Речь ребенка – в каком возрасте бить тревогу?

Неговорящий ребенок: когда родителям бить тревогу?
статья на тему

Выступление на благотворительной конференции “Семья: кризисы и шансы” 30.09.2017 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_kravchuk.docx22.04 КБ
30.09_kravchuk.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

«Неговорящий ребенок: когда родителям бить тревогу?»

Настоящая забота о будущем состоит в том,

чтобы отдать всё настоящему!

Работа с неговорящими детьми начинается с консультации их родителей, так как последние по-разному относятся к данной ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит. Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Причин, почему ребенок в два-три года не говорит «мама» и «папа», может быть множество. Одно дело, когда он знает эти слова и просто не хочет их произносить по своим причинам (например, из вредности), и совсем другое, когда малыш понимает значение этих слов, но произнести их не может. В последнем случае речь может идти о задержке речевого развития (ЗРР) ребенка, которая требует коррекции, а иногда и вмешательства узкопрофильных специалистов.

В основном, родители не всегда знают, как проявляются у детей речевые расстройства, поэтому замечают их слишком поздно, когда самое благоприятное время для их исправления уже упущено. У всех детей разный характер, темперамент, процесс рождения, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается, поэтому и заговорить они могут в разное время. К тому же есть наблюдение, что мальчики в речевом развитии отстают от девочек на 4-5 месяцев. Однако есть общепринятые показатели речевого развития детей:

Особенности речевого развития в норме

Ребенок начинает смеяться

Появляется гуление (повторение звуков и их сочетаний: а-а, а-гу)

Как минимум должен лепетать (повторение слогов: да-да, ба-ба, ма-ма, па-па)

12 месяцев (1 год)

Словарный запас около 10 слов (учитываются не только полноценные слова, но и такие как «мяу», «бибика», «кака»)

15 месяцев (1 год 3 месяца)

Словарный запас 15 слов (+усеченные формы более сложных слов)

18 месяцев (1,5 года)

Словарный запас до 30 слов (легко повторяет часто слышимые слова)

20 месяцев (к концу 1-ого года)

Появление фраз, двухсловных предложений (Куда? Что это? Дай мяч)

Словарный запас 200-300 слов. Понимает инструкцию, предложение из 2-3 слов, сопровождая жестами.

Запас слов 800-1000. Словарь включает почти все части речи, предложения сложные.

Период вопросов «Почему?», «Когда», умеют группирировать предметы по классам: одежда, посуда, животные. Словарный запас 2000.

Запас слов – 2500, умеет составить рассказ из нескольких предложений по картинке, правильно отвечает на вопросы по сюжету картинки.

Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов, умеют пересказать сказку с развитием сюжета, отразив в нём события прошлого, настоящего, будущего.

Именно так картина речевого развития должна складываться в норме. Однако всё чаще современные родители сталкиваются с речевыми нарушениями, которые, в свою очередь, имеют широкий диапазон различных патологий, определить которые сможет специалист.

Для того чтобы повысить компетентность родителей в данном вопросе, предлагаем сравнить психологические портреты и речевое развитие, в том числе, детей при различных нарушениях развития:

Психологический портрет ребенка

Задержка речевого развития

В 3 года недостаточная фразовая речь, неполнота знаний об окружающем мире, нарушение произношения звуков. Нарушение развития наглядно-образного мышления (трудно выделить из картинок, что лишнее), с трудом может пересказать сказку.

Алалия (длительное отсутствие речи)

Ребенок самостоятельно не может заговорить или делает это слишком поздно – к 6-12 годам. С трудом складывает пирамидку к 3-м годам, не может группировать предметы по классам к 5-и годам, низкий уровень концентрации внимания. Различают сенсорную алалию (когда ребенок не понимает обращенную к нему речь) и моторную алалию (когда ребенок понимает словесные инструкции, но ответить не может из-за повреждений в головном мозге или нарушения речевого аппарата). В данный период времени всё чаще стали говорить о сенсомоторной алалии.

Отсутствие речи или частичная эхолалия (повторение слов за собеседником), не идёт на контакт с другими взрослыми и детьми, плохо концентрируется на собеседнике и предметах, быстро теряет интерес. Очень чувствителен к некоторым звукам. Присутствуют стереотипные действия, вокализация (издаёт отдельные звуки, например, имитируя животных)

Причины похожи на сенсорную алалию, однако, ребёнок не просто не понимает обращенную речь, он её также плохо слышит и не разбирает парные звуки «б-п», «в-ф», «з-с». В итоге, для ребенка бочка-почка и коза-коса это совсем не разные слова. Такие же проявления могут быть и при нарушение фонематического слуха, но чтобы исключить данное нарушение можно проверить откликается ли ребенок на своё имя, когда говорящий стоит сзади него или оборачивается ли он стук, звук прозвеневший рядом с ним. Ребенок также при обращении смотрит на лицо и рот собеседника, использует множество жестов и мимики.

Родители должны понимать, чем раньше начата коррекция речевых нарушений, тем меньше сил и времени придется потратить на овладение ребенком речевой системы родного языка.

Что делать, если пазлы в неприятной картине «нарушения развития» сложились? В первую очередь следует обратиться к детскому неврологу, который проведет комплексное обследование психофизиологического развития ребенка и подтвердит или опровергнет ваши подозрения. Далее следовать инструкции невролога, то ли это будет обращение к логопеду в случае задержки речевого развития, то ли это будет помощь дефектолога при алалии, психологическая поддержка при аутизме или консультация отоларинголога при нарушении слуха.

В случае если родители заметили отклонения в речевом развитии малыша, не рекомендуется:

  1. Пускать разрешение проблемы на самотек. Дополнительная консультация со специалистами ни к чему не обязывает и точно не будет лишней, особенно при наличии подозрений. В случае подтвержденного диагноза своевременное коррекционное вмешательство (до трехлетнего возраста) позволит достичь максимально возможных результатов, что самым прямым образом скажется на общем развитии малыша.
  2. Зацикливаться на проблеме. Постоянные «накручивания» и негативные эмоции в связи с имеющейся проблемой справиться с ней не помогут. Правильной тактикой в данном случае будет спокойное принятие проблемы и целенаправленное ее разрешение. Задержка речевого развития требует комплексного подхода, а также ежедневной кропотливой работы и бесконечного терпения. Спокойные и уверенные в своих силах родители смогут оказать ребенку большую и лучшую помощь, нежели издерганные и нервные.
  3. Сравнивать ребенка с другими детьми. Практика сравнивания своего ребенка с другими детьми всегда и при любых обстоятельствах не самая лучшая идея. Каждый ребенок уникален и развивается по собственному сценарию, не сверяясь с существующими стандартами и нормами. А успехи чужих детей-ровесников – не повод для огорчений, ведь большинство родителей склонны преувеличивать достижения своих отпрысков.

Под конец хочется сказать пару слов о том, что как родители могут самостоятельно начать помогать своему ребенку закреплять результат работы специалиста:

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа “Дай ручку”, “Где ножка?” Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  4. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: “Ух ты”! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  5. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  6. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  7. Не говорите при ребенке о его отставании.
  8. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  9. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  10. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа “Сорока-белобока”.

И нужно обязательно помнить, что ребенок, вообще должен хотеть говорить, или, по крайней мере, подражать речи взрослого, лепетом, бормотанием, жестами, как угодно. А вот если он совсем не хочет – это должно настораживать, тут нужно обязательно обращаться к специалистам (врачам, дефектологам, психологам). Удачи Вам и Вашему ребенку!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Неговорящий ребенок: когда родителям бить тревогу?» Кравчук Анастасия Геннадиевна Педагог-психолог, дефектолог ГБОУ школы-интернат №1 ст. Елизаветинской

ЗАДЕРЖКА РЕЧИ ДОЛЖНА НАСТОРОЖИТЬ: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии УЖЕ есть

общепринятые показатели речевого развития детей Возраст Особенности речевого развития в норме 2-ой месяц Ребенок начинает смеяться. 3-ий месяц Появляется гуление (повторение звуков и их сочетаний: а-а, а-гу ). 7-10 месяцев Как минимум должен лепетать (повторение слогов: да-да, ба-ба , ма-ма , па-па ). 12 месяцев (1 год) Словарный запас около 10 слов (учитываются не только полноценные слова, но и такие как «мяу», « бибика », « кака ») 15 месяцев (1 год 3 месяца) Словарный запас 15 слов (+усеченные формы более сложных слов) 18 месяцев (1,5 года) Словарный запас до 30 слов (легко повторяет часто слышимые слова) 20 месяцев (к концу 1-ого года) Появление фраз, двухсловных предложений (Куда? Что это? Дай мяч) 2 года Словарный запас 200-300 слов. Понимает инструкцию, предложение из 2-3 слов, сопровождая жестами. 3 года Запас слов 800-1000. Словарь включает почти все части речи, предложения сложные. 4-ый год Период вопросов «Почему?», «Когда», умеют группирировать предметы по классам: одежда, посуда, животные. Словарный запас 2000. 5 лет Запас слов – 2500, умеет составить рассказ из нескольких предложений по картинке, правильно отвечает на вопросы по сюжету картинки. 6 лет Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов, умеют пересказать сказку с развитием сюжета, отразив в нём события прошлого, настоящего, будущего.

4 года 5 лет 6 лет

Рекомендации родителям! обращаться к педиатру в следующих случаях: В возрасте 6 месяцев ребенок не улыбается, никак не выражает радости и удовольствия; В возрасте 9 месяцев ребенок не реагирует в ответ на мимику, звуки аналогичным образом; В возрасте 12 месяцев не отзывается на свое имя и не лепечет; К 16 месяцам не говорит ни слова. К двум годам не произносит фраз из 2-х слов.

Нарушение развития Психологический портрет ребенка Задержка речевого развития В 3 года недостаточная фразовая речь, неполнота знаний об окружающем мире, нарушение произношения звуков. Нарушение развития наглядно-образного мышления (трудно выделить из картинок, что лишнее), с трудом может пересказать сказку. Алалия ( длительное отсутствие речи) Ребенок самостоятельно не может заговорить или делает это слишком поздно – к 6-12 годам. С трудом складывает пирамидку к 3-м годам, не может группировать предметы по классам к 5-и годам, низкий уровень концентрации внимания. Различают сенсорную алалию (когда ребенок не понимает обращенную к нему речь) и моторную алалию (когда ребенок понимает словесные инструкции, но ответить не может из-за локальных повреждений в головном мозге). В данный период времени всё чаще стали говорить о сенсомоторной алалии. Аутизм Отсутствие речи или частичная эхолалия (повторение слов за собеседником), не идёт на контакт с другими взрослыми и детьми, плохо концентрируется на собеседнике и предметах, быстро теряет интерес. Очень чувствителен к некоторым звукам. Присутствуют стереотипные действия, вокализация (издаёт отдельные звуки, например, имитируя животных ). Нарушения слуха. Причины похожи на сенсорную алалию, однако, ребёнок не просто не понимает обращенную речь, он её также плохо слышит и не разбирает парные звуки « б-п », « в-ф », « з-с ». В итоге, для ребенка бочка-почка и коза-коса это совсем не разные слова. Такие же проявления могут быть и при нарушение фонематического слуха, но чтобы исключить данное нарушение можно проверить откликается ли ребенок на своё имя, когда говорящий стоит сзади него или оборачивается ли он на стук, звук прозвеневший рядом с ним. Ребенок также при обращении смотрит на лицо и рот собеседника, использует множество жестов и мимики.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) мозга Магнитно-резонансная томография (МРТ) мозга МРТ и ЭЭГ необходимы для полноценной диагностики состояния головного мозга. Дополняя друг друга, они позволяют представить полную клиническую картину заболевания, изучить психическое состояние ребенка.

если родители заметили отклонения в речевом развитии ребенка Нельзя пускать разрешение проблемы на самотек. Не стоит зацикливаться на проблеме. Не сравнивайте ребенка с другими детьми .

Ребенок должен хотеть говорить или подражать речи взрослого!

Во сколько начинает говорить ребенок? Когда стоит бить тревогу?

Наверное, сложно найти человека, который не переживает за развитие своего ребенка. С восторгом и умилением наблюдают родители за каждым движением своего малыша. В нетерпении проходит ожидание первого звука, осмысленного слова, фразы или целого предложения. Во сколько начинает говорить ребенок, зависит от множества различных факторов, которые требуют более детального рассмотрения.

Первые звуки крохи

Чтобы понять, когда малыши произносят свое первое слово, нужно разобраться, что означают его звуки. Любая мама, с первых дней начинает понимать, является ли звук, издаваемый грудничком, просьбой, выражением эмоций или просто случайным произношением. В младенческом возрасте малыши стараются повторять то, что слышат от взрослых. Специалисты утверждают, что в возрасте до 6 месяцев ребенок произвольно издает звуки, без осмысленного действия.

Этот милый лепет вдохновляет и умиляет родителей, особенно если кроха сопровождает свое трогательное «Агу» приятной возней. К примеру, он может теребить ножками, разглядывать ручки, накручивать на пальцы волосики. Эти движения нельзя считать началом разговора.

Уже ближе к восьми месяцам звуковой запас карапуза должен стремительно увеличиваться. В произношении все чаще можно разобрать отдельные слоги с ярко выраженными эмоциями при виде знакомых лиц. Бывает, в этом возрасте ребенок может произносить целые слова, однако происхождение их случайно. Многие ошибочно считают такие слова первыми, но это совершенно не так.

Первые осознанные слова

Спустя девять месяцев после своего рождения дети начинают разбираться в смысле произносимых ранее звуков и слогов. В этот период они начинают говорить свои первые слова, так как уже понимают их значение. Произнесенные, к великой радости родителей, первые слова становятся маленьким кирпичиком в фундаменте будущей речи. Из этого следует, что ответом на вопрос: “Во сколько начинает говорить ребенок?”, будет следующий: “Приблизительный возраст – 9-10 месяцев”.

К концу первого года у каждого малыша уже сформирован запас из некоторых распространенных слов. Если ребенок не говорит в год полных различимых слогов, это еще не повод для переживания. Для оценки речевого развития следует обратиться к специалисту, который после осмотра расскажет о способностях своего пациента. Многие крохи в годик произносят только отдельные слоги, им не под силу произносить длинные слова. В такой ситуации не стоит бить тревогу, нужно понаблюдать за малышом дальше.

Ребенок говорит предложениями

В возрасте около двух лет большинство детей с полноценным развитием начинает говорить простыми предложениями. Известны такие случаи, когда ребенок двух лет уже рассказывает легкие стишки. В запасе ребенка приблизительно 50 слов, он уже должен понимать, чего хотят от него взрослые. Развитие речевых способностей зависит в большой степени и от родителей. Близкие, часто болтающие со своим малышом, помогают ему запоминать и усваивать новые слова, обращая внимание на их прямое значение.

Период с 20-го по 22-й месяц у логопедов принято называть лексическим взрывом. За этот отрезок времени многие дети быстро пополняют свой словарный запас. По словам специалистов, для запоминания одного слова ребенок должен услышать его не менее 100 раз. Тогда он начинает пытаться повторять его более правильно. Говоря о том, во сколько дети начинают говорить, многие упоминают именно этот отрезок времени, потому что в таком возрасте речь ребенка больше напоминает связную речь.

Разговор трехлетнего ребенка

С наступлением третьего года жизни дети способны выражать свои маленькие мысли. Словарный запас такого ребенка, по мнению специалистов, не должен быть ниже 300 слов. Встречается, что к этому времени малыш только осваивает первые предложения, но это еще не является значимой проблемой. Родителям стоит уделить больше внимания непосредственному обучению малыша.

Многие родители, отвечая на частый вопрос: «Во сколько ребенок начал говорить?», называют именно трехлетний возраст. К этому моменту малыш уже полноценно описывает свои желания, увиденные в течение дня картины, впечатления от увлекательной игры.

Ближе к четырем годам у детей наблюдается всплеск повышенной любознательности. Карапуз начинает задавать первые вопросы, пытаясь познавать окружающий его мир. Важно в такие моменты отвечать малышу максимально доступными фразами, это способствует более быстрому усвоению новой информации.

Если годовалый ребенок не говорит

Особенно трепетные родители часто обеспокоены таким моментом, когда ребенок в год не говорит полноценных слов. В таком случае следует помнить, что речевые способности каждого малыша индивидуальны. Если кроха произносит различимые слоги «ма», «па», «ба», особенно при обращении к маме (папе, бабушке), причин для беспокойства нет. Обратиться к специалисту-логопеду нужно лишь в том случае, если к годовалому возрасту малыш произносит только спонтанные звуки, без определения личностных слогов.

Большое внимание следует уделить темпераменту маленького человека, активные и подвижные дети быстрее начинают произносить свои первые слова. Спокойный, усидчивый ребенок, который долгое время играет игрушками на одном месте, начнет говорить позднее своих сверстников, но это не является поводом для беспокойства.

Развивая речевые навыки у малыша, необходимо постоянно с ним разговаривать на нормальном языке. Не следует искривлять слова до неузнаваемого состояния, это может ухудшить слуховое восприятие ребенка, ему сложнее будет повторить новое слово. Всех, окружающих маленькое чадо, следует предупредить, что вещи и предметы следует называть правильно, без перехода на «детский лепет».

Случается, родители совершают распространенную ошибку, повторяя за ребенком удобные ему слова. Например, малыш на хлеб может говорить «беб», и мама, дающая крохе кусочек хлеба, произносит это понятное ему слово, формируя неправильное восприятие слов. Потому очень важно повторять ребенку именно правильное название.

Нужно ли переживать, если ребенок трех лет не говорит

Трехлетний возраст – один из переломных моментов в речевом развитии ребенка. В этот период дети должны уметь строить простые предложения, а некоторые рассказывают стихи, то есть способны к связному рассказу. Если такой ребенок (3 года) не говорит, то это повод обратиться к специалисту.

Настоящее наличие проблем с развитием речи заметно уже в более раннем возрасте. Малыш не умеет уметь говорить полноценными фразами – это одна из распространенных причин для беспокойства. Более того, если кроха не может произносить даже звуков родителям, следует незамедлительно обращаться к логопеду. Причиной для беспокойства и обращения к врачу может стать заикание, «глотание» слогов, речь ребенка со сложным подбором нужных слов.

Причин, которые могут вызывать замедление или отсутствие речевого развития, множество, основные, по мнению специалистов, заключаются в следующем:

  • Проблемы со слухом. Если малыш плохо слышит, он будет плохо воспринимать слова, тем более не сможет их повторить.
  • Ослабление. Детский организм, ослабленный тяжелым заболеванием, задерживает развитие центральной нервной системы (ЦНС), как следствие может наблюдаться замедленное развитие речевых функций.
  • Преждевременные роды. Часто в случае ранних родов у ребенка наблюдаются проблемы с речью, вызванные неполноценным развитием внутриутробного строения.
  • Родовые патологии. Одной из причин задержки развития речи могут быть патологии при родах, влияющие на ЦНС.

Если ребенок в своем возрасте мало говорит

Во сколько начинает говорить ребенок – вопрос, не дающий покоя многим родителям. Переживая за развитие речи у малыша, родным стоит обращать внимание на любые отклонения в развитии крохи. Своевременное обращение к специалисту поможет решить множество проблем в будущем. Не следует думать, что формирование разговорной речи – это своевременный процесс, и ребенок заговорит самостоятельно.

Частое явление, когда в своем возрасте ребенок мало говорит, в отличие от сверстников. Этому может быть ряд факторов, на которые следует обратить особое внимание:

  • Родители малышу уделяют мало внимания, дети в возрасте от года должны быть окружены заботой своих родителей. Постоянное общение и разговор помогут ребенку запоминать и практиковаться в произношении новых слов.
  • Речь карапуза может быть нарушена из-за физиологических способностей, например, нарушение работы внутренних органов. Опытный специалист посредством небольших тестов сможет легко определить возможности маленького человечка.
  • Испуг — частая причина малой разговорчивости малыша.
  • Дефицит общения со сверстниками может быть причиной нарушения речевого развития. Благодаря тесному игровому контакту, дети учатся сравнивать себя с другими, это часто способствует произношению первых слов.

Ребенок начал поздно говорить

Независимо от того, во сколько дети говорят первые слова, появление полноценной, связной, разборчивой речи может приходить со значительным опозданием. Такая проблема имеет распространенное значение. Для решения этого вопроса не следует сразу бежать к специалисту, можно попробовать заниматься с ребенком самостоятельно.

Родителям следует чаще разговаривать с малышом, стараясь произносить больше одинаковых слов, это будет влиять на хорошее слуховое восприятие. Детка быстрее усвоит и запомнит слова, сказанные ровным, спокойным голосом несколько раз подряд. Чтение сказок наполнит подсознание малыша новыми словоформами, которые отложатся в памяти и будут использованы позднее. Засыпающему малышу можно читать одну сказку в течение нескольких дней, это поможет ему чаще слышать и узнавать одинаковые слова.

В разговоре с маленьким чудом не следует делать акцент на конкретных деталях, достаточно просто вслух обсуждать каждое действие. Так, например, одевая ребенка гулять, можно останавливаться на каждом предмете одежды, на части тела, на которые он их надевает. Во время прогулки следует рассказывать крохе об окружающем его мире, показывая листочки, цветы, веточки. При этом важно каждый предмет называть своими именами, вызывая у ребенка интерес к повторению нового слова. Если же, несмотря на усилия родителей, ребенок не говорит, что делать в таком случае – подскажет опытный специалист.

Если ребенок не хочет говорить

Родители, дети которых не говорят, очень насторожены. Чтобы понять причину нарушения развития чада и развеять собственные страхи, нужно обратиться за консультацией к следующим специалистам: логопеду, педиатру, неврологу, дефектологу и психиатру. Для начала придется посетить кабинет педиатра. В случае обнаружения отклонений от нормы в развитии речи ребенка, он назначит консультацию более узкого специалиста.

Во сколько ребенок начал говорить, может не иметь принципиального значения в пределах допустимых норм. Значительно важнее помочь малышу полноценно развивать речевые навыки для успешного общения в дальнейшем. Чтобы кроха начал разговаривать, необходимо работать над его речью еще с младенческого возраста. Помогут в этом следующие рекомендации:

  • произносить все слова четко, чтобы они были понятны для слуха;
  • не сюсюкать с малышом, говорить только на правильном, понятном для ребенка языке;
  • большое внимание уделять развитию мелкой координации пальчиков;
  • новое слово повторять несколько раз, в разных интонациях и ситуациях;
  • проводить с ребенком больше времени, не отлучаясь от него, пока он заинтересован в общей игре;
  • уделять внимание артикуляционной гимнастике;
  • отвечать на вопросы ребенка, рассказывать интересные познавательные истории.

Когда ребенок должен иметь правильное произношение

Задаваясь вопросом: «Во сколько дети начинают говорить?», многие родители прибегают к консультациям и советам специалистов. Однако не все знают, что процесс речевого развития малыша долгий и трудоемкий. Говорящий карапуз может длительное время «ломать» слова, меняя окончания, не выговаривая буквы, «глотая» слоги.

Если ребенок отстает в речевом развитии, с ним нужно посещать курсы логопеда, которые начинаются с четырехлетнего возраста. Для того чтобы занятия со специалистом были полезны, малышу следует объяснять о значимости этих занятий. Внимательно слушать педагога, выполнять заданную работу в домашних условиях – все это поможет ребенку быстрее исправить возможные дефекты речи.

Родителям, которые записали дитя на прием к логопеду, должны обеспечить непрерывность занятий, иначе они будут неэффективными. Успех этого предприятия зависит от упорства и желания не только ребенка, но и близких людей. Именно они должны оказать крохе огромную поддержку в нелегком деле. Правильное произношение слов, ударений и словоформ должно присутствовать у ребенка уже с 6-летнего возраста. В дальнейшем задача родителей состоит в регулярной поправке неправильных выражений.

Процесс воспитания детей включает много сложностей и подводных камней, но приложенные усилия вознаградятся сторицей. Хочется верить, что, прочитав эту статью, читатель получил исчерпывающую информацию по вопросу «Во сколько начинает говорить ребенок».

Малыш не говорит? Надо бить тревогу!

Вашему крохе почти 2 года, а он произносит всего пару слов? Все понимает и даже выполняет ваши просьбы? На что должны обратить внимание родители, если кроха после 2 лет не начал говорить.

Об этом читайте в нашем интервью с логопедом Центра психологии «Я+семья», Натальей Анатольевной Щербаковой.

1. Наталья Анатольевна, расскажите, в каком возрасте малыша родителям стоит начинать беспокоиться, что малыш не говорит, или говорит плохо? Есть ли какие-то возрастные рамки, когда начинать бить тревогу? Расскажите, как правильно формируется речь ребенка?

Наверное, всем родителям будет полезно знать о некоторых ключевых вехах развития речи у ребёнка. Рассмотрим самые основные:

3-4 мес. – малыш реагирует на вашу речь мимикой, жестами, появляется гуление.

11-12 мес. – простые односложные слова, должен реагировать на свое имя. Основанием для вашего беспокойства может быть отсутствие лепета, отсутствие подражания в игре.

2 года – простые предложения из 2-3 слов.

3 года – предложения из 3-4 слов, простые фразы.

4-5 лет – короткий рассказ о себе, связная речь, в активном словаре малыша – около 1500 слов.

Беспокоиться стоит, если в речи только существительные и нет глаголов, и отсутствует подражание новым словам. Это – веский повод для обращения к логопеду.

Особое внимание стоит обратить на такие факты, как проглатывание частей слова, когда от них остается только начало или только конец, или только один слог.

Также, маме стоит вспомнить ход протекания беременности, особенности родов, так как именно там мы можем и обнаружить факторы, влияющие на формирования речи ребёнка. К таким особенностям относится, в частности, кесарево сечение, патологии родов, выраженная болезненность малыша.

2. Если малыш в 2 года все понимает, но говорит только на “своем языке”, что делать? Почему это происходит?

То, что он говорит «на своем языке», это вообще-то, нормально, так и должно быть. Хуже, если он молчит. Кстати, эта проблема молчаливых детей, очень актуализировалась в последнее время, многие логопеды просто бьют тревогу.

Ребенок, вообще должен хотеть говорить, или, по крайней мере, как угодно подражать речи взрослого, лепетом, бормотанием, как угодно. А вот если он совсем не хочет – это должно настораживать, тут нужно работать со специалистом.

3. Существуют ли определенные методики для развития речи детей? Как маме стимулировать разговорную речь?

Такие методики есть.

Например, метод комментирующей речи – он довольно универсален. Чтобы его применять, маме совсем не обязательно отрываться от своих домашних дел, достаточно пригласить и вовлечь малыша. Например, на кухню, со словами «сейчас будем варить суп. Вот берем большую кастрюлю, наливаем водичку, ставим на огонь и т. д.» При этом стараемся произносить слова правильно, четко, громко и выразительно. И вовсе необязательно предупреждать кроху о том, что «сейчас мы будем учиться правильно говорить». Комментирующая речь хорошо работает и дома, и на прогулке, и в песочнице, можно озвучивать буквально все, что видите, описывать детально и в подробностях все процессы, например, одевание, кормление и др.

Далее. Читайте малышу много интересных книжек, сказки, чтобы ему хотелось слушать, заодно привьете любовь к книге.

Ну, и конечно, игра – это самое основное занятие ребенка, поэтому в форме игры развивать речь наиболее естественно, четко и правильно выговаривая слова, и при этом увлекая ребенка интересным игровым процессом.

Но при этом «учите его учиться», то есть приучайте к тому, что всякое дело надо доводить до конца – дослушать сказку, дорисовать кошечку, убрать все игрушки и т.п. Кстати, об игрушках. Не стоит тратиться на дорогие и сложные, гораздо важнее больше времени проводить с малышом, а игрушки могут быть и самыми простыми, и одолженными у друзей/знакомых. Ведь у всех у нас дома есть обычные детские книжки, сказки, старые игрушки, разукрашки и так далее. Это и есть самый лучший материал для работы. На любой из них можно создать мини-спектакль, или игру, где акцентировать внимание на словах, их произношении, и прочем. И очень важно – не давайте ребёнку долго сидеть возле телевизора, а особенно – возле компьютера. Пользы от этого – почти никакой, кроме вреда.

Главное, золотое правило – чаще и больше общайтесь с малышом.

4. При каких заболеваниях может отставать речевое развитие ребенка?

Речь – самая молодая функция коры головного мозга, поэтому она чаще страдает. Она интенсивно развивается первые годы жизни ребенка, а на развитие ее влияют, в частности, описанные ранее показатели – сложности протекания беременности и родов.

Конечно, если речь идет об особом ребёнке, например, с интеллектуальной недостаточностью или аутичными проявлениям, то развитие речь будет развиваться, само собой, с задержкой, и тут помощь психолога, невролога, логопеда и коррекционного педагога очень трудно переоценить.

5. При каких патологиях необходимо посещение логопедического садика?

Вообще, логопедические сады посещают только дети с речевыми проблемами, сохранным интеллектом и нормальным слухом. Для детей с задержкой психического развития и/или нарушениями слуха есть специальные сады.

Но садик может и не быть панацеей, есть дети – домашние, которым психологи не рекомендуют садик, из-за стресса, который они переживают, отрываясь от мамы. Это может послужить даже причиной приостановки речи. Включается механизм сохранного торможения, спасающий ребенка от психической катастрофы.

Логопедический садик хорошо работает в комплексе с другими методами – индивидуальная работа с логопедом, домашняя работа с родителями.

6. Если ребенок заикается, к какому специалисту обращаться? Каковы причины заикания?

Надо обратиться к логопеду, психологу и к неврологу. Причины могут быть очень разными, и в каждом случае они изучаются индивидуально, причем врач назначит медикаментозное лечение, а психолог (или педагог), соответственно – коррекцию. Проблема эта очень непростая, и более раннее обращение повышает шансы на успех.

Могут быть и запинки в речи. Они характерны для детей, начавших говорить позже сверстников, когда их речевой поток довольно быстр, мысль летит впереди слова, и тут могут приключиться запинки.

Не стоит быть слишком суеверными в поисках причин заикания, не так важно вообще концентрировать внимание на причинах. Например, говорят «внезапно близко залаяла собака, а после этого малыш стал заикаться». Собака тут – вовсе не причина, а всего лишь последний «спусковой механизм», выпустивший уже развившиеся внутренние проблемы, которые можно разрешить, повторюсь, при своевременном обращении.

Наталья Анатольевна Щербакова,

Развитие речи

Моисеева Ольга Борисовна

Стаж врачебной практики (лет): 10

В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу?

Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 – 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.

К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?

У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?

Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.

Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д.

Какие еще упражнения полезны?

Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача – научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.

Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.

Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.

Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?

Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.

Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.

Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.

Почему ребенок заикается, и как это исправить?

Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.

Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?

Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.

Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?

Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.

Тревожный диагноз – недоразвитие речи. История мальчика, который долго молчал

Когда ребенок в 3 года единственный в песочнице не говорит, можно представить, что творится в душе у родителей. Мы поговорили с мамой, пережившей подобный опыт, а также специалистом-логопедом, которая объяснила причины всевозможных задержек речевого развития.

Источник фото: архив автора

Мальчик, который «переговорил» свой диагноз

В районе года у Саши был традиционный небольшой набор слов «папа», «мама», «на». Шли месяцы, но запас слов так и не увеличивался. Попытки «разговорить» ребенка результатов не давали. Маму, как могли, поддерживали родственники:

Он пошел в отца, тот тоже долго молчал, но в 3,5 года его прорвало.

Потом говорили, что ребенок пойдет в сад и заговорит в детской компании. Но даже в 3,5 года Саша толком говорить не научился – лишь небольшие простые предложения,состоящие из 2-3 слов.

В поликлинике ребенку поставили диагноз «стертая дизартрия» и общее недоразвитие речи 2-го уровня. Оказалось, это один из самых распространенных логопедических вердиктов. Стало ясно, что проблему «перерасти» невозможно, нужна постоянная языковая муштра дома и со специалистом.

В семье нашли частного педагога, который два раза в неделю делал логомассаж, разминая специальным инструментом атрофированные мышцы языка, проводил всевозможные разминки, ставил звуки. Уже через год индивидуальные занятия дали видимый, а главное слышимый результат.

К этому времени Саша по очереди попал в логопедическую группу в саду. В таких группах, как правило, в два раза меньше воспитанников, своя специальная дошкольная программа, ежедневные групповые и индивидуальные занятия с логопедом.

Источник фото: abecedaroditeljstva.com

Также в формуле успеха обязательная составляющая – постоянная работа дома с родителями.

За год в спецгруппе Саша из молчуна превратился в неугомонного «почемучку». А еще через год неприятный диагноз был аннулирован и мальчик без проблем пошел в школу.

Эта реальная история закончилась хорошо. Но всегда ли детям удается “перешагнуть” через задержку речевого развития? И насколько в целом это распространенная проблема?

На наши вопросы ответила логопед детского ясли-сада № 262 Минска Ольга Новацкая.

Что может быть причиной задержки речи

К сожалению, сегодняшние дети начинают говорить значительно позже, чем свои сверстники еще 15-20 лет. Количество детей с задержкой речевого развития и другими речевыми нарушениями неумолимо растет.

Причин для этого может быть много. Еще до беременности на ребенка накладывает отпечаток наследственность и образ жизни будущих родителей.

Во внутриутробном периоде негативно сказываются токсикоз, резус-конфликт между матерью и ребенком, стрессы, перенесенные заболевания матери во время беременности.

Также причинами нарушения речи могут быть родовые травмы: черепно-мозговые травмы, асфиксия, обвитие пуповиной, тяжелые заболевания, перенесенные до года: гнойный отит, менингит, энцефалит.

Иногда нарушения речи детей могут возникать по вине окружающих: неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности. Либо, с другой стороны, это излишнее «сюсюканье» приводит к тому, что ребенок перестает стремится к совершенствованию собственной речи.

Современные гаджеты также вносят свою лепту. Дело в том, что формирование и развитие речи происходит только в непосредственном, живом общении, где ребенок не только слушает, но и отвечает, включается в диалог, не только словами, но и мыслями, действиями и чувствами.

Поэтому есть рекомендация исключать просмотров телевизора/мультиков детям до 2 лет. Несомненно, в современном мире мы не сможем оградить детей от компьютера, планшета или телефона полностью, но прежде всего необходимо помнить об их дозированном и разумном использовании детьми.

Как правильно общаться с ребенком

Для родителей важно с самого рождения ребенка – проговаривать все, что происходит вокруг. Все ежедневные ваши ритуалы: купание, кормление, одевание на прогулку и многое другое.

Все, что ребенок делает, старайтесь обозначить определенным звуком или словом. Ребенок в раннем возрасте как губка, которая впитывает в себя и накапливает весь словарный запас.

Уделяйте внимание развитию мелкой моторики рук ребенка. Необходимо помнить, что все речевые зоны находятся на кончиках пальцев ребенка. Ежедневные пальчиковые игры, такие как «Сорока-ворона кашу варила», «Ладушки», «Коза рогатая», пальчиковый массаж, лепка, игры с крупами и природным материалом способствуют активизации и развитию речевых центров в коре головного мозге.

Следующее, на что следует обратить внимание – это развитие фонематического слуха. Фонемы- это слова близкие по звучанию, например: каска-кашка. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для становления правильной речи.

Источник фото: integratsia.com

Можно взять различные музыкальные инструменты: бубен, колокольчик, пианино. Ребенок не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

То же самое можно проделать с сыпучим материалом. Насыпать в пустые баночки разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по-разному.

Возможно, игры не сразу дадут положительный результат, но в процессе игр ребенок будет развивать память и мышление, что является основой для развития фонематического слуха

Как в норме развивается речь

Как правило, у ребенка к первому году в словаре около 10 слов.

К двум годам должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. При этом важно помнить, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5-3 годам.

К трем годам в речи появляются прилагательные и простые предлоги. Речь ребенка становится более понятной для взрослых. В звукопроизношении появляются звуки С, З, Ц, дети начинают использовать фразу из трех – четырех слов.

В возрасте 4-5 лет появляются звуки верхнего подъема: Ш, Ж, Ч. В речи детей появляется так называемое «словотворчество».

Источник фото: kinder-land.by

В 5-6 лет формируются звуки Л, Р. В этом возрасте ребенок правильно произносит все звуки в речи. В своих рассказах использует как сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Когда бить тревогу

Таким образом, если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, не связывает слова в фразы, необходимо обратиться к специалисту.

Такая же рекомендация, если в возрасте 4-5 лет у ребенка бедный словарный запас, частое неправильное употребление слов, искажение окончаний, ребенок плохо пересказывает сказки, не выговаривает звуки, переставляет, пропускает звуки в слове.

Если ребенок помимо отсутствия речи не откликается на имя, не реагирует на обращенные к нему инструкции, не смотрит в глаза взрослому, предпочитает уединение, либо присутствуют какие-то нецелесообразные движения – это повод, чтобы обратиться к специалисту.

Ни в коем случае не стоит бояться записи в карточке. Если ребенок в ходе коррекционной работы исправляет свое речевое нарушение, то в карточке, фиксируется «речевое развитие соответствует возрасту, речь в норме».

Знакомы с проблемой не понаслышке? Расскажите о своем опыте в комментариях

Молчаливый ребенок: когда бить тревогу

«Почему мой ребенок до сих пор молчит, а у знакомых вон уже как разговаривает?» Возможно, и вы задаетесь таким вопросом про своего малыша. В последнее время «молчунов» встречается все больше. Так когда же молчание ребенка считается нормой, а когда пора начинать бить тревогу?

Текст: Марина Рябцева · 31 мая 2016

У всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается, поэтому и заговорить они могут в разное время. К тому же есть наблюдение, что мальчики в этом деле отстают от девочек на 4−5 месяцев. Однако есть усредненные показатели.

В 7−10 месяцев ребенок как минимум должен лепетать, то есть произносить «да-да-да», «ба», «ма», «ля», «дя» и так далее.

В год дети в среднем произносят около десяти слов. Здесь учитываются не только полноценные слова, но и такие, как, например, «мя», которое обозначает кошку. Кстати, многие родители отвергают «детские» слова наподобие «бибика». Не стоит этого делать. Чтобы ребенок захотел говорить, не испугался сложнопроизносимых слов, они должны быть максимально легкими, доступными для артикуляционного аппарата. Пусть начнет с них, так ему понравится говорить. Ну, а постепенно отойдете от «детских» слов и начнете называть все как полагается.

В два года ребенок должен говорить не менее 50 слов и уметь строить из них простейшие предложения, такие как «мама, дай», «баба, на», «дай пить». И это нижняя граница нормы. Как правило, к двум годам дети говорят лучше. Кроме того, у них уже сформирован большой пассивный словарный запас.

В 2,5 года дети говорят уже не меньше 200 слов. В этом возрасте к существительным, глаголам и местоимениям добавляются прилагательные. Ребенок должен знать всех родственников, произносить имена, знать свое имя, подражать животным, пытаться задавать простейшие вопросы.

Речь трехлетнего ребенка должна уже быть понятна незнакомому человеку. Предложения сложные, много новых слов.

Еще раз напомним, что все дети индивидуальны. Если один в год читает стихи, а второй произносит лишь пару слов, это еще не повод записывать неразговорчивого малыша в отстающие. Но если в 2,5 года он по-прежнему не может произнести больше 20 слов, необходимо посетить врача. Помните, что чем раньше выявляются проблемы, тем легче их устранить.

Не забывайте, что сам по себе ребенок долго не заговорит, с ним надо заниматься. Что же способствует лучшему развитию ребенка, а что тормозит его речь?

  • Дети, которым много читают, начинают говорить раньше. Причем начинать чтение книжек ребенку нужно задолго до года. А вот просмотр телевизора, наоборот, замедляет развитие речи.
  • Больше общайтесь с ребенком. Многие родители считают, что малыш ничего не понимает, поэтому разговаривать с ним бессмысленно. Это заблуждение. Во-первых, слушая родителей, у ребенка накапливается пассивный словарный запас. А во-вторых, глядя на лица взрослых, когда те с ним разговаривают, кроха подражает мимике и артикуляции, а это очень важно для развития речевого аппарата.
  • Гиперактивные дети могут начать говорить позже. У таких детей эмоции бьют через край, и они просто не успевают выражать все словами. Чересчур тихие дети тоже могут страдать задержкой развития речи. Тихонь все устраивает, и нет необходимости кого-то звать или чего-то просить.
  • Поздно начинают говорить и те малыши, которых родители понимают без слов. Если мама угадывает все желания ребенка, ему просто незачем напрягаться и говорить о них.
  • Не стоит и выполнять все требования ребенка по его крику. К примеру, он закричит, глядя на игрушку, и ее тут же несут. Зачем тогда говорить «дай» или как-то называть сам предмет?
  • Немного отстают от сверстников в разговорчивости дети с укороченной уздечкой под языком. Если это отставание становится сильным, уздечку стоит подрезать. Этим занимаются хирурги-стоматологи. Кстати, если вас к нему направит логопед, то процедура в государственной клинике будет бесплатной.

Факторов, влияющих на задержку речи, много. Среди них и поздний переход к твердой пище, и частые болезни, и неразвитость мелкой моторики, и много других причин. Главное – заниматься с ребенком, не пускать все на самотек, а в случае необходимости обязательно обратиться к логопеду.

Читайте также:  Рекомендации для родителей будущих первоклассников
Ссылка на основную публикацию