Дидактические игры в коррекционной педагогике

Использование игры в коррекционно-образовательном процессе

В зарубежной и отечественной педагогике выделились основные направления использования игры:

1) игра для всестороннего гармоничного развития личности;

2) узко-дидактическая игра для обучения.

В последние годы появилась тенденция интеллектуализировать игру, т. е. превратить все игры ребенка в дидактические занятия и упражнения, в которых отрабатываются различные мыслительные операции и речевые навыки. Конечно, занятия с ребенком всегда полезны, однако нельзя допускать, чтобы из детства исчезала игра.

Большинство современных детей растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней – и детство. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей.

Знаменитому ученому Эрику Берну принадлежат слова: «. весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Учителя, воспитатели и родители должны понимать, что ребенку необходимо играть точно так же, как взрослому человеку работать.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. В связи с этим игра – единственная область деятельности, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь), навыки общения, эмоционально-волевая сфера. Поэтому обучающие занятия с дошкольниками лучше всего проводить в игровой форме. Обучение же детей младшего школьного возраста требует применения разнообразных методов, а игра — один из них. Следует отметить, что использование игры дает хорошие результаты только в со­четании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтени­ем и др.

Как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ игра должна иметь своеопределенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции. Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации.

Существуют различные подходы к классификации детских игр.Так,по наличию творческого компонентавыделяют 2 группы игр:

1 группа – творческие игры;

2 группа – игры с правилами.

Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, понимание окружающего. Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на прак­тике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирова­ния. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, само­стоятельный выбор решения поставленной задачи. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим це­лям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают воз­можность систематических упражнений, необходимых для раз­вития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и па­мяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но, в конечном счете, направлена на решение основных воспитательных задач.

Для всех игр с готовыми правилами характерны следующие особенности:

– наличие игрового замысла (игровая задача+игровые действия = содержание игры);

– действия и отношения участвующих людей регулируются правилами;

– наличие правил и готовое содержание игры позволяет детям самостоятельно организовывать и проводить игры;

– воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, действиях, правилах и не является самостоятельной задачей детей.

Среди игр с готовыми правилами большую часть занимают народные игры, которые не теряют своей популярности, передаваясь из поколения в поколение.

Каждая из обозначенных выше групп игр имеет следующие разновидности:

1 группа:

2 группа:

– дидактические (игры с предметами или игрушками, словесно-дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические);

– народные (подвижные и дидактические);

Кроме того, в зависимости от сложности содержания и правил игры делятся по возрастным признакам.

Игра определяет дальнейшее психическое и физическое развитие «особого» ребенка. В сюжетно-ролевой игре он учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры также способствует развитию речи и воображения ребенка. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, «подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи» [18]. Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.

Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры,направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Обычно многие считают, что развивающие игры – это головоломки, логические игры с кубиками. Иногда к этой группе относят игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, расширяющие кругозор малыша и дающие ему энциклопедические знания, способствующие обучению навыкам чтения и письма. На самом же деле круг развивающих игр гораздо шире.

Основными характеристиками развивающей игры выступают следующие качества: многовариантность, условность (символичность), творческая свобода и самостоятельность самого играющего субъекта.

Главная особенность развивающих игр в том, что в них удается «объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям.Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества» [21].

При этом вариативные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, а значит, развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего у ребенка исполнительские черты.

Хотелось бы предостеречь родителей и педагогов. К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Итак, игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.

Использование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопеда

Ольга Ларькина
Использование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопеда

Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе.

Характерологические особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Они быстро утомляются, перестают воспринимать инструкцию логопеда. В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишне подвижны, трудно управляемы. Другие наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интереса к занятиям. Педагогам знакомы проявления негативизма, повышенной агрессивности, или ранимости, обидчивости некоторых малышей. Непросто логопеду одновременно проводить работу по коррекции всех компонентов речевой деятельности и обучать детей нормам и требованиям общения в коллективе, без которых невозможно их полноценное воспитание.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Для детей — дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения в игре.

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.

В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения учитель – логопед ставит перед собой следующие задачи:

• Широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

• С помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

• Логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.

В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь.

Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

Дидактические игры – это разновидность игры с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны наоборот, неправомерно рассматривать дидактическую игру лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако, дидактические игры – это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1. дидактическая задача;

2. игровая задача;

3. игровые действия;

5. результат (подведение итогов)

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр, в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов, закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия. Становится задачей самого ребенка. Самое главное – дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходят от него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на решение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведение детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.

Читайте также:  Использование нейрогимнастики на логопедических занятиях

Результат (подведение итогов) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Самое главное – и это необходимо подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения ими не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие – и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса.

Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с Нода Гришина Елена Витальевна Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №15» г. Чернушка Пермского края Федеральный закон «Об образовании в.

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда Внедрение компьютерных и интерактивных технологий на сегодняшний день является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя -логопеды.

Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее.

Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием.

Использование релаксационных палаток в работе учителя-логопеда В настоящее время значительно возрос интерес специалистов (психологов, логопедов) к специально организованным занятиям с детьми с использованием.

Опыт работы «Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда» В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» [b]Лилия Ивасюк [/b] учитель-логопед филиала МАУ ДО “Сорокинский центр развития ребёнка-детский сад №1”- “Сорокинский центр развития ребёнка-детский.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ Материал статьи для сборника победителей областного конкурса «Лучший педагогический работник ДОУ 2015» «Использование здоровьесберегающих.

Отчёт о коррекционной работе учителя-логопеда Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Отчёт о коррекционной.

Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда Все родители хотят, чтобы ребенок у них был интеллектуально развит, умел логически мыслить, обладал отличной памятью. Поэтому ребенка с.

Использование в коррекционной педагогике разнообразных игр

Потенциал игр в коррекционной педагогике

Игра – это основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, который направлен на удовлетворение его потребностей, формирование у него новых качеств личности и психики.

Особенно важна игра для ребенка в период дошкольного детства. Однако, как показывает практика, применение игр в образовательной деятельности с детьми школьного возраста приносит значительные воспитательные, образовательные и развивающие результаты. Кроме того, игра имеет большой развивающий и коррекционный потенциал. Посредством игры можно в легкой и непринужденной форме достичь поставленной коррекционной цели.

Использование игры в коррекционной работе с детьми с отклонениями подразумевает игру не только с игрушками, но и с дидактическим и природным материалом, словами, действиями и т. д.

Эффективность игры в коррекционной работе с особенными детьми состоит в том, что она является одним из доступных видов деятельности ребенка, направленным на получение и переработку впечатлений, жизненного и практического опыта. Игра является эффективным средством развития фантазии, воображения, речи и т.д. ребенка.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Одним из немаловажных факторов, почему использование игры в коррекционной работе с детьми с отклонениями, является эффективным, состоит в том, что играя, дети могут «примерить» на себе различные социальные роли. Именно социализация ребенка с отклонениями представляет собой основную цель коррекционной работы. Игра помогает ребенку с отклонениями помочь усвоить принципы общения и взаимодействия в обществе, научится выстраивать эффективные взаимоотношения и получить необходимые навыки для последующей успешной социализации.

Игры имеют большое значение в развитии речи, мышления, воображения, фантазии и т.д. В процессе игры ребенок учится самостоятельно рассуждать и делать выводы. Это объясняется тем, что в игре ребенок не боится ошибиться, так как ему помогают преодолеть трудности другие участники игры и педагог.

Каждый педагог, организующий коррекционную работу с детьми с отклонениями, должен помнить об их значимости как средства умственного, физического, эстетического и нравственного воспитания и развития детей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Таким образом, игра в коррекционной работе является не самоцелью, а одним из средств воздействия на ребенка с отклонениями, звеном в общей системе коррекционного обучения и воспитания. Игра, используемая с коррекционной целью, обязательно должна оказывать положительное воздействие на все стороны психофизического развития особенного ребенка.

Использование дидактических и подвижных игр в коррекционной педагогике

Дидактические игры в коррекционной деятельности могут быть использованы с целью развития и совершенствования речи ребенка с отклонениями, умственного развития, расширения кругозора и т.д. Игровые задания создают необходимый положительный настрой у особенных детей на коррекционное занятие, обеспечивают положительный эмоциональный настрой и комфортные психологические условия, снижают уровень тревожности по поводу возможных неуспехов.

Многие дидактические игры, используемые в коррекционной работе с особенными детьми, направлены на усвоение, уточнение и закрепление имеющихся знаний. С помощью игр дети с отклонениями учатся самостоятельно размышлять, использовать имеющиеся у них знания и умения на практике и при решении конкретно поставленных задач. Большинство дидактических игр ставят перед особенными детьми такие задачи, которые требуют от них рационального использования собственных знаний и умений, например, нахождение характерных признаков в явлениях и предметах. Группировать, сравнивать, классифицировать предметы по конкретным признакам, обобщать и делать правильные выводы.

Не обязательно все занятия проводить в игровой форме, использование игр должно быть рациональным и оправданным. Игры могут применяться не только во время учебных занятий, но во внеучебной деятельности.

Помимо дидактических игр, большой коррекционный и развивающий потенциал имеют подвижные игры. Подвижные игры можно организовать как во время коррекционного занятия, так и во время прогулки.

Подвижные игры – это формы активного физического развития детей.

В процессе подвижных игр у детей с отклонениями формируются межличностные отношения, умения общения со сверстниками, оказывается положительное влияние на творческую активность и умственное развитие, осуществляется совершенствование познавательных процессов.

Подвижные игры удовлетворяют потребность ребенка в движении. Однако необходимо помнить, что не всем детям с отклонениями доступны подвижные игры. Так дети, имеющие определенные нарушения в физическом развитии, не могут принимать участие в подвижных играх в силу ограниченности движений.

Использование театрализованных игр в коррекционной педагогике

Театрализованные игры в коррекционной работе с детьми с отклонениями позволяют детям выражать свои эмоции, которые глубоко спрятаны в детской душе.

В процессе театрализованной игры особенные дети учатся действовать в заданных условиях и по установленным правилам. Основой волевой регуляции в данном случае является игровой мотив и желание играть со сверстниками. В свободных театрализациях дети с особенностями могут стать создателями творческого хода игры.

Привлечение детей к театрализованным играм осуществляется через предварительно созданную игровую ситуацию, которая позволяет привлечь непроизвольное внимание каждого ребенка.

Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе интересных игровых действий формирование у ребёнка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении. В условиях игры гораздо легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях коллектива.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Игра как средство обучения в коррекционной работе с дошкольниками

Важное место в обучении дошкольников занимает игра. В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе интересных игровых действий формирование у ребёнка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении. В условиях игры гораздо легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях коллектива.

Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Содержание игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры как “Кто построил этот дом?”. “От зёрнышка до булочки”, “С какого дерева лист?”. “Новосёлы” и др. содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания по лексическим темам “Профессии”. “Деревья”. “Мебель” и др. С помощью игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Наряду с умственным развитием, игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольника с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему игр и упражнений по сенсорному воспитанию, на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Игры способствуют и речевому развитию детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение (“Цветы и пчёлки”), развивается фонематический слух (“Поймай рыбку”), физиологическое и речевое дыхание (“Чья птичка дальше улетит”, “Приятный запах”), развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так. чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий (“Назови одним словом”, “Назови три предмета”). Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, – главная задача большинства словесных игр. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

Игра создаёт положительный эмоциональный подъём. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, предметами, в процессе которой развивается и укрепляется мелкая моторика, координация движений.

Игры, игровые приёмы чрезвычайно эффективны, когда задание оказывается трудным для детей, или в тех случаях, когда учебная задача требует многократных повторений. Эмоциональная форма вызовет желание справиться с трудностями, обеспечит достаточную активность детей, предупредит утомление от однообразных действий. Например, формирование грамматически правильной речи требует многократных упражнений в склонении имён существительных, образовании форм множественного числа, употреблении предлогов и др. В этих целях широко используются игры “Угадай, что изменилось?”, “Найди котёнка”, “Что мы видели в лесу?”

Игра в коррекционной работе – это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.

Игра является неотъемлемой частью работы как учителя-логопеда, так и воспитателя коррекционной группы, а также могут быть использованы при проведении интегрированных занятий.

Предлагаем вам несколько вариантов игр, которые можно использовать в коррекционной работе.

Игра “Собери друзей” (обогащение словарного запаса)

Цель: Пополнять и расширять словарный запас детей.

Оборудование: Два игровых поля, отличающихся по цвету. Контурные картинки с изображениями животных, птиц, насекомых, обитателей водоема.

Описание игры. Картинки с изображениями животных, птиц, насекомых и обитателей водоема располагаются на одном игровом поле. На втором – четыре полосы с картинками-символами действий: ползет, летит, плывет, скачет. Детям предлагается выбрать картинки с изображениями животных, передвигающихся одинаково и не опасных друг другу, а затем объяснить свои действия.

Игра “Чем наполнен предмет” (формирование грамматических категорий)

Цель: Учить ребенка правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.

Описание игры. Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать:

– С чем ведро, если в нём: вода, молоко, бельё, снег, мусор, кипяток, бумага?

– С чем кастрюля, если в ней: суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ?

– С чем банка, если в ней: клюква, капуста, повидло, варенье, сметана, мука?

– С чем чашка, если в ней: чай, кефир, компот, сок, фанта, лимонад, кисель, ряженка, квас, молоко?

(Ответы ребенка: ведро с кипятком, стакан с чаем, банка с мукой, кастрюля с кашей и т. п.)

Игра “Цветы и пчелы” (формирования правильного звукопроизношения)

Цель: автоматизация звука [З].

Описание игры. Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто – цветами (например, мальчики – цветы, а девочки – пчелки). Затем все разбегаются по групповой комнате. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: зз-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука [З].

Читайте также:  Сценарий итогового мероприятия в ДОУ по теме недели 'Семья'

Игра ” Слова похожие и непохожие” ( развитие фонематического слуха)

Цель: развивать фонематический слух детей.

Оборудование: персонажи – иллюстрации к сказкам: лиса, заяц, сорока, ворона, волк.

Описание игры. Дети называют героев знакомых сказок: лису, зайца, сороку, ворону, волка и др. Затем вспоминают и придумывают рифмованные слова к названиям героев: сорока-белобока, зайчик-попрыгайчик-побегайчик, волк – зубами щелк, муха-цокотуха, лисичка-сестричка.

Игра “Разноцветный коврик” (развитие фонематического восприятия )

Цель: формирование умения выделять в словах первый звук и соотносить его в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет.

Оборудование: цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, черный).

Описание игры. Перед детьми лежат листы с нарисованными четырьмя пустыми табличками.

У педагога к каждому коврику заготовлен определенный список различных слов, первые звуки в которых должны совпадать с первыми звуками, обозначающими тот или иной цвет.

Взрослый зачитывает по очереди слова из списка к каждому коврику, а дети закрашивают каждый квадратик соответствующим цветом. Например, если педагог называет слово “капуста” – ребенок должен закрасить квадратик красным цветом, “жираф” – желтым цветом и т.д. Если слово начинается на звук[Б], то квадратик закрашивать не надо, он должен остаться белым. Раскрашивать надо начинать с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, потом третий. В результате получится красивый “волшебный коврик”.

Игра “Как их зовут?”( формирование звукового – буквенного анализа и синтеза слов)

Цель: закреплять у детей умение выполнять звуковой анализ и синтез слов.

Оборудование: Карточки с изображениями девочек и мальчиков (четырех – пяти). Сверху каждой расположены 4-5 “кармашка” для предметных картинок, внизу – “кармашки” для букв. Предметные картинки (лошадь, арбуз, рак, астра шар, утка, рыба, апельсин; мышь, автобус, шишка, антенна; рука, осы, мак, аист); карточки с буквами А, У, О, С, Л, М, Ш, Р.

Описание игры. Педагог предлагает узнать, имена девочек и мальчиков, изображенных на карточках. Для этого нужно определить первые звуки в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют: “Лошадь, арбуз, рак, астра”. Из первых звуков слов составляют имя “Лара” и т.д.

Игра “Живые слова” ( развитие языкового анализа и синтеза)

Цель: учить последовательному расположению слов в предложениях.

Описание игры. Педагог даёт детям одно из заданий:

– Составить предложение, в котором все слова начинались бы со звука М: Мама моет Машу мочалкой. Со звуком С: Саша сел в сани.

– Составить предложение о рыбаках из двух слов. Теперь из трех. Из четырех слов.

– Начертить на листе бумаги черточки по количеству слов в предложении и громко назови каждое слово.

– Придумать рассказ о рыбной ловле из трех предложений. Из четырех предложений. Тематика может быть самой разнообразной.

Конспект занятия по познавательному развитию для старшей группы

Тема: “Зимующие птицы”

Цели и задачи:

  • Развитие внимания, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления;
  • Активизация глагольного словаря у детей;
  • Воспитание бережного отношения и любви к живой природе;
  • Развитие мелкой моторики
  • Мы с вами попали в лес. В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами трава и мох. Покажите какая трава, а мох еще ниже.

    В лесу надо быть очень внимательным сейчас я посмотрю, насколько вы внимательны. Встаньте у начала полянки, а двигаться будете ко мне. Когда я прокукую как кукушка – “ку-ку”, вы будете прыгать на одной ноге с продвижением вперед. Когда простучу как дятел – “тук-тук”, вы будете прыгать на другой ноге с продвижением вперед, а когда запою как синичка – “дзинь-дзинь-дзинь”, вы будете прыгать на двух ногах с продвижением вперед. Запомнили? Приготовились! Молодцы все вы очень внимательны.

    Напряжение: А сейчас представьте, что вы превратились в любопытную ворону. Ворона села на ветку дерева т смотрит по сторонам, вдруг увидит что-то интересное! Присядьте, обхватите лапками веточку. Шею вытяните в одну сторону, в другую. Посмотрите вверх, а теперь вниз. Шейка напряжена, смотрим с любопытством: что же там интересного?

    Расслабление: Крутила головой ворона, так устала, что заснула на ветке. Уронила голову на грудь, голова болтается на шейке, как на ниточке. Шея расслаблена, голова тяжелая, никак не поднять.

    Резко: Мимо пробежал заяц, встрепенулась ворона, встряхнула перышки. Куда он побежал? Нужно срочно посмотреть.

    Молодцы! А сейчас встанем в наш “круг общения”.

    Восп. – Посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

    Восп. -Что вы видите за окном?

    Дети – Землю укрыл белый снег, деревья и кусты стоят голые, люди идут в теплой зимней одежде.

    (звучит фонограмма “Голоса птиц” – ворона)

    Дети – Это кричат вороны.

    Восп. – Вороны – это какие птицы?

    Восп. – А каких зимующих птиц вы еще знаете?

    Дети – Синица, сорока, воробей, голубь, дятел.

    Восп. – Сегодня мы с вами побеседуем о зимующих птицах. Каждая птица имеет свое характерное оперение, отличительные особенности, по которым мы определяем как называется каждая птица.

    В группе появляются птицы.

    Восп. – Ребята, услышав наш разговор, в группу прилетели зимующие птицы. Рассмотрите их внимательно и расскажите о них.

    Дети читают стихи о птицах.

    Чик-чирик-чирик-чирик!
    Воробей сам не велик
    И не очень длинный
    Хвостик воробьиный.

    Посмотрите на вороне
    Платье серое воронье
    Черненькие перышки
    На хвосте и горлышке

    На стволе уселся дятел
    В черно-белом пестром платье
    В красной шапке на головке
    Дятел долбит елку ловко

    Птица синица летает проворно
    В желтенькой кофточке,
    В шапочке черной.
    Плащик зелененький носит синица
    Черненький галстук на грудке у птицы.

    Прилетела к нам сорока
    У нее два белых бока
    Черный хвостик и спина
    Голова и та черна.

    На асфальте “Гру-гру-гру,
    Много крошек соберу.
    Для того чтоб мне хватило
    И подружке сизокрылой.
    С ней воркую про любовь,
    Защищаю от врагов
    Птицей мира я зовусь,
    Позовите – приручусь”.

    Восп. – Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим , чьи перышки у нас.

    Дети находят перышки и становятся с ними под нужную птицу(карточки с изображением птиц закреплены на струне).

    Восп. – Зимой птицам очень трудно, холодно и голодно. Расскажите мне, как птицы переживают зиму.

    1 реб. – Зимой птицы стараются держаться ближе к людям, потому что им нечего есть и они надеются, что люди им помогут.

    2 реб. – Люди зимой подкармливают птиц, делают им кормушки, насыпают в кормушки зернышки и крошки.

    3 реб. – А мы с мамой (папой) вешаем на ветки кусочки сала, синички всегда прилетают и клюют его.

    4 реб. – Ворон можно увидеть у мусорных контейнеров, на свалках, где всегда есть чем поживиться. Ворона – птица всеядная, ест все, что найдет.

    5 реб. – Голуби, воробьи тоже стараются держаться рядом с человеком, люди подкармливают их кусочками хлеба и остатками еды.

    6 реб. – А дятлы остаются зимовать в лесу. Они питаются семенами шишек и достают из-под коры жучков.

    Игра с мячом “Подбери действие”.

    Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

    Подвижная игра “Зимующие и перелетные птицы”

    Восп. – Когда я называю зимующих птиц, вы летаете вокруг меня, а когда перелетных, садитесь на корточки. Будьте внимательны.

    (Соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, жаворонок, синица, кукушка, сорока, журавль, голубь и т. д.)

    Развитие мелкой моторики.

    Восп. – Ребята, мы с вами лепили пластилиновыми жгутиками контуры птиц. Сегодня закончим эту работу, по пластилиновому контору выложим горох и семечки. Берите свои заготовки и приступайте к работе.

    Восп. – Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?

    Дети – О зимующих птицах.

    Восп. – Да мы сегодня вспомнили характерные особенности птиц, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой.

    Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

    “Дидактические игры на уроках в коррекционной школе”

    публикация

    Автор: Семенова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, ГБОУ Школа 991, Москва

    Дидактические игры и их значение
    Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения школьников. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для школьника – не просто интересное времяпровождение, но и способ моделирования внешнего взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребёнок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Учащиеся с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные бытовые вещи переносятся в особый мир приключений. В отечественной педагогической практике в 1940 – 1950-е гг. дидактические игры рассматривались преимущественно как форма работы в дошкольном воспитании; в начальной школе им отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий. В 1960 – 1970-е гг. накапливался опыт использования игры как средства активизации учебного процесса не только в начальных, но и в средних классах. С 1970 – 1980-х гг. введе ние обучения с 6- летнего возраста стимулировало использование ди дактических игр в учебно- воспитательном процессе. С 1980-х гг. широкое распространение получили деловые игры. Родоначальником теории игры в российской науке является К.Д. Ушинский. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра,
    зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребенком классной дверью» – писал В.А.Сухомлинский [6]. Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу, игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, — говорил он, — игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде. Игра, как основная форма естественного воспитания животного и человеческого ребенка может быть постигнута и объяснена не из ее связи с прошлым, а из ее направленности на будущее» [1].
    Виды дидактических игр
    В настоящее время сложились различные классификации. В дошкольной педагогике выделяют словесные, строительные, музыкально-дидактические игры. В начальной школе иногда выделяют игры для знакомства детей с основными признаками предметов, для формирования временных, пространственных представлений. В средней школе часто применяется разделение по предметной области знаний [2]. Ю.З. Гильбух описывает уроки-игры, характеризуя их такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Они разделяются на несколько видов:  с принятием учащимися определенных ролевых функций – масок;  с использованием сказочного сюжета;
     с фантазированием;  деловые игры – основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей [7]. Г.С. Кулинич, В.В. Николина, Н.В. Фролова своей работе разделили игры на 5 групп:  настольные игры;  игры-состязания;  подвижные игры;  ролевые игры;  компьютерные игры;  настольные игры. Этапы организации игры. Конечный успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней. Большинство учителей и ученых-методистов в ходе подготовки и проведения игр выделяют 3 взаимосвязанных этапа: 1 этап. Подготовка к игре. Игру провести значительно сложнее, чем урок, так как требуется значительная предварительная работа учителя и школьников. Участники игры должны ознакомится с игровыми правилами. Основная задача учителя- ввести участников игры в игровые ограничения, что способствует предотвращению нарушений в ходе игры. Для проведения любой игры необходимо определить цель, создать игровую ситуацию, разработать сценарий, продумать, на каком этапе урока будет проведена игра, учитывать особенности класса и отдельных учащихся. 2 этап. Проведение игры. Необходимым элементом проведения игры является наличие эмоционального фона, заинтересованности учащихся. В ходе игры должна разрешаться проблемная ситуация. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками. 3 этап. Подведение итогов игры.
    При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, т.е. степени усвоения темы, формирования убеждений учащихся, развития их самостоятельного творческого мышления. Подводя итоги, учитель указывает, что в игре удалось, а на что следует обратить внимание. Как и всякая деятельность школьников, участие в игре нуждается в оценке, поощрении. Это является стимулом для дальнейшей работы [3].
    Использование дидактических игр в Специальной

    (коррекционной) школе VIII вида
    Дидактические игры – одно из средств всестороннего развития личности. Игра – особая форма овладения действительностью путем ее воспроизведения, моделирования. В процессе игры ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Вот следующие возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств: Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным
    признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Нравственное воспитание. У детей формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Особая роль в воспитании нравственных качеств личности ребенка принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культуры поведения. Самоназвание игр акцентирует внимание на том, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения. Наблюдая за поведением детей в играх, мы можем открыть ребенка через его поступки. Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. В процессе игры дети усваивают знания о том,
    какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др. Некоторые навыки труда школьники приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, наряду с готовыми (фабричного производства) играми можно применять вместе с детьми полезные для работы материалы. Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда. Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования. Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе. Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Попробуем это сделать, привлекая на помощь сведения из истории развития образовательно-воспитательных систем и
    современные приметы использования игры в учебной и воспитательной работе. Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике являются следующие: -интеллектуальное развитие школьников; -создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей; -приобщение школьников к общечеловеческим ценностям; -индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения; -объединение знаний в категории и системы; -их связывание и превращение из раздробленных рядов в системно построенные «роды»; -приобретение знаниями подвижности и гибкости, превращение их в управляемые самим субъектом; -превращение знаний в более дифференцированные и точные; -переход ученика от слитных малорасчлененных понятий и образов к оперированию более точными знаниями, к различению сходных знаний; -эмоционально-психологическое развитие школьников, которому способствует участие в дидактических играх [4]. Принципы, на которых основывается дидактическая игра, имеют много общего с основными принципами обучения в школе. В.И Логинова относит к этим принципам: -принцип развивающего обучения; -принцип воспитывающего обучения; -принцип доступности обучения; -принцип системности и последовательности; -принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний; -принцип индивидуального подхода к детям.
    К вышеперечисленным принципам В.И Логинова, рассматривая обучение как принцип всестороннего развития личности ребенка, добавляет принцип прочности знаний, который рассматривается как связь обучения с повседневной жизнью и деятельностью детей (игрой, трудом), т. е. как необходимость упражнения детей в применении полученных знаний на практике, а также учета индивидуальных и возрастных особенностей. Таким образом, ребенок, овладевая навыками учебной деятельности в форме игры, осваивает и основные способы выполнения учебных заданий [5].

    Читайте также:  Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ

    Список использованной литературы:
    1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. 2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. – Эксперимент, 1995. 3. Кулинич Г.С., Николина В.В. Географические игры в обучении и воспитании школьников: В помощь учителю географии. – Горьк.гос.пед.ин-т им.М.Горького – Горький, 1990. 4. Подластый И.П. Педагогика начальной школы. – М., 2001. 5. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002. 6. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просве – щение, 1981. 7. Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. – 1993.

    Дидактические игры в коррекционной педагогике

    Подготовила учитель – логопед 1-ой кв. категории Мартюшева Светлана Владимировна

    МАДОУ «Детский сад № 96», город Пермь

    Всем известно, что речь человека является показателем уровня развития его мышления, интеллекта, общей культуры. Кроме этого речь выполняет не только коммуникативную функцию, но и служит средством познания, передачи собственного и чужого опыта.

    Согласитесь, что для будущего первоклассника чистая и правильная речь является основным фактором успешного обучения в школе. К сожалению, в последнее время наблюдается постоянное увеличение числа детей с речевой патологией, отягощенной сложной структурой дефекта.

    Коррекционно-развивающий процесс в условиях логопункта не позволяет в достаточном объеме автоматизировать и закрепить все звуки, так как дети посещают логопедические занятия не более 2-3 раз в неделю. Помощь и опыт воспитателя в этой ситуации является неотъемлемой частью нашего общего дела.

    Могу с уверенностью подтвердить, что педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад № 96» г. Перми регулярно выполняет все необходимые рекомендации учителя-логопеда. Воспитатели регулярно планируют индивидуальную работу с детьми по развитию звуковой культуры речи. Задания по формированию чистой и правильной речи предлагаются не только тем детям, которые зачислены на логопункт, но и всем, кто посещает детский сад. Дети, выведенные с логопункта, так же требуют внимания педагога, ведь работа по автоматизации и дифференциации поставленных звуков не должна прерываться.

    В эту минуту нам на помощь приходит Ее Величество Игра. Роль игры в жизни ребенка изучали великие педагоги прошлого: Ж.-Ж. Руссо,

    К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко. Подчеркивал неповторимую специфику детской игры Л. С. Выготский, а Л. А. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления. Бесспорно, что именно в игре происходит развитие всех мыслительных процессов, интегративных качеств личности ребенка и, конечно, обогащение речевой сферы. Кроме этого, являясь участником игровой деятельности, дошкольник учится управлять своим поведением: соблюдать правила, сотрудничать с партнерами по игре, делиться радостью победы. В игре происходит не только усвоение общественных норм поведения, но и накопление социального опыта межличностных отношений.

    Для эффективного взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе мы используем готовые игры, но всегда разрабатываем несколько вариантов для повышения интереса ребенка к игровой деятельности. Этот подход позволяет активизировать у ребенка мыслительные процессы, стимулирует желание проговаривать и осмысливать не только свои, но и действия партнеров по игре. В процессе такой работы была разработана картотека дидактических игр с обязательным указанием цели игры и основных задач (обучающей, коррекционной, развивающей, воспитательной).

    Предлагаем вашему вниманию авторскую игру из этой картотеки:

    «Рыбаки и рыбки»

    Цель игры: развитие связной речи.

    Обучающая задача: уточнить знания детей по теме «рыбы».

    Коррекционная задача: формировать фонетико-фонематическое восприятие,автоматизировать и дифференцировать звуки [Р],[ Рь].

    Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.

    Воспитательная задача: поддерживать активность в выполнении задания; учить взаимодействовать с партнером в игре, соблюдать правила игры

    1.Рыбки из картона (на обратной стороне картинки со звуками [ Р],[Рь]).

    2.Игрушечные удочки с магнитом(4 шт.).

    4. Фишки для поощрения.

    5. Игровой кубик.

    Первый вариант: Ребенку предлагают рассмотреть рыбок, обращают внимание, что на обратной стороне расположена картинка с предметом на зв. [ Р] [ Рь] . Далее ребенок на удочку «ловит» рыб, проговаривая фразу: рыбка принесла мне …(название предмета).За правильный ответ ребенок поощряется фишкой.

    Второй вариант: Игроки по очереди «ловят» рыб, проговаривая фразу: Я поймал рыбку с …(название предмета), или: Мне попалась рыбка с …(название предмета).

    Третий вариант: Каждый игрок по очереди бросает кубик для «ловли» заданного количества рыб, проговаривая фразу: рыбка принесла мне …(название предмета).

    Четвертый вариант: Игроки распределяют на какой звук [ Р] или [Рь], можно «ловить» предметы. Оставляют только соответствующих заданному звуку картинки. Выигрывает тот, у кого больше правильно подобранных слов. Количество игроков 2-4 ребенка. За правильный ответ ребенок поощряется фишкой. Выигрывает тот, у кого в конце игры больше фиш ек.

    Изображения рыб наклеены на картон, к краю прикреплена канцелярская скрепка.

    На обратной стороне рыбок приклеены картинки со звуками [Р], [ Рь].

    Вашему вниманию предлагаются варианты игр на основе игры: «Рыбаки и рыбки»

    «Узнай рыбку»

    Цель игры: развитие связной речи.

    Обучающая задача: учить выделять существенные признаки предмета.

    Коррекционная задача: учить составлять предложения с опорой на сенсорные эталоны, автоматизировать звуки [ Р], [ Л].

    Развивающая задача: совершенствовать навыки сравнения предметов по сенсорным признакам.

    Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.

    Первый вариант: Перед детьми выкладываются рыбки. Педагог: «Я загадала рыбку, у неё красные плавники и сиреневый хвост». Дети сравнивают описание рыб, выбирают подходящий вариант. Ребенок отвечает: «Я нашел рыбку, у неё красные плавники и сиреневый хвост». За правильный ответ ребенок получает фишку.

    Второй вариант: Роль ведущего берет на себя ребенок.

    Третий вариант: Роль ведущего по очереди переходит от одного ребенка к другому.

    Выигрывает тот, у кого больше фишек. Играть могут от 2 до 5 человек.

    «Четыре ведерка»

    Цель игры: развитие фонетико-фонематического восприятия.

    Обучающая задача: закреплять умение делить слова на слоги.

    Коррекционная задача: развивать фонематический слух, автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].

    Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.

    Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.

    Первый вариант: На столе стоят четыре ведерка, на каждом обозначение количества слогов (один, два, три, и четыре слога). Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки «ловят» рыб, проговаривают название картинки с обратной стороны и определяют количества слогов. Далее выбирают подходящее ведерко.

    Второй вариант: Игроки распределяют между собой ведерки с обозначением количества слогов. Каждый «ловит» только тех рыб, на обратной стороне которых приклеены картинки с тем же количеством слогов в словах.

    Выигрывает тот, у кого больше рыбок. Играть могут от 2 до 4 человек.

    «Три ведерка»

    Цель игры: развитие фонетико-фонематического восприятия.

    Обучающая задача: учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец).

    Коррекционная задача: развивать фонематический слух, автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].

    Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.

    Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.

    Первый вариант: На столе стоят три ведерка, на каждом обозначение места заданного звука в слове (начало, середина, конец). Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки «ловят» рыб, проговаривают слово с обратной стороны и определяют место звука в слове. Далее выбирают подходящее ведерко.

    Второй вариант: Игроки распределяют между собой ведерки с обозначением места заданного звука в слове. Каждый «ловит» только тех рыб, на обратной стороне которых приклеены картинки с определенным местом звука в слове.

    Выигрывает тот, кто быстрее «наловил» 5 рыбок. Играть могут от 2 до 3 человек.

    «Большой улов»

    Цель игры: развитие связной речи.Обучающая задача: учить согласовывать существительные и прилагательные,

    Коррекционная задача: автоматизировать звуки [ Р], [ Рь].во фразах.

    Развивающая задача: развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку.

    Воспитательная задача: учить взаимодействовать в группе игроков, соблюдать правила игры.

    Первый вариант: Перед детьми выкладываются рыбки. Игроки по очереди «ловят» рыб, проговаривают слово с обратной стороны (Пример: карандаш). Педагог задает ребенку вопрос: «Какой карандаш?» Ребенок подбирает подходящее по смыслу слово (Пример: деревянный карандаш). За правильный ответ ребенок забирает рыбку.

    Второй вариант: Роль ведущего берет на себя ребенок.

    Третий вариант: Роль ведущего по очереди переходит от одного ребенка к другому.

    Выигрывает тот, у кого больше рыбок. Играть могут от 2 до 6 человек.

    В целях подготовки воспитателей используются активные и интерактивные методы: консультации, семинары-практикумы, мастер-классы.

    Таким образом, игры для автоматизации введенных в речь звуков могут быть использованы не только в работе учителя-логопеда, но и эффективно применяться в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста, а активная позиция воспитателя является необходимым условием в преодолении речевых нарушений у детей.

    Ссылка на основную публикацию
    Цели и задачиОборудованиеХод игры