Родительское собрание на тему: Артикуляционная гимнастика

Родительское собрание в логопедической группе: «Артикуляционная гимнастика- основа постановки звуков».

Родительское собрание в логопедической группе:

«Артикуляционная гимнастика- основа постановки звуков».

Цель: повышение логопедической компетентности родителей логопедической группы в преодолении нарушений звукопроизношения.

1. Показать родителям «Сказку для язычка» с детьми.

2. Уточнить знания родителей об организации проведения артикуляционной гимнастики.

3. Закрепить практические навыки выполнения артикуляционных упражнений.

4. Ознакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий.

5. Заинтересовать родителей в оказании помощи своим детям по введении звуков в речь.

Оборудование:

– комплексы артикуляционных гимнастик;

– картинки с фото артикуляционных упражнений;

– картинки: лопата, иголка, индюк, лошадка, маляр, качели, грибок, футбол, трубочка, чашечка.

– ноутбук с презентацией.

Ход встречи:

Учитель – логопед и воспитатель:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о том, какую роль играет артикуляционная гимнастика для детей. Поучаствуем в семинаре-практикуме по проведению артикуляционной гимнастики. Расскажем Вам, как наиболее эффективно выполнять домашние задания. В конце нашей встречи мы ответим на все интересующие Вас вопросы.

Учитель- логопед с детьми проводит артикуляционную гимнастику.

Жил – был маленький весёлый язычок. Утром он проснулся и улыбнулся. Упражнение «улыбка». Посмотрел вверх на небо. Оно было серое. Потом посмотрел на травку, вправо и влево и ещё раз вверх, вниз, вправо, влево. Упражнение «Качели», «Часики». Взял наш язычок чашечку и стал кушать кашу. Упражнение «Чашечка». Потом облизали губки. Упражнение «Вкусное варенье». Пошёл после завтрака наш язычок во двор и посмотрел на забор. А забор то у нас поломанный. Взял язычок молоток и гвозди и стал чинить забор. Упражнение «Барабанщик». Теперь заборчик у нас ровный. Упражнение «Заборчик». А теперь давайте ребята с вами покрасим наш забор. Возьмём краски и кисти и будем его красить. Водим нашим язычком, как кисточкой по зубкам. Сначала верхним, а потом нижним. Внутри, а потом снаружи. Вот и покрасили наш заборчик. Теперь дети называют цвет своего заборчика. Пригласили маляра, потолок белить пора. Кончиком языка белим потолок (нёбо). Упражнение «Маляр». Потом пошли во двор кататься на качели. Сели поудобнее и начали раскачиваться вверх- вниз. Упражнение «Качели». Дальше сели на лошадку и поскакали в лес за грибами. Упражнение «Лошадка». Остановились в лесу. «ТР-ТР. » . Упражнение «Мотор». Пришли на большую гору. Упражнение «Горка». А на горе сидят индюки и поют свою весёлую песенку «БЛ-БЛ…». Упражнение «Индюк». Потом увидели на дереве дятла, который стучал клювиком по дереву «ДЫН-ДЫН…. Упражнение «Барабанщик». Потом над весёлым язычком пролетела муха – горюха. Она пела свою песенку. Упражнение «Назойливая муха». Шёл язычок по горе и вдруг увидел мухомор, потом белый гриб, лисичку и др. Упражнение «Грибок». Потом наш язычок увидел огромную змею, которая ползла по горе и шипела. Упражнение «Змея». Устал наш язычок. Он сел на свою лошадку и поскакал обратно домой. Упражнение «Лошадка». Прискакал домой и остановился. «ТР-ТР…». Упражнение «Мотор». Дома нашего язычка поджидал друг. Стали они вместе играть в футбол, забивать в ворота гол. Очень трудная задача забивать в ворот мячик. Упражнение «Футбол». И так разыгрались наши язычки, что разбили соседу окно. Вышел сосед и стал ругать наших футболистов. Упражнение «Непослушный язычок». Язычкам стало стыдно и они попросили прощения. Стали они послушными. Упражнение «Лопаточка» и «Иголочка». (чередование). Пошёл наш язычок домой. Взял чашку и стал ужинать. Упражнение «Чашечка». Почистил зубки. Упражнение «Почистим зубки». Дверь закрыл он на замок., лег в кроватку и умолк. «Чик-чик…». Ручки под щёчку и спит.

Потом проводит пальчиковую гимнастику: «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

(хлопок – «замочек», открывание его в ритм со словами)

Мы с тобою дружим

(хлопки одноимёнными пальчиками)

Раз, два, три, четыре, пять –

(зафиксированные в хлопке пальчики раскрываются по одному, начиная с большого)

Начинай считать опять.

(раскрывание и закрывание кулачков)

Раз, два, три, четыре, пять –

(складывание пальцев, соединяя одноимённые попарно)

Мы закончили считать

(разведение рук в стороны с расширенными пальцами)

Дыхательная гимнастика: упражнение «Полное дыхание».

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

Уважаемые родители! Вы только что посмотрели «Сказку для язычка», увидели как Ваши дети выполняют пальчиковую и дыхательную гимнастику. Сейчас я вам кратко расскажу, что такое пальчиковая гимнастика и для чего она нужна.

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

· Мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с ОНР пальчики малоподвижны и их движения неточны. Поэтому, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

· Пальчиковая гимнастика развивает умение ребёнка подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребёнка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

· Когда ребёнок будет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это будет большим подспорьем ребёнку в дальнейшем при обучении в школе.

Воспитатель:

Уважаемые родители! А теперь я бы хотела вам предложить презентацию на тему: «Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников логопедической группы» (из опыта работы) .

Воспитатель показывает презентацию и рассказывает по данной теме.

Из всего вышесказанного Вы, уважаемые родители, увидели, что самыми важными для постановки звуков являются два направления:

1. Дыхательная гимнастика

2. Артикуляционная гимнастика.

По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Цель проведения артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

6. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Уважаемые родители! Говорит учитель- логопед:

Язычок наш не скучает,

В доме сказки сочиняет.

Сказки эти он расскажет

И картинки Вам покажет.

Учитель – логопед показывает родителям картинки артикуляционного аппарата, и ещё раз называет (губы, щёки, нёбо, язык). Для того, чтобы родители запомнили органы артикуляционного аппарата.

А теперь мы с Вами поиграем.

Сейчас мы Вам раздадим картинки, на которых сфотографированы артикуляционные упражнения. А вы должны будете назвать что это за артикуляционное упражнение.

Следующая игра.

Мы даём вам картинки на которых изображены разные предметы, а вы должны будете выполнить это артикуляционное упражнение.

Игра «Покажи сказку».

Родители разделились на 3 команды. В каждой команде по 4 человека. Один читает сказку, а трое взрослых её обыгрывают с помощью артикуляционных упражнений.

Дальше учитель- логопед знакомит родителей с правилами выполнения домашнего задания.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации записываются в индивидуальном порядке.

Существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

– тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

– задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

– весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

– задания должны быть прочитаны ребенку;

– все задания выполняются до конца;

– ежедневно выполняются дыхательная и артикуляционная гимнастики, различные упражнения по отработке звуков.

Для формирования правильного отношения к речевому нарушению у ребенка нужно:

– не ругать ребенка за неправильную речь;

– ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

– не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

– осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Молодцы! Мы думаем, что Вы из нашей встречи сделали правильный для себя вывод, что артикуляционная гимнастика необходима для формирования правильного звукопроизношения. И теперь Вы будете каждый день выполнять с ребёнком артикуляционную гимнастику.

Далее педагоги раздают подготовленные буклеты по проведению дыхательной и артикуляционной гимнастики. Выслушивают и отвечают на вопросы родителей.

Родительское собрание на тему: Артикуляционная гимнастика

Құрметті қолданушы, Назар аударыңыз:

Сізге «Зияткерлік олимпиадаға» доступ берілді. Қазір тапсырыс беріп үлгеріңіз. Себебі, небәрі 24 күннен соң олимпиада аяқталады.

Родительское собрание: “Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна”
Материал туралы қысқаша түсінік
Содержание: 1.Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна. 2. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. 3. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. материал предназначен для родителей.

Татимбекова Асем Камбаровна

14 Қаңтар 2019

Материалдың толық нұсқасы

Тема : «Артикуляционная гимнастика»

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ

1.Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна.

2. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

3. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

4. Артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с дедушкой »

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально ,в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Всероссийские и международные дистанционные конкурсы для детей – дошкольников и школьников

детские творческие конкурсы с дипломом за 1 день без регистрации

Читайте также:  Особенности трудных звуков - Материалы логопеда для родительского стенда

Сценарий родительского собрания на тему: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения» Хугаева А.В.

Сценарий родительского собрания на тему: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

24.12.2020 г. Автор: Учитель-логопед Хугаева Алана Вячеславовна, МБДОО «Детский сад №177 «Золотой ключик»

«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

Цель: Повышение логопедической компетенции родителей в преодолении нарушений звукопроизношения у детей

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с результатами диагностики речи детей;
  2. Познакомить с направлениями работы логопеда в детском саду;
  3. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, правилами проведения в домашних условиях;
  4. Закрепить практические навыки выполнения;
  5. Рассказать о способах как привлечь ребенка к выполнению артикуляционной гимнастики.

Организация: сидя за столами, полукругом, перед логопедом

Оборудование:

– бумага для записей, ручки;

– памятки для родителей;

Ход встречи:

Логопед:

Добрый день, Уважаемые родители! Я Ольга Владимировна (будущий учитель-логопед). Сегодня хочу рассказать Вам о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей, о важности проведения артикуляционной гимнастике. Поучаствуем в семинаре-практикуме по проведению артикуляционной гимнастики. В конце нашей встречи я отвечу на все интересующие Вас вопросы.

Работа в логопедической группе делится на III периода в зависимости от времени и коррекционных задач. Главная задача I периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводится с каждым ребенком отдельно, данные заносятся в речевые карты детей. Ознакомиться с ними можно в индивидуальном порядке.

II период – автоматизация звуков и III закрепление и повторение усвоенного.

В логопедических группах проводиться специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать

на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
  • развитие связной речи (умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы);
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением.

Вся перечисленная работа проводиться в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Необходимо вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей. В игре может присутствовать элемент соревнования, использование наград за успешное выполнение упражнений. Для красочного оформления занятия могут использоваться картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка Приключение Язычка»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

Сказка «Приключение Язычка»

В зоопарк пойдем теперь.

Открываем шире дверь. (Открывать широко рот и закрывать его)

Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он. (Тянуть губы вперед «хоботком»)

Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть. (Вращать вытянутыми губами по кругу)

Улыбнулись нам подружки —

Большеротые лягушки. (Широко улыбаться, растягивая губы)

Жираф вытянул вверх шею.

Очень он гордится ею. (Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться

высунутым языком к носу)

Зебры — резвые лошадки – Бойко скачут по площадке. (Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку)

Потянула зебра ножку,

Постояла так немножко. (Держать рот широко открытым, улыбаться.

Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку)

А у зебры есть полоски.

Их рисуем кистью плоской. (Рот открыть и не закрывать. Проводить

широким языком по нёбу вперед-назад)

Хвост закручивает он. (Рот широко открыть. Поднять язык за верхние

зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами)

Вот пантера. Зверь другой.

Спину выгнула дугой. (Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.)

Спину выгнула дугой.

Язычок, скорей домой! (Спрятать язык. Закрыть рот).

Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками – символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

Рекомендации к проведению упражнений:

– Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать.

Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

– Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

– Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

– Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

– К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

– В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

– Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.

– Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой получится хоботок, как у слоненка.

Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!

Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху – вниз.

Рекомендации для родителей по формированию у детей правильного звукопроизношения:

Заметив, что малыш не произносит какой-либо звук, надо подобрать такую игру, в которой ему вместе с взрослым пришлось бы много раз слышать и произносить этот звук. Конечно, не следует ребёнку 3-4 летнего возраста говорить, что вы будите учить его этому звуку.

Например, ребёнку, плохо произносящему звук [з], можно рассказать сказку о медведе, забравшемся в улей. Хорошо при этом показать подходящую картинку: Когда медведь начал есть мёд, пчёлы зажужжали «з-з-з» и стали жалить его. Медведь побежал, отбиваясь от пчёл лапами, а пчёлы летели за ним и жужжали: «з-з-з». После рассказа надо предложить ребёнку перед зеркалом вместе с взрослым пожужжать, пусть ребёнок увидит артикуляцию звука [з], а потом поиграть с ним в медведя (взрослый) и пчелу (ребёнок).

При искажении звука [к] можно поиграть в «кукушку» – «ку-ку-ку»; звука [р] – в «аэроплан» – «р-р-р»; звука [ж] – в «жуки»; -«ж-ж-ж» и т.п.

Не следует приходить в чрезмерный восторг, если ребёнок начал очень рано говорить, притом довольно чисто, тем более принуждать его слишком много рассказывать, часто повторять стихи, сказки, так как ребёнок может «потерять»; из- за переутомления речевых аппаратов на довольно длительное время некоторые звуки, а то и вообще перестанет говорить, или начнёт заикаться.

Ещё до анализов звуков речи следует приучать ребёнка уже на 3 году жизни по слуху различать звуки (карканье вороны, пение петуха, вой ветра, шум поезда, гудки парохода, мычание коровы и т.д.). Можно проводить и такую игру: позвонить в колокольчик, дудочку, а затем, попросив отвернуться, повторить один из этих звуков и предложить ему отгадать, что звучит. Можно приучить, таким образом, различать стук по столу или шкафу, оконному стелу и т.п. Подобные игры одновременно развивают и слуховое внимание, что очень полезно как для речевого анализа, так и для развития слуха, а значит, и для выразительности речи.

Развитие дыхания и голоса

Родителям необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно (в зависимости от возраста от 2до 6 минут) следующие игры:

– Дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу; пускать в тазу с водой уток, лебедей, лодки, кораблики; играть на детских духовых музыкальных инструментах (дудочках, губных гармошках);

– Дуть на привязанные к натянутой нитке комки ваты, на лёгких бумажных разноцветных птичек;

– Сдувать со стола, с руки снежные (бумажные), пушинки и т.п.

– Надувать резиновые игрушки (пузыри, уток, крокодилов и т.п.);

– Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю, и т.п.;

– Для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе «один», затем «один, два», далее «один, два, три» и т.д., не доводя число слов до перенапряжения (нельзя допускать одышки, багрового покраснения лица). В таком же роде говорить предложение с постепенным наращиванием числа слов в нём.

Читая детям сказку, стихи, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой (она не должна быть длинной: 2-3 слова для самых маленьких, 3-5 для 3-4 лет, 4-6- для старших) не торопясь, вдыхать через рот. Ребёнок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием.

Ребёнок, подражая взрослым, вместе с ними поёт песенки, декламирует стихи с соблюдением правильного дыхания (перед фразой довольно быстрый вдох через рот и медленный спокойный выдох во время произнесения или пения).

Решающую роль в формировании правильной речи ребёнка играет речь окружающих его людей. Взрослые должны говорить с ребёнком простым, понятным языком, правильно, чётко произнося каждый звук, правильно ставя ударение. Следует подбирать простые по построению, немногословные предложения, делая между ними небольшие остановки: говорить не спеша, в умеренном темпе, выразительно (подчёркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства), приятным, мелодичным, голосом.

Голос лучше всего звучит, когда человек находится в хорошем настроении. При дурном настроении, особенно при гневе, голос подчас становится визгливым, а звуки речи разорванными, жёсткими. Это, конечно, является вредным примером для ребёнка, не говоря уже о травмирующем действии такой речи на его психику.

Нельзя допускать, чтобы ребёнок прерывал говорящего. Это не только вредит воспитанию внимания и вежливого отношения к окружающим, но вредит чёткости и тону речи.

Надо избегать в разговоре с ребёнком или при нём употребление грубых слов, ненужного употребления уменьшительных и ласкательных суффиксов («ладненько», «чудьненько», «приветик»), а также некстати повторяемых звуков и слов («э-э», «значит», «понимаешь», «так сказать», «видите ли»), жаргонных выражений («железно», «мощно»).

С ребёнком надо говорить в меру громко, но не крикливо, отчётливее произносить трудные для него звуки, повторять, подсказывать слова с этими звуками. Впервые произнося незнакомые ребёнку слова, необходимо чётко повторять в разных комбинациях и с разными чувствами.

Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в жизнь окружающих его людей. Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, служит активным, могучим средством всестороннего развития личности ребёнка.

В заключении хочу отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Всем спасибо за внимание!

Памятка родителей

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционнойпозы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастикинадо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастикидолжны находиться перед настенным зеркалом.
  8. Начинать гимнастикулучше с упражнений для губ.

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи. Фрукты»
картотека (средняя группа) на тему

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Овощи. Фрукты»

Предлагается картотека, содержащая подвижные игры (физкультминутки) и пальчиковую гимнастику.

Возрастная категория: вторая младшая и средняя группы.

Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.

Темы календарно-тематического планирования (для которых предлагается данная картотека): «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад».

Скачать:

ВложениеРазмер
Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи. Фрукты»40.74 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики

Возрастная категория: вторая младшая и средняя группы.

Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.

Темы календарно-тематического планирования (для которых предлагается данная картотека): «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад».

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Овощи. Огород».

Подвижные игры (физкультминутки).

В огород пойдем,

(Маршировать на месте.)

Мы морковки натаскаем

(«Таскают». Изображать, как вытаскивают из земли морковь.)

И картошки накопаем.

(«Копают». Изображать, как копают.)

Срежем мы кочан капусты,

(«Срезают». Изображать, как срезают у земли кочан.)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(Показывают круг руками — 3 раза.)

Щавеля нарвем немножко

(«Рвут». Изображать, как рвут щавель.)

И вернемся по дорожке.

(Маршировать на месте.)

Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.)

Рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Останавливаются, крутят водящего.)

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

(Разбегаются, приседают, водящий ищет.)

«Сеял дедушка горох»

Сеял дедушка горох.

(Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.)

Был горох совсем неплох.

(Попеременно топают ногами на месте.)

Очень ровный, очень сладкий.

(Ребенок – «дед», стоящий внутри круга, совершает эти же движения.

Вдруг упал мешок с горохом.

(Совершая подскоки, дети разбегаются по группе.)

Бедный дедушка заохал.

Был горох, и на тебе –

Раскатился по избе!

На слове «избе» ребенок – «дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный ребенок присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох».

В конце дети образуют круг. Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.

«Корзина с овощами»

С большой корзиной иду в огород

На грядках растет разноцветный народ.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Тут красный, пузатый сеньор помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком.

Зеленый лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко желтая репка горит.

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка.

А тут чеснока две седые головки.

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

(Останавливаются лицом в круг, загибают по одному пальцу сначала на левой, потом – на правой, на каждое название овощей)

Все дружно в корзине горою лежат.

(Вновь идут по кругу, взявшись за руки)

«Зайка и капуста»

В огороде-то плетень.

За плетнем капуста,

Сладкая до хруста.

Зайкам хочется капусты,

В животе голодном пусто.

Зайки – прыг в огород,

А там сторож у ворот.

Убегайте, зайки, прочь,

Вы должны себе помочь.

(В центре группы стоит ребенок – «сторож». Он прикладывает руки к глазам, как бинокль. Дети – «зайки» прыгают по группе. «Зайки» прыжками приближаются к «сторожу», прыгают вокруг него, дразнят. На слово «лови» «сторож» кидается ловить «зайчат». Дети убегают за линию в конце группы.)

Я – зеленая капуста,

(Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.

(Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимите с меня,

И останусь только я!

(Разводим руки в сторону.)

Осень в гости к нам идет,

Урожай с собой несет:

(Попеременно: хлопки, удары кулачками.)

(Локти развести в стороны. Пальцы обеих рук соединить подушечками в форме шара (капуста).)

(Сжать обе руки в кулаки (картошка).)

(Собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.)

(Соединить пальцы правой руки подушечками и слегка округлить (свекла).)

«У Лариски — две редиски»

У Лариски — Две редиски.

У Алешки — Две картошки.

У Сережки-сорванца — Два зеленых огурца.

А у Вовки — Две морковки.

Да еще у Петьки – Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

Раз – капуста, два – горошек,

Три – редис такой хороший.

А четыре – репка

Желтый мячик крепкий.

Пять – пузатый кабачок,

Все зажали в кулачок.

(На каждое название овоща загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого.)

«Приглашаем в огород»

(Сделать руками жест «к себе».)

Заходите в огород!

(Развести руки в стороны перед собой.)

Проходите между гряд –

(Указательные и средние пальцы обеих рук, как ножки, «шагают» по столу.)

Там огурчики лежат,

(Изобразить огурец, для этого сложить пальцы в форме овала.)

Прямо в рот хотят.

(Изобразить помидор, для этого сложить пальцы в форме круга.)

Рядом зреет репка

Ни густа, ни редка.

(Изобразить репу, для этого сложить пальцы в форме сердечка.)

Наберем мы овощей

(Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.)

Для себя и для друзей.

(Показать рукой на себя, потом на окружающих.)

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

(Ритмичные удары ребром ладони по столу.)

(Ладошки трутся друг о друга.)

(Указательный и средний пальцы трутся большой.)

И набили плотно в кадку.

(Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке.

Что за скрип? Что за хруст?

(Потереть кулак о кулак.)

Это что еще за куст?

(Изобразить куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть.)

Как же быть без хруста?

(Потереть ладонь о ладонь.)

Если я – капуста!

(Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а правой ладонью его обхватить.)

Летом жарко, летом душно –

(Обмахивать себя руками, как веером.)

Просит дождика капуста.

(Пальцами обеих рук (поочередно) стучать по столу, изображая дождь.)

Красный нос в землю врос,

(Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.)

А над ним зеленый хвост.

(Изобразить ботву морковки: к правой кисти сверху приставить левую с растопыренными пальцами.)

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только саму «морковку.)

(Изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами.)

Правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст».)

Под кустом – картошка.

(Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.)

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Фрукты. Сад».

Подвижные игры (физкультминутки).

С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик, Бум-бум-бум!

(Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.)

С барабаном за плечами, Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум!

(Идут по кругу, спрятав руки за спину.)

Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум!

(То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко.)

Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум.

(Останавливаются, разводят руками.)

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум.

(Руки на поясе, прыжки на месте.)

И удары раздавались, Бум-бум-бум.

Зайцы здорово струхнули, Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум!

(Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками.)

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

(Идут по кругу взявшись за руки.)

Это долька – для ежа.

Это долька – для стрижа.

Это долька – для утят.

Это долька – для котят.

Это долька – для бобра.

(Останавливаются лицом в круг.

Загибают по одному пальцу, начиная с большого, на каждое название животного.)

А для волка – кожура.

(Изображают пасть волка двумя руками.)

Он сердит на нас – беда.

(Приседают. Закрывают голову руками.)

Разбегайся, кто куда!

Сад забором оградили,

(Изобразить забор: сложить ладони вместе так, чтобы пальцы одной ладони оказались между пальцами другой.)

Чтоб деревья дольше жили.

(Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.)

Чтобы в садик с улицы

(Развести руки перед собой, изображая улицу.)

Не ходили курицы

(Обеими руками изобразить «Петушка» (указательный палец касается большого – получается «клюв», остальные пальцы веером подняты вверх – это «гребешок»).)

«Мы весной сажали сад» .

Мы весной сажали сад,

(Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.)

А Семен лежал у гряд.

(Положить ладони под щеку.)

Вот мы яблоки едим,

(Поднести ко рту «яблоко» – сложенные вместе два кулака, пощелкать зубами.)

А Семену не дадим.

(Погрозить указательным пальцем.)

Нам лентяев здесь не надо –

(Помахать кистями рук перед грудью из стороны в сторону.)

Выходи Семен из сада!

(Одновременно махнуть кистями обеих рук в направлении от себя.)

Я рисую желтый круг –

(Правым указательным пальцем «нарисовать» в воздухе круг.)

Много палочек вокруг.

(Показать указательные пальцы.)

Это солнышко сияет –

(Скрестить руки на уровне запястий, пальцы растопырить, словно это солнечные лучи.)

(Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша».)

И сад наш согревает.

(Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.)

Желтый – желтый наш лимон,

(Одноименные пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.

(Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим

(Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с желтой кожей.

(Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)

Я не бью баклуши –

(Левая рука полукругом перед грудью – «корзина», правая – «рвет груши с дерева и кладет в корзину».)

Яблоки сорву – друга позову

(Левая рука «держит банан», правая – «чистит банан».)

(Протянуть руку вперед с бананом.)

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот.

(Левую ладошку сложить «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «размешивать в ней».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и сахарный песок.

(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(Опять «варить» и «размешивать» .)

Вот на белом блюдце в ряд

Фрукты спелые лежат:

Раз – чудесный апельсин,

Два – душистый мандарин,

Три – в атласном платье слива,

Аппетитна и красива!

А четыре – это груша.

Хочешь эту грушу скушать?

(Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев, на каждое название фрукта.)

Посмотрите, вырос мяч!

(Левой рукой обхватить правый кулак.)

Только он не мчится вскачь,

(Совершать руками движения вверх-вниз, как скачет мяч.)

На бахче он у меня

(Положить кисти на стол.)

И растет день ото дня

(Постепенно раздвигать пальцы и перевести их в позу «Шарик» (кисти соединены на уровне запястья, пальцы растопырены, округлены.)

(Изобразить яблоко: соединить два кулака вместе.)

Растет оно на ветке.

(Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.)

Любят его взрослые

(Поднять руки вверх.)

И маленькие дети.

(Опустить руки вниз, ладони держать параллельно полу.)

  1. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М., 2014. – 16 с.
  2. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПБ, 2015 – 32 с.
  3. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. – СПБ, 2015 – 32 с.
  4. Нищева, Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.- СПб., 2007.-240 с.
  5. Нищева, Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)). – СПб. , 2013. – 624 с.
  6. Новиковская, О. А. Ломашни йлогопед. Чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи / О. Новиковская. – М.: 2015. – 96 с.
  7. Савельева, Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб. , 2013. – 64 с.

Составила: Воспитатель МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида», Белоусова Инна Владимировна

Пальчиковая гимнастика на тему «Овощи и фрукты»

Пальчиковые игры на тему «Овощи и фрукты»

Многие родители считают, что упражнения для развития мелкой моторики нужны детям, испытывающим затруднения в становлении речи. В действительности же педиатры и психологи настойчиво советуют проводить пальчиковую гимнастику всем детям вне зависимости от уровня их развития. Она поможет не только улучшить моторные функции кистей рук, но и активизирует речевые центры в головном мозгу, напрямую отвечающие за становление речи. Кроме этого, регулярные упражнения для развития мелкой моторики рук послужат импульсом для улучшения внимания, памяти, интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Поэтому сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с пальчиковой гимнастикой на тему «Овощи и фрукты».

Как и другие игры, направленные на развитие моторики («Времена года», «Насекомые»), комплекс упражнений «Овощи и фрукты» следует выполнять вместе с ребенком, внятно и с выражением проговаривая слова и медленно показывая, как именно нужно выполнять то или иное движение. Для успешного проведения такой гимнастики выберите время, когда малыш находится в хорошем расположении духа. Не забывайте контролировать продолжительность игры: она не должна превышать пяти минут, иначе кроха попросту заскучает.

Пальчиковая гимнастика «Овощи и фрукты» познакомит детей с названиями овощей и фруктов, а также местами их произрастания (на лесной поляне, в огороде).

Апельсин, В сад за сливами пошли, Капуста, Компот

Апельсин
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)
Он сердит на нас, беда.
(бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда.
(бегут пальцами по столу)

В сад за сливами пошли
Палец сильный и большой
(поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
(указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий —
Он срывает сливы с ветки!
(средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает,
(«подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает.
(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)

Капуста
Мы капусту рубим-рубим,
(движение прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим
(поочередное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)
Попробовали… Пересолили…

Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много, вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим-варим мы компот.
Угостим честной народ.

Лесная ягода, Овощи, Репка, Фрукты

Лесная ягода
(пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками)
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава-мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём,
Всю тебя мы соберём.

Овощи
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от подушечки к основанию пальца.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок,
(дети разминают указательный)
Перец, томат, кабачок,
(дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка,
(дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка.
(дети разминают мизинец)

Правая рука:
Овощи мы собирали.
(дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали,
(дети разминают безымянный)
Квасили, ели, солили,
(дети разминают средний)
С дачи домой увозили.
(дети разминают указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.

Овощи
На базар ходили мы,
(соединение мизинцев)
Много груш там и хурмы,
(соединение безымянных)
Есть лимоны, апельсины,
(соединение средних)
Дыни, сливы, мандарины.
(соединение указательных)
Но купили мы арбуз –
(соединение больших)
Это самый вкусный груз!

Репка
Тянут, тянут бабка с дедкой
(разгибают большие пальцы)
Из земли большую репку.
(разгибают указательные)
К ним пришла тут внучка,
(разгибают средние)
Подбежала Жучка,
(разгибают безымянные)
Кошка тоже потянула.
(разгибают мизинцы)
Берут репку.
Хоть держалась крепко —
Вытянута репка!
(поднимают руки вместе)

Фрукты
Соединение пальчиков, между которыми находится мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга
На базар ходили мы,
(дети соединяют мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(дети соединяют безымянные)
Есть лимоны, апельсины,
(дети соединяют средние)
Дыни, сливы, мандарины,
(дети соединяют указательные)
Но купили мы арбуз —
(дети соединяют большие)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

У Лариски две редиски, Хозяйка однажды с базара пришла, Ягода

У Лариски две редиски
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» подушечки пальцев по направлению от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения
У Лариски — две редиски,
У Алешки — две картошки,
А у Вовки — две морковки,
А у Петьки — две редьки.

Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
(«шагают» пальчиками по столу.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
(удары по столу кулачками и ладонями)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(стучат ребром ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(стучат ребром ладони по столу)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох.

Ягода
Раз, два, три, четыре, пять,
(пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)
В лес идем мы погулять.
(обе руки идут по столу)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
(загибают пальчики, начиная с большого)
И братишке отнесем.

Картотека пальчиковых игр по теме “Овощи” и “Фрукты”

Представлена подборка паличиковых игр по темам “Овощи” и “Фрукты” в средней группе

Просмотр содержимого документа
«Картотека пальчиковых игр по теме “Овощи” и “Фрукты”»

Пальчиковые игры по теме: «Овощи»

«У Лариски – две редиски»
у Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики)
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

Что за скрип? Сжимать и разжимать пальцы

Это что ещё за куст? Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном»

Как же быть без хруста? Сделать из пальцев шар

«Салат».
Мы морковку чистим- чистим,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

«Огород»
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца
Вырос у нас чеснок , указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки

«Овощи»
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки

Тянут, тянут бабка с дедкой Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка, Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Хоть держалась крепко,

«В нашем огороде»

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.

(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

«Чищу овощи для щей» (вертикальные движения руками, словно отряхиваем земли)
Сколько нужно овощей?(пожимают плечами)
Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке)
Две морковки, (загибаем еще два пальца)
Луку полторы головки, (загибаем пальцы на правой руке)
Да петрушки корешок, (еще один палец на правой руке)
Да капустный кочешок (загибаем палец)
Потеснись-ка ты, капуста, (“раздвигаем” в сторону капусту)
От тебя в кастрюле густо!
Раз! (выставляем большие пальцы рук)
Два! (указательные – другие в кулаке)
Три! (выставляем средние пальцы рук)
Огонь зажжен, (хлопаем)
Кочерыжка, кочерыжка,(показать большой палец)
Выйди вон!(спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)

Пальчиковые игры по теме: «Фрукты»

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ Опять «варят» и «мешают»

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька – для утят
Эта долька – для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

«На базар ходили мы»

На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
При этом ладони не соприкасаются.
-мизинцы
-безымянные
-средние
-указательные
-большие
-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

Этот пальчик – апельсин, (поочередно загибать пальцы)
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя)

«Палец толстый и большой»

Палец толстый и большой (поочередно загибать пальцы)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает. (поочередно разгибают пальчики из

кулачка, начиная с большого)

У дороги яблонька стоит, Руки сплести над головой, пальцы разжаты.
На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе.
Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад.
Вот и яблочко у нас. Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.
В сладко яблочко вопьюсь,
Ах, какой приятный вкус. Соединить запястья, ладони развести.

«Осенний сад»

Прекрасен наш осенний сад. (Идут по кругу.)

В нём слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки, (Поднимают руки вверх.)

И яблоки, и груши.

А к ночи веет холодок (Машут руками.)

И желтый лист шуршит у ног. (Идут, шаркая ногами.)

Пальчиковая гимнастика для дошкольников 2-4 лет

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить
каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с
него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной
ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках
«убегают» как можно дальше.)
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки
показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и
«опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –
«помешиваем чай».)
Пальчиковая гимнастика «Овощи – фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)
Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец
придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)
Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)
Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)
А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно! (Гладят животы.)

Пальчиковая гимнастика «У Лариски –две редиски»

«У Лариски – две редиски»
У Лариски –
Две редиски.
У Алешки –
Две картошки.
У Сережки – сорванца –
Два зеленых огурца.
А у Вовки –
Две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики
из кулачка, начиная с большого,
на одной, а затем на другой руке.

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Пальчиковая Гимнастика «Капуста»
Пальчики обеих рук здороваются,
начиная с большого.
Оби руки идут по столу.
Загибают пальчики, начиная с
большего.
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)
Пальчиковая гимнастика «На базар ходили»
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
При этом ладони не соприкасаются.
-мизинцы
-безымянные
-средние
-указательные
-большие
-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх
Пальчиковые игры по теме: «Фрукты»
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ Опять «варят» и «мешают»
Пальчиковые игры по теме: «Продукты питания»
Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.
Пальчиковые игры по теме: «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Пальчиковые игры по теме: «Ягоды»
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Пальчики обеих рук (здороваются, начиная с большого, оби руки идут по столу. Загибают пальчики, начиная с большего.
Пальчиковые игры по теме: «Ягодка»
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём –
Всю тебя мы соберём. Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой,похлопывая друг друга кончиками.
Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки «мешать» в ладошке левой руки.
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу Загибать пальцы на каждое название посуды.
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам,
Всю посуду заняла, Разжать пальцы.
Всё до крошки раздала! Сдуть воображаемые крошки с ладошки.
Пальчиковая гимнастика «Молочные продукты»
Коровы на ферме дают молоко. Показать рога.
Отвозят его на завод далеко. Имитация кручения руля.
И делают творог, сметану и йогурт, Загибать пальцы, перечисляя продукты.
И делают ряженку, масло, кефир,
И простоквашу, и брынзу, и сливки,
И вкусный, полезный, весь в дырочках сыр
Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)
А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно! (Гладят животы.)

Ссылка на основную публикацию