Логопедические игры для малышей

Развивающие онлайн-игры

Нажмите кнопку, чтобы открыть 10 бесплатных игр.

Родители считают, что эффективность занятий зависит от педагога. На практике же вы можете иметь самый передовой опыт, проводить самую точную диагностику и работать по самой лучшей методике, но если ребенок не старается, ваши усилия напрасны.

Насколько ребенок увлечен,
настолько и эффективны занятия.

Мы знаем, как сложно заставить ребенка делать то, что нужно. Поэтому мы взяли основные методики, по которым вы работаете с детьми, и переложили упражнения в формат интерактивных игр. Игры вовлекают ребенка в процесс, и он с удовольствием делает то, что вам нужно.

Почему это работает?

Если вы проводите физ минутку и просите ребенка бегать по кругу, то ему это быстро надоест. Но если вы дадите мяч, поставите ворота и позовете друзей — он будет бегать до ужина.

Если вы работаете над речевым дыханием и просите ребенка дуть на ватку — ему это быстро надоест. Но если вы посадите на поле дракона, который выдувает пламя и сжигает сорняки, когда ребенок дует в микрофон, то он будет дуть в него столько, сколько вам нужно.

После регистрации у вас будет доступ к 10 играм для развития речи и мышления, обучения счету, чтению и другим навыкам.
Игры с полным функционалом, постоянным доступом и без рекламы.

Игры состоят из двух частей: мотивационной и развивающей.
Ребенок видит только первую: он дышит огнем с драконом, спасает принцесс с рыцарем, поливает цветы с бабочкой. Одновременно с этим ребенок развивает речевое дыхание, автоматизирует звуки и активизирует глагольный словарь.

Цель каждой игры — решить конкретную задачу педагога.
Если игра не решает задачу — мы ее не делаем.

Логопедам

Игры помогут провести артикуляционную гимнастику, автоматизировать и дифференцировать звуки, развить речевое дыхание и фонематический слух, расширить лексический словарь, проработать связную речь.

После регистрации у вас будет доступ к играм на речевое дыхание, неречевой слух, поиск ударной гласной и лишнего слога в слове.

Дефектологам

Игры подходят для детей с различными нарушениями речи, мышления, здоровья и другими трудностями. Игры разработаны с учетом здоровьесберегающих технологий: они короткие, в них нет кислотных цветов, мелких деталей и резких звуков.

После регистрации у вас будет доступ к играм для детей разного возраста и особенностей развития.

Психологам

Игры помогут развить память и внимание, логическое, пространственное и творческое мышление.

После регистрации у вас будет доступ к играм на развитие зрительного внимания и памяти.

Воспитателям

Игры помогут провести занятия по лексическим темам, расширить кругозор детей, подготовить к школе, развить крупную и мелкую моторику.

После регистрации у вас будет доступ к играм по лексическим темам, на развитие зрительного внимания, знакомство с буквами и двузначными числами.

Учителям
начальных классов

Игры помогут обучить азам письма, чтения и счета, проработать орфографические правила и словарные слова.

После регистрации у вас будет доступ к играм для знакомства с двузначными числами, поиска лишнего слога в слове и ударной гласной.

Попробовать игры

Зарегистрируйтесь, чтобы посмотреть качество игр и сыграть с детьми.

В демо-версии доступно 10 игр, они не ограничены по времени и функционалу, в них нет рекламы.
Также доступна ограниченная версия «Конструктора картинок 4» — программы, в которой вы можете сделать пособие
или методическую игру для занятий с детьми.

Подписка дает доступ к:

  • 287 интерактивным играм для занятий,
  • полной версии «Конструктора картинок 4»
    для создания собственных пособий и методических игр,
  • рабочему кабинету для ведения документации
    и журнала занятий с детьми.

Для занятий по подписке нужен доступ к Интернету.
Если его нет, используйте флешки или диски с играми. Перейти в магазин

Рекомендации для занятий с играми

  • Для индивидуальных и подгрупповых занятий подойдут компьютер или ноутбук.
  • Для групповых занятий самый удобный вариант — интерактивная доска или стол. Если их нет, подключите к компьютеру проектор или телевизор.
  • С интернетом будет доступ ко всем играм на компьютере или интерактивном оборудовании. Если интернета нет — вас выручат диски и флешки.

Отзывы

Мы выпускаем игры с 2013 года, и за это время более 200 тысяч педагогов стали использовать их на своих занятиях в садах, школах и частных уроках.

Елена Георгиевна

Играю на индивидуальных и подгрупповых занятиях, использую как часть занятия, как поощрение в конце занятия. Дети в восторге, стараются изо всех сил, на занятия идут вприпрыжку.

У меня на логопункте дети с разными речевыми нарушениями. Игры с микрофоном эффективны для коррекции межзубного сигматизма, для развития плавной, продолжительной воздушной струи и речевого дыхания. В дальнейшем хорошо идет работа над развитием силы голоса и выразительностью речи.

Еще дети очень любят вместе со мной придумывать задания в Конструкторе картинок. Я ошибаюсь (умышленно), а они меня исправляют, правильно расставляют картинки и произносят звуки. И это ценно, ведь то, что сделал правильно сам, уже не забудешь никогда. К работе с Конструктором картинок ко мне присоединились воспитатели.

Игры Мерсибо – это палочка-выручалочка для логопеда, т.к. они многофункциональны, занимательны и современны. Как хорошо, что вы есть. Всей команде Мерсибо – здоровья и успехов!

Оксана Анатольевна

Большое спасибо за интересную и познавательную информацию.

Практический материал очень яркий и грамотно построен. Дети с удовольствием занимаются, и благодаря вашим играм быстрее идет процесс коррекции нарушений речи.

Большое спасибо за интересную и познавательную информацию.

Практический материал очень яркий и грамотно построен. Дети с .

Галина Викторовна

Я занимаюсь индивидуальными занятиями с дошкольниками. Дети радостно бегут на занятия, очень стараются все выполнять, чтобы в конце занятия получить в подарок игру.

Огромное спасибо за информацию и ваши игры!

Инна Васильевна

Я работаю в коррекционном детском саду в логопедической группе. Использую «Конструктор картинок» на индивидуальных занятиях, а также для изготовления дидактических игр, подбора картинного материала по лексическим темам, подбора картинок на определённые звуки.

С помощью «Конструктора картинок» изготавливала игры «Что перепутал художник?», «Несуществующее животное», «Кто, где живёт», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» (обобщения), «Разрезные картинки», сюжетные картинки, разные игры по обучению грамоте.

Очень удобно то, что можно придумать задание или игру «здесь и сейчас», изменить задание по ходу выполнения, учитывая возможности ребёнка, его пожелания; если нужно, можно сохранить всё придуманное, а если нет, то удалить. Детям очень нравится, а положительные эмоции способствуют лучшему усвоению материала.

Спасибо, вам, за все ваши изобретения. Жаль только, что наши детские сады не обеспечены компьютерами, интерактивными досками и приходится носить ноутбук из дома.

Непослушные звуки. Логопедические игры

Современные детки все чаще и чаще «не дружат» со звуками. На это есть тысячи причин, но их знание не поможет преодолеть эти трудности. А ведь нам важны именно средства «воспитания непослушных звуков». Вот об этом я и попросила рассказать профессионального педагога и логопеда Марину Таланину. Какими могут быть возможные речевые нарушения у детей, когда бить тревогу и что можно предпринять в связи с этим? Поговорим об этом сегодня.

Непослушные звуки

В настоящее время в силу разных причин у детей все чаще встречаются дефекты развития речи. И одним из таких самых распространенных недостатков является неправильное звуковое произношение. И если до 4 лет за развитием речи малыша стоит только внимательно наблюдать, то после достижения этого возраста необходимо начинать предпринимать ряд мер для правильной постановки речи ребенка.

Что понадобится: карточки со словами, в которых есть звуки «л-ль» в начале слова, в середине слова и в конце слова, разноцветные фишки (3 цвета).

Как играть: каждому малышу достается по 10 карточек с разным расположением звуков «л-ль» в словах. Взрослый произносит слово, а ребенок обозначает фишкой место нужного звука на карточке («л» в начале слова обозначается фишкой желтого цвета, в середине – красного, в конце – зеленого, или цвета выбираются по вашему желанию).

Цель игры: определение позиции звуков «л-ль» в словах на слух.

Звуковое волшебство.

Что понадобится: очень много загадок, в отгадках которых присутствуют звуки «л-ль», квадратики картона с изображением букв русского алфавита.

Как играть: загадывать малышу загадки. Отгаданное слово ребенок должен сложить из имеющейся азбуки и выложить его на столе.

Цель игры: развитие и закрепление навыков анализа звуков.

Веселые хлопки.

Что понадобится: группа детей (или один ребенок), взрослый и большой запас слов со звуками «л-ль» и без них.

Как играть: взрослый читает слова, а дети хлопают, когда слышат слова, в которых звуки «л-ль» отсутствуют.

Цель игры: развитие умения выделять определенный звук на фоне целого слова.

Истребитель.

Что понадобится: большая красочная картинка самолета-истребителя .

Как играть: взрослый рассказывает детям, что, когда самолет скрывается за облаками, то его самого не видно, а слышен только его звук, и нужно погудеть, как этот огромный самолет-истребитель – «ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ» (произносим протяжно).

Цель игры: научение правильному произношению звука «Л».

Заблудившийся кораблик.

Что понадобится: картинки с изображением корабликов и нескольких путей (лабиринтов) для них.

Как играть: ребенку следует помочь корабликам дойти до причала, проложив им путь пальчиком и протяжно повторяя «ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ».

Цель игры: научение правильному произношению звука «Л».

Повторюшка.

Что понадобится: магнитофон или взрослый, произносящий звуки «л-ль».

Как играть: диктор или взрослый четко произносит твердые и мягкие звуки «л-ль», а ребенок должен повторить их следом за ним в точности.

Цель игры: научение правильному произношению твердого звука «Л».

Прыжки по кочкам.

Что понадобится: разноцветный картон с изображением «кочек».

Как играть: детки-зайчики, чтобы спастись от волка должны перепрыгивать с кочки на кочку, но это сделать можно только верно повторив за взрослым слоги со звуком «Л».

Цель игры: закрепление навыка произношения твердого звука «Л».

Сказочный ларец.

Что понадобится: много картинок с изображением различных сказочных персонажей.

Как играть: ребенку нужно рассмотреть картинки и отобрать те из них, в названии которых присутствует твердый звук «Л».

Цель игры: закрепление навыка произношения звука «Л».

Рыбалка наоборот.

Что понадобится: игрушечная удочка и много карточек с изображением предметов, включающих в себя мягкий звук «ЛЬ».

Как играть: цепляем на удочку карточки и правильно произносим «попавшиеся на крючок» предметы (лестница, лента и т.д.).

Цель игры: закрепление навыка произношения мягкого звука «ЛЬ».

Веселый светофор.

Что понадобится: большие разноцветные куски картона и изображения разноцветных предметов, содержащих звук «Л» (оранжевый апельсин, серая лошадь и т.д.).

Как играть: детям нужно выбрать карточки с предметами определенного цвета и положить их в нужный ящичек (цветной лист) того же цвета, произнося словосочетания: оранжевый апельсин, серая лошадь и т.д.

Цель игры: научение отличению друг от друга твердого и мягкого звуков «Л» — «ЛЬ».

Забавное Сафари.

Что понадобится: большие разноцветные куски картона (двух цветов), кусочки картона с изображением различных животных, в названии которых присутствуют звуки твердые и мягкие «Л» — «ЛЬ».

Как играть: ребенку нужно рассортировать животных по содержанию в их названии звука «Л» и звука «ЛЬ». Животные с «Л» живут за забором одного цвета, а животные с «ЛЬ» — за забором другого цвета.

Цель игры: научение отличению друг от друга твердого и мягкого звуков «Л» — «ЛЬ».

Как видите, приведенные нами игры достаточно эффективны и занимательны. Играйте со своими детками каждый день, и позитивные результаты не заставят себя долго ждать.

А в следующей статье мы предложим вам занимательные игры со звуком [р].

Я благодарю Марину за такую ценную копилку игр в постановке звука [Л]. Хотя мне кажется с небольшими изменениями практически все игры можно успешно применить и к другим звукам.

Перед такими играми можно провести и артикуляционную гимнастику.

Были ли у ваших деток проблемы с произношением звуков? Как вы с ними справлялись? Поделитесь в комментариях.

В завершении статьи предлагаю посмотреть видеоурок по автоматизации звука Л.

Артикуляционная гимнастика. Памятка для родителей

Екатерина Морозенко
Артикуляционная гимнастика. Памятка для родителей

Для Вас, уважаемые родители группы «Колокольчик» Артикуляционная гимнастика в картинках Подготовила: учитель-логопед МБДОУ д/с «Здоровый ребенок» Морозенко Екатерина Юрьевна

Артикуляционная гимнастика дома

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционныхупражнений позволяет:

1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как [Р], [Л].

2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Читайте также:  Что делать, чтобы ребенок заговорил?

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома:

• Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

• Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

• Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься.Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

• Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика – это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз» Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками» В ноябре 2016 года родителям воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи был показан.

Памятка для родителей по ПДД Сегодня хочется представить вашему вниманию памятку для родителей по правилам безопасности дорожного движения, которую мы с детьми сами.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Консультация родителей. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Принцип отбора упражнений. Классификация артикуляционных упражнений

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.

Статические упражнения ( «Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд.

Динамические упражнения ( «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков.

Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:

а) опущен за нижние зубы – «почистим зубы»;

б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка».

После того, как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое – «качели». Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится». Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «пароход гудит», «прятки». Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха (и, э, с, з, ж, ч, щ); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (л); язык может сужаться (о, у).

В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м). Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки.

Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков и комплекс для отработки основных движений и положений губ и языка

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.
2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.
3.Чередовать положения губ: в улыбке – трубочкой.
4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.
5.Язык широкий.
6.Язык узкий.
7.Чередование положений языка: широкий – узкий.
8.Подём языка за верхние зубы.
9.Чередование движений языка вверх – вниз.
10.Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам.

1.Открыть рот и подержать открытым (а – а – а – а), закрыть.
2. «Заборчик» – губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
3. «Хоботок» – губы вытянуты вперёд трубочкой.
4. «Лопатка» – широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.
5. «Иголочка» – рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» – «Иголочка».
6. «Часики» – рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7. «Качели» – движение языка: нос – подбородок.

Упражнения для губ

«Улыбка» – удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Заборчик» – рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.
«Трубочка» – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«Хоботок» – вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Бублик» – зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: «Заборчик» – «Бублик», «Улыбка» – «Хоботок».
«Кролик» – зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц)

1.«Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания
– Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
– Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

2. «Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя».
Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

Методические указания
– Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
– Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
– Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

3. «Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

Методические указания
– Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.
– Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
– Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.
– Боковые края языка должны касаться уголков рта.
– Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

4. «Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания
– Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
– Нельзя надувать щёки.
– Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

5. «Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

– Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
– Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
– Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 2 для шипящих (ш, ж, ч, щ)

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания
– Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
– Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
– Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические указания
– Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.
– Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 – 5.
– Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания
– Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
– Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.
– Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Методические указания
– Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
– Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
– При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

5. «Приклей конфетку»

Цель: Учить удерживать язык вверху.
Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)

1. «Наказать непослушный язычок»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

Методические указания
– Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
– Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
– Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. «Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Методические указания.
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.
Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл – бл (как индюк болбочет).

Читайте также:  Речевое развитие детей 2-3 лет

– Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
– Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону.
– Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 – 5. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

– Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания.
– Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.
– Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
– Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.
– Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь)

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания
– Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
– Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.
– Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

Методические указания
– Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
– Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д – д – д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

Методические указания
– Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
– Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.
– Кончик языка не должен подворачиваться.
– Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя

Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.
Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да – ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

Методические указания
– Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да – ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т – т – т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания
Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить.

В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом.

Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

Занимаемся с ребенком: артикуляционная гимнастика и развитие речи

Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время звукопроизношения.

Поскольку связанная речь – это поочередное воспроизведение различных звуков, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Гимнастика помогает сформировать их четкие и согласованные движения. Упражнения должны подбираться индивидуально, в зависимости от имеющихся нарушений звукопроизношения.

Чистая и четкая речь поможет ребенку стать более уверенным в себе, наладить общение со сверстниками

Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации

  • Занятия должны быть систематичными, так необходимые навыки будут формироваться и закрепляться быстрее. Поэтому гимнастику лучше проводить ежедневно. Старайтесь, чтобы с момента приема пищи прошло не менее 1 часа.
  • Длительность занятия не должна превышать 10 минут, а во время него не стоит стараться сделать как можно больше упражнений, достаточно 2–5 за раз.
  • Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз. Следите за качеством выполнения – если оно начнет снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении.
  • Удержание одной артикуляционной позы (статические упражнения) нужно выполнять в течение 7–10 секунд.
  • При подборе комплексов упражнений начинайте с самых простых, потом переходите к более сложным. Занятия должны проходить эмоционально, в игровой форме. Лучше всего проводить их в положении сидя и следить, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслаблено.
  • Заниматься нужно перед большим зеркалом. В нем ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное.
  • Сначала взрослый показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно ребенок его выполняет. Следит, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом.
  • Если у ребенка что-то не получается, его движения можно скорректировать с помощью ручки, чайной ложки, медицинского шпателя или просто чистого пальца.
  • Будьте готовы, что у ребенка далеко не все будет получаться с первого раза. Старайтесь, чтобы занятия артикуляционной гимнастикой проходили увлекательно. В противном случае необходимость выполнять ее ежедневно приведет к потере интереса и снижению ее эффективности.

Занимайтесь с ребенком артикуляционной гимнастикой перед большим зеркалом, в котором он сможет видеть и вас, и себя

Примеры упражнений

Для губ

«Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно):

Губки мои гибкие

Могут стать улыбкою.

«Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):

Губы сложим в трубочку,

Чтобы сделать дудочку.

«Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы):

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы):

Бублик мы изобразили –

Губы плавно округлили.

«Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):

Дети свинку угощают, ее носик выбирает:

Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,

Слева – с яблоками Злата.

Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».

Для губ и щек

«Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки):

Мы согреем наши щечки:

Разотрем, похлопаем, зубками потопаем.

«Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной):

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

«Худышка» (втянуть щеки):

Вот худышка – щеки впали,

Видно, кушать ей не дали.

«Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками):

Сперва шарик надувай,

Потом воздух выпускай.

«Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щечку):

Белка щелкает орешки,

Основательно, без спешки.

Влево, вправо, на бочок.

Для языка (статические)

«Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен):

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят.

Мама зернышко несет,

Открывай пошире рот!

«Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу):

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

«Чашка» (широко раскрыть рот, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

«Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык):

Язычок мой как иголка,

Отойди, уколет колко!

«Грибочек» (открыть рот, язык присосать к верхнему небу):

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Несколько секунд – молчок!

Для языка (динамические)

«Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ):

Ходят часики вот так.

«Качели» (напряженный язык поочередно тянется к носу и подбородку):

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

«Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта):

Язычок сложи катушкой

И катай, как кот игрушку.

«Лошадка» (присосать язык к небу, цокать языком медленно и сильно):

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко,

Звук копыт услышишь звонкий.

«Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу):

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Для мышц глотки и мягкого неба

«Зевушка» (имитировать зевание с закрытым и открытом ртом, во втором случае шумно втягивать воздух):

Зевушка – левушка, сонная головушка.

Постелю под спинку мягкую перинку,

Положу под ушко я тебе подушку,

В одеяльце заверну, вместе я с тобой усну.

«Подражание» (имитировать стон, мычание, свист):

Почему мычишь, корова?

Может, просто нездорова?

Вон раздуты как бока!

И походка нелегка!

«Полоскание горла» (запрокинуть голову, имитировать полоскание горла):

Петю в комнату позвали,

Положили на кровать,

Чтобы горло полоскать.

Порошок от кашля дали

И, проверив рост и вес,

Вокруг шеи повязали

«Сытый хомячок» (надуть щеки с зажатым носом):

Рыжий хома-хомячок – настоящий толстячок,

За щекой зерно хранит, пожует и снова спит.

«Согласные» (медленно произнести звуки «к», «г», «т», «д»).

На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком дома

Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом. Сделать это можно на занятиях по развитию слуха и речи, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях специалиста.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в О слухе

Непрямое последствие коронавируса

Пандемия COVID-19 заставила всех внимательнее относиться к собственному здоровью, состоянию родных и близких и обнажила проблемы, которые в докарантинные времена мы старались не замечать. Читать далее →

Когда лучшее – не враг хорошему. Об адаптации к слуховому аппарату

Почему даже самые совершенные слуховые аппараты требуют периода привыкания? История Богдана.

Когда родителям нужно показать ребенка сурдологу

Рассказываем: какие признаки возможной тугоухости должны насторожить родителей, насколько важно своевременное обращение к специалисту. Читать далее →

Памятка для родителей о проведении артикуляционной гимнастики

Памятка для родителей детей, посещающих группу компенсирующей направленности для воспитанников с нарушениями речи расскажет родителям о правилах группы и о том, как правильно делать с ребёнком артикуляционную гимнастику.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей о проведении артикуляционной гимнастики»

Памятка для родителей

Ребёнок должен прийти в детский сад, переодеться, вымыть руки и подготовиться к занятиям не позднее времени проведения воспитателями артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики.

У ребёнка ежедневно должна быть папка с принадлежностями для занятий (тетрадь, касса букв, бумажные носовые платки).

Читайте также:  Как подготовить ребенка к школе - советы логопеда

Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях.

Поставленные логопедом звуки должны постоянно контролироваться в речи детей родителями.

Не пропускать занятия без уважительной причины.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Все логопедические занятия проходят только на положительных эмоциях. Необходимо заинтересовать ребенка в правильном выполнении каждого упражнения.

Все занятия проводятся взрослыми и обязательно перед зеркалом. Взрослый является примером правильного выполнения упражнения. Все артикуляционные упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).

Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

У ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они будут даны далее. Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата – дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение.

Перед занятием напомните ребенку подготовиться к занятию (вымыть руки, остричь ногти и достать стерильные салфетки). Часто при выполнении упражнений язычок не слушается, и ребенок пытается захватить его руками.

Занятия гимнастикой должны быть ежедневными по 5-10 минут в день. Каждое упражнение выполняется до 10-15 раз. У ребёнка должно быть оборудовано рабочее место с большим зеркалом и достаточным освещением.

Артикуляционная гимнастика.

Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта 5, потом закрыть рот. Повторить 3- 4 раза.

Улыбнуться, показав верхние и нижние зубы, удерживать положение губ под счёт до 10.

Вытянуть губы, как при звуке «у», у

С напряжением вытянуть вперед губы (как при «у»), затем улыбнуться, показать зубки.

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать под счёт до 10. Чтобы язык расслабился, можно похлопать по языку губами, проговаривая «па-па-па».

Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка тянуться попеременно к правому и левому углам рта.

Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка попеременно то достаём до верхних зубов, то упираемся в нижние зубы.

Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка водим по верхним зубам , затем упираемся язычком в нижние зубки, водим из стороны в сторону.

Улыбнуться, широко открыть рот и щёлкать языком громко и энергично.

Практическое занятие для родителей «Артикуляционная гимнастика: доступно, интересно, эффективно»

Краткая аннотация: Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Практическое занятие для родителей:

«Артикуляционная гимнастика: доступно, интересно, эффективно»

Уважаемые родители, я очень рада, что вам не безразлично речевое развитие ребёнка. Для того, чтобы наша встреча была полезной, предлагаю вам практическое занятие. Наше практическое занятие пройдёт под девизом: «Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься! Сделай лучше нас!». Сейчас я предлагаю вам совместную работу, которая позволит вам много полезного и интересного узнать. Для занятия нам понадобится речевая палочка – пластмассовая палочка с закругленным концом (можно использовать плоскую ручку детской зубной щетки, ватную палочку) и зеркало.

«Надо крепко заучить, что вам и мне поможет звуки все произносить»

Спрашиваете, что это? Это – органы речи. Сейчас мы их назовем. Возьмите маленькое зеркало, посмотрите в него внимательно и произнесите звуки П, Б. Что помогло вам произносить эти звуки, какие органы речи? – Правильно, губы. Покажите на себе верхнюю губу, нижнюю губу.

А теперь снова посмотрите в зеркало и произнесите звуки Ф, В. Что помогло вам произносить их, какие органы речи? – Правильно, нижняя губа и верхние зубы. Покажите на себе нижнюю губу, верхние зубы.

Глядя в зеркало, весело улыбнитесь и произнесите звук С. Какие органы речи помогли вам произнести этот звук? – Правильно, губы, зубы, язык (хотя язык из-за зубов вы и не видите). Покажите нижние передние зубы, покажите верхние передние зубы.

В произнесении звуков принимают участие и коренные зубы, те, что располагаются далеко во рту. К ним любят плотно прижиматься боковые края языка. Посмотрите в зеркало и потяните долго звук И, открывая рот. Что делают боковые края языка? – Правильно, боковые края языка плотно прижимаются к боковым коренным зубам. Покажите коренные зубы на себе.

А сейчас как следует познакомимся с нашим главным органом речи. О нем есть такая загадка:

Если б не было его,
не сказал бы ничего.

Конечно, вы сразу догадались, это – язык. Посмотрите в зеркало, положите широкий язык на нижнюю губу и внимательно его рассмотрите.

Назовите части языка (кончик языка, спинка языка, корень языка, правый край языка, левый край языка). Рассмотрите на рисунке вертикальные и горизонтальные мышцы языка. Вертикальные мышцы расслабляют язык, и он делается широким. Горизонтальные мышцы делают язык узким. Приготовьтесь изучить свой язык: рассмотрите перед зеркалом части языка, возьмите в руку речевую палочку и потрогайте их поочередно палочкой.

Сначала мы научимся делать язык широким, это очень важно. Положите свой язык на нижнюю губу и сделайте его широким – лопаточкой. Если язык не слушается, вам помогут губы: пошлепайте-похлопайте губами по языку, подразните: пя-пя-пя, бя-бя-бя. Чувствуете, как расслабляются мышцы языка и он делается широким, как лопаточка?

Покажите части языка у себя, стараясь их запомнить. Не обязательно трогать корень языка, поскольку это может спровоцировать рвотный рефлекс. Произнесите звуки К, Г с широко открытым ртом и вы сможете ощутить и увидеть в зеркале работу задней части языка.

А теперь познакомимся с верхней частью рта – небом. С небом дружит язык. При произнесении звуков смыкается или сближается с небом: кончик языка, если вам нужно произнести звуки Т, Д. Чувствуете? Или спинка языка, вот скажите-ка: КЬ, ГЬ. Или корень языка, попробуйте произнести: К, Г.

Небо начинается с верхних бугорков. Это зубные лунки, каждая лунка, как домик, в котором находится корень зуба. Найдите кончиком языка домики-бугорочки у верхних зубов. Поводите языком вправо, влево по верхним бугорочкам. Найдите языком домики – бугорочки у нижних зубов. Поводите им вправо, влево по нижним бугорочкам. Именно с верхних бугорочков начинается крыша рта – небо. Небо бывает твердое и мягкое.

Твердое небо переходит в мягкое небо, а мягкое небо заканчивается маленьким язычком. Поднимите кончик своего языка вверх к бугорочкам и проведите языком по небу вглубь рта, как маляр красит крышу дома. Затем, не отрывая язык от неба, проведите им обратно к верхним бугоркам. Вы «покрасили» твердое небо.

Хотите посмотреть маленький язычок? Его увидеть нетрудно: откройте широко рот и покашляйте – язычок двигается. Он помогает натянуть мышцы мягкого неба, и выдыхаемая струя воздуха, которая появляется, когда мы произносим звуки, идет у нас через нос или рот.

Вы знаете, что такое нижняя челюсть? Замечали, как она двигается, когда вы говорите? Произнесите отчетливо слово «ма-ма». Вы почувствовали, как опускается нижняя челюсть?

Образовывать звуки помогает воздушная струя, которую вы выдыхаете. Воздух при этом проходит через легкие, бронхи, трахею, гортань (все это находится у вас внутри), а затем через нос или рот. Научить вас правильно регулировать свою воздушную струю помогут упражнения на дыхание: «Сдуй бабочку, ватку», «Подуй на султанчик», «Загони мяч в ворота» и т.д.

Звуки нашей речи произносятся с голосом и без голоса. Командуют голосом ваши голосовые складки, которые находятся у вас в горле. Хотите убедиться в этом? Пожалуйста: закройте уши руками и произнесите длительно звук З-З-З-З-З. Вы слышите шум в ушах, значит, голосовые складки активно работают, звук З – звонкий. Закройте уши руками и произнесите звук С-С-С-С. Шума не слышно (в ушах не звенит), значит, голосовые складки не работают (не дрожат); звук С – глухой.

Проверить работу своего голоса вы сможете и так: приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите длительно звук Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Вы чувствуете, как горлышко дрожит, значит, голосовые складки работают; звук Ж – звонкий. Приложите ладонь к горлу и потяните звук Ш-Ш-Ш-Ш-Ш. Горло не дрожит, значит, голосовые складки отдыхают; звук Ш – глухой.

Закончилось наше знакомство с органами речи. Эти знания вам пригодятся для того, чтобы научить детей владеть хорошей дикцией, научиться выразительно читать, а значит, грамотно писать.

Артикуляционная гимнастика

Когда человек занимается утренней гимнастикой или тренирует мышцы рук и ног в тренажерном зале – это дело привычное. А вот зачем тренировать язык? Язык – это главная мышца органов речи и для него просто необходима тренировка, как и для любых других мышц человеческого организма. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые артикуляционным укладом звукопроизношения. Чтобы ребенок с легкостью смог выговаривать все звуки русского алфавита, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Советы родителям

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

1. Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость).

2. Улучшить подвижность артикуляционных органов.

3. Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.

4. Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.

5. Увеличить амплитуду движений.

6. Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.

7. Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Артикуляционная гимнастика помогает выработать движения органов артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Выполнять упражнения необходимо в хорошо проветренном помещении, в спокойном темпе, без напряжения, сидя перед зеркалом

Нетрадиционные упражнения развития артикуляционной моторики:

Упражнения с шариком

Автор данной методики С.В. Коновалова (диаметр шарика 2 — 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел).

Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо — влево.

Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке.

Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой.

Примечание. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой

Язык — «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения с бинтом

Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 – 15 секунд.

Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещать в левый угол, затем наоборот.

Бинт закусить, крепко зажать переднимиn зубами и удерживать в течение 10–15 секунд, затем ослабить на несколько секунд. Зажим и расслабление чередуются 10– 15 раз.

Бинт закусывать и зажимать коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми.

Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким языком в форме лопатки.

Примечание. Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

Дети очень быстро растут. Какими они станут — зависит от нас с вами.

Не жалейте для них волшебных капель, названия которым — любовь, терпение, надежда и забота, и тогда у вас всё получится!

Болковенко Ольга Антоновна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Синеглазка»,
г. Ноябрьск, ЯНАО

Ссылка на основную публикацию