Адреса окружных ПМПК в Москве

Неофициальный сайт московского детского сада № 908 компенс ирующего вида для детей с задержкой психического развития (ЗПР).


Главная > Порядок приёма в детский сад № 908 и другие детские сады и группы для детей с ЗПР Северо-восточного округа г. Москвы.

Уважаемые родители!
Если вы сталкнулись с тем, что у вашего ребёнка выявлена задержка психического развития, необходимо как можно быстрее начать оказывать ему специальную психолого-педагогическую помощь в специальном детском саду или группе. Надеемся, что эта страничка нашего сайта поможет вам в этом.

С 1 октября 2010 г. изменился порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Теперь порядок записи на очередь в дошкольное образовательное учреждение установлен приказом Департамента образования города Москвы от 31.08.2010 года № 1310 “Об утверждении Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы”.

Итак, как устроить ребенка в специализированный детский сад.

Шаг 1. Чтобы ребенок был направлен в детский сад для детей с ЗПР, необходимо, чтобы он был зарегистрирован в Едином электронном реестре Автоматизированной информационной системы “Комплектование ДОУ”. Родителям предоставлена возможность самостоятельно зарегистрировать ребенка в этом Едином электронном реестре на сайте ec.mosedu.ru.
Вы сможете самостоятельно отслеживать продвижение очередности своего ребенка в Электронном журнале учета будущих воспитанников.
При отсутствии возможности самостоятельно зарегистрировать ребенка через Интернет, вы можете обратиться в ближайший окружной ресурсный центр:
– для районов: Алексеевский, Останкинский, Марьина Роща, Бутырский, Марфино, Ростокино – ул. Цандера, д.3 (в здании государственной образовательной школы № 287);
– для районов: Отрадное, Алтуфьевский, Лианозово, Северный, Бибирево – Алтуфьевское шоссе, д.42б (в здании государственной образовательной школы № 970),
– для районов: Северное Медведково, Лосиноостровский, Бабушкинский, Свиблово, Ярославский, Южное Медведково – ул. Коминтерна, д.4б (в здании государственной образовательной школы № 281 и центра детского творчества “Свиблово”) в рабочие дни с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 18.00 часов.

При завершении процедуры регистрации ребенка родитель получает подтверждение с указанием индивидуального кода заявки.

Зачисление ребенка в детский сад для детей с ЗПР будет осуществляться на основании списка, утвержденного окружным управлением образования Департамента образования города Москвы в соответствии с Электронным реестром АИС “Комплектование ДОУ” при наличии соответствующего заключения ПМПК и с учетом льгот.

Родителям, зарегистрировавшим ребенка в комиссиях по комплектованию до 1 октября 2010 года, повторно регистрировать ребенка через сеть Интернет в Электронном реестре АИС “Комплектование ДОУ” не нужно.

Для решения спорных вопросов в окружных управлениях образования Департамента образования города Москвы созданы и постоянно действуют “Горячие линии” и конфликтные комиссии, информация о которых размещена на сайтах Департамента образования города Москвы и окружных управлений образования.

Жители Северо-восточного административного округа г. Москвы по возникающим вопросам (продвижения очередности, подтверждения льгот или регистрации новых льгот и т.п.) могут обратиться в окружную службу информационной поддержки по электронной почте:
-район Алексеевский sv-alex.@yandex.ru
-район Алтуфьевский sv-altuf.@yandex.ru
-район Бабушкинский sv-bab.@yandex.ru
-район Бибирево sv-bib.@yandex.ru
-район Бутырский sv-but.@yandex.ru
-район Лианозово sv-lian.@yandex.ru
-район Лосиноостровский sv-los.@yandex.ru
-район Марьина Роща sv-marosh.@yandex.ru
-район Марфино sv-marf.@yandex.ru
-район Отрадное sv-otr.@yandex.ru
-район Останкинский sv-ost.@yandex.ru
-район Ростокино sv-rost.@yandex.ru
-район Свиблово sv-svib.@yandex.ru
-район Северный sv-sev.@yandex.ru
-район Северное Медведково sv-med_s.@yandex.ru
-район Южное Медведково sv-med_u.@yandex.ru
-район Ярославский sv-yar.@yandex.ru

или непосредственно в окружную службу информационной поддержки во вторник с 8:00 до 12:00 часов и в четверг с 16:00 до 20:00 часов:

– для районов: Алексеевский, Останкинский, Марьина Роща, Бутырский, Марфино, Ростокино – ул. Цандера, д.3, телефон: 8(495)683-22-19
– для районов: Отрадное, Алтуфьевский, Лианозово, Северный, Бибирево – Алтуфьевское шоссе, д.42б, телефон:8(499)903-20-56
– для районов: Северное Медведково, Лосиноостровский, Бабушкинский, Свиблово, Ярославский, Южное Медведково – ул. Коминтерна, д.4б, телефон: 8(495)471-42-44

Окружная служба информационной поддержки не занимается комплектованием дошкольных образовательных учреждений.

По вопросам работы окружной службы информационной поддержки Вы можете обратиться на “Горячую линию” Северо-Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы по телефону: 8(495)619-06-61 ежедневно с 10:00 до 17:00 часов или направить сообщение на электронный адрес hot_line.svou@mail.ru.

За комплектование дошкольных образовательных учреждений Северо-Восточного округа отвечает Северо-Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы, расположенное по адресу: ул. Руставели, д.10, к.1.

В случае возникновения спорных вопросов по устройству детей в дошкольные образовательные учреждения ежедневно с 10:00 до 17:00 часов вы можете лично обратиться в конфликтную комиссию Северо-Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы:
Адрес: ул. Руставели, д.10, к.1,
Телефон:8(499)760-51-74
или направить сообщение на электронный адрес konflict_svouo@mail.ru.

Шаг 2. Регистрация в Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) СВАО.

В Северо-Восточном административном округе г. Москвы действуют две ПМПК по комплектованию детских садов для детей с ЗПР.
Детские сады восточной части СВАО комплектует ПМПК на базе УВК 1822 (129281, ул. Енисейская, д.31, м. Бабушкинская, т. (495)470-7339),
западной части СВАОПМПК на базе д/с 908 (127349, Шенкурский пр., д. 10-а, м. Алтуфьево, т. (499) 909-7221) .

Для регистрации на ПМПК необходимо иметь следующие документы:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорт родителя или лица, его заменяющего (для временно проживающих в Москве и свидетельство о регистрации);
  • четыре медицинских заключения:
    – детского психиатра из ПНД по месту прописки ребенка (для детей до 3-х лет – невропатолога районной детской поликлиники),
    – логопеда районной детской поликлиники,
    – отоларинголога районной детской поликлиники,
    – окулиста районной детской поликлиники.

Если ребенок ранее посещал детский сад, необходимо дополнительно предоставить психолого-педагогическую характеристику из этого детского сада.
Если ребенок ранее проходил комиссию в другой городской или окружной ПМПК, необходимо дополнительно предоставить психолого-медико-педагогическое заключение этой комиссии.

Порядок работы ПМПК на базе детского сада № 908 СВАО г. Москвы.

ПМПК по комплектованию специальных детских садов (групп) детьми с ЗПР на базе нашего детского сада действует по приказу Окружного Управления Образования СВУО с 1999 года. Комиссия комплектует группы для детей с ЗПР в детском саду № 908 и коррекционные группы для детей с ЗПР детских садов № 5, 1172, 1245, 1445 и 2532.

Комплектование специальных детских садов (групп) для детей с ЗПР осуществляется на основе “Рекомендаций по приему детей с задержкой психического развития (ЗПР) в дошкольные учреждения и группы специального назначения”. Согласно этому документу, в детские сады и специальные группы для детей с ЗПР должны приниматься в первую очередь дети с ЗПР церебрально-органического генеза, а также дети с задержкой психического развития психогенного, соматогенного и конституционального происхождения. Могут быть приняты и дети с отставанием в развитии из-за педагогической запущенности, возникшей при неблагоприятных условиях воспитания.

Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний:
– олигофрения; органическое или эпилептическое шизофреническое слабоумие;
– выраженные нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
– выраженные нарушения речи: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание;
– шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы;
– выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы;
– частые судорожные пароксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психо-невролога;
– стойкий энурез и энкопрез;
– хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации.

Примечание. Дети, не подлежащие воспитанию в учебных учреждениях указанного типа, направляются в соответствующие учреждения образования, либо в учреждения здравоохранения или социального обеспечения.

Предварительная запись на комиссию осуществляется круглогодично. График работы комиссии утверждается руководителем учреждения.

Во время записи, родителям выдается “Уведомление” о регистрации для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии, которая содержит номер, дату регистрации и ориентировочную дату вызова на комиссию. О точной дате и времени проведения комиссии родители заблаговременно оповещаются по телефону.
Обычно в один день на комиссию приглашаются не более 10 детей. Обследование ребенка и заполнение необходимой документации длится примерно полчаса. Обследование проводится только с согласия родителей и в их присутствии.

Обследование проводит комиссия в составе: заведующая д/c – председатель комиссии, врач, дефектологи, логопеды и психолог.
Результаты обследования заносятся в протокол, составляется заключение и рекомендации. В заключении делается вывод о характере и степени выраженности отставания в развитии познавательной деятельности и речи и о рекомендуемом образовательном маршруте. В случае подтверждения наличия задержки психического развития (ЗПР), родителям выдается заключение, которое является основание для направления в один из детских садов, которые комплектует ПМПК, при налиии в них свободных мест.

В заключении указывается рекомендованная возрастная группа и форма обучения, дополнительные рекомендации.

По результатам обследования, у членов комиссии могут возникнуть вопросы, требующие уточнения, поэтому комиссия имеет право направить ребенка на вышестоящую ПМПК или на углубленное обследование и дополнительное консультирование. При этом с очереди ребенок не снимается до уточнения состояния ребенка и рекомендаций специалистов.

Обращаем Ваше внимание, что в некоторых сложных случаях (согласно “Положению о приеме …”) может быть рекомендовано временное пробное обучение, после которого ПМПК сможет принять решение о наиболее целесообразной для данного ребенка форме обучения.

Информацию по работе нашей ПМПК можно получить по тел. (499) 909-7221.

Все размещённые здесь материалы являются собственностью их авторов. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Адреса окружных ПМПК в Москве

ЦПМПК проводит заседания с 25 августа текущего года по 20 июня следующего года.

В ЦПМПК могут обратиться родители (законные представители) детей, зарегистрированных и/ или проживающих в Санкт-Петербурге.

Запись на проведение обследования ребенка в ЦПМПК осуществляется при подаче документов только при наличии полного пакета документов.

Обращаем внимание, что прием документов на ближайшее заседание дошкольной комиссии заканчивается за неделю до его проведения!

Прием документов осуществляется в кабинете №207 (2 этаж).

Приемные дни и часы :

  • вторник – с 09:30 до 15:00 (технический перерыв с 11:30 до 12:00);
  • среда – с 15:00 до 20:00 (технический перерыв с 17:30 до 18:00).

Телефон для справок: 764-57-56

Звонить в часы работы кабинета :

  • понедельник с 10:00 до 18:00
  • вторник и пятница – с 9:00 до 15:00 (технический перерыв с 11:30 до 12:00);
  • среда – с 15:00 до 20:00 (технический перерыв с 17:30 до 18:00).

В другие часы трубку берут специалисты ГБУ ЦДК из других кабинетов (параллельный телефон).

Ответственный за прием документов на ЦПМПК для детей дошкольного возраста: Ильева Ирина Алексеевна – заместитель руководителя ЦПМПК.

Адрес ГБУ ЦДК: г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 46, лит. А.

Читайте также:  Как развивать ребенка, не отрываясь от домашних дел (чем занять ребенка дома)

Телефон регистратуры: 314-13-12

Официальный сайт ГБУ ЦДК: www.gmpmpk.ru

Электронная почта ГБУ ЦДК: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Ответственность за предоставление полного пакета корректных документов лежит на родителе (законном представителе). В случае если на ЦПМПК будет представлен неполный комплект документов или документы будут некорректно оформлены, в обследовании ребенка на комиссии может быть отказано.

В представляемых документах не допускаются неудостоверенные исправления, повреждения, нечитаемые части текста или нечитаемые оттиски штампов и печатей, наличие которых не позволяет однозначно толковать их содержание.

Убедительная просьба при подаче документов иметь все необходимые копии!

Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется ЦПМПК в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования (как правило, информирование осуществляется в день подачи документов).

В состав ЦПМПК входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог и др. специалисты. Обследование детей проводится каждым специалистом ЦПМПК индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов ЦПМПК, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются руководителем ЦПМПК исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей. При решении ЦПМПК о дополнительном обследовании оно проводится в другой день.

Проведение заседаний рабочей группы по дошкольному образованию осуществляется не реже одного раза в месяц (как правило, в третий четверг каждого месяца).

Копия заключения ЦПМПК выдается родителям (законным представителям) детей под роспись.

Убедительная просьба внимательно проверять данные ребенка, указанные в заключении (Ф. И. О., дата рождения, адрес регистрации и проживания).

Перечень документов, необходимых для предоставления на ЦПМПК для выработки рекомендаций по определению образовательной программы для детей дошкольного возраста

№ п/п

Наименование документа

Примечание

Письменное заявление родителя (законного представителя) – на бланке ГБУ ЦДК.

Бланк заявления выдается при подаче документов. При скачивании бланка заявления и заполнении его дома необходимо указывать дату фактической подачи документов.

Согласие на обработку персональных данных ребенка и родителя (законного представителя) – на бланке ГБУ ЦДК.

Бланк выдается при подаче документов.

Свидетельство о рождении ребенка и его копия .

Паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность) родителя (законного представителя).

Копия не требуется.

Характеристика обучающегося, выданная дошкольной образовательной организацией (далее – ДОО).

Предоставляют родители (законные представители) детей, посещающих ДОО.

Следует указать цель составления характеристики, дату ее оформления (должна быть выдана в текущем учебном году). Характеристика должна быть подписана заведующим ДОО, заверена печатью.

Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, а также индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПР/ ИПРА) и их копии .

Предоставляют родители (законные представители) детей-инвалидов.

Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей из медицинской организации по месту жительства (регистрации).

Выписка оформляется на официальном бланке медицинской организации и заверяется личной подписью и печатью врача-педиатра. В выписке указывается дата ее оформления.

Выписка может предоставляться из медицинской организации, в которой наблюдается ребенок по полису ОМС или ДМС.

Желательно также указать шифр заболеваний по МКБ-10. Шифр заболевания по МКБ-10 или полный диагноз указывается с письменного согласия родителей (законных представителей).

Медицинские сведения от психиатра из районного детского психоневрологического диспансерного отделения (ПНДО) СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С. С. Мнухина» либо из другой медицинской организации.

Медицинские сведения предоставляют родители (законные представители) детей с 3-х лет в случае, если ребенок наблюдается психиатром.

Заключения врачей-специалистов, наблюдающих ребенка (по основному заболеванию).

Заключение оформляется на официальном бланке медицинской организации, заверяется личной подписью и печатью врача-специалиста, а также печатью медицинской организации. Указывается дата оформления заключения. Желательно также указать шифр заболеваний по МКБ-10. Предоставляют родители (законные представители) детей указанных категорий:

Для детей с нарушением слуха.

Для детей с нарушениями зрения.

Для детей нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Результаты предыдущих обследований ребенка в ПМПК – заключение ПМПК (или заверенная в установленном порядке копия) и его копия.

Предоставляют родители (законные представители) детей, которые ранее проходили обследование в ПМПК (ТПМПК или ЦПМПК).

Результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки, поделки и т. п.).

Направление ДОО, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации.

При необходимости ЦПМПК может запросить у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке (Согласно п. 2.2 «Положения о порядке работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Санкт-Петербурга», утвержденного Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга 2 ноября 2016 г. N 3093-р «Об организации работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Санкт-Петербурга», ЦПМПК имеет право запрашивать у исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности).

Адреса учреждений, куда могут обратиться родители (законные представители):

Сборник потешек, считалок, загадок, пословиц

Валерия Блохина
Сборник потешек, считалок, загадок, пословиц

Загадки

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите ребята его.

(Красная Шапочка)

Толстяк живёт на крыше,

Летает он всех выше.

Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Что за странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт он длинный,

Потешки

1. Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

2. Вот они,сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

3. Тише, тише, тишина,

А кто будет говорить,

Того будем выводить,

Слезы не показывать.

4. А у нашего Петра

Настроенья нет с утра!

Не помогут доктора!

Ну а если доктор – Дынька?

Доктор Персик? Виноград?

Пусть приходят, прилетают!

И домой, и в детский сад!

5. Пять котят спать хотят,

А шестой – не спит.

Пять котят спать хотят,

А шестой – шалит!

Хвостиком виляет, громко лает!

Он бы лаял до утра,

Да подумал: спать пора!

Мирно хвостиком вильнул,

И быстрее всех уснул.

И тебе он, между прочим,

«Спокойной ночи!»

Пословицы

Детство время золотое.

За общим столом еда вкуснее.

В здоровом теле – здоровый дух.

Друзья прямые – братья родные.

У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.

Азбука – к мудрости ступенька.

Талант трудом добывают.

Отца с матерью почитать – горя не знать.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

На ошибках учатся.

Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.

Старый друг лучше новых двух.

Лад и согласие – первой счастье.

Семья опора счастья.

Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.

Ученью время – игре час.

Лучше не обещать, чем слово не сдержать.

Речь без пословицы, что суп без соли.

Ласковый телёнок двух маток сосёт, а бодливому и одна не даётся.

Терпенье и труд всё перетрут.

Не делай того, чего надо стыдиться.

Считалки

1.На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Кто ты будешь такой?

2. Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

3. Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать,

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами- щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди,

4. Сидел король на лавочке,

Считал свои булавочки:

Королевой будешь ты

5. Родились у нас котята

Приходите к нам, ребята

Посмотреть и посчитать.

Раз котенок – самый белый

Два котенок – самый смелый

Три котенок – самый умный

А четыре – самый шумный

Пять похож на три и два

Теже хвост и голова

Тоже пятнышко на спинке

Также спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята

Приходите к нам, ребята

Посмотреть и посчитать!

Консультация для воспитателей «Разучивание считалок для подвижных игр» Многие подвижные игры сопровождаются считалками, они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший,.

Картотека кубанских игр и считалок Во время организации игр дети используют считалки Считалки, используемые на Кубани Я пойду куплю дуду, Я на улицу пойду. Громче, дудочка,.

Картотека пословиц для старшей и подготовительной групп. МБОУ «Паутовская СОШ» Петропавловского района Алтайского края, Структурное подразделение «Детский сад «Солнышко» картотека.

Картотека пословиц и поговорок о хлебосольстве и гостеприимстве Аппетит приходит во время еды. Беда бедой, а еда едой. Без блина — не масленица, без пирога — не именины. Без капусты щи не густы. Без обеда.

Картотека считалок для подвижных игр Пчёлы в поле полетели, Зажужжали, загудели, Сели пчёлы на цветы, Мы играем – водишь ты! Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий.

Осетинские народные игры для детей дошкольного возраста с включением считалок Осетинские народные игры для детей дошкольного возраста с включением считалок Одним из эффективных средств укрепления здоровья детей являются.

Перспективное планирование по чтению литературы и разучивание стихотворений, считалок, загадок в старшей логопедической группе Сентябрь 1 неделя – Тема «Наш детский сад» -Чтение стихотворения О. Высотская «Детский сад», З. Александрова «Катя в яслях». -Чтение отрывка.

Перспективный план использования пословиц в соответствии с лексическими темами в подготовительной группе Октябрь Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Деревья осенью. – Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется. – Осенью и воробей богат..

Подборка пословиц о семье -В недружной семье добра не бывает. -В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто. -В семье, где нет согласия, добра не бывает. -В семью,.

Картотека пословиц и поговорок о семье Пословицы и поговорки о семье Где любовь и совет, там и горя нет. Семья сильна, когда над ней крыша одна. В семье и каша гуще При солнышке.

Народный фольклор для детей 6-7 лет

Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, мирилки, загадки, скороговорки для детей подготовительной группы ДОУ

Большое воспитательное воздействие на детей оказывает народный фольклор: пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, мирилки, загадки, скороговорки. Следует постепенно вводить малые формы устного народного творчества в жизнь ребенка. Они формируют правильную речь. Благодаря простоте и мелодичности дети легко запоминают их и начинают использовать в своей речи.

Читайте также:  Скороговорки для тренировки звука Р

Пословицы и поговорки — меткая и образная народная мудрость. Они запоминаются и воздействуют на детей сильнее, чем уговоры и нравоучения. Умение применить пословицы и поговорки в подходящий момент — педагогическая задача. Это помогает детям задуматься над своими поступками. Русские пословицы и поговорки имеют большое значение при изучении родного языка, речи. В них отражены все стороны жизни народа. Одни из них пришли к нам из далекого прошлого, другие создаются и в наше время.

Детей нужно знакомить со значением народных пословиц. Ребенок должен и по-своему объяснять смысл пословиц и поговорок.

Прибаутки и потешки интересны и понятны детям. Они, как маленькие сценки, которые можно разыграть. От воспитателя требуется только выразительное их прочтение.

Загадки очень нравятся детям. Они быстро запоминают их и загадывают своим сверстникам и взрослым. Дети 6 — 7 лет могут придумывать загадки сами. Начиная знакомить детей с загадками, обязательно нужно показать предмет-отгадку или его изображение. Это усиливает и закрепляет впечатление.

Скороговорки развивают речь. Это труднопроизносимые сочетания слов, в которых в различном порядке повторяются одни и те же звуки или группы звуков. Дети должны научиться различать звуки в самых разнообразных сочетаниях. Первоначально, изучая и запоминая скороговорки, их надо произносить медленно. Затем, забавляясь, дети начинают воспроизводить их всё быстрее и быстрее. Повторять каждую скороговорку нужно 3—5 раз. Скороговорки бывают длинные, в виде небольшого стихотворения. Их легко выучить. Например:

У Маши мошка в каше.

Что делать нашей Маше?

Сложила кашу в плошку

И накормила кошку.

Пословицы, поговорки

• Пословица недаром молвится.

• С кем поведешься, от того и наберешься.

• Как аукнется, так и откликнется.

• Дружно не грузно, а врозь — хоть брось.

• Сам пропадай, а товарища выручай.

• Худой мир лучше доброй ссоры.

• Всякой вещи свое место.

• Под лежачий камень вода не течет.

Прибаутки, потешки

Лень, отвори дверь.

Дом горит! Сгоришь!

Хоть сгорю, а не отворю.

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка — на кошке

По кривой дорожке.

Где кисель — тут и сел.

Где пирог — тут и лег.

Где блины — тут и мы.

Тут и место наше.

Приговорки

Ты пасись, коровка, дольше,

Молочка неси побольше,

Клеверком питайся спелым,

Молочко чтоб было белым,

По долам ходи, по горкам,

Дома ждем тебя с ведерком.

Литовская народная приговорка

Считалки

Я пойду куплю дуду.

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

Загадки

• Не кормит, не поит, а здоровье дарит. (Физкультура.)

• Задрав носок, бегут в лесок. (Лыжи.)

• Один человек на двух лошадях разом едет. (Лыжник.)

• Под гору — коняшка, а в гору — деревяшка. (Санки.)

• Едет — везет, станет — сам упадет. (Велосипед.)

• Любят люди молодца, а колотят без конца. (Мяч.)

Всю ночь летает —

А станет светло —

Спать летит в дупло. (Сова.)

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два к.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

Ведь называюсь я . (хоккей.)

У берега под склоном

Поет артист великий.

Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит. (Соловей.)

Он без дела не сидит,

Клювом дом себе долбит.

Много сил на дом затратил.

Называется он . (дятел).

Скороговорки

• Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

• Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

• Ушел косой козел с козой.

• Водовоз вез воду из водопровода.

• Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.

В помощь родителям Что такое ПОТЕШКИ, ПРИГОВОРКИ, СКОРОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
консультация на тему

Значение потешек, поговорок, скороговорок, загадок, небылиц, пословиц и поговорок для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
roditelyam_v_pomoshch._chto_takoe_poteshki_prigovorki_skorogovorki.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОТЕШКИ, ПРИГОВОРКИ, СКОРОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Поте́шки- короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания.

Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Наиболее популярные сюжеты. «Ладушки»; «Сорока», «Идет коза рогатая”.

Потешки прекрасно развивают речь, внимание, воображение, память, словом, благотворно влияют на становление всех познавательных процессов. Мать, напевающая младенцу песенку или рассказывающая забавный стишок, сама того не замечая прививает ребенку любовь к русскому языку, живому слову.

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Тяги, тяги, потягушеньки,
На детку порастушеньки!
Расти, деточка, здоровая,
Как яблонька садовая!
На кота потягушеньки,
На дитя порастушеньки,
А в ручки хватушки,
А в ротик говорунок,
А в головку разумок!

Вышла кошка за кота.
У кошки лепёшки,

Ходит кот по лавочке,
Ведет киску за лапочку.
Ходит кот по лавочке,
Продаёт булавочки,
Тому-сему продаёт,
А Сашеньке так даёт

Ты где была?
– На мельнице.
– Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
– Муку молола.
– Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
– Прянички.
– Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
– Одна.
– Не ешь одна! Не ешь одна!

Приговорка – обращение к животным, птицам, насекомым. Бытовое название “приворожилки”. Приговорки — способ интимного общения с природой один на один. Приговорки нацелены на домашний быт, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено в них вниманием.

Приговорка своим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде.

Приговорки во время игр — это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастные случаи. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.

А тебе ни одной

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

В бору борового.

Скороговорка- жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки созданы народом для забавы детям. Скороговорки помогают тренировать и исправлять произношение «трудных» звуков в игровой форме. Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и быстром. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон

Загадка- жанр устного народного творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. Народные загадки для детей – это маленькое произведение искусств. Загадка несёт в себе нравственную идею, поэтичность, она умна. Соответственно, она способна развивать не только ум крохи, но и оказывать эстетическое и нравственное воспитание малыша. Благодаря загадкам малыш учиться мыслить и анализировать то, что он говорит и слышит.

В загадке огромное количеств различных эпитетов, сравнительных моментов, малыш благодаря такому творчеству учится понимать всю красоту своего языка, он слышит многочисленное количество сравнений, которые можно придумать для различных предметов. Это помогает развивать не только мышление, но и речь, также такое обилие различных слов помогает увеличить словарный запас.

Очень часто в народных загадках встречаются слова, которые ещё незнакомы малышу. И тут очень важно, чтобы родители поясняли малышу, что означает то или иное слово. Помимо этого, всего, загадки развивают ещё и чувство юмора. И рано или поздно, ребёнку даже захочется придумать свою загадку. А это полезно для того чтобы развивать свою фантазию, мышление и воображение.

Сидит девица в темнице

А коса на улице.

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его?

Заклички- это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Эмоция радости, доверия, убежденность в хорошем заложены в самом строе стиха — в волнообразных поворотах, в смене картинок — просьб, в бойком, задорном ритме звучания каждой строчки, каждого слова. Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.

Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам у в одонушки
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
«Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тепло летечко!»

Красное ведрышко,
Высоко взойди,
Далеко посвети:
На темные лесочки,
На сырые борочки,
На речку, на поля,
На синие моря,
На зеленый огород
И на весь народ.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.

Небылица- песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены.

В центре небылицы – заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления. «Всякая небылица в три года пригодится», – гласит народная поговорка. Зачем же она может пригодиться, в чем ценность этого жанра? На этот вопрос подробно отвечает К. Чуковский: «В подобных стихах неправильная координация вещей только способствует утверждению правильной, и путем такой фантастики мы утверждаем детей в их реалистическом представлении о мире».

Небылицы призваны не только развлекать, забавлять малышей, они созданы, «чтобы стимулировать умственные силы ребенка», а также «воспитать в ребенке юмор».

Едет Ваня на корыте!

А за ним ребятки

На дырявой кадке!

А за ними ёж с котом

Погоняют всех кнутом!

Злая кошка громко лает,

Дом хозяйский охраняет:

Стой, тебя она не пустит!

Не послушаешь – укусит!

Лошадь ехала с рогами,

Плыл козел по мостовой,

Червячок шел с бородой!

Тимошка на ложке

Ехал по дорожке,

Подвез до забора!

Хорош мотор у ложки!

Пословицы и поговорки- меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы.

Пословица – краткое изреченье, поученье, которое является народным творчеством. Изучение пословиц помогает социализации ребёнка, постижению им морально-этических норм, развивает мышление, развивает речь, делает ее более богатой и выразительной, способствует пониманию фразеологизмов, формирует умение говорить чётко и выразительно, оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка.

Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Пословицы обычно состоят из двух частей: “Делаешь наспех – сделаешь насмех”; “Землю красит солнце, а человека-труд”. Часто эти части рифмуются. “Без пословицы речь не молвится”, – говорили на Руси.

П ословица- это целое предложение, а поговорка – лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.

Поговорка: легок на помине, как с гуся вода, семь пятниц на неделе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини – сборникс подборкой физкультминуток, загадок, пословиц и поговорок на тему ЗОЖ.

Материал для младшей группы, который можно использовать в процессе создания экологического проекта на тему “Ягоды”.

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.Детский фольклор ру.

Последний зимний месяц, самый короткий по дням, но, наверное, самый длинный по ощущению времени. Уже хочется весны, а февраль всё тянется и тянется. Но долго грустить не придётся, ближе к концу месяца.

В картотеке собраны материалы про самое любимое детьми время года. Тут есть загадки про лето, стихи про лето, пословицы и поговорки про лето для дошкольников.

Загадки. пословицы и поговорки о войне и победе.

Произведения фольклора способствуют развитию речи ребенка.

Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки

И. С. Зарахович и др

10 000 пословиц, поговорок, загадок, скороговорок. Жемчужины народной мудрости

А что за роскошь, что за смысл,

какой толк в каждой поговорке

нашей! Что за золото!

Устное народное творчество, или фольклор (в переводе с английского – народное знание, народная мудрость), родилось в глубокой древности, в до-письменную эпоху, однако и сегодня, постоянно обновляясь и развиваясь, оно живет в нашем языке и литературе, в традициях и обрядах, в играх и забавах детей.

В бесчисленных творениях безымянных авторов, которые веками складывали и пересказывали былины и легенды, сказки и притчи, колыбельные и плачи, потешки и колядки и многие другие произведения разных жанров, навсегда запечатлены удивительный талант, настоящая мудрость, человечность и красота, озорство и добрый юмор народа.

Не зря живые корни фольклора питали творчество таких мастеров слова, как Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Толстой, и продолжают вливать живую струю в язык современных писателей.

В этой книге представлены основные, самые популярные малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, потешки и скороговорки, загадки, считалки, дразнилки, колядки…

Она поможет юным читателям и их родителям, а также всем, кто любит родной язык, историю и культуру России, пополнить свои знания, обогатить и оживить свою речь яркими образами и меткими словами.

абх. – абхазская

адыг. – адыгейская

азерб. – азербайджанская

амер. – американская

англ. – английская

араб. – арабская

арм. – армянская

афр. – африканская

балк. – балкарская

башк. – башкирская

болг. – болгарская

белорус. – белорусская

бурят. – бурятская

вьет. – вьетнамская

голл. – голландская

груз. – грузинская

исп. – испанская

итал. – итальянская

каб. – кабардинская

казах. – казахская

калм. – калмыцкая

карел. – карельская

кит. – китайская

латв. – латвийская

литов. – литовская

мар. – марийская

монг. – монгольская

морд. – мордовская

нан. – нанайская

нен. – ненецкая

нивх. – нивхская

ног. – ногайская

осет. – осетинская

польск. – польская

серб. – сербская

словац. – словацкая

словен. – словенская

тадж. – таджикская

тат. – татарская

тур. – турецкая

туркм. – туркменская

удм. – удмуртская

узб. – узбекская

уйг. – уйгурская

укр. – украинская

франц. – французская

хакас. – хакасская

чеш. – чешская

чуваш. – чувашская

эвенк. – эвенкийская

эфиоп. – эфиопская

якут. – якутская

яп. – японская

Пословица – цвет народного ума.

Гений, дух и характер народа проявляются в его пословицах.

СЛОВО – РЕЧИ ОСНОВА

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Где не погибло слово, там и дело еще не погибло.

Каждому слову свое место.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Веселое слово – речи основа.

Самое лучшее – прямо и просто сказанное слово (англ.).

Слово – ключ, открывающий сердца (кит.).

Сказавший слово умрет, а слово останется (азерб.).

Народное слово – твердое слово (морд.).

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

Человеческое слово стрелы острее.

Острое словечко колет сердечко.

Слово горы ворочает.

Чего силой не сделаешь, то сделаешь словом (азерб.).

Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания (араб.).

Не болтай наугад – клади слово в лад.

Говори задорно, а не заборно.

Слов много, да складу нет.

Кстати промолчать – что большое слово сказать.

Доброе молчанье лучше пустого бормотанья.

Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

Слово – серебро, молчание – золото.

Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Сорвалось словцо – не схватишь за кольцо.

Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке.

Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить (англ.).

Твоими бы устами да мед пить.

Слово молвит – соловей поет.

Не долго думал, да ладно молвил.

Слово на совет, а сила на брань.

Блюди хлеба до обеда, а слово до ответа!

Слова хороши, если они коротки.

Хороша веревка длинная, а речь короткая.

В мелких словах и большое дело утопить можно.

Слово слово родит, третье само бежит.

Во многословии не без пустословия.

Пустое слово, как солома, – много местом, да мало весом.

Пустые слова – что орехи без ядра.

Пустые речи и слушать неча.

Молчи – за умного сойдешь.

Поменьше говори, побольше услышишь.

Чем завираться, лучше молча почесаться.

Где слова редки, там они вес имеют.

Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.

Говорить, не думая, что стрелять, не целясь.

Сперва подумай, потом скажи.

С глупою речью сиди за печью.

Разжуй слово, прежде чем изо рта его вынуть (азерб.).

Обдумывай то, о чем говоришь, даже когда шутишь (уйг.).

Плохо, коль слово сказано, не спросясь разума.

Осла узнаешь по ушам, а дурака – по словам.

Слово не держать – себя не уважать.

Слово может спасти человека, может и убить.

Слово ранит сильнее штыка.

От одного слова – да навек ссора.

От слова спасенье и от слова погибель.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

С добрым словом и черная корка сдобой пахнет.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Хорошая речь лучше меда.

От доброго слова язык не отсохнет.

Доброе слово сказать – посошок в руку дать.

Пословицы, поговорки, скороговорки.

Чистый источник народного языка, сохранённый нашими предками, скрыт в пословицах, поговорках, потешках и скороговорках, как мостик из далёкого прошлого к нашему настоящему.

Ни одно литературное произведение, начиная от народных сказок и заканчивая крупными трудами русских и зарубежных писателей, не обходится без поговорок.

Через смысл этих сжатых народных мудростей в древние времена наши предки получали краткое содержание смыслового понимания жизненных ценностей.

В наши дни поговорки совершенствуются, но пришедшие из древности, даже потеряв свой исконный смысл, не теряют глубины и миропонимания.

Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.

Например:

Пустая бочка громче гремит.

Не зная броду, не суйся в воду.

Мал золотник, да дорог.

Бабьи слёзы чем больше унимать, тем хуже.

Бери всегда ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе.

Без языка и колокол нем.

Поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Поговорки употребляются впредложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.

Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившийся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное словo.

Примеры поговорок:

«лыку не вяжет» вместо «пьян»

«пороха не выдумал» вместо «дурак»

«свинью подложить» (напакостить) «медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред) «остаться с носом» (быть обманутым)

«остаться у разбитого корыта» (потерять что-либо из-за глупого поведения)

«когда рак на горе свистнет» (никогда)

«свадебный генерал» (важная персона, от которой нет фактического толку)

Скороговорка придумывалась для обучения, поэтому она является не самостоятельным жанром искусства, а прикладным. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова.

Раньше этот жанр так и назывался “чистоговорки”. Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.

Но надо сказать, что сложные скороговорки – это и отличная школа для взрослых. Люди, профессия которых связана с речью на публику – артисты, дикторы, лекторы, – используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений.

Скороговорка – веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы. А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, но карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет

Топоры остры до поры, до поры остры топоры.

Привез Пров Егору во двор дров гору.

Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, Пойду к Лавру – Лавру про Фрола навру.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Анонс: Частушки

Профессионал своего дела! Браво!

Ссылка на основную публикацию