Домашние задания логопеда по автоматизации звука (С)

Домашние задания логопеда по автоматизации звука (С)

Автор публикации Байрамгулова Лилия Салаватовна
учитель-логопед 2 квалификационной категории
МБДОУ дс общеразвивающего вида «Солнышко»,
Ханты-Мансийский автономный округ, Сургутский р-н, г.п. Федоровский

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация изолированного звука [С]

Артикуляционный уклад звука “С”

· губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
· зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
· кончик языка упирается в нижние резцы,
· передняя часть спинки языка выгнута,
· боковые края языка прижаты к коренным зубам,
· вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
· между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
· сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
· голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

Игра «Хлопни в ладоши»
Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

Звуки: С, А, М, Ш, С, О, И, З, К, М, Ж,С, Р, Д, В, И, Г, С, Л, С и т.д.
Слоги: СО, ОН, СА, МА, ЛО, АС, НА, ОС, СА и т.д.
Слова: слон, аист, автор, дорога, соль, утро, снег и т.д.

Отгадай загадку.
Из горячего колодца
Через носик пар свистит и вьётся. (чайник)
Пар свистит вот так: «С-с-с». Попробуй повторить.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в слогах

В прямых слогах:
Повтори за мамой:
са-са-са со-со-со са-сы-со-су
сы-сы-сы су-су-су сы-со-су-са
сэ-сэ-сэ со-су-са-сы
су-са-сы-со
сад, сын, сок, сук, суп, сом, суд, сон, сыпь.

В обратных слогах:
Повтори за мамой:
ас-ас-ас ыс-ыс-ыс ас-ос-ус-ыс
ос-ос-ос ис-ис-ис ос-ус-ыс-ас
ус-ус-ус ус-ыс-ас-ос
ыс-ас-ос-ус
бас, квас, нос, вкус, мыс, вас, нас, пас, бис, пес.

Пар свистит вот так: «С-с-с». Повтори за мамой.
Нарисуй по точкам петлеобразные линии. Веди карандаш, не отрывая от листа бумаги

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в словах
Повтори за мамой:
сани, сумма, сало, салют, сода, сумка, сыплет, сойка, судак, сытый, соты, сапог, сыпать, совы, судно, совет, сундук
Повторить несколько раз.

Повтори за мамой:
салат, сессия, сухо, погас, поднос, укус, кумыс, навес, ананас, покос, фокус, компас, космос, кактус, повис, утес.
Повторить несколько раз.

Назови профессии (ребенок называет мама пишет):
фокус — фокусник пианино — __________________
хоккей -__________________ танк — __________________
баян – __________________ сад — __________________

Соедини с буквой С только те предметы, названия которых начинаются со звука С. Раскрась картинки.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в словах
со стечением согласных
Повтори за мамой:
сваха смокинг скакун скука свой смутно паста достать тесто пастух вкусно уснуть баста доставка место хвастун густо пестун опасно оспа капуста густой поступок опасный успеть невеста устать пустой восток тесный успокоить
Повторить несколько раз.

Повтори за мамой:
стая стой ступня стыд снова стадо стойка студень стык сноп станок стон стукнуть стынуть спутник стакан стук, стадион ступа стыдить спокойный скамейка скобка свадьба сматывать скакать скит скок свобода смахнуть скатка скифы скот

Игра «1-2-5» (согласование числит. с существит.) со словами: сом, сад, сани, сокол.
сом — один сом, два сома, пять сомов
сад_______________________________________________________________
сани___________________________________________________________
сокол_______________________________________________________

Дорисуй половинку предмета. Что у тебя получилось? Раскрась картинку.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в словах

В слогах со стечением согласных:
Повтори за мамой:
ска-ско-ску-скы спа-спо-спы-спу
аск-оск-уск-ыск спы-спу-спо-спа
уск-ыск-аск асп-осп-усп-ысп

В словах со стечением согласных:
Повтори за мамой:
масло, весна, смахнул, смола, стог, снова, сладкий, слабый, небосвод, станция, стакан, пристань, ступеньки, стул, стужа, станция, кислый, пустой, славный, смелый, ствол, пенистый, встать

Выучи стихотворение:
Гусаки.
Идут леском
Гусак за гусаком
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.

Заштрихуй по образцу

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в предложении
Повтори за мамой:
Санки стояли у стены. У Сани сафьяновые сапоги. Кактусы на песке. Сухие листья. Около сосны был сухой песок. Сахар насыпали в стакан. Бокс — спорт смелых. Собаки охраняли сон солдат. В салатнике вкусный салат. У нас сухой климат.

Повтори чистоговорки, потешки и скороговорки на С:
Са-са-са — Соня идет в сад, Ас-ас-ас — покупаем ананас,
Са-са-са — в саду оса, Ас-ас-ас — какой вкусный ананас!
Со-со-со — оса пьет сок, Ос-ос-ос — в детском саду много ос,
Су-су-су — Соня видит осу, Ас-ас-ас — съедят осы ананас,
Сы-сы-сы — у осы усы, Ус-ус-ус — у ананаса дивный вкус,
Сы-сы-сы — в саду нет осы. Ис-ис-ис — ананасы ест Денис.

Выучи стихорворение:
Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски:
Сыта киска, пуста миска.

Повтори несколько раз: «Скок, скок — сорока, скок, скок — белобока» Проведи линии по точкам. Проговаривай слова: «Скок, скок, поскок…».
Раскрась рисунок.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в предложении
Повтори за мамой: Выучи стихотворение:
На кокосы, на кокосы Мы видим на суку совят,
Налетели мы, как осы, Совята вместе там сидят.
А кокосы высоко, Когда не спят, они едят,
Высоко и далеко. Когда едят, они не спят.

Образование именительного и родительного падежа мн. числа сушествителъных
мост — мосты — много мостов фикус — _________________________
куст — ________________________ автобус — _______________________
аист — ________________________ поднос — ________________________
хвост — _______________________ стакан — ________________________
лист — ________________________ скамейка — _______________________

Посмотри, какие разные у животных хвосты. Назови всех животных. У кого из них в названии спрятался звук [С]? Дорисуй животным хвостики, проговаривая: «Хвост, хвостик…».
Раскрась картинку.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в тексте
Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.

Автобусная остановка (цепной текст)

Слава стоит на остановке. К остановке подъехал автобус. В автобус сел Слава. Слава поехал в сосновый лес. В сосновом лесу полезный воздух.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в речи

Рассмотри картинку, прослушай внимательно рассказ и перескажи его.
В лесу (пересказ по сюжетной картинке)

За мостом лес, в лесу стоит сосна. На сосне сухой сук, на суку спит сова. Слева от сосны куст, за кустом стоит лиса. Лиса не сводит глаз с совы.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________
  6. _________________________________________________________________

Автоматизация звука [С] в речи
Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.
Сом и сазан

Слава поймал сома.
У сома длинные усы.
Усы есть у пескаря и сазана.
У сазана усы короче, чем у сома.
Сому усы помогают искать еду.

Домашние задания логопеда по автоматизации звука (С)

Разработала: учитель – дефектолог Масалович Татьяна Сергеевна

ГУО “Ясли-сад № 35 г. Орши”

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повторять слоги за взрослым, протягивая звук Л, много раз:

ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛО ЛО-ЛА ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛА

ЛО-ЛО-ЛО ЛА-ЛУ ЛО-ЛУ ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛО

ЛУ-ЛУ-ЛУ ЛА-ЛЫ ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛУ

4. Повторять слоги, при этом соединять большой пальчик, по очереди, с указательным, со средним, с безымянным, с мизинцем, повторяя слоги:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 2

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повторять за взрослым много раз:

ЛА-ЛА-ЛО ЛО-ЛО-ЛА ЛУ-ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛЫ-ЛА

ЛА-ЛА-ЛУ ЛО-ЛО-ЛУ ЛУ-ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛЫ-ЛО

ЛА-ЛА-ЛЫ ЛО-ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛЫ-ЛУ

ЛА-ЛА-Лак ЛО-ЛО-Лом ЛУ-ЛУ-Лук ЛЫ-ЛЫ-Лыжи

ЛА-ЛА-Лаз ЛО-ЛО-Лось ЛУ-ЛУ-Луч ЛЫ-ЛЫ-Лыко

ЛА-ЛА-Лапа ЛО-ЛО-Лоб ЛУ-ЛУ-Лунка

ЛА-ЛА-Лама ЛО-ЛО-Локоть ЛУ-ЛУ-Лужа

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 3

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус. часики ,маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание.

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повтори слова за взрослым (много раз):

«ЛА»: юла, дела, пила, мала, салат, халат, палатка.

«ЛО»: болото, чулок, село, голодный, холодный.

«ЛУ»: тулуп, белуга, шалун, колун, валун.

«ЛЫ»: валы, столы, малыш, улыбка.

4. Выучить наизусть:

ЛА-ЛА-ЛА-у меня была юла.

ЛО-ЛО-ЛО- с ней мне было весело.

ЛУ-ЛУ-ЛУ- поломала я юлу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- и осталась без юлы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 4

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повтори за взрослым слова (много раз):

«ЛЫ»: белый, алый, милый, смелый, бокалы, вокзалы, обвалы, малыши,

«ЛА»: лапша, жила, пела, вела, видела, обидела, читала, кидала, бросала,

«ЛО»: лото, мыло, весело, одеяло, сало.

«ЛУ»: луна, голубь, лукошко, голубцы, палуба.

4. Выучить наизусть:

Все бело, бело, бело.

Много снега намело.

Вот веселые деньки-

Все на лыжи и коньки!

5. Повтори предложения за взрослым:

Моя сестренка мала. У мамы есть халат. На столе салат из лука. Ласточка свила гнездо. У нас есть лошадь. Таня ушибла локоть. Во дворе – лужа. Мой котенок – шалун.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 5

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л.

3. Повтори за взрослым ( много раз):

глаза, класс, сладость, плавать, пластинка, заплатка, флаг, плот, плут, глобус, площадь, хлопок, хлопать, глупый, каблук, клубника, клумба, заслуга, слышать, весло, слово, клок, клоп, клоун, флоксы, флакон, флот, сложный.

4. Выучить наизусть ( Л – четко в каждом слове):

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой белка не была.

5. Повтори предложения за взрослым:

Мама приготовила молочный суп. Володя полол на огороде лук и свеклу. В зоопарке мы видели слона, Слава и Луша плывут на лодке. У Клавы на голове белый платок. Мила играет с куклой. Клава моет ладони с мылом.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 6

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори за взрослым (много раз):

АЛ-АЛ-АЛ-Павел днем не спал.

УЛ-УЛ-УЛ-Павел сел на стул.

ОЛ-ОЛ-ОЛ-Он играл в футбол.

ИЛ-ИЛ-ИЛ-Павел гол забил.

4. Выучить наизусть:

Молоток стучал, стучал. Лопата копала,

Гвозди в доску загонял. Копала, копала,

Колотил он с толком, Потом улеглась,

Получилась полка. Видно очень устала.

5. Составь предложение из слов:

Лук Мила полоть. Таня белое надеть платье. Надя халат надеть. На голубой платок Таня. Нина мыть полы. Мила клоуна видеть веселым. Блокнот Мила купить новый. Кот галка поймать. Облака по плыть небо белые.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 7

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори за взрослым:

4. Выучить наизусть:

Есть у Аллы юла,

Юлу Алла завела.

Юла пела, танцевала,

На одной ноге стояла.

5. Повтори предложения:

У лайки белые лапки. Мила катается на лыжах. Брат Володи уехал на футбол. Папа купил зеленую елку. Стул стоял около стола. Лариса надела новое платье. Павел сел за свою парту. Бабушка посадила цветы на клумбе.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 8

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Маша варежку надела:

– Ой! Куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

4. Повтори чистоговорку:

ЛА-ЛА-ЛА- Мила в лодочке плыла.

ЛО-ЛО-ЛО- светит солнышко тепло.

ЛУ-ЛУ-ЛУ- рада Милочка теплу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- песни Милочке слышны.

Клава в лодочке сидела,

Вместе с Милой песни пела.

5. Пересказ:

Было тепло. Мила сидела у окна и смотрела в сад. Она увидела, как над цветком летали пчелы, они ползали по нему и жужжали. Вдруг одна пчела влетела в комнату. Мила испугалась и убежала к маме на кухню. Она об этом рассказала маме. Мама готовила обед. Мама сказала Миле: «Не бойся, дочка. Сейчас мы ее прогоним». Они вошли в комнату, но пчелы там уже не было.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Звуки (И, У, А)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 9

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

4. Я начну, а ты продолжи (записать ответы в тетрадь):

Я встаю – а ты встал Я сажусь – а ты …

Я рисую – а ты … Я падаю – а ты…

Я пишу – а ты … Я ставлю – а ты…

Я поднимаю – а ты … Я покупаю – а ты …

5. Пересказ:

Лиза с мамой ходили в зоопарк. Там они увидели много разных животных. Когда Лиза с мамой пришли домой ,то старший брат Володя спросил Лизу: «А каких животных ты видела в зоопарке?» А Лиза сказала: «Я видела там много животных, но больше всего мне понравились животные, в названии которых встречается звук «Л»: лошадь, лев, осел, козел, лиса, слон, крокодил, волк».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 10

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

4. Повтори за взрослым:

Ла-ла-ла – Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу – я возьму метлу.
Лы-лы-лы – вымыли полы.
Ла-ла-ла – я домой ушла.
Ло-ло-ло – как на улице светло.
Лу-лу-лу – стекла осколки на полу.
лу-лу-лу – скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы – эти туфли мне малы.

5. Исправь предложения (записать). Повтори их:

Голубь ловил Павла. Стол сел за Михаила. Кукла унесла собаку в чулан. Полка поставила бутылку на Володю. Велосипед сел за Михаила и поехал на футбол. Жук долбил кору и искал дятла. Гол играл в ворота и забил в футбол Володю.

_____________________________________________________________________________________________ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 11

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори за взрослым:

Ил-ил-ил – стекло Олег разбил.
Ыл-ыл-ыл – бульон в котле остыл.
Ил-ил-ил – лампу лось купил.
Ел-ел-ел – дятел улетел.
Ол-ол-ол – в углу стоит стол.
Ал-ал-ал – я достал пенал.
Ил-ил-ил – блокнот взял Михаил.
Ал-ал-ал – едет, едет самосвал.

4. Выучить наизусть:

Клава, Клава, глянь в окно,

Сколько снега намело.

И в лесу, и в саду

Сосны елки все в снегу.

5. Повтори предложения:

На балконе лопнуло стекло. Элла сломала лыжную палку. Мила гладила платье для куклы. В лесу за болотом плакала иволга. Светлана слушала звон колоколов. Павел ловил плотву с лодки. Котенок лакал молоко. Володя запивал клубнику холодным молоком. Алла ела булку с маслом.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 12

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори много раз:

Я долго мыл полы.

МЫ долго мыли полы. ОН долго мыл полы.

ТЫ долго мыл полы. ОНА долго мыла полы.

ВЫ долго мыли полы. ОНИ долго мыли полы.

4. Повтори предложения:

Алла заколола волосы заколкой. Стеклянная бутылка лопнула от холода. Клава слушала, как весело заливался соловей. Мила гладила и складывала халаты на полку. Павел заблудился в глухом лесу.

5. Повтори за взрослым:

Ол-ол-ол – Володя в школу шел

Ил-ил-ил – подмел палас Данил
Ала-ала-ала – лошадка побежала

Лок-лок-лок – побелили потолок
Ела-ела-ела – ласточка запела

Лат-лат-лат – Ане купим мы халат

Алка-алка-алка – это слово галка.

Ула-ула-ула – говорю акула.
Илка-илка-илка – на столе лежала вилка

6. Выучить наизусть:

Мама купала в лохани малышку, мылом, мочалкой мыла голышку.

Около мамы Мила стояла, теплой водой малыша обливала.

Аллочка ласково вытрет младенца теплым, лохматым, большим полотенцем.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 13

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Клава ловко лук полола, мыла пол и полки Лола,

Пыль Володя выбивал, гвозди Валя забивал.

Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл,

Ну а маленькая Светка ела сладкие конфетки.

4. Повтори за взрослым:

На дороге мелкая лужа. У нас плаксивый малыш. Мы купили полотняное платье. На дороге растет толстый лопух. Лара уронила шелковый платок. У Павла голубые глаза.

5. Повтори за взрослым:

Ал-ал-ал – у нас будет бал.
Ол-ол-ол – в зале надо вымыть пол.
Ол-ол-ол – в зал поставили мы стол.
Ул-ул-ул – у стола поставим стул.

Ал-ал-ал – вот заходят гости в зал.
Ал-ал-ал – Леонид разбил бокал.
Лу-лу-лу – лежат осколки на полу.
Лы-лы-лы – надо подмести полы.

Ал-ал-ал – ах, какой веселый бал!

6. Придумай родственное слово (записать в тетрадь):

Волк – волчиха, волчий Голубь-…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 14

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Задумала галка иголку купить,

Чтоб голым галчатам штанишек нашить.

Иголку и лучшего желтого шелку купила
И тут же уселась на елку.

Уселась на елку и хвост положила,

Очки нацепила – и шила, и шила…

Летела синица и вниз поглядела:

– Эй, галка, ты нитку в иголку не вдела!

4. Повтори предложения, ответь на вопросы:

Володя копает клумбу лопатой.(Кто копает клумбу? Чем копает Володя? Что копает?)

Слава и Володя плывут на лодке.(Кто плывет? На чем плывут? Что делают ребята?)

Клава мыла ладони с мылом.(Кто мыл ладони? Чем мыла ладони Клава? Что мыла?)

Михаил посмотрел на глобус.(Кто посмотрел? Что сделал Михаил? Куда посмотрел?)

На елке Павел увидел белку.(Кто увидел белку? Кого увидел Павел? Где Павел увидел белку? Что Павел сделал?)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 15

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Клоун – чудак, делал все не так:

Ломом копал, лопатой ломал,

Долотом шил, иглой долбил,

Колуном пилил, пилой колол,

Метлой белил, а кистью мел!

3.Пересказ текста:

Бела прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

– Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы на елках все прыгаете.

– Пусти меня на елку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на елку и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем. (По Л.Толстому)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 16

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Мила маме, как могла, хоть мала, а помогла.

Долго дела не искала: полотенца полоскала,

Вилки вымыла и ложки, молоком поила кошку,

Пол метелкой подмела от угла и до угла…

3. Составь предложения из словосочетаний, повтори и запиши их в тетрадь:

Голубые глаза, гладкий пол, большой класс, сладкая клубника, шелковый платок, полотняное платье, желтый флаг, слушать колокол, огромные клыки, голубой клубок, красивая блузка.

4. Повтори за взрослым много раз:

Одна гладкая оловянная ложка.

Две гладких оловянных ложки.

Три гладких оловянных ложки.

Четыре гладких оловянных ложки.

Пять гладких оловянных ложек.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 17

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Вот как потолок я белил: белила в ведро я налил,

Поставил на стол я стул, в белила я кисть макнул.

На стул забираться стал, на стуле не устоял.

Неловко кистью махнул, белилами стены мазнул.

3. Повтори чистоговорку:

ЛА-ЛА-ЛА – такие вот дела.

ЛУ-ЛУ-ЛУ – иголка на полу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – вымою полы.

ЛО-ЛО-ЛО – лопнуло стекло.

4. Составь, и запиши в тетрадь рассказ, используя слова:

Солнышко, облака, колокольчики, голубое, плывут, тепло, лето, лужок, желтые, сладкие, клумба, гладиолус, ландыш, фиалка.

5. Повтори скороговорки:

Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.

Маленькая болонка пила воду около колонки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 18

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Повтори стихи о слонах:

Головой кивает слон – он слонихе шлет поклон.

Слоны умны, слоны сильны, слоны спокойны, веселы.

Двое маленьких слонят спать давным- давно хотят.

3. Выучить наизусть:

Вот плывет Володин флот: лодки, яхты, ялик, плот.

Капитан флажок поднял, теплоход сигнал подал.

Весла весело взлетают, слон зашел на пароход,

Лодка лодку догоняет, Клоуны идут на плот.

Взять Володя всех готов- кукол, колобка, котов,

Он бы взял еще осла- жаль, что ванная мала.

4. Пересказ текста:

Ласточки в гостях.

Наша палатка стояла около бора. Весна была холодная. В середине мая шел плотный снег. Но весна была весной. Холод, не холод, а птицы прибывали. Как-то подходя к палатке, я увидел стайку ласточек.

«А у нас гости!»- сказал мой товарищ. Какие гости в такие холода? Я открыл палатку, а от туда выпорхнули ласточки. Стайка уселась около палатки. Пока было светло, я сделал им около лампочки насест. Ласточкам в палатке показалось удобно. Стайка уселась, и птички плотно прижались друг к другу.

Ночью ласточки иногда подавали голос. Это стало понятно утром. Когда стало светло, оказалась, что на палатке сидит еще одна ласточка. Это с нею ночью была беседа у ласточек .Когда стало тепло, стайка ласточек покинула нас.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 19

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Пирожок в печи пекла

Положила в пирожки

Пол наперсточка муки.

Каплю патоки взяла,

Всех подружек позвала.

На пиру у пчел я был,

Крепкий мед пчелиный пил.

3. Измени по образцу, ответы записать в тетрадь:

плавать – плавательный бассейн облако-…

яблоко – яблочное повидло колокол-…

4. Придумай и запиши в тетрадь 10 слов, которые начинаются на звук «Л» и 5 слов, которые заканчиваются на звук «Л».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 20

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

– Как дела, зубастый?

– Хороши мои дела,

Голова еще цела!

Как, кума, твои дела?

– На базаре я была!

– Что ты так устала?

– Где же эти утки?

– У меня в желудке

3. Подумай и ответь, какие из этих слов обозначают животных, какие – птиц, какие – растения?

Лапа, лак, лама, лампа, лавка, лайка, лань, ландыш, ласка, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лось, лотос, лов, лошадь, лоза.

4. Послушать и пересказать сказку «Колобок».

Сборник домашних заданий для автоматизации звука С у детей 4-7 лет

Собранный материал может быть полезен как начинающим, так и опытным логопедам, а также родителям детей-логопатов. Сборники подготовлены для использования и оформления домашних заданий в индивидуальных логопедических тетрадях.

При подборе материала учитывались следующие принципы:

– доступность для ребенка;

– оптимальный объем материала для одного домашнего задания;

– традиционный порядок автоматизации от простого к сложному;

– ненасыщенность теми (другими) звуками, которые часто искажаются детьми.

Использование картинного материала для обведения, раскрашивания и т.д. позволяет поддерживать у ребенка интерес к занятиям, стимулирует познавательную активность, а также развивает графомоторные навыки.

Последовательность заданий может быть разной, в зависимости от фонетических возможностей ребенка на данном этапе автоматизации, поэтому занятия не пронумерованы, но условно – одна страница – одно задание (одна неделя).

Список используемой литературы:

  1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки. Домашние логопедические тетради для детей 5-7 лет.
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. Приложение.
  3. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры.
  4. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.
  5. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет.
  6. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей.
  8. Кастюкевич М.В. Ярмарка звуков: Дидактический материал для коррекции произношения звуков.
  9. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп.
  10. Норкина-Жихарева Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей.
  11. Парамонова Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия.
  12. Спивак Е.Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.
  13. Тетрадь для рисования из серии «Солнечные ступеньки». Логопедические тетради.
  14. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звуки. Логопедические альбомы.
Читайте также:  Реализация комплексного подхода к преодолению речевых нарушений в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения

Просмотр содержимого документа
«Сборник домашних заданий для автоматизации звука С у детей 4-7 лет »

СБОРНИК ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Для автоматизации звука С

Логопед Буровцева Е.А.

Спой «песенку насоса». Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с…

«Подружи звуки». Накачай колесо. Какие слоги получились?

С………. А

С………. Ы

С………. Э

С………. О

С………. У

Назови и раскрась картинки, название которых начинается на С:

Назови и раскрась картинки, в названиях которых С находится в середине слова:


Повторяем слова, где звук С находится в начале слова.

Автоматизация звука “С”

Разделы: Логопедия

  • автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и стихах;
  • уточнять и обогащать словарный запас;
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза;
  • развивать грамматический строй речи – употребление существительных в развитии фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • развивать просодическую сторону речи.
  • развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание;
  • развивать внимание и память.
  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • формировать самоконтроль за речью;
  • формировать коммутикативные навыки.

Оборудование: зеркало, дидактическое пособие «Домик», массажные ёжики, предметные картинки со звуком «С», мяч.

1. Организационный момент

Повторение стихотворения «Киска»

Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пуста миска.

2. Артикуляционная гимнастика

а) «Заборчик» – удерживаем улыбку под счёт 10–5 раз
«Трубочка» – удерживаем трубочку под счёт 10–5 раз
«Заборчик» – «Трубочка» – чередуем
«Самомассаж» языка:

  • «Замешиваем тесто» – высовываем язык вперед и убираем обратно в рот, при этом покусываем язык.
  • «Раскатываем тесто скалкой» – проталкиваем язык, сквозь сжатые зубы (движение вперед-назад).
  • «Испекли блинчики» – покусываем кончик языка.
  • «Съели блинчики» – жуем язык, как жвачку (боковые края языка).
  • «Помыли посуду» – шлепаем по языку, говоря при этом пя-пя-пя.

«Конфетка» – губы сомкнуты. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую.
«Ёжики» – массажными ёжиками массируем внешние стороны щёк.
«Хомяк» – надуваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Суслик» – втягиваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Заборчик» – «Лопаточка» – удерживаем под счёт 10.
«Загони в ворота мяч» – выработка целенаправленой воздушной струи.
«Сердитая кошечка» – язычок прячем за нижние зубы, и удерживаем его за зубами.
«Сердитая кошечка за забором» – «кошка» прячется за забор, но продолжает злиться.
«Насос» – произносим звук «С» длительно на одном выдохе: с – с – с – с…

б) задание: пропеть гласные А – О – У – И – Ы – Э.

3. Автоматизация звука «С» в слогах с использованием пальчиковых упражнений

а) повтори прямые слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:

повтори обратные слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:

б) повтори прямые и обратные слоги со звуком «С», «пальчики здороваются с большим пальцем»:

в) повтори прямые слоги со стечением согласных, «пальцы левой и правой руки здороваются друг с другом»

Ста – Сто – Сту – Сты
Сна – Сно – Сну – Сны
Сва – Сво – Сву – Свы
Спа – Спо – Спу – Спы

4. Развитие фонематического слуха

а) Отложи фишку, когда услышишь «С»:

Ш – С – З – С – Ж – З – Ш – С – З – С – Ш и т.д.

Посчитай. Назови столько же слов, которые начинаются на звук «С» и положи фишку обратно в коробку.

б) Хлопни, когда услышишь слог «Со»:

Зо – Со – Шо – Су – Са – Цо – Со – Шо – Со – Су – Зо – Са – Жо – Су – Со

в) Подними синюю карточку, услышав слова, в которых есть звук «С» в середине слова

Шапка, оса, зайка, санки, посуда, ботинки, косы, туфли, песок, шуба, осока, цыплёнок, фасоль, санки.

5. Карточки-картинки с использованием дидактического пособия «Домик»

Задание: называй картинки. Карточки без звука «С» положи слева, а со звуком «С» положи в свой домик.

6. Игра «Скажи ласково» с мячом

7. Игра «Один – много» с мячом

Кусок – куски
Маска…
Леска…
Аист…
Куст…
Пустая миска…
Вкусная сосиска….

8. Повторить предложения

Задание: повтори предложения сначала перед зеркалом, а затем без него.

Алиса входит в класс
Соня посадит кактус
Денис кусает кокос
Стоит высокая статуя
Слава спит спокойно
Света идёт по ступенькам
Стул стоит у стола
Соня пьёт сок
Соня пьёт вкусный сок
Соня пьёт вкусный ананасовый сок

Выполнение движений по тексту.

Вот носы, носы, носы
Вот усы, усы, усы
Вот хвосты, хвосты, хвосты
Вот и сами коты

9. Задание: замени первый звук в слове на звук «С»

Мода – …(сода), ноль – …(соль), Тоня – …(Соня), халат – …(салат), дам – …(сам), бок – …(сок), дом – …(сом), кон – …(сон), лук – …(сук), мало – …(сало).

10. Задание: доскажи словечко

Из картофеля и круп
Повар сварит вкусный… (суп)

Чтобы подрасти ты смог
Утром пей фруктовый… (сок)

Мчатся с горки сами
Новенькие… (сани)

Суп мы сварим из фасоли
И в него добавим… (соли)

11. Домашнее задание

ас – ас – ас – покупаем ананас
ас – ас – ас – какой вкусный ананас
ас – ас – ас – съедят осы ананас
ус – ус – ус – у ананаса дивный вкус
ис – ис – ис – ананасы ест Денис

Сани, сани едут сами
Едут в степи и леса
Едут сани в небеса.

  1. Спивак Е.Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет «С», «Сь», «З», «Зь», «Ц», «ГНОМ и Д», 2007.
  2. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми «Звуки «С, Сь», «ВЛАДОС», 2005.
  3. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей – альбом №1. «ГНОМ и Д», 2007.
  4. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. «МИР КНИГИ», 2010.
  5. Полишко Е.Д., Гордеева Т.В. Звуки С, Сь – упражнения и речевой материал. «КНИГОЛЮБ», 2003.
  6. Комарова Л.А. Автоматизация звука «С», «ГНОМ и Д», 2008.

Карточки для домашнего задания «Автоматизация звука [ С ]»

Правильная артикуляция звука [ с ]: Губы растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

1.Упражнение « Насос». Произносить звук [ с ] длительно на выдохе: с-с-с….

2.Повторить прямые слоги со звуком [ с ]:

3.Повторить обратные слоги со звуком [ с ]:

АС – ОС – УС – ЫС – ИС – ЕС – ЁС – ЮС – ЯС.

4.Повторить прямые слоги, в которых звук [ с ] находится между гласными:

5.Повторить прямые слоги со стечением согласных:

6.Повторить обратные слоги со стечением согласных:

7.Договорить в конце слов звук [ с ]:

А ) Ква. но. плюю. пала. анана. абрико. запа. полю. ба. на. пога. поко. подно. коко. вку. наве. поя. ча. ква. пала. кла. у. вку. тру. инду.. .

Б ) Какту. уку. фоку. автобу. фику. мину. пё. овё. утё. унё. би. ли. ми. Бори. кипари. ве. ле. воло. голо. коло. пару. глобу. граду.. .

8.Договорить в конце слов слоги:

– СА – : Ко. о. кры. ли. поло. актри. голо. колба. заве. ро. Анфи.. .

– СЫ – : Воло. у. ве. но. поко. тру. ко. ли. бу.. .

– СОК – : Но. поя. пе. ку. ле. ви. ква. мы. голо.. .

– СКА – : Ка. ми. ле. пля. до. кра. коля. ла.. .

Повторить слова, в которых звук [ с ] находится в начале слова:

1 ) Сад, сам, сани, сабо, софа, самый, салют, совет, сапог, садок, садик, сатин, совок, саван, санки, самка, самбо, сальто, сабля, собака, самокат, сайка, Саня, сауна, Савва, событие, совёнок, совок, сова, сок, сон, сом, соя.

2 ) Сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка, соты, сонный, соната, салями, солить, сауна, ссадина, саванна, самолёт, самоход, садовод, совёнок, событие, сандалии, солянка, советник, садовник, садовый, садовый, совиный, соболь.

3 ) Соболиха, соболёнок, соколёнок, соболиный, соколиный, соль, сода, соты, сокол, сонник, сотник, сотовый, содовый, суд, сук, суп, суть, сумма, сумка, сухо, сухой, супчик, сутки, судно, судак, судья, судьба, суета.

4 ) Султан, суббота, субботник, субботний, сумка, сукно, сундук, сушки, суматоха, сын, сынок, сыт, сыпь, сыпать, сабля, саван, сажа, сакля, сам, самый, сан, сало, ссадина, сахар, сахарный, совесть, соевый, сонный, солод.

5) Салат, салон, салки, солдат, соловей, солонка, солома, соломка, солодка, салатник, салфетка, салатовый, соломенный, сор, сорт, собор, сорока, сатира, сарафан, санитар, самовар, собрание, санаторий, сурок, сухарь, сугроб, сувенир, судорога, суевеПовторить слова, в которых звук [ с ] находится в начале слова:

1 ) Сад, сам, сани, сабо, софа, самый, салют, совет, сапог, садок, садик, сатин, совок, саван, санки, самка, самбо, сальто, сабля, собака, самокат, сайка, Саня, сауна, Савва, событие, совёнок, совок, сова, сок, сон, сом, соя.

2 ) Сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка, соты, сонный, соната, салями, солить, сауна, ссадина, саванна, самолёт, самоход, садовод, совёнок, событие, сандалии, солянка, советник, садовник, садовый, садовый, совиный, соболь.

3 ) Соболиха, соболёнок, соколёнок, соболиный, соколиный, соль, сода, соты, сокол, сонник, сотник, сотовый, содовый, суд, сук, суп, суть, сумма, сумка, сухо, сухой, супчик, сутки, судно, судак, судья, судьба, суета.

4 ) Султан, суббота, субботник, субботний, сумка, сукно, сундук, сушки, суматоха, сын, сынок, сыт, сыпь, сыпать, сабля, саван, сажа, сакля, сам, самый, сан, сало, ссадина, сахар, сахарный, совесть, соевый, сонный, солод.

5 ) Салат, салон, салки, солдат, соловей, солонка, солома, соломка, солодка, салатник, салфетка, салатовый, соломенный, сор, сорт, собор, сорока, сатира, сарафан, санитар, самовар, собрание, санаторий, сурок, сухарь, сугроб, сувенир, судорога, суеверие.

Повторить слова, в которых звук [ с ] находится в начале слова, при стечении согласных:

1 ) Сваи, свобода, свой, свод, скамейка, скакать, скат, скоба, скобка, скука, смотать, снова, сноп, сны, спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог.

2 ) Сто, стук, ступенька, ступа, студить, студент, стынуть, свадьба, сват, сватать, сваливать, свалка, сварить, сварка, свая, сверху, свежий, свет, светлый, Света, светофор, свечка, свёкла, свёрток, свитер, свой.

3) Свобода, свыше, святой, Святки, святость, скважина, скворец, сквер, скелет, скидка, скинуть, склад, складка, склеить, склон, склонить, склянка, скакать, скакун, скакалка, скала, скалка, скалистый, скамейка, скандал.

4 ) Скатывать, скатерть, скачки, скрепка, скрип, скрипка, скобка, сковать, сковорода, сколько, скомкать, скорый, скорость, скромный, скрыть, скрытный, скрыться, скряга, скудный, скука, скулы, скулить, скульптор, скумбрия.

5) Скунс, скупка, скупость, скучный, скутер, слабый, слабость, слава, славный, сладить, сладкий, сладость, сластёна, сласти, сланцы, след, следом, слезть, слепой, слесарь, слива, сливки, слитно, слить, слиток, слово, слог

6 ) Сливочный, словно, сложный, слой, слойка, слоги, сломать, слон, слуга, служба, служить, служебный, слух, случай, слушать, слышно, слышать, смак, смелый, смена, сменка, смета, сметана, смех, смешной, смирный, смола.

7 ) Смолистый, смолоду, смоль, смородина, смотр, смотреть, смотритель, смог, смочь, смуглый, смута, смутный, смыть, смычок, смять, снаряд, снасть, сначала, снег, снедь, снежный, снежок, снимок, снова, снаружи.

8 ) Сноп, снос, снулый, сны, снять, снято, спад, спать, спальня, спасать, спасатель, спасибо, спасти, сплав, спелый, спеть, спец, спина, спинка, спички, сразу, спокойный, сполна, спутать, спячка, ставить, ставка.

9 ) Ставни, стадо, стадия, стадион, стая, стайка, стакан, сталь, стальной, стан, станок, станица, станция, статуя, ствол, стебель, стекло, стелить, стена, стенка, степь, Степан, стиль, стимул, стирка, стих, стихия, сто, стог.

10 ) Стойка, стойкий, сток, стол, столб, столик, столовый, столько, столяр, стон, стоп, стопка, стоять, стоянка, студент, студия, стужа, стук, стул, ступа, ступень, ступка, стучать, ступеньки, стыд, стыдно, стынуть,Стёпа.

11 ) Сторож, сторона, страдать, стража, страница, страна, странный¸ страус, страх, стрекоза, стрела, стрелка, стрельба, стрелок, стремя, стричь, строгий, строить, строй, стройка, стройный, строка, строчка, стружка, струна, струя, стряпать.

Повторить слова, в которых звук [ с ] находится в середине слова:

1 ) Оса, коса, лиса, касса, масса, гусак, кусать, писать, досада, усатый, посадка, кусок, босой, лесок, носок, песок, фасоль, осока, высокий, посуда, плясун, усы, весы, бусы, косы, постой, настой, настойка, косынка, оспа.

2 ) Басня, каска, маска, ясно, паста, ясный, пляска, коляска, опасно, воск, мост, хвост, куст, густ, густо, густой, пусто, пустой, вкусно, вкусный, капуста, выступ, выставка, весна, леска, место, тесно, тесный, диск.

3 ) Лист, писк, миска, танкист, искать, тиски, листва, испуг, испугать, пустяк, пускать, пустой, масло, весло, вёсла, выслать, устал, успел, уснул, полоса, колбаса, полосатый, колбаска, посылка, кислота, кислый.

4 ) Гласный, классный, паспорт, власть, масть, пасть, попасть, напасть, часть, ласка, ласточка, каста, паста, ласта, часто, наст, гимнаст, ластик, пластик, лоск, киоск, пост, холст, постный, плоский, полоска, кость, гость.

5 ) Доска, доски, космос, просто, мысли, выставка, выскочка, выступ, выступить, выступление, выставить, хлыст, пусть, грусть, мускул, искра, иск, твист, кисть, чистый, киска, диско, истина, искупать, исток, пианист, хоккеист, футболист, теннисный, ветвистый, гористый.

Повторить слова, в которых звук [ с ] находится в середине слова:

1 ) Оса, коса, лиса, касса, масса, гусак, кусать, писать, досада, усатый, посадка, кусок, босой, лесок, носок, песок, фасоль, осока, высокий, посуда, плясун, усы, весы, бусы, косы, постой, настой, настойка, косынка, оспа.

2 ) Басня, каска, маска, ясно, паста, ясный, пляска, коляска, опасно, воск, мост, хвост, куст, густ, густо, густой, пусто, пустой, вкусно, вкусный, капуста, выступ, выставка, весна, леска, место, тесно, тесный, диск.

3 ) Лист, писк, миска, танкист, искать, тиски, листва, испуг, испугать, пустяк, пускать, пустой, масло, весло, вёсла, выслать, устал, успел, уснул, полоса, колбаса, полосатый, колбаска, посылка, кислота, кислый.

4 ) Гласный, классный, паспорт, власть, масть, пасть, попасть, напасть, часть, ласка, ласточка, каста, паста, ласта, часто, наст, гимнаст, ластик, пластик, лоск, киоск, пост, холст, постный, плоский, полоска, кость, гость.

5 ) Доска, доски, космос, просто, мысли, выставка, выскочка, выступ, выступить, выступление, выставить, хлыст, пусть, грусть, мускул, искра, иск, твист, кисть, чистый, киска, диско, истина, искупать, исток, пианист, хоккеист, футболист, теннисный, ветвистый, гористый.

Повторить слова, в которых звук [ с ] находится в конце слова:

1 ) Ас, бас, вас, пас, вас, нас, квас, баркас, каркас, палас, матрас, анфас, атлас, Тарас, Донбасс, папуас, ананас, нос, трос, волос, оброс, донос, поднос, абрикос, матрос, кросс, эскимос, альбатрос, ус, вкус, брус, трус, мыс.

2 ) Лис, мисс, анис, Борис, кипарис, вес, лес, навес, нёс, пёс, унёс, тёс, утёс, овёс, аванс, волос, голос, колос, термос, минус, конус, фокус, фикус, кактус, парус, автобус, глобус, градус, папирус, палтус, радиус, пас.

3 ) Палас, класс, нёс, тёс, нос, покос, утконос, ус, мусс, вкус, укус, кумыс, рос, кросс, вопрос, интерес, рейс, рис, ирис, кипарис, арахис, барбарис, кокос, Денис, пояс.

Повторить слова с двумя звуками [ с ] :

Спуск, скунс, соус, Стас, соска, сосна, сосуд, союз, солист, сосать, состав, сустав, способ, спускать, свойство, уксус, космос, соусник, стамеска, спасатель, способный, способность, саксофон, саксофонист, смелость, саксаул, самосвал, скалолаз, стресс, страус, спонсор, скорость, скромность, насос, Сусанна, Самсон, сосуд

Повторить слова, в которых звук [ с ] находится в конце слова:

1 ) Ас, бас, вас, пас, вас, нас, квас, баркас, каркас, палас, матрас, анфас, атлас, Тарас, Донбасс, папуас, ананас, нос, трос, волос, оброс, донос, поднос, абрикос, матрос, кросс, эскимос, альбатрос, ус, вкус, брус, трус, мыс.

2 ) Лис, мисс, анис, Борис, кипарис, вес, лес, навес, нёс, пёс, унёс, тёс, утёс, овёс, аванс, волос, голос, колос, термос, минус, конус, фокус, фикус, кактус, парус, автобус, глобус, градус, папирус, палтус, радиус, пас.

3 ) Палас, класс, нёс, тёс, нос, покос, утконос, ус, мусс, вкус, укус, кумыс, рос, кросс, вопрос, интерес, рейс, рис, ирис, кипарис, арахис, барбарис, кокос, Денис, пояс.

Повторить слова с двумя звуками [ с ] :

Спуск, скунс, соус, Стас, соска, сосна, сосуд, союз, солист, сосать, состав, сустав, способ, спускать, свойство, уксус, космос, соусник, стамеска, спасатель, способный, способность, саксофон, саксофонист, смелость, саксаул, самосвал, скалолаз, стресс, страус, спонсор, скорость, скромность, насос, Сусанна, Самсон, сосуд.

Постановка и автоматизация звука С и СЬ

При произнесении звука С губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. По середине языка образуется желобок, по которому идет струя воздуха образуя свистящий шум. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

При произнесении мягкого С’ губы растягиваются больше, чем при произнесении твердого С, и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому нёбу и не сколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

Артикуляционные упражнения для постановки и коррекции свистящих звуков:

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ля-ля-ля. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Качели».
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Почистим зубы»
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Пирожок».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в пирожок.
Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п.; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!).

7. «Горка» «Киска сердится».
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

8. «Катушка».
Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык

9. Упражнение в произнесении звука И.
Цель: вырабатывать умение управлять языком.
В игровой форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.

10. «Загнать мяч в ворота».
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в

11. «Кто дальше загонит мяч».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

12. «Сдуть снежинку»
Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кон чик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

13. «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

14. «Заборчик».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

15. «Рупор».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.

16. «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

17. «Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

18. Упражнение в произнесении звуков т-с. Перед постановкой звука ц полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т и с, что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесении звука ц. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи (проверять тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.

Ссылка на основную публикацию