Дидактические игры в коррекционной педагогике

Игра как средство обучения в коррекционной работе с дошкольниками

Важное место в обучении дошкольников занимает игра. В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе интересных игровых действий формирование у ребёнка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении. В условиях игры гораздо легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях коллектива.

Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Содержание игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры как “Кто построил этот дом?”. “От зёрнышка до булочки”, “С какого дерева лист?”. “Новосёлы” и др. содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания по лексическим темам “Профессии”. “Деревья”. “Мебель” и др. С помощью игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Наряду с умственным развитием, игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольника с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему игр и упражнений по сенсорному воспитанию, на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Игры способствуют и речевому развитию детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение (“Цветы и пчёлки”), развивается фонематический слух (“Поймай рыбку”), физиологическое и речевое дыхание (“Чья птичка дальше улетит”, “Приятный запах”), развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так. чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий (“Назови одним словом”, “Назови три предмета”). Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, – главная задача большинства словесных игр. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

Игра создаёт положительный эмоциональный подъём. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, предметами, в процессе которой развивается и укрепляется мелкая моторика, координация движений.

Игры, игровые приёмы чрезвычайно эффективны, когда задание оказывается трудным для детей, или в тех случаях, когда учебная задача требует многократных повторений. Эмоциональная форма вызовет желание справиться с трудностями, обеспечит достаточную активность детей, предупредит утомление от однообразных действий. Например, формирование грамматически правильной речи требует многократных упражнений в склонении имён существительных, образовании форм множественного числа, употреблении предлогов и др. В этих целях широко используются игры “Угадай, что изменилось?”, “Найди котёнка”, “Что мы видели в лесу?”

Игра в коррекционной работе – это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.

Игра является неотъемлемой частью работы как учителя-логопеда, так и воспитателя коррекционной группы, а также могут быть использованы при проведении интегрированных занятий.

Предлагаем вам несколько вариантов игр, которые можно использовать в коррекционной работе.

Игра “Собери друзей” (обогащение словарного запаса)

Цель: Пополнять и расширять словарный запас детей.

Оборудование: Два игровых поля, отличающихся по цвету. Контурные картинки с изображениями животных, птиц, насекомых, обитателей водоема.

Описание игры. Картинки с изображениями животных, птиц, насекомых и обитателей водоема располагаются на одном игровом поле. На втором – четыре полосы с картинками-символами действий: ползет, летит, плывет, скачет. Детям предлагается выбрать картинки с изображениями животных, передвигающихся одинаково и не опасных друг другу, а затем объяснить свои действия.

Игра “Чем наполнен предмет” (формирование грамматических категорий)

Цель: Учить ребенка правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.

Описание игры. Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать:

– С чем ведро, если в нём: вода, молоко, бельё, снег, мусор, кипяток, бумага?

– С чем кастрюля, если в ней: суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ?

– С чем банка, если в ней: клюква, капуста, повидло, варенье, сметана, мука?

– С чем чашка, если в ней: чай, кефир, компот, сок, фанта, лимонад, кисель, ряженка, квас, молоко?

(Ответы ребенка: ведро с кипятком, стакан с чаем, банка с мукой, кастрюля с кашей и т. п.)

Игра “Цветы и пчелы” (формирования правильного звукопроизношения)

Цель: автоматизация звука [З].

Описание игры. Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто – цветами (например, мальчики – цветы, а девочки – пчелки). Затем все разбегаются по групповой комнате. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: зз-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука [З].

Игра ” Слова похожие и непохожие” ( развитие фонематического слуха)

Цель: развивать фонематический слух детей.

Оборудование: персонажи – иллюстрации к сказкам: лиса, заяц, сорока, ворона, волк.

Описание игры. Дети называют героев знакомых сказок: лису, зайца, сороку, ворону, волка и др. Затем вспоминают и придумывают рифмованные слова к названиям героев: сорока-белобока, зайчик-попрыгайчик-побегайчик, волк – зубами щелк, муха-цокотуха, лисичка-сестричка.

Игра “Разноцветный коврик” (развитие фонематического восприятия )

Цель: формирование умения выделять в словах первый звук и соотносить его в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет.

Оборудование: цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, черный).

Описание игры. Перед детьми лежат листы с нарисованными четырьмя пустыми табличками.

У педагога к каждому коврику заготовлен определенный список различных слов, первые звуки в которых должны совпадать с первыми звуками, обозначающими тот или иной цвет.

Взрослый зачитывает по очереди слова из списка к каждому коврику, а дети закрашивают каждый квадратик соответствующим цветом. Например, если педагог называет слово “капуста” – ребенок должен закрасить квадратик красным цветом, “жираф” – желтым цветом и т.д. Если слово начинается на звук[Б], то квадратик закрашивать не надо, он должен остаться белым. Раскрашивать надо начинать с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, потом третий. В результате получится красивый “волшебный коврик”.

Игра “Как их зовут?”( формирование звукового – буквенного анализа и синтеза слов)

Цель: закреплять у детей умение выполнять звуковой анализ и синтез слов.

Оборудование: Карточки с изображениями девочек и мальчиков (четырех – пяти). Сверху каждой расположены 4-5 “кармашка” для предметных картинок, внизу – “кармашки” для букв. Предметные картинки (лошадь, арбуз, рак, астра шар, утка, рыба, апельсин; мышь, автобус, шишка, антенна; рука, осы, мак, аист); карточки с буквами А, У, О, С, Л, М, Ш, Р.

Описание игры. Педагог предлагает узнать, имена девочек и мальчиков, изображенных на карточках. Для этого нужно определить первые звуки в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют: “Лошадь, арбуз, рак, астра”. Из первых звуков слов составляют имя “Лара” и т.д.

Игра “Живые слова” ( развитие языкового анализа и синтеза)

Цель: учить последовательному расположению слов в предложениях.

Описание игры. Педагог даёт детям одно из заданий:

– Составить предложение, в котором все слова начинались бы со звука М: Мама моет Машу мочалкой. Со звуком С: Саша сел в сани.

– Составить предложение о рыбаках из двух слов. Теперь из трех. Из четырех слов.

– Начертить на листе бумаги черточки по количеству слов в предложении и громко назови каждое слово.

– Придумать рассказ о рыбной ловле из трех предложений. Из четырех предложений. Тематика может быть самой разнообразной.

Конспект занятия по познавательному развитию для старшей группы

Тема: “Зимующие птицы”

Цели и задачи:

  • Развитие внимания, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления;
  • Активизация глагольного словаря у детей;
  • Воспитание бережного отношения и любви к живой природе;
  • Развитие мелкой моторики
  • Мы с вами попали в лес. В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами трава и мох. Покажите какая трава, а мох еще ниже.

    В лесу надо быть очень внимательным сейчас я посмотрю, насколько вы внимательны. Встаньте у начала полянки, а двигаться будете ко мне. Когда я прокукую как кукушка – “ку-ку”, вы будете прыгать на одной ноге с продвижением вперед. Когда простучу как дятел – “тук-тук”, вы будете прыгать на другой ноге с продвижением вперед, а когда запою как синичка – “дзинь-дзинь-дзинь”, вы будете прыгать на двух ногах с продвижением вперед. Запомнили? Приготовились! Молодцы все вы очень внимательны.

    Напряжение: А сейчас представьте, что вы превратились в любопытную ворону. Ворона села на ветку дерева т смотрит по сторонам, вдруг увидит что-то интересное! Присядьте, обхватите лапками веточку. Шею вытяните в одну сторону, в другую. Посмотрите вверх, а теперь вниз. Шейка напряжена, смотрим с любопытством: что же там интересного?

    Расслабление: Крутила головой ворона, так устала, что заснула на ветке. Уронила голову на грудь, голова болтается на шейке, как на ниточке. Шея расслаблена, голова тяжелая, никак не поднять.

    Резко: Мимо пробежал заяц, встрепенулась ворона, встряхнула перышки. Куда он побежал? Нужно срочно посмотреть.

    Молодцы! А сейчас встанем в наш “круг общения”.

    Восп. – Посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

    Восп. -Что вы видите за окном?

    Дети – Землю укрыл белый снег, деревья и кусты стоят голые, люди идут в теплой зимней одежде.

    (звучит фонограмма “Голоса птиц” – ворона)

    Дети – Это кричат вороны.

    Восп. – Вороны – это какие птицы?

    Восп. – А каких зимующих птиц вы еще знаете?

    Дети – Синица, сорока, воробей, голубь, дятел.

    Восп. – Сегодня мы с вами побеседуем о зимующих птицах. Каждая птица имеет свое характерное оперение, отличительные особенности, по которым мы определяем как называется каждая птица.

    В группе появляются птицы.

    Восп. – Ребята, услышав наш разговор, в группу прилетели зимующие птицы. Рассмотрите их внимательно и расскажите о них.

    Дети читают стихи о птицах.

    Чик-чирик-чирик-чирик!
    Воробей сам не велик
    И не очень длинный
    Хвостик воробьиный.

    Посмотрите на вороне
    Платье серое воронье
    Черненькие перышки
    На хвосте и горлышке

    На стволе уселся дятел
    В черно-белом пестром платье
    В красной шапке на головке
    Дятел долбит елку ловко

    Птица синица летает проворно
    В желтенькой кофточке,
    В шапочке черной.
    Плащик зелененький носит синица
    Черненький галстук на грудке у птицы.

    Прилетела к нам сорока
    У нее два белых бока
    Черный хвостик и спина
    Голова и та черна.

    На асфальте “Гру-гру-гру,
    Много крошек соберу.
    Для того чтоб мне хватило
    И подружке сизокрылой.
    С ней воркую про любовь,
    Защищаю от врагов
    Птицей мира я зовусь,
    Позовите – приручусь”.

    Восп. – Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим , чьи перышки у нас.

    Дети находят перышки и становятся с ними под нужную птицу(карточки с изображением птиц закреплены на струне).

    Восп. – Зимой птицам очень трудно, холодно и голодно. Расскажите мне, как птицы переживают зиму.

    1 реб. – Зимой птицы стараются держаться ближе к людям, потому что им нечего есть и они надеются, что люди им помогут.

    2 реб. – Люди зимой подкармливают птиц, делают им кормушки, насыпают в кормушки зернышки и крошки.

    3 реб. – А мы с мамой (папой) вешаем на ветки кусочки сала, синички всегда прилетают и клюют его.

    4 реб. – Ворон можно увидеть у мусорных контейнеров, на свалках, где всегда есть чем поживиться. Ворона – птица всеядная, ест все, что найдет.

    5 реб. – Голуби, воробьи тоже стараются держаться рядом с человеком, люди подкармливают их кусочками хлеба и остатками еды.

    6 реб. – А дятлы остаются зимовать в лесу. Они питаются семенами шишек и достают из-под коры жучков.

    Игра с мячом “Подбери действие”.

    Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

    Подвижная игра “Зимующие и перелетные птицы”

    Восп. – Когда я называю зимующих птиц, вы летаете вокруг меня, а когда перелетных, садитесь на корточки. Будьте внимательны.

    (Соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, жаворонок, синица, кукушка, сорока, журавль, голубь и т. д.)

    Развитие мелкой моторики.

    Восп. – Ребята, мы с вами лепили пластилиновыми жгутиками контуры птиц. Сегодня закончим эту работу, по пластилиновому контору выложим горох и семечки. Берите свои заготовки и приступайте к работе.

    Восп. – Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?

    Дети – О зимующих птицах.

    Восп. – Да мы сегодня вспомнили характерные особенности птиц, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой.

    Образовательный портал

    Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

    • Главная
    • Публикации в журнале
    • Коррекционная педагогика
    • Разработки дидактических игр используемых на коррекционных занятиях для детей с ОВЗ

    Разработки дидактических игр используемых на коррекционных занятиях для детей с ОВЗ

    • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
    • E-mail

    Разработки дидактических игр используемых на коррекционных занятиях

    для детей с ОВЗ в ГБСКОУ № 34 Невского района

    Воспитатели: Е.А. Миронова, И. А. Лучко, Ю.А.Кручинина

    У детей с проблемами в развитии действия часто сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения. Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в обучении мы решили уделить особое внимание дидактическим играм.

    Д/и «Кто как кричит?»

    Цели: знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, с тем, как они кричат; развивать воображение, тактильное ощущение, моторику, двигательную активность; вырабатывать силу голоса и эмоциональную выразительность.

    Ход игры:

    1-й вариант: Детям показывается изображение домашнего животного, они изображают, как это животное кричит и двигается.

    2-й вариант: Детям предлагается загадка о домашнем животном, они отгадку не проговаривают, а изображают движением и голосом.

    3-й вариант: За ширмой находятся игрушки, изображающие домашних животных; ребёнок не называет животное, описывает его характерные особенности (внешность, чем питается, чем полезно, как кричит). Остальные дети угадывают. (Усложнение «Чудесный мешочек»).

    4- вариант:Изобразить голосом, мимикой, жестами, движением настроение животного в определённой ситуации: котёнку наступили на хвост; щенок просит кушать, козлёнок потерялся и т. д.

    Д/И «Найди маму»

    Цели: закреплять знания о домашних животных и их детёнышах, о том, чем они питаются и как кричат; расширить и активизировать словарь по схеме.

    Ход игры:

    Дети вешают на шеи таблички с изображением домашних животных и их детёнышей. По команде поочерёдно ищут пару (маму и детёныша), приветствуют криками животных (мама – низким, детёныш- тонким). Затем находят на столе картинки с изображением пищи, которую употребляет данное животное; мама кормит детёныша.

    Д/И «Четвёртый лишний»

    Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память.

    Ход игры:

    Детям предъявляются три изображения животных, объединённых каким- либо общим признаком, и одно, не обладающим этим признаком. Каждый ребёнок должен определить «лишнее» изображение (можно играть со словами).

    Д/И «Дорисуй недостающие детали»

    Цель: развивать зрительное восприятие, память, графомоторные навыки.

    Ход игры:

    Детям предлагается изображения животных (птиц), в которых не хватает какой- либо детали: у лошади- гривы, у барана- рогов, у козы- копыт, у свиньи- пятачка, у барана- рогов, у кошки- усов, у собаки- хвоста и т.д. Каждый ребёнок должен дорисовать недостающие детали и объяснить, почему он это сделал.

    Д/И «Построим домик для животных»

    Цель: развивать конструктивные навыки, логическое мышление; закреплять знания о жилищах домашних животных; о пользе домашних животных, расширять словарь.

    Ход игры:

    Ребёнок выбирает себе игрушку, изображающие домашние животное, и объясняет, какую пользу оно приносит людям, как человек заботится о нём. После этого строит для него домик по образцу или замыслу из строительного материала и говорит, как он называется (коровник, свинарник, конура, конюшня и т. д.)

    Читайте также:  Проект Мой второй язык для учащихся 1 класса (дети-билингвы)

    Игры по системе Карла Орфа

    1. Повторить фразу с разной интонацией (грустно – весело, тихо – громко).

    2. Повторить фразу, подражая животным (как волк, как ворона)

    3. Выделить по очереди интонационным ударением слова определённой фразы.

    4. Произнести фразу в разном ритме (быстро – медленно)

    5. Прохлопать фразу.

    6. Пропеть фразу.

    7. Произнести фразу с усиливающейся или ослабевающей громкостью.

    8. Изобразить (обыграть) фразу

    Д/И «Составь семью»

    Цели: закреплять знания о составе семьи домашних птиц; закреплять словари по теме; развивать внимание, зрительное восприятие, память.

    Ход игры:

    1-й вариант. Ребёнку предлагается четыре картинки с изображениями детёнышей домашних птиц (утёнок, гусёнок, индюшонок, цыплёнок), а также ряд картинок с изображением их пап и мам и одна- две картинки диких птиц. Надо подобрать для каждого детёныша семью и назвать каждого члена этой семьи.

    2-й вариант. Ребёнку предлагается изображения четырёх символических домашних птиц, размещены семьи, перепутанные по составу. Необходимо навести порядок в семьях, назвать всех членов семьи и объяснить свои действия.

    Д/И «Что изменилось? Кто спрятался?»

    Цель: закреплять обобщающее понятие «Домашние птицы» (животные), использовать предлоги в связной речи (перед, за, между); развивать зрительную память, внимание, способность ориентироваться на плоскости.

    Ход игры:

    1-й вариант. Перед детьми выставляются игрушки, изображающие домашних птиц (животных) и их детёнышей. По команде дети закрывают глаза. В это время педагог меняет порядок расположения игрушек или убирает какую- либо из них. Дети должны объяснить, что изменилось, использую в своей речи предлоги.

    2-й вариант.Картинки с изображением домашних животных (птиц) расположены в вертикальной плоскости. По команде дети закрывают глаза. Педагог меняет расположение картинок. Дети должны вспомнить, где находилось то или иное животное, рассказать об этом, используя в своей речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «в правом верхним углу» и т. д. Точно так же объясняется новое расположение картинок.

    Дидактические игры в коррекционной работе с дошкольниками

    автор: Костенко Ирина Александровна

    учитель-логопед ГБУСОН РО СРЦ для несовершеннолетних Миллеровского района

    Дидактические игры в коррекционной работе с дошкольниками

    Пояснительная записка.

    Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр направленных на устранение ТНР у дошкольников старшего или подготовительного возраста, в зависимости от года обучения в логопедической группе.

    Игры систематизированы по коррекционной направленности.

    Содержательный компонент.

    За последние годы значительно возросло количество детей, имеющих речевые нарушения. И с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.

    К сожалению, на занятия к логопеду дети с речевыми нарушениями часто попадают только перед школой, в лучшем случае-после пяти лет, и самый значимый для развития речи ребенка возраст трех лет – оказывается упущенным.

    В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям логопед должен вводить максимальное количество дидактических игр.

    Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

    Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

    Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта , где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды

    Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

    1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
    2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

    Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. Но необходимо помнить одно важное правило! Лучше ребенок уйдет с вашего занятия не доиграв, чем переиграв. Таким образом, создается дефицит игры и ребенок обязательно захочет вернуться на занятие и будет это делать с удовольствием.

    Каково же значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.

    В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

    Как же используются игры в логопедической работе?

    Необходимость проведения коррекционной работы логопеда с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость и т.п.

    В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции нарушения речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.

    Как правило основная масса игр и игровых пособий направлена на автоматизацию звуков и развитие связной речи у дошкольников. Но так как я работаю с детьми с ТНР, то мне необходимо охватить также лексику и грамматический строй речи. Поэтому в основу этой методической разработки легла систематизация игр и игровых пособий необходимых для обучения дошкольников старшего группы с ТНР. Здесь будут представлены авторские разработки апробированные на практике игр, а также игры уже представленные в современной методической литературе.

    Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ТНР (тяжелое недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие , слоговая структура и звукопроизношение слов, речь насыщена аграмматизмами. У детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной.

    Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

    Технологический компонент.

    Игры направленные на развитие мелкой моторики.

    На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней(пальцы вместе, врозь, согнуты и т.д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен максимально точно повторить изображение.

    2 ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.

    Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

    3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ

    Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
    При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
    Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру.

    Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

    4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА.

    Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики.

    1. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ

    Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

    6. ИГРЫ – ШНУРОВКИ

    Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка..

    7. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины,

    семена, ракушки, мелкие камушки).

    Так можно сделать картины – мозаики на пластилине.

    1. ВОЛЧКИ.

      Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

      9. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА –

    СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»

    Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

    10. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.

    В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

      ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ.

      Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

  • КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ.

    Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет вертеться.

    13. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

  • Развитие артикуляционной моторики

    Чтобы преподнести упражнение дошкольникам в нескучном варианте, для каждого упражнения подбираем картинки и стихотворения.

    Игры направленные на развитие и активацию словаря.

    1. ДОБАВЬ СЛОВО

    Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти.

    1. СЛОВЕСНОЕ ДОМИНО

    Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока.

    1. ПРИЗНАКИ СЛОВ

    1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром — ?; ветер — …, а снег — …; дождь -…, а солнце — … При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

    2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.).

    3-й вариант. «Сравни по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко, по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности — веревку и нитку, камень и глину, по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте — куст и дерево, гору и холм».

    1. СЛОВА — ПРИЯТЕЛИ

    Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

    1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

    2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.)

    1. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

    Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:

    Грустный, печальный, унылый, глубокий;

    Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

    Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

    Крепкий, далекий, прочный, надежный.

    Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.

    1. СЛОВА — ПРИЯТЕЛИ

    Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».

    Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?» Пример: «Маленький мяч — это мячик, маленький стол — …, и так далее».

    1. НАЗОВИ ДЕТЕНЫША

    Взрослый называет взрослое животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе.

    Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живое, — люди, животные, птицы, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать живые слова, затем — неживые.

    Игры направленные на развитие грамматического строя речи.

    Дидактические игры по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:

    Игры и упражнения на словоизменение:

    • учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: «Чего не стало?», «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.
    • употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру игры «Ателье», «Кафе» и др.)
    • правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. («Какой?, Какая?, Какое?», «Кто что делает?», «Отгадай, что это?», «Расскажи о предмете»).
    • различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых «трудных» глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.( игры «Вы хотите? — Мы хотим», «Алло,алло..» и др.).

    Игры и упражнения на словообразование:

    Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:

    • Образование названий детенышей животных
    • Образование названий профессий
    • Образование названий посуды
    • Образование однокоренных слов

    В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:

    • суффиксов: заяц — заинька, зайчонок;
    • приставок: шить — пришить, зашить, вышивать;
    • смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.

    В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы — усики — усищи; кот — котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

    Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.

    Овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: «Почему?», «Зачем?», «Что было бы, если…».

    Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: «Закончи предложение», «Дополни предложение», «Кого покатаем на машине?», «Размытое письмо» и др.

    Игры направленные на развитие связной речи

    1. Игра «Сочини предложение».

    Воспитатель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

    2.Словесная игра « Внимание! Розыск!»

    В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
    Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
    В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

    Предлагается картинка с предлогом и нужно составить предложение с ним.

    4.Игра «Кто с какими буквами дружит».

    На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного — слон, у другого — крокодил, у третьего — ёжик. Первый ребенок говорит:

    » Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот». Другой говорит: «А мой крокодил дружит с буквой «Р», потому, что живет в реке». Третий ребенок говорит: «Мой ёжик дружит с буквой «И», потому, что у него иголки и т.д.

      Словесная игра « Придумай предложение со словами….»

    Педагог предлагает слово(картинку), а дети составляют с ним предложение.

    6.Словесная игра «Сплетем венок из предложений»

    Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д.

    Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3.Мой стол чистый. 4.Чистые руки – залог здоровья и т.д.

    7.Игра «Загадай и отгадай ».

    Водящий (взрослый или ребенок), с помощью карточек – «определений и признаков» слово.

    Игроки пытаются загаданный предмет. Тот, кто угадал, становится водящим.

    8.Игра «Составь рассказ»

    Воспитатель раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: солнце, дерево, кормушка, птицы и предлагает составить по схеме рассказ на тему « Перелетные птицы». Таким образом, составляются рассказы по разным лексическим темам.

    С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель, одежду и т.д.

    Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

    Роль дидактических игр в коррекционно – воспитательном процессе

    Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности дошкольного воспитания. Дидактические игры занимали и занимают особое место, их цель – обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработки навыков и умений. Это игры обучающие. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно – образовательной работы с учащимися.

    Т.Н. Исаева доказала, что продуктивность образования на уроках где используются дидактические игры выше, чем на традиционном уроке. Дидактическая игра – это вид деятельности, где учитель постепенно передает свои позиции лидера в организации игровой деятельности, становясь косвенным организатором. Таким образом, происходит постепенное развитие самостоятельности учащихся, а учитель постепенно отходит от роли организатора к роли консультанта, участника дидактической игры или даже простого зрителя.
    В процессе дидактических игр происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребенком, взаимодействий детей между собой; они формируют у школьников умение сосредотачиваться на определенных сторонах предметов и явлений, способствует переходу от непроизвольного к произвольному вниманию. В процессе их использования, обучающиеся учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их по описанию, находить местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при сопоставлении.

    Важно научить детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и различное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно – следственные связи между ними. По мнению В.Н. Базилевской, основной формой воздействия на ребенка в специальных коррекционных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия, проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется “Программой восприятия и обучения слабослышащих детей школьного возраста”.

    Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для слабослышащих детей. Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого школьника. Дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

    Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремится к тому чтобы учащийся, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

    Дидактическая игра – это средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях, как учителем – дефектологом (индивидуальных и групповых), так и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

    Обучающимся с нарушением слуха для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребёнку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

    При отборе дидактических игр прежде всего надо учитывать особенности развития слабослышащих школьников и прежде всего преследовать коррекционные цели.

    При поступлении в специальные учреждения дети с трудом контактируют со взрослыми, не умеют обращаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если нормально развивающиеся школьники уже прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то дети с недостатками слуха надо научить этому. Младший школьный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия зрительного, тактильного двигательного, слухового, формируется представление о предметах и явлениях окружающего мира.

    В.Л. Казанская доказала, что не меньшее значение имеет проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.п. У детей с нарушением слуха формирование слухового внимания, наличие неречевых звуков и умение действовать в соответствии со звуковым сигналом, представляет большие трудности. А в дидактических играх эта сторона развития может быть значительно корригирована.

    Другая сторона слухового восприятия непосредственно связана с развитием речи, так называемого “речевого” слуха. Трудности здесь связаны в первую очередь с состоянием фонематического слуха, со способностью школьника различать и воспринимать фонемы родного языка, с усвоением системы фонем, которая тоже служит сенсорным эталоном и без чего невозможно овладеть фонетической стороной речи. Поэтому игры на развитие слухового восприятия имеют для обучающихся с нарушенным слухом чрезвычайное значение. Так как развитие речи зависит и от развития слухового восприятия, задачами работы по развитию слухового восприятия школьником с нарушенным слухом являются:

    • развитие их остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятии на слух речи и не речевых звучаний;
    • создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой слухозрительной основы для восприятия устной речи;
    • обогащение представления учащихся о звуках окружающего мира.

    В соответствии с данными задачами и программой по данному разделу восприятия и обучению школьников с нарушенным слухом предложены дидактические игры и упражнения, направленные на развития слуха детей. В связи с тем, что на фронтальных занятиях в первую очередь осуществляется развитие неречевого слуха, в основном игры, направленные именно на его развитие на начальном этапе обучения.

    Дидактические игры могут быть использованы, как в работе дефектолога, воспитателя, так и родителями в домашних условиях. Чтобы эта работа была результативной, нужно придерживаться некоторых общих рекомендаций, выделенных В.Л. Казанской:

    1. Первоначально игровые упражнения проводятся на слухозрительной основе, т.е. ребенок видит лицо педагога и его действия и слушает. По мере того как дети начинают уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух. Каждый раз в случае ошибки следует предъявлять школьникам образец звучания, который они воспринимают на слухозрительной основе, а затем по возможности.
    2. В ходе игр следует предъявлять звучания, предлагаемые для различения на слухозрительной или слуховой основе, в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы учащиеся не гадали, а вслушивались в звучания.
    3. При проведении игр следует учитывать возраст детей, степень снижения слуха и уровень психомоторного и речевого развития, их индивидуальные особенности. Это в первую очередь относится к тому, из какого выбора звучаний предлагается выбирать услышанное: из двух, трех и более.
    4. Игры и упражнения проводятся с индивидуальными слуховыми аппаратами. Часть из них, где в качестве источника звука выступают речевые сигналы (словосочетания или слова) и граммофонные или магнитные записи, целесообразно проводить с использованием аппаратуры коллективного пользования. Если все дети, или отдельные школьники могут воспринимать на слух предлагаемые для различения звучания без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии не менее 1,5 -2 м (т.е. на том расстоянии, на котором от них обычно находится педагог), то игры целесообразно проводить без использования звукоусиливающей аппаратуры.
    5. Предлагаемые в играх источники звука, задания, речевой материал следует рассматривать как примерный. Он может изменяться и дополняться с учетом уровня психомоторного и слухоречевого развития детей, их индивидуальных особенностей.
    6. При проведении игр обязательно фронтальная работа должна сочетается с индивидуальной: учащимся предлагается выполнить предложенные упражнения. При этом индивидуально в первую очередь опрашиваются те дети, которые при выполнении задания допустили ошибку.

    Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении – это соблюдение последовательности в поборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы, выделенные В.Л. Казанской: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение школьников, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. Работая с глухими детьми, можно отметить, что дети самостоятельно пользуются только теми играми, которые не требуют от них ни речи, ни письма, ни чтения.

    В тоже время, если кто-нибудь руководит или, они охотно участвуют в речевых играх, в играх с карандашом и играх, связанных с чтением и осмыслением прочитанного:сюда относятся отгадывания загадок, всевозможные викторины, дидактические игры, кроссворды. Следовательно, отказ ребенка от речевой игры вызван непониманием ее, затруднениями, связанными с пользованием речью, и, кроме того, отсутствием лица, которое могло бы оказать ему в нужный момент помощь.

    Главная задача – заставить ребенка как можно больше говорить и читать. Для этого нужна постоянная тренировка. Где, как не в игровой форме, легче и доступнее всего запоминаются незнакомые слова, усваивается новые понятия, появляется желание прочитать то, от чего зависит приобретение новых знаний. В результате этого представляется возможность быть лучшим или во всяком случае не отставать от своих товарищей при проведении игры. В каждой игре выигрывает тот, кто даст ясный и правильный ответ на предложенное задания. Следовательно, эти игры являются средством речевого развития детей.

    Речевые игры развивают речь обучающихся с нарушенным слухом, сообразительность, находчивость, вырабатывают быстроту реакции заставляет вспомнить пройденное, познавать новое, пополнять словарь, упражняться в чтении с губ. Дидактические игры по развитию речи направлены на решение следующих основных задач:

    – формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;

    – формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;

    – развитие связанной речи школьников, прежде всего разговорной, а также описательно – повествовательной.

    Дидактические игры не подразделяются на игры или группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач. Так, при проведении одной и той же игры педагог может поставить задачу расширения и активизации словаря детей, обучения глобальному чтению, формирования умения понимать вопросы и отвечать на них. В большей степени представлены игры для работы с детьми первых лет обучения, т.к. на этом этапе особенно важно создать игровую мотивацию овладения речевым материалом. При проведении данных игр следует учитывать требования, выделенные Л.А. Головчиц:

    • при подборе игр необходимо руководствоваться требованиями программ по развитию речи для глухих или слабослышащих школьников определенного возраста, в частности учитывать задачи работы по развитию речи, тематику и содержание занятия;
    • при проведении игр выбор форм речи определяется требованиями программ по развитию речи. При предъявлении речевого материала слабослышащим школьниками используются письменная и устная формы речи. В соответствии с требованиями программ по развитию речи при проведении игр используются и устно – дидактическую речь;
    • при проведении всех игр с целью развития разговорной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которого зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений;
    • в процессе проведения игр фронтальная работа должна соблюдаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью;
    • в процессе проведения игр на индивидуальных занятиях необходимо ориентироваться на уровень речевого развития ребенка и его индивидуальные особенности;
    • можно изменять тематику, оборудование, увеличивать или уменьшать объем речевого материала в зависимости от уровня умственного и речевого развития школьников;
    • дидактическая игра представляет собой многоплановое педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества обучающихся, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Можно не сомневаться, что чем чаще учитель будет использовать игру на уроках, чем удачнее и разнообразнее будут его находки, тем эффективнее окажется их влияние на развитие школьников.

    Конспект занятия по развитию речи «Звуки «Л» и «Ль»

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»

    Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.

    Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

    Задачи:

    Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
    Совершенствование навыка деления слов на слоги;
    Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
    Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
    Координация речи с движением.

    Продолжительность занятия:

    Вид занятия:

    Тип занятия:

    Ход занятия:

    I. Организационный момент

    Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».

    II. Основная часть занятия

    Игра «Доскажи словечко»

    Гладко, плавно лился стих,
    Вдруг споткнулся и притих.
    Ждёт он и вздыхает
    Слова не хватает!
    Чтобы снова в добрый путь
    Стих потёк, как речка,
    Помоги ему чуть-чуть,
    Подскажи словечко!

    Ну, давай играть в футбол!
    Забивай скорее … (гол)

    Нам темно. Мы просим маму
    Нам включить поярче … (лампу)

    Руки мыть пошла Людмила,
    Ей понадобилось … (мыло)

    Молодчина эта Лина,
    Лепит всё из … (пластилина)

    Заглянула в дверь коза,
    Очень грустные … (глаза)

    Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

    Сшил себе котёнок тапки,
    Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

    Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

    Характеристика звука «Л»

    Звук «л» – согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.

    Отличие согласных звуков от гласных

    Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

    Игра «Чей самолёт дальше улетит?»

    «Л» – песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
    Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».

    Игра «Большой и маленький самолёты»

    Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
    Объяснить, что большой самолёт гудит громко – «л»,
    а маленький самолётик гудит тише и нежнее – «ль».
    а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
    Поднимают маленький самолётик – произносят звук «ль».
    б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
    в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.

    Игра «Повтори за мной»

    Воспроизведение пар и цепочек слогов.

    ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
    ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
    ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
    ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
    ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ

    Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»

    Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
    Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

    Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»

    Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
    лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

    Игра «Слоговой аукцион»

    Придумайте как можно больше слов со слогом:
    ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
    ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
    лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

    Подвижная игра «Самолёты»

    Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)

    Самолёты полетели.
    (Руки в стороны, бег по кругу)

    На поляну тихо сели.
    (Присели, руки на коленях)

    Вновь над лесом полетели.
    (Руки в стороны, бег по кругу)

    Звуковой анализ слов

    Используются слова: лапа, липа.

    а)
    Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.

    б)
    Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
    Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
    Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
    Какой второй звук в этом слове? («а»)
    Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
    Почему? (Потому что это гласный звук.)
    Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
    Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
    Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
    Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
    Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
    Почему? (Потому что это гласный звук.)
    Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
    Сколько гласных звуков? (Два)
    Сколько согласных звуков? (Два)

    в)
    Аналогичная работа со словом «липа».

    Игра «Магазин игрушек»

    Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.

    Игра «Узнай пословицу»

    В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

    Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
    Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
    Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
    Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
    Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.

    Игра «Проговори чистоговорку»

    Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
    Яблоко, дятел, палатка, пчела,
    Ласточка, платье, ложечка, стол,
    Лампа, малышка, кукла, футбол.

    Игра «Повтори скороговорку»

    Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):

    Не жалела мама мыла,
    Мама Милу мылом мыла,
    Мила мыло не любила,
    Не любила, но не ныла.

    Итог занятия

    Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.

    В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

    Конспект индивидуального логопедического занятия по теме ‘Звуки [Л] и [Л`]’

    Конспект

    индивидуального логопедического занятия

    по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.

    Тема: Звуки [Л] и [Л`]

    Этап дифференциации. «Такие разные животные»

    1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звуков, закрепление словаря по теме «Животные», закрепление словаря антонимов.
    2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать нижнедиафрагмальное дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.
    3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

    Оборудование : зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звуков «Л» и «Л`», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» и «Л`» в соответствии с лексической темой: «Животные».

    Ход занятия:

    I. Организационный момент.

    Давай поиграем в игру «Скажи наоборот».

    Слон большой, а мышка … (маленькая)

    Тигр храбрый, а заяц …(трусливый)

    Собака добрая а волк…(злой)

    Лев быстрый, а черепаха …(медленная)

    Жираф высокий, а суслик … (низкий)

    II. Подготовительная часть.

    1. Развитие зрительно- пространственной ориентировки

    «Я скажу, а ты – покажи!» На занятии нам будут помогать наши помощники – руки.

    Покажи правую руку, правой рукой – правую щеку, правое плечо, правый бок, правое колено.

    Покажите левую руку (левые части тела левой рукой).

    Покажите правой рукой левую щеку.

    2. Развитие мелкой моторики

    Сидит белка на тележке,

    Продает она орешки,

    3. Развитие мимической мускулатуры . Изобрази хитрую лису, грустного осла, злого волка, веселую обезьяну.

    4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания

    Надули мы животики как у бегемотиков,

    Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем…

    5. Развитие артикуляционной моторики

    Массаж языка «Ла-ла-ла»

    Упражнения для языка «Парус», «Лошадка», «Грибок»

    III. Основная часть.

    1. Повторение. Давай вспомним, какие бывают звуки? (Если ребенок затрудняется, помогаем – гласные и согласные). А как мы различаем гласные и согласные звуки? (Ответ) Правильно, гласные звуки не встречают во рту преграды, их мы можем петь, а согласные звуки встречают во рту преграду, это могут быть губы, зубы и язык. Назови, какие ты знаешь гласные звуки? Согласные звуки? Но согласные звуки тоже бывают разные. Я сейчас буду называть звуки парами, а ты определи, по какому признаку они отличаются: т-ть, н-нь, с-сь, в-вь. (ответ) Правильно, это твердые и мягкие звуки.

    2. Речевая разминка . Я буду называть твердый звук, а ты его младшего братца – мягкий звук (логопед предлагает звуки: н, д, м, с, к, п).

    3. Объявление темы занятия. Дифференциация звуков «Л» и «Л`»

    Послушай два слова: ЛУК и ЛЮК, назови первый звук в каждом слове.

    Сегодня мы будем учиться правильно называть и различать эти звуки.

    4. Дифференцированный анализ артикуляции звука (по схеме)

    Звук «Л» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)Звук «Л`» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы, средняя часть спинки языка приподнята- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)

    5. Дифференцированная характеристика звука (по схеме)

    Звук «Л» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена)Звук «Л`» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- мягкий (показ рукой – средняя часть спинки языка приподнята)

    6. Дифференциация звуков [Л]- [Ль] на материале слов

    Дидактическая игра «Зоопарк»

    Рассмотри внимательно картинки, возьми себе те картинки, в названиях которых есть твердый звук «Л», а мне отдай картинки, в названиях которых есть мягкий звук «Л`».

    (Логопед предлагает картинки животных: лось, лошадь, волк, козел, лиса, осел, лягушка, улитка, слон)

    Давай произнесем слова, в которых есть твердый звук «Л».

    А сейчас произнесем слова, в которых есть мягкий звук «Л`»

    7. Физминутка

    У лесной дороги

    Спал медведь в берлоге,

    Кто-то мимо проходил

    И медведя разбудил.

    Зарычал медведь в берлоге!

    Уноси скорее ноги!

    8. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале предложения

    «Этим летом я в лесу видел белку и лису»

    Скажи, услышал ли ты слова со звуками «Л» и «Л`»

    Назови слова. А сейчас я буду называть эти слова, а ты внимательно слушай, если в слове есть мягки звук «Л», то поднимай зеленую карточку, а если твердый звук «Л», то синюю (логопед называет слова в медленном темпе, выделяя звуки «Л» и «Л`»).

    9. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале текста

    Послушай стихотворение.

    Дело было летом,

    Лось поел котлету,

    Долго топал он потом

    И плевался под кустом:

    «Не надо мне котлету,

    Не надо мне конфету!

    На лугу, в лесу и в поле

    Сена я наемся вволю!»

    Слышал звуки «Л» и «Л`»? Сейчас я снова буду читать текст, а ты, как только услышишь слово с твердым звуком «Л», выкладывай на стол синюю фишку. А сейчас другое задание, как только услышишь слово с мягким звуком «Л`», выкладывай зеленую фишку. Молодец!

    А сейчас давай вместе расскажем это стихотворение.

    IV. Заключительная часть.

    Итог занятия

    Какие звуки мы сегодня правильно говорили? Правильно, звук «Л» и звук «Л`». Давай вспомним, чем они отличаются (анализ артикуляции и характеристика звуков по плану). Про каких животных мы говорили?

    Логопед дает положительную оценку работы ребенка и создает хороший настрой на следующее занятие.

    Кошелева Виктория Николаевна

    МКДОУ детский сад «Рябинка» ХМАО-ЮГРА

    Кондинский район, п.Куминский

    Конспект логопедического занятия «Постановка звука [Л]»

    Наталия Поникаева
    Конспект логопедического занятия «Постановка звука [Л]»

    Звук [Л]

    Постановка звука [Л]№1

    Цель. Постановка звука [Л].

    1. Коррекционно –обучающие:

    поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;

    – учить точно и полно отвечать на вопросы;

    2. Коррекционно –развивающие:

    – развитие логического мышления, внимания, памяти;

    – развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

    – воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.

    Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики,игрушки: мышка, пароход.

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    – Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.

    2. Подготовка к постановке звука [Л]

    – Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?

    Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. «Давай я тебе помогу» – сказал Язычок. Упражнение «Месим тесто».

    Замесили тесто, испекли блины. Упражнение «Блинчик»

    Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение «Забор»

    Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение «Качели». Весело качаться с Язычком на качелях!

    Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение «Индюк»

    Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение «Поймай мышку».

    Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру «Повтори за мной».

    Логопед просит воспроизвести ритмический рисунок.

    Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно и он отправился на полянку.

    Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.

    3. Развитие дыхания.

    Упражнение «Пароходы». (Развитие плавного длительного выдоха.) – А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка — ффф, щеки не раздувать.

    4. Постановка звука [Л]

    – Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз.

    Раз — присядка, два — прыжок.

    Это заячья зарядка.

    А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

    Любят долго потянуться (потянуться)

    Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

    Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)

    6. Задание на логику Игра «Четвертый лишний» (работа по картинкам).

    Пароход, лодка, самолет, парусник.

    Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

    Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта).

    7. Развитие мелкой моторики пальцев рук

    Задание: обведи по точкам и раскрась.

    -Что у тебя получилось? Пароход.

    -Как гудит пароход? (Л-Л-Л). Повторение артикуляции.

    8. Итог занятия

    – Наша сказка подошла к концу.

    – Она тебе понравилась?

    – Что тебе запомнилось?

    – Какой звук ты сегодня учился произносить?

    Постановка звука [Л]№2

    Цель. Постановка звука [Л].

    1. Коррекционно –обучающие:

    – Уточнить артикуляцию звука [Л], поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;

    – учить точно и полно отвечать на вопросы;

    2. Коррекционно –развивающие:

    – развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

    – развитие логического мышления, внимания, памяти;

    – развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

    – воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.

    Оборудование. Зеркало, фотографии с артикуляционными упражнениями, изображение Лунтика, картинки в стихах о весёлом Язычке, сигнальные карточки, буква Л, памятка артикуляционного уклада звука [Л].

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    – Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма.

    – Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску). Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика).

    – Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук [Л], который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.

    2. Сообщение темы

    – Сегодня мы будем учиться произносить звук [Л]. Заодно и Лунтика научим произносить данный звук. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты должна будешь по порядку складывать на этот картон.

    3. Артикуляционная гимнастика

    – А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).

    1. Открываем ротик-дом.

    Кто хозяин в доме том?

    В нём хозяин Язычок.

    Он удобно в доме лёг.

    2. Двери-губы гибкие.

    Могут стать улыбкою.

    Могут в трубочку собраться,

    После снова улыбаться.

    3. На качелях оказался.

    Вверх взлетал и вниз спускался.

    Лижет Язычок варенье.

    5. А теперь наш Язычок

    – Молодец, ты отлично выполнил упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.

    – А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? Да.

    – Давай вместе полетим на самолете?

    Игра «Самолет летит». Повторение артикуляции.

    – А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука [Л]. На память Лунтик дарит тебе памятку.

    – кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;

    – средняя часть спинки языка опускается;

    – бока языка опускаются;

    – воздушная струя проходит по бокам языка.

    – Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.

    4. Развитие мелкой моторики

    – Давай букву Л выложим из фисташек на пластилиновой картонке.

    – За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.

    В небе плавает луна. (Плавные покачивания)

    В облака она зашла.

    1.2.3.4.5. (Хлопки.)

    Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

    6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)

    И пониже перевесить. (Руки вниз.)

    10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)

    Чтоб луна светила детям.

    (За физминутку ребёнок получает фигурку).

    6. Развитие фонематического восприятия

    – А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должен хлопнуть, если в названии картинки будет звук [Л].

    Картинки: лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.

    – Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.

    Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним.

    7. Развитие языкового анализа и синтеза

    – Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук [Л], стоит в начале, середине, и в конце слова.

    (Лук, луна – звук стоит вначале слова.

    Белка, кукла – звук стоит в середине слова.

    Стол, стул – звук стоит в конце слова).

    – Ты и это задание выполнил правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Скажи мне, с какой буквы начинается его имя? Где стоит звук [Л]?

    8. Итог занятия

    – Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы научились произносить?

    – А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие окончено, до свидания!

    «Автоматизация звука [л]» Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены.

    Конспект индивидуального логопедического занятия семидесятых Совсем недавно мне в руки попали старые планы по логопедии, я читала их с особым трепетом и волнением. Писала эти планы сразу после института,.

    Ссылка на основную публикацию