Эффективные технологии работы с различными категориями развития детей (ОВЗ)

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ
статья на тему

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно – развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt_prikazov_min_obrazovaniya.docx13.57 КБ
igrovye_tehnologii_kak_sredstva_razvitiya_detey_s_ovz.docx667.3 КБ
v_pomoshch_uchitelyu_rabotayushchemu_s_detmi_s_ovz.ppt1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ОВЗ и с умственной отсталостью.

Стандарты Образования 24.11.2014 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ОВЗ и с умственной отсталостью

24 ноября 2014 г. Министерство образования и науки РФ подготовило проекты ведомственных приказов, связанных с утверждением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На сайте Единого портала http://regulation.gov.ru/ о разработке проектов нормативных правовых актов выложены проекты документов для публичного обсуждения, которое будет длиться в течение 15 дней. С актуальной информацией по подготовке проектов актов можно ознакомиться в паспорте проектов:

1) ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ http://regulation.gov.ru/project/20696.html

2) ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) http://regulation.gov.ru/project/20697.html

Срок общественного обсуждения: 15 дней

Даты проведения обсуждения: 24.11.2014 — 09.12.2014

Каждый желающий может принять участие в обсуждении, предварительно отправив свои предложения разработчику проекта.

Ссылка на Интернет-площадку, где проводится общественное обсуждение уведомления: fgos-ovz.herzen.spb.ru

Адрес электронной почты для отправки участниками обсуждения своих предложений: aprobation@list.ru

Почтовый адрес для отправки участниками обсуждения своих предложений: 117997, г. Москва, ул. Люсиновская, 51

Проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Разработан на основе Конституции Российской Федерации и в соответствии частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

В Проекте приказа предусматривается получение образования для разных групп детей:

— с тяжелыми нарушениями речи

— с нарушениями опорно-двигательного аппарата

— с задержкой психического развития

— с расстройствами аутистического спектра

— со сложными дефектами.

Проект приказа включает следующие требования к:

1) структуре адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) (в том числе соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Новое. содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей. В соответствии с новым подходом к содержанию ФГОС для обучающихся с ОВЗ предусматривают четыре варианта образовательной программы.

Проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Разработан на основе Конституции Российской Федерации и в соответствии частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

В Проекте приказа предусматривается получение образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Проект приказа включает в себя требования к:

1) структуре адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (в том числе соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Новое. содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей.

Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью; с тяжелыми и множественными нарушениями развития, на основе требований Стандарта и адаптированной основной общеобразовательной программы Организация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (СИОП), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.

Ведомственный приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Министерство образования и науки РФ, ФГОС НОО, ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС НОО для обучающихся с умственной отсталостью 

Эффективные технологии работы с различными категориями развития детей (ОВЗ)

Аннотация: Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Статья:

Как говорил ученый и философ Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку». Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто нуждаются в нашей помощи.

Согласно закону «Об образовании РФ» дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наше дошкольное учреждение посещают различные категории детей с ОВЗ:

Тяжелые нарушения речи (ТНР);

Задержка психического развития (ЗПР);

Умственная отсталость (УО);

Расстройства аутистического спектра (РАС).

Работая с «особенными» дошкольниками, понимаю, что это особенные дети. У них свой мир, свое понимание всего того, на что другие люди смотрят обыкновенно. А главная задача в работе с такими детьми открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в этом мире, воспитать духовно-нравственные качества, развивать творческие способности.

При появлении в детском саду ребенка с ограниченными возможностями здоровья основные функции сопровождения возложены на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), на котором педагоги обсуждают проблемы в обучении и воспитании детей и совместными усилиями ищут пути решения проблем дошкольника, разрабатывают индивидуальные образовательные программы, отслеживают динамику развития ребенка, оценивает успешность в освоении программ, дают рекомендации для педагогов и родителей.

Организация сопровождения детей с ОВЗ включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуального педагогического маршрута; организация педагогического взаимодействия всеми субъектами образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

динамическое отслеживание развития дошкольников в процессе обучения и воспитания;

развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов;

психологическая поддержка педагогов.

Обучение детей с ОВЗ строится с учетом психофизических особенностей учащихся, для которых характерны незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений, снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к инертности.

Главные условия при проведении занятий с детьми с ОВЗ:

– Замедленный темп обучения и воспитания;

– привлечение детей к предметно-практической деятельности;

– опора на возможности и способности ребенка.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ в нашей образовательной организации проводится по специальным методикам, с использованием разнообразным форм и методов, разработанных для каждого вида нарушений. Чтобы заинтересовать учащихся, используем в своей работе нестандартные подходы, инновационные технологии, разрабатываем и реализуем индивидуальные программы развития. Но, несмотря на имеющийся опыт работы с детьми с ОВЗ, важнейшей проблемой является поиск наиболее эффективных условий обучения и воспитания дошкольников.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ОВЗ очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребёнка физические и творческие способности. С этой целью в работе применяем различные нетрадиционные направления:

Развитие артикуляционной моторики:

– с биоэнергопластикой (сочетание движений кисте рук с движениями органов речевого аппарата) способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений;

– использование дидактической куклы «Царевна лягушка»;

– упражнения с бусиной, баранкой и ложками;

– адаптированные интерактивные сказки и презентации.

2) Песочная терапия помогает развивать высшие психические функции, речевые навыки, «тактильную» чувствительность. Применяем для различных направлений коррекционной работы:

сопряженная гимнастика пальцев и языка;

развитие фонематического слуха;

формирование слоговой структуры слова;

совершенствование лексико-грамматических категорий;

развитие связной речи.

3) Криотерапия (воздействие холодом) – воздействие холода на нервные окончания обладает положительными свойствами. Эффект достигается путем изменения деятельности сосудов (холод вызывает сокращение мышц, а тепло – расслабление, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего развивается двигательная зона). Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, как следствие, улучшается процесс овладения графическими навыками, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребёнка.

4) Нейропсихологические методы нацелены на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Коррекционно – развивающая работа с применением нейропсихологических приемов имеет три направления:

1. Нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;

2. Ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов;

3. На развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста и позволяет более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.

5) Логопедический массаж применяется при нарушениях артикуляционной моторики, то есть при нарушении подвижности мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц. Способствует нормализации гипо или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре; уменьшению гиперкинезов; улучшению качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости; восприятие движений речеобразующих органов. Спокойные движения способствуют расслаблению, помогают ребенку успокоиться. Более ритмичные приемы помогают получить заряд бодрости и энергии.

6) Музыкотерапия в комплексе с другими техниками воздействия искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения в психоречевом развитии детей. На занятиях используются следующие виды упражнений:

прослушивание музыкальных произведений;

прослушивание голосов природы, птиц, животных и т.д.

выполнение ритмичных движений под музыку.

7) Сказкотерапия является одним из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, которые имеют отклонения в психоречевом развитии, эмоциональной, физической и поведенческой сфере. Этот метод является открытым для понимания детей и позволяет решать проблемы речевого развития и эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, развивает связную речь, а также мотивирует детей к творчеству через совместное чтение и сочинение сказок.

Помимо нетрадиционных методов работы с детьми, важное место занимают традиционные технологии обучения, которые позволяют обогащать воображение воспитанников, стимулируют развитие речи дошкольников. Модернизацией традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм.

Важное место в обучении и воспитании дошкольников с ОВЗ занимают здоровьесберегающие технологии, основная цель которых – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья. Главная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия. Применение данной технологии позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Использование здоровьесберегающей технологий на коррекционных занятиях позволяет решить ряд задач:

повышает речевую активность детей;

развивает речевые умения и навыки;

восстанавливает работоспособность на занятии;

улучшает концентрацию внимания;

укрепления здоровья детей, что позволяет успешнее усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка.

В рамках методической поддержки развития инклюзивного образования на педагогических и методических советах изучается нормативная база МОРФ, МОРО, проводятся мастер-классы, обобщение опыта педагогов по вопросам инклюзивного образования, разрабатываются методические рекомендации по адаптации детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

В детском саду проводятся педагогические советы, совещания, разработаны памятки, буклеты по проблеме сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Ежегодно одна из тем педсовета посвящена детям с особыми образовательными потребностями.

В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса осуществляется реализация коррекционно-развивающих программ, проведение тематических родительских собраний и педагогических всеобучей, в рамках которых происходит консультирование родителей по выбору стратегий воспитания детей с психо-физиологическими особенностями.

Воспитание и обучение детей – интересный, увлекательный и в то же время, очень большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия. А если ты работаешь с «особыми» детьми, эти качества умножаются на два. Ф.М. Достоевский говорил: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Размышляя над этим высказыванием, я поняла, что легко любить, умных, послушных, прилежных детей, горящих желанием учиться. Работая с детьми, имеющие отклонения в развитии, для которых каждый шаг может являться маленькой победой, я понимаю, что люди, занимающиеся обучением и воспитанием детей с ОВЗ, как никто умеют любить «черненьких».

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

– начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

– ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

– использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию “обходных путей” обучения;

– индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

– обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

– максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

– дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; – игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

– психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.

Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ [1, 2, 3, 4, 5].

Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Наиболее интересными в данном случае, представляются две классификации.

Одна из них, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.

В ней выделяются следующие методы:

• частично поисковый (эвристический);

Другая, классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским. Эта классификация представлена тремя группами методов:

• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Не все младшие школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя и учителя-логопеда. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности [1, 2, 3, 4, 5].

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ.

Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.

Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Говоря о различных формах обучения, имеются в виду «специальные конструкции процесса обучения», характер взаимодействия учителя с классом и характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности учащихся.

Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся является урок. В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

В настоящее детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно рассматривать как социальную проблему, связанную с наличием структурных нарушений, обусловленных внешними и внутренними факторами, недугов или повреждений, которые могут привести к утрате или несовершенству развития навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, а в итоге к социальной дезадаптации или замедленной социализации. Многогранность и сложность феномена ограниченных возможностей здоровья детей обусловили неоднозначность оценки его в научной литературе и создание социальной, медицинской и правовой моделей детской инвалидности.

Статусная позиция детей с ограниченными возможностями определяется наличием социальных барьеров со стороны общества, замедляющих процесс их социализации и включения в социум, маргинализацией этой группы населения. В этой связи актуальной является проблема адаптации детей с ограниченными возможностями к реалиям современной России.

1. Акатов Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. – М.: Просвещение, 2002. –276 с.

2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы : учеб. пособие / Л. И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368 с.

3.Дмитриев А. В. Проблемы инвалидов / А. В. Дмитриев. – СПб.: Питер, 2004. – 245с.

4. Гембаренко В. – Семья и ребенок с ограниченными возможностями // Социальное обеспечение – 2002. – №3. – с38 – 42.

5. Гришина Л. Г., Талалаева Н. Д., Амирова Э. К. Анализ инвалидности в Российской Федерации за 1970 – 1999 гг. и ее прогноз до 2015 года / Медико-социальная экспертиза и реабилитация / Л. Г Гришина, Н. Д. Таламаева, Э. К. Амирова. – М., 2001. – 244 с.

Методы, приемы, технологии обучения детей с ОВЗ.

Методы, приемы, технологии обучения детей с ОВЗ.

Каждый ребёнок особенный-

Все дети равные!

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, используем в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создаём индивидуальные программы развития. Все это поможет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, принцип доступности. Все занятия должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:

Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.

Поэтапное формирование умственных действий.

Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале).

Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Авансирование успеха. Использование сюрпризных моментов. Использование наглядности и зрительных стимулов (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Связь предметного содержания с жизнью.

Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства).

Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.

Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после занятий физкультурой, подвижных игр), после выполнения задания повышенной трудности.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно- развивающего занятия и на завершающем этапе всего занятия.В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

– рефлексия настроения и эмоционального состояния;

– рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

– рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале, в середине и в конце занятия. В данном случае прослеживается, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной.

В своей деятельности наши коллеги используют игровые методы постоянно, т.к. их учащиеся по интеллектуальному развитию находятся на уровне детей 4-6,7 лет.

Дидактические, компьютерные игры в основном используют для активизации познавательной деятельности. В связи с отсутствием готового электронного дидактического материала в УМК для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, мы используем компьютерные игры с сайтов ладушки.ру, играемся.ру, маам.ру, дошкольник.

Метод «рука в руке». Этот метод физической помощи, когда взрослый помогает ребёнку, стоя позади него.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж. Куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и глинотерапия.Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени повышают познавательную активность учащихся, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулируют познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.

Психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ в своей работе мы используем такие технологии как: индивидуальный и дифференцированный подход; игровая технология; информационно-коммуникационная;здоровьесберегающая; информационные компьютерные технологии. Используя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, педагоги смогут помочь детям преодолеть трудности в освоении основной образовательной программы.

Традиционные технологии обученияв коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Модернизацией традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Информационные компьютерные технологии.Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации, компьютерные тренажеры привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя при проведении индивидуальных коррекционных занятий более продуктивной и эффективной, а учебное занятие более увлекательным и доступным.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитывается тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры или задания, которые определяются строго индивидуально для каждого ребёнка.

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

Объяснительно–иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе. Результатом их применения является экономии времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Технология проектного обучения.

Данный метод проектов используется во внеклассной и внеурочной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в общеобразовательной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только укрепить и сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса . Этот вид технологии предполагает проведение во время занятий физминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации. Коррекционные занятия должны быть составлены с учетом частой сменой видов деятельности детей. Каждое занятие должно содержать несколько видов деятельности: дидактические игры или элемент дидактической игры, задания на развитие внимания, выполнение движений по подражанию, практические действия.

Песочная терапия

Оживотворение абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, миниатюрных фигурок и природных материалов.

Игротерапия

Для детей с ОВЗ используются игры с пуговицами, фасолью, со сливовыми косточками.

Игры с водой. Возня с водой, переливание ее особенно нравиться детям, эти игры имеют и терапевтический эффект.

Игры с мыльными пузырями. Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей.

Игры со льдом. Заранее приготовьте лед, выдавите вместе ребенком лед из формочки в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла: стала холодная и твердая». Затем погрейте его в ладошках, она холодная, и тает. Зимой на прогулке можно обращать внимание ребенка на сосульки, лужи, снег, снежинки. Они будут в восторге от таких изменений в природе.

Не менее интересны и игры с крупами. Высыпать гречку, горох, фасоль, рис, манку в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ему присоединиться.

Игры с красками: «Волшебная кисточка», «Цветная вода».

Игры с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом).

Пальчиковые игры, жестовые игры, релаксационные упражнения. Эти игры особенно эффективны при работе с детьми РДА.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин.

Сказочная куклотерапия.

Благодаря куклотерапии создается особая “терапевтическая” среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.

Изотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.

Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и своё состояние звуком, движением, мелодией, рисунком.

Поэтому на занятиях используется пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз, которая снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации; дыхательные упражнения для стимуляции работы мозга, регулирует нервно – психические процессы, релаксирующие упражнения.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Личностно-ориентированные технологии в нашем общеобразовательном учреждении направлены на организацию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

В результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

Современные технологии образования лиц с ОВЗ

Современные технологии образования лиц с ОВЗ. Аветисян Н.К., СКФУ, Ставрополь, Россия

Развитие и формирование образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, школ и педагогов-новаторов, итоги психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и кодификации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход в образовании [1,с.3].

Технологии в образовании- это объединение психологических и педагогических позиций, определяющих специальный набор и составление методов, форм, средств и приемов в учебно-воспитательном процессе. По словам Дмитрия Сергеевича Лихачева «педагогическая технология-это организационно- методический инструментарий педагогического процесса». Игорь Павлович Волков под «педагогической технологией» понимал описание процессов достижения планируемых целей обучения. К педагогическим технологиям можно отнести:

-проблемное, разноуровневое обучение;

-проектные и исследовательские методы обучения;

-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве;

-информационно- коммуникационные технологии;

Применяемая технология в образовании относительно лиц с ОВЗ связана с тем или иным типом нарушения: дети с нарушением слуха, со зрительным дефектом, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта и эмоционально-волевой сферы. У таких детей существуют особые образовательные потребности (ООП). К числу ООП относят: потребность в использовании учителем таких педагогических технологий, которые способствовали не только успешному освоению образовательной программы, но и накоплению социального опыта, формированию навыков общения; потребность в развитии познавательных психических процессов, мотивации к учению, формирование самостоятельности, навыков самоконтроля в поведении; потребность в уменьшении физической, умственной нагрузки в процессе обучения; потребность в психолого-педагогическом сопровождении со стороны педагогического состава и т.д.

При формировании у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий нужно опираться на системно — деятельностный подход, используя в процессе коррекции современные образовательные технологии. К ним относят:

-Игровые технологии- использование игр, имеющих общеразвивающий и специализированный характер, направленных на коррекцию, профилактику нарушения;

-Объяснительно-иллюстративные технологии- облегчение понимания сложной и трудно запоминаемой информации, использование наглядных пособий, раздаточного материала, подготовка презентаций.

-Личностно-ориентированные технологии- организация учебного процесса таким образом, чтобы учитывались индивидуальные психофизические особенности. Формирование у нормально развивающихся сверстников чувства толерантности, взаимопонимания, сотрудничества и ответственности.

-Инновационные технологии- использование в процессе обучения модернизированных технических средств с целью улучшения качества образования (аудовизуальные средства, специализированные компьютерные технологии, звукоусиливающая аппаратура, электроакустическое оборудование индивидуального пользования для слухоречевой реабилитации, складная механическая опора для беспрепятственного передвижения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в помещении и уличных условиях, инновационный планшетный программный комплекс для работы с текстами Visuplus Active).

-Технологии дифференциации и индивидуализации обучения- разработка индивидуальных образовательных программ, адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития.

-Коррекционно-развивающие технологии- подбор методов и форм обучения с целью коррекции и развития способностей детей в физическом и психическом плане.

-Технологии компенсирующего обучения- использование методов и способов обучения с целью развития сохранных анализаторов.

-Здоровьесберегающие технологии-создание в классе обстановки комфорта, а именно следить за тем, как падает свет, менять местоположение учащегося, проведение физкультминутки на снятия напряжения мышц глаз, руки, кисти, применение упражнений на развитие мелкой моторики.

-Кейс-технологии-одна из форм интегративного и интерактивного обучения; метод коллективного решения поставленной задачи, проявления себя в исследовательской деятельности, умножение имеющихся знаний, развитие теоретического мышления, углубление в какую-либо область знаний для достижения желаемого результата.

-Информационные технологии—развитие восприятия целостности картин, изображений, иллюстраций.

-Технология адаптивной системы обучения- разработка и реализация адаптивных образовательных программ, создание условий для адаптации лица с ОВЗ в образовательной среде.

-Технология полного усвоения — усвоение программного материала в силу возможностей учащегося.

-Дистанционные технологии- использование по совместительству ИКТ- технологии для дистанционного обучения с лицами, не способными посещать классно-урочные занятия наравне со всеми в силу своих индивидуальных особенностей.

-Технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ- сопровождение не только со стороны педагога-психолога, но и всего кадрового состава( учителя-предметники, учителя-дефектологи, логопеды, тьюторы, ассистенты, педагоги дополнительного образования). Учащиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются в поддержки тьютора- наставник, помогающий лицу с ОВЗ адаптироваться и социализироваться в обществе, в более доступной форме объясняет учебный материал. Педагог-психолог проводит работу по следующим направлениям психолого-педагогического сопровождения: профилактическое, диагностическое, развивающее, консультативное, коррекционное, просветительско- образовательное и профориентационное. Задачи данной технологии заключаются в реализации индивидуальных образовательных программ, защите прав ребенка, поддержании равновесия между реальными возможностями ребенка в преодолении образовательных барьеров, профилактике дезадаптации, создании условий для максимального раскрытия творческого, личностного, интеллектуального потенциала.

-Технологии инклюзивного физического воспитания лиц с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

-Технологии социализации детей с ОВЗ в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

-Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ.

Таким образом, хочется подвести итог вышесказанному, современные технологии в образовании, ориентированные на учащихся с ОВЗ несомненно пользуются успехом и положительно влияют на процесс обучения.

Ссылки на источники

Власова Н.В. Слагаемые моей педагогической технологии Книга 2: метод. сборник. Ханты-Мансийский АО — ЮГРА АО.: ООО «Кондинская типография», 2010. -182 с

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Автоматизация звуков [С], [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Пустолак Светлана Анатольевна , учитель-логопед
Кемеровская область, город Юрга

Коррекционно – обучающие автоматизировать звук [С] , [З] в слогах и словах, предложениях упражнять в выделении звука из слов. Коррекционно – развивающие развивать подвижность артикуляционного аппарата продолжить формировать фонематический слух и восприятие развивать память, мышление, внимание развивать тонкую моторику. Коррекционно – воспитательные формировать положительную мотивацию, желание правильно произносить звук [С] , [З] воспитывать самоконтроль за речью.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Автоматизация звуков [С], [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи: Коррекционно – обучающие: автоматизировать звук [С] , [З] в слогах и словах, предложениях; упражнять в выделении звука из слов.

Коррекционно – развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата; продолжить формировать фонематический слух и восприятие; развивать память, мышление, внимание; развивать тонкую моторику.

Коррекционно – воспитательные: формировать положительную мотивацию, желание правильно произносить звук [С] , [З] воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркала, картинный материал, картинка в виде Волшебного леса, кукольный театр: Сова, Зайчик, Лиса, Рысь, Комарик, Звукоед.

Логопед: Ребята, вы слышите, что это за звук? (Звук комарика).

В гости к нам прилетел Комарик – почтальон. Он принес нам письмо из Волшебного Леса. Пишет нам Мудрая сова. (Письмо)

Помощи у вас прошу, ребята!

В лесу у нас беда! Появился в Волшебном Лесу ужасный Звукоед.

Звуки он в словах съедает, и значенья слов меняет.

В лес скорее поспешите. Лес волшебный наш спасите!

Логопед: Ребята, давайте поможем жителям Волшебного Леса! Но, что бы победить Звукоеда, нам нужно четко произносить звуки. Сделает наши язычки сильными гимнастика. Давайте вместе с Комариком сделаем зарядку для язычка.

Нам комарик улыбнулся, (Улыбочка)

Хоботочком потянулся. (Трубочка)

Гостю очень рады мы, (Улыбочка)

Напечем скорей блины.(Блинчик)

Смажем блинчик мы вареньем, (Часики)

Будет вкусным угощенье.(Вкусное Варенье)

Чайник вот уж закипел (Горка)

Очень звонко засвистел( СССССС)

Мудрая Сова прислала нам волшебную палочку, что бы мы могли попасть в Волшебный Лес. Что бы нам зазвенеть как комарик, что надо сделать? (Улыбнуться, зубки заборчиком, язычок внизу, воздух холодный выходит, голосок работает)

Вокруг себя обернись, в Комарика превратись.

Произнесение изолированного звука и слоговые ряды.

Полетели комарики в Волшебный Лес ззззззззз

Пошел дождик спрячемся под листок. (Слоговые ряды).

Са-за со-зо сы-зы су-зу

Аса-аза осо-озо усу-узу ысы-ызы

Вот мы и в волшебном лесу.

Вокруг себя обернитесь, снова в ребят превратись.

Ребята, где же нам искать Звукоеда?

Нас должна встречать Мудрая Сова. Где же она?

Влево глазки, вправо глазки,

Ищем мы сову из сказки.

Глазки поднимали, глазки опускали,

а потом вокруг искали.

Не видать совы из сказки.

Закрываем наши глазки.

Слова волшебные сказали.

Раз, два, три – улыбнись,

Мудрая сова – появись.

Вот и Мудрая Сова нас встречает.

Она говорит, что в лесу есть Волшебное зеркало, в нем мы увидим Звукоеда и быстро поймаем его. Вот оно зеркало, но оно разбито. Нужно склеить осколки, чтобы увидеть звукоеда. Но тут не все осколки, кто- то забрал кусочки зеркала, давайте посмотрим кто это.

Дуем на осколки.

Кто-то в зеркало смотрелся,

Кто-то прыгал и вертелся,

Кто-то зеркало разбил…

Кто же кто же это был?

Заяц в зеркало смотрелся,

Заяц прыгал и вертелся,

Заяц зеркало разбил…

Вот так кто это был! (Лебедева «Трудный звук ты наш друг»)

Мелкая моторика и Фонематический слух.

Логопед: Значит кусочки зеркала у Зайчика.

Зайчик, почему ты такой грустный?

Зайчик: Помогите мне, ребята! Зеркало я разбил и лапку поранил, ни как не могу собрать урожай! Выручите меня, пожалуйста!

Логопед: Ребята, давайте зайчика подбодрим, и споем ему песенку.

Зайнька, не грусти,

Урожай собрать поможем,

Всю морковку в ряд уложим.

Поможем зайчику собрать урожай.

Как только услышите звук З морковку в корзинку. (Фонематич слух)

-Заинька мы тебе помогли, а ты осколок зеркала нам верни.

Подскажи у кого нам найти следующий осколок зеркала? У лисенка! Спасибо!

До свидание, нам лисенка найти пора.

Дидактическая игра « Доскажи Словечко»

Лиса: Ой! Беда,беда, ребята! Мой лисенок заболел, он путает все слова, целый день говорит что-то, только я не понимаю что. Это его Звукоед наказал за то, что он его в зеркале волшебном узнал.

Логопед: Поможем лисенка расколдовать, попробуем слова понять.

(Дети выкладывают из разрезных картинок отгадки и называют их.)

Распустились утром РО-ЗЫ

На листе сверкают РО-СЫ

Щиплет травушку КО-ЗА

Красит девочку КО-СА

На столе лежала САЙ – КА

Под березкой сидит ЗАЙ-КА

Мама надевала БУ-СЫ

Грузовик везет АР- БУ-ЗЫ

-Мы тебе, Лисица, помогли,

ты нам кусочек зеркала верни.

До свидания, Лиса

В путь, дорогу нам пора.

– Слышите, что это за музыка играет?!

3.Д И «Спите, все усните» На внимание и память

Эй! Скорее все сюда.

Здесь у нас друзья беда!

Кот Баюн всех усыпляет.

Вещи волшебные из избушки Бабы Яги таскает.

Логопед: Кот-баюн верни все вещи на место и отдай нам кусочек зеркала.

Кот Баюн : Угадайте какую я вещь взял, тогда и отдам.

Спите, спите все усните.

Л: Просыпайтесь, посмотрите!

Зонтик, зеркало, золотой ключик, скатерть самобранка, сапоги скороходы, самовар.

Дети: Уходи из леса зверь

Не друзья с тобой теперь.

Кот Баюн: Вы меня друзья простите, и из леса не гоните. Я вам зеркало верну, и как найти последний осколок подскажу. Его взяла Рысь, найдете ее у старого дуба

Дети прощают Кота Баюна.

Логопед: Совсем нас усыпил Кот Баюн , давайте с вами поиграем,

Шел мужик дорогою,

Встретил козу безрогую

Давай коза попрыгаем,

А коза бодается,

А старик ругается!

Дидактическая игра «Составь предложение из слов.»

Рысь страшилки сочиняет

Ими всех в лесу пугает

Хитрость Рыси не нова

Переставь в предложении слова.

Арбуз ест Захара.

Сосна села на сороку.

Азбука читает Зою.

В пассажира сел самолет.

Дети : Ну-ка, Рысь, из леса брысь! Осколок зеркала верни и из леса уходи.

Вы меня друзья простите, и из леса не гоните. А я вам помогу зеркало собрать.

В зеркале появляется Звукоед.

Логопед: Ребята! Вот он Звукоед.

Звукоед прячется,дети говорят где он. (За березой, под сосной, возле забора, под незабудкойи т.д)

Логопед: Вот мы и поймали Звукоеда. Уходи из Леса Звукоед и не обижай жителей Волшебного Леса.

Вы меня друзья простите, и из леса не гоните.

Я не буду Звукоедом, Стану лучше Звукодедом.

Буду я ребят учить,Звуки четко говорить!

Л: Ребята, простим Звукоеда?

Нам пора домой в Детский сад.

Ну- ка, вокруг себя обернись, в детском саду окажись.

Автоматизация звука (Ч) в словах, словосочетаниях, предложениях – конспект

Автоматизация звука Ч в слогах

а)Автоматизация звука [Ч] в открытом слоге

Открытыми называются слоги типа “согласный+гласный”.
Произносить (читать) слоги.
ча – чо – чу
чи – чэ – ча
чо – чу – ча
чу – чи – ча
чи – чо – ча
ча – чи – чо

б)Автоматизация звука [Ч] в закрытом слоге

Закрытыми называются слоги типа “гласный+согласный”.
ач – оч – уч
ыч – эч – ач
оч – уч – ач
уч – ыч – ач
уч – оч – ач
эч – ыч – оч

Автоматизация звука Ч в словах

а) Автоматизация звука Ч в слова с обратными слогами:
богач, дочь, ключ, мяч,плач
врач, калач, кумач, ночь, речь
грач, кирпич, ловкач, обруч, течь
дичь, клич, луч, печь, трубач

б) Автоматизация звука Ч в словах с прямыми слогами
чадо, чаша, череда, четверг, читатель
чаинка, чашка, черёмуха, четвёрка, чуб
чай, чащоба, черепаха, чётки, чугун
чайник, чёлка, черника, чечевица, чудик
чародей, человек, чернила, чечётка, чудо
час, чемодан, чернобурка, чешуя, чудовище
часовня, чемпион, чернозём, чибис, чулан
частушка, чепчик, черта, чижик, чума
часть, червяк, чертёж, чин, чучело
часы, чердак, чёрточка, число, чушь

б) Автоматизация звука Ч в интервокальной позиции
бочонок, дача, калачи, мечи, передача
ручей, задача, каучук, начало, свеча
врачи, значок, начальник, кулачок
удача, бочок, грачи, мочалка, ночёвка

г) Автоматизация звука Ч со стечением согласных
бельчонок, задачник, мачта, почка, толчок
бочка, кавычка, мочка, почта, тачка
бычки, качка, новички, прачка, точка
внучка, колечко, ночка, привычка, тучка
волчок, колокольчик, овечка, реечка, уздечка
гречка, кочка, пачка, пчела, чтение
дачка, кучка, печник, мальчик, ручка

Исправь взрослого

Взрослый произносит некоторые слова с ошибкой (воспроизводя дефект речи, имеющийся у ребёнка, например, вместо слова “печь” он говорит “петь” или “песь” и т.п.). Это упражнение наиболее эффективно на первом этапе коррекционного процесса, поскольку позволяет уточнить фонематическое восприятие детей.
Если же данное упражнение используется на этапе закрепления навыков правильного произношения звуков, ребёнок должен вслух исправлять ошибку взрослого.

Печь, мечь, мяч, врач, грач, червяк –
Что я говорю не так?
Чемодан, часы, сердечко –
Где неверное словечко?
Перчатка, чучело, качели –
Ошибку вы найти успели?
Чайка, чашки, чайник, чай –
Где ошибка? Отвечай!

Автоматизация звука Ч в словосочетаниях

Автоматизация звука Ч в предложениях

В огороде бочка. Девочка уронила мячик. В окошечко залетела бабочка. Белочка скачет по ёлочке. Сосны – невелички, а на соснах птички. У мальчугана черепаха. У причала кричали чайки. В траве замолчал кузнечик.

Чабан пасёт овечек. Почтальон принёс почту. Ученик решил задачу. Птичка села на веточку и зачирикала. Мы взяли на дачу чемодан с вещами. Бабушка надела очки и стала читать книгу. Чайки летали над волнами и громко кричали.

Отлежал бычок бочок; не лежи, вставай, бычок. В печи калачи, как огонь горячи. Черепаха на челноке везёт чернику по реке.

Автоматизация звука Ч в чистоговорках

Ча-ча-ча-ча-ча-ча – поспевает алыча.

Ча-ча-ча-ча-ча-ча – это наша алыча.

Чи-чи-чи-чи-чи-чи – много кислой алычи.

Чи-чи-чи-чи-чи-чи – не хочу я алычи.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу- очень дыню я хочу.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу- я поеду на бахчу.

Чо-чо-чо-чо-чо-чо- солнце греет горячо.

Чо-чо-чо-чо-чо-чо-у меня болит плечо.

Ач-ач-ач-ач-ач-ач- мама мне купила мяч.

Оч-оч-оч-оч-оч-оч- быстро наступила ночь.

Уч-уч-уч-уч-уч-уч- вышло солнце из-за туч.

Ча-ча-ча-ча,
На столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо,
Ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу,
Я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи,
Пламя сдую у свечи.

*****
Для волшебной печи
Чи-чи-чи-чи
Я возьму кирпичи
Чи-чи-чи-чи.
Я сложу из них печь
Эч-эч-эч-эч,
Калачи буду печь
Эч-эч-эч-эч,
Полежу на печи
Чи-чи-чи-чи
Пожую калачи
Чи-чи-чи-чи
И, куда захочу
Чу-чу-чу-чу,
На печи покачу
Чу-чу-чу-чу.

Автоматизация звука Ч в пословицах

Автоматизация звука Ч в стихах

Чудо чудное случилось!
Чуча с мылом вдруг умылась.
Не было черней чертенка
И чумАзее ребенка.

*****
Черепашки у воды,
Чудную вели беседу:
«Вместе стали часто мы
Пить чаёк в четверг и среду».

*****
Чёрт из чашки пил чаёк,
Вдруг отвлекся он чуток.
Чашку с чаем уронил,
Чашку чайную разбил.

*****
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке.

*****
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Ножками топочут,
Весело хохочут.

*****
Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
«Чу-чу-чу-чу-чу-чу,
Я на волю улечу».

*****
– О чём ты плачешь,Чучело?
– Быть Чучелом наскучило.

Льётся наша речь, как речка,
В ней различные словечки.
Вот вам удочка с крючком.
Будь, Серёжа, рыбачком!

*****
Вот со звуком “Ч” считалка:
Чайник, ласточка, мочалка.
Чёлка, бабочка, колечко,
Чемодан, кузнечик, печка,
Чайка, бочка, тучка,
Чучело, колючка!
(И.Мартин)

Автоматизация звука Ч в текстах

Бесконечная игра

Последовательно раскладывать перед ребёнком картинки и чётко проговаривать:

Грач растопил печь, испёк калач, разогрел чайник, налил чай в чашки и угостил черепашку.

Ребёнок, ипользуя разложенные картинки в качестве опроного плана, повторяет фразу, добавляя к каждому слову прилагательное чудесный.

Чудесный грач растопил чудесную печь, испёк чудесный калач, разогрел чудесный чайник, налил чай в чудесный чайник и угостил чудесную черепашку.

Далее добавляются слова:
– тысяча
– четыре
– чёрненький
– как обычно

Автоматизация звука Ч в скороговорках

Течёт речка, печёт печка, течёт печка, печёт печка!

У барана рога скручены-перекручены, верчены-переверчены.

Чёрной галке Чёрный дрозд Подарил черники горсть. Черная галка Чернику склевала, Только, представьте, Чернее не стала.

Четверть четверика гороха, без червоточинки.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Дифференциация Л-М в словосочетаниях и предложениях
Ссылка на основную публикацию