Автоматизация звука (p) на материале лексической темы ‘Транспорт’ – конспект подгруппового логопедического занятия

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на тему: «Транспорт»

Рубцова Наталья Александровна

Цель — автоматизация произношения звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».

Задачи

Коррекционно-образовательные:

  1. Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Транспорт».
  2. Уточнить и закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах словах, в предложениях.
  3. Совершенствовать лексико — грамматический строй речи: упражнять в употреблении предлогов в речи.
  4. Упражнять в составлении простых распространенных предложений.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать слуховое восприятие, ориентацию в пространстве, мышление.
  2. Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику, мышцы артикуляционного аппарата.
  3. Учить координировать речь с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.
  2. Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.

Коррекционно-оздоровительные:

  1. Развивать двигательную активность.

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Скажите, а на чем можно ехать, плыть, лететь? (Самолет, вертолет, катер, корабль, поезд, машина, велосипед).

Как называют все это одним словом ? (Транспорт).

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Уточнение артикуляции звука, зрительное восприятие буквы.

Мы отправляемся в гараж. Здесь много разных машин. А вот грузовик готовится к отправке. Помогите нагрузить его. Нужно положить в машину шарики на которых изображена буква Р.

Теперь грузовик отправляется. Расскажите, как правильно произнести звук [Р].

Выполняют упражнение «Заведи мотор».

4. Работа над слогами.

Грузовик едет по дорожке. На дорожке изображены квадраты зеленого и желтого цветов. Когда грузовик на зеленом цвете, нужно произнести слог «бра», на желтом цвете – «бры».

5. Работа над произношением звука [Р] в словах.

  • Грузовик доставил свой груз и нужно погрузить в него картинки, в названиях которых вы слышите звук [Р].

Картинки: грузовик, ракета, трактор, машина, трамвай, велосипед, троллейбус, автобус, поезд, метро, паровоз, пароход, корабль, катер, самолет, вертолет.

Динамическая пауза. Упражнение с речевым сопровождением.

Вот готовится в полет

(Изображать рукой вращение пропеллера).

Ни разгона, ни разбега:

(Развести руки в стороны)

Раскрутили винт – и в небо!

(Поднять руки вверх).

  • Упражнение на употребление предлогов в речи.

В гараже много транспорта. Один из водителей чинит трактор. Добавьте нужное слово в предложение.

Водитель сел В трактор.

Водитель вышел ИЗ трактора.

Водитель полез ПОД трактор.

Водитель вылез ИЗ-ПОД трактора.

Водитель зашел ЗА трактор.

Водитель вышел ИЗ-ЗА трактора.

Водитель залез НА трактор.

Водитель слез и снова сел В трактор.

  • Упражнение «Кто чем управляет».

Кто управляет грузовиком? (Шофер)

Кто управляет ракетой? (Космонавт).

Кто управляет трактором? (Тракторист).

Кто управляет кораблем? (Капитан).

Кто управляет самолетом? (Пилот).

Кто управляет велосипедом? (Велосипедист).

Пальчиковая гимнастика.

Послушайте стихотворение и скажите, на чем едет этот человек. Возьмите в руки карандаш и вращайте его между ладоней.

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу,

За руль держусь, смотрю вперед,

Я знаю скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак –

Шоссе спускается в овраг.

6. Работа над составлением предложений.

На доске картинки с изображением разного транспорта. Детям предлагается рассказать в какую сторону движется транспорт.

Жираф на вертолете направляется вправо.

Мартышка на грузовике движется налево.

Тигр на тракторе движется направо.

Кролик на метро движется налево.

Рысь на ракете летит вверх.

7. Упражнение «4 лишний».

Вертолет, пароход, ракета, самолет.

Пароход, корабль, катер, паровоз.

8. Итог занятия.

На чем можно ехать, плыть, лететь? (На транспорте).

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звуков Л в слогах, словах, предложениях. (На материале лексической темы «Транспорт. Профессии на транспорте»)

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР (III)
Подготовительная к школе группа

Тема: «Автоматизация звуков Л в слогах, словах, предложениях. (На материале лексической темы «Транспорт. Профессии на транспорте»).

Цель: Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях. Актуализация лексической темыТранспорт. Профессии на транспорте.

Задачи:

Уточненить и расширить словарь о транспорте, о его видах. Формировать понятия: наземный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт. Уточнение понятий аэропорт, порт, автопарк. Уточненить профессии на транспорте. Автоматизировать произношение звука Л в слогах, словах, предложениях, в игровой деятельности.

Продолжить развивать зрительное и слуховое внимание, мышления, речевую активность, координацию речи с движением, тонкую и общую моторику.

Развивать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.

Оборудование: Предметные картинки с изображением порта, автопарка, аэропорта, транспорта, профессий на транспорте, компьютер, интерактивная доска, проектор, мультимедийные презентации «Лодочка», «Автоматизация Л в слогах, словах, предложениях», телефон с аудиозаписями звуков транспорта; парохода, автомобиля, самолета.

Ход:

Создание мотивационного поля

Логопед: – Ребята давайте поприветствуем друг друга: по очереди пожмите руку соседу справа и скажите: «Привет!»… А теперь все вместе поднимем руки вверх и скажем : «Здравствуйте!»

Логопед: Ребята, вы любите путешествовать?

Логопед: Я хочу вам предложить отправиться в путешествие на разном транспорте. А чтобы путешествие началось, нам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова:

Глазки дружно закрываем,

Слышится шум моря и чаек, шум парохода.

Ребята, все догадались, на чем мы с вами отправились в путешествие?

Логопед: Ой, ребята, посмотрите, мы уже приплыли в порт. А кто знает, что такое порт?

Уточнение значения слова порт.

Посмотрите кругом, какой транспорт вы видите? Давайте его назовем (пароход, теплоход, корабль, ледокол, лодка).

Логопед: А кто знает, какой это вид транспорта?

Логопед: Молоды, правильно. Этот транспорт ходит по воде, значит он – водный.

Логопед: Ребята в этой стране люди забыли, кто и чем управляет. Теперь понятно, почему мы сюда попали. Им просто требуется наша помощь! Давайте поможем каждому человеку найти свое судно.

Кто управляет пароходом? (капитан).

Кто управляет теплоходом? (капитан)

Кто управляет кораблём? (капитан)

Кто управляет ледоколом? (капитан)

Кто управляет лодкой? (лодочник, капитан)

Дети отвечают на вопрос, ставят карточки и называют предложение полностью.

Логопед: Все верно, люди этих профессий нам очень благодарны и хотят прокатить нас на лодочке.

Обучающая мультимедийная презентация по самомассажу «Лодочка»

Вот плывет моя ладья,

А на ней плыву и я.

Мы – по синим, по волнам

Приплываем в гости к вам

Я – отважный мореход,

Ловкий и умелый.

В море парусник плывет

С капитаном смелым.

Логопед: Время идет и нам пора отправляться дальше, а для этого давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:

Глазки дружно закрываем!

Слышится шум автомобилей и сигналов.

Дети открывают глаза.

Логопед: Ой, ребята, а кто догадался, на чем мы отправились дальше в путешествие?

Логопед: Посмотрите на какой огромной автопарк ! Кто знает, что такое автопарк? Автопарк – это место для приема, обслуживания и стоянки наземного транспорта. (Уточнение значения слова автопарк). Какой транспорт вы видите?

Давайте его назовем. (Автомобиль, трамвай, троллейбус, мотоцикл, велосипед, лошадь с повозкой, автобус). А к какому виду транспорта относятся все эти средства?

Логопед: Ребята, здесь тоже путаница люди забыли, кто и чем управляет. Да им просто необходима наша помощь. Давайте поможем каждому человеку найти свое транспортное средство.

Кто управляет автомобилем? (водитель).

Кто управляет автобусом? (водитель)

Кто управляет трамваем? (водитель трамвая)

Кто управляет троллейбусом? (водитель троллейбуса)

Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист)

Кто управляет велосипедом (велосипедист)

Читайте также:  Программа логопедической работы по развитию устной и письменной речи у обучающихся 2-х классов с ФНР

Кто управляет лошадью или повозкой? (кучер или наездник)

Кто управляет поездом (машинист)

Дети отвечают на вопрос, ставят карточки и называют предложение полностью.

Логопед: Все верно, люди этих профессий нам очень благодарны и предлагают нам поиграть в одну игру, чтобы набраться сил и опыта, ведь наше путешествие еще не заканчивается.

Мультимедийная презентация «Автоматизация звука Л»

Логопед: Ну, вот мы немного поиграли, но нам пора отправляться дальше, а для этого мы закроем глаза и произнесем волшебные слова.

Глазки дружно закрываем!

Слышится шум самолета.

Логопед: Посмотрите кругом, мы находимся в аэропорту. Что такое аэропорт? (Уточнение значения слова аэропорт). Аэропорт это – место для приема, обслуживания и стоянки воздушного транспорта. Какой транспорт вы видите? (Самолет, вертолет, лайнер).

Как мы можем назвать одним словом весь этот транспорт?

Логопед: Ребята, здесь тоже нужна наша помощь, давайте поможем каждому человеку найти свое транспортное средство.

Кто управляет самолетом? (лётчик, пилот)

Кто управляет вертолётом? (вертолётчик, пилот)

Кто управляет лайнером? (лётчик или пилот)

Дети отвечают на вопрос, ставят карточки и называют предложение полностью.

Логопед: Да, какие вы у меня молодцы! Такое интересное получилось путешествие. Еще и помогли разобраться с профессиями на транспорте, сделали доброе дело.

Ну, а нам пора возвращаться домой, а для этого мы закроем глазки и произнесем волшебные слова:

Глазки дружно закрываем

И домой мы прибываем.

Посмотрите, мы дома, хорошо дома? А скажите, на чем мы сегодня путешествовали? А какие новые слова мы выучили?

Логопед: Вам понравилось путешествие? У меня есть подарки, я дарю вам блокноты, что бы в следующее путешествие вы записали самые радостные события. Ну, а сейчас нам пора расставаться, до свиданья!

Номинация: Детский сад › Конспекты занятий, НОД занятия логопеда
Название: Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звуков Л в слогах, словах, предложениях. (На материале лексической темы «Транспорт. Профессии на транспорте»)

Автор: Евграфова Оксана Романовна
Должность: учитель-логопед первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 63»
Месторасположение: город Томск

Конспект логопедического (подгруппового) занятия по автоматизации звука (на материале слов, предложений, текстов).
план-конспект по логопедии

Тема: Автоматизация звука Р.

Цели: – закрепить навык произношения звука Р в слогах (разной слоговой структуры) словах, фразах;

– развивать операции фонематического восприятия;

– развивать память на линейный ряд (довести V зрительной памяти до 8 единиц)

– развивать внимание, мышление.

– развитие словаря детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_avtomatizatsiya_zvuka_r.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического (подгруппового) занятия по автоматизации звука (на материале слов, предложений, текстов).

Тема: Автоматизация звука Р.

Цели: – закрепить навык произношения звука Р в слогах (разной слоговой структуры) словах, фразах;

– развивать операции фонематического восприятия;

– развивать память на линейный ряд (довести V зрительной памяти до 8 единиц)

– развивать внимание, мышление.

– развитие словаря детей.

Оборудование: картинки ракета, космодром, скафандр; планшет-карта; медальки;

«Волшебный мешочек» с предметами: сковорода, графин, кружка, сахарница, конверты с пазлами, шапочка с «космическими» элементами.

Наборное полотно; ребусы; магнитные буквы; аудиозапись.

Логопед: Сядет только тот, у кого конверт:

  • С красным прямоугольником;
  • С желтым квадратом;
  • С зеленым треугольником;
  • С синим кругом.

(Столы расставлены в форме ракеты.)

  1. Объявление темы и цели занятия.

Логопед: – ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в солнечное царство в космическое государство и побываем на тех планетах, в названии которых есть звук (р). Так как цель нашего занятия – закрепить звук, который научились правильно произносить. А на чем мы полетим отгадайте сами!

Логопед: Крыльев нет, но эта птица

Полетит и приземлится

Распустила алый хвост

Улетела в стаю звезд,

Наш народ построил эту

Логопед: Достаньте из конвертов пазлы и постройте ракету.

  1. Развитие фонематических представлений.

Логопед: Слушайте внимательно, я называю планеты, а вы должны выбрать, на какую полетим: Венера, Марс, Сатурн, Юпитер, (на Венеру)

– Кем будем в полете? (космонавтами)

– Ребята, а по-другому можно сказать? (астронавтами)

Ребята, кто знает первого человека, который совершил полет в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин).

– Откуда стартуют космические ракеты? (с космодрома)

(Логопед показывает на глобусе место космодрома)

Логопед: «Российский космодром находится в Плесецке».

А вот космодром и ракета! (Выставляются картинки).

– Можно ли полететь в космос в наших костюмах? (Нет).

Ребята, мы с вами наденем скафандры особый космический костюм. (Показ картинки)

Логопед: Внимание! Готовы к полету? 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск! Заводим мотор Игра «Эхо», тихо – громко.

Учащиеся выполняют стоя. И.п. – руки согнуты в локтях, локти разведены, кисти сильно сжаты в кулаки. На уровне диафрагмы косточками смотрят друг на друга. Произносится (р) долгое интенсивно вращаем один кулак вокруг другого от себя. Одновременно наклоняя туловище вперед, колени ровные, напряжены. Произносится в диапазоне на расстоянии звучания, а затем затухания. Динамика – очень сильная. Молодцы!

Логопед: «Приготовьтесь к посадке на планете Венера». (Звучит космическая музыка).

Логопед: – Ребята! Нас встречает житель инопланетянин этой планеты. Давайте с ним поздороваемся. (Логопед надевает шапочку с «космическими» элементами).

  1. Произношение звука (р) на материале слогов и слов.
  1. Воспроизведение слоговых рядов:

Тра- тро- тру- тры? (вопросительно)

Пра- про- пру- пры (утвердительно)

Стра- стро- стру- стры! (радостно.)

Логопед: Вот, ребята, например, вам слова со звуком (р): вар, ворота, пароход; повар, город, парта, рот. Ну – ка, дайте свой пример разных слов со звуком (р).

в) Учащиеся называют слова со звуком (р).

Логопед: – Молодцы. Хорошо называли слова. Следили за звуком (р). (Вручает медальки золотого цвета.) Летим дальше. Звучит космическая музыка.

  1. Развитие связной речи; развитие функции языкового анализа и синтеза.

Логопед: Слушайте внимательно. Выходим на связь с Землей. Расшифруйте слово, состоящее из звуков М,а,р,с и узнайте название планеты. Хором! Марс!

Логопед: Марс – планета покрытая горами, больше других похожа на Землю.

Выходит ученица в костюме марсианки.

«Хеллоу, я марсианка Сусасея. Кто вы такие? (Мы земляне). Наша планета – Земля.

– Интересно кА – кА – я о –на? Что есть на Земле?»

Логопед: «Давайте познакомим марсианку с Землей».

Называйте предмет. Рассказывайте о его назначении.

– Сахарница (Это сахарница, в нее насыпают сахар).

– Сковорода (Это сковорода, в ней жарят картошку).

– Графин (Это график, в него наливают морс).

– Кружка (Это кружка, из нее пьют кефир).

-Как одним словом можно назвать эти предметы? (Посуда).

А теперь познакомьте марсианку с природой Земли.

в) Игра «Запомни по порядку».

Логопед: По цепочке называйте картинки.

Лексический материал: Рысь, крокодил, тигр, жираф, носорог, гепард, леопард, ворона.

-Какое слово лишнее? (ворона). Почему? (птица).

– А как другие картинки можно назвать одним словом? (Э то животные).

Где мы можем их увидеть? (В зоопарке)

Логопед: Марсианка хочет с вами поиграть:

Запомните картинки по порядку. Закройте глаза.

– Догадайтесь, что изменилось?

– «Раз, два, три!» (учащиеся называют картинки, в том порядке как показала).

– Кого не стало? (вороны). Каких еще птиц вы знаете, в названии которых есть звук (р). (грач, журавль, скворушка, воробей, сорока).

Логопед: Алеша прочитает стихотворение про ворону.

– Кра! – кричит ворона. – кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

И Красивую коробку!

– Стой ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана.

И моргнула удивленно.

Что ж вы раньше не сказали?!

Кар – р – рман укр – р – рали!

г) Логопед: Давайте вспомним и проговорим скороговорку про ворону. Хором.

Проворонила ворона вороненка. (3 раза).

д) Логопед: Ребята, чем мы угостим марсианку?

(Учащиеся называют слова со звуком (р)).

Мороженым, тортом, мармеладом, зефиром, пирогами.

(Логопед угощает марсианку мармеладом)

– Спасибо! (Вручает медальки серебристого цвета).

Логопед: «Приготовьтесь к посадке на планете Юпитер – планета великан. На этой планете мы сделаем разминку и полетим дальше».

Пилот в космической ракете

На землю глянул с высоты.

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты.

Ах какая красота!

Не страшна нам высота!

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

Эмоциональное чтение стихотворения хором – с движениями.

  1. Логопед: « Мы приближаемся к следующей планете»

-Ребята! Что это за шум?

Да это космические пираты. Они зашифровали название планеты и захватили ее жителей.

– Ребята! Давайте расшифруем название планеты и отгадаем ребусы, предложенные пиратами.

– Логопед: Измените порядок букв 2 5 1 4 6 3

А Р С У Н Т (САТУРН)

Игра: «Отгадайте ребусы» (ученики выкладывают слово на магнитной азбуке; уточняют последовательность и количество звуков).

Логопед: – какое слово лишнее? (рак)

-Почему? (отвечает на вопрос кто?)

– Ребята! Жители планеты Сатурн просят рассказать сказку.

– Кто запомнил лишнее слово на планете Марс? (ворона)

Логопед: Я прочитаю сказку « Ворона и рак» Л.Н.Толстого, а вы внимательно слушайте и приготовьтесь отвечать на вопросы и пересказывать.

– Беседа по содержанию.

– Как называется сказка?

– Кто поймал рака?

– Что решила сделать ворона?

– Как удалось раку спастись?

– Какой рак? (хитрый, умный, сообразительный).

– А какая ворона? (глупая, хвастливая, льстивая).

Логопед: – Чему учит сказка?

– Ребята, существует такое выражение: « Ворона в павлиньих перьях». (так говорят о людях, которые присваивают себе чужие достоинства). Жителям этой планеты очень понравилась сказка. Молодцы! (Награждаются бронзовыми медалями).

– Ребята! Пора возвращаться на Землю – это единственная в Солнечной системе планета, на которой имеются воздух и вода, необходимая для жизни.

К полету готовы? (к полету готовы). Закройте глаза, спите. Вот и Земля.

За каждый правильный ответ получишь очко. Выигрывает тот, кто больше наберет очков.

  1. Как называется место, где мы родились? (Родина).
  2. Где сажают овощи? (на огороде).
  3. Кого ловят на удочку? (рыбу).
  4. Какая самая хорошая оценка? (пятерка).
  5. Какие цветы любят мамы? (розы, астры, ромашки).
  6. Чем топят мечи? (дровами).
  7. Какая машина пашет землю? (трактор).
  8. В чем носят воду? (в ведре).
  9. Чем закрывают бутылки? (пробкой).
  10. Кто стоит в воротах? (вратарь).
  11. Из чего варят кашу? (из крупы).
  12. Что течет, когда порежешь палец? (кровь).

Автоматизация звука (p) на материале лексической темы ‘Транспорт’ – конспект подгруппового логопедического занятия

Автор: учитель – логопед

Пархоменко Екатерина Сергеевна

Город Кемерово МАДОУ № 214 “Центр развития ребёнка – детский сад”

Цель: Закрепление правильного произношения звука Л в словах, фразах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  1. Закреплять умение сравнивать предметы по размеру, согласовывать существительные с местоимениями мой, моя, образовывать форму родительного падежа единственного числа существительных, подбирать слова – действия.

Коррекционно – развивающие:

  1. Развивать фонематический слух; упражнять в определении места звука в слове.
  2. Развивать логическое мышление, зрительное внимание, память, мелкую моторику.
  3. Развивать самооценку и работоспособность.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать активность и самостоятельность детей на занятии.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких птиц, индивидуальный лист с изображением птицы, цветные карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент.

Основная часть.

Перед ребёнком на столе разложены картинки с изображением диких птиц.

Логопед: Что это?

Логопед: Назови их пожалуйста.

Ребёнок: Ласточка, орёл, соловей, голубь, дятел.

Логопед: Молодец! А какой звук ты слышишь во всех этих словах?

Логопед: Как правильно произносить этот звук?

Ребёнок: Губы в улыбке, язычок на верху за зубами, упирается в «верхние бугорки», горлышко вибрирует.

Логопед: Дай, пожалуйста, характеристику звука Л.

Ребёнок: звук Л согласный, звонкий, твёрдый, не парный.

Логопед: определи место звука Л в словах: ласточка, соловей, орёл.

Ребёнок: В слове «ласточка» звук Л стоит в начале слова, в слове «соловей»-в середине, в слове «орёл»-в конце.

Логопед: Молодец! Назови больших по размеру птиц и маленьких по сравнению с ними.

Ребёнок: Орёл большая по размеру птица, а ласточка маленькая.

Орёл большая по размеру птица, а соловей маленькая.

Орёл большая по размеру птица, а голубь маленькая.

Орёл большая по размеру птица, а дятел маленькая.

Орёл большой, а ласточка маленькая.

Орёл большой, а голубь маленький.

Орёл большой, а дятел маленький.

Орёл больше соловья.

Орёл больше дятла.

Орёл больше голубя.

Орёл больше ласточки.

Игра «Мой – моя»

Логопед: показывая на картинку говорю: Это мой дятел.

Ребёнок: показывая на картинку говорит: Это мой орёл. Это мой голубь. Это моя ласточка. Это мой соловей.

Физминутка: «Пальчиковая гимнастика».

Пальчики – головка, крылышки – ладошка.

Ребёнок выполняет следующие действия: ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальца – крылья. Помахать ими.

Игра «Кого нет?».

Логопед: Посмотри внимательно на картинки. Я уберу одну картинку, а ты скажи, кого нет.

Ребёнок: нет ласточки, нет орла, нет соловья, нет голубя, нет дятла.

Работа с индивидуальным листом.

Предлагаю ребёнку разукрасить птицу.

Игра на закрепление знаний о действиях предметов «Что делает?»

Логопед: Скажи что делает ласточка? (что делает голубь?, что делает орёл?, что делает соловей?).

Ребёнок: ласточка летает, кормит птенцов, строит гнёзда, улетает в тёплые края и т.д.

Итог занятия.

Логопед: Какой звук мы повторяли на занятии?

Логопед: назови птиц в названии которых есть звук Л.

Ребёнок: ласточка, орёл, соловей, голубь, дятел.

Логопед: оцени свою деятельность на занятии.

Ребёнок отвечает, то как работал на занятии. Что удалось, а что не удалось.

Конспект логопедического занятия с элементами ТРИЗ на тему «Транспорт» в подготовительной группе

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

с элементами ТРИЗ на тему: “Транспорт”.

Цель: закрепить и обобщить знания детей о транспорте.

1. Коррекционно – образовательные:

– систематизация знаний детей о различных видах транспорта, его составных частях, функциях;

– активизация словаря по теме;

– совершенствование грамматического строя речи.

2. Коррекционно – развивающие:

– развитие связной речи и навыков речевого общения;

– развитие памяти, словесно-логического мышления, произвольного внимания

3. Коррекционно – воспитательные:

– формирование навыков сотрудничества на занятии;

– воспитание самостоятельности, активности, чувства коллективизма.

Логопед. Ребята, как вы сегодня добрались до детского сада? А я приехала на электричке. А как можно назвать одним словом автобус, автомобиль, электричку?

Прежде чем поговорить с вами о транспорте, сделаем артикуляционную гимнастику:

    • Покажем как гудит пароход (зажимаем зубами кончик языка, произносим Ы – получается звук Л);
    • Стучат колеса у поезда (как упражнение “Дятел”, только с рифмой стучащих колёс );
    • Как крутится ёмкость у бетономешалки (рот закрыт, проводим языком по кругу под верхней и под нижней губой);
    • Как работают дворники у машины(как упражнение “Часики”).

Логопед. Какие виды транспорта по типу передвижения вы знаете? Воздушный, наземный, водный. Посмотрите на символы. Почему транспорт называется воздушным? (потому что летает в воздухе, высоко в небе). Почему транспорт называется водным? (потому что он перемещается по воде) Почему транспорт называется наземным (потому что он идет по земле). А Давайте поставим эти символы в морфотаблицу. Теперь возьмите любую картинку из мешочка и поставьте её под нужным видом транспорта. Маша, у тебя какой транспорт? и т.д.

Логопед. Ребята, а я хочу поиграть с вами в “Да-нетку”. Какое правило этой игры вы знаете? (“Найди серединку, убери половинку”).

Сначала 1-2 ребенка самостоятельно загадывают объекты, а остальные дети отгадывают.

Логопед. Теперь я загадаю для вас объект. (Дети отгадывают)

– Да, это машина. А какие еще вы знаете машины по типу предназначения? Легковые, грузовые, специальные, пассажирские.

Возьмите по 2 картинки и мы с вами поиграем в игру “1,2,3 ко мне подойди“. 1,2,3 грузовой транспорт ко мне подойди. Денис, докажи, что у тебя грузовой транспорт. и т. д. А теперь вставьте ваши картинки за любые цифры. Так, чтобы за каждой цифрой был объект.

Логопед. Ребята, мы с вами знаем, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, а слоги – из звуков. А какие вы знаете звуки? Каким цветом обозначаются гласные звуки? А согласные? Какими бывают согласные звуки (твердые и мягкие)

– Артём выбери любые две цифры. Какой тебе попался транспорт. Определи, какой первый звук в названии твоих картинок и поставь в нужное место в морфотаблице. и т. д.

(под каждой цифрой находится картинка с транспортом)

Логопед. Дети, а чем отличается друг от друга этот транспорт? Давайте попробуем описать объект по схеме. Возьмите игрушечный транспорт и схемы описания объекта. Расскажите про ваш транспорт гостям. (Каждый ребенок выбирает игрушку, подходит к любому гостю и рассказывает о ней по схеме)

Логопед. Ребята, посмотрите сколько много гостей сегодня собралось. А как вы думаете 30 гостей это много или мало, а, например, 50 машин – это много или мало? А 50 волос на голове? А давайте и мы с вами посчитаем ваш транспорт. Я буду показывать цифры, а вы скажите, сколько будет ваших объектов?

Итог. А сейчас в группу пойдут те, кто подарит мне вопрос. Выберите любой тип вопроса.

Здесь занятие со всеми таблицами


Занятие “Транспорт”
DOCX / 8.62 Мб

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Р в предложениях

Программное содержание:

1. Цель:
– автоматизация звука р в предложениях;

2. Коррекционно – образовательные задачи:
– расширять знания о звуках языка;
– закреплять знания об органах артикуляционного аппарата.

3. Коррекционно – развивающие задачи:
– выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха;
– укрепление мышц артикуляционного аппарата;
– развитие фонематического слуха;
– закрепление изолированного правильного произношения звука [р];
– уточнение правильного произношения звука [р] в чистоговорках;
– развитие координации движений, поддержание умственной активности и работоспособности;
– автоматизация звука [р] в предложениях;
– развитие логического мышления;
– развитие мелкой моторики;
– резвитие эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания;

4. Коррекционно – воспитетельные задачи:
– соблюдать правила поведения в кабинете;
– внимательно слушать педагога;
– воспитывать умение внимательно слушать педагога и выполнять инструкции;

5.Используемая литература:
• Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников, М.: «Вако» 2005.
• Крупенчек О.И. Научите меня говорить правильно, СПб.: «Литера» 2006.
• Османова Г.А. Позднякова Л. А, 95 логопедических игр с роботом Робиком, СПб.: «Литера» 2012.

II. Основная часть
1. Логопед: Давайте научим, как правильно дышать на нашей планете.
Дыхательная гимнастика «Поможем роботу»
Исходное положение – руки вперед, вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки медленно сходятся.
Нашего земного языка он тоже не знает. Научим его говорить?
Ответы детей.

2. Артикуляционная гимнастика:
1. «Маляр» – улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое небо («потолок»), делая движения языком вперёд – назад.
2. «Лошадка» – улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»)
3.«Грибок» – улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении – 5-10 с.
4. «Гармошка» – улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Давайте поиграем и научим его слышать звуки.
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [р]

3. Д/и «Поймай звук» [р], [п], [а], [в], [р], [к], [е],[р], [и], [т], [л], [р, [у], [н], [г], [м], [с], [р], [т], [д], [ш] и т. д.
Давайте покажем роботу как правильно произносить звук [р]

4. Изолированное произношение звука [р].
Давайте расскажем роботу чистоговорки и он сможет сам прознести свое имя со звуком [р].

5. Повторение чистоговорок.
Ра-ра-ра, Робик учит букву «А».
Ро-ро-ро, Робик наш пошел в кино.
Ру-ру-ру, гуляет Робик по двору.
Ры-ры-ры, купит Робик нам шары.

Ар-ар-ар, Робик шар нарисовал.
Ор-ор-ор, видит Робик светофор.
Ур-ур-ур, Робик кормит кур.
Ыр-ыр-ыр – скушал Робик сыр.

6. Физкультминутка «Робот»
Стоит робот на дороге, (движения выполняются соответственно тексту)
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

Логопед: Робот Робик не знает, что можно есть, а что нельзя, давайте подскажем ему (демонстрируется картинка с изображениями. Дети называют съедобное и говорят, что это могут есть люди. Называют и остальные картинки и говорят, что может съесть робот. Лексика: рогалик, мороженое, помидор, горох; кружка, ворота, вертолет, гитара, ручка, ведро.)

5. Д/и «Съедобное – несъедобное»
Логопед: Ещё Робик просит нас научить его отличать правду от вымысла. Давайте поможем ему.

6. Д/и «Что нарисовал художник неправильно»
(Демонстрируется картинка с изображением. Дети отвечаю полным предложением, и говорят, бывает ли такое. (сохраняя правильное произношение звука [р].
Ответы детей:
– Рыбак плывет на рыбе.
– На елке растут розы.
– Рысь стреляет из рогатки помидором.
– Рыба в аквариуме похожа на сову.
– Рыбу ловит рыболов.

Логопед: Дети, на нашей планете у Робика нет друзей роботов.
Давайте построим ему друзей.

7. Развитие мелкой моторики «Выложим роботов»

III. Итог занятия. Рефлексия.(просмотр видеофрагмента с музыкой релакс о там как робот Робик пролетал вокруг земли)

Ссылка на основную публикацию