Как развивать ребенка, не отрываясь от домашних дел (чем занять ребенка дома)

Чем занять ребенка, чтобы отвлечь от гаджетов

Дети постоянно торчат в гаджетах. Но если компьютерную зависимость ещё хоть как-то можно было заметить, то с приходом смартфонов всё стало куда сложнее. Рассказываешь ребенку что-нибудь, он вроде слушает, а на самом деле всё его внимание в телефоне. И ладно бы что полезное читал — так нет же! Ленты соцсетей, игры, видео. В общем, дети ведут себя прямо как многие взрослые.

– На самом деле, во все времена у детей голова витала в облаках — собственно, это и есть признак незрелости личности, – говорит семейный психолог Анна Хныкина. – Просто с приходом гаджетов это стало более заметно. То есть, если раньше ребёнок на уроке глазел в окно и шептался с соседом по парте, то сейчас он лайкает фото в инстраграме и чатится — с этим же соседом.

Что делать? С одной стороны, от смартфонов и соцсетей всё равно никуда не деться – сами всем этим пользуемся, и дети будут. С другой стороны, от мошенников-маньяков- извращенцев в интернете никто не застрахован, и махать рукой на онлайн-жизнь своего ребёнка тоже не хочется. Поэтому вот несколько советов, которые помогут аккуратно ограничить ребёнка в гаджетах (без скандалов и перерезания проводов).

1. Завтрак, обед, ужин — в оффлайне

Привыкли завтракать под бубнеж новостей, а ужинать под фильм? Заканчивайте!

– Если в ресторанах телефоны ещё хоть как-то откладывают в сторону, то дома считается, что в этом ничего такого — есть, уткнувшись в фейсбук или видео с Youtube, – считает Анна Хныкина. – Надо понимать ценность реального общения. А для этого стоит вводить правила семейного этикета и оговаривать моменты, когда вся семья убирает гаджеты и общается друг с другом. И в первую очередь, это совместные приемы пищи.

2. Уроки — без фона

Приучайте ограничивать использование гаджетов во время занятий делами. Все как на работе – мы не говорим по телефону по личным вопросам и не используем компьютер в целях «поиграть- поболтать» для повышения производительности. Если ребёнку не нужна Википедия вот прямо сейчас и он не пишет реферат по истории — компьютер выключить, смартфон убрать в ящик стола. Чтобы не искушали оповещениями.

Использование гаджетов разумно ограничивать не по часам, а на время определённых занятий – когда спишь, ешь или занят делом, добавьте своё. Подскажите, как настроить автоответы типа: «занят, перезвоню позже».

– Да, мы и сами в свое время делали уроки под магнитофон или радио, – уточняет эксперт. – Но одно дело – музыка, другое – постоянное отвлечение от дел разговорами «между делом», а там можно и в ленте пропасть минут на 20 в лучшем случае.

3. Перед сном — книжка вместо “стрелялки”

Мы уже писали: гаджеты перед сном — верный путь к бессоннице и депрессии. Как минимум, из-за голубого свечения экрана и электромагнитного излучения — всё это снижает выработку мелатонина, который и отвечает за спокойный сон.

– Для плавного перехода ко сну оптимальный вариант — это книжка. Это куда лучше любого видео или переписки, – считает психолог. – Такой текст меньше воздействует на зрительные нервы, меньше возбуждается нервная система.

Опять же, правило это — для всей семьи, так что взрослым тоже придется выключать ноутбуки хотя бы за полчаса до сна. Зато книжку можно почитать вслух всем вместе.

4. Больше живого общения

Почему дети вообще уходят в онлайн? Да потому, что там интереснее, чем в обычной жизни. Значит, надо разнообразить их повседневность, чтобы от неё не хотелось сбежать.

– Детям нужно живое, неформальное общение со сверстниками, – говорит Анна Хныкина. – Часто родители, наоборот, стараются заполнить график ребёнка учебой, спортом, разными занятиями, чтобы оставалось меньше времени на компьютер. Но общение на переменах в школе не заменяет совместных игр и прогулок. А на них у детей просто не остается времени — или с друзьями графики не совпадают. И обычное детское пространство для игры и фантазии у них отсутствует.

В общем, не надо ждать ближайшего дня рождения — надо устроить детям вылазку в парк или другое место с друзьями. Сами они не организуются, им проще общаться в соцсетях.

5. Ищите баланс

Современные мамы и папы часто бросаются из крайности в крайность. С одной стороны, в поликлинике-машине-самолете родители сами подсовывают ребёнку планшет и включают мультики или игрушки ради экономии собственных нервов. Но с другой стороны, получается, что мы сами подсаживаем детей на гаджеты чуть ли не с пеленок. А освободившееся время тратим на что? Правильно, на соцсети.

– Не надо относиться к гаджетам как к наркотикам, и пытаться полностью их избегать. Бывают моменты, когда они нужны и упрощают нам жизнь. Нужно просто искать баланс, – подытоживает психолог. – А чтобы гаджеты не сожрали психику ребёнка, родители должны больше заботиться о том, чтобы дети могли спонтанно общаться между собой и спокойно играть — на улице, во дворе, в гостях, в детских клубах.

6. Наказывать запретом – бессмысленно

Вы бы явно не стали наказывать ребенка, лишая его общения с друзьями и сверстниками. Для современного подростка в гаджете сосредоточена вся личная жизнь. Наказывать человека её отсутствием? От этого он не начнёт учиться лучше, не перестанет забывать о своих дополнительных занятиях. Надо помочь ему с самоорганизацией – как правильно делать уроки, соблюдать распорядок. Нужно научить ребенка управляться с личным временем, волей и гаджетами. Многие взрослые не умеют это делать, чего же мы хотим от детей?

Топ-15 идей, как развлечь детей 3-6 лет не выходя из дома

Иногда приходится сидеть с ребенком дома несколько дней подряд: то высокая температура, то ветрянка, то погода совсем нелетная, то сама мама приболела и погулять с малышом на улице просто некому, то еще какая напасть или природная аномалия. Мало ли какие бывают ситуации! Но это вовсе не повод грустить! Наши идеи, как развлечь детей дома — вам в помощь.

rebenok.by

Дома с ребенком 3-6 лет можно найти массу способов нескучно провести время, если нет надобности сильно ограничивать его активность:
— устройте дискотеку,
— попрыгайте в классики, «начерченные» скотчем на полу,
— поиграйте в прятки,
— устройте импровизированный показ мод и др..

Если бегать и прыгать нежелательно, подберите более тихие развлечения:
— устройте световое шоу при помощи обычного фонарика,
— соорудите гамак или домик под столом,
— почитайте книжку, чтобы потом ее инсценировать и др.

Такие способы развлечь ребенка дома не стоят больших денег и не займут у вас много времени. Но такое внимание и любовь не пройдут для ребенка незамеченными. Это как раз те детские впечатления, которые с возрастом становятся все более и более ценными.

1. Лежбище морских котиков: гамаки для детей

pp.userapi.com

Когда для активных игр нет сил или состояние здоровья малыша требует спокойных развлечений, соорудите гамак из покрывал, пусть малыши сменят место дислокации (ну сколько можно лежать в кровати!) и покайфуют в нескольких сантиметрах над землей, рассматривая книжки о приключениях любимых героев.

2. Картонные развлечения для детей дома

www.bastisimo.com

Если нужно, чтобы малыш был тихонько занят своими делами, вручите ему фломастеры и большую картонную коробку. Например, от холодильника. О! Вы даже не представляете, какой воображаемый город появится перед глазами буквально через полчаса.

Рекомендации от Растишки:

www.passion.ru

Картон — достаточно прочный материал, что позволяет использовать поделки из него достаточно долго. Сделайте большой домик, где поместится ребенок в полный рост — лучшей игрушки не придумаешь! Для скрепления деталей используйте скотч и липучки — так домик можно будет сложить и быстро убрать, чтобы не занимал место. Декорируйте новое жилище шторками, цветочными горшками и прочими мелочами, которые создадут в игрушечном доме уют. Позвольте малышу самостоятельно нарисовать обои, коврики и прочий декор для украшения интерьера. Для любимого Бобика можно построить будку возле дома — друг всегда будет рядом, а имущество — под надежной «сигнализацией».

www.passion.ru

Не только мама с папой мечтают о собственном загородном доме. У куклы Маши точно такая же мечта, и вам под силу сделать ее (куклу) счастливой, а ребенка — довольным и занятым полезными делами надолго. Склейте из картона помещение с перегородками, без крыши, но с полом-подставкой. Пусть малыш вместе с любимой куклой все обустроит и покрасит. Мебель можно сделать из деталей конструктора, посуду — вылепить из соленого теста, коврики и занавески — выкроить из ненужных тряпочек и лоскутков. Воспитывайте вкус с детства, глядишь, юный дизайнер еще не раз проявит свои способности.

3. Домашняя кулинария: развлечения для детей

justcoolidea.ru

Домашняя кулинария — это то, что увлекает карапузов и помогает мамам ненавязчиво прививать малышам навыки самостоятельности и аккуратности, учит помогать по дому и как ничто другое стимулирует волчий аппетит. Сделайте с детьми вкусные шоколадные креманки для творожка или мороженого.

Надуйте воздушные шарики, вымойте с мылом. Растопите шоколад и окуните шарики в теплую сладкую массу. Подождите, пока шоколад застынет и аккуратно лопните шары.


all-thinks.ru

Можно наполнять шоколадные тарелочки любимым лакомством! Например, йогуртом или творожком «Растишка», или домашним мороженым со свежими ягодами и кусочками фруктов.

Рекомендации от Растишки:

4. Снежные развлечения

ourbestbites.com

Сделайте снег вместе с ребенком по нашим рецептам — и играйте в свое удовольствие!

Рекомендации от Растишки:

5. Игры со светом


www.matato.net

Вынужденное сидение дома можно скоротать за полезными развлечениями. Многие дети бояться темноты. Давайте с ней подружимся! Бегом за фонариками. Из плотной бумаги вырежьте круг по размеру стекла в фонарике. Любая фигура, вырезанная из бумаги, и наложенная на источник света, даст причудливую тень. Выключите свет и поэкспериментируйте! В темноте нет ничего страшного, одни чудеса. Бояться привидений, нарисованных на бумаге — фи, мы не такие!

Рекомендации от Растишки:

pinimg.com

Возьмите полоску плотной бумаги. Наметьте карандашом рисунок, а затем наколите отверстий иголкой. Получатся симпатичные фонарики, с которыми можно поиграть в темной комнате. ВНИМАНИЕ! Не давайте ребенку спички и свечи. Все опыты проводятся только в присутствии взрослых!

alicdn.com

Если есть фигурный дырокол, можно высечь изображение прямо на бумажных пакетах. Внутрь вставьте высокий стакан с горящей свечой.

tnn-hobby.ru

Такие фонарики — не только объект для световых игр с детьми, но и украшение интерьера.

6. Парафиновые острова


viene.ru

Эта увлекательная игра должна проходить строго в присутствии взрослых. Пофантазируем? Налейте в глубокое блюдце воды и подкрасьте ее синим или зеленым цветом. Чем не море?

Зажгите свечу и подождите, пока расплавится парафин. Аккуратно вылейте парафин в воду — он начнет остывать, превращаясь в причудливые фигуры. Если менять высоту свечки на уровнем «моря», можно получить причудливые «острова».

7. Шах и мат!

Как научить ребенка играть в шахматы и шашки мы рассказывали ТУТ. Даже трехлетка может освоить азы, а дальше — все зависит от вашего терпения и фантазии.

8. Карточные игры, пасьянсы, фокусы

Азартные игры не так страшны, как может показаться на первый взгляд, тем более, что существуют вполне безобидные фокусы, пасьянсы и детские колоды с мультяшными героями.

Рекомендации от Растишки:

9. Мы с тобой одной крови — королевской

zhenskoe-mnenie.ru

Сделать корону будет интересно как мальчику, так и девочке. НО! Есть риск, что возникнут проблемы: коронованная особа царских кровей может отказаться снимать головной убор даже на время сна и купания.

10. Домашняя рыбалка

www.wday.ru

К этому невинному развлечения охотно присоединится даже очень занятой папа. С нашими идеями любая рыбалка будет успешной! Поищем рыбные места в своей квартире?

Рекомендации от Растишки:

11. Сделайте веселый аквагрим

imperiya.by

Кто сказал, что нельзя играть с собственными руками, лицом и телом? С помощью специальных красок их можно превратить в кого угодно! Минутное дело, а ребенок занят надолго.

Если вам медведь на кисточку наступил или ребенок не хочет «пачкаться», предложите ребенку альтернативный вариант — раскрашивать лица куклам! Представляете, как он будет счастлив почувствовать себя визажистом?!

Рекомендации от Растишки:

12. Поиграйте в сюжетно-ролевые игры

deti.mail.ru

Если ребенок болеет, поиграйте с ним в доктора. Расскажите основные принципы функционирования человеческого организма, научите проводить простые манипуляции с игрушками. Много других интересных идей в нашей статье « Играем с ребенком в сюжетно-ролевые игры«.

13. Порисуйте непривычными способами и предметами


novostipmr.com

На самом деле, чтобы получать кайф от рисования, вовсе не обязательно уметь рисовать. Факт! Можно вместе с ребенком побаловаться и разнообразить досуг:

Рекомендации от Растишки:

14. Сделайте открытки

Сделайте вместе с ребенком открытки для тех, о ком ребенок скучает (друзья, родственники), с кем давно не виделись.

15. Займитесь лепкой

xn--b1addmfe5aaikeid.xn--p1ai

Дети очень любят лепить, вот только не всегда мамы готовы потом убирать результаты творчества с ковра и предметов мебели, поэтому к выбору материалов для лепки нужно отнестись серьезно: выбирать товары проверенных производителей или делать домашний пластилин самим.

Рекомендации от Растишки:

Если эти идеи вы все уже перепробовали, а домашний карантин не закончился, загляните в статью Топ-10+ идей, чем занять ребенка 3-6 лет дома.

Расскажите в комментариях, чем любит заниматься дома ваш ребенок. Какие совместные развлечения вы придумываете, когда приходится сидеть взаперти по разным причинам (болезнь, плохая погода и пр.) ?

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Все о детях, все для родителей

Чем занять маленького ребенка дома 3, 4, 5 лет — ТОП 100 идей

Сегодня мы поговорим о том, чем занять ребенка 3, 4, 5 лет дома, чтобы он с пользой и интересом провел время, а не сидел перед экраном телевизора, монитором компьютера, либо с планшетом, телефоном.

Итак, чем занять маленького ребенка дома, ТОП 100 идей

  1. Разукрашивание. Это самый простой способ занять малыша. Подберите для крохи несколько интересных картинок и дайте ему карандаши, фломастеры, либо краски.

2. Рисование – любимое занятие многих детей. Дайте малышу альбом, краски, карандаши, либо фломастеры и пускай он творит.

3. Дорисуй рисунок. Дайте крохе заготовки, на которых часть рисунка нарисована, а ее нужно закончить.

4. Рисуйте, обводя ладошки. Покажите ребенку, какие картинки получаются, если дополнить контуры своей ладошки.

5. Рисуйте, используя трафареты в виде животных, цветов, насекомых, транспорта, букв, цифр.

6. Рисуйте картинки-кляксы. Нужно брызнуть на бумагу краску, либо тушь. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем развернуть. Из получившихся отпечатков нарисовать картинку.

7. Рисуете на ткани. Специальными текстильными красками разрисуйте кусок ткани, например старую простыню или футболку.

8. Рисуйте пальчиковыми красками. Интересными получаются человечки, если палец мокнуть в краску, а к отпечатку дорисовать лицо, руки, ноги.

9. «Раздуваем» картинки. Набрызгайте на бумагу разную краску, добавьте побольше воды. Подуйте через соломинку и получите разноцветные пятна.

10. Лепка из пластилина. Придумайте сюжет и дайте ребенку идею, что он должен лепить.

11. Картинка из пластилина. Можно взять картон, либо использовать доску для пластилина и предложить ребенку нарисовать пластилином небольшую картинку. Идеи можно взять здесь:

12. Лепка из соленого теста. Приготовьте ребенку тесто и дайте идею, что из него можно слепить. Как лепить из пластилина, смотрите здесь: Как лепить из пластилина?

13. Сделайте картинку из крупы. Идеи можно посмотреть здесь:

14. Поиграйте с крупой: ее можно сортировать, перебирать, крупой можно рисовать.

15. Дайте задание малышу пересыпать крупы в бутылочку.

16. А в миске с манкой либо мукой можно, даже искать «сокровища». Только для этого их сначала нужно туда «закопать». В качестве сокровищ подойдут макаронные изделия, фасоль, горох.

18. Соберите пазлы.

Читайте также:  В каком возрасте следует обращаться к логопеду

19. Сделайте пазлы своими руками, разрезав открытку, либо картинку на несколько частей.

20. Игры с магнитами. Сделайте несколько магнитов вместе с ребенком, покажите, как с их помощью можно украсить холодильник, пусть малыш проведет эксперимент, какие вещи в доме притягиваются, а какие – нет.

21. Вырезание. Дайте ребенку старый журнал и ножницы. Пусть он вырежет людей, машинки, животных, насекомых и т. п. Можно задать определенную тематику.

22. Сделайте коллаж. Из вырезанных картинок можно сделать коллаж, приклеив их на бумагу и дорисовав определенные рисунки.

23. Воспользуйтесь фигурным дыроколом. Покажите ребенку, как с его помощью получить фигурки. А далее из этих фигурок можно сделать аппликации.

24. Сделайте несколько открыток с ребенком, чтобы подарить бабушке, дедушке, папе, братику, либо сестре.

25. Аппликации. Тоже интересная возможность занять ребенка дома. Можно делать аппликации из определенных геометрических фигур: кружков, квадратов, треугольников. Идеи смотрите здесь:

26. Игры с наклейками. Можно приобрести ребенку специальный альбом для наклеек, либо сделать самому.

27. Игры с буквами. Буквы можно вырезать из бумаги, попробовать их разучить, а можно нарисовать им рот, нос и глаза.

28. Дайте ребенку доску и магнитные буквы, соберите вместе слова, либо составьте из них фигурки животных, геометрические фигуры и т. п.

29. Рассказываем истории. Начните рассказывать какую-то историю, а ребенок пускай ее продолжит. И наоборот.

30. Полистайте старые альбомы и посмотрите фотографии.

31. Поиграйте с двухсторонней клейкой лентой. Покажите ребенку, как с ее помощью можно создавать объемные фигуры. Клеить можно все: пуговицы, камушки, ракушки, картинки, вату, нитки и т. п.

32. Создайте собственную книгу. Возьмите несколько листов бумаги, формата А4, согните их пополам и скрепите вместе. Получите небольшую заготовку для книги. Пусть ребенок создаст свои иллюстрации, попробует написать надписи, сделает аппликации. Такую книгу можно подарить бабушке, дедушке, папе.

33. Сделайте вместе с ребенком несколько коробочек, в которые сложите отдельно разноцветные пуговицы, крупные монеты, каштаны, шишки, декоративные камушки, прищепки.

34. Сделайте поделки из природного материала. Подойдут каштаны, желуди, шишки, листья, веточки. Идеи можно посмотреть здесь:

35. Из ореховой скорлупы делаем кораблики, приклеив треугольные бумажные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях.

36. Научите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы. Для этого дайте ему задание одеться в рубашку с пуговицами, либо надеть ее на любимую игрушку.

37. Научите ребенку шнуровать. Для этого подойдут специальные игрушки-шнуровки.

38. Сделайте бусы. Нанизывать на нитку можно крупные пуговицы, макаронные изделия, крупные деревянные или пластмассовые бусины.

39. Сортер. Такую игрушку можно купить, а можно сделать своими руками. В картонной коробке сделайте несколько отверстий разной формы, пусть ребенок проталкивает в них разные предметы: каштаны, пуговицы, крупную гальку, декоративные камни.

40. Дети любят нажимать на кнопочки. Дайте малышу большой калькулятор, старую клавиатуру, мышку, он с удовольствием поиграет с этими аксессуарами.

41. Девочкам нравится изучать содержимое маминой сумки: открывать замочки, проверять карманчики, рассматривать визитки, дисконтные карты.

42. Еще дети любят закрывать и открывать съемные замки. Дайте ребенку замок и ключ, и он будет занят некоторое время.

43. Дайте возможность ребенку поиграть с кастрюлями, лопатками, пластиковыми контейнерами, пластиковыми стаканчиками и другими кухонными принадлежностями. Такое занятие понравится, и мальчикам, и девочкам.

44. Играем в боулинг. Ставим на полу игрушечные кегли, либо пластиковые бутылки. Можно строить башни из кубиков. Даем ребенку мячик, он должен сбить предметы.

45. Играем теннис. Дайте ребенку шарик и ракетку, научите его набивать.

46. Играем в мячик. Ставим ведро, либо небольшой таз, веревкой проводим черту и предлагаем малышу забросить мячик.

47. Игра «Удержи шарик». Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать его на ложке.

48. Из подручных материалов делаем дорожки, и ручейки, а затем по ним бегаем, через них перепрыгиваем, оббегаем. В качестве материалов подойдут пояса, ленточки, ремни, туалетная бумага.

49. Играем в следы. Обводим ножку малыша, вырезаем и размножаем. Раскладываем по полу. Получаем следы, как на снегу. Из них выкладываем разные узоры.

50. Островки. Берем подставки под горячее, либо листы бумаги и раскладываем их на полу. Получаем островки, по которым можно прыгать, бегать. На них можно размещать игрушки.

51. Играем в лабиринты. Между стульями натягиваем веревки, либо резинки и даем задание ребенку пробраться через них.

52. Строим домики, палатки, шалаши. Подойдут подручные материалы: простыни, стулья, подушки, одеяла.

53. Играет в сыщиков или ученых. Для этого понадобиться увеличительное стекло.

54. Игра «Повтори скороговорку».

55. Ролевые игры. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: измеряем температуру, делаем уколы, перевязываем, даем лекарства, ставим компрессы.

56. Делаем аквагрим себе и окружающим.

57. Имена для пальчиков. Для каждого пальчика придумываем смешное имя.

58. Держим равновесие. Сворачиваем ковер и ходим по нему с вытянутыми в сторону руками.

59. Игра в привидения. Закутываемся в белые простыни и кружим по квартире, как привидения, с ужасающими звуками.

60. Играем с воздушными шариками. Их можно пинать, на них можно дуть, забрасывать в кольцо и т. д.

61. Забиваем голы. На ковре веревочкой обозначаем ворота. Бросаем по ним шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко.

62. Из стульчиков делаем паровозик. Несколько стульчиков – это вагончики. По ним рассаживаем пассажиров – игрушки. А ребенок – в локомотиве и поехали.

63. Ищем колечко. Колечко кладем в кулак, ребенок должен угадать, в какой оно руке.

64. Играем в прятки.

65. Играем в дорожное движение. Берем большой лист бумаги, подойдут обои. Кистью и красками, либо фломастерами, маркерами рисуем дороги, улицы. Берем машинки и играем.

66. Играем в кафе. В игрушечной посудке готовим всякие десерты и подаем.

67. Играем в разбойников.

68. Делаем игрушечные монеты. Под бумагу кладем монеты, мягким карандашом штрихуем поверх каждой монетки, вырезаем.

69. Придумываем истории про людей. Смотрим в окно и придумываем про людей, которых видим внизу, разные истории.

70. Делаем тоннель для транспорта. Для этого можно свернуть коврик и пускать в него машинки.

71. Играем в театр. Делаем декорации, берем мамину и папину одежду – это будут костюмы, и ставим спектакль.

72. Играем в поп-звезду. Для этого понадобиться импровизированный микрофон и сцена.

73. Играем в путешественников. Берем рюкзак и наполняем всем необходимым: термос, карта, компас, фляга, часы и т. п.

74. Если есть старый фотоаппарат, можно поиграть в фотографа.

75. Сворачиваем и клеем лист бумаги, получаем подзорную трубу, играем в капитанов.

76. Играем в больницу. Берем бинт, вату, шприц, пластиковые баночки для микстур, ложечку для горла и т. п. Игрушки – пациенты.

77. Играем в школу, либо садик. Раздаем мягким игрушкам, куклам (ученикам) тетради, либо листики бумаги, ребенок берет указку и проводит урок.

78. Играем в магазин.

79. Делаем игрушечную комнату из коробок. Подойдут картонные обувные коробки, отдельно рисуем и вырезаем мебель, обставляем комнаты.

80. Шьем одежду для кукол.

81. Игра «Кто дальше дунет». Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше.

82. Костяшки из домино ставим на короткое ребро друг за другом, чтобы получилась длинная лента. Первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой.

83. Играем в «Дочки-матери».

84. Делаем бумажные гирлянды. Например, из цветной бумаги вырезаем сердца и нанизываем их на шнурок.

85. Играем в «Угадай мелодию».

86. Ползаем на спине. Ложимся на спину и передвигаемся по комнате, стараясь ничего не задеть.

87. Играем в парикмахера, придумываем прически. Пригодятся банты, заколки, обручи для волос.

88. Делаем вместе уборку: вытираем пыль, загружаем стирку, достаем белье, моем зеркала.

89. Моем посуду. Даем ребенку небьющуюся посуду и безопасные столовые приборы. Наливаем в таз воды и моем.

90. Поливаем с помощью лейки вазоны.

91. Делаем бумажные кораблики, самолетики.

92. Эксперимент «Что тонет, а что плавает». Даем ребенку разные предметы (тяжелые и легкие), чтобы он проверил, какие из них плавают, а какие – нет.

93. Занимаемся стиркой. Налейте в таз воды и дайте крохе постирать свои носочки, платок, кукольную одежду.

94. Игра «Слепая курица». С закрытыми глазами пытаемся пройти из одного конца комнаты в другой, ничего не задев.

95. Считаем машины во дворе. Смотрим в окно. Считаем машины определенного цвета, либо модели.

96. Играем в «Крокодил». С помощью мимики и жестов нужно изобразить животное, фигуру, предмет.

97. Придаем форму печенью. Дети любят играть с тестом. Дайте им возможность сделать печенье.

98. Изготавливаем печатки. Нужно взять четвертушки картофелины, на которых можно вырезать разные узоры. Наливаем пальчиковую краску, обмакиваем картошку, прижимаем к бумаге и получаем печать.

99. Играем в рыбалку. В большой таз наливаем воду, запускаем рыбки. В качестве рыбок используем подручные материалы (яйца киндер-сюрпризов, легкие игрушки, игрушки для ванны). С помощью шумовки пытаемся их выловить.

100. Играем настольные игры. Их можно изготовить самому.

Я думаю, что перечитав наш список, у Вас не будет возникать вопрос: «Чем занять маленького ребенка дома 3, 4, 5 лет?». Немного фантазии, и Вы с пользой проведете досуг.

57 упражнений для запуска речи у малышей

15.05.2019 | Анна Новик 12 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Читайте также:  Как определить левшу - Тесты логопеда

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. По первому образованию Анна – учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму – возрастной психолог, преподаватель психологии.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Обсуждение

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ,ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ,НУЖНО ИГРАТЬ С НИМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ,УВЛЕКАЯ. НО РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ.
Итак.чем же нужно заниматься?
*Работа с шариками.Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребенка.Катить шарик,чтобы он ударился о коробочку.
*Работа с кольцами.На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
*Работа с кубиками.Из кубиков строить башенку,поезд,стульчик,домик.
*Работа с о складными деревянными матрешками,пирамидками,коробками.
*Поставить емкость и бросать в нее шарики(левой и правой рукой).
*Берется картонка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания;
-протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
-протянуть нитку,пропуская одну дырочку;
-выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
*Легко нажимать на грушу пульверизатора(или на обычную спринцовку),направлять при этом получаемую струю на ватку,чтобы она двигалась по столу.
*Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
*Работа с мозаикой,с пазлами.
*Нанизывать на леску бусинки,пуговицы.Чередовать большие и маленькие.
*Играть на воображаемом пианино.
*Поиграть в «Золушку».Разобрать смешанные фасоль и горох,чечевицу и горох,рис и гречку.
*Играть с мягкой проволочкой,из нее можно сделать интересные игрушки.
*Застегивать пуговички,крючки,замочки.
*Различные пальчиковые игры.
*Переливание воды из стакана в стакан,из заварного чайника в чашку.
*Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
*Чистка зеркал металла,обуви.
*Подметание пола.Нарисовать на полу квадрат.Возле него рассыпать «мусор»,например,косточки,семечки,сметать мусор в центр квадрата.
*Складывание салфеток.
*Используя безопасную овощечистку,учить чистить овощи и фрукты.
*Мытье посуды щеткой,не важно настоящей или игрушечной.
*Подвесить где-нибудь нитки,Заплетать косички.
*Налить в неглубокую миску воды и бросить в нее теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
*Нарезать кусочки поролона и наломать пробки(чтобы были неровные края).Сложить все в тарелочку, рядом поставить
другую.Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
*На край плотного картона нацепить прищепки(можно сделать «солнышко с лучиками» или «ежика с иголками»).Прищепки снять и опять одеть на край.
*Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
*Чистить стеклянные бутылки при помощи «ершика».
*Нарвать вместе с ребенком в коробку бумагу и спрятать игрушку.Найти на ощупь.
*Запускать пальцами мелкие волчки.
*Разминать пальцами пластилин ,глину.
* Рисование в воздухе.
* мять руками поролоновые шарики, губку.
*»Волшебный мешочек».Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки.Находить на ощупь заданную игрушку.
*В коробку сложить мелкие орешки,спрятать в них игру игрушку,найти на ощупь.
*Работа с бумагой.Складывать ее,разворачивать,скатывать,скручивать,перелистывать.
*Рисовать красками.Можно сделать густые краски.
Рецепт краски:крахмал+ пищевой краситель+вода +мыльная стружка.
*Работа с пластилином.Лепить колбаску,колобка бублик и т,д.Можно сделать тесто
.Рецепт; смешать 1стакан соли+2 стакана муки+1 стакан подкрашенной воды.Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла.Перед работой его лучше подогреть.
*Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня,пузырьки от духов и т. д.Отвинчивать и навинчивать пробки,подбирая по диаметру.
*Рисовать пальчиками по стеклу красками.Рисовать по зеркалу,предварительно наносить пудру на него.
*Ловить мяч двумя руками,одной рукой.
*Ловить мяч после удара по полу.
*Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
*Перекатывать мяч из одной руки в другую.
*Ходить в определенном направлении(по пряиой, по кругу) под заданный темп.
*Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
*Подпрыгивать на двух ногах,затем на правой(левой) ноге.
*Вставать,приседать под счет.
Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя их повторяя их ,заинтересовывая ребенка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребенка.

спасибо огромное за полезную информацию, еще многое для себя подчерпнула для занятия с малышом)

Консультация для родителей «Рекомендации по коррекция речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»

Консультация для родителей (школа логопеда «Речевичок»).

Тема: «Рекомендации по коррекция речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.

Что же ребенок должен уметь к 3-м годам?

  1. Словарный запас детей 3-х лет состоит из 1000 слов.
  2. Ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов (н-р, бибика, аф-аф, ту-ту).
  3. Он умеет строить предложение с соблюдением норм грамматического оформления (н-р, ребенок изменяет слова в речи по числам, одна игрушка; по родам, моя игрушка; по падежам, нет игрушки).
  4. Ребенок 3-х лет может пересказать содержание простой сказки.
  5. Задает много вопросов (возраст почемучки).
  6. Употребляет все части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие.
  7. Ребенок проговаривает свои действия, когда он играет один со своими игрушками.
  8. Говорит: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо.

Это показатели нормального развития речи, но наша с вами цель своевременно увидеть отклонение в речевом развитии и поэтому хочу обратить ваше внимание на особенности развития ребенка при временной задержки речи.

Задержка речевого развития – замедленное развитие речи у детей до 3-х лет.

Дети с диагнозом ЗРР имеют особенности поведения:

  • Либо гипервозбудимы, либо пассивны.
  • Внимание таких детей неустойчивое, ребенок быстро отвлекается.
  • Игровая деятельность носит монипулятивный характер действий (н-р, возит машинку туда сюда, нет сюжета в игре).
  • Мелкая моторика рук развита слабо.
  • Артикуляционная моторика развита слабо, они не могут точно выполнить движение губами, языком.
  • Они ориентируются в существительных, но названия действий (н-р, идет, бежит, стоит не различают).
  • Активный словарь состоит из 5-10 слов как правило 1, 2-х слогов, н-р, мама, баба, на. Иногда вместо слова ребенок воспроизводит 1 слог – ударный.
  • Они не могут передать интонацию слова.
  • Интересной особенностью их речи является стремление к употреблению открытых слогов (н-р, мяч, мя или мятя).
  • Существительные произносятся со множеством звуковых пропусков (н-р, иня – машина, кука — кукла).

Работа по ранней коррекции речи должна проводится комплексно и в детском саду и дома.

Я приготовила для вас рекомендации по развитию речи детей 3-го года жизни:

Обогащение словарного запаса.

Старайтесь давать определение предметам по их родовой принадлежности, н-р: хлебница – посуда для хлеба, называя слова обобщения: посуда, одежда, мебель, обувь и т.д. Применять их можно в форме просьбы «Сложи свою одежду аккуратно».

На прогулках обращайте внимание детей на растение, цветы, деревья, птиц. Обогащайте словарь ребенка их названиями.

Вводите слова – названия основных цветов, н-р: сейчас наденем красные штанишки; в какую чашку налить чай синюю или белую.

Знакомьте детей со словами, которые обозначают форму предмета: круглый, квадратный, треугольный, овальный, н-р: часы круглые, а кубики квадратные.

Расширяйте понятие размера словами: широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий, называя признаки окружающих вещей: длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст.

В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, горячий чай, теплый свитер, сухие носки, чистые руки.

Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов – действий или глаголов. Называть действие выполняемое ребенком нужно точно, с использованием приставок, н-р: воду из чашки перелили, в чайник воду налили, из ведра воду вылили.

Нужно показать разницу между настоящим временем и прошедшим (н-р, мама кашу варит, мама кашу сварила). Помогает усвоению глаголов подвижные игры с речевым сопровождением. Также развивается слуховое внимание, понимание речи, общая моторика, координация движений.

Развитие грамматического строя речи.

Работа над грамматическим строем речи должна стать ведущей в этом возрасте.

Один из главных приемов – беседа при рассматривании иллюстраций к сказкам (н-р, по сказке «Колобок»). Задавайте вопросы: Откуда скатился колобок? С кем сначала встретился Колобок? Просите ребенка отвечать полными предложениями, н-р: Колобок встретился с зайцем.

Большое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог, н-р: игрушка лежит на столе, под столом, убрал со стола.

Развитие связной речи.

В этом возрасте можно говорить лишь о подготовке детей к расказыванию. Дети учатся слушать взрослых. При совместном рассматривании игрушки, взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки, н-р: мишка плюшевый – большой; у него есть голова, туловище, лапы; на голове ушки, нос, глаза, рот, затем спрашивает какой мишка? Что есть мишки? Покажи где у мишки лапы? Во время разговора игрушка должна находится в руках у ребенка.

Обязательно нужны упражнения мышц артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы органов артикуляции и звуки появляются быстрей и звучат более четко.

Развитие дыхания.

Не маловажную роль в развитии речи играет правильная постановка дыхания. Лучше этот делать с использованием игрушек: вертушки, шарики, губные гармошки, дудочки, мыльные пузыри.

Пальчиковая гимнастика.

Очень важна пальчиковая гимнастика, т.к. мелкие мышцы пальцев на прямую связаны с речевым центром, а если она сопровождается стихотворным текстом, то развивается слуховое внимание и умение выполнять действия по инструкции.

Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.

Очень полезно загадывать детям загадки, они развивают мышление и фонематический слух, т.е. то, без чего не возможно развитие речи.

Хитрая плутовка – рыжая головка
Пушистый хвост краса
Кто это? – лиса

Встает на заре
Поет во дворе
На голове гребешок
Кто же это? – петушок

Какие книги читать ребенку.

Книга должна быть похожа на игрушку, объемная раскладушка большого формата с крупными красочными картинками.

Правила для родителей читать ребенку каждый день!

Важно что читать малышу: обязательно народные сказки:

«Колобок», «Теремок» или сказки в стихах «Мойдодыр», «Айболит», «Муха — цокотуха».

Консультация «Задержка речевого развития детей 3-х лет»

Елена Белевич
Консультация «Задержка речевого развития детей 3-х лет»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развитиявсех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

За последние годы количество детей, страдающих от задержки речевого развития, очень возросло. По данным ЮНЕСКО на 2018 год, в России живет два миллиона детей с отклонениями в физическом и психологическом развитии. Среди них немалую долю занимают дети с ЗРР. В России каждый четвёртый малыш имеет задержку речевого развития. Угрожающая масштабность этих цифр заставляет задуматься о том, что уже давно пора принимать решительные меры и вступать в борьбу с этой распространенной патологией. Актуальность проблемы очевидна. И взрослым пора всерьез задуматься над тем, как помочь своим детям, как сделать жизнь подрастающего поколения полноценной и счастливой.

Цель – исследование особенностей психомоторного и речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития, разработка диагностического пособия для родителей по обследованию речи детей раннего возраста.

Задачи: 1) провести теоретический анализ современной научной

литературы по проблеме исследования;

2) выявить особенности речевого развития детей раннего возраста;

3) осуществить подбор методов диагностики детей 3лет;

4) провести обследование детей 3 лет;

5) проанализировать полученные данные по обследованию;

6) разработать и апробировать диагностическое пособие для родителей по обследованию речи детей раннего возраста.

Гипотеза: можно предположить, что применение интерактивного диагностического пособия для обследования речи детей раннего возраста позволит родителям эффективно обследовать состояние речи детей и своевременно выявлять задержку в речевом развитии.

Противоречие: большинство детей раннего возраста, проживающие в Кемеровской области не посещают дошкольные образовательные организации до достижения ими 3-х – летнего возраста (до 80%).

Родители не знают онтогенез речевого развития и не могут самостоятельно определить задержку речевого развития у ребенка.

С другой стороны именно в этом возрасте необходимо создать условия для нормализации речевого и психического развития ребенка. Исходя из выявленного противоречия, мы можем определить проблему исследования.

Проблема исследования: изучить особенности речевого развития детей раннего возраста и определить условия эффективного выявления задержки речевого развития у детей данной возрастной категории.

Чтобы не был упущен важный период речевого развития ребенка, необходимо разработать диагностическое пособие, доступное для проведения обследования речи в домашних условиях (опросник для родителей).

Объект – процесс речевого развития у детей 3лет.

Предмет – процесс выявления задержки речевого развития у детей 3.

Контингент – дети раннего возраста (3- х лет).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад N 93» г. Кемерово. Дети 3лет.

1)проведение теоретического анализа современной научной литературы по проблеме исследования;

2) проведение констатирующего эксперимента;

3) разработка диагностического пособия для родителей по обследованию речи детей раннего возраста;

4) апробация диагностического пособия для родителей по обследованию речи детей раннего возраста;

5) проведение контрольного эксперимента и анализ полученных результатов.

Комплексное психолого – педагогическое и логопедическое обследование детей в возрасте трех – четырех лет, имеющих речевую патологию,включает в себя следующие разделы:

1. Изучение анамнеза (общего и речевого).

2. Методика исследования моторной сферы (общей, ручной и артикуляционной моторики).

3.Методика исследования высших психических функций: (восприятия, внимания, памяти, мышления).

4. Методика исследования языковых и речевых средств.

Комплексное обследование детей раннего возраста проводится на доступном для детей материале, предусматривающем возможность получения полной информации о недостатках психомоторного развития. Исследование психической сферы проводится совместно с психологом. Детейобследуют специалисты медицинского профиля: педиатр, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог и др.

Обследование строится на общем системном подходе с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем младше ребенок и чем ниже уровень его речевого развития, тем больше значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений.

В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.

Читайте также:  Пальцы учат говорить (пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика)

Например, активно используются пальчиковые игры.

В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т. к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, иг-рушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышив-ки. Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.

Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.

Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала, они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.

Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.

Хорошо для развитияречи использовать дыхательные движения: дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья («Листочки полетели», дуть на метелочки из елочного «дождика».

Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста.

Комплексное обследование детей раннего возраста проводится на доступном для детей материале, предусматривающем возможность получения полной информации о недостатках психомоторного развития. Исследование психической сферы проводится совместно с психологом. Детейобследуют специалисты медицинского профиля:

педиатр, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог и др.

Обследование строится на общем системном подходе с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем младше ребенок и чем ниже уровень его речевого развития, тем больше значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений.

Особое внимание уделяется доречевой совместной работе мамы с ребенком. Необходимо развивать моторную сферу, слуховое восприятие и ориентировку в окружающем пространстве. Рекомендуется стимулировать речь в младенческом возрасте посредством подражания звукам. в процессе

1. При составлении методики преодоления задержки речевого развития у детей 3 лет учитывались принципы общей педагогики, а также специальной педагогики. В работе с данной группой детей мы ставили воспитательные, образовательные и коррекционные задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Был разработан календарно-тематический план, согласно которому велись занятия с экспериментальной группой детей.

2.Работа с детьми экспериментальной группы велась по следующим направлениям: развитие мелкой, артикуляционной и мимической моторики, развитие речевого подражания и активного словаря, развитие фразовой речи, развитие понимания речи, развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков.

3. Согласно данным контрольного эксперимента, разработанная программа является эффективной, так как показатели моторного и речевого развития детей экспериментальной группы превышают показатели контрольной группы.

1. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О. С.

2. Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А. М. Общая психолингвистика. М., 1995

3. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

4. Волковская, Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Малетина Н. С.,

5. Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

Консультация «Современные технологии речевого развития у детей в ДОУ» «Современные технологии речевого развития у детей в ДОУ» “Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться.

Консультация «Задержка речевого развития» В своей практике я столкнулась с такой проблемой, как задержка речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. Родители по разному.

Консультация для родителей «Задержка психического развития» Не секрет, что на многих родителей такая аббревиатура, как ЗПР, наводит страх, они изо всех сил сопротивляются таким диагнозам, упорно доказывая,.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет» В марте 2019 года в нашей группе было проведено родительское собрание посвящённое вопросам дефектологии речи младших дошкольников,с участием.

Консультация «Задержка речевого развития у детей раннего возраста» Задержка речевого развития у детей раннего возраста Современные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что.

Видео «Занятие с детьми с задержкой речевого развития» Задержка речевого развития требует системного подхода в коррекции, в ходе которой ребенок не только обретает речь, но и развивается как.

Консультация для родителей «Задержка психического развития. Что это такое?» с презентацией Выступление на родительском собрании «Задержка психического развития. Что это такое?» с презентацией Слайд № 1 “Задержка психического развития.

Консультация «Задержка речевого развития» Авторы в понятие «задержка речевого развития» (ЗРР) вкладывают различный смысл. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. определяют задержку.

Консультация «Задержка речевого развития. От 0 до 3 лет» Задержка речевого развития. Практически каждый взрослый слышал такой диагноз, как задержка речевого развития. Давайте разберём, что же это.

Консультация «Задержка речевого развития ребенка — возможные причины» Задержка речевого развития у ребенка. В наш стремительный век бурных информационных технологий,в век когда легко можно стать даже “космическим.

Запуск речи у неговорящих детей. Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3х лет.

Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3 лет.

Подготовили:

учитель- логопед Кочка Н.В.,

педагог- психолог Пронина С.А.,

воспитатель Щеренкова О.А.

муз. руководитель Шемчук Л.В.

старший воспитатель Чуприна А.В.

2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных. В настоящее время количество детей с задержкой речевого развития растет. Очень важно своевременно их выявлять и как можно раньше начинать оказывать коррекционную помощь.

Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста.

Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и др.

Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение.

У.В. Ульенков отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:

  • развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка
  • овладение словарным запасом и правилами синтаксиса
  • активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается
  • овладение смысловой стороной речи.

В своих занятиях для развития речи детей младшего дошкольного возраста мы используем игровую форму занятий, ввели музыкальные игры, слушанье музыкальных произведений, музыка сопровождает все действия и речь взрослого и детей.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗРР

Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.

Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

Т.Б. Епифанцева выделяет причины возникновения задержки речевого развития:

  • невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
  • замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически).
  • заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).
  • нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
  • различные заболевания впервые годы жизни.
  • наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
  • неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально — волевой сферы и дефициту в развитии речи.

О.Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития:

  • Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
  • Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
  • Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
  • Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
  • Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
  • Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
  • Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
  • Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
  • Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития

(по Р. Е. Левиной)

Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы.

Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — ли, дедушка — де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух —уту, киска — тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей — ки).

В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.

Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность.

Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п.

Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать).

Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой — открой).

Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.

На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня).

Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОГРАММЫ: дети 2-3 лет, родители.

В группу принимаются дети с ЗРР, ЗПР.

Противопоказания: дети с аутистическим спектром.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создать условия для запуска спонтанного речевого развития у неговорящих детей 2-3х лет.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

– развить общие речевые умения;
– расширить пассивный и активный словарный запас ребенка;
– способствовать повышению мотивации к общению;

– улучшить коммуникативные навыки.
Организация занятий: совместные детско- родительские групповые занятия 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из двух частей: 1 часть занятие логопеда, 2 часть – занятие психолога или логоритмиста.

Сроки реализации: 8 месяцев

Ссылка на основную публикацию