Презентация (Технология организации логопедического обследования в ДОУ)

Презентация на тему “Технология организации логопедического обследования”

  • Скачать презентацию (0.1 Мб) 14 загрузок 4.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему “Технология организации логопедического обследования” по педагогике. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

Технология организации логопедического обследования

Автор: учитель- логопед МОУ Сосновская СОШ №2 Локтева Инна Владимировна

Этапы логопедического обследования

Iэтап. Ориентировочный. II этап. Диагностический III этап. Аналитический. IV этап. Прогностический. V этап. Информирование родителей.

Этапы Логопедического обследования

I.Ориентировочный этап

Задачи первого этапа: Виды деятельности: Сбор анамнестических данных; Выяснение запроса родителей; Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка; Изучение работ ребенка; Беседа с родителями. Изучение медицинской и педагогической документации;

Изучение медицинской и педагогической документации

К медицинской документации относятся: К педагогической документации относятся: Медицинская карта ребенка; Заключения специалистов. Выписки специалистов; Характеристики на ребенка педагогов, работающих с ним; Школьный дневник

Изучение работ ребенка

К данному виду документации относятся: рисунки школьные тетради дневник творческие поделки

Беседа с родителями

Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб; Заполнение анкеты непосредственно родителями (матерью или отцом); Рекомендации для родителей.

II.Диагностический этап.

При взаимодействии логопеда и ребенка направленно на выяснение следующих моментов: Какие языковые средства сформированы к моменту обследования; Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; Характер несформированности языковых средств.

Кроме этого, мы должны рассмотреть:

В каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме); Какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Методы логопедического обследования:

Педагогический эксперимент; Беседа с ребенком; Наблюдение за ребенком; Игра.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случаи будет зависеть:

От возраста ребенка; От уровня развития речи; От уровня психического развития ребенка; От уровня обученности ребенка.

Общие принципы и подходы определяющие последовательность проведения обследования.

1. Принцип индивидуального и индивидуального подхода. 2. От общего к частному. 3. От сложного к простому. 4. От продуктивных видов речевой деятельности- к рецептивным. 5. От экспрессивной языковой компетенции к импрессивной.

III.Аналитический этап

Задачей аналетического этапа является интерпритация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы:

Паспортная часть; Анамнестические данные; Данные о физическом и психическом здоровье ребенка; Раздел, посвященный общей характеристике речи; Специальное место для записи логопедического заключения.

IV. Прогностический этап

Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями. Занятия в условиях интеграции в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе. Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов.

V. Информирование родителей.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребенка. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствии ребенка.

Особые требования

1. Беседу с родителями следует строить на доступном для них уровне использования терминологии. 2. Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку. 3. Беседа должна быть построена в конструктивном направлении.

Презентация “Технология организации логопедического обследования” по педагогике – проект, доклад

Презентацию на тему “Технология организации логопедического обследования” можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Медицина. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Технология организации логопедического обследования

Автор: учитель- логопед МОУ Сосновская СОШ №2 Локтева Инна Владимировна

Этапы логопедического обследования

I этап. Ориентировочный. II этап. Диагностический III этап. Аналитический. IV этап. Прогностический. V этап. Информирование родителей.

Этапы Логопедического обследования

Задачи первого этапа:

Сбор анамнестических данных;

Выяснение запроса родителей;

Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка;

Изучение работ ребенка;

Беседа с родителями.

Изучение медицинской и педагогической документации;

Изучение медицинской и педагогической документации

К медицинской документации относятся:

К педагогической документации относятся:

Медицинская карта ребенка;

Характеристики на ребенка педагогов, работающих с ним;

Изучение работ ребенка

К данному виду документации относятся:

рисунки школьные тетради дневник

Беседа с родителями

Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб; Заполнение анкеты непосредственно родителями (матерью или отцом); Рекомендации для родителей.

При взаимодействии логопеда и ребенка направленно на выяснение следующих моментов:

Какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

Характер несформированности языковых средств.

Кроме этого, мы должны рассмотреть:

В каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме);

Какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Методы логопедического обследования:

Педагогический эксперимент; Беседа с ребенком; Наблюдение за ребенком; Игра.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случаи будет зависеть:

От возраста ребенка; От уровня развития речи; От уровня психического развития ребенка; От уровня обученности ребенка.

Общие принципы и подходы определяющие последовательность проведения обследования.

1. Принцип индивидуального и индивидуального подхода. 2. От общего к частному. 3. От сложного к простому. 4. От продуктивных видов речевой деятельности- к рецептивным. 5. От экспрессивной языковой компетенции к импрессивной.

Задачей аналетического этапа является интерпритация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы:

Паспортная часть; Анамнестические данные; Данные о физическом и психическом здоровье ребенка; Раздел, посвященный общей характеристике речи; Специальное место для записи логопедического заключения.

IV. Прогностический этап

Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями. Занятия в условиях интеграции в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе. Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов.

V. Информирование родителей.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребенка. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствии ребенка.

1. Беседу с родителями следует строить на доступном для них уровне использования терминологии. 2. Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку. 3. Беседа должна быть построена в конструктивном направлении.

Презентация «Развивающие коррекционно-логопедические технологии»

Лариса Татаренко
Презентация «Развивающие коррекционно-логопедические технологии»

“Развивающие коррекционно-логопедические технологии “

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя – логопеда.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные специалистам:

• Технология логопедического обследования.

• Технология коррекции звукопроизношения.

• Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

• Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

• Технология развития интонационной стороны речи.

• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

• Технология логопедического массажа.

Также в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:

• различные виды логопедического и пальцевого массажа,

• мультимедийные средства коррекции и развития,

современные технологии сенсорного воспитания,

различные модели и символы.

«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.

В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Виды арт- терапии:

музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);

креативная игротерапия (песочная терапия);

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты

Коррекционные задачи музыкотерапии:стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

улучшение общего состояния детей;

улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

стимуляции речевой функции;

нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

формирование навыков словообразования;

формирование слоговой структуры слова.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики

Логоритмика – это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально – речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Техники изо-терапии,используемые для развития речи

рисование мягкой бумагой;

рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

рисование на стекле;

Креативная игротерапия (песочная терапия)

метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы

Песочная терапия способствует:

совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

обогащению словарного запаса;

развитию связной речи;

побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

развитию фантазии и образного мышления.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

Коррекционные задачи сказкотерапии:

создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

совершенствование лексико-грамматических средств языка;

совершенствование звуковой стороны речи;

развитие диалогической и монологической речи;

эффективность игровой мотивации детской речи; взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает в развитии:

зрительной и слуховой памяти;

зрительного и слухового внимания;

воображения; ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие: развивают мозолистое тело,

улучшают мыслительную деятельность,

способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойстваи.

Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям

Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.

Читайте также:  Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Пальцевый массаж

массаж орехами, каштанами;

массаж шестигранными карандашами;

массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками

Телесноориентированные техники:

биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией

Возможности использования ИТ в логопедии:

повышение мотивации к логопедическим занятиям;

организация объективного контроля развития и деятельности детей;

расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

возможность быстрого создания собственного дидактического материала;

визуализация акустических компонентов речи;

расширение спектра невебральных заданий; обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;

за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Коррекционно-развивающие игровые пособия своими руками для работы с дошкольниками Поведение детей – это именно то, на что чаще всего жалуются родители и воспитатели при обращении к психологу. Действительно, нарушение поведения.

Коррекционно — развивающие занятие по снятию агрессивных проявлений «Добрые поступки» Коррекционно – развивающие занятие «Добрые поступки». Цель: коррекция агрессивных проявлений. Задачи: -показать разницу между добрыми и.

Коррекционно-развивающие занятие по снятию агрессивных проявлений у дошкольников «Наши чувства» Цель: учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей. 1. Учить различать добрые.

Логопедические игры на кухне Все мы знаем, что большую часть своего времени мамы, после работы проводят на кухне, и совсем мало времени остаётся на то что бы провести.

Логопедические карты «Логопедические карты»Оборудование: 24 карты, четырех мастей: 6 – муравьев, 6 – ворон, 6 – рысей, 6 – кроколилов. Перед игрой выясняем.

Логопедические проблемы в ДОУ Тема: “Автоматизация звука [c] в слогах и словах”. Цель: автоматизировать звук[c] в слогах и словах. Задачи: закреплять артикуляцию и изолированное.

Логопедические упражнения СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. «Лопаточка». Рот открыт, широкий.

Презентация для педагогов Музыкальные ИКТ технологии на службе ФГОС до 1 слайд Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем,.

Современные коррекционно-развивающие технологии и методики Эффективность использования той или иной технологии в коррекционной педагогике непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана.

Технология логопедического обследования Дифференциальная диагностика форм речевой патологии. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЛев Алеев

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Технология логопедического обследования Дифференциальная диагностика форм речевой патологии.” — Транскрипт:

1 Технология логопедического обследования Дифференциальная диагностика форм речевой патологии

2 Этапы обследования Ориентировочный. Диагностический. Аналитический. Прогностический. Информирование родителей.

3 Ориентировочный этап Задачи: Сбор анамнестических данных; Выяснение запроса родителей; Выявление предварительных данных о индивидуально- типологических особенностях ребенка.

4 Ориентировочный этап Виды деятельности: – Изучение медицинской и педагогической документации; – Изучение работ ребенка; – Беседа с родителями.

5 Ориентировочный этап: выявляемые данные Этиология Наследование Внутриутробное развитие Родовой период Раннее детство

6 Ориентировочный этап: выявляемые данные Проблемы в обучении Проблемы взаимоотношений Проблемы адаптации Проблемы в поведении

7 Ориентировочный этап: выявляемые данные

8 Ориентировочный этап Выводы: Наличие органического или функционального нарушения; Направления обследования; Уровень предъявляемого речевого материала; Набор методик и тестов; Способ предъявления материала; Дозирование нагрузки; Способы установления контакта.

9 Диагностический этап Задачи: Выявить, какие языковые средства сформированы к моменту обследования; Обнаружить, какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; Определить характер несформированности языковых средств; Установить, в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорение, аудирование, чтение, письмо); Проанализировать, какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

10 Диагностический этап Виды деятельности: – Педагогический эксперимент; – Беседа с ребенком; – Наблюдение за ребенком; – Игра.

11 Диагностический этап Принципы: Принцип индивидуального и дифференцированного подхода; От общего к частному; От сложного к простому; От продуктивных видов речевой деятельности к рецептивным; От активного владения к пассивному (от употребления к пониманию).

12 Диагностический этап: технология обследования речи дошкольников Обследование диалогической связной речи и коммуникативных навыков Особенности коммуникативного поведения Специфика использования лингвистических и паралингвистических средств Обследование монологической связной речи Специфика построения текста Специфика использования языковых средств Общая характеристика речи Направления углубленного исследования при наличии показаний Лексический запас Грамматический строй Звукопроизн ошение Слоговая структура Обследование фонематического восприятия Двигательные функции и строение артикуляционного аппарата

13 Диагностический этап: технология обследования речи школьников Обследование процесса письма Обследование процесса чтения Обследование устной речи по показаниям Обследование психических процессов, оптико- пространственных представлений и графо- моторных навыков по показаниям Текстов ая компетенция Словарн ый запас Граммат ический строй Фонема тическо е восприятие и звуко- буквенный анализ Слогова я структур а слова Звукопроизношение Строение и функции артикуляционного аппарата

14 Диагностический этап: обследование связной речи Виды связной речи: Диалогическая Монологическая (обследуется после 4,5 лет)

15 Диагностический этап: обследование диалогической речи Проводится в процессе беседы Оценивается:Контактность Адекватностьповедения Инициатива Богатство и адекватность использования вербальных средств Богатство и адекватность использования невербальных средств

16 Диагностический этап: обследование монологической речи Виды работы: Составление описательного и /или повествовательного текста; Пересказ описательного и/или повествовательного текста (ответы на вопросы); Сокращение (компрессия) текста; Соотнесения текста и картинки или объекта. Виды помощи: Наличие наглядных опор; Стимуляция активности; Наводящие вопросы; Организующая помощь.

17 Диагностический этап: обследование монологической речи Оценивается Темп Особенностиголосоведения Паралингвистические средства Звуковая сторона речи Словарный запас Грамматическое оформление Качества текста

18 Параметры анализа связного высказывания Качества текста Вид задания: составление связного рассказа (с опорой/без опоры, повествования, описания); Самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции в виде поощрения (другая); составил по вопросам; не смог составить); Степень развернутости (примерное количество предложений); Тематичность (рассказ соответствует избранной (предложенной) теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью); Связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи (союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.); в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями; Последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; предложения (или части) в рассказе расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой.

19 Параметры анализа связного высказывания Грамматическое оформление Тип предложения (отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами, использует разнообразные виды предложения адекватно замыслу); Развернутость предложения (длина в среднем); Наличие аграмматизма: степень выраженности (отсутствие грамматических форм, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый, негрубый, отдельные, неустойчивые ошибки); уровень проявления (словоизменение, словообразование, синтаксис).

20 Параметры анализа связного высказывания Словарный запас соответствует возрастной норме; ниже возрастной нормы; ограничен лепетными словами; ограничен бытовой лексикой, соотношение активного и пассивного словаря; трудности актуализации словаря – с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу; представленность в словарном запасе различных морфологических категорий – существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.); использует однообразную лексику.

21 Параметры анализа связного высказывания Звуковая сторона речи Звукопроизношение сформировано (не сформировано); Состояние слоговой структуры слова (с какими слоговыми структурами не справляется: многосложными, со стеченьями согласных, малознакомыми), характер ошибок.

22 Параметры анализа связного высказывания Паралингвистические средства Речь выразительная (невыразительная); интонационно оформленная, монотонная, наличие затруднений в использовании вопросительной интонации, выделении логического ударения, паузации; Наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом. Особенности голосоведения Особенности голоса (хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, мало модулированный, без особенностей); Атака голоса (мягкая, твердая, придыхательная); Речевое дыхание: без особенностей, поверхностное, короткий речевой выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе. Темп: Речь скандированная, темп ускорен, замедлен, без особенностей. Наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом. Наличие продолжительных пауз хезитации. Наличие заикания.

23 Диагностический этап: обследование словарного запаса Цели и задачи обследования Выявить своеобразие словарного запаса ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активного и пассивного словаря, адекватность использования словарных единиц); Определить характер затруднений в использовании словарных единиц ( трудности актуализации, смешение слов по звуковому сходству, использование слов в ситуативно-связанном значении, использование слов в расширенно недифференцированном значении, несформированность переносного значения и др.); Выяснить характер организации лексикона (соответствие социальным и возрастным нормативам, уровень сформированности парадигматических и синтагматических отношений).

24 Диагностический этап: обследование словарного запаса Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал ( для дошкольников предъявляется в устной форме, для школьников, владеющих чтением может предъявляться в письменном виде).

25 Диагностический этап: обследование грамматического строя Цели и задачи: Выявить своеобразие грамматического строя речи ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активной и пассивной грамматики, адекватность использования грамматических форм и конструкций); Определить характер затруднений в использовании грамматических форм и конструкций ( трудности актуализации, гипергенерализация, трудности линейного развертывания, отсутствие грамматических единиц и конструкций и др.); Выяснить уровень обучаемости системных грамматическим единицам (уровень сформированности языковой способности).

26 Диагностический этап: обследование грамматического строя Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал ( для дошкольников предъявляется в устной форме, для школьников, владеющих чтением может предъявляться в письменном виде). Действия

27 Диагностический этап: обследование звуковой стороны речи: Цели и задачи обследования: Выявление правильно произносимых ребенком звуков и дефектно произносимых; определение характера дефекта, особенностей проявления; Определение уровня владения слоговыми структурами; наличие трудностей в воспроизведении алгоритмических структур и их характер; Выяснение уровня сформированности фонематического восприятия; характер затруднений.

28 Диагностический этап: обследование звуковой стороны речи: Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал ( отраженное и сопряженное проговаривание) Игровая деятельность, свободная беседа.

29 Диагностический этап: обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата: Цели и задачи обследования: Выявление отклонений в строении артикуляционного аппарата, обуславливающих дефекты звукопроизношения; Определение недостатков двигательных функций артикуляционного аппарата (нарушения тонуса, ограничения движений, трудности переключения, др.); Выяснение состояния двигательных функций мимических мышц.

30 Аналитический этап Цели и задачи интерпретация полученных данных; Заполнение речевой карты; Формулировка заключения

31 Аналитический этап Форма патологии Недостатки строения артикуляционного аппарата Нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата Недостатки двигательных функций мимических мышц Дислалия функциональная Нет Дислалия механическая Да, кроме расщелин и расщеплений Нет Ринолалия открытая Да, наличие расщелин и расщеплений, дефекты строения мягкого неба Нет, кроме изолированного пареза мягкого неба Нет Дизартрия НетДа, разнообразные нарушения, могут быть выражены в различной степени тяжести Да Алалия моторная НетДа, преимущественно в виде оральной апраксии Нет

32 Аналитический этап Форма патологии Дефекты звукопроизно -шения Несформиро- ванность фонематичес- кого восприятия Лексико- грамматичес- кое недоразвитие Недостатки связной речи Недостатки ритмико- мелодической стороны речи и/или тембра Дислалия функциональ- ная Всегда Может быть Нет Дислалия механическая Всегда Может быть Нет Ринолалия открытая Всегда Может быть Часто Дизартрия Всегда Может быть Всегда Алалия моторная В самостоя- тельной речи Всегда

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Деревья для детей старшей логопедической группы

33 Аналитический этап Только для первичной формы речевой патологии Форма патологии Дефекты звукопроизношения Несформированность фонематического восприятия Лексико- грамматическое недоразвитие Недостатки связной речи Фонетическое недоразвитие Всегда Нет Фонетико- фонематическое недоразвитие Всегда Нет Фонематическое недоразвитие Нет Всегда Нет Общее недоразвитие речи Всегда

34 Прогностический этап Цели и задачи Определить прогноз дальнейшего развития ребенка; Выяснить основные направления коррекционной работы с ним; Решить вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.

35 Аналитический этап Организационные формы реализации образовательных маршрутов: Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения; Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения; Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями (сочетание стандартной образовательной коррекционной программы и индивидуальной программы); Занятия в условиях интеграции (дифференцированное обучение по общеобразовательным программам в условиях общеобразовательного учреждения) в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе; Занятия со специалистами в домашних условиях; Занятия с родителями при консультативной поддержке специалистов; Занятия с длительным отрывом от родителей (стационарное лечение, санатории, группы круглосуточного пребывания, интернаты и т.п.).

36 Информирование родителей Беседа должна строиться на доступном для понимания родителей уровне; Беседа должна быть построена с учетом родительского чувства любви к ребенку; Беседа должна быть построена в конструктивном направлении: надо отвечать на вопрос «Что делать», а не «Кто виноват»; Логопед должен деликатно сообщить родителям всю информацию, которая была получена в процессе обследования, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она бы ни была, подкрепляя свои слова примерами из обследования; Необходимо попросить родителей записать те неотложные действия и мероприятия, которые они должны осуществить в ближайшее время; Вопрос о дальнейшем обучении ребенка, выяснение формы организации коррекционной помощи решается совместно с родителями; В заключение беседы решается вопрос о необходимости повторных обследований и их периодичности.

Презентация на тему: ТЕХНОЛОГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Первый слайд презентации

ТЕХНОЛОГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Слайд 2: План :

4 Цели и задачи логопедического обследования. 1 Этапы логопедического обследования. 2 Обследование доречевого развития младенца (от рождения до 12 месяцев). 3 Обследование речи ребенка преддошкольного возраста (от 12 до 36 месяцев).

Слайд 3: Цели и задачи логопедического обследования

Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Задачи: 1) выявление объёма речевых навыков; 2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития; 3) определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности; 4) анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя; 5) определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

Слайд 4: Этапы логопедического обследования

ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребёнком; дифференцировочный этап, включающий в себя обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта; основной – обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование); заключительный этап, включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

Слайд 5: Обследование доречевого развития младенца (от рождения до 12 месяцев)

I этап (период новорожденности) – характер первого крика новорожденного ; – физиологическая функция дыхания; – интенсивная терапия в неонатальном периоде ; – хирургические мероприятия в неонатальном; – первое кормление ребенка грудью; – причины раннего искусственного вскармливания ; – длительность кормления; – характер сосательных и глотательных движений при кормлении.

Слайд 6

II этап (1 – 3 месяца) – характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании ; – появление первых мимических гримас, их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность ; – начальное зрительное и слуховое сосредоточение; – «оральное внимание» ; – наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого; – характер преобладающих реакций на раздражители : крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций; – характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует; – проявление положительных эмоций в комфортных условиях, напри- мер, после кормления или смены мокрых пеленок.

Слайд 7

Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца: – начальное гуление – « гуканье »; – истинное гуление (время его появления, длительность и напевность голосовой продукции, наличие голосовой и двигательной аутостимуляции, особенности общего поведения при гулении, наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более активногогуления после звуковой или двигательной стимуляции); – первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, комплекса оживления, мимических гримас; – монотонность/выразительность, напевность гуления, модулированный /немодулированный характер первой доречевой продукции.

Слайд 8

III этап (3 – 6 месяцев) – характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него ; – особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации ; – переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности ; – особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или из- бегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда; – неполноценность комплекса оживления – патологические трудности при переходе на густую пищу наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре

Слайд 9

IV этап (6 – 9 месяцев) Особенности формирования лепета. Особенности формирования понимания обращенной речи. 3) Развитие паралингвистических форм коммуникации. 4) Развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи. 5) Характер взаимодействия матери и ребенка.

Слайд 10

V этап (9 – 12 месяцев) – первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации ; – хорошее понимание обращенной речи; – завершение лепетной стадии – появление первых слов и переход к речевой коммуникации – условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка: тактильно-эмоциональное, эмоционально-речевое, предметно-действенное общение ребенка со взрослым или сочетание этих форм; – сформированность базовых навыков глотания и жевания.

Слайд 11

Любые выявленные у младенца нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного компонента произносительной стороны речи требуют проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительного обследования ребенка у других специалистов (невропатолога, отоларинголога, сурдолога) а трудности формирования коммуникативной деятельности – консультирования у детского психолога.

Слайд 12: Обследование речи ребенка преддошкольного возраста (от 12 до 36 месяцев)

Важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы. Последовательность стадий овладения родным языком в онтогенезе определяет специфические особенности его использования в речевом общении у детей раннего возраста: обязательное опережающее развитие понимания обращенной речи; ) первоочередное усвоение некоторых прагматических аспектов при более медленном и постепенном овладении фонологическим, морфологическим и синтаксическим аспектами; использование для выражения коммуникативных намерений значительного количества разнообразных невербальных средств ;

Слайд 13

4) Соотношение между накоплением словарного запаса и развитием мышления; 5) выраженная зависимость уровня речевого развития от других важных показателей развития ребенка раннего возраста ; Логопеду при осмотре ребенка следует использовать следующие методы обследования : – анкетирование (анкета для родителей (матери), опросники); – беседа с родителями; – наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание – раздевание и т.п.) и в ходе выполнения специальных заданий;

Слайд 14

– изучение медицинской документации; – собственно логопедическое обследование ребенка: строения и функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес.), дифференцированного слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированности понимания речи, в том числе простых и сложных речевых инструкций, объем пассивного и активного словарного запаса.

Слайд 15

Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста включает задания, которые можно условно разделить на несколько диагностических блоков: – исследование неречевых процессов: конструктивной деятельности, рисования, слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, общей и тонкой моторики – проводится детским психологом ; – исследование фонетической и фонематической стороны речи, импрессивной речи, экспрессивной речи, состояние фразовой речи проводится логопедом.

Слайд 16

При выполнении заданий логопеду следует обращать особое внимание: – на умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции; – на то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну); – на ловкость или неумелость действий с маленькими предметами; – на эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.

Слайд 17

Первые задания ( «Собери пирамидки»), относящиеся к блоку неречевых заданий, для определение уровня моторного и интеллектуального развития, носят предварительный, ориентировочный характер для оценки перцептивных, моторных, когнитивных предпосылок формирования речевой деятельности. Первые речевые задания, предъявляемые ребенку, строятся исключительно с использованием игрушек и игровой ситуации (например, «Узнай звучащую игрушку», «Кто так говорит?»). В дальнейшем игровые задания («Пускаем кораблики», «Прячем игрушку») целесообразно чередовать с более сложными речевыми заданиями, которые проводятся не только на предметном, но и на картинном материале («Что это такое?», «Что делает?» и т.п.).

Слайд 18

Последнее задание («Слушаем рассказ») обязательно проводится с ребенком, даже если родители утверждают, что их малыш книжками не интересуется и рассказы по картинкам не слушает, т.к. большое значение в данном обследовании имеет индивидуальный эмоциональный и речевой стиль предъявления задания, а также то, читает ли взрослый текст или выразительно пересказывает его.

Слайд 19

Обследование детей проводится в присутствии родителей в форме индивидуального консультирования. Такая форма обследования обусловлена следующими причинами: • ребенок раннего и младшего дошкольного возраста психологически не отделен от матери (лица, воспитывающего его), поэтому присутствие родных позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности и поддерживает в нем уверенность; • присутствие родителей выявляет характер взаимодействия «родитель-ребенок»; • родители, присутствуя на консультации, знакомятся с возрастными нормами развития, с организацией игровой деятельности ребенка, с приемами, позволяющими привлечь и удерживать внимание ребенка на выполняемой деятельности.

Слайд 20

Консультирование включает в себя несколько этапов; 1. Налаживание положительного эмоционального контакта между специалистом (педагогом, психологом, логопедом), проводящим консультацию, ребенком и его родителями. Создание доверительной обстановки. 2. Обследование ребенка и сбор данных. 3. Консультирование родителей. На третьем этапе (консультирование родителей) по результатам полученных данных даются рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка. Родители получа-ют ответы на интересующие их вопросы.

Слайд 21

При необходимости проводится дополнительное консультирование – обследование у других специалистов (логопеда, психолога, педиатра, невропатолога, психиатра и дефектолога). На втором этапе проводится собственно диагностическое обследование, в процессе которого определяются возрастные, личностные и психологические особенности ребенка, выявляются его умения и навыки, устанавливается уровень развития по сферам, указанным в карте Продолжительность одной консультации составляет от одного до полутора часов (20-30 минут занимает обследование ребенка, остальное время – беседа с родителями и свободная игра ребенка).

Слайд 22

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ Повторить за логопедом: Кукла плачет: «А-а-а!» Ребенок плачет: « Уа !» Поезд гудит: «У-у-у!» Ослик кричит: « Иа !» Мышка пищит: «И-и-и». Собака лает: « Ав !» Заблудились в лесу: «Ау!» Кошка мяукает: «Мяу». ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ (с 3 лет) Повторить за логопедом слова из 1,2,3 слогов (отраженно). Отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов.

Читайте также:  Планшет для логопеда - логопедическое пособие Звуковички

Слайд 23

СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ гласные б-п-м в-ф Д-т-н г-к й свистящие шипящие аффрикаты л, ль Р,Рь

Слайд 24

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ 1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию): – поднять брови вверх («удивиться»); – нахмурить брови («рассердиться»); -прищурить глаза; – надуть щеки («толстячок»); – втянуть щеки («худышка»); – отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.

Слайд 25

2. Состояние артикуляторной моторики (выполнение движений по подражанию): а) губы – «улыбка», «трубочка»; б) язык- широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»; в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть. Отметить следующие параметры движений: а) наличие или отсутствие движений; б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение); в) объем движений (полный, неполный); г) способность к переключению от одного движения к другому; д) замены движений; е) добавочные и лишние движения (синкинезии); ж) наличие тремора, гаперсаливации, отклонений кончика языка.

Слайд 26

СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ (С 3 лет) ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (при наличии фразовой речи) III. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (с 3 лет) 1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом: стол – стул косы – козы папа – баба корка – горка точка – дочка миска – мишка 2. Произнести как собака: когда она рычит «р-р-р» (из ряда звуков).

Слайд 27

IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ 1. Пассивный словарь. 2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи). 3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА (с 3лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.). 4. Понимание соотношения между членами предложения (с 3 лет): (показать палочкой карандаш, карандашом палочку, палочкой машину). 5. Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами(показать на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).

Слайд 28

V. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ 1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь). 2. Активный словарь: а) существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья» и т.д.); б) глагольный словарь (назвать по картинкам, что делает мальчик: ест, спит, играет,рисует, пьет, гуляет и т.д.); в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и др. качества предметов.)

Слайд 29

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи): а) употребление форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже: стол – столы мяч – мячи кукла – куклы рука – руки шар – шары глаз – глаза б) употребление формы единственного числа существительных в винительном падеже без предлога (назвать по картинкам: «Вижу мяч, куклу, дом, собаку и т.д.»); в) употребление формы единственного числа существительных в родительном падеже без предлога. Назвать по картинкам: Это хвост кого? (лисы) Это сумка кого? (мамы)

Последний слайд презентации: ТЕХНОЛОГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

г) согласование прилагательных в форме единственного числа с существительными мужского и женского рода (с 3 лет). Назвать цвет предметов: красный шар синий карандаш красная машина синяя чашка д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами В, НА, ПОД, ЗА (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами); е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Назвать маленький предмет по картинкам: стол – столик нос-. дом -. ложка -. VI. СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (обследуется при наличии фразовой речи)

Презентация на тему: Технология логопедического обследования

Технология логопедического обследования Дифференциальная диагностика форм речевой патологии

Ориентировочный. Диагностический. Аналитический. Прогностический. Информирование родителей.

Задачи: Задачи: Сбор анамнестических данных; Выяснение запроса родителей; Выявление предварительных данных о индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Виды деятельности: Изучение медицинской и педагогической документации; Изучение работ ребенка; Беседа с родителями.

Выводы: Выводы: Наличие органического или функционального нарушения; Направления обследования; Уровень предъявляемого речевого материала; Набор методик и тестов; Способ предъявления материала; Дозирование нагрузки; Способы установления контакта.

Задачи: Задачи: Выявить, какие языковые средства сформированы к моменту обследования; Обнаружить, какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; Определить характер несформированности языковых средств; Установить, в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорение, аудирование, чтение, письмо); Проанализировать, какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Виды деятельности: Виды деятельности: Педагогический эксперимент; Беседа с ребенком; Наблюдение за ребенком; Игра.

Принципы: Принципы: Принцип индивидуального и дифференцированного подхода; От общего к частному; От сложного к простому; От продуктивных видов речевой деятельности к рецептивным; От активного владения к пассивному (от употребления к пониманию).

Виды связной речи: Виды связной речи: Диалогическая Монологическая (обследуется после 4,5 лет)

Проводится в процессе беседы Проводится в процессе беседы Оценивается:

Виды работы: Виды работы: Составление описательного и /или повествовательного текста; Пересказ описательного и/или повествовательного текста (ответы на вопросы); Сокращение (компрессия) текста; Соотнесения текста и картинки или объекта.

Качества текста Качества текста Вид задания: составление связного рассказа (с опорой/без опоры, повествования, описания); Самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции в виде поощрения (другая); составил по вопросам; не смог составить); Степень развернутости (примерное количество предложений); Тематичность (рассказ соответствует избранной (предложенной) теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью); Связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи (союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.); в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями; Последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; предложения (или части) в рассказе расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой.

Грамматическое оформление Грамматическое оформление Тип предложения (отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами, использует разнообразные виды предложения адекватно замыслу); Развернутость предложения (длина в среднем); Наличие аграмматизма: степень выраженности (отсутствие грамматических форм, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый, негрубый, отдельные, неустойчивые ошибки); уровень проявления (словоизменение, словообразование, синтаксис).

Словарный запас Словарный запас соответствует возрастной норме; ниже возрастной нормы; ограничен лепетными словами; ограничен бытовой лексикой, соотношение активного и пассивного словаря; трудности актуализации словаря – с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу; представленность в словарном запасе различных морфологических категорий – существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.); использует однообразную лексику.

Звуковая сторона речи Звуковая сторона речи Звукопроизношение сформировано (не сформировано); Состояние слоговой структуры слова (с какими слоговыми структурами не справляется: многосложными, со стеченьями согласных, малознакомыми), характер ошибок.

Паралингвистические средства Паралингвистические средства Речь выразительная (невыразительная); интонационно оформленная, монотонная, наличие затруднений в использовании вопросительной интонации, выделении логического ударения, паузации; Наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом. Особенности голосоведения Особенности голоса (хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, мало модулированный, без особенностей); Атака голоса (мягкая, твердая, придыхательная); Речевое дыхание: без особенностей, поверхностное, короткий речевой выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе. Темп: Речь скандированная, темп ускорен, замедлен, без особенностей. Наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом. Наличие продолжительных пауз хезитации. Наличие заикания.

Цели и задачи обследования Цели и задачи обследования Выявить своеобразие словарного запаса ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активного и пассивного словаря, адекватность использования словарных единиц); Определить характер затруднений в использовании словарных единиц ( трудности актуализации, смешение слов по звуковому сходству, использование слов в ситуативно-связанном значении, использование слов в расширенно недифферинцированном значении, несформированность переносного значения и др.); Выяснить характер организации лексикона (соответствие социальным и возрастным нормативам, уровень сформированности парадигматических и синтагматических отношений).

Материал для обследования: Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал (для дошкольников предъявляется в устной форме, для школьников, владеющих чтением может предъявляться в письменном виде).

Цели и задачи: Цели и задачи: Выявить своеобразие грамматического строя речи ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активной и пассивной грамматики, адекватность использования грамматических форм и конструкций); Определить характер затруднений в использовании грамматических форм и конструкций ( трудности актуализации, гипергенерализация, трудности линейного развертывания, отсутствие грамматических единиц и конструкций и др.); Выяснить уровень обучаемости системных грамматическим единицам (уровень сформированности языковой способности).

Материал для обследования: Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал (для дошкольников предъявляется в устной форме, для школьников, владеющих чтением может предъявляться в письменном виде). Действия

Цели и задачи обследования: Цели и задачи обследования: Выявление правильно произносимых ребенком звуков и дефектно произносимых; определение характера дефекта, особенностей проявления; Определение уровня владения слоговыми структурами; наличие трудностей в воспроизведении слогоритмических структур и их характер; Выяснение уровня сформированности фонематического восприятия; характер затруднений.

Материал для обследования: Материал для обследования: Реальные объекты Предметные и сюжетные картинки Вербальный материал (отраженное и сопряженное проговаривание) Игровая деятельность, свободная беседа.

Цели и задачи обследования: Цели и задачи обследования: Выявление отклонений в строении артикуляционного аппарата, обуславливающих дефекты звукопроизношения; Определение недостатков двигательных функций артикуляционного аппарата (нарушения тонуса, ограничения движений, трудности переключения, др.); Выяснение состояния двигательных функций мимических мышц.

Цели и задачи Цели и задачи интерпретация полученных данных; Заполнение речевой карты; Формулировка заключения

Только для первичной формы речевой патологии Только для первичной формы речевой патологии

Цели и задачи Цели и задачи Определить прогноз дальнейшего развития ребенка; Выяснить основные направления коррекционной работы с ним; Решить вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.

Организационные формы реализации образовательных маршрутов: Организационные формы реализации образовательных маршрутов: Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения; Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения; Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями (сочетание стандартной образовательной коррекционной программы и индивидуальной программы); Занятия в условиях интеграции (дифференцированное обучение по общеобразовательным программам в условиях общеобразовательного учреждения) в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе; Занятия со специалистами в домашних условиях; Занятия с родителями при консультативной поддержке специалистов; Занятия с длительным отрывом от родителей (стационарное лечение, санатории, группы круглосуточного пребывания, интернаты и т.п.).

Беседа должна строиться на доступном для понимания родителей уровне; Беседа должна строиться на доступном для понимания родителей уровне; Беседа должна быть построена с учетом родительского чувства любви к ребенку; Беседа должна быть построена в конструктивном направлении: надо отвечать на вопрос «Что делать», а не «Кто виноват»; Логопед должен деликатно сообщить родителям всю информацию, которая была получена в процессе обследования, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она бы ни была, подкрепляя свои слова примерами из обследования; Необходимо попросить родителей записать те неотложные действия и мероприятия, которые они должны осуществить в ближайшее время; Вопрос о дальнейшем обучении ребенка, выяснение формы организации коррекционной помощи решается совместно с родителями; В заключение беседы решается вопрос о необходимости повторных обследований и их периодичности.

Ссылка на основную публикацию