Фольклор как средство развития речи детей (для воспитателей логопедических групп)

Использование русского фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Никогда ранее проблема духовного развития подрастающего поколения не стояла так остро, как сегодня. Системный кризис, охвативший наше общество, не был бы так опасен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания. Возможно, что духовно-нравственный кризис обусловлен отрывом человека от своих национальных корней, удерживающих его в сфере традиционной “правильной” морали. Поэтому оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. У дошкольных учреждений в этом процессе своя особая роль, так как именно в раннем детстве закладывается основа для формирования нравственной личности. В связи с этим приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего ДОУ стало ознакомление детей с культурой русского народа: традициями, обрядами, литературным, изобразительным, музыкальным наследием. Система работы получила отражение в комплексной программе “ЛАД”, разработанной творческой группой ДОУ. Программа имеет рецензию Кемеровского областного института усовершенствования учителей и успешно используется уже в течение 5 лет в детском саду № 27 г. Прокопьевска. Один из блоков программы логопедический и называется “Речецветик”. Он посвящён организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи и включает в себя:

– календарно-тематическое планирование по возрастным группам с учётом дат народного календаря;

-“речевой” материал для автоматизации всех групп звуков в связной речи (Приложение 1);

– конспекты индивидуальных логопедических занятий (Приложение 2);

– народные игры для автоматизации звуков (Приложение 3);

– народные пальчиковые игры (Приложение 4);

-конспекты индивидуальных логоритмических занятий;

-конспекты фольклорных развлечений (Приложение 5).

Таким образом, основой блока “Речецветик” стал русский фольклор.

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

Поэтому я, как логопед, поставила своей целью познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи, используя разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры.

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

– занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Посуда”, “Дом”, “Инструменты” и т.д.,

– занятия по формированию навыков связного рассказывания;

-занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации звуков в связной речи);

Использую фольклорные произведения на разных этапах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики.

Всю работу по приобщению детей к творческому наследию русского народа можно условно разделить на 2 этапа:

1 этап – накопление речевого материала детьми.

На данном этапе работы на логопедических занятиях идёт отработка правильного произношения определённых звуков в текстах, затем тексты сочетаются с музыкой, разучиваются народные игры.

2 этап – обобщение накопленного материала по теме и проведение фольклорного развлечения с детьми.

На этом этапе происходит обобщение всего изученного за определённый промежуток времени. Согласно народному календарю выбирается тема фольклорного развлечения, на котором подводится своеобразный итог работы за определённый период: дети логопедической группы рассказывают фольклорные произведения разных жанров на автоматизируемые звуки речи, поют песенки, играют в народные игры.

Итогом многолетней планомерной деятельности являются следующие положительные результаты:

  • расширились детские представления об окружающем их мире,
  • сформировались первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,
  • речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,
  • усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением,
  • улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Дата публикации: 18.04.2018 2018-04-18

Статья просмотрена: 1758 раз

Библиографическое описание:

Алексеева Т. А., Сычева И. И., Перепелицина Т. В. Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — №13.1. — С. 4-8. — URL https://moluch.ru/archive/199/49136/ (дата обращения: 28.02.2020).

Особое внимание в младшем возрасте

уделяется развитию навыков разговорной речи.

К каждому инициативному высказыванию

ребенка надо относиться бережно, поддерживать его.

В статье описан опыт работы по созданию условий по формированию разговорной речи у детей раннего возраста, через малые формы фольклора. Малые форы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Языком фольклора до сознания ребенка можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатится к обыденности», не допускает обыденности восприятия, поэтому открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям.

Ключевые слова: чувство родного языка, развитие речи, малые формы фольклора, обогащение педагогического процесса.

Наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка является третий год жизни. Именно этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка и это надо учитывать при постановке речевых задач, решаемых воспитателем. Поэтому в раннем возрасте ведущей задачей является развитие разговорной речи детей.

Речь начинает играть важную роль в общем психологическом развитии ребенка. Ребенок продолжает активно познавать окружающий мир, но теперь его познавательная деятельность поднимается на новый уровень установления связей между познаваемыми объектами, что проявляется и в речи ребенка, поэтому педагогу нужно уделять особое внимание, становлению детей раннего возраста, инициативной связной разговорной речи, как средству общения и познания окружающего мира.

– для перехода ребенка от однословной «фразовой речи» к использованию в речи предложений разных типов, отображающих связи и зависимости объектов;

– для развития инициативной разговорной речи ребенка.

При этом взрослому надо помнить, что решение указанной задачи должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребенка и требует активного развивающего воздействия со стороны взрослого, помогающего ребенку преодолевать трудности.

Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия.

Первая литература, с которой знакомится каждый ребенок это малые формы фольклора (колыбельные песни, частушки, потешки, приговорки, прибаутки, игры). Эти произведения называются «материнским фольклором», «народной педагогикой», так как они идеально сочетают в себе безукоризненно отточенную временем форму с содержанием функциональным назначением (усыпить, взбодрить, причесать, порадовать, научить чему-либо), а главное они идеально соответствуют внутренним потребностям малыша, создают особый эмоциональный мир общения взрослого и ребенка, рассчитаны на совместные действия. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Актуальность проблемы направлена на малые формы фольклора в современной педагогике раннего детства:

 Обогащение педагогического процесса малыми фольклорными формами действенный метод.

 Малые формы фольклора содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

 Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Развитие речи в раннем возрасте идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Слово «фольклор» – в буквальном переводе с английского означает – народная мудрость.

История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью.

Фольклор одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений.

Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе», и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через потешки, песенки у малышей складывается более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства т пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимосвязь их дают, что следует называть народной педагогикой».

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослыми при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички, сказки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

О. С. Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Первые знакомство ребенка с искусством слова, начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребенок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его, поэзия пестования, уход за ребенком, ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком, нянчить, растить, воспитывать.

Заклички, потешки – обращение с явлениями природы

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре. Колыбельные песни – в народе их называют байками.

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров. На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако, по-прежнему особое место занимают произведения малых фольклорных форм. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции.

  1. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду» – С. Пб.: «Детство – Пресс», 2010г.
  2. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие. Т.И. Бабаева – С.Пб.: «Детство – Пресс»,2008г.
  3. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада» – В.; «Учитель», 2006г.
  4. Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления» М., 2000г.
  5. Г.М. Лямина «Воспитание и развитие детей раннего возраста» – М.; «Просвещение», 1985г.
  6. В.Г. Алямовская «Ясли – это серьёзно».
  7. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.- С.Пб.: «Детство – Пресс» 2001г.
  8. Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких» Дошк. воспитание. – 1990г. №12, 1991г. №6, 1990г. №7
  9. Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей». Дошк. воспитание. – 1990г. №7
  10. Т.Тарасова «Мальчик – пальчик, где ты был?» Дошк. воспитание 1995г. №12
  11. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Я.: «Академия развития», 2002г.
  12. Т.И. Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки» Я.: «Академия развития» 2005г.
Читайте также:  Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Фольклор как средство развития речи дошкольников»

Ирина Владимировна Пуляевская
Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Фольклор как средство развития речи дошкольников»

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

У каждого педагога в арсенале свой запас различных методов и приемов для развития речи дошкольников.

Рассмотрим влияние фольклора на развитие детей дошкольного возраста.

Использование фольклора в ДОУ зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок. Тем не менее, творческая природа фольклора велика.

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом.

Зайка начал умываться.

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался

Разложили кашку.

Каждому в чашку.

Не хватило кашки.

Дайте Яшке кашки

Из маминой чашки!

Уши, щеки, нос, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

На горочке нашей

Детишек не счесть:

И Катенька есть.

Потешки «на сон грядущий»

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисята спят на горочках,

Зайцы спят на травушке, утки – на муравушке,

Детки спят по люлечкам,

Спят-поспят, всему миру спать

Потешки после сна

Вот проснулся петушок,

Подымайся, мой дружок,

Вставай, мой Юрочка.

На ковре котята спят,

Просыпаться не хотят.

Вот на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Всем открыть глаза и встать.

Когда малыш плачет

Дома нашей Вале

Плакать не давали:

В садик привели — слёзки потекли!

Это не слезинки, это — росинки,

Что ночевали на тонкой осинке,

Как они солнышка ждали!

А дождались — и пропали!

Вывод : использование потешек, прибауток в младшем дошкольном возрасте не только помогает воспитателям в различных режимных моментах. Так же помогает развивать речь малышей. Ребенок слышит напевность русской речи, усваивает новые слова и выражения вслушивается в ее напевность и мелодичность. Таким образом на данном возрастном этапе фольклор способствует расширению словарного запаса малышей. Формированию у них правильной дикции, ритма речи и расширению словарного запаса.

Старший возраст – пословицы, поговорки, загадки

Привлекательность пословиц в их мудрости, доступности, глубине мысли, но и в их удивительной точности, компактности формы.

Особое внимание в русских пословицах уделялось теме любви к Родине, защите.

Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, это истины, которые должны затрагивать их чувства. При беседе пословицы характеризуют значимость Родины для человека.

С родимой земли – умри, не сходи.

Один в поле не воин.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родина любимая – мать родная.

На чужбине и собака горюет.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Рыбам – море, птицам – воздух, а человеку – Родина.

Всякому мила своя сторона.

Всякая сосна своему бору шумит.

Где родится, там и пригодится.

Любовь к родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой.

Другой матери не будет.

Счастье и доброту у матери найду.

При солнышке тепло, при матери добро.

Не лучшего дружка, чем родная матушка.

Не менее важны и пословицы о семье.

В родной семье и каша слаще.

Не надобен и клад, если в семье лад.

Как вся семья вместе, так и душа на месте.

Нам необходимо воспитывать в ребенке определенные нравственные качества, любовь и уважение к трудовому человеку.

В пословицах, связанных с понятием «работа», говорится о значимости работы для жизни каждого человека.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Не сиди сложа руки, так не будет скуки.

Эти пословицы определяют работу как жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий.

Дело мастера боится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Плотник – первый на селе работник.

Особое внимание в пословицах уделялось теме защиты Отечества.

Один в поле не воин.

Храбрость города берет.

Лучше биться орлом, чем жить зайцем.

Не силою дерутся, а умением.

На печи не храбрись, а в поле не трусь.

Дружба – это очень важно в жизни. Народ ценил дружбу и верно подметил, что с друзьями жить легче.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Друзья познаются в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой.

Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле.

Земля заботу любит.

По погоде и урожай.

Без хозяина земля – круглая сирота.

Поговорки имеют переносный смысл, намекают на что-то другое, отличное от того, о чём говорится. Отражают различные жизненные проявления, прославляют высокие моральные качества человека.

«За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь»

Вывод : использование потешек, прибауток в более старшем дошкольном возрасте не только помогает развить у ребенка чувства любви к Родине, к матери, к истории своего народа, а также сформировать словесно-логическое мышление ребенка. И конечно же способствует развитию речи детей- расширению словарного запаса, формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического слуха.

Практическая часть для воспитателей

Игра «Закончи пословицу».

Я называю первую половину пословицы, а педагоги вторую.

Труд человека кормит, а … (лень портит).

Кто много говорит, тот … (мало делает).

Сделал дело, … (гуляй смело).

Делу – время, а … (потехе час).

Лучше горькая правда, … (чем сладкая ложь).

К концу года, когда дети умеют читать, задание усложняется.

Игра «Назови пословицу».

Дело – безделье. (Маленькое дело лучше большого безделья).

Дружба – служба. (Дружба дружбой, а служба службой).

Руки – скука. (Не сиди сложа руки, так не будет скуки).

Труд – лень. (Труд человека кормит, а лень портит).

Дело – потеха. (Делу время, потехе – час).

Игра «Отгадай поговорки»

О каких людях идет речь, какие недостатки характера высмеиваются?

Язык без костей, что хочет, то и лопочет. (Болтовня).

Ел, да устал, спал, да намаялся. (Лень).

Кто рано встает, тому Бог подает. (Трудолюбие).

Подал руку, да поставил ногу. (Двуличие).

Игра «Зашифрованная пословица».

• Для одного из травоядных животных в момент, когда его душа уходит в пятки, остатки срубленного дерева превращаются в хищного лесного зверя. (Трусливому зайке и пенек – волк).

• В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делает из мухи слона).

• В какой поговорке слово находится в кармане? (За словом в карман не лезет).

5. Игра «Восстанови пословицу, вставляя пропущенные прилагательные.

• За (какой) головой, как за каменной стеной. (Крепкой, большой, дурной, молодой, старой).

• (Какое) слово, что весенний день. (Умное, доброе, ласковое, хорошее).

• (Какая) книга – лучший друг. (Хорошая, интересная, занимательная, поучительная, содержательная).

• (Какую) дружбу и топором не разрубишь. (Прочную, крепкую, хорошую).

Отгадай поговорку. воспитателям предлагаю рассмотреть картинку на слайде, отгадать поговорку и объяснить ее смысл.

Откуда взялась поговорка «зарубить на носу»?

Раньше носом помимо части лица называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учёта работы, долгов и т. п. Благодаря этому возникло выражение «зарубить на носу».

Откуда пошло выражение «всыпать по первое число»?

В старину учеников школы часто пороли, иногда даже без какой-либо вины наказуемого. Если наставник проявлял усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок в текущем месяце, вплоть до первого числа следующего месяца. Так и возникло выражение «всыпать по первое число».

Откуда взялась поговорка «закадычный друг»?

Выражение «залить за кадык» в старину означало «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который в наши дни употребляется для обозначения близкого друга.

«Не ко двору пришёлся»

У этой поговорки есть интересная мифологическая основа. Согласно ей на подворье (на дворе) будет жить только то животное, которое понравится домовому. А если не понравится, то или убежит, или заболеет. Что делать… не ко двору…

Откуда взялась поговорка «не мытьём, так катаньем»?

В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

Откуда произошло выражение «семь пятниц на неделе»?

Раньше пятница была базарным, свободным от работы днём. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

Не менее важное значение в развитии речи дошкольников имеют скороговорки. Они способствуют формированию правильного звукопроизношения, темпа, ритма и дикции дошкольников.

Предлагаю воспитателям произнести скороговорки, которые написаны на карточках.

Вывод

:[/b] целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности. Дети намного легче и с большим удовольствием усваивают навыки самообслуживания и гигиены, овладевают родным языком. Использование фольклора развивает память, воображение, мышление дошкольников.

Статья «Использование малых форм русского фольклора в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Оксана Евгеньевна Стрижевская учитель-логопед,

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» города Тамбова

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в самом положительном смысле для подрастающего поколения. А ведь в дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения его к языку своего народа, овладению этим языком. Нельзя сказать, что фольклор используется в обучении и воспитании дошкольников мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но в коррекционной работе, на наш взгляд, произведения устного народного творчества используются бессистемно, на интуитивном уровне, что не позволяет добиться ожидаемых результатов.

Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использование в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Поэтому мы считаем важным, познакомить детей с народным языком, детским фольклором и включить его во все направления коррекционной работы.

Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляем в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Основными формами организации коррекционного обучения детей, на которых мы используем фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

– занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации и дифференциации звуков в связной речи);

– занятия по развитию речевого слуха и фонематического восприятия;

– занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, «Дикие животные», «Домашние животные», «Посуда», «Дом», «Инструменты» и т.д.;

Читайте также:  Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Перелетные птицы’

– занятия по формированию навыков связного рассказывания;

– занятия по развитию просодического компонента речи;

Фольклорные произведения мы используем на разных этапах занятия: в организационном моменте (так, при введении детей в тему занятия загадываем, отгадываем, придумываем загадки), в основной части (при изучении темы используем потешки, заклички, пословицы, поговорки, считалки, небылицы), во время физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики (народные игры, потешки).

Дошкольники с ОНР, помимо речевых нарушений, имеют ряд психофизиологических особенностей: они недостаточно ориентируются в средствах языковой выразительности, имеют низкий самоконтроль, несовершенную регулирующую функцию речи, обычно не умеют применять полученный языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает нас использовать специальные приемы и упражнения, направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе поэтапного усвоения фольклорного материала:

1. Первичное понимание предъявляемого материала.

2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.

3. Сопоставление частных явлений (вариантов) теста по теме.

4. Дифференциация сходных явлений в текстах по нескольким темам.

5. Самостоятельное применение усвоенного фольклорного материала.

В моделируемом таким образом корреционно-логопедическом процессе малые фольклорные формы служат основой развития когнитивно-речевой деятельности.

На начальных этапах работы развивается интерес к потешкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам и загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности. Считаем, что большинство потешек, скороговорок – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Игра, словом в скороговорках становится для ребенка источником познания. В одной фразе нарочно смешиваются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. В процесс работы над автоматизацией и дифференциацией того или иного звука мы используем различные скороговорки, которые постепенно усложняем: «Кол около стола, стол около кола», «Свекла у Фёклы мокла и сохла. Сохла и мокла, пока не поблекла».

На логопедических занятиях учим детей анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо-чудное, диво – дивное), синонимику (правда – истина, щука – рыба), уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных: «Коровушка, буренушка, подай молочка, покорми пастушка». Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе бесед и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышаем за счет проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по-разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?».

Использование в работе с детьми пословиц, загадок помогает нам выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создавать основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.

В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Загадки открывают во всем, что нас окружает, много чудесного и поэтического. «Не князь по породе, а ходит в короне» – князем оказывается петух: он важен, как князь, красив его яркий гребешок-корона. «Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел» – серп уподоблен месяцу: новому, только что родившемуся, тонкому, действительно очень похожему на серп, Этот месяц блестел днем, в руках работающей жнеи, а ночью вернулся на небо. Перед нами целая сказка! Эта загадка вызывает у ребенка много вопросов: что такое серп, кто это жнея, Так мы знакомим ребенка и с новыми для него понятиями и предметами, и открываем для него страницы прошлого нашего народа, и стимулируем познавательную активность, любознательность, воспитываем интерес к слову, родному языку.

Чтобы вызвать потребность в доказательстве, при отгадывании загадок ставим перед детьми конкретную цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна. Чтобы разнообразить содержание и способы доказательства, используем разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например: «Белые хоромы, красные упоры», «В воде искупается, а сух останется» – гусь. Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, образных выражений, искать новые способы доказательства.

Работая над пословицами и поговорками, мы учим детей пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок, формируем навыки подбора и использования сравнений, развиваем интонационную выразительность речи. Поговорка в русской речи – это общепринятое образное выражение, которое существует в речи для эмоциональных оценок. Одно дело сказать о ком-либо, что он пришел внезапно, другое – сказать: «Свалился как снег на голову». Это не простое определение внезапности, оно и выражение досады, удивления, недоумения. Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения: «Он (она, оно, они) свалился (свалилась, свалились) как снег на голову». В отличие от поговорки пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить». В этой пословице содержится отдельная мысль о том, что в деле не следует страшиться трудностей, а если бояться, то и браться не следует. Знакомя детей с пословицами, поговорками, мы развиваем у детей познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

В работе над устранением ОНР у детей большое внимание мы уделяем развитию просодической стороны речи, нормализации общей и мелкой моторики. Решению этих задач помогает народная считалка. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен. «Шла торговка мимо рынка …» – ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает: «И упала в яму – бух. Раздавила сорок мух». Смена ритма с ударением на слова «бух» и «мух» передает падение незадачливой торговки. А ребенок незаметно для себя в игровой форме учится передавать мимикой, интонацией, движениями настроение и характер героя, овладевает средствами выразительности родного языка.

С целью повышения мотивации на занятиях часто используем прием присутствия игрового персонажа (образных игрушек: зайца Егорки, козы рогатой, Пети-петушка, Мишки-топтышки, Петрушки и т.д.). Посредством сюжетов, моделируемых с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, воспитываем в нём: ответственность, доброту; при необходимости данный прием помогает ребенку в преодолении робости или страха, раздражительности или пассивности, упрямства или замкнутости. В процессе игры у ребёнка возникает эмоциональный подъём и заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность.

Большое значение уделяем организации предметно-развивающей среды: подбираем книги с фольклорными произведениями, в том числе книги-раскладушки и раскраски, кассеты, диски, а также костюмы, атрибуты для театрализации, наборы открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам, образные игрушки-персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды.

Итогом коррекцинно-логопедической работы в данном направлении являются следующие положительные результаты:

– расширились детские представления об окружающем их мире;

– сформировались первоначальные знания о национальной культуре нашего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами и выражениями;

– речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;

– усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением;

– улучшились разные виды связного высказывания, умение выразительно и образно излагать свои мысли.

Таким образом, мы считаем, что использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству. Следовательно, работа с малыми фольклорными формами позволяет нам уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.

Фольклор как средство развития речи детей (для воспитателей логопедических групп)

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.

Речь педагога является для детей основным образцом родного языка.

В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка.

Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

От культуры речи педагога, зависит культура речи детей.

Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

При воспитании речи ребёнка:

первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;

второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;

третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.

Речь педагога должна быть:

  1. грамматически правильно построенной, связной;
  2. с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
  3. должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
  4. должна быть интонационно выразительной;
  5. доступной ;
  6. с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Так к недочетам речи педагога относится:

  • Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе;
  • Невнятность произношения;
  • Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
  • Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
  • Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
  • Нарушения лексики – в грамматическом оформлении;
  • Употребление в речи слов – паразитов;
  • Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
  • Произнесение слов с неправильным ударением;
  • Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае – воспитатель.

Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.

Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее

лексики – грамматическому оформлению:

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;

При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;

Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет – особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

– при работе с картинкой;

– при рассказывании из личного опыта;

– для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать:

Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Сонечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);

соренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

В общении со старшими детьми подлаживание под речь детей;

Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Рассказывая детям о проведённой экскурсии, необходимо выделять главное, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.

В целом рассказ педагога должен быть:

  • Полным;
  • Красочным;
  • С точно подобранными словами;
  • Грамматически правильно оформлен;
  • Выразителен;
  • Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;
  • При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;
  • Шире использовать устное народное творчество пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
  • Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.
Читайте также:  Материал по звуковой культуре речи в помощь воспитателю

Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:

4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.

7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.

8. Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность.

Вывод. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет готов к школе.

Список использованной литературы

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.

Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

Столяр А.А.. Давайте поиграем. – М.: Наука, 2008.

Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.

Л.С. Выгодский. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991.

Тихеева. Е.И “Развитие речи детей”. Москва, “Просвещение” , 1985.

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Рубрики

Свежие комментарии

  • Юлия к записи Темы по самообразованию: физическое развитие дошкольников
  • Лариса к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • admin к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • Лариса к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • admin к записи Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
  • Популярные записи

    Страницы

    Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

    Из опыта работы

    «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Бабушкина Ольга Аркадьевна,

    воспитатель МКДОУ № 3,

    г. Нолинск Кировской обл.

    Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

    Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

    К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас, взрослых, совсем не предназначенное для детей! Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

    Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор. Что же такое фольклор?

    Фольклор — это устное народное творчество. Он играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

    В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок.

    Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора.

    Данное противоречие указывает на проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами фольклора.

    Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.

    Например, используя в своей речи пословицы и поговорки (краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, открывающие детям правила поведения, моральные нормы), дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивают свою речь.

    Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.

    С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.

    С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

    Фольклор любого народа детям близок и интересен. Я решила помочь детям приобщиться к нему, становиться добрее, научить понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками, создать для детей благоприятных условий для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.

    Исходя из этого, я выбрала тему самообразовательной работы « Фольклор, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Целью моей работы является: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

    Для себя я выделила основные актуальные задачи:

    — Развивать речевые способности детей дошкольного возраста;

    — Расширять словарный запас;

    — Формировать связную речь;

    — Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

    — Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

    — Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

    — Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

    Наметила пути их реализации:

    1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.
    2. Повседневная жизнь в группе.
    3. Изучение разных форм фольклора.
    4. Работа с родителями.
    5. Работа с педагогами.
    6. Театрализованная деятельность.

    Определила прогнозируемый результат:

    -сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

    -повысится уровень связной речи;

    -словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями,

    -внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;

    -обобщение и распространение опыта.

    — взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

    -поощрение использования фольклора в играх детей дома.

    Составила план работы.

    Для выполнения поставленных задач я подобрала серию пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, небылиц, народных игр, сказок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей.

    Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками. Мы разбирали пословицы и поговорки, анализировали их. После этого обобщали: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. Я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребёнка. Кроме этого, я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.

    Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами.

    Кроме этого, в своей работе я очень часто обращаюсь к такому жанру, как загадки. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Загадки можно использовала не только во время НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических и подвижных игр ит. д.

    Для приобщения детей к народной культуре и богатству русского языка я в своей работе использую различные творческие задания с русскими народными сказками.

    Чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно, выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы, которые очень нравятся детям. Дети любят сочинять их.

    Помимо всего этого на занятиях мы отдыхаем и играем в народные игры. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольников.

    Кроме того, я вела работу с родителями. Нельзя не оценить положительное взаимодействие с родителями. Они были примером для своих детей, жили жизнью сада. Всех мероприятий невозможно перечислить, но на самых запоминающих моментах я остановлюсь.

    Родители активно участвовали в работе РМО, а именно: в мастер-классе «Приемы работы с произведениями устного народного творчества».

    Во время работы мастер-класса родители в игровой форме познакомились с такими понятиями, как «фольклор», «пословица», «туесок», «потешка», «скороговорка», «хороводная игра», «пальчиковая игра», составляли пословицы из частей по карточкам. Превращались в артистов: в героев под чтение потешек, Объясняли старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах. Учились быстро и эмоционально зачитывать скороговорки. Играли в хороводные, подвижные и пальчиковые игры. Закончил мастер-класс свою работу веселым переплясом. Родителям было предложено спеть знакомые частушки и поплясать. На память о встрече родителям было подарена памятка «Воспитание потешкой». В заключении дети показали, чему они научились — драматизировали сказку «Колобок».

    Также дети совместно с родителями участвовали в физкультурном развлечении « В поисках Колобка». На котором дети и родители «побывали» в сказке «Колобок». В это время они закрепляли навыки в беге, передавали мяч друг другу, ползали на четвереньках, ходили по канату, играли в русские народные подвижные игры. В итоге мы изменили концовку сказки : вернули колобка деду с бабушкой. Все получили удовольствие от совместной двигательно-игровой деятельности.

    На празднике, посвященном Дню матери, родители поставили сказку «Репка».

    Мною проведены консультации для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Пословицы и поговорки о зиме», « Почитай мне сказку, мама, или, с какими книгами лучше дружить дошколятам», папки-передвижки, буклеты.

    Родители участвовали в семейном конкурсе «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», в выставках семейного рисунка «Жила-была сказка». Наша группа участвовала в районных театральных встречах, ребята группы вместе с взрослыми показали гостям из детского сада «Колобок» и жюри сказку «Лесная история, или Колобок наоборот».

    Для педагогов подготовлены консультации, открытые НОД с презентацией по данной теме.

    В своей работе я проводила календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождество», «Широкая масленица», досуги «Солнышко, нарядись, красное, покажись», « Вечер загадок».

    Мною были составлены тематические планы работ с воспитанниками, с родителями и педагогами.

    Выводы:

    В процессе совместной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству. Они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывали народные игры — забавы с помощью считалок.

    У родителей я заметила повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивали с детьми потешки, загадки, считалки, подбирали пословицы и поговорки, объясняли детям их смысл.

    У детей, с которыми я сейчас работаю, отметила, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимных моментах послужило тому, что их речь стала более внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивают четверостишия и даже небольшие роли.

    А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    Список литературы:

    1. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду», «Просвещение», 2006.
    2. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Детство-Пресс, 1999.
    3. Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду», ТЦ « Сфера», 2009.
    4. Бойчук И.А. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». Детство-Пресс.
    5. Тарабарина Т. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки», 2004.

  • Ссылка на основную публикацию