Давайте поиграем! (памятка логопеда для родителей)

Логопедическое занятие-тренинг для родителей “Игровая гостиная, или Давайте поиграем дома с детьми”

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Кроме того, взаимодействие с семьями детей включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели, специалисты и родители будут действовать согласованно.
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике
развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.
При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития старших дошкольников, педагогам нужно найти свои, те которые эффективны именно в данной группе. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни детского сада предпочтительно через осознание этого для развития их детей
Учитывая все выше изложенное, мы, учитель-логопед и воспитатели группы поставили целью своей работы: повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.
Для повышения уровня речевого развития детей использовались различные формы и методы вовлечения родителей в педагогический процесс: консультации; предоставление наглядного материала по развитию речевых умений (папки передвижки, памятки, методическая литература), проведение мастер класса по обучению артикуляционной и дыхательной гимнастики, круглый стол «Фонематический слух – основа правильной речи», семинар-практикум «Звуковой анализ слова», деловая игра «Умники и умницы», в течении года были дни открытых дверей.
Сейчас мы хотим представить одну из форм взаимодействия с родителями тренинг «Игровая гостиная»

Логопедическое занятие – тренинг для родителей «Игровая гостиная, или давайте поиграем дома с детьми».

Цель: познакомить родителей с игровыми приёмами при организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

Задачи:

  • Повышать компетентность и знания родителей о нарушениях речи старших дошкольников.
  • Привлекать внимание родителей к речевым проблемам детей.
  • Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе проведения специальных игр для коррекции и профилактики нарушений устной речи детей

Оборудование и материалы: столы, компьютер, презентация к занятию, бейджики для каждого участника группы с именем и отчеством, плакаты, разноцветные флажки, листы бумаги для записей, карандаши, ручки и фломастеры, мяч, газетные листы, клубок пряжи, небольшие разноцветные шляпки из бумаги, секундомер.

1. Вводная часть. Приветствие и представление. (Упражнение «Имя»)

Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем вам представиться – назвать своё имя, отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слова на первые буквы своего имени и отчества.

Сообщение темы занятия

Все дети очень любят играть, игра является частью детства, непременным его атрибутом. Игра доставляет ребёнку огромную радость, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, мышление, познавательные процессы. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям. Для переключения внимания, развития межполушаровой взаимосвязи, формирования языкового анализа и синтеза, фонематических процессов, профилактики усталости у детей в коррекционные логопедические занятия включаются разнообразные игры.
Сегодня наша встреча будет посвящена играм, которые помогают детям совершенствовать речь, и будут способствовать закреплению полученных на логопедических занятиях знаниях и умениях.

Разминка (игра «Паутинка»)

Поиграем с вами в игру «Паутинка». Подумайте и одним предложением расскажите, в какие игры больше всего любит играть ваш ребёнок. Во время рассказа необходимо один раз обмотать ладонь ниткой.
А теперь нужно распустить паутинку. Подумайте и расскажите одним предложением, какой по характеру ваш ребёнок. Во время рассказа необходимо освободить свою руку от нитки, смотать её и передать клубок другому.

Принятие групповых правил.

В каждой игре существуют правила. На нашем занятии мы тоже должны принять с вами некоторые правила и подчиняться им. Послушайте их и выскажите своё мнение.

  • Старайся участвовать во всех играх и упражнениях.
  • На занятии может говорить только один человек.
  • Если выполнил упражнение, то подними флажок.
  • Не выкрикивай, не перебивай других, умей выслушать другого человека.
  • Если что-то непонятно, обязательно задай вопрос.

2. Основная часть

Игра «Найди слова с заданной буквой»

Педагог. Первая игра, с которой мы предлагаем ознакомиться, называется «Найди слова с заданной буквой». Игра способствует развитию звуко-буквенного анализа, внимания, мышления, памяти, совершенствует навык чтения у дошкольников в будущем.

(Раздаются родителям бланки с напечатанным текстом, листы бумаги, фломастеры.

Педагог. Перед вами текст. Возьмите в руки фломастеры. По команде за 3 минуты необходимо выписать из текста все слова с буквой Л. По истечению этого времени педагог говорит «Стоп!» – и предлагает всем подсчитать количество выписанных слов и назвать число. Победителю вручается приз.

Игра «Балда».

Педагог. Предлагаем вам следующую игру «Балда».Эта игра развивает звуко-буквенный анализ и синтез, мыщление, внимание, память.
(педагог раздаёт родителям листы чистой бумаги, фломастеры и объясняет правила, на доске точками записывается слово «балда»)
Педагог. Правила достаточно просты: я загадаю слово, запишу первую и последнюю буквы, пропущенные буквы обозначу чёрточками. Вы по очереди называете буквы. Если буква угадана правильно– я впишу её в слово. Если буква не угадана запишу первую букву слова «балда». Как только слово будет угадано – игра прекращается. Победитель получает фишку и становится ведущим. Давайте определим тему загаданного слова.
А сейчас я предлагаю вам потренироваться в выполнении звуко-буквенного анализа слова, так как мы с самого начала нашего занятия часто о нём вспоминаем.

Звуко-буквенный анализ слова «пила»

Игра «Словесный мяч»

Педагог. Предлагаю ознакомиться с игрой «Словесный мяч». Я назову слово и брошу одному из игроков мяч. Игрок должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, и бросить мяч следующему игроку или ведущему. Например : кусок-коса-арбуз.

Игра «Лестница»

Я раздаю вам чистые листочки, ручки. Все участники должны будут на листах бумаги записать букву П. с этой буквы будут начинаться все слова, которые вы подберёте. Задача играющих заключается в том, чтобы в каждой строчке дописать слова, которые начинаются с указанной буквы.
Слова располагаются лесенкой следующим образом: первой стоит названная буква. Под ней ставится слово, состоящее из двух букв, первая из которых– названная. Ниже записывается слово из трёх букв, ещё ниже из четырёх и т.д. но писать нужно только существительные в именительном падеже единственного числа. На задание даётся 5 минут.

Игра «Корректурная правка»

Перед вами текст. Он скучный, неинтересный.Возьмите в руки ручки. По команде за 3 минуты необходимо зачеркнуть все буквы С.

3. Заключительная часть

Рефлексия занятия

Уважаемые родители наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. У вас сформировалось своё мнение по поводу нашего занятия, поэтому я предлагаю вам выбрать и «примерить» разноцветные шляпы и высказать своё отношение к занятию.

Красная шляпа – что было положительного в проведённом занятии.
Чёрная шляпа – какие отрицательные моменты и недостатки вы увидели на занятии.
Зелёная шляпа – ваши предложения и идеи по отношению к проведённому занятию.
Белая шляпа – какие вопросы возникли в ходе занятия.
Синяя шляпа – подведение итогов: чего достигли на занятии, что хотели бы получить на следующих тренингах.

Советы логопеда (памятки родителям).
статья по логопедии по теме

В данной работе представлены советы и рекомендации родителям по развитию речи, организации домашних занятий с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
pamyatki_roditelyam.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Звук мы слышим и произносим.

Звуки речи на письме обозначаются буквами.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Сначала нужно различать звуки на слух (выделять звук среди других звуков,

находить звук в слове) , а потом учиться обозначать звук буквой.

2. Звуки бывают гласные и согласные.

Звуки, которые можно петь и при произнесении которых воздух изо рта выходит свободно, не встречает преград, называются гласными. Звуки, которые нельзя петь и при произнесении которых воздух во рту встречает на своем пути преграду в виде языка, губ или зубов, называются согласные.

3. Гласные звуки и буквы.

Гласные звуки мы можем петь. Мы обозначаем их красным квадратом.

В русском языке 6 гласных звуков: [а],[о],[у],[и],[э],[ы]. На письме гласные звуки обозначаются гласными буквами, в русском алфавите их 10 – а,о,у,и,ы,э,я,е,ю ё.

Запомните: нет гласных звуков «я», «ю», «е», «ё». Это гласные буквы, которые

состоят из звуков: я-[й][а], ю-[й][у], е-[й][э], ё-[й][о]. Если есть задание придумать

слово с гласным звуком, подбирайте только те слова, в которых звук стоит под

ударением. Например: нельзя на звук «о» придумать слово «огурец», т.к. пишем «о», а слышим «а».

4. Согласные звуки и буквы.

В русском языке 36 согласных звука: [б/б’], [в/в’], [г/г’],[д/д’], [ж], [з/з’],[й], [к/к’], [л/л’],[м/м’], [н/н’], [п/п’],[р/р’], [с/с’], [т/т’],[ф/ф’], [х/х’], [ц],[ч], [ш], [щ]. На письме согласные звуки обозначаются согласными буквами, их в русском алфавите 20 – б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч ,ш, щ. Звук Й принято называть полугласной.

– Согласные звуки бывают мягкими и твердыми (добрыми и сердитыми).

Твердые согласные звуки мы обозначаем синим кружком, а мягкие –

зеленым кружком. Если есть задание придумать слова на согласный звук,

не забывайте, что помимо твердого звука есть еще и мягкий.

Например: лось – в начале слова стоит звук Л (твердый);

лимон – в начале слова стоит звук Ль (мягкий).

Запомните: после твердого звука мы пишем буквы а, о, у, э, ы; после мягких согласных мы пишем гласные и, я, ю, е, ё.

– Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

При произнесении звонких согласных ([в] ,[з] [ж], [б], [г],[д], [л], ],[р]), горлышко «дрожит» (положите ладонь на горло и произнесите звук «з»).

При произнесении глухих согласных( [к],[п], [с], [т],[ф], [х], [ц],[ч], [ш], [щ]) горлышко не «дрожит» (положите ладонь на горло и произнесите звук «с»).

Запомните: в конце слова звонкие согласные оглушаются.

Например: в слове «ёж» пишем «ж», а слышим «ш».

5. Подбирайте только те слова, которые пишутся и произносятся одинаково.

Комплекс артикуляционной гимнастики при стёртой

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное

положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя

челюсть не должна выдвигаться вперед.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Насчет «раз-два» чередовать упражнение «Заборчик» и упражнение «Трубочка».

1) Надувание обеих щек одновременно.

2) Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной

Втягивание щек в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.

6. Накажем непослушный язычок.

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей поверхности от кончика до

корня, постепенно высовывая и снова втягивая.

7. Причешем язычок

Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между

зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из

одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за

нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под

счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже

с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так

поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы работал

только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы

артикуляционный аппарат ребенка – язык, губы, челюсти –

также работал правильно и четко. В формировании и развитии движений

органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.

Что необходимо знать!

1. Выполнять артикуляционные упражнения следует несколько раз в день.

2. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

4. Артикуляционные упражнения лучше всего проводить в игровой форме.

5. Не заставляйте ребенка выполнять все упражнения сразу, лучше хорошо сделать 2-3 и передохнуть.

6. Внимательно читайте инструкцию к выполнению каждого упражнения.

7. Поощряйте ребенка, даже если сделать правильно не получилось.

В помощь родителям правила выполнения домашнего задания.

1. Тетрадь с заданием логопеда выдается в пятницу.

2. Получив тетрадь, ознакомьтесь с заданием.

3. Если возникли вопросы, обратитесь за разъяснениями к логопеду.

4. Убедитесь, что предыдущие домашние задания были выполнены вами верно.

Если нет – доделайте эти задания (или переделайте).

5. Внимательно причитайте новое задание логопеда. Постарайтесь понять, на что направлено задание (активизация словаря (лексическая тема), повторение предлогов (грамматический строй), работа над фразой и связной речью ребенка (построение предложений) и т.д.)

6. Подберите наглядный материал (картинки и пр.), который должен быть доступен для ребенка (он знает что это, может назвать )

7. Обсудите с ребенком выбор материала, помогите ему вырезать картинки, наклеить их.

8. Поговорите с ребенком по поводу данной лексической темы: задайте вопросы, вспомните примеры из жизни, покажите ( по возможности), продемонстрируйте, как это работает, как перемещается, для чего используется и т.д.

– Из каких частей состоит предмет? Чем отличается (если сравнение возможно) от других, изученных предметов?

– Что может делать этот предмет (или что можно сделать с ним)?

– Подберите возможные глаголы (слова-действия).

– Какой он? Подберите возможные прилагательные (слова-признаки).

9. Помогите ребенку овладеть грамматической формой: правильно согласовывать слова во фразе и в предложении, правильно употреблять предложно-падежные конструкции, обращайте внимание на окончание слов в предложении, употребление слов в нужном числе и роде и т.п.

10. Помогите ребенку строить и совершенствовать свою фразу и связную речь в целом. Больше читайте ребенку произведений художественной литературы, пейте колыбельные песни, исправляйте речевые ошибки.

11. Ошибки нужно исправлять тактично, это должна быть помощь ребенку в овладении новым (в данном случае родным языком). При этом не стоит наказывать детей за ошибки.

Постарайтесь заинтересовать ребенка, подобрать такой мотив, такой ключик, чтобы ребенок сам захотел узнать новое, выполнить задание.

12. Лучше, если инициатива будет исходить от ребенка, а взрослый должен помогать, направлять деятельность ребенка.

13.Приносите тетрадь вовремя (не позднее понедельника следующей недели),

отдавайте тетрадь в руки воспитателю.

Анализ любого предложения:

1. Почему это предложение? (Это предложение, потому что слова в нем дружат.)

2. Сколько слов в предложении? (В предложении….слов.)

3. Назови слово предмет, задай вопрос (Кто это? Или что это?) Как обозначим (карточкой желтого цвета)

5. Назови слово-действие, задай вопрос (Что делает?) Как обозначим (карточка коричневого цвета).

6. Назови слово-признак, задай вопрос (какой?, какая?, какое? или какие?). Как обозначим? (карточкой белого цвета).

7. Придумай по данной схеме свое предложение.

Характеристика согласного звука:

1. Правильно произнеси звук [у-у-у].

2. Какой это звук (гласный или согласный), почему? (Звук [У] гласный, потому что его можно петь).

3. Что происходит с ротиком или губками, когда мы его произносим? (Когда мы произносим звук [У] губы вытягиваются трубочкой).

3. Как обозначаем звук? (Звук [У] обозначаем красным квадратом).

Характеристика согласного звука:

1. Правильно произнеси звук.

2. Какой это звук – гласный или согласный, почему? (Он согласный, потому что его нельзя петь).

3. Как проходит воздушная струя, когда мы произносим этот звук? (Воздушная струя встречает преграду). Какую преграду?

4. Это твердый или мягкий звук ( квадратом какого цвета обозначаем)?

5. Глухой или звонкий?

Звуко-слоговой анализ слова:

1. Назови 1-й звук, какой это звук (гласный или согласный), почему?

2. Квадратиком какого цвета обозначаем и почему (гласный звук – красный, твердый согласный – синим, мягкий согласный – зеленым)?

3. Нарисовать квадратами последовательность звуков в слове, характеризуя каждый звук.

4. Сколько в слове звуков?

5. Сколько в слове гласных звуков (назови их), сколько согласных?

6. Сколько в слове слогов? (прохлопай в ладоши).

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов!

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
    умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают
    речевую активность ребёнка.
  1. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  1. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится
    контроль за выполняемыми движениями.
  2. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  3. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  4. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,
    хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком
    письма.

– Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или
научите его помогать себе второй рукой.

– Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно

1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой.
2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди.
3. “Замок”. Переплетите пальцы, сожмите ладони.
4. “Солнечные лучи”. Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
5. “Ножницы”. Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.
6. “Пальчики здороваются”. Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).
7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно.
8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно.
9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе.
10. Имитируйте игру на пианино.
11. “Человечки бегают” с помощью указательного и среднего пальцев.
12. “Футбол”. Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами.
13. Надавите четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони.
14. Разотрите ладони (вверх-вниз).
15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами.
16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними.
17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.
Любой небольшой стишок, потешку или песенку можно «переложить на пальцы», то есть придумать несложные движения для пальчиков.

Речевое развитие ребенка.

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития.

Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

2-3 мес. На смену крику приходит гуление . Гуление – произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г . Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

6-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов:»дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом .

9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.

11-13 мес. Появляются несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двухсложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т.д. Количество слов к двум годам увеличивается (около 300 слов различных частей речи).

2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется, бурно развивается воображение.

К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.

Вы познакомились с этапами развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста.

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызвать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

Начиная заниматься с ребенком дома, родители должны помнить:

-Только интересные занятия, поданные в игре, будут эффектными. Нельзя просто приказать малышу: «Иди сюда, мы будем учиться правильно говорить». Занятия должны быть живыми и интересными.

-Не забывайте, что ребенка нужно похвалить, и выдать после занятия маленький приз.

-Очень важно научить малыша контролировать свою и чужую речь

-Занятия должны быть короткими, продолжительностью не более 15 минут.

– За одно занятие не рекомендуется выполнять более 3 упражнений, ребенку трудно долго концентрировать внимание. Только усвоив, как следует, одно упражнение, можно переходить к следующему, это же относится к звукам.

-Предложите ребенку поговорить по секрету, т.е. шепотом, поскольку при этом работа артикуляционного аппарата усиливается.

И еще один совет, при отработке звуков или при выполнении артикуляционной гимнастики обязательно выполняйте это перед зеркалом.

Как говорит ваш ребенок.

Каждый родитель задается вопросом: «А правильно ли говорит мой ребенок?» Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

-оценка речи по звучанию;

-звуко-буквенный анализ и синтез слова;

-лексико-грамматический строй речи;

Понимание речи включает в себя понимание инструкций, которую необходимо выполнить в определенной последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.

Связная речь подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребенок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определенного количества слов.

Оценка речи по звучанию предполагает определение внятности речи ребенка, правильности произносимых им звуков.

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак звука. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению(например: дом-“том”, рак-“лак”, лук-“люк”, жук-“щук”)

Звуко-буквенный синтез слов – умение по звукам составить слово.

Звуко-буквенный анализ – умение выделять звуки на фоне слова.

Лексико-грамматический строй речи. Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).

Состояние голоса. Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса.

Темп речи. Говорит ли ребенок либо слишком медленно, либо слишком быстро.

Давайте поиграем! (памятка логопеда для родителей)

Консультации логопедов “Родителям на заметку”

1. В настоящее время все больше детей имеют нарушения в речи. Многих родителей интересует, возможно ли исправить недостатки речи, не прибегая к помощи специалиста? Мы попробуем помочь вам! [показать/скрыть]

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.
Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.
Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с возрастом.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни.
& Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.

Как организовать логопедические занятия дома?
Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:
– Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
– «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
– Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки).
– Разрезные картинки из двух и более частей.
– Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
– Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
– Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Советы логопеда
– Разрезные картинки из двух и более частей. Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся: игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день), игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. «Когда же можно все успеть?» – спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их. Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.
Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.
Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.

2. Многих молодых родителей волнует вопрос, когда ребенок должен начинать говорить, что нужно сделать для того, чтобы малыш быстрее заговорил?
Специалисты в области логопедии готовы ответить на ваши вопросы. [скачать “Как научить ребенка говорить?”]

3. Мяч и речь. Практикум для родителей. [скачать]

4. Развитие речевых навыков детей раннего возраста. Упражнения для занятий по развитию речи. [скачать]

5. Применение cу–джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста [скачать]

6. Родителей очень часто волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?
[скачать]

7. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети с трудом овладевают русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет. Почему не каждому дается грамота? [скачать]

8. Рекомендации при заикании [скачать]

9. Артикуляционная гимнастика [скачать]

10. Профилактика дисграфии [скачать]

11. Пословицы в развитии речи дошкольника [скачать]

12. Мастер-класс для родителей воспитанников по теме: «Играем пальчиками» [скачать]

13. Упражнения для развития логического мышления у дошкольников 6-7 лет [скачать]

14. Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком [скачать]

15. Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников [скачать]

16. Поиогаем детям вместе! [скачать]

17. Формирование связной речи при составлении рассказов [скачать]

18. Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие? [скачать]

19. Ребенок из Зазеркалья. Как распознать, что ребёнок- левша? [скачать]

20. Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет [скачать]

21. Как стимулировать речевое развитие ребенка? [скачать]

22. Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики [скачать]

23. Дыхательная гимнастика [скачать]

24. Леворукий ребёнок [скачать]

25. Готовим руку к письму [скачать]

26. Подготовка руки ребенка к письму в школе [скачать]

27. Упражнения для тренировки речевого дыхания [скачать]

28. Заикание (памятка для родителей) [скачать]

29. Памятка родителям для поступления ребенка в школу [скачать]

30. Почитай мне мама! [скачать]

31. Формирование навыков «внимательного» чтения [скачать]

32. Рекомендации при заикании [скачать]

33. Упражнения для развития подвижности губ [скачать]

34. Правила и упражнения в плавной речи [скачать]

35. Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье [скачать]

36. Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет) [скачать]

37. Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка [скачать]

38. Развитие мелкой моторики [скачать]

39. Как помочь ребенку заговорить? [скачать]

40. Технология БОС – технология здоровья [скачать]

41. Многозначные слова как способ обогащения словаря учащихся [скачать]

42. С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом? [скачать]

43. Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет) [скачать]

44. Рекомендации родителям для преодоления заикания [скачать]

45. Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда [скачать]

46. Советы учителя-логопеда по развитию речи младших дошкольников [скачать]

47. Уважаемые родители предлагаю Вам познакомиться с РЕЧЕВЫМИ ИГРАМИ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ. [скачать]

48. Пособия, для проведения дыхательной гимнастики, своими руками. [скачать]

49. Артикуляционные упражнения для детей старшего дошкольного возраста. [скачать]

50. Артикуляционные упражнения для детей раннего возраста. [скачать]

51. Как надо вести себя с ребенком, который начал заикаться. [скачать]

52. Памятка для родителей «Приемы автоматизации звука [р] в домашних условиях». [скачать]

53. Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. [скачать]

54. Развиваем речь ребенка в возрасте 2-4 лет. [скачать]

55. Развитие фонематического восприятия. [скачать]

56. Роль родителей в развитии речи детей старшей и подготовительной групп. [скачать]

57. Советы учителя-логопеда по развитию речи младших дошкольников. [скачать]

58. Речь ребенка в 5-6 лет. [скачать]

59. Как сделать свой голос красивым. [скачать]

60. Игры по дороге домой 5-6 лет. [скачать]

Письмо-памятка для родителей

Работая в общеобразовательной школе, я столкнулась с проблемой несерьезного отношения к логопедическим занятиям, как учеников, так и их родителей. Зачастую в автоматизации поставленного звука участвует только логопед. А ведь при таком подходе, положительная динамика затягивается, и закрепление звука может тянуться месяцами, если не годами. Часто родители воспринимают логопеда, как врача – “Работайте, а мы в стороне”.

Но ведь у логопеда нет “волшебной таблетки”, выпив которую ребенок идеально заговорит. Коррекция звукопроизношения – это труд, в первую очередь труд самого ребенка. Поддержка родителей в этот период очень важна.

Для привлечения и заинтересованности родителей, я разработала письмо – памятку от имени учеников посещающих мой логопункт.

Дорогие и любимые папочка и мамочка!

Я знаю, что вы меня очень сильно любите. Больше всего на свете вы хотите, чтобы я вырос успешным человеком. Человеком с большой буквы. Сейчас у меня сложный период и мне нужна ваша помощь. Я учусь говорить правильно. Я стараюсь, но ведь я ребенок и иногда забываю заниматься. А вы взрослые, и можете мне вовремя напомнить. Мне нужно научиться правильно произносить такие звуки: __________(перечислены нарушенные у ребенка звуки), поэтому с сегодняшнего дня у нас в семье устанавливаются такие правила:

  1. Я рассказываю вам сказку «О веселом язычке» и делаю артикуляционную зарядку перед зеркалом. (3 раза в день по 5-7 минут)
  2. Я учусь правильному речевому дыханию. (3 раза в день)
  3. Я делаю пальчиковую гимнастику. (3 раза в день)
  4. Я учусь правильно произносить звуки. (регулярно)
  5. Я выделяю исправляемый звук во всех словах. (постоянно)
  6. Я говорю правильно, а если вы услышали неправильный звук, вы должны попросить меня исправить свою ошибку. (постоянно)
  7. Я обязательно выполняю задания данные мне логопедом на дом. (постоянно)

Эти правила действуют каждый день, до полного исправления звукопроизношения. А для правильного выполнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик у меня есть шпаргалочки:

1 Шпаргалка: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – перед зеркалом.

1. “лопатка” – широкий расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 секунд.
2. “Часики” – движения языком вправо-влево.
3. “Маляр” – движения языком вперед-назад по нёбу.
4. “Качели” – движения языком вверх-вниз:
а) к верхней – нижней губе
б) к верхним – нижним зубам
5. “Вкусное варенье” – круговые движения языком по губам.
6. “Чашечка” – широкий язык поднят вверх:
а) к верхней губе
б) к верхним зубам
в) к верхним альвеолам
7. “Лошадка” – щелканье языком.
8. “Грибок” – язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам.

2 шпаргалка: ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

1. Вдох и выдох через нос.
Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.

  • Вдох через одну ноздрю – выдох через другую.
  • Вдох толчками – выдох обычный.
  • Вдох обычный – выдох толчками.
  • Вдох и выдох толчками.
  • Вдох обычный – выдох с усилением в конце.

2. Вдох через нос, выдох через рот.
Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.

  • Вдох через одну ноздрю – выдох обычный.
  • Вдох толчками – выдох обычный.
  • Вдох обычный – выдох толчками.
  • Вдох и выдох толчками.
  • Вдох обычный – выдох с усилением в конце.

3 Шпаргалка: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

1. «Пальчики здороваются»
Прикоснуться каждым пальцем к большому пальцу, начиная с указательного. Затем в обратном направлении: от мизинца к большому и т. д. Сначала правая рука, потом левая, и одновременно.

2. «Крестики-нолики»
«Нолик»- большой и указательный палец образуют круг, «Крестик» – скрещивание указательного и среднего пальца. Повторять по 10 раз. Каждой рукой по очереди.

3. «Волшебный счет»
Положить ладонь на ровную поверхность и каждым пальчиком постучать по поверхности под счет до 5. Можно считать слова с закрепляемым звуком.

4. «Коза» – «Заяц»
«Коза» – сжать кулачок, выставить вверх указательный палец и мизинец. «Заяц» -сжать кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы. Упражнение выполнять под счет «коза-заяц» по 10 раз каждой рукой по очереди.

Я очень жду вашей помощи.
Ваш сын/дочь _____________________(подписывает сам ребенок)

Эта памятка-письмо дало свои результаты. Родители не хотят подводить своих детей и занимаются дома. В связи с этим, процесс автоматизации исправленных звуков продвигается быстрее.

Для родителей

Консультации для родителей

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Характеристика речевого развития

Памятки для родителей

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

Когда ребенок должен начать говорить?

Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Когда следует начинать занятия?

Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

Календарь посещения логопеда

  1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
  2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
  3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
  4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
  5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
  6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    Детский сад №48

    компенсирующего вида
    Приморского района Санкт-Петербурга

    Родителям

    Наши группы

    Содержание

    Наша галерея

    Календарь новостей

    ПнВтСрЧтПтСбВс
    272829303112
    3456789
    10111213141516
    171819202122

    • Поздравляем!
    23
    242526

    • ВНИМАНИЕ. ВНИМАНИЕ.
    2728291

    Памятка для родителей от учителя- логопеда

    Как играть дома по заданию учителя-логопеда?

    Написали мне в тетради
    Трудное заданье.
    Папа с мамою сказали:
    – Что за наказанье!

    На индивидуальных занятиях учитель-логопед обязательно работает с ребенком в индивидуальной тетради. В тетради он выполняет рисунки, которые способствуют лучшему и более быстрому запоминанию маленьких стихов, рассказов направленных на отработку поставленных звуков. И там же, в тетради, учитель-логопед вклеивает задания, которые строятся на материале лексической темы детского сада, которые ребенок может выполнить дома с родителями, и записывает рекомендации, выполнение которых, способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала, что даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

    Но обучать ребенка нужно только в игре!

    Так как же ИГРАТЬ дома по заданию учителя-логопеда?

    1. Внимательно изучите материал, который должен быть усвоен ребенком. Если какое-то задание Вам непонятно, обратитесь за разъяснением к учителю логопеду. И только тогда приступайте к его выполнению!

    2. По предложенной лексической теме проведите беседу с ребенком с целью выявления его запаса знаний. Если что-то ребенок не знает, или не совсем правильно понимает – поговорите с ним об этом, посмотрите картинки в книгах или видео в сети интернет.

    3. Если с каким-то видом заданий ребенок не справляется, не переживайте, не отчаивайтесь! Всему свое время. Верьте в силы ребенка и ПОМНИТЕ: СПОКОЙНАЯ МАМА – СПОКОЙНЫЙ МАЛЫШ. Еще раз убедитесь, что вы правильно понимаете задание и повторите, можно написать в индивидуальную тетрадь, чтобы логопед еще раз выполнил это задание на занятии. Но никогда не оставляете задание неотработанным.

    4. Необходимо помнить, что задания выполняются в спокойной, доброжелательной атмосфере. Нежелательно начинать с фразы «Давай садиться заниматься». Эти слова могут вызвать негативную реакцию со стороны ребенка, каприз, отказ от работы. Лучше сказать «Давай поговорим», «Расскажи, что ты узнал нового в детском саду». Будьте терпеливы, внимательны, но требовательны к ребенку во время выполнения заданий. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе.

    5. Во время выполнения заданий необходимо помнить, что ребенок должен находиться в ситуации успеха. Не стоит ругать ребенка при неудачах. Недопустимо словами унижать его. Не сравнивайте малыша с ровесниками, проводите сравнение только с самим на предыдущем этапе. Исследования психологов, наблюдения опытных педагогов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными творческими заданиями. Любите ребенка таким, какой он есть. Не ждите от него невозможного. Не забывайте отмечать достижения, поощрять успехи, учить преодолевать трудности и хвалить ребенка. Вот несколько способов одобрения:

    У тебя хорошо получается!

    Ты сегодня хорошо потрудился!

    Я знал, что ты справишься!

    Я не смог бы сделать лучше!

    6. Большинство заданий не требуют обязательно сидения за столом. Закреплять задания можно и в непринужденной обстановке: во время прогулок, поездок, приготовления пищи, возвращения из детского сада. НО перед отработкой речевого материала нацельте ребенка на правильное произношение звуков («Следи за язычком!»). А так же следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков. Некоторые виды заданий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. При работе в тетради следите за правильной посадкой ребенка, за освещением, за положением на столе тетради и карандаша в руке. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

    Играйте с ребенком не от случая к случаю, а регулярно, систематично, обязательно повторяйте, то о чем говорили раньше, не забывайте приносить тетрадь в детский сад и забирать домой, и только тогда вы получите наилучший результат – чистую речь своего ребенка.

    Желаем Вам терпения, искренней заинтересованности, успехов в занятиях

    и радости в общении с вашими детьми

    Читайте также:  В каком возрасте следует обращаться к логопеду
  • Ссылка на основную публикацию