Деловая игра для учителей-логопедов: Логопедический калейдоскоп

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)

В нашей работе главная цель – развитие речи детей,
В ногу со временем следуем ей!

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

Цель семинара-практикума: Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.

Задачи:

  • Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие
  • познавательное развитие
  • физическое развитие.

Структура проведения семинара-практикума

1. Организационный момент

2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления

  • артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики);
  • игра «Похожие слова»;
  • игра «Кошка» (обогащение словаря);
  • «Скороговорки» (развитие дыхания и голоса);
  • Физкультурная минутка «Толя – альпинист»;
  • «Чудесный мешочек» (развитие общей моторики, мелкой моторики);
  • игры-перевёртыши;
  • игры на развитие фонематического слуха;
  • игры на развитие фонематического восприятия.

3. Заключительная часть. Итог

Организационная часть

Учитель – логопед встречает педагогов в зале.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!

Основная часть

Задание № 1. Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили – старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.
(открываем широко рот)

В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
А с ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем – малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – варенье мы слижем! (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим? Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!

Вот из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)
Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»

Предлагаю поиграть в интерактивные речевые игры – активизируем речь и мышление.

Речевые игры (для активизации речи и мышления).

Задание № 2. Игра «Похожие слова»

Звучит логопедическая распевка:

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон! .

Задание:

Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)

Задание № 3. Игра «Кошка»

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная (кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

Задание № 4. Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звукову воспитанников.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

На «Мячике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.

  • Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
    В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно).
  • На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
  • Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
  • Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
  • Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)

Задание № 5. Физкультурная минутка

«Толя – альпинист»

Задание № 6. «Чудесный мешочек»

Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.

Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.

Задание № 7. «Игры-перевёртыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

Пословицы и поговорки:

  • Счастье перемещается кучами – «беда не ходит одна».
  • Уйти от новой стиральной машины – «остаться у разбитого корыта».
  • От смелости затылок мал – «У страха глаза велики».

Строчки из стихотворений:

  • Во поле берёзку срубили – «В лесу родилась ёлочка».
  • Ты ненавидишь мою коровку – «Ялюблю свою лошадку».
  • Ваша Маша тихо смеётся «Наша Таня громко плачет».

Названия сказок и книг:

  • Лиса и шестеро цыплят – «Волк и семеро козлят».
  • Утки – индюшки «Гуси – лебеди».
  • Бледненький кустик «Аленький цветочек».
  • Пёс без босоножек – «Кот в сапогах».
  • Квадратик – «Колобок».

А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.

Задание для педагогов – отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

  • Василий Иванович остается на работе –«Иван Васильевич меняет профессию».
  • Грустные взрослые – «Веселые ребята».
  • Громче стоишь – ближе не будешь –«Тише едешь – дальше будешь».
  • Крик баранов – «Молчание ягнят».
  • Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
  • С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
  • Холодные ноги – «Горячие головы».
  • Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
  • В симфоническом оркестре не только мальчики –«В джазе только девушки».
  • Ручной кактус «Дикая орхидея».

Задание № 8. «Объявление» (для активизации речи, мышления)

Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например: на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [П]

Петя подарил Павлику пирамидку.

Задание № 9. «Фонематический слух»

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: “коза-коса”, “дом-том”, “бочка-почка”. И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке … (жук)
  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (шишка)
  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (двери)
  • Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке … (мяч)
  • Как-то вечером две мышки
    Унесли у Пети … (книжки)
  • Не полезет Влад на ель
    У него в руках … (портфель)
  • «Я трудиться не привык!»
    Отвечает … (грузовик)
  • Cобирали васильки
    у нас на голове … (венки)

Задание № 10. «Фонематическое восприятие»

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Игра: «Отвечай – не торопясь»

Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?

(рот, ром, рог, ров, род, рок).

3. Заключительная часть

Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!

Итог семинара-практикума

– Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).

Спасибоза внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!

Приложение

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани
Часто мылся Ванечка

На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка!
Это Ромка – забияка,
Снова в реку бросил рака.

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убегал от Поли в поле.

Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Деловая игра «Логопедическая мозаика»

Деловая игра «Логопедическая мозаика»

«Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни.

Слово есть воссоздание внутри себя мира».

Кропотливый труд логопеда помогает многим людям начать говорить правильно и чувствовать себя уверенно в обществе. Слово «логопед» можно перевести с греческого как «Слово детям». Вся наша работа связана со словом. Слово, также как и слог, словосочетание, предложение – это естественно и закономерно вычленяющаяся из речевого потока единица речи. Каждое слово имеет свой звуковой состав и своё значение.

Предлагаю вам поиграть в игру. Наша игра будет проходить как конкурс. За каждое выполненное задание или правильный ответ вы получите фишку. Участники, набравшие наибольшее количество фишек, будут награждены памятными подарками.

Подберите к каждой букве слова «логопед» слова – ассоциации, связанные с педагогической деятельностью.

Л – лексика, лингвистика, логика, ламбдацизм, леворукость, логопедия.

О – обучение, образование, общение, общее (недоразвитие речи).

Г – грамматика, гаммацизм, гласные, голос, гимнастика, гнозис, графема.

О – односложный, омонимы, органы (речи), отражённая (речь), особенность,

отчёт, оборудование, организация, оформление.

П – педагог, помощь, прогресс, партнёрство.

Е – единица (речи), ежедневный, ежегодный, единство.

Д – дети, детство, деятельность, диагностика, динамика, диаграмма,

документация, демонстрационный (материал), дефект, диалог, дизартрия,

дикция, динамический (стереотип), дисграфия, дислексия, дислалия,

На карточках – шифровках спрятались слова, связанные с нашей работой. Найдите их. Участники МО находят и выделяют маркером слова.

Слова состоят из звуков. Звук является смысловой единицей – фонемой лишь в слове. Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо учителю- логопеду для правильной организации работы по исправлению звукопроизношения. У каждого согласного звука есть характеристика, которая отражает 5 основных признаков: наличие или отсутствие вибрации голосовых складок, способ артикуляции, место артикуляции, наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу, место резонирования.

Соотнесите звуки и их характеристики:

а) согласный, ротовой, переднеязычный, 1) [Ф`]

щелевой, твёрдый, глухой;

б) согласный, ротовой, губно- зубной, 2) [ Ц ]

щелевой, мягкий, глухой;

в) согласный, ротовой, переднеязычный, 3) [ Ш ]

смычно-щелевой, твёрдый, глухой;

г) согласный, носовой, губно- губной, 4) [М`]

смычно-проходной, мягкий, звонкий.

Каждое слово имеет значение. Многие родители хотят знать подробности недостатков речи своих детей. Они имеют на это право. Учитель – логопед должен уметь грамотно и аргументировано объяснить воспитателям и родителям смысл различных терминов, используемых в педагогической литературе. Выберите правильный вариант ответа.

1) повышение мышечного тонуса;

2) нарушение просодики;

3) меняющийся характер мышечного тонуса;

4) снижение тонуса мышц.

1) расстройство произношения шипящих или свистящих звуков;

2) недостатки произношения заднеязычных звуков;

3) замена мягких согласных твёрдыми или их смешение;

4) недостатки произношения сонорных звуков.

1) нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное

судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

2) нарушение произносительной стороны речи, обусловленное

недостаточностью иннервации речевого аппарата;

3) нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими

дефектами органов артикуляции;

4) отсутствие или недоразвитие речи у детей вследствие органического

поражения речевых зон коры головного мозга.

Речь учителя – логопеда должна быть образцом для детей, родителей и педагогов. Проверьте себя и поставьте ударение в словах:

без умолку, баловать, блокирование, валовой, вероисповедание, втридорога, газопровод, досыта, донельзя, досуг, задолго, звонит, созвонимся, закупоривать, каталог, украинский, квартал, красивее, кухонный, начать, начала, оптовый, шарфы, поверху, понизу, принудить, пуловер, свекла, собрались, умно, страховщик, сливовый, грушевый.

Задание № 6. «Рассказать скороговорку – тяжелей, чем влезть на горку…»

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Скороговорки традиционно используются учителями – логопедами при автоматизации поставленных звуков у детей. Дикция логопедов тоже должна быть чёткой. Предлагаю вам потренировать свой артикуляционный аппарат и произнести скороговорку. Выберите контейнер, в котором указана эмоция, с которой вы будете рассказывать скороговорку. Предлагаю вам специфические логопедические скороговорки.

· У Лоры – роллы, а у Лолы – Моторола.

· Целлюлит Рита зрит, целлюлит Риту злит.

· Накупила злая Рая в Л’Этуале Л’Ореаля.

· Трепало евро Лерины нервы.

· Протратилась в Анталии нотариус Наталия.

Все используемые в дошкольных учреждениях программы предусматривают развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, умения анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Попробуйте и вы их решить.

Читайте также:  Методика обучения чтению Н.А. Зайцева

Может ли петух назвать себя птицей? (Петух не умеет говорить)

Что кидают в кастрюлю перед тем, как начать готовить? (Взгляд. Проверяют, чистая ли она.)

Какое яблоко не является фруктом? (глазное)

На чём любит спать лежебока? (На боку).

Какая звезда видна невооружённым глазом даже днём? (солнце)

Папу Саши зовут Михаил Степанович, а дедушку Иван Семёнович. Назовите отчество мамы Саши. (Ивановна)

Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)

Логопедическое ассорти. Логопедам нужно выбрать предметы, рассказать и показать, как можно использовать их в работе с детьми. Предметы: шишки, каштаны, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.

В логопедические занятия целесообразно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду. Включая разные виды деятельности в логопедические занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми и стабильность результатов.

Интегрированные логопедические занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.

Предлагаю вам решить весёлые задачки в стихотворной форме. Их можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков.

Ёжик по лесу шел, К серой цапле на урок

На обед грибы нашел: Прилетели семь сорок,

Два – под березой. А из них лишь три сороки

Один – у осины. Приготовили уроки.

Сколько их будет Сколько лодырей-сорок

в плетеной корзине? Прилетело на урок?

Дарит бабушка-лисица Шесть веселых медвежат

Трем внучатам рукавицы За малиной в лес спешат.

«Это вам на зиму, внуки, Но один малыш устал:

рукавичек по две штуки. От товарищей отстал.

Берегите, не теряйте». А теперь ответ найди:

Сколько всех, пересчитайте! Сколько мишек впереди?

Подарил утятам ежик Подогрела чайка чайник,

Восемь кожаных сапожек. Пригласила девять чаек.

Кто ответит из ребят, «Приходите все на чай!»

Сколько было всех утят? Сколько чаек, отвечай!

Одним из этапов работы при коррекции звукопроизношения является автоматизация поставленных звуков в стихотворениях. Этот конкурс называется “Кто первый выучит стихотворение”. Стихотворение это очень весёлое и легко учится.

Жили-были три японца:
Як,
Як це драк,
и Як це драк це драк це дрони.
Жили-были три японки:
Ципи,
Ципи Дрипи,
и Ципи Дрипи лимпомпони.
Поженились Як на Ципе,
Як це драк на Ципе Дрипе,
Як це драк це драк це дрони
на Ципе Дрипе лимпомпони.
И у них родились дети:
У Яка с Ципой-Шах,
У Яка це драка с Ципой Дрипой-Шах Шарах,
У Як це драк це драк це дрони
с Ципой Дрипой лимпомпони-
Шах-Шарах-Шарони.

Подведение итогов деловой игры и вручение участникам, набравшим наибольшее количество фишек, памятных подарков.

Деловая игра для педагогов «Речевое развитие дошкольников»

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов; развитие коммуникативных качеств педагогов, умения работать в коллективе; уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

5. Совершенствовать навыки логического мышления.

Материалы и оборудование: барабан, два мольберта, маркеры, листы, ручки, лепестки ромашки (белые и зеленые), клей.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а также повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Я приглашаю Вас на деловую игру. Вам необходимо разбиться на две команды, которые будут называться Гласные и Согласные буквы. Если Ваше имя начинается с гласной буквы, то вы в команде Гласные, а если с согласной, то вы в команде Согласные.

Итак, мы начинаем с разминки, я задаю вопросы, вы отвечаете на них по очереди каждая команда. За каждый правильный ответ, команда получает по 1 баллу.

Вопросы для первой команды:

  • Общение является ведущим средством развития речи. (Да.)
  • Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
  • Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
  • Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет.)
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)

Вопросы для второй команды:

  • Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет.)
  • Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
  • Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного
  • Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет.)

2. Конкурс «Ромашка»

Предлагаю каждой команде сорвать один лепесток с объяснением педагогического термина, обдумать его, и выбрать зелёный листок, который является ответом. Подобрав лепестки к листьям, мы заслушаем ваши определения.

1. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

2. Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.

3. Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

4. Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

5. Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто) .

6. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

7. Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

8. Что относится к словесным методам и приёмам обучения? (пояснение, рассказ, чтение, беседа).

9. Диагностика — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т. п. с помощью специально разработанных учебных методик.

10. Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

3. Конкурс. Скороговорки.

Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

• Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

• Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»

4. Творческий конкурс.

Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

• Для первой команды «У страха глаза велики».

• Для второй команды: «За двумя зайцами погонишься, ни одну не поймаешь».

5. Конкурс «Барабан»

Команды по очереди крутят барабан и задают выпавший вопрос противоположной команде.

  • Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

– Звуковая культура речи.

– Формировать грамматический строй речи.

– Развивать связную речь.

– Ознакомление с художественной литературой.

  • Что мы понимаем под развитием речи ребенка?

Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

  • Каковы задачи по формированию словаря?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

  • Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольников?

Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой — либо ситуацией.

  • Назовите формы диалогической речи?
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи?

С младшей группы.

  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?

Со средней группы.

Монолог — это речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

  • Рассказ — повествование — это…

Рассказ — повествование — это рассказ, сюжет, которого развивается во времени.

Рассказ — описание — это текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет ил объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.

  • Какой прием считается ведущим при организации беседы?
  • В каких видах деятельности развивается речь ребенка?

6. Конкурс. Расшифруйте русские народные сказки.

Команды получают карточки с заданием и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки:

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы способствующие речевому развитию детей. Дайте свою оценку прошедшей игры.

Деловая игра для воспитателей [НЕПОВТОРИМЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК]

Прислала Дуркина Марина Владимировна

Цель.

Подведение итогов совместной работы воспитателей и учителя – логопеда по проблеме коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи.

1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме.

2. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.

  • На доске вывешиваются названия конкурсов для команд.
  • Фишки двух цветов для обозначения команды победившей в том или ином конкурсе.
  • Задания для каждого конкурса по числу команд.
  • Выбирается жюри из членов коллектива.

Конкурс «Блиц».

Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1 команда.

  1. Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени).
  2. Что такое фонетика? (тесное взаимодействие звукопроизношения и просодики).
  3. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).
  4. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).
  5. Как называется курс специальных занятий направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка? (психогимнастика).
  6. Сколько лап у двух котов? (восемь).
  7. Назовите слова – паронимы (миска – мишка).
  8. Отгадайте загадку: вдаль бежит – не тужит, с ножками дружит (улица).
  9. Столица Республики Коми? (Сыктывкар).
  10. Сколько звуков в слове — деньги (пять).
  11. Самое умное живое существо на планете (человек).
  12. Повторите скороговорку: Три сороки – тараторки тараторили на горке.
  13. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).
  14. Что такое фонематический слух? (умение повторить (услышав) звуки, слоги, слова).
  15. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
  16. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).
  17. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).
  18. Кто собирает яблоки спиной? (еж).
  19. Придумайте слово, в котором букв меньше, чем звуков (яблоко).
  20. Какое слово длиннее: велосипед или дом (велосипед)

2 команда.

  1. Назовите просодические компоненты речи? (темп, сила, тембр голоса, интонация).
  2. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
  3. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).
  4. Назовите акустические признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).
  5. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).
  6. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.
  7. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).
  8. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).
  9. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).
  10. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).
  11. Как называется система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала? (фонетическая ритмика).
  12. Произнесите слово «ромашка» наоборот (акшамор).
  13. Продолжите: одно дупло, два дупла, пять…(дупел).
  14. Что такое глобус? (макет Земли).
  15. Что такое фонема? (звук).
  16. Сколько рогов у четырех коров? (восемь).
  17. Что такое эмпатия? (способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей).
  18. Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи? (недоразвитие всей звуковой стороны речи ( звукопроизношение, фонематический слух, несформированность анализа и синтеза, звукового состава слова)).
  19. Назовите слово из четырех слогов (велосипед).
  20. Эмблема государства (герб)

Конкурс «Путаница».

Ведущий зачитывает 10 пословиц (поговорок) для каждой команды.

Задание: найти в пословицах, поговорках «озорные» буквы, стоящие не на своих местах, меняющие тем самым привычный смысл.

  1. Занятого человека и грусть – доска не берет (доска) д – т.
  2. Не тесто красит человека, человек тесто ( место) т –м.
  3. Лето дурное – зима с метелями ( бурное) д –б .
  4. Море луковое ( горе ) м –г.
  5. Комар ножа не подточит ( носа) ж – с.
  6. Чем рогаты, тем и рады ( богаты) р – б.
  7. Хозяин весел – и гости гады (рады) г – р.
  8. На ловца и дверь бежит ( зверь) д –з.
  9. По одежке протягивай ложки (ножки) л – н.
  10. Марина любит ласку, чистку и смазку (машина) р –ш.
  1. Родной куст и зайцу порог ( дорог) п – д.
  2. От глупого писка до беды близко (риска) п – р.
  3. На горе и шапка горит (воре) г – в.
  4. Верная указка – не кулак, а маска (ласка) м – л.
  5. Врач на горе – весна во дворе (грач) в – г.
  6. Зима весну путает, да все равно тает (пугает) т – г.
  7. Больше дела, меньше снов (слов) н – л.
  8. Голода не бойся, а по пояс мойся (холода) г – х.
  9. Не зная броду, не суйся в моду (воду) м –в.
  10. Забота не волк, в лес не убежит (работа) з – р.

Конкурс «Пойми меня».

Задание: воспитатели должны изобразить чувства, используя мимику.

Конкурс «Добавлялки».

Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.

  • Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).
  • Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло).
  • Ры – ры – ры — летят… (синие шары).
  • Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор).
  • Ши – ши – ши — гуляют …(наши малыши).
  • За – за – за — в поле… (бегает коза).
  • Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).
  • Ор – ор – ор —. острый …. (топор).
  • Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).
  • Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы).

Конкурс «Исправь ошибку».

Задание: исправить деформированное стихотворение.

Котик, котик, коток, Котик, Котя, Коток,

Приди, котик, ночевать, Котя, серенький хвосток,

Уж как я тебе, коту, Приди, Котик, ночевать,

За работу заплачу: Мою деточку качать.

Да конец пирога. Уж как я тебе, коту,

Больше котик не проси. За работу заплачу:

Котя, серенький хвосток, Дам кувшин молока

Мою деточку качать. Да конец пирога.

Дам кувшин молока Уж ты ешь, не кроши,

Уж ты ешь, не кроши, Больше, котик, не проси.

Заинька, повернись, Заинька, повернись,

Заинька попляши, Серенький, повернись,

Серенький поклонись, Вот так, вот сяк, повернись.

Вот так, вот сяк повернись. Заинька, попляши,

Серенький повернись, Серенький попляши,

Серенький попляши, Вот так, вот сяк, попляши.

Вот так, вот сяк поклонись! Заинька, поклонись,

Заинька, поклонись. Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк попляши. Вот так, вот сяк поклонись!

Конкурс «Ребусы».

Читайте также:  Конспект НОД в старшей группе ‘Путешествие в замок ошибок’

Задание: воспитатели расшифровывают ребусы по начальным звукам, отгадывая фразу.

Конкурс «Кроссворд».

Задание: отгадать кроссворд, используя загадки.

Конкурс «Рифмы».

Задание: подобрать как можно больше рифмующихся слов к предложенным словам.

Чья команда подберет больше.

Шишки, дети, окно, игра, дом, пирожки.

Конкурс «Фантазеры».

Задание: придумать упражнение или игру с песком для развития фонематического слуха и восприятия.

Конкурс «Почему так говорят».

Задание: команды получают карточки с фразами. Необходимо разъяснить смысл фразы.

  • Зубы заговаривать (отвлекать кого-то многословными доказательствами, заставляя согласиться с ерундой).
  • Козел отпущения (человек, на которого сваливают чужую вину или ответственность).
  • Дамоклов меч (наивысшая опасность, которая может обрушиться в любую минуту).
  • Дело в шляпе (законченное дело, за исход которого не стоит волноваться).
  • Сгореть дотла (сгореть до основания).
  • Сбоку припека (случайное, постороннее, приставшее к чему – нибудь извне).
  • Вилами на воде писано (нереальное, неточное, исчезающее так же быстро, как круги на воде).
  • Ошеломить (изумить, потрясти так, что сложно опомниться).
  • Тянуть канитель (тянуть время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать).
  • Рука руку моет (незаконная обоюдная поддержка).

Подведение итогов. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики –
Логопедические игры:

Уважаемая Марина Владимировна! Большое спасибо за интересный материал! Наверняка, воспитателям было нескучно и полезно принимать участие в таком мероприятии. Только вот название у этого мероприятия, как мне кажется, не совсем точное – это, скорее, не деловая игра, а викторина.
И ещё один момент. В следующем Вашем материале почему-то не указаны цель и задачи. А сам материал интересен и занимателен. И за него – спасибо!
С уважением, Ольга.

Марина! Материал очень хороший для проведения клубной работы с родителями. Возьму для себя в работе. Спасибо и молодец.

«Логопедическое ассорти». Деловая игра для учителей-логопедов

людмила анискина
«Логопедическое ассорти». Деловая игра для учителей-логопедов

Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы,максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения творческой активности учителей- логопедов дошкольных учреждений, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, предлагаем вашему вниманию деловую игру «Логопедическое ассорти».

Все участники разбиваются на две команды и выбирают себе название.

Упражнение «Давайте познакомимся»«Имена прилагательные»

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.

Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1. Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени).

2. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).

3. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).

4. Обследование ребенка членами ПМПк проводится (каждым специалистом индивидуально).

5. Сколько лап у двух котов? (восемь).

6. Назовите слова – паронимы (миска – мишка).

7. Сколько звуков в слове — деньги (пять).

8. Самое умное живое существо на планете (человек).

9. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).

10. Что такое фонематический слух? (умение повторить (услышав) звуки, слоги, слова).

11. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).

12. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).

13. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).

14. Кто собирает яблоки спиной? (еж).

15. Придумайте слово, в котором букв меньше, чем звуков (яблоко).

16. Какое слово длиннее: велосипед или дом (велосипед)

17. Нормативно-правовой обязательный документ детского сада. (Устав ДОУ)

18. Необходимо заменить предложение пословицей. •

Учись всю жизнь. (Век живи, век учись.)

Не болтай. (Держи язык за зубами.)

1. Назовите просодические компоненты речи? (темп, сила, тембр голоса, интонация).

2. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).

3. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).

4. Назовите акустические признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).

5. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).

6. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).

7. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).

8. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).

9. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).

10. Продолжите: одно дупло, два дупла, пять (дупел).

11. Что такое глобус? (макет Земли).

12. Что такое фонема? (звук).

13. Сколько рогов у четырех коров? (восемь).

14. Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи? (недоразвитие всей звуковой стороны речи (звукопроизношение, фонематический слух, несформированность анализа и синтеза, звукового состава слова).

15. Назовите слово из четырех слогов (велосипед).

16. Нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата – это (дизартрия)

17. Этот документ помогает педагогам планомерно решать поставленные задачи, используя для этого эффективные методики, индивидуально работать с детьми и работать с родителями. (Перспективный план работы)

18. Необходимо заменить предложение пословицей. •

Не торопись, делай все аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь.) • Беречь время. (Делу время, потехе час.)

За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Очень трудное было задание,

Но логопеды справляются,

Из всех сил стараются.

Я думаю, пора размяться,

Включить смекалку, подумать,

И, может быть, немного посмеяться.

Конкурс «Почему хорошо, почему плохо».

Ведущий:В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.

Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо, а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.

Старший воспитатель предложил провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…

Заведующий сообщила, что на следующей неделе в ДОУ ожидается проверка документации учителей- логопедов…

Конкурс «Сундучок профессиональных идей»

Задание: Необходимо назвать как можно больше применений в работе логопеда данных предметов (бусы, прищепки, мячик, вата, карандаш, погремушка, шнурок, щетка и др.). Предметы предлагаются в сундучке на выбор.

Оцениваются: – многофункциональность; – четкость объяснения; – оригинальность.

Конкурс «Логопат»

Прочитать стихотворение, инсценируя дефект произношения.

Команде противника угадать логопедическое заключение ребенка.

1 ребенок параламбдацизм, велярный ротацизм.

Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос.

Мне Валерка тарелку на подносе принес.

2 ребенок: межзубный сигматизм шипящих, параламбдацизм.

Собирайтесь, звери, в стаю,

Я вас всех пересчитаю.

Серый волк. Лиса. Барсук.

Куцых зайцев сорок штук.

Ну, теперь куницы, белки,

И другой народец мелкий.

Галок, соек и ворон

Ровным счётом миллион!

Конкурс «Конкурс эрудитов»

Задание: Проанализируйте фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем. Какие нарушения профессиональной речи были допущены логопедами? Время на подготовку ответа – 3 минуты. Оцениваются: – правильность педагогического решения; – четкость объяснения.

Фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем.

1 вариант. Логопед: Здравствуйте! Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить. Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут? Ребенок. Фиёда. Логопед: Как? Родитель: Сережа. Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше? Родитель: В садике, со Светланой Ивановной. Логопед: Да уж… Родитель: А как же нам быть? Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то заторможенный. Ведет себя нормально? Родитель: Да. А что вы имеете в виду? Логопед: Ладно, не важно.

2 вариант. Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы? Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья. Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку). Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой. Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой. Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести. Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит. Ребенок плачет. Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.

Назвать виды нарушений сонорных звуков.

Назвать способы постановки свистящих звуков по очереди.

Конкурс «Конкурс скороговорок»

Участвуют по одному человеку от каждой команды. Задания предлагаются на выбор (корзинка с муляжами фруктов, внутри которых находятся тексты со скороговорками).

Задание: Участники поочередно проговаривают скороговорки с заданной интонацией. Другая команда должна быстро отгадать интонацию.

От топота копыт пыль по полю летит. (радостно)

Наша серая кошка сидела на крыше, А ваша серая кошка сидела выше. (грустно)

Валерий кавалерию раскрасил акварелью. Карьером кавалерия скачет у Валерия. (удивленно)

Добры бобры идут в боры, Идут бобры в сыры боры, Идут бобры в дворы стары. (раздраженно)

Три сороки — тараторки тараторили на горке. (слезно)

Тимошка крошит в окрошку крошки. (смеясь)

Оцениваются: – правильность показа; – артистичность; – правильность ответов.

Ведущий зачитывает 10 пословиц (поговорок) для каждой команды.

Задание: найти в пословицах, поговорках «озорные» буквы, стоящие не на своих местах, меняющие тем самым привычный смысл.

Занятого человека и грусть – доска не берет (доска) д — т.

Не тесто красит человека, человек тесто (место) т –м.

Лето дурное – зима с метелями (бурное) д –б.

Море луковое (горе) м –г.

Комар ножа не подточит (носа) ж – с.

Чем рогаты, тем и рады (богаты) р – б.

Хозяин весел – и гости гады (рады) г — р.

На ловца и дверь бежит (зверь) д –з.

По одежке протягивай ложки (ножки) л — н.

Марина любит ласку, чистку и смазку (машина) р –ш.

Родной куст и зайцу порог (дорог) п – д.

От глупого писка до беды близко (риска) п – р.

На горе и шапка горит (воре) г – в.

Верная указка – не кулак, а маска (ласка) м – л.

Врач на горе – весна во дворе (грач) в – г.

Зима весну путает, да все равно тает (пугает) т – г.

Больше дела, меньше снов (слов) н – л.

Голода не бойся, а по пояс мойся (холода) г – х.

Не зная броду, не суйся в моду (воду) м –в.

Забота не волк, в лес не убежит (работа) з – р.

Я знаю, логопеды любят –

В утренниках играть

Сегодня сложное задание –

Вам нужно пантомиму показать!

С помощью мимики, жестов вам необходимо показать сказочногогероя. Игра «Угадай героя сказки».

Ведущий: на столиках разложены карточки с именами сказочных персонажей. Участники по очереди с помощью мимики и жестов изображают персонажей. Выигрывает тот, кто наиболее удачно покажет персонажа, а зрители правильно назовут его при наименьшем количестве попыток. (Карлсон, Баба-яга, Золушка, Буратино, Кощей, Дед мороз, Дюймовочка, Крокодил Гена, Золотая рыбка и др.).

Ведущая: Конкурс весёлый удался на славу!

Я думаю, всем он пришёлся по нраву! Отдохнули? Посмеялись?

Ведущий: высокому искусству стихосложения свойственна радость, легкость и оптимизм. Как написано в известном стихотворении: «Я – поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик!»

Вам предложены рифмы. Задача – придумать стихотворение на тему «Детский сад». Объем стихотворения не ограничивается. Время для написания – 3-4 минуты. (Детишки-малышки, карман-барабан, ладушки-оладушки, шутка-мишутка и др.).

В этом конкурсе вы должны распределить имена педагогов с их фамилиями.

Логопедический калейдоскоп

Мною подобраны логопедические игры разного уровня сложности для детей с ОНР.

Просмотр содержимого документа
«Логопедический калейдоскоп»

Дидактические игры любой сложности для коррекции и автоматизации звукопроизношения у детей с ОНР 5-7 лет.

Из опыта работы учителя-логопеда МАДОУ детский сад №22

Была разработана система дидактических игр направленных на коррекцию звукопроизношения, соответствующая этапу автоматизации поставленных логопедом звуков. При составлении программы игр использовался принцип от простого к сложному (от изолированного звука до автоматизации его в словах) с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и программных требований к обучению детей в группах ОНР в детских садах компенсирующего вида.

Приведу несколько примеров:

1. СЮЖЕТНОЕ ЛОТО

Цель: автоматизация звуков Р, Р` в словах, предложениях, в связной речи; развитие фонематического анализа, совершенствование навыка определения количества слогов в слове, места заданного звука в слове.

В игре принимают участие не более трех детей. Первый тур разыгрывается по правилам классического лото. Логопед показывает картинки и называет их, например: «Кому рыбака?» или «Чей сыр?»

Дети поочередно отвечают логопеду, обязательно повторяя ключевое слово: «Мне рыбака», «Мой сыр».

При этом первый игрок выбирает слова, начинающиеся со звука Р, второй игрок – слова со звуком Р в середине, а третий игрок – со звуком Р в конце.

Картинки для каждого из участников игры логопед подбирает таким образом, чтобы их можно было связать единым сюжетом, например:

звук Р в начале слов – ручей, рыбак, рак, ракушка, рыба;

звук Р в середине слов – крот, огород, картошка, морковка, нора;

звук Р в конце слов – комар, самовар, пар, сахар, сыр.

Во втором туре игры дети составляют короткие рассказы по своим картинкам, которые в данном случае играют роль своеобразного плана.

Можно дифференцировать слова не по позиции звука Р в слове, а по количеству слогов: 1-й игрок выбирает слова односложные, 2-й – из двух слогов, а третий – из трех слогов.

Цель: автоматизация звуков Р, Р` в словах и предложениях.

До начала игры, пока дети не видят, на столе в произвольном порядке раскладываются 12 парных картинок (т.е. 6 пар). Сверху они закрываются двенадцатью карточками с геометрическими фигурами. Игроки по очереди просят логопеда открыть две любые картинки, например:

Откройте, пожалуйста, красный квадрат и черный треугольник.

Логопед выполняет просьбу, и игрок четко называет картинки, которые видит под карточками с геометрическими фигурами.

Если открылись непарные картинки, логопед снова закрывает их, а ход передает следующему игроку. Если же картинки парные, логопед убирает их со стола, а удачливому игроку предоставляется право сделать еще один ход. Побеждает тот участник игры, который откроет последнюю пару картинок.

Примечание: можно использовать эту игру для автоматизации любых звуков, приготовив предварительно картинки с соответствующими звуками, а вместо геометрических фигур слоги, напечатанные на таких же картонках.

Цель: автоматизация звуков Р, Р` в словах и предложениях.

Каждый из двух игроков раскладывает по 16 картинок ровным квадратом (4х4). Под любые свои 3 картинки игроки втайне от соперника подкладывают 3 маленьких бумажных кораблика. Первый игрок говорит второму, например: «Убери розу». Если под «розой» пусто, в игру вступает второй игрок. Если же под «розой» – «кораблик», первый игрок забирает его себе и производит дополнительный «выстрел». Побеждает игрок, первым «захвативший» все вражеские корабли.

Примечание: можно использовать эту игру для автоматизации любых звуков, приготовив предварительно картинки с соответствующими звуками.

“Поле чудес” — это панно из арниковой пленки с карманами, на 100 клеток (10×10 сантиметров). В каждый карман вставляются цветные картинки. В середине — пустая клетка с красной точкой.

Пособие можно применять на любом занятии, подбирая игры в соответствии с его целями. Это игры на развитие и коррекцию:

психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления);

слоговой структуры слова;

активного и пассивного словаря;

грамматического строя речи;

фонематического слуха и восприятия;

звуко-слогового анализа и синтеза.

Игры также способствуют совершенствованию пространственной ориентировки, формированию математических представлений, расширению кругозора детей. Все виды игр служат хорошим средством для предупреждения дисграфии у дошкольников.

Перечень и тематика игр в составе “Поля чудес”

“Найди картинки к слову”.

“Найди предмет по форме”.

“Подбери предметы по цвету”.

“Он — она — оно — они”.

“Найди предметы по описанию”.

“Какой? Какая? Какое? Какие?”.

“Найди и назови слова по слогам”.

“Найди самое короткое и самое длинное слово”.

“Найди предметы, сделанные из. “.

“Летает — не летает”.

“Предмет один, а говорим как много”.

“Один и много предметов произносим одинаково”.

“Послушай звуки — скажи целое слово”.

“Составь со словом предложение”.

“Назови первый и последний звук в слове”.

“Выбери картинку — напиши слово”.

“Назови слово, которое начинается со звука А” (гласные звуки А-О-У-Э-И).

“Что подаришь другу (подружке)?”.

“Прочитай слово — найди картинку”.

“Животные и их детёныши”.

“Один (одна, одно) — много”.

“Кто? Что? Где? (живёт, растёт, сидит, стоит)”.

“Где можно встретить это слово?”.

“Найди (придумай) слова-родственники”.

“Что умеет делать этот предмет?”.

“Из чего состоит этот предмет?”.

“Кто (что) растет, а кто (что) нет?”.

“Кто больше запомнил картинок — назови”.

“Подбери картинки к словам-признакам”.

“Назови слово — придумай от него фамилию”.

“Что кому (чему) нужно?”.

“Найди “вкусные” слова” (колючие, школьные, мягкие, сладкие)

“Найди в слове ударение”.

“Найди ошибку — скажи правильно”.

“Узнай задуманное слово”.

Лото “Найди место картинке в “Поле чудес” “.

1. “Назови предметы”.

«слева _ направо” (апельсин, барабан, мишка, груша. ); “справа — налево” (дятел, лошадка, книга, карандаш, курица, арбуз. „)• Можно называть предметы на каждой строчке (первой, второй, третьей –

сверху или снизу).

• Найди и назови предмет, который находится:

в правом верхнем углу;

в левом верхнем углу;

в правом нижнем углу;

в левом нижнем углу.

Найди и назови предмет, который задумал воспитатель. От центра (красной точки) водить в начале пальчиком (начальная стадия обучения), затем только глазами по указанию воспитателя: “одну клеточку вверх, две вправо, одну вниз . назови предмет — “автобус” “.

В последствии ориентир для всех детей дает водящий ребенок. Ориентируются по “Полю” только глазами.

3. “Найди картинки к слову”. Игра на обобщение и классификацию предметов.

“Овощи” (морковь, репа, огурец, в холодильнике — капуста, свекла, лук).

“Фрукты” (апельсин, груша, абрикос, дыня, виноград, лимон, слива).

“Ягоды” (ежевика, земляника, вишня, смородина, арбуз).

“Игрушки” (барабан, лошадка, юла, мяч, коляска).

“Посуда” (кастрюля, чайник, ведро, стакан, самовар, в посудном шкафу — тарелки, блюдца, чашки, кувшин, миска).

“Птицы” (дятел, попугай, журавль, синица, скворец; домашние птицы — курица, индюк, гусь, цыпленок, утка).

“Животные” (дикие — ежик, заяц, медведь, кенгуру; домашние — щенок, собака, кошка, свинья).

“Одежда” (шуба, шарф, платье, фартук, юбка, шапка, шорты, пальто).

“Деревья” (ель, сосна, береза, рябина).

“Транспорт” (ракета, автобус, велосипед, грузовик, экскаватор). “Продукты питания” (хлеб, яйца, сосиски, в холодильнике -— молоко, кефир, сметана, сыр, масло).

“Мебель” (стул, стол, шкаф).

“Домашние приборы и вещи” (телевизор, холодильник, утюг, часы, замок, гребень, корзина, ножницы).

“Школьные принадлежности” (книга, карандаш, ручка, портфель, тетрадь).

“Цветы” (гвоздика, василек, розы, кактус).

“Обувь” (сапоги, туфли, калоши).

“Насекомые” (стрекоза, бабочка).

В вариантах к игре даются карточки с напечатанными словами “Овощи”, “Фрукты” и так далее.

Вариант игры “Назови одним словом” (барабан, мишка, лошадка, юла — игрушки).

живые предметы, подходящие к слову “Кто?” (ежик, дятел, курица, щука, заяц. );

неживые предметы, подходящие к слову “Что?” (апельсин, барабан, мишка, груша, замок. ).

5. “Кто что делает?”.

Назови — кто летает? (стрекоза, дятел, скворец, журавль. );

что летает? (ракета, листья. );

кто прыгает? (кенгуру, заяц, кошка, щенок. );

что прыгает? (мячик).

Используются понятия: летает, бегает, прыгает, плавает, ползает, растет, сидит, едет, возит, стоит, висит, лежит.

С детьми 5-6 лет можно использовать карточки с печатным изображением этих слов или алгоритмами.

6. “Найди предмет по форме”.

Даются карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник). Ребенок подбирает предметы по форме.

7. “Подбери по цвету”.

основные цвета: черный, коричневый, желтый зеленый, синий, красный (на карточках);

дополнительные цвета: розовый, голубой, серый, белый, лимонный;

цвета радуги: семь цветов.

Ребенку показывается карточка определенного цвета. Задание — подобрать предмет такого же цвета, согласуя предмет с определением: желтый цыпленок, желтое платье, желтые яблоки, желтая репа.

Загадки задает логопед или ребенок (набор загадок прилагается).

13.”Найди и назови слова”. Слоговая структура слова.

1 слогом — мяч, стул, шарф, ерш;

2 слогами — щука, зайка, мишка;

3 слогами — барабан, курица, сапоги;

4 слогами — ящерица, велосипед, земляника.

14. “Найди самое короткое и самое длинное слово”.

Самое короткое — еж, ель;

Самое длинное — экскаватор, холодильник. Придумай с ними предложение.

15. “Съедобное — несъедобное”.

Назови те предметы, которые можно есть в свежем или вареном виде.

Груша, апельсин, хлеб, арбуз, морковь, фрукты, яблоко, лимон;

Курица, щука, индюк, гусь, утка, цыпленок. Несъедобные:

Барабан, мишка, замок, лошадка, дятел, шуба.

16. “Найди предметы, сделанные из. “.

стекла, железа, дерева, меха, кожи, резины, пластмассы.

Эти понятия называются, а для старших детей добавляются карточки с алгоритмами (стекло — прозрачная пленка, резина — мяч, дерево — полоска из обоев “под дерево”). Ребенок называет.

Из стекла сделан стакан — стеклянный стакан.

Из меха сшит мишка — меховой мишка.

Из железа сделан замок — железный замок.

17. “Летает — не летает”.

• Назови предметы, которые летают? (показывается алгоритм-картинка
“небо с облаками).

— Дятел, ракета, стрекоза, журавль, гусь, скворец, попугай.

• Не летают (показывается алгоритм-картинка — земля) — все остальные
предметы.

18. “Предмет один, а говорим как много”.

Найди картинку — назови слово, где предмет один — а говорим как много.

• Ножницы, часы (предмет, а не астрономический “час”), шорты.
Назови, какие ты еще знаешь такие слова?

19. “Один и много предметов произносим одинаково”.

Найди картинку -— назови слово, где один и много предметов произносятся одинаково.

Какие ты еще знаешь такие слова? (кафе, кино, Барби, манго, киви).

20. “Послушай звуки — скажи целое слово”.

Ребенку называются отдельные звуки С, Т, У, Л. Он называет слово — стул, показывает картинку, обозначающую это слово.

Берутся короткие слова: Ш, У, К, А; Ч, А, С, Ы; О, К, У, Н’.

21.”Составь со словом предложение”.

Дети составляют предложение со словом, заданным логопедом или ребенком (по картинке).

Например, “Заяц живет в лесу”.

22. “Найди и напиши”.

Быстро найти картинку, четко произнести слово, написать его кубиками, прочитать, поставить ударение.

Ребенку называется предмет на картинке, он находит ее и повторяет слова, согласовывая числительное “1,2, 5” с существительным:

одно яблоко, два яблока, пять яблок;

один арбуз, два арбуза, пять арбузов;

одна собака, две собаки, пять собак.

Можно показывать карточки с цифрами 1, 2, 5 или показывать на пальцах.

24.”Назови превый и последний звук в слове”.

Воспитатель показывает картинки. Ребенок называет слово, выделяя первый и последний звуки отдельно.

Например: “СТОЛ” — первый звук [С], последний звук [Л].

25. “Выбери картинку — напиши слово”.

Ребенку предлагается выбрать любую картинку, назвать ее, написать на кубиках Н.А.Зайцева или буквами из разрезной азбуки.

26. “Назови слово, которое начинается со звука А” (гласные звуки А-О-У-Э-И).

Гласные называет воспитатель:

Найди слова, которые начинаются на звук А: автобус, апельсин, арбуз.

На звук О: окунь, огурец.

На звук У: утка, утюг.

27. “Что подаришь другу, подружке ?”.

Употребление существительных в разных падежах, согласование слов в предложении:

Коле подарю автобус.

28. “Прочитай слово — найди картинку”.

Ребенку (6-7 лет) необходимо прочитать слово на карточке и найти соответствующую картинку, затем записать слово на кубиках Н.А.Зайцева.

Можно наоборот — по выбранной картинке найти слово и прочитать его.

29. “Животные и их детеныши”.

Найди животных и их детенышей.

Кенгуру — кенгуренок. Каких ты знаешь еще?

П — портфель, платье, попугай, помидоры.

Р — ракета, репа, ручка, рябина, роза.

С — сосиски, сосна, стул, синица, самовар, скворечник, скворец.

Т — трамвай, телевизор, туфли.

Ф — фартук, фрукты.

X — хлеб, холодильник.

Ш — шуба, шарф, шапка, шкаф, шорты.

Ы — (в конце или в середине слова) — шорты, ножницы, цыпленок.

Ь — (в конце или в середине слова) — морковь, медведь, платье.

Ъ — (в середине слова) — подъемник.

Я — ящерица, яйца, яблоко, якорь.

30. “Один (одна, одно) — много”.

Игры на словообразование.

Назвать предмет и сказать так, что их много. Образец:

еж — ежи — много ежей;

груша — груши — груш;

яблоко — яблоки — яблок. Наоборот:

калоши — калоша — много калош;

фрукты — фрукт — много фруктов. Особо трудные слова:

ножницы —- ножницы — много ножниц;

шорты — шорты — много шортов;

часы — часы — много часов.

31. “Кто? Что? Где? (живет, растет, сидит, стоит)”.

Задание на предложно-падежное управление.

Дятел сидит на дереве.

Рябина висит на ветке.

Нитки намотаны на катушке.

Трамвай стоит на рельсах.

Скворец сидит в скворечнике.

Продукты лежат в холодильнике.

Назвать предметы по алфавиту. Алфавит висит перед глазами детей.

А — арбуз, апельсин, автобус.

Б — барабан, бабочка, береза.

В — ведро, виноград, велосипед, васильки, вишни.

Г — груша, гребень, гусь, гвоздика, грузовик.

Д — дятел, дыня, дерево.

Ж — журавль, желуди.

3 — замок, заяц, земляника.

И — в конце слова — воробей, в середине — зайчик,чайник.

К — книга, карандаш, кошка, кактус, кенгуру, краски, корзина, кастрюля.

Л — лошадь, лимон, линейка.

М — морковь, медведь, мяч, мебель, мишка.

Н — ножницы, нитки.

О — огурец, окунь.

Образец: ведро — ведерко, юбка — юбочка, попугай — попугайчик, корзина — корзиночка.

34.”Где можно встретить это слово ?” (или наоборот, какие слова можно встретить в кастрюле, в воздухе, в кармане (Н.Пикулева)).

Зайца — в лесу, скворца — в скворечнике, дятла — в воздухе, ручку, карандаш — в кармане, капусту, морковь, лук, свеклу — в кастрюле, на грядке* яблоки, груши, ягоды — в корзине, на дереве.

35. “Найди (придумай) слова-родственники”.

Придумай к задуманному слову другие слова, близкие по значению,

объясни их смысл.

еж, ежик, ежонок, ежиха, ежата, ежовая (рукавица);

зайка, заяц, зайчик, зайчонок, зайчиха, заячий, зайчата;

хлеб, хлебушек, хлебный.

36.”Что умеет делать этот предмет ?”.

Курица — клюет, кудахчет, несет яйца, водит цыплят, ищет зернышки, квохчет.

Бабочка — кружится, порхает, машет крылышками, шевелит усиками.

37.”Из чего состоит предмет ?”.

Стул: сиденье, спинка, ножки. Кастрюля: дно, крышка, стенки, ручки. Часы: циферблат, маятник, стрелки, механизм.

38.”Кто (что) растет, а кто (что) нет ?”.

Растет: дерево, капуста, цыпленок, щенок, свинья;

Не растет: шкаф, юла, машина, шапка, мячик.

Алгоритм прилагается — цвет, форма, из чего сделан, где живет, растет, применяется; к какому слову по классификации относится.

Например: Это яблоко, оно красное, круглое, растет в саду на дереве. Его едят. Из них делают сок, компот, варенье. Это фрукт.

40.”Кто больше запомнил картинок — назови”.

Рассмотреть картинки на “Поле чудес” и, отвернувшись от него, назвать их за 1, 2, 3 минуты. Варианты — на всем поле, на 1, 2, 3 и так далее полоске, слева направо, сверху вниз.

41.”Подбери картинки к словам-признакам”.

Колючий (ая, ее, ие) — еж, ель, кактус. Цветной (ая, ое, ые) — краски, платье, телевизор. Плюшевый (ая, ое, ые) — мишка. Сладкий (ая, ое, ие) — яблоко, арбуз, ягоды. Красивый (ая, ое, ые) — барабан, платье, цветы. Острый, добрый, злой, резиновый и так далее.

42. “Назови слово (по картинке) и придумай от него фамилию”.

Читайте также:  Звуки А-О-У-И-Ы - конспект НОД
Ссылка на основную публикацию