Как помочь ребенку стать читателем

Как помочь ребенку стать читателем

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».

Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

Как помочь ребенку стать читателем

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.

Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях. Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.

Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера. Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?

Как правило, читать любят дети читающих родителей.

Не все любят слово «обязательно». Иной раз оно вызывает сомнение: почему? Зачем? В данном случае объясняется все просто. Девять лет – это тот возраст, когда ребенок начинает схватывать информацию буквально на лету. Если в течение трех месяцев он будет ежедневно читать, то за лето сделает большой шаг вперед в плане интеллектуального развития; отдохнет «полноценно», не утруждая себя чтением, – такой же шаг назад! «Нейтральной» позиции у детей нет. Вот поэтому так важно читать книги для внеклассного чтения; в 3 классе они должны быть подобраны с учетом того, какой у ребенка багаж знаний.

Некоторые дети к этому возрасту уже «проглотили» немало книг и вполне готовы воспринимать литературу для средних классов. Стоит ли ограничивать круг их чтения? Ни в коем случае. Если вы видите, что ребенок действительно «справляется» с большими, серьезными текстами: дочитывает их до конца, может пересказать, понимает проблемы, дает оценку характера и действий героев – предлагайте ему достаточно «взрослые» для него произведения. Так в список книг для 3 класса могут войти:

А.И.Куприн. «Белый пудель», «Слон».

Г.Н.Троепольский. «Белый Бим, черное ухо».

А.П.Чехов. «Белолобый», «Ванька», «Лошадиная фамилия», «Каштанка».

Для тех детей, которые еще плохо читают, книги для 3 класса на лето должны быть подобраны достаточно простые – в противном случае взрослые рискуют навсегда отбить у ребенка желание читать. В круг чтения маленького школьника могут по-прежнему входить произведения со сказочными героями, вымышленными историями:

А.М. Волков. «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

Л.Кэролл. «Алиса в стране чудес».

С.Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Л.И.Лагин. «Старик Хоттабыч».

Э.Н.Успенский. «Дядя Федор, кот и пес».

Иногда родителей волнует вопрос: о чем должны быть книги для 3 класса на лето? Есть ли какая-то главная тема? Нет, такого требования не предъявляется к литературе для данного возраста. Чем шире будет тематический диапазон, тем дальше «шагнет» ребенок в своем развитии за лето. Пусть он, читая произведения, задумается о своем долге перед родителями, о дружбе и даже о любви. Хорошими книгами для детей 9 лет будут считаться те, которые дадут ребенку определенные нравственные ориентиры: понятия чести, долга, справедливости. Можно предложить ребенку прочитать следующие произведения:

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».

Л.И.Пантелеев. «Честное слово».

Возможно, кто-то из родителей задумается: а должны ли книги на лето для 3 класса быть разными для мальчиков и девочек? Нет, такого разделения нет. Хотя учитывать интересы одних и других все-таки нужно. Не секрет, что даже маленькие девочки любят «романтические» истории, а мальчишки предпочитают рассказы, в которых есть «динамичность» действия, любят решительных, бесстрашных героев.

Помните, что в формировании характера ребенка далеко не последнюю роль играют книги: для мальчика 9 лет будут интересны повести и рассказы А.П.Гайдара . Герои этого автора живут в непростое время, им рано приходится взрослеть. Предложите детям почитать произведения: « Дальние страны », « Сказка о военной тайне , о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», « Судьба барабанщика », « Тимур и его команда ».

Обязательно включите в список книг для мальчика 9 лет произведение М.Твена «Приключения Тома Сойера». Не одно поколение ребят зачитывалось историями, которые приключались с их сверстником – озорным и непослушным Томом Сойером.

К классике детской литературы относится и повесть-сказка немецкого писателя Джеймса Крюса « Тим Талер, или Проданный смех ». Обязательно дополните список книг на лето для 3 класса этим произведением – оно будет интересно не только «читателям», но и «читательницам». Проблема нравственного выбора, поднятая автором на страницах этой детской книги актуальна во все времена: деньги не заменят любовь и дружбу близких людей.

Какие же могут быть интересны книги для девочек 9 лет на лето? Думаем, многих из них тоже заинтересуют герои А.Гайдара, не оставит равнодушными «любовная» история Тома Сойера и его одноклассницы Бекки Тэтчер, увлекут приключения Тима Талера.

Разумеется, маленьким читательницам понравятся произведения, где главные герои, точнее героини, – девочки! Обратите внимание на произведения Кира Булычева « Приключения Алисы ».

Юные читательницы многое потеряют, если не познакомятся с творчеством полькой писательницы ХХ века Марии Крюгер. Список книг для девочек 9 лет могут пополнить замечательные повести-сказки « Голубая бусинка » и « Привет, Каролинка ! » Произведения написаны простым, доступным детям языком, содержат элементы фантастики и приключений, а главное – воспитывают в маленьких читателях доброту и отзывчивость.

Мы уже отмечали выше, что среди детей этой возрастной категории могут быть вполне «серьезные» читатели. Попробуйте предложить девочкам бестселлер всех времен – книгу американской писательницы Г.Бичер-Стоу « Хижина дяди Тома ». В числе главных героев романа есть сверстницы маленьких читательниц – Топси и Ева, чьи судьбы не оставят равнодушными ни одного читателя.

Другой вопрос: стоит ли давать детям читать произведения трагические, затрагивающие далеко не детские проблемы? Стоит. Дети должны постигать мир не только через сказки и веселые истории.

Сколько времени в день нужно тратить на книги? Для детей 9 лет достаточно будет часа. Во всем хороша «золотая середина»: не стоит сокращать временные рамки до 15 минут, так же, как нежелательно позволять ребенку сидеть за чтением весь день – он все-таки должен достаточно времени бывать на свежем воздухе, активно двигаться.

Нужно ли выбирать иллюстрированные книги или «картинки» уже не столь актуальны в этом возрасте? Удачный рисунок художника всегда уместен. Но, разумеется, постепенно ребенок должен привыкать к изданиям, оформленным достаточно строго.

Может быть, кого-то из родителей волнует и такой вопрос: стоит ли летом книги для 3 класса читать только те, что рекомендуются для каникул, или же дополнить список еще и теми, которые будут проходиться в 4 классе? На наш взгляд, лучше дать ребенку возможность выйти за «рамки» программы. Кроме того, часто такое чтение «заранее» пользы не дает: ко 2-й, 3-й четверти ребенок благополучно забывает все мелкие детали и не может давать на уроке точные ответы. Перечитывать же произведение «по доброй воле» ему тоже не хочется – ведь он «читал все летом»!

В заключение хочется напомнить уважаемым мамам и папам о том, что лучший «воспитатель» ребенка – книга: для чтения в 3 классе летом мы постарались предложить вам интересную и полезную литературу. Надеемся, что читать ее ваш ребенок будет с удовольствием!

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них.

 Наслаждайтесь чтением сами и вырабатывайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

 Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.

 Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

 Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

 На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

 Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками)

 В доме должна быть детская библиотечка.

 Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

 Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

 По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами, вместо того чтобы смотреть телевизор.

 Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

 Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

 Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

 Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все, что им нравится.

 Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

 Пусть дети каждый вечер читают, перед тем как уснуть.

Примерный список летнего чтение для будущих третьеклассников

1.А.П. Чехов «Каштанка»

2.Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»

3.Б.Житков «Беспризорная кошка», “Что я видел”

4.Б.Заходер «Серая звездочка»

5.С.Прокофьева «Сказка о жадном мальчике»; «Пока бьют часы», «Клад под старым дубом» и др.

6.Дружков, Юрий “Волшебная школа”, “Приключения Карандаша и Самоделкина”.

7.Ксения Драгунская «Когда я была маленькая», «Лекарство от послушности»,и др.

8.Э.Успенский «Школа клоунов», «Вниз по волшебной реке», “Меховой интернат” и др.

9.В.Гауф «Маленький Мук» «Карлик нос».

10.О.Пройслер «Маленькая Баба яга», «Маленький водяной».

11.Лари, Ян “Hеобыкновенные приключения Карика и Вали”.

12.Вестли, А.-К. “Мама, папа, восемь детей и грузовик”

13. Я.Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»

14.Петрушевская Людмила “Детские пьесы”, “Пуськи бятые”, Сказки.

15.Пивоварова, Ирина “О чем думает моя голова”, “Однажды Катя с Манечкой”, “Тройка с минусом, или происшествие в 5 “А””.

16.Пришвин, Михаил “Кладовая Солнца”, “В краю непуганых птиц” и др..

17.Токмакова, Ирина “Аля, Кляксич и буква А”, “Сосны шумят”, “Ростик и Кеша”.

18.Кейт Ди Камилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда»

19. Кейт Ди Камилло « Спасибо Уинн-Дикси»

20. Для любителей природы и животных Эдвард Брем “Жизнь животных”

Летом веди читательский дневник.

2. Автор, главные герои.

3. О чем эта книга?

4. Чему тебя научила?

Не забудь принести читательский дневник 1 сентября в школу.

Консультация для родителей «Как воспитать из ребенка читателя»

ирина васильевна акулова
Консультация для родителей «Как воспитать из ребенка читателя»

Консультация для родителей

Как воспитать из ребенка читателя.

Чтение для ума – тоже, что упражнения для… тела.

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по – видимому радикально меняется. Педагоги, родители, воспитатели с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать.

Вот некоторые советы, как воспитать из ребенка читателя.

1. Больше читать ребенку, но только тогда, когда ему этого хочется. Не отказывайте, когда ребенок просит прочесть книгу. Если вы заняты, скажите ему об этом, но добавьте, что когда вы освободитесь, то обязательно ему почитаете. Это заставит ребенка с нетерпением ждать момента чтения.

2. Книги должны подходить ребенку по возрасту, должны быть интересны ему. Если вы видите признаки усталости, или ребенок начинает елозить – отложите чтение, продолжите после. Перед тем как продолжить чтение, спросите у ребенка, о чем ог узнал в предыдущий раз.

3. Дети очень любят, когда им перечитывают полюбившуюся книгу. Не отказывайте. Очень хорошо, что есть любимая книга. Если книга была прочитана много раз, можно в очередной раз попросить ребенка пересказать её (например,так: «Я устала, давай поменяемся, и ничего, что ты не умеешь читать, ты можешь мне все рассказать). При этом помогайте ребенку, с чего все началось, что было потом, чем закончилось.

4. Даже когда дети сами научатся читать, им нравится, когда читают взрослые. Если ребенок просит вас почитать, не отказывайте под предлогом того, что он уже сам умеет. Да, умеет, но не так хорошо, к тому же иногда приятно послушать, как читает мама.

5. Прежде чем начать читать книгу рассмотрите её. Расскажите, как называются еёчасти: обложка, форзац, листы, страницы. Обратите внимание на иллюстрацию на обложке, какая сцена из книги на ней изображена. Покажите, где написана фамилия автора, где название, как они расположены на листе. В другой раз можно обратить внимание на фамилию художника, где она написана, ее расположение. Если есть содержание, посмотрите его, порассуждайте вместе с ребенком, для чего оно нужно и т. д.

Читайте также:  Тесты логопеда - Развитие ребёнка в 1 год

Учите ребенка извлекать полезную информацию из всего. Это поможет ему в дальнейшем ориентироваться в мире книг.

6. При покупке новой книге выбирайте её вместе с ребенком. Рассмотрите обложку прочтите фамилию автора, вспомните, читали ли вы произведения этого автора и т. п., как в пункте 5.

7. используйте прием щадящего чтения. Он заключается в том, что ребенок прочитывает несколько строчек, после чего ему дается отдых. Для этого можно использовать иллюстрированные познавательные детские книги. Полученная информация обсуждается. Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы по тексту.

8. Когда малыш станет чуть постарше, можно сходить с ним в детскую библиотеку. Но перед этим расскажите о том, что такое библиотека, для чего она нужна. Спросите, хочет ли он там побывать? В самой библиотеке расскажите ребенку о её работе. Походите между стеллажей, побеседуйте. Если ребенок захочет, запишитесь и станьте постоянным читателем библиотеки.

1. Черенкова Елена Феликсовна.

«Учим читать малышей. Мои друзья от А до Я.»

Консультация для родителей по ПДД «Правила поведение на проезжей части» «Правила поведение на проезжей части» Каждый год увеличивается количество транспорта в городах, следствие этого и увеличивается поток автомобилей.

Консультация для родителей «Личность родителей и развитие ребенка» (Жан-Жак руссо).:У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.

Консультация для родителей «Безопасность детей — забота родителей» Внимание, дорога! Знание правил дорожного движения – это важный момент в воспитании и формировании навыков ребёнка, это обеспечение его.

Консультация для родителей «Общение родителей и детей» Консультация для родителей на тему: «Общение родителей и детей» Общение имеет большое значение для формирования психик, и развития, и становления.

Консультация для родителей по ЗОЖ Памятка для родителей «Формирование у ребенка правильной осанки» – У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул,.

Консультация для родителей «Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей» В детском саду вашего ребёнка зачислили на логопедический пункт, и логопед проводит с ним занятия 2-3 раза в неделю. К моему сожалению,.

Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей» В последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 – 4 годам ещё практически не говорят. Это.

Консультация для родителей «Роль родителей в развитии эмоциональной сферы ребенка раннего возраста» Сегодня проблема развития эмоционально-волевой сферы дошкольника особенно актуальна. В наше время под воздействием ряда факторов у детей.

Совместное знакомство с историей родного города и края родителей и детей. Консультация для родителей Совместное знакомство с историей родного города и края родителей и детей. Уважаемые родители! Мы с вами говорим о том, что семья играет.

Консультация для родителей по ПДД Предисловие Ежегодно на дорогах России гибнут взрослые и дети, а также становятся инвалидами. В числе погибших есть и несовершеннолетние.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

Возрастные особенности третьеклассников

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.

Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».

Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми. В беседе с родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать существенную помощь в проведении такой работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.

Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2,1 раза – увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.

Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.

Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.

Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию. Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.

Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.

Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.

Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.

Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?

Как правило, читать любят дети читающих родителей.

Анкеты для родителей: “Агрессивен ли ваш ребёнок?”, “Активен ли ваш ребёнок?”, “Тревожен ли ваш ребёнок?”
методическая разработка на тему

Ответы на простые анкеты, приведённые ниже, помогут вам найти правильный путь в мир вашего ребёнка, лучше понимать его, находить общий язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
ankety_dlya_roditeley.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Елена Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ гимназия №7 г. Хабаровск

Анкеты для родителей

Рассказывать о том, что растить ребёнка – большая ответственность и большой труд можно, пожалуй, только тем, кто детей не имеет, потому что каждый родитель сталкивается с этими истинами с первых дней жизни своего малыша. И каждый родитель очень хочет быть для своего ребёнка настоящей опорой, самым лучшим другом, с которым маленький человек сможет поделиться всеми своими проблемами и получить помощь.

Помните, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими ему (ей) особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать и обучать ребёнка лучше в соответствии с этими особенностями. Ниже приведены не сложные анкеты, которые помогут лучше определить особенности Вашего ребёнка.

Анкета «Агрессивен ли ваш ребёнок?»

  1. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  2. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  3. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  4. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбирает, потрошит.
  5. Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение.
  6. Он не прочь подразнить животных.
  7. Переспорить его трудно.
  8. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  9. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  10. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот.
  11. Часто не по возрасту ворчлив.
  12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  15. Легко ссорится, вступает в драку.
  16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  17. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  19. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15 – 20 баллов.

Средняя агрессивность – 7 – 14 баллов.

Низкая агрессивность – 1 – 6 баллов.

На что стоит обратить особое внимание в воспитании ребёнка с высокой агрессивностью:

  1. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  2. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные проступки.
  3. Наказания не должны унижать ребёнка.
  4. Обучать приемлемым способам выражения гнева, лучше всего собственным примером.
  5. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после провоцирующего агрессию события.
  6. Обучть распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  7. Развивать способности к сопереживанию.
  8. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
  9. Обрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  10. Учить брать ответственность на себя.

Анкета «Активен ли ваш ребёнок?»

  1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чём-то спрашивают (возможно и неверный).
  2. У него часто меняется настроение.
  3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
  4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
  5. Обидчив, но не злопамятен.
  6. Часто чувствуется, что ему всё надоело.
  7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
  8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
  9. Нередко отвлекается на занятиях.
  10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
  11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
  12. Может нагрубить учителю, воспитателю.
  13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
  14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
  15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
  16. В играх не подчиняется общим правилам.
  17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
  18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
  19. Любит организовывать и предводительствовать.
  20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных лучше, чтобы 2 – 3 взрослых человека, хорошо знающих ребёнка, оценили уровень его активности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Результат 15 -20 баллов свидетельствует о высокой активности, 7 – 14 баллов – средняя активность, 1 – 6 баллов – низкая активность.

На что стоит обратить особое внимание в воспитании ребёнка с высокой активностью:

  1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды.
  1. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  2. Посадить ребёнка во время занятий рядом со взрослым.
  3. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  4. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  5. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  6. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  7. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  8. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  9. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
  10. Лучше предложить своему очень активному ребёнку хобби: плавание, у-шу, танцы, ритмика, лёгкая атлетика, бег, теннис большой и малый, музыка, лепка.

Анкета «Тревожен ли ваш ребёнок?»

  1. Ему трудно сосредоточиться на чём-то.
  2. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  3. Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.
  4. Смущается чаще других.
  5. Часто говорит о напряжённых ситуациях.
  6. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  7. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  8. Руки у него обычно холодные и влажные.
  9. У него нередко бывает расстройство стула.
  10. Сильно потеет, когда волнуется.
  11. Не обладает хорошим аппетитом.
  12. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  13. Пуглив. Многое вызывает у него страх.
  14. Обычно беспокоен. Легко расстраивается.
  15. Часто не может сдержать слёзы.
  16. Плохо переносит ожидание.
  17. Не любит браться за новое дело.
  18. Не уверен в себе, своих силах.
  19. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность – 15 – 20 баллов.

Средняя тревожность – 7 – 14 баллов.

Низкая тревожность – 1 – 6 баллов.

На что стоит обратить особое внимание в воспитании ребёнка с высокой тревожностью:

  1. Лучше исключить какие-либо виды работ или упражнений с ребёнком, рассчитанные на скорость.
  2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
  5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
  7. Не предъявляйте ребёнку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
  9. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  11. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
  12. Лучше предложить своему очень тревожному ребёнку хобби:кукольный театр, пальчиковый театр, творческие детские танцевальные и музыкальные коллективы, хореографические студии, дизайн-студии, студии детской моды.

Тревожность у детей от 5 до 7 и 9 лет и младшего возраста

Повышенная тревожность у ребёнка: признаки

Вторая по распространённости проблема после поведенческих расстройств у детей — это повышенная тревожность. Признаки её встречаются у 8% детей. И к сожалению, это показатель растёт.

Что такое тревожность? Этот эпизодические проявления страха. В каждом возрасте они свои и об этом поговорим ниже. Тревожность абсолютно нормальное проявление, если она вызвана конкретными обстоятельствами. Если же она присутствует в “фоновом режиме” можно говорить о патологии.

Другими словами, любой ребёнок может разволноваться и начать тревожится, если в его жизни происходит какое-либо волнующее событие, пусть даже и приятное, но при этом в обычной жизни он спокоен и радостен. Ребёнок с признаками повышенной тревожности практически не может расслабиться, и постоянно испытывает беспокойство — когда он в знакомой обстановке, при походе в гости, на праздник, в парк, когда к нему обращается незнакомый человек и т.д.

Основная сложность в диагностике повышенной тревожности у детей заключается в том, что пока они маленькие они не могут точно рассказать о проблеме, а ближе к подростковому возрасту могут настойчиво их отрицать. Вот какие признаки повышенной тревожности у вашего ребёнка должны насторожить:

Поведенческие:

повторяющиеся навязчивые движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;

панический страх нового, любых перемен;

неуверенность в себе;

отказ от новых видов деятельности;

нежелание выделяться и стремление к тишине;

частые страхи без повода;

Соматические признаки (о них ребёнок может не рассказывать, а также они могут быть связаны с некоторыми заболеваниями).

Если вы подозреваете повышенную тревожность у вашего ребёнка, стоит ориентироваться на совокупность соматических и поведенческих признаков.

приливы жара или озноба;

тремор или дрожь;

дискомфорт или боли в груди;

ощущение комка в горле;

обморочность или головокружения;

онемение или покалывания;

ощущение «пустоты в голове»;

чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд советуют обратить внимание на то, есть ли в поведении ребёнка следующие признаки: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо,мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, нарушение сна.

Тест на уровень тревожности ребёнка

Если вы заметили у своего ребёнка признаки повышенной тревожности, рекомендуем вам провести небольшой тест, для уточнения.

Опросник Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.

Отвечайте да, если согласны с утверждением и нет, если высказывание не относится к вашим сыну или дочери:

1. Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая
2. Ему трудно сосредоточиться
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство
4. Очень напряжён и скован вовремя выполнения заданий
5. Смущается чаще других
6. Часто говорит о напряжённых ситуациях
7. Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны
9. Руки у него обычно холодные и влажные
10. Нередко страдает расстройством стула
11. Сильно потеет, когда волнуется
12. Не обладает хорошим аппетитом
13. Засыпает с трудом, спит беспокойно
14. Пуглив, многое вызывает у него страх
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается
16. Часто не может сдержать слёзы
17. Плохо переносит ожидание
18. Не любит браться за новое дело
19. Не уверен в себе и своих силах
20. Боится сталкиваться с трудностями

За каждый положительный ответ засчитайте 1 балл:

Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов— средняя; 1-6 баллов— низкая

Причины тревожности у детей

Большинство психологов уверены, что основная причина возникновения повышенной тревожности у ребёнка — это тревожность взрослых, которые его окружают. При этом это не наследственная черта, а особенности воспитания. Вот некоторые стили воспитания, которые могут привести к повышенной тревожности ребёнка.

Гиперопека. Такие родители стремятся уберечь дитя от любых угроз, в том числе и мнимых. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Повышенные требования. Эти родители или мало чего добились в этой жизни и хотят, чтобы дети воплотили их мечты или,наоборот, высоко поднялись по социальной лестнице и требуют от ребёнка соответствия высоким стандартам. И в том и в другом случая личность маленького человека и его истинные потребности игнорируются. Ребёнок боится не оправдать завышенных ожиданий, потерять любовь родителей и это формирует у него тревожность

Авторитарный стиль. Такие родители сами воспитывались в спартанских условиях, и своих отпрысков растят так же. Есть только обязанности и нет никаких чувств. Эмоции ребёнка отвергаются, страхи высмеиваются, мечты обесцениваются. Это формирует низкую самооценку, неуверенность в себе и как следствие повышенную тревожность.

Тревожность у детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет)

У малышей формирование тревожности зависит в основном от тревожности взрослых. Чем более выражена она у родителей, тем больше шансов, что ребёнок ещё в малом возрасте приобретёт подобные черты. Чем комфортнее чувствует себя малыш в семье, тем спокойнее и расслабленнее он будет. Основные страхи, которые могут стать триггерами повышенной тревожности в этом возрасте, это
страх темноты, одиночества, замкнутого пространства. С 5-7 лет добавляется страх смерти.

Тревожное расстройство у детей школьного возраста (от 7 до 10 лет)

Начиная со школы к основной причине повышенной тревожности — неблагоприятному семейному воспитанию добавляются социальные взаимодействия самого ребёнка. Если он вынес из родительской среды неуверенность в собственных силах и самом себе он может начать тревожиться из-за возможной потери уважения сверстников, учителей, страха не оправдать ожидания взрослых и страха наказания, конфликтов с друзьями, если он не сможет соответствовать их требованиям и желаниям.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав “неблаговидный” поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Коррекция тревожности у детей

Если вы видите,что ваш ребёнок страдает от повышенной тревожности и хотите ему помочь, нужно помнить, что это комплексная работа:

Пересмотрите свои отношения с миром, если вы или ваш муж тревожны и с недоверием относитесь к будущему, избавить ребёнка от тревоги вряд ли получится

Поменяйте стиль воспитания, если узнали его в одном из перечисленных выше

Возможно, вам стоит обратиться к психологу, для того чтобы провести работу над собой, чтобы стать спокойней и уверенней, тогда ребёнок избавится от тревоги даже без посторонних вмешательств.

«Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребёнком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо».

Вот несколько конкретных приёмов помощи вашему тревожному малышу, которые помогут ему и научат некоторым методам совладания с тревожными мыслями и стрессом:

Приём № 1: Дайте страху имя

Первая психологическая тактика заключается в том, чтобы помочь разрядить тревогу ребёнка, и заняться снятием страха.

То, как это работает, довольно просто. Всё, что вы делаете —это просите малыша придумать глупое название для тех неприятных чувств, которые он испытывает. Очень важно, чтобы имя было как можно менее угрожающим. Это поможет убрать серьёзность и снизить страх.

Как только дети находят имя, которое их устраивает, следующий шаг — приказать эмоциям уйти. Например, если он решит назвать свои эмоции “Глупый ослик”, он может сказать примерно следующее:

«Оставь меня в покое, Глупый ослик!»

«Глупый ослик, уходи, ты мне надоел!».

Давая своим чувствам глупое название и разговаривая с ними вслух, он будет отнимать силу у этих эмоций. И тогда ребёнок сможет успокоиться гораздо быстрее, и что очень важно, научившись этому приёму, он сможет использовать его, даже когда вас нет рядом, и самостоятельно регулировать свои чувства.

Приём № 2: Слушайте

Когда кто-то рассказывает вам о своих проблемах, в том числе и наш ребёнок, первый порыв обычно состоит в том, чтобы помочь ему с этим незамедлительно. Однако этот импульс и эти чувства не так уж полезны, когда имеешь дело с детьми (со взрослыми зачастую тоже). Они действуют менее рационально, чем взрослые, и тревоги их не так ясно выражены. Поэтому использование логики для объяснения того, что всё хорошо, не всегда работает так, как хотелось бы.

Попытка показать или объяснить маленькому человеку, что на самом деле ничего плохого не происходит, и причин для страха нет, на самом деле повысит его уровень тревожности, так как всё, что он поймёт, что ему не верят, а его страхи никого не волнуют. Его чувства и эмоции пока ещё, в силу возраста не поддаются логике и разумным объяснениям, и страх не уйдёт. Вместо этогостарайтесь активно слушать ребёнка, пока вы проявляете привязанность. Например, используйте физический контакт:поцелуи или объятия, это поможет его чувствам успокоиться. В общем, если ваш ребёнок чувствует, что его слушают и слышат, защищают, а родитель доступен, его тревога исчезнет почти сразу, и решение проблемы произойдёт легче.

Приём № 3: Дайте ребёнку”волшебный” успокаивающий предмет

Различные исследования показывают, что можно связать объект с определённой эмоцией. Так что если у маленького члена семьи есть специальная мягкая игрушка или защитное одеяло, например, используйте его в своих и его интересах для снятия напряжения!

Недавние исследования показывают, что сон с мягкой игрушкой помогает детям с ночными страхами. Тот же принцип применим и во многих других ситуациях снятия любого кошмара. Если он боится в первый день занятий в школе, почему бы не позволить ему взять с собой что-то, что делает его счастливым? Если объект довольно мал, другие дети даже не будут знать, что он у него есть.

Эта техника работает ещё лучше, если вы будете выбирать “защитника” вместе, их может быть несколько: для каждой ситуации свой. Попросите их выбрать предмет, который поможет им в минуту тревоги. Таким образом, ребёнок будет более вовлечён в этот процесс, и эффект будет многократно увеличиваться.

Советы родителям

Вот ещё несколько психологических советов по комплексной работе с тревогой и страхами у детей:

Основой всего будут работа по этим трём направлениям:

1. Повышение самооценки:

Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.

Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.

Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.

Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.

Практикуйте разговоры по душам. Это должно быть то время, когда вы полностью принадлежите ребёнку и слушаете его со всем вниманием, не отвлекаясь на телефон, других членов семьи. Время, когда он может рассказать вам всё, что его беспокоит и волнует. Ваше безраздельное внимание покажет ему, насколько его чувства и он сам важны для вас.

Отделяйте поступки ребенка от самого ребенка. Не говорите ему, что он плохой, если он получил двойку обидел младшую сестру. Обсуждайте и осуждайте сам поступок: “Я тебя люблю, ты очень хороший, но сейчас ты поступил нехорошо

2. Обучение ребёнка методам совладания:

Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.

Обучите его тем методам, что перечислены в гл. 6

Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.

Научите его дыхательным методикам и осознанности

3. Снятие мышечного напряжения:

Заведите ритуалы, например, каждую субботу мы танцуем,

Делайте ребёнку массаж перед сном – это к тому же укрепит ваши отношения

Занимайтесь с ним спортом — это помогает снять напряжение и избавиться от стресса, и кроме того, сближает

Как можно больше обнимайтесь и целуйтесь – детям (и взрослым,впрочем, тоже)жизненно необходим тактильный контакт

Заключение

Так как тревожность ребёнка базируется на семейных напряжённых взаимоотношениях, постарайтесь поменять тот стиль воспитания, который привёл к формированию хронического стресса у вашего сына или дочери — а повышенная тревожность, это он и есть.

Для того чтобы воспитание было эффективным совсем не нужна излишняя строгость или жестокость, достаточно быть понимающим, принимающим и последовательным:

Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребёнок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за тоже самое.

Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.

Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.

И главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения, и то срываетесь, то,наоборот, попустительствуете, то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы отмечаете повышенную тревожность у ваших детей, проконсультируйтесь со специалистом!

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика “Выбери нужное лицо”. Проективная диагностика детей.

Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка.

Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика “Выбери нужное лицо”. Проективная диагностика детей:

В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания (см. в обработке к тесту)

Тестовый (стимульный) материал. Рисунки для девочек.

Тестовый (стимульный) материал. Рисунки для мальчиков.

Обработка.

Обработка.

Рис.1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Рис.2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Рис.3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».

Рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Рис.6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».

Рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

Рис.8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Рис.14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.

РисунокВысказывание ребенка
Выбор
Веселое лицоГрустное лицо
1. Игра с младшими детьми
2. Ребенок и мать с младенцем
3. Объект агрессии
4. Одевание
5. Игра со старшими детьми
6. Укладывание спать в одиночестве
7. Умывание
8. Выговор
9. Игнорирование
10. Агрессивность
11. Собирание игрушек
12. Изоляция
13. Ребенок с родителями
14. Еда в одиночестве

Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее подвергаются анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

Ключ, интерпретация.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Ребенок анализируется индивидуально. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»).

Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ.

Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика “Выбери нужное лицо”. Проективная диагностика детей.

Родительская тревожность: откуда она берётся и как с ней бороться

Как оценить свой уровень тревожности, и когда стоит обращаться к психологу

Клинический психолог и консультант «Фоксфорда» Лариса Осинкина рассказывает, как тревожность родителей влияет на ребёнка и можно ли справиться с ней самостоятельно.

Кстати, это вполне может стать первым шагом к ответу на вопрос, как же все-таки найти общие интересы с ребёнком.

Что такое родительская тревожность, и как она проявляется

Определённый уровень тревожности для человека нормален. Тревога необходима, чтобы вы могли оценить степень реальной опасности, она помогает адекватно реагировать на события. Если родитель совсем не тревожится, это говорит о каких-то проблемах в семье.

Бывает патологическая тревожность. Она возникает из внутренних физиологических процессов в организме, никак не связана с реальной жизнью и не приносит никакой пользы. С такой тревогой надо обращаться за помощью к специалисту.

Между нормальным и патологическим уровнем тревожности есть пограничные состояния, когда родитель ограничивает ребёнка больше, чем требует ситуация. Обычно эти ограничения неадекватны ситуации или возрасту ребёнка. Например, 15-летнего не пускают проехать две остановки на метро к друзьям. Родители обычно объясняют эти ограничения заботой, но ребёнок чувствует, что требования к нему не соответствуют реальности, и воспринимает их как давление.

Откуда берётся повышенная тревожность

Две главных причины тревожности:

Изначально высокий уровень тревожности

Если человек склонен к беспокойству по разным поводам, эта особенность перенесётся и на родительство.

Взаимоотношения в паре «родитель-ребёнок»

В этом случае повышенная тревожность развивается именно в связи с родительством. На уровень тревожности влияют:

  • ситуация в семье во время беременности. Если в это время случались какие-то происшествия или поводы для стресса, тревожность возрастает.
  • ход беременности и родов. Например, тяжёлые роды повышают тревожность матери, и их последствия могут сказываться на её отношениях с ребёнком спустя много лет.
  • заболевания ребёнка.

Как родительская тревожность влияет на ребёнка

Он тоже становится тревожным

Очень часто ребёнок «считывает» тревожность родителей, даже когда они сами её не замечают. Он становится чрезмерно ответственным, например, очень беспокоится за свои результаты в школе, сидит допоздна за уроками, отказывается гулять с друзьями. Тревожные дети плохо реагируют на перемены в жизни, слишком переживают, если совершили ошибку или сделали что-то неправильно.

Он слишком старается быть хорошим

Иногда, чтобы не беспокоить тревожного родителя, дети ведут себя очень хорошо, демонстрируют дома только свои положительные качества. Это подавление негативных проявлений могут выливаться во внезапные вспышки агрессии или непослушания.

Он не получает поддержки

Родителю важно чутко реагировать на ребёнка, быть в контакте с ним, а тревожному родителю это сделать сложнее. На любую ситуацию он реагирует собственными переживаниями, и ребёнок остаётся без родительской поддержки. Очень часто дети тревожных родителей ничем с ними не делятся, чтобы не расстроить или не вызвать новых ограничений. При этом ребёнок остаётся один на один со своими проблемами.

Он не учится справляться с тревогой

Справиться с беспокойством помогает обдумывание ситуации. Тревожный родитель не в состоянии научить ребёнка адекватным способом справляться с тревогой — думать о ней. В этом случае ребёнок:

  • избегает тревожных ситуаций. Например, отказывается выходить к доске, учить сложные предметы, поступать в вуз.
  • отказывается чувствовать тревогу вообще. Это приводит к рискованным поступкам и попаданиям в опасные ситуации: например, ребёнок может увлечься экстремальными хобби или видом спорта.

Как научить ребёнка справляться с тревогой

Адекватно реагируйте на его рассказы

Не кричите, не пугайтесь, не накладывайте дополнительных ограничений. Часто дети делятся своими тревогами не для того, чтобы вы немедленно начали что-то делать, а чтобы их выслушали, поняли, подумали вместе с ними.

Поймите, чего он опасается

Чаще всего причины для беспокойства у вас и ребёнка будут очень разными. Например, он прогулял урок. Вы можете тревожиться, что он отстанет от программы и не напишет контрольную работу, а его может волновать, не будет ли учительница кричать на него на следующем уроке.

Ваши предупреждения об опасностях и последствиях должны соответствовать реальности. Если ребёнок увидит, что вы адекватно оцениваете ситуацию, он прислушается. Специально преувеличивать или транслировать собственные опасения не нужно.

Как понять, насколько вы тревожный родитель

Сравните свои требования с требованиями других родителей к детям того же возраста в аналогичной ситуации. Например, в 8-м классе никто из детей не звонит и не докладывает, что благополучно добрался до занятий, а вы этого требуете. Почему? Если все живут рядом со школой, а ваш ребёнок добирается час на разных видах транспорта, это требование оправданно, если же нет — это повод задуматься, с чем связано ваше повышенное беспокойство.

Другие признаки повышенной тревожности родителя:

  • тревожность ребёнка;
  • склонность ребёнка к экстремальным увлечениям и риску;
  • активный бунт подростка против ограничений;
  • психосоматические заболевания у родителя или ребёнка.

Психологи отмечают связь тревожности и аллергических заболеваний, включая астму и дерматиты; сюда же относятся жалобы на головную боль и боли в животе при отсутствии реальных патологий. Разумеется, причин у таких состояний может быть много, но если такие проявления есть, родителю стоит оценить, в том числе, и свой уровень тревожности.

Как справляться с тревожностью самостоятельно

Когда вы тревожитесь, то не можете адекватно оценить ситуацию, в голову лезут только всякие ужасы. Например, ребёнок опаздывает домой с занятий на 20 минут, а его телефон недоступен. Если в этот момент позвонить подруге, она наверняка скажет: «Не волнуйся, наверняка у него просто сел телефон!»

Другой человек, который не охвачен этой тревогой, помогает запустить процесс мышления. Вы начинаете обдумывать ситуацию, и тревожность снижается.

В момент, когда вы охвачены тревогой, представьте худший вариант развития событий и обдумайте стратегию ваших действий. Например, вы беспокоитесь, что ребёнок не сдаст ЕГЭ. Что тогда случится? Как вы и он будете выходить из этой ситуации? Какой план Б можно придумать? Размышляя над стратегией, вы успокоитесь.

Если вы переживаете из-за возможной негативной оценки себя как родителя, подумайте, кто даёт вам эту негативную оценку. Какой образ возникает в вашем сознании, когда вы думаете о подобной критике? Поговорите с этим образом, вспомните, на кого он похож из вашего детства. Спросите себя, всегда ли критические оценки этого человека были адекватны? Быть может, в других вещах вы давно их переросли, а в родительстве ещё нет.

С партнёром. Тревожной матери помогает разделение ответственности с отцом ребёнка — и наоборот. Не исключайте второго родителя из процесса воспитания. Пусть он тоже принимает решения, куда можно отпускать подростка, а куда нет, как планировать его будущее и так далее.

С тренером, педагогом, преподавателем. Если ребёнок идёт в поход или на экскурсию, разделите ответственность с сопровождающим: будьте с ним в контакте, обсуждайте ситуацию и возможные меры на случай форс-мажора.

С врачом. Этот способ подойдёт, если вас беспокоит здоровье ребёнка. Консультация врача и соблюдение его рекомендаций уменьшит тревожность.

Группа поддержки. Если вы беспокоитесь, достаточно ли вы хороший родитель и правильно ли растите ребёнка, найдите группу поддержки для родителей подростков. Сейчас таких групп очень много, иногда их ведёт психолог, иногда это просто коллектив родителей, собравшихся для взаимной поддержки. Вы можете сами создать такую группу, если у вас есть подруги с детьми того же возраста.

В каких случаях нужен специалист-психолог

  1. Если вы так сильно тревожитесь, что не можете заниматься своими делами и решать необходимые задачи. Например, вы настолько беспокоитесь за результаты домашней работы, что отменяете поход в театр и сидите с ребёнком над учебниками.
  2. Если жизнь перестала радовать и превратилась в постоянную борьбу с тревогой.
  3. Если общение с ребёнком не доставляет никакого удовольствия и свелось к контролю и конфликту.
  4. Если вы слишком бурно или неадекватно реагируете на рассказы ребёнка, сами это замечаете, но не можете сдержаться. Например, он говорит, что не понимает предмет и переживает за будущую контрольную, а вы начинаете кричать, что он бездельник и никогда не найдёт работу.
  5. Если вы сами ребёнок тревожных родителей. Возможно, вы неосознанно повторяете этот сценарий, а отказаться от него самостоятельно очень сложно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию