Дифференциация звуков К-Г – конспект

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков Г–К в слогах и словах

Разделы: Логопедия

Цель: обучить учащихся различать на слух и на письме согласные Г-К в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

  • развитие фонематического слуха;
  • закрепление дифференциации букв Г-К на письме;
  • развитие навыка звукового анализа и синтеза;
  • развитие зрительно-пространственной ориентировки;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • расширение словарного запаса.

Оборудование: слоговая таблица, карточки с заданиями, мяч, рабочие тетради.

1. Организационный момент

– Послушайте стихотворение и сосчитайте сколько раз в нем встречается звук [Г]:

Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
Г.Виеру
– 4 раза.

– А теперь послушайте другое стихотворение и сосчитайте сколько раз в нем встречается звук [К]:

Каплями забулькав,
Плакала сосулька:
– Я хотела сесть повыше,
Я хотела влезть на крышу.
А ступила на карниз –
И боюсь свалиться вниз!
Кап! Кап! Кап!

2. Уточнение связи буквы и звука

– Скажите, звук [Г] согласный или гласный? Почему?
– Звонкий или глухой? Почему?
– Звук [К] согласный или гласный? Почему?
– Звонкий или глухой? Почему?
– Что общего и чем различаются звуки [Г] – [К]?

3. Слоговая таблица

– Какой слог находится в правом левом углу?
– Какой слог в верхнем левом углу?
– Прочитайте первый столбик слогов.
– Прочитайте последний столбик слогов.

4. Послушайте слоги, запишите только первую букву каждого слога.

– Гы, гу, ка, ки, го, ке, ге, кя; кра, кро, гра, кры, гру, гры, гро, гре, кри, гри.

5. Цепочка слогов

– Послушайте ряды слогов, повторите их в той же последовательности, отвечает тот, у кого в руках мячик.

Га – ка – га Ку – гу – ку Ка – га – га – ка
Го – ко – го Ко – го – ко Ку – гу – ку – гу
Ге – ке – ге Ке – ге – ке Ко – го – ке – ге
Ка – га – ка Гу – ку – гу Гы – кы – кы – гы

6. Подберите и запишите по три слова, которые начинаются на эти слоги.

(Голубь, горка, год, капля, камень, кадр, гимн, гиря, гипс, кит, кисть, кипа, гавань, газ, галка, конь, кобра, комната)

7. Физминутка

Грач качался в гамаке (наклоны в сторону).
Гуси – в волнах на реке (наклоны вперед-назад).
Мимо голуби летели (покачивания руками).
И на веточку присели (приседание).
Веточка качается (покачивание руками).
Неплохо получается.

8. Графический диктант

Записывать только буквы «Г» и «К» и рядом указать цифрой их место в слове.
Например: «Радуга» – пишем Г – 5.

Слова: магазин, кабина, гора, кит, огород, куст, аптека, гигант, галстук, крошка.

9. Возьмите карточки. Прочитайте и запишите предложение.

– ПОШЛАМЫШКАНАРЫНОК.
– ГРИШАХОТЕЛПОГЛАДИТЬГУСЯТ
– КАТЯСОБИРАЛАГРИБЫИЯГОДЫ

Подчеркните буквы «Г» и «К».

10. Итог занятия

– О каких звуках мы говорили?
– Какие задания вам понравились?
– Какие буквы мы сегодня вспоминали?
– Придумайте каждый слово со звуком «Г» или «К».

Список используемой литературы:

  • Барсукова Л.А. Логопедия для учителей, психологов, родителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – М.: Владос, 2004.
  • Крутецкая В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2012.
  • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Владос, 2001.

Дифференциация звуков [г] и [к]. Конспект занятия

Однажды попал Старичок Звуковичок на колхозный двор. На колхозном дворе жили гуси и куры. Вот что Звуковичок там увидел. Ранним утром стадо гусей направлялось к воде, важно крича: «Га-га-га…» А куры тем временем носились по Двору, собирая жучков, червячков. И поднимали такой крик, когда находили добычу, что даже гуси на пруду их слышали.

Как кричали куры? «Ко-ко-ко…» Гуси, возвращаясь ве­чером домой, недовольно смотрели на них, громко гогоча: «Га-га-га…» Куры внимания на них не обращали и кудахтали по-своему: «Ко-ко-ко…»

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [г] и [к].

Педагог. Кто жил на колхозном дворе?

Ребенок. Гуси, куры.

Педагог. Как их можно назвать одним словом?

Педагог. Какие это птицы?

Ребенок. Потому что они живут у людей во дворе, люди о них заботятся.

Педагог. Как кричали гуси?

Педагог. Как кричали куры?

Педагог. С какого звука начинается слово «гуси»?

Ребенок. Со звука [г].

Педагог. С какого звука начинается слово «куры»?

Ребенок. Со звука [к].

Педагог. Чем эти звуки похожи и чем отличаются?

Ребенок. Эти звуки похожи тем, что они согласные твер­дые. Различаются тем, что звук [г] — звонкий, [к] — глухой.

Напоминаем!

Звук [г] — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к гор­лышку — чувствуется вибрация.

Звук [к] — глухой, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

Проверь себя! Сравни звуки,

  • Положи ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание — это звонкий звук, если дро­жания нет — глухой.
  • Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук [г] и глухой [к].

Задание 2. Игра «Назови первый звук в слове».

Цели: выделение первого звука в словах, различение звуков [г] и [к].

Слова: гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различение звуков [г] и [к] в слогах и словах.

Внимательно слушай и повторяй песенки гусей и кур.

га — га — ка гы — гы — кы ко — го — ко

гу — гу — ку го — го — ко ку — гу — ку

ку — ку — гу кы — кы — гы ко — го — ко

Пары слов: голос — колос, гора — кора, губы — кубы, га­зета — кассета, гудок — кусок, гамак — казак.

Слова, в которых есть звуки [г] и [к]: глоток, когти, губка, голубика, гудок, галка, гусенок, уголок.

Задание 4. Игра «Вставь правильное слово».

Цель: различение звуков [г] и [к] в словах.

Отрыл однажды… (крот) В горе огромный… (грот).

Достал мешок… (костей) И пригласил… (гостей).

Издалека… (шагал) На пир к нему… (шакал). Я. Козловский

Задание 5. Повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков [г] и [к]: гадать на картах, гадкий утенок, кокон гусеницы, тонкая грань, пироги с капустой, глоток сока, голубой камень, компот из голубики, отгадай загадку.

Задание 6. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [г] и [к]:

га — га — га — вышли гуси на луга;

ка — ка — ка — наша елка высока;

го — го — го — не увижу никого;

ко — ко — ко — по теченью плыть легко;

гу — гу — гу — много пчелок на лугу;

ку — ку — ку — Катя сыпала муку.

Задание 7. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [г] и [к].

Гоша катается на катке.

Коля любит есть галеты.

У Кати в косе голубой бантик.

Пол выложен голубой плиткой.

Крупная гусеница сидит на кусте.

Галя купила кабачки, капусту, огурцы.

Мама купила попугая.

Катя пасла гусей.

У Кати на полке нитки, иголки.

Голубь клюет клюкву.

Задание 8. Повторение скороговорок с четким проговариванием всех звуков.

Котик ниток клубок

Укатил в уголок.

Покатил Костя к Гоше в гости.

Клава клала лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

Гусак с гусаком.

Голубь, гусь и галка —

Вот и вся считалка.

У елки иголки колки.

На дворе — галка,

Читайте также:  Рабочая программа 'Коррекционно-развивающая работа с детьми в подготовительной группе с ТНР'

На берегу — галька.

Нес Григорий пирог через порог.

Стал на горох и упал на порог.

Задание 9. Повторение стихотворных текстов с четким проговариванием звуков [г] и [к].

Мне купили в магазине

Голубой костюм и синий,

Юбку в складку и в горошек,

И красивые сапожки.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык,

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно —
Стало заиньке темно.

Гусь гогочет и гогочет.

Не пойму, чего он хочет?

— Я хочу чистой водички,

Семечек и чечевички.

Задание 10. Пересказ.

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды — в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Задание 11. Пальчиковая игра.

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотвор­ном тексте звуков [г] и [к].

На горе мы видим дом. Кистями рук сложить «домик».

Много зелени кругом. Волнообразные движения кистя­ми рук.

Вот деревья, вот кусты. Руками изобразить деревья, кусты.

Вот душистые цветы. Пальцами показать бутон,

Окружает все забор. Пальцами показать забор.

За забором — чистый двор. Погладить ладонями стол.

Мы ворота открываем, Кистями рук показать ворота,

как ворота отрываются.

К дому быстро подбегаем. Пальцами «пробежаться» по столу.

В дверь стучимся: Постучать кулаками по столу.

Кто-то к нам идет на стук… Ладонь приставить к правому уху:

Конспект занятия на тему “Дифференциация Г-К в словах, предложениях”

Цели занятия:

Образовательные:

– дифференциация звуков Г-К;

– развивать навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза;

– учить подбирать антонимы;

– учить подбирать подходящие по смыслу слова в предложении;

Коррекционные:

– развитие слухового и зрительного восприятия;

– развитие фонематического слуха;

– развитие внимания, логического мышления;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

– воспитание доброжелательного отношения к товарищам,

-воспитание умения слушать других.

Оборудование:

картинки: белка, конфеты, кошка, рак, лодка, тарелка, корова, паук, щука; радуга, газета, гнездо, бумага, вагон, гусеница; звуковые линейки, фишки, кассы букв, смайлики, таблица характеристики звуков

Ход занятия

1.Организационный момент. Упражнения для кистей рук: ножницы, горка, стена, цветок, лапки-царапки

1.Отгадайте загадки:

Звук [К]:

«Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» -Слышим мы на улице.
Созывает всех цыплят
Рябенькая. (курица)

Звук [Г]:

Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это – (гусь)

– Как их можно назвать одним словом? (Птицы). – А какие птицы? (Домашние)

– На какие звуки начинаются слова?

II. Основная часть.

Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.

1. Характеристика звуков [Г][К]. К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют.

К – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный, твёрдый и мягкий).

2. Работа с раздаточными картинками

– Надо разложить картинки к соответствующим буквам. Если есть в их названии звук К, то к этой букве, а если в названии есть звук Г, то к букве Г (картинки: белка, конфеты, кошка, рак, лодка, тарелка, корова, паук, щука; радуга, газета, гнездо, бумага, вагон, гусеница)

3. Закончи слово, прибавив слог ГА или КА

РУ…, НО…, РО…, РЕ…, НИТ…, ВЕТ…, НОР…, ГОР…, КОЧЕР…, СОБА…, БАРАН…, БЕРЕ…, ЛУ…

4 Дидактическая игра «Кто где живет»

Лиса -, медведь -, волк -, еж -, белка –, мышь –

(В дупле, в норе, в берлоге, в гнезде, в логове).

5. Разложим картинки в 2 корзинки: овощи и фрукты

Капуста, горох, тыква, огурец, гранат, груша, яблоко, картофель.

Физминутка. Капуста. (Для кистей рук)

Что за скрип? (Пальцы сжимаем и разжимаем в кулачок)

Что за хруст? (Сцепляем пальчики обеих рук)

Это что еще за куст? (Делаем фонарики обеими кистями рук)

Как же быть без хруста (Сцепляем пальчики обеих рук)

Если я капуста (Обеими руками «держим» капусту)

Мы капусту рубим, рубим («рубим» ребрами ладоней)

Мы морковку трем, трем (руки в кулачках, трем кулачок о кулачок)

Мы морковку солим, солим (имитация движений)

Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки)

Пальчиковая гимнастика: 1) ёжики, 2) зайчики, 3) коза, 4) вилка.

6. Звукобуквенный анализ слова груша

– Сколько слогов в этом слове?

– Сколько звуков? (Определяем с помощью звуковой линейки)

– Какой первый звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку)

– Какой второй звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку). 3-й звук? и т.д.

– Какой 4-й звук? Назовите его соседей. 2-й звук? и т.д.

– Выкладываем слово в кассах букв слово ГРУША

7. Дидактическая игра «Закончи предложение и назови слова-неприятели»

– Слон большой, а комар …

– Камень тяжелый, а пушинка …

– Сахар сладкий, а горчица …

– Дерево высокое, а куст …

– Река широкая, а ручеек …

– Сегодня мне весело, а вчера было …

– Компот холодный, а чай …

– Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом …

8. Ответь на вопросы одним словом

– Что на спине у верблюда?

– Что остаётся после разрезанного хлеба?

– Что грохочет во время грозы?

– Как называется зелёный массив в городе?

– Где устанавливают телевизионную антенну?

– Чем измеряют температуру?

(Градусник, гром, крошки, горб, крыша, парк)

III Итог занятия.

– С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

– У вас на столах смайлики. Если понравилось занятие, то ваш смайлик будет веселым, а если нет, то грустным.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему “Дифференциация Г-К в словах, предложениях”»

Тема: «Дифференциация звуков Г-К в словах, предложениях»

– дифференциация звуков Г-К;

– развивать навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза;

– учить подбирать антонимы;

– учить подбирать подходящие по смыслу слова в предложении;

– развитие слухового и зрительного восприятия;

– развитие фонематического слуха;

– развитие внимания, логического мышления;

-воспитывать интерес к занятиям;

– воспитание доброжелательного отношения к товарищам ,

-воспитание умения слушать других.

картинки: белка, конфеты, кошка, рак, лодка, тарелка, корова, паук, щука; радуга, газета, гнездо, бумага, вагон, гусеница; звуковые линейки, фишки, кассы букв, смайлики, таблица характеристики звуков

1.Организационный момент. Упражнения для кистей рук: ножницы, горка, стена, цветок, лапки-царапки

«Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» -Слышим мы на улице.
Созывает всех цыплят
Рябенькая. (курица)

Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это – (гусь)

– Как их можно назвать одним словом? (Птицы). – А какие птицы? (Домашние)

– На какие звуки начинаются слова?

II. Основная часть.

Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.

1. Характеристика звуков [Г][К]. К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют.

К – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный, твёрдый и мягкий).

2. Работа с раздаточными картинками

– Надо разложить картинки к соответствующим буквам. Если есть в их названии звук К, то к этой букве, а если в названии есть звук Г, то к букве Г (картинки: белка, конфеты, кошка, рак, лодка, тарелка, корова, паук, щука; радуга, газета, гнездо, бумага, вагон, гусеница)

Читайте также:  Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

РУ… , НО… , РО… , РЕ… , НИТ… , ВЕТ… , НОР… , ГОР… , КОЧЕР… , СОБА… , БАРАН… , БЕРЕ… , ЛУ…

4 Дидактическая игра «Кто где живет»

Лиса – , медведь – , волк – , еж – , белка – , мышь –

(В дупле, в норе, в берлоге, в гнезде, в логове).

5. Разложим картинки в 2 корзинки: овощи и фрукты

Капуста, горох, тыква, огурец, гранат, груша, яблоко, картофель.

Физминутка. Капуста. (Для кистей рук)

Что за скрип? (Пальцы сжимаем и разжимаем в кулачок)

Что за хруст? (Сцепляем пальчики обеих рук)

Это что еще за куст? (Делаем фонарики обеими кистями рук)

Как же быть без хруста (Сцепляем пальчики обеих рук)

Если я капуста (Обеими руками «держим» капусту)

Мы капусту рубим, рубим («рубим» ребрами ладоней)

Мы морковку трем, трем (руки в кулачках, трем кулачок о кулачок)

Мы морковку солим, солим (имитация движений)

Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки)

Пальчиковая гимнастика: 1) ёжики, 2) зайчики, 3) коза, 4) вилка.

6. Звукобуквенный анализ слова груша

– Сколько слогов в этом слове?

– Сколько звуков? (Определяем с помощью звуковой линейки)

– Какой первый звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку)

– – Какой второй звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку). 3-й звук? и т.д.

– Какой 4-й звук? Назовите его соседей. 2-й звук? и т.д.

– Выкладываем слово в кассах букв слово ГРУША

7. Дидактическая игра «Закончи предложение и назови слова-неприятели»

– Слон большой, а комар …

– Камень тяжелый, а пушинка …

– Сахар сладкий, а горчица …

– Дерево высокое, а куст …

– Река широкая, а ручеек …

– Сегодня мне весело, а вчера было …

– Компот холодный, а чай …

– Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом …

8. Ответь на вопросы одним словом

– Что на спине у верблюда?

– Что остаётся после разрезанного хлеба?

– Что грохочет во время грозы?

– Как называется зелёный массив в городе?

– Где устанавливают телевизионную антенну?

– Чем измеряют температуру?

(Градусник, гром, крошки, горб, крыша, парк)

III Итог занятия.

– С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

– У вас на столах смайлики. Если понравилось занятие, то ваш смайлик будет веселым, а если нет, то грустным.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Г]-[К]»

Татьяна Алферова
Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Г]-[К]»

Конспект фронтального логопедического занятия

«Дифференциация звуков [Г]-[К]»

Образовательные: учить различать звуки [Г] – [К]; выделять звуки [Г] – [К] в ряду других звуков, слогов, слов; уточнить акустико – артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ; учить определять позицию звука в слове; учить дифференцировать буквы Г – К на письме.

Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.

Оборудование: предметные картинки, карточки – символы, карточки с письменным заданием на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Сообщение темы занятия.

Звук [К]:

У леса на опушке, высоко на суку

С утра поёт кукушка: «КУ-КУ, КУ-КУ, КУ-КУ!»

Внизу бежит речушка по жёлтому песку,

Поёт кукушка звонко: «КУ-КУ, КУ-КУ, КУ-КУ!»

Звук [Г]:

ГА-ГА-ГА – гогочет гусь,

Я семьёй своей горжусь,

На гусят и на гусыню

Всё гляжу – не нагляжусь.

II. Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звуков [Г] – [К].

Скажите, звук [Г] согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

А звук [К] согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Значит звуки [Г] – [К] являются парными.

III. Формирование фонематического восприятия, операций фонематического анализа и синтеза.

1. определить наличие / отсутствие заданного звука в ряду других звуков.

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [Г] среди других звуков:

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [К] среди других звуков:

2. определить наличие / отсутствие заданного звука в слогах.

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [Г] в слогах:

Га- ка- га- ха- ого – уку – ыгы.

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [К] в слогах:

Га- ка- га- ха- ого – уку – ыгы.

3. определить наличие / отсутствие заданного звука в словах.

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [Г] в словах:

Гора – кора – голос – колос – гость – кость.

Покажи карточку-символ, когда услышишь звук [К] в словах:

Игра – икра – гол – кол – игра – икра.

4. определить позицию звука в слове:

Определи место звука [Г] в словах и распредели их по вагонам:

ГАЗЕТА, РОГА, ГАРМОНЬ, ГОЛУБЬ, РАДУГА, ОГОНЬ,ГРИБ, ГНЕЗДО.

Определи место звука [К] в словах и распредели их по вагонам:

КАБАН, РЕКА, РАК, КАМЕНЬ, ОКНО, ХОМЯК, КАПУСТА, ВОЛК.

5. вставить пропущенный слог ГА или КА (устно с перекидыванием мяча):

Я кину мяч и назову часть слова, а вы вставьте пропущенный слог ГА или КА:

ДУ (ГА, РУ (КА, НО (ГА, ДОРО (ГА, ГОР (КА, ВИЛ (КА, ЗАГАД (КА, РАДУ (ГА, ВЕТ (КА, РО (ГА, БЕЛ (КА, ВЕРЁВ (КА, ОТВА (ГА).

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И крутим головой.

V. Дифференциация букв Г – К на письме.

1. Распределение слов на 2 группы (письменно):

В 1-ый столбик запишите слова с буквой Г, а во 2-ой столбик – с буквой К:

КРЕПОСТЬ, КИРПИЧ, ГЛУБИНА, ОГОРОД, ГРАЧИ, ЗАКАТ, МАГАЗИН, ПРЫЖОК.

2. Вставить пропущенный слог ГА или КА (письменно):

Вставь пропущенный слог ГА или КА в слова:

…- ПУСТА, … – ЗЕТА, … – ТЕР, … – РАЖ, … – ЛИТКА, … – ПЕЛЬ, … – НАВА, … – РАНДАШ.

VI. Итог занятия:

Логопед : Какие звуки мы учились различать? Чем различаются эти звуки?

Конспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возраста Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Юные модельеры» Цели: Образовательные: закрепить знания о предметах одежды и обуви; уточнить и расширить знания о материалах,.

«Дифференциация звуков [К] – [Г]»
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [К] – [Г]»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_k_-_g.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Тема: «Дифференциация звуков [К] – [Г]»

Тема: «Дифференциация звуков [К] –[ Г]»

Цель: закрепление навыка различать согласные [ к ]-[г ] в устной и письменной речи ;

уточнение и сравнение характеристики звуков [ к] – [г];

развитие навыков фонематического анализа и синтеза на материале слогов, слов, предложений;

уточнение и активизация словаря;

отработка умения формулировать свой ответ;

развитие памяти, внимания;

воспитание бережного отношения к хлебу.

Оборудование: зеркала, ручки, карандаши, буквы, предметные картинки, домики, тетради, компьютер, лягушка Квака.

1. Организационный момент.

Наши глаза смотрят, уши слушают, голова думает.

2. Артикуляционная гимнастика.

Помогает выполнять упражнения для языка лягушка Квака.

3. Беседа по материалу прошлого занятия.

Послушайте внимательно стихотворение.

– Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

Кукареку! – кричит петух.

У рыбаков костёр потух.

– Дайте характеристику звуку [ к]. Он какой?

Послушайте ещё одно стихотворение.

– Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

Га, га, га! – гогочет гусь

– Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу, не нагляжусь!

– Дайте характеристику звуку [г]. Он какой?

– Что общего у звуков [к ]-[г]?

– Чем различаются звуки [к ]– [г]?

– Как вы догадались, что звук[ г] – звонкий?

– Какие звуки мы сегодня будем различать?

– Чем различаются звуки [к] – [г ]?

– Что между ними общего? Как думаете?

1. «Кто самый внимательный»

Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук [г] , подними руку, если услышишь звук [ к].

Кирпич, магазин, берега, берлога, сказал, бумага, рукавицы.

2. Чтение слогов.

Все вместе читаем слоги.

– чтобы в них был глухой звук;

– чтобы в них был звонкий звук;

– чтобы в них был звонкий твёрдый звук;

– чтобы в них был глухой мягкий звук;

3. «Помогите собрать слово из слогов»

Лисичка – это гриб. А кого еще называют лисичкой? Почему?

5. Динамическая пауза

4. «Помоги расселить животных в домик»

– В первом домике будут жить животные с глухим звуком, во втором – со звонким звуком.

Снегири, гусь, голубь, кролик, собака, корова, коза, кенгуру.

– Чем отличаются птицы от животных?

5. Работа в тетради.

– Объясните слово кости .

Сделайте звуковую схему к слову кости.

– Сколько звуков в слове кости? Назовите каждый звук и охарактеризуйте его.

– Сколько слогов в слове? Почему?

– Замените первый глухой звук звонким, запишите слово в тетрадь.

– Какое слово получилось? Объясните слово гости.

– Каким звуком отличаются слова кости – гости.

– Если меняется хоть один звук, то меняется смысл всего слова.

– Добавьте слово кости, гости в моё предложение.

У Бобика в конуре .

У Васи за столом .

5. «Назови место звука»

Пригорок – что это такое?

Запишите числа от 1 до 10.

– Определите место звуков [к] – [г].

– Зачеркните цифру, соответствующую [ к ] – синим цветом, [ г] – зеленым.

– На каком месте по счету находится [к];[г]?

– Назовите звук, который стоит перед [к], за [ г].

Гриша шел, шел, шел

Белый гриб нашел.

Положил все в кузовок.

К словам из первого столбика добавить слова из второго столбика.

А глубокий 1 молоко

Б гречневая 2 колодец

В горячее 3 каша

Г громкие 4 голоса

Запишите в тетрадь словосочетание Г 4. (громкие голоса)

– Звонкий звук подчеркните двумя чертами, глухой – одной.

3. Запись на доске.

– Вставьте букву К- синим цветом, Г-зеленым цветом

Не вели_ _ усо_ пиро_ а , а стоит большо_ о труда.

– Как понять слово «не велик»?

– Почему стоит большого труда.

Беседа о хлебе: «Как хлеб попадает в магазин»

6. Д/з Рассказать родителям : « Как хлеб попадает в магазин »

-Чему мы научились.

– Какое задание больше всего понравилось?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, .

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия – это развитие речевого слуха (работа с текст.

Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха.

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект урока с полным набором разрезных карточек.

Конспект урока с полным набором разрезных карточек.

Конспект урока с полным набором разрезных карточек.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]»

Светлана Ходаковская
Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]»

Цели занятия:

– развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г;

– развивать умение соотносить звуки К, Г с буквами К и Г,

– развивать фонематический слух;

– расширять словарный запас;

– развивать внимание, логическое мышление;

Материал к занятию:

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Г?

Найдите слово с мягким звуком Г.

Между собой уже века

Живут в согласье Г и К

И не впадает К в обиду,

Когда ее сменяет Г,

Что схожа с цаплею по виду

И на одной стоит ноге.

Думаю, не ошибусь –

Г запомним наизусть – Г – как голубь, Г – как гусь.

Это – гордость, это грусть. Г грибы, горох, галеты,

Все слова на Г нужны- Город, газ, графин, газета.

В речи так они нужны!

Сколько раз в стихотворении встретился звук К?

Назовите слова с мягким звуком К.

Кролик, куры, кот и кошка, К – кино, компот, котлета,

И капуста, и картошка, Книга, краски и конфета,

Клевер, кактусы и клены, Кружева, корабль, кит –

Кипарис вечнозеленый. Слышишь, К – везде звучит!

Куст калины, роща кедров,

Ах, какой язык наш щедрый.

Звук Г – звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку – чувствуется вибрация.

К – глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

2. Проверь себя! Сравни звуки:

а) Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

б) Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Г и глухой К.

3. Игра «Эхо». Повтори слоги:

га-ка ка-га ка-га-ка га-ка-га ка-ка-га

гу-ку-ку га-ка-га-ка го-ко-ко-го ко-го-го-ко.

4. Назвать первый звук в слове:

Гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

5. Определи, какой звук в слове – Г или К и его место:

Кот, мак, газ, огород, загадка, майка, берега, пирог, вагон, танки, рога, огонь, галка, нога, горка, гусак.

6. Подумай, на что похожа буква Г?

На что похожа буква К?

7. Нарисуй эти буквы с закрытыми глазами на песке, на ладошке, в воздухе. Изобрази букву Г.

Выложи эти буквы из мелких предметов.

8. Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы Гг и Кк?

9. Прочитай слова с буквой Г, затем с буквой К:

Газета, клад, газон, колос, голос, бумага, низко, флаги, дороги, колодец, деньги, язык, угла, сапоги, девочка, брызги.

Необходимо придумать и записать как можно больше слов: начинающихся на буквы Г, К; имеющих их в своем составе.

11. Вставь букву К зеленым цветом, Г – синим. Записывая, проговаривай слова вслух по слогам.

Рыб…а, …аша, но…а, раду…а, мар…а, …апуста, бал…он, …азета, доро…а, о…онь, о…но, бу…варь, …итара, …ерой, …осмос, …омната, …увшин.

12. Итог занятия.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Тема: «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Цель: закрепить умение детей правильно произносить и дифференцировать на слух звуки [п]-[б] в слогах,.

Фронтальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Д]-[Т]» Цель: – дифференциация звуков в слогах, словах, фразах; – развивать фонематический слух и артикуляторную моторику; – развивать речедвигательные.

Фронтальное занятие «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Цель: – закрепить слуховой и моторный образ звука [С]; – дифференцировать звуки в слогах, словах, фразах; – развивать фонематическое восприятие.

Конспект занятия «Дифференциация звука [С]-[З] в словах» Конспект урока «Дифференциация звука [С]-[З] на фоне слова. Цель: Дифференциация звука [С]-[З] в словах. Коррекционно-образовательные цели:.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.

Конспект занятия по логопедии «Дифференциация звуков [Т], [К]» 1. Игра «Повтори слоги» та-ка-та ка-ка-та ка-ка-ка-та ак-ат-ак то-ко-то то-ко-ко ко-то-то-ко ок-от-от ку-ту-ку ту-ку-ку ту-ку-ту-ку ут-ут-ук.

Логопедическое занятие в 1 классе «Дифференциация [Ч]-[Щ]» Цель: Закреплять знания о звуках Ч – Щ и дифференцировать их. Задачи: 1. Закреплять навыки различения звуков урока в слогах, словах, предложениях.

Занятие «Дифференциация согласных звуков [З]-[З’]» Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ФФНР, ОНР. Тема занятия: «Сюрпризы для Зои и Зины». Дифференциация.

Звуковая культура речи. Дифференциация звуков З-Ж. Задачи: 1. Образовательные: помочь педагогам систематизировать работу по звуковой культуре речи. 2. Развивающие: развивать педагогическое.

Ссылка на основную публикацию