Давайте поиграем! (памятка логопеда для родителей)

Для родителей

Консультации для родителей

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Характеристика речевого развития

  • Уровень развития речи детей в 2 года
  • Уровень развития речи детей в 3 года
  • Уровень развития речи детей в 4 года
  • Уровень развития речи детей в возрасте 5 лет
  • Уровень развития речи детей в возрасте 6 лет

Памятки для родителей

  • Полезные советы для неравнодушных родителей
  • Требования к речи первоклассников
  • Комплексы артикуляционной гимнастики
  • Рекомендации по выполнению заданий логопеда
  • Обогащаем словарный запас
  • Рекомендации логопеда на летний период
  • Правила занятий с ребенком дома

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

Когда ребенок должен начать говорить?

Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Когда следует начинать занятия?

Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

Календарь посещения логопеда

  1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
  2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
  3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
  4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
  5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
  6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная |
    • Для родителей

    Советы по проведению логопедических упражнений дома (памятка родителям)

    Советы по проведению логопедических упражнений дома

    (памятка родителям)

    Уважаемые родители!

    Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

    При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

    1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

    2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т. е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

    3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.

    4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т. п.

    5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

    6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

    7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

    8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

    Желаю удачи!

    «По совету логопеда»

    Ум на кончиках пальцев

    Рекомендации по развитию мелкой моторики

    (памятка родителям)

    Рекомендации логопеда

    1. У детей с недостатками речевого развития обращают на себя внимание особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев.

    Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи.

    2. Игры и игровые приемы.

    Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т. п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др.

    Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т. п.

    «Обведи по контуру»: обводить трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать. «Вышей»: по контуру вышивать на картоне простое предметное изображение.

    «Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»: Цып любит пшено, а Цып-цып – рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».

    Читайте также:  Игры для подготовки к школе

    Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто.

    Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.

    Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т. д.

    Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.

    Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.

    Логопедическое занятие-тренинг для родителей “Игровая гостиная, или Давайте поиграем дома с детьми”

    Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
    Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Кроме того, взаимодействие с семьями детей включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
    В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
    сторонними наблюдателями
    Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели, специалисты и родители будут действовать согласованно.
    От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике
    развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.
    При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития старших дошкольников, педагогам нужно найти свои, те которые эффективны именно в данной группе. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни детского сада предпочтительно через осознание этого для развития их детей
    Учитывая все выше изложенное, мы, учитель-логопед и воспитатели группы поставили целью своей работы: повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.
    Для повышения уровня речевого развития детей использовались различные формы и методы вовлечения родителей в педагогический процесс: консультации; предоставление наглядного материала по развитию речевых умений (папки передвижки, памятки, методическая литература), проведение мастер класса по обучению артикуляционной и дыхательной гимнастики, круглый стол «Фонематический слух – основа правильной речи», семинар-практикум «Звуковой анализ слова», деловая игра «Умники и умницы», в течении года были дни открытых дверей.
    Сейчас мы хотим представить одну из форм взаимодействия с родителями тренинг «Игровая гостиная»

    Логопедическое занятие – тренинг для родителей «Игровая гостиная, или давайте поиграем дома с детьми».

    Цель: познакомить родителей с игровыми приёмами при организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

    Задачи:

    • Повышать компетентность и знания родителей о нарушениях речи старших дошкольников.
    • Привлекать внимание родителей к речевым проблемам детей.
    • Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе проведения специальных игр для коррекции и профилактики нарушений устной речи детей

    Оборудование и материалы: столы, компьютер, презентация к занятию, бейджики для каждого участника группы с именем и отчеством, плакаты, разноцветные флажки, листы бумаги для записей, карандаши, ручки и фломастеры, мяч, газетные листы, клубок пряжи, небольшие разноцветные шляпки из бумаги, секундомер.

    1. Вводная часть. Приветствие и представление. (Упражнение «Имя»)

    Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем вам представиться – назвать своё имя, отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слова на первые буквы своего имени и отчества.

    Сообщение темы занятия

    Все дети очень любят играть, игра является частью детства, непременным его атрибутом. Игра доставляет ребёнку огромную радость, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, мышление, познавательные процессы. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям. Для переключения внимания, развития межполушаровой взаимосвязи, формирования языкового анализа и синтеза, фонематических процессов, профилактики усталости у детей в коррекционные логопедические занятия включаются разнообразные игры.
    Сегодня наша встреча будет посвящена играм, которые помогают детям совершенствовать речь, и будут способствовать закреплению полученных на логопедических занятиях знаниях и умениях.

    Разминка (игра «Паутинка»)

    Поиграем с вами в игру «Паутинка». Подумайте и одним предложением расскажите, в какие игры больше всего любит играть ваш ребёнок. Во время рассказа необходимо один раз обмотать ладонь ниткой.
    А теперь нужно распустить паутинку. Подумайте и расскажите одним предложением, какой по характеру ваш ребёнок. Во время рассказа необходимо освободить свою руку от нитки, смотать её и передать клубок другому.

    Принятие групповых правил.

    В каждой игре существуют правила. На нашем занятии мы тоже должны принять с вами некоторые правила и подчиняться им. Послушайте их и выскажите своё мнение.

    • Старайся участвовать во всех играх и упражнениях.
    • На занятии может говорить только один человек.
    • Если выполнил упражнение, то подними флажок.
    • Не выкрикивай, не перебивай других, умей выслушать другого человека.
    • Если что-то непонятно, обязательно задай вопрос.

    2. Основная часть

    Игра «Найди слова с заданной буквой»

    Педагог. Первая игра, с которой мы предлагаем ознакомиться, называется «Найди слова с заданной буквой». Игра способствует развитию звуко-буквенного анализа, внимания, мышления, памяти, совершенствует навык чтения у дошкольников в будущем.

    (Раздаются родителям бланки с напечатанным текстом, листы бумаги, фломастеры.

    Педагог. Перед вами текст. Возьмите в руки фломастеры. По команде за 3 минуты необходимо выписать из текста все слова с буквой Л. По истечению этого времени педагог говорит «Стоп!» – и предлагает всем подсчитать количество выписанных слов и назвать число. Победителю вручается приз.

    Игра «Балда».

    Педагог. Предлагаем вам следующую игру «Балда».Эта игра развивает звуко-буквенный анализ и синтез, мыщление, внимание, память.
    (педагог раздаёт родителям листы чистой бумаги, фломастеры и объясняет правила, на доске точками записывается слово «балда»)
    Педагог. Правила достаточно просты: я загадаю слово, запишу первую и последнюю буквы, пропущенные буквы обозначу чёрточками. Вы по очереди называете буквы. Если буква угадана правильно– я впишу её в слово. Если буква не угадана запишу первую букву слова «балда». Как только слово будет угадано – игра прекращается. Победитель получает фишку и становится ведущим. Давайте определим тему загаданного слова.
    А сейчас я предлагаю вам потренироваться в выполнении звуко-буквенного анализа слова, так как мы с самого начала нашего занятия часто о нём вспоминаем.

    Звуко-буквенный анализ слова «пила»

    Игра «Словесный мяч»

    Педагог. Предлагаю ознакомиться с игрой «Словесный мяч». Я назову слово и брошу одному из игроков мяч. Игрок должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, и бросить мяч следующему игроку или ведущему. Например : кусок-коса-арбуз.

    Игра «Лестница»

    Я раздаю вам чистые листочки, ручки. Все участники должны будут на листах бумаги записать букву П. с этой буквы будут начинаться все слова, которые вы подберёте. Задача играющих заключается в том, чтобы в каждой строчке дописать слова, которые начинаются с указанной буквы.
    Слова располагаются лесенкой следующим образом: первой стоит названная буква. Под ней ставится слово, состоящее из двух букв, первая из которых– названная. Ниже записывается слово из трёх букв, ещё ниже из четырёх и т.д. но писать нужно только существительные в именительном падеже единственного числа. На задание даётся 5 минут.

    Игра «Корректурная правка»

    Перед вами текст. Он скучный, неинтересный.Возьмите в руки ручки. По команде за 3 минуты необходимо зачеркнуть все буквы С.

    3. Заключительная часть

    Рефлексия занятия

    Уважаемые родители наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. У вас сформировалось своё мнение по поводу нашего занятия, поэтому я предлагаю вам выбрать и «примерить» разноцветные шляпы и высказать своё отношение к занятию.

    Красная шляпа – что было положительного в проведённом занятии.
    Чёрная шляпа – какие отрицательные моменты и недостатки вы увидели на занятии.
    Зелёная шляпа – ваши предложения и идеи по отношению к проведённому занятию.
    Белая шляпа – какие вопросы возникли в ходе занятия.
    Синяя шляпа – подведение итогов: чего достигли на занятии, что хотели бы получить на следующих тренингах.

    Игры со «звучащим» словом

    В своей статье я привожу некоторые примеры игр со «звучащими» словами.

    Игры со «звучащим» словом

    «Заговори, чтобы я тебя увидел»
    Сократ

    Наша жизнь с каждым годом предъявляет все более высокие требования не только ко взрослым людям, но и к детям: увеличивается объем знаний, который необходимо усвоить ребенку.

    Для того, чтобы помочь ребенку справиться с возрастающим объемом необходимых умений и знаний, важно вовремя позаботиться о правильном формировании речи. Так как это послужит фундаментом для дальнейшего обучения.

    Важно понимать, что грамотная, чистая и четкая речь — это не одаренность, а результат планомерной и комплексной работы.

    Давно известно, что мышление и речь взаимосвязаны. Словами мы излагаем свои мысли. А для того, чтобы правильно и точно выражать свои мысли, необходим большой словарный запас.

    На первых этапах усвоения ребенком смысла слова, он пользуется чувственными образами, в дальнейшем переходя к мысленным обобщениям.

    Например, когда ребенок видит розу, которую папа подарил маме, он понимает, воспринимает ее органами чувств: он видит, какая она красивая и нежная, он нюхает ее и ощущает ее аромат. Все эти ощущения связаны у него со словом «роза».

    В дальнейшем ребенок узнает, что розу называют еще и цветком, а также этим словом «цветок» называется и ромашка, и кактус и т. д. И вот на этом этапе ребенок переходит от чувственных ощущений к мыслительным обобщениям. Это важно учитывать в процессе обучения детей.

    Развитием речи занимается логопед. Неотъемлемой частью в развитии речи является работа над словарным запасом ребенка. Логопеду, развивая речь, необходимо не просто дать ребенку определенный набор слов, но и помочь ему понять смысл этих слов.

    Для более точного понимания значения слова недостаточно пользоваться только словесным описанием слова, необходима опора на картинку, объекты из повседневной жизни. Чем ярче будут ощущения, тем лучше ребенок поймет и запомнит значение данного слова.

    Также в работе логопеду необходимо учитывать многоаспектность слова и предусматривать различные направления над ним:

    – необходимо формировать предметную отнесенность слов (т.е. связь наименования с предметом);

    – формировать обобщающую функцию слова (т. е. отнесенность слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов);

    – формировать понятийно-обобщающую функцию слова ( т.е. отнесенность слова к классу предметов: мебель, посуда и т.д.)

    Для формирования восприятия переносного смысла слова можно использовать загадки. Но глубина понимания переносного употребления слов зависит от жизненного опыта ребенка — запаса его предоставлений.

    Загадки всегда радуют детей. Включая их в работу, они дают возможность детям свободнее и легче справиться с речевыми заданиями логопеда.

    Поддержите интерес ребенка к слову, это поможет ему сформировать полноценную речь и даст ему чувство уверенности в себе.

    В своей работе я использую игры со словамиСловесные игры.

    Применяя их в работе, дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над значениями слов.

    Вот некоторые из них, которые можно использовать с детьми (1 класс):

    1. «Что за словом?»

    Цель: учить понимать значение слов; формировать у детей практическое представление о многозначных словах.

    Игровой материал: большие картинки многозначных слов; маленькие картинки , обозначающими другие значения многозначных слов. Варианты
    использования многозначных слов.

    У колокола — язык. Колокол без языка нем.

    Солдаты были в разведке. Они привели языка.

    Вот ботинок. У ботинка — язык.

    Маша аккуратная девочка. У нее чистые ручки.

    Мы на уроке. У учеников ручки.

    У двери две ручки.

    Много разных есть ключей:
    Ключ — родник среди камней,
    Ключ скрипичный, завитой,
    И обычный
    Ключ дверной.

    Вот шофер — какой чудак:
    Он поесть не мог никак.
    Потому, что спозаранку
    Он крутил-вертел баранку.
    А зачем крутил-вертел?
    Лучше взял бы да и съел!…
    А. Шибаев

    Можно продолжить игру, предложив вспомнить многозначные слова и составлять с ними предложениями. За каждое правильное слово и удачно
    составленное предложение с ним, ребенок получает фишку. В конце игры подсчитать фишки и выигрывает тот, у кого фишек больше.

    2. «Сравни и опиши»

    Цель: учить детей в рассказах использовать сравнительные слова и обороты.

    Послушайте стихотворение В. Лифшица. Расскажите, чем отличаются эти коты. Используйте слова — «в отличие от…, по сравнению с …»

    Я шерстки не видывал
    Тоньше и глаже, глаза же
    И мордочка
    Словно бы в саже.
    Он гордый,
    Он на руки к вам не пойдет,
    Тот серо-жемчужный
    Таинственный кот.

    Сибирский кот
    Кот сибирский,
    Кот пушистый,
    Нежен мех его душистый,
    Сам он важен и спесив-
    Видно знает, что красив.

    Выигрывает тот, кто правильно построит свой рассказ.

    3. «Слова родственники»

    Цель : научить детей подбирать однокоренные слова; научить понимать смысл родственных слов.

    Ход игры и задача:

    К данным словам подбираются «родственники». У этих слов есть общая часть (корень). Выигрывает тот, кто набирает наибольшее количество очков.

    Лес ( лесной, лесок, лесник и т.д.)

    Дерево (деревянный, деревце и т.д.)

    Чувство (чувствовать, чувствительный, сочувствие и т.д.)

    Учение (учитель, учить, учеба и др.)

    Прочитайте детям стихотворение Э. Мошковской о прогульщике.

    Попросить детей найти в нем все родственные слова к слову «прогульщик».

    Шел прогульщик на прогулку,
    Шел и песенку свистел.
    Захотел прогульщик булку
    И баранку захотел.
    Захотел он шоколадку,
    Пососал бы леденцов…
    Но прогуливал буфетчик,
    И не видно продавцов.
    И гулял киномеханик –
    Не показывал кино,
    Футболисты и артисты
    Прогуляли за одно…
    И обиделся Прогульщик!
    И прогульщик не смолчал!
    И прогульщикам гуляка
    «Вы — прогульщики»! — кричал.

    4. «Волшебные слова»

    Цель: развивать речевой слух ребенка, развивать представление о звуковом составе слова.

    Игровой материал: карточки со словами, магнитная азбука и доска, разрезная азбука у детей.

    Ребята, послушайте стихотворение. Составьте из названия этого стихотворения другие слова.

    Если взять большое слово,
    Вынуть буквы, раз и два,
    А потом собрать их снова,
    Выйдут новые слова.
    Поиграйте раньше с нами,
    А потом садитесь сами.

    Читайте также:  Развитие речи у детей

    Вот из слова ГАСТРОНОМ
    Вышел важный АСТРОНОМ.
    Вышел МАГ и вышел ГНОМ.
    А за ними АГРОНОМ.
    Мост построен на реке,
    ГРОМ грохочет вдалеке,
    С нижней палубы МАТРОС
    От причала тянет ТРОС…
    Сверху летчику видна
    Вся родная СТОРОНА.

    Ребята, попробуйте составить из слова ЗДОРОВЬЕ как можно больше слов.

    ЗДОРОВЬЕ — зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, вред.

    Выигрывает тот, кто быстрее и больше составит слов.

    5. Слова — двойняшки

    Цель: учить детей понятию «слова-синонимы»; формировать у детей практическое представление о синонимах; развитие словарного запаса.

    Игровой материал: цветные карандаши, карточки со словами по числу детей.

    Предварительно рассказать детям, что в русском языке есть такие слова, которые звучат по-разному, но называют одно и то же. Например, «храбрый — смелый». Такие слова называются синонимами.

    Логопед: «слова потеряли своих братьев. Помоги им найти друг друга, для этого на карточках, которые лежат перед вами разноцветными карандашами соедините слова, похожие по значению, одной линией.»

    Друг Красный
    Путь Гигант
    Алый Жадный
    Смелый Приятель
    Скупой Храбрый
    Великан Дорога
    Ограда Кидать
    Размышлять Думать

    Козлова Марина Сергеевна,
    учитель-логопед МДОУ ЦРР д/с 34,
    МО г. Серпухов

    Логопедические игры, словесные игры

    Логопедические игры со словами.

    Игра «Составляем слова».

    Цель. Упражнять в составлении слов из трех букв.

    Оборудование. Гимнастические обручи, два набора цифр «1», «2», «3».

    Наборы букв (первый набор: «К», «О», «Т», «Д», «Ы», «М», из которого составляются слова «кот», «дым»; второй набор букв: «С», «О», «К», «Д», «О», «М», из которого составляются слова «сок», «дом»; третий набор букв: «Ш», «А», «Р», «Л», «У», «Ч», из которого составляются слова «шар», «луч»).

    Проведение игры. Педагог говорит детям, что сегодня они будут играть в слова, каждый ребенок будет буквой, а у букв есть свои места в обручах, там, где цифра «один», будет стоять первая буква, где «два» – вторая, где «три» – третья. Затем дети делятся на две команды. Перед ними кладутся два набора из трех обручей. В каждый набор педагог кладет цифры «1», «2», «3». Педагог раздает детям буквы и говорит, какие слова составляет каждая команда.

    Дети говорят стишок:

    Раз- два, раз-два,

    Составляем мы слова.

    Затем каждый ребенок должен встать на свое место и поднять свою букву.

    Выигрывает та команда, которая раньше составит слово.

    Аналогично можно провести игру с более сложными словами.

    Игра «Раз, два, три, четыре, пять».

    Цель. Расширять активный словарь детей, учить употреблять обобщающие понятия, укреплять мелкие мышцы кистей рук.

    Проговаривая первую строчку стишка, педагог вместе с детьми загибают по очереди пальцы ведущей руки в кулачок. На второй строчке – сжимают и разжимают все пальцы. Проговаривая третью и четвертую строчки, загибают пальцы в кулачок (пять предметов – пять пальчиков).

    После того как дети назвали пять предметов, можно предложить им продолжить ряд слов, загибая пальчики другой руки: «Пальцы дальше загибай и предметы называй». Можно спросить детей: «Что у нас в кулачке?» (фрукты…)

    Фрукты.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Будем фрукты называть:

    Груша, яблоко, гранат,

    Апельсин и виноград.

    Овощи.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Нужно овощи назвать:

    Лук, капуста, кабачок,

    Сладкий перец и чеснок.

    Мебель.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Будем мебель вспоминать:

    Полка, тумбочка, буфет,

    Книжный шкаф и табурет.

    Посуда.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Нам посуду надо знать:

    Чашка, сахарница, ложка,

    Сковородка, поварешка.

    Птицы.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Будем птиц мы называть:

    Утка, галка, соловей,

    Попугай и воробей.

    Домашние животные.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Домашних животных начнем называть:

    Лошадь, кошка и осел,

    Поросенок и козел.

    Дикие животные.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Диких животных нам надо назвать:

    Волк, лисица, лось, барсук,

    Полосатый бурундук.

    Насекомые.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Насекомых надо знать:

    Муха, бабочка, паук,

    Стрекоза и майский жук.

    Цветы.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Нужно нам цветы назвать:

    Мак, ромашка, василек,

    Колокольчик и вьюнок.

    Деревья.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Надо нам деревья знать:

    Дуб, береза, клен, осина

    И кудрявая рябина.

    Инструменты.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Инструменты надо знать:

    Молоток, пила, топор,

    Плоскогубцы, гвоздодер.

    Обувь.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Будем обувь вспоминать:

    Туфли, тапочки, сапожки,

    Башмаки и босоножки.

    Одежда.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Нам одежду надо знать:

    Шарф, футболка, галстук,

    Полушубок, фартук.

    Игра «Скажи словечко».

    Цель. Упражнять в употреблении обобщающих слов, расширять активный словарь детей.

    Оборудование: мяч.

    Проведение игры.

    1 вариант. Педагог и дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч ребенку и называет любое обобщающее слово, например: «овощ». Ребенок должен бросить мяч обратно педагогу и назвать любой овощ, например: «капуста».

    2 вариант. Педагог бросает мяч ребенку и называет любой предмет, например: «чашка». Ребенок должен бросить мяч педагогу и назвать обобщающее слово «посуда».

    3 вариант. Педагог бросает мяч ребенку и называет обобщающее слово. Ребенок должен назвать предмет из этой группы, затем назвать свое обобщающее слово и бросить мяч другому ребенку. Игра продолжается.

    Игра «Какой пальчик лишний?»

    Цель. Расширять активный словарь детей, укреплять мелкие мышцы кистей рук, развивать логическое мышление.

    Проведение игры.

    Педагог загибает четыре пальца ведущей руки и называет четыре предмета (три из одной группы и один из другой), например: собака, корова, волк, овца.

    Дети повторяют за педагогом.

    Затем он спрашивает: «Какой пальчик лишний?» Дети должны назвать лишний предмет и показать лишний пальчик.

    Игра «Шаг, шажище и шажок».

    Расширять активный словарь детей, упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительно-пренебрежительным суффиксами.

    Проведение игры.

    Дети выстраиваются в одну линию лицом к педагогу. Педагог говорит детям, что они будут играть в слова; нужно послушать слово, повторить его и сделать обычный шаг; затем нужно представить, что этот предмет стал огромным, надо назвать его и сделать очень большой шаг (шажище); потом надо представить что предмет стал очень малюсеньким, назвать его и сделать очень маленький шаг (шажок).

    Шаг, шажище и шажок

    Прошагай скорей дружок.

    Педагог называет слова, дети поочередно делают шаги и подбирают слова с нужными суффиксами:

    рука – ручища – ручка;

    голова – головища – головка,

    стол – столище – столик и т. п.

    Игра «Сложные слова».

    Цель: расширять активный словарь детей, упражнять в употреблении сложных слов.

    Оборудование.

    ЛОВ, ЛОВ, ЛОВ,
    ЛАЗ, ЛАЗ, ЛАЗ,

    ВАР, ВАР, ВАР,
    ЕД, ЕД, ЕД.

    КАМНЕ, ЗВЕЗДО, СНЕГО,

    ЛЁТ, СВАЛ, КАТ,
    БЫБО, ЗМЕЕ, ПТИЦЕ,

    СКАЛО, ВЕРХО, ВОДО,
    ВЕЗДЕ, БОЛОТО, ЛУНО,
    БЕНЗО, МОЛОКО, МУСОРО,
    КАШЕ, СЫРО, МЫЛО,
    КОРО, ЛИСТО, ЦВЕТО.

    Проведение игры.

    Педагог и дети читаю стихи, находят сложные слова, обсуждают, как они образованы:

    1. Что может падать.

    Камни падают – камнепад.

    Что такое камнепад?

    Камни падают, летят,

    По горе стучат, гремят,

    Друг за дружкою спешат.

    Звёзды падают – звездопад.

    Звезды падают на небе.

    Загадать желанье мне бы:

    Чтоб под этим звездопадом

    Мирно жили люди рядом.

    Снег падает – снегопад.

    Падал снег на зимний сад –

    Начинался снегопад.

    На деревья и тропинки

    С неба сыпались снежинки.

    1. Что умеют делать сами.

    Сам летает – самолет.

    Сам летает самолет.

    Управляет им пилот.

    В самолёте мы сидим.

    Рядом облако, как дым.

    Сам сваливает груз – самосвал.

    Самосвал привез песок,

    После – несколько досок.

    Сам привез и сам свалил.

    И на все хватило сил.

    Сам катится – самокат.

    Самокат сам катится,

    И катись, катись, катись….

    1. Кто что ловит.

    Рыб ловит – рыболов.

    Рыбу ловит рыболов.

    У него прекрасный клёв:

    Щука, лещ и два ерша.

    Да, рыбалка хороша!

    Змей ловит – змеелов.

    Средь песка и средь камней

    Змееловы ловят змей.

    Яд змеиный нужен им:

    Для лекарств необходим.

    Птиц ловит – птицелов.

    Птичек ловит птицелов,

    Канареек и щеглов.

    Чтобы в зимние метели

    Птицы нам про лето пели.

    1. Кто где лазит.

    По скалам лазит – скалолаз.

    Скалолаз по скалам лазит.

    Иногда на землю слазит.

    На скале, на горной круче

    Скалолазу всё же лучше.

    В воде лазит – водолаз.

    В океане, в речке, в море

    Водолазы на просторе.

    Любят лазить под водой.

    Мир подводный – дом родной.

    Вверху лазит – верхолаз.

    Настоящий верхолаз

    Лазил вверх уже не раз.

    В вышине работа есть –

    Верхолазу нужно лезть.

    1. Что где ходит.

    Везде ходит – вездеход.

    Везде ходит вездеход.

    Вездеход везде пройдёт.

    И по лесу, и по луже.

    Этот транспорт очень нужен.

    По болоту ходит – болотоход.

    По болоту что идёт?

    Ходит там болотоход.

    Лягушонка из болота

    Прокатил до поворота.

    По Луне ходит – луноход.

    Лунной ночью луноход

    По Луне идет вперед.

    Захотелось тоже мне

    Походить так по Луне.

    1. Что возят машины.

    Бензин возит – бензовоз.

    Бензовоз везёт бензин

    Для заправки всех машин.

    Молоко возит – молоковоз.

    Молоко везет машина

    В городские магазины.

    Молоко молоковоз

    В детский сад с утра привез.

    Мусор возит – мусоровоз.

    Гору мусора увез.

    На себе мусоровоз.

    Чтобы город чистым был,

    Мусор он весь день возил.

    1. Кто что варит.

    Кашу варит – кашевар.

    Кашу я варю братишке

    По рецепту в старой книжке.

    Каша пышет, в каше – пар.

    Я – хороший кашевар.

    Сыр варит – сыровар.

    Сварит сыр из молока

    Сыровар наверняка.

    Сыр получится душистый,

    Мыло варит – мыловар.

    Мыло варит мыловар.

    Мыло – лучший санитар.

    Чтоб всегда здоровым быть,

    Надо руки с мылом мыть.

    1. Кто что ест.

    Кору едят – короеды (короед).

    Ест кору жук-короед.

    Целый день идёт обед.

    Для лесов большие беды.

    Листья едят – листоеды (листоед).

    Если в листьях дырки есть,

    Их, конечно, кто-то ест.

    Ест листочки листоед.

    Где же листья? Листьев нет.

    Цветы едят – цветоеды (цветоед).

    Натворит немало бед

    Жук опасный – цветоед.

    Если съест жучок цветы,

    Не появятся плоды.

    Затем следует разделить большие карточки между игроками. Маленькие карточки положить на середину стола.

    Участники игры должны по очереди выбирать маленькие карточки и, подкладывая их к большим, составлять сложные слова. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

    Игра «Взрослые и малыши».

    Цель. Расширять активный словарь детей, учить правильно употреблять названия взрослых животных и их детенышей.

    Проведение игры.

    Педагог и дети стоят в кругу. Если педагог называет взрослого животного, дети тянутся руками вверх, если детеныша, дети приседают, руками обхватывают колени. Дети повторяют слова за педагогом.

    Если «взрослый» – потянись,

    А «детёныш» – опустись.

    Думай быстро, кто какой,

    Кто малыш, а кто большой.

    Педагог называет взрослого животного или детеныша, дети повторят название, выполняют движение, а затем называют его пару (детеныша или взрослого животного).

    Игра «Скажи правильно».

    Цель. Упражнять детей в согласовании существительных с порядковыми числительными.

    Оборудование. Два набора с карточками.

    1 набор. Цифры от 1 до10.

    2 набор. Картинки: дом, котята, стул, глаз, окно, стол, карандаш, ручка, книга, полотенце.

    Проведение игры.

    Два набора карточек лежат стопками (картинками вниз).

    По команде «Раз, два, три! Бери!» дети по очереди берут по две карточки из разных стопок и называют словосочетания, например: «два окна».

    Игра «Кто как кричит».

    Цель. Учить употреблять глаголы, характеризующие голоса различных животных и птиц, упражнять в согласовании существительных с порядковыми числительными.

    Оборудование. Картинки животных: петух, кукушка, коза, корова, кошка, баран, ишак, лошадь, свинья, щенок. Пять карточек с кружочками: 1 кружочек, 2 кружочка, 3 кружочка, 4 кружочка, 5 кружочков.

    Проведение игры.

    Педагог показывает картинки и спрашивает, кто, как кричит, например: «Петух кукарекает: «Ку-ка-ре-ку!».

    Затем вызывает ребенка и просит его взять какую-нибудь картинку с животным и карточку с кружочками. Остальные дети не видят, какие карточки он выбрал. Ребенок должен прокричать, как это животное столько раз, сколько кружочков на карточке.

    Остальные дети угадывают, кто это кричит, и сколько было животных. Например: «Кукарекали 3 петушка».

    Логопедические и речевые игры

    Логопедические игры, изготовленные педагогами и воспитателями, направлены на развитие дыхательных способностей включают в себя артикуляционные упражнения, игры с воздухом. Для формирования слоговой структуры используются разнообразные занятия с закреплением навыка делить слова на слоги. Различные вариации по формированию основных фонем русского языка. Развитию артикуляционного аппарата посвящено много упражнений с использованием наглядного материала

    Предложенные ниже игры разработаны педагогами ДОУ и логопедами и используются с целью повысить эффективность работы и разнообразить материал, используемый в коррекционном процессе.

    Игровые пособия и материал для логопедических занятий

    Показаны публикации 1-10 из 2969 .
    Все разделы | Логопедические и речевые игры

    Игровое логопедическое пособие «Речевые круги Луллия» Цель: создание условий для речевой активности детей. Задачи: – развивать воображение, мышление, внимание, логику; – способствовать развитию поисковой активности; – воспитывать инициативу, самостоятельность. Коррекционные задачи: -развивать фонематические процессы;.

    Дидактические игры для развития речевого дыхания в первой младшей группе 1.Игра на дыхание “Горячий чай” Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха. Оборудование: чашки из цветного картона. Ход игры : – Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам – дуть я предлагаю.

    Логопедические и речевые игры – Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Составление коротких рассказов об игрушках»

    Публикация «Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе. » Тема: «Составление коротких рассказов об игрушках». Цель: учить детей составлять с помощью воспитателя короткие рассказы об игрушках; активизировать употребление прилагательных; закреплять умение образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа.

    Библиотека изображений «МААМ-картинки»

    Логопедическое пособие «Улитка» Многофункциональное логопедическое пособие “Улитка” предназначено для индивидуальных и групповых логопедических занятий. Пособие предназначено для автоматизации и дифференциации поставленных звуков у обучающихся, для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи. На.

    Дидактические игры по ОО «Речевое развитие» Дидактические игры по О.О. «Речевое развитие» Дидактическая игра «Уникуб». Задачи: Образовательные – совершенствовать умение формулировать собственные элементарные выводы и умозаключения. Развивающие – развивать связную, грамматически правильную речь; познавательные действия;.

    Детский мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания «Катаемся на тюбинге» Правильная речь ребёнка напрямую зависит от речевого дыхания. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет расходовать выдыхаемый воздух целесообразно. Сначала иёт короткий активный вдох, пауза, затем продолжительный выдох -начало образования звуков. Правильное дыхание равно.

    Читайте также:  Анкета-тест для родителей ребенка, посещающего логопункт

    Логопедические и речевые игры – Дидактическое пособие «Футбол». Логопедическая игра для развития речевого дыхания

    Статья «Дидактическое пособие «Футбол». Логопедическая игра для развития. » Дидактическая игра «Настольный футбол» в развитии речевого дыхания – пособие для формирования воздушной струи и развития речевого дыхания, для полноценного речевого дыхания необходима гибкость,эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки.

    Методическое пособие «Речевые кубики» Условия реализации: Общеобразовательная группа – дети 3-4 года. Сроки реализации: 1 год. Цель. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Задачи: -Развивать умение составлять сложные предложения. -Развивать мелкую моторику, координацию движений.

    Речевой материал для автоматизации звука [Р] АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР- Произносить (читать) слоги чётко произнося звук [Р] дра-дры-дро-дру дры-дро-дру-дра дро-дру-дра-дры дру-дра-дры-дро Произносить (читать) слова чётко произнося звук [Р] Драка, драный, драться. Драже, драчун, дрова.

    Интеллектуальная игра для учителей-логопедов «Где логика?» Игра «Где логика?» Игра «Где логика?» позволит показать свое умение правильно мыслить и находить логические связи между разнообразными предметами, явлениями и персонажами, изображенными на картинках, и объединять их в слова, связанные с коррекционной работой учителя-логопеда. 1.

    Занятия с логопедом

    Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте происходит быстро и взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития. Основная закладка речевого развития происходит до 3 лет. Ребенок быстро пополняет пассивный, а затем и активный словарь, обогащается звуковое оформление слов, появляются первые фразы, предложения. Уровень речевого развития у всех детей разный, кто-то способен к трем годам правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Другим же деткам необходима помощь со стороны взрослого, специалиста. Речь таких малышей может быть не отчетливой, нарушено звукопроизношение, или слоговая структура.

    В таких случаях педагоги ДОУ, логопеды и воспитатели проводят логопедическую работу с использованием различного подсобного материала, книг, игр разработанные ведущими специалистами или учителями-логопедами дошкольного учреждения.

    Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

    Разделы: Логопедия

    Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.

    Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

    Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

    1. Нарушение количества слогов:
    – сокращение слога;
    – опускание слогообразующей гласной;
    – увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
    2. Нарушение последовательности слогов в слове:
    – перестановка слогов;
    – перестановка звуков соседних слогов.
    3. Искажение структуры отдельного слога:
    – сокращение стечений согласных;
    – вставки согласных в слог.
    4. Уподобление слогов.
    5. Персеверации (циклическое повторение).
    6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
    7. Контаминации (смешение элементов слова).

    Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова [4].

    Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

    В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой [10], которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

    1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
    2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
    3. Односложные слова (дом, сок).
    4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
    5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
    6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).
    7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
    8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
    9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
    10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
    11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
    12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
    13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
    14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

    Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Свою работу я строила в два этапа:

    – подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
    – коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

    На подготовительном этапе я проводила упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

    Упражнение «Повтори так же»

    Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
    Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
    Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

    Упражнение «Сосчитай правильно»

    Цель: учить считать звуки.
    Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
    Ход упражнения:
    Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
    Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

    Упражнение «Выбери схему»

    Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
    Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
    Ход упражнения:
    Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
    Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

    Упражнение «Длинное – короткое»

    Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
    Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
    Ход упражнения:
    Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
    Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

    На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

    Упражнения на уровне звуков:

    1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
    2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
    3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

    Упражнения на уровне слогов:

    – Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
    – «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
    – Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
    – Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
    – Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

    Упражнения на уровне слова:

    Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
    Материал: мяч.
    Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

    Цель: развивать умение делить слова на слоги.
    Материал: палочки.
    Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

    Игра «Сосчитай, не ошибись»

    Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
    Материал: пирамидка, кубики, камешки.
    Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

    Игра с мячом «Передай дальше»

    Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
    Материал: мяч.
    Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

    Игра «Назови правильное слово»

    Цель: учить различать правильно звучащие слова.
    Материал: картинки.
    Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

    Упражнение «Что изменилось?»

    Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
    Материал: картинки.
    Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
    Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

    Упражнение «Найди самое длинное слово»

    Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
    Материал: картинки.
    Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

    Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

    Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
    Материал: картинки, карточки с цифрами.
    Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

    Упражнение «Какое слово отличается»

    Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
    Материал: картинки.
    Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
    Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

    Упражнение «Назови одинаковый слог»

    Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
    Материал: картинки.
    Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

    Игра «Конец слова за тобой»

    Цель: учить синтезировать слова из слогов.
    Материал: мяч.
    Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

    Игра «Какое слово получилось?»

    Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
    Материал: мяч.
    Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

    Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
    кет букет
    фет буфет
    Бу тон бутон
    бен бубен

    Упражнение «Назови ласково»

    Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
    Материал: мяч.
    Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
    Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

    Упражнение «Назови слово правильно»

    Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
    Материал: предметные картинки.
    Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

    Логопед: Ребёнок:
    Мосалёт
    Ломасёт самолёт
    Самолёт

    Игра «Слоговые кубики»

    Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
    Материал: кубики с картинками и буквами.
    Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

    Игра «Цепочка слов»

    Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
    Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
    Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

    Игра «Логокуб»

    Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
    Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
    Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

    Игра «Поезд»

    Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
    Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
    Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

    Игра «Пирамида»

    Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
    Материал: набор предметных картинок.
    Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

    Упражнение «Собери слово»

    Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
    Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
    Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

    Упражнение «Подбери слово»

    Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
    Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
    Ход упражнения:
    Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
    Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

    Игра «Наведём порядок»

    Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
    Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
    Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

    Игра «Кто больше»

    Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
    Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
    Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

    Литература:

    1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
    2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
    3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
    4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
    5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
    6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
    7. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
    8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
    9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
    10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.
    Ссылка на основную публикацию