Скороговорки для тренировки звука Р

Звук Р

Как произносится звук Р в норме?

губы – полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
зубы – разомкнуты;
язык – широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
голосовые связки – вибрируют, давая голос;
воздушная струя – очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

Желаю удачи!

Назови картинки, следи за правильным положением органов артикуляции.

Автоматизация звука Р в словах

Слова с ударением на слоге:

Рак, раз, Рая, рана, радио, радость, раковина, жара, нора, дыра, гора, буран, гараж, жираф, парад.

Рома, роза, роща, Родина, род, рожки, розовый, ровный, мороз, народ, ворона, корова, короткий, коробка, пирог, герой, урок, гора.

Ручка, русый, руки, Маруся, нору, жару, кукуруза.

Рыжик, рынок, рыба, рыхлый, рыть, рысь, шары, дары, корыто, топоры, комары, дворы.

Слова без ударения на слоге:

Вера, Лара, Юра, Ира, работа, ракета, пара, мера, фара, рассказ, муравей, барабан, расческа, карандаш.

Рука, рукав, ручей, рубить, рубанок, рукавица, ручной, румянец, парус.

Норы, куры, пары, дыры, заборы, пожары, актеры, боксеры, шахтеры, самовары, рыбаки, шоферы.

Слова со стечением согласных:

Брать, брат, браво, брак.

Гранит, граница, грамота, грач, графин.

Край, кран, краска, крабы, крапива, красавица, краса.

Правда, прачка, правила, правый, направо.

Франция, цифра, храпеть, хранит.

Брошка, брови, бросить, брус, брусника, брынза, брызги.

Врос, вроде, гвоздь, грозы, грохот, громко, грузди, груша, грубый, грудь, грызть, грызун.

Крошки, крот, кровь, кросс, кружка, круг, крупа, крутой, кругом, крупный, крыса, крыша, Крым, крышка, закрыть.

Провод, пробка, простыня, просто, пруд, прутик, пружина.

Срочно, срок, срубить.

Фрося, фронт, фрукты.

Слова с двумя звуками Р.

Пробор, прорыв, разрыв, прорубь, шаровары, мрамор, маршрут, размер, раствор, кругозор, оркестр, раскрыть, фарфор, простор, разговор, аэродром, проверка.

Автоматизация звука Р в предложениях:

У Федора новый барабан. Юра на огороде. У Веры шары. Рома идет на урок. Ира пасет корову. У Тамары красный карандаш. В ручке старое перо. Барабанщик громко барабанит. Жора и Юра собирают рыжики. На рынке продают разные фрукты. В саду дорожка заросла травой. У Федора квартира на втором этаже. У Веры розовый карандаш. В небе разноцветная радуга. Ира хорошо играет на рояле. В огороде растут огурцы и помидоры. Пошла муха на базар и купила самовар. Мама испекла вкусные ватрушки с творогом. Идет Егор через двор. Друзья всегда помогают друг другу. Грузовик привез дрова.

Автоматизация звука Р в чистоговорках и скороговорках:

Тра-тра-тра, тра-тра-тра — вижу пламя я костра.

Тро-тро-тро, тро-тро-тро — будем строить мы метро.

Тру-тру-тру, тру-тру-тру — тесто подойдёт к утру.

Тры-тры-тры, тры-тры-тры — будем покупать шатры.

Гра-гра-гра, гра-гра-гра — начинается игра.

Бро-бро-бро, бро-бро-бро — делайте всегда добро.

Кру-кру-кру, кру-кру-кру — покупай скорей икру.

Ар-ар-ар, ар-ар-ар — в магазине синий шар.

Ор-ор-ор, ор-ор-ор — за окном гудит мотор.

Ур-ур-ур, ур-ур-ур — на дороге много фур.

Ир-ир-ир, ир-ир-ир — папа носит свой мундир.

Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр — на столе овечий сыр.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра — за мостом стоит гора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро — подари нам гусь перо.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру — повстречал я детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры — наступил конец игры.

Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.

Ра-ра-ра – за горой стоит гора.
Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.

Все бобры добры до своих бобрят.

Три вороны на воротах,
Три сороки на пороге,
Три дерева, три тетерева.

Поперёк реки пробирается паром,
Прыгают на языке скороговорки,
Как паром на сковороде.

Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки.

Два дровосека, два дроворуба
На дворе дрова топорами рубят.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

Трое трубачей трубили в трубы.

На горе Арарат растёт красный крупный виноград.

На траве тропка, травка на тропке.

Орёл на горе, перо на орле.

Три тропки, три рубки.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Дробью бьют по перепелам да по тетеревам.

Проворонила ворона воронёнка.

Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.

Королева кавалеру каравеллу подарила.
Королева с кавалером в каравелле удалилась.

Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

Ушёл Прокоп – кипел укроп.
Пришел Проком – кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипел укроп.

Пётр Петров по прозванью Перов,
Поймал птицу-перепелицу.

Марина грибы мариновала.

Пётр Петрович Прыгунов прибыл из Перми в ростов.

Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.

В аквариуме у Харитона
Четыре рака да три тритона.

Топоры остры до поры, до поры остры топоры.

За тараканом с барабаном, за комодом с топором.

Мамаша давала Ромаше
Сыворотку из-под простокваши.

Ехал Грека через реку,
Видит грека – в речке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак его за руку – цап!

Отпустите красной краски для покраски.
Красной краской красной крыши в красный цвет.

Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

Привёз Пров Егору во двор дров гору.

На горе, на горке герой наш Егорка.

Ищу для себя смирного робота,
Чтоб делал уроки мои он без топота.
(М. Пляцковский)

Грач летает над рекой:
-Кра-кра-кра!
Поглядите-ка, какой
Рак,рак, рак
(А. Шибаев)

Роя норку, старый крот разрыхлил нам огород.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису угостил ирисом.
(А Демин)

Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом.
(С. Маршак)

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
(С Маршак)

У Андрея и Арины растут георгины.

Тридцать три трубача трубят в тревогу.

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
-Сено грабь граблями, краб.

Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.

Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.

На горе у речки
Уродилась гречка.

Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот.
И никто не разберет, где ворота, а где рот.

Чистоговорки на звук Р для дошкольников

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: автоматизация звука “Р” в речи ребенка.

Задачи:
1. Выработать правильное произношение звука “Р” в речи с помощью стихотворений и чистоговорок.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мою копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звука “Р”, которые используются мною в логопедической работе с детьми. Эти чистоговорки можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие по звукопроизношению. Дети с большим интересом и удовольствием проговаривают эти стишки, заучивают их. А потом мы с ними на данном материале устраиваем конкурс “Чтецов”. Победитель тот, кто расскажет стихотворение и правильно произнесет все звуки. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Автоматизация твердого звука “Р”
Эти чистоговорки мною используются на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука “Р” в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра “Эхо”).
Например: взрослый – “Едем на метро”, ребенок – “Ро-ро-ро”
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки мною используются, когда идет автоматизация звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант – это конкурс “Чтецов” – 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру “Кто быстрее?” – берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, “РА”, а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Вот некоторые из них.

Ра-ра-ра – ровная гора.
Ро-ро-ро – едем на метро.
Ру-ру-ру – красим конуру.
ры-ры-ры – в парке комары.
Ру-ру-ру – я морковь натру.
Ры-ры-ры – топоры остры.
Ра-ра-ра – со двора пора.
Ру-ру-ру – я гармонь беру.
Ра-ра-ра – веселая игра.
Ра-ра-ра – апельсина кожура.
Ры-ры-ры – новые ковры.
Ро-ро-ро – в магазине есть ситро.
Ар-ар-ар – красный самовар.
Ор-ор-ор – убираю двор.
Ор-ор-ор – забирай топор.
Ур-ур-ур – мы накормим кур.
Ир-ир-ир – весь народ за мир.
Ар-ара-ар – это слово шар.
Ир-ир-ир – Ира пьет кефир.
Ара-ара-ара – вот идет Тамара.
Ора-ора-ора – Рома у забора.
Дор-дор-дор – красный помидор.
Мар-мар-мар – назову комар.
Вёр-вёр-вёр – в комнате ковёр.
Бор-бор-бор – назову забор.
Мор-мор-мор – красный мухомор.
Рона-рона-рона – черная ворона.
Руза-руза-руза – в поле кукуруза.
Рога-рога-рога – ровная дорога.
Рох-рох-рох – назову горох.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений
КРОТ
Ра-ра-ра – роет крот нору с утра.
Ро-ро-ро – у крота свое метро.
Ру-ру-ру – любит крот свою нору.
Ры-ры-ры – крот пророет 2 норы.

ИГРА
Ра-ра-ра – вот хорошая игра.
Ру-ру-ру – поиграем мы в игру.
Ро-ро-ро – поиграли, пьем ситро.
Ры-ры-ры – трудно детям без игры.

НОРА
Ра-ра-ра – вот высокая гора.
Ру-ру-ру- вижу чью-то я нору.
Ро-ро-ро – тут оставлено перо.
Ры-ры-ры – кто хозяин у норы?

МАКАР
Ар-ар-ар – на базар пошел Макар.
Ор-ор-ор – он купил себе топор.
Ыр-ыр-ыр – для хозяйки вкусный сыр.

Ёр-ёр-ёр – дочке красочный ковер.
Ир-ир-ир – а для бабушки – кефир.

КОТ МУР-МУР
Ур-ур-ур – у меня есть кот Мур-мур.
Ыр-ыр-ыр – со стола украли сыр.
Ры-ры-ры – не едят коты сыры.
Ор-ор-ор – вороны сели на забор.
Ыр-ыр-ыр – у вороны в клюве сыр.
Рал-рал-рал – вот кто сыр украл.
Ур-ур-ур – прогони ворон Мур-мур.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук “Р”. На данном материале потом проводится конкурс “Чтецов”. Вот некоторые из них.

На праздничной рубашке
Розы и ромашки.

Короед грызет кору,
Прогрызает он дыру.

Спит сурок в просторной норке,
У сурка нора на горке.

Рубят дрова
Дровосеки с утра.

Расскажи скороговорку
Про Петра и про Егорку.
Пётр карабкается в гору,
В гости Пётр спешит к Егору.

Жует поросенок
Морковку спросонок.
Барашек баранку
Грызет спозаранку.

Кормит Шурочка
Просом курочку.
Кормит пеструшку
Просом из кружки.

Раскрываю я коробки:
Тут – шурупы, тут отвертки.
Я шурупы закручу
И братишку научу.

Автоматизация мягкого звука “Р”

Работа над автоматизацией мягкого звука “Р” ведется в такой же последовательности, что и с твердым звуком. Поэтому предлагаю вам только речевой материал.
Ря-ря-ря – мы поедем за моря.
Ри-ри-ри – горели фонари.
Рю-рю-рю – я вам правду говорю.
Ре-ре-ре – мы проснулись на заре.
Ря-ря-ря – мы работали не зря.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Ря-ря-ря – реки и моря.
Ре-ре-ре – терем на горе.
Арь-арь-арь – под рябиною глухарь.
Орь-орь-орь – на хоря напала хворь.
урь-урь-урь – брови Варенька не хмурь.
Ирь-ирь-ирь – широка земля Сибирь.
Эрь-эрь-эрь – на картине страшный зверь.
Арь-арь-арь – в речке плавает пескарь.
Эрь-эрь-эрь – посмотри какая дверь.
Урь-урь-урь – в январе не мало бурь.
Арь-арь-арь – Рита ест сухарь.
Орь-орь-орь – у Бориса корь.
Ирь-ирь-ирь – на снегу снегирь.
Рюм-рюм-рюм – опускаюсь в трюм.
Рех-рех-рех – грецкий ем орех.
Рёк-рёк-рёк – слышу твой упрек.
Рес-рес-рес – на коре надрез.
Рят-рят-рят – сяду в третий ряд.
Рём-рём-рём – кот играет с фонарём.

ЗАРЯ
Ря-ря-ря – поднялась заря.
Ре-ре-ре – встану на заре.
Рю-рю-рю – все окна отварю.
Ри-ра-ри – солнышко дари.
Ре-ре-ре – свет свой на заре.

ХОРЬ
Ря-ря-ря – мы нашли в норе хоря.
Ерь-ерь-ерь – хорь упрямый зверь.
Орь-орь-орь – выходи к нам хорь.
Арь-арь-арь – дадим тебе сухарь.
Орь-орь-орь – не выходит хорь.
Рём-рём-рём – еще встретимся с хорем.

ФОНАРЬ
Арь-арь-арь – на столе стоит фонарь.
Рём-рём-рём – кот играет с фонарём.
Арь -арь-арь – со стола свалил фонарь.
Арь-арь-арь – разбитый на полу фонарь.
Рей-рей-рей – подмети полы скорей.

Читайте также:  Как воспитать у детей интерес к чтению

ХОРЬ
Орь-ор-орь – в норе сердитый хорь.
Урь-урь-урь – хорь, глаза свои зажмурь.
Арь-арь-арь – мы дадим тебе сухарь.
Орь-орь-орь – сгрыз сухарь сердитый хорь.
Ря-ря-ря – вот и нету сухаря.
Ре-ре-ре – добрый хорь сидит в норе.
Ря-ря-ря – у меня нет букваря.
Арь-арь-арь подари мне, хорь букварь!

Тридцать три старушки в ряд
Тараторят, тарахтят.

Боря Ире даст ириску,
Ира Боре – барбариску.

Варя варит, Боря жарит,
Рита песенки поет.

Тренируются терьеры
Перепрыгивать барьеры.
Через разные преграды
Все терьеры прыгать рады.

Варит повар макароны
Для сестры своей Матрены
И для братика Сережи
Макароны варит тоже.

Во дворе, на тротуаре,
Три подружки рисовали.
Замерла ворона: “Кар!
Разрисован тротуар!”

Предложили кобре
Поиграть на домре.
Кобра поиграла
И добрее стала.

Кряква крякает: “Кря-кря!”
Кряква крякает не зря.
Рядом с кряквой ряска есть.
Приплывайте ряску есть.

За забором Борис
Посадил барбарис.
Кустик барбариса
Перерос Бориса.

Как найти хорошего логопеда для ребенка?

Если Вы заметили у своего малыша какие-либо проблемы с развитием речи, то их устранением следует заняться немедленно: дети растут быстро и времени не так много, как кажется. Речевым развитием должен заниматься грамотный специалист, который найдет общий язык с ребенком и сможет устранить дефект в минимальные сроки. В этой статье мы расскажем, на что обратить внимание при выборе логопеда.

На первый взгляд, найти логопеда не проблема: Интернет пестрит объявлениями, кроме того, их можно увидеть в развивающих центрах и детских садах. Но как узнать, что этот специалист подходит именно Вашему ребенку?

1. Квалификация

Если Вы нашли логопеда по объявлению, то первое, в чем Вы должны убедиться – это его квалификация и опыт. Часто логопед сам предлагает посмотреть его диплом. Там должно быть написано: «Учитель-дефектолог, логопед», конечно, лучше будет, если указана очная форма обучения. Вуз тоже имеет значение. Практика показывает, что лучшие логопеды – это выпускники крупных педагогических университетов и институтов, где есть дефектологический факультет.

Желательно, если выбранный Вами специалист регулярно проходит повышение квалификации, нарушения, с которыми приходится сталкиваться логопеду, разнообразны и требуют специфических методик. Как правило, копии всех сертификатов и дипломов можно увидеть на стене кабинета в красивых рамочках, но если их там нет, не стесняйтесь их попросить. Эти документы свидетельствуют о том, что человек постоянно развивается и оттачивает свое мастерство.

Спросите у логопеда, как давно он практикует и как много детей у него занималось. Если Вы попали к молодому специалисту, не стоит торопиться отказываться от его услуг. Во-первых, недостаток опыта он компенсирует усердием и вниманием к вашему ребенку, во-вторых, у него свежие знания, «незамыленный» глаз, и он с большой охотой применяет новые эффективные методики.

2. Сталкивался ли логопед раньше с подобными случаями?

Это один из важнейших критерий отбора логопеда. Не бойтесь задать ему конкретные вопросы, связанные с проблемой вашего малыша. Наверняка Вы немало успели прочитать специальных материалов, и сможете понять, разбирается человек в данном вопросе или нет. Чем больше опыта у логопеда, тем быстрее он сможет помочь ребенку. В том случае если логопед не берется за лечение, например, если у малыша заикание или дисграфия, то попросите у него совета, к кому можно обратиться. Возможно, у него есть коллега, который как раз специализируется на таких расстройствах.

3. Прогноз и количество занятий

Хороший логопед-дефектолог должен дать Вам предварительный прогноз и сказать, сколько приблизительно нужно занятий. Конечно, тяжелые речевые нарушения не вылечиваются мгновенно, но грамотный специалист обязательно установит промежуточные цели и обозначит примерные сроки их достижений.

При этом каждый случай индивидуален. Кому-то требуется 3 месяца, а кому-то полгода или год. Также логопед расскажет Вам, по каким признакам вы увидите, что есть прогресс. Как правило, логопеды отвечают, что потребуется минимум 10 занятий, а дальше все будет зависеть от успехов ребенка, это совершенно нормально. Насторожить Вас должна следующая фраза: «Давайте посмотрим, как пойдет» или «исправим все за 2 занятия».

Иными словами, в ходе первой беседы с логопедом Вы должны получить ответы на три главных вопроса:

  • какие перспективы у Вашего ребенка,
  • как логопед сможет ему помочь,
  • когда стоит ожидать первых результатов.

4. Гарантии

Если Вам обещают исправить речь за несколько занятий, то, скорее всего, Вы столкнулись с недобросовестным специалистом. Ни один нормальный логопед не даст Вам гарантий быстрого результата. Скорее всего, первые успехи будут заметны примерно через – 2-4 месяца.

Нужно всегда помнить, что коррекция речевого развития – сложный процесс, и непрерывность – один из его основных принципов. Быстрых устойчивых результатов следует ожидать в том случае, если родители сами занимаются с ребенком дома по рекомендациям логопеда, принимая активное участие в коррекции речи.

5. Стоимость

Занятия стоят довольно дорого, при этом они имеют временные ограничения согласно возрасту ребенка. Например, с малышами логопед обычно работает 30-45 минут, со школьниками – 45-60 минут. Не стесняйтесь спросить у логопеда, что было на занятии, справляется ли ребенок с заданиями, просмотреть тетрадку и т. д. Нормальный педагог всегда готов рассказать о применяемой методике, как и зачем выполнялось то или иное упражнение.

Если Вы сомневаетесь в правильности действий логопеда, то Вы всегда можете проконсультироваться с независимым специалистом, например, работающим в детском садике или поликлинике, просмотрите статьи в Интернете. Не бойтесь сказать логопеду, что Вы справлялись у другого педагога насчет диагноза ребенка и выбранного лечения. Нормальный специалист не обидится, а мошенник будет выведен на чистую воду.

6. Комфортно ли ребенку на занятии?

Не все дети, особенно младшие дошкольники, охотно идут на контакт с незнакомым взрослым. Многие логопеды не против присутствия родителей на первых занятиях, если это положительно влияет на состояние ребенка. Обычно первых трех уроков хватает, чтобы понять, удалось ли логопеду найти общий язык со своим учеником или нет. Если ничего не получается, например, ребенок капризничает, боится, закатывает истерики, возможно, стоит поискать другого преподавателя.

Итак, каким же должен быть хороший логопед? Мы советуем обратиться к тому специалисту, которого хвалят ваши знакомые, то есть результаты его работы уже есть. Выбирайте того, кто приятен вам как человек, кто обладает прочными знаниями и опытом, кто вызывает уважение как учитель – ведь Вам придется вместе работать над исправлением речи довольно долго, нужно будет выполнять все его рекомендации и задания.

Интересуйтесь, спрашивайте, участвуйте в лечении и обучении своего ребенка, и со временем Вы обязательно добьетесь превосходных результатов!

Как найти хорошего логопеда?

Несколько вопросов логопеду.

Не секрет, что количество детей с проблемами речи год от года стремительно растет. Логопедов в детских садах не хватает. А те, кто есть, берут ограниченное количество детей, как правило, только с тяжелыми нарушениями речи.

Остается искать частнопрактикующего логопеда.

И тут родители в растерянности: как же его найти?

Может быть, по бесплатным объявлениям в Интернете? Но есть мнение, что там обитают только неопытные, начинающие или “плохие” специалисты, имеющие хронический дефицит клиентов.

Часто слышишь от родителей: “К хорошему логопеду идут только по рекомендациям!” Но логопед, которого вам порекомендовала подруга или знакомая, может не уложиться в срок, в который он исправил такой же дефект речи у чужого ребенка. Одинаковых детей не бывает, так же, как и одинаковых сроков устранения речевых проблем. Отсюда и последующие обиды на логопеда.

На что надо обращать внимание при выборе логопеда?

Вот вам примерный список вопросов, который поможет выбрать подходящего специалиста для вас или вашего ребенка.

1. Каковы квалификация и опыт логопеда?

Наверное, с этого вопроса вы начнете общение с незнакомым логопедом, которого вы нашли сами.

Хорошо, если логопед сам предложит посмотреть копию своего диплома с квалификацией “Учитель-дефектолог, логопед”.

Еще лучше, если есть возможность ознакомится с его профессиональным портфолио, при изучении которого нужно обратить внимание на то, как часто специалист проходит курсы повышения квалификации. Это показатель того, развивается ли человек профессионально, стремится ли он улучшать результаты своей работы.

2. Имеет ли специалист опыт работы по проблеме, для которой вы ищете решение?

Например, детей с заиканием или с дисграфией возьмет не каждый логопед. Чем больше опыта у логопеда в решении конкретной речевой проблемы, тем больше шансов на успех в лечении.

3. Стоимость занятий.

В первую очередь родителей волнует вопрос цены. Это понятно. Тут каждый сам должен оценить свои финансовые возможности.

Нужно только учитывать, что с дошкольником логопед занимается не более 30 мин, а со школьником уже Соответственно, и цены могут быть разными.

И помните, что высокая цена не всегда говорит о качестве специалиста и не дает гарантии быстрого результата.

4. Комфортно ли вам обоим с новым логопедом?

Прислушайтесь к своим чувствам и чувствам вашего ребенка.

Естественно, что не каждый малыш пойдет на контакт с педагогом сразу же на первом занятии. В свою очередь, умный родитель всегда поможет построить отношения со специалистом.

Но если логопед не нашел подход к малышу после трех встреч, есть повод задуматься над вопросом: “А стоит ли дальше тратить время и деньги?”

И, наконец, вот два вопроса, которые чаще всего задают родители логопеду.

5. Как долго нам нужно будет ходить на занятия?

Ответ на этот вопрос зависит от того, может ли логопед четко определить, как он может помочь вам. Опытный специалист всегда даст вам основную “дорожную карту”, а также конкретное и понятное указание о том, как вы узнаете, когда лечение закончено.

6. Есть ли гарантия результата?

Конечно, всем хочется сэкономить, ведь занятия недёшевы, да и слово “гарантия” в нашем развивающемся капиталистическом обществе стремительно входит в лексикон и сознание каждого клиента.

Что чаще всего отвечает логопед? “Давайте начнем, а там посмотрим на динамику”. Или: “Минимум 10 занятий!”

Устраивает ли такой ответ родителей? Чаще всего — нет. Но речь исправлять надо, и мама ребенка соглашается на занятия.

Конечно, логопеду важно дать родителям надежду, но, к сожалению, ни один специалист не даст вам полную и абсолютную гарантию быстрого результата. В этом вся сложность отношений с “педагогом речи”.

Выход один — активно принимать участие в работе, присутствовать на занятиях, чтобы понимать, как продвигается работа. И обязательно заниматься с ребенком дома по заданиям логопеда.

Ведь любой речевой навык — это как танец, который не выучишь с хореографом всего за два урока.

“Тренировка и еще раз тренировка” — девиз любого логопеда. И это придется понять и принять любому родителю, который желает для своего ребенка красивой и правильной речи.

Статья предоставлена сайтом “Логопедический Портал”

“Начнем заниматься, а там будет видно” — как выбрать хорошего логопеда

Дает прогноз или “там будет видно”

— Родители приняли решение обратиться с ребенком к логопеду. Как понять, хороший это специалист или нет?

— Гарантий, к сожалению, нет. Стоит, мне кажется, обратить внимание вот на такие моменты:

  • Есть ли у специалиста диплом профильного вуза (лучше того, что на слуху, очная форма обучения) или курсы?
  • Повышает ли квалификацию регулярно (не реже, чем в 5 лет, а лучше ежегодно) или не делает этого.
  • Есть ли дополнительные специализации.
  • Берёт ли супервизии или опирается только на свои знания. Есть ли наставники, учителя или только базовое образование. Достаточно часто родители детей мне говорят, что логопед, который с ними занимается — моя ученица, а я об этом и не знаю. Студентов, слушателей действительно много, но, согласитесь, ученик – это эксклюзив.
  • Специалист долгое время трудится на одном рабочем месте или часто меняет их.
  • Есть ли опыт работы по специальности или его нет.
  • Специализируется ли на конкретном диагнозе или умеет всё.
  • Работает ли комплексно, в команде или только конкретно его помощь.
  • Даёт ли прогноз или говорит «как пойдёт, там будет видно».

Позволю себе ещё цитату логопеда в обсуждении на фейсбуке, который касается последнего пункта: «Никогда не даю прогноз, не обещаю за определённый срок убрать проблемы».

Меня это очень расстраивает, я посмотрела страничку логопеда – опытный. Так захотелось спросить: а если не будет называть сроки восстановления функции врач (я понимаю, что могут быть осложнения, нюансы в смене лечения)? Когда врач говорит «прогноза нет», это очень волнительно. Или юрист отводит на решение проблемы месяц, пусть с запасом, но прогноз по решению проблемы получен. Это показатель профессионализма во многих профессиях — и в логопедии тоже.

Очень хорошо, когда специалист планирует свою деятельность. Не так страшно, когда после дообследования вносятся корректировки, хорошо, когда идёт наблюдение в динамике. Хуже, когда прогноза нет совсем.

— А можете сказать конкретно, сколько времени нужно, чтобы поставить звуки или, например, звук [р], исправить дисграфию?

Ольга Азова. Фото: Анна Данилова

Читайте также:  Стихотворения на дифференциацию звуков (ш) (ж)

— Сразу договоримся, что информация по детям, у которых только нарушения речи, нет задержки психического развития (ЗПР), умственной отсталости.

Для постановки звука [р] в самом сложном варианте — полгода, а в основном гораздо быстрее.

Если у ребёнка дизартрия (нарушение произношения и просодики вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы) много звуков нарушено, то нужно учитывать, что большее время уйдёт на автоматизацию. Тут при самом хорошем подходе — два года.

Про дисграфию так. Если у ребенка до школы не было речевых проблем, либо было диагностировано фонетико-фонематическое нарушение, то год, при смешанной форме — два. Если было общее недоразвитие речи и появились не только нарушения письма, но и письменной речи (дизорфографии), то такой ребёнок занимается 3-4 года, то есть всю начальную школу.

Стоит уточнить, что в подгруппах работа может проходить дольше, чем на индивидуальных занятиях. Родителям я говорю, что если у ребёнка «4» и «5» по математике (в расчет идут объективные оценки), то по коррекции дизорфографии буду заниматься год, если вы будете выполнять домашние задания, два года – если мы занимаемся с ребёнком вдвоём, без помощи родителей.

Какие вопросы нужно ожидать от логопеда, и если он не задал их при знакомстве с ребенком, стоит насторожиться?

— Смотря с какой проблемой пришёл ребёнок. Если это тяжёлое нарушение речи, то, конечно, нужно время, чтобы оценить работоспособность ребёнка и уровень помощи семьи при выполнении домашних заданий. Через несколько занятий это уже будет понятно.

Конечно, дети, как и взрослые, живые люди со своими желаниями и настроением, это нужно учитывать при первом знакомстве. Может так быть, что сначала какую-то проблему логопед не обнаружил, но в процессе первых занятий всё встанет на свои места.

Иногда на консультации кажется, что проблема чуть легче или, наоборот, чуть тяжелее, но через несколько занятий всё будет понятно окончательно. Нужно немного сработаться и привыкнуть к друг другу.

Некоторые особенности развития можно оценить только процессуально. Например, ребёнок усваивает материал несколько дольше, чем изначально спланировал логопед. В течение совместного труда становится понятно кого из команды специалистов нужно подключить к работе, чтобы максимально эффективно решить задачу.

— Стоит ли родителям побывать на занятии?

— Решать по ситуации. У меня разный опыт. Когда я была школьным логопедом, то буквально уговаривала родителей посетить наши фронтальные занятия, но максимум, на что они соглашались, это раз в год — открытое занятие и родительское собрание.

В индивидуальной работе с точностью наоборот, многие родители почти всегда присутствовали на занятиях с тем, чтобы дома максимально делать, как я. Сейчас у нас в центре очень сложные дети, которые сильно отвлекаются на присутствие родителей, поэтому, несмотря на то, что запрета нет, ждут в коридоре, но при желании можно услышать всё, что происходит за дверью или записать на камеру/диктофон занятие.

“А нам он помог”

— Когда должны появиться результаты, как понять, есть они или нет? Как понять, что их нет и что дело – в непрофессионализме?

— Результаты есть всегда, можно сказать, почти с первого занятия. Вот, например, ребёнок не мог делать артикуляционное упражнение при постановке звука – стало получаться, не было указательного жеста – есть, не владел проверкой и нахождением места безударного гласного даже в простых словах – научился.

Нужно ставить промежуточные цели, но идти к генеральной.

У каждого занятия есть цель, которую ставит логопед себе и может соответственно поделиться с родителем. Если она выполнена, то всё идёт правильно.

— Если логопед предлагает что-нибудь дополнительно, как понять – это действительно нужно или нет?

— Логопед должен аргументировать. Если, например, в процессе занятий становится понятно, что материал усваивается медленнее, чем обычно это происходит у детей с похожей проблемой или, обнаруживаются другие дефициты, которые напрямую связаны с речью, но логопед с этим непосредственно не занимается, то специалист предлагает обратиться за помощью к коллегам – психологу, массажисту, нейропсихологу.

Я за разделение труда. Нельзя проводить логопедическое занятие и одновременно не развивать память или внимание, но и нельзя только этим заниматься, для этого есть другой специалист. Не нужно исправлять дисграфию на физкультуре, для коррекции нужны занятия в тетради, но если у ребёнка диспраксия (касается выполнения некоторых ежедневных действий, требующий сложной интеграции на уровне мозга между схемами движения и основными функциями), то ему будут показаны занятия, на которых непосредственно этим занимаются – сенсорная интеграция, кинезиология, нейропсихология, физическая культура.

Вот сегодня пришла на консультацию девочка, которая долго молчала, но сейчас уже говорит, и у мамы как раз вопрос – «справится ли на этом этапе один логопед». Только я хотела сказать «нет», как выясняется, что сад частный и там полный арсенал специалистов, которые комплексно занимаются с детьми: массажист, музыкальный педагог, психолог, тренер в бассейне и спортзале. Ответ в результате был другой – «справится», если он качественно подходит к проведению занятий.

— При выборе специалиста всегда ли полезны рекомендации знакомых, что вот, кому-то он очень помог?

— Мне кажется, что это важно. Особенно, если люди близкие, мнению которых уже доверяли в других ситуациях, у детей похожие диагнозы.

Если люди надёжные, то в данном случае это не просто «сарафанное радио», а удачный опыт людей. Тут же речь не идёт про рекламу и не обсуждается человеческий фактор, а только профессионализм.

Вот ребёнок долго молчит и ему помогли заговорить, у него было сложное поведение и семье помогли с ним справиться, на письме было много ошибок и ребёнок перестал их делать, не выговаривал звуки и за год полностью исправил недостатки звукопроизношения. Ряд можно продолжить.

Мне кажется, что самое важное именно то, что это конкретный опыт ребёнка и семьи, а не виртуальные рекомендации абстрактных людей.

Вы видите результат и можете его оценить, особенно, если до этого была действительно проблема.

Мы же даже в более простых вопросах, как, например, стрижка, не идём к первому встречному мастеру, а к тому, чьи результаты нам нравятся. Но в любом случае нужно понимать, что это будет лично наш опыт и ответственность, именно так к этому нужно относиться.

Закончил институт — специалист на века

— Родители нередко жалуются, что сегодня очень сложно самостоятельно выбрать хорошего логопеда. Почему сложно?

— Раньше, до 90-х годов, в нашей стране было всего несколько дефектологических факультетов при поступлении на которые проходил очень серьёзный отбор студентов, был стабильно высокий конкурс.

Но сегодня настало такое время, когда количество заболеваний, связанных с нарушениями речи, поведения, интеллекта увеличилось в разы.

Рухнуло классическое образование логопедов. Вуз берёт всех, кто пришёл, а студент руководствуется тем, что “высшей математики при обучении нет, как-нибудь два вопроса выучу”.

Дело уже не только в номинальной конкуренции, а именно в качественном отборе.

Кстати, и любовь к детям, и мотивация к профессии, и желание помогать, тоже ранее учитывали во время собеседования по профотбору, но и, кроме большой составляющей, которая заключается не только в душевности, но и умению найти подход к ребёнку, важное – знание, и главное, умение помочь ребёнку или взрослому.

Существует система контроля над работой логопедов?

— Системы контроля практически нет, во многих городах распущены даже методические объединения. Я была в одном учреждении — там три года подряд увольняли по логопеду. Год проработал, детям не помог, все нарушения и проблемы как были, так через год и остались – уволили, взяли нового — и так три года. То есть на протяжении этого времени дети в этом детском учреждении не получали помощь.

Логопеды отказываются работать с детьми, если проблема чуть сложнее, ссылаясь на отсутствие опыта, несмотря на то, что в дипломе написано, что это его профессиональная компетенция. Многие также пробуют, не получилось – оставили ребёнка совсем без помощи.

— Как можно изменить ситуацию?

— Специалистов спасёт только обучение, повышение своей квалификации. Мне пишут многие коллеги, готовые учиться.

У меня есть хорошая коллега, известный человек, которая, используя своё базовое образование, по сути освоила новую профессию, прошла массу серьёзных обучений, курсов, благо сейчас можно обучаться новому, даже не выезжая из страны. Авторы оригинальных методик приезжают в Россию.

У нас нет опыта повышать квалификацию путём разовых консультаций у более опытного коллеги — супервизии. Я могу ошибаться, но причины две – это стоит денег и как-то не принято, зазорно что ли, особенно, если уже есть какой-то опыт. Конечно, повезло тем, у кого были и есть учителя, с которыми добрые отношения как с наставниками. к которым можно обратиться за помощью, и тем, кто работает в команде, имеет возможность коллегиальных профессиональных разборов.

У нас практически нет профессиональных ассоциаций. А если и есть таковые, то они номинальные, работы они не ведут.

Также нет и ступеней роста специалиста.

Закончил институт, и всё, ты специалист на века. Нет промежуточных тестирований, если человек меняет специализацию. Нет периода, когда молодой специалист работает под руководством более опытного коллеги, а сразу идёт и, что называется, «пробует на детях». Наставничество – это скорее исключение.

Для контролирующих организаций — нужна система оценок, градаций, независимые аттестации. И опять речь не про то, что куплен сертификат, что просто написан реферат. Очень хочется качества.

Как мы заговоРРРиЛЛЛи

Хороший логопед – какой он? Ставит звуки за короткий срок, находит контакт с ребёнком…Но только идеальный специалист может совершить такой нужный прорыв в речи.

М оя младшая дочь поздно заговорила: произношение слов хромало, а о смысле можно было только догадываться. Я, конечно, всегда понимала дочь, но люди со стороны, да даже бабушка с дедушкой, которые редко бывали у нас, говорили: «Мама, а ну-ка переведи, что малышка говорит!» А дочка коверкала слова, да ещё и злилась, что её не понимают. Я думала: со временем разговорится. Произношение становилось лучше, но до идеальной речи было еще ой как далеко.

На прогулках я всматривалась в каждую новую вывеску, смотрела каждое объявление: а вдруг увижу надпись «Логопед». Но, к сожалению, мне ничего не попадалось. Узнала, что в одной подготовительной школе есть логопед, но оказалось, что он работал в прошлом году, а сейчас они и сами ищут специалиста.

Однажды летом, когда мы с сестрой и дочкой сидели на лавочке, к нам подошла промоутер с рекламой логопеда. Она рассказала, что сначала для малышей проводят ознакомительный урок, занятие идет один час, а логопед специализируется на детской речи. Взяла контакты, и пошли мы с дочерью на первый урок.

Мне разрешили присутствовать, чтобы посмотреть, что и как. Логопед – молодая женщина – представилась и начала заниматься с ребёнком. Главные проблемы дочери – это отсутствие букв «л» и «р». Причем, с «л» уже шло замещение на «в». Также дочка нечётко произносила другие буквы – словом, полный букет. А теперь представьте, как я удивилась, когда поняла, что логопед и сама картавит! Также ей не давалась буква «л». Я расстроилась ещё в кабинете, но досидела до конца урока. Расплатившись, решила больше туда не ходить.

Заметила ещё, что час для маленьких детей – слишком много: дочь только полчаса нормально сидела и выполняла задания, а дальше уже начала ёрзать на кресле и невнимательно слушала. Я сделала вывод, что урок не должен длиться больше 30 минут.

Мои поиски идеального логопеда продолжились. Я была готова уже возить дочь к хорошему специалисту на другой конец Москвы – а это пару часов пробок, да и тяжело для ребенка. Но однажды мы с подругами и нашими детьми пришли на мастер-класс в кофейню. После окончания занятия ко мне подошла дочка, и одна из мам спросила, понравилось ли ей обучение? Дочь что-то ответила. А мама повернулась ко мне: «Что за каша получилась, переведи. Вот мой сын говорил год назад точно так же – ничего не поймёшь. Отдай её логопеду!». «Я в поисках», – грустно отвечаю. И тут моя новая знакомая скидывает мне телефона логопеда, заметив, что за полгода та идеально поставила ребёнку речь.

Я в тот же день позвонила специалисту, и мы договорились с Лилей о встрече и назначили время. Я спросила у неё, где она принимает, она ответила, что может заниматься у нас: как показала её практика, ребёнок на своей территории отлично учится и быстрее всё воспринимает. Конечно, я согласилась на такой вариант.

Подготовила рабочий стол и купила всё, о чем попросила Лилия: тетрадь в клетку формата А4, небольшое настольное зеркало и цветные карандаши. Начался первый урок: знакомство, осмотр ребёнка и упражнения. Всё было чётко, по делу и с разными заданиями, интересными для ребенка: поиграть в школу, где дочь – педагог, а Лилия – ученик, подуть перышко, сделать гимнастику языка. Лилия объяснила, что урок она проводит полчаса, чтобы ребёнок не уставал, а больше концентрировался. Мне нравилось, что Лилия грамотно выстраивает занятие, даёт домашнее задание, чтобы усвоенный материал закрепился и малыш прогрессировал.

Читайте также:  Если ребенок не хочет читать

Дочь с логопедом хорошо поладили: каждый раз она ждала урок, а домашнее задание выполняла с большим удовольствием. Первые успехи не заставили себя ждать, и буква «л» стала чётко произноситься. Я не верила своим ушам: сколько я старалась сама и показывала дочке, как ставить язык, сколько я пересмотрела видео в интернете, но это всё не сработало… Нам помог только логопед.

Шло время, и речь у дочки становилась чётче. Бабушки, разговаривая по телефону с внучкой, были очень удивлены, что за короткое время возможен такой прогресс.

Через 5 месяцев Лилия поставила все буквы дочке. А ещё она посоветовала просто поправлять ребенка, если какие-то сложные слова не будут даваться ей с первого раза: например, пропеллер, эскалатор, контролёр и так далее.

Я сама не верила в такой быстрый результат, а оказалось, что главное – это найти хорошего логопеда, с которым ребёнку будет комфортно заниматься. Лилия нам очень помогла: дочь стала уверенней в себе и не переживает теперь, что её кто-то может не понять.

Как найти хорошего логопеда и где искать?

Все больше и больше детей нуждаются в логопедической помощи. Но с ребенком должен работать профессионал. Как же найти такого профессионала и какими качествами он должен обладать? Правда в том, что профессионализм человека может определить только другой профессионал из этой же области. Т.е. лично Вы, если Вы сами не логопед, 100% не сможете определить, профессионал ли перед Вами. Это стоит помнить и при прослушивании “хороших отзывов от знакомых”. Если и они не логопеды, то их отзывы, мягко говоря, ни о чем. А уж в интернете каждый покупает о себе столько отзывов, сколько пожелает.

И все же есть косвенные признаки, которые помогут Вам справиться с этой задачей.

Контакт с ребенком . Будь логопед хоть трижды доктором наук, если эмоциональный контакт не установлен – к результату Вы пойдете гораздо медленнее. Конечно же, не стоит забывать, что дети все разные и есть такие, которым тяжело даются знакомства с новыми людьми. В таком случае стоит понаблюдать несколько занятий, чтобы максимально правильно определить, подходит ли педагог для ребенка. Так же присмотритесь к логопеду сами: как он ведет себя. Грамотный специалист должен обладать правильной, красивой речью, умением верно строить предложения.
Квалификация . К сожалению, даже диплом о высшем образовании не даст Вам 100% гарантии высокой квалификации специалиста. Но поинтересоваться наличием такого диплома будет не лишним. Можно так же попросить посмотреть портфолио логопеда.

Для оказания эффективной помощи важна материально-техническая база . При первой встрече обратите внимание на количество методических пособий в кабинете.

Самый надежным способ подтверждения квалификации – сетевая структура компании, в которую Вы обращаетесь. Специалиста одиночку никто не проверяет ни при приеме на работу, ни проводимые им занятия (что частника, что логопеда в саду или в каком-нибудь “разивайка-центре” у дома). В компании, имеющей много специалистов логопедов и дефектологов наверняка будет старший логопед, который уж точно знает, как проверить квалификацию.

Цена . Еще один фактор, играющий немаловажную роль в выборе специалиста. Тут нужно помнить, что высокая цена не является гарантией высокого качества услуг! Да, если Вы вызываете специалиста к себе домой, то по совсем низкой цене 800-1000руб. будут работать только не востребованные специалисты: студенты, подрабатывающие “разнопрофильники” и т.п. Но тут следует вспомнить, что и качество занятий на дому в разы хуже, чем в специализированном кабинете. Иначе что делают в офисах миллионы сотрудников, когда всю работу можно было бы делать на дому? Правильно: холодильник, телевизор, диван, интернет. А если взрослый не может себя мотивировать на дому, как с этим справиться ребенку?

И все же, какая цена является оптимальной? Вот тут Вы подумайте, чего хотите получить за свои деньги. Мягкие диваны для ожидающих, бесплатный WiFi, кофе, телевизор и большие помещения – цена будет высокой, т.к. все это не бесплатно и оплачиваете это именно Вы.

Групповые занятия, частники на дому, логопед в саду, занятия по Skype – цена будет низкой. Но еще более низким будет эффект от занятий.

Мы центрах “Сонор” решили искать “золотую середину”, но при этом полностью исключить низкоэффетивные варианты, а так же работать без ненужных излишеств для ожидающих. Да, это снижает нашу прибыль, но за счет большого потока людей, которые готовы платить за конкретное решение проблем в кратчайшие сроки и за счет большого количества наших центров мы предлагаем одну из самых низких цен за индивидуальные (максимально эффективные) занятия.

И все же даже с такой низкой ценой, как у нас, стоит заранее продумать и спланировать семейный бюджет, приняв во внимание то, что занятия с логопедом будут проходить скорее всего не реже, чем дважды в неделю (периодичность зависит в первую очередь от Ваших возможностей – временных и финансовых; чем чаще заниматься – тем быстрее будет результат). И если бросить занятия на “полпути” есть большая вероятность того, что речь Вашего ребенка вернется к прежнему состоянию, а все потраченные Вами деньги уйдут “на ветер”.
Частый вопрос, которым задаются родители – “Как долго нужно будет ходить к логопеду?”. Ведь зная цену, хочется знать и срок, на протяжении которого семейный бюджет будет нести дополнительные расходы. Подробный ответ на этот вопрос смотрите по ссылке в одноименной статье. Здесь же скажем кратко: стоит насторожиться, если логопед дает очень четкий прогноз по срокам. Примите во внимание то, что педагог не так долго знаком с ребенком, а на диагностике зачастую дети нервничают, соответственно, педагог не сможет увидеть полной картины поведенческих реакций. А ведь то, как ребенок будет вести себя на занятиях – выполнять задания, или же отлынивать от них, капризничать – является одной из важных составляющих успеха. Так же педагог не знает, а будете ли лично Вы заниматься дома с ребенком и следить за его речью, без чего сроки постановки звуков вырастут в разы.

Где искать?

Существует много вариантов, как дешевых или даже бесплатных (бюджетный детский сад, поликлиника), так и не очень (логопед в рамках многофункционального развивающего центра, частные занятия на дому, логопедические центры). Мы не будем брать в расчет “человеческий фактор” или какие-то конкретные компании, надеемся, что Вам попадутся самые лучше в стране люди и компании. Рассмотрим только структурные недостатки и объективные плюсы каждого из них.

В государственных бюджетных организациях (детский сад, поликлиника, ГППЦ и т.п. вариантах):

1.Бесплатно или недорого.

2. Если это логопед в детском саду – никуда не надо отдельно водить ребенка, все в одном здании.

1. Полное отсутствие контроля профессионализма логопеда.

2. У логопеда нет мотивации заниматься Вашим ребенком, его никто не проверяет на этот счет.

3. Вы понятия не имеете, что делается на занятии.

4. Очень кратковременные занятия (в обычном детком саду – 10 минут, в коррекционном – 20мин.)

5. Очень большие очереди. Чтобы вообще попасть к логопеду – частенько потребуют справки, подождать годик другой, “раньше 5 лет не приходите” и т.п. Сталкиваются с этим очень многие родители.

6. Огромный поток детей. Норма логопеда на ставку при школе, например, к которой присоединили несколько детских садов – 1000 детей. Как Вы думаете, сможет ли он с таким количеством заниматься по два – три раза в неделю хотя бы по 10 минут? Если он по 9 часов без перерывов, перемен, обедов и отдыхов будет принимать всех этих детей, то на каждого уйдет 11,8 минут. По отчетности то он занимается, мы про реальность.

Частный логопед (репетитор) на дом .

1. Р епетиторы, которые приходят к Вам домой очень удобны. Не надо водить ребенка к специалисту, логопед сам придет и принесет с собой что-нибудь из методических пособий.

2. Да же второго плюса придумать не смогли. Придумайте сами.

1. Полное отсутствие контроля профессионализма логопеда.

2. У логопеда нет мотивации быстро исправлять речь Вашего ребенка. Чем дольше это будет происходить, тем больше он заработает. И никто его не контролирует ни по этому поводу, ни по любому другому.

3. Вы понятие не имеете, ПРАВИЛЬНО с Вашим ребенком занимаются или нет. Никто не проверяет такого логопеда.

4. С собой логоп ед сможет принести всего пару пособий. Если что-то у Вашего ребенка не пойдет, то замены пособий у логопеда не будет, а это зря потраченное время и Ваши деньги на ветер. Но и 2-3 шкафа с пособиями никакой логопед к Вам на дом таскать не будет .

5. Мой дом – моя крепость. А еще игрушки, любимые места, холодильник с “вкусностями”, мультики и т.п. Очень часто дети не хотят нормально заниматься дома, капризничают, выдумывают, что им плохо, хотят спать, устали и т.п. И педагог будет вынужден заниматься не учебным процессом, а выполнять роль “аниматора”, который должен развлекать ребенка. Ребенок привыкнет к такому “развлекательному обучению”, придет в школу, а там в классе таких 30 детей на одного учителя. “Развлечется” по полной.

Логопед в частной клинике .

1. Медицинская лицензия внушает доверие.

2. Должный уровень пафоса: зал ожидания, “рецешн”, конфетки и т.п.

1. Цены в два-пять раз выше рыночных.

2. “Мультипрофессионализм”: один специалист получает кучу дипломов о прохождении ускореных курсов и может лечить от всего, лишь бы хорошо платили. Например, лично встречали услуги логопеда в центре офтальмологии. Не видите связи? Несите деньги, связь Вам придумают.

3. Наверняка попросят сдать у них же еще десяток анализов, чтоб уж точно определиться с диагнозом.

4. Вы лично уютно чувствуете себя в больнице (если Вы не врач, конечно)? Вот. И ребенок начинает думать, что он болен, раз он ходит в клинику. Мы считаем, что правильней было бы, если бы он думал, что здоров и просто ходит на занятия.

Логопед в развивающем центре где-то рядом .

1. Часто рядом с домом.

2. Низкие цены, особенно при групповых занятиях.

3. Тут же можно записаться на несколько занятий подряд: ментальная арифметика, рисование, шахматы и т.п.

1. Полное отсутствие контроля профессионализма логопеда. Над логопедом нет старшего логопеда, который бы проверял его при приеме на работу и при самой работе.

2. У логопеда чаще всего 2-3 небольших смены в неделю, когда он проводит занятия. Этого явно не достаточно, чтобы человеку даже нормально питаться, не говоря уже об иных потребностях. Поэтому он или бегает по нескольким таким центрам и проводит занятия, или в этом же центре занимается ментальной арифметикой, рисованием, лепкой и т.п. Такой “человек-оркестр” сможет быть специалистом в каждой из областей?

3. Неудобный график, чаще всего 2-3 раза в неделю в ограниченное время.

4. На групповых занятиях зарабатывает центр, а теряете лично Вы. Пример: 5 детей в группе по 500 руб. за занятие. Центр заработал 2500руб. за 40 минут, а Ваш ребенок получил: 40/5= 8 минут внимания педагога за 500руб. Т.е. эффективность будет во столько раз хуже, сколько детей ходит на такие занятия. Это как если бы захотели сэкномить и записали себя на групповую операцию, например, к хирургу, который подрабатывает еще фельдешром, медсестрой и сторожем. Эффект будет приблизительно тот же.

Специализированный логопедический центр .

Плюсы:
1. Тут скорее всего работают только профессионалы, прошедшие все этапы собеседований;
2. В кабинетах создана специальная образовательная среда, способствующая освоению Вашим ребенком речевых навыков;
3. С пециалисты занимаются ТОЛЬКО логопедией, т.е. Вы получаете самый высокий уровень профессионализма.

4. Наверняка идет контроль проведения занятий. Обратите внимание, установлены ли камеры в кабинете. Если да – контроль точно есть.

1. Таких центров даже в Москве не так много, они не всегда будут рядом с Вашим домом.

2. Хотя мы и говорили, что не будем учитывать “человеческий фактор”, но за малым числом минусов решили озвучить и этот – позиция руководства таких центров. Если оно направлено только на “зарабатывание” на клиентах – Вас на первой же диагностике засыпят профессиональными терминами, попросят абонемент на месяц вперед, дадут непонятный прайс с разной стоимостью занятий, в зависимости от того, чем на этом занятии занимались (а Вы без понятия, по алалии было занятие, или по дислалии, но цена будет разной!) и т.п.

Если же руководство центра думает не только о прибыли, но и о детях: все будет проще, понятней, удобней, лояльней.

Удачного Вам выбора!

Ссылка на основную публикацию