зеленым квадратиком) Почему? (потому что звук [т’] – согласный, глухой, мягкий). В каком замке он будет «жить»? (в зеленом)

Ой-ой-ой, что происходит?
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода,
Спрячемся получше
От дырявой …тучи (появляется плоскостная таблица «Туча»)

– На небе появилась вот такая большая синяя туча! Из нее идет дождь. А после дождя в лесу быстро растут…(грибы)

3. Развитие фонематического слуха, различение звуков [т-т’].

Игра «Сигнал» (у детей на столах фигурки белых и желтых грибов, логопед называет слова со звуками [т] и [т’], дети поднимают соответственно белый или желтый гриб).

4. Нахождение картинок с заданной позицией звуков [т, т’] в этих словах.

Учитель-логопед:
– Ребята, а наша туча не простая, она волшебная! (переворачивает тучу, на ней картинки со звуками [т, т’]). Давайте назовем все картинки.

– Назовите общий звук? (звук [т]) Почему он так называется: общий? (потому что он слышится в каждом из этих слов).
– Найдите предметы, в названии которых звук [т] в начале, середине, конце слова (то же со звуком [т’]).

5. Звуковой анализ слова «Топ»

Учитель-логопед:
-Медвежата любят играть со звуками, и вам предлагают поиграть. «Ловите» звуки: [т, о, п] (дети выкладывают слово «Топ» на «звуковых машинах»). Какое слово получилось? Сколько звуков в этом слове? Какой второй звук? Первый? Третий? Назовите все звуки по порядку.

«Топ», – так зовут друга наших мишек. И сейчас мы вместе с Томом и Тямом отправимся к нему в гости. Давайте возьмем с собой и наших друзей (выставляются игрушки).

6. Определение позиции звуков [т, т’] в словах.

Учитель-логопед:
– Кого мы возьмем с собой? (Тигра, кота, петуха, утку, мартышку = игрушки)

– Определите, где слышится звук [т], [т’] в этих словах (дети выкладывают символами место звука на «звуковых машинках»).

7. Произношение звуков [т, т’] в словах , употребление существительных в Предложном падеже с предлогом «на».

Учитель-логопед:
– А на чем можно добраться до Топа (показывает предметные картинки: вертолет, автобус, такси, трамвай, троллейбус, самолет).
Дети:
– На самолете, на троллейбусе, на трамвае, на такси, на автобусе, на вертолете.

Учитель-логопед:
– А мы с вами полетим на большой серебряной птице, под названием… самолет.

8. Динамическая пауза «Самолет»

Поиграем в самолет? – хлопают в ладоши
Ты пилот, и я пилот! – дети разбиваются на пары и хлопают в ладоши друг с другом
И в заоблачную высь – поднимают руки вверх
На самолете поднялись – поднимаются на носочки
Повезем с собой подарки: – выполняют полуприсяды
Мяч, – округляют ладошки и соединяют их, образуя шар
конфеты, – имитируют руками заворачивание конфет в разные стороны
зонтик яркий! – поднимают руки вверх, образуя полукруг
Вот встречает самолет – хлопают в ладоши
Наш знакомый мишка Топ! (игрушка мишка) – ритмичные притопы, на
слове «Топ» сильно топают ногой.

9. Произношение звуков [т, т’] в предложениях, образование прилагательных от существительных.

Мишка (игрушка):
– Здравствуйте, гости дорогие! Рад вас видеть! Я приготовил для вас угощение…, да вот название этих блюд забыл, подскажите, пожалуйста.

Пюре из картофеля (какое?). (Пюре из картофеля картофельное).
Салат из капусты? (Салат из капусты капустный).
Каша из тыквы? (Каша из тыквы тыквенная).
Сок из граната? (Сок из граната гранатовый).
Мишка:
– Спасибо, ребята.

10. Произношение звуков [т, т’] в связной речи.

Учитель-логопед:
– Ой-ой-ой, дети, неожиданно начался дождь, да не обычный, а конфетный!

– Скажите, а это хорошо или плохо? Почему?
Дети: (примерные варианты ответов)
– Хорошо, потому что будет много конфет и всем хватит.
– Хорошо, потому что не придется их покупать.
– Плохо, потому что они твердые и могут нас ранить.
– Плохо, потому что много сладкого есть нельзя.

11. Итог занятия

Учитель-логопед:
– Ну что ж, ребята, давайте возьмем наших друзей, и пригласим их на нашу встречу с волшебной кисточкой (дети рассаживают игрушки и готовятся к следующему занятию с воспитателем).

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР.

Его цели: дифференциация свистящих звуков по звонкости и глухости в в словах и предложениях детей.

Создание сказочной истории, применение компьютерной игры “Игры для Тигры” создают положительную мотивацию ребенка к занятию,

позволяют повысить эффективность коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
skazka_o_sone_i_zoe._zvuki_s-z.docx419.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР.

Тема: «Сказка о Соне и Зое». Звуки [с – з].

Цели : развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [с] и [з] в речи детей, совершенствование речевого общения в игровых ситуациях.

  1. Продолжать совершенствовать умение произносить изолированно [с] и [з].

2) Продолжать учить выделять на слух звуки [с] и [з] из ряда звуков.

3) Закрепить различение звуков [с] и [з] в словах, предложениях, связной речи.

4) Закрепить зрительный образ букв С и З.

Оборудование: логопедические модули – два бегемота, рисунки девочек Сони и Зои для закрепления фонетических характеристик изучаемых звуков вне занятия. Символы звуков [с] и [з], сигнальные карточки для обозначения звуков. Магнитофон, аудиозаписи голосов зверей и птиц, мелодий для сопровождения артикуляционной гимнастики. Диск Т.С. Овчинниковой. Логопедические распевки. Санкт-Петербург, Каро , 2006. Песенка «Соня – соня» музыка О. Насонова, слова М. Лепилиной. Мультимедийная установка. Игры для Тигры. Компьютерная игра для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста Лизуновой Л.Р. Блок «Фонетика», игра «Поезд».

  1. Организационный момент.

Звучит фонограмма колыбельной песенки.

Логопед здоровается с детьми и предлагает им отправиться в сказочную страну.

Учитель – логопед . В одной семье росли две сестренки: Соня и Зоя. Говорили они не очень хорошо. Не все знакомые понимали, что девочки хотят сказать. Однажды, когда Соня и Зоя уснули, игрушки в их комнате ожили. Они собрались в кружок и стали обсуждать, как помочь хозяйкам научиться произносить все звуки правильно.

– А вы что бы посоветовали, ребята? Что нужно делать Соне и Зое?

Дети . – Выполнять упражнения для языка, губ, дыхательную гимнастику.

Учитель – логопед. – Давайте вспомним эти упражнения.

Артикуляционные упражнения. «Улыбка», «Заборчик», «Блинчик», «Горка», «Киска сердится».

Дыхательное упражнение: «Золотой ключик» (« Посвисти в пузырек»).

2. Сравнительная характеристика звуков [с] – [з].

Учитель – логопед – Собака пообещала научить девочек, как правильно произносить звук [с].

К доске выходит ребёнок, одевает на руку куклу – модуль и демонстрирует артикуляционный уклад звука [с], комментируя свои действия. Другой дошкольник с логопедическим модулем – бегемотом на руке показывает, как нужно произносить звук [з].

Далее дети дают характеристику изучаемым звукам, опираясь на схему Ванюхиной Г.

Логопед. Подведем итог, чем же похожи звуки

3. Дифференциация [с] – [з] на слух и в произношении.

Символы звуков, предложенные Ткаченко Т.А. – насосы, для обозначения [с], комары – для обозначения звука [з]. Все символы согласных звуков синего цвета.

Логопед – Дети, услышав звук [с], поднимите синий насос: [ с, з, т, с, ц]

Логопед . – Сейчас поднимайте карточку, где нарисован комар, когда услышите звук [з]: [з, с, ц, т’, ч, ц, з].

Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед : – Вероника, запомни и повтори слоги: са-са-за.

Аня, запомни и повтори слоги: са-за-са.

Маша, повтори за мной: аса-аса-аза.

Игра «Наоборот». Дети стоят возле своих стульчиков, ловят мяч, брошенный логопедом, и после ответа садятся на место.

Са – са – са – са (за – за – за – за).

Дифференциация звуков [с] и [з] в словах.

Игра «Подарим цветы Соне и Зое».

Учитель – логопед . – А еще для того, чтобы красиво говорить, нужно уметь различать звуки в словах.

Давайте сядем, я продолжу свою сказочную историю.

– В коробке с игрушками лежали необычные цветы, в серединках которых нарисованы картинки. Как вы думаете, какие из них нужно поставить в вазу с изображением насоса, а какие в вазу с изображением комара?

1 ребенок. Я поставлю этот цветок в вазу с насосом, потому что в слове коса есть звук [с].

2 ребенок. Я поставлю этот цветок в вазу с комаром, потому что в слове коза есть звук [з].

Учитель – логопед . Утром, когда девочки проснулись, они увидели на магнитной доске вазы с цветами и игрушки, которые тихо сидели на полках. Очень удивились сестренки и пошли к маме, чтобы рассказать ей новость. В соседней комнате они встретили маму и незнакомую женщину, которая оказалась логопедом, и пришла к ним в гости, чтобы научить девочек правильно произносить все звуки.

После занятий с логопедом сестрёнки стали правильно произносить свои имена, много других слов, в которых присутствуют свистящие звуки, и уже не боялись знакомиться с новыми людьми. Всей семьёй они отправились в Парк аттракционов.

Так закончилась сказка, которую я сочинила для вас.

Она вам понравилась?

А сейчас отдохнем.

Игра “Ловим комаров” – снятие мышечного напряжения с кистей рук. Давайте представим, что наступило лето. Я открыла форточку, и к нам в кабинет налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так. (Логопед демонстрирует хватательные движения кистями обеих рук). По команде “Стоп!” вы садитесь вот так. (Руки сложены перед собой). Готовы? Начали! Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите руки вниз, расслабьте их, встряхните ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь – снова за работу.

5. Звуковой анализ слов.

Учитель – логопед. – Ребята, вам нужно еще уметь выкладывать звуковую дорожку, обозначать звонкость звуков, твердость и мягкость. Составьте звуковые схемы слов: косы и козы.

Дети выполняют задание и сравнивают результат своей работы с образцом на доске.

Учитель – логопед. – Вы отлично справились с этим упражнением.

6. Закрепление образа буквы.

Игровые упражнения « Большой секрет» и «Зоркий глаз».

– Посмотрите, на столе лежит письмо, написанное Соней и Зоей.

Учитель – логопед раздает детям карточки с игровыми упражнениями, где нужно обвести буквы С по контуру, а затем «письма» с несколькими буквами и объясняет задание: «узнать» и обвести в кружок буквы З.

7. Окончание занятия .

Учитель – логопед предлагает вспомнить задания, которые выполнялись в ходе непосредственной образовательной деятельности, оценивает их работу.

В завершении, выдаёт каждому дошкольнику карточку с контурным изображением двух девочек, и просит нарисовать колокольчик или перечеркнутый колокольчик на футболках героев занятия, а затем аккуратно раскрасить их одежду. Оговаривается заранее цвет костюмов. В ходе обсуждения дети вспоминают характеристику пройденных звуков.

Итоговое занятие по формированию фонематических представлений у детей с ОНР в старшей группе

Тема логопедического занятия: «Звуки — вот они какие!»

– закреплять умение различать, характеризовать, правильно называть звуки;
– продолжать формировать навык звукового, слогового анализа слов;
– закреплять умение обозначать звуки символами;
– формировать уверенность при выполнении и объяснении заданий;
– закреплять правильное произношение звуков в речи.

Оборудование: предметные картинки на разные звуки, символы гласных звуков, характерные обозначения групп согласных звуков. Дидактическое пособие: «Круг гласных звуков» — авторская разработка.

Предварительная работа: знакомство с дидактической игрой: «Круг гласных звуков».

Дети входят в зал под музыку, строятся в полукруг лицом к зрителям.

Здравствуйте зрители,
Почтенные родители!
Мы избавились от бед,
Вот спасибо, логопед!

В детский сад я прибежала
И стишок всем рассказала,
Те, кто слушали рассказ,
Не могли понять мой сказ.

Целый год мы занимались,
Мы учились, мы старались
Можем звуки называть.
Можем правильно сказать.

Вот теперь пришла пора,
Вас порадовать, друзья.
Мы сейчас вам все расскажем,
И немножечко покажем.

Игра: «Звуковой поезд»

На наборном полотне выставлены предметные картинки:

1 ряд – на звук «л»; 2 ряд – на звук «ш»; 3 ряд – на звук «с». Открываются ряды по очереди. Из стульчиков выстроен «поезд» из трех рядов-вагонов: первый, средний, последний. Дети делятся на три команды, называясь соответственно звукам: «лалалайки», «шептуны», «свистуны». Команды участвуют по очереди. Им предлагается брать картинки, как билеты, называть их и рассаживаться в соответствующие вагоны:

Звук в начале слова — в первый вагон.
Звук в середине слова — в средний вагон.
Звук в конце слова — в последний вагон.

Проверяется правильность выполнения. Дети объясняют, почему они сели в свои вагоны. Детям предлагается придумать звук поезда, когда он поедет на свой звук.

Первый вагон: ла-ла-ла, ши-ши-ши, со-со-со.
Средний вагон: ала-ала-ала, уши-уши-уши, аса-аса-аса,
Последний вагон: ал-ал-ал, аш-аш-аш, ос-ос-ос.

В зависимости от готовности детей можно брать слова на один звук.

«Знаю звуки гласные» — игровая разминка.

Дети стоят лицом к зрителям. Логопед предлагает спеть звук, какой он покажет артикуляцией: А – О – У – И – Ы – Э. Затем звуки «показывают» дети.

– Какие звуки мы называли, чем они отличаются от других звуков. (их можно петь, голосок не встречает преград).

– Как называются остальные звуки? (Согласные) Для большего понятия можно использовать аргумент: остальные звуки согласны, что их петь нельзя.

На наборном полотне предметные картинки двух -, трехсложных слов, из открытых слогов, типа: лиса, рука, кино, музыка, малина, Родина. Детям предлагается спеть слово и выделить гласные звуки. Ли-и-са-а: и-а, и т. д.

Физ. минутка: «Человек».

Это глазки – вот, вот. (показать)
Это ушки – вот, вот.
Это нос, это рот,
Там спинка, тут живот.
Это руки – хлоп, хлоп.
Это ноги – топ, топ.

Дидактическая игра: «Круг гласных звуков» , авторская разработка, дана в приложении.

а/ Дети называют гласные, которые находятся на звуковом круге.

б/ Выделить общий звук в словах, на слух: глаз, зубы, ваза, завод. Дети называют «з». Помещаем картинку-символ – комарика, как обозначение звука, в середину круга.

в/ Характеризуем звук, подбирая соответствующие символы: синий круг — согласный звук, звоночек – звук звонкий, свисток – свистящий.

г/ «Звук пошел в гости к гласным звукам». Составляем сначала прямые слоги, затем обратные: з+а=за, з+о=зо, и т. д., а+з=аз, о+з=оз и т. д. По ходу составления слогов, в зависимости от подготовки детей, называются слова на за-: забор, зо-: зонт, золото, зу-: зуб, зубр, аз-: азбука, уз-: узбек, узор.

«Сказка о звуках».

Жили-были звуки. Но они спрятались. Давайте их попробуем найти. Я буду рассказывать, а вы называть спрятавшиеся звуки. Однажды звуки решили полетать на самолете: у-у-у-, но долго они не смогли летать, потому что на них напали комарики: з-з-з-, когда самолет приземлился, звукам кто-то позвонил: з-з-з-, это оказался гусь: ш-ш-ш-, он сказал, что очень хочет попить воды: с-с-с-, но боится подойти к ручейку (можно тоже обозначить: ль-ль-ль-), потому что там сидит огромный жук: ж-ж-ж-. Звуки помогли гусю. Они тоже подошли к ручейку, и все вместе попили воды: буль-буль-буль.

Какие звуки встретились?

Гласный – «у».
Согласные шипящие звуки – «ш», «ж».
Согласные свистящие звуки – «с», «з».
Согласный мягкий звук — «ль».
Какой неречевой звук услышали звуки? «буль – буль — буль».

Давайте теперь скажем правильно звуки в чистоговорках:

Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл.

Самокат, самокат.
Самокату очень рад.
Сам качу, сам качу.
Самокат куда хочу.

Заяц волка замещал,
И косых не замечал.

Ручка круглая у трости,
Трость для деда сделал Костя.

Итог занятия . Отметить и поощрить правильность ответов и активность детей.

Дидактическое пособие: «Круг гласных звуков»

Гласные звуки обозначаются символами – знаками, которые добавляются на круг по мере их изучения. При изучении согласных звуков в центре выставляются символы, характеризующие каждый изучаемый звук. Используя синий «согласный» круг звук «ходит» в гости к гласным звукам, составляя открытые и закрытые слоги.

Циркунова Нина Ивановна,
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
МБДОУ детский сад №10
г. Апшеронск, Краснодарского края

Система коррекционно-логопедических занятий по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III-го склонения

Разделы: Логопедия

Роль фонематического восприятия в речевом развитии ребенка.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку.

На сегодняшний день перед логопедами все чаще встают вопросы, связанные с тем, что большая часть детей с ОНР имеют задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь. Таким образом, для теории и практики дошкольной логопедии является актуальной проблема развития фонематического восприятия.

На становление речевой системы в целом – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции влияет элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова. Это было подтверждено в исследованиях ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Д. Н. Богоявленский, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, Г. А. Тумакова и др.).

Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева выделили недоразвитие фонематического восприятия как одну из причин появления дефектов звукопроизношения. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и различают приставки, общие суффиксы, окончания слов, выделяют предлоги в предложении и т.п.

Необходимо также отметить, что без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.

По данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии (Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).

Традиционно в логопедии термином “фонематический слух” обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез. Несформированность или нарушение одного из перечисленных компонентов этой системы влечет изменение системы в целом, приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дисграфия. Однако не всегда на практике уделяется должное внимание развитию фонематических процессов в целом и фонематического восприятия в частности.

Система коррекционно-логопедических занятий по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР.

Все содержание коррекционно-логопедической работы должно строиться в соответствии с принципами логопедии.

Принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических, морфологических и синтаксических обобщений.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Патогенетический принцип предполагает учет механизма нарушения. Основным механизмом нарушения фонематической стороны языка является несформированность фонематических противопоставлений.

Онтогенетический принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Поэтому необходимо использовать зрительный, кинестетический, слуховой контроль на начальных этапах работы.

Принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину) предполагает постепенное преобразование внешних материальных действий во внутренние, умственные действия. Они претерпевают постепенное обобщение, сокращение и свертывание.

Принцип комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений, отражает необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (логопедами, врачами, психологами, педагогами, воспитателями) и семьи, разными средствами и в разных условиях.

Традиционно коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включает интенсивное развитие импрессивной стороны речи и состоит из взаимосвязанных блоков: семантического, синтаксического и фонологического. За развитие фонематического восприятия, овладения звукопроизношением и слоговой структурой слова отвечает фонологический блок.

Перед непосредственной работой над фонематическим восприятием необходимо провести подготовительные упражнения на развитие слухового внимания, развитие речевого слуха. Развитое слуховое внимание и память являются обязательной базой для формирования правильного фонематического восприятия дошкольника. Поэтому работа по формированию фонематического восприятия представляет собой два взаимосвязанных этапа – подготовительный и основной.

A. Подготовительный этап.

Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.

В этот этап входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и работа по развитию речевого слуха.

1. Работа по развитию слухового восприятия проводится по направлениям:

  • восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий;
  • дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы. );
  • дифференциация по темпу (быстро – медленно);
  • дифференциация по ритму (ритмические рисунки);
  • дифференциация по силе звучания (громко – тихо).

2. Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям:

  • дифференциация по тембру;
  • дифференциация по силе голоса;
  • дифференциация по интонации;
  • дифференциация по высоте.

Параллельно должна проводиться работа по развитию речевого внимания, памяти.

B. Основной этап.

Цель: развитие фонематического восприятия.

Работа по формированию фонематического восприятия проводится в такой последовательности:

  1. дифференциация слов, близких по звуковому составу;
  2. дифференциация слогов;
  3. дифференциация фонем;
  4. развитие элементарного звукового анализа.

Рассмотрим содержание методики обучения на каждом этапе.

A. Подготовительный этап.

1. Развитие восприятия неречевых звуков.

Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действию.

После этого учим различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному, например: под барабан – шагать, под гармонь – танцевать. Учим различать более близкие по звучанию инструменты, осуществляя выбор из двух-трех инструментов, развиваем слухо-зрительное восприятие. Обучение различению на слух темпа, громкости, силы, высоты, ритма звучания проводится с использованием специальных игр на протяжении не только подготовительного периода, но и всего обучения в ходе физкультминуток, игровых пауз.

2. Развитие речевого слуха.

В старшем дошкольном возрасте работа по совершенствованию речевого слуха направлена на обучение детей умению определять и устанавливать различные изменения голоса (по силе, высоте, тембру). Эта работа является частью общеречевой подготовки. На занятиях следует учить детей различать на слух разные виды интонации, просьбу или приказ, вопрос или повествование, предварительно объяснив, чем они отличаются. Определяя на слух виды интонации, дети лучше и точнее воспринимают содержание произведения, что помогает им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при пересказе, драматизации, например, сравнить, как говорит лиса в сказках “Колобок”, “Теремок”, “Лиса и козел”, “Снегурочка и лиса”. Развитию речевого слуха способствует и выразительное чтение художественных произведений взрослыми. Дети, слыша интонационно выразительную речь, сами стремятся при пересказе подражать голосам героев. Развивает речевой слух прослушивание магнитофонных записей сказок, рассказов, стихов, прочитанных мастерами художественного слова.

B. Основной этап.

В данный период проводятся упражнения для развития фонематического восприятия: детей учат слышать звук в ряду других звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове. Эти упражнения готовят детей к умению выделять ударный гласный в начале слова, запоминать и воспроизводить сочетания из двух-трех гласных, определять количество произнесенных звуков и их последовательность.

1. Различение близких по звуковому составу слов.

В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Дидактическая игра “Лишнее слово”.

Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

  • канава, канава, какао, канава;
  • утенок, котенок, утенок, утенок;
  • ком, ком, кот, ком;

Педагог произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

  • мак, бак, так, банан;
  • сом, ком, индюк, дом;
  • лимон, вагон, кот, бутон;
  • каток, моток, дом, поток и т. д.

Дидактическая игра “Мое слово”.

Педагог предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое название предмета с картинки похоже по звучанию на произнесенное педагогом:

  • картинки: мак, дом, ветка (слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка);
  • картинки: ложка, точка, паук (слова для сравнения: часы, кошка, бочка, сундук);
  • картинки: печка, огонь, рубашка (слова для сравнения: конь, черепашка, свечка, забор)

2. Дифференциация слогов.

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Работа со слоговыми таблицами включается в структуру занятий и проводится в игровой форме.

Дидактическая игра “Телефон”.

Дети сидят в ряд друг за другом. Педагог называет слог или серию слогов (например: су–су–со, па–па–са и т. д., состоящих из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

3. Дифференциация звуков.

Работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

Данная работа начинается обязательно с дифференциации гласных звуков. Как показано в исследованиях Н.Х. Швачкина, различение звуков, развитие фонематического восприятия происходит в определенной последовательности. Вначале формируется различение гласных, затем согласных. На данном этапе вводятся графические обозначения звуков . Это подготавливает к последующему этапу обучения – обучению грамоте.

Символы гласных звуков схематично изображают артикуляцию данного звука. Символ, в отличие от буквы предельно конкретен, содержит черты изобразительного знака, переход от знака к его звуковому значению облегчен тем, что “читающий” имеет возможность “увидеть” звук и дублировать его в произнесении.

Символы гласных звуков изображались красным цветом, что подготавливало ребенка к восприятию традиционного условного обозначения гласных звуков (красный квадрат или кружок) в графической звуковой схеме слова.

С целью расширения объема зрительной памяти используются следующие виды заданий:

1. Запоминание и воспроизведение последовательности символов.

2. Запоминание последовательности символов и нахождение “поломки” в заданной последовательности. В ходе игры, для повышения мотивации, используется сказочный персонаж. Он все время прячет от детей карточку-символ из заданной последовательности символов. Задача детей – угадать, какая карточка выбыла из предложенной последовательности символов.

3. Запоминание и воспроизведение порядка расположения символов в заданной последовательности.

Работа по дифференциации согласных проводится аналогично дифференциации гласных. Используются разнообразные упражнения.

“Угадай, кто (что) это был(о)”.

Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова – мычит м м-м, тигр – рычит р р р, пчела – жужжит ж ж ж). Педагог длительно (в усложненном варианте – кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.

“Различай и повторяй”.

Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком.

4. Развитие элементарного звукового анализа.

Задачей этого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного фонематического анализа. Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводится в следующей последовательности:

  • Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
  • Вычленение звука в начале и в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). Дидактическая игра “Цепочка слов” .

После этого приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала нужно определять наличие звука в слове, затем учить выделять последний согласный звук в слове, ребенку это легче сделать, если в конце слова стоит глухой взрывной согласный (кот, танк, мак и т.д.) и только затем в начале и в середине слова.

Преодоление нарушений развития фонематического восприятия требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий. Только в результате такого обучения дети с ОНР могут приблизиться по уровню развития языковой способности к показателям нормально развивающихся детей. Формирование фонетико-фонематической системы необходимо проводить комплексно, опираясь на системы языковых ориентировок. В процессе коррекционно-логопедической работы уделять внимание развитию двигательной, коммуникативной, интеллектуальной, ритмической и символической способностей и перенос их по аналогии на языковой материал.

Применение предложенных игровых приемов позволит детям значительно повысить интерес к речевому общению и сформировать осознанное восприятие языковых процессов. Все это положительно повлияет на процесс развития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]. – М. Педагогика. 1991. – 480 с.
  2. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л Кабыльницкая. – М., 1974.
  3. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ “ГРАФ ПРЕСС”, 2003. – 160 с.
  4. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (Библиотека журнала “Логопед”).
  5. Каше, Г.А., Филичева, Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст]. – М., 1978.
  6. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: Избранные труды /Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224с.
  7. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Волосовец Т.В. – М.: 2007. – 224 с.
  8. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит [Текст]. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2000. – 246 с.
  9. Тумакова, Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А.Сохина. – М., Просвещение,1991. – 128 с.: ил.
  10. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР [Текст]. – М.: 1993.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОНР 2-3 уровня старшей логопедической группы «Развитие фонетико-фонематических процессов у детей»

МДОУ детский сад № 9 «Берёзка»

Конспект
коррекционно-развивающего занятия

для детей с ОНР II – III уровня старшей логопедической группы (5-6 лет)

По теме: Развитие фонетико-фонематических процессов у детей.

Автор:
Плешанова С.Б.,учитель-логопед
Первая квалификационная категория

Цель. Развитие слухового восприятия.
Коррекционно-образовательные задачи. Совершенствование артикуляционной моторики. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слогов. Закрепление понятий речевые и неречевые звуки.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, мимических мышц лица, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Воспитательные задачи. Воспитание доброжелательности. Развитие навыков сотрудничества в игре, активности, самостоятельности.
Предварительная работа. Проведение игр и упражнений на развитие слухового восприятия на неречевых и речевых звуках. Например: упражнение «Коробочки». Цель: узнавание и дифференциация неречевых звуков. Оснащение: в одинаковые металлические баночки ( из-под леденцов, крема и т.п) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др.
Оборудование. Плоскостное изображение двух солнышек: грустное и радостное, бумага, игрушечная пила с бруском и молоток, пластиковые бутылки с горохом, с орехами; ширма; колокольчик и колпак на голову; фонарики красного цвета; фишки красного цвета (крышки от пластиковых бутылок); волшебная книга, сделанная из коробки с предметными картинками внутри; маленький сундучок (внутри полоски бумаги, служащие для обозначения «слов»).

Ход занятия.
1. Организационный момент.

Передай мимикой (радость, грусть).
– Посмотрите на солнышко.
– Какое у него настроение (грустное).
– Почему? (у него грустные глаза, не улыбается).
– А когда у вас такое настроение бывает? (когда иду в детский сад и т. д.)
– Изобразите грусть.
– Посмотрите на другое солнышко.
– Какое у него настроение? (радостное).
– Почему? (оно улыбается).
– А когда у вас такое настроение бывает? (когда мне покупают игрушку и т. д).

– Изобразите радость.
2. Основная часть.
1)
– Ребята, посмотрите сколько у меня различных предметов. (молоток, пила с бруском, бумага, пластиковые бутылки).
– Для чего я их принесла? (чтобы выполнять разные действия с предметами)

– Могут ли предметы издавать звуки? (да).
Логопед демонстрирует действия со звучащими предметами.
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

Игра «Назови звучащий предмет» (логопед за ширмой выполняет действия с предметами). Дети отгадывают, какой предмет звучал.
– Что вы услышали? (звуки).
– Какие речевые или неречевые звуки? (неречевые).
– Почему? (потому что мы их не произносили ртом).
Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному.
2)
Игра «Жмурки с колокольчиком».
Дети произносят текст с движением.
Еле, еле, еле, еле (двигаются шагом)
Двигаемся мы пешком (двигаются шагом)
А потом, потом, потом (бег)
Все бегом, бегом, бегом (бег) (сигнал стоп)
Водящий в центре круга, на голове колпак. Движется по направлению звучания колокольчика.
– Какие вы услышали звуки? Речевые или неречевые? (неречевые).

– Какие звуки мы называем речевые? (которые произносятся ртом).
– Какие органы артикуляции помогают нам произносить звуки? (губы, зубы, язык, твёрдое нёбо).
3)
Игра «Живые звуки».
– Дети, посмотрите на меня и скажите, какой звук я хочу сказать.
Дети по беззвучной артикуляции узнают звук и произносят его: А У И О У Э Ы.

4)
Игра «Посвети фонариком».
Дети на определённый гласный звук светят красным фонариком.
5)
Упражнение «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь звуков».
Логопед произносит звуки, а дети прослушав ряд одинаковых звуков хлопают в ладоши столько раз сколько услышали звуков. Работу можно осуществлять как индивидуально так и фронтально.
Например:
А-А-А У-У И-И-И и т.д.
6)
Игра «Что получится?»
-К звуку А прибавим У получается? (АУ).
– Сколько всего звуков услышали? (два).
– Какой первый звук? (А).
– Какой второй звук? (У).
Дети с помощью фишек составляют слог АУ. И т. д.
7)

Игра «Угадай по голосу».
Дети произносят текст с движением.
Вот построились мы в круг (идут по кругу)
Повернулись разом вдруг (идут по кругу)
А как скажем цок-цок-цок (бег)
Отгадай чей голосок? (бег) (сигнал стоп).
Водящему в центре круга на голову надевают колпак. Он отгадывает, кто его позвал по имени.

8)
– Ребята, посмотрите какая у меня есть волшебная книга. В ней только картинки. Дети вам нужно взять по одной картинке, назвать её и определить первый звук в слове. (аист, утка, эму, индюк, удочка, арка, обруч, эльф и т.д.)

9)
Упражнение «Придумывание слов на заданный звук».
Дети получают полоску бумаги (слово) нужно придумать слово на заданный звук и положить в сундучок, а затем придумать предложение с этим словом.
Например: придумай слово, которое начинается со звука О (окунь), а предложение (Окунь плавает в воде).

Логопед напоминает детям, что предложение состоит из слов, слова в нём дружат, из предложения мы о чём –то узнаём.

3. Окончание занятия.

Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, в какие игры играли.

– Что вам было сложно выполнять? (придумывать слова на заданный звук, прохлопывать звуки, составить предложение и т.д.)

– Что вам было легко? (узнавать по голосу, называть звучащий предмет и т. д.)

– В какие игры вам было интересно играть? ( «Жмурки с колокольчиком», «Угадай по голосу» и т.д.)

– Какое у вас сейчас настроение? (радостное).

– Какое солнышко мы оставим у себя? ( которое улыбается).

– Кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.

Список использованной литературы.

Агронович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2004

Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми СПб.,1995

Волина В.В. Праздник Букваря. М.,1996

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985

Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи. СПб.,1997

Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи.СПб.,1999

Ссылка на основную публикацию