Рабочая программа ‘Коррекционно-развивающая работа с детьми в подготовительной группе с ТНР’

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе для детей с ТНР. 1 период

Татьяна Бурмистрова
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе для детей с ТНР. 1 период

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2018 – 2019 уч. год

I период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными, увеличительными суффиксами, суффиксами единичности.

3. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

4. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.

5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.

6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.

8. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам.

2. Закрепление умения образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам.

3. Совершенствование умения образовывать и использовать существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам.

4. Формирование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами.

5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

6. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных возвратных формах.

7. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

8. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени.

9. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).

Развитие фонетико-фонематической системы языка и

навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

1. Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса.

2. Формирование умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.

3. Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.

4. Формирование умения говорить в спокойном темпе.

5. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Дальнейшая работа по активизации и совершенствованию движений речевого аппарата.

2. Продолжение автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности

3. Формирование правильных укладов звуков [р], [р’], автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

1. Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним – двумя закрытыми слогами.

2. Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных.

3. Формирование умения правильно произносить и использовать в активной речи двусложные слова с двумя стечениями согласных.

Развитие фонематических процессов и навыков звукового и слогового

анализа и синтеза

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи.

2. Формирование умения различат гласные звуки по принципу контраста: [у] – [а], [и] – [у], [э] – [о], [и] – [о], [э] – [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у] – [о].

3. Формирование умения дифференцировать согласные звуки раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б] – [н], [м] – [т], [п] – [г] и т. п.

4. Формирование умения различать слова, сходные по звучанию.

5. Обучение выделению согласных звуков [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференциации звуков, отличающихся по артикуляционным и акустическим признакам в ряду звуков, слогов, слов. Формирование умения производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков.

6. Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.

7. Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями.

8. Развитие внимания к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.

9. Формирование умения делить на слоги двусложные слова, состоящие из открытых слогов, и составлять слова из двух данных открытых слогов.

1. Формирование понятие буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.

2. Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К.

3. Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных», изображенных с недостающими элементами пройденных букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

4. Формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.

Развитие связной речи и речевого общения

1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, диких и домашних животных по заданному плану.

4. Совершенствование навыка пересказа сказок т небольших рассказов по заданному плану или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.

Интерактивная презентация как одна из современных форм коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР Актуальность проблемы. В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость.

Конспект итоговой коррекционно-развивающей НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР по теме «Перелетные птицы» Конспект итоговой коррекционно-развивающей по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями.

Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ. Работа с детьми с ТНР В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это.

Перспективное планирование на летний период для детей средней группы Перспективный план на лето по образовательным областям ИЮНЬ ИЮЛЬ АВГУСТ Познавательное развитие (познавательные беседы) 1. Беседа «Что.

Перспективное планирование на летний период для детей средней группы. 2 часть наблюдения Познавательное развитие (наблюдения) 1 неделя. 1. Наблюдение за почвой. Научить детей наблюдать за почвой и описывать её состояние в разное.

Перспективное планирование на летний период для детей средней группы.3 часть Речевое развитие (чтение художественное литературы) Заучивание стихотворения Т. Белозерова «Летняя песенка». Знакомство детей с пословицами.

Перспективное планирование работы по музыкальному развитию в подготовительной группе на сентябрь-декабрь Перспективное планирование работы по музыкальному развитию в подготовительной группе. Сентябрь Восприятие музыки Пение Музыкально-ритмические.

План коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями ОДА ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. Основные задачи: 1. Способствовать увеличению объему.

Результаты коррекционно-развивающей работы с воспитанником подготовительной группы В ходе коррекционно-развивающей работы по индивидуально – развивающей программе за период с ___у мальчика отмечается следующая.

Рабочая программа ‘Коррекционно-развивающая работа с детьми в подготовительной группе с ТНР’

автор: Кизерова Ольга Сергеевна

педагог-психолог МАДОУ детский сад «Радуга»

Рабочая программа педагога – психолога коррекционно — развивающей работы на

подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Рабочая программа

педагога – психолога коррекционно — развивающей работы на

подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

для детей с ТНР №8 «Солнышко» на 2019-2020 учебный год

Кизерова О.С., педагог — психолог

ОГЛАВЛЕНИЕ

РазделСтр
1Пояснительная записка3
2Содержательный раздел4
2.1Цель и задачи рабочей программы4
2.2Принципы программы4
2.3Сведения о контингенте воспитанников4
2.4.Характеристика психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи5
2.5.Индивидуальная программа на ребенка5
2.6.Направление коррекционно-развивающей работы педагога — психолог5
2.7Уровень психического развития детей.6
2.8.Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы с детьми6
3Организационный раздел7
3.1.График организации индивидуальной коррекционно – развивающей

работы педагога – психолога.

7
3.2График работы педагога-психолога7
3.3.Расписание коррекционно-развивающей работы7
3.4.Максимально-допустимая образовательная нагрузка воспитанников.8
4Система психолого-педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов детей с тяжелыми нарушениями речи.9
5Список использованной литературы.10

Программа спроектирована на основе ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников. В программе определены цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательного процесса на каждой ступени дошкольного образования.

Программа обеспечивает благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в возрасте от 6 до 7(8) лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (образовательным областям): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (ФГОС ДО).

В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса: педагога – психолога, учителя — логопеда, воспитателя, как специальная помощь ребенку в процессе обучения и воспитания. Проведение индивидуальной и групповой диагностики детей, сбор анамнестических данных. Все участники коррекционно-развивающего процесса разрабатывают рекомендации родителям.

Коррекционно развивающая работа на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ведется на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Советского района.

Рабочая программа педагога – психолога разработана на основе:

  • Образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой
  • Программа психолого педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет Куражева Н.Ю.

2.1.Цели и задачи рабочей программы

— Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

  1. Оказание помощи (содействия) ребенку с тяжелыми нарушениями речи в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
  2. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций. Коррекция эмоциональных особенностей ребенка (плаксивость, тревожность, негативизм) и формирование социально приемлемого поведения.
  3. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения. Коррекция трудностей в общении со сверстниками.
  4. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  5. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  6. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

2.2.Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности заданий, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи образовательного материала

2.3.Сведение о контингенте воспитанников:

Возраст детей: 6-7 лет

Всего воспитанников – 8: 8 мальчиков.

2.4. Характеристика психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Мышление. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными

операциями: сравнение, классификации, анализа и синтеза отстают в развитии словесно — логического мышления. С трудом овладевают мыслительными операциями анализом, синтезом, сравнением. Для многих детей с ТНР характерна ригидность мышления.

Воображение. Характерна быстрая истощаемость процессов воображения. Отмечаются

использования штампов в работе, однообразность.

Внимание. Дети быстро устают в процессе деятельности, продуктивность и темп быстро падают. Дошкольники испытывают трудности при планировании своих действий, поиске способов и средств, в решении различных задач, ошибаются на протяжении всей работы. Память. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно

снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Восприятие. Дети испытывают трудность при соотнесении образца с сенсорными эталонами и предметами окружающего мира. Характерно нарушение пространственной ориентировки.

Моторика. Движения у таких детей плохо координированы, снижены скорость и четкость их выполнения. Дети испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции.

Недостаточная координация движений прослеживается во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Характерными являются особенности развития мимической моторики.

Эмоционально — волевая сфера. Характерна эмоционально — волевая незрелость. Не достаточно сформированы формы коммуникации. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитию отрицательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, негативизму, заниженной самооценке, агрессивности. Как следствие затрудняются не только процесс межличностного взаимодействия детей, но и создаются серьезные проблемы, которые сказываются при развитии и обучении.

2.5.Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога на каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи средней, старшей , подготовительной к школе группы (Приложение 1)

2.6.Направление коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

Заключение ТПМПККоличество детей%
1Развитие высших психических функция.8100

2.7.Уровень психического развития детей.

Уровни детейИзучаемые процессыВниманиеВосприятиеПамять МышлениеВоображениеОбщий уровень развитияСлуховая

Зрительная ДолговременнаяН.гК.гН.гК.гН.гК.гН.гК.гН.гК.гН.гК.гН.гК.гН.гК.гВысокийВыше/ среднегоСредний47431162Ниже/среднего2124515Низкий21333211

2.8. Планируемые результаты освоения психолого-педагогической Программы детьми дошкольного возраста с ОНР от 6 до 7(8) лет, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей

Эмоциональное благополучие детей подготовительной групп

Активность — проявляет активность в играх с детьми, легко вовлекается в совместную со взрослым деятельность;

эмоциональный фон — имеет жизнерадостное, бодрое настроение, оптимистичный настрой

формируется самооценка посредством оценки окружающих, смело приступает к новым видам деятельности, имеет адекватную самооценку; адекватную тревожность, проявляет раскованность и свободу в самовыражении; соответствие с трахов ребенка «возрастной норме», а грессивность на низком уровне;

в коммуникации со взрослым — радуется при обращении к нему взрослого, инициативен, проявляет богатую мимику и жестикуляцию, движения выразительные

в коммуникации со сверстниками — сам проявляет инициативу контактировать со сверстниками, живо разговаривает, стремится к общению, умеет не теряться в ситуациях общения

Сформирована психологическая готовность к обучению в школе у детей 6-7 лет.

Компоненты сформированной психологической готовности к обучению: познавательный доминирующий мотив, сформированная внутренняя позиция школьника, сформированная произвольная сфера ( способность копировать сложный образец и умение действовать по правилу), развитые мыслительные операции и речевая сфера, показатели обучаемости высокого или среднего уровней.

3.1.График организации индивидуальной коррекционно – развивающей

работы педагога – психолога.

СрокиСодержание работы
октябряДиагностика познавательного развития
ноября – маяИндивидуальные коррекционно – развивающие занятия.
апрельДиагностика познавательного развития
1 раз в квартал и по необходимости.Консультации с родителями
Еженедельно.Консультации с педагогами.

3.2.График работы педагога-психолога

День неделиВремя
Понедельник08:00 – 12:00

13:00 – 16:12

Вторник08:00 – 12:00

13:00 – 16:12

Среда08:00 – 12:00

13:00 – 16:12

Четверг08:00 – 12:00

13:00 – 16:12

Пятница08:00 – 12:00

13:00 – 16:12

3.3.Расписание коррекционно-развивающей работы

с детьми подготовительной к школе группы (6-7(8) лет) с тяжелыми нарушениями речи на неделю.

День неделиФ.И. ребенкаВремя
ПонедельникФедориненко Степан8.30.-8.55
Басанько Павел11.00.-11.25.
Буклей Ярослав
Булатов Илья15.15-15.40
Герасимов Костя
пятницаДовиденков Артем8.30-8.55
Проценко Александр
Черемных Иван

3.4.Максимально-допустимая образовательная нагрузка воспитанников.

в соответствии с требованиями СанПиНа, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №13)

детей подготовительной группы

Формы образовательной деятельностиПродолжительность одного занятияКол-во занятий

в день

Кол-во занятий

в неделю

Кол-во занятий в год
Индивидуальные251125
Итого1125

4.Система психолого-педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов детей с тяжелыми нарушениями речи.

Объект диагностикиФормы и методыПериодичность проведенияФорма проведенияСроки проведения
Эмоциональное благополучие:Психолого-педагогическая карта Е.П. Урунтаевой, М.И. Лисиной. Тест Люшера2 раза в годНаблюдениеоктябрь, май
СамооценкаМет. «Лесенка»

(В. Г. Щур.

Индив.октябрь, май
ТревожностьМет. Р. Тэммела, М. Дорки, А. АменИндив.октябрь, январь, май
АгрессивностьРисунок «Несуществующее животное»Индив.октябрь, январь, май
Познавательное развитиеДиагностика Куражева Н.Ю2 раза в годИндив.октябрь, май
Исследование интеллекта детейТест Векслера (WPPSI) для исследования интеллекта детей дошкольного возраста

4-6,5 лет. В адаптации

М.Н. Ильиной.

При необходимости углубленного исследования.Индив.октябрь, май
Формирование психологической готовности детей к обучению в школеМетодика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. (Методика Л. А. Ясюковой)

2 раза в годИндив.Октябрь, апрель.
Исследование зрительно-моторной координации детей подготовительной к школе группы.Зрительно – моторный Гештальт тест Л. Бендера
  1. Список использованной литературы.
    1. А.В.Сунцова. С.В. Курдюкова Увлекательные игры и упражнения для развития. 2018г.
    2. Н.В. Нищева. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет. ФГОС » Детство Пресс, 2015 г.
    3. Н.В. Нищева. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. ФГОС» Детство Пресс, 2016 г.
  • Н.В. Нищевой. Образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
  1. Н.В.Нищева. Картинный материал ребенка с общим недоразвитием речи от 4-7 лет.
  2. Н.Ю.Куражева. «Цветик – Семицветик» программа – педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет.
  3. Куражева Н.Ю. Диагностикий комплекс 6-7 лет
  4. О.Н.Земцова. Развивающие тесты для детей 6-7 лет.
  5. О.Н.Земцова. Тесты первые шаги для детей 6-7 лет. 2016г.
  6. О.Н.Земцова. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками.
  7. О.Н.Земцова. Найди отличия, развиваем внимание для детей 5-6 лет.
  8. О.Н.Земцова. Тесты «Что я знаю и умею» 6-7 лет. 2016г.
  9. О.Н.Земцова. Тесты для детей 5-6 лет. 2016 г.
  10. О.Н.Земцова. Тесты от простого к сложному для детей 6-7 дет. 2016г.
  11. Т.А. Андреенко. Задачки для ума развиваем мышление для детей 6-7 лет.
  12. Т.А. Овечкина. «Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования» СПб АППО Институт Детства, Санкт-Петербурга, 2014 г.

Федеральный
институт
развития
образования

  • Главная /
  • Образование /
  • ФГОС и проф. стандарты /
  • Комплексные образовательные программы дошкольного образования /
  • Программа Н.В. Нищевой

Программа Н.В. Нищевой

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую Закону Российской Федерации «Об образовании» и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.

Рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2018. – 240 с
Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ»

Содержание

  1. Целевойраздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы

  • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия
  • Взаимодействие с семьями воспитанников
  • Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
  • Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

  1. Содержательныйраздел

2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность

  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Образовательная область «Физическое развитие»

2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений

2.5. Культурно-досуговая деятельность

  1. Организационныйраздел.

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности

3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование

3.5. Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений

3.6. Методический комплект к программе

3.7. Специальная и методическая литература

Пояснительная записка

«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой в истории отечественной коррекционной дошкольной педагогики создания комплексной программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с трех до семи лет и их родителей.

Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех педагогов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), из возможности и потребности. В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом психологических наук Н. В. Верещагиной.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Впервые в практике отечественной коррекционной педагогики к Программе разработан полный методический комплект, включающий в себя все необходимые педагогам методические пособия, наглядно-дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для родителей, рабочие тетради.

В работе над образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) принимала участие музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, отличник общего образования Гавришева Л. Б.; в работе над образовательной областью «Физическое развитие» принимала участие руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории, аспирант СПб НИИ ФК Кириллова Ю. А., пособия которой включены в методический комплект к Программе.

Также в методический комплект включена программа Н. В. Дубровской «Цвет творчества» (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011).

В 2006 году Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в первой редакции была рассмотрена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербург) и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.

В 2012 году Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи во второй редакции была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

С 2014 года по настоящее время Программа в третьей редакции, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, представлена на официальном сайте Федерального института развития образования в разделе «Навигатор программ».

На протяжении последних десяти лет Программа использовалась учителями-логопедами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Ярославля, Брянска, Кирова, Тулы, Рязани, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Казани и Республики Татарстан, Ижевска, Глазова и республики Удмуртия; Мурманска, Сыктывкара и Республики Коми; Челябинска, Озёрска и Челябинской области; Екатеринбурга, Свердловской и Тюменской областей; Новосибирска и Новосибирской области, Надыма, Сургута, Нового Уренгоя, Великого Новгорода и Новгородской области, Пскова и Псковской области, Волгограда и Волгоградской области, Красноярска и Красноярского края, Кургана, Краснодара и Краснодарского края. В настоящее время Программу осваивают учителя-логопеды Крыма. В этих регионах автором неоднократно проводились семинары для учителей-логопедов и других специалистов, работающих по Программе.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Она создавалась для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. Программа для каждой возрастной группы является самостоятельным документом, то есть обучение ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР) может осуществляться, начиная с трех, четырех, пяти или шести лет.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы

Отзывы

Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды.

Интерес представляет и идея автора в проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи, которые проводятся большим количеством взрослых (учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и др.), что позволяет всем участникам образовательного процесса объединить свои усилия в создании условий для развития ребёнка, имеющего нарушения речи.

Кандидат педагогических наук доцент, заведующий кафедрой дошкольного, дополнительного, специального и инклюзивного образования Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» Хабарова Татьяна Валерьяновна

Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательных программ. Программа построена логично, с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи, а также требований, предъявляемых к уровню знаний и умений детей, поступающих в школу.

Особую ценность представляет подробно описанный автором системный подход при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.

Так как программа гармонично и построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка-дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, Коноваленко С. В., г. Москва

Основным достоинством программы мы считаем взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Данная программа помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь всех специалистов педагогического и медицинского персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно-развивающей работы в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Программа и методический комплект к ней широко используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений г. Сыктывкара и Республики Коми, востребованы практиками, помогают достигать высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Рабочая программа ‘Коррекционно-развивающая работа с детьми в подготовительной группе с ТНР’

1.1.Пояснительная записка

Данная Рабочая программа (далее Программа) разработана педагогом-психологом на основе Программы воспитания и обучения дошкольников с общим недоразвитием речи на основе примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.

Структура и содержание рабочей программы разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ»;

• Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 12 ноября 2007 г. № 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога»;

• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;

• Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от7 января 1999 г. N 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

Программа построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями речи. Речь – не врождённая способность человека. Она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и интеллектуальным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Развитие речи имеет свои закономерности. В раннем возрасте детям свойственно физиологическое косноязычие, обусловленное недостаточной сформированностью речевого аппарата. Сначала у ребёнка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, необходимо работать над пониманием речи и обогащением пассивного словаря, а на этой основе развивать активную речь.

Для формирования психики и интеллекта ребёнка имеют важное значение три выступающие в тесном единстве функции речи: коммуникативная, познавательная и регуляционная.

Коммуникативная функция способствует развитию навыков общения ребёнка с окружающими, предоставляет возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. В дальнейшем на основе социальной речи формируется внутренняя речь ребёнка.

При общем недоразвитии речи ребёнок долгое время «говорит» с помощью жестов и интонации.

Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. При недоразвитии речи обедняется восприятие ребёнка, слабо развивается представление о себе и об окружающем мире. Речь лежит в основе формирования вербальной памяти, необходимой для развития словесно-логического мышления. При ОНР могут отмечаться вторичные трудности в формировании обобщённого мышления, та как у ребёнка затруднено формирование мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, синтеза.

Регулирующая функция речи при нормальном развитии начинает складываться уже на ранних этапах развития. К 4 – 5 годам, когда развита смысловая сторона речи, слова взрослого становятся для ребёнка регулятором поведения. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программирования интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции поведение ребёнка становится импульсивным, речь взрослого мало корректирует деятельность ребёнка, возникают затруднения присоблюдении последовательности выполнения тех или иных операций. Ребёнок не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко отвлекается на несущественные раздражители. Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.

Для детей с ОНР характерны определённые психологические трудности. Дети могут быть возбудимыми, двигательно расторможенными или наоборот, вялыми, ослабленными, истощаемыми. Среди детей-логопатов встречаются страдающие синдромом гиперответственности, чрезмерное стремление которых безупречно выполнить все задания приводит к закрепощению мышц тела, в том числе, языка, что затрудняет у таких детей постановку и автоматизацию звуков. Есть дети, малочувствительные, не проявляющие интереса к окружающему. Отсутствие желания исправлять свою речь означает для них отсутствие самоконтроля.

Таким образом, дети с ОНР нуждаются в психологической коррекции познавательных процессов и усовершенствовании эмоционально-волевой сферы.

Рабочая программа по речевому развитию для детей подготовительной группы с ОВЗ.

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Самообразование (5)
  • Результаты обследования (4)
  • Отчёты (5)
  • Годовые планы (5)
  • Программно-методическое сопровождение образовательного процесса (11)
  • Проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов (6)
  • Выступления на педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях. (11)
  • Участие в проектной деятельности (1)
  • Технологии (3)

Рабочая программа по речевому развитию для детей подготовительной группы с ОВЗ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 «Родничок»

ПРОГРАММА

по речевому развитию для логопедической

подготовительной к школе группы

Возраст детей – 6-7 года.

Срок реализации – 1 год обучения.

Составила:

Учитель-логопед: Коняхина Н.В.

Луховицы

Содержание.

  • Пояснительная записка.
  • Особенности организации образовательного процесса.
  • Характеристика детей с III уровнем развития речи.
  • Совместная деятельность логопеда и воспитателя.
  • Работа с родителями.
  • Тематическое планирование работы на 2014-2015 учебный год
  • Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР.
  • Перспективный план коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (3 уровень) 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
  • Перспективный план коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (3 уровень) 2 период (декабрь, январь, февраль)
  • Перспективный план коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (3 уровень) 3 период (март, апрель, май)
  • Ожидаемые результаты.
  • Список литературы

Пояснительная записка.

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об Образовании» 29.12.2012 № 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13 от 30.07.13..

Рабочая программа – модифицированная и разработана на основе следующих программ и методических пособий:

– Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей – М., 2010 г.;

– Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб., 2014 г.;

– Агранович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб.: «Детство-Пресс», 2007 г.;

– Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.

– Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – Санкт-Петербург – Москва, 2013 г.;

Целью данной программы является построение системы коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Данная цель реализуется путём выполнения поставленных задач:

1.Развивать у детей самостоятельную, связную, грамматически правильную речь и коммуникативные навыки.

2.Совершенствовать фонетическую систему русского языка.

3.Обучать элементам грамоты, что сформирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечит преемственность со следующей ступенью системы образования.

Программа предназначена для детей с ОНР (3-го уровня) от 6 до7 лет.

Нормативный срок освоения данной программы – 1 год.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р.Е.Левина).

В настоящее время подготовительную логопедическую группу посещают дети, имеющие логопедическое заключение по психолого-педагогической классификации, как общее недоразвитие речи 3 уровня, а по клинико – педагогической – стертые формы дизартрии.

Особенности организации образовательного процесса.

В логопедической группе работают логопед и два воспитателя. Логопед ежедневно проводит логопедическую работу с детьми фронтально и индивидуально. Количество фронтальных логопедических занятий в первом периоде, во втором, в третьем — 4 раза в неделю (развитие звукопроизношения и развитие лексико-грамматических категорий и связной речи), индивидуально 1-2 раза в неделю. Продолжительность фронтальных занятий: 30 минут, индивидуальных – 15 минут (согласно нормативам «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13 от 30.07.13. Во второй половине дня воспитатель 30 минут занимается с детьми по заданию логопеда.

Характеристика детей с III уровнем развития речи.

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бейка мотлит и не узнана» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы дым тойбы, потамутш хбйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие; из трех-пяти слогов («акваиюм» — аквариум, «татал-лист» — тракторист, «вадапавод» — водопровод, «зади-гайка» — зажигалка).

Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с ясика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лезйт под стула» — коробка лежит под стулом, «нет колйчная палка» — нет коричневой палки, «пйсит ламастел, касит лучком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лбжит от тдя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «ключит свет» «виноградник» — «он садит», «печник» — «пё-чка» и т. п.)- Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — домник», «палки для лыж — палныеъ), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («тракторйл — тракторист, чйтик — читатель, абрикбснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенбй, свицой»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горохвый, «меховой — мёхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «палътш, «кофнички» — кофточки, «мебель» — «разные стблы», «посуда» — «миски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк»)и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексикческим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра») «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»).

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневйк» — снеговик, «хихийст» — хоккеист), антиципации («астббус» — автобус), добавление лишних звуков («мендвёдь» — медведь), усечение слогов («мисанёл» — милиционер, «вапра-вдт» — водопровод), перестановка слогов («вбкрик» — коврик, «восблики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корабылъ» — корабль, «ты-раёа» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие интегративные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников, согласуется с задачами всестороннего развития детей. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и прежде всего логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям, обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы, оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении, взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности, а также еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого учебного года логопед указывает лексические темы на каждую неделю, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы, перечисляет фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

  • логопедические пятиминутки;
  • подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
  • индивидуальная работа;
  • рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические часы служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.

Обычно планируется 2—3 логочаса на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им занятия с 2—3 детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего рекомендуются индивидуальная работа по автоматизации и дифференциации звуков.

Работа с родителями.

В логопедической группе логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше проводить работу с ребенком, чем и как следует заниматься с ним, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребенку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Алёнка»

г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

На Совете педагогов Заведующий МБДОУ ДС №15

Протокол №_______ _____________Денисенко Т.М.

Нестерович Александры Валентиновны

Составлена на основе примерной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад №15 «Алёнка» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

Срок реализации: 2017-2018 учебный год

Цели и задачи реализации Рабочей программы

Принципы и подходы к реализации Рабочей программы

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы

Планируемые результаты освоения Программы

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ

Работа с родителями

Реализация регионального компонента

Инновационная деятельность: ранняя профориентация дошкольников

Преемственность со школой

Совместная деятельность логопеда и воспитателей

1.1 Пояснительная записка

«Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов. Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав ребенка, ФГОС ДО, федеральным законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», требованиями СанПиНа от 15.05.13. № 26 к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) МБДОУ Д/С №15 «Алёнка» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края, примерной адаптированной программой «Коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой., учебно-методического комплекта пособий О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие интегративные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для данной возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы в группе с учетом особенностей психофизического развития данного контингента детей.

Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития детей с речевой патологией и детей с нарушением интеллекта и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы интеграции взаимодействия специалистов, систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности; концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном счете обеспечивает поступательное развитие.

Основной формой работы во всех образовательных областях программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников.Все коррекционно-развивающие занятияв соответствии с рабочей программойносят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, воспитателей.

В группе компенсирующей направленности коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральным государственнымобразовательным стандартом является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, так как они работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

В соответствии с Федеральнымгосударственным образовательным стандартом основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из форм работы с детьми при условии максимального использования игровых форм в рамках каждого занятия.

Для организации коррекционной работы оборудован кабинет логопеда.

В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие цен­тры:

центр речевого и креативного развития;

центр сенсорного развития;

центр моторного и конструктивного развития

Цели и задачи реализации рабочей программы учителя-логопеда

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для де­тей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность пе­дагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизи­ческого развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе и обеспечива­ет преемственность со следующей ступенью системы образования.

Принципы и подходы к реализации Рабочей программы

Индивидуальный подход (выбор форм, методов, средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ЗПР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля (учителя – дефектолога и педагога – психолога), взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ЗПР, выбирать формы получения детьми дошкольного образования, дошкольные образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с задержкой психического развития в специализированные дошкольные

учреждения, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.

Поддержка детской самостоятельной активности (индивидуализации). Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.

Социальное взаимодействие (создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса).

Междисциплинарный подход (совместная работа воспитателя, учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога, при участии старшего воспитателя).

Вариативность процессов обучения и воспитания.

Партнерское взаимодействиес семьей.

Динамичность развития модели ДОУ (включение новых структурных подразделений, специалистов, развивающие методы, средства).

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы

Характеристика детей с ОВЗ

Группу посещают дети шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи III уровня речевого развития –11 детей). Из них 2 детей имеет задержку психического развития (ЗПР). У 3 детей заключение – системное нарушение речи.

У 2 детей системное нарушение речи (СНР) средней степени, у одного ребёнка – СНР тяжёлой степени. Один ребёнок с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В группе два ребёнка – инвалида.

Группа сформирована в результате заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) по направлению комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений.

Читайте также:  Индивидуальное занятие по дифференциации звуков (С), (Ш) — Путешествие за шишками
Ссылка на основную публикацию