Как научить ребенка жевать

Как научить ребенка жевать?

Мамы, кормя своего младенца перетертой пищей, увлекаются и забывают, что пришло время переводить его на взрослый стол и вводить в рацион твердые продукты. Конечно, кормить младенца кашами из коробок просто, они не требуют много времени для готовки, нужно знать, когда этот период стоит отменять и как научить ребенка жевать. Педиатры твердят, что в последние годы дети дошкольного возраста не умеют жевать, а поэтому возникают проблемы с поступлением в детский сад. Причина этого понятна: родители используют для прикорма мягкие смеси, каши и пюре, которые не развивают жевательного рефлекса.

Этапы формирования жевательного рефлекса

Многие думают, что навык жевания появляется только к появлению первых зубов. Это не так, жевательный рефлекс вырабатывает раньше и уже в это время нужно приучать малыша к твердой пище. Самое главное — это не пропустить момента, как ребенок начинает все тянуть в рот, у него начинает развиваться жевательный рефлекс. Первый сигнал того, что малыш готов жевать самостоятельно — это зуд десен, который многие приравнивают к прорезыванию. Этот период наступает у детей в разное время, у кого-то в 4 месяца, у некоторых младенцев только к 7.

Условно этапы жевательного рефлекса делятся на три периода:

  1. 6-12 месяцев. В это время вводится прикорм, дети выполняют движение челюстями и губами, вырабатывая жевательный рефлекс. С 8 месяцев разрешено давать блюда с маленькими комочками.
  2. 1-2 года. К началу второго года у детей в среднем 6-8 зубов, а значит, им можно предлагать жевательную пищу. Многие мамы по неопытности думают, что давать ребенку до 12 месяцев твердые продукты не стоит, это неверно и благодаря раннему приучению удастся потренировать жевательный рефлекс.
  3. 2 года. В это время дошкольник должен хорошо пережевывать еду, в том числе и мясо.

Если пропустить это время, то ребенок даже в детском саду будет отказываться от пищи, так как он не привык прилагать усилий. Он, конечно, научится жевать, но это будет очень поздно.

Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно

Уже к двум годам дети могут начать жевать самостоятельно, необходимо начинать приучение с фруктов. Дайте малышу очищенное яблоко, и пусть он его грызет под вашим присмотром. Не стоит его резать на кусочки, так он сможет подавиться. Ответить на вопрос: когда ребенок начинает жевать пищу однозначно нельзя, так как каждый развивается по-своему. Пищеварительный тракт каждого зреет индивидуально, но примерно к году он может переваривать небольшие кусочки еды.

Почему ребенок не жует

Если не развивать жевательного рефлекса в 6-12 месяцев, то к 2 годам дошкольник откажется от твердых блюд. Все эти приведет к тому, что малыш будет давиться, кашлять, выплевывать пищу, отказываясь ее пережевывать. Здоровые дети не умеют жевать если их не научат. Слабо развит жевательный рефлекс может быть по следующим причинам:

  • позднее введение прикорма;
  • долгое разжевывание пищи мамой, чего делать вообще не рекомендуется;
  • неумение глотания;
  • боязнь родителей, что их чадо подавится;
  • слабохарактерность родителей;
  • отказ от прорезывателей.

Жевательный рефлекс у детей с особенностями

Если имеются проблемы в развитии, то научить его жевать непросто, но не нужно отказываться от этого, ведь он не сможет всю жизнь есть пюре. Родители должны понимать, что это сложный процесс, который требует много времени и сил.

Синдром Дауна

У детей с таким диагнозом отсутствует жевательный рефлекс в связи со снижением тонуса челюстных мышц. Дети, у которых диагностирован синдром Дауна, не могут чувствовать, какая пища попадает им в рот, не могут задействовать язык и челюсти при пережевывании еды. Не стоит без навыков давать твердые продукты, они могут подавиться.

Как научить ребёнка с синдромом Дауна жевать

При обучении жевать, необходимо придерживаться таких навыков:

  • выбирать пищу, которую несложно раскусить, например, бананы, спелые груши;
  • при кормлении озвучивать все действия, говорить, что нужно жевать, глотать;
  • необходимо показывать пример жевания, чтобы младенец видел, как нужно кушать;
  • помогать руками жевать, дотрагиваясь до челюстей, чтобы ребёнок понял, как жевать.

Другие факторы, влияющие на умение особенных детей жевать и глотать

Есть и другие особенности здоровья деток, когда малыши не умеют жевать и глотать:

  • пониженный тонус мышц;
  • увеличенные аденоиды;
  • проблемы с дыхательной системой;
  • патологии ротовой полости;
  • снижение чувствительности во рту.

Чтобы помочь таким деткам потребуется помощь доктора. Если малыш не научится жевать, то прекратится вырабатываться желудочный сок, что спровоцирует патологии желудочного тракта.

Как научить есть твердую пищу: эффективные методы

Конечно, научиться жевать в 5-7 месяцев сложно, тут вы только поможете ему выработать жевательный рефлекс, для этого давайте силикованные прорезыватели, которые хорошо облегчают боль при прорезывании зубов. Если предложить ему такой аксессуар, то уже к одному году он сможет пережевывать.

Введение в рацион твердой пищи

Переходить на твердую пищу стоит постепенно, если вы используете покупные смеси и пюре, то нужно приобретать продукцию согласно возрасту. Чем старше становится малыш, тем гуще стоит готовить для него еду. Со времен во фруктовые, овощные и мясные пюре добавляются твердые кусочки.

Если вы привыкли кормить младенца пищей, приготовленной в домашних условиях, то переход на твердую еду должен быть постепенным, необходимо делать пищу твердее, отказываясь от блендера. Часть еды можно тереть на крупной терке, раздавливать вилкой или давилкой.

Массаж язычка

Но если ребенок уже большой, а так и не научился жевать, необходимо работать с мышцами языка. Это избавит от рвотного рефлекса при попадании твердой пищи. Необходимо аккуратными движениями массировать язык с помощью марли и деревянного шпателя. Стоит каждый день увеличивать продолжительность массажа, с каждым днем приближаясь к корню языка. Не менее эффективным упражнением является выталкивание языком салфетку, помещенную за щечку.

Использование ниблера

Если вы боитесь, что малыш подавится большими фруктами, начинайте приучение к взрослой пищи с использованием ниблера, куда помещаются фрукты и овощи. Ниблер — очень удобное приспособление, которое можно держать в руках самостоятельно, развивая хватательные навыки. Они бывают силиковаными или тряпочными. Если нет приспособления, стоит помещать еду в простую марлю. С помощью устройств можно не переживать, что младенец подавится крупным кусочком банана или яблока. Если не оказалось ниблера, можно пососать сушку, которая тоже развивает рефлексы.

Привлечение малыша к процессу приготовления еды

Если ребенку уже больше года, то вызвать интерес к взрослой еде можно другими способами, родители могут вовлечь его в процесс готовки. Если он просит измельченную еду, можно сказать, что блендер сломался, и пока что мама будет разминать еду вилкой. Можно ему дать картошку и предложить размять ложкой. Ножи и вилки не рекомендуется давать младенцам, так как они могут пораниться.

Положительный пример

Если ребенок не жует твердую пищу, необходимо продемонстрировать, что все члены семьи кушают вилкой и им нравится такая еда. При раскладывании продуктов на стол необходимо разложить все предметы, не пропуская маленького человека. Ели вы хотите научить его кушать, то относитесь к нему как к взрослому, выделив ему отдельное место за столом.

За употреблением пищи необходимо сделать акцент на том, что еда очень вкусная. Не стоит заглатывать слишком много, чтобы малыш не повторял за вами и не давился. Но насильно заставлять кушать не стоит, нужно пригласить его к столу только тогда, когда он проявит интерес к еде и сам захочет кушать. Необходимо чаще приглашать гостей в дом, ходить самим в гости. Необходимо дать понять, что такая пища очень увлекательна, хоть и требует много времени.

Как научить жевать и глотать без аппетита?

Если отсутствует аппетит, то приучить его к взрослой пище будет сложнее. И нередко родители бросают все попытки прикорма к взрослому столу, и продолжают кормить детей перетертой едой, лишь бы те поели. Необходимо сначала завлечь ребенка взрослой едой, а потом только развивать у него жевательные навыки. Чтобы улучшить аппетит стоит выполнить следующее:

  1. Вместо сахара добавлять в питье чайную ложку шиповника.
  2. Отказаться от покупных соков, сменив их домашними компотами с семенем укропа.
  3. Проводить много времени на улице, играя в подвижные игры.
  4. Не позволять перекусывать и пить молоко между основными приемами пищи.

В чем вред позднего перехода к твердой пище?

Если до двух лет продолжить есть перетертую и мягкую пищу, это может сильно отразиться на развитии. Основными проблемами позднего жевания твердой еды являются следующие:

  1. Формирование неправильного прикуса.
  2. Развитие стоматологических болезней.
  3. Ребенок будет отказываться прилагать усилия при пережевывании пищи. Если малыш привыкнет постоянно употреблять только перетертую еду, то он будет манипулировать родителями и откажется кушать твердую пищу.
  4. Нарушение пищеварения. Когда младенец растет, увеличивается и его желудок, при отсутствии твердой пищи появляется риск атрофии желудка. То есть при ее поступлении еда не обрабатывается должным количеством слюны, на фоне этого ферменты вырабатываются в недостаточном количестве, и происходит сбой в работе пищеварения.
  5. Проблемы в развитии речи. Мышцы, отвечающие за произношение звуков, будут не до конца развиты, а поэтому дошкольник не сможет выговаривать все буквы.

Для тех детей, которые собираются в детский сад, это будет настоящей проблемой, так как там детки питаются твердой едой, и никто вашему чаду не будет разминать пищу. Чтобы научиться жевать, не стоит поддаваться на манипуляции, необходимо не сдаваться и идти к своей цели. Когда вы убедитесь, что ребенок начал прожевывать пищу сам, переводите его на твердую еду. Помните про постепенность, за пару кормлений вы не сможете научить малыша жевать, для этого нужно время.

Приучаем ребенка жевать твердую пищу

Родители детей до года и после сталкиваются с множеством трудных ситуаций. Один из часто задаваемых педиатрам вопросов: «Как научить ребенка жевать твердую пищу?» В нашей статье собраны самые полезные советы по этой теме. Они обязательно помогут в решении непростой задачи.

Из этой статьи вы узнаете

Почему ребенок не хочет жевать

Нежелание или невозможность прожевывать пищу, есть вторые блюда в твердом виде имеют несколько причин. Разделим их на две группы: внешние и внутренние.

К внешним, исходящим от особенностей воспитания и атмосферы в доме, относятся:

  • Страхи родителей. Боязнь давать ребенку твердую пищу: «Он же может подавиться!» Так рассуждают излишне заботливые мамы и продолжают кормить годовалого малыша пюрешками, супчиками, протертыми через блендер. И лишают грудничка желания жевать.
  • Суетливость и лень родителей. Папе или маме хочется быстрее накормить дитя. Времени на разжевывание нет. И дается бутылка с кашей, мягкая еда отправляется в ротик ложкой в ускоренном темпе. Жевать не нужно, время экономится.
  • Затягивание с введением прикорма до 1–1,5 года. Миф о том, что грудью кормить лучше лет до трех и при этом ребенок больше ни в чем не нуждается, жив в умах бабушек, молодых неопытных родителей до сих пор. Отказ от прикорма, позднее введение твердой пищи приводит к формированию привычки есть кашки из бутылки, сосать мамину грудь. Жевать в этом случае не нужно вовсе.
  • Отсутствие тренировки жевания в период прорезывания зубов. Если младенцу не давали сухарики, прорезыватели для почесывания зудящих десен в 6–10 месяцев, жевательный аппарат не привык к активным движениям.

К внутренним причинам относятся:

  • Лень грудничка. Кроха ленится жевать, а мама не настаивает. Быстро заменяет второе блюдо на первое, забывает дать морковку на полдник в целом варианте. Малыш доволен, родители не устали от капризов. Всем хорошо, а жевать ребенок не научился.
  • Страх перед приемом пищи. Этим часто страдают малоежки. Заботливые бабушки, мамочки устают ждать появления аппетита и кормят малыша насильно. Запихивать в ротик жидкую пищу легче, с нее и начинают. Твердая остается в стороне надолго, а потом просто заглатывается ребенком без жевания. Единственное, что он хочет во время обеда, быстрее проглотить и убежать от ненавистной тарелки. В результате давится, боится глотать, отказывается от еды кусочками.
  • Непоседливый характер. Малыш крутится, бежит, не концентрируется на одном деле. При таком темпераменте дети жуют, но делают это так быстро, что постоянно давятся. В этом случае больше терпения, настойчивости нужно проявлять маме.
  • Патологии развития. В редких случаях речь идет о неврологических или психических болезнях. Не могут тщательно пережевывать твердую пищу, боятся введения новых продуктов дети-аутисты, дети с ДЦП, с гипотонией (слабостью) мышц.

Для того чтобы понять, как научить ребенка жевать и глотать, придется проанализировать ситуацию индивидуально. Если проблема в поведении родителя, начинайте решение с себя.

Почему важно научить

Переводить на твердую пищу детей нужно обязательно. Затягивание с обучением приводит к проблемам. Родителям годовалых детишек стоит понимать, что жевание — жизненная необходимость.

Рассмотрим этот процесс с негативной и позитивной стороны.

Положительные стороны жевания

  • Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.
  • Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее.

    Зубки при постоянном употреблении жидкой пищи слабеют, выпадают, челюстно-лицевые мышцы атрофируются.

  • Формирование навыка глотания жесткой пищи. Важен конечный этап: глотание. Ребенок понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать будет легко. Проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища помещалась в ротике. То есть жевание — это физический и интеллектуальный процесс одновременно.
  • Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова, правильно дышать.

Возможные проблемы из-за неумения жевать твердую пищу

  • Сложности с адаптацией в садике. В рацион воспитанников дошкольных учреждений включены твердые продукты. Если ребеночек не съест кашу, мясо, второе блюдо, он останется голодным.
  • Заболевания ЖКТ. Для переработки кусков твердой пищи, попавших в желудок, требуется гораздо больше ферментов и соков. Они выделяются в процессе жевания. Если пища глотается крупными кусками, то желудок принимает их на сухую, переварить полноценно не может. Следствием такого процесса становится гастрит, изжога, тошнота и прочее.

Когда ребенку можно давать твердую пищу

Вводить твердую пищу нужно в возрасте 5–6 месяцев. Отправной точкой для начала прививания навыка считается заметное выделение слюны. С этого момента десны готовятся к прорезыванию зубов. Малыш тянет в ротик все, что попадается под руку. В том числе и свои кулачки. Замените их на полезные приспособления, кроха будет тренироваться с пользой. В качестве жевалки предложите:

  • Сушка, сухарик. Их меняйте постоянно, чтобы ребенок не поперхнулся кусочком отгрызенного лакомства.
  • Прорезыватели. Вариант с водичкой внутри самый эффективный и удобный. Ребенок будет грызть и тщательно жевать охлажденную игрушку с большим удовольствием.
  • Ниблер. Современный вариант марли с морковкой или яблоком внутри. Это приспособление представляет собой мешочек. В него вкладывается твердая вкусняшка. Младенец грызет ниблер, измельчает фрукт, высасывает из него соки.

    Ест и чешет десны одновременно.

    Организовывая тренировку для жевательного аппарата, важно соблюдать регулярность. Предлагайте маленькому ребенку погрызть что-нибудь каждый день. Если отказывается, настаивайте, но умеренно. В случае истерик и полного неприятия прорезывателей, ниблера, сделайте паузу в 2–3 дня, потом повторите попытку.

    Когда грудничок освоит жевание твердых предметов, начинайте прикармливать кусочками мягкого печенья, фруктов на полдник или обед. Сначала давайте по чуть-чуть, потом предложите откусить и пожевать самостоятельно. Но никогда не отставляйте беззубого младенца с большим печеньем одного, он может поперхнуться, откусив и проглотив огромный кусок.

    Таким образом, начав приучение к положительному восприятию твердой пищи в 6 месяцев, мамы получат хорошо жующих малышей примерно через годик. Если начать позже, процесс затянется.

    Важно! Все тренажеры для десен (грызуны, ниблер, марли с яблоками) мойте после каждого использования, а лучше кипятите. Детский ротик очень восприимчив к бактериям.

    Как научить жевать и глотать

    Приучать малыша к жеванию можно с помощью простых методов. Выполняйте советы без психологического нажима, регулярно, и все получится:

    1. Вводите в рацион твердую пищу постепенно. Начинайте прикорм с 6–8 месяцев. Сначала попробуйте добавить в кашку кусочки фруктов, потом размельчайте супчик вилкой, без блендера, чтобы получалась неоднородная масса.
    2. В годик смешивайте жидкую еду с твердой в одной тарелке. Идеальный вариант – бульон с овощами, кусочками картофеля.

    Ребенку будет легче проглотить пережеванную массу с жидкостью. По мере обучения добавляйте бульон все меньше, пока ребенок не будет жевать и проглатывать только овощи, мясо, макароны.

  • В 12–16 месяцев давайте твердые овощи на полдник целиком: морковь, яблоко. Если ребенку тяжело грызть твердую кожицу, очищайте ее.
  • Важно! Уточните у врача, когда можно давать ребенку тот или иной новый продукт из твердого сегмента. Ошибки при введении прикорма служат провокаторами проблем с приемом пищи, затруднениях в выработке навыков жевания.

    А вот, что советует доктор Комаровский:

    Еще несколько хитростей

    • Начинайте обучать жеванию на любимых продуктах карапуза. Выбирайте любой, лишь бы процесс наладился. Но будьте осторожны: хлеб, печенье, сухарики, сладкие десерты в больших количествах ежедневно вредны для детского желудка.
    • Показывайте пример поведения за столом и тщательного жевания. Обязательно совмещайте свой обед с приемом пищи крошкой. Демонстративно жуйте, глотайте, пусть поймет, как происходит процесс наглядно. Запретите себе есть на ходу, не жуя. Дети очень наблюдательны.
    • Начинайте есть жесткую еду с маленьких порций. Для первого–третьего раза достаточно добавить в кашку 1 чайную ложку фруктов.
    • Стройте мордочки с малышом возле зеркала, кривляйтесь. Веселье с мамой заменит артикуляционную гимнастику, разминку для мышц лица.
    • Если ребенок хоть немного разговаривает, спросите у него, почему не жует пищу, которая в тарелке. Возможно, малыш сам раскроет тайну, проблема решится быстрее.

    Еще много полезных советов вы почерпнете в этом коротком видео:

    Что делать, если нужный момент упущен

    Ребенку уже 2–3 года, а он боится есть твердую пищу, при попытке предложить вторые блюда отвечает рвотой, плачет. Такие ситуации встречаются нередко, если родители затянули с прикормом или пошли на поводу у желания крохи. В этом случае помогут советы логопеда, невролога:

    • Начните процесс с самого начала. То есть полуторагодовалому малышу можно предложить ниблер, небольшие кусочки фруктов в каше, плохо размягченное пюре. Для первых обучающих обедов подойдет полутвердая пища.
    • Делайте артикуляционную гимнастику. Вытягивайте губы в трубочку, широко улыбайтесь, имитируйте жевание возле зеркала. Делайте упражнения вместе с ребенком. Занятиям уделяйте не менее двадцати минут в день. Разбив подходы на три–пять минут.
    • Используйте массаж языка как профилактику рвотного рефлекса. Цель занятий: активировать мышцы языка. После курса массажа язычок привыкнет к попаданию твердой пищи в горло, не будет ее выталкивать. Малыш перестанет задыхаться, бояться глотать кусочки, захлебываться.

    Как делать: воспользуйтесь услугами профессионала или научитесь сначала на себе, потом проводите процедуру ребенку. Возьмите шпатель или палочку для осмотра горла, положите ее на язык и нажимайте, медленно продвигаясь к корню язычка. Если ребенок почувствовал страх, начал плакать, остановитесь. Продолжите на следующий день. Продвигайтесь глубже медленно, пусть на это уйдет две–три недели.

    • Помогайте жевать руками. Дотрагивайтесь до лица, двигайте щеки, если малыш не против. В этот момент жуйте понарошку сами, комментируйте все действия.
    • Провоцируйте желание жевать. Дайте попробовать вкусняшку, например мармелад, банан (маленький кусочек). А потом предложите кусочек побольше. Ребенок должен хотеть укусить его.
    • Обратитесь к примеру других людей. Ходите на обед или ужин в гости, приглашайте семейные пары с детьми к себе. Изучая поведение ровесников, малыш быстрее научится жевать.

    Советы семейных психологов

    Для освоения навыка жевания, особенно в более старшем возрасте (1,5–2 года), важна психологическая обстановка и несколько простых хитростей:

    • Придумайте сказку о пользу жевания. Рассказывайте увлекательную историю чаще. Не забудьте чуть устрашить начало, где герой не хотел кушать хлеб, мясо, но справился с ленью и научился всему.
    • Расскажите о пользе правильного питания. Истории о работе внутренних органов нравятся детям после 2 лет. Уговорите малыша помочь желудку справиться с нагрузкой, обеспечить организм полезными веществами в твердом виде.
    • Устройте соревнования. Кто лучше прожует мясо, у кого зубки острее и быстрее и т.

  • Не жалейте времени и сил. На обучение после года уйдет больший срок.
  • Не пугайте ребенка, даже если он поперхнулся, не бойтесь сами. В крайнем случае поможете малышу справиться с кашлем. Если карапуз видит, как напряжена мама, будет возбужден и напуган сам.
  • Привлеките кроху к приготовлению еды. Пусть натрет овощи, посолит кашу и т.д. А потом съест результаты своего труда. Хвалить за любое проявление интереса, попытки пожевать нужно обязательно.
  • Сервируйте стол вилками для вторых блюд. Нанизывать кусочки и класть их в рот вилкой гораздо интереснее.
  • Крики, ругань под запретом. Пусть ребенок выплевывает приготовленное блюдо, морщится, протестует. За плохое поведение его можно только слегка пожурить и сделать расстроенный вид. Кричать, угрожать нельзя категорически.
  • Не забывайте хвалить за достижения. Похвала для детей — лучший двигатель прогресса.

Важно! Заставлять есть насильно равнозначно издевательству над карапузом. По мнению доктора Комаровского, малоежек нужно оставить в покое на пару дней. Они сами прибегут на кухню с просьбой покормить. А настойчивость родителей в вопросе кормлений: их частоты, объемов съедаемой порции — провоцирует капризы и инфантильность.

Как стимулировать аппетит

Часто отсутствием желания кушать твердую пищу и вообще хорошо питаться страдают дети с плохим аппетитом. Вызывайте голод следующими способами:

  1. Не кормите насильно.
  2. Избегайте перекусов сладким, булками, соками из пакетов.
  3. Много гуляйте.
  4. Ведите активный образ жизни.
  5. Поите кисленькими компотами. Приготовьте отвар чернослива и добавьте в него семечки фенхеля.
  6. Следите за регулярностью стула.
  7. Включайте в меню отварные и сырые овощи.
  8. Давайте пить больше воды.
  9. Замените чаи на отвар шиповника, ромашки.
  10. Пропейте курс витаминов по назначению врача.
  11. Правильно проводите вскармливание. Продукты для прикорма давайте первыми, а потом смесь или грудное молоко.

Научить ребенка жевать, если он этого не хочет, давится или захлебывается, непросто. Но кто сказал, что растить детей легко. Проявите выдержку, наберитесь терпения, следуйте советам врачей, психологов, опытных родителей, и все получится.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_zhevat_tverduyu_pishhu.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Как научить ребенка жевать твердую пищу

Трудности с приучением маленького ребенка к новой для него твердой пище испытывают многие родители. Малыш, приученный к жидкому питанию, может наотрез отказывать есть что-то, требующее больших усилий, чем просто глотание. Твердую пищу ребенок норовит глотать целиком. Если ему это не удается, он вообще может отказаться от предложенной еды. Такое нередко случается тогда, когда твердая пища причинила малышу какой-то дискомфорт. Например, он подавился или больно придавил кусочком печенья или сухарика воспаленную десну. После такого негативного опыта ребенок может вообще отказываться пробовать твердую пищу, и тогда родители не знают, как научить ребенка жевать.

Впрочем, все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Даже если процесс приучения к твердой пище идет со скрипом, это вовсе не означает того, что ваш ребенок никогда не научится жевать. Не бойтесь, вам не придется всю жизнь кормить его кашей с ложечки. Вам когда-либо доводилось встречать хоть одного взрослого человека, который бы упорно желал питаться из бутылочки с соской? Рано или поздно все дети осваивают процесс жевания. Просто кто-то раньше, а кто-то позже. Тем не менее, родители могут помочь своему ребенку перейти с жидкой пиши на твердую с наименьшими потерями нервов и сил.

Что такое жевание?

Жевать твердую пищу — это означает сформировать во рту комок пищи и осознанно протолкнуть его в пищевод. Ребенок в состоянии съесть только ту пищу, которая лишь не намного гуще той, которой он питался длительное время. Для того чтобы новый навык жевания был сформирован и как следует закрепился, крохе следует создать соответствующие условия.

Почему ребенок не хочет жевать

Основная причина, по которой малыш отказывается пережевывать твердую пищу, это слишком длительное кормление его едой, которая по возрасту для него уже не подходит. Вина в этом случае лежит исключительно на родителях. Сначала малыша кормят грудным молоком или подходящей для его возраста смесью. В возрасте 4-5 месяцев приходит пора пробовать новые блюда. И тут у мамы малыша есть выбор. Либо затратить время на самостоятельное приготовление детского питания, либо же пойти в магазин и купить баночку готового пюре.

Большинство мамочек выбирают второй вариант. Купить готовое питание может и дороже, но зато не нужно тратить время на стояние за плитой. К тому же, самостоятельное приготовление детского питания, по мнению взрослых, абсолютно не оправдывает затраченного на это времени и усилий. Поскольку вполне может случиться так, что малыш съест всего лишь несколько ложечек. Гораздо проще ли пойти в ближайший супермаркет и купить для малыша готовую еду.

Ошибки родителей при кормлении ребенка смесями

При кормлении ребенка готовыми кашами и пюре следует точно придерживаться указанной на упаковке дозировки. Обычно на каждой коробочке с детской кашей или смесью есть подробная инструкция, в которой указывается возраст ребенка, количество ложек смеси и необходимый объем жидкости. Обязательное соблюдение инструкции на упаковке — это не прихоть производителей, желающих во что бы то ни стало сделать жизнь родителей сложнее. Это вполне обоснованное требование. Для каждого возраста ребенка предназначена своя консистенция детского питания. Вы можете несколько месяцев кормить малыша полюбившейся ему кашкой из коробочки, но с каждым месяцем его каша должна становиться гуще. Только в этом случае вы избежите проблем с приучением ребенка к взрослой пище.

Дайте зубкам работу

Во время прорезывания зубов малыш тянет в ротик буквально все, что попадется ему на глаза. Этот период как нельзя лучше подходит для постепенного приучения малыша к жеванию. Постарайтесь, чтобы у вашего ребенка все время было под руками что-то съедобное. Это может быть печенье, свежая корочка хлеба или кусочек булочки. Малыш обязательно потянет их в рот, попробует жевать и вскоре убедится в том, что таким образом, оказывается, можно утолить голод.

Что будет, если ребенку не давать твердой пищи

Некоторые родители, не зная, как научить ребенка жевать твердую пищу, предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления. Малыша просто кормят полужидкими кашами, протертыми супчиками и пюре, надеясь на то, что все со временем само как-то наладится.

Результаты подобной тактики более чем плачевные. Желудочно-кишечной тракт ребенка просто не получит возможности приспособиться к перевариванию твердой пищи. Ребёнок, не привыкший пережевывать еду, может попытаться заглатывать ее целыми кусочками. В результате он может просто подавиться, или у него начнется приступ рвоты.

Как научить ребенка жевать и глотать пищу

Начиная приучать малыша к взрослой пище, не проявляйте излишнюю поспешность. Вам спешить некуда. Вот и не подгоняйте ребенка. Научиться есть твердую пищу — это достаточно сложное занятие для малыша. Ведь до сих пор чувство голода он соотносил исключительно с сосательными движениями, которые давали ему возможность насытиться жидкой пищей. Теперь малыш должен осознать, что есть другие способы, с помощью которых можно утолить голод.

Начинайте кормить ребенка с ложечки. При этом помните, что на первых порах ваш малыш навряд ли поймет, с какой целью вы вставляете ему в рот ложечку. Он еще не научился связывать в своем сознании ложку и последующее за этим чувство насыщения. Так что на данном этапе ваша задача состоит в том, чтобы не напугать малыша.

Выбирайте подходящее время

Предлагая ребенку твердую пищу (кашу или густое овощное пюре), выбирайте подходящее время. Если малыш очень голоден и жаждет получить молоко или кашу из бутылочки, не приставайте к нему с ложкой. Этим вы только расстроите его. При каждой ложке каши он будет визжать от огорчения и голода.

Не предлагайте ребенку еду с ложечки и в конце кормления, когда он уже сыт. Лучше всего предложить ему кашу спустя несколько минут после того как малыш попил молока и утолил нестерпимый голод. Отставьте бутылочку с молоком в сторону, чтобы ребенок понял, что она никуда не исчезнет, и предложите ему кашу с ложечки. Потом дайте запить еду молоком.

Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка

Следует помнить, что младенцу, в отличие от взрослого человека, крайне сложно брать еду в рот, не делая при этом сосательных движений. Если вы просто положите ему пищу в рот, то малыш не будет знать, что с ней делать дальше. Нередко еда просто вываливается обратно. Если же постараться просунуть ложечку чуть поглубже, то ребенок может подавиться и начать кашлять. После такого негативного опыта он вообще может отказаться от всяких попыток есть с ложки.

Для первых кормлений берите самую маленькую, кофейную ложечку. Обыкновенная чайная будет для ротика малыша слишком большой. Наберите в ложечку немного еды и поднесите ее к губам ребенка. Так он сможет привычным для него посасыванием отправить еду к себе в рот. Если вкус ему понравится, то он обязательно попросит еще.

В каком возрасте начинать приучение к твердой пище

Если вашему ребенку больше шести месяцев, то вы наверняка уже задумываетесь о переходе на более густую пищу, и вопрос, как научить ребенка жевать твердую пищу — для вас один из самых волнующих. Ведь так хочется, чтобы малыш стал хоть немного самостоятельным. Тем не менее, сильно спешить не нужно. Пищеварительный тракт вашего ребенка еще не приспособлен для полноценного переваривания твердой пищи.

Появление первых зубов является сигналом к тому, что вашему ребенку уже пора переходить на новый рацион. Обычно, когда у детей режутся зубки, они стремятся все грызть. Воспользуйтесь этим стремлением с выгодой для себя и постоянно следите за тем, чтобы у вашего малыша было что погрызть. В этом случае обучение будет проходить самым естественным для него образом, и вам не придется впоследствии ломать голову над тем, как научить ребенка жевать. Все будет происходить само собой.

Как научить жевать годовалого ребенка

Многие родители воспринимают возраст один год как некий рубеж. В это время норовят отлучить малыша от груди. А если годовалый малыш еще не начал самостоятельно ходить, то это нередко воспринимается как трагедия и повод для немедленного обращения к врачу. В год от малыша ждут обязательных первых слов. В этом же возрасте ожидают от малыша самостоятельности и в вопросах питания. Беспокойство о том, как научить ребенка жевать в год, проявляют по большей части неопытные родители, воспитывающие первенца.

На самом же деле ребенок в год мало чем отличается от малыша которому десять-одинадцать месяцев. Новые навыки ребенок осваивает тогда, когда его организм полностью готов для перехода на новую ступень, а не когда этого захотят его родители. Поэтому те должны думать не о том, как научить ребенка жевать, а о том, готов ли он к этому. Когда придет время, никакого специального обучения не потребуется. Все произойдет само собой. Через несколько лет, будучи родителями 4-5 летнего ребенка, вы будете с улыбкой вспоминать свои прошлые треволнения.

Советы доктора Комаровского

У известного педиатра Е.О. Комаровского можно прочесть несколько полезных советов для родителей, обеспокоенных тем, как научить ребенка жевать. Правда, эти советы можно отнести к ситуации, когда малышу уже около двух лет, а он все еще никак не желает переходить на рацион, соответствующий его возрасту.

В ответ на вопрос, как научить ребенка жевать и глотать, Комаровский советует родителям перевоплотиться ненадолго в актеров.

Правда бывают ситуации, когда малыш упорно стоит на своем. Отчаявшимся родителям, не знающим, как научить ребенка жевать, Комаровский советует посещать детские кафе, чтобы малыш видел, как едят другие дети, и брал с них пример.

Также стоит предлагать чаду разные вкусности. Например, печенье или ароматную булочку. Малыш вряд ли устоит перед лакомством. Возможно, сначала он будет по привычке сосать печенье, но вскоре поймет, что грызть его гораздо приятнее. Это один из действенных советов, который поможет родителям, не знающим, как научить ребенка жевать пищу.

Презентация “Артикуляционная гимнастика в картинках”
презентация к уроку по теме

В данной презентации представлены артикуляционные упражнения для детей дошкольного возраста в картинках.

Скачать:

ВложениеРазмер
artikulyatsionnaya_gimnastika_v_kartinkakh.ppt776 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1539 Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед : Жмурова Елена Александровна

Для чего нужна артикуляционная гимнастика Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости, поэтому работать над их устранением нужно с раннего детства.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым произношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем – и детям и взрослым говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течении 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. Занимаясь с детьми 3 – 4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6 – 7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений .

«Заборчик» Улыбнись, покажи зубки.

Окошко Улыбнись, покажи зубки. Открой рот.

Трубочка Вытяни губы вперед – трубочкой

Артикуляционные упражнения для свистящих звуков (с,с ` ,з,з ` ,ц)

«Кто дальше загонит мяч» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук «ф», подуть на комочек ваты или на маленький мячик так, чтобы он улетел на край стола.

Блинчик Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий распластанный язык положить на нижнюю губу.

«МЕСИМ ТЕСТО» Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«КИСКА СЕРДИТСЯ» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается

«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Артикуляционные упражнения для шипящих и сонорных звуков

«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы, с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«ИНДЮК» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

«ДЯТЕЛ» Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках».

«Гармошка» Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

Список использованной литературы 1.Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи Издательство «Эксмо2, 2010 г. 2. М.Ф. Фомичева Воспитание у детей правильного произношения Издательство «Просвещение», 1980 г.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть п.

Логопедические упражнения для подготовки речевых органов к постановке звуков представлены в увлекательной для детей форме.

Цель урока: Выполнять акробатические и гимнастические соединения.закреплять группировки (в приседе, лёжа), перекаты (назад), кувырок вперед, кувырок назад, перекат назад в стойку на лопатках, мост из .

В пособии предложены упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата.Упражнения сопровождаются забавными рисунками и стихотворным текстом. Распечатай и играй.

Веселая артикуляционная гимнастика в картинках для детей логопедической группы. Цель. подготовка артикуляционного аппарата к звукопроизношению.

Логопедическая гимнастика преследует следующие цели:Развитие общей моторики и артикуляционного праксисаВоспитание нижнего диафрагмального дыханияДифференциация ротового и носового дыханияАктивация раб.

Артикуляционная гимнастика для детей в картинках. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИнесса Недоглядова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Артикуляционная гимнастика для детей в картинках.” — Транскрипт:

1 Артикуляционная гимнастика для детей в картинках

2 Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности в общении. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение является основой при обучении письму на начальном этапе. В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправлению звукопроизношения, которая проводится в три этапа. 1.Подготовительный этап 2.Постановка звука 3.Автоматизация (закрепление) звука Задания первого и третьего этапов может выполнять родитель под руководством логопеда. Подготовительный этап – это этап, на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики подготавливаются к произнесению звуков. А так же проводится работа по развитию фонематического слуха и выработке навыка направленной воздушной струи для произнесения многих звуков. Данная ниже артикуляционная гимнастика поможет подготовить речевой аппарат вашего ребёнка к формированию правильного произношения. АНОТАЦИЯ

3 Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем рот, Как голодный бегемот. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот: Отдыхает бегемот. Упражнение «Бегемотик» Открой рот, как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори 3 -4 раза.

4 Упражнение «Улыбочка – трубочка» или «Лягушка и слонёнок» Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два»- вытягивай сомкнутые губы вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка – слоник» 5 -6 раз на счёт «раз – два».

5 Давай покажем, как готовят тесто для пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА – ТА – ТА – ТА – ТА… Упражнение «Приготовим тесто»

6 Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. Упражнение «Блинчик»

7 Открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язык в таком положении до десяти счётов. Повтори 3 -4 раза. Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем. Упражнение «Чашечка»

8 Давай изобразим змею. Улыбнись, открой рот, сильно высуни язычок изо рта и спрячь назад ( рот не закрывай). Повтори три – четыре раза. Подражаем мы змее, Мы с ней будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе. Упражнение «Змейка»

9 Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. Упражнение «Вкусное варенье»

10 Тик – так, тик – так, Язычок качался так – Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? Упражнение «Часики»

11 Давай покажем, как кошка рассердилась и выгнула спинку. 1.Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении на десять счётов. 2.А теперь «погладь» кошку по спинке зубами. Повтори пять – шесть раз. Упражнение «Кошка сердится»

12 Сели дети на качели И взлетели выше ели, Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. Улыбнись, открой рот, на счёт «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – подними язычок за верхние зубы. Повтори пять – шесть раз. Упражнение «Качели»

13 1. Улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води языком влево – вправо) за нижними зубами под счёт (семь – восемь раз). 2. Теперь почисти за верхними зубами. Не спеши, чисти под счёт взрослого. Упражнение «Чистим зубы»

14 По берёзой у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим. Упражнение «Грибок»

15 Упражнение «Лошадка» Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий. Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижной и «прыгал» только язык.

16 Улыбнись, широко раскрой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним бугоркам за зубами. Удерживай язык в таком положении на восемь – десять счётов. Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт. Упражнение «Лодочка»

17 Дятел на стволе сидит, клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук – Раздаётся громкий звук. Упражнение «Дятел» Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д – Д – Д… Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10 – 20 секунд.

18 Чтобы хорошо произносить звуки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и сдуй ватку (шарик, снежинку, листочек, пёрышко) с ладони. Повтори 3 -4 раза. Следи, чтобы щёки не раздувались. Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [Х], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная. Упражнение «Сдуй снежинку»

19 Чтобы фокус получился, надо: 1.Открыть рот; 2.Сделать «чашку»; 3.Положить маленький кусочек ватки на нос; 4.Сделать вдох через нос; 5.Сильно дуть на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх (должен получиться звук, похожий на [Ф], но не на [Х]. Упражнение «Фокус»

Презентация “Артикуляционная гимнастика для детей в картинках”

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Автор: учитель –логопед Марьина И.М.

АНОТАЦИЯ

  • Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности в общении. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение является основой при обучении письму на начальном этапе.
  • В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправлению звукопроизношения, которая проводится в три этапа.
  • Подготовительный этап
  • Постановка звука
  • Автоматизация (закрепление) звука
  • Задания первого и третьего этапов может выполнять родитель под руководством логопеда.
  • Подготовительный этап – это этап, на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики подготавливаются к произнесению звуков. А так же проводится работа по развитию фонематического слуха и выработке навыка направленной воздушной струи для произнесения многих звуков.
  • Данная ниже артикуляционная гимнастика поможет подготовить речевой аппарат вашего ребёнка к формированию правильного произношения.

Упражнение «Бегемотик» Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем рот, Как голодный бегемот. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот: Отдыхает бегемот. Открой рот, как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори 3 -4 раза. Упражнение «Улыбочка – трубочка» или «Лягушка и слонёнок» Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два»- вытягивай сомкнутые губы вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка – слоник» 5 -6 раз на счёт «раз – два». Упражнение «Приготовим тесто» Давай покажем, как готовят тесто для пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА – ТА – ТА – ТА – ТА… Упражнение «Блинчик» Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. Упражнение «Чашечка» Открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язык в таком положении до десяти счётов. Повтори 3 -4 раза. Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем. Упражнение «Змейка» Давай изобразим змею. Улыбнись, открой рот, сильно высуни язычок изо рта и спрячь назад ( рот не закрывай). Повтори три – четыре раза. Подражаем мы змее, Мы с ней будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе. Упражнение «Вкусное варенье» Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. Упражнение «Часики» Тик – так, тик – так, Язычок качался так – Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? Упражнение «Кошка сердится» Давай покажем, как кошка рассердилась и выгнула спинку.

  • Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении на десять счётов.
  • А теперь «погладь» кошку по спинке зубами. Повтори пять – шесть раз.

Упражнение «Качели» Сели дети на качели И взлетели выше ели, Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. Улыбнись, открой рот, на счёт «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – подними язычок за верхние зубы. Повтори пять – шесть раз. Упражнение «Чистим зубы» 1. Улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води языком влево – вправо) за нижними зубами под счёт (семь – восемь раз). 2. Теперь почисти за верхними зубами. Не спеши, чисти под счёт взрослого. Упражнение «Грибок» По берёзой у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим. Упражнение «Лошадка» Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий. Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижной и «прыгал» только язык. Упражнение «Лодочка» Улыбнись, широко раскрой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним бугоркам за зубами. Удерживай язык в таком положении на восемь – десять счётов. Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт. Упражнение «Дятел» Дятел на стволе сидит, клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук – Раздаётся громкий звук. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д – Д – Д… Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10 – 20 секунд. Упражнение «Сдуй снежинку» Чтобы хорошо произносить звуки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и сдуй ватку (шарик, снежинку, листочек, пёрышко) с ладони. Повтори 3 -4 раза. Следи, чтобы щёки не раздувались. Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [Х], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная. Упражнение «Фокус» Чтобы фокус получился, надо:

  • Открыть рот;
  • Сделать «чашку»;
  • Положить маленький кусочек ватки на нос;
  • Сделать вдох через нос;
  • Сильно дуть на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх (должен получиться звук, похожий на [Ф], но не на [Х].

Ты – умница!

Игра-презентация «Артикуляционная гимнастика»

Игра-презентация «Артикуляционная гимнастика»

Актуальность

На протяжении всей логопедической работы мы тренируем мышцы артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики. Дети с проблемами в речевом развитии быстро утомляются, им надоедает делать одни и те же упражнения. На помощь логопеду приходит ИГРА. Книг с веселыми картинками и стихами по артикуляционной гимнастике можно найти на полках книжного магазина, собрать картотеку картинок с упражнениями речевой гимнастики. Но детям 21 века нравятся гаджеты и от этого никуда не уйти. В своей работе я часто использую игры-презентации.

Пояснительная записка.

Игра-презентация «Артикуляционная гимнастика» предназначена для индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения. В игре обучение происходит без принуждения, весело, радостно и наиболее эффективно. Благодаря красочному оформлению и анимации, презентация становится интересна ребенку, и ему хочется еще и еще раз поиграть в эту игру.

Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

1 слайд: Заголовок

2 слайд: упражнение «Улыбка». Логопед читает стишок, затем нажимает 1 раз на мышку – солнышки начинают вращаться, ребенок удерживает губы в улыбке, пока вращаются солнышки.

3 слайд: упражнение «Заборчик». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, выстраивается заборчик около дома.

4 слайд: упражнение «Лопаточка». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, появляются лопатки около грядок.

5 слайд: упражнение «Трубочка». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку. Пока вращается трубач, ребенок удерживает язык трубочкой.

6 слайд: упражнение «Бублик». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, на столе появляются бублики.

7 слайд: упражнение «Почистим зубки». Читая стишок, логопед нажимает 1 раз на мышку, смайлик начинает двигаться.

8 слайд: упражнение «Часики». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку. Дети под маятник выполняют упражнение.

9 слайд: упражнение «Иголочка». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, появляются иголочки в клубке.

10 слайд: упражнение «Горка». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, малыш 5 раз скатывается с горки.

11 слайд: упражнение «Качели». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, качели начинаются качаться, а ребенок выполняет упражнение.

12 слайд: упражнение «Чашечка». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает 1 раз на мышку, появляются на столе 5 чашек

13 слайд: упражнение «Лошадка». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, лошадка двигается, а ребенок выполняет упражнение

14 слайд: упражнение «Грибок». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, появляется 5 грибов, в это время ребенок удерживает язык вверху, не щелкая языком.

15 слайд: упражнение «Вкусное варенье». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, медвежонок начинает качаться, ребенок выполняет упражнение.

16 слайд: упражнение «Маляр». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, маляр начинает увеличиваться, ребенок выполняет упражнение.

17 слайд: упражнение «Индюк». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, индюк начинает ходить по дорожке, ребенок выполняет упражнение.

18 слайд: упражнение «Барабанщик». Логопед читает стишок, затем нажимает на мышку, зайчик начинает двигаться по дорожке, ребенок выполняет упражнение.

19 слайд: МОЛОДЕЦ!

Во время проведения артикуляционной гимнастике при помощи презентации дети легче усваивают и закрепляют знания, так как обучение происходит в игровой форме, появляется мотивация в достижении цели.

Использование игры-презентации «Артикуляционная гимнастика» позволяет:

Направить интерес к гаджетам в нужное русло.

Повышать игровую активность.

Эффективно решать коррекционно-развивающие задачи.

Разнообразить виды деятельности детей на индивидуальных занятиях.

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика - Памятка для родителей
Ссылка на основную публикацию