Домашние задания логопеда по автоматизации звука (С)

Домашние задания по автоматизации звука [С]

Предлагаю вам материал по автоматизации звука [С] в слогах. Данные упражнения предназначены в качестве домашнего задания (используются как вклейка в тетрадь ученика) по автоматизации звука [С] во всех слоговых позициях. Логопед из списка слов на отработку звука выбирает только те слова, которые состоят из звуков не нарушенных в произношении у ребенка.

Родителям и ребенку удобно пользоваться данной вклейкой, так как звук отрабатывается, начиная от слогов и заканчивая предложением.

В качестве дополнительного и самостоятельного задания ребенку предлагается раскрасить и назвать (подписать) картинки на данную слоговую позицию звука [С].

Слог СА

Произносить (читать) слоги:

са — со — су — сы
сы — су — со — са
са — сы — со — су
су — са — сы — со
со — су — са — сы
со — су — са — сы

Произносить слова, предложения:

Сабля, сад, садик, сайка, сайра, сальто, сало, сам,сани, санки, Саня, сахар, коса, колбаса, кусать, леса, лиса, оса, писать, полоса, роса, сады, садовник, салат, салон, салют, салфетка, самокат, самолет, сандалии, санитар, сапог, сарай, сарафан, касса, масса, колеса, плакса.

Саня идет в сад. В саду оса. У самого носа оса. Оса полосатая. Высоко в небе самолет. Саня и Соня летят на самолете. Самолет идет на посадку. Сане купят новый самокат. У Сани сани едут сами. У Саньки новенькие санки. Саня едет на санях. Саня видел салют. Саня сам надевает сапоги. Садовник посадил сад.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог СО

Произнеси слова, предложения:

Соболь, совы, сода, сокол, соль, Соня, сом, сон, босой, висок, волосок, высокий, колесо, кусок, носок, песок, фасоль, собака, совет, соловей, солома, мясо.

Бориса покусала собака. Собаке дали кусок мяса. Собака своих не кусает. На соломе спит собака. У Сони коса до самого пояса. Дайте Сани сок и ананаса кусок. Песок в совке. Соль в солонке. Сонный сом на дне. Соня спала на соломе. Соня, купи маме соды.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог СУ

Произнеси слова, предложения:

Суд, суп, сук, сумка, сумма, сутки, сухо, барсук, несу, пасу, посуда, рисунок, суббота, сугроб, сундук, сухой, вынесу.

Суп стынет. У мамы новая сумка. В лесу сухо. Барсук готовится к зиме. Несу сумку. На столе стоит посуда. Соня нарисовала рисунок. В сундуке лежит посуда. За сутки намело сугроб.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог СЫ

СА-со-су-сы
Со-са-сы-су
Сы-су-са-со
Су-сы-су-са

Произнеси слова, предложения:

Сыр, сыпь, сыреть, сырник, сыро, сырой, сырок, сырость, сырьё, сыворотка, сыграть, сын, сыпать, сытый, Волосы, косы, носы, усы, рельсы, посылка, косынка, курносый,

Волосы заплели в косы. Посылка была сырой. От сыра у Сани соскочила сыпь. Сырники очень сытные. У мамы сын курносый. Из сыворотки делают сыр. На улице сыро.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог АС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ус-ыс-ас-ос
Ыс-ус-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

бас, вас, нас, пас, квас, погас, астра, каска, маска, масло, паста, опасно, гласный, красный, колбаска, ласточка.

Астра распустилась. Что одеть каску или маску? Масло попало в квас. Ласточка вьет гнездо. Погас красный фонарь. Колбаса из пасты.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог ОС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ус-ыс-ас-ос
Ыс-ус-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

Нос, рос, мороз, воск, мост, рост, хвост, остров, острый, Барбос, покос, вопрос, абрикос, киоск, кросс, космос, полоска.

Нос на морозе красный. На острове растут абрикосы. Барбос побежал со мной на покос. Хочу полететь в космос. Острая полоска бумаги. Мост над рекой. У меня высокий рост.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог УС – ЮС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ыс-ус-ас-ос
Ус-ыс-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

Ус, вкус, куст, пуск, густо, пусто, вкусно, капуста, грустный, тру, укус, плюс, пустыня, минус, парус, глобус, фокус, кактус, автобус, куски, уснул, устал.

В огороде густо выросла капуста. Семь плюс пять. Нажали кнопку пуск. Плывет парус. Саня устал и уснул. На окне кактус. В автобусе едет трус.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог ЫС-ИС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ыс-ус-ас-ос
Ус-ыс-ос-ас

Произнеси слова, предложения.

выслать, выставка, лис, диск, лист, писк, киска, миска, денис, баянист, искра, кислый.

Нужно быстро выслать лист. На выставке были денис и борис. В миске рис. Под ногами хоккеиста искры.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слоги со стечением согласных:

СВА-СВО-СВУ-СВЫ
СКА-СКО-СКУ-СКЫ
СЛА-СЛО-СЛУ-СЛЫ
СМА-СМО-СМУ-СМЫ
СНА-СНО-СНУ-СНЫ
СПА-СПО-СПУ-СПЫ
СТА-СТО-СТУ-СТЫ

Произнеси слова, предложения:

Скамейка, скакать, скакун; скобка, скомкать, скука,скупой маска, миска, киска, каска.

Слава встал и стал смотреть на сосну. Света, собери сор совком. Бокс — спорт смелых. Толстый сурок застрял в норе. Из костра вылетела искра. Смола проступила сквозь кору сливы. Поставь стул на свое место! Уснул лес под сказку сна.

Василовская Зинаида Викторовна,
учитель-логопед,
Ачинская коррекционная школа-интернат VIII вида

Автоматизация звука «С»

Наглядность по автоматизации звука «С» в словосочетаниях и предложениях

Материал по автоматизации звука «С» будет полезен родителям и учителям-дефектологам при исправлении неправильного произношения звука «С».

Этапу автоматизации предшествует артикуляционная гимнастика и постановка звука «С».

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков вы найдете по выделенной ссылке.

Во время занятий ВАЖНО постоянно следить за артикуляцией звука [С]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

На нашем сайте вы можете скачать наглядность по автоматизации звука «С» и использовать на своих занятий с малышами. Представленный материал иллюстрирован картинками, доступными детям.

Полезные советы:

  1. Автоматизация в предложениях разовьет ассоциативное мышление, так как ребенку нужно каждое слово соотнести с картинкой.
  2. Автоматизация звука «С» в предложениях наглядно покажет малышам значение предлогов и их обозначение схемами.
  3. Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НАстоле, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
  4. Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Модели предлогов:

1. Автоматизация звука [С] в словосочетаниях:

  • Вкусный суп; усатый сом; высокая сосна; навесной мост; сосновый сук; сухая косынка; мамины бусы; мягкий воск; высокий утёс; сонная киска; медовые соты; ясный день; искусный фокусник; опасный выступ; сдобное тесто; сафьяновые сапоги; пустая миска; густой сок; тенистый сад; ананасовый сок; сатиновый поясок; пустой автобус; сытный студень; мясной соус; автобусная остановка; тонкое сукно; пустая комната; детская коляска.

2. Автоматизация звука [С] в предложениях из 3 слов:

  • В саду – осы.
  • У сома – усы.
  • Сын ест суп.
  • Пастух пас стадо.
  • Денис пьет кумыс.
  • Сын моет посуду.
  • Саня моет посуду.
  • Соня ест кекс.
  • Денис пьёт сок.
  • Светит ясное солнце.
  • Соня услышала стук.
  • Самолёт летит высоко.
  • Самосвал высыпал песок.
  • Оса укусила Соню.
  • Саня спустил колесо.
  • Киска ест мясо.

3. Автоматизация звука [С] в предложениях из 4 слов:

  • В саду много ос.
  • Соня сама ест суп.
  • Анфиса пьёт сливовый сок.
  • На мосту стоит автобус.
  • Пёс ест кусок мяса.
  • Саня готовит суп киске.
  • В саду посадили кусты.
  • Скамейка стоит в саду.
  • Соня сама сняла сапоги.
  • Сова сидит на суку.
  • Саня едет на самокате.
  • У Сони красивая сумка.

4. Автоматизация звука [С] в предложениях из 5 слов:

  • В саду стоит высокая сосна.
  • Под сосной стоит собака Сойка.
  • У Сони – коса до пояса.
  • Соня ставит сумку на скамейку.
  • У Сани санки скользят сами.
  • На сосновом суку сидят совы.
  • Стас и Соня идут в сад.
  • У высокой скалы – навесной мост.
  • По мосту едет пустой автобус.
  • Анфиса сама готовит вкусный суп.

5. Автоматизация звука [С] в предложениях из 6 слов:

  • В субботу Стас идёт в сад.
  • Соня готовит вкусный суп с капустой.
  • Денис ставит свой самокат у скамейки.

6. Автоматизация звука [С] в предложениях из 7 — 8 слов:

  • У Сани в сумке – ананас и капуста.
  • У Саввы – фикус, а у Сони – кактус.
  • Соня и Саня идут на выставку собак.
  • У Сани в банке – сом с усами.
  • У нас в саду – кусты и высокие сосны.

Наглядность по автоматизации звука «С» в словосочетаниях и предложениях будет хорошим подспорьем в ваших занятиях с детьми.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Биоэнергопластика
  3. Кинезиология
  4. Улитки на звук С
  5. Автоматизация звука С в слогах и словах
  6. Скороговорки на звук С
  7. Автоматизация звука с в чистоговорках
  8. Стихи со звуком С
  9. Раскраски на звук С
  10. Автоматизация звука С в текстах
  11. Автоматизация звука Р
  12. Автоматизация шипящих звуков
  13. Дифференциация звуков
  14. Развитие речи
  15. Обучение грамоте
  16. Дидактические игры

Желаем всех хорошего настроения и положительных результатов.

Домашние задания логопеда по автоматизации звука (С)

Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)

У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. “Л”, и меняет слоги.

Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)

Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.

Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)

Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу – желаю успехов!

Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)

Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.

Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)

Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))

Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)

Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)

галина (Tuesday, 30 January 2018 21:34)

Анастасия Павловна, большое спасибо!

Марина (Tuesday, 06 February 2018 07:11)

Да, материал супер. Все по делу. Не чего лишнего. Умничка.

Галина (Monday, 19 March 2018 06:44)

Интерес к профессии достойный уважения.

Марина (Saturday, 14 April 2018 21:47)

Спасибо, замечательный сайт, содержательный материал

Татьяна (Wednesday, 04 July 2018 07:23)

Отлично подобранная информация. Буду чаще заходить к вам на страницу. Я сама логопед-дефектолог , часто ищу материал для автоматизации и дифференциации звуков, а у вас нашла для к-г-х прекрасный полный комплект. И постановки описаны замечательно. В моей практике дети встречаются самые разные. Сейчас особенно много детей с ЗПР, дизартрией, моторной алалией, сниженным интеллектом с этим контингентом особенно трудно работать. Порой стандартные методики не работают и приходится искать новые подходы, долго делать массажи и развивать фонематический слух и восприятие прежде чем удаётся выставить, а потом и автоматизировать звук. Спасибо за то, что делитесь своими наработками с заинтересованными людьми. Успехов вам.

Читайте также:  Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ

Ольга (Wednesday, 19 September 2018 11:55)

Анастасия Павловна! Спасибо большое за материал по автоматизации звуков! Материал полный, ничего лишнего, все самое необходимое! Спасибо огромное.

Анжелика (Tuesday, 25 September 2018 20:14)

Спасибо большое! Материал оказался очень полезен.

Татьяна (Thursday, 04 October 2018 02:05)

Спасибо за сайт, Очень много нужной и полезной информации.

Гульнара (Wednesday, 24 October 2018 09:10)

Спасибо за отличный материал!

Наталья (Wednesday, 14 November 2018 18:53)

Анастасия Павловна, спасибо за материал. Работаю воспитателем более 20 лет и первый раз столкнулась с такой проблемой: ребенок 6-ти лет звук [О] заменяет на [А]. Например: нас, лашка, акна и т.д.Порой просто догадываюсь по смыслу.Что делать? Родители к врачу-логопеду или неврологу отказываются ехать, ссылаются на занятость, а ведь скоро в школу.

qq (Friday, 28 December 2018 18:31)

Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:12)

марина (Tuesday, 13 August 2019 19:42)

Добрый день!
Можно ли нам помочь в следующей проблеме: дочке 9 лет. Звук Р есть, но произносит его с напряжением нижней челюсти и нижней губы (нижняя губа дергается вниз при Р).
С челюстью справляемся при помощи карандаша,зажатого в зубах. А вот губа двигается вниз по- прежнему. Из-за того, что для Р столько усилий, то в речи слышится что-то страшное: Р утрированное, резкое, губа ходит вниз при этом. Логопеды говорят, пусть читает скороговорки на Р, в речи не пропускает Р. Да, всё это соблюдаем, но неправильный Способ этот не уходит, а закрепляется.

ГАЛИНА (Friday, 13 December 2019 06:46)

Спасибо. Подборки для автоматизации звуков очень интересные.

Елена (Friday, 13 December 2019 18:14)

Спасибо большое за Вашу страничку) С Вашей помощью у моих двойняшек постепенно появились с и ш, , в и вь, сейчас работаем над р. Примите мои поклоны)

Виктория (Wednesday, 20 May 2020 17:43)

Спасибо огромное за материал в электронном виде. На сегодняшний день оказался очень необходимым и актуальным

Снежана Пакиева (Wednesday, 22 July 2020 07:12)

Хочу выразить благодарностьза такой полезный материал! Уже не раз использовала его в своей работе. Желаю вам, Анастасия, творческого успеха в нелегком труде!

Елена (Thursday, 10 September 2020 12:53)

Огромное спасибо разработчикам за материал! Редко сталкиваюсь с необходимостью ставить заднеязычные звуки, поэтому речевого материала не накопилось.

Оля Белова (Monday, 12 October 2020 10:38)

Дисграфия – это нарушение письма.

Татьяна (Wednesday, 02 December 2020 13:02)

Благодарю за Ваш труд! Интересный и нужный материал!

Инна (Thursday, 17 December 2020 17:31)

Огромное спасибо за материал!

Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)

У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. “Л”, и меняет слоги.

Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)

Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.

Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)

Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу – желаю успехов!

Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)

Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.

Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)

Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))

Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)

Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)

Виктория Марченкова (Saturday, 04 November 2017 20:30)

Занимались с Анастасией Павловной. Остались очень давольны. Спасибо

Ирина (Sunday, 05 November 2017 03:49)

Спасибо, Анастасия! Очень полезная речевая зарядка.

жанна (Wednesday, 04 April 2018 10:20)

Спасибо за подборку материала. Очень удобно пользоваться сайтом.

Галина (Saturday, 16 June 2018 00:16)

Очень полезный материал. Большое спасибо коллеге. Желаю дальнейших успехов.

Галина (Sunday, 03 February 2019)

Спасибо за очень нужный материал

Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:11)

Гульнара (Saturday, 23 November 2019 11:19)

Добрый день! Не могу найти материал на автоматизацию звука Рь

Наталья (Friday, 13 March 2020 08:36)

Огромная работа проделана Вами! Спасибо за помощь.

Юлия (Wednesday, 29 April 2020 18:25)

NAILYA STASHKOVA (Sunday, 16 August 2020 10:40)

Благодарю Вас за хороший материал!

Марина (Wednesday, 09 September 2020 22:52)

Светлана (Tuesday, 20 October 2020 19:43)

Огромное спасибо!
Часто пользуюсь вашим материалом.
Очень нравится.

Наталья (Tuesday, 03 November 2020 11:38)

Согласна, материал великолепный. Но почему нигде нет ссылки на автора – Жихареву-Норкину и её домашние тетради, откуда взяты задания?)

Картотека домашних заданий “Автоматизация звука С”
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Данный материал предназначен для работы родителей с детьми в домашних условиях по закреплению правильного произношения звука “С”,начиная со слогов и заканчивая связным текстом. Картотека может быть использованна учителем – логопедом на подгрупповых занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak.docx710.61 КБ

Предварительный просмотр:

Правильное положение органов артикуляции при произношении звука « с » – губы растянуты в «улыбку», зубы «заборчиком» со щелью, язык упирается в нижние зубы, воздух теплый, струя направлена посередине языка: С – С – С – С – С – С………….. ( длительно, течёт водичка из крана).

Задание 1:Хлопни в ладоши , если услышишь звук «С»: Р, С, Ш, М, З, С,Л,П, Ш, С.

Задание 2: Выкладывать фигурки из палочек и произносить звук «С» столько раз, сколько палочек в фигурке, затем произносим слоги (са, со, су, сы):

Задание 3: Четко произносить прямые слоги (следить за тем, чтобы звук «С» произносился утрированно, протяжно). Проговаривать многократно.

Са- Са-Са Са- Со – Со – Сы

Со- Со-Со Сы – Су – Са – Со

Су- Су-Су Су – Со – Сы – Са

Сы- Сы- Сы Со – Су – Са – Сы

Задание 4: Четкое проговаривание слогов и слов за взрослым:

Са-са-са—— сани са-са-са—– самолёт

са-са-са—– сад са-са-са—– салют

Задание 5: Счет слов от 1 до 10 с загибанием пальцев (по образцу) –

самолёт, сапог, сад. Например: один сад, два сада, три сада и т. д. до 10.

Задание 6: Деление слов на слоги(са – ни, са-лют, сад ), в каком слоге находится звук «С»в первом или во втором, произнеси этот слог.

Задание 7 : нарисовать в тетрадке картинки (или приклеить готовые), в названии которых слышится звук «С»

Задание1 : Длительное произношение звука «С» ( течёт вода из крана ) С С С С С

Задание 2 :Выкладывать фигурки из палочек и произносить слоги: «Са», «Су», «Сы», «Со»:

Задание 3: Проговаривание слоговых рядов за взрослым:

Задание 4 : Игра «Добавь слог» « СА» : кас…., ли…, колба…, плак…, мас…, кляк…, ко…, о…, колё… .

Задание 5: Четко произносить слова с ударением на слоге «Са»: сабля, сад, сайка, сальто, сало, сани, гусак, колбаса, писать, посадка, небеса.

«СО»: совы, соки, сон, соль, колесо, лесок, носок, волосок, босой, сода, поясок.

Задание 6: Счет слов от 1 до 10 с загибанием пальцев : лиса, кусок, сокол.

Задание 7: нарисовать в тетрадке картинки или приклеить готовые : лиса, оса, сани, колбаса.

Задание 8: назови картинки, изображённые на карточке.

Ответь на вопрос полным предложением, выделяя звук «С»: Кого слепил Саня?

(Саня с лепит с неговика)

Из чего Саня слепил снеговика?

( С аня с лепил с неговика из с нега)

Задание 1: Игра « Добавь слог «СУ» – не…, па…. выне…., пута……, выне….

«СЫ» – бу…., ве…., воло…, какту…. кляк…. ли…. поло…., уку……, фоку……

Задание 2: Чёткое проговаривание слов с ударением на слоге «СУ» – суд, сумка, сутки, посуда, косуля, досуг, сумма, путассу.

Задание 3: Счёт слов от 1 до 10 с выкладыванием счётных палочек: с умка, кляк с а, фоку с . Например : одна сумка, две сумки, три сумки и т. д. до 10. – ПОЯ С

Задание 4: Чётко произнеси слова тройками за взрослым :

С ок – с ом – с он Но с ок – пе с ок – ку с ок ВЕ С НА –

С тол – с ток – с топ Ве с ы – но с ы – у с ы

О с а – ли с а – ко с а Воло с ы – фоку с ы – уку с ы

Задание 5: Повтори за взрослым чистоговорки, чётко выделяя звук «С»

С а – са –са – в саду оса С о – со – со –оса пьёт сок

С у – су – су – Соня видит осу С ы – сы – сы – у осы усы

С ы – сы – сы – с саду нет осы С а – са – са – укусила в нос оса

С АД – Задание 6: Нарисуй в тетрадке картинки, в названии которых слышится звук «с»

Задание №1 : Четкое проговаривание слов без ударения на слоге: «СА» : с ады, с адовник, с адовод, с алат, с алон, с алют, с амокат, с амолёт, с апог, ка сс а, ма сс а, плак с а.

«СО»: собака, сова, совет, солонка, солёный, солома, мясо . – КО С Ы

«СУ» : суббота, судьба, судак, сундук, сухой, суфле, вынесу.

«СЫ» : сынок, бусы, осы, косы, волосы, фокусы, насыпь, насыпать.

Задание 2: Повтори за взрослым чистоговорки, выделяя голосом звук «С»:

С а- са – са – у стены стоит коса С у – су – су – холодно в лесу

С о – со – со – сломалось колесо С а – са – са- зеленеют все леса

С ы- сы – сы- на столе стоят весы С у – су – су – сумку маме я несу

Задание № 3: Игра «Я начну, а ты закончи» :

Я стою со стаканом сметаны Она стоит со стаканом сметаны

Ты стоишь со таканом Мы стоим со стакном сметаны

Он стоит со стаканом сметаны Вы стоите со стаканом сметаны

Они стоят со стаканом сметаны

Задание № 4 : Счёт слов с выкладыванием пуговиц : ку с ок, мо с т, капу с та, аи с т.

Задание № 5: Повтори каждые три слова за взрослым. Назови 5 слов по памяти самостоятельно .

С ад – сок – сом С ыпать – сытый – сытны и т.д

Задание № 1 : Чётко произносить слоговые ряды за взрослым:

С ва – сво – сву – свы С ма- смо – сму – смы

С ка – ско – ску – скы С на – сно – сну – сны

С ла – сло – слу – слы С па – спо – спу – спы

С та – сто – сту – сты С ва- Ска – Сла – Сма

Задание № 2: Подобрать родственные слова к слову: С ТРЕКОЗА-

САД – с адик, с адовник, с адовый, с адовод, по с адка.

ЛЕС – ле с ок, ле с ной, ле с ник, ле с овик. ( знать наизусть эти слова).

Задание № 3: Чёткое проговаривание слов за взрослым: с ват, с вобода, с вод, с водка;

с кала, с какалка, с какун, с камья, с кобка, с камейка, с камья, с кула;

с лог, с лой, с лон, с лух, с лучай;

Задание № 4: Деление слов на слоги под хлопки (см. задание № 3 ), например:

Сво – бо – да – ( 3 слога) и т. д. со всеми словами .

Задание № 5 : Какой предмет лишний? Почему?

( лишний стол, потому что он относится к мебели, а всё остальное посуда)

Задание № 6: Выучить наизусть чистоговорку «Усатый сом»

С ы – сы – сы – у сома усы

С ы – сы – сы – длинные усы

С ов – сов – сов – не бывает сомов без усов

Задание № 1 : Четко произноси обратные слоги за взрослым:

А с – ос – ус – ыс Яс- ес – юс – ис

О с – ус – ыс – ас Е с – юс – ис – ёс

У с – ыс – ас – ос Ю с – ис – ес- яс

Ы с – ас – ос – ус И с – юс – яс – ес

Задание №2: Четко произносить слова с ударением на слоге

«АС»: бас, квас, погас, ласка, каска, маска, паста, колбаска, ласточка, ананас, класс;

«ОС»: нос, воск, тост, пост, доски, кокос, поднос, хвост, полоска;

«УС»: куст, вкус, пусто, вкусно, капуста, вкусный, укус;

«ЕС»: лес, место, тесно, навес, невеста, тесто, плеск.

Задание № 3: Измени предложения по образцу:

У С ани собака ——————-это Санина с обака

У С они сумка ——————–это Сонина с умка

У С веты совок ——————это Светин с овок

У С лавы носки —————–это Славины но с ки

Задание № 4: Какой предмет лишний? Почему?

Задание №1: Четко произносить слова с ударением на слоге :

ИС: бис, лист, кислый, баянист, танкист, киска, восход, Денис, диск;

Задание № 2 : Взрослый произносит слова тройками, ребёнок слушает и повторяет в том же порядке (звук «С» произносить отчётливо):

Фоку с – фику с – мину с

Ма с ка – ка с ка – пля с ка

Коко с – поко с – насо с ГАЛ С ТУК –

Коло с – голо с – воло с

Ку с ты – гу с ты – пу с ты

Ве с на – де с на – бле с на

Задание № 3 :Чётко произносить чистоговорок за взрослым (звук «С» произносить отчётливо):

А с – а с – а с ————–ма с ло, па с та, анана с .

Ис – ис – ис————- кипарис, Борис, ирис.

Ос – ос – ос————- нос, колос, абрикос.

Ус – ус – ус————–вкус, автобус, карапуз.

Ас – ас – ас————–у нас дома квас.

Ас – ас – ас————–у нас свет погас.

Задание № 4: Счёт слов с выкладыванием пуговиц: автобу с , анана с , па с та, наве с .

Например: один автобус

три автобуса и т. д до 10

Задание № 5: Выучить наизусть стихотворение:

Ест ки с ка с уп из ми с ки. КАПУ С ТА –

С ыта ки с ка, пу с та ми с ка.

Задание № 6: Нарисовать к стихотворению картинку.

Задание № 1: Проговаривание слогов со стечением согласных(звук «С» произносить чётко):

а с м- о с м – у с м – ы с м

осм – усм – ысм – асм

усм – ысм – асм – осм

асн – осн –усн – ысн

усн – ысн – асн – осн

ысн – асн – осн – усн ПО С УДА –

Задание № 2: Проговаривание сточек слов за взрослым со стечением согласных (после каждой строчки попросить ребёнка назвать слова, которые он запомнил):

стая, стадо, станок, стакан, стадион, скакун, ставни;

стук, стон, ступа, скелет, скука, скупой;

стукнуть, студент, скобка, скот, скотовод, скованный;

стыд, стыковка, стыдно, свадьба, свобода, свой.

Задание № 3 :Игра «Один – много» (взрослый называет один предмет, а ребёнок множество таки предметов):

киска – киски маска – пастух – гимнаст –

миска – миски скамейка – хвост- невеста –

каска – спутник – аист – хвастун –

Задание № 4: Счёт словосочетаниё от 1 до 10 с загибанием пальцев: О С А –

( с такан с метаны, вы с окий с тадион, с ломанный с тул)

Например: один с такан с метаны

два с такана с метаны

три с такана с метаны и т. д. до 10 со всеми словосочетаниями.

Задание № 5: Выучить наизусть .

С етку я с плела с ама для у с атого с ома.

Задание № 1 : Проговаривание столбиков слов за взрослым (после чтения каждого столбика попросить ребёнка повторить слова, которые он запомнил)

па с та ме с то па с тух опа с но мо с т

баста густо хвастун вкусный хвост

хвастун пусто поступок опасный пост

капуста пустой восток тесный пианист

невеста густой вкусно уснуть баянист

тесто устать тесно успех куст

Задание № 2: Игра « Я начну, а ты закончи»

Я стою со стаканом сметаны Я ставлю стул

Ты стоишь со стаканом сметаны Ты_____________

Он__________________________ Он_____________ С УП –

Задание № 3: Чёткое проговаривание словосочетаний за взрослым.

С анки у С ани, у с атый с ом, ле с ная с ова , с уп с с алом, с ытный с уп, с о с новая с мола, с олёное с ало, ма сс а с оветов, гу с той ле с , по с тная колба с а, с ытая с обака, с ломанный с ук, пу с той с такан, с олёная капу с та, по с тное мя с о, с ухой ли с т, вку с ный ква с , с онный С аня. С АХАРНИЦА –

Задание № 4: Деление слов на слоги ( РАБОТА СО СЛОГОВЫМИ ВАГОНЧИКАМИ) , посчитай количество слогов в названии картинок. Для этого положи ладонь под нижнюю челюсть и считай её движение. Затем помести картинку в подходящий слоговой «вагончик».

све – ча (2 слога), ка – пус – та(3 слога), стул (1 слог), сум – ка, ко –ле –со, са –мо-лёт,

бу-сы, сыр, о-сы, лист, ве-сы, спич-ки, мост, лиса, нос-ки, гу-си, ав-то-бус, сум-ка.

Задание № 5: Выучить наизусть чистоговорку «КАПУСТА»:

Пу с та-пу с та-пу с та——-у на с есть капу с та

Пу с ту-пу с ту-пу с ту——-по с адили мы капу с ту

Пу с ту- пу с ту- пу с туПу с те- пу с те-пу с те——–витамины есть в капу с те

Задание № 6: (нарисовать к чистоговорке картинку)

Задание № 1: Чёткое проговаривание предложений за взрослым (следить за произношением звука «С»). Задаём вопросы по предложению.

Например: С аня идёт в с ад – Кто идёт в сад?

и так далее по каждому предложению.

С с аду летают о с ы, высоко в небе самолёт, Саня и Соня летят на самолёте, Сане купят новый самокат, садовник посадил сад, собаке дали кусок мяса, в саду сухой песок, сосулька упала в снег, на обед салат, суп и мясо, в субботу Соне купят посуду, высоко на суку сидит сова, Алиса моет посуду, в сумке судак, у тёти Светы новые бусы, под кустом стоит петух, на столе стаканы с соком, водитель остановил автобус у моста.

Задание № 2: Послушай предложения. Исправь их.

С ахар ку с ает С оню. Стол постелили на скатерть. Стену поставили к стулу. На следах остался снег. На посуду поставили стол. Сапоги надели Соню. Бусы нося Соню.

Задание № 3: Закончи предложение, а затем ответь на вопрос:

Хлеб высушили, получился……( с ухарь) – Сухарь какой? ( с ухой)

Бельё высушили, бельё стало….( с ухим) – Какое бельё? ( с ухое)

Стаканы высушили, стаканы стали….( с ухими) – Какие стаканы? ( с ухие)

Задание № 4: Игра «Чего не стало на столе» (положить перед ребёнком 4 картинки содержащие звук «С» и попросить их запомнить. Просим ребёнка закрыть глаза, убираем одну картинку. Ребёнок, открыв глаза должен назвать чего не стало на столе). ПРИЛАГАЮТСЯ КАРТИНКИ

Задание № 5: Выучить наизусть стихотворение

С колько вку с ных, с ладких ягод

Летом я найду в ле с у,

Их наемся я и на год

Витаминов з апа с у.

Задание № 6: Нарисуй фрукты и ягоды, в названии которых слышится звук «С»

( слива, смородина, персик, ананас).

Задание № 1: Возьми картинки мальчика и девочки. Дай им имена со звуком «С». Распредели между ними картинки как считаешь нужным. Расскажи, что у кого есть. ПРИЛАГАЮТСЯ КАРТИНКИ

НАПРИМЕР: У С они с умка ЛИ С ТОЧКИ –

У С ани с амолёт

( и так далее со всеми картинками)

Задание № 2: Чёткое проговаривание слов с двумя звуками «С»

Ко с мо с , насос, пылесос, самосвал, сосны, солист, состав, сосуд, сосулька, соус, спасатель, способ, спуск, суслик, уксус, состояние.

Задание № 3: Счёт слов от 1 до 10 с выкладыванием счётных палочек

насос, сосуд, сосулька, спасатель.

Задание № 4: Проговаривание за взрослым стихотворения , содержащее множество звуков «С»

Из ки с киной ми с ки пё с

Вку с ный «Ви с ка с » унё с ,

А ки с ка у п с а из ми с ки ЛЕ С

Ест с аппетитом с о с и с ки.

(попросить ребёнка назвать слова из стихотворения со звуком «С»)

Задание № 5: Прочитать текст ребёнку. Попросить его пересказать.

У дома с ад. В с аду растёт с о с на. Под с о с ной с тоит с камейка. На с камейке с идит С оня. У с камейки с идит с обака. С оня даёт с обаке с очные с о с и с ки.

Задание № 6 : Нарисовать к рассказу картинку.

Сборник домашних заданий для автоматизации звука С у детей 4-7 лет

Собранный материал может быть полезен как начинающим, так и опытным логопедам, а также родителям детей-логопатов. Сборники подготовлены для использования и оформления домашних заданий в индивидуальных логопедических тетрадях.

При подборе материала учитывались следующие принципы:

– доступность для ребенка;

– оптимальный объем материала для одного домашнего задания;

– традиционный порядок автоматизации от простого к сложному;

– ненасыщенность теми (другими) звуками, которые часто искажаются детьми.

Использование картинного материала для обведения, раскрашивания и т.д. позволяет поддерживать у ребенка интерес к занятиям, стимулирует познавательную активность, а также развивает графомоторные навыки.

Последовательность заданий может быть разной, в зависимости от фонетических возможностей ребенка на данном этапе автоматизации, поэтому занятия не пронумерованы, но условно – одна страница – одно задание (одна неделя).

Список используемой литературы:

  1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки. Домашние логопедические тетради для детей 5-7 лет.
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. Приложение.
  3. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры.
  4. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.
  5. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет.
  6. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков у детей 5-7 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей.
  8. Кастюкевич М.В. Ярмарка звуков: Дидактический материал для коррекции произношения звуков.
  9. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп.
  10. Норкина-Жихарева Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей.
  11. Парамонова Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия.
  12. Спивак Е.Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.
  13. Тетрадь для рисования из серии «Солнечные ступеньки». Логопедические тетради.
  14. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звуки. Логопедические альбомы.

Просмотр содержимого документа
«Сборник домашних заданий для автоматизации звука С у детей 4-7 лет »

СБОРНИК ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Для автоматизации звука С

Логопед Буровцева Е.А.

Спой «песенку насоса». Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с…

«Подружи звуки». Накачай колесо. Какие слоги получились?

С………. А

С………. Ы

С………. Э

С………. О

С………. У

Назови и раскрась картинки, название которых начинается на С:

Назови и раскрась картинки, в названиях которых С находится в середине слова:



____________________________________________________________________________

Повторяем слова, где звук С находится в начале слова.

Автоматизация звука С

Упражнения для автоматизации звука C: изолировано, в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация звука С, начинается с самых легких заданий для малыша.

1. Спой «песенку насоса».

Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с…

2. Повтори прямые слоги со звуком С:
3. Повтори обратные слоги со звуком С.
4. Повтори слоги, где звук С находится между гласными.

Аса-асо-асу-асы
уса-усо-усу-усы
оса-осо-осу-осы
ыса-ысо-ысу-ысы

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

Ста-сто-сту-сты
спа-спо-спу-спы
сма-смо-сму-смы
ска-ско-ску-скы
сна-сно-сну-сны
сва-сво-сву-свы

6. Повтори обратные слоги со стечение согласных.

Аст-ост-уст-ыст-ист-ест-ёст-юст-яст
аск-оск-уск-ыск-иск-еск-ёск-юск-яск
асп-осп-усп-ысп-исп-есп-ёсп-юсп-ясп
асм-осм-усм-ысм-исм-есм-ёсм-юсм-ясм
асв-осв-усв-ысв-исв-есв-ёсв-юсв-ясв

7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.

Са: сад, сани, сатин, самокат, сайка, сам, Саня, сапоги сауна, сабо, садок, Савва, событие, совёнок, совок, со­вет, сова, софа.
Со: сок, сон, сом, соя, сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка соты, сонный.
Су: суп, сумка, суббота, судно, сукно, сундук, сухо, суета, сутки, сухой, суматоха, субботник.
Сы:
сын, сыт, сынок, сыпать.

Стечение согласных: сваи, свобода, свой, свод, скамейка, ска­кать, скат, скоба, скобка, скука, смотать, снова, сноп, сны, спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступенька, ступа, студить, студент, стынуть.

8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.

Са: оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса.
Ас: паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно.
Со: песок, кусок, осока, носок, босой, высокий, поясок.
Ос: пост, воск, мост, киоск, хвост.
Су: несу, пасу, посуда.
Ус: куст, пусто, капуста, август, фокусник.
Ис: писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист.
Сы: косынка, посыпать, весы, бусы, гусыня.
Ыс: выступ, выставка.
Ес: место, тесто, тесно, теснота, весна.
Юс: бюст.
Яс: ясный.

9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.

Ас: квас, бас, нас, погас, ананас.
Ос: нос, покос, поднос, кокос.
Ус: вкус, кактус, укус, фокус, автобус, фикус, минус.
Ыс: мыс, кумыс.
Ис: Денис.
Ёс: пёс, овёс, утёс, унёс.
Ес: навес. Яс: пояс.

10. Повтори слова с двумя звуками С.

Стас, соска, сосна, уксус, насос, соус, Сусанна, Самсон, космос, саксофон, сосуд, стамеска.

11. Повтори словосочетания.

Вкусный суп
навесной мост
мамины бусы

усатый сом
сосновый сук
мягкий воск

высокая сосна
сухая косынка
высокий утёс

сонная киска
искусный фокусник
сафьяновые сапоги
тенистый сад
пустой автобус
автобусная остановка

12. Повтори предложения.

Три слова: В саду осы. У сома усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьёт кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду.

Четыре слова: В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт вкусный сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест ку­сок мяса. Савва готовит суп киске. У сада высокий мост. Скамейка стоит в саду. Дениска сам надевает сапоги.

Пять слов: В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса. Соня ставит сум­ку на скамейку. У Сани санки едут сами. На сосновом суку два совёнка. Стас и Соня идут в сад. У высокой со­сны навесной мост. По мосту едет пустой автобус. Ан­фиса сама готовит вкусный обед.

Шесть слов: В субботу Стас идёт в сад. Мама готовит вкус­ный суп с капустой.

Семь слов: У Сани в сумке ананас и капуста. У Саввы фи­кус, а у Сони кактус. Соня и Саня идут на выставку со­бак. Денис ставит свой самокат у скамейки.

Семь слов: У Сани в банке сом с усами.

Восемь слов: У нас в саду кусты и высокие сосны.

( по книге Е.Н. Спивак, Автоматизация звука С)

Как помочь ребенку с дисграфией: 8 советов родителям

Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.

Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.

Не игнорируйте проблему

Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:

  • пороки внутриутробного развития;
  • родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
  • тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
  • опухоли головного мозга;
  • задержки психического развития;
  • речевые нарушения.

В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.

При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.

Будьте терпеливыми

Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:

  • путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
  • написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
  • зеркальное отображение букв;
  • перестановка слогов в словах;
  • добавление в слова лишних слогов или букв;
  • отсутствие в словах окончаний;
  • несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
  • нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.

Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.

Организуйте место учебы

Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.

Избегайте переутомления

У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.

Играйте с ребенком

Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Проговаривайте проблемные слова

Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.

Читайте вслух

Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.

Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.

Обеспечьте ребенку моральную поддержку

При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.

В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.

По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.

Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.

Видео с YouTube по теме статьи:

Ссылка на основную публикацию