Как помочь ребенку стать читателем

Родительское собрание “Как помочь ребенку стать читателем”

Цели и задачи:

  • напомнить родителям о ценности детского чтения;
  • дать советы по привитию любви к чтению, привлечению к чтению детской литературы, развитию познавательного интереса;
  • вооружить рекомендациями по управлению домашним чтением детей, выбором «правильной » книги, по возрождению традиции семейного чтения;

Предварительная работа и оформление:

  1. Анкетирование родителей и детей. (См. приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5).
  2. Выставка детской художественной литературы.
  3. Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения (эти или др.высказывания могут быть высвечены на дисплее или развешены в аудитории, где проходит собрании):
  • «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги» К. Паустовский.
  • «Книга, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес.» М.Горький.
  • «Повысить качество восприятия классики – повысить нравственное здоровье людей». Д. Лихачев

План проведения собрания:

  1. Вступительное слово о роли чтения.
  2. Анализ результатов анкетирования.
  3. Обсуждение путей решения этой проблемы.
  4. Советы родителям.

Ход родительского собрания

Поблагодарю родителей за то, что нашли возможность собраться дружно и поприветствую их словами из песни: « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

А здорово потому, что тема нашего разговора интересна и очень важна. Много чудес на свете: о некоторых знает весь мир, некоторые находятся далеко, другие не очень. Слайды №2, №3.

Но есть ещё одно чудо света. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью, А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь. Научить, посоветовать, ободрить, рассказать. И как вы догадались – это КНИГА!

Книга, как птица,

Может весь мир облететь.

Чудо свершает порой

Может сердцам повелеть.

Часто проходит сквозь строй.

КНИГА! Она входит в нашу жизнь с самого детства, и мы привыкаем к ней. Как к воздуху, как к солнцу.

КНИГА! Как много мы узнаём с её помощью!

И не зря многие известные люди пели гимн книге. Слайды: №4, №5 (приложение 5).

Дорогие родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить родительское собрание детскому чтению. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.

О роли чтения говорят на разных уровнях и в разных странах, так как это проблема не только в России, но и в других странах. И в каждой стране по-своему решают эту проблему. Так, в Великобритании сформулировали национальную идею поддержки чтения, о которой объявили во время трансляции популярного сериала, в то время, как у экранов собралась огромная аудитория. При реализации государственной идеи были задействованы как государственные ресурсы, так и деньги частного бизнеса. В Японии с 1958года существует закон о поощрении детского чтения.

В России с целью поддержки чтения 2007 год был объявлен годом чтения.

Но, к сожалению, проблема не решена и об этом на разных уровнях продолжают говорить.

Так газета «АИФ» недавно провела акцию – за читающую Россию. На страницах указанной газеты высказали свое мнение известные люди.

В №37 за 2009год известный ученый Сергей Капица приводит данные ВЦИОМ, что 35% россиян не читают книги вообще.

Свою статью он озаглавил так: «Россию превращают в страну дураков», где он говорит о том, что организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум – вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией – именно книга.

Режиссёр Станислав Говорухин в №39 «АИФ» в статье «Поколение без души вырастет в России, если не будет читать» вот какие мысли высказал – Мы в последнее время процесс чтения воспринимаем только как процесс получения информации. Но это не совсем верно! Информацию можно почерпнуть из Интернета или учебников. А книги дают нам пищу духовную, воспитывают чувства. Человек, который в детстве не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой не может жить, человек, путешествующий по жизни без книги, – тщетный человек. Это моё глубокое убеждение. Потому что в его духовном воспитании не участвовали великие педагоги. И если мы сейчас не научим наших детей читать, не начнём снимать добрые фильмы именно для семейного просмотра, мы получим поколение, где, как в той поговорке, человек человеку будет не братом, а волком».

Недавние исследования социологов “Левада-центра” свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы “кризиса чтения”.

Результаты международного педагогического исследования PISA -2000 и PISA -2003 (ПИЗА-2000, ПИЗА-2003) говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Обсуждению путей решения этой проблемы, роли родителей в решении этой проблемы посвятим нашу сегодняшнюю встречу.

Сегодня, когда чтение детей рассматривается как национальная ценность, нужно помочь им полюбить книгу. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Но негативным фактором в формировании читателя- ребёнка является утрата традиции семейного чтения. Совместное чтение книг, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Сегодня вы много раз услышите, что не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение семейного чтения является важной задачей в воспитании читателя

Если мы с вами совместными усилиями это не сделаем, то, как говорят, психологи позже это сделать очень трудно.

А вот данные социологов:

  • Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 % до 26%,
  • а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%.
  • 40% читают книги от случая к случаю.

Данные о детском чтении:

  • Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%
  • Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
  • Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.
  • Читают познавательную литературу 21%
  • Читают для самообразования 10% школьников

(Данные взяты из статьи В.П.Чудиновой, журнал “Школьная библиотека”, 2003, 8).

Обработка анкет детей вашего класса показала (дать анализ).

А вот результаты анализа ваших анкет (дать анализ).

Вывод: мало, недостаточно читаете с детьми.

Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

(Дать возможность высказаться родителям).

Не читающие родители.

Причем не просто не читающие, а пренебрегающие КНИГАМИ. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами «Лиза» – психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к А. Пушкину, К.Чуковскому.

Главный вопрос, который беспокоит родителей: Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?

Вот как отвечает на этот вопрос Даниэль Пеннак.

«Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как «любить». или «мечтать».

Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!», «Мечтай!», «Читай!».

— Марш к себе и читай!

Он уснул над книгой. Окно вдруг показалось ему выходом в какую-то заманчивую даль — туда-то он и упорхнул. Спасаясь от книги. Но спит он чутко: раскрытая книга по-прежнему лежит перед ним. Если мы украдкой заглянем в дверь, то увидим: он сидит за столом и прилежно читает. Даже если подкрасться совсем бесшумно, он услышит нас сквозь тонкую пелену дремоты.

Он не ответит «нет», не совершит святотатства. Книга священна, как можно не любить читать?

Успокоенные, мы вернемся к телевизору».

Этот подросток, засыпающий над книгой, воспринимает ее как спрессованную скуку, как невыносимый груз бесплодного усилия. Обратим внимание на последнюю фразу, относящуюся к поведению взрослых: «Успокоенные, мы вернемся к телевизору». О чем она говорит? Она говорит о том, что взрослые отчуждены от читающего ребенка: у них свои интересы и своя жизнь.

СОВЕТ: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Как добиться того, чтобы ребенок испытывал удовольствие и радость от чтения?

(Пригласить родителей к диалогу).

Прежде всего, читайте сами! Нет ничего эффективнее примера взрослых членов семьи и культивирования в доме любви к книге. Тогда у ребенка возникает потребность в чтении естественно и незаметно. И ещё раз напомню- не читающий родитель воспитывает не читающего ребёнка.

Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл.

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Больше радуйтесь успехам ребенка, не скупитесь на похвалу и нежность – ребёнку очень важна Ваша поддержка в этом нелегком деле.

Отнеситесь ответственно к выбору книги.

Немаловажным является и то, как будет складываться круг литературы для чтения: какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по тематике, по оформлению, по жанру или настроению. Нельзя допустить, чтобы книжки воспринимались только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре (сегодня мы почитаем грустную сказку «Русалочка», а завтра найдем время для озорных «Вредных советов»).

Читайте ребенку и вместе с ребенком! Слайды №6, №7.

Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: «Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому…».

Все наши рекомендации можно свести к трем словам: будьте терпеливы, позитивны и вдумчивы. Слушайте своего ребенка и себя. Выбирайте то, что подойдет вашему ребёнку.

Руководство детским чтением – сложная и увлекательная наука и одновременно искусство. Учиться этому можно всю жизнь, накапливая собственный опыт и знакомясь со специальной литературой. Могу порекомендовать вам специальный журнал для родителей «Семейное чтение».

Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них.

  • Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки.
  • Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (Нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.
  • А вот метод, который предлагает известный педагог III. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это “авторитетное” мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон почитайте с ним книжку, а потом оставьте ее раскрытую и уйдите из комнаты. Но будьте тактичны и внимательны к юному читателю: не давите, не заставляйте читать, не настаивайте на чтении более «сложных» книг, как вам кажется, более соответствующих возрасту вашего ребенка, если он до сих пор самостоятельно читает только совсем уж «детские» книжки.

Иногда причины, мешающие ребенку начать читать, носят психологический характер: у ребенка сформировался своеобразный барьер против чтению, который малыш пока не в состоянии преодолеть сам. А может, у вашего ребенка есть другие причины отказа от чтения: ему сложно читать из-за нарушений зрения, он читает книжку, в которой ему встречается много незнакомых слов (иногда такого непонятого слова достаточно одного, чтобы ребенок бросил читать), крохе сложно представить то, о чем он читает.

Самое важное, что могут родители:

1) Посоветовать школьнику записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее.

Как не пропустить для сына или дочери ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Вот что по этому вопросу думает автор книги для родителей «Что и как читать вашим детям от года до десяти» (СПб, 2000) известный библиограф нашей страны Нонна Николаевна Тимофеева. Прислушаемся к ее авторитетному мнению:

Читайте также:  Скороговорки для тренировки звука Р

«Для этого, — говорит она, — надо определить круг чтения на перспективу, сегодняшнюю и дальнюю, на все детство». В этом могут помочь библиографические справочники, которые бывают двух видов: одни предназначены взрослым, другие — детям и представляют собой увлекательные книги о книгах. К пособиям первого типа относится упомянутое уже пособие Нонны Николаевны «Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением».

2) Организовать дома семейную библиотеку.

«Дом, в котором нет книг, — говорил Цицерон, — подобен телу, лишенному души».

Семейное собрание детских книг во многом отличается от собрания книг для взрослых. Детские книжные полки, особенно для детей до 10 лет, не терпят полных или многотомных собраний сочинений, в них предпочтительны отдельные иллюстрированные издания или сборники. Детские собрания динамичны: ребенок растет, вместе с ним меняется репертуар чтения и сам характер изданий для детей. Они рассчитаны не только на удовлетворение потребностей детей, но и на их опережение.

Зная это, выполняя это надо помнить, что это даст результаты только тогда, когда будем любить детей и делать будем это с любовью. Слайд № 8.

Я сегодня хочу подарить Вам некоторые советы, а чтобы руководствоваться ими соблюдайте следующие принципы: Слайд № 9.

Там, где семья, школа и библиотека сообща занимаются педагогикой детского чтения, появляются талантливые читатели.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть с наслаждением — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России

Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение”.

Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

Пусть наши совместные старания, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей сильной страстью и принесет им счастье.

Не могу не напомнить вам о решении Всемирной организации здравоохранения, которая включила чтение в число 12 показателей здоровья. Слайд №10

Предложить родителям решить ситуации (обмен мнениями). Приложение №4

Поблагодарить родителей. Пожелать удачи и ответить на их вопросы.

Обучение ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Обучение ребенка
  • Как помочь ребенку стать заядлым читателем

Простые советы родителям, которые помогут им пробудить в ребенке острое желание читать

Как помочь ребенку стать заядлым читателем

Многим детям чтение дается нелегко. Некоторые из них испытывают трудности при соединении букв и запоминании соответствующих им звуков. А кому-то еще только предстоит открыть для себя особенный рассказ, который пробудит воображение и удивит, насколько занимательным и интересным может быть чтение.

Как бы там ни было, знание букв, соответствующих им звуков и слов является важной основой обучения на протяжении всей жизни. Читайте детям, читайте вместе с детьми, причем как можно чаще. Возьмите на вооружение простые способы помочь им стать жаждущими читателями, представленные в данной статье.

Начните чтение с того, на что укажет ваш ребенок. Для повышения уровня грамотности вашего ребенка вы вряд ли выберете комиксы или шуточные книги, но в действительности такая литература может отлично мотивировать малыша. Дети часто поражают своей способностью читать, когда читают то, что хотят.

Не волнуйтесь, что эти тексты могут быть недостаточно содержательными. Зато они могут помочь детям понять некоторые фундаментальные правила, например, то, в какой последовательности развиваются события, а также логику повествования. Они также помогают увеличить словарный запас и демонстрируют визуальную привлекательность книг. После того как ваш ребенок освоит навыки чтения, вы можете предложить ему выбрать другую литературу, более сложного содержания.

Иногда привить охоту к чтению могут электронные книги. Когда ваш сын или дочь интересуются книгой, какого бы формата она ни была, помогите наладить взаимосвязь между рассказом и собственной жизнью вашего ребенка. Проводите беседы, которые помогут лучше понимать прикладное значение литературы и воспитать любовь ребенка к чтению и обучению.

Пусть дети читают и перечитывают книги. Многие дети тянутся к одним и тем же книгам снова и снова. Это не просто нормально, это замечательно! Посредством повторения дети запоминают текст и в конечном итоге начинают читать легко и уверенно. Каждое новое прочтение помогает им обратить внимание на какую-либо новую деталь и понять изложенную историю немного лучше. Этот положительный опыт может вдохновить детей читать новые книги.

Читайте вслух. Чтение детям вслух помогает им увеличивать словарный запас и знакомит с новыми понятиями, фактами и идеями. Читая вслух, вы демонстрируете детям свою любовь к чтению и то удовольствие, которые от него получаете, а также учите их соединять звуки с буквами. Чтение вслух – это не только ваше, но и совместное удовольствие. Чтение вслух не должно заканчиваться, когда дети становятся старше: ощущение покоя, возникающее от звучания родительского голоса, и пристальное внимание к ребенку – это те потребности, которые дети никогда не перерастают.

Создавайте детям возможности для чтения и пишите им. Ежедневно предоставляйте детям множество возможностей для чтения. Пишите записки и оставляйте их на подушке ребенка, в коробке для завтрака или в кармане. Попросите друзей и родственников отправлять вашему ребенку открытки, письма, электронные письма или текстовые сообщения. Оставляйте на холодильнике магнитные буквы и слова. Вероятно, вскоре вы обнаружите, что ваш ребенок сам составляет из них слова, предложения и маленькие рассказы.

Во время совместных поездок и путешествий играйте в словесные игры, которые укрепляют языковые навыки. Попробуйте игру «Я заметил» (увидев что-то, название чего начинается на определенную букву, заданную вами, ребенок должен сказать, к примеру: «Я заметил автобус/автомобиль/арку»), или игру, где вы выбираете категорию, например, «пища», и каждый должен назвать продукты, название которые начинается на определенную букву. Детям часто нравится читать знаки на дороге (например, вывески ресторанов и магазинов, а также дорожные знаки и рекламные щиты). Поощряйте их любознательность.

Обращайтесь за помощью, если есть поводы для беспокойства. Если вы обеспокоены недостаточной способностью или готовностью своего ребенка читать, не стоит пренебрегать помощью со стороны. Проконсультируйтесь с врачом или воспитателем вашего ребенка (или же учителем). Они могут посоветовать вам те средства и способы, которые обязательно помогут ребенку стать заядлым читателем.

Как помочь ребенку стать читателем
статья (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_pomoch_rebenku_stat_chitatelem.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

Люди перестают мыслить,
когда они перестают читать.
Д. Дидро

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.
Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.

Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.

Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.
Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят дети читающих родителей.

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них.

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
  • В доме должна быть детская библиотечка.
  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
  • Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети читают все что угодно!
  • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
  • Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Уильямс В. 75 простых советов, как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению. Начальная школа: плюс-минус. № 10, 1999, с. 72–75.

Как помочь ребенку стать читателем

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».

Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

Как помочь ребенку стать читателем

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.

Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях. Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.

Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера. Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?

Как правило, читать любят дети читающих родителей.

Не все любят слово «обязательно». Иной раз оно вызывает сомнение: почему? Зачем? В данном случае объясняется все просто. Девять лет – это тот возраст, когда ребенок начинает схватывать информацию буквально на лету. Если в течение трех месяцев он будет ежедневно читать, то за лето сделает большой шаг вперед в плане интеллектуального развития; отдохнет «полноценно», не утруждая себя чтением, – такой же шаг назад! «Нейтральной» позиции у детей нет. Вот поэтому так важно читать книги для внеклассного чтения; в 3 классе они должны быть подобраны с учетом того, какой у ребенка багаж знаний.

Некоторые дети к этому возрасту уже «проглотили» немало книг и вполне готовы воспринимать литературу для средних классов. Стоит ли ограничивать круг их чтения? Ни в коем случае. Если вы видите, что ребенок действительно «справляется» с большими, серьезными текстами: дочитывает их до конца, может пересказать, понимает проблемы, дает оценку характера и действий героев – предлагайте ему достаточно «взрослые» для него произведения. Так в список книг для 3 класса могут войти:

А.И.Куприн. «Белый пудель», «Слон».

Г.Н.Троепольский. «Белый Бим, черное ухо».

А.П.Чехов. «Белолобый», «Ванька», «Лошадиная фамилия», «Каштанка».

Для тех детей, которые еще плохо читают, книги для 3 класса на лето должны быть подобраны достаточно простые – в противном случае взрослые рискуют навсегда отбить у ребенка желание читать. В круг чтения маленького школьника могут по-прежнему входить произведения со сказочными героями, вымышленными историями:

А.М. Волков. «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

Л.Кэролл. «Алиса в стране чудес».

С.Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Л.И.Лагин. «Старик Хоттабыч».

Э.Н.Успенский. «Дядя Федор, кот и пес».

Иногда родителей волнует вопрос: о чем должны быть книги для 3 класса на лето? Есть ли какая-то главная тема? Нет, такого требования не предъявляется к литературе для данного возраста. Чем шире будет тематический диапазон, тем дальше «шагнет» ребенок в своем развитии за лето. Пусть он, читая произведения, задумается о своем долге перед родителями, о дружбе и даже о любви. Хорошими книгами для детей 9 лет будут считаться те, которые дадут ребенку определенные нравственные ориентиры: понятия чести, долга, справедливости. Можно предложить ребенку прочитать следующие произведения:

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».

Л.И.Пантелеев. «Честное слово».

Возможно, кто-то из родителей задумается: а должны ли книги на лето для 3 класса быть разными для мальчиков и девочек? Нет, такого разделения нет. Хотя учитывать интересы одних и других все-таки нужно. Не секрет, что даже маленькие девочки любят «романтические» истории, а мальчишки предпочитают рассказы, в которых есть «динамичность» действия, любят решительных, бесстрашных героев.

Помните, что в формировании характера ребенка далеко не последнюю роль играют книги: для мальчика 9 лет будут интересны повести и рассказы А.П.Гайдара . Герои этого автора живут в непростое время, им рано приходится взрослеть. Предложите детям почитать произведения: « Дальние страны », « Сказка о военной тайне , о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», « Судьба барабанщика », « Тимур и его команда ».

Обязательно включите в список книг для мальчика 9 лет произведение М.Твена «Приключения Тома Сойера». Не одно поколение ребят зачитывалось историями, которые приключались с их сверстником – озорным и непослушным Томом Сойером.

К классике детской литературы относится и повесть-сказка немецкого писателя Джеймса Крюса « Тим Талер, или Проданный смех ». Обязательно дополните список книг на лето для 3 класса этим произведением – оно будет интересно не только «читателям», но и «читательницам». Проблема нравственного выбора, поднятая автором на страницах этой детской книги актуальна во все времена: деньги не заменят любовь и дружбу близких людей.

Какие же могут быть интересны книги для девочек 9 лет на лето? Думаем, многих из них тоже заинтересуют герои А.Гайдара, не оставит равнодушными «любовная» история Тома Сойера и его одноклассницы Бекки Тэтчер, увлекут приключения Тима Талера.

Разумеется, маленьким читательницам понравятся произведения, где главные герои, точнее героини, – девочки! Обратите внимание на произведения Кира Булычева « Приключения Алисы ».

Юные читательницы многое потеряют, если не познакомятся с творчеством полькой писательницы ХХ века Марии Крюгер. Список книг для девочек 9 лет могут пополнить замечательные повести-сказки « Голубая бусинка » и « Привет, Каролинка ! » Произведения написаны простым, доступным детям языком, содержат элементы фантастики и приключений, а главное – воспитывают в маленьких читателях доброту и отзывчивость.

Мы уже отмечали выше, что среди детей этой возрастной категории могут быть вполне «серьезные» читатели. Попробуйте предложить девочкам бестселлер всех времен – книгу американской писательницы Г.Бичер-Стоу « Хижина дяди Тома ». В числе главных героев романа есть сверстницы маленьких читательниц – Топси и Ева, чьи судьбы не оставят равнодушными ни одного читателя.

Другой вопрос: стоит ли давать детям читать произведения трагические, затрагивающие далеко не детские проблемы? Стоит. Дети должны постигать мир не только через сказки и веселые истории.

Сколько времени в день нужно тратить на книги? Для детей 9 лет достаточно будет часа. Во всем хороша «золотая середина»: не стоит сокращать временные рамки до 15 минут, так же, как нежелательно позволять ребенку сидеть за чтением весь день – он все-таки должен достаточно времени бывать на свежем воздухе, активно двигаться.

Нужно ли выбирать иллюстрированные книги или «картинки» уже не столь актуальны в этом возрасте? Удачный рисунок художника всегда уместен. Но, разумеется, постепенно ребенок должен привыкать к изданиям, оформленным достаточно строго.

Может быть, кого-то из родителей волнует и такой вопрос: стоит ли летом книги для 3 класса читать только те, что рекомендуются для каникул, или же дополнить список еще и теми, которые будут проходиться в 4 классе? На наш взгляд, лучше дать ребенку возможность выйти за «рамки» программы. Кроме того, часто такое чтение «заранее» пользы не дает: ко 2-й, 3-й четверти ребенок благополучно забывает все мелкие детали и не может давать на уроке точные ответы. Перечитывать же произведение «по доброй воле» ему тоже не хочется – ведь он «читал все летом»!

В заключение хочется напомнить уважаемым мамам и папам о том, что лучший «воспитатель» ребенка – книга: для чтения в 3 классе летом мы постарались предложить вам интересную и полезную литературу. Надеемся, что читать ее ваш ребенок будет с удовольствием!

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них.

 Наслаждайтесь чтением сами и вырабатывайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

 Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.

 Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

 Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

 На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

 Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками)

 В доме должна быть детская библиотечка.

 Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

 Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

 По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами, вместо того чтобы смотреть телевизор.

 Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

 Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

 Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

 Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все, что им нравится.

 Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

 Пусть дети каждый вечер читают, перед тем как уснуть.

Примерный список летнего чтение для будущих третьеклассников

1.А.П. Чехов «Каштанка»

2.Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»

3.Б.Житков «Беспризорная кошка», “Что я видел”

4.Б.Заходер «Серая звездочка»

5.С.Прокофьева «Сказка о жадном мальчике»; «Пока бьют часы», «Клад под старым дубом» и др.

6.Дружков, Юрий “Волшебная школа”, “Приключения Карандаша и Самоделкина”.

7.Ксения Драгунская «Когда я была маленькая», «Лекарство от послушности»,и др.

8.Э.Успенский «Школа клоунов», «Вниз по волшебной реке», “Меховой интернат” и др.

9.В.Гауф «Маленький Мук» «Карлик нос».

10.О.Пройслер «Маленькая Баба яга», «Маленький водяной».

11.Лари, Ян “Hеобыкновенные приключения Карика и Вали”.

12.Вестли, А.-К. “Мама, папа, восемь детей и грузовик”

13. Я.Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»

14.Петрушевская Людмила “Детские пьесы”, “Пуськи бятые”, Сказки.

15.Пивоварова, Ирина “О чем думает моя голова”, “Однажды Катя с Манечкой”, “Тройка с минусом, или происшествие в 5 “А””.

16.Пришвин, Михаил “Кладовая Солнца”, “В краю непуганых птиц” и др..

17.Токмакова, Ирина “Аля, Кляксич и буква А”, “Сосны шумят”, “Ростик и Кеша”.

18.Кейт Ди Камилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда»

19. Кейт Ди Камилло « Спасибо Уинн-Дикси»

20. Для любителей природы и животных Эдвард Брем “Жизнь животных”

Летом веди читательский дневник.

2. Автор, главные герои.

3. О чем эта книга?

4. Чему тебя научила?

Не забудь принести читательский дневник 1 сентября в школу.

Классная компания

сайт 4-г класса МБОУ “Лицей №22” г.Иваново

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

Специальная анкета, разработчиками которой являются де Хаан и Коф
поможет родителям лучше осознать интересы и склонности своего ребенка, выбрать
для него наиболее подходящую область внешкольных занятий.

АНКЕТА СПОСОБНОСТЕЙ ВАШЕГО РЕБЕНКА.

Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдения за ребенком.
Предлагаемые характеристики способностей могут помочь Вам при анализе его
поведения, умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребенка. Если вам покажется необходимым,
собственные характеристики его способностей. Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе):

5 баллов – такое качество сильно выражено у Вашего ребенка;
4 балла – выражено выше среднего;
3 балла – выражено средне;

2 балла – слабо выражено;
1 балл – совсем не выражено.

СПОСОБНОСТИ К ЗАНЯТИЮ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ.

1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с определением своих сверстников на
год-два.
3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактным понятий, установлению
обобщения.
4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и
четко записывает то, что слышит).
5. Интересуется актерской игрой.
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
7. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
8. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
9. Пытается выяснить причины и смысл событий.
10.Проводит много времени над созданием собственных конструированием, построением, собиранием.
11. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ

1 Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешения какого-либо
конфликта.
2 Приносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и
известном всем.
3 Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4 Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основной мысли.
5 Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное
состояние героев, их чувства.
6 Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же
время не упускает основной линии события, о которых рассказывает.
7 Любит писать рассказы и стихи.
8 Изображать в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства,
настроение, характер.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

1 На занятиях все легко и быстро схватывает.
2 Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических
повседневных ситуациях.
3 Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
4 Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
5 Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не
высказывается взрослым, но имеет в виду.
6 Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
7 Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не
тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
8 Знает многое о таких события и проблемах, о которых его сверстники и не
догадываются.

9 У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно
выражает свою мысль.
10 Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или
два.
11 Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
12 Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом
взрослых.
13 Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы
учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
14 Оригинально мысли и предлагает неожиданные ответы, решения.
15 Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданно.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ

1 Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
2 Хорошо поет.
3 В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4 Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно
слушать музыку.
5 Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6 В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
7 Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8 Хорошо играет на каком-нибудь инструменте

АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ

1 Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
2 Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыгрывать
какую-либо драматическую ситуацию.
3 Передает чувства через мимику, жесты, движения.
4 Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с
увлечением рассказывает.
5 С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
6 Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается» на старом, любит пробовать
новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

1 На его рисунках и картинках – больше разнообразие предметов, ситуаций, людей
(нет однообразия в сюжетах).
2 Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3 Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо
события), составляет своеобразные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок,
открыток).
4 Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек,
картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5 Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие
художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.)
6 Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

7 Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может
высказать собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на
своем рисунке или в сделанном своими руками игрушке, скульптуре.
8 Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать
увиденное в трех измерениях.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

1 Хорошо выполняет задания по ручному труду.
2 Интересуется механизмами и машинами.
3 В мир увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов,
радиоприемников.
4 Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для
создания новых поделок, игрушек, приборов.
5 Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на
поиск».
6 Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7 Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

СПОСОБНОСТИ К СПОРТУ

1 Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом
объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
2 Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
3 Постоянно преуспевает в каком-либо виде спортивной игры.
4 Бегает быстрее всех в классе.
5 Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6 Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7 Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис,
футбол.

Как помочь ребёнку стать читателем

Как родители могут помочь ребёнку

чтение, помощь родителей

«Как помочь ребенку стать читателем».

Эпиграфом к выступлению я взяла слова философа Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать».

Дети осваивают навыки чтения задолго до того, как пойдут в школу. Обычно это начинается тогда, когда у них появляется способность воспринимать шрифт.

Тем не менее, в современном мире все большую значимость приобретает проблема овладения детьми навыком чтения. Развитие средств информации снижает у детей потребность в чтении, т.к. в данном случае ребенок выступает как пассивный субъект и у него не возникает необходимости и внутренней потребности в приобретении этого навыка.

Так что же надо сделать, чтобы ребенок полюбил читать книги?

Конечно же, роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка.

Но, помимо этого очень важна техника чтения ребенка. Ведь мы прекрасно понимаем, что при низкой технике чтения ребенок будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив. Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Кстати, грамотное письмо также связано с навыком чтения. Одним словом, именно навык чтения является фундаментом всего последующего образования.

Для учащихся 1 классов допускается читать по слогам в течение первого года обучения, но к концу учебного года они должны читать слитно, целыми словами.

Сформированный навык чтения характеризуется единством четырех компонентов: сознательность, правильность, беглость и выразительность.

Правильное чтение – это чтение без ошибок.

Сознательность чтения заключается в осмысление прочитанного. О том, что чтение является осознанным свидетельствует тот факт, что школьник достаточно хорошо ориентируется в тексте, самостоятельно, развернуто отвечает на вопросы, может сам пересказать текст или воспроизвести его детали, существенные для понимания смысла. А чтобы осмысление прочитанного происходило быстрее, у ребенка должен быть хорошо развит словарь, он должен понимать значение слов, которые читает.

Важно обратить внимание на темп или, по другому сказать, на скорость чтения. Нормальным считается темп чтения, приближающийся к разговорной речи.

И 4-м компонентом является выразительность чтения. Данный показатель напрямую связан с качеством техники чтения: чем лучше техника чтения, тем выразительнее и эмоциональнее читают дети. Невозможно и нецелесообразно требовать выразительного чтения на этапе послогового чтения, когда основное внимание учащихся привлекает техническая и смысловая сторона процесса чтения. Требование к выразительности можно предъявлять лишь в тех случаях, когда учащиеся бегло читают целыми словами. Основными показателями недостаточной выразительности чтения в этот период выступают: монотонность, эмоциональная невыразительность либо скандированный характер чтения; неправильная постановка логических ударений; игнорирование знаков препинания в конце предложения (особенно вопросительного и восклицательного знаков).

Как Вы думаете, когда ребенок начинает учиться читать, какое физическое действие он делает одним из первых?

Он ставит на печатную страницу палец. Многие люди считают, что палец замедляет чтение. Давайте проведем эксперимент.

Сначала вы усаживаетесь лицом друг к другу на расстоянии 60 см, причем руки у вас скрещены на груди, а головы неподвижны.

Пусть теперь один из вас вообразит идеальную окружность диаметром около 45 см. Она должна находиться на расстоянии 30 см перед глазами. Человек, представивший этот круг, медленно обводит его контур глазами, а второй партнер очень внимательно всматривается в первого, чтобы точно проследить, как действуют его глаза.

У того участника эксперимента, который вообразил окружность, должно быть ощущение, что он двигает глазами точно по периметру окружности

На этой стадии не следует обмениваться информацией о том, что конкретно каждый из вас видит или испытывает.

Затем нужно поменяться ролями, чтобы теперь уже второй участник представил себе окружность и обвел ее взглядом, в то время как первый следил бы за движениями его глаз. По окончании эксперимента обменяйтесь сведениями о том, что каждый из вас обоих видел по движению глаз партнера и что вы чувствовали сами, когда отслеживали воображаемую окружность.

Почти всегда в первой части эксперимента получится фигура, форма которой весьма далека от окружности! Она будет похожа на изломанный многоугольник, показанный на рис. Большинство людей сочтут данное упражнение трудным.

Рис. 1. Фигура, обозначающая движение глаза, который перемещается вдоль контура окружности без посторонней помощи

Во второй части этого эксперимента вы с партнером усаживаетесь точно так же. На сей раз один из участников помогает другому, очерчивая указательным пальцем правильный круг. Тот, кому ранее не удавалось отследить воображаемую окружность, теперь прекрасно следует за пальцем своего партнера вдоль всего контура, фиксируя про себя, что испытывают его глаза, когда движутся вслед за пальцем. Тот участник, который служит “указкой”, как и прежде, внимательно наблюдает за движением глаз партнера. Затем роли участников снова меняются, а по окончании эксперимента они обсуждают собственные ощущения и рассказывают о своих наблюдениях за глазами партнера.

При проведении эксперимента не водите пальцем слишком быстро, не делайте несколько кругов и не пытайтесь загипнотизировать своего партнера!

Во второй части этого несложного опыта большинство участников придут к выводу, что глаза плавно следуют за “указкой” и делать это гораздо удобнее, нежели в первом случае

Рис. 2. Фигура, показывающая движение глаза, который обходит контур окружности с помощью “указки”

Это происходит потому, что человеческий глаз запрограммирован так, чтобы следовать за движущимся объектом, поскольку именно движение, происходящее в окружающей среде, содержит основную информацию.

Таким образом, указка минимизирует объем работы, которую должны проделывать глаза, поддерживает сфокусированность мозга и обеспечивает постоянный рост скорости чтения, сохраняя в то же время высокую степень понимания. Глаза при следовании за указателем гораздо меньше устают и действуют более эффективно.

КАК ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УКАЗАТЕЛЕМ?

Лучше всего пользоваться чем-то длинным и тонким, например, шариковой ручкой, карандашом, восточно-азиатской палочкой для еды или вязальной спицей. Такая указка не будет заслонять текст.

По этой причине не следует пользоваться для данной цели ладонью или пальцем (разве что ничего другого под рукой нет), поскольку и палец, и особенно ладонь слишком толсты и будут мешать вам видеть.

Для достижения наилучшего эффекта вдоль строки, мозг при чтении сам даст глазам указание, где они должны приостанавливаться.

Рис. 3. Иллюстрация, показывающая правильное расположение указки при ее использовании для чтения

К тому же указка позволяет значительно снизить напряжение, которое испытывает ребенок при чтении незнакомого текста.

Как вы считаете, можно ли читать лежа?

  1. При чтении лежа очень трудно сохранить постоянное расстояние от текста до глаз, которое должно составлять 33 см. Длительная работа в таких условиях сильно снижает остроту зрения.
  2. При чтении лежа грудная клетка постоянно сдавлена, вследствие чего нарушается ритм дыхания. Как известно, ин­теллектуальная деятельность в значительной степени зависит от правильного ритмического дыхания.
  3. При чтении лежа затрудняется циркуляция крови, вследствие чего возникают застойные явления в коре головного мозга. Очень часто от школьников долго читающих лежа, приходится слышать жалобы на боли в затылочной части мозга. Спе­циалисты считают оптимальным для чтения положение стоя. Вспомните изображение ученых на старинных гравюрах и фото­графиях. Как правило, они работают стоя за специальной на­клонной конторкой.

Конечно, не следует забывать о гигиене зрения. В памятке приведены упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век.

И в заключение, 6 простых способов для улучшения навыков чтения у детей.

  1. Читайте вслух своему ребенку. Дети вслушиваются в то, как вы читаете, и затем сами учатся читать. Ваш пример показывает им, как должен звучать прочитанный текст, как быстро следует читать и как не нарушать порядок предложений. Не страшно, если вы читаете ребенку книгу, которая чуть выше его уровня. Большинство детей понимают, о чем идет речь, даже если история выше уровнем, чем та, которую они могут читать сами. Читая вашему ребенку, вы прививаете ему любовь к книгам. В идеале, чтение должно стать для него приятным времяпрепровождением. Зачастую маленькие читатели не любят читать из-за того, что восприятие смысла приходит немного позже прочитанного – им приходится сначала складывать буквы в слова и при этом еще понимать, о чем они читают. Прочтите своему ребенку вслух то, что ему предстоит прочесть самому! Это облегчит восприятие смысла, так как в данном случае ребенок просто вникает в суть услышанного. 2. Пусть ребенок читает вам вслух. Пусть ребенок читает вам книгу или отдельную историю, которая соответствует его уровню чтения (можно брать книжки немного выше его уровня). Это могут быть даже книжки, принадлежащие младшим братьям и сестрам. Не волнуйтесь, если ребенок старается выбрать для чтения “легкую” книгу. В конечном счете, ребенку надоест читать легкие книги, и он захочет прочесть что-нибудь посложнее и интереснее. Помните: заданные на дом книги обязательны для чтения, к тому же они соответствуют уровню чтения ребенка, так как были утверждены образовательным стандартом. 3. Читайте со своим ребенком. Совместное чтение с ребенком может быть двух видов: чтение одного и того же абзаца (читаете вы, потом тот же самый абзац ваш ребенок) и попеременное чтение (каждый по одному новому абзацу). При совместном чтении вслух ребенок узнает, как нужно читать. Читайте на средней скорости: не слишком медленно (так теряется смысл), но и не слишком быстро (ребенок не сможет уловить слова). Можно использовать метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут. 4. Представляйте себе историю. Некоторые книги не иллюстрируются, поэтому ребенок не имеет четкой идеи относительно того, что происходит и как все выглядит. Взрослые видят картинки у себя в голове, а детей нужно этому просто научить. Представление действия улучшает его понимание и восприятие мозгом ребенка. Задавайте ребенку вопросы о главных героях, развитии действия и др. Попросите, чтобы ребенок описал все, что он себе представляет. Вы будете удивлены, насколько ярко и интересно ребенок представляет себе тот или иной сюжет. Если издание проиллюстрированное, то, закрыв книгу, попросите, чтобы ребенок описал, что он увидел на картинках и что они могли значить. 5. Попробуйте предугадать, как будут развиваться события книги. Прежде, чем начать чтение книги, посмотрите на ее обложку и спросите у ребенка, о чем может быть эта история. После того, как вы закончите историю или главу, обсудите, насколько вы оба оказались правы/неправы относительно будущих событий. Если ваши “предсказания” оказались неправдивыми, то спросите ребенка, что же в действительности случилось. Подобные упражнения помогают развить абстрактное мышление и воображение. 6. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых.

Уважаемые родители, помните о том, что человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить эти тренировки по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

Читайте также:  Речевые нарушения младших школьников
Ссылка на основную публикацию