Задания логопеда для родителей по лексической теме Фрукты, старшая группа

Конспект логопедического занятия по теме [Фрукты]

Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Фрукты. Сад»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

Цель: расширение и активизация словаря.

1. Учить образовывать от существительных прилагательные.

2. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.
5. Развивать фонематическое восприятие, мышление.
6. Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать зрительно-предметный гнозис.
9. Развивать плавный речевой выдох.


Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч, фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках, план-схема для составления описательного рассказа, муляжи или картинки фруктов для счета.

I. Организационный момент

1. Логопед: – Сядет тот, кто назовет фрукты.

Логопед: – Молодцы! Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы Какой? Какая? Какое?

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;

Логопед: – Молодцы! Теперь поиграем с мячом.

II. Игра «Найди быстро ошибку» (с мячом)

2. Логопед: – Я буду произносить предложение и бросать вам мяч, а вы будете находить ошибку, исправлять предложение и бросать мне мяч обратно.

На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут на дереве?

Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай мы собрали?

Мама купила дочке (сладко) персик. Какой персик купила мама?

Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка?

В магазине купили (крупно) сливы. Какие сливы купили в магазине?

3. Логопед: – Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

Логопед: – Молодцы, ветер закончился. Положите фрукты в конвертик.

Теперь поиграем с пальчиками.

4. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Палец толстый и большой Поочередно загибать палец,

В сад за сливами пошел. о котором рассказывается,

Указательный с порога а затем его разогнуть.

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

В землю косточки сажает.

5. Составление описательного рассказа о фруктах по плану. (картинка)

Что из него можно приготовить?

1. Физминутка «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.

Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.

Починили мы забор, «Ударяют» молотком.

Завели мы разговор: В круг выходит один ребенок.

– Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

– Дам в награду слив лиловых, Загибают по одному пальцу.

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

7. Игра «Какие ты видишь фрукты?»

Логопед: – Посмотрите на картинку и назовите какие фрукты вы видите.

8. Игра «Посчитаем фрукты»

Логопед: – я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно:

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Логопед: – Все фрукты сосчитали, молодцы.

9. Игра «Что мы приготовим из фруктов»

Логопед: – Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать что из него можно приготовить:
яблоко – яблочный сок, пирог, компот апельсин
слива – сливовый сок, варенье, компот арбуз

груша – грушевый сок, компот персик
ананас – ананасовый сок виноград

10. Игра «Доскажи словечко»

Спорим мы с братом доныне, Ох, обманщики вы, вруши,

Что же вкусней: арбуз или … не растут на елках…

Если мы в гостях у Наты- Спеет на ветке она горделиво,

Безопасные гранаты, Синяя с косточкой …

Не бросают их солдаты,

Ох, вкусны, сочны гранаты.

Гость тропический у нас Нужен сахара вагон,

Длиннохвостый … Чтоб с улыбкой съесть …

А в подарке у Марины Детвора и обезьяны

Вкусно пахнут… Любят сладкие…

11. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности «Сад. Фрукты»

Наталья Сейбель
Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности «Сад. Фрукты»

Лексическая тема “Сад. Фрукты”

Задание 1. Родителям рекомендуется:

– рассмотреть с ребёнком натуральные фрукты и объяснить, что всё это можно назвать одним словом «фрукты»;

– обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

– по возможности показать и рассказать ребёнку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

– рассказать и показать ребёнку, что можно приготовить из фруктов.

Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.

Нарисовать в тетрадь один из фруктов.

Задание 3. Дидактическая игра «Один – много»

Яблоко – яблоки груша — …

Задание 4. Дидактическая игра «Большой – маленький»

Яблоко – яблочко Лимон-…

Задание 5. Дидактическая игра “Весёлый счет”

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Задание 6. Составь описательный рассказ о фруктах (по выбору, по следующему плану:

3. Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер?

4. Какой он на вкус?

5. Что из него готовят?

Задание 7. Отгадай загадки.

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

Жёлтая лампочка на дереве висит,

Скушать нам её велит. (груша)

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности. Подготовка к новому учебному году Конспект родительского собрания в логопедической группе детей с ОНР Подготовила учитель-логопед МАДОУ КВ «Детский сад №8, Динской район».

Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию разработанную нами рабочую программу учителя – логопеда для детей с ОНР. Программа рассчитана.

Рабочая программа учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР Уважаемые родители, ваши дети посещают группу компенсирующей направленности. Воспитание и обучение в этой группе рассчитано на два года.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по лексической теме «Насекомые и пауки» в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Насекомые и пауки» 1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки насекомых и пауков и напомнить ему, чем они отличаются (можно.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Рыбы» 1. «Отгадай загадки» Он, как дом огромный, Но спокойный, скромный. В море ест и в море спит- Так живет на свете….

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по работе с детьми 3–5 лет в летний период Учитель-логопед: Гераскина Татьяна Борисовна Рекомендации учителя-логопеда для родителей по работе с детьми 3-5 лет в летний период. Впереди.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по теме «Времена года. Лето» в подготовительной группе Лексическая тема: «Времена года. Лето» 1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки и напомнить ему названия времен года. Уточнить последовательность.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Осень» Лексическая тема “Осень. Признаки осени” 1. Ответить на вопросы: – Какое сейчас время года? – Назови осенние месяцы. – Какая погода на.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Овощи. Огород» Лексическая тема “Овощи. Огород” Задание 1. Родителям рекомендуется: Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: Объяснить, что всё.

Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на 2016–2017 год Родительские собрания: • «Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности. Cемья.

Домашнее задание “Фрукты”
картотека (средняя, старшая группа) по теме

Домашнее задание “Фрукты”

Скачать:

ВложениеРазмер
domashnee_zadanie_frukty.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях.

При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:

1. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи ребенка, хвалить его за достигнутые результаты.

2. Время занятий (15 -20 минут) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

3. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

4. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный характер.

5. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствие отвлекающих факторов.

6. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

7. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вам понятно. В случаях затруднений проконсультируйтесь с логопедом.

8. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Подумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

Желаем вам успехов в занятии, радости в общении!

Тема «Фрукты. Сад»

Лексический материал: фрукты, их названия, цвет, форма, вкус; сад, дерево, ветки, корни, плоды; удобрение, вредители, урожай; расти, зреть, поливать, собирать, копать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.

– рассмотреть дома с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, лимон, апельсин, персик, мандарин, абрикос, слива, хурма, банан;

– объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;

– обратить внимание на следующие признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

– по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут фрукты, что из них готовят (сок, компот, салат);

-У меня яблоко, а у тебя … (яблочко); банан (бананчик), апельсин (апельсинчик), лимон (лимончик), мандарин (мандаринчик).

Педагог (родитель) выставляет три картинки с фруктами, но называет четыре фрукта. Дети должны назвать только тот фрукт, которого нет на картинках.

«Какой фрукт я не назвала?»

Выставляются четыре картинки с фруктами, а называются только три фрукта. Дети называют фрукт, который не назван.

Капуста, яблоко, слива, банан.

Персик, малина, апельсин, лимон.

Слива, груша, мухомор, яблоко.

Развитие мелкой моторики

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».

Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок, слив положим, сахарный песок.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

Опять «варят» и «мешают».

Мы делили апельсин

Сжимают – разжимают кулачки.

Показывают 10 пальцев.

Показывают 1 пальец.

Это долька- для ежа.

Это долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька- для котят.

Это долька – для бобра.

По очереди загибают пальчики, начиная с большого, на одной или обеих руках.

А для волка – кожура.

Бросательное движение правой рукой

Он сердит на нас –

Сжимают кулаки и прижимают их к груди

Разбегайтесь, Кто куда!

«Бегут» пальцами по столу.

Составление описательного рассказа

«Мой любимый фрукт»

  • Как твой любимый фрукт называется?
  • Где он растёт?
  • Каков внешний вид (величина, форма, размер)?
  • Какой он на вкус?
  • Что из него можно приготовить?

«Осень добрая пришла» (В.Волина)

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлогается домашние задание для детей средней и младшей группы детского сада в виде презентации, в котором показаны картинки по теме “Зимние забавы”. Родителям надо рассмотреть картинки вместе с дет.

домашние задание по лексической теме “Домашние птицы”.

Предоставленный материал поможет логопедам и дефектологам при даче домашних заданий для работы с родителями. Подойдет для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы.

“Наши меньшие друзья” – занятие по ознакомлению с окружающим миром. Цель – способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным. Задачи: форми.

Цель: Закрепление представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение , расширение и активизация словаря . Учить составлять описательные рассказы о домашних животных .

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы.

Задания логопеда для родителей по лексической теме Фрукты, старшая группа

Автор: учитель – логопед Домажирова Ольга Владимировна
МКДОУ Детский сад № 38 “Росинка”, город Саров

Лексическая тема «Фрукты»

Существительные: яблоко, груша, лимон, апельсин, банан, слива; дерево, сад; компот, сок.

Глаголы: расти, рвать, мыть, резать, есть, варить, кушать, давать.

Прилагательные: круглый, длинный, красный, зелёный, жёлтый, сладкий, кислый, вкусный, мягкий, гладкий, твёрдый, большой, маленький, чистый, грязный.

Местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, они, мой, наш, вот, это, тут, там.

Родителям рекомендуется:

1.Развивать понимание речи и активный словарь по данной теме.

Для этого необходимо прочитать изучаемый на неделе словарь и грамматические категории в рамке-указателе.

2. В общей тетради нарисовать или наклеить вместе с детьми картинки с изображением фруктов. Рассмотреть натуральные фрукты, дать ребёнку попробовать их на вкус.

3. Проводить с детьми речевые игры и упражнения.

«Покажи-назови»

Задача: развивать понимание речи, умение правильно называть фрукты.

Описание: Перед ребёнком раскладываются фрукты или картинки с фруктами.

Инструкция на понимание речи: – Покажи яблоко (грушу, апельсин, лимон …).

Вопрос на активизацию речи: – Что это? Скажи, где яблоко? (Побуждайте к произвольному или отражённому воспроизведению слоговой структуры слов и высказывания: – Это груша. Вот яблоко.)

«Один-много».

Задача: Учить понимать и употреблять существительные Им. п. ед. и мн. числа.

Описание: показать ребёнку картинки с изображением фруктов или натуральные фрукты сначала в количестве одного, затем во множественном числе.

Инструкция на понимание речи: Покажи, где яблоко (где яблоки).

Вопрос на активизацию речи: – Скажи, что это? (груша – груши и т.д.)

«Большой-маленький».

Задача: Учить понимать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Описание: показать ребёнку картинки с изображением овощей или натуральные овощи большого и маленького размера.

Инструкция на понимание речи: – Покажи, где большая груша (где маленькая груша).

– Покажи, где лимон (где лимончик).

Задание на активизацию речи: – Скажи, что это? (большая груша, маленькое яблочко).

«Какой, какая, какие?».

Задача: Учить понимать и употреблять прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, вкусовые качества фруктов.

Описание: предъявите ребёнку картинки или натуральные фрукты.

Инструкция на понимание речи:- Покажи, какой фрукт красный? (круглый, сладкий, большой)

Задание на активизацию речи: – Скажи, лимон по цвету, какой? (жёлтый)

«Мой, мое, мои»

Задача: Учить понимать и употреблять притяжательные местоимения. Учить употреблять фразы типа: «Это мой банан. Это моя слива»

Описание: предъявите ребёнку картинку (или натуральный фрукт) и спросите:

– Это чья груша? (Это моя груша)

«Скажи, где?».

Задача: Учить понимать и употреблять предлоги: НА-В.

Описание:

Инструкция на понимание речи: – Покажи, какой фрукт растёт на яблоне? (лежит на тарелке)

Задание на активизацию речи: – Скажи, где лежит груша? (на столе) Где растёт яблоко? (на дереве)

«Чего нет?»

Задача: развивать зрительное внимание и память.

Описание: сначала предъявить ребёнку 3 картинки с фруктами или натуральные фрукты и попросить назвать их. Затем спрятать 1 картинку или фрукт и спросить:

– Что пропало? (яблоко, груша, лимон).

«Приготовим компот».

Задача: Учить понимать и употреблять глаголы, обозначающие производимые с фруктами действия. Употреблять фразы типа: Мама варит компот. Мама моет яблоко. Мама чистит апельсин.

Описание: во время игры (приготовление компота) обратите внимание ребёнка на то, какие фрукты вы берёте и что с ними делаете. Объясните малышу, что фрукты надо помыть, затем почистить, порезать, сварить, выпить компот. Предлагайте ребёнку повторить названия производимых действий.

4. Выучить с детьми пальчиковую гимнастику «Непоседа»

Пальчик, пальчик, непоседа, сжимают и разжимают пальцы рук

Где ты бегал, где обедал? в кулачки

-Долго я в саду гулял, передвигают двумя пальчиками по

Яблоки я собирал. столу – «идут»

Маме яблоко дал, загибают большой палец

Папе яблоко дал, загибают указательный палец

Бабе яблоко дал, загибают средний палец

Деду яблоко дал. загибают безымянный палец

И себе яблоко взял. загибают мизинец

Круглое, большое, сладкое такое. показывают кулачок

5. Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия.

– «Выложи из палочек» (дерево)

– «Собери картинку с фруктами» (кубики, разрезные картинки из 2-4 частей)

Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Фрукты»

Марина Коренкова
Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Фрукты»

Фрукты (лексический строй речи).

1.- Рассмотрите с ребенком фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом (“фрукты“). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, киви – цитрусовые. Помогите запомнить информацию.

– Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

– Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).

– Выясните, знает ли Ваш ребенок, что можно приготовить из фруктов.

Примерный перечень слов, который Вам поможет:

Предметы: апельсин, банан, груша, лимон, яблоко, слива, яблоня, мандарин, сад, земля, деревья, ствол, ветви, крона, корни, листья, семена, плоды, косточка, кожура, пища, сок, кисель, компот, варенье, повидло, фрукт…

Признаки: цвета – красный, оранжевый, бордовый и т. д. ; вкус – кислый, сладкий, горький; форма – круглая, овальная, треугольная; поверхность – гладкая, шершавая, ровная, неровная; отыменные прилагательные – яблочный, сливовый и т. д. ; спелый, неспелый, зрелый, незрелый, вкусный, невкусный, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, ароматный…

Действия: собирать (урожай, расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, мыть, чистить, резать, варить, сушить, готовить, заготавливать, кушать …

2. Попробуйте придумать с ребёнком загадки-описания о фруктах. Например:

Жёлтый, овальный, кислый (лимон) и т. п.

3. Упражнение “Назови цвет, форму” на согласование существительных с прилагательным.

Слива (какая) – синяя, овальная.

Абрикос (какой) – и т. д.

4. Нарисуй или приклей картинки с изображением различных фруктов. Покажи и назови части: листья, стебель, корешок, хвостик, семечки, косточки, кожура, сердцевина.

5. Составление предложений из слов.

• яблоки, лежать, яблоня, под

• груша, расти, сад, в

6. Составление сложноподчиненных предложений (упражнение “Закончи предложение”)

Мама собрала в саду яблоки, чтобы.

Мама помыла груши, чтобы.

Мама купила в магазине сливы, чтобы.

7. Составление сложносочиненных предложений по образцу.

Слива синяя, а яблоко – зеленное.

Лимон кислый, а груша -.

8. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

• В шкурке желтой, кислый он,

• В шкурке золотистой,

Сладкий и душистый.

• Схож он с бусами немножко,

Каждый листик – как ладошка.

Был зеленым, а поспел он –

Стал янтарным, синим, белым.

Фрукты (грамматический строй речи).

1. Назови ласково:

2. Один – много (множественное число, именительный падеж существительных):

яблоко – яблоки, фрукт — ,корень — ,яблоня — ,дерево — ,ветка — ,

косточка — ,лист — ,ствол —, мандарин-, банан-…., слива-, киви-,гранат-,

нектарин-, персик-, абрикос. и т. д.

3. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

яблоко – нет яблока

4. Упражнение “Один-много” на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один апельсин – много апельсинов.

Одна груша – много груш.

5. Какой сок? Какое варенье?

фрукт – фруктовый, фруктовое

5. Поиграйте в игру «Жадина»:

Пусть ребенок ответит на вопросы: чей это лимон? (Мой лимон.)

Чье это яблоко? (Мое яблоко.) Чья слива? (Моя слива.) и т. д.

6. Упражнение “Посчитай” на согласование числительных с существительными.

1 лимон, 2 лимона, 3. , 4. , 5 лимонов.

1 слива, 2. , 3. , 4. , 5.

1 абрикос, 2. , 3. , 4. , 5.

1 груша, 2. , 3. , 4. , 5. И т. д.

7. Упражнение “Закончи предложение” на употребление падежных форм существительного.

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного. (яблока). Мы съели все. (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной. (груши). Мы съели все. (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной. (сливы). Мы съели все. (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной. (вишни). Мы съели все. (вишни).

8. Упражнение “Какие будут фрукты?” (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

– Если фрукты сварить, то они будут – вареные.

– Если фрукты заморозить, то они станут.

– Если яблоки запечь, тогда они получатся.

– Если груши посушить, тогда они станут.

Отработать упражнение на примере всех фруктов.

Домашнее задание для детей средней логопедической группы по лексической теме «Осенние дары» Тема: Осенние дары Вклейте (нарисуйте) картинки с изображением овощей, фруктов. Ребенок должен уметь назвать: • Фрукты • Овощи • Одним словом:.

Развитие мышления и речи на примере занятий из цикла «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад» Занятие по теме «Фрукты. Сад» Цели: – совершенствовать умение обобщать и выделять существенные признаки; – развивать умение сравнивать предметы.

Конспекты логопедических занятий.

Серия конспектов логопедических занятий по лексической теме “Фрукты”.

Кириллова Ю., учитель-логопед.

Конспект фронтального занятия по лексической теме “Фрукты. Сад”

Цель: расширение и активизация словаря.

1. Учить образовывать от существительных прилагательные.

2. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах .
5. Развивать фонематическое восприятие, мышление.
6. Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать зрительно-предметный гнозис.
9. Развивать плавный речевой выдох.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч, фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках, план-схема для составления описательного рассказа, муляжи или картинки фруктов для счета.

1. Логопед: — Сядет тот, кто назовет фрукты.

Логопед: — Молодцы! Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы Какой? Какая? Какое?

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;

Логопед: – Молодцы! Теперь поиграем с мячом.

  • Игра “Найди быстро ошибку” (с мячом)
  • 2. Логопед: – Я буду произносить предложение и бросать вам мяч, а вы будете находить ошибку, исправлять предложение и бросать мне мяч обратно.

    На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут на дереве?

    Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай мы собрали?

    Мама купила дочке (сладко) персик. Какой персик купила мама?

    Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка?

    В магазине купили (крупно) сливы. Какие сливы купили в магазине?

    3. Логопед: — Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

    (Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

    Логопед: – Молодцы, ветер закончился. Положите фрукты в конвертик.

    Теперь поиграем с пальчиками.

    4. Пальчиковая гимнастика “В сад за сливами”

    Палец толстый и большой Поочередно загибать палец,

    В сад за сливами пошел. &nbs p; о котором рассказывается,

    Указательный с порога &nbs p; а затем его разогнуть.

    Указал ему дорогу.

    Средний пальчик – самый меткий:

    Он сбивает сливы с ветки.

    В землю косточки сажает.

    5. Составление описательного рассказа о фруктах по плану. (картинка)

    Что из него можно приготовить?

    1. Физминутка “Садовник”

    Мы вчера в саду гуляли, &nb sp; Идут по кругу, взявшись за руки.

    Мы смородину сажали. &nb sp; “Выкапывают” яму и “сажают” в нее куст.

    Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.

    Починили мы забор, &nbs p; “Ударяют” молотком.

    Завели мы разговор: & nbsp; В круг выходит один ребенок.

    — Ты скажи, садовник наш,

    Что ты нам в награду дашь?

    – Дам в награду слив лиловых, &n bsp; Загибают по одному пальцу.

    Груш медовых, самых крупных,

    Спелых яблок, вишен целый килограмм.

    Вот что вам в награду дам!

    7. Игра “Какие ты видишь фрукты?”

    Логопед: – Посмотрите на картинку и назовите какие фрукты вы видите.

    8. Игра “Посчитаем фрукты”

    Логопед: – я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно:

    Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

    Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

    Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

    Логопед: – Все фрукты сосчитали, молодцы.

    9. Игра “Что мы приготовим из фруктов”

    Логопед: — Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать что из него можно приготовить:
    яблоко – яблочный сок, пирог, компот апельсин
    слива – сливовый сок, варенье, компот арбуз

    груша – грушевый сок, компот &nbs p; персик
    ананас – ананасовый сок & nbsp; &nbsp ; виноград

    10. Игра “Доскажи словечко”

    Спорим мы с братом доныне, &nb sp; Ох, обманщики вы, вруши,

    Что же вкусней: арбуз или … &nb sp; не растут на елках…

    Если мы в гостях у Наты- &nbsp ; Спеет на ветке она горделиво,

    Безопасные гранаты, Синяя с косточкой …

    Не бросают их солдаты,

    Ох, вкусны, сочны гранаты.

    Гость тропический у нас & nbsp; Нужен сахара вагон,

    Длиннохвостый … &nb sp; & nbsp; Чтоб с улыбкой съесть …

    А в подарке у Марины &nbs p; &n bsp; Детвора и обезьяны

    Вкусно пахнут… &nb sp; & nbsp; Любят сладкие…

    11. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

    Тема: “Составление простых предложений по картинкам” (тема “Фрукты”)

    – учить различать слова, обозначающие действие предмета;
    – учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.

    Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

    – Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    – учить упражнениям дыхательной гимнастики, которая способствует восстановлению центральной нервной системы;
    – развивать личность ребенка, эмоциональную сферу, эстетические чувства;
    – активизировать фонационный выдох, т.е. связь голоса с дыханием.

    Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.

    Картошка, ложка, окрошка.
    Апельсин, блин, мандарин.
    Конфета, котлета, ракета.
    Миска, сосиска, ириска.
    Банан, диван, барабан.
    Пироги, сапоги, утюги.
    Лимон, вагон, бульон.
    Мед, компот, плот.
    Сало, залы, хала.
    Виноград, мармелад, фотоаппарат.
    Пирожок, творожок, горшок.
    Солянка, полянка, склянка.
    Булочка, будочка, дудочка.
    Кабачок, крючок, значок.
    Ананас, квас, контрабас.
    Салат, халат, мармелад.
    Калач, кулич, циркач.
    Торты, шорты, корты.
    Пломбир, кефир, сыр.
    Жакет, букет, пакет.
    Суп, зуб, дуб.

    Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно.

    Далее логопед загадывает загадки про фрукты, а дети ставят на наборное полотно картинки-отгадки (слива, яблоко, груша, виноград) и называют их.

    Родилась она зеленой
    На цветущей белой кроне.
    А потом росла, краснела.
    Как созрела — посинела.
    (Слива)

    Колобок висит все лето
    Среди зеленых веток.
    Ударит гулко оземь,
    Когда наступит осень.
    (Яблоко)

    Кисти ягод над дорожкой
    Прячут листики-ладошки.
    На лозе повисли кисти,
    И от нас укрылись в листьях.
    (Виноград)

    Ты на лампочку похожа
    И на Ваньку — встаньку тоже.
    У тебя румяный бок,
    А откусишь — брызнет сок.
    (Груша)

    Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

    А) Игра “Маленький волшебник”. Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь “волшебной палочкой” до любой картинки, назвать фрукт и превратить его в маленький . Если задание выполнено правильно, ребенок переворачивает карточку, проверяет свой ответ и забирает картинку себе. Например: Это лимон. Я превращаю его в лимончик…

    Б) Игра “ Спроси?”. Логопед предлагает детям спросить друг у друга , что у них в руках. Например: Маша , что это? Это лимон и лимончик. Вася спроси у Миши, что это.

    В) Игра “В гостях у Гномов” Логопед выставляет перед детьми карточки с изображениями маленьких фруктов. Дети должны по цепочке составить предложения по образцу: “У Гнома в корзиночке есть апельсинчики, лимончики, грушки..”. Можно по образцу составить предложения, что у детей в корзинке. Далее логопед задает детям вопросы, а дети по предложенному образцу составляют свои. Например: Миша, что ты сделал? Положил в корзинку апельсинчик . Спроси Вика у Ярослава, что он сделал.

    Г) Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой:

    Ладушки-ладошки, (дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч)
    Звонкие хлопошки. (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты)
    Мы ладошки все сжимаем, (на счет “раз” — хватательные движения ладошками, сжатие)
    Носом правильно вдыхаем. (одновременно с движениями шумно шмыгаем носом)
    Как ладошки разжимаем, (сразу после короткого вдоха ладошки разжимаем)
    То свободно выдыхаем. (выдох уходит самостоятельно)

    На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха — движения 3-4 мин перерыв.

    Д) Составление предложений по картине. Логопед вновь приглашает детей на стульчики, стоящие перед мольбертом, вновь помещает картину на мольберт.

    Сейчас мы будем составлять предложения по картине. Начну я, а вы продолжите. Нужно сказать кто, что делает. Например: Маша собирает красные яблоки.

    Пальчиковая гимнастика “Фруктовая ладошка”

    Этот пальчик — апельсин,
    Он, конечно, не один.
    Этот пальчик — слива,
    Вкусная, красивая.
    Этот пальчик — абрикос,
    Высоко на ветке рос.
    Этот пальчик — груша,
    Просит: “Ну-ка, скушай!”
    Этот пальчик — ананас, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
    Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя)

    Е) Игра “Поварята”. Логопед раздает детям картинки с изображениями фруктов, просит детей приготовить два вкусных блюда из этих фруктов и составить предложение по образцу: “На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный сок и яблочный пирог ”.

    Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла.

    Наша Таня громко плачет:
    Уронила в речку мячик.
    – Тише, Танечка не плач:
    – Не утонет в речке мяч. (Дети имитируют плач, громко всхлипывая, дыхание “рыдающее”.

    Повторение слоговых цепочек:

    ап-та-ква,
    ла-па-дма;
    оп-то-кво,
    да-на-ква;
    уп-ту-кву,
    га-ту-квы;
    ып-ты-квы,
    ба-па-кма;
    два-хва-сва.

    Г) Игра “Вспомни и назови”. Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты, их цвет и форму. Следить за тем, чтобы дети не повторялись.

    Например: Красное круглое яблоко. Синяя овальная слива.

    Игра “Какого фрукта не стало?” (закрепление категории родительного падежа единственного числа).

    На доске четыре — пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: “Какого фрукта не стало?” Дети отвечают: “Не стало лимона” и т.д.

    Задания по теме Фрукты

    1. Родителям рекомендуется:

    • Рассмотреть дома с ребёнком натуральные фрукты и объяснить, что всё это можно назвать одним словом “фрукты”

    • Обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус.

    • Рассказать и показать ребёнку, что можно приготовить из фруктов.

    2. Подбери родственные слова:
    яблоко – яблочко, яблонь, яблочный;
    (вишня, груша, персик, ананас, слива)

    3. Составь описательный рассказ о любом фрукте по плану:
    (фрукт нарисуй и заштрихуй)

    Что это?
    Где растёт?
    Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?
    Каков на вкус?
    Что из него готовят?

    4. Отгадай описательную загадку:

    Это фрукт. Он растёт на дереве. Он круглый, сладкий, румяный

    4. Выучи пальчиковую гимнастику “Компот”

    Будем мы варить компот, (левую ладошку держат “ковшиком”)
    Фруктов много нужно. Вот: (правой имитируют помешивание в нём)
    Будем яблоки крошить, (начиная с большого, загибают пальцы на правой руке)
    Грушу будем мы рубить,
    Отожмём лимонный сок,
    Слив положим и песок.
    Варим, варим мы компот. (опять “варят” и “помешивают”)
    Угостим честной народ.

    5. Вырежи картинки с изображением фруктов и вклей их.

    Конспект занятия “Фрукты”

    Цель: Расширение и активизация словаря.

    Учить образовывать существительные Р.п. множественного числа.

    Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.

    Развивать фонематическое восприятие, мышление.

    Развивать мелкую моторику.

    Развивать зрительно-предметный гнозис.

    Оборудование: картинки с изображением фруктов, альбом, карандаши.

    Логопед: – Сядет тот, кто назовет фрукты.

    2.Тема нашего занятия “Фрукты”

    Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы какой? какая? какое?

    Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

    Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

    Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

    Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

    Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

    Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;

    Логопед:- Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, арбузы, сливы?

    – Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

    – Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).

    – Где растут фруктовые деревья? (в саду).

    – Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

    Логопед: — Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

    (Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

    Логопед: – Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? ( фруктов)

    -Чего много на яблоне? ( яблок).

    -Чего много на грушевом дереве? (груш).

    -Чего много на сливовом дереве? (слив).

  • Пальчиковая гимнастика “В сад за сливами”
  • Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы)

    В сад за сливами пошел. &nbs p;

    Указательный с порога &nbs p; (а затем разгибать)

    Указал ему дорогу.

    Средний пальчик – самый меткий:

    Он сбивает сливы с ветки.

    В землю косточки сажает

    4. Игра “Посчитаем фрукты”

    Логопед: – я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно:

    Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

    Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

    Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

    Логопед: – Все фрукты сосчитали, молодцы.

    5. “Отгадывание загадок про фрукты”

    Сам алый, сахарный.

    Кафтан зелёный, бархатный.

    Весит на ветке колобок,

    Блестит его румяный бок.

    Желтый цитрусовый плод

    В странах солнечных растёт.

    Но на вкус кислейший он,

    Знают этот фрукт детишки,

    Любят есть его мартышки.

    Родом он из жарких стран

    В тропиках растет .

    Этот фрукт на вкус хорош

    И на лампочку похож.

    6. Игра “Что мы приготовим из фруктов ”

    Логопед: — Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить:

    яблоко – яблочный сок, пирог, компот;

    слива – сливовый сок, варенье, компот;

    груша – грушевый сок, компот ; &nb sp;

    ананас – ананасовый сок; &nbs p;

    апельсин – ( апельсиновый сок.);

    виноград – ( виноградный сок);

    персик – ( персиковый сок, персиковое варенье).

    7. Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки: апельсин, виноград, киви, вишня)

    Что из него можно приготовить?

    8. Рисование фруктов.

    Логопед: – А теперь я предлагаю вам нарисовать ваши любимые фрукты.

    9 Игра. “Четвертый лишний”

    Логопед: — Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

    Груша , картошка, яблоко, персик.

    Огурец , арбуз , кабачок, тыква.

    Апельсин, мандарин, помидор , слива.

    Яблоко, груша, лук , слива.

    Логопед:- Скажите, ребята, что мы делали сегодня на занятии?

    Цель:- расширение и активизация словаря.
    Задачи: -образовывать множественное число существительных;
    -учить образовывать существительные с уменьшительно-
    ласкательными суффиксами;
    – учить согласовывать существительные с числительными;
    – учить образовывать относительные прилагательные;
    – развивать фонематическое восприятие;
    – развивать координацию речи с движением, работать над темпом
    и ритмом речи;
    – развивать мелкую моторику;
    – формировать зрительно-предметный гнозис.

    Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч.
    Ход занятия:

    1. Орг. момент . Пальчиковая гимнастика “КОМПОТ”.
    Будем мы варить компот, (левую ладошку держат
    Фруктов нужно много. Вот: “ковшиком”, указательным
    пальцем правой руки “мешают”.)
    Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному
    начиная с большего.)
    Грушу будем мы рубить.
    Отожмем лимонный сок,
    Слив положим и песок.
    Варим, варим мы компот. (Опять “варят” и “мешают”.)
    Угостим честной народ.

    2. Введение в тему. (Картинки с изображением фруктов).
    Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом (фрукты).
    Какие ещё фрукты вы знаете?
    Где растут фрукты? (на деревьях, на кустарниках; в жарких странах, в нашей местности; в садах).

    3. Игра “Подбери признак”
    Груша (слива) – (какая?) – вкусная, полезная, мягкая, зелёная, овальная, сладкая, сочная, крупная, мелкая….
    Банан (лимон, персик, апельсин)- (какой?) – вкусный, кислый, жёлтый, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий,….
    Яблоко (какое?)- сочное, сладкое, спелое, твёрдое,….

    4. Игра “Большой- маленький”
    Яблоко – яблочко лимон – лимончик
    Апельсин – апельсинчик банан – бананчик
    Абрикос – абрикосик мандарин – мандаринчик
    Слива – сливочка(сливка) груша – грушка

    5. Игра “Один- много”
    Яблоко – яблоки лимон – лимоны
    Апельсин – апельсины банан – бананы
    Абрикос – абрикосы мандарин – мандарины
    Слива – сливы груша – груши
    Персик – персики фрукт – фрукты

    6. Физкультминутка.(импровизация движений в такт стихотворения)
    На носочки я встаю,
    Яблочко я достаю,
    С яблочком бегу домой,
    Мамочке подарок мой.

    8 . Игра “Догадайся что я хочу сок или варенье.”
    Я хочу яблочный….
    Я хочу яблочное….
    Я хочу грушевый….
    Я хочу грушевое….
    Я хочу абрикосовое….
    Я хочу абрикосовый….
    Я хочу апельсиновый….
    Я хочу персиковое….
    Я хочу сливовое….
    Я хочу банановый….

    9. Игра “Что приготовим?”.
    Из лимона – лимонный сок;
    Из банана – банановое пюре;
    Из яблока – яблочное повидло;
    Из груши – грушевый компот (апельсин, персик, слива).
    Из фруктов – фруктовый салат.

    10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
    Чего больше яблок или помидор?

    Читайте также:  Заикание у детей
    Ссылка на основную публикацию