Как научить ребёнка говорить – 10 советов, чтобы помочь ребенку заговорить быстрее

Что делать, чтобы ребенок быстрее заговорил и нужно ли торопить его

Почти каждый родитель ребенка ясельного возраста задумывается, стоит ли бояться задержек в речевом развитии малыша и всегда ли они свидетельствуют о серьезных заболеваниях. Что делать, если у малыша не получается складывать слова или он не хочет разговаривать, как научить ребенка говорить – этим актуальным родительским проблемам посвящена статья..

Этапы становления речи

Многие родители, увлеченные ранним развитием, интересуются, как быстрее научить ребенка разговаривать. Иногда при этом забывая – процесс развития речи индивидуален. Не нужно строго ориентироваться на установленные педиатрами и неврологами рамки. Но если ребенок существенно отстает от сверстников, запускать ситуацию тоже не стоит.

Этапы становления речи:

  1. Около трех месяцев начинается период гуления. Малыш протяжно произносит гласные звуки.
  2. После шести месяцев начинается лепет. Сочетание звуков становится более сложным, чем-то напоминающим отдельные слоги.
  3. После девяти месяцев лепет становится более сложным, сочетает несколько слогов.
  4. В год-полтора многие малыши говорят первые простейшие слова (мама, папа). Но их язык остается автономным отличным от языка взрослого. Словарный запас может составлять до 10-12 полноценных слов. При этом сами слова могут иметь несколько смыслов. Контекст будет зависеть от обстановки, эмоций малыша.
  5. После полутора лет словарный запас малыша увеличивается. Слов в активном словаре должно быть не меньше 30. Ребенок называет предметы, указывая на них. Речь все еще автономна. Некоторые дети выстраивают первые короткие предложения из двух, трех слов.
  6. После двух лет ребенок должен активно переходить на «взрослую» речь, хотя элементы автономной могут оставаться. Родителям нужно помогать малышу от них избавляться. Большинство детей в состоянии составлять предложения из четырех, шести слов.
  7. После трех лет словарный запас существенно увеличивается. Дети с легкостью запоминают стихи песенки. Способны использовать в речи понятия «сейчас», «рядом», названия чувств и эмоций.

Неврологи отмечают, что последние 5-7 лет увеличивается количество детей с задержкой речевого развития в той или иной форме. Поэтому базовые знания, как развивать речь ребенка, должны быть у каждого родителя.

Как стимулировать развитие речи

Большинство специалистов считает, что и без занятий по специальным дорогостоящим методикам, посещения центров раннего развития можно «разговорить» малыша. Основа успешного развития ребенка – спокойная и доброжелательная обстановка дома.

Не менее важный момент – общение с малышом. Вы можете просто проговаривать все, что делаете сейчас или собираетесь сделать, обращаясь к нему. Важно, чтобы он видел вашу артикуляцию. В условиях социальной изоляции в декрете научиться постоянно, общаться с ребенком женщине несложно.

Чтобы ребенок быстрее заговорил, специалисты рекомендуют делать массаж лица и артикуляционную гимнастику.

Что из себя представляет массаж лица:

  1. Поглаживающие движения в области бровей, носогубных складок, области вокруг губ. Совмещать его можно с присказками. Детей ближе к двум годам можно учить самостоятельно, выполнять его.
  2. Следующим этапом будут легкие похлопывания пальцами в тех же зонах.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения позволяют быстрее развить речевой аппарат. С маленькими детьми от года, полутора выполняют самые простые из них. Особенно важно начинать занятия, когда дети начинают говорить первые слова.

Вот несколько несложных упражнений:

  • Воздушный шар. Нужно, чтобы ребенок надувал щеки, изображая шарик. А потом медленно сдувал их, будто выпускает воздух из него.
  • Улыбочка. Вместе с ребенком улыбаемся, растягивая губы на 2-3 секунды. Потом настолько же времени складываем их трубочкой.
  • Ротик. Нужно погладить губы языком сначала против часовой стрелки, затем по ней.
  • Язычок. Языком дотягиваемся до верхней губы, потом до нижней. Затем до уголков рта.

Упражнения стоит выполнять вместе с ребенком стоя перед зеркалом. Сопровождайте их веселыми присказками. Так малышу будет интереснее их делать.

С детьми от двух лет занятие нужно завершать проговариванием гласных звуков. Начинают с отрывистого «а», затем с протяжного «аааааааа». Потом по такой же схеме приговариваются или пропеваются остальные гласные звуки.

Пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики стимулирует речевые центры. Для ранней речи будут полезны пальчиковые игры.

Развлекать малыша, таким образом, можно уже с шестимесячного возраста. Поглаживание ладошки и пальчиков должны быть нежными, выполнять их лучше теплыми руками. Веселые стишки и ласковый голос очень нравятся детям, поэтому заставлять заниматься их не придется.

С детками от трех лет играют более эмоционально. Выразительная мимика и эмоции в голосе заинтересовывают и поощряют малышей.

Начинать можно с самой простой игры «Сорока». Можно рассказывая стишок про пальчиков-братьев загибать каждый из них.

Для деток постарше можно поиграть в «Паучка»:

А за ним ходили детки – (ребенок пробегает пальцами одной руки от запястья к плечу другой)

Дождик с неба вдруг полил, паучка на землю смыл (потрясти кистями обеих рук изображая дождь).

Несколько практических советов

Иногда для «запуска» речи достаточно немного изменить условия, в которых находиться ребенок.

Для этого не обязательно использовать дорогостоящие игрушки или наборы для развития речи.

Создаем трудности

Неврологи и психологи советуют, чтобы разговорить ребенка, как можно меньше откликаться на его жесты и просьбы в виде мычания. Стоит заметить, что это актуально для детей от полутора, двух лет и старше.

Когда родители откликаются на жесты и нечленораздельную речь, ребенку хватает подобного способа коммуникации. У него нет потребности, переходить на «взрослую» речь.

Но когда он сталкивался с трудностями, речевые центры мозга начинают работать активнее. Поэтому многие «не говорящие» дети начинают, активно разговаривать, посещая садик.

Активно читаем и слушаем сказки

Малыши любят яркие картинки. Поэтому чтение книг их увлекает. Пока ребенок рассматривает картинку и слушает стишки или мини-сказки он запоминает новые слова.

Если читать книги с малышом часами вы не можете, включайте ему аудиосказки. Постоянно звучащая речь, будет стимулом для развития речевых центров ребенка.

Музыка – еще один помощник

Включайте малышу классическую музыку, она стимулирует развитие мозга. Многие специалисты рекомендуют Моцарта. Его произведения детьми воспринимаются легче.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, можно включать самые простые детские песенки и пытаться петь их вместе с ним. Это не только стимулирует музыкальный слух, но и речь.

Не поощряйте лепет и автономную речь

Ошибочно сюсюкать с ребенком и общаться с ним на его «птичьем» языке. Малышам важно видеть нормальную артикуляцию и слышать обычную взрослую речь.

Пусть ваш малыш называет машину би-би, но вы должны говорить именно машина, а не бибика и прочие производные от произносимых ребенком слогов.

Часть психологов считает, что сюсюканье и подражание детскому лепету уместны до шести, восьми месяцев.

Расширяйте активный и пассивный словарный запас

Для нормального развития речи важно не только стимулировать ребенка к произношению новых слов. Но и пополнять его пассивный словарь. То есть слова значения, которых он знает, но пока не может выговаривать.

Для этого старайтесь как можно чаще называть малышу окружающие его вещи. А для занятий использовать не только книжки с картинками, но и предметы быта. Он лучше запомнит увиденное вживую.

Научить ребенка говорить в 1.5 года можно расширяя его активный словарь. Просите малыша повторять за вами простые слова (кот, дом и прочее). Помните, что повторение и регулярность занятий – залог успеха.

Обсуждайте и задавайте вопросы

Это правило больше подходит для детей в возрасте 1 год 9 месяцев и старше. Необходимость ответить на вопрос стимулирует речевые центры.

С детьми от года необходимо рассматривая картинки обсуждать, то, что на них изображено. Рассказывайте малышу, что именно нарисовано, побуждайте его показать какой-либо предмет.

Активно играйте

Для детишек от года можно устраивать мини-спектакли.

Можно придумывать истории самостоятельно или разыгрывать сценки из мультфильмов или сказок. Всплеск положительных эмоций, речь взрослого стимулирует в малыше желание говорить.

Стимулируйте мелкую моторику

Давайте ребенку играть с крупами (гречка, рис, пшено). Пусть у него под рукой будут предметы с разной текстурой – дерево, пластик, шерсть, хлопок.

Позвольте ему крутить и вертеть в руках все, что безопасно.

А если сделать для малыша развивающую доску с различными щеколдами, крючками, выключателями, вы получите кроме развития речи, от 15 до 30 минут свободного времени.

Заключение

Не стоит расстраиваться, если после всех ваших стараний малыш не заговорил. Подождите немного и его нервная система дозреет. Первые слова для малыша должны быть короткими и простыми, обозначать то, что он видел вживую или давно узнает на картинке.

Если ребенок длительное время застрял на одном из этапов становления речи, нужно обратиться к неврологу. Например, если с года до полутора или с полутора до двух лет не произошло никаких изменений в речи.

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Как мама может помочь ребенку заговорить: практические советы

Здравствуйте, дорогие читатели! Полгода назад я была вынуждена погрузиться в тему проблем речи и развития малышей. Как помочь ребенку заговорить? Пора поделиться своим практическим опытом.

Для тех, кто еще не знает — «История развития нашего сына». Женщинам свойственно неадекватно оценивать речевые навыки своих детей. Здесь часто бывают крайности. Кто-то преувеличивает проблемы: «Ребенку уже год и три месяца! А он говорит только два элементарных слова!» А кто-то бросает дело на самотек.

Нормы и сроки

В первую очередь давайте определимся с нормами. Когда должен ребенок заговорить? На что нам ориентироваться? Во сколько лет пора начинать бить тревогу?

Раньше я бы ответила так: «Отсутствие речи до 3 лет — это не страшно». Сейчас, после нашей возни с сыном, я скажу по-другому: «Отсутствие речи в 2 года — уже повод задуматься». Под отсутствием речи я имею ввиду полное молчание. Либо очень скудный активный словарь (10-20 слов).

Под словами «повод задуматься» я не имею ввиду «начать паниковать». Многие невропатологи считают, что в 2 года малыш обязан говорить предложениями. И если он этого не делает — кошмар, пора пить таблетки и т.п. А кто-то — напротив, заявляет, что «мальчики позже развиваются». Лично я выбираю золотую середину.

Если у малыша идет задержка речи, нужно исключить все другие проблемы. Как говорят многие специалисты, речь — это только верхушка айсберга. И проблемы в этой сфере могут указывать на более серьезные нарушения. Которые нужно немедленно исправлять.

Поэтому я все же рекомендую сводить ребенка к хорошему невропатологу. Не для запугивания и не для лечения. А для того, чтоб он оценил состояние малыша. Хороший невропатолог сразу видит по движениям, реакциям, мышлению детей — насколько серьезна ситуация.

Хороший невропатолог должен определить — это просто задержка речи или есть заметная незрелость нервной системы. Вы сами этого не определите. Но невропатолог видит подобные нарушения с порога. Конечно, у него в глаза не встроено УЗИ, МРТ, ЭЭГ и прочее. Но поверьте, даже просто осмотр может помочь прояснить картину.

На что можно обратить внимание вам самим? Об этом я писала в статье «Ребенок в 2 года не говорит».

Читайте также:  Пальчиковая гимнастика по теме Овощи

Почему малыш не хочет говорить?

Речь зависит от трех факторов:

Проанализируйте, насколько хорошо это развито у вашего ребенка. Если ваше чадо — общительное (использует жесты, мимику, тянется к людям), нет проблем с мышлением, и подводит только моторика — это самая простая ситуация.

Однако, нарушения моторики тоже могут быть разными. Поэтому неговорящий ребенок в 3 года — это явный повод найти адекватного специалиста.

Может ли ребенок вообще не заговорить? К сожалению, при грубых нарушениях развития, бывает и такое. Но в подавляющем большинстве случаев все решается грамотными занятиями и устранением причин молчания малыша.

Что нужно делать?

И теперь — самое главное! Что делать, чтобы ребенок быстрее заговорил? Поделюсь нашим опытом:

  1. Оцените, насколько часто ваш карапуз слышит человеческую речь. В первую очередь — начните активно общаться с ребенком. Станьте «радио». Комментируйте все вокруг. Комментируйте все свои действия, переодевания, умывания, игры.
  2. Старайтесь чаще подключать малыша к диалогу. Если он понимает ваши слова и может хоть как-то отвечать (жестом или звуком) — почаще задавайте вопросы. Провоцируйте речь, чтоб у ребенка была потребность сказать слово.
  3. Придумывайте игры, ориентируясь на уровень ребенка. Если он произносит только звуки, но все понимает на слух — добивайтесь в игре повторения звуков. Постепенно усложняя задания. Например, изображайте филина, крича «ууууу!» Или покажите, как игрушка-медведь здоровается с малышом звуком «ыыыыы».
  4. Учитывайте интересы ребенка. Любит машины? Подумайте, как заниматься с помощью игрушечных машинок. Тут и звуки «вжжжж», и «бииии». Слова «катать», «колесо», «гараж». Учите названия животных, катая их на своих машинах.
  5. Если у ребенка маленький активный словарь, выберите несколько простых слов — и сосредоточьтесь только на них. Стараясь повторять их как можно чаще.
  6. Используйте пальчиковые игры, потешки, стишки, песенки. Некоторые дети так лучше запоминают слова.
  7. Развивайте мелкую моторику. Поощряйте игры с крупами, мозаику, сортеры, стройте башни из кубиков.
  8. Развивайте навыки имитации у малыша. Если он с удовольствием повторяет за вами игры и упражнения — это большое счастье! Если нет — учите.
  9. Я не могу дать в статье все эффективные упражнения. Берите их из книг. Например, Е.Янушко «Помогите малышу заговорить» (в легких случаях). А также К.Дедюхина «55 способов общения с неговорящими детьми» и Р.Августова «Говори! Ты это можешь!» (в ситуациях посложнее).
  10. Вовремя реагируйте на признаки усталости и давайте малышу отдохнуть.
  11. Если ничего не получается — не стесняйтесь искать специалиста. До скольки лет можно ждать и заниматься самостоятельно? Каждая мама решает сама. Я свое мнение озвучила выше. Если проблема только в самой речи — можно дать себе время до 3 лет.
  12. Поиск специалистов логопедов-дефектологов — это отдельная тема. По своему опыту скажу. Работа логопедов очень и очень отличается.

Я против того, чтобы заставлять детей говорить силой. Не давать конфету, пока он не скажет соответствующее слово. Выбивать слова через плач, нарочно «не понимать» ребенка и т.п. По крайней мере, если у ребенка нет тяжелых диагнозов.

Я предпочитаю действовать через интерес, как бы это ни было сложно. Учить подражанию. Показать в игре, что повторять звуки (а затем — слова) — это весело и интересно. В какой-то момент малыш начинает также подражать и в бытовых ситуациях.

Можно доводить ребенка до истерики, отказываясь давать заветную вещь, пока не скажет «дай». А можно. Лукаво улыбнуться, и с азартом предложить: «Скажи — ДАЙ!» И это работает! Не всегда, но если соблюдено следующее:

  • у вас хороший контакт с малышом, хорошие отношения и уровень доверия;
  • вы развивали речевое подражание в игре;
  • вы внимательны к потребностям своего малыша;
  • вы очень радуетесь его крошечным успехам;
  • вы требуете от него только то, что ему по силам.

Конечно, на этом пути есть много нюансов. И я не могу рассказать здесь весь свой опыт. Только основы. Читайте книги, пробуйте, занимайтесь.

Многие дети начинают говорить и без постороннего вмешательства. Тогда, когда приходит время. А некоторым детям нужна серьезная помощь.

Напоследок хочу сказать, что если у вас выявлены проблемы с развитием, а не только с речью. Не теряйте времени. Не ждите, что все само рассосется. Сначала просто начните сами заниматься с малышом. Это безопасно и не требует финансовых затрат.

Если задержка увеличивается — ищите дефектолога. Особенно, если вашему чаду исполняется 3 года.

Пусть ваши дети будут здоровы! Поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. Я желаю вам счастья. До встречи!

Как быстро научить ребенка говорить: советы, которые помогут научить ребёнка говорить красиво

Речь — это отражение нашего мышления. Для того чтобы говорить правильно, мы должны держать мысли чистыми и следить, чтобы они не зарастали словесными «сорняками».

Я очень переживаю за речь детей и вместе с героями своей книги «Лексикон» хочу сделать их речь благозвучной, эмоциональной и чистой. Как? Вот несколько советов для умных родителей.

1. Не употребляйте в общении с ребёнком уменьшительно-ласкательные слова по отношению к предметам, вещам или действиям. Никакого «салатика» вместо «салата», никакого «телефончика» вместо «телефона» и никакой «пробежечки» вместо «пробежки».

2. Не бойтесь и не стесняйтесь читать короткие произведения из поэзии тех авторов, которые не считаются традиционно детскими. Тютчев, Фет, Бунин. Читайте медленно, с интонацией. Чтение таких произведений начнёт формировать у ребёнка массу вопросов. А вопросы, сформированные на базе стихотворения, в свою очередь, формируют чувство восприимчивости и к текстам, и, что важнее, к миру. То же касается и прозы, однако здесь всё зависит от степени развития восприимчивости малыша к тексту.

3. Если нет музеев или времени на них, рассматривайте альбомы с репродукциями картин. Обращайте внимание на детали пейзажа, туалетов людей, если это портреты, и на основе картины вместе с ребёнком придумывайте истории. Это развивает воображение и задействует вокабуляр.

4. Вечером, перед тем как пожелать ребёнку приятных сновидений, спросите его, чему он сегодня научился или что новое увидел.

5. Музыка, звучащая в доме — это прекрасно, она окрашивает в эмоциональный тон повседневность. Однако если вы хотите, чтобы ребёнок чутко улавливал эмоцию в сером, казалось бы, будне, отмечая многочисленные радужные оттенки, нужно иметь в виду, что звучащая вечным фоном музыка не способствует формированию оценочных процессов. Она попросту не помогает ребёнку размышлять и оценивать происходящее, а напротив — отгораживает от необходимости думать над происходящим и давать ему оценку. А это, в свою очередь, ограничивает активность вокабуляра, поскольку не предполагает многочисленных вариантов эмоции и, соответственно, их определений. Лучше вместе прослушать произведение и потом расспросить ребёнка о том, что он представлял, когда слушал музыку.

6. Научите детей есть ножом и вилкой: умение потреблять пищу красиво накладывает отпечаток и на потребление информации.

7. Не бросайте лишний раз бумажку мимо урны сами и запрещайте это делать своему ребёнку.

Как быстро научить маленького ребёнка разговаривать

Многие молодые родители, особенно если у них первенец, озадачены вопросом, как научить маленького ребёнка разговаривать. Они с нетерпением ждут дня, когда малыш осознанно произнесёт первое слово, и радуются, как дети, когда это происходит.

Они ещё не подозревают, что совсем скоро, через полтора — два года, их периодически будет одолевать противоположное желание, и фраза: «Ты можешь хоть минутку помолчать?» не раз будет адресована их любознательному малышу.

Но это позже, а пока успехи или неуспехи ребёнка сравниваются со всеми знакомыми детьми, в интернете на форумах молодых родителей ищутся чудодейственные методики, как научить ребёнка говорить. Хочется предостеречь родителей от сравнений и поспешных выводов. Все дети уникальны, у каждого свой темп и алгоритм развития, не стоит расстраиваться, если ваш ребёнок в полтора года ещё не говорит. Один малыш начинает первые слова произносить до года, а другой и в два не очень-то разговорчив. Всему своё время, ведь вы же не станете его за это меньше любить?

Как научить ребёнка говорить в 1 год

Если вы хотите чтобы ваше чадо заговорило как можно раньше, то стоит прислушаться к советам логопедов, педагогов и психологов. Как научить ребёнка говорить в годик? Прежде всего, с ребёнком надо разговаривать. С первых дней его жизни, а лучше – ещё до рождения. Все нормальные родители именно так и поступают.

Уже с первых месяцев дитя произносит отдельные звуки, затем короткие слоги. После 6 месяцев малыш непроизвольно лопочет, варьируя разные сочетания: «ма», «га», «ка», «ля». Важно поддерживать речевое общение с ним, разговаривать, повторять то, что он произнёс, проговаривать действия, которые вы делаете.

Когда моей первой дочке был год, мы с ней лежали в больнице и соседями по палате были мама с сыном двух лет. Моя лялька уже имела приличный словарный запас, а мальчик-сосед изъяснялся слогами и жестами, хотя был вдвое старше. И его мама всё время меня пытала – как научить малыша разговаривать.

Мне тогда казалось, что это естественный процесс, и ничего такого специально мы не делали – ну говорит ребёнок, и говорит. Правда жили мы в студенческом общежитии, и недостатка в общении у нашей дочки не было, вернее даже был его избыток, так как все хотели с ней понянчиться и поиграться. Первым её словом было «папа». Потому что больше времени с ней проводила я, и каждый раз, встречая мужа, мы с ней вместе радовались: «Папа пришёл!» С этим словом связана ещё одна забавная история, но об этом чуть позже.

К тому времени, как мы угодили в больницу, дочка уже говорила около 20 слов, а за пару недель болезни мы расширили словарный запас где-то до 50. Просто играли: я называла слово, она за мной повторяла. Начинали с хорошо знакомых слов: папа, пить, каша, ляля. Потом незаметно я добавляла новые слова, она иногда их повторяла просто автоматически. Вообще, она сразу говорила правильно, не картавила, буква «р» у нас была любимая, она её вставляла, где надо и где не надо. Но почему-то лампы на больничном потолке она называла «патя». Это, наверное, было единственное неправильное слово в её лексиконе.

Как ещё учить ребёнка говорить в 1 год? Конечно, это игры-потешки, короткие стишки и песенки, всё что пели и говорили нам наши мамы и бабушки. «Ладушки», «Гуси-гуси», «Сорока-воровка», «Идёт коза рогатая» и многие другие. Всё это сопровождается показом, вовлечением малыша в игру, работой его пальчиков, тактильным контактом с ним.

Каждый день мы учим ребёнка разговаривать, озвучивая все наши совместные действия, задавая ему простые вопросы, радуясь его успехам. Мы просим его показывать, где глазки, носик, ротик – на себе, на игрушках, на картинках в книжках. Мы подражаем звукам животных – нарисованных и живых, всякий раз повторяя их названия. Не рекомендуется в этот период коверкать слова, «сюсюкать», хотя удержаться от этого бывает очень трудно.

Очень важно в этот период активное общение с другими детьми. Если нет возможности посещать детский сад, то необходимо чаще гулять с малышом на детской площадке, где он будет находиться в компании таких же карапузов, или ребят чуть постарше.

Младшая дочь у нас начала говорить немного позднее, чем старшая, но до четырёх лет понять её «без переводчика» было невозможно. Она не выговаривала все буквы, какие только можно представить. А ещё очень любила петь, делала это везде где можно и где нельзя, и часто нам приходилось её останавливать, так как из-за картавости вместо приличной песни получалась одна ненормативная лексика. После четырёх мало-помалу всё наладилось.

Если ваш малыш не разговаривает в 2 или даже три года – это не повод для беспокойства и поиска чудодейственных рецептов на тему «как научить ребёнка говорить первые слова». То, что он не говорит, вовсе не значит, что он вас не понимает. Если он реагирует на ваши просьбы, подаёт нужный предмет, показывает, что его просят, с интересом собирает пирамидки, строит из кубиков, лепит – то поводов для беспокойства нет. Ещё раз повторим – всему своё время.

А теперь история с «папой». Долгое время наша кроха называла «папой» не только своего родного отца, но и любого мужчину, оказавшегося в поле её зрения. Причём делала это выразительно, нараспев и всегда следила за реакцией окружающих. Дружных хохот студентов видимо доставлял ей удовольствие, и она начала это делать специально. Мало того, она и меня начала называть «папа»! А когда мы лежали с ней в больнице, я решила её «вывести на чистую воду». Играем мы в слова, я ей называю разные, она повторяет, я темп всё увеличиваю и вдруг между делом называю: «мама». Дочка: «Ма. Па-ааа-па!» И хитрющая улыбочка. Любите своих малышей и всё у вас будет хорошо!

Как быстрее научить ребенка разговаривать

Как научить ребенка разговаривать

Каждому родителю хочется, чтобы их ребёнок побыстрее научился разговаривать. У некоторых это «хотение» начинается уже в тот момент, когда двухнедельный малыш — сухой и точно не голодный, но всё равно плачет…

Общение с ребёнком

«Вот бы ты мог рассказать, что ты хочешь. Может, что-то болит?». Другие же покорно ждут, когда ребёнку исполнится хотя бы годик и уж потом начинают бить тревогу: «Вот соседская Маша уже говорит 10 слов, а наш малыш только маму зовёт! Катастрофа!».

Хотя на самом деле ничего страшного здесь нет. Всему своё время. А если так уж сильно хочется, чтобы ребёнок поскорее заговорил — ему можно немного в этом помочь.

Ребёнку 5 месяцев

Развитием речи нужно начинать заниматься задолго до того, как ребёнок самостоятельно произнесёт долгожданное и осознанное «Мама».

В 4–5 месяцев детское гуление превращается в лепет с однообразных слогов. В этот момент малыш начинает прислушиваться к разговору мамы, папы и других окружающих и пытается сымитировать их речь, хотя сделать это у него ещё не получится.

В этот период необходимо начинать разговаривать с ребёнком, повторять простые слоги типа «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Делать это важно отчётливо, чтобы ребёнок мог следить за движением губ.

Малышу полгодика

После исполнения 6 месяцев, ребёнок способен запоминать и находить взглядом предметы. Важно рассказывать и показывать малышу, где находится стол, шкаф, диван, стул и другие предметы.

Повторить названия он сейчас ещё не сможет, но как только научится разговаривать — сможет самостоятельно без проблем все называть и учить его не придётся.

Ребёнку 10 месяцев

После 10 месяцев в «речи» ребёнка начинает появляться множество новых звуков и слогов. Именно с этого момента начинается его подготовка к разговору. Сейчас важно как можно больше с ним разговаривать и стимулировать его к произношению слов.

Пусть малыш просит дать какой-то предмет не мычанием, а словом «Дай», которому его научит мама.

Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что в данный момент его окружает: «Вот мама нарезает овощи, кладёт их в тарелку, размешивает ложкой, чтобы получился салат».

Как научить ребёнка говорить?

«Наконец-то мой ребёнок заговорил!»

Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.

КОГДА ребенок начнёт говорить, и КАК он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте.

Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи.

Вот 10 советов, которые помогут Вашему ребенку быстрее начать говорить

1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

2. Используйте короткие слова, простые и понятные!

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»

Читайте также:  Для чего нужны занятия с логопедом?

Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

3. Не говорите слишком быстро!

Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».

Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.

Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

5. Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.

Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

6. Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.

Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.

Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.

Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!

Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

9. Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

10. Исключите любые чрезмерные требования!

Разве это не должно быть очевидным?

Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.

Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

Быстро научить ребенка говорить.

Как же быстро научить ребенка говорить? Родители мечтаю скорее услышать эти прекрасные слова «Мама» и «Папа». Если приложить силы и усилия, вы сможете с легкостью научить вашего ребенка начать говорить раньше, чем его сверстники. Если вы хотите, чтобы ваш малыш начал разговаривать рано, то вам следует общаться с ним, еще до его рождения.

Разговаривайте с ребенком

Когда ребенок находится в утробе матери, он все слышит, поэтому вы обязательно должны с ним разговаривать еще до его рождения. Также, рекомендуется слушать музыку, как можно чаще. После того, как ваш ребенок родится, он с легкостью сможет различать голоса отца и матери. Отец так же, в обязательном порядке должен разговаривать с ребенком. После рождения, вы не должны сюсюкаться с малышом. Лучше всего, рассказывать малышу каждое свое действие. К примеру: «Я грею тебе молоко, чтобы ты мог его выпить». Когда ваш малыш разговаривать с вами по своему, издавая звуки, не игнорируйте его.

Отвечайте ему на все его «гу-гу-гу», «ба-ба-ба», ведь так он пытается заговорить с вами. Если он видит, что привлекает вас, то отвечайте ему, он начинает больше стараться и издавать все больше новых звуков, которые со временем перерастают слова, а позже в предложения. Когда ребенок играет в кубики, возьмите один из них и опишите малышу все его свойства. К примеру: «Смотри, это кубик, он зеленого цвета и квадратной формы». Чем больше вы будете разговаривать с малышом как с взрослым, тем скорее он сам начнет говорить. Когда он показывает на кошку говорите «мяу», на собаку «гав».

Читайте сказки

Это будет развивать его память, мышление и внимательность. Читайте своему малышу как можно больше сказок. Даже если он совсем маленький и ничего не понимает, это не повод не читать ребенку сказок. Ведь сказки для того и предназначены, чтобы развивать ребенка. Желательно сказки совмещать и со стихами. Стихи также хорошо воздействует на развитие мышления малыша. Ближе к одному году, ваш ребенок начнет произносить первые слова. Конечно, первое слово ребенка – это «мама». Но, как бы не хотелось вас огорчать, но ребенок не понимает смысла этого слова. Однако со временем смысл становится ясным.

То, что от вас требуется, это как можно чаще говорить со своим малышом. Говорите с ним утром, как только он проснулся, говорите с ним, когда он есть, и конечно, говорите с ним перед сном. Потратив немного времени на развитие своего малыша, вы, несомненно, получите ожидаемый результат. Удачи!

Как научить разговаривать ребенка в 2 года? Делюсь опытом!

Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае, независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки. Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки. Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый. Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.

  • Упражнения для развития речи. Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики. На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, лепка из теста и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

ПричинаРешение
1.НаследственностьЕсли один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
2.Особенность характера и темпераментаНекоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
3.Отсутствие необходимости в речиЕсли по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
4.Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефектыБывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
5.Чрезмерный напор родителейРодители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
6.Отсутствие интересаМалышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
7.Отсутствие социумаЕсли все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения детского сада ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

Галка-Игралка

6 секретов, как разговорить ребенка

Как разговаривать с ребенком, чтобы его речь развивалась? Общаться с ним на его «марсианском» наречии или требовать нормальных слов? Обращать ли внимание на жесты или не реагировать? Как правильно строить диалог с неговорящим малышом?

Опытный логопед-дефектолог Анна Маковей делится с мамами простыми и эффективными приемами, которые помогут разговорить даже самого упрямого молчуна, сделают ваше общение с малышом интереснее и разнообразнее.

1. Долой «Скажи» и «Повтори»

Не просите кроху: «Скажи: МА-МА, ДАЙ» или «ПОВТОРИ: «БУЛЬ-ДО-ЗЕР». А уж наказывать малыша за отказ или неправильное произнесение вовсе не стоит! Очень часто подобные просьбы приводят к такому явлению, как речевой негативизм – при вышеозначенных просьбах малыш крепко сцепляет зубы и бежит от Вас стремглав, либо просто игнорирует настойчивые просьбы мамы что-либо сказать.

Вопросы задавайте ненавязчиво, без требовательных ноток в голосе. Малыш не должен чувствовать подвох и давление с Вашей стороны. Если карапуз не захотел или пока не может Вам ответить, после короткой паузы ответьте сами – так Вы даете ребёнку речевой эталон, который поможет ему в дальнейшем правильно строить фразы!

Постарайтесь контролировать себя и не срываться на «Скажи», «Повтори». Не ждите быстрых результатов. Пройдет день, два, может быть и месяц – и малыш начнет повторять за Вами! Главное – спокойно общаться и играть, вовлекать кроху в диалог, хотя бы формальный (сами задаете вопрос и после короткой паузы – отвечаете).

Если карапуз не хочет играть в предложенную Вами игру – присоединитесь к той, которая его в настоящий момент увлекает. Катает машинку? Превосходно! Попросите прокатить на машинке зайчика или съездить в магазин за продуктами или строительными материалами. А то и мелкий бумажный сор довезти до мусорного ведра! Любит греметь кастрюльками – класс! Положите в кастрюлю кубики и сварите из них кашку для зверей. Периодически пробуйте её на «сахар» и «соль», предлагайте «попробовать» и малышу – чаще всего крохи с большим энтузиазмом откликаются на такие мамины проделки =)

2. «Ти-ти! ПТИчка, леТИ» или как использовать в речи лепетные слова

Часто мамы и другие близкие люди недооценивают речевые возможности крохи. «Сколько слов малыш говорит?» – «Да два-три…». Вопрос при этом: что считать словами? Считать ли словами «топ-топ» и «би-би»? Считать ли тремя разными словами слово «А-а-а», если это «больно», «вкусно пахнет» и «спи, моя куколка, засыпай»?

Да! Это слова! Да! Считать тремя разными! Больше того, даже те звукоподражания и слоги, которые малыш произносит без отнесения к какой-либо ситуации можно превратить в словечко! Как? Сейчас расскажу.

  • «Ти-ти». На их основе вводим слова «пТИчка» и «леТИ». На прогулке насыпьте зернышки и позовите птичек: «Птичка, леТИ, покушай. Вот, леТИт птичка. Кушай!». Потом просите малыша позвать птичек.
  • «Мяу» и «ми». Если есть кошечка дома – отлично. Поиграйте так: «Киска, где твоя МИска? Давай молочка нальем! Вот, киса, молоко. Лакай!» Можете передразнить, как киска лакает язычком – это хорошее артикуляционное упражнение. «Вот, киса, МЯсо, кушай!»
  • «Ня-ня» превращаем в слово «няня» Придумайте игру со словом НЯНЯ: куколку возьмите и попросите малыша покачать, успокоить, спать уложить. «Куколка устала, хочет спать. Давай её укачаем! А-а-а-а, Бааай-баааай, спи, куколка (или по имени, если таковое имеется), засыпай! Спи. Вот, Саша, какая НЯНЯ хорошая! Куколка быстро уснула!»
  • «Пи» превращаем в глагол «пить» (появление в речи ребёнка глаголов – добрый вестник. Он очень хорошо притягивает к себе существительные, прилагательные и все прочие части речи). «Пойдем» и дальше нужное присоединяете — «чай пить», «сок пить», «морс пить», «молоко пить», «кисель пить», «компот пить». «Быстро», «медленно» — «Быстро не надо пить. Надо пить медленно». «Пей маленькими глотками». «Я пью чай. Ты (дотроньтесь рукой до крошкиного плеча) пьешь – сок. Папа пьет кофе».

В придумывании нужно упражняться – не сразу на ум приходят словечки. Но! Терпение и труд все наши «не могу» и «не получается» перетрут =) Если в речи малыша уже довольно много слов – используйте словарь для составления простых фраз, которые можно использовать в играх.

3. «Даёшь контакт!»

Этот рецепт простой и очень естественный во взаимоотношениях мамы и малыша – чаще обнимайтесь! Барахтания, немного дурашливости, любовные пощипывания и покусывания только приветствуются! А ещё? Танцы, где Вы берётесь за руки, простые объятия после игры: «Как хорошо получилось!», да и просто посиделки на коленочках!

Для чего всё это нужно? Как тактильный контакт влияет на развитие речи? Очень хорошо влияет!

Малыш доверяет и поэтому открыт ко всем Вашим затеям, не боится осуждения и критики. А Вы лучше понимаете кроху, его возможности и желания, становитесь менее требовательной и более расслабленной, что очень хорошо для равноправного и развивающего общения.

2. Игры проходят более естественно и комфортно, доставляют массу удовольствия и Вам и крохе. А если что-то нам очень приятно, хочется это повторить, так ведь?

3. Малыш на Вашем примере учится выражать свои чувства словами и делами, проявлять внимание к близким и оказывать им поддержку. Помните закон объятий? Четыре объятия в день нужны для выживания, восемь — для поддержания здоровья и хорошего самочувствия, двенадцать объятий в день — для роста и чувства собственного достоинства. Обнимайтесь чаще!

Все проявления Ваших чувств должны быть естественными и уместными, не стоит приставать к малышу тогда, когда он явно этого не хочет. Говорите крохе, как Вы его любите! Называйте ласковыми именами, рассказывайте о том, какой он был маленький, ничего-ничего не умел: ни сидеть, ни ходить, ни разговаривать! А сейчас – всё умеет! Прыгать, бегать, самостоятельно кушать, ходить в туалет! Вот сколько всего! Такие беседы вызывают много положительных эмоций, малыш начинает гордиться собой. А следом за уверенностью в себе появляются попытки самовыражения. В речи – в том числе.

4. «Игрушки, на помощь!»

Как правильно играть с предметами, чтобы в речи крохи появлялись новые слова?

Возьмите машинку, покажите крохе, назовите, что это: «Смотри – машина!» Продемонстрируйте все те разнообразные действия, которые с ней можно выполнять: катать, нагружать и высыпать кубики, катать любимую игрушку. Первоначально новое слово тесно связывается с тем предметом, который так назвали. Машинка – это именно вот эта – с желтой кабиной и красным кузовом! Когда кроха усвоит это понятие – «машина», покажите ему машинку другую – скажем, зелёную. Это тоже машина! И вот эта маленькая – тоже машина! И эта – с большими колесами! Так произойдет расширение понятия «машина», а малыш начнет лучше понимать речь окружающих.

Просите кроху совершить с игрушкой какие-либо действия: «Кати машинку. Вот так!», «Накладывай кубики. Вот, много кубиков положили». Кубики можно СКЛАДЫВАТЬ, СТРОИТЬ, СТУЧАТЬ, ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ, СОБИРАТЬ, РАЗБИРАТЬ, ВОЗИТЬ – вот сколько глаголов можно присоединить только к одному существительному – КУБИКИ.

Рассказывайте малышу в игре о различных качествах того предмета, которым вы в настоящий момент играете. Машинка может быть красная и синяя, большая или маленькая, тяжелая или легкая. Любимая мягкая игрушка малыша – мягкая, пушистая, бархатистая, нежная, ласковая, тёплая. Кубики твердые, жесткие, красные-желтые-синие, звонкие, деревянные, пластмассовые! «Потрогай, какая киска у нас мягонькая. Вот какая! Пушистая! Шкурка красивая, серенькая. Давай кисоньку погладим. Вот так, вот так – смотри, как кисе приятно, она глазки закрыла и песенку поёт».

Мячик летит высоко, далеко; машинка едет быстро; игрушечная киска тоже бежит быстро, а черепашка ползет – медленно. У мишки каши много, а собачки – мало, дудочка играет тихо, грустно, а барабан – громко, радостно! В комнате игрушки прибрали: «Вот как стало чисто!». Озвучивайте эти и другие признаки предметов и действий, и малыш тоже начнет использовать их в речи.

В игре просите кроху: «Дай мне» и местоимение «тебе»: «Это мне кубик, а это – тебе», «Мне ложку (к примеру, играете в кухню и приготовили «кашу» из кубиков) и тебе ложку». «Моя очередь, твоя очередь». «Вот моя любимая куколка. А где твоя?», «Давай мишку укачаем. Он устал». Так легко и незаметно местоимения займут прочное место в словарике Вашего карапуза.

Предлоги помогают ребёнку лучше понять пространственно-временные отношения и правильно строить фразы. Усвоение их происходит отлично и в игре, и в ходе уборки после неё. «Принеси мячик. Он В коробке. Спасибо!», «Ой! Кубики упали НА пол! Давай соберем!». Посади куколку ЗА стол. Будем чай пить». Давай игрушки уберем. Машинку поставим В гараж. Кубики положим В коробку. Мячики положим В ведро. А куколку куда посадим? Вот сюда – НА диванчик. Вот как хорошо стало!»

Вводимые Вами новые слова должны быть понятными ребёнку, «осязаемыми», такими, которые он сможет прочувствовать на реальном опыте. Фразы, которые Вы используете в игре, являются для малыша эталоном. Поэтому не усложняйте их. Простое предложение из 2-4 слов – то, что нужно.

5. «Мама, помоги!» или как реагировать на жестовую речь

Этот рецепт для мам деток, предпочитающих жестовую форму общения. Как реагировать, если кроха СОВСЕМ не хочет говорить, но очень выразительно жестикулирует?

1. Начните работу с себя: проанализируйте, как Вы реагируете на такое поведение малыша.

В том случае, если Вы бросаетесь выполнять желание крохи ещё до того момента, как оно успело оформиться у него в голове – речи ждать придется довольно долго. Зачем ребёнку говорить, ведь и так всё хорошо, все потребности удовлетворены и желания выполнены. А бывает ещё и так: нервы у мамы не железные. Уже в предвкушении истерики, многие готовы дать малышу всё, что угодно, лишь бы не плакал. Узнали себя? Нет? Замечательно. Значит, можно перейти к шагу 2.

2. «Оречевляем» жест ребёнка.

Такое построение фразы даёт малышу уверенность в том, что мама его понимает (в отличие от игнорирования жестовых просьб), мама поможет. А вслед за уверенностью, появятся и попытки самостоятельного высказывания.

3. Провоцируем малыша на просьбу или отказ.

Правила формального диалога те же, что и описаны выше: «Хочешь покатать машинку? Да (кивок головой). На», «Будешь пить сок? Не будешь (покачиваем головой из стороны в сторону). Нет».

Поддержите малыша, похвалите за попытку сказать что-либо, пусть даже и не совсем удачную. Озвучивать жест необходимо всегда до того момента, пока малыш не начнет делать попытки заговорить самостоятельно.

6. «Мама, говори!» — оречевление в повседневной жизни

Чтобы речь малыша развивалась, вовсе не обязательно организовывать специальные занятия и тратить час-полтора ежедневно на логопедические игры!

Проговаривайте всё, что делаете: манипулируя игрушками, называйте их цвет и те действия, которые можно с ней производить: «Вот какой мячик! Красный! Яркий! Большой! Лёгкий! Давай его покатаем: вот так! Теперь мне кати – вот как здорово катится! Лови мячик (легонько бросаете его в ручки малыша так, чтобы поймал) – вот как ловко поймал!»

Используйте повседневные ритуалы: умывание, подъем и отход ко сну, одевание для пополнения словаря крохи новыми словами и закрепления уже знакомых.

Иногда малыши не понимают наши словесные просьбы и инструкции, так как действие, которое от ребёнка требует мама, слишком обобщено и малыш просто не понимает, что именно он должен сделать! Например: «Прибери игрушки!» Что значит «прибери»? Куда их прибрать? Что сначала убрать, что потом?» Дробите деятельность на составляющие её действия и озвучивайте их: «Давай приберем игрушки. Сначала машинки поставим в гараж – вот. Поставили. Теперь давай мячи положим в корзину. Положили. Теперь кубики нужно собрать. Давай уберем их в коробку». Так детки не только пополнят словарь, научатся понимать и использовать в речи предлоги, правильно строить простые фразы, но и овладеют навыками самообслуживания и планирования своей деятельности.

  • донести сухое белье до гладильной доски («Унеси трусики. Унеси носочки. Унеси шортики. Вот спасибо! Очень маме помог!»);
  • положить на стол ложки («Давай на стол накрывать. Вот ложки. Положи, пожалуйста, на стол»);
  • вытереть сухой тряпочкой пыль («Давай порядок наведем. Сначала пыль будем вытирать. Намочим тряпочку. Вот, намочили. Теперь выжмем её немного. Готово! Давай столик протрем. Вот так! (помогите – накройте своей рукой детскую ручонку с тряпочкой и проведите по столу). Всё! Чисто!»;
  • выложить на стол продукты, только что принесенные из магазина.

Выполняя такую простую работу по дому, кроха усваивает названия предметов и действий, учится помогать маме. Подключайте карапуза к приготовлению еды – это очень увлекательно и полезно для развития речи!

Можно поручить почистить вареное яичко или картофелину, размешать муку в чашке с кефиром или взболтать яйца в миске, нажать кнопку на ручке блендера, а то и овощи нужные подать: «Давай будем оладьи печь! Нам нужен кефир. Где у нас кефир? Да! Вот он, в холодильнике! Давай нальем его в стакан. Вот столько, достаточно. Выливай кефир в миску. Теперь яичко разобьем: кок! Готово! Размешай немного вилкой. Вот так, спасибо!» и т.д.

Все предложения должны быть короткими и простыми. Делайте паузы, если задаёте вопрос – давайте малышу возможность ответить. Даже если кроха произнес что-то непонятное или вовсе молчит – непременно ответьте ему: «Куда положим кубики? – «пауза или ответ малыша» – Я тоже так думаю! Положим в коробку!»

Со временем называние действий замените вопросами: «Что сначала сделаем? Куда положим кубики? Куда поставим машинку? Где у тебя маечки лежат?» и т.д.Если ребёнок предпочитает в общении использовать жесты – озвучивайте все его «слова»: Куда мяч укатился? Да! Вот он! Под кроваткой! Достань, пожалуйста. Как ловко ты его достал! Спасибо =)» Малышам нравится такое выражение понимания со стороны мамы! Со временем они и сами охотнее начинают озвучивать свои желания и действия сами.

Анна Маковей,
Логопед-дефектолог, педагог раннего развития.
Соавтор тренинга “Развиваем речь в игре” по методике Тепляковой.

Ссылка на основную публикацию