Весенние изменения в природе – конспект

Урок окружающего мира по теме “Весенние изменения в природе. Обобщение”. 3-й класс

Класс: 3

Цели: обобщить наблюдения учащихся за весенними изменениями в неживой и живой природе; развивать интерес к наблюдениям за природными явлениями; воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе, бережное отношение к природе.

Оборудование: запись песни “Весенняя капель”, тетрадь, учебник, видеопрезентация.

“Первоцветы”, тетрадь с тестами.

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Звучит песня “Весенняя капель”. (Приложение 1)

Как хорошо, что пришла к нам весна!
Солнышко светит теперь допоздна.
Дождик прольется, теплый, хороший.
Только наденешь и снимешь калоши.
Сверху набухли у всех на виду
Почки зеленые в нашем саду.
Скоро из почек, клейких, зеленых,
Вылезут светлые листья на кленах.

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О весне.)

– Сегодня мы подведем итоги и обобщим наши знания по теме “Весенние изменения в природе”.

– Почему весну называют утром года? (Природа просыпается.)

– Кто дает команду к пробуждению? (Солнце.)

II. Актуализация опорных знаний.

– Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май.)

– Как изменилось положение солнца? (Солнце выше.)

– Что является следствием изменения положения солнца? (День становится длиннее.)

– Как изменилась температура воздуха? (Температура повысилась.)

– Какие изменения в неживой природе последовали за повышением температуры? (Изменение облачности – больше ясных дней; потепление.)

– Какие осадки характерны для весны? (Дожди.)

III. Изучение нового материала.

Первый месяц весны – март.

Работа в парах (по тетради с.35, задание 45).

– Нарисуйте положение солнца на небе в полдень. Укажите длительность дня и ночи.

– Как вы думаете, почему ранней весной (в марте) еще холодно, несмотря на то, что солнце уже довольно высоко и световой день увеличился? (Много солнечной энергии расходуется на таяние снегов, льдов и на испарение талой воды.)

– Следующий месяц весны – это апрель.

– Апрель называют весной воды, потому, что в апреле начинает интенсивно таять снег на полях и в лесах, что приводит к появлению ручьев, наполнению водой рек.

– Почему говорят: “Весной проснулись реки и леса”? (Когда говорят, что весной проснулись реки и леса, имеют в виду не только весенний шум вскрывающихся рек, всю зиму не слышных подо льдом, и не только ставшие шумными от шелеста распустившейся листвы и от гомона прилетевших птиц леса, но и то, что просыпаются от зимней спячки обитатели водоемов и лесов.)

– Какие опасные природные явления могут происходить весной? (Ледоход, половодье.)

Работа по тетради № 2 (задание 46, с. 35). – Посмотрите на рисунки и скажите, какие природные явления тут изображены. Подпишите. (Половодье, ледоход.)

– О каких мерах предосторожности надо помнить, бывая весной на водоемах? (Нельзя выходить на лед.)

– Итак, что же происходит в апреле в неживой природе? (Дети называют левый столбик, правый – закрыт.)

– О какой природе пойдет наш разговор дальше? (О живой.)

– Что изменилось в жизни растений с приходом весны? (Набухают почки, сокодвижение.)

– Какие цветы появляются? Как они называются? (Первоцветы.)

– Первыми покрываются весенними цветками места, открытые солнцу (на южных склонах холмов, на южных опушках рощ и лесов).

– Посмотрите на некоторые первоцветы. (Приложение 2)

– Итак, еще раз назовите, что происходит в жизни растений в апреле?

(Открывается половина правого столбика таблицы.) Сокодвижение – набухание почек – развертывание листьев – цветение первоцветов.

– Кто захочет, дома можно подготовить сообщение о любом первоцвете.

– Комнатные растения тоже радуются весеннему солнышку.

– Как реагируют комнатные растения на смену времен года? Прочитайте в учебнике на с.5

(1 абзац.) (Начинают активно обновлять листья и корни.)

– Как надо ухаживать за комнатными растениями весной? Ответить на вопрос помогут рисунки в учебнике (с. 5).

– В апреле начинается массовый прилет птиц. Прочитайте в учебнике на с 5 (2 абзац), какие птицы прилетают в апреле. (Трясогузка, журавли, гуси, дрозды, малиновки.)

– Где селятся птицы, прилетевшие к нам весной? (Чинят старые гнезда или строят новые.)

(Открываются следующие строки таблицы.)

Массовый прилет птиц – гнездование.

– Следующий весенний месяц – май.

– Какие изменения в неживой и живой природе происходят в мае? Давайте вспомним пословицы и поговорки о мае.

  • В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
  • Дождь в мае хлеба подымает.
  • Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
  • Май – пора сева.
  • Май – травник.

– Что бывает в мае в неживой природе, как вы поняли из пословиц?

А в живой? (Цветение растений, обилие травы.)

– В чем еще заключаются особенности мая? (Животные спешат продолжить свой род.)

– Посмотрите на схему. Назовите еще раз, что происходит в мае в неживой природе? В живой природе?

  • Март с водой, апрель с травой, а май – с цветами – Гласит народная поговорка.

IV. Закрепление изученного материала.

Групповая работа. Выполнение задания в тетради на с. 37, № 51.

Вставьте пропущенные слова.

Самостоятельная работа. Тест с.107. Работа № 11. Вариант 1. Задания с 1 по 5.

“Весна. Изменения в природе”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.

Задачи:

Учить детей называть приметы весны, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, насекомым.

Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiy_vesna._izmineniya_v_prirode.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

“Весна. Изменения в природе”

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях .

Учить детей называть приметы весны, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, насекомым.

Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Материал к занятию:

Предметные картинки: звери, птицы, насекомые, первоцветы. Картина: весенний лес .

Краски, зеленый лист, вырезанный цветок из бумаги, кисточки, салфетки, подставки для кисточек, стаканчики.

Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку. Попробуйте, догадайтесь, о каком времени года пойдёт речь? (читаю под музыку П.И.Чайковского из сборника «Времена года»)

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь со снежной встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает?

О каких приметах говорится в стихотворении?

Какое время года сейчас?

Почему вы так думаете?

Воспитатель : Дети, сегодня утром нам в группу принесли письмо.

«Детский сад детям группы «Сказка»».

Посмотрим, от кого же это письмо?

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять белые шубки на серые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что зима заканчивается, другие говорят, что весна уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается зима или нет? Говорят, что весна идет к нам через ваш город. Подскажите, когда она будет в лесу. Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое».

Воспитатель : Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в лес и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Давайте скажем волшебные слова (Крибле –крабле –бумс)

Вот мы и в лесу.

Вспомним, какое время года было перед весной? (ответы детей)

Помните, зимой в лесу было тихо, только ветки потрескивали от мороза, да дятел стучал по стволу, отыскивая жучков. Сейчас всё в лесу всё изменилось.

Воспитатель : Каждое время года состоит из трёх месяцев. Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май).

-Какой сейчас месяц?

– Вы знаете, что бывает начало весны, бывает середина весны и конец весны. Сейчас мы рассмотрим картины и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. (лежит снег, серый, рыхлый)

Первый месяц весны Март. Март открывает весну. В народе март прозвали зимобором. Почему?

Ещё называют его капельником. Почему?

В марте появляются первые проталины, отсюда и другое название «Проталинник». Что такое проталины?(ответы детей)

Прилетают птицы грачи, гнёзда строят. В народе говорят «Грач на дворе – весна на горе». «Грач зиму расклевал».

Апрель – середина весны. Повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи. Апрельские воды будят землю. Апрель в народе называют водолеем: Почему? «Апрель водою славен, почками красен».

Воспитатель: Просыпается река. Что происходит на реке?

Дети: Солнце пригревает, лёд трескается, и по реке идут большие и маленькие льдины.

Воспитатель . Это ледоход!

Воспитатель: Почему вода называется талой?

Дети: Снег тает, превращается в воду, её называют талой.

Воспитатель : Кого питает талая вода? (Деревья, траву, цветы)

Как изменилась жизнь растений и деревьев с приходом весны?

Дети : Они проснулись, лес оживает. Соки деревьев, согретые весенним солнцем, поднимаются от корней к набухающим почкам. На деревьях и кустах почки набухли, некоторые почки раскрылись зелеными молодыми листочками.

Воспитатель: Весной появляются первые цветы, а какие вы должны узнать сами. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови цветок». (На столе лежат картинки, разных весенних цветов). Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок. Объяснить детям названия цветов. (Первоцветы – мать-и-мачеха, подснежники, медуницы, хохлатки, ветреницы, ландыш). Нельзя собирать букеты из первоцветов, особенно из ландышей. Они растут 21 год, но цветут всего 2-3 раза в своей жизни. Они занесены в Красную книгу. Как можно любоваться цветами, не срывая их? (понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать). Рассказать детям о необходимости бережного отношения к цветам: их нельзя срывать, можно только любоваться их красотой.

Воспитатель : В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают картинки с изображениями животных) Дети рассказывают: (весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней).

Воспитатель : Из тёплых стран прилетают перелётные птицы. Какие?

Дети: Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.

Воспитатель : С наступлением весны просыпаются насекомые, которые всю зиму прозимовали под снегом, они спали в листьях, в коре дерева, в щелях домов. Каких насекомых вы знаете? (ответы детей)

А теперь отгадайте загадки о насекомых.

Дети отгадывают загадки, и показывают отгадки – картинки.

Осенью в щель заберётся,

А весной проснётся (Муха)

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

Нос долог, голос тонок

Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)

Сок из цветов она берёт

И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)

На лугу живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

В лесу у пня суета, беготня

Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)

Ребята, что вы знаете о муравьях? Где живут муравьи? Чем занимаются муравьи в своем муравейнике? (ответы детей)

– Муравьи удивительно дружны. Их общий дом – муравейник. Он строится из мелких веточек, хвоинок, кусков коры, а укрепляют его землей. Одни ухаживают за детьми, другие убирают помещения, третьи – добывают еду. Четвертые – охраняют дом от врагов, пятые занимаются ремонтом и строительством, шестые – следят за чистотой в помещениях, пасут стада тли. У муравьев много дел! Их называют санитарами леса, они защищают лес от вредных насекомых. Там, где много муравьев, лес всегда здоровый и чистый. Поэтому муравейники разрушать нельзя!

Представьте себе, что вы большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом (изображаем сугроб: дети приседают на корточки в «кучу».) Но вот пригрело тёплое, весеннее солнышко. Озорные лучики «защекотали» сугроб.

«Просыпайся, вставай скорее! Пора». Не выдержал сугроб и рассмеялся. Брызнули во все стороны струйки воды и потекли тоненькие весёлые ручейки: (разбегаются по группе дети) Музыка «Времена года»

Воспитатель: Ручейки, кого вы хотели разбудить?

Дети : Деревья, траву, цветы.

А сейчас у нас с вами будет викторина.

Крупная, чёрная, перелётная птица? (Грач)

Когда на улице становится тепло и снег делается рыхлым и начинает таять, это явление называется? (оттепель)

На крышах домов можно увидеть сосульки, образовавшиеся во время оттепели. Когда тепло одолеет, капли начнут звонко падать. Это явление называется? (капель)

Первое движение сока весной начинается у клёна. У какого ещё дерева хорошо, заметно, сок движения? (Берёза)

Весной тёплый ветер слизывает снег с асфальта, с земли. Эти тёмные пятна называются? (Проталины)

Весной ветки деревьев и кустов становятся зелёными. Зелёные пластины называются (Листья)

Вот и закончилось наше путешествие по лесу.

Из ваших ответов, я поняла, что весна вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про весну.

Игра весенние слова

Красивая, весёлая, солнечная, теплая, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, замечательная, интересная, величавая, очаровательная, звонкая, ласковая.

Воспитатель : Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети : Весна наступила. Уже тает снег, тепло и ярко пригревает солнце. Пора менять шубки на серые, а то лиса или волк заметят вас. На ветках деревьев набухли почки, пробиваются из-под снега первые цветы, первоцветы, появляются насекомые жуки, червяки, прилетают птицы с юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что весна прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Давайте зайцам пошлём в подарок цветы, но их нужно раскрасить.

Дети садятся за столы.

Наши алые цветы (кулаки сжаты)

Распускают лепестки (раскрываем пальцы)

Ветер чуть дышит, (сжимаем и разжимаем пальцы)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (сжимаем пальцы в кулак)

Предлагаю детям, положить цветок на зелёную поляну и раскрасить его.

По окончания занятия все работы рассматриваем.

Конспект урока «Весенние изменения в природе» по окружающему миру для 1 класса

Открытый урок познания мира

Учитель Неволина М. Л.

СШ им. С. Серикова

Тема: «Весенние изменения в природе».

Цели:
Образовательная: познакомить обучающихся с сезонными изменениями в живой и неживой природе.
Развивающая : развивать навыки исследовательской деятельности (наблюдение, умозаключения, анализ , поиск необходимой информации, классификация) , умение использовать информацию из дополнительных источников;
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру, Формирование норм нравственно-этического поведения при работе в парах и в группах .

Вид урока: урок – исследование.
Методы обучения:
-метод постановки учебных вопросов,
-метод «Учебное исследование»,
-информационно- коммуникативный метод.
Техническое обеспечение: интерактивный комплекс.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, сигнальные карточки

1. Психологический настрой на урок

Дети повторяют за учителем:

«Я пришел учиться. Мне нужны знания. Я люблю новое и интересное. Я

открыт для новых знаний. Я легко всё запоминаю. У меня всё получается. Я

2. Создание проблемной ситуации: выбор объекта исследования, цели исследования, выдвижение гипотезы.

У нас урок сегодня будет необыкновенный. Сегодня вы будете проводить самостоятельные исследования

( на экране появляется слово «исследование»)

– Как вы понимаете что это такое?

(исследование – это научный труд.)

– А кто же такой исследователь?

(Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием)

– Сегодня , ребята, каждый из вас побывает в роли исследователя.

-Что же мы будем исследовать?

Лёд на лужах тает,

Когда это бывает? (весной)

-Итак, мы будем исследовать природу весной.

На какие вопросы вы бы хотели сегодня ответить? О чем узнать?

-Как вы думаете, о ком мы будем говорить? ( о весенних изменениях в природе, в жизни животных, птиц, растений)

-Как вы думаете, для чего мы будем проводить исследование?

Класс разделен на группы. Каждая будет исследовать определенную тему:

1 группа – «Весенние изменения в неживой природе»

2 группа – «Весенние изменения в жизни растений»

3 группа – «Весенние изменения в жизни животных»

4 группа – «Весенние изменения в жизни птиц»

Мы попробуем собрать всю доступную информацию по данным темам.

На доске « Сбор информации»

– Сбор информации – дело для нас новое, сложное

-Как вы думаете, с чего можно начать работу по сбору информации?

– Нужно подумать. Что я знаю по данной теме?

-из книг, журналов, энциклопедий и т.д.

-посмотреть по телевизору

-найти и прочитать в Интернете

– спросить у другого человека

В конце любого исследования нужно всю информацию обобщить, и сделать выводы.

3. Исследование в группах.

Детям даётся 5 минут на изучение информации

4. Работа с группами.

1 группа – «Изменения в неживой природе» (слайд 1)

Дети рассказывают, что нового они узнали из прочитанного текста.

Текст: С наступлением весны солнце поднимается всё выше и выше. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Ранней весной ещё может выпасть снег, но он быстро тает. С каждым днём становится теплее. Из-за этого везде тает снег, бегут весёлые ручейки. На крышах растут сосульки. Небо становится высоким, голубым, ясных дней всё больше. Осадки выпадают в виде дождя, в мае бывают первые грозы. В народе месяц март называют протальник, апрель – снегогон, а май – травень .

-Что (какие тела) мы относим к неживой природе?

– Какое изменение в неживой природе вы бы назвали самым важным? Докажите.

-Почему образуются сосульки?

-Почему в лесу снег тает позже, чем на открытых участках?

-Почему в народе месяц март называют протальник, апрель – снегогон, а май – травень .

Просмотр слайдов (со 2 по 9)

2 группа – «Изменения в жизни растений» слайд 10

Дети рассказывают, что нового они узнали из прочитанного текста.

Весной природа оживает.

Весной в растениях начинается сокодвижение. Ещё снег не растаял, а на деревьях уже видны почки. Они постепенно набухают. Из них появляются зелёные листочки. Позднее, в мае распускаются цветы. На некоторых деревьях сначала распускаются почки с цветами, а потом почки с листьями.

Подснежники, мать-и мачеха, одуванчики, ландыши – это первоцветы.

Из-под снега появляются первые цветы – подснежники . Они греют свои нежные лепестки под лучами солнца.

Расцветают золотисто-жёлтые цветы мать-и-мачехи. Цветки мать-и-мачехи распускаются раньше, до того, как распустятся листья. Почему этому растению дано такое странное название? А вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой, – как мать. А верхняя, наоборот, жёсткая и холодная. Это мачеха. Вот и назвали: мать-и-мачеха.

Одуванчики напоминают маленькие солнышки. Всходит солнце – и одуванчики расправляют свои лепестки. Солнце заходит – цветки закрываются.

Цветы, о которых мы вам рассказали, занесены в красную книгу. А это значит, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Как же быть? Ведь так хочется сорвать цветок и принести домой. Не делайте этого! Такой цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет радовать людей долго-долго.

-Почему растения замирают зимой?

– Почему начинается сокодвижение?

-Почему подснежники, мать-и-мачеху, одуванчики называют первоцветами?

-Можно ли срывать первоцветы?

-Расскажите про наблюдения за растениями, которые мы проводили в классе?

В Казахстане работает программа «Жасыл ел» (зеленый листок) . В мае мы посадим наши деревца около школы.

Просмотр слайдов (с11 по 18)

3 группа – «Изменения в жизни птиц» (слайд 19)

Дети рассказывают, что нового они узнали из прочитанного текста.

Весной перелетные птицы возвращаются из тёплых стран.

Вестником весны является грач. Грачи прилетают в марте.

Птица эта осторожная, но гнёзда вьёт возле жилья. Грачи копаются в земле большим и сильным клювом в поисках червей, личинок, слизняков и семян растений.

Вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки. Погода в это время неустойчивая, иногда дуют холодные ветры, трудно приходится птицам. В конце апреля и начале мая прилетает основная масса птиц. Позже всех, когда появляются мухи и комары, прилетают ласточка, соловей и кукушка. Прилет птиц по времени связан в основном с появлением необходимого для них корма.

Весной птицы начинают вить из веток гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. Только кукушка гнезда не вьёт. Она подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Другим птицам приходится выкармливать прожорливых птенцов кукушки.

аких перелётных птиц вы знаете?

-Почему птицы не остаются в тёплых краях, а возвращаются домой?

-Как они находят дорогу?

-Можно ли трогать яйца в птичьих гнёздах?

Просмотр слайдов (с20 по 25)

4 группа – «Изменения в жизни животных» (слайд 26)

Дети рассказывают подготовленные сообщения.

Весной звери просыпаются от зимней спячки. Из щелей и укромных мест вылезают насекомые: бабочки, жуки, муравьи.

Весной у многих животных начинается линька. Белки, зайцы, лисицы, медведи, лоси и многие другие животные линяют, сбрасывая теплую шерсть, меняя ее на более легкий, летний волосяной покров (в конце мая у большинства зверей линька заканчивается).

У многих зверей именно весной появляется потомство.

Слайд 27 Раньше всех, уже в феврале, появляется 2 или 3 детеныша в берлоге у медведицы . Рождаются они слепыми, маленькими (ростом с трехдневного щенка) и через несколько дней начинают видеть. До апреля медведица их кормит, сильно худея при этом. Затем выводит медвежат из берлоги. В этот период медведи едят все: от насекомых до случайной падали. Встреча с медведицей в это время очень опасна, так как она оберегает медвежат от всего, что ей кажется подозрительным.

Слайд 28 У зайцев детеныши (от 8—12) рождаются в марте. Рождаются они развитыми, с открытыми глазами. Зайчиха сытно кормит их, а затем покидает. Дальше кормить их может любая зайчиха, которая пробегает мимо. Достаточно 3—4 кормлений, так как через неделю у них отрастают зубы, и они начинают питаться самостоятельно.

Слайд 29 У белки рождается 5—6 слепых и беспомощных детенышей, только через полтора месяца они начинают быстро бегать. За сезон у белок и зайцев может быть до трех выводков, особенно когда достаточно пищи.

Слайд 30 В апреле появляется потомство у волчицы. Обычно свое логово волки устраивают в глухом месте. Подрастающих волчат волк подкармливает полупереваренной пищей, добывая ее вдали от своего логова, а когда у волчат отрастают зубы, они учатся убивать принесенную им добычу, а затем охотиться вместе с родителями.

Слайд 31 Детенышей у лисы бывает больше 10, поэтому родителям приходится много трудиться, чтобы прокормить их. Лисята маленькие и слепые. Мать кормит их молоком недолго, а затем начинает приносить птичек и мышей, постепенно приучая ловить живую добычу. В воспитании молодняка принимают участие оба родителя.

Слайд 32 В мае рождаются беспомощные, голенькие, слепые детеныши (3—5) у ежихи. Растут они очень быстро и через месяц начинают вести самостоятельную жизнь. Ежи — очень полезные животные, они уничтожают большое количество насекомых, слизней, мышей и без страха набрасываются на гадюк.

-А что происходит в жизни домашних животных? Об этом нам расскажет Буданова Е.

Фоторепортаж о телёнке из подсобного хозяйства.

-С каким настроением люди встречают весну?

-Почему весну называют «утро нового года»?

ВЕСНА (отрывок из стихотворения Абая Кунанбаева) слайд 33

Как весенней порою шумят тополя!
Ходит ветер, цветочною пылью пыля,
Все живое обласкано солнцем степным,
Словно мать и отец, рада наша земля.

И смеется, и песни поет молодежь,
Да и старых по юртам ищи — не найдешь:
И со смертного ложа могли б их поднять
Песни, солнце, и ветер, и птичий галдеж.

На весеннем кочевье аулы сошлись,
В общей радости родственники обнялись,
А знакомые просто, шутя и смеясь,
Обо всем толковать по душам принялись.

И все девушки лучший надели убор,
И долины в тюльпанах, как пестрый ковер,
В приозерных низинах гремят соловьи,
Им кукушки зарей отзываются с гор.

Пословицы о весеннем труде

Весенний день год кормит.

Весной часом отстанешь – неделей не догонишь.

В землю не положишь – и с земли не возьмешь.

Просмотр слайдов (с 35 по 39)

-Правда ли, что весеннее потепление наступает потому, что солнце поднимается выше над горизонтом? (да)

-Правда ли, что март, апрель, июнь – весенние месяцы? (нет)

-Правда ли, что в мае бывают первые грозы? (да)

– Правда ли, что подснежники, мать-и-мачеха, васильки – первоцветы (нет)

– Правда ли, что медвежата появляются ещё зимой? (да)

-Правда ли, что грача называют вестником весны? (да)

– Правда ли, что весной у животных бывает линька? (да)

-Правда ли, что весной бывает листопад? (нет)

– Правда ли, что весенний день год кормит? (да)

– Правда ли, что зайчиха очень долго кормит своих зайчат? (нет)

Какую тему мы изучали на уроке?

– Что вам понравилось?

– Что вызвало у вас затруднения?

– Вам понравилось работать в группах?

Молодцы! Уважаемые ученые , кто сегодня на уроке узнал что-то новое, достаньте из конверта зеленую карточку и покажите мне ее. А кто ничего нового не узнал , покажите красную карточку. На этом мы свое исследование завершили.

Вручение медалей «За стремление к знаниям!»

Текст: С наступлением весны солнце поднимается всё выше и выше. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Ранней весной ещё может выпасть снег, но он быстро тает. С каждым днём становится теплее. Из-за этого везде тает снег, бегут весёлые ручейки. На крышах растут сосульки. Небо становится высоким, голубым, ясных дней всё больше. Осадки выпадают в виде дождя, в мае бывают первые грозы. В народе месяц март называют протальник, апрель – снегогон, а май – травень .

-Что (какие тела) мы относим к неживой природе?

– Какое изменение в неживой природе вы бы назвали самым важным? Докажите.

-Почему образуются сосульки?

-Почему в лесу снег тает позже, чем на открытых участках?

-Почему в народе месяц март называют протальник, апрель – снегогон, а май – травень .

Текст: С наступлением весны солнце поднимается всё выше и выше. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Ранней весной ещё может выпасть снег, но он быстро тает. С каждым днём становится теплее. Из-за этого везде тает снег, бегут весёлые ручейки. На крышах растут сосульки. Небо становится высоким, голубым, ясных дней всё больше. Осадки выпадают в виде дождя, в мае бывают первые грозы. В народе месяц март называют протальник, апрель – снегогон, а май – травень .

-Что (какие тела) мы относим к неживой природе?

– Какое изменение в неживой природе вы бы назвали самым важным? Докажите.

-Почему образуются сосульки?

-Почему в лесу снег тает позже, чем на открытых участках?

-Почему в народе месяц март называют протальник, апрель – снегогон, а май – травень .

Весной природа оживает.

Весной в растениях начинается сокодвижение. Ещё снег не растаял, а на деревьях уже видны почки. Они постепенно набухают. Из них появляются зелёные листочки. Позднее, в мае распускаются цветы. На некоторых деревьях сначала распускаются почки с цветами, а потом почки с листьями.

Подснежники, мать-и мачеха, одуванчики, ландыши – это первоцветы.

Из-под снега появляются первые цветы – подснежники . Они греют свои нежные лепестки под лучами солнца.

Расцветают золотисто-жёлтые цветы мать-и-мачехи. Цветки мать-и-мачехи распускаются раньше, до того, как распустятся листья. Почему этому растению дано такое странное название? А вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой, – как мать. А верхняя, наоборот, жёсткая и холодная. Это мачеха. Вот и назвали: мать-и-мачеха.

Одуванчики напоминают маленькие солнышки. Всходит солнце – и одуванчики расправляют свои лепестки. Солнце заходит – цветки закрываются.

-Почему растения замирают зимой?

– Почему начинается сокодвижение?

-Почему подснежники, мать-и-мачеху, одуванчики называют первоцветами?

-Можно ли срывать первоцветы?

-Расскажите про наблюдения за растениями, которые мы проводили в классе?

Весной звери просыпаются от зимней спячки. Из щелей и укромных мест вылезают насекомые: бабочки, жуки, муравьи.

Весной у многих животных начинается линька. Белки, зайцы, лисицы, медведи, лоси и многие другие животные линяют, сбрасывая теплую шерсть, меняя ее на более легкий, летний волосяной покров (в конце мая у большинства зверей линька заканчивается).

У многих зверей именно весной появляется потомство.

Весной перелетные птицы возвращаются из тёплых стран.

Вестником весны является грач. Грачи прилетают в марте.

Птица эта осторожная, но гнёзда вьёт возле жилья. Грачи копаются в земле большим и сильным клювом в поисках червей, личинок, слизняков и семян растений.

Вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки. Погода в это время неустойчивая, иногда дуют холодные ветры, трудно приходится птицам. В конце апреля и начале мая прилетает основная масса птиц. Позже всех, когда появляются мухи и комары, прилетают ласточка, соловей и кукушка. Прилет птиц по времени связан в основном с появлением необходимого для них корма.

Весной птицы начинают вить из веток гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. Только кукушка гнезда не вьёт. Она подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Другим птицам приходится выкармливать прожорливых птенцов кукушки.

аких перелётных птиц вы знаете?

-Почему птицы не остаются в тёплых краях, а возвращаются домой?

-Как они находят дорогу?

-Можно ли трогать яйца в птичьих гнёздах?

Весной перелетные птицы возвращаются из тёплых стран.

Вестником весны является грач. Грачи прилетают в марте.

Птица эта осторожная, но гнёзда вьёт возле жилья. Грачи копаются в земле большим и сильным клювом в поисках червей, личинок, слизняков и семян растений.

Вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки. Погода в это время неустойчивая, иногда дуют холодные ветры, трудно приходится птицам. В конце апреля и начале мая прилетает основная масса птиц. Позже всех, когда появляются мухи и комары, прилетают ласточка, соловей и кукушка. Прилет птиц по времени связан в основном с появлением необходимого для них корма.

Весной птицы начинают вить из веток гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. Только кукушка гнезда не вьёт. Она подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Другим птицам приходится выкармливать прожорливых птенцов кукушки.

аких перелётных птиц вы знаете?

-Почему птицы не остаются в тёплых краях, а возвращаются домой?

-Как они находят дорогу?

-Можно ли трогать яйца в птичьих гнёздах?

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Весенние изменения в природе», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Окружающий мир (1 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Конспект занятия.
Тема: «Пробуждение природы»

ИОО: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Виды деятельности: игровая, продуктивная, познавательная, коммуникативная.

Цель: Закрепить представления детей о последовательности весенних изменений в природе.

Задачи:

– Воспитывать у детей желание любоваться красотой природы.

– Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы, наступления тепла.

– Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

– Развивать речевую активность детей, расширять словарь.

– Закрепить представления о зимующих и перелетных птицах, их особенностях и разнообразии.

– Вызвать интерес к познанию природы.

– Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, тает снег, сильнее греет солнце, набухают почки).

– Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных.

– Учить детей выполнять аппликацию из сыпучих материалов (манка, кокос), раскрашивать способом примакивания кисти.

Материал и оборудование: рисунки с изображением перелетных и зимующих птиц; листы бумаги с изображением подснежника; кокосовые стружки: голубого, зеленого цвета; манная крупа, окрашенная в коричневый цвет; кисти; клей; подставки для кисточек; салфетки; обручи; камушки голубого цвета; шкатулка.

Музыкальный ряд: музыкальная композиция И.П.Чайковского «Подснежник».

Зрительный ряд: использование ИКТ (показ слайдов «Пробуждение подснежников», солнца, журчание ручейка, пения птиц, животных с детёнышами).

Методические приёмы: беседа, игровая ситуация, чтение стихотворений, поговорок, показ и объяснение воспитателя, наблюдение за работой детей.

Предварительная работа: беседы и наблюдения за пробуждением природы на прогулке; рассматривание иллюстраций с изображением природы весной, насекомых, первоцветов, перелетных птиц; заучивание стихотворений о весне, пословиц, весенних примет.

Ход НОД:

– Тема нашего сегодняшнего занятия «Пробуждение природы». Сегодня ребята мы с вами отправимся в гости к природе. Я предлагаю вам подружиться с ней, раскрыть её тайны. Я очень рада что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

В. Ребята, как вы думаете, что такое природа?

Д. Всё что нас окружает: животные, растения, птицы, люди.

В. Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришел так тихо – тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почек вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла весна.

Вот и к нам пришла весна. Назовите мне, пожалуйста, весенние месяцы?

Д. Март, апрель, май.

В. Март – месяц назван в честь бога войны Марса; Апрель – называют «даровитым» месяцем или «снегогодом»; а месяц май назван в честь богини Маий, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай. В. А сейчас поиграем в игру на внимательность. Я называю месяцы времен года, а вы делаете движения, соответствующие каждому времени года. Если месяц летний, то вы машете руками себе в лицо (жарко). Если осенний, то –приседаете (собираем картофель). Если зимний, то – прыгаем, греемся. Если весенний, то поднимаем руки вверх и тянемся, растем.

В. Ребята, а как узнать, что пришла весна?

В. Давайте поиграем в игру «Назовите признаки весны». Назовите, пожалуйста, мне самый первый признак весны.

Д. Солнце светит ярко.

В. К нам заглянуло солнце, но почему – то оно скучное, и лучики не яркие, совсем не греют.

В. А давайте, ребята, мы будем называть по одному признаку весны. И у нас будут появляться лучики.

Д. – снег и лед тает;

– появляются первые проталины;

– на деревьях набухают почки;

– прилетают с теплых краев птицы;

– с крыш домов капают сосульки;

– дни становятся длиннее, ночи короче;

В. Вы ребята назвали все признаки весны, и у солнца появились лучики. Молодцы. Посмотрите ребята, как ярко светит солнце. Оно улыбается. Послушайте, а вот и первые ручейки зажурчали. (слушаем 30 сек.)

В. Ребята, а как вы думаете, о чем нам шепчет ручеек?

Д. он радуется голубому небу, солнышку.

В. Говоря про шум ручейка, я вспомнила одну пословицу: «Вода с гор потекла – весну принесла». А вы какие пословицы, можете вспомнить и рассказать.

Д. Апрель с водою, май с травою.

Весной солнышко как мама, и светит, и греет.

Март зиму кончает, весну начинает.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

В. Весна – удивительное и красивое время года. Весну любили и любят поэты, и восхваляли природу весны в своих стихах. А вы знаете стихотворения о весне? Прочитайте, пожалуйста. (читают трое детей).

Д. Тает снег, сосульки плачут

Ручейки бегут звеня,

Ветер — теплый- это значит,

Что уже пришла весна.

Природа проснулась, вся радостью дышит,

Становятся дни все длинней, и длинней,

И солнце гуляет все выше и выше,

И веет теплом от оживших полей.

Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле.

На озерах треснул лед, будто раскололи.

Облака бегут быстрей, небо стало выше.

Зачирикал воробей, веселей на крыше.

В. Ребята, а кто весну на крыльях приносит, вы узнаете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела…

А кого паук боится?

В. Действительно, это птицы. Послушайте, как звонко слышны голоса птиц. (слушаем 30 сек.).

В. Вспомните, почему осенью многие птицы улетают в теплые края?

Д. Холодно, нечем питаться, исчезают насекомые.

В. Как называют птиц, которые улетают зимовать на юг?

В. А каких перелетных птиц вы знаете?

Д. Скворцы, грачи, ласточки, аист, соловьи, дикие утки, журавли, лебеди, цапля, кукушка.

В. А птиц, которые остаются с нами зиму зимовать, как называют?

В. Назовите мне зимующих птиц, которых вы знаете?

Д. Ворона, воробей, синичка, голубь, сорока, снегирь, клест, дятел.

В. Молодцы, ребята. А какую пользу приносят птицы?

Д. Уничтожают насекомых, вредных червей, гусениц, они охраняют посевы от вредителей.

В. Давайте вспомним, что птицы делают весной?

Д. Строят гнезда, выводят птенцов.

В. А из чего строят гнезда птицы?

Д. Из веток, засохшей травы.

В. А как человек помогает птицам весной?

Д. Делают скворечники.

В. Молодцы, ребята. Давайте с вами поиграем. Разделимся на две команды. Посмотрите, у нас по всей группе лежат рисунки с изображением птиц. Вы должны узнать этих птиц, какие они, перелетные или зимующие. Затем, пока звучит музыка, вы летаете по всей группе, а потом должны залететь в свои гнезда «обручи», перелетные в зеленые, а зимующие в красные.

В. Молодцы, ребята, справились с заданием.

В. Ребята, а какие изменения происходят в жизни диких животных с наступлением весны?

Д. Животные меняют теплую шубу на редкую, короткую; меняют цвет шкуры.

В. Этот процесс у животных называется – линька. Повторите.

В. А какие это животные?

В. А почему изменяется их окраска?

Д. Чтобы не быть замеченными для врагов.

В. А что происходит в жизни медведя, с приходом весны?

Д. Пробуждается от спячки.

В. Какое важное событие происходит у животных весной?

Д. Рождение детенышей.

В. А сейчас поиграем в игру «Найди ошибку», вам нужно определить, правильно ли животные нашли своих детенышей.

В. Давайте – же, ребята, попробуем раскрыть главный секрет волшебницы весны. Ведь изменения происходят не только в жизни птиц, животных, но и в жизни растений.

В. Посмотрите, ребята, на результаты опыта с ветками тополя. Вспомните, что мы с вами сделали две недели назад?

Д. Одни ветки поставили в воду в теплой группе, а другие положили в холодильник.

В. Что же произошло ребята? В чем же состоит главный секрет оживления в жизни растений?

В. Правильно, это тепло.

В. А что за чудесный запах? Вдохните его. Весь воздух пропитан замечательным ароматом весны. С её приходом пробуждается вся природа. Кругом лежит снег, а из первой проталины, прямо из – под снега появился замечательный цветочек (показываем слайд). Как он называется?

В. Посмотрите, какие это хрупкие, снежные цветы белоснежно – голубоватого цвета. Они словно просыпаются после зимнего сна, стряхивая с себя снежные пушистые покрывала.

В. А сейчас нам Алина прочитает стихотворение «Подснежник».

В тени берез, у речки звонкой,

Под бодрый тихий голосок,

Он распустился потихоньку.

Он вырос тоненький и нежный,

Своей красой, чаруя всех.

Его зовут лесной подснежник,

Познал он счастье и успех.

Ему березы шепчут сказки,

Играет ветер озорной.

А он стоит, согретый лаской,

Рожденный солнцем и весной.

В. Скажите, ребята, почему распустился подснежник?

Д. Потому что пригрело солнышко, наступила весна.

В. Сегодня, мы тоже с вами, ребята, разбудим подснежники (объясняю технику последовательности аппликации).

На листе бумаги изображен контур подснежника. Дети «клеят» кокосовой стружкой, голубого цвета – бутон; зеленого цвета, окрашенной манной крупой – листья и стебелек цветка; коричневого цвета манной крупы – землю.

В. Во время работы нам будет помогать музыка П.И. Чайковского «Подснежник».

В. Покажите свои подснежники друг другу, какие замечательные цветы у вас получились. Давайте выложим поляну на ковре из этих красивых подснежников. Возьмемся за руки, сделаем круг вокруг поляны, споем песню «Веснянка».

В. Давайте – же вспомним, ребята, весна какая?

Д. Шаловливая, теплая, радостная, дружная, звонкая, веселая, таинственная, солнечная, хмурая, тихая, робкая, мрачная, сказочная, светлая, волшебная, шумная, хрустальная, загадочная, светло-зеленая, светло-голубая, изумрудная, лучезарная.

В. И так, ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? (ответы детей)

В. Закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:

«Всё прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее от человека».

Разработка урока по теме “Весенние изменения в природе”

Конспект урока окружающего мира по теме “Весенние изменения в природе” 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме “Весенние изменения в природе”»

Тема: «Весенние изменения в природе».

Тип урока: введение нового знания.

Цель: показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении.

Сформировать представление о признаках весны.

Развивать умение различать изменения в природе, происходящие весной.

Развивать способность понимать и ценить красоту родной природы.

Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Планируемые результаты образования:

уметь объяснять мир: называть основные особенности времени года – весны;

называть весенние месяцы и их характерные признаки;

уметь определять своё отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе.

развивать умения извлекают информацию из иллюстраций, схем;

развивать умение находить нужную информацию в учебнике;

представлять информацию в виде схемы;

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

по иллюстрации находить ответы на вопросы.

определять и формулировать тему и цели деятельности на уроке с помощью учителя;

прогнозировать предстоящую работу;

выполнять работу в соответствии с выведенными алгоритмами или понятиями;

участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

оценивать свой вклад в общую работу.

уметь работать в группе;

вносить свой вклад в работу достижения общих результатов;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

развивать умение слушать и понимать других;

составлять небольшие устные монологические высказывания, “удерживать” логику повествования;

оформлять свои мысли в устной форме;

не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении.

понимать и оценивать свой вклад в решении общих задач;

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибка – обязательная часть решения любой задачи;

проявляют бережное и заботливое отношение к природе, к окружающему миру.

Технологии, используемые на уроке:

технология АМО (активные методы обучения);

технология исследовательского обучения;

технология оценивания учебных умений.

Формы организации деятельности:

ноутбук, мультимедийный пректор;

аудиозаписи: “Весенний шум”, припев песни “Журчат ручьи” из кинофильма “Весна”;

карточки со словами: март, апрель, май для АМ “Лотерея”;

цветок “Ромашка” с отрывными лепестками;

физкультминутка “Весна” (http://www.youtube.com/watch?v=XpW5Ok038qQ);

буквы алфавита для работы в парах;

пазлы “Природа весной” для групповой работы (3 комплекта);

лучики солнца, тучки;

Подготовка к уроку (опыт):

За две недели до урока веточки деревьев поставили в баночки:

1) веточки с водой стояли в холодном месте;

2) веточки стояли в баночке без воды на подоконнике;

3) веточки стояли в баночке с водой на подоконнике.

4) веточки стояли в баночке с водой в тёмном шкафу

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь, тайны открывать,
Ответы полные давайте.

И на уроке не зевайте.

2. Актуализация учебного процесса

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг … (природа)

– Давайте вспомним, какая бывает природа (живая и неживая)

– На какие две группы мы можем разделить все объекты природы?

Учитель: Давайте поиграем в игру “Природа – не природа”.

– Если слышите названия предмета живой природы – хлопаете,

неживой природы – топаете.

Игра “Живая неживая”.

Дерево, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, птицы, вода, снег, медведь, воробей, дождь.

3. Вхождение в тему

Звуко- буквенный диктант:

1.Ф – глухой согласный. Назовите парный звонкий

2. Целый день енотка Рая

В ручейке белье стирает,

И домой таскает.

Наплескается в ручье –

Превратится в букву…

3. З – звонкий согласный, назовите его пару.

4. Две босые ножки

Ходят по дорожке,

Бегают и прыгают,

Да друг дружкой дрыгают.

Попадут сапожкам в плен,

Превратятся в букву…

5. Ча – ща пишу я с буквой …

– Кто догадался, какова тема урока? (Весна.)

– Что такое весна? (Время года.)

На какие вопросы вы бы хотели сегодня ответить?

АМ распределения на группы. Метод “Лотерея”.

– Для достижения наших целей, нам надо распределиться на группы.

– Каждому из вас надо вытянуть карточку.

Учитель держит карточки, на которых с обратной стороны написаны слова: март, апрель, май. Учащиеся по-одному вытягивают карточки и распределяются в группы.

– На какие группы распределились?

– Почему? (Это название весенних месяцев.)

Назовите их по порядку.

Наша задача выяснить:

– Чем каждый месяц весны отличается друг от друга? Но для начала вы займёте свои места и ответите на первый вопрос:

– Как наши предки их называли и почему?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, составьте из букв алфавита их народное название.

На партах у учащихся лежат буквы алфавита. Учащиеся выбирают трёх человек, и они выполняют это задание у доски. А остальные члены команды получают следующее задание.

2) АМ презентации учебного материала. Методы: “Собери картинку”, “Кластер”.

Каждая группа получает пазлы.

1- я группа набухание почек; появление листьев, цветение растений,

2-я группа таяние снега, льда. ледоход; половодье; капель. небо голубое, высокое, солнце яркое, облака белые, легкие.

3 – я группа появление насекомых; возвращение перелетных птиц; выведение потомства. Пробуждение от спячки, линька.

Задание: собрать картинку.

Под музыку дети у доски составляют название месяцев, а остальные собирают картинки.

Учащиеся в группах выполняют задание, затем представляют свою работу.

1-я группа. Март – протальник.

2-я группа. Апрель – снегогон.

3-я группа. Май – травень.

– Почему так называют каждый месяц?

Март-протальник Слово «март» не русское. Оно пришло к нам из Византии. Первый месяц весны назван так по имени бога войны Марса.

Наши предки называли этот месяц «протальником» из-за быстрого таяния снегов и появления проталин. В марте сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и «капельником». В марте день с ночью меряются, равняются. 21 марта В В марте есть день, когда солнце на небе бывает ровно полсуток, 12 часов. Этот день называют весенним равноденствием.

Своё название месяц получил от латинского слова «аперире», что означает – открывать

Наши предки называли апрель «снегогоном».

За непостоянство погоды, её изменчивый характер «капризник», «обманщик».

На реках начинается ледоход: льдины, большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются.

ПОМНИ! Весной на водоёмах опасно ходить по льду. Подтаявший лёд может проломиться. От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Такой разлив реки называется половодьем.

Май. Месяц май назван в честь мифической богини гор Майи, дочери Зевса.

Наши предки называли май «травником», «птичьим пересвистом», май – конец весны, преддверие лета. В мае ветер поёт, а земля надевает свой лучший наряд. Земля покрывается зелёным ковром.

ИТОГ: Три долга есть у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть – с этим МАРТ справляется, снег согнать, землю разбудить и отогреть – АПРЕЛЬ 30 дней только этим и занимается, третий долг – тёплую землю в зелень нарядить – достаётся МАЮ.

Что у вас получилось?

– Что изображено на ваших картинках?

– Что объединяет все картинки? (Изображено время года весна.)

А для этого рассмотрите внимательно свои картинки и назовите характерные признаки весны.

Учащиеся выполняют задание, называют основные признаки весны, вывешивают эти признаки – картинки на доске в виде “Кластера”.

Образец

По каким признакам люди узнают весну?

Изменения в неживой природе.

Сейчас мы поговорим об изменениях в неживой природе с приходом весны.

– Какие же изменения произошли в неживой природе?

1) –Что можно сказать о солнце?

( светит ярче, чем зимой, с каждым днём греет всё сильнее, гораздо выше поднимается над горизонтом, дни становятся длиннее.)

2) – Какое весной небо? Облака?

(Голубое, высокое. По небу плывут лёгкие облака, кучевые, похожие на клубы дыма, движутся быстро днём, а к вечеру исчезают. Когда же кучевые облака становятся тёмными, то скоро надо ожидать грозы.)

3) – Какие осадки выпадают весной?

(В марте- снег, в апреле- снег и дождь, в мае- дождь.)

4) – Что происходит весной с почвой?

( Почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от тающего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остаётся влажной.)

5) – Что происходит со снегом?

(Снег тает, в марте появляются проталины, а в апреле их становится всё больше и больше, в мае снега уже нет. )

6) – Что происходит с водоёмами?

( Лёд на водоёмах темнеет, покрывается трещинками, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход.)

В это время опасно ходить по подтаявшему льду, так как он может проломиться. Река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется…(половодьем). Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.

За две недели до урока вы начали проводить самостоятельные исследования.

( на экране появляется слово «исследование»)

– Как вы понимаете, что это такое?

(исследование – это научный труд.)

– А кто же такой исследователь?

(Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием)

– Сегодня, ребята, пришло время поделиться своими исследованиями, наблюдениями.

За две недели до урока веточки деревьев поставили в баночки:

1) веточки с водой стояли в холодном месте;

2) веточки стояли в баночке без воды на подоконнике;

3) веточки стояли в баночке с водой на подоконнике.

4) веточки стояли в баночке с водой в тёмном шкафу.

3) Исследовательская работа.

– Теперь посмотрим на наши веточки, что с ними произошло за две недели.

Каждая группа рассматривает свои веточки, обсуждает, что произошло и делает выводы.

Представители от каждой группы демонстрируют свои веточки и делятся своими выводами с одноклассниками.

1-я группа. Веточки с водой стояли в холодном месте. Ничего не произошло, потому что там было холодно.

2-я группа. Веточки стояли в баночке без воды на подоконнике. Они засохли, потому что не было воды.

3-я группа. Веточки стояли в баночке с водой на подоконнике. На веточках начали распускаться почки, потому что есть вода, тепло и солнечный свет.

4 – я группа. Веточки стояли в баночке с водой, но в тёмном шкафу. Листики появились, но жёлтого цвета, а потом засохли

– Какой вывод можно сделать на основе нашего исследования?

Что нужно, чтобы природа весной ожила?

(Главное, чтобы солнце согрело землю, наполнило светом, напоило водой, и тогда природа оживает.)

Раскроем секрет волшебницы – Весны.

– Что помогает ей распускать листочки?

(Солнце, поднимаясь выше, сильнее нагревает, растапливает снег, наполняет водой землю.)

Весна – утро года”.

– Как вы думаете, чем похожи утро и весна?

– Что происходит в природе утром?

– А что можно сказать о жизни людей утром?

– А что происходит в природе весной?

Весна — важнейшее время года в жизни природы и людей, в том числе потому, что стремительно увеличивается долгота светлого времени суток, все живое на Земле готовится к

– Как называют разные возрастные периоды в жизни человека?

(Детство, молодость, зрелость, старость)

– С каким временем года их можно сравнить?

– Внимательно рассмотрите картины художников и скажите:

– Что за время года изображено на них? И с каким периодом жизни человека ассоциируется?

– Как вы думаете, ребята, что люди весной называют ласково:

«Первая улыбка Весны?»

(«Первой улыбкой весны» люди называют первоцветы, раннецветущие растения)

СПРАВКА (дополнит. материал)

Первоцветы – это первые цветы, которые появляются после холодной зимы. Подснежники, мать-и мачеха, одуванчики, ландыши – это первоцветы. Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту.

Они Занесены в красную книгу. А это значит, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Как же быть? Ведь так хочется сорвать цветок и принести домой. Не делайте этого! Такой цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет радовать людей долго-долго.

Где же источник силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников? Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть маленькую коричневую луковичку. Эта «подземная кладовая», которую растение наполняет за весну и лето, и позволяет пробуждаться ему так рано.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ Работа в группах по карточкам.

АМ рефлексии. Метод “Ромашка”.

Подведём итоги нашей работы. Поможет в этом нам:

Капитаны выбирают себе по лепестку и выполняют задание.

(индивидуальная работа по карточкам)

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

– В чём главная причина весенних явлений?

– Все ли наши ожидания оправдались?

– Что осталось нерешённым?

На эти вопросы мы постараемся ответить на следующем уроке.

ДЗ: Пусть Март подготовит нам сообщения о насекомых.

Апрель о птицах, а Май – о животных весной.

У вас на партах лежат лучики солнца и тучки.

– Если вы активно работали на уроке, помогали своим одноклассникам в решении поставленных задач и ваши ожидания оправдались, подарите весеннему солнышку лучик. Если ваши ожидания не оправдались, вы испытывали трудности на уроке, и они остались нерешёнными – прикрепите рядом с солнышком тучку.

– Кто может сказать, что подарил весеннему солнышку? Почему?

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям ПОДАРИТЬ.

А я в свою очередь хочу вам выдать медальки

«За стремление к знаниям»!

«Вы талантливые, дети!

Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

Весенние изменения в неживой природе

Урок 3. Окружающий мир 2 класс

Конспект урока “Весенние изменения в неживой природе”

Здравствуйте, ребята! Я лесная фея, меня зовут Ирина.

Вы уже знакомы с моими сёстрами Полиной и Снежаной. Я совсем на них не похожа. Они любят читать, сидеть дома, наслаждаться тишиной. А я люблю шум, веселье, прогулки. А ещё люблю рисовать. У меня даже волшебный мольберт есть. И очень люблю весну. Красота весенней природы особенная. В нашем волшебном лесу весна уже наступила.

Ну вот, совсем заболталась. Волшебный мольберт напоминает мне, что я должна пригласить вас на весеннюю прогулку в природу. С радостью приглашаю вас, ребята. А мольберт поможет нам совершить это путешествие. Наблюдайте, удивляйтесь, запоминайте.

Весна включает три календарных месяца: март, апрель, май. Но за три месяца происходит столько изменений вокруг!

Первый весенний месяц — март.В народе его ещё называют: перезимок, водотёк, ветронос, протальник, капельник. А ещё — месяцем света.

Кончился холодный, вьюжный февраль, последний месяц зимы. Наступил март — первый весенний месяц. Но на первый взгляд, всё выглядит по-зимнему.

В лесах и на полях нетронуто лежит снег, нередко возвращаются морозы, бывают метели. Не верится, что зима уже позади. А весна всё-таки приближается.

С каждым днем сильнее греет солнце.

Оно все выше поднимается над горизонтом, его лучи прямее падают на землю, освещают и прогревают всё вокруг. Становится теплее.

— В небе тоже весна. В солнечные дни оно ярко-голубого, почти синего цвета. Временами по нему проплывают лёгкие снежно-белые облака.

Во второй половине марта заметно удлиняются дни, уменьшаются ночи.

21 мартадень весеннего равноденствия, когда день равен ночи. С этого момента день будет становится всё длиннее и длиннее, а ночь — укорачиваться.

Посмотрите на снег. Он становится рыхлым, начинает таять. На открытых пространствах образуются проталины. Пропитанная водою земля повсюду показывается из-под снега, которого с каждым днём становится всё меньше и меньше. Пройдёт ещё неделя, другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце.

День-другой и уже повсюду весело журчат весёлые весенние ручьи, неся свежесть звонкой воды. Вода в них слегка искрится, булькает, пенится. Самое время вспомнить детство и пойти пускать кораблики по бурным потокам талой воды! Журчит ручеёк, дарит людям весеннее настроение.

Не отстают и сосульки: звенит капель, сверкает на солнце хрустальная бахрома крыш. Радуется весне всё живое.

День за днём всё наряднее картина весны. По-весеннему пахнет воздух.

А теперь пора заглянуть в гости к апрелю. В народе его называют «снегогон», «солнечник», « водолей». А ещё — месяцем воды.

В первой половине апреля сходит с земли снег.

Реки тоже готовятся сбросить с себя ледяные оковы. У берегов появляются закраины. Под действием воды и солнца во льду образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке. Начинается ледоход.

Плывущие льдины тают. От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Такой разлив реки называется половодьем. Широко разлилась вода, затопила луга, кусты и деревья.

От сильного испарения иногда образуется туман.

А сейчас пора навестить младшего из весенних месяцев — май. Май называют ещё: травень, светодень, росенник, пролетень. Пословица гласит: «Май лес наряжает, лето в гости ожидает».

Май — самый теплый месяц весны. Солнце поднимается над горизонтом ещё выше и прогревает землю ещё сильнее.

Небо высокое, чистое, лазурное.

День намного увеличился. «Зорька вечерняя утренней зорьке руку подает».

Но иногда в мае бывают заморозки.

Осадки в мае выпадают, в основном, в виде дождя. Редко выпадает снег, но он сразу тает.

А ещё в мае впервые после зимы можно наблюдать красивое и опасное природное явление — грозу.

При грозе внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом.

Удивительное явление природы, не правда ли? Но гроза опасна, и прежде всего, тем, что это явление непредсказуемо. Ученые-синоптики могут дать прогноз о возникновении грозового фронта, но определить даже приблизительно, в какое место придется удар молнии невозможно. Единственным спасением для человека остаются громоотводы, а также соблюдения правил поведения во время грозы.

Вот и подошла к концу наша прогулка. Давайте повторим, что мы на ней увидели:

Читайте также:  Консультация для родителей на тему Проектная деятельность
Ссылка на основную публикацию