Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]»
Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).
Автор-составитель:
Учитель-логопед
Власова Л.В.
ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2
— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;
— развитие речевого и физиологического дыхания;
— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;
— профилактика нарушений зрения;
— развитие общей моторики;
— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:
— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;
— закрепление навыка деления слов на слоги;
— чтение односложных слов без стечения согласных;
— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);
— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:
— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;
— развитие сенсорных и моторных функций;
— развитие функций языкового анализа и синтеза;
— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;
— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.
3. Коррекционно – воспитательные:
— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;
— воспитание правильной звуковой культуры речи.
Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.
Ход занятия
1. Оргмомент . Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.
А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».
2.Сообщение темы занятия.
А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.
3. Артикуляционные упражнения.
«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».
4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).
А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.
Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.
- Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.
Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).
Лы-лы-лы – ласточки малы.
Лы-лы-лы – облака белы.
Ла-ла-ла – ласточка мила.
Ла-ла-ла – у ласточки дела.
Лу-лу-лу – увидела пчелу.
Лу-лу-лу – радуется теплу.
Ло-ло-ло – летом так светло!
Ло-ло-ло – летом так тепло!
6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.
«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.
Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.
7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).
На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.
«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:
Несмеяна грустная, Буратино-;
силач сильный, а малыш -;
фея добрая, а колдунья -;
дедушка старый, а папа-;
лужа мелкая, река-;
таблетка горькая, конфета -;
перо легкое, штанга-;
чайник горячий, снег-;
земля черная, снег-;
собака сытая, волк-.
8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика.
А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».
Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.
В) Упражнение “Облако”.
Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).
9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:
Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.
10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»
11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.
Конспект индивидуального занятия. Тема: “Автоматизация звука [л] в словах”
Разделы: Логопедия
Цель: автоматизировать звук [л] в словах
Задачи:
- Коррекционно-обучающие:
- уточнить правильную артикуляцию звука [л];
- повторить правильное произношение звука [л] изолированно
- упражнять в правильном произношении звука [л] в слогах, словах;
- учить модулировать голос по силе;
- продолжать учить дифференцировать интонации на слух;
- Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
- развивать память, внимание, мышление
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать осознанное отношение к необходимости исправления звукопроизношения, навыки самоконтроля
Оборудование: карточки-символы: «Улыбка», «Забор», «Окно», «Мост», «Парус», «Пароход гудит»; 3 карточки с изображением интонаций, ромашка.
Часть речи | Слова, сложные по слоговой структуре | Слова, сложные по семантике |
существительное | артикуляция | палатка |
глаголы | артикулировать |
1. Организационный момент
Д/упражнение «Выполни инструкцию»
Инструкция: указательным пальцем левой руки покажи левый глаз; правой рукой дотронься до мочки правого уха; ладонью правой руки коснись левого колена и т.д.
2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата
Инструкция: перед тобой картинки-символы для выполнения упражнений артикуляционной гимнастики. Выполняй упражнения в той последовательности, в которой расположены картинки-символы («Улыбка» – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» – «Пароход гудит»).
3. Автоматизация звука [л] в слогах
Инструкция: мы с тобой поиграем в игру «Попугайчики». Я буду произносить слоги со звуком [л], а ты, как попугайчик, будешь за мной повторять.
4. Автоматизация звука [л] в словах
Д/упражнение «Повтори за мной».
Инструкция: я буду произносить слова со звуком [л], а ты их повторяй.
Лампа, лапша, ласточка, Луша, лавина, лопата, ландыш, халат, палатка.
Д/упражнение «Добавь слог».
Инструкция: я назову часть слова, а ты добавь слог -ЛА-.
упа-ЛА, чита-ЛА, шко-ЛА, кида-ЛА, носи-ЛА, обиде-ЛА, увиде-ЛА.
Инструкция: перед тобой ромашка. Надо сорвать лепестки с изображением предметов, в названии которых есть звук [л] (лук, пила, салат, молоко и т.д.).
Д/упражнение «Доскажи словечко».
Инструкция: я буду читать стихотворение, а ты по смыслу будешь договаривать слово.
Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли … (лапки).
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу).
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло).
5. Физминутка
Левой ручкой – по плечу,
Правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.
6. Нормализация голоса
Инструкция: к нам на занятие прилетел жук. Он то подлетает к нам поближе, то улетает. Силой голоса покажи то приближение, то удаление жука.
7. Нормализация просодики
На 3 карточках даны графические изображения интонаций. Карточки лежат на столе перед ребенком.
Инструкция: послушай, как я произношу фразу и с какой интонацией. Подбери соответствующую карточку.
Мы пойдем сегодня в парк.
Мы пойдем сегодня в парк?
Мы пойдем сегодня в парк!
Д/упражнение «Какое слово лишнее?»
Инструкция: мы сегодня учились правильно произносить звук [л]. Послушай, как звучат слова и найди лишнее слово.
8. Итог занятия
Оценка деятельности ребенка.
– Какой звук учились произносить в словах? (Звук [л])
– Придумай слова на звук [л]
– Молодец! За правильные ответы тебе приз – конфеты «Ласточка».
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях.»
- Валентина Сунбулова 4 лет назад Просмотров:
1 Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях.» Цель: формирование правильной речи, автоматизация звука Л. Задачи:Образовательные: Стрельникова М.Н, учитель-логопед упражнять в правильном произношении звука Л в слогах, словах, предложениях; уточнять артикуляцию и правильное изолированное произношение звука Л; упражнять в определении наличия и места звука Л в словах; упражнять в подборе слов-антонимов; закреплять знания по темам: «Зима. Новый год. Зимние забавы детей». Коррекционно-развивающие развивать устную речь, внимание, мышление; развивать фонематическое восприятие; развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза; развивать пространственную ориентировку и внимание; развивать просодическую сторону речи, выработать правильное речевое дыхание; развивать подвижность речевого аппарата; развивать память; развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитательные воспитывать любовь к природе; воспитывать самоконтроль над речью. Наглядность и оборудование:индивидуальное зеркало, компьютерная программа «Игры для Тигры», картинки-символы для артикуляционной гимнастики, предметные картинки, посылка от Деда Мороза (почтовый ящик), фигурка слона, разрезная картинка «Снеговик». Словарь: I.Орг. момент. Дед мороз, снеговик; Слова-антонимы ХОД УРОКА II.Сообщение темы занятия. 1.Сегодня мы с тобой вновь будем тренироваться произносить звук Л. 2.Уточнение артикуляции звука. Но сначала давай вспомним как мы произносим звук Л. Где язычок? Дай характеристику звуку Л (согласный, звонкий, твердый)
2 III. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. – Для того, чтобы уметь говорить и красиво, четко, чисто, выразительно, необходимо потренировать наш язычок и губки. «Наказать непослушный язык», «Лопатка», «Кто дальше загонит мяч?», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели», «Маляр», «Почистим верхние зубки», «Лошадка» IV.Игра «Поймай звук». Чтобы звук больше не терялся, поймай его крепко и сожми в кулачек. Слушай внимательно. Как только услышишь звук Л, сожми крепко руки в кулачек или потряси погремушкой: ла фа ра ха рололулы. Какой звук ты сейчас ловил? (Л) V.Мне сегодня передали посылку и сказали открыть на занятие. Давай узнаем, что в этой посылке и от кого она. Тут какие то задания. Давай сделаем эти задания и узнаем, что будет дальше. 1. Предметные картинки со словами со звуком Л. Назови что здесь нарисовано. Повторяй за мной. Четко произноси звук Л. 2. Теперь давай поиграем в игру «Что пропало?».закрывай глазки. Какая картинка пропала? 3. Достаем следующее задание. Разложим картинки по домикам, определим где стоит звук Л (в начале слова, в середине, в конце). Раскладываем и проговариваем каждое слово. 4. А это кто? (Слон). Надо помочь слону пройти по клеточкам и найти слово. Одна клеточка вправо, какое слово? VI.Физкультминутка Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения. Мы во двор пошли гулять Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.) Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комов.) Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками.) С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки
3 VII. Развитие мелкой моторики. Давай помассируем наши пальчики. по ладони левой руки.) А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.) Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.) Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.) 1.Ребенок катает шарик «Су-Джок» между пальчиками одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Л. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила. Миле в глаз попало мыло. -Что ты плачешь наша Мила? -Я выплакиваю мыло. Жил-был белый, белый слон. Бел, как облако был он. Был белее слон белил, Булки белые любил. 2.Одеваем колечко на пальчики по очереди начиная с мизинчика. Этот малыш милый, славный Этот малыш смелый Этот малыш ласковый Этот малыш послушный Этот малыш веселый 3. Развитие лексико-грамматических категорий.образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково». Логопед катит шарик по столу называя слово, ребенок ловит шарик и откатывает его назад, называя слово ласково.
4 Лошадь-лошадка, белка-белочка, слон-слоник, тарелка-тарелочка, палкапалочка VIII. 1. А здесь какие то половинки. Давай попробуем составить из них картинки. Кто это? (Снеговик) Я буду говорить тебе слова, а ты скажи как будет наоборот. Снеговик не маленький, а большой. Он не злой, а добрый. Ведро у него на голове не полное, а пустое. Оно не тяжелое, а легкое. Нос-морковка у снеговика не короткий, а длинный. Глаза-уголки у него не закрыты, а открыты. Встрече с тобой он не сердится, а радуется. Добавь в каждое предложение слово со звуком Л. Как будет наоборот? Скажи полным ответом. У березки ствол тонкий, а у дуба- толстый Заяц трусливый, а лев- смелый Суп горячий, а мороженое- холодное Воздушный шар легкий, а гиря- тяжелая 2. А здесь нам даны интересные предложения. Сначала послушай, а затем повтори. Мила надела халат, села и съела салат. Катя на полке забыла заколку. Николка долго искал иголку. Алла купила в палатке булавку. Вадим устал и долго спал. У Кати на пол упал пенал. Папа уехал на вокзал. У ѐлки иголки колки. 3. Выбери картинки со словами в которых есть звук Л. 4. «Лабиринт3». Пройди по лабиринту называя картинки, четко произнося звук Л. Начинай от звездочки.
5 Игра «Половинки». Я загадаю слово и назову его начало. А ты добавь недостающую часть слова. Картинки помогут тебе справиться с заданием. 5. «Ребус» Бу(лавка) Что за слово? Ку(лак) Что за слово? Каб(лук) Что за слово? IX.Осталось узнать, кто приготовил нам все эти задания? Для этого надо отгадать загадку. Кто приходит в каждый дом В Новый год с большим мешком? Шуба, шапка, красный нос, Это Дедушка. Он катки для нас устроил, Снегом улицы занес, Изо льда мосты построил, Кто же это. (Дед Мороз). X. Итог урока. Оказывается, Дед Мороз решил перед новым годом проверить справишься ли ты с заданием. Но у тебя был замечательный помощник звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук? (Л) Мила надела халат, села и съела салат. Катя на полке забыла заколку. Николка долго искал иголку. Алла купила в палатке булавку. Вадим устал и долго спал. У Кати на пол упал пенал.
6 Папа уехал на вокзал. У ѐлки иголки колки. Кто приходит в каждый дом В Новый год с большим мешком? Шуба, шапка, красный нос, Это Дедушка. Он катки для нас устроил, Снегом улицы занес, Изо льда мосты построил, Кто же это.
Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе на тему: Автоматизация сонорного звука (л) в предложениях
Разработала учитель – логопед
Илюхина Ольга Васильевна
МБДОУ “Детский сад “Теремок” комбинированного вида”
Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.
– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.
– формировать навыки согласования числительного с существительным;
-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;
-обогащение и расширение словарного запаса;
– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.
1. Организационный момент.
– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мед свой в соты отдала;
Как зову её. (пчела).
– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.
2. Артикуляционная гимнастика.
– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.
Язык лопаткой положи
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять,
И под счет его держать.
Язык иголочкой тяну.
Не подходи! Я уколю!
Влево – вправо, влево – вправо,
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
На качелях я качаюсь.
Вверх лечу и вниз спускаюсь.
Зато смелый он какой!
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».
Наша Таня – озорница,
Тянет губки к ушкам.
– Посмотрите на меня –
– Я, теперь – лягушка!
Блин мы ели с наслажденьем-
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
3. Автоматизация звука [Л] в слогах.
– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.
4. Автоматизация звука [Л] в словах.
– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].
Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).
Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).
Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).
5. Пальчиковая гимнастика.
Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в домик постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по елке,
Где же, где же эти пчелки?
Стали вдруг вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».
Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)
6. Формирование навыка звукового анализа.
– Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].
(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).
– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.
Вот и пчелкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.
Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.
8. Игра «Где спрятался звук».
– Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.
( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).
9. Игра «Посчитай».
– Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.
(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).
10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.
– Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.
Салазки везут Славу.
Пол упал на стул.
Футбол уехал на папу.
Лопатка взяла Лолу.
Ладони вымыли Клаву.
Кукла купила Лушу.
Белый платок надел Аллу.
11. Развитие мелкой моторики.
– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).
– Молодец! Стелла очень довольна.
12. Итог занятия.
– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах, фразе (старшая группа)
Оксана Липилина
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах, фразе (старшая группа)
• Автоматизация звук [л] в слогах, словах, фразе;
• Выделение на слух слов со звуком [л];
• Воспроизведение слоговых рядов;
• Развитие артикуляционной, мелкой моторики, фонематического слуха, речевого дыхания, внимания, мышления;
• Формирование доброжелательного отношения.
Оборудование: игрушка Лунтик, прищепки, предметные картинки, игровое пособие «Улитка», Луна из картона, ноутбук, сундучок.
Ход занятия:
Логопед: К нам сегодня пришёл гость, который хочет с нами подружиться. Хочешь узнать, кто это? (Да).Для этого нужно отгадать загадку:
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой,
Он свалился к нам с луны,
Очень добрый знаем мы.
Конечно же, это Лунтик (показ игрушки). Лунтик очень хочет научиться играть в разные игры и выполнять различные задания, так как он недавно живёт на земле и многое ещё не умеет и не знает. Давай научим его. Ты согласен? (Да). Для начала, чтобы правильно выполнить все задания нам нужно сделать зарядку. Но зарядку не простую, а для языка. Садись поудобнее перед зеркалом.
II. Артикуляционная гимнастика.
«Блинчик», «Часики», «Вкусное варенье», «Качели», (Молодец). А знаешь, у Лунтика есть любимый звук. Как думаешь какой? Он первый в его имени. Звук (л). А давай порадуем Лунтика и произнесем этот звук (двигаемся по Улитке, проводя пальчиком).
III. Упражнение на развитие дыхания.
Упражнение “Пароходы”. (Развитие плавного длительного выдоха.) – А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка — ффф, щеки не раздувать.
IV. Зрительная гимнастика (ноутбук)
V. Автоматизация звука в слогах.
Логопед: Ты знаешь, у Лунтика есть любимые игрушки, которые он принёс к нам. Посмотри, что это? (прищепки). Для чего они нужны? На самом деле они многое умеют, и ты сегодня это увидишь. Возьми одну прищепку. Давай сделаем массаж пальчиков и споём песенку Лунтика в слогах. (ребенок прищепкой кусает пальчики при этом произносит слоги: ла, ло, лу, лы, лэ, ал, ол, ул, ыл, эл.
VI. Автоматизация звука в словах.
Д/игра «Что потерял Лунтик?»
В рифмовке произносить слово со звуком [л] в начале слова, опуская первый звук. Ребёнок должен назвать слово правильно и достать картинку из сундучка.
Лунтик по лунным лункам гулял,
Лунтик «…андыши» вдруг потерял.
Что потерял Лунтик?
Потерянные предметы: ландыши, лук, лопата, лошадь, лодка, лось.
ФКТМ «Утром Лунтик в лес пошел»
Утром Лунтик в лес пошел (шаги с высоким подниманием ног,
Шишки он в лесу нашел (размеренное приседание,
Наклонялся, собирал (наклоны вперёд,
По дороге растерял (ритмичное разведение рук в стороны).
VII. Автоматизация звука [л] в рифмовках.
Лунтик нашел ласты.
Лунтик нашёл ложку.
Лунтик нашёл лодку.
VIII. Развитие мелкой моторики.
Логопед: Лунтик прилетел к нам с Луны. Давай удивим Лунтика и сделаем из Луны солнышко. Что для этого нужно сделать (прицепить к луне лучики).
IX. Итог занятия.
Молодец ты порадовал Лунтика и меня. Многому его научил? Какие упражнения тебе понравились?
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Составила: учитель – логопед МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» Ванина В. Г. 2015 пгт Бурея Цель: закрепить правильное произношение.
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОГАХ, СЛОВАХ» Цель: автоматизация звука Л в слогах,.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Цели : 1. Уточнить правильное произнесение звука Л в слогах, словах, предложениях. 2. Упражнять в определении наличия и звука Л в словах.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах Цель: автоматизировать звук [Л] в словах. Коррекционно-обучающие задачи: уточнить характеристики звука [Л], закрепить правильное произношение.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес». Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закреплять произношение звука [л’].
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: – закреплять правильное произношение звука [л].
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.
Конспект индивидуального занятия «Активизация звука [С] в слогах, словах и предложениях» ЦЕЛИ • Расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Посуда». • Упражнять в правильном произнесении звука[С]в слогах, словах.
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях Тема: Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях. Программное содержание Образовательные: – закрепить правильное произношение.
Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, в словах, в предложениях Автоматизация [Р] в слогах, в словах, в предложениях. «Цирковая программа» ЦЕЛИ: – Упражнять в правильном произнесении [Р] в слогах, в.
Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе на тему: «Автоматизация сонорного звука [л] в предложениях»
Цель: Учить правильно произносить сонорный звук [л].
- воспитывать правильную осанку при нахождении за партой.
- воспитывать умение выслушивать до конца и не перебивать старших.
- развивать зрительную и слуховую память ребенка при прослушивании.
- добиваться правильной артикуляции.
- добиваться правильного произношения звука [л] изолированно, в слогах, в словах и в предложениях.
Оборудование: зеркало, предметные картинки с изображением лопаты, луны, лошади, лодки, лапы, лампы, лука; глобуса, куклы, глаз, столов, мыла, клубка, юлы, белки, волка, яблока, пилы, колокола, самолета, платья, иглы; ангела, угла, дятла; предметные картинки с изображением артикуляционной гимнастики.
б) Слоги: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы, лы-лу-ла, лу-ла-ло, лы-лы-ло, ло-ло-ла-ло, лу-ла-лу-ла, ла-ло-лы-лу, ла-лу-лы-ло.
в) Слова: лопата, лошадь, лодка, лапа, лампа, лук; глобус, кукла, глаза, столы, мыло, клубок, юла, белка, волк, яблоко, пила, платье, игла; ангел, угол, дятел.
ла-ла-ла – у нас есть пила.
ло-ло-ло – мыли мы стекло.
лу-лу-лу – не могу найти пилу.
лы-лы-лы – тапки мне малы.
Мама надела халат. На елке сидела белка. Лампу поставили на стол.
д) Загадка – сообщение темы.
В голубой станице
Девица круглица
Ночью ей не спится –
К нам в окно глядится.
(луна)
е) Стихотворение для физкультминутки:
Вот мой флажок качается –
Вот так, вот так, вот так.
Флажок мой поднимается –
Вот так, вот так, вот так.
Вот флажком своим я помашу –
Вот так, вот так, вот так.
Теперь флажок я опущу, тихонько опущу.
Ход занятия
Организационный момент.
– Здравствуй! Садись ровно, спинку держи прямо. Я тебе сейчас загадаю загадку, а ты мне ее должен отгадать:
В голубой станице
Девица круглица
Ночью ей не спится –
К нам в окно глядится.
– Правильно! А какой звук находится в начале слова? Молодец.
Основной этап.
1) Артикуляционная гимнастика.
Я буду называть тебе упражнение, а ты мне будешь показывать, как ты их делаешь. «Улыбка», «Бегемотик», «Качели», «Маляр».
Логопед называет упражнение. Если у ребенка не получается, то логопед показывает. Ребенок выполняет 3-4 раза.
2) Изолированное произнесение звука [л].
Логопед кладет картинку с изображением самолета, а затем колокола.
– Л-л-л – так гудит колокол. Повтори.
– Так же гудит самолет. Скажи, как гудит пароход. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: л-л-л.
3) Звук [л] в слогах.
А теперь мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Эхо». Сначала я говорю, а потом ты повторяешь.
ла-ла-ла
ло-ло-ло
лу-лу-лу
лы-лы-лы
лы-лу-ла
лу-ла-ло
ло-ло-ла-ло
лу-ла-лу-ла
ла-ло-лы-лу
ла-лу-лы-ло
4) Звук [л] в словах.
– А сейчас я тебе покажу картинки, и мы их назовем. Сначала я, потом ты. При этом правильно произноси звук [л].
лопата, лошадь, лодка, лапа, лампа, лук, глобус, кукла, глаза, столы, мыло, клубок, юла, белка, волк, яблоко, пила, платье, игла; ангел, угол, дятел.
– Я загадаю слово и назову его половинку — начало. А ты добавь недостающую часть и скажи слово целиком. Картинки тебе помогут справится с заданием. Логопед выкладывает перед ребенком картинки.
Кук. сто. пи. иг. дя. ан..
– А сейчас мы с тобой встанем и немножко отдохнем. Повторяй за мной движения.
Вот мой флажок качается –
Вот так, вот так, вот так.
Флажок мой поднимается –
Вот так, вот так, вот так.
Вот флажком своим я помашу –
Вот так, вот так, вот так.
Теперь флажок я опущу, тихонько опущу.
Логопед встает вместе с ребенком из-за стола. Ребенок повторяет за логопедом движения. Логопед проговаривает речевой материал.
6) Звук [л] в предложениях.
Игра «Исправь предложение».
Игра «Составь предложение».
А теперь повторяй за мной:
ла-ла-ла – у нас есть пила.
ло-ло-ло – мыли мы стекло.
лу-лу-лу – не могу найти пилу.
лы-лы-лы – тапки мне малы.
– Волшебник случайно заколдовал предложения, и слова в них перепутались. Помоги волшебнику. Найди и исправь ошибки.
Халат надел маму.
На белке сидела елка.
Стол поставили на лампу.
– Составь предложение о Владике и Миле по схеме. Тебе помогут картинки.
Итог занятия.
– Ты хорошо занимался! Давай вспомним, какие упражнения мы сегодня проходили? Что тебе понравилось больше всего? А какой звук мы сегодня учились говорить красиво? Молодец.
Юнькова Екатерина Сергеевна,
учитель-логопед,
ГБОУ лицей №1568
им. Пабло Неруды,
Дошкольное отделение №4,
город Москва
Конспекты логопедических занятий.
- от 0 до 3 лет
- от 3 до 7 лет
- Готовимся к школе
- Логопед для школьников
Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука [л]в словах “На солнечной лужайке”.
Зорина О.Ю., учитель-логопед МАДОУ № 586 г. Екатеринбурга.
1. Формирование понятия о звуке [л], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы.
2. Формирование правильного артикуляционного уклада звука [л],
3. Формирование навыков звуко-буквенного анализа слов.
1. Развитие общей и мелкой моторики.
2. Развитие мимических мышц лица и нормализация мышечного тонуса.
3. Развитие артикуляционной моторики.
4. Развитие речевого дыхания.
5. Развитие голоса.
6. Коррекция и развитие темпо-ритмической и интонационно- мелодической стороны речи.
7. Закрепление навыка правильного произношения звука [л] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.
8. Развитие фонематического слуха и восприятия.
9. Развитие связи звука и буквы.
10. Развитие разных видов восприятия, памяти, внимания.
11. Развитие мыслительных процессов.
1.Привитие ребёнку навыков самоконтроля.
2. Воспитание аккуратности.
3. Воспитание усидчивости.
4. Воспитание интереса к занятиям и стремления произносить звук [л].
Оборудование: зеркало, салфетки, предметные и сюжетные картинки, схема артикуляционного уклада, алфавит, схема артикуляции звука, фишки синего, красного цвета, схема слова, лавочка, кукла Лада, лоток с крупой, лоток с водой, цветы лотоса, игрушки: юла и лопаточка.
1. Организационный момент . Здравствуй, Соня,
2. Тема занятия. Сегодня у нас будет интересное занятие. Кукла Лада приглашает нас на солнечную лужайку у водоёма.
Послушай стишок: На солнечной лужайке лавочка стоит,
На лавочке куколка Лада сидит.
– Какой звук в этом стишке ты слышишь чаще всего?
– Правильно Звук “Л”. Сегодня мы будем продолжать красиво и правильно произносить звук “Л”.
З. Развитие мелкой моторики .
– Давай мы на лужайке поиграем с массажным мячиком.
Я мячом круги катаю, взад-вперёд его гоняю
Им поглажу я ладошки, будто я сметаю крошки.
Я сожму его немножко, как сжимает лапу кошка
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
А теперь последний трюк: мяч летает между рук .
4 . Массаж лица . Давай умоемся чистой водичкой:
Водичка, водичка (показ вышеуказанных движений)
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток, (круговые движения вокруг рта)
Чтоб кусался зубок.
– Хорошо на лужайке, улыбнёмся солнышку,
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Мы умеем хмуриться,
Мы умеем жмуриться.
5. Артикуляционная гимнастика .
– Покажем Ладе гимнастику для губ и язычка:
Заборчик, Хоботок, Лопаточка, Иголочка, Вкусное варенье, Почистим верхние зубки, Лошадка, Индюки болтают, Парус.
6 Произношение изолированного звука.
– Давай поиграем с юлой: крути её и произноси звук “Л-Л-Л”
7. Анализ артикуляции по плану.
– Когда мы произносим звук “Л” :
– В каком положении находятся губы?
– Как расположены зубы ?
– Как расположен язык?
– Кончик языка вверху, образует смычку с верхними зубами.
– Какая воздушная струя?
– Струя выдыхаемого воздуха – плавная, тёплая.
( Если ребёнок не называет правильное положение органов артикуляции, то логопед сам даёт характеристику.)
8. Характеристика звука.
– Какой это звук: гласный или согласный?
– Согласный (язычок создаёт преграду воздуху).
– Звонкий или глухой?
– Твёрдый или мягкий?
– Каким квадратиком мы его обозначим?
– Квадратиком синего цвета.
– Правильно, звук [л] согласный, звонкий, твёрдый.
9 . Развитие фонематического звука.
– Определи место звука в словах: лампа, пол, малыш (определение звука в словах)
10 Связь звука с буквой .- Звук “Л” обозначает буква Л. Найди букву Л в алфавите.
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Получается на славу.
12. Автоматизация звука в слогах.
Подул ветерок: на водоёме появились волны. Нарисуй пальчиком на песке волны и произнеси слоги с повышением и понижением голоса: -ла-ла-ла, -лы-лы-лы, – ло-ло-ло, – лу-лу-л у(рисование волн на манной крупе)
12. Автоматизация звука в словах и предложениях.
– На лужайку посмотри и словечко доскажи: На лавочке сидит…. Лада.
На водоёме расцвёли …. лотосы.
В песочнице малыши оставили … лопатку.
В небе летают ….ласточки.
– Посчитай ласточек: 1 ласточка
– Лада нас приглашает поиграть в лото:
1. Подбери и назови картинки (лук, луна, лапти, лампа).
2. Подбери картинку к схеме слова.(лук)
3. Придумай предложение с этим словом ( Я поливаю лук.).
13 . Итог занятия. Молодец! Какой звук мы сегодня повторяли?
Сегодня ты очень хорошо работала, красиво и правильно произносила звук звуком [л]. Кукле Ладе очень понравилось на нашем занятии. Она тебя благодарит, и дарит тебе блокнотик. До свидания.