Анкетирование родителей в работе учителя-логопеда ДОУ

Анкетирование родителей в работе учителя-логопеда ДОУ.
статья на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
kon_2.docx5.64 КБ

Предварительный просмотр:

Анкетирование родителей в работе учителя-логопеда ДОУ.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Анкетирование позволяет выявить уровень компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, установить обратную связь, проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями в процессе организации коррекционно-развивающей деятельности. В дальнейшем данная информация помогает при построении и организации образовательного процесса.

Анкета для родителей №1

Каждый из Вас желает вырастить своих детей образованными, воспитанными, всесторонне развитыми. Эту задачу можно выполнить только в тесном сотрудничестве родителей с педагогами. Мы просим Вас ответить на вопросы анкеты. Обратите внимание, что вопросы анкеты уже содержат готовые ответы. Ваша задача – выбрать один из них.

1. Считаете ли Вы необходимой помощь логопеда в развитии детей?

• Да. • Нет. • Затрудняюсь ответить.

2. Заметили ли Вы изменения в развитии Вашего ребенка за прошедший учебный год?

• Да. • Нет. • Затрудняюсь ответить.

3. Если Вы заметили, то, какие это изменения?

• Положительные. • Отрицательные. • Затрудняюсь ответить.

4. Если Вам приходилось принимать участие в родительских собраниях, семинарах-практикумах, консультациях ДОУ, выберите, пожалуйста, какое из приведенных ниже высказываний, соответствует Вашему личному ощущению после присутствия на встрече:

• Хороший получился разговор, хотя мне и раньше было известно то, о чем говорили.

• Встреча невольно заставила задуматься о многом из того, что я раньше не принимала во внимание, получила толчок к оценке собственных родительских успехов и просчетов в развитии и воспитании ребенка.

• Пожалуй, я зря потратила время, придя на встречу.

• Интересными оказались советы логопеда, прозвучавшими в беседе. Но следовать им дальше довольно трудно, хотя я не жалею, что пришла на встречу.

Анкета для родителей №2

Эффективность коррекционной работы как непрерывного педагогического процесса в условиях логопедической группы во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех его участников. Непрерывность педагогического воздействия в системе работы над общим недоразвитием речи предполагает тесную взаимосвязь логопеда и родителей. Заполните, пожалуйста, анкету. Ответы помогут оценить эффективность Вашей работы с детьми дома.

  • Систематично ли организуете занятия с ребенком дома?_______
  • Какова длительность занятий с ребенком в домашних условиях?
  • Изучаете предварительно задание к моменту занятий?
  • Как оказываете помощь ребенку?
  • Как проводите текущую коррекцию?

6. Как подкрепляете достижения ребенка? _______________________________________________________________

Анкета для родителей №3

Многолетний опыт практических работников по коррекции речевых нарушений в ДОУ подтверждает положение о том, что только в тесном контакте логопеда с субъектами образовательного процесса обеспечивается эффективность коррекционной работы. Мы просим Вас принять участие в анкетировании. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

  • Ваши пожелания логопеду группы. ______________________________
  • Критические замечания по организации занятий с Вашим ребенком.
  • Какие темы на Ваш взгляд требуют рассмотрения на групповых консультациях? Напишите, пожалуйста, проблематику вопросов.
  • Нужна ли Вам методическая помощь логопеда? Если да, то какая помощь? ____________________________________________________________

5. Имеете ли Вы возможность и желание посещать индивидуальные занятия с Вашим ребенком, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы?

Анкета для родителей №4

Просим Вас оценить результативность работы логопеда группы за прошедший учебный год. Заполните, пожалуйста, анкету.

  • Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка?
  • Как Вы оцениваете речь Вашего ребенка на данном этапе коррекции?

3. Совпали ли результаты коррекционной работы логопеда с ожидаемыми Вами результатами?_____________________________________________

4. Довольны ли Вы работой логопеда?______________________________

5. Принимали ли Вы участие в коррекционном процессе?______________
____________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического разв.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорош.

Содержание:1.Актуальность.2. Содержание.3. Приложение.

Пробудить интерес и желание родителей заниматься со своими детьми дома.

Консультация для родителей. Совместная работа учителя-логопеда с родителями.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализац.

Речевая карта и анкета родителя

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Будем признательны, если Вы заполните первый лист речевой карты вашего ребенка.

Отвечая на вопросы, выберите подходящий ответ, подчеркните его или напишите свой вариант ответа.

Анкетные данные ребенка:

Фамилия, имя ________________________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________________________

Домашний адрес, телефон_________________________________________________________________________

Данные о семье:

Имя, отчество мамы___________________________________________________________________________________

Имя, отчество папы___________________________________________________________________________________

Наблюдались ли нарушения речи у кого-нибудь из родственников? – да, – нет.

Если да, какие? __________________________________________________________________________________

На каком языке общаются в семье?____________________________________________________________________________

Есть ли среди людей, окружающих ребенка, кто-либо говорящий на другом языке (с примесью другого языка, с акцентом) – да, нет._____________________________________________________________________________

Кто в семье будет выполнять с ребенком домашние задания?_________________________________________________________________________

Анамнестические данные:

Протекание беременности: без патологии; угроза выкидыша; гипоксия плода; инфекционные заболевания; _________________________________________________________________________________

Протекание родов: роды в срок; досрочные; переношенная беременность;_________________

Характер родов: без патологии; роды стремительные; затяжные; со стимуляцией; с применением щипцов, вакуума; кесарево сечение.________________________________________________________________________________

Состояние ребенка в момент рождения: без патологии; родовая (внутричерепная) травма; обвитие пуповиной; асфиксия; пороки развития _______________________________________________________________________________________

Психомоторное развитие. Когда начал(а):

Перенесенные ребенком заболевания, травмы:

– были у ребенка ушибы, травмы головы – да, нет;

возраст при получении травмы____________________________

– было ли оперативное вмешательство: нет; да: удаление аденоидов, подрезание уздечки языка или губной уздечки

– наблюдался ли ребенок продолжительное время у кого-либо из специалистов: нет , да: окулист, отоларинголог, невропатолог, психиатр, стоматолог, ортодонт ____________________________________________________________________________

В связи с какими заболеваниями?________________________________________________________________________

Речевое развитие ребенка:

– появление первых слов: до года, до полутора лет, к двум годам, позже двух лет;

– появление первых фраз: к 2-м годам, к 2,5 годам, к 3-м годам, позже 3-х лет;

– было ли прерывание речевого развития: да, нет;

Замечали ли Вы трудности в речи ребенка? – да, нет. Какие?__________________________________________________________________________________

Оказывалась ли ребенку логопедическая помощь ранее? – да, нет.

Если да, то указать когда?__________________________________где?_____________________________________________

Каков результат занятий?______________________________________________________________________________

Как Вы думаете, насколько важно для вашего ребенка овладеть умением правильно и красиво говорить?

– Очень важно, желательно, совсем необязательно___________________________________________________________________________

Дополнительные вопросы:

Отмечали ли Вы у ребенка следующие проявления: нет, да: прикусывание, сосание пальцев, щек, губ; систематическое закусывание зубами посторонних предметов (карандашей, ручек и т.п.); прокладывание языка между зубами, частое покашливание, попёрхивание без видимых причин; подергивание плечами, головой_______________________________________________________

Какой рукой работает (пишет, рисует, ест) Ваш ребенок? – правой; левой.

Какие особенности ребенка, по Вашему мнению, следует учитывать педагогам: замедленный темп деятельности, излишняя подвижность, раздражительность, плаксивость, тревожность, впечатлительность, ранимость, неуверенность в себе, другое_________________________________________________________________________

Чем Ваш ребенок больше всего любит заниматься?________________________________________________________________________

Что Вам нравится в Вашем ребенке?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое обследование

Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Губы: N , толстые, тонкие, низкое прикрепление уздечки верхней губы, расщелина верхней губы;

Зубы: N , редкие, мелкие, крупные, кривые, низкие, высокие, вне челюстной дуги, двойной ряд зубов, отсутствуют резцы;

Прикус: N , глубокий, прямой, перекрестный, прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти), прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), передний открытый, боковой открытый.

Мягкое небо: N , укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сращение с дужками, миндалинами или задней стенкой глотки; подвижное, не подвижное.

Твердое небо: N ; высокое; «готическое»; низкое, плоское; укороченное, расщелина, сумбукозная щель .

Язык: N , массивный, маленький ; подъязычная связка : N , короткая, толстая, наличие послеоперационного узла .

Состояние артикуляционной моторики.

Губытонус: N , спастичность, гипотония, дистония; подвижность: подвижны, недостаточно подвижны, малоподвижны.

«упрямец», «улыбка», «трубочка», «улыбка-трубочка», «заборчик», «окошко»

Челюсти – подвижность : N , недостаточна, строго ограничена; смещение нижней челюсти в состоянии покоя, при широко открытом рте.

«Открыть и закрыть рот», «подвигать нижней челюсти вправо-влево»

Язык – подвижность : N , недостаточна, строго ограничена; тонус: N , спастичность, дистония, гипотония;

наличие гиперкинезов (насильственных движений в мышцах речевого аппарата), синкинезий (сопутствующих непроизвольных движений), девиации(отклонение языка вправо, влево), тремора, посинения языка; слюноотделение: N , усиливается при определенных условиях, постоянное; прокладывание языка между зубами.

«лопатка», «жало», «лопатка-жало», «качели», «маятник», «вкусное варенье», «чашечка», «лошадка», «грибок»

Состояние мимической моторики.

Мимика: живая выразительная; невыразительная; лицо амимичное;

Мимическая моторика: N ; недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, щек, губ, глаз ).

Надуть обе щеки, по очереди; поднять брови, нахмурить брови; закрыть правый, левый глаз; прищурить глаза; наморщить нос.

Звукопроизношение:

А О У Ы Э И С С’ З З’ Ц Ш Ж Ч Щ Л Л’ Р Р’ Й М М’ Н Н’ К К’ Г Г’Х Х’ П П’ Б Б’ Ф Ф’ В В’ Т Т’ Д Д’

усредненность гласных; смягчение, оглушение (озвончение).

Слоговая структура: N ; нарушения слоговой структуры слов.

Градусник водопроводчик температура снеговик милиционер

Общее звучание речи.

Степень разборчивости речи: N; недостаточно разборчивая; мало понятная для окружающих.

Голос: N (сильный, звонкий), чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся;

Тембр: без особенностей, глухой, хриплый, резкий, назализованный, напряженный, дрожащий; способность к модуляции : N ; нарушена.

Дыхание: N (свободное), затрудненное, поверхностное, неровное, неритмичное; тип: N (носовое), ротовое, смешанное;

Вид : ключичное/верхнегрудное, диафрагмальное, брюшное/нижнереберное, смешанное;

Темп речи: N ; ускоренный; замедленный; запинки; заикание.

Состояние фонематических процессов .

Фонематическое восприятие: N ; нарушено.

Отраженное воспроизведение слоговых рядов: «Запомни и повтори»

Анкетирование родителей логопедической группы

Елена Токарчук
Анкетирование родителей логопедической группы

Анкетирование родителей логопедической группы.

Составители: учителя-логопеды МБДОУ №104 г. Красноярска Матвеева У. А, Токарчук Е. В.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в опросе по теме:

Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающий с Вашей точкой зрения.

1. Знакомы ли Вы с речевым заключением Вашего ребенка?

В) Знаком (а, изучил (а) большое количество литературы.

2. Как сильно Вас беспокоит речевое развитие Вашего ребенка?

А) Нет причины волноваться.

Б) Волнение есть, но я думаю, что речь придет в норму за период посещения логопедической группы.

В) Думаю, что проблема с речью будет и в школе.

3. Какие мероприятия, по-Вашему мнению, необходимо проводить для улучшения речевого развития Вашего ребенка?

А) Логопедические занятия.

Б) Выполнение рекомендаций невролога и психиатра.

В) Занятия с ребенком дома, закрепление полученных навыков.

Г) Все варианты ответов.

4. Какова, по-Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над преодолением речевого недоразвития?

А) Достаточно занятий с воспитателем и логопедом.

Б) Родители иногда должны заниматься с детьми.

В) Родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов.

5. Как Вы считаете, осознает ли ребенок свое речевое недоразвитие?

6. Посещал ли Ваш ребенок занятия с логопедом ранее?

7. Каких результатов от логопедических занятий Вы ожидаете на конец учебного года?

Б) Значительное улучшение речи.

В) Незначительное улучшение речи.

Ф. И. О. анкетируемого:___

Благодарим за сотрудничество!

Результаты анкетирования родителей МБДОУ № 104

Метод исследования: анкетирование.

Дата исследования: 20 сентября 2016г.

Количество исследуемых: 14 человек.

№ Вопросы анкеты Кол-во анкетируемых %

1. Знакомы ли Вы с речевым заключением Вашего ребенка?

Б) Частично. 9 64

В) Знаком (а, изучил (а) большое количество литературы. 5 36

2. Как сильно Вас беспокоит речевое развитие Вашего ребенка?

А) Нет причины волноваться. – –

Б) Волнение есть, но я думаю, что речь

придет в норму за период посещения логопедической группы. 6 43

В) Думаю, что проблема с речью будет и в школе. 8 57

3. Какие мероприятия, по-Вашему мнению, необходимо проводить для улучшения речевого развития Вашего ребенка?

А) Логопедические занятия. – –

Б) Выполнение рекомендаций невролога и психиатра. – –

В) Занятия с ребенком дома, закрепление полученных навыков. – –

Г) Все варианты ответов. 14 100

4. Какова, по-Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над преодолением речевого недоразвития?

А) Достаточно занятий с воспитателем и логопедом. – –

Б) Родители иногда должны заниматься с детьми. – –

В) Родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов. 14 100

5. Как Вы считаете, осознает ли ребенок свое речевое недоразвитие?

6. Посещал ли Ваш ребенок занятия с логопедом ранее?

7. Каких результатов от логопедических занятий Вы ожидаете на конец учебного года?

А) Норма речи. 5 36

Б) Значительное улучшение речи. 8 57

В) Незначительное улучшение речи. 1 7

Анализ анкетирования родителей

Во второй половине сентября 2016-2017 учебного года было проведено анкетирование родителей логопедической группы. В анкетировании участвовало 14 родителей. Анкета состояла из 7 вопросов.

Анкетирование показало, что большее количество родителей лишь частично знакомы с речевым заключением своего ребенка. Так ответили 9 родителей (64%). 5 (36%) родителей владеют информацией о речевом заключении своего ребенка.

Результаты второго вопроса показали, что 6 родителей (43%) обеспокоины речевым развитием своего ребенка, но считают его преодолимым за время посещения логопедической группы. 8 родителей (57%) считают, что проблема с речью будет и в школе.

Третий вопрос помог нам выяснить, что все родители понимают значимость всех мероприятий, проводимых по преодолению речевого дефекта.

В четвертом вопросе мы выяснили, что все родители считают своим долгом принимать деятельное участие в работе над речевым недоразвитием своего ребенка, выполняя рекомендации специалистов.

В своих анкетах, отвечая на пятый вопрос, 8 родителей (57%) отметили, что их дети осознают свое речевое недоразвитие. Остальные 6 родителей (43%) отмечают, что их дети не осознают.

По результатам шестого вопроса мы выяснили, что 5 детей (36%) до зачисления в логопедическую группу посещали занятия с логопедом, а 9 детей (64%) не посещали.

На седьмой вопрос родители отвечали по-разному: 5 родителей (36%) ожидают в результате логопедической работы за год, что речь ребенка придет в норму; 8 (57%) родителей ожидают значительные улучшения речи; 1 родитель (7%) ожидает незначительные улучшения речи.

Таким образом, делая вывод, можно сказать, что родители недостаточно широко осведомлены о речевых нарушениях своих детей, но готовы принимать активное участие в коррекционном процессе. Родители нуждаются в консультациях специалистов, в проведении открытых занятий.

Анкета для родителей логопедической группы (оценка качества образования) Анкета для родителей «Изучения удовлетворенности родителей работой педагогов логопедической группы» Уважаемые родители, ваши дети посещают.

Анкетирование родителей «Роль семьи в организации продуктивных видов деятельности» Анкета для родителей «Роль семьи в организации продуктивных видов деятельности» 1. Имеется ли дома необходимые материалы для организации.

Анкетирование родителей «Эмоциональное благополучие детей» Анкетирование родителей Уважаемый родитель! Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Ваше ФИО ___ Сколько детей.

Драматизация сказки «Хвосты» старшей логопедической группы Я воспитатель старшей логопедической группы детского сада № 22 г. Копейска. Уважаемые коллеги сегодня я хочу представить для вас фотоотчет.

Конспект артикуляционной гимнастики для детей логопедической группы 6–7 лет Конспект. Артикуляционной гимнастики. Для детей логопедической группы 6 – 7 лет. Язык – главная мыщца органов речи. И для него, как и.

Конспект на тему «Продукты» для старшей логопедической группы Задачи: – познакомить детей с продуктами питания, закрепить представления о продовольственном магазине; – учить дошкольников образовывать.

Консультация для родителей «Использование сказок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для родителей: «Использование сказок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи». Человек формируется в результате.

Памятка (для родителей) «Как заниматься по логопедической тетради» «КАК ЗАНИМАТЬСЯ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ» 1. Тетрадь из детского сада забирают родители в пятницу вечером. 2. В выходные, в течение 15-20.

Сценарий праздника для детей и родителей в логопедической группе ко Дню 8 марта «Цветик-семицветик». Сценарий праздника 8 марта ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК Под музыку дети с мамами входят в зал и встают кругом. Вед. Сегодня день особенный, Как много.

Установочное и итоговое анкетирование педагогов ДОУ при организации методических объединений (установочная анкета) Уважаемые педагоги! Для эффективной организации и продуктивного проведения методических объединений с целью повышения.

Мастер-класс о взаимодействии учителя-логопеда с семьями воспитанников. Анкета для родителей «Трудности и перспективы сотрудничества учителя-логопеда и семьи воспитанника»

Успешность коррекционной работы учителя-логопеда во многом зависит от участия в коррекционно-педагогическом процессе родителей детей, имеющих речевые проблемы. Стремительный ритм жизни современной семьи, зачастую, не лучшим образом влияет на качество взаимосвязи участников коррекционного процесса. Родители часто отстраняются от работы по заданию логопеда, т.к. не владеют специальными знаниями, не располагают лишним свободным временем.

Учитель-логопед должен максимально привлекать родителей к сотрудничеству. Единство требований к ребенку в дошкольном учреждении и дома позволит ему быстрее справиться с речевыми проблемами. Учитель-логопед и родители должны стать союзниками в этом нелегком деле. Для этого должна существовать систематическая обратная связь из семьи, которая позволит логопеду быть информированным о характере речевой деятельности воспитанника в быту.

Я предлагаю составленную и опробированную мною анкету для родителей, которая поможет выявить на начальных этапах занятий с детьми трудности, возникшие как у детей, так и у родителей дома при выполнении заданий логопеда.Проведение анкетирования родителей позволит значительно повысить эффективность коррекционно-педагогического процесса.

Анкета для родителей

1. Что беспокоит Вас в речевом развитии вашего ребёнка?

а) некрасивая речь;

б) ребёнок комплексует из-за некрасивой речи;

в) дальнейшее обучение ребёнка в школе;

2. Как ребёнок относится к своему речевому дефекту?

б) замечает, но не реагирует;

в) замечает и переживает.

3. Как ребёнок относится к своим успехам в обучении?

а) не замечает их;

б) замечает, но безразличен к ним;

в) радуется своим успехам.

4. С удовольствием ли ребёнок занимается с логопедом?

5. Произошли ли изменения в речи вашего ребёнка за время посещения им

6. С удовольствием ли ваш ребёнок выполняет домашние задания логопеда?

7. Какие трудности испытывает ваш ребёнок, выполняя задания логопеда дома?

а) не испытывает трудностей;

б) трудности при выполнении артикуляционной гимнастики;

в) трудности в правильном произношении поставленных звуков;

г) трудности в произношении слов, предложений;

д) трудности при заучивании стихов, потешек;

8. Кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребёнку при выполнении домашних заданий логопеда? …………………………………………….

9. Какие трудности испытываете Вы, выполняя с ребёнком задания логопеда дома?

а) не испытываете трудностей;

б) трудности при выполнении артикуляционной гимнастики;

в) трудности в правильном произношении поставленных звуков;

г) трудности в произношении слов, предложений;

д) трудности при заучивании стихов, потешек;

10. Исправляете ли Вы речевые ошибки своего ребёнка?

11. Довольны ли Вы, что ваш ребёнок посещает наш детский сад? ………………………………………………………….

12. Консультации каких специалистов Вы хотели бы получить?

г) медицинского персонала;

13. Какие темы со специалистами детского сада Вы хотели бы обсудить? ……………………………………………………………………

14. Ваши пожелания специалистам детского сада по улучшению коррекционно-педагогического процесса: ……………………………………………………………………………………………..

дата заполнения анкеты …………………………….

После проведения анкетирования необходимо проанализировать анкеты. Я это сделала следующим образом.

Результаты анкетирования родителей

группы № 1 «Гномик» (старшая группа) д/с «Россияночка»

Дата анкетирования 11-13 февраля 2013 года

11-13 февраля в группе было проведено анкетирование родителей.

Цель анкетирования: выявить на начальных этапах занятий с детьми трудности, возникшие как у детей, так и у родителей дома при выполнении заданий логопеда;получить сведения от родителейо результативности коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого учителем-логопедом Пирожниковой Т.В. за время пребывания детей в логопедической группе с 1.09.2012 г. по 11.02.2013 г.; повышение эффективностикоррекционно-педагогического процесса.

Родителям было предложено 14 вопросов, касающихся коррекционно-образовательного процесса. По результатам анкетирования составлены наглядные диаграммы (по 13 вопросам). Диаграммы позволяют наглядно представить ситуацию в группе.

Один из 14 вопросов предполагал самостоятельные ответы родителей о темах, которые они хотели бы обсудить со специалистами детского сада.

Перечень тем, предложенный родителями:

  • Психологическая подготовка ребёнка к школе (психологическая готовность ребёнка к школе).
  • Как справиться с детскими капризами?
  • Что значит – ребёнок готов к школе?
  • Дальнейшее развитие речи ребёнка.
  • О дальнейшей успеваемости ребёнка в школе.
  • Индивидуальные особенности конкретных детей, о процессах внимания детей.
  • Как мотивировать ребёнка к выполнению домашних заданий, к обучению?
  • Причины плаксивости и приёмы борьбы с ней.
  • Приёмы для запоминания стихотворений. Работа с мнемотаблицами.
  • Вопросы, касающиеся обучения детей грамоте.

Результаты проведённого анкетирования были приняты к сведению.

Учителем-логопедом были предложены консультации для родителей по темам:

  • Как правильно организовать речевое общение с ребёнком.
  • О детских капризах и упрямстве.
  • Капризы и упрямство.
  • Родители первые и самые важные педагоги своего ребёнка.
  • Что значит – ребёнок готов к школе.
  • Влияние родительских установок на развитие детей.
  • О режиме дня.
  • Как мотивировать ребёнка к выполнению домашних заданий?

В личных беседах с родителями были выявлены индивидуальные особенности детей, определены перспективы будущего обучения и развития детей. Также в частных беседах родителям были даны объяснения по вопросам обучения грамоте детей.

На родительском собрании был проведён мастер-класс по работе с мнемотаблицами.

Педагогом-психологом были подготовлены консультации для родителей по темам:

  • Психологическая готовность ребёнка к школе.
  • Всё о детском внимании.
  • Причины плаксивости и борьба с ней.

Надеюсь, что мой опыт будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений.

Автор: Пирожникова Татьяна Викторовна,

учитель-логопед, МДОУ ДС КВ № 2 «Россияночка»,

город Смоленск, Российская Федерация

Статья размещена в авторской редакции

Анкетирование как одна из форм взаимодействия учителя-логопеда с семьей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 316 Октябрьского района города Ростова – на – Дону

Анкетирование как одна из форм взаимодействия учителя-логопеда с семьей

Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью.

В.А. Сухомлинский

учитель-логопед

Гологудина О.В.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом – важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема:родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Немаловажную роль в комплексной работе с семьей играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и педагогическую осведомленность

С одной стороны, оно позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказывать им помощь. С другой стороны, анкетирование помогает родителям оценить свои педагогические возможности. Не случайно Выгодский сравнивал анкетирование « со стартовой площадкой при организации взаимодействия в любом образовательном процессе».

Достоинства метода анкетирования:

получение информации о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;

компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;

предоставляет больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;

простота обработки полученных данных;

позволяет охватить большое количество семей воспитанников;

отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.

Примерные анкеты для родителей:

Вопросник для родителей

Прочитайте вопросы и ответьте на них «ДА», «НЕТ», «НИКОГДА»

1. Нравится ли вам ваш ребенок?

2. Слушаете ли вы, что рассказывает вам малыш?

3. Смотрите ли вы на ребенка, когда он говорит?

4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение интереса к тому, что он говорит?

5. Исправляете ли вы речь ребенка?

6. Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги?

7. Есть ли у ребенка дома место, где он может уединиться?

8. Подаете ли вы ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?

9. Обсуждаете ли вы что-нибудь из прочитанного вами с ребенком?

10. Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет что-то сказать: у врача, в магазине?

11. Играете ли вы с малышом в какие-нибудь игры?

12. Разрешаете ли вы ребенку совершать ошибки?

13. Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли вы его?

14. Смеетесь ли вы вместе с малышом?

15. Есть ли у вас определенное время для чтения и бесед с ребенком?

16. Поддерживаете ли вы ребенка в его интересах и увлечениях?

17. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?

18.Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

19. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?

20. Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки по городу?

21. Читаете ли вы специальную логопедическую литературу?

22. Устраивает ли вас речь малыша?

23.Пытались ли вы самостоятельно научить ребенка выговаривать нарушенный звук?

24. Нужна ли вам помощь логопеда в проведении домашних занятий с ребенком?

25. Нужно ли вам объяснение некоторых логопедических терминов?

За каждый ответ «да» – ставится 4 балла, «нет» – 2 балла, «никогда» – 0 баллов.

Полученные результаты складываются.

80 баллов – Высокий уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей.

40 баллов – Средний уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей.

Меньше 20 баллов – Низкий уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей.

Анкета для родителей

Данное анкетирование проводится с целью узнать Ваше отношение к логопедической работе с детьми. Ваши ответы помогут учителю-логопеду в дальнейшем строить процесс обучения с учётом Ваших замечаний, предложений и пожеланий.

2. Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей:

потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребёнка

считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, всё само пройдёт

потому что это некрасиво

3. Объясняете ли вы ребёнку, почему необходимо работать над правильной речью:

да, иначе он не будет понимать смысл логопедических занятий, не будет стараться

просто заставляю его выполнять задания, правильно говорить

не считаю нужным это делать
4. Кто из членов семьи принимает участие в развитии речи ребёнка:

5. Как Вы относитесь к тому, что Ваш ребёнок обучается в логопедической группе:

отрицательно, моему ребёнку не нужна специальная помощь

положительно, но стесняюсь этого

6. Как часто Вы обращаетесь к логопеду и воспитателям по вопросам обучения, воспитания и развития речи ребёнка:

только в крайних случаях

очень редко, потому что стесняюсь

мне не нужны ничьи советы, я сам(а) всё знаю

другой вариант (укажите)

7. Как часто вы выполняете задания и рекомендации логопеда:

когда есть время

когда есть желание

когда хочет ребёнок

Спасибо за сотрудничество!

Требования к составлению анкеты:

помнить о главной цели – получение информации для профессиональных нужд учителя-логопеда;

разрабатывать с учетом контингента детей и особенностей их микросоциального окружения;

труктура анкеты должна быть представлена тремя разделами: обращение к родителю, вопросы, благодарность за ответы;

располагать вопросы по принципу «от простого к сложному»;

формулировать вопросы предельно конкретно;

каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным;

анкета должна быть компактной;

вопросы должны формулироваться с учетом образовательного уровня конкретных родителей;

обязательно применять уважительное обращение «Вы»;

использовать при оформлении анкеты достаточно крупных шрифт, оставлять место для ответов родителей;

данные анкет проверять путем повторного применения через определенный отрезок времени.

Многолетний опыт работы с детьми свидетельствует о том, что значительная часть родителей показывает довольно низ­кий уровень педагогической наблюдательности. Такие роди­тели не замечают (или не хотят видеть) особенностей лично­сти своего ребенка, не догадываются о том (или не хотят этого делать), что у него могут быть свои переживания. Если даже в анкете такие родители указывают на озабоченность речевыми трудностями ребенка, то проверка этих данных, как правило, свидетельствует об индифферентности в этом вопросе.

Выделяется часть родителей, озабоченных нахождением ребенка в специальной группе. Они считают, что дефект не столь серьезен и может быть преодолен в ходе спонтанного речевого развития ребенка.

Аналитический уровень демонстрирует лишь небольшая часть родителей: они дают развернутые ответы на вопросы анкеты, сообщают информацию, выходящую за пределы тре­буемого, но, по их мнению, важную для лучшего понимания их ребенка, с готовностью откликаются на просьбы учителя-логопеда и воспитателя, серьезно воспринимают домашние задания, тщательно выполняют их. Именно эти родители, в первую очередь, привлекаются к активному участию в работе логопедической группы, чем подают положительный пример остальным. Дети таких родителей лучше настроены на заня­тия с логопедом.

Беседуя с родителями, учитель-логопед убеждается, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень раз­ное. Так, многих волнует произносительная сторона речи. Почти все родители замечают только неправильное произно­шение и, очень редко, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.

В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позици­ей. Первые осознают нарушения произношения, как дефект устранимый, требующий специальной работы как педагогов, так и самих родителей.

Неадекватная позиция может быть различной: дефект ро­дителями не воспринимается, т.е. они не считают, что произ­ношение звуков у ребенка страдает; родители слышат ошибки в речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу — научится» и т.п., либо придерживаются такого мнения, что и с дефектом мож­но прожить без особых проблем. Такие родители чаще всего показывают низкий уровень наблюдательности — эмпиричес­кий.

Выделяется часть родителей, позиция которых также мо­жет быть обозначена в качестве неадекватной. Они преувели­чивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную ги­перрефлексию на дефект, постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слова хорошо, пра­вильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отноше­ние к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценно­сти, обозначаемый в специальной литературе как «поведен­ческий и речевой негативизм».

Поэтому вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

АНКЕТА ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Анкета для родителей дошкольников «Артикуляционные предпосылки развития речи вашего ребенка»

Уважаемые родители (бабушки и дедушки)!

Благодарим вас за согласие ответить на вопросы нашей анкеты, которая посвящена особенностям речи и поведения вашего ребенка. Обращаясь ко многим родителям, мы собираем информацию об особенностях раннего этапа развития речи и будем использовать ее только в обобщенном виде. Нас интересует, присутствуют ли у вашего ребенка те или иные проявления в поведении. Они описаны в пунктах анкеты. Мы просим вас прочитать описания, вопросы и варианты ответов к ним. Нормативов правильного произношения в раннем возрасте нет. Мы попробуем выделить основные тенденции в развитии звуковой стороны речи ребенка раннего возраста и сопоставить их с особенностями поведения, присущими вашему ребенку в настоящее время.

Обратите внимание, что описанные фрагменты поведения касаются конкретных ситуаций, с которыми сталкивается ребенок в течение дня, следуя основным режимным моментам (сон, кормление, активное бодрствование, туалет).

Нам важно, чтобы ответы были о текущем поведении ребенка, а не о том, каким он был раньше или к чему он, возможно, способен в будущем. Будьте внимательны при переходе от одного вопроса к другому.
С уважением, разработчики анкеты

Ситуация I. Находясь в хорошем настроении, ребенок по собственному желанию подражает новым звукам или новым словам, которые произносит взрослый при игре, на прогулке, чтении книги и т.п.
1. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации II).
2. В каких ситуациях вы наблюдаете такое поведение? Перечислите.___________________________________________________
3. Смотрит ли ребенок при этом на вас, как бы прося поощрить его речевые попытки?
Да, часто.
Иногда.
Нет.
Ситуация II. Ребенок самостоятельно играет с каким-то предметом. Например, катает машинку, мячик, складывает из кубиков башню, играет с мягкой игрушкой или куклой. При этом он что-то постоянно произносит «на своем языке», смысл его «слов» вам не понятен, однако интонации указывают на то, что он произносит нечто связное и осознанное, но только для себя, а не обращенное к вам.
4. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации III).
5. В каких ситуациях вы наблюдаете такое поведение? Перечислите.
1 __________________________________________________
2 __________________________________________________
3 __________________________________________________
6. Опишите, пожалуйста, фрагмент этого звукового потока или перечислите отдельные звуки, которые вы сумели отчетливо распознать на слух.

Ситуация III. Во время совместной деятельности (игра, прогулка, кормление) взрослый просит ребенка повторить за ним слово.
А) Мы никогда не просим ребенка повторять слова за взрослым (переход к ситуации IV).
Б) Ребенок внимательно смотрит на лицо говорящего человека и пробует воспроизвести нужное слово.
7. Наблюдаете ли вы такое поведение у вашего ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру В).
8. В каких ситуациях вы наблюдаете такое поведение? Перечислите.
___________________________________________________
9. Слово, произносимое ребенком:
— приблизительно напоминает слово, произнесенное взрослым;
— похоже на фрагмент слова взрослого;
— совсем не похоже на образец взрослого.
В) Ребенок даже не пробует воспроизвести нужное слово, а сразу отказывается (отворачивается от взрослого, воспроизводит отрицательный жест головой) или начинает капризничать, демонстрируя свое негативное отношение к данной ситуации.
10. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Г).
11. Как вы считаете, чем вызвана негативная реакция вашего ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:
— ребенок боится, что у него не получится из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;
— ребенок невнимательно слушал задание взрослого, поэтому он не способен воспроизвести новую звуковую последовательность;
— ребенок проявляет свое упрямство, он часто отказывается выполнять и другие задания, например, убрать свои игрушки на место или сложить одежду на стульчик;
— вам кажется, что ребенок _________________________ .
Г) Ребенок пробует воспроизвести нужное слово (вытягивает губы, двигает языком, ищет правильную артикуляционную позу), но у него ничего не получается. Он отказывается от следующей попытки даже при активной поддержке со стороны взрослого.
12. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации IV).
13. Как вы считаете, чем вызваны затруднения у ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:
— ребенок боится, что у него не получится из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;
— ребенок очень невнимателен, поэтому он сразу же отвлекается на что-то другое и не предпринимает новую попытку воспроизвести трудное слово;
— ребенок проявляет свой характер, он часто отказывается от выполнения трудных заданий;
— вам кажется, что ребенок _________________________ .
Ситуация IV. Взрослый разговаривает с ребенком по телефону. Ребенок в ответ на реплику взрослого улыбается и издает отдельные звуки или сочетания звуков. Затем он замирает, молча выслушивает очередную фразу взрослого, обращенную к нему, и снова что-то по-своему «говорит». Со стороны эта ситуация напоминает диалог, обмен репликами, хотя смысл детского сообщения непонятен взрослому.
14. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации V).
15. Звуки, произносимые ребенком напоминают:
— воркование;
— гуканье;
— лепет;
— неразборчиво произносимые слова;
— неразборчиво произносимые фразы;
— не подходят не под одно из перечисленных выше описаний.
Ситуация V. Ребенок хочет пить определенную жидкость, например, молоко. Как он сообщает об этом взрослому?
А) Моему ребенку не нужно сообщать об этом желании, так как он всегда сам может налить себе молоко (переход к ситуации VI).
Б) Произнесет название жидкости (при этом оно может звучать очень искаженно).
16. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру В).
В) Скажет слово «пить» и укажет на нужную жидкость.
17. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Г).
Г) Покажет на нужную жидкость.
18. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Д).
Д) Начнет капризничать, и вы сами догадаетесь, что он хочет пить и, вероятно, предложите ему именно молоко.
19. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации VI).
Ситуация VI. Ребенок хочет есть определенный продукт питания, например, яблоко. Как он сообщает об этом взрослому?
А) Моему ребенку не нужно сообщать об этом желании, так как он всегда может взять яблоко сам (переход к ситуации VII).
Б) Скажет, используя название продукта (при этом слово «яблоко» может звучать очень искаженно).
20. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру В).
В) Скажет слово «дать» и укажет на нужный продукт.
21. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Г).
Г) Покажет на нужный продукт.
22. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Д).
Д) Начнет капризничать, и вы догадаетесь, что он хочет есть и, вероятно, предложите ему именно яблоко.
23. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет.
Ситуация VII. Перед сном взрослый читает или рассказывает ребенку хорошо знакомую сказку. Он специально не договаривает одно слово в конце фразы, чтобы ребенок «помог» ему правильно закончить высказывание.
А) Мы никогда не используем такого приема (переход к ситуации VIII).
Б) Ребенок договаривает нужное слово (при этом оно может звучать очень искаженно).
24. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации В).
В) Ребенок может произнести нужное слово, но отказывается это сделать, активно демонстрируя свое нежелание (отрицательный жест, капризы, закрывание книги или, наоборот, подталкивание ее к читающему взрослому).
25. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации Г).
26. Как вы считаете, чем вызвана негативная реакция ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:
— ребенок боится, что у него не получится хорошо произнести слово из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;
— ребенок невнимательно слушал сказку, поэтому не способен вставить нужное слово;
— ребенок проявляет свое упрямство, часто отказывается выполнять и другие речевые задания по просьбе взрослого. При этом неречевые задания, например, показать нужную картинку, выполняет без особых проблем;
— вам кажется, что ребенок _________________________ .
Г) Ребенок даже не пробует воспроизвести нужное слово, а сразу отказывается (отворачивается от взрослого, воспроизводит отрицательный жест головой) или начинает капризничать, демонстрируя негативное отношение к данной ситуации.
27. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации Д).
28. Как вы считаете, чем вызвана негативная реакция ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:
— ребенок боится, что у него не получится произнести слово из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;
— ребенок невнимательно слушал задание взрослого, поэтому не способен воспроизвести данную звуковую последовательность;
— ребенок проявляет упрямство, часто отказывается выполнять задания, не связанные с произнесением слов;
— вам кажется, что ребенок _________________________ .
Д) Ребенок пробует воспроизвести нужное слово (вытягивает губы, напрягает язык, ищет артикуляционную позу), но у него ничего не получается. Он отказывается от следующей попытки даже при активной поддержке со стороны взрослого.
29. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации VIII).
30. Как вы считаете, чем вызваны затруднения у ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:
— ребенок боится, что у него не получится из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;
— ребенок очень невнимателен, поэтому он сразу же отвлекается на что-то другое и не предпринимает новую попытку воспроизвести трудное слово;
— ребенок проявляет свой характер, он часто отказывается от выполнения трудных заданий;
— вам кажется, что ребенок _________________________ .

Ситуация VIII. Ребенок хочет в туалет. Как он сообщит вам об этом?
А) С помощью специальных слов «а-а», «ка-ка» и т.п.
31. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Б).
Б) С помощью определенного жеста или действия (покажет на свои штанишки или станет их снимать, сам сядет на горшок).
32. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру В).
В) Ему не надо сообщать об этом, потому что он пользуется памперсами.

В заключении просим вас ответить на несколько вопросов.

Первый и единственный

Первый из двух – трех детей

Второй из двух – трех детей

Другим детям сейчас ____лет, ______месяцев.

Обследование фонематических процессов у детей 5-6 лет

Значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематического восприятия. Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой. Особенно это заметно, когда ребенок учится читать и писать. Мешают нормально осваивать азы чтения и письма недостатки в процессе развития звукобуквенного анализа и синтеза.

Известно, что звукобуквенный анализ основан на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха, речи и двигательного анализатора. То есть ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, начинается не в школе, а еще в дошкольном детстве.

Таким образом, если ваш ребенок к 5 годам неправильно произносит те или иные звуки, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звукобуквенного анализа. Другими словами, ребенку трудно будет даваться обучение чтению и письму. Писать и читать он будет с ошибками.

Почему ребенок пишет и читает с ошибками?
Буква будет правильно и успешно усвоена прежде всего, если у малыша достаточно развит фонематический слух. Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Другими словами, когда ребенок имеет четкий образ звука, и когда звук не смешивается с другим ни по слуху, ни артикуляторно.

Как можно проверить фонематический слух?
1. Покажите ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия должны различаться только одним проверяемым звуком. Например: коза — коса, мишка – миска, кошка – кочка, ложки – рожки, лук – люк.
Чтобы получить правильный результат, необходимо соблюдать следующие условия:
– Картинки должен называть взрослый, ребенок только показывает на них.
– Картинки должны называться в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд.
– Дополнительно взрослый ничего не поясняет ребенку.
– Дети очень наблюдательны, и часто следят, куда направляется взгляд взрослого. Поэтому проверяющему нельзя смотреть на называемую картинку. Это может облегчить ребенку выполнение задания.
– Рот взрослого закрывается листом бумаги, ладонью. Для чего это делается? Наша задача проверить, хорошо ли ребенок различает звуки на слух. Некоторые звуки, которые на слух малыш не различает, могут быть узнаны им по вашей артикуляции.
– Во время обследования следует внимательно наблюдать за поведением ребенка во время показа картинок: выполняет ли он задания спокойно и уверенно или же колеблется, вопросительно поглядывает на взрослого или просто показывает картинки наугад.

2. Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:
Да – та
Та – да
КА – га
Та – да – та
Да – та – да
КА – га – кА
Ца – ча – ца
Ча – ща – ща
Оц – оть – оц
Сок – цок
Том – дом

3. Просим ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук. При этом проверяющий называет разные звуки, включая очень похожие с заданным звуком по каким-либо признакам. Потом слоги, среди которых встречается заданный звук. Затем слова по такому же принципу.

На основе фонематического слуха развивается правильное фонематическое восприятие.
Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по различению фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Как проверить фонематическое восприятие?

Для проверки состояния фонематического восприятия используют следующие типы заданий:
1. Ребенок должен найти картинку, в названии которой есть заданный звук.
2. Ребенок должен подобрать слова с заданным звуком. При этом сначала мы называем ему слова с правильными в произношении звуками, а затем – с нарушенными.
Например, «Назови слово со звуком [М]» ([Б], [В], [Н], [Т], [Д], [К], [Г], [А]). Затем: «Назови слово со звуком [С]» ([З], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Р], [Л]).
Во время этого обследования не рекомендуется давать задания на сочетание анализа и фонематические представления типа: «Подбери слово со звуком П в начале слова».

3. Классификация картинок. Перед ребенком раскладываем предметные картинки, в названиях которых имеются оппозиционные звуки, например, [С]-[З] (сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, нос, автобус, зонт и т. д.). Ему предлагается разложить эти картинки на две группы: в одну – картинки, в названиях которых есть звук [С], в другую – со звуком [З].

Следующий очень нужный навык для успешного обучения в школе — это фонематический анализ.
Фонематический анализ — это разложение слова на составляющие его фонемы (звуки).

Как проверить сформированность фонематического анализа?
Чтобы проверить уровень сформированности навыков фонематического анализа применяют следующие задания:
1. Выделение звука на фоне слова. Целесообразно проверить состояние всех видов анализа на материале правильно и неправильно произносимых ребенком звуков.
Например, «Слышишь ли ты звук П в слове «суп»? Звук М в слове «май»? Звук К в слове «бок»? Звук А в слове «Аня»? звук О в слове «Оля»? звук У в слове «утро».
Потом предъявляется речевой материал, содержащий более сложные по артикуляции звуки, нарушенные в произношении звуки.

2. Выделение звука из слова.
Например, «Какой звук ты слышишь в слове САД?» (выделяемый ребенком звук взрослый произносит интонированно) «… в слове ЗУБЫ? В слове ОТЕЦ? В слове ШУБА? в слове ЖУК? В слове МЯЧ? В слове ЩЕТКА? В слове ЛАПА? В слове РАК?».

3. Определение места звука в слове.
Например, «Где ты слышишь звук [С] в слове САНИ, в начале или в конце?».
В инструкции целесообразно положение звука обозначить словами «в начале», «в конце», поскольку ребенок может забыть эти слова, в то же время правильно определяя местоположение звука.

С помощью этой инструкции проверяется, как ребенок владеет этим видом анализа в отношении всех согласных звуков.

И только после этого Можно вопрос изменить: «Где ты слышишь звук [С] в слове КОСЫ?», но уже не называя слово «в середине».

Или «Где находится звук [3] в слове ВОЗЫ? звук [Ц] в слове БОЕЦ? звук [Ш] в слове МЫШИ? звук [Ж] в слове КОЖА? звук [Ч] в слове БОЧКА? звук [Щ] в слове ЯЩИК? звук [Р] в слове КОРКА? звук [Л] в слове ПОЛКА?».
Необходимо так подбирать слова, чтобы в них отсутствовали звуки, более сложные по артикуляции, нежели проверяемый звук.

4. Определение последовательности звуков в слове.
Например, «Какой звук ты слышишь в начале слова ССУМ-КА?» Ответ ребенка: «[С]». «Какой звук ты слышишь после звука [С]: СУУМКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слы­шишь после звука [У]: СУММКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [М]: СУМКА?» (Взрослый несколько задерживает смычку при произношении звука [К],) Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [К]: СУМКАА?» Ответ ребенка.
После выполнения этого задания с некоторой долей помощи взрослого (интонирование выделяемого звука) ребенку предлагается самому назвать последовательность звуков в данном слове и в другом, сначала подобном, например, РАМКА или ПОЛКА, а затем другой структуры, например, ЛАПА, РЫБА, ЗУБЫ.

5. Определение количества звуков в слове.
Ребенку предлагаются слова из 2—5 звуков. Например, «Сколько звуков в слове PPAAAК?»
Взрослый в первом предлагаемом слове интонирует последовательно все звуки слова, проговаривая его в медленном темпе.
Затем ребенок определяет количество звуков в слове ЛАК или в слове САМ (ЛОМ, СОМ, ШУМ, ЖУК, ЧОК). «Сколько звуков в слове РАМА?» (ЛАПА, РЫБА, ШУБА, КОРА). «Сколько звуков в слове КОРКА (ПОЛКА, СУМКА, ЗАБОР, КАМЫШ).

И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза.
Фонематический синтез — это мысленный процесс соединения звуков в целое слово.

Как проверить сформированность навыков фонематического синтеза?
1. Предлагаем ребенку слова из 3—5 слов с сохранной звукослоговой структурой. Взрослый произносит слова с небольшой паузой.

Например, «Послушай звуки, они разбежались (или поссорились), поставь их рядом (или «подружи»), чтобы получилось слово: [С], [О], (К]; [К], [А], [Б], [У], [Л], [К], [А]».

Далее проверяется фонетический синтез на словах с нарушенной звуко-слоговой структурой.
Например, «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами. Ты поставь их правильно, и получится знакомое тебе Т, О, Р (О, Д. М)

Итак, проведя это несложное обследование, мы уже можем сделать вывод о состоянии фонематического слуха и фонематического восприятия ребенка.

В том случае, когда нет четкого звукового образа, соотнесение звука с буквой при обучении грамоте становится затруднительным. Одна и та же буква может соотноситься не с одним, а с двумя или несколькими смешиваемыми звуками. И наоборот, разные буквы могут называться одним и тем же звуком. Усвоение буквы в этом случае происходит замедленно, за буквой не устанавливается определенного звучания.

Поэтому очень важно вовремя исправить все неправильно произносимые ребенком звуки. Ведь именно правильно произносимые звуки являются базой для дальнейшего успешного овладения грамотой в школьном возрасте.

Читайте также:  Развитие связной речи у детей 5-7 лет с речевыми патологиями
Ссылка на основную публикацию