Коррекция речевых нарушений через проектную деятельность

Проектный метод в работе логопеда или коррекционное сотворчество
статья по теме

Применение проектного метода в логопедии, в свете ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
proektnyy_metod_v_rabote_logopeda_ili_korrektsionnoe_sotvorchestvo.docx121.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в работе логопеда или коррекционное сотворчество

Учитель-логопед Филина Светлана Михайловна

«Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» Килпатрик

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Особенно остро эта проблема заметна педагогам коррекционной направленности. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Тем самым удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности. Метод проектов успешно зарекомендовал себя во многих образовательных учреждениях. Метод перспективен, он дает возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, делать выводы, формирует творческое мышление, логику, инициативность, коммуникативность. Этот метод предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Наш современник — психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу, что новые формы их со-деятельности, со-творчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом. И таким источником, по мнению многих педагогов, является совместная проектная деятельность, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А главные преимущества метода проектов в работе логопеда – значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное- помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам. Ведь всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневно жизни, в образовательном процессе. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к умственной деятельности, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:

– помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

– подсказывает, какие материалы можно использовать;

– планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

– определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;

– координировать весь процесс творческой деятельности;

– помогать детям в поиске источников информации;

– самому быть источником информации;

– поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.

Одним из принципов организации проектной деятельности является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе поисково-познавательной деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество логопеда и ребенка, детей друг с другом, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно –действенное, наглядно-образное – одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации.

Важным моментом в работе логопеда является установление доверительных взаимоотношений с ребёнком – это уже гарантия успеха.

Основоположник метода проектов Уильям Килпатрик называет четыре вида :

  • Созидательный (производительный);
  • Потребительский;
  • Решение проблемы (интеллектуальных затруднений);
  • Проект-упражнение.

Проекты характеризуются в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Типология проектов, актуальных для дошкольного образования:

По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

По характеру содержания : включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

По количеству участников : индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

По продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел —» реализация -» рефлексия. А саму с труктуру проекта принято обозначать пятью «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Но реализации собственно проекта предшествует серьезная подготовительная работа, в результате которой должны появиться:

  • паспорт проекта – документ, в котором отражаются тема, идея, задачи предстоящего проекта, определяется его типология, указываются участники, формулируется конечный продукт и форма его презентации;
  • программа проекта – своеобразный маршрутный лист с указанием этапов, мероприятий со сроками, местом и результатом их проведения, ответственными;
  • средства обеспечения (материально-технические, методические и др.), необходимые для осуществления проекта.

Этапы реализации метода проектов.

Первый этап реализации метода проектов это целеполагание, при котором воспитатель помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Второй этап – разработка проекта: план деятельности по достижению цели. На данном этапе решаются следующие вопросы:

– к кому обратиться за помощью (родителю, воспитателю, братьям, сестрам, сверстникам);

– в каких источниках можно найти информацию;

– какие предметы будут использоваться (принадлежности, оборудование);

– с какими предметами необходимо научиться работать для достижения цели.

Практическая часть – это третий этап реализации проекта.

Подведение итогов и определение задач для новых проектов – заключительная составляющая проекта .

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии речи. У детей необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая их к этому. Здесь же формируется умение быть услышанным и вслушиваться в речь собеседников, то есть вырабатываются элементарные коммуникативные навыки. Заинтересовать детей в данной деятельности поможет применение компьютерных презентаций. Проецируемые на экране яркие образы, возможность движения предметов и персонажей, интерес детей к компьютерной технике даёт возможность более полно решить поставленные задачи. Так же использование презентаций даёт возможность учителю – логопеду перенести у детей радость игровой деятельности в радость учения. Не малую роль в логопедической работе имеет, в зависимости от патологии, формирование или развитие познавательной деятельности воспитанников. Презентации дают широкий простор деятельности в этом направлении. Удобство для педагога составляет и то, что можно как разработать материал самому, так и воспользоваться работой коллег (необходимо указывать автора, используемого материала и источник (адрес сайта), где была выставлена работа. Родителей и педагогов волнует вопрос влияния компьютера на здоровье ребёнка. Вред компьютер приносит в том случае, когда не соблюдаются простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник). При работе с компьютерной техникой с детьми следуют СанПиНу 2.4.1.2660-10.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего ОНР. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Одно из достоинств технологии проектирования состоит в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Контроль со стороны учителя-логопеда (внешний) уступает место оценке результатов работы. Частным, конкретным результатом работы в проекте дошкольников могут быть рисунок, его описание, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль и т.д. Ребенок учится самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, понимание, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. У него формируется подлинная активность и самостоятельность в понимании своей речевой патологии и стремлении к ее исправлению. Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную и педагогическую компетентность в области коррекционной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в коррекционно-образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Дает равные стартовые возможности каждому ребёнку, независимо от имеющихся у них проблем, чтобы каждый из них шёл по жизни смело и уверенно, чувствовал себя полноценной и полноправной личностью.

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.-64с.
3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание.№3, 2003, с 20-24
4. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124-131
5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
6. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Дата публикации: 05.07.2016

Статья просмотрена: 303 раза

Библиографическое описание:

Бочарова Е. Н., Дубяга И. А. Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 151-153. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1137/ (дата обращения: 28.02.2020).

Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет высокие требования к выбору методов обучения, выдвигая в ряде основных принципов «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий вразличных видах деятельности, возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований и методов возрасту и особенностям развития)».

Вводить новое содержание в образовательный процесс, активизировать мыслительную и познавательную деятельность ребенка дошкольного возраста, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста.

Метод проектирования в работе педагогов ДОО становится перспективным средством непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этот метод принадлежит к числу эффективных средств, все чаще применяемых в педагогике, которое помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении тех или иных трудностей у дошкольников. Эффект применения метода проектной деятельности зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему образовательного процесса, создавая психоэмоциональный комфорт детям, предусматривающий «ситуацию уверенности» в своих силах. Подобный подход к процессу обучения — это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний.

Проектный метод в дошкольном учреждении стал одним из основных компонентов в организации непрерывной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» — так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, решая поставленную задачу методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт.

Как и в педагогике, в логопедии «обучение … рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств», Л. С. Волкова [1, 74].

И в современной логопедии, как педагогическая наука, также происходит постоянный активный поиск путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для дошкольников с нарушениями речи.

Речь — одна из важнейших психических функций человека, а чистая, правильная речь — одно из главных условий его нормального психического развития. Овладение речью, речевое общение порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем. При помощи речи, общения ребенок узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. Речевое общение создает условие для планирования самостоятельной деятельности и участия в ней. В процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его.

Речь в жизни человека играет огромную роль, соответственно любые речевые отклонения в разной степени отрицательно влияют на все составляющие психического развития. Неполноценное речевое развитие ребенка накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными дошкольному возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, испытывают трудности в овладении навыками анализа и синтеза, в умении сравнивать, обобщать. Недостаточное развитие речевых средств порождает специфические черты речевого поведения: неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу, затрудняет общение как со взрослыми, так и со сверстниками, способствует возникновению специфических качеств личности: замкнутости, стеснительности, в некоторых случаях напротив — порождает негативизм, агрессию и ведёт к снижению познавательной активности детей.

Все вторичные нарушения ведут к снижению мотивации к обучению, тормозят развитие обобщающей, регулирующей функции речи и, как следствие, личности в целом. В свою очередь, низкий уровень общения и трудности в обучении замедляют темп развития речи и основных психических процессов. Речевые отклонения затрудняют построение отношений в социуме и особенно болезненно затрагивают процесс формирования высших уровней познавательной деятельности, что не может не сказываться на качестве школьного обучения.

К сожалению, в наши дни в дошкольные образовательные организации все больше поступает детей с различными нарушениями речи, которые резко ограничивают возможность общения детей с окружающими их сверстниками и взрослыми.

В связи с этим, работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является метод проектирования, который используется в логопедии наряду с традиционными методами и является эффективной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников с речевыми нарушениями.

Применение в непрерывной образовательной деятельности проектирования позволяет педагогу оптимизировать логопедическую работу с детьми, повысить её эффективность и продуктивность.

Но возникает вопрос, а так ли необходим проектный метод учителю-логопеду ДОО для работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии? Как показывает практика, использование в лого-коррекционной образовательной деятельности метода проекта не только возможно, но и необходимо. Как раз такие дети, может, даже больше остальных нуждаются в применении в работе с ними проектного метода, который позволяет повысить интерес к усвоению предложенного материала, мотивирует их на познавательную активность, так как они, зачастую, снижены у детей с нарушениями речи. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дошкольники с недоразвитием речи обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, общаться с окружающими.

Одним из существенных преимуществ использования метода проекта в деятельности учителя-логопеда является возможность приблизить коррекционную среду к ситуации стихийного формирования речи — ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-либо. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют больший спектр применения, быстрее автоматизируются.

Проектная деятельность в организации коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими нарушения речи может использоваться педагогом и с другими целями:

– для установления контакта с ребенком;

– пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;

– сплочения группы детей, участвующих в выполнении задания.

Метод проектной деятельности становится все более актуальным и эффективным в организации коррекционного процесса с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Проектная деятельность в решении проблемы коррекции речевых нарушений в работе с детьми выступает как эффективное инновационное средство, помогающее учителю-логопеду ДОО выстраивать свою работу системно и поэтапно. Важно отметить, что учитель-логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т. е. педагог ненавязчиво направляет работу детей в осуществлении проектной деятельности:

– помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

– подсказывает, какие материалы можно использовать;

– планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

– определяет, кого из взрослых можно привлечь к совместной с детьми деятельности;

– координирует весь процесс коррекционной деятельности;

– помогает детям в поиске источников информации;

– сам становится источником информации;

– поддерживает и поощряет активность детей в работе над проектом.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности непосредственно на самого педагога. Проектирование заставляет учителя-логопеда постоянно находиться в пространстве возможностей, что требует ежедневного творческого, личностного роста, изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий. В результате реализации проекта повышается и профессиональная компетентность всех педагогов ДОО: в ходе организации консультаций, семинарских и открытых занятий, они получают дополнительные знания в вопросах использования метода проектной деятельности в коррекционном и педагогическом процессе.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Дети открываются родителям с новой стороны, ребенок оказывается интересен им, поскольку начинает выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется необычным содержанием, приобретает иной смысл. Взрослые замечают, как у детей активизируются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к выполнению заданий вырабатывает положительное отношение к занятиям, улучшает эмоциональный фон, поднимает общую активность, позволяет вырабатывать устойчивые формы поведения. Повышается психолого-педагогическая грамотность и самих родителей: они могут знакомиться с методами и приёмами коррекции речевых нарушений, их ролью в развитии ребенка и применять данный практический опыт в семейном воспитании. Грамотная организация речевой среды дома обеспечивает закрепление навыков, полученных на занятиях, введение их в свободную речь и использование их в различных ситуациях общения.

Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем традиционных педагогических технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия учителя-логопеда и ребёнка, формирует интерес к занятиям, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Как показывает практика, дети приобретают не только речевые умения и навыки, но и способы осуществления коммуникативной и познавательной деятельности, у них повышается уровень произвольной регуляции поведения и обучаемости в целом, что является основными предпосылками формирования учебной деятельности

Общие показатели результатов психоречевого, моторно-двигательного и эмоционального развития детей свидетельствуют о появлении позитивных изменений и высокой продуктивности коррекционной работы. Исходя из данных полученных результатов деятельности учителя-логопеда с использованием метода проекта становится очевидным, что данный метод является современным продуктивным и актуальным средством развивающего обучения и может активно применяться в целях коррекции речевых нарушений различной этиологии у дошкольников.

  1. Волкова Л. С. Логопедия. Издание пятое, переработанное и дополненное.//Владос, Москва,2004

Проектная деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения

Елена Степанова
Проектная деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения

Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно недавно и успешно развивается. Это интересный, ёмкий метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. При этом метод проектов даёт возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребёнку, но и взрослому.

Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности. Проектная деятельность даёт возможность воспитывать ” деятеля“, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия. Проектный метод служит способом организации педагогического процесса, взаимодействия ребёнка с окружающей средой как в детском саду, так и в домашних условиях. Поэтому в процессе воспитания, обучения и коррекции должны принимать участие все педагоги ДОУ (старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и родители воспитанников.

В ходе реализации проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это чёткость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной педагогики – специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени, но ёмкой, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второе преимущество – это обеспечение целостного восприятия ребёнком окружающего мира, взаимопроникновение содержания различных образовательных областей.

Проектный метод даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Это метод, который позволяет объединить различные образовательные области, что повышает качество образовательного процесса, способствует повышению компетентности педагогов, служит развитию креативного мышления.

Целью коррекционной работы учителя – логопеда является полноценная подготовка детей к школе и их социализация. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые должны помочь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и взрослым лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

Следует отметить, что работа по внедрению проектной деятельности в группах для детей с нарушениями речи имеет свою специфику. Особое внимание должно уделяться коррекционным процессам. Важно правильно планировать воспитательно – образовательную работу с детьми. При составлении расписания образовательной деятельности следует ориентироваться на значимость ее вида, тематику, направления работы ДОУ и возрастные особенности детей.

Цель: развитие речи, познавательных навыков детей, инициативы, самостоятельности средствами проектной деятельности

Создать условия для более эффективного усвоения ребёнком необходимых знаний и навыков

Сделать педагогический процесс более интересным и разнообразным

Добиться положительной динамики в работе

Максимально привлечь к работе педагогов ДОУ и родителей

Модель воспитательно-образовательного процесса строится на основе изучения лексических тем. Содержание материала усложняется в каждом новом учебном году, то есть расширится словарный запас по каждой лексической теме. Ребенок получает более углубленные знания.

Изучение лексических тем воспитанниками логопедической группы входит организованной образовательной деятельностью и закрепление полученных знаний и умений в рамках реализации того или иного проекта способствует расширению у них словарного запаса, развитию связной речи, формированию грамматического строя речи.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что внедрение проектной деятельности в работу с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, позволяет им социально-адаптироваться в среде сверстников, преодолеть неуверенность в себе, стать активными и самостоятельными. Используя свои индивидуальные речевые возможности, дети учатся выражать свои мысли и чувства. Повышается интерес к общению в детском коллективе. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные, нравственные качества.

Этот метод актуален и эффективен, т. к.:

Отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Это, в свою очередь, требует поиска новых, эффективных средств коррекции.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.

Метод проектов дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе.

Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны, и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, с другой стороны, подталкивают к использованию данного метода.

«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» – пишет С. А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

Все проекты очень разноплановые, но каждый проект направлен, конечно же, на развитие речи, поиск новых способов взаимодействия педагогов и родителей.

Дидактический комплекс «Путешествие в Грамматику» как инновация в работе с детьми, имеющими нарушения речи Богданова Наталья Алексеевна, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад «Улыбка» Мальцева Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад.

Речевые нарушения Причины речевых нарушений Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы: 1. Органические приводят к повреждению.

Использование лепбука в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, – это самодельная книжка или папка с кармашками, дверками,.

Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов с детьми, имеющими нарушения аутического спектра» Аутичесие растройства относятся к искажённому психическому развитию. Ранний детский аутизм (РДА) – это неравномерное развитие психики с.

Консультация для педагогов «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Консультация для педагогов: «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Сегодня мы поговорим о том, как работать с детьми, имеющими.

Консультация для педагогов «Театр как форма работы с детьми, имеющими нарушения речи» Уважаемые коллеги! Театральное искусство требует навыков перевоплощения, дети с удовольствием выступают на сцене, участвуют в спектаклях,.

Коррекционные игры и упражнения с детьми, имеющими нарушения в интеллекте для преодоления агрессивного поведения Цель: Знакомство с коррекционными играми и упражнениями для детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии с признаками агрессивного.

Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук с детьми, имеющими нарушения речи. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего дошкольного возраста четко выступает.

Речевые нарушения и причины их возникновения Причины возникновения речевых нарушенийКогда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным.

Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи Автор: Комарова Лидия Николаевна Статья: «Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

О.А. Деева учитель-логопед

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Однако, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место и в системе коррекционного дошкольного образования. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. (Е. С. Евдокимова)

Технологию метод проектов в ДОУ можно определить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и дидактической задачи, получения реального творческого продукта, который можно использовать в дальнейшей деятельности и презентации полученных результатов. Использование метода проектов в дошкольной педагогике имеет свою специфику. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

Особенностью применения метода проектов в группе для детей с общим недоразвитием речи – обязательное включение задач речевого развития (обогащение и развитие словаря, упражнения в составлении рассказов, развитие грамматически правильной речи). Причем задачи речевого развития и формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка осуществляются через его включение в различные виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, элементарная трудовая деятельность и конструирование из различных материалов, изобразительная, музыкальная. Речь приобретает практическую направленность.

В группе компенсирующей направленности для детей с ОНР содержание образовательной деятельности построено на основе изучения материала с опорой на лексические темы (тематический принцип планирования логопедической работы, рекомендованный коррекционной программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»). Что значительно облегчает и предполагает использование проектного метода. Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основании которого лежит проблема. В ходе проекта дети с ОНР решают различные познавательно-практические задачи вместе со сверстниками и взрослыми и МОТИВИРОВАННО обогащают и активизируют словарь, развивают умение составлять предложения, употреблять в речи грамматические категории, составлять рассказы. Без сформированной мотивации учения сложно добиться заметных результатов в обучении.

Важно распределить обязанности взрослых в реализации проекта и определить роль каждого педагога, участвующего в реализации проекта. Дифференцированное определение содержания воспитательских и логопедических задач позволяет более полноценно использовать достижения, как современной дошкольной методики, так и логопедии. Педагог (учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель) должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению. Воздействие на мотивационную сферу дошкольника, в том числе и на формирование мотивации учения осуществляется в двух направлениях: непосредственно через личностно значимую деятельность ребёнка и опосредованно – через личностно значимых субъектов (педагогов, родителей). Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогам в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают и свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Смена детской деятельности, в свою очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление и дефицит внимания.

Метод проектов затрагивает не только интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все».

Этапы работы над проектом:

1. Обозначение проблемы, определение темы. Мотивация детей к проектной деятельности, введение детей в проблемную ситуацию.

2. Определение цели, задач проекта, будущего результата. Стимулирование поисковой деятельности детей. Активизация способов получения информации.

Обобщение полученной информации. Реализация проекта.

3. Обсуждение результата работы. Презентация результатов. Стимулирование детей к самоанализу и самооценке.

Определение перспективы развития проекта.

Выбор темы – это первый шаг в работе над проектом.

Второй шаг – определение цели, задач проекта. Это всегда развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, развитие исследовательских умений и навыков, формирование активности детей. Включение задач речевого развития во все виды деятельности. Это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания непосредственно-образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и экспериментов, других видов деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание уделяли организации среды в группе, кабинете логопеда.

Предметно-развивающая среда является фоном к поисковой деятельности. Решением поставленного вопроса выступали различные мероприятия: выставки книг детской художественной и познавательной литературы, выставки поделок, выставки игрушек, выставки коллекций, чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Для активизации детского мышления предлагалось отгадывать загадки, решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо уметь создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация проходила в различных формах в зависимости от темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, конкурсы-выставки, оформление альбомов, фотовыставок, творческих газет, совместных праздников с участием родителей.

При выборе тематики проектов опирались в основном на лексические темы: «Овощи, фрукты – полезные продукты», «Чистота – залог здоровья», «День Матери». Были и новые темы, связанные с традициями детского сада. Это «День рождения детского сада», «Мы – спортсмены». Но в каждой теме искали то, что наиболее важно именно для детей, подводили детей к решению проблемы. Иногда это была как бы тема в теме: проект «Молоко» – лексическая тема «Домашние животные», проект «Военная техника» – лексическая тема «День Защитников Отечества».

Проекты различаются по доминирующей деятельности участников: практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые. По продолжительности: краткосрочные (до недели) и долгосрочные (до года).

План-схема реализации проекта.

Методы и приемы.

Формы организации проекта.

Использование проектного метода позволяет:

• Развивать речь детей-логопатов через оречевление деятельности (практическая направленность).

• Позволяет учить детей представлению результатов своей деятельности (презентаций).

• Предупреждать переутомление и дефицит внимания детей – логопатов.

• Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.

• Развивать исследовательские, рефлексивные, элементарные самооценочные умения и навыки.

• Формировать активную, самостоятельную, инициативную позицию детей.

Список используемой и рекомендуемой литературы.

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.,- М., Педагогика, 1989.

2. Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

3.Дьюи Дж Психология и педагогика мышления. Дьюи Дж – М., 1999г.

4. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3.

5. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 1.

6.Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования: учебное пособие, – М., Академия 2001

7. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008.

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. –М. : АРКТИ, 2005

9. Толстикова О.В. Образовательные технологии., Екатеринбург, ИРО, 2014г

10.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Изд-во Альфа, 2001.

11. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Основная деятельность дошкольника – это игра. Через игру он познает себя и окружающий мир. Поэтому довольно сложно вызвать интерес к занятию и удержать его внимание. Исходя из этого, я поставила перед собой цель: развитие речи у детей через применение нетрадиционных способов логопедической работы.

Задачи:

  • Коррекция нарушений речи через использование нетрадиционных способов логопедической работы.
  • Положительная мотивация к коррекционным занятиям.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.

Чтобы заинтересовать учеников я использую нетрадиционные способы логопедической работы:

  • Логосказки
  • фонетическая ритмика
  • песочная терапия
  • лэпбук
  • мультипликация

Логосказки – это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач. [3]

При использовании логосказки решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:

  • развитие диалогической и монологической речи;
  • повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;
  • коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;
  • приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору;
  • осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

Выполнять артикуляционные упражнения ребята устают, и им становится скучно их выполнять. Чтобы ребятам было интересно на занятиях, мы занятие превращаем в сказку. Занятие проходит в подгрупповой форме: ребята сидят за партами и смотрят в индивидуальные зеркала. Я читаю ребятам артикуляционную сказку, а ребята выполняют артикуляционные упражнения по тексту сказки.

Для развития мелкой моторики и графических навыков на подгрупповых занятиях я использую пальчиковые логосказки. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.[6] Ребенок одевает на пальчик игрушку, он выполняет движения руками и одновременно рассказывает слова.

Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использующая механизм их функционального единства.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игро­вых упражнений на основе фонетической ритмики показывает, что:

  • у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
  • улучшается фонематический слух;
  • нормализуется речевое дыхание;
  • формируется умение изменять силу и высоту голоса;
  • улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
  • уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протека­ет процесс автоматизации звуков;
  • повышается речевая активность детей.

Песочная терапия – для детей применяют для диагностики, коррекции и развития речи.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. [5]

Виды игр с песком:

Игры на развитие фонематического слуха

«Найди подходящую фигурку». Выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук. Составить предложения с этими предметами.

«Место звука в слове». Песочница делится на три части. В первую часть мы кладём фигурки, где есть заданный звук в начале слова, во вторую часть – в середине слова и в третью часть – в конце слова.

«Спрячь руки в песок». Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

Игры на дифференциацию звуков

«Два домика». Строятся два домика: в одном живет один звук, а в другом домике – другой звук. Игрушки с дифференцированными звуками спрятаны в песке. Ребенок их должен найти, назвать и поселить в один из домиков.

«Найди лишний». Игрушки спрятаны в песке. Ребенок их должен найти и назвать какая игрушка из них лишняя (все игрушки, кроме одной начинаются с одного звука)

  • Игры на развитие связной речи

«Город». Ребёнок строит город, селит жителей, проговаривая свои действия. Придумывает историю одного из жителя.

Игры на развитие грамматической стороны речи

«Какой?». Ребёнок ищет спрятанные предметы в песке, затем к найденным предметам подбирает прилагательные.

«Меняем слова». В словах-действиях меняем приставку. Свои действия озвучиваем вместе с ребенком: насыпь, засыпь, пересыпь, подсыпь, досыпь песок.

Развитие мелкой моторики

«Отпечатки рук». Ребёнок оставляет на поверхности песка отпечатки ладошек, кулачков.

«Узор». Рисуем пальцами рук на песке узор. Сначала правой, потом левой. Затем обеими руками.

«Пишем буквы». Написание пройденной буквы на песке. Сначала пишем букву пальчиком, затем палочкой, держа её как ручку. [1]

Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на заданную тему.

Самый распространенный в постановке звук это [р]. Исходя из этого я решила сделать свой лэпбук на автоматизацию звука [р]. Сюда я включила следующие задания: слоговые рычалочки, артикуляционная гимнастика, игра «наоборот», загадки, стихи, игра «закончи предложения», лабиринт, игра «большой – маленький»,чистоговорки.

Мультипликация – киносъёмка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения, а также фильм, полученный такой съёмкой.

По лексической теме «домашние животные» у ребят возникла сложность в запоминании, что у лошади детёныш – жеребёнок. И мы решили составить рассказ о жеребёнке. На основе этого рассказа мы создали мультфильм. Ребята озвучивали следующих животных: лошадь, овца, коза, свинья, корова, жеребёнок. В этом мультфильме жеребёнок потерялся и ищет маму, а в этом ему помогают его друзья.

Ребятам понравилось участвовать в создании мультфильма и теперь они точно знают, что у лошади детёныш жеребёнок.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что нетрадиционные способы логопедического работы благотворно влияют на речь и на развитие дошкольника в целом.

Проектная деятельность обучающихся как средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда школы в условиях логопункта

Цитировать:
Тылик Т.И. Проектная деятельность обучающихся как средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда школы в условиях логопункта // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 12(42). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5311 (дата обращения: 28.02.2020).

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается опыт работы специалиста по применению проектной деятельности обучающихся на начальной ступени образования в условиях логопункта сельской школы с целью повышения речевой активности, преодоления речевого негативизма, коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.

ABSTRACT

The article reveals the experience of a specialist in the application of design activity of students at primary education level in terms of logopunkt rural schools with the aim of improving speech, overcome speech negativism, the correction of speech disorders in children of primary school age.

Ключевые слова: Логопед в школе, коррекционно-развивающие занятия, речевые нарушения, проектная деятельность, речевые возможности, реализация потенциальных возможностей, творческие идеи.

Keywords: Speech therapist in school, correctional and developmental activities, speech disturbances, project activities, speech opportunities, the realization of the potential possibilities, creative ideas.

«Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования».[1 стр.3] Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе идей исследовательского обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В рамках реализации ФГОС для детей с ОВЗ специалисты психолого-педагогического сопровождения начали более активно использовать нетрадиционные формы работы с детьми. В том числе и с детьми, имеющими речевую патологию. Конечно, на сегодняшний день, это важная задача всех заинтересованных специалистов, так как необходимо создать воспитанникам в детских садах, группах кратковременного пребывания, развивающих центрах, обучающимся в школе такие условия, при которых дополнительные занятия по коррекции речевых нарушений приносили бы радость достижений, новых открытий, побед, осознания своих потенциальных возможностей, в том числе и речевых. На наш взгляд, проектная деятельность является одной из таких находок для специалистов. Почему? Всё просто: даже дети, имеющие минимальные речевые возможности, могут проявить себя в реализации проектов, удачно подобранных, придуманных, организованных учителем-логопедом, педагогом-психологом. «Работая с детьми над их проектами, мы ориентируем их не просто на поиск некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблеме». [1 стр.6].

Проектная деятельность на коррекционнно-развивающих занятиях учителя-логопеда, которые мы проводим в условиях логопункта средней общеобразовательной школы села, способствует развитию речевых возможностей, коммуникативных навыков, преодоления речевого негативизма у обучающихся НОО. Логопедические коррекционно-развивающие занятия для обучающихся начального общего образования (НОО) проходят при непосредственном сотрудничестве взрослого и ребенка. Это способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных трудностей, возникших на уроках. В этом случае дети становятся активными участниками творческой деятельности, организованной учителем-логопедом, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Отличительной особенностью создания проектов на логопедических занятиях является руководящая роль учителя-логопеда. В учебном процессе педагоги часто используют создание проектов на разных уроках, в том числе и как форму домашних заданий. В этом случае к реализации проектов активно подключаются родители. К сожалению, коррекционно-развивающая область не всегда бывает под пристальным вниманием родителей. К заданиям, которые даются на дом, даже для автоматизации звуков, некоторые родители, к сожалению, относятся не так ответственно, как хотелось бы нам, учителям-логопедам, а к тематическим, творческим заданиям, которые подразумеваются в реализации различных проектов, тем более. Попытки реализовать, закончить проект дома не всегда приводят к результату у всех детей. Поэтому, в этих случаях мы можем столкнуться с разочарованием обучающихся, отказом от выполнения проекта. В нашем опыте работы проектная деятельность обучающихся достаточно давно используется на логопедических занятиях, но это, как правило, краткосрочные проекты, направленные на повышение мотивации к логопедическим занятиям, преодоления речевого негативизма, закрепления полученных навыков, развития самостоятельности, ответственности, коммуникативного общения, осознания значимости себя, как личности в учебном процессе.

Работая в этом направлении, совместно с обучающимися начальной ступени образования, создано и реализовано ряд краткосрочных творческих проектов. Вот, на наш взгляд самые интересные реализации проектов: «Послушный ветерок», “Все профессии нужны”, «От буквы к слову», Здоровое солнышко», «Моя буква», «Паспорт здоровья», долгосрочный проект «Путешествие по стране правильной речи» и т.д. С некоторыми из них мне хотелось бы познакомить своих коллег. Предлагаю краткую ознакомительную информацию:

Логопедический проект «Путешествие по стране правильной речи»

Цель: Коррекция речевых нарушений

✓ Формирование позитивного отношения к логопедическим занятиям.

✓ Привлечение внимания к звучащему слову, речи.

✓ Коррекция речевых нарушений.

✓ Развитие коммуникативных навыков в учебном процессе и вне его.

Вид проекта: Информационно-исследовательский, долгосрочный, коллективный

Срок реализации: весь период коррекционной работы.

Этот проект реализовывается на логопункте нашей школы уже десять лет. Конечно, за это время вид самой «Страны правильной речи» претерпевал изменения, учитывая веяния времени. Самые первые жители этой страны, которой нет ни на одной карте мира, уже заканчивают обучение в школе. У кого то из первых «жителей этой страны» школьные успехи весьма значительные, у кого-то менее весомые. Но мне, как специалисту, отрадно видеть и узнавать о самых минимальных успехах, наверное, потому, что знаю, как сложно было некоторым ребятам подружиться со словом, осваивать премудрости русского языка. Сегодня ребята путешествуют по этой стране в интерактивном варианте с использованием авторских ЭОР.

Логопедический проект «Послушный ветерок»

Цель: выработка целенаправленной воздушной струи, знакомство с диафрагмально-релаксационным дыханием.

✓ Знакомство с диафрагмально-релаксационным типом дыхания.

✓ Приобретение навыков дифференциации носового и ротового дыхания.

✓ Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи.

Вид проекта: Практико-ориентированный, коллективный
Срок реализации: краткосрочный

Проект “Узнай профессию” (авторский кроссворд)

Проект выполняют ученики 3-4 класса под руководством учителя-логопеда. В рамках реализации плана воспитательной работы школы по профориентации на начальной ступени образования.

Цель: узнать названия рабочих профессий по ключевым словам-существительным.

✓ Обогащение лексического запаса.

✓ Закрепление названия рабочих профессий и их значения.

✓ Закрепление навыка звукобуквенного анализа слов.

Вид проекта: исследовательско-информационный, индивидуальный (коллективный).

Срок реализации: краткосрочный

В арсенале учителя-логопеда ряд краткосрочных проектов, реализованных в разные годы, периоды коррекционно-развивающей работы. Хотелось бы отметить, что в результате реализации проектов и активного участия в этом обучающихся, занимающихся на логопункте, у детей не только повысился интерес к занятиям, но и улучшились речевые возможности, усовершенствовались коммуникативные навыки, повысилась самооценка.

Несомненно, использование проектной деятельности в коррекционно-развивающем процессе не только может, а должно использоваться учителем-логопедом на занятиях, наряду с другими инновационными формами коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Список литературы:
1. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2008. – 131 с.
2. Лапп Е.А., Фролова Н.Г. Современный логопедический урок: опыт работы. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011. – 231 с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2004. – 80 с.
4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2010. – 142 с.
5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.: Владос, 2001. – 136 с.
6. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011. – 96 с.

Информация об авторах:

учитель-логопед МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа Тазовского района ЯНАО, высшая квалификационная категория, руководитель РМО учителей-логопедов Тазовского района, член районной ПМПК, 629350 Россия, ЯНАО, Тазовский район, с. Газ-Сале, Мыльцева улица, 9

teacher-logopedics, Gas-Salinskaya secondary school Tazovskiy district YANAO, the highest qualification category, the head of RMO speech therapists Tazovskiy district, a member district PMPK, 629350 Russia, YANAO, Taz district, village of GAZ-sale, Myltseva st., 9

Читайте также:  Организация НОД в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка
Ссылка на основную публикацию