Дифференциация звуков (З)-(С) – конспект логопедического занятия по обучению грамоте

Конспект фронтального логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков [З], [С]”

Разделы: Логопедия

Цели:

  1. Закрепить навыки четкого произношения звуков.
  2. Различение звуков в слогах, словах, предложениях, фразах.
  3. Учить слоговому анализу, подбору слов к схемам, преобразованию слов.
  4. Упражнять в подборе антонимов
  5. Работать над предложением.
  6. Формировать навыки составления рассказа по картинке.
  7. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет явление, которое по времени было раньше того, что я назову.

День, весна, птица, лед.

2. Введение в тему.

Найдите среди картинок «лишнюю». Почему?

Часы, холодильник, коза, матрешки.

– Какой третий звук в названии этой картинки?

Отгадайте слово, которое начинается на согласный всегда мягкий звук, а заканчивается на гласный, который никогда не стоит в начале слов.

– Какой третий звук в названии этой картинки?

– Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем сравнивать?

– Правильно, сегодня мы будем сравнивать звуки [з] и [с].

3. Сравнение артикуляционных укладов и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами.

– Произнесем звук [с] чисто и правильно.

– Посмотрим, какое положение при произнесении звука [с] принимают органы артикуляции. (Пользуемся алгоритмом.)

Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».

Язык – кончик упирается в передние зубы.

Голосовые сладки – не работают.

Воздушная струя – холодная.

– Сделаем вывод и дадим характеристику звуку [с]. Звук [с] согласный (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду: зубы и язык).

Глухой (голосовые связки не работают).

Бывает мягким и твердым.

Теперь произнесем звук [з]. Даем характеристику аналогично. Сравним, что у этих звуков одинаковое, а что разное.

– Правильно, звук [с] глухой, а звук [з] звонкий, а остальные характеристики одинаковые. Поэтому, как они называются? (Парные.)

– Мы говорили о звуках [с] и [з], а какими буквами они обозначаются на письме?

– На что похожа буква ЭС?

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.

– На что похожа буква ЗЭ?

На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три!

4. Развитие фонематического восприятия.

Потренируем ушки. Поиграем в игру «Шифровальщики». Я прочитаю вам стихотворение, а вы, если услышите слово со звуком [с] или [з], записывайте в строчку буквы, которыми они обозначаются.

Чей в лесу поет смычок?
Музыканта звать сверчок!

Проверим – С С З З С.

А сейчас расшифруем слова. Придумайте новые пять слов, чтобы в них были эти звуки.

5. Дифференциация звуков [с] и [з] в слогах.

А) Работаем со слоговыми таблицами. Читаем слоги со звонким согласным звуком. С глухим.

2-я строчка сверху первой таблицы

2-й столбик второй таблицы

Б) Запишите слоги в названии картинок.

В первую строчку слоги со звуком [с].

Во вторую – со звуком [з].

Зубы, сушка, коса, ваза, колесо, бизоны, часы, розы.

Проверим. Читаем слоги со звонким согласным [з]. С глухим согласным [с].

6. Дифференциация звуков в словах.

Ребята, давайте устроим небольшой зоопарк. Я раздам картинки с изображением животных и буду показывать схемы слов. У кого слово – название животного, подходит к схеме, тот поселяет свою зверушку в зоопарк.

Лиса, зубр, слон, зайцы.

Прикрепите нужный кружок на том месте, где в слове находятся наши звуки. (На кружках изображены буквы С и 3.) Молодцы. Замечательный получился зоопарк.

Сейчас, работаем в тетради. Запишите название животных в два столбика: со звуком [с] – в первый, со звуком [з] – во второй.

  • У этих животных длинные уши, короткий хвост, густая короткая шерстка, умеет быстро бегать.
  • Хитрая сестричка одета в великолепную рыжую шубку.
  • Животное, в названии которого есть гласный звук [у].
  • Огромное животное, которое панически боится мышей.

7. Динамическая пауза.

Зайки, где вы пропадали?
Мы в капусте отдыхали.
А капусту вы не ели?
Только носиком задели.
Вас бы надо наказать.
Нет, уж лучше поиграть.

Проводится игра «Наоборот»

Я бросаю вам мячик, называя слова, а вы возвращаете мне его и называете противоположные по смыслу. Они должны начинаться на звука [з] или [с].

  • Трусливый – смелый
  • Добрый – злой
  • Горькое – сладкое
  • Открытый – закрытый
  • Пасмурный – солнечный
  • Глухой – звонкий
  • Неизвестный – знаменитый
  • Сильный – слабый
  • Соль – сахар
  • Мокрый – сухой

8. Дифференциация звуков в предложениях.

Каждому я раздам картинку, внизу – предложение, в котором слова все перепутались. Задание: восстановить порядок слов в предложении.

сливы саду в поспели
капустой зайцев Света корм
на гнезда дрозды построили березах
Лиза фасоль и Соня сажают

Сейчас один человек у доски, а остальные в тетрадях запишем схематически ваши предложения, отмечая буквами звуки [з] или [с] над черточками – словами.

9. Дифференциация звуков во фразовой речи.

– Отправимся с вами на прекрасную лесную поляну.

– Звуки [с] и [з] помогут нам рассказать о том, что было в солнечный летний день.

– Однажды двое детей отправились отдохнуть в лес.

– Подумайте, как зовут наших путешественников? (ЛИЗА, САША.)

– Каких зверей повстречали дети на поляне? (КОЗУ, БАРСУКОВ, ЛИСУ, ЗАЙЦА.)

– Что делала коза? (ЩИПАЛА ЛИСТЫ КУСТИКА.)

– Что делали на поляне барсуки? (РЕЗВО ИГРАЛИ ПОД БЕРЕЗОЙ.)

– А лиса с зайцем? (ВСТРЕТИЛИСЬ НА ПОЛЯНЕ.)

– А знаете ли вы птиц, которых увидели дети? (СОВА.)

– Название этой птицы я подскажу. Это лучший певец среди пернатых. (СОЛОВЕЙ.)

– Как вы думаете, что он делает? (КОРМИТ ПТЕНЦОВ В ГНЕЗДЕ.)

– На каком дереве сорока? (НА БЕРЕЗЕ.)

– Как называются эти грибы? (ПОДБЕРЕЗОВИКИ.)

– Любопытное насекомое привлек стол. Как называется это насекомое? (СТРЕКОЗА.)

– Перечислите продукты, которые дети принесли с собой.

– Какие предметы еще взяли с собой Лиза и Саша? (ЗОНТ, САЧОК.)

– Зачем им эти предметы?

– Давайте теперь составим красивый рассказ по этой картине. Начинает о детях Настя.

– О животных, за которыми наблюдали дети – Игорь.

– О птицах – Света.

– О том, что взяли на природу ребята – Артем.

– Заканчиваем рассказ. Какими бы словами вы описали настроение друзей? (Хорошо отдохнув, Саша и Лиза отправились домой, настроение у них было прекрасное.)

10. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня на занятии сравнивали?

– Чем схожи звуки?

– Это гласные или согласные звуки?

– Что вам особенно запомнилось на занятии?

11. Экспресс-диагностика эмоционального состояния учащихся.

– Какое у вас настроение? Изменилось ли оно за то время, пока мы с вами вместе?

– Мы с вами подарили друг другу, на мой взгляд, несколько удивительных минут общения. Этот отрезок времени я обозначила линией. Посмотрите, чем выше по линии, тем лучше у вас настроение, чем ниже, тем неуютнее вам было сегодня со мной. Я предлагаю вам прикрепить сердечко там, где линия соответствует вашему настроению. Я благодарю вас за работу.

Конспекты логопедических занятий.

Занятие по обучению грамоте “Звуки [С]-[З]. Этап дифференциации в словах”.

Гольцекер Е.И., учитель-логопед, МАДОУ №133, г. Екатеринбург.

Тема: звуки [С] – [З] (этап дифференциации в словах)

Форма проведения занятия: подгрупповое

Группа, возраст детей: старшая группа, 5-6 лет

  1. Закрепление тонких дифференцированных движений языка, при организации звука З и С, на материале гимнастики на нижнее положение языка
  2. Уточнение представлений о правильной артикуляции звуков [С] и [З] при анализе артикуляции
  3. Закрепление дифференциальных отличий звуков [С] и [З] в артикуляции, при сравнении звуков.
  4. Закрепление представлений об акустических свойствах звуков [С] и [З] при составлении характеристики
  5. Формирование кинестетических ощущений (или уточнение) органов артикуляции на данные звуки.
  6. Уточнение и активизация словарного запаса.

  1. Развитие переключаемости движений пальцев рук при проведении пальчиковой гимнастики.
  2. Развитие фонематического слуха и восприятия в заданиях: “поймай звук, слог, слово”, “начало, середина, конец”, “волшебные слова”.
  3. Развитие речеслухового внимания на дифференцируемые звуки.
  4. Развитие навыка звукового анализа при разборе слов – паронимов.
  5. Развитие грамматической стороны речи при согласовании имен существительных по падежам .
  6. Развитие связной речи на основе составлении рассказа по картинному плану.
  7. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы логопеда.

  1. Формировать положительную установку на участие в занятии;
  2. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: карточки (роса-роза, зуб – суп, сайка-зайка, Лиза – лиса, сова, слон, коза, зайка, изображение буквы З и С, дома для животных, артикуляционные профили, коза-коса, “кот” для мимической гимнастики)

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в гостях родители, давайте покажем как мы занимаемся. Начнем!

-Подготовим наши пальчики к занятию:

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит.

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем.

К себе ладошки мы прижмем,

Гладить ласково начнем.

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко.

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.

пальцы плотно прижимаем к ладони

“моем” руки, дышим на них

поочередно, 1 вверху, 1 внизу

гладим ладонь другой ладонью скрестить ладошки

пальцы рук быстро легко стучат

каждый палец зажимаем в кулачке

-Сделаем зарядку для губ и язычка ( картинки для фронтальных занятий)

-Следующее задание: найдите среди котов того, который грустит. Как грустите вы. Найдите кота, который злится. Как злитесь вы. Найди среди котов того, который радуется. Покажите как радуетесь вы. Найдите кота, который удивляется. Как удивляетесь вы?

-Слушай загадку, назови мне отгадку:

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова. (коза)

Всё лето на лугу,

А зимой — на крюку. (коса)

-Слова “коза” и “коса” отличаются по смыслу?

-Какими звуками отличаются эти слова в произношении? (звуками [С] и [З])

-Что будет, если букву [З] заменить буквой [С], и наоборот? (Изменится смысл слова).

– Сегодня мы будем учиться различать буквы и звуки [С] и [З].

Давайте вспомним артикуляцию этих звуков и сравним(на доске с картинками сделать параллельно.

Артикуляция звука [З]:

Когда мы произносим звук [З] , что делают губы? (губы улыбаются)

Где находится кончик языка? (язык за нижними зубами)

Голосовые связки работают или нет? (голосовые связки работают)

Спинка языка прямая или горочкой? (спинка языка прямая)

Артикуляция звука [С]:

Когда мы произносим звук [С] , что делают губы? (губы улыбаются)

Где находится кончик языка? (язык за нижними зубами)

Голосовые связки работают или нет? (голосовые связки не работают)

Спинка языка прямая или горочкой? (спинка языка прямая)

Чем похожи и чем отличатся эти звуки?( наличием или отсутствием голоса).

  • Закрепление изолированного звука: произнесем звук [З], затем звук [С].
  • Развитие фонематических процессов
  • “Послушай звуки, когда услышишь звук [С], рисуй черточку, а когда услышишь звук [З] – кружочек”.

    Цепочка звуков: с,з,с,з,з,с,з,с,с,з.

    А сейчас я буду называть слоги, а ты слушай, если звук [С], рисуй черточку, а когда услышишь звук [З] – кружочек.

    • за, лу, па, су, зо, сы, зу, се, зы

    Я буду произносить слова, а ты лови слова со звуком З в ладоши, слушай внимательно:

    • Замок, танк, глаза, заколка, трава, губы, зубы

    1. Связь звука с буквой

      Чем отличается звук от буквы? Букву мы видим и пишем, звук мы слышим и говорим.

      А на что похоже буква “С”? (На месяц)

      МеСяц вышел из-за тучи,

      По нему учитьСя лучше –

      Сразу узнаётСя “эС”,

      Смотрит буковка С небеС.

      НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА “З” ?

      На эту букву посмотри!

      Она совсем как цифра 3.

      3 не просто завитушка,

      3 — пружина, крендель, стружка.

      “На карточке обведи все буквы С”: С,Ф, З, О, Э, Е, С, С,

      Теперь буквы З: Б, З, Э, Б, З, В, З, З, Б.

      Дифференциация звуков в слогах

      Игра “Закончи слово”

      -Я произношу начало слова и показываю карточку, вы заканчиваете это слово и произносите полностью.

      Слова: волосы, заноза, оса, береза, лиса, усы, коза, морозы.

      Дифференциация звуков в словах

      Игра “Волшебные слова”

      Послушай слова со звуком [С] , а в ответ назови мне это же слово заменив звук [ C ] на звук [З]. Обрати внимание, что меняются не только звуки, но и значения слов”. Слова: коса-коза, зуб – суп, сайка-зайка, Лиза – лиса.

      Ребята, давайте разберем слово КОЗА

      Сколько слогов? Почему? (2 слога, потому что 2 гласных)

      Произнесем слово по слогам, чтобы себе помочь в ладоши хлопаем. КО-ЗА

      Какой первый слог? Какой второй слог?

      Где находится звук З? В начале, середине или конце?

      Сколько звуков в слове, назовем по порядку? (К-о-з-а)

      Слово КОСА разберите сами.

      Игра “Посели животных в дом”

      На доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисован символ звука [С] – насос (либо буква с), на другом символ звука [З] – комар (либо буква з).

      Звери грустные стоят,

      В дом попасть они хотят.

      Но не знают – как? куда?

      Ребята, у меня есть карточки с животными, в какой дом мы заселим “собаку” и почему?

      Карточки: сова ,коза, слон, заяц.

      Наше занятие подходит к концу. Давай еще раз произнесем звуки З и С, вспомним, чем отличаются звуки [С] и [З]?

      Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [З]».

      Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе

      Тип занятия: закрепление пройденного материала.

      Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.

      Задачи:

      • закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] – [З], в слогах, в словах и в предложениях;
      • упражнение в употреблении слов со звуками [С] – [З]». в свободной речи.
      • развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;
      • развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
      • совершенствование фонематического восприятия и слуха;
      • обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] – [З];
      • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
      • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
      • воспитание интереса к играм со звуками и словами;
      • развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

      Материалы: карточки с буквами С, З, наборное полотно, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.

      План занятия:

      1. Организационный момент.

      2. Проверка домашнего задания.

      3. Введение в тему занятия.

      4. Артикуляционная гимнастика.

      5. Развитие фонематического восприятия.

      6. Дифференциация в слогах.

      7. Пальчиковая гимнастика.

      8. Дифференциация в словах.

      9. Дифференциация в предложениях.

      10. Итог занятия.

      11. Оценка деятельности детей.

      12. Домашнее задание.

      Ход занятия:

      1. Организационный момент.

      Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.

      – Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].

      2. Проверка домашнего задания.

      – Открываем тетради и проверяем домашнее задание.

      Цель этапа: Выяснить, насколько сформировано произношение звуков с-з в слогах, отличающихся одним звуком.

      Дети поочередно произносят слоги.

      3. Введение в тему занятия.

      – Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.

      Цель этапа: Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

      4. Артикуляционная разминка.

      Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].

      Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).

      5. Развитие фонематического восприятия.

      Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

      Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.

      – К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)

      – С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?

      – Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

      – Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

      – Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

      в) Упражнение «Слушай внимательно».

      – Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

      Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки: насос, сок, коса, оса. На слово со звуком З – называют картинки: роза, коза, газон, забор, зуб, золото.

      6. Дифференциация в слогах.

      Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.

      – А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).

      За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу

      а) Игра «Назови лишний слог».

      – Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

      7. Пальчиковая гимнастика.

      Цель этапа: Развивать мелкую моторику.

      – «Забор» (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).

      Мы построили забор, это наш с тобою двор.

      Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.

      И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.

      Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом.

      8. Дифференциация в словах.

      Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

      – Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

      – санки, забор, сова, сок;

      – роза, коза, ваза, нос;

      – самолет, сумка, стрекоза, суп.

      – В каком слове встречаются оба звука?

      Логопед выставляет картинки на наборное полотно.

      – Немного поработаем у доски. Я помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик.

      – А вам необходимо расставить картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике, со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).

      9. Дифференциация в предложениях.

      Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.

      – Последнее задание – это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].

      – Идет козел с козой, а коза идет с косой.

      – Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

      10. Итог занятия.

      Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.

      – Ребята, вам понравилось занятие?

      – Какие звуки мы сегодня сравнивали?

      – Какое задание вам понравилось больше всего?

      – Что было самым трудным?

      11. Оценка деятельности детей. Логопед оценивает работу детей и дарит всем звездочки за хорошую работу.

      12. Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З]. (прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.

      Дети закрепляют пройденную тему во время домашних занятий.

      Список используемой литературы:

      1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З’], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.

      2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.

      3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

      Просмотр содержимого документа
      «Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [З]».»

      Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе

      Тема занятия: «Дифференциация звуков [С] – [З]».

      Тип занятия: закрепление пройденного материала.

      Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.

      закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] – [З], в слогах, в словах и в предложениях;

      упражнение в употреблении слов со звуками [С] – [З]». в свободной речи.

      развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;

      развитие звукового и слогового анализа и синтеза;

      совершенствование фонематического восприятия и слуха;

      обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] – [З];

      развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

      формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;

      воспитание интереса к играм со звуками и словами;

      развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

      Материалы: карточки с буквами С, З, наборное полотно, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.

      1. Организационный момент.

      2. Проверка домашнего задания.

      3. Введение в тему занятия.

      4. Артикуляционная гимнастика.

      5. Развитие фонематического восприятия.

      6. Дифференциация в слогах.

      7. Пальчиковая гимнастика.

      8. Дифференциация в словах.

      9. Дифференциация в предложениях.

      10. Итог занятия.

      11. Оценка деятельности детей.

      12. Домашнее задание.

      1. Организационный момент.

      Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.

      – Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].

      2. Проверка домашнего задания.

      – Открываем тетради и проверяем домашнее задание.

      Цель этапа: Выяснить, насколько сформировано произношение звуков с-з в слогах, отличающихся одним звуком.

      Дети поочередно произносят слоги.

      3. Введение в тему занятия.

      – Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.

      Цель этапа: Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

      4. Артикуляционная разминка.

      Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].

      Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).

      5. Развитие фонематического восприятия.

      Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

      а) Игра «Подвижные ладоши».

      Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.

      – К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)

      – С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?

      – Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

      – Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

      – Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

      в) Упражнение «Слушай внимательно».

      – Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

      Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки: насос, сок, коса, оса. На слово со звуком З – называют картинки: роза, коза, газон, забор, зуб, золото.

      6. Дифференциация в слогах.

      Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.

      – А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).

      За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу

      а) Игра «Назови лишний слог».

      – Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

      7. Пальчиковая гимнастика.

      Цель этапа: Развивать мелкую моторику.

      – «Забор» (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).

      Мы построили забор, это наш с тобою двор.

      Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.

      И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.

      Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом.

      8. Дифференциация в словах.

      Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

      – Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

      – санки, забор, сова, сок;

      – роза, коза, ваза, нос;

      – самолет, сумка, стрекоза, суп.

      – В каком слове встречаются оба звука?

      Логопед выставляет картинки на наборное полотно.

      – Немного поработаем у доски. Я помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик.

      – А вам необходимо расставить картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике, со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).

      9. Дифференциация в предложениях.

      Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.

      – Последнее задание – это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].

      – Идет козел с козой, а коза идет с косой.

      – Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

      10. Итог занятия.

      Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.

      – Ребята, вам понравилось занятие?

      – Какие звуки мы сегодня сравнивали?

      – Какое задание вам понравилось больше всего?

      – Что было самым трудным?

      11. Оценка деятельности детей. Логопед оценивает работу детей и дарит всем звездочки за хорошую работу.

      12. Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З]. (прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.

      Дети закрепляют пройденную тему во время домашних занятий.

      Список используемой литературы:

      1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З’], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.

      2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.

      3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

      Конспект группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[з]»

      Работа участвует в конкурсе для логопедов и дефектологов на лучший конспект коррекционно-развивающего занятия

      Конспект группового логопедического занятия на тему:

      «Дифференциация звуков [с]-[з]»

      Подготовила: Дудникова Екатерина Анатольевна

      Лексическая тема: «Экскурсия в зоопарк »

      Цель: учить слухо – произносительной дифференциации звуков [с]-[з]

      Коррекционно-образовательные : сравнивать характеристику этих звуков, упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах, закрепить употребление предлогов (с, за, из-за, из-под)

      Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, развивать внимание и логическое мышление.

      Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

      Оборудование: предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки, письмо от зайчат, раздаточный материал для звукового анализа, картинки домиков со звуками [с] и [з] .

      Станем рядышком, по кругу,
      Скажем “Здравствуйте!” друг другу.
      Нам здороваться ни лень:
      Всем “Привет!” и “Добрый день!”;
      Пусть каждый улыбнётся –
      И занятие начнётся.

      – Если услышите колокольчик, то сядут девочки, если музыкальный молоточек, то садятся мальчики.

      Объяснение нового материала

      1. – Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а необычное. Мы отправимся с вами в зоопарк. А кто нас туда пригласил, я вам сейчас покажу (выставить на доску картинки зайца и слона. Приложение 1,2)

      – Кто это, ребята, вы узнали? (заяц и слон)

      – Ребята, скажите, какой первый звук в слове зайка? [з] , А в слове слон? [с]

      2. Характеристика звуков [с] и [з]. Сравнение артикуляции этих звуков.

      – Откройте зеркала и давайте посмотрим, где губки, когда мы произносим звук [с] и [з] ? (губы слегка растянуты в улыбке). А зубы как у нас располагаются? (зубки сближены и между ними щель). Кончик языка широкий и находится за нижними зубками. А теперь приложите ладошку к горлышку и произнесите звук [с] ? Что вы чувствуете? (вибрации нет). Произнесите звук [з] ? Что чувствуете? (голосок дрожит).

      – Ребята, как вы думаете, чем похожи эти звуки? (согласные). А чем отличаются? (звук [с] – глухой, [з] – звонкий).

      – Давайте исполним песенку комарика – з-з-з. А теперь произнесём как льётся вода – с-с-с.

      3. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков)

      4. Дидактическое упражнение «Назови лишнее» (по наличию звуков [с] и [з] ).

      Санки, забор , сова, сок; коза, роза, ваза, нос ; самолёт, сумка, стрекоза , суп.

      – В каком слове встречаются оба звука? (стрекоза)

      По зоопарку мы шагаем
      ( Маршируют на месте )

      И медведя там встречаем
      ( Раскачивание туловища )

      Этот мишка косолапый
      Широко расставил лапы,
      То одну, то обе вместе
      Долго топчется на месте.
      ( Руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу)

      Впереди из-за куста
      Смотрит хитрая лиса.
      (Дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями, повороты)

      Мы лисичку обхитрим
      На носочках пробежим.
      (Бег на месте на носках )

      Вот волчата спинку выгнули
      ( Прогнуться в спине вперед )

      И легонечко подпрыгнули.
      ( Легкий прыжок вверх )

      Подражаем мы зайчишке
      ( Ладони на голову, подскоки)

      Непоседе-шалунишке.
      Но закончилась игра
      Заниматься нам пора.
      ( Вернуться на места )

      Закрепление изученного материала

      5. Игра «Наоборот».

      Я произношу слог или слово со звуком [с] , а вы мне отвечаете со звуком [з] .

      6.Игра «Посели животных в дом».

      Звери грустные стоят,

      В дом попасть они хотят,

      Но не знают – как, куда,

      – На доске два домика: у одного домика есть колокольчик, у другого – нет. Возьмите картинки и распределите их по домикам. В домик с колокольчиком поместите картинки, в которых есть звук [з] , без колокольчика – [с] .

      (Домики – приложение 3. Животные: слон, заяц, змея, осёл, лиса, зубр – приложение 4)

      – Дети, у меня в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что – то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте поможем им.

      – Дети, на доске предлоги (Приложение 5). Послушайте предложение, вставьте пропущенный предлог.

      Зайка спрятался … куст (за)

      Козы пасутся … домом (за)

      Лиса выскочила … норы (из)

      Ослик выглядывает … столба (из)

      Рысь спустилась … дерева (с).

      – Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали?

      – Чем эти звуки схожи? Чем отличаются?

      -Что вам понравилось на занятии? Молодцы, ребята!

      Дифференциация букв и звуков С-З”.
      план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

      Конспект открытого интегрированного занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы

      Скачать:

      ВложениеРазмер
      differentsiatsiya_bukv_i_zvukov_s-z.doc27 КБ

      Предварительный просмотр:

      Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: «Дифференциация звуков [С] и [З].

      Тема занятия: Дифференциация звуков и букв «С-З».

      Цель: 1. Закрепление навыка четкого произношения и различения на слух звуков «С» и «З» в речи.

      -развитие речевого аппарата, развитие органов дыхания;

      -развивать фонематическое восприятие; фонематический слух, дифференциация звуков [с]-[з] изолированно, в слогах, в словах;

      -работать над развитием фразовой речи;

      – формирование навыков звукового анализа: давать характеристику звукам [с] и [з], знать их отличие друг от друга; определять место изучаемых звуков в слове; определять количество звуков в слове, количество гласных и согласных звуков; делить слова на слоги; выкладывать звуковые схемы слов;

      – закрепление умения отличать правильный графический образ букв С и 3 от их зеркального отображения.

      -развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение; развитие артикуляционной, мелкой ручной моторики.

      -воспитывать организованное поведение на занятии;

      -формировать активность и самостоятельность на занятии;

      -прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.

      Индивидуальные зеркала; Схемы характеристики звука [с] и звука [з]; Предметные картинки (содержащие звуки С и З); Схемы для определения места звука [с] и [з] в слове: начало, середина, конец слова; Индивидуальный раздаточный материал (для выкладывания звуковых схем слов); Поощрительные призы (звёздочки и солнышки); Листы и простые карандаши на каждого ребёнка; Мяч.

      Презентация с заданиями.

      1) Организационный момент:

      – К нам в гости пришли Слоненок и Зайчонок. Какой первый звук в слове

      «слоненок», «зайчонок»? ([с], [з]). Мы будем говорить о звуках [с] и [з].

      2) Артикуляция и характеристика звуков [с] и [з]:

      Дети сидят на стульчиках перед индивидуальными зеркалами. Произносят звук [с], а потом звук [з], уточняют их артикуляцию [с]: губы в улыбке, зубы сомкнуты в «заборчик», кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка слегка приподнята; [з] – то же самое + включение голоса).

      Упражнения воздушной струи.

      -«Фокус» – сдувание кусочка ваты с кончика носа — дутье на кончик языка.

      Упражнения для губ.

      Упражнения для языка.

      -«Накажем непослушный язычок».

      Что вы знаете о звуке [с]? (согласный, твёрдый, глухой) — картинки с характеристикой звука.

      Что вы знаете о звуке [з]? (согласный, твёрдый, звонкий).

      3) «Какой звук спрятался?»

      Логопед предлагает две схемы характеристики звуков ([с] и [з]).

      Посмотрите на схемы и догадайтесь, где какой звук «спрятался» (на первой схеме — зачёркнутый колокольчик – [с], на второй схеме – звенящий колокольчик – [з])

      Чем похожи эти звуки? (оба согласные, твёрдые)

      Чем различаются? ([с]- глухой, [з]- звонкий).

      4) «Будь внимателен» (развитие фонематического слуха).

      Дети сидят на стульчиках. Логопед произносит слоги и слова со звуками [с] и [з]. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [с], топают, если слышат звук [з]: сон, маска, роза, сумка, золото, задание, посуда, морозы, космос, ас, зы, бусы, тазы, со, автобус.

      Сейчас мы с тобой поиграем. Смотри у меня есть 2 серединки от цветка. Посмотри какие буквы ты видишь? Молодец, правильно «С – З». Вот лепестки. Давай соберём цветки. В картинках, которых есть звук «С» – ты положишь к серединке «С», а со звуком «З» – к серединке с «З».

      6) «Буквы шутят» (презентация Слайды 5-11).

      Логопед называет слоги и слова с глухим согласным [с], а дети меняют звук [с] на

      [з] и называют слоги и слова со звонким согласным [з]:

      Са – за, со – зо, су – зу

      Гимнастика для глаз.

      7) Игра с мячом «Добавлялки» (упражнение на слоговой синтез слов).

      Логопед бросает мяч ребенку, произнося начало слова. Ребенок должен выбрать подходящий слог (ЗЫ или СЫ), чтобы получилось слово. Называя получившееся слово, бросает мяч логопеду:

      8) Повторение скороговорок:

      – Кто правильно повторит скороговорку, получит картинку от Зайчонка и

      Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
      Сеня – незнайка, а Зоя – зазнайка.

      Соня Зине принесла бузину в корзине.

      Злая оса боса без пояса.

      У кого болит зуб, тот не может есть суп.
      Захар сахар запасал.
      На базаре спозаранку купил Назар козе баранку.

      Сеня-везеня везёт Соню на сене.

      За каждый ответ дети получают по одной картинке (стол, лиса, ананас, замок, берёза, медуза). На доске схемы для определения места звука в словах.

      – Определите, какой звук слышится в вашем слове? К какой схеме подойдёт ваше слово (дети ставят картинки на схемы, объясняя свой выбор)?

      Скачут, скачут во лесочке

      Зайцы – серые клубочки

      Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

      Прыг – скок, прыг – скок –

      Встал зайчонок на пенек

      Прыжки вперед – назад

      Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

      Раз! Шагают все на месте.

      Два! Руками машут вместе.

      Три! Присели, дружно встали.

      Все за ушком почесали.

      На четыре потянулись.

      Пять! Прогнулись и нагнулись.

      Шесть! Все встали снова в ряд,

      Зашагали как отряд.

      11) «Найди правильно букву»

      На доске два панно с правильным графическим образом буквы С и буквы 3 и их зеркальным отображением.

      – Слоненок и Зайчонок очень любят играть с буквами, но здесь они написаны по-разному. Вам нужно помочь найти правильные буквы.

      Дети обводят правильные буквы.

      12) Работа с разрезной азбукой. Нужно составить слово «СЛЕЗА».

      А теперь угадайте загадку:
      Капает водица соленая на вкус. (Слеза).

      Кто лук раздевает, тот это проливает. (Слезы).

      – Садитесь за столы и составьте слово из букв, лежащих на вашем столе

      – Что нарисовано на картинке? (слеза) Выложите схему слова «слеза». Слайд 12.

      Дети работают с индивидуальным раздаточным материалом: выкладывают на столах из красных, синих и зеленых кружков звуковую схему слова «слеза».

      – Сколько звуков в этом слове? (пять). Назовите.

      – Сколько согласных? Назовите.

      – Сколько гласных? Назовите.

      – Сколько слогов? (два) Почему? (два гласных: [е], [а]). Слайд 14.

      – составьте предложение с этим словом;

      – сколько слов в предложении?

      13) Подведение итогов и оценка работы детей:

      – О каких звуках говорили? Чему учились? (оценка работы детей)

      Дифференциация звуков [ж] — [з]

      Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей.

      Автор: Гродская Ирина Константиновна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад N37»

      Цель: различать звуки [ж] — [з]
      Задачи:
      Коррекционно-образовательные:
      – учить сравнивать звуки [ж], [З] по акустическим и артикуляционным признакам;
      – учить дифференциации звуков [ж],[з] в слогах, словах, предложениях;
      – развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;
      – профилактика дисграфии
      Коррекционно-развивающие:
      – развивать фонематическое восприятие;
      – отрабатывать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
      – совершенствовать умение детей пользоваться в речи предлогами с союзом – потому что
      – профилактика нарушений зрения;
      – развивать внимание, память, мышление.
      Коррекционно-воспитательные:
      – продолжать развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, следить за собственной речью;
      – воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям;
      – воспитывать умение действовать в подгруппе.
      Оборудование: зеркала по количеству детей, жуки и комары на палочках, схемы
      со стрелками, направленными вверх для произношения звука (Ж) и вниз для – звука [З], картинки, в названии которых есть звуки [Ж], [З], А-4 со спутанными картинками, в названии которых есть звуки [Ж], [З], тетради.
      1.Организационный момент:
      За речью мы всегда следим,
      Звуки часто говорим,
      Отвечаем на вопросы
      Громко, чётко, не спеша.
      2.Объявление темы

      • – Ребята, скажите, что изображено на картинках и назовите первые звуки в картинках

      – ЖАБА – Ж, УТКА – У, КОТ – К
      – Составьте слово из первых звуков картинок
      – ЖУК
      – Проверяем… Правильно! Жук!
      – КОТ – К, ОБРУЧ – О, МАТРЁШКА – М, АРБУЗ – А, РАКЕТА – Р. Получилось слово – КОМАР.
      – Проверяем… Правильно! Комар!

      • – Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [Ж] — [З].

      Возьмите в руки зеркала. Произнесите по очереди звуки [Ж, З]. Обратите внимание на ваши ротики
      Вспомнить артикуляцию звуков (Дети вспоминают артикуляцию звуков)
      Дать акустическую характеристика звуков.
      Звук Ж – он какой?
      – Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
      – Звук З – он какой?
      Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
      – Чем эти звуки похожи?
      – А чем они отличаются? Произнесите еще раз эти звуки, глядя в зеркало.
      – Когда мы произносим звук Ж – ротик похож на большую трубочку, язычок наверху чашечкой, а когда произносим звук З – губы улыбаются, язычок упирается в нижние зубки
      – Когда произносим звук Ж – воздушная струя теплая, а когда произносим звук З – холодная

      3. Дифференциация звуков[ж] — [з] на слух.

      • Игра «Подумай, правильно спой» Перед вами схемы – Произнесите звуки, глядя на стрелочки, которые указывают положение языка при произношении звуков (Ж), (З)

      Команды хором произносят звуки по схеме.

      • Игра «Жуки и комары»-

      Мы с вами сейчас разделимся на две команды – Жуки и Комары (логопед раздаёт насекомых на палочках).
      Команда жуков «ловит» (поднимают палочки с жуками) слова со звуком [Ж], а комары «ловят» (поднимают палочки с комарами) слова со звуком [З]
      СЛОВА: журавли, пузыри, лыжи, динозавр, снежинка, гроза, железо, пижама, азбука, стража, этажи, зима, забор, снежный, мозаика.

      4. Дифференциация звуков [ж] — [з]в слогах

      • Игра «Ре­шето». (Дети стоят около своих мест)

      Замените в слоге звук [ж] на [з] и наоборот.
      (Логопед произносит слог для каждого ребенка. Если ответ пра­вильный, ребенок садится на место («просеивается» сквозь реше­то). Логопед оценивает работу команд)

      • Д/И «Закончи слова»

      Я вам буду говорить начало слов, а вы его конец. Все ваши слова должны заканчиваться на [ЗА] или [ЖА]
      СЛОВА: береза, стража, коза, лужа, ваза, лыжи, гроза, глаза
      5. Дифференциация звуков [ж] — [з] в словах

      — Повторите слова за мной, как эхо: чисто, без помехи.
      Команды поочередно произносят слова за логопедом,
      зайкалужайка кожакоза зажим
      жукзуб жевать — зевать железо
      глазокфлажок лизать — лежать зажигалка
      ЖораЗоя лежа — береза жизнь
      Физкультминутка для глаз
      Глазки вправо, глазки влево,
      И по кругу проведем.
      Быстро – быстро поморгаем
      И немножечко потрем.
      Посмотри на кончик носа
      И в «межбровье» посмотри.
      Круг, квадрат и треугольник
      По три раза повтори.
      Глазки закрываем,
      Медленно вдыхаем.
      А на выдохе опять
      Глазки заставляй моргать.
      А сейчас расслабились
      На места отправились

      • Игра «Проверь меня»

      – Ребята, я всегда слежу за тем, чтобы вы правильно произносили звуки и слова. А теперь вы попробуйте последить за тем, правильно ли я говорю. Слушайте внимательно, если я НЕ правильно скажу слово – хлопните в ладоши и исправьте меня, а если правильно – улыбнитесь мне. Готовы?
      – Замок, Зыраф, жадный, Зуравль, звонкий, пироЗок, Жабор, , кукуруза, лыЗы

      • «Подари картинки»

      -Будем произносить названия картинок, слова со звуком [Ж ] будем дарить жуку, а слова со звуком [З] – комару.
      Откройте тетради, стр 3 .
      (Баклажан мы отдадим жуку, потому что в слове «баклажан» есть звук [Ж]
      СЛОВА: баклажан, незнайка, золушка, подорожник, зонт, ножницы (желуди, зонт, ножи, ваза, баклажан, пирожное, )

      6. Развитие зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентировки
      «Найди свои слова»
      У каждого в ваших тетрадях картинки, в которых все слова спутались. Команда комаров должна найти и обвести карандашом только слова со звуком [З], команда жуков должна обвести только слова со звуком [Ж].
      Проверяем ( по желанию один из команды называет слова с нужным звуком)

      7. Дифференциация звуков [ж] — [з]в предложении.
      — Произнесите отчетливо скороговорку, выделяя голо­сом звуки [з] и [ж].
      Задрожали зайки,
      Увидев волка на лужайке.
      Произнесите скороговорку: со страхом; с сожалением. Каждая команда произносит скороговорку.
      Почему зайки задрожали?
      8. Итог занятия
      – Какие звуки мы с вами сегодня учились различать?
      – Чем эти звуки похожи?
      – Чем они отличаются?

      Читайте также:  Животные морей и океанов - конспект логоритмического занятия
      Ссылка на основную публикацию