Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников

Речь детей по возрасту

  • Что такое нормальное речевое развитие
  • Что влияет на правильное развитие речи?
  • Правильному развитию речи способствуют:
  • Основные этапы развития речи
  • Речь ребенка от 2 месяцев до года
  • Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет
  • Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет
  • Нормы речевого развития от 4 до 5 лет
  • Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет
  • Логопедические занятия по развитию речи
  • Упражнения на укрепление мышц
  • Ошибки родителей
  • Когда стоит обратиться к логопеду

Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.

Что такое нормальное речевое развитие

Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:

  1. Подготовительный (от рождения до 1 года).
  2. Преддошкольный (от года до 3 лет).
  3. Дошкольный (3 – 7 лет).

Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.

Родителям необходимо знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки, не завышая их, но и не занижая. Не стоит на первых порах перегружать малыша разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.

Что влияет на правильное развитие речи?

Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

  1. Биологические.
  2. Социальные.

К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора. На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.

Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.

Правильному развитию речи способствуют:

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

Основные этапы развития речи

Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.

Речь ребенка от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

Количество месяцев от рождения

Речевые навыки

Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

  • Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
  • Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
  • Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
  • К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
  • Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
  • Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
  • Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
  • Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

  • В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
  • Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
  • Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
  • Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
  • Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
  • Возникают сложности с буквами «л» и «р».

  • Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
  • Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
  • Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
  • Умеют рассуждать и делать выводы.
  • Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
  • Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

  • Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
  • Точно называет предметы и их качества.
  • Придумывает собственные слова и даже стихи.
  • В речи много прилагательных, предлогов.
  • Становится больше личных местоимений
  • Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
  • Происходит овладение монологической речью и пересказом.
  • Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
  • Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
  • Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
  • Говорит не быстро.
  • Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

Возраст ребенка в месяцах/годах

Речевые навыки

Логопедические занятия по развитию речи

Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.

  • Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
  • Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
  • Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
  • Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
  • Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
  • Чтение.
  • Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
  • Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
  • Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.

Упражнения на укрепление мышц

  • «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
  • «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
  • «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».

Ошибки родителей

Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:

  • Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют внимание общению.
  • Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.

Ребенок запоминает, что мягкое, детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь.

  • Игнорирование задержек в развитии.
  • Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
  • Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
  • Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
  • Взрослые мало читают малышу.

Когда стоит обратиться к логопеду

Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.

  1. Не происходит гуления и лепета.
  2. К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
  3. Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
  4. Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
  5. Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
  6. Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
  7. Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
  8. К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
  9. Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
  10. Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.

То, как ребенок разговаривает, говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет –можно ли выровнять речь в домашних условиях или нужны занятия с врачом. Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем.

Возрастные нормы развития речи ребенка

  • Развитие связной речи (4)
  • Информация (16)
  • Младшая группа (12)
  • Средняя группа (11)
  • Старшая группа (12)
  • Подготовительная группа (11)

Возрастные нормы развития речи ребенка

Прежде всего, необходимо сказать, что понятие «нормы» весьма условно. Каждый ребенок имеет собственный ритм развития, зависящий как от биологических предпосылок, так и от социального окружения. Однако в генетической памяти нервной системы каждого ребенка заложены определенные ориентиры, которым следует большинство детей.

Возрастные нормы речевого развития ребенка:

От года до 2 лет

Развитие звуковой стороны речи в норме

Возраст ребенка

Звуки, появившиеся в речи

ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х

2 года – 2 года 6 месяцев

сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н

2 года 7 мес. – 3 года 5 мес.

3,5 года – 3 года 8 мес.

4 года – 4 года 6 мес.

4года 6 мес – 5 лет

Развития детской речи

От 0 до 1 года

Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т.п.).В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Реакция сосредоточения на речевом общении с ребенком

Улыбка при общении с малышом

Комплекс оживления при общении с взрослым, гуление (это первая стадия лепета – произнесение гласных звуков, близких к а,ы, у, возможно сочетание с согласным г). Например,

Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

Дифференцированность комплекса оживления (разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует), смех. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

Дифференциация направления звука (ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего.

В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки), певучее гуления

Лепет (многократное повторение слогов: “ба-ба-ба”,”ма-ма-ма”)

Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (поцелуй маму, Дай ручку, нельзя и т.п.)

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на звучащую игрушку

Реакция на незнакомое лицо. Лепет т сводится к «лепетным словам», состоящим уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: “ба-ба”, “па-па”. Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами

Общение с помощью жестов, игра в «Ладушки»

Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией

Понимает название отдельных предметов

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением с ситуацией

Использование 3-4 «лепетных слов», понимание простой инструкции (типа дай мяч, иди к маме), дополняемой жестом. Малыш подражает звукам речи взрослых. Появление двусложных слов, состоящих из одинаковых слогов: «мама, дядя».

Знает, как его зовут. Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов. С удовольствием смеется.

После года малыш может показать предметы на сюжетных картинках. (Картинка: Мальчик кушает. Вопрос: «Где ложка?»)

Понимает слово «НЕТ»

Хорошо слышит и различает много звуков.

Развитие детской речи

От 1 года до 2 лет

Словарный запас увеличивается до 6-10 слов

Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.). Показывает предметы на сюжетных картинках

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса)

1 год 9 месяцев

Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас около 27 слов. Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает.

Ближе к 2 годам использует глаголы типа: ниси, ди, дай.

Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа. Покажи, кто сидит, кто спит; Выполняет двухступенчатую инструкцию: пойди в кухню и принеси чашку; Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации – На чем ты сидишь?

Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит когда ему читают.

Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; начинает использовать предложения из 2 -3слов.

Стечение согласных замещаются одним звуком.

Пользуется словами: Да, нет, еще

Согласует предметы и действия (Машина едет, я хочу)

Развитие детской речи

От 2 до 6 лет

2года 6 месяцев

Происходит быстрое увеличение словарного запаса.

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.

Повторяет две цифры “один”, “два” в правильной последовательности, имеет представление о числе “один”;

Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.

Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)

Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.

Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

Называет цвета, форму предметов

Понимает сложноподчиненные предложения типа: “Когда мы придем домой, я буду. “. Понимает вопросы типа: “Что у тебя в руках?”. Слушает объяснения “как” и “почему”. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: “Сначала вымоем руки, затем будем обедать”. Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.

Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?»

Использует выражения типа: «я думаю, что. », «я надеюсь, что. »

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.

Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

Обладает словарным запасом около 3000 слов

Знает свой адрес,

Пользуется предложениями из 5-6 слов.

Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Правильно произносит практически все звуки.

Определяет право-лево у себя, но не у других.

Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый – мягкий)

Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

Обладает словарем около 4000 слов

Все звуки произносит правильно.

Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

Читайте также:  Компьютер и дети - за и против

Пользуется сложными предложениями.

Употребляет все части речи

Использует абстрактные и отвлеченные понятия

Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении

Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Дисграфия и дислексия. Проблемы грамотности наших детей.
статья на тему

Данная статья рассматривает определения дисграфии и дислексии, способы и методы ее коррекции. Полезна для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
disgrafiya_i_disleksiya.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Дислексия и дисграфия.

Почему не каждому даётся грамота?

Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средства дальнейшего получения знаний учащимися.

В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. В отличии от устной речи, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы складываются в период О.Г. и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательный, зрительный, речеслуховой, двигательный. (Работа по схеме).

Ушинский еще в 1867 году составил план действий « Приучить и глаз, и руку, и слух, и внимание дитяти разлагать, складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатные». Проще говоря:

Ухо звук определит

Глаз запомнить букву сможет

И руке писать поможет

Сбой, расстройство в работе этих 4 анализаторов ведет к стойкому нарушению письма – дисграфии, чтения – дислексии.

Нередко оба вида расстройств встречаются у одного и того же ребенка. У мальчиков чаще в три, четыре раза, чем у девочек. Около 5-8 % школьников страдают дислексией в общеобразовательной школе.

Рассмотрим причины вызывающие трудности в овладении детьми письменной речью. 1. Трудности в овладении письменной речью возникают и при органических речевых расстройствах: дизартрия, алалия, афазия.

2.нарушено грубо звукопроизношение.

Между нарушениями устной и письменной речью существует взаимная связь и взаимообусловленность. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Это не только нарушение внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова, а также недоразвитие устной речи во всех её звеньях (лексика, грамматика).

3. В коре головного мозга есть нервные клетки, которые отвечают за медленный анализ и есть клетки, которые отвечают за быстрое распознавание. Так вот у детей с нарушениями речи нер. клетки, отвечающие за медленный анализ не нарушены, а клетки отвечающие за быстрое распознавание нарушены из-за маленьких размеров.

4. у р-ка 6-7 лет ещё не определилось ведущее полушарие, а это влечет за собой несформированность пространственных представлений и ориентировок. ( Трудности в нахождении исходной точки в пространстве и времени).

Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, т. к. это расстройство наблюдается у нескольких членов семьи.

Все эти выше перечисленные причины ведут к нарушениям в работе анализаторов, что в свою очередь ведет к появлениям специфических ошибок чтения и письма. Нарушения чтения- дислексия,а письма- дисграфия, становятся очевидными ко 2 классу.

Иногда это компенсируется со временем, но в ряде случаев остается в более старшем возрасте и появляется дизорфография (5 класс). Эти специфические ошибки (т.е. не связанные с применением орфографических правил) носят стойкий характер, и их возникновение не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.

Чтобы понять механизм развития дислексии и дисграфии начнем издалека. Известно, что мы обладаем физическим слухом, музыкальным слухом и речевым слухом. Речевой слух позволяет понимать речь, улавливать оттенки сказанного, отличать один звук от другого.

При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь принимается искаженно. Если у ребенка нарушен речевой слух, то ему трудно научиться читать и писать, т.к. он не четко слышит звучащую речь. Овладевать письмом он так же не в состоянии, т.к. не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака – буквы в быстром потоке воспринимаемой им речи. Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: не умением слушать объяснения учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе этих ошибок лежат

более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Пропуски гласных и согласных букв или слогов; перестановки букв и слогов, и т.п. обусловлены несформированностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа синтеза слов. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка, на письме смешивают гласные первого и второго ряда, звонкие и глухие, свистящие и шипящие.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы, т.к. оно позволяет запомнить и воспроизвести их очертание.

Выделяют три группы ошибок:

ошибки на уровне буквы и слога;

ошибки на уровне слова;

ошибки на уровне предложения, словосочетания.

Эти ошибки возникают на фоне нарушенного речевого слуха, а также нарушений конструктивного праксиса, зрительно- пространственного восприятия.

В настоящее время не существует ни одной школы, ни одного класса в школе, в котором не учились бы дети, испытывающие трудности различного характера при усвоении учебных программ по русскому языку, чтению и математике. Наиболее широко распространенными логопедическими диагнозами стали дисграфия, дислексия, дискалькулия.

Дислексия, дисграфия – избирательное нарушение письменной речи, наиболее часто встречающееся расстройство среди учащихся общеобразовательных школ, не только начальных классов, но и учащихся средних и старших классов.

С 2000 года отмечается резкое изменение контингента общеобразовательной школы. Как отмечают ученые практики, в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей поступающих в школу.

На грани 20-21 века отмечается замедленный темп физического, интеллектуального развития детей.

По современным данным, у 2/3 детей причиной учебных затруднений является парциальное запаздывание развития одной из ВПФ и лишь у 1/5 учеников низкая успеваемость связана с недостаточным уровнем развития логического мышления.

Учитель начальных классов, начиная работу с 6-7 летними детьми часто встречаются с дефектами речи это мешает ребенку адаптироваться в классе, активно включаться в общение, свободно и уверенно чувствовать себя в школе, недостатки звукопроизношения к 6-7 годам носят уже стойкий характер. Как правило, страдают такие группы звуков: свистящие, шипящие, соноры. Важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т. к. письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

Речь не является врожденной функцией человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Что включает в себя понятие «речь».

Речь это многослойная структура, включающая в себя много компонентов. Как ромашка состоит из множества лепестков, так и речь.

Речь – звуки (фонемы)

Речь – фонематический слух (способность слышать и различать близкие по звучанию звуки).

Лексико-грамматическая сторона речи, включающая в себя словарный запас (активный и пассивный) и т.д.

Речь- это предложения и высказывания.

В целом можно выделить 4 самостоятельные формы речевой деятельности, две относятся к экспрессивной речи(устная и письменная), а две к импрессивной- понимание устной и письменной речи(чтение).

Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Такие дети нуждаются в специальной помощи. Традиционной формой в условиях общеобразовательной школы всегда был и остается логопедический пункт, где учитель-логопед занимается устранением недостатков устной и письменной речи. На сегодняшний день учитель-логопед занимается не только проблемами речи и моторики руки, но и общим развитием ребенка.

Трудности в обучении, дисграфия, дислексия – результаты нарушенного досуга

Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.

Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем.

Некоторые специалисты считают, что эти нарушения – это не просто патологии, а дар, которым нужно уметь пользоваться. Они не являются показателем низкого интеллекта – данные затруднения могут возникнуть у детей с нормальным умственным развитием. Во время диагностики важно определить − это дисграфия и дислексия, или физиологические ошибки, которые являются нормой при усвоении письменной речи.

Этиология появления дефектов

Затруднения в освоении навыков чтения и письма обусловлены рядом причин органического или социального характера:

  • Органическое повреждение и недоразвитие корковых зон головного мозга, задействованных в процессе чтения и письма.
  • Незрелость участков коры, принимающих участие в формировании письменной речи.
  • Соматическая ослабленность ребенка.
  • Неправильная речевая среда, в которой растет ребенок.
  • Речевые нарушения.
  • Билингвизм.
  • Неблагоприятная социальная обстановка в семье.

В зависимости от этиологии нарушения составляется план коррекционной работы. Устранив причину расстройства чтения и письма, вы сможете исправить сам дефект. Каждая форма данных нарушений имеет свои специфические причины, на основе которых строится коррекционная работа.

Клиническая симптоматика

Проявления дисграфии и дислексии разнообразны, поэтому очень важно отграничить эти расстройства от физиологических ошибок усвоения письменной речи. Эти нарушения могут являться частью более сложных нервно-психических заболеваний: умственной отсталости, задержки психического развития и др. Клиническая картина представлена неврологической и речевой симптоматикой:

  • Нарушения координации движений.
  • Трудности в запоминании правил и рифм, прочитанных слов.
  • Непонимание прочитанного и написанного. При этом интеллект может быть сохранен.
  • Проблемы с концентрацией и распределением внимания, его переключением.
  • Ребенок путает стороны.
  • Во время чтения и письма возникает дискомфорт в глазах (они могут слезиться, появляется резь; ребенок может подносить книжку слишком близко или слишком низко наклоняться к тетради).
  • В процессе чтения и письма школьник быстро утомляется, может заболеть голова.
  • Школьник старается читать и писать меньше, отказы могут проявляться в виде негативных реакций: агрессии, плача.
  • Ребенок путает похожие элементы.
  • Неправильное произношение и нарушение звуко-буквенного анализа.

Главные признаки – это ошибки на чтении и письме, отличающиеся специфичностью. Если у ребенка ошибки физиологического характера, которые появляются при освоении грамоты, то при запоминании правила, они проходят. А при дисграфии и дислексии они носят стойкий и повторяющийся характер.

Классификация дисграфии

Существует множество классификаций расстройства письма. Одна из распространенных, в основе которой находятся психофизиологические закономерности формирования навыка письма:

  • Если у ребенка нарушена работа речеслуховой анализаторной системы – это акустическая форма. Причиной ее появления является недостаточная сформированность фонематических процессов. Акустическая дисграфия проявляется в виде замены и смешения букв на письме. Школьник путает букву, фонемы которых имеют схожие акустические признаки.
  • Если нарушена работа речедвигательного звена, то может возникнуть артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Школьник путает на письме буквы, фонемы которых имеют схожие артикуляционные характеристики. Если у ребенка неправильное звукопроизношение, то в начальной школе большинство учеников проговаривают про себя буквы, что может привести к такой форме дисграфии.
  • При нарушениях работы зрительного, пространственного и кинестетического анализаторов появляется оптико-пространственная форма. У школьника имеются затруднения в различении звуков на слух, нарушена пространственная ориентация буквы или ее элементов. Ребенок затрудняется в определении границ предложений и текста, видении строки и т. д.

Любая из этих форм может возникнуть как следствие речевого нарушения. Поэтому при построении коррекционной работы важно подобрать упражнения для исправления дефекта.

Какие бывают ошибки при нарушении процесса письма

Дисграфические ошибки обусловлены не только недоразвитием анализаторных систем, но и проблемами, связанными с особенностями структуры речевого дефекта.

  • Смешение букв по схожим признакам.
  • Пропуск буквы, потому что школьник «забыл» как ее писать.
  • «Зеркальное» написание буквы.
  • Пропуск элементов буквы.
  • Кинетические ошибки.

В зависимости от вида ошибок подбирают упражнения для исправления расстройства письменной речи.

Классификация дислексии

В современной логопедии имеется большое количество классификаций нарушений чтения. Одной из наиболее часто используемых является предложенная Р. И. Лалаевой. Она ее создала с учетом нарушений процесса чтения:

  • При недостаточной сформированности фонематических и фонетико-фонематических процессов появляется фонематическая форма дислексии. У школьника нет четкого звукового образа буквы. Это проявляется в замене и смешении букв во время чтения. Также может быть нарушение слоговой структуры слова.
  • Оптическая дислексия обусловлена недостаточной сформированностью зрительной анализаторной системы и оптико-пространственных представлений. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки. Он с трудом усваивает зрительный образ буквы и расположение элементов.
  • Мнестическая форма связана со сложностями работы процессов речевой памяти, проявляющаяся в соотнесении образов фонемы и буквы. Ребенок в течение длительного времени не может запомнить букву и ее составляющие.
  • Когда ребенок читает, но не понимает смысл прочитанного, то это проявление семантической дислексии, также известной как механическое чтение. У школьника может быть идеальная техника чтения, но он не может установить смысловые связи между словами. Или если он читает по слогам, то не может понять о каком слове идет речь, не может соотнести его с подходящей картинкой.
  • При недостаточной сформированности грамматического строя речи, морфологических и синтаксических категорий появляется аграмматическая форма. Ее характерные особенности − это неправильные окончания, нарушение норм согласования слов, трудности в словообразовании; неправильная постановка ударения.
  • Тактильная форма вызвана нарушением в работе пространственной анализаторной системы. Эта дислексия может быть только у слепых детей, пользующихся азбукой Брайля.

В чистом виде описанные формы встречаются редко. Обычно это сочетание нескольких видов. И подбирать упражнения нужно для устранения всех ошибок, возникающих во время чтения.

Особенности диагностики

Диагностику школьный логопед проводит в начале учебного года и в конце. Но диагноз дислексия, дисграфия специалист ставит только во втором классе. Потому что на первом году школьного обучения у детей могут быть физиологические ошибки, а цель логопедической помощи в первом классе − максимальная коррекция звукопроизносительной стороны речи.

Чтобы проверить освоение письменной речи, логопед использует обычную и разрезную азбуки. Он проверяет узнавание школьником зрительного образа буквы, умение ее делить на элементы. Логопед оценивает работу фонетико-фонематических процессов – это различение фонем на слух, владение звуко-буквенным анализом.

Обязательно специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи и слоговую структуру. Логопед обращает внимание на состояние моторной сферы, особенно пространственной ориентации и координации движений; сформированы ли у ребенка тонкие дифференцированные движения пальцев. Проверяет как школьник ориентируется на листе бумаги, различает ли похожие фигуры и элементы букв.

Логопед предлагает ребенку прочитать печатные и прописные буквы. Дает диктант на слух, списывание. Также он смотрит на понимание школьником прочитанного. Кроме того, проводят диагностику сформированности высших психических функций. По результатам диагностики составляется план коррекционной работы.

Логопедическая помощь при дисграфии

Ребенок должен составить из букв слово

Упражнения для исправления расстройства письма нужно подбирать в зависимости от формы дефекта. Если имеется речевое нарушение (дизартрия, алалия и др.), необходимо исправить его. Иногда нужно комплексное воздействие с участием невролога и нейропсихолога.

  • Если это акустическая форма, на уроках ребенку предлагают задания на коррекцию фонематического слуха (различение звуков в речевом потоке, разбор акустических признаков фонем – сходства и различия, работа со словами-паронимами). Предлагают задания на определение количества звуков в слове и их места.
  • Если это артикуляторно-акустическая дисграфия, в занятия включают артикуляционные упражнения. С ребенком проводят более подробный разбор артикуляции. Если есть нарушения звукопроизношения – нужна обязательная коррекция.
  • Чтобы исправить оптико-пространственную дисграфию учат различать право и лево, вверх и низ. Дают задания располагать на листах разного формата буквы или фигуры по словесной инструкции. Подробный анализ буквы: из каких элементов она состоит, в каком порядке их писать. Также ведется работа по коррекции фонетико-фонематических процессов.

Также при любой форме расстройства письма на занятиях ребенку предлагают выкладывать буквы из подручных материалов, лепить из пластилина или соленого теста. Используют прием «воздушного письма»: рукой в воздухе прописывают буквы, на начальных этапах можно проговаривать написание элементов. Обязательны упражнения на улучшение координации движений и развитие пальчиковой моторики.

Логопедическая помощь при дислексии

Задания подбираются в соответствии с формой нарушения чтения. Коррекция проводится по следующим направлениям:

  • исправление звукопроизношения;
  • работа со слоговой структурой слова;
  • работа над развитием фонетико-фонематических процессов;
  • преодоление аграмматизмов.

Предлагают задания на узнавание образа буквы в «зашумленных» изображениях. Логопед вместе с ребенком составляет схемы предложений. Просит определить звук в слове, при этом показывая изображение. Затем произносит звуки с паузой и просит назвать произнесенное слово.

Кроме того, предлагают добавить пропущенный слог или букву. Или выполнить прочитанное действие, показать на подходящую картинку. На уроках школьнику предлагают работать с различными шрифтами, чтобы сформировать зрительный образ буквы.

В современной логопедии дисграфию и дислексию продолжают изучать и подбирают эффективные пути их коррекции. Некоторые специалисты считают, что это дар, людям просто нужно научиться им пользоваться. Но это не означает, что не нужно заниматься коррекцией расстройств письменной речи. Если коррекция была начата вовремя, родители и ребенок выполняют все рекомендации специалистов, школьник сможет без особых затруднений освоить письмо и чтение.

Результаты нарушенного досуга

Вы играли в детстве в «Классики»? А в «Вышибалы», «Штандер-стоп!», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Синька Поп», «Светофор», «Съедобное-несъедобное», «Резиночка», «Виселица», «Я знаю пять имен мальчиков…», «Дочки-матери», «Школа»?

Этот вопрос я задаю мамам, которые приводят ко мне на занятия детей и удивляются: «Получается, что мой ребенок недоразвитый?» (мама врач, ребенок в семь лет с нарушением звукопроизношения не может рассказать, что видел в зоопарке и плачет на занятии при малейшем затруднении). Ведь игры, в которые мы играли тридцать лет назад во дворе, развивали весь функциональный базис навыка чтения и письма, коммуникативные навыки, воспитывали волю.

Дав девочкам для игры на ковре игрушечных кошечек, я наблюдала, как они играли.

– Вот тебе кошечки, а эти мне.

Вспомните себя в чужом дворе. Как Вы знакомились? «Привет! Давай играть!» — начинается диалог, игра. А как сейчас дети знакомятся? Никак. Они этого не умеют. Их мамы знакомят, притягивая, друг к другу за руки. В какие игры играют наши дети? В компьютерные и … развивающие. Под девизом «учимся играя».

На своих семинарах «Коррекция нарушений письменной речи» М. А. Полякова интересно объясняет, что такие игры и такое обучение осуществляются на непроизвольном внимании. Ведь, чтобы привлечь внимание ребенка к предмету, его подают ярким, огромным, неожиданно. Ребенок остановит на нем внимание, может даже выполнить какие-то манипуляции. Но это не значит, что он его запомнил и знает. Так же, как мы, увидев утром самолет в небе, посмотрим на него, на его след, думая при этом о своем, а вечером вряд ли сможем ответить на вопрос видели мы сегодня самолет или нет. Потому что внимание на него обратили непроизвольно. А в компьютерных играх на экране все выскакивает так резко и пропадает так неожиданно, что у ребенка вообще нет возможности рассмотреть предмет.

И так все детство – яркие краски, яркие впечатления, чтобы ребенок зацепил взглядом, посмотрел и захотел … (чаще всего купить). И в результате гипертрофированное развитие непроизвольного внимания, которое не дает возможности развитию произвольного внимания, на котором строится учеба. А когда это происходит на фоне уже имеющихся неврологических проблем (в результате проблемной беременности, родовой травмы или тяжелого заболевания в первые годы жизни), то можете себе представить, каким ребенок придет в школу.

Сегодня трудности в обучении испытывают очень многие дети. Об этом написано много книг и нейропсихологами, и физиологами, и логопедами (М.М. Безруких «Трудности обучения в начальной школе» М. 2009).

Жизнь мелькает перед нашими детьми слишком яркими красками, не давая возможности постоять, рассмотреть, увидеть, сравнить, запомнить, рассказать. И как результат – бедный словарь, невозможность общаться. А еще и несформированность высших психических функций, при участии которых формируется навык чтения и письма: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, ориентации во времени и пространстве.

Дети в школе испытывают колоссальные трудности, связанные с перенапряжением нервной системы, что позже приводит к ее истощению, частым болезням и неврозам. Так как сильная концентрация внимания может вызывать тошноту, головокружение, дезориентацию в пространстве и времени. И дети на уроке начинают говорить, ходить, и, как следствие, получать замечания учителя.

Надо отметить, что под «школьными трудностями» понимается весь комплекс учебных и не учебных проблем, которые возникают при систематическом обучении ребенка в школе и приводят:

1) к отклонениям в физическом и психическом здоровье;

2) к нарушениям социально-психологической адаптации;

3) к снижению успеваемости.

В последние годы все чаще и откровеннее говорят о трудностях обучения в начальной школе. И педагоги, и родители знают цифры официальной статистики, а она показывает: в начальной школе почти 40% детей имеют непреходящие трудности обучения. Это значит, что 10-12 детей в каждом классе не верят в свои силы, так и не научились, как следует читать и писать, не имеют шансов успешно окончить школу и получить достойную профессию. И проблема эта не только и не столько педагогическая, но медицинская, психологическая и социальная. Фактически в ситуации неудачи оказывается не только ребенок, но и педагог, и родители, что создает дополнительные проблемы (М. М. Безруких).

И многие логопеды сегодня увеличивают количество занятий пропедевтического периода (с 7-10 рекомендованных до 20-30) для развития высших психических функций и используют в своей работе методы нейропсихологической коррекции.

Каждое свое занятие я начинаю с упражнений, направленных на коррекцию дефицита базового сенсомоторного развития.

Большое внимание уделяю на развитие межсистемных взаимосвязей глаз – рука – речь. То есть одновременное движение руки, глаз и говорение. Ведь во время письма мы пишем, проговаривая вслух или «про себя» то, что пишем и следим за тем, что мы пишем глазами. Начинаю с простых (для нас) упражнений, описанных в программе «Дельфины» Семенович – слежение за мячом в вытянутой руке. Многим детям очень трудно дается удержание взгляда на мяче. Затем добавляем движение языка в ту же сторону. А позже движения рук, глаз и языка выполняются реципрокно, т.е. глаза влево, а руки и язык вправо или руки вверх, а глаза и язык вниз (каждое движение по 8 раз). Считают, что любое упражнение эффективно, если его выполнять 8, 16 или 24 раза, т.е. число повторений должно быть кратно 8.

Игру «Эхо» провожу с мячом. Повторяя за мной цепочку слогов, ребенок на каждый слог подбрасывает и ловит мяч из сухого бассейна.

Очень полезна игра «Я знаю пять …», когда ребенок стучит мячом об пол, и на каждый удар говорит по слову из стишка: «Я знаю пять имен мальчиков – Коля – раз, Петя – два, Сережа – три, Вова – четыре, Миша – пять.
Я знаю пять названий деревьев – береза – раз, дуб – два, рябина – три, клен – четыре, липа – пять. (мебели, городов, транспорта и т.д.). Эта игра сложная, т.к. нужно выполнять точные движения, думать и говорить одновременно. Она развивает не только межсистемные связи глаз-рука-речь, но и обогащает словарь, учит систематизировать понятия.

Дифференциацию звуков провожу в игре «Руки – ноги». На один звук – руки поднимаются вверх или опускаются, а на другой звук работают ноги – надо встать или сесть за стул.

По статистике, усваивается 20% услышанного, 40% увиденного и 80% того, что человек сделал сам. И я в своей работе всегда использую методы и приемы коррекционной педагогики, рекомендованные М.А. Поляковой и Н.Г. Свободиной и другими авторами, опирающиеся на анализаторы, которые не задействованы на уроках в классе – кинестетический и пространственный.

Достаточно долго закрепляю у детей понятия гласный – согласный на основе кинестетического восприятия. Дети, опираясь на зрительную опору в виде артикуляционного профиля и на кинестетические ощущения органов артикуляции (положение языка, зубов, губ, движение в гортани или его отсутствие), объясняют, почему данный звук гласный или согласный. По беззвучной артикуляции отгадывают, какой это звук.

Характеристику звука учу давать, произнося вслух звук с движением указательного пальца: указываю на рот (есть преграда струе воздуха или нет?) – гласный или согласный, указываю на шею («работает» горлышко или нет?) – звонкий или глухой, показываю ладошку (на что «сажаем» звук, на мягкую травку или на твердый лед?) – твердый или мягкий. Какую фишку берем?

Звуковые схемы слов мы собираем из деталей конструктора Лего красного, синего и зеленого цвета. Дети могут «взять слово» в руки – так мы визуализируем звуковой ряд.

Буквы для наилучшего освоения дети делают сами в трехмерном, осязаемом изображении: делают из пальчиков, из счетных палочек, лепят из пластилина, печатные собирают из буквенного деревянного конструктора, а письменные – из элементов, вырезанных из картона. Все буквы сравниваются с образами. Например У – ужик, О – обруч, у буквы П – пара ног, а у Т – три ноги. (В. С. Кукушин М. – РнД, 2005, З. Ю. Агранович, Л. Н. Ефименкова М.)

Например, ребенок путал буквы Т и Д и никак не запоминал образы Д – дом, Т – молоток тук-тук стучит — предложила маме написать большие толстые буквы Д д на листе бумаги, а потом сделать в них дырки (у буквы Т дырок нет).

Перед тем, как писать буквы в тетради, дети прописывают ее на листочке с открытыми, а затем с закрытыми глазами, чтобы запомнить кинетический образ буквы.

Считать слоги нам помогают «Веселые пальчики». Кричим слово, как болельщики на стадионе, машем кулачком и на каждый слог отгибаем пальчик. Выполняем проверку: нет гласного – нет слога.

Ставим ударение «ударяя» в воздухе по слову кулаком вперед, как боксеры.

Чувствовать разделительные Ь и Ъ учимся тоже с помощью руки. Рука перед грудью – это ребенок на роликах (велосипеде). «Едем»: (произносим) ле, би, се – рука ровно движется справа налево. Затем произносим лье, бьи, съе – чувствуем «спотыкушечку» – рука «спотыкается» резко вниз. Значит, пишем «разделюшечку» — разделительный Ь или Ъ.

Проговорив, что звук [И] мы произносим улыбаясь (произнести с утрированной артикуляцией), запоминаем «ЖИ – ШИ – с улыбкой пиши». То есть при обучении операциям языкового анализа, я стараюсь, как можно больше теоретического материала перевести в зрительные и кинестетические образы.

Обогащению словаря дома в период летних каникул способствует работа со словарными словами. Работу выполняют раз в два дня. Выписываем словарное слово из словаря, делим на слоги, ставим ударение (1 класс) или разбираем по составу (со 2 класса). Затем подбираем и записываем 3 – 5 родственных слов, придумываем предложение с любым из них, записываем его, подчеркиваем главные члены предложения.

Такие минизанятия помогают детям с ММД (минимальная мозговая дисфункция), АНС (астено-невротический синдром), СДВ (синдром дефицита внимания) не забыть за лето буквы, не утратить навык подбирать родственные слова, развивать связное высказывание на уровне фразы.

Анализ диагностических работ, выполняемых в первых числах сентября на сохранность знаний, показал, что 72% детей, выполнявших данное минизанятие летом, написали диктант без «2», тогда, как из тех учащихся, кто не делал эту работу вообще или делал неправильно, только один ребенок справился с диктантом.

Многие из родителей сейчас возможно удивятся, а как же мы без этого приходили первого сентября в школу и писали без ошибок? Если мы вспомним свои каникулы, то вспомним и то, что писали не по пять слов и предложение, а целые письма мамам, бабушкам, школьным приятелям, переписывали тексты понравившихся песен в песенники, составляли и сами заполняли анкеты друзей, писали так называемые «письма счастья». А еще с удовольствием читали детскую литературу.

Для развития межполушарного взаимодействия на своих занятиях я даю детям упражнения, при выполнении которых руки пересекают хорду тела. Сначала только движение, затем движение с сопряженной речью.

«Раз» – хлопок перед собой вытянутыми руками;
«два» – правая рука касается левого уха, а левая рука касается носа;
«три» — хлопок перед собой;
«четыре» – левая рука касается правого уха, а правая рука носа;
«ушко» – хлопок перед собой вытянутыми руками;
«носик» — правая рука касается левого уха, а левая рука касается носа;
«заце-» – хлопок перед собой вытянутыми руками;
«пили!» левая рука касается правого уха, а правая рука носа.
Два раза = восемь смен.

При заучивании словарных слов играю с ребенком в мяч. Например: бросаю ему мяч и говорю «улица – 3», ребенок возвращает мне мяч и называет, какую третью букву он напишет в этом слове.

Обязательно выполняем обводку рисунков двумя руками. Рисунки расположены на стене. Это очень важно для тех детей, кто за годы до школы так и «не потрогал» пространство. Не бегал столько, сколько нужно, не прыгал, не запрыгивал, не спрыгивал, не забирался, не катался на велосипеде, роликах, не играл в подвижные игры. У такого ребенка классная доска может вызывать дезориентацию. Потому что он привык работать на горизонтальной поверхности стола, а на вертикальной поверхности он теряется. В результате могут возникать проблемы в школе с тем материалом, который подается на доске, много ошибок при списывании или вообще невозможность списать. Начинаем обводить двумя руками с простых линий, и заканчиваем изображениями животных, цветов, деревьев.

Вся работа, описанная выше, необходима многим сегодняшним детям. Потому что часто паспортный возраст не соответствует физиологическому. То есть отдельные структуры головного мозга в силу каких-то причин немного задержались в своем развитии. И в логопедических группах логопеды ее обязательно проводят. Что-то дают и на подготовительных к школе курсах.

Но бывает так, что пришел ребенок в школу и столкнулся с трудностями в обучении. Родители решили, что он их «перерастет» выбрали выжидательную политику, а проблемы не проходят, а растут как снежный ком. И ребенок не научается писать и читать как одноклассники. И, скорее всего на приеме у невролога или нейропсихолога родители услышат слово «дисграфия» или «дислексия».

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в однотипных ошибках стойкого характера. Соответственно дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в однотипных ошибках стойкого характера.

Да, конечно же, есть ошибки, которые допускают все дети в период формирования навыка чтения и письма. Но в норме они не так часты, как у детей с дисграфическими и дислексическими нарушениями и, действительно, уходят к концу первого – середине второго класса.

Но если какие-либо психические функции недостаточно сформированы, то овладевать навыком чтения и письма ребенок будет с трудом, с затратой колоссальных усилий, что может привести к истощению нервной системы.

Если, уважаемые взрослые, Вы уже поняли, что Ваше чадо допускает кучу «глупых» ошибок не потому, что он ленится или невнимательный, а потому что ему нужна профессиональная помощь логопеда или психолога, можно считать, что данная статья просветительскую функцию выполнила. А следующим шагом, который нужно сделать во избежание усугубления школьных трудностей, является совместный поход к логопеду.

Будьте готовы к тому, что Вас могут попросить пройти обследование у нейропсихолога и невропатолога. Это необходимо в тех случаях, когда ребенок левша или когда нужно получить более подробную информацию о работе головного мозга. Может потребоваться медикаментозное сопровождение. И, если Ваш ребенок будет зачислен на логопедические занятия, нужно будет его мотивировать.

Логопеды, конечно, не волшебники, многое зависит от структуры нарушения в развитии ребенка. Но использование новейших данных в области исследования чтения и письма очень помогают в работе по предупреждению нарушений и коррекции этих несовершенных навыков. А это значит, что ребенок в классе не будет находиться в ситуации неуспеха, которая может привести к отказу учиться и нарушениям личностного развития.

Для LogoPortal.RU — Логопедический Портал
Елена Виноградова © Все права защищены

1. Полякова М.А. Коррекция нарушений письменной речи АНО Логопед Плюс М., 2010
2. Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи АНО Логопед Плюс М., 2010
3. Ахутина Т.В. Нейропсихологические методики диагностики и коррекции нарушений письма.
4. Семенович А.Ю. Эти невероятные левши.
5. Логинова Е.А. Нарушения письма.
коррекции нарушения письма у младших школьников АНО Логопед Плюс М., 2011
6. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. М., 2004
7. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.

Тупость или расстройство обучения? Что такое дислексия и дисграфия

Даже взрослые могут иметь проблемы с чтением или письмом. И если кто-то старательно выводит на листе бумаги «карова», это еще не значит, что он тупой. Возможно, у него есть расстройство обучения — какая-нибудь там дислексия, как у какого-нибудь там Эйнштейна. Впрочем, в России подобные диагнозы многие считают выдумкой.

Дислексией называют расстройство способности читать, дисграфией — писать (в справочниках вы найдете более пространные толкования, но, памятуя о теме нашей статьи, мы предпочтем им минималистичные, оставив главное). Эти проблемы затрагивают миллионы людей, и все они сталкиваются с трудностями в процессе обучения, поскольку существующая система образования им не подходит.

На постсоветском пространстве такие диагнозы ставят редко: здесь бытует миф, что дети с дислексией и дисграфией просто умственно отсталые. В лучшем случае родители и преподаватели приписывают им лень и плохую дисциплину. Даже врачи позволяют себе некорректные заявления и могут, например, назвать ребенка с подозрением на расстройство обучения «дебилом» (автору этих строк доводилось слышать подобное в свой адрес). Потому часто у людей с такими проблемами формируется неправильное представление о себе.

Когда-то я учился с мальчиком, который в свои 15 лет с трудом читал по слогам, — над ним смеялись все, включая преподавателей. И никто даже не подумал, что ему требуется помощь. Неудивительно, что он вырос каким-то гопником.

Обычному человеку, который легко усваивает школьную программу, трудно поверить в то, что такая проблема реально существует, и представить ее масштабы. Она кажется чем-то далеким и почти иллюзорным. Но достаточно выйти на улицу и внимательнее взглянуть на тех, кого принято считать «асоциальными элементами», — и выяснится, что среди них немало людей с подобными расстройствами и неврологическими проблемами (например, СДВГ). Такие нарушения диагностируются у нас плохо, поэтому, как правило, все, кому они присущи, не понимают, что с ними происходит, и часто терпят неудачи в жизни. Виновата здесь и система образования, ориентированная только на «стандартных» детей, не имеющих никаких «отклонений». Школы равнодушно перемалывают тех, кто в эти стандарты не вписывается. Оказавшись неспособными получить даже базовое образование, некоторые люди попадают на дно социума.

Человек с расстройством обучения может иметь интеллект выше среднего и таланты, недоступные другим. Но если он не знает о своих особенностях и не понимает, как их можно корректировать и даже использовать себе на пользу, это чревато:

— ежедневными трудностями в учебе и работе;
сложностями во взаимодействии с социумом (окружающие могут считать таких людей умственно отсталыми);
— психологическими проблемами (регулярные неудачи формируют низкую самооценку и часто приводят к депрессии).

Перспективы таких людей зачастую далеко не радужны: проблемы в карьере, низкий уровень дохода и т. д. Поэтому важно, чтобы они узнавали о своих особенностях как можно раньше. И учились с ними работать.

Как выглядит дислексия

Для дислексии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и lexis — «речь») характерны трудности с чтением даже простых и давно знакомых слов. На восприятие написанного текста таким людям требуется больше времени и усилий, чем другим. Они перемешивают буквы или читают их зеркально. Наблюдаются и проблемы с запоминанием: иногда дислексики не могут удержать в голове последовательности слов и чисел, которые только что видели в тексте.

Это расстройство обучения проявляется по-разному, но обязательно — в виде комплекса из нескольких симптомов. В раннем возрасте дислексию можно диагностировать, если ребенок:

1) читает или пишет слова задом наперед;
2) пропускает отдельные слова или места в тексте;
3) поздно начинает говорить и с трудом учит новую лексику;
4) делает повторяющиеся ошибки в произношении и на письме;
5) меняет буквенный порядок при чтении;
6) имеет проблемы с распознаванием букв и плохо сопоставляет их со звуками;
7) обладает слабо развитым для его возраста навыком чтения.

Со временем могут проявляться другие характерные особенности: человек с трудом формирует сложную речь, ему не даются новые языки, он плохо понимает шутки, основанные на игре слов. Взрослые дислексики часто избегают чтения и находят обходные пути, где злополучный навык не нужен. Многие при этом даже не догадываются, что у них есть какие-то проблемы.

Как выглядит дисграфия

Возможно, самый распространенный симптом дисграфии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и grapho — «пишу») плохой почерк. Также для людей с этим расстройством типичны ошибки, которые нельзя объяснить незнанием грамматики.

Другие распространенные симптомы (как и в случае с дислексией, ни один из них по отдельности не служит достаточным основанием для постановки диагноза):

1) непостоянство почерка (человек пишет то курсивом, то печатными буквами, то большими, то маленькими);
2) некоторые слова могут обрываться, сливаться с соседними или и вовсе «исчезать»;
3) буквы нередко пропускаются или путаются (особенно если они похожи по форме, как Р и Ь);
4) необычные движения и позиция тела при письме;
5) трудности с переписыванием текстов;
6) сложности с выражением собственных мыслей на бумаге.

Причины плохого почерка у дисграфиков точно не определены: возможно, виной всему слабо развитая мелкая моторика, возможно — нелюбовь к письму (как правило, людям не нравятся те занятия, в которых они слабы).

Проблемы с восприятием звуков и букв, характерные для дислексии, могут влиять и на письмо, из-за чего при разграничении двух диагнозов возникают сложности. Во-первых, нередко оба расстройства встречаются у одного и того же человека. Во-вторых, многое зависит от медицинских определений этих терминов — а они могут разниться от страны к стране, от системы к системе, от врача к врачу. Некоторые, например, называют дисграфией только проблемы, связанные с недостаточно развитой моторикой рук при письме.

О природе расстройств

Причины, приводящие к дислексии и дисграфии, пока окончательно не выявлены. Но большинство исследователей в числе двух главных называет особую структуру мозга и генетику.

«Расстройства обучения могут быть связаны с обстоятельствами появления ребенка на свет, генетическими факторами, а также с особенностями среды», — поясняет психолог Инна Пасечник.

Гипотезу о наследственной природе таких явлений подтверждает ряд фактов: братья и сестры в одной семье часто испытывают одинаковые проблемы с устной и письменной речью; около половины родителей дислексиков сами имеют аналогичные расстройства; у таких людей обнаружены специфические гены; найдены различия в структуре и активности мозга в зонах, ответственных за соотнесение звуков с буквами, а также распознавание написанных слов.

Дисграфия изучена хуже, но здесь тоже рассматриваются генетические факторы. Часто это расстройство связывают с проблемами в рабочей памяти.

Диагностика

В западных странах ребенка с подозрением на дислексию или дисграфию могут отправить к школьному психологу, неврологу или обычному педиатру. В России большинство специалистов не обучено работать с такими проблемами, но и у нас можно найти психологов, нейропсихологов и нейрофизиологов, которые занимаются этим вопросом.

«Лучше выявлять симптомы заранее. Хорошо, если еще перед школой ребенок пройдет диагностику у нейропсихолога. Расстройства обучения предсказуемы. Если мы в 6 лет обследуем человека, то сможем спрогнозировать его проблемы в школе», — считает Ирина Пасечник.

Сочетаемость

Как уже говорилось, дислексия и дисграфия нередко представляют собой комплексное расстройство, которому сопутствует и ряд других характерных проблем (на врачебном языке это называется «коморбидность»):

1) примерно 40 % людей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) — дислексики;

2) дискалькулия (трудности в изучении арифметики);

3) расстройства аутистического спектра.

Если говорить не о медицинских состояниях, то по каким-то причинам дисграфия и дислексия нередко сочетаются с амбидекстрией (когда человек одинаково хорошо владеет обеими руками) и гомосексуальностью. Согласно результатам исследования, 7,9 % мужчин-геев испытывают трудности с чтением (против 1–3 % в среднем по популяции).

Что поможет человеку с расстройствами обучения

В первую очередь необходимо научиться самоадвокации — способности отстаивать собственные интересы. Если вы оказались на новой работе или учебе, нужно уметь сообщать другим о своих особенностях и потребностях таким образом, чтобы достигать максимального взаимопонимания.

Например, на задания, для выполнения которых требуется применить навыки чтения и письма, человеку с дислексией и дисграфией должно выделяться больше времени. На учебе можно попросить у преподавателя его конспект. В образовательных учреждениях западных стран существуют специальные программы для людей с такими расстройствами.

При дисграфии может помочь развитие мелкой моторики. Также нужно тренироваться выражать свои мысли на бумаге и каждый раз проверять орфографию и синтаксис.

«Большинство людей, взрослея, адаптируется к тем дефицитам, которые у них есть. Если человек понимает, что у него что-то не получается, он учится делать это по-другому — например, использует только те слова, в написании которых уверен», — считает Ирина Пасечник.

С возрастом у нас снижается пластичность мозга. Поэтому, по словам Пасечник, коррекция расстройств обучения уже не будет такой эффективной, как в детстве, но всё же улучшения возможны. Психолог рекомендует активности вроде единоборств и йоги: «Такие занятия требуют сложной координации, благодаря чему развивают взаимодействие различных зон мозга и очень помогают не только телу, но и, как ни странно, голове».

Физическая активность действительно может быть полезна. Дислексию часто связывают с мозжечком — областью мозга, как раз отвечающей за координацию движений. В Великобритании в рамках исследования провели эксперимент, в ходе которого участники (дети) на протяжении месяцев выполняли простые физические упражнения. В результате испытуемые улучшили не только моторные навыки, но и языковые способности и добились прогресса в чтении.

Некоторые ученые, например профессор Йельского университета Салли Шайвитц, считают, что физические упражнения не способны вылечить дислексию, но помогают людям с такой проблемой чувствовать себя увереннее и бороться с тревогой.

Самое главное при наличии расстройств обучения — сделать ставку на свои сильные стороны. В чем же нужно искать плюсы и как их использовать?

Преимущества дислексии

Для вида Homo sapiens чтение — относительно недавнее изобретение (появилось вместе с письменностью примерно в IV тысячелетии до н. э.). В ходе этого занятия наше мышление «переключается» в специальный режим работы. Если взрослых, далеких от литературы, учить читать, их мозг меняется особым образом. Это показывает исследование Станислава Диана, известного французского нейробиолога. В ходе эксперимента испытуемые теряли способность обрабатывать определенные виды визуальной информации — например, они стали хуже воспринимать лица и шахматные доски.

Навык чтения конкурирует с другими нашими умениями, то есть имеет свою цену: вы сильны либо в одном, либо в другом.

Знаменитый художник Мариц Эшер — автор многочисленных визуальных парадоксов. Он изображал «невозможные фигуры» — представляющие собой оптическую иллюзию трехмерные объекты, которые не могут существовать в реальности. Его известная литография «Водопад», например, имеет структуру треугольника Пенроуза.

Группа психологов изучала способность людей распознавать такие фигуры. Оказалось, что дислексики справлялись заметно лучше других. Исследователи предположили, что так происходит потому, что они склонны обрабатывать визуально-пространственную информацию не локально (часть за частью), а целиком и сразу (холистически).

Так что в мифах, выставляющих людей с расстройствами обучения в выгодном свете, есть изрядная доля правды. Например, в англоязычном интернете гуляет утка, что больше 50 % сотрудников NASA — дислексики. «Это не так, — отвечает NASA в твиттере, — но они [дислексики] суперумные».

Люди, испытывающие проблемы с чтением, в самом деле имеют некоторые «козыри» в таких науках, как астрофизика.

Исследователи обнаружили связь между этим расстройством и способностью работать с информацией, полезной в астрономии. Например, дислексики превзошли других в поиске черных дыр!

В другом исследовании его авторы сравнивали способность студентов запоминать размытые изображения, похожие на рентгеновские снимки, — и дислексики снова отличились. Так что их таланты могут пригодиться в медицине и во многих других областях.

Ричард Роджерс, знаменитый архитектор и один из создателей Центра Помпиду, — дислексик. По его собственному признанию, он не умел читать до 11 лет, был не в состоянии учить стихи и делать домашнюю работу. Его называли тупицей. Еще будучи ребенком, Роджерс хотел сброситься с крыши.

«Дислексия, однако, помогла мне осознать, что на слова людей, говоривших: „Ты не можешь сделать это!“ — не стоило обращать внимания. Я не воспринимаю „не“ слишком серьезно», — рассказал Ричард.

Он считает, что дислексия позволяет шире смотреть на вещи, забывать «нормальные» способы работы и переворачивать всё с ног на голову.

Внимание людей с расстройством чтения, действительно, распределено шире «нормы». Например, на коктейльной вечеринке «обычный» человек будет фокусироваться на «центральных» звуках, а дислексик — на тех, что находятся на периферии.

Хотя вопрос и недостаточно изучен, понятно, что это расстройство ассоциировано с особенностями в работе мозга: дислексия позволяет лучше видеть картину в целом, а не частности, обнаруживать нечто исключительное и нетривиальное, а не банальное и лежащее на поверхности.

Поэтому такие люди чаще склонны с нестандартному мышлению. Американский профессор Томас Уэст в своей книге объясняет, что «мышление вне коробки» (out-of-the-box thinking) всегда отличало дислексиков.

Когда мы называем какие-то особенности расстройством, то должны помнить, что это определение условно. Одна и та же черта может быть и «нарушением», и преимуществом — всё зависит от контекста и конкретных задач. Дислексия не помешала молекулярному биологу Кэрол Грейдер и биофизику Жаку Дюбоше стать лауреатами Нобелевской премии. Так что никто не должен чувствовать ограничений в учебе или карьере.

Многие «расстройства» — это нормальная составляющая нейроразнообразия. Наши особенности и отличия служат движущей силой прогресса, и, если бы у всех были одинаковые мозги, человечество остановилось бы в своем развитии.

Люди бывают разные — и общество нуждается в каждом из них.

Трудности обучения: дислексия и дисграфия

Что такое дислексия?

Речь идет об особых трудностях при обучении письменной речи — чтению и письму, трудностях, которые тянут за собой проблемы с чтением и орфографией.

Дислексия чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, ею страдают от трех до десяти процентов детей школьного возраста, ее наличие или отсутствие совершенно не зависит от социальной среды, в которой живет ребенок.

Характерные признаки дислексии

«Перевернутые» слова.
– Неверно построенные фразы.

Замена букв, похожих по звучанию (3-С, Ц-С, К-Х, С-Ш, П-Б, Ж-Ш) или внешне (Х-Ж, В-3, Т-Г, Р-Ь, П-Н-И).
– Перестановка букв в словах («мерто» вместо «метро») или пропуск буквы («мето» вместо «метро»).
– Неуверенное, отрывистое и иногда малоразборчивое чтение вслух.
– Ребенок сосредоточивается на расшифровке слова,
ему трудно понять и запомнить то, что он читает.
– Часто этому сопутствуют нарушения латерализации 1 , трудности формирования пространственно-временных ориентировок и недостаток внимания.
– Если ребенок четырех-пяти лет «коверкает» слова, переставляя в них буквы, — это только похоже на дислексию, но это не дислексия, это нормальное явление для такого возраста.
– Даже если он и дальше продолжает переставлять буквы, это еще не патология, диагноз «дислексия» можно уверенно поставить не раньше семи лет.
– Специалисты (логопед, нейропсихолог) могут помочь разобраться в истинных причинах затруднений ребенка, используя специальные тесты, в частности по методике французской исследовательницы С. Борель-Мэзонни.

Трудности с орфографией

Дислексия часто сопровождается дизорфографией 2 , иногда дизорфография является следствием дислексии, иногда у нее другие причины.

Дизорфография характеризуется перестановкой слогов или букв, а кроме того — их пропусками, зрительным или слуховым смешением.

– Заметны ошибки в членении текста: ребенок не чувствует, где кончается фраза. Очевидна связь с дислексией — если путаешь один звук с другим, записать их трудно.

– Переписывая текст, ребенок делает в нем орфографические ошибки, постоянно сомневается, пишет плохо, у него много помарок. Ему приходится делать дополнительные усилия, чтобы сосредоточиться на порядке букв.

– Для письма требуется использовать одновременно память и движение.

– Чтобы замаскировать свои трудности, некоторые дети заполняют лист каракулями — так они пытаются напомнить себе очертания буквы, в которой не уверены.

Трудности с орфографией сказываются в основном на школьном обучении, но влияют, кроме того, и на эмоциональную сферу ребенка, и на его социальную жизнь — ведь для него эта ситуация мучительна.

– Оценки за диктант способны только усилить стресс.
– В понятии «орфографическая ошибка» ребенок прежде всего слышит слово «ошибка» и воспринимает это слово как моральную оценку, которая рождает в нем ощущение вины.

Благодаря развитию педагогической практики сейчас обучение чтению сводят не к чтению вслух, но к пониманию смысла прочитанного, а об умении писать судят не только по результатам традиционных диктовок, — и это приносит в рассматриваемом нами аспекте некоторое облегчение для ребенка.

– Приступать к диагностике можно только после обучения чтению: тестов на наличие дизорфографии, пригодных для детей до семи лет, не существует.

– Раньше этого срока тщательное обследование может быть предложено лишь в том случае, если у ребенка прежде наблюдались расстройства речи.

Как понять, трудно ли ребенку учиться читать?

К концу первой четверти подготовительного класса учителя уже видят, как какой ребенок учится читать, но на этом этапе им легче выделить тех, у кого нет никаких трудностей. Одни дети усваивают знания быстрее, другие несколько медленнее, и нужно четко различать реальные трудности в обучении и индивидуальные вариации темпа обучения.

– Если вашему ребенку трудно учиться, подумайте, каковы могут быть медицинские или психологические причины: малыши иногда путают звуки и буквы из-за проблем со зрением или слухом.
– Кроме того, ребенок может с трудом отделять при чтении одну фразу от другой, если он с трудом ориентируется во времени и в пространстве.
– Если ребенок во время чтения постоянно ошибается, не стоит дожидаться конца четверти: попросите квалифицированного логопеда провести диагностику его речи
и дать назначения.
– На этой стадии важно исключить «ложную» дислексию и разобраться в истинных причинах трудностей с обучением.

Из числа факторов, влияющих на процесс обучения, не стоит исключать психологические: трудности с обучением чтению могут продолжаться достаточно долго из-за волнения, которое испытывает ребенок в связи с переходом в подготовительную группу или поступлением в подготовительный класс школы.

В таких случаях нет и речи об истинной дислексии, и чуть позже ребенок нагонит упущенное.

Может ли методика преподавания стать причиной трудностей при обучении чтению?

О методиках обучения чтению много спорят. Но то, что дислексия никоим образом не зависит от выбора методов обучения, споров не вызывает.

Тем не менее столь же очевидно, что некоторые дети-дислексики нуждаются в особой педагогической стратегии.

– Педагог должен быть полностью осведомлен обо всех проблемах вашего ребенка.
– Логопед с вашего согласия может обсудить со школьными преподавателями оптимальную стратегию занятий.

Можно ли ребенку помочь?

– В первую очередь речь должна идти, конечно, о занятиях с логопедом, но для детей, страдающих дислексией, этого недостаточно. Впрочем, и в занятиях с логопедом порой необходимо делать паузы.
– У детей-дислексиков, которые меняют местами буквы и вследствие того не способны правильно выстроить для себя содержание текста, понять, что за чем следует, нередки проблемы с психомоторикой.
– Ребенку может понадобиться поддержка психолога, психотерапевта.
– Важно обеспечить малышу достаточный психологический комфорт в семье: чем меньше дома обсуждаются вопросы обучения, тем лучше.
– Создавайте благоприятные условия для игр и развлечений во время досуга.

Обычно с логопедом занимаются два раза в неделю.
Не нужно добавлять малышу еще учебы — не переусердствуйте!

– Обсудите с педагогами, как заниматься с ребенком дома, и выполняйте все рекомендации логопеда.
– Если ваш ребенок начинает читать, не останавливайте его, как бы ни хотелось что-то ему рассказать или почитать ему книжку!

1 Латерализация — функциональная асимметрия двух полушарий головного мозга.
2 Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью.

Ссылка на основную публикацию