Дифференциация звуков и букв С-Ш – конспект

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме “Дифференциация звуков и букв С-Ш”

Разделы: Логопедия

  • Коррекционно-образовательные:
    • формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;
    • активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
    • упражнять в согласовании прилагательных с существительными с существительными в роде;
    • составлять предложения с данными словосочетаниями.

  • Коррекционно-развивающие:
    • совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов;
    • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
    • закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;
    • улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.

  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим

Оборудование: кукла, таблицы с буквами, автобус (игрушка), таблицы со стрелочками, игрушки на звук ш, с, на большом листе бумаги картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши, карточки с лов с пропущенными буквами (. апка, . ипы, ква. насо. , . анки, . ина, . уба, шала. . утки, . ова, . ода, . умка), картинки (шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки.

I. Организационный момент.

Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.

Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами заниматься.

– Меня зовут Фафа.

– Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?

– Я не умею произносить только некоторые звуки.

– Но как мы узнаем твоё имя?

– Я спрятала буквы своего имени среди этих букв. Найдите их и прочитайте имя.

II. Сообщение темы занятия.

– Как зовут нашу гостью? Саша.

– Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?

– Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирайте транспорт со звуками С или Ш.

– Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать

Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш – ш – ш.

– Сели в автобус. Садитесь на стульчики.

Мы в автобусе сидим
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков.

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.

– Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.

Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок? (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый).

Как ещё можно назвать звук С? (свистящий) Звук С – согласный, твёрдый, глухой.

Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)

Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка

2. Характеристика звуков. Дадим характеристику этим звукам.

Звук Ш тоже согласный, твёрдый, глухой.

Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, Твёрдые.)

Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Произношением)

Какая разница в произношении звуков С и Ш?

3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:

Первая остановка «Чистоговоркино»

Повторяйте за мной.

Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.

са—шаса шосошо
ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша
мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са
в лесу бегает лиса.
Со-со-со
у Вовы колесо.

4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.

Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком С – поднимайте вверх.

Показываю картинки в окошечке (лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).

– Говорите, что вы видите.

5. Дидактическая игра «Измени слово»:

Следующая остановка «Заменяй-ка».

– Замените звук С на звук Ш.

Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где есть звук Ш. Исправьте Сашу.

Для педагога

Автор: Матюшенец Татьяна Сергеевна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: МКДОУ д ⁄ с №424 “Умка”
Населённый пункт: г.Новосибирск НСО
Наименование материала: статья
Тема: Конспект открытого занятия Дифференциация С–Ш
Дата публикации: 04.06.2019
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 424 «Умка»

Конспект открытого занятия

Новосибирск – 2017 г

Тема: Дифференциация «С» – «Ш».

Цель: Закрепить слияние букв в один слог и в слова. Повторить умение

проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия

«звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук»,

«звонкий, глухой звук».

Задачи: Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.

Учить соотносить звук с символом.

Закрепление знаний о буквах Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.

Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое

Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: предметные картины, символы, буква Ш, Р, Х, М, А,О,У.

I. Организационный момент:

Игра «Скажи наоборот».

У маминой шляпы поля – широкие, а у папиной шляпы – узкие.

У девочки шапочка светлая, а у полицейского фуражка – темная.

У Кати берет новый, а у бабушки платок – старый.

И Вити кепка грязная, а у Коли – чистая.

Мамина шляпа большая, а танина – шляпа маленькая.

У повара колпак высокий, а у поваренка колпак низкий.

Летняя косынка тонкая, а зимний пуховой платок – толстая.

II. Знакомство с новой темой:

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Наберите воздух и слегка подуйте. Выдох медленный, плавный.

Наберите воздух, подуем сильно – сильно! Ветер сильный и быстрый!

Кыш – кыш – кыш – шумит камыш,

Притаилась мама – мышь.

«Не шумите, камыши!

Разбежались кто куда,

Вот несчастье, вот беда!»

Игра «Угадай, чья песня».

«С» – это песня воды,

«Ш» – это песня змеи.

Угадайте, кто поет эту песню: «С», «Ш», «С», «С», «Ш», «С», «Ш», «С».

Если я поднимаю кисть наверх, то вы поете песню змеи.

Если опускаю вниз – песню воды.

СА СО СУ ША ШО ШУ;

ША ШО ШУ СА СО СУ;

АР ОР УР АР ОР УР;

АРШ ОРШ УРШ АРС ОРС УРС.

Саша. Что означает слово? Сколько слогов в этом слове? Назовите первый

Сколько звуков? Назовите первый звук. Назовите первый звук второго слога и

второй звук второго слога.

На какую букву начинаются слово МАРШ, на какой звук заканчиваются?

Какая буква посередине?

Суша, Маша, хорошо (аналогично анализу слову Сашу).

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у Снежной Бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом

Ша – ша – ша – маша моет малыша,

Шу – шу – шу – я письмо пишу,

Ши – ши – ши – наши каши хороши,

Шо – шо – шо – отвечаем хорошо,

Ши – ши – ши – зашумели камыши.

РА РО РУ СМА СМО СМУ;

МРА МРО МРУ СХА ХМО ХМУ;

Выкладывание слогов под диктовку:

Паузы должны быть между буквами? Как мы соединяем буквы в один слог?

Тянем первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы,

паузы между звуками не должно быть!

1.Баскакина И.В. Свистелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для

исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс»,

2.Баскакина И.В. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры: рабочая

тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис

3.Волина В.В. Праздник Букваря / В.В. Волина. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1997

4.Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения

шипящих звуков «Ш», «Ж»: пособие для логопедов, родителей и детей. – М.:

Издательство «Гном и Д», 2007 год.

5.Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для

воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 год.

6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и

родителей / И.С. Лопухина – СПб.: «Дельта», 1997 год.

7. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для

дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград:

«Учитель», 2003 год.

8. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи

дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.

9. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звук «Ш»: логопедический альбом,

Екатеринбург «Издательский дом Литур», 2007 год.

Конспект фронтального логопедического занятия “Дифференциация звуков С- Ш”

Дифференциация звуков С-Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_zvukov_s_sh_word_2.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект Вид занятия: фонетическое.

Тип занятия: фронтальное.

Тема занятия: «Дифференциация звуков С- Ш».

Цели: – дифференциация и закрепление правильного произношения звуков с-ш в слогах , в словах и фразах;

Задачи: развитие фонематического восприятия, развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания, активизация психических процессов: восприятия, внимания, воображения, мышления.

Обогащение словаря, формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью, формирование навыков фонематического анализа и синтеза, стимулирование детей к речевым высказываниям; воспитание доброго отношения друг к другу.

Оборудование: зеркала, картинки с буквами С – Ш , пособие для артикуляционной гимнастики ( в виде гусеницы), игрушка лисы , прищепки с картинками, презентация «Чистоговорок с картинками», запись звуков ветра в лесу, письменные задания –обвести по точкам, мяч, письмо.

Ребята, нам прислали письмо из лесной школы. Сейчас я его прочитаю: «Дорогие ребята, у нас состоится конкурс «Учимся правильно говорить». Это конкурс для ребят, которые посещают детский сад.»

Постановка цели детьми.

Как вы думаете, а нас могут пригласить на этот конкурс?

-Дети, что нам нужно для того, чтобы участвовать в этом конкурсе?

– А вы готовы научится этому?

Для этого мы отправляемся в лес, к нашим друзьям. Может они нам помогут.

Дыхательная гимнастика.(звуки ветра)

Представим, что мы в лесу. Закрыли глазки, представили , что мы теплом летнем лесу, поют птички, порхают бабочки. В лесу много деревьев, подняли ручки представили, что мы деревья. Ветерок подул и листики зашелестели, ветки закачались. Подул теплый ветерок ш-ш-ш, вдруг подул холодный ветер с-с-с , снова подул теплый ветер ш-ш-ш. Анализ артикуляции звуков, сравнительная характеристика

Пройдем на лесную полянку . Вспомним какой ветерок дул: произнесите как дул теплый ветер? Ш-ш-ш. Когда мы произносим этот звук язычок находится сверху, за зубками. . как работают губы, язык при произнесении звука [ш]?

Дети. При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу. Произнесите как холодный ветерок дул? С-с-с. Где находится язычок, когда мы произносим звук с? Между зубками. Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?

Дети. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

Что еще мы можем сказать про эти звуки? Дети. Эти звуки согласные, глухие. Логопед. Почему вы так считаете?

Дети. Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.

Логопед. Докажите, что это звуки глухие.

Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш]. Логопед обобщает ответы детей.

Мы знаем, что эти звуки можно обозначить буквами. Я буду произносить звук, а вы мне покажите букву.

Работа в тетрадях. О.С. Гомзяк «Я буду писать правильно»

С- Ш письменные задания.

Артикуляционная гимнастика. В виде гусеницы.

Посмотрите кто это на лесной полянке. Это гусеница она тоже хочет с нами поиграть. Для нужно по очереди переворачивать каждый кружок у гусеницы, она нам поможет провести гимнастику.

Отгадайте загадку и вы узнаете кто к нам пришел, чтобы помочь подготовиться к конкурсу .

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Какой согласный звук слышится в слове лиса? Лиса хочет с вами поиграть

Лиса хочет рассказать как она к нам шла. Только она будет не договаривать одно слово, вам нужно угадать какое.

Шла я к вам по дорожке, шла, шла и ….(пришла). Дальше шла, шла по поляне и сыроежку …(нашла). Шла, шла и к дереву …(подошла). На дереве пчелы свирепые я дальше…(пошла). Увидела избушку и к ней . (подошла). В избушку …(вошла), посмотреть нет ли там моих друзей, нет и я дальше …(пошла). Шла, шла и к вам ….(пришла).

Дети, скажите какой звук мы часто слышали в рассказе Лисы? (ш)

Определение звука на слух (в кругу)

Игра «Хлопни, если услышишь звук ш, топни ножкой, если услышишь звук с.»

(мышь, дом, кошка, стол, петрушка, сад, стол, елка, шуба, стул, шапка, автобус, шишки.

сапоги, соль, санки.)

Игра «Закончи слово звуком с или ш.»(с мячом)

Я вам буду бросать мяч с незаконченным словом , а вы мне будете возвращать мяч проговаривая готовое слово со добавленным звуком С или Ш

Малы(ш), абрико(с), мы(шь), анана(с), камы(ш).

Произношение звуков с-ш в слогах.

Игра «Запомни и повтори».(презентация)

са, са, са — вот летит оса

ша, ша, ша — у меня лапша

су, су, су — мы видели лису

шу, шу, шу — я флажком машу

со, со, со — у Сони колесо

шо, шо, шо — летом хорошо

сы, сы, сы — у сома усы

ши, ши, ши — шумят малыши

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево – вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

Игра «Исправь ошибки»

Лиса принесла нам еще задания, чтобы мы могли подготовится к конкурсу.

Кошка ловит миску. Мама моет мышку. На виду у детворы крысу красят маляры. Пожарный носит кашку. Саша ела каску.

Игра «Распредели картинки» (сигнальные карточки)

На прищепках наклеены картинки нужно найти им место. Как вы думаете какой звук будет жить в этом домике? (с) А в этом домике? (ш). А чтобы правильно распределить нужно произнести слово и услышать какой звук слышится в этом слове ( с или ш) и прикрепить к нужному домику. ( Сапоги, стол, шуба, санки, шишка, автобус, собака, мышь, ананас, санки, кошка, шапка, машина)

Какое у вас настроение? Как вы думаете мы подготовились к конкурсу? Кто нам помогал подготовится к конкурсу? Что мы для этого сделали? Где нам это пригодится? Лисичка говорит вам до свидания.

Дифференциация звуков [С] — [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Елена Икрянникова
Дифференциация звуков [С] — [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш.

• Укреплять мышцы артикуляционного аппарата с помощью гимнастики;

• Закреплять правильное произношение звуков [С] – [Ш] в слогах, словах, предложениях; упражнять детей в различении этих звуков на слух и в произношении;

• Продолжать формировать фонематический слух детей; упражнять в делении слов на слоги и проведении звукослогового анализа слов;

• Познакомить детей со зрительным образом буквы Ш;

• Развивать мелкую моторику рук при печатании букв;

• Развивать познавательную активность и коммуникационные умения у детей.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинка «пес Шарик», индивидуальные прописи, картинки к артикуляционной гимнастике, профили звуков [С] – [Ш], предметные картинки, 9 ромашек с картинками посредине, 3 вазы, мяч, схемы слов-3 шт., картинка собаки, карточки с буквами С, Ш, символы звуков: змея, проколотый мяч.

Ход ЗАНЯТИЯ:

А) психологический настрой.

– На занятии наши глазки внимательно смотрят и все… (видят, наши ушки внимательно слушают и все … (слышат, наши головы хорошо… (думают).

Б) – Ребята, к нам в гости сегодня кто-то пришел, и он будет помогать мне вести занятие. Угадайте, как его зовут? (показ картинки)

– Правильно, это пес Шарик. А из какого мультфильма он пришел? («Каникулы в Простоквашино»)

– А помните, что больше всего Шарик любил делать в мультфильме? (охотиться)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

– Назовите последний звук в слове «пес»?

– Назовите первый звук в слове «Шарик»?

– Сегодня на занятии пес Шарик предлагает вам поохотиться на звуки [С] и [Ш], вспомнить как пишется буква С и познакомиться с новой буквой Ш.

А) – Для охоты необходимо подготовиться. Шарик предлагает вам потренировать язычок, выполнить артикуляционную гимнастику «прогулочную». (с показом картинок)

• язычок гулять выходит. (упр. «лопаточка»)

• кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам (упр. «часики»)

• смотрит, как расческа – зубы

Нам причесывает губы («покусаем губки»)

• видит: губки очень гибки.

Ловко тянутся в улыбке. («улыбка»)

• а теперь наоборот:

губки тянутся вперед. («хоботок»)

• язычок стал маляром.

Аккуратно красит дом. («маляр»)

• на качелях оказался.

Вверх взлетел и вниз спускался. («качели»)

Б) артикуляция и характеристика звуков.

– Итак, начинается «охота» на звуки. Послушайте стишок от Шарика про звук [С].

«Распластай язык пошире,

Кончик к нижним зубам ближе,

Посредине языка струйку воздуха пускай,

Улыбнись и просвисти, ССС произнеси» (показ профиля звука)

– Произнесите этот звук ССС…. Что делают наши губы, зубы, язычок, когда мы произносим С? (губы в «улыбке», зубы «заборчиком», кончик языка упирается в нижние зубки и в ладошку идет холодный воздух)

– Давайте дадим характеристику этому звуку: гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? (С-согласный, глухой, твердый)

– Когда можно услышать звук [с]? (рядом с профилем вывешивается символ звука)

– Следующее стихотворение от Шарика про звук [Ш]

«Чтобы звук красивым вышел,

Шире язычок и выше.

Сделаем из язычка чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам к верхним мы прижмем зубам,

Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно,

Чтобы ветерок бежал, чтобы «Ш» как шелк шуршал».

– Произнесите звук Ш. Губы, в каком положении? («трубочкой») Зубы? (сближены) А язычок принимает форму … («чашечки»). Дуем на «чашечку» и получается звук Ш.

– Когда можно услышать звук [ш]? (змея шипит, гусь)

– Попробуйте сами дайте характеристику звуку Ш.

– Почему он согласный? (произносится с шумом, воздух, выходя изо рта, встречает преграду) Почему он глухой?

– Характеристики этих звуков абсолютно одинаковые, но звуки-то разные. Чем же они все-таки отличаются, посмотрите на профили? (положением язычка, при произношении С – язык внизу, при Ш – язык вверху)

В) игра «Узнай (поймай) звук»

– Приготовьте ладошки, мы устраиваем «охоту» на звук С. Как только услышите этот звук ловите его в ладошки. Будьте внимательны! Так какой звук будете ловить?

А, К, С, С, Н, Ш, С, У, Ш, С, С, С, Д, С; СА, НО, ДА, СЫ, СУ, ЖИ, ТА, АК, ШО, УС, СО, СЫ; СОК, МАСКА, ШУБА, КОСТЬ, ЕЛЬ, УШИ, УСЫ, СТОЛ, КНИГА, РУКА, СУП, РОГА и т. д.

Г) «охота» на слоги

– Пес Шарик предлагает поиграть с мячом в игру «Повтори не ошибись», кому я брошу мячик будет нужно повторить за мной слоги именно так, как я скажу:

СА-СА-ША ШО-ШУ-СА СА-СЫ-СУ

ШУ-СО-ШО СЫ-ШИ-ША СО-АШ-ОШ

УС-АС-ИС ИШ-АШ-ШО СА-ША-СА

– Молодцы, порадовали Шарика!

Д) «охота» на слова

– Однажды жарким летним днем Шарик отправился поохотиться в лес. Но в зверей ему стрелять было жалко и вместо этого вот, что он сделал:

Шарик по лесу гулял

И букет цветов набрал.

У цветочков в серединке –

Нарисованы картинки. (показ цветов)

Вазы тоже непростые

Всюду – символы звуковые (расставляю вазы)

С вами мы цветы возьмем

И по вазам разнесем.

Это, может, и несложно,

Только нужно осторожно

И, конечно же, не сразу

Брать цветы и ставить в вазу:

Картинку нужно называть

И к слову вазу подбирать.

(дети выходят по одному, берут цветок (всего их 9, ваз 3, называют картинку и говорят, какой звук встречается в этом слове [С] или [Ш] или нет этих звуков и ставят в вазу с соответствующим символом. В каждой вазе должно быть по 3 цветка)

Ну что ж, вы выполнили это –

Какие яркие букеты!

Давайте мы на них взглянем

И вновь картинки назовем.

– (хором называем картинку и затем индивидуальные вопросы по поводу положения звука в слове: начало, середина, конец)

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До неба дотянусь.

Е) звукослоговой анализ слова

– Взял Шарик один букет и решил, что подарит его своей подружке. А кто подружка у пса?

– Давайте поиграем со словом «СОБАКА».

– Определите количество слогов в слове «собака». (3 слога)

– Назовите 1-ый слог? 2-ой? 3-ий?

– Сколько звуков в первом слоге, назовите их. (а я обозначаю звуки кружочком на слоговой схеме) Дайте характеристику этим звукам.

– Сколько звуков во 2-м слоге, назовите их. Дайте им характеристику.

– Сколько звуков во 3-м слоге, назовите их. Дайте им характеристику.

– Сколько всего получилось звуков в слове? (6)

– Давайте напишем это слово на доске и повторим изученные буквы.

– Какая цветовая схема из предложенных подходит к слову «собака»?

(даны 3 схемы, по характеристике звуков: 1 схема: СинийКрасныйСКСК,

2 схема: ЗеленыйКСКСК, 3 схема: СКСКС)

– Придумайте предложения со словом «Собака», стремитесь, чтоб предложения были большие, состояли из 4-5 слов.

(Большая, рыжая собака грызет кость. Когда к нам пришли гости, собака залаяла. Наша собака родила трех маленьких щенков. Мама пошла выгуливать нашу собаку….)

Ж) знакомство с буквой Ш.

– Пришло время, ребята, познакомиться с буквой Ш и показать Шарику с какой буквы начинается его имя. Но сначала скажите мне, чем звуки отличаются от букв? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим, читаем, пишем)

Звук [ С ] обозначается на письме буквой С. С ней вы уже знакомы. Найдите и покажите эту букву в алфавите.

Звук [Ш] обозначается вот такой буквой Ш. (показ карточки).

Вертикально три палочки я положу

А внизу четвертую ровно провожу.

– Из скольких элементов состоит буква Ш?

– На что похожа буква Ш? (на зубья у ковша экскаватора; Ах табуретка хороша, перевернул и буква Ш; Шура сено ворошил, вилы в сене позабыл)

– Найдите и покажите в алфавите букву Ш.

– Постройте из пальцев букву Ш.

– Сейчас вы будете печатать букву Ш в прописи, но перед этим надо размять пальчики. Пальчиковая гимнастика.

– Откройте прописи, найдите букву Ш, рассмотрите рисунки, которые там нарисованы. Сначала обведите букву по точкам.

– С какими звуками мы сегодня работали?

– Какая характеристика этих звуков? (согласные, твердые, глухие)

– Какую новую букву изучили?

– Кто нам помогал вести сегодня занятие?

– Давайте на прощанье подарим Шарику подарки, но в названиях подарков должны быть звуки [С] или [Ш].

– Молодцы! (оценка деятельности детей)

Конспект фронтальной коррекционной деятельности для детей с ФФНР «Дифференциация звуков [Д]-[Д’], буква Д» Конспект фронтальной коррекционной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР Автор-составитель: Людмила Владимировна.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР. Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш». Цель занятия: закрепление.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]» .

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Л]-[В] в слогах и словах» Тема: Дифференциация звуков Л-В в слогах и словах. Цель: ребёнок будет учиться дифференцировать звуки Л-В в слогах и словах. Время занятия:.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С]-[Ш].

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С]-[З]» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] – [З]». Тема: Школа молодого бойца. Цель занятия: закрепить.

Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс на тему «Осень. Дифференциация звуков В-Ф №1» Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс на тему «Осень. Дифференциация звуков В-Ф №1» Цели: -дифференцировать звуки.

Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс на тему «Осень. Дифференциация звуков В-Ф №2» Цели: -дифференцировать звуки В-Ф в слогах, в словах. -Развивать речевое дыхание. -Развивать речевой слух. -Развивать устную речь, обогащать.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш] и букв С-Ш» План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв С-Ш». Тема: «Дифференциация звуков С-Ш». Ребенок:.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]. На помощь Мальчику-с-пальчику» Данная презентация была разработана мной для участия в муниципальном конкурсе “Мультимедийная мозаика”. Конспект занятия был взят на одном.

Конспект занятия “Дифференциация звуков С-Ш,букв с-ш”
план-конспект урока по теме

Конспект занятия “Дифференциация звуков С-Ш,букв с-ш”. Цель: совершенствование навыков дифференциации звуков С – Ш изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_s-sh.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Ралкова Е. С. учитель-логопед

Тема: Дифференциация звуков С – Ш

Цель: совершенствование навыков дифференциации звуков С – Ш изолированно, в слогах, словах и предложениях.

-закрепить знания о звуках С-Ш, продолжать учить детей дифференцировать звуки С-Ш изолированно, в слогах, словах, предложениях.

-развивать фонематический слух, умение формулировать ответ на вопрос, развивать внимание, память, мышление, восприятие, мелкую моторику.

-воспитывать самоконтроль, желание активно работать на занятии, уважительно относиться друг к другу.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.

Оборудование: значки: синий молоточек, наушники; индивидуальные зеркала; коврик «Травка»; сюжетная картина «Курочка Ряба»; индивидуальные карточки с предложениями.

Орг. момент. Ребята, сегодня к нам на занятие пришел сказочный гость, вы узнали его?

Да это КОТ В САПОГАХ! А какой первый звук в слове сапоги? (С). А как называется головной убор кота в сапогах? (шляпа) Правильно, а на какой звук начинается слово шляпа? (Ш). Сегодня мы поговорим о звуках С и Ш, будем учиться их различать, и слышать в славах.

  1. Характеристика звуков. Сначала давайте вспомним все, что мы знаем об этих звуках. Произносим в зеркало звук С (уточнение положения органов артикуляции), подарим звуку С синий молоточек, потому что он согласный твердый. Проверим глухой этот звук или звонкий (глухой), подарим ему наушники. Произнесите в зеркало звук Ш (уточнение положения органов артикуляции), расскажите какой звук Ш, подарите значки (молоточек наушники). Вспомнить названия БУКВ « ЭС и ША»
  2. Пальчиковая гимнастика. «Зайки на лужайке». ( Дети выполняют движения пальцами, кистями рук соответственно словам стихотворения )

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром! »- им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха- мать.

  1. Запишите число, тему, зарисуйте значки.
  2. Ладошки- Язычки. А теперь давайте проверим, хорошо ли вы различаете звуки

С-Ш. В роли языка будут ваши ладошки, если я произнесу звук С, ладошки опустятся вниз как кончик языка, а если звук Ш поднимутся вверх.

Слоги: СА-ШО-ШУ-ОС-УШ-СО-ШИ –СЫ

Слова: ШТОРЫ, ССОРЫ,КАСКА, КАШКА, КОШКА,МИСКА, МИШКА, МАСКА.

  1. «Курочка Ряба». Ребята, Кот В Сапогах принес вам сказочную картинку с заданием, кто догадался, что это за сказка? (К Р). Нам надо найти на картине предметы, в названиях которых спрятались Звуки С-Ш и записать их в два столбика (По 4 слова в каждый столбик)

Руки ставим мы в разлет, появился самолет,

Мах крылом туда, сюда,

Делай раз хлопок, делай два хлопок.

1 и 2 потянулась голова,

Посидим и отдохнем, и работать начнем.

  1. Работа с предложением. Заменить картинку словом и прочитать предложение.

Ландыш – травянистое, цветковое растение. Всё растение ядовито.

Душистый – издающий сильный приятный аромат.

В лесу выросли душистые .

Запишите предложение в тетрадь. Сейчас я каждому раздаю карточку с таким же зашифрованным предложением. Запишите предложение в тетрадь заменив картинку словом со звуком С или Ш. (подчеркните букву ЭС одной чертой, букву ША двумя.)

У кошки пушистый .

У Маши цветастый .

Бабушка связала красный .

  1. Итог. Ребята, наше занятие подходит к концу и Кот в Сапогах хочет узнать понравилось ли вам сегодня заниматься. О каких звуках мы говорили, что вы запомнили?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г.

Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде.

Разработка урока для учащихся 1 класса школы VIII вида.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Цель логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п’] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме. Занятие вклю.

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет.

Тема: Дифференциация звуков [С] – [Ш]

Цель: Закрепить навык четкого произношения и различения звуков [С] и [Ш].

Уточнить представление детей о звуках [С] и [Ш].

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] и [Ш].

Развивать фонематический слух, восприятие, мыслительные процессы ( внимание, мыслительные операции), пространственные представления, ассоциативное мышление.

Совершенствовать навыки звукового анализа слов

Закреплять умение составлять предложения по заданному началу и достраивать его схему.

  1. Воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, желание помочь.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, листы бумаги, свистульки, предметные картинки, песок, рамки для фотографий, раздаточный материал для составления схемы предложения и звуковой схемы слова, конверты.

Ход занятия

Слайд 1

Дети в группе идёт подготовка к занятию. Заиграла музыка .

Кто из вас сидит, грустит?

У кого здесь грустный вид?

В круг широкий мы встаём.

Друг друга за руки возьмём.

Будем вместе мы играть? – Да

Заниматься и писать? – Да

Будем крепко мы дружить? – Да

Дружбой будем дорожить? – Да

Друг другу будем помогать? – Да

В круг широкий вижу я встали все мои друзья!

Слайд 2

Логопед. Смотрите нам по электронной почте пришло письмо.

Слайд 3.

Подойдём ближе и прочитаем от куда оно.

Волшебная страна Словарь

Ребята, а вы знаете, что это за страна?

Логопед. В этой стране живут волшебники – звуки, буквы, слова. Их очень много. Эта страна действительно волшебная, потому что её жители приходят к нам каждый день. С их помощью мы красиво говорим, пишем, читаем, общаемся.

Ребята, хотите, я прочитаю вам их письмо.

Слайд 4

Письмо

В нашей волшебной стране случилась беда. Злой волшебник Путалка забрал все слова со звуками [С] – [Ш].

Ни кто из волшебников нашей страны не смог вернуть эти звуки и слова обратно в Словарь.

Главная волшебница нашей страны, Красивая речь сказала, что теперь нам можете помочь только вы – Люди.

Мы знаем, что все люди и даже самые маленькие знакомы с волшебством доброты, отзывчивости и дружбы.

Пожалуйста, помогите нам, ребята.

Жители страны Словарь.

Слайд 5

Логопед. Вот это да! Что скажете, ребята? Хотите помочь жителям этой волшебной страны?

Логопед. Возьмём с нами наш Весёлый Язычок. Сделаем артикуляционную зарядку.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Словно шарик мы надулись,

А потом внезапно сдулись (худышка – толстячок)

Наши губки – гибкие

Могут стать улыбкою,

Могут в трубочку собраться

После снова улыбаться (Улыбка – хоботок)

Чистим зубки мы умело

Вправо – влево, вправо – влево. (Почистим зубки)

Мы ни сколько не устали

Вверх и вниз им двигать стали (Качели)

Язык широкий положу,

А края приподниму.

Кругленькая чашечка (Чшечка)

Горку мы изобразим.

Язычок наш ловкий.

Вниз запрятал хвостик. (Горка)

Язычок чуть-чуть устал,

Он спокойно полежал. (Лопатка)

Ребята, а вы помните с какими звуками пропали слова из словаря?

  1. Артикуляция звуков

Логопед. Вспомним артикуляцию этих звуков .Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [С]

Дети. Когда мы произносим звук [C] губы улыбаются, между зубов небольшое расстояние, язычок прячется за нижними зубами, воздушная струя сильная и холодная, горлышко молчит.

Логопед. А как работают наши органы артикуляции при произнесении звука [Ш]

Дети. При произнесении звука [Ш] наши губы округляются и тянутся вперёд, между зубов небольшое расстояние, язычок прячется за верхними зубами, воздушная струя сильная и тёплая, горлышко молчит.

Логопед. Ребята, чем отличается артикуляция звука [С] от артикуляции звука [Ш].

Дети. При произнесении звука [C] губы улыбаются, а при произнесении звука [Ш] губы округляются и тянутся.

При произнесении звука [C] язык упирается в нижние зубы, а при произнесении звука [Ш] смотрит на потолок.

При произнесении звука [C] воздушная струя холодная, а при произнесении звука [Ш] тёплая.

  1. Характеристика звуков

Логопед. Вспомним характеристику этих звуков.

Дети. Эти звуки согласные, твёрдые, глухие.

Логопед. Почему вы так считаете?

Дети. Эти звуки нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух выходя, изо рта встречает препятствие.

Логопед. Ребята, в сказочной стране есть волшебные предметы, которые умеют говорить. Я хочу предложить вам попробовать вернуть звуки [С] и [Ш] в страну Словарь с их помощью.

4.Фонематический слух.

Возьмите на столе волшебный лист белой бумаги. Сомните её и прислушайтесь. Что вы слышите?

Дети. Мы слышим шорох, шуршание, шелест.

Логопед. Какой звук слышится в этих словах?

Логопед. Произнесем этот звук.

Слайд 6 (на слайде появляется человечек – символ звука Ш)

А вот и символ звука [Ш].

Теперь возьмите со стола волшебных птичек, потихоньку подуйте в них, прислушайтесь, что вы слышите?

Логопед. Какой звук слышится в этом слове?

Логопед. Произнесём этот звук.

(на слайде появляется символ звука [С]).

Вот и символ звука [С].

Молодцы, ребята, вы освободили звуки [Ш] и [С] из плена злого волшебника Путалки, но в плену остались слова с этими звуками. Хотите помочь им?

Логопед. Если вы услышите в слове звук [Ш] пошуршите волшебной бумагой, а если в слове слышите звук [С] – посвистите.

Весна, ландыш, солнце, ласточка, букашки, шумный, воздушный, скворец.

Ребята, вы молодцы. Вы правильно определили звуки в словах

  1. Разложи картинки и определи звук и его место в слове.

Но злой волшебник Путалка, очень коварный. Он перемешал и перепутал все слова со звуками [С] и [Ш]. И они ни как не могут разобраться, где слово со звуком [Ш], а какое слово со звуком [С]. Поможем им.

(Логопед приглашает детей сесть за столы)

У каждого на столе лежат предметные картинки. Вам нужно выбрать ту картинку в названии, которой слышится звук [С] или [Ш], а затем определить место звука в слове. (нос, каска, крыша, мишка, касса, сок)

Работа детей индивидуальная. Затем каждый выходит к доске и произносит своё слов, называет звук в этом слове, определяет его место в слове.

Ребята, попробуйте заменить в ваших словах звук на противоположный. Какие новые слова у вас получились?

Дети. Нож, кашка, крыса, миска, каша, шок.

Логопед. А теперь, ребята, сами придумайте слова с этими звуками. Со звуком [С].

Логопед. А теперь со звуком [Ш].

Логопед. Ребята, сколько много слов мы вспомнили с этими звуками. Смотрите как они развеселились. Давайте и мы с ними подвигаемся.

Слайд 7

Мы устали засиделись,

Нам размяться захотелось.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и въётся.

  1. Игры с буквам.

Логопед. Ребята, мы с вами знаем, что каждого звука есть свой портрет. Вспомним портреты звуков [С] и [Ш]. Как вы думаете на что похожа буква С?

Дети. Буква С похоже на месяц, серп, половину овала.

Логопед. А на что похожа буква Ш.

Дети. Буква Ш напоминает расческу, грабли, гребешок, вилку.

Логопед. Ребята, а хотите написать портреты наших звуков? Я хочу предложить вам написать их песком на стекле.

(После работы детям предлагают пройти в туалет и вымыть руки.)

  1. Составление предложения и его схемы.

Логопед. А что бы вы хотели пожелать жителям волшебной страны Словарь?

Дети. Счастья, хорошего настроения, здоровья, верных друзей, весенней погоды, радости.

Логопед. Хотите написать письмо волшебникам со своим пожеланием?

Логопед. У вас на столах листы бумаги, на которых начало схемы предложения оно состоит из двух слов «Желаю вам». Закончите это предложение своим пожеланием и достройте к нему схему.

  1. Звуковой анализ слова

Логопед. Вложите свои письма в конверт. Ребята, а как же наши письма дойдут до волшебников? На конверте нужно указать, в какую страну мы отправляем письмо. Как называется страна волшебников?

Дети. Волшебная страна Словарь.

Логопед. Посмотрите, у вас на лицевой стороне конверта есть звуковая линейка. Построим схему к слову словарь. Определим последовательность звуков в этом слове и обозначим каждый звук его символом.

Коллективная работа детей.

Теперь наши письма обязательно попадут в волшебную страну.

Время нашего занятия истекло. Сегодня вы все показали, какие вы дружные, отзывчивые и добрые. Вы помогли волшебникам страны Словарь, а они теперь, я думаю, обязательно будут помогать вам.

Читайте также:  Формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с ОНР
Ссылка на основную публикацию