Фольклор как средство развития речи детей (для воспитателей логопедических групп)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемВиктор Тришечкин

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Аленушка» г. Лахденпохья Воспитатель логопедической Группы Воробьева Л.Н.

2 ФОЛЬКЛОР – ОБРАЗЕЦ РЕЧИ, ПОДРАЖАНИЕ КОТОРОМУ ПОЗВОЛЯЕТ РЕБЕНКУ УСПЕШНО ОВЛАДЕВАТЬ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ. Особенности восприятия, понимания и употребления произведений малых фольклорных форм детьми с ОНР: -трудности в установлении причинно – следственных связей, задержка в формировании семантических полей; -недостаточный уровень сформированности лексических средств языка. Результат: -приобщение к народной культуре, повышение познавательной и эмоциональной активности детей с ОНР; – обогащение речи детей; -понимание меткости и точности языка, прямого и -переносного смысла; -совершенствование внутреннего мира детей.

3 Устное народное творчество в коррекционной работе с детьми способствует: – развитию просодической стороны речи ( дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации; -автоматизации звуков речи, овладения всеми звуками речи; -развитию фонематического слуха; -развитию связной речи ( монологической и диалогической);

4 Задачи коррекционно – логопедической работы: 1. Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий: -формирование готовности к восприятию МФФ на основе организации предметно-развивающей среды; -знакомство с жанрами МФФ, формирование смыслового и художественного восприятия; 2. Формирование коммуникативных умений и навыков, связной речи: – формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений – заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи – Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения

5 Малые фольклорные формы: Виды: – потешки, прибаутки, небылицы; – пословицы и поговорки; – заклички; – докучные сказки; – скороговорки; – загадки; – фразеологизмы. – частушки.

6 Предметно-развивающая среда 1. Книги с фольклорными произведениями; 2. Кассеты, диски; 3. Костюмы, атрибуты для театрализации; 4. Иллюстрации к потешкам, прибауткам, фразеологизмам, пословицам, 5. Предметы быта; 6. Костюмы в народном стиле; 7. Сотрудничество с ЦДТ (посещение фольклорной избы, участие в различных фольклорных мероприятиях); 8. Сотрудничество с домом-музеем п. Куркиеки 9. Сотрудничество с детской музыкальной школой; 10. Сотрудничество с художественной школой

7 Формы, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы -словесные дидактические игры -словесные русские народные игры -пальчиковые игры -пение потешек, закличек, -народных песенок, -игры – имитации -народные подвижные игры -артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале -придумывание рифмованных строчек, стихов, частушек, песенок -использование потешек, закличек, приговорок, считалок, прибауток, небылиц -придумывание считалок, небылиц и дразнилок -использование скороговорок, чистоговорок -знакомство с докучными сказками, поговорками и пословицами, фразеологизмами -отгадывание и составление загадок -игры – драматизации и инсценировки Решение головоломок и кроссвордов

8 – Игровая деятельность; -Организованная образовательная деятельность; -Театрализованная деятельность; -Режимные моменты; -Самостоятельная деятельная деятельность; -Праздники развлечения; -Дополнительная образовательная -Деятельная (кружки, факультативы; Виды деятельности, через которые проходит знакомство с малыми фольклорными формами:

9 Организованная образовательная деятельность Использование малых фольклорных форм на занятиях: Упражнение: «Сравнилка» Цель: Обучение сравнению частей игрушки с предметными эталонами, образности речи. Этапы: 1. Предъявление игрушки, 2. Выразительное рассказывание малой фольклорной формы. 3. Первичное восприятие игрушки, рассматривание от целого к частному и наоборот. 4. Организация восприятия и управление диалогом с помощью вопросов и указаний взрослого. 5. Обобщающий описательный монолог педагога.

10 Упражнение : «Скороговорки» Цель: Автоматизация поставленных звуков Методика разучивания скороговорки На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Прохлопать ритм скороговорки. Произнести скороговорку хором, индивидуально. Послушать, какие звуки выделил голосом логопед. Повторить эти звуки, четко артикулируя. Произнести звуки [п], [б] хором и по одному. В каких словах слышится звук [п], в каких звук [б]? Произнести скороговорку тихо, громко. Произнести скороговорку грустно, весело. Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последовательности: На былинке пылинка, Пылинка на былинке. На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом

11 Упражнение: «Пословицы и поговорки». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Последовательность: 1. Знакомство с пословицей, объяснение смысла. 2. Обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок. 3. Подбор пословиц к ситуации, картинке. 4. Составление предложений (пословиц) из набора слов. 5. Введение пословиц и поговорок в быт детей.

12 Упражнение: «Найди вторую половинку». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Делу время – Что посеешь, Сделал дело – то и пожнешь. потехе час. гуляй смело.

13 Упражнение: «Фразеологизмы». Цель: Насыщение речи ребёнка выразительно- изобразительными средствами. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий. Виды работы: 1. Ответы на вопросы путём выбора из двух вариантов. 2. Объяснение значений выражений с подбором картинок, выполнением рисунка, изображением действия. 3. Замена фразеологического оборота одним словом.

14 Фольклорные праздники Обрядовые праздники. Праздники народного календаря. Тематические праздники. Досуги. Развлечения. В гостях у карельской сказки (совместное детско-родительское развлечение)

15 Сотрудничество с музеем п. Куркиеки, ЦДТ, Детской библиотекой, художественной школой Знакомство с карельской национальной одеждой ( сотрудница музея В.Коваленко у нас в гостях). Мы на выставке художников Лахденпохского района В ЦДТ, в карельской избе

16 ТВОРЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ СОВМЕСТНЫХ РАБОТ

17 Работа с родителями по приобщению их к истокам народного творчества 1. родительские собрания; 2. практикумы, тематические вечера; 3. круглые столы; 4. консультации, беседы; 5. совместные творческих работ; 6. составление мини – библиотечки; 7. информация в уголках;

18 Результативность коррекционной работы. 1. Обогащение словаря старинными понятиями, словами с противоположным значением 2. Развитие словообразования: Усвоение имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением, Усвоение относительных прилагательных, Усвоение притяжательных прилагательных, Усвоение глаголов прошедшего времени. 3. Формирование слоговой структуры слова. 4. Знание культурных традиций своей малой Родины Цель: Изучение словарного запаса и употребления грамматических форм у детей с ОНР

19 Мониторинг результативности коррекционной работы.

Консультация для воспитателей Тема: «Фольклор – как средство обогащения речи детей раннего возраста»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 32 города Каменск – Шахтинский

Консультация для воспитателей

Тема: «Фольклор – как средство обогащения речи детей раннего возраста»

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.

Чтобы помочь дошкольникам осваивать богатство родного языка, а также для успешного развития их мыслительной сферы, центральное место должно быть отведено речевой деятельности.

Несомненно, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии четкой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий.

Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей. Знакомить детей с фольклорным материалом следует с младшего дошкольного возраста.

В работе широко применяются малые формы фольклора с дошкольниками. Известно, что ребенок младшего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные успокаивают, веселые радуют, в них звучит любовь к ребенку, и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, неспособен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышом. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробуждать чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Известно, что словарный запас детей этого возраста еще невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Ребята реагируют на потешки одинаково. Так, если одних детей успокаивают потешки с перебиранием пальчиков, то другие на эту потешку почти не реагируют, приходится учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова потешки. Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создавая весёлое настроение.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных моментов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, одевались, готовились ко сну прибегаем к потешкам.

Используются потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелочности звучания потешек детей, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь.

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбию, вызывают у малышей чувство сопереживания к сверстникам.

Показывая детям новые игрушки, следует приговаривать потешки. Малыши играют, пытаются, подражая сочетая свои действия со словами потешки.

Известно, что создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют развлечения.

Когда у детей накопляется опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, подбираем более сложный материал для развлечения ребят. Любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.

Более старших детей знакомят со считалками, пословицами, поговорками, загадками, небылицами, в которых кроется богатство словестного ритмического творчества и всяких выдумок. Популярны так же песни-насмешки – особый очень забавный и интересный вид детского творчества. Ознакомление детей с русскими традициями, обрядами, народными праздниками. В подготовительных группах знакомить с былинами.

Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своем влиянии на ребенка. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Педагогам детского сада надо специально заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, так же звучали эти драгоценные его зерна. Только при этих условиях язык ребенка будет живым и ярким.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Домашние животные

Сочетание разнообразных фольклорных жанров помогает детям детского сада применять полученные знания в своей речевой деятельности.

Проект на тему: «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№24 комбинированного вида»

«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Технологическая карта проекта

Разработчик и составитель проекта

Сулейманова Светлана Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №24»

Название организации МБДОУ «Детский сад№24»

Участники: Воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители

Актуальность, основания для разработки проекта

Использование детского фольклора в развитии речи и приобщение к истокам народной культуры детей соответствует принципам и направлениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества

Образовательные:

1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;

2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.

Развивающие:

1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности – выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.

2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.

Воспитательные:

1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.

3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.

III. Привлекать родителей к активному участию по данному направлению работы, участвовать в праздниках и развлечениях.

Сроки реализации

Сентябрь 2016 – Май 2017

• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;

• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

• Расширится и активизируется словарный запас детей;

• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;

• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.

• У детей появятся навыки общения и совместной игры.

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т.д.).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Исходя из этого, приоритетным направлением развития речи у детей второй младшей группы, я выбрала тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».

Актуальность проекта

Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений – речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает:

– владение речью как средством общения и культуры;

– обогащение активного словаря;

– развития связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи;

– развитие речевого творчества;

– развитие звуковой и интонационной культуры речи;

– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

– формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Детский фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.

Тип проекта:

По времени: краткосрочный;

По характеру контактов: в рамках ДОУ, групповой;

По доминирующей деятельности: творческий, игровой, познавательный;

Срок реализации проекта: сентябрь 2016 – май 2017.

• Дети 2 младшей группы (3-4года);

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Образовательные:

1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;

2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

3. Учить детей играть в народные игры.

Развивающие:

1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности – выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.

2. Развивать умение играть в совместные народные игры.

Воспитательные:

1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.

3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.

III. Вовлечь родителей в единое пространство «Семья – детский сад». Привлекать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях.

Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:

• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;

• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

• Расширится и активизируется словарный запас детей;

• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;

• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.

• У детей появятся навыки общения и совместной игры.

Предполагаемые продукты проекта :

  • Уголок театрализованной деятельности пополнится: различными видами театра, костюмами и атрибутами для театрализации.
  • Уголок «Библиотека» обогатится произведениями русской и других народов мира.
  • Появится уголок «Народной игрушки».
  • Уголок по развитию речи пополнится информационно-дидактическим материалом и картотеками.

Методы и приемы работы с детьми:

  • Наглядный метод:

– Рассматривание книжных иллюстраций к произведениям, репродукций, предметов народного творчества;

– театрализованный показ произведений, как педагогом, так и детьми;

– проведение дидактических игр;

  • Словесный метод:

– чтение произведений русского народа и других народов мира;

– заучивание потещек, детских песен, считалок, закличек;

-рассказывание сказок и потешек детьми по иллюстрациям;

– проведение праздников, утренников, развлечений.

  • Игровой метод:

– имитационные упражнения «Изобрази персонажа сказки»;

– дидактические игры, настольно-печатные игры;

– Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр, народных игр;

  • Практический метод:

– проведение забав на фольклорном материале;

– проигрывание народных игр;

– театрализованные постановки, как воспитателем, так и детьми;

Виды детской деятельности:

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально технические ресурсы:

1.Наличие в детском саду предметно-развивающей среды:

– разнообразные виды театров: настольный, пальчиковый, фланелеграф, кукольный;

– шапочки-ободки персонажей сказки «Репка», полумаски к сказке «Теремок», и другие персонажи.

2. Информационно-дидактические ресурсы, картотеки:

  • русских народных игр для детей дошкольного возраста;
  • русских народных песенок, колыбельных, потешек, прибауток, закличек загадок;
  • пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраста возраста;
  • развития артикуляционного и дыхательного аппарата,
  • обшеразвивающие упражнения для физических минуток с использованием потешек.

Этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: сентябрь 2016- май 2017года

1 этап: Подготовительный

• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

• Постановка цели и задач.

• Составление плана реализации проекта на год.

• Составление перспективно-тематического планирования по теме «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» с учетом интеграции образовательных областей.

• Составление плана работы с родителями на год.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

• Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).

• Подбор народных игр, потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.

• Подбор дидактических игр.

• Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

2 этап: Основной

2.Разработка конспектов НОД, развлечений и досугов.

3 этап: Заключительный

1. Презентации проекта «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»» коллегам и родителям воспитанников.

2. Подведение итогов и перспектива на следующий год.

Положение о школьном логопункте.

Положение о школьном логопункте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Положение о школьном логопункте.30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Положение о логопедическом пункте

1.1Настоящее положение разработано в соответствии сФедеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом учреждения, на основании письма Минобразования России от 14.12 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

1.2.Н. Настоящее Положение регулирует деятельность логопедического пункта в организации.

2.Задачи логопедического пункта

2.1.Своевременно выявлять нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся; определять их уровень и характер.

2.2.Устранять эти нарушения.

2.3. Распространять специальные знания по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей).

3.Организация деятельности логопеда

3.1.Логопедический пункт создаётся для обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи:

– Общее недоразвитие речи разных уровней;

– фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

– недостатки произношения-фонетический дефект.

3.2. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ.

3.3.Обследование речи обучающихся проводится с 1 по15 сентября и с 10

по25мая. Данные обследования регистрируются в журнале обследования устной и письменной речи.

3.4.Предельная наполняемость логопедического пункта-не более 20человек (сельского общеобразовательного учреждения) на каждого обучающегося учитель-логопед заполняет речевую карту.

3.5.Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений устной и письменной речи.

3.6.Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей. Они могут варьироваться от 6 месяцев до 2 лет и более.

3.7.Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и с подгруппой и в группе. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося.

3.8.Периодичностьподгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух раз в неделю. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут (с учётом передвижения детей) Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учёт их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

3.9.В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, руководитель МОУ СОШ, родители (законные представители).

3.10.Учитель-логопед работает 5 дней в неделю. Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов (1ставка), из которых 18ч отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с обучающимися, а 2часа –на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом и родителями.На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, повышение ставки заработной платы на 20%, порядок пенсионного обеспечения) предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений.

3.11.В каникулярное время учитель логопед привлекается к педагогической, методической и организационной работе, которая заключается в следующем:

-выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи при записи детей в школу;

-участие в работе методического объединения учителей-логопедов;

-участие в семинарах, практических конференциях школы, района, области;

-подготовка дидактического, наглядного материала к занятиям;

4. Руководство логопедическим пунктом

4.1.Общее руководство логопедическим пунктом МОУ СОШ осуществляет директор.

4.2.Директор МОУ СОШ:

-обеспечивает создание условий для проведения с обучающимися коррекционно-педагогической работы;

-проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи.

-осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку)

-разъясняет педагогам, родителям (законным представителям) задачи и специфику коррекционной работы по определению дефектов речевого развития обучающихся, представляет до 15 июня ежегодный отчёт.

4.4.Логопедический кабинет обеспечивается документацией и специальным оборудованием.

Документация логопедического пункта при МОУ СОШ _______

-Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

-Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.

-Индивидуальная карточка ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.

-Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

-Журнал учёта посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопункт.

-Годовой план организационно-методической работы учителя-логопеда с педколлективом и родителями.

-Тетрадь учёта консультаций.

-График работы учителя-логопеда.

-Рабочие тетради для занятий по коррекции звукопроизношения и письма.

-Рабочая программа коррекции нарушений устной и письменной речи.

-Анализ о проделанной за учебный год работе.

Список обучающихся, имеющих

нарушения в развитии устной и письменной речи.

(заполняется учителем- логопедом после обследования обучающихся.)

Об организации работы логопедического пункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Разделы: Логопедия

До настоящего времени не существует утвержденного Министерством Образования пакета документов регламентирующего работу дошкольного логопункта. Поэтому работа наших логопунктов и их документация строится в соответствии с положением «О логопедическом пункте при ДОУ», разработанном в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, уставом Учреждения. Данное положение принято педагогическим советом и утверждено заведующей ДОУ.

Настоящее положение разработано в соответствии с Письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 года № 2.

Положение имеет следующие разделы:

  • Общие положения.
  • Основные задачи работы логопедического пункта.
  • Организация работы логопедического пункта.
  • Руководство работой логопункта.
  • Материально-техническое обеспечение. Приложение 1.

Документация, обеспечивающая эффективность работы дошкольного логопедического пункта.

Должностные обязанности.
В этом документе указаны общие требования, предъявляемые к специалисту дошкольного логопункта, обязанности учителя-логопеда и его права. Должностная инструкция утверждается заведующей ДОУ. Приложение 2.

Инструкция по технике безопасности.
Содержит требования, которые необходимо выполнять учителю-логопеду при подготовке к занятию и во время его проведения для обеспечения сохранности жизни и здоровья детей.

Инструкция по охране труда.
В инструкции по охране труда обозначены основные требования по обеспечению безопасности детей и самого специалиста при проведении занятий в логопедическом кабинете.

Рабочая программа.
Нами составлены две рабочие программы: «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей 5–6 лет», «Коррекция фонетического недоразвития речи детей 5–7 лет».

Данные рабочие программы составлены на основе:

  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада). – М.: МГОПИ, 1993.

В программу включены следующие методики:

  • Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
  • Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
  • Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.

А также внесены авторские разработки:

  • Граб Л.М. Шибаева Л.В. «Индивидуальное планирование коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»,
  • Шибаева Л.В. «Формирование грамматических категорий».

Рабочие программы обсуждались и были согласованы на методическом объединении учителей-логопедов г. Снежногорска, приняты на методическом совете ДОУ, утверждены заведующей ДОУ.

Настоящие Программы включают пояснительную записку, перспективное планирование и список используемой методической литературы.

Годовой план работы учителя-логопеда.

Годовой план пишется по следующему алгоритму:

  • Организационно-методический блок.
  • Диагностический блок.
  • Коррекционно-педагогический блок, включающий учебно-воспитательную работу.
  • Консультационный блок.
  • Участие в работе ППМС службы сопровождения.
  • Работа по повышению квалификации.

В каждом разделе указывается содержание и сроки работы. Приложение 3.

Перспективные планы проведения индивидуальных и групповых занятий.
В планировании раскрыта работа на каждом этапе, а именно указана тема занятия, количество часов по данной теме и направления коррекционной работы.

На индивидуальные занятия берутся дети с фонетическим дефектом не менее 3 раз в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта (мономорфная, полиморфная дислалия, дизартрия). С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие, логопед планирует свои занятия из расчёта: 2 подгрупповых и 3 индивидуальных занятия в неделю.

Работа по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи включается в планирование на этапе автоматизации звуков.

График работы учителя-логопеда.
Этот документ также несёт организационную функцию, т.е. помогает планировать работу на разных этапах коррекционного процесса.

Для достижения результативности проведения коррекционных мероприятий, как с детьми-логопатами, так и с их родителями в графике работы логопеда предусмотрены 3 рабочие смены в первую половину дня и 2 смены во вторую половину дня.

Паспорт кабинета.
Паспорт кабинета включает перечень материалов и оборудования, необходимых для организации коррекционного процесса.

Отчёт о результатах работы логопеда, проделанной за учебный год.
В этом документе должна отражаться следующая информация:

  • перечень организационных мероприятий, проводимых в логопункте в течение учебного года;
  • проведённая работа с воспитателями и родителями детей, зачисленных в логопункт;
  • описание оснащения логопедического кабинета, отчёт об изготовленных и приобретенных пособиях и оборудовании;
  • описание методической работы логопеда, творческой работы по повышению уровня профессионализма;
  • участие в работе методического объединения. Приложение 4.

Журнал обследования устной речи детей.

В начале учебного года учитель-логопед проводит обследование речи детей дошкольного учреждения и фиксирует результаты в журнале обследования устной речи, где записывает: фамилию, имя ребёнка, дату рождения, возрастную группу, а также указывает логопедическое заключение с перечислением нарушенных звуков. В графе «Примечание» логопед делает отметку о зачислении/отчислении, переводе ребёнка в другое учреждение. Приложение 5.

Приказ «О зачислении воспитанников в логопункт».
В соответствии с приказом Управления образования администрации ЗАТО Александровск «О результатах деятельности муниципальной ПМПК г. Снежногорска по набору воспитанников ДОУ в группы компенсирующей направленности» и на основании результатов логопедического обследования руководитель учреждения издаёт приказ о зачислении воспитанников ДОУ в логопункт.

В первую очередь зачисляются дети, обследованные городской ПМПК с тяжёлыми нарушениями речи и не зачисленные в логопедические группы города. Далее при наличии мест зачисляются дети старших и подготовительных групп, имеющие речевые нарушения. В условиях логопункта с этими детьми согласно Положению о логопедическом пункте ведётся работа по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов. Работу по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи логопед осуществляет на этапе автоматизации поставленных звуков и в рамках ППМП службы сопровождения.

Соглашение с родителями об условиях обслуживания детей в логопункте.
Зачисление ребёнка в логопункт проводится с согласия родителей (законных представителей). В соглашении отражаются обязанности и ответственность заинтересованных сторон.

Расписание занятий.
На основании Приказа о зачислении учитель-логопед формирует группы детей и составляет расписание занятий.

Расписание занятий помогает рационально спланировать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми, а также организовать рабочее время учителя-логопеда.

Список детей, зачисленных в логопункт.
В список заносится следующая информация: фамилии и имена детей, возрастные группы, логопедические заключения.

Речевые карты.
На каждого ребёнка, зачисленного в логопункт, на основании протокола обследования учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой фиксирует особенности фонетико-фонематической стороны речи ребёнка, состояние лексико-грамматического строя и связной речи. В речевую карту (обязательно!) записываются ответы детей, план логопедической работы и заносятся результаты коррекции устной речи детей.

Журнал посещения детьми логопункта.
Оформляется в виде таблицы, в столбцах которой представлены список детей, тема логопедического занятия и дата его проведения.

Журнал консультаций.
Учитель-логопед ведёт учёт консультаций и фиксирует дату проведения консультации, её тему и непосредственно адресата. Приложение 6.

Экран звукопроизношения.
Данный документ составляется на группу детей, зачисленных в логопункт. В документе фиксируются фамилии детей и нарушенные у них звуки.

Экран звукопроизношения позволяет логопеду формировать подгруппы из детей со сходными нарушениями звукопроизношения. Приложение 7.

Тетради взаимодействия с родителями и воспитателями.
Для успешности коррекционного процесса обязательно взаимодействие логопеда и воспитателя, логопеда и родителей (законных представителей). Для достижения этой цели создаются тетради взаимодействия с родителями и тетради взаимодействия с воспитателями.

Вся перечисленная документация позволяет создать оптимальные условия для работы логопункта дошкольного учреждения и достижения высоких результатов в коррекционной работе с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

Школьный логопункт, положение о логопункте

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ

1. Общие положения

1.1. Логопедический пункт школы создается в общеобразовательном учреждении в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273, Уставом МБОУ СШ № 14, письмом Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 года № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Инструктивно-методическим письмом о работе учителя – логопеда при образовательной школе (Бессонова Т. П. 2008г.).

1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность логопедического пункта, создаваемого в МБОУ СОШ № 14 в установленном порядке для детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии.

2. Задачи логопедического пункта.

2.1. Логопедический пункт школы организуется в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ.

2.2. Основными задачами логопедического пункта являются:

  • диагностика и коррекция нарушения устной и письменной речи обучающихся;
  • своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи;
  • распространение знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности обучающихся;
  • нормализация учебной деятельности; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития.

3. Порядок комплектования групп и организация деятельности логопедического пункта.

3.1. Логопедический пункт создаётся в общеобразовательном учреждении при наличии пяти – десяти классов I ступени начального общего образования.

3.2. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся МБОУ СШ № 14, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

3.3. Комплектование логопедического пункта осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, и заключения территориальной ПМПК.

3.4. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

3.5. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года, по мере освобождения мест. По мере выпуска учащихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

3.6. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются в журнале движения. На каждого обучающегося учитель-логопед заполняет речевую карту по форме. Приложение № 1 к инструктивному письму Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 года № 2.

3.7. Предельная наполняемость логопедического пункта образовательного учреждения – не более 25 человек.

3.8.Учитель-логопед формирует группы детей для занятий. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Группы создаются в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи.

3.9. Групповые занятия проводятся:

– с обучающими, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трёх раз в неделю;

– с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушение чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трёх раз в неделю;

-с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного – двух раз в неделю;

-с заикающимися обучающимися не менее трёх раз в неделю.

Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося согласно приложению 1.

3.10. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

3.11. Индивидуальные занятия проводятся не менее трёх раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

3.12. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учёт посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий.

3.13. Продолжительность группового занятия составляет 40-45 минут, продолжительность индивидуального занятия 15 – 20 минут.

3.14. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время, с учётом режима работы общеобразовательного учреждения.

3.15. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме русского языка и математики) с согласия родителей (законных представителей).

3.16. Ответственность за посещение занятий в логопедическом пункте несут учитель – логопед, классный руководитель, родители (законные представители).

3.17. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

3.18. В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем – логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования, получения консультативной помощи врачами – специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

3.19. Информация о результатах обследования, заключения логопедов дошкольных учреждений из медицинских карт, иная информация, связанная с обследованием, лечением детей у специалистов, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Обязанности и права учителя – логопеда.

4.1. Учителем – логопедом могут быть назначены лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по специальности «Логопедия».

4.2. Учитель – логопед

  • несёт ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп;
  • проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляет работу по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленную первичным речевым нарушением;
  • ведёт основную документацию:

– журнал по движению обучающихся, зачисленных и выпущенных из логопедического пункта;

– список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи;

– журнал учёта посещаемости логопедических занятий обучающимися;

– годовой план работы логопедического пункта с учётом всех направлений работы (коррекционно-диагностического, санитарно-просветительского, методического);

– паспорт логопедического кабинета;

– перспективное планирование работы с обучающимися;

– заполняет речевые карты на каждого обучающегося в логопедическом пункте;

– составляет расписание групповых и индивидуальных занятий для обучающихся, зачисленных в логопункт, заверенное директором школы;

– осуществляет систематическую проверку тетрадей для коррекционных логопедических занятий, тетрадей по развитию речи, контрольные диктанты.

  • осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку), оказывает консультативную помощь учителям образовательного учреждения в определении причин неуспеваемости или трудностей обучения, даёт рекомендации по их преодолению;
  • ведёт свою деятельность в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению трудностей обучения или неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями;
  • поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;
  • участвует в работе методических объединений и учителей – логопедов;
  • систематически повышает свою квалификацию;
  • представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчёт о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте.

5. Руководство и контроль работы логопедического пункта.

5.1. Непосредственное руководство и контроль работы учителя – логопеда осуществляется заместителем директора по УВР.

5.2. На директора школы возлагается ответственность за обеспечение логопункта необходимым оборудованием, соответствие его санитарно-гигиеническим нормам и ремонт помещения.

Положение о логопедическом пункте в ГС/К/ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №5 VIII вида»

Положение о логопедическом пункте в ГС/К/ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №5 VIII вида»

1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида (далее Положение) разработано на основании Федерального Закона РФ «О специальном образовании», Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Типового положения об общеобразовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Письма Министерства образования РФ /2194-6 по рекомендациям организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Устава школы.

1.2. Положение определяет порядок организации и работы логопедического пункта в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

1.3. Логопункт организуется для оказания помощи учащимся с интеллектуальной недостаточностью, имеющим различные отклонения в речевом развитии, нарушения устной и письменной речи, для создания условий в освоении ими общеобразовательных программ.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА:

2.1. Диагностика особенностей речевого развития учащихся с умственной отсталостью.

2.2. Коррекция всех видов нарушений речи (ОНР, ФФН, дисграфия, дислексия).

2.3. Своевременное предупреждение и коррекция школьной неуспеваемости, связанной с нарушениями речевого развития обучающихся.

2.4. Разъяснение специальных знаний по логопедии всем участникам образовательного процесса.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА:

3.1. На логопункт зачисляются учащиеся с умственной отсталостью, имеющие различные отклонения в речевом развитии (ОНР II, III, IV уровня, ФФН, дисграфии, дислексии) по приказу директора.

3.2. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи учащихся, которое производится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, в течение года вновь прибывших учеников, также занимавшихся у логопеда в предыдущем году и оставленных для продолжения обучения.

3.3. Занятия проводятся по расписанию в установленном порядке, начало и окончание занятий устанавливается приказом директора.

3.4. Предельная наполняемость логопедического пункта в условиях сельского общеобразовательного учреждения составляет не более 20 человек.

3.5. Формой организации логопедической работы являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, которые проводятся не менее 3 раз в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий 20 минут, подгрупповых и групповых 30-45 минут.

3.6. Периодичность занятий определяется тяжестью и сложностью речевых нарушений ученика.

3.7. Выпуск из логопункта производится в течение всего учебного года по мере устранения у учащихся всех нарушений в развитии устной и письменной речи.

3.8. На каждого ребенка при поступлении на логопункт заводится личная речевая карта, в ней отмечаются результаты обследования, заключения логопеда, полученные результаты работы.

3.9. Посещаемость учеников, темы занятий фиксируются в журнале.

3.10. Обязательной документацией логопеда являются должностные и функциональные обязанности, журнал учета посещаемости обучающихся с недостатками речи, тематическое и перспективное планирование, речевые карты детей, отчеты по установленной форме.

3.11. Учебный, дидактический материал должен соответствовать возрасту учеников, степени выраженности умственной отсталости, тяжести речевых нарушений.

3.12. В случае необходимости учитель-логопед может рекомендовать (по согласию с родителями или их законными представителями) консультации со специалистами.

3.13. Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несет учитель-логопед, классный руководитель, воспитатели.

3.14. Учитель-логопед предоставляет ежегодный отчет о работе логопедического пункта директору школы.

Ссылка на основную публикацию