Здоровый образ жизни (ЗОЖ) для детей: как привить

Как привить ребенку здоровый образ жизни?

Одной из основных обязанностей родителя является объяснение ребенку, как и почему нужно вести здоровый образ жизни. Лучше всего прививать ему полезные навыки и знания еще в раннем возрасте. Это позволит в будущем предотвратить принятие неправильных решений и укоренение вредных привычек.

Родителям крайне важно подавать хороший пример. Просто рассказы ребенку о том, как правильно в теории, далеко не всегда дадут желаемый результат. Малышу очень важно видеть собственными глазами, как вы сами выполняете все сказанное.

Как сохранить здоровье?

Ниже приведены несколько приемов, помогающих развить у детей здоровые привычки.

Питание и физическая активность

Во многих развитых странах на сегодняшний день дети страдают излишним весом. Проблема в употреблении слишком большого количества пищи, богатой жирами и сахаром. Кроме того, современные дети гораздо менее активны физически. При этом лишний вес в детском возрасте существенно увеличивает риск проблем со здоровьем во взрослой жизни. К таковым относятся диабет, повышенное кровяное давление, повышенный уровень холестерина, сердечно-сосудистые заболевания и рак.

Вот несколько рекомендаций по предотвращению или борьбе с лишним весом:

  • Обращайте внимание на приобретаемые продукты питания. Ограничьте количество полуфабрикатов и вредных закусок в рационе питания ребенка. Всегда держите на столе смесь свежих фруктов и овощей, которые являются идеальными закусками. имейте в виду, что маложирные продукты могут содержать вредные ингредиенты и добавленный сахар.
  • Старайтесь разнообразить рацион питания полезными продуктами и следите за размером порций. Внимательно читайте состав продуктов: обычно там указана эта информация.
  • Возьмите за традицию принимать пищу всей семьей. При этом собирайтесь за столом, а не у телевизора.
  • Давайте ребенку больше воды и молока, ограничив при этом употребление сладких и калорийных напитков. К таковым относятся фруктовые соки, газированные напитки, спортивные напитки, энергетические напитки, подслащенное или ароматизированное молоко, а также сладкий чай со льдом.
  • Следите за активностью ребенка. Он должен проводить не более 2 часов в сутки у телевизора, компьютера или видео-приставки. Вместо этого всячески стимулируйте его к занятиям спортом.
  • Сделайте физические нагрузки неотъемлемой частью жизни вашей семьи. Гуляйте, ходите в бассейн или катайтесь на велосипеде. Предлагайте ребенку участвовать в коллективных мероприятиях, таких как командный спорт или боевые искусства. Все это способствует развитию и повышению самооценки ребенка. Пробуйте включать в распорядок дня ребенка другие аэробные нагрузки.
  • С раннего возраста учите его соблюдению гигиены ротовой полости. Она предполагает два раза в день чистить зубы зубной щеткой и один раз — зубной нитью. Каждые 6 месяцев водите ребенка на профилактический осмотр к стоматологу.
Табак, алкоголь и другие наркотические вещества

Дети могут начать интересоваться всевозможными наркотическими веществами еще в юном возрасте. На самом деле, многие дети пробуют табак, алкоголь и легкие наркотики еще в средних классах школы. При этом исследования показывают, что такая вероятность ниже в том случае, если родители начинают беседовать с ребенком о вреде таких веществ еще с ранних лет.

Вот несколько рекомендаций:

  • Озвучьте и не бойтесь повторять, что вы запрещаете ребенку курить сигареты, пить алкоголь и употреблять наркотики. Проговорите четкие санкции, которые последуют в случае нарушения этого запрета.
  • Объясните, чем именно вредны эти вещества. Просите ребенка задавать вопросы. Реальная и правдивая история может привлечь его внимание лучше голой теории и статистики. Расскажите примеры из жизни людей, демонстрирующие негативные последствия употребления алкоголя, табака и наркотических веществ.
  • Обязательно подготовьте ребенка к давлению со стороны сверстников. Ролевые игры помогут ему научиться отвечать «нет» на предложение сигареты, алкоголя или наркотиков.
  • Вы должны знать всех друзей вашего ребенка и их родителей. Постарайтесь наладить с ними доверительные отношения. Расскажите другим родителям о правилах, которые вы прививаете своему ребенку. Всегда спрашивайте ребенка о том, что он делает, где и с кем, а также когда он вернется домой. У вас всегда должен быть способ связи.
  • Подавайте достойный пример. Обращайте внимание на то, как ваши действия влияют на ребенка. К примеру, если вы сами курите или употребляете наркотики, ребенок может принять это за норму.
Сексуальное поведение

Ежегодно фиксируется около 1 миллиона беременностей среди подростков женского пола. Почти 3 миллиона подростков каждый год подвергаются заражению заболеваниями, передающимися половым путем. Хотя такой разговор наверняка будет неловким, вы обязаны объяснить ребенку риски и ответственность активной половой жизни. В частности, он должен знать о средствах защиты от болезней и беременности. Не полагайтесь в этом вопросе сугубо на школьных учителей. В ваших силах сделать так, чтобы ребенок воспринимал секс в разрезе любви и уважения. также вы должны донести до него смысл такого понятия, как согласие, и его важности при взаимодействии двух людей.

Вот несколько рекомендаций:

  • Если ребенок маленький, отвечайте на вопросы о сексе, когда он сам их задает.
  • Если речь идет о подростке, обсуждайте вопросы секса заранее во избежание проблем. Подросток должен знать обо всех рисках полового контакта еще до вступления в него. Следовательно, говорить обо всем этом нужно даже в том случае, если вы не считаете, что ребенок намерен попробовать секс.
  • Будьте честны и откровенны в вопросах семейных ценностей, а также вашего мнения о сексе и ожиданиях от него. Возможно, вы посчитаете нужным попросить помощи у семейного врача перед разговором на эту тему. Он может предоставить вам полезные факты и информацию.
  • Задумайтесь о том, какие отношение к сексу формируют у ребенка школа и СМИ, а затем помогите ему отделить реальность от вымысла. Попросите его без стеснения задавать вам любые вопросы.
  • Придерживайтесь прогрессивного стиля воспитания. Дети с гораздо большей вероятностью пойдут на контакт, если не будут бояться вашей реакции. Дайте им знать, что они могут сразу же обратиться к вам при появлении любых проблем или опасений, связанных с половой жизнью.

Рекомендации

Большинство детей берут пример со своих родителей. Именно поэтому крайне важно выступать хорошей ролевой моделью. Здоровый образ жизни должен приносить удовольствие всем членам семьи, поэтому приучать к нему нужно путем предоставления выбора. Вознаграждайте ребенка за хорошее поведение здоровыми лакомствами или полезными мероприятиями. Если вам удастся всегда сохранять позитивный настрой и обеспечивать поддержку, у ребенка разовьется крепкая уверенность в собственных силах и зафиксируются здоровые привычки.

Здоровый образ жизни для детей

Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые и дети. А что для этого нужно делать? Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни.

Что же это такое – Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ)?

Даём определение для взрослых: «здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья; система разумного поведения человека, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, социальное благополучие и активное долголетие». (с сайта международного общественного движения «Здоровая планета» http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh)

Определение для детей: здоровый образ жизни – это действия, нацеленные на укрепление здоровья. Итак, чтобы быть здоровым, нужно не принебрегать правилами личной гигиены и режимом дня, правильно питаться и заниматься спортом.

Личная гигиена.

Чистота — залог здоровья (рус. нар. пословица).

Главное требование гигиены – держать тело в чистоте. Это избавит вас от риска получить заболевания, связанные с размножением бактерий и паразитов. Для этого надо соблюдать элементарные правила гигиены.

1.Обязательно чистите зубы после утреннего пробуждения и перед тем, как отходить ко сну.

2. Регулярно мойте голову.

3.Содержите в чистоте расчёски, резинки и заколки для волос.

4.Принимайте душ или ванну 2 раза в день.

5. Обязательно мойте руки по приходу домой, до и после еды, после игры с животными, после туалета.

6. Уделяйте внимание чистоте вашей одежды и обуви.

Сидеть да лежать, болезни поджидать (рус. нар. пословица).

Иллюстрация К. Ротова к стихотворению А. Митты «Чудо-кровать»

Вы скажете, что режим дня придумали родители, воспитатели и учителя. Совершенно верно! Именно этим людям небезразлично как себя чувствуют дети, с каким настроением они принимаются за уроки и занятия, найдётся ли в течение дня время на еду и развлечения.

Итак, режим дня – это правильное распределение времени на сон, работу, питание и отдых.

Бывает, что мы нарушаем режим дня: поздно встаём, едим, когда захочется, смотрим фильмы или мультики допоздна, валяемся на диване. Но если человек будет так жить всегда, то он станет капризным лентяем, а без правильного питания и прогулок на свежем воздухе он ещё и заболеет.

Значит основа правильного распорядка дня и хорошего самочувствия это :

Нормальная продолжительность сна (Школьник должен спать не менее 9-10,5 часов).

Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения.

Соблюдение графика приёма пищи.

Соблюдение баланса между учебными занятиями в школе и дома с активным отдыхом и пребыванием на свежем воздухе. (Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Через каждые 30-40 минут выполнения уроков, следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку).

Вы можете построить свой режим дня, посоветовавшись с родителями. Главное – найти в себе силы соблюдать этот режим!

Правильное питание.

Как жуёшь, так и живёшь (рус. нар. пословица).

Фотограф Саманта Ли создает картины из обычной еды.

Понятно, что для детей готовят пищу взрослые. Понятно, что детям для роста и взросления нужно много сил. А получать всё необходимое они должны из пищи, богатой микроэлементами, минералами и витаминами. Отсутствие сбалансированного полноценного питания может обернуться испорченным на всю жизнь здоровьем. Поэтому нужно постараться есть всё полезное, что вам предлагают родители. Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков.

Ешьте богатые витаминами овощи и фрукты. Не отказывайтесь от тех овощей и фруктов, которые однажды показались вам невкусными, попробуйте их ещё раз, вдруг понравятся. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ.

Употребляйте кисломолочные продукты (кефир, простоквашу, творог, сметану и проч). Они содержат полезный белок и способствуют нормальному пищеварению.

Ешьте каши. Они содержат сложные углеводы, которые позволяют организму быть энергичным и бодрым в течение многих часов. В качестве гарнира это блюдо отлично гармонирует с мясом, рыбой и овощами.

Не отказывайтесь от мяса. В мясе содержится огромное количество полезных веществ, таких, как железо, калий, фосфор. Они дают организму силы и возможности правильно развиваться и бороться с болезнями.

Совет. Не торопитесь во время еды, хорошо пережёвывайте пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее двадцати раз.

Спорт и физические нагрузки.

Двигайся больше, проживёшь дольше (рус. нар. пословица)

Чем меньше мы двигаемся, тем больше риск заболеть. Хорошо, если у вас много свободного времени. Вы можете посещать спортивные секции, упражняться в тренажёрном зале или танцевать. Вариантов очень много. Но что же делать, если вы занятой человек и почти не имеете свободного времени? Тогда начать день необходимо с утренней зарядки, которая поможет перейти от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Выполнять упражнения надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног.

Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают упражнение на восстановление дыхания.

Посвятите зарядке 10-15 минут и ваше тело всегда будет в отличном состоянии.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относится активное пребывание на свежем воздухе: подвижные игры и/или ежедневные прогулки на роликах, велосипеде и проч. Физический труд, гимнастика, прогулка, бег и т.п. улучшают кровообращение, дают энергию, хорошее настроение, здоровье.

Картины Евгении Гапчинской с сайта http://www.gapart.com

Отказ от вредных привычек.

Мы не станем углубляться и долго говорить о вредных привычках. Это общеизвестный факт. Мы очень надеемся, что каждый из вас, наших читателей, ценит своё здоровье и уже давно принял решение никогда не быть зависимым.

Хотите быть лучше, сильнее, веселее? Тогда начните вести здоровый образ жизни. На самом деле, вести ЗОЖ намного проще, чем можно подумать. Просто начните с малого. Давайте сами себе задание (встать вовремя, не забыть почистить зубы, поесть до выхода в школу, собраться и сделать уроки за 40 минут и др.) выполняйте их и планомерно формируйте новые полезные привычки.

Читайте также:  Логопедический массаж языка для детей в домашних условиях

Помогли понять что такое ЗОЖ книги из фонда нашей библиотеки и интернет-ресурсы :

Баль, Л. В. Букварь здоровья : Учеб. пособие для детей дошкол. возраста / Л. В. Баль, В.В. Ветрова. – М. : ЭКСМО, 1995. -127с.

Володченко, В. Ю. Игры нашего двора / В. Ю. Володченко ; Рис. И.Челмодеева. – Науч.-попул. изд. – М. : Дом : ИИК “Российская газета”, 1998. – 84с.

Залесский, М. З. Как стать сильным / М. З. Залесский ; Худож. В.Жигарев. – М. : РОСМЭН, 2000. – 124с.

Семёнова, И.И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой / И. Семёнова. – – Науч.-попул. изд. – М.: Педагогика, 1989. – 176с.

Развитие ребенка

  • Психология ребенка
  • Воспитание ребенка
  • Развитие ребенка
  • Досуг и отдых
  • Конфликты и буллинг
  • Подготовка к школе
  • Обучение ребенка
  • Школьные вопросы
  • Здоровье ребенка
  • Родителям

Физактивность – залог здоровья в будущем, поэтому родители должны развить у детей правильные привычки

Приучаем ребенка вести здоровый образ жизни

Современные дети все меньше любят физическую активность и все чаще страдают от избыточного веса. Это происходит потому, что дети обладают многими вредными привычками: часами смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, едят фастфуд и мало времени проводят вне дома. В то же время маленьким детям могут нравиться подвижные игры, но если родители заставляют их вставать пораньше, чтобы сделать зарядку – они будут делать это с неохотой.

Рассмотрим несколько способов развить у ребенка привычки, которые в будущем приучат его к здоровому способу жизни.

1. Сделайте физическую активность семейной традицией

После того, как вы поужинали, есть соблазн весь оставшийся вечер смотреть телевизор. Но гораздо полезнее было бы прогуляться перед сном на улице. В теплое время года вы можете совершать вечерние прогулки всей семьей пешком или на велосипедах. Можно также взять мяч и поиграть с ребенком в футбол во дворе.

Если ни вы, ни ваши дети не привыкли гулять по вечерам, попробуйте сделать это хотя бы один раз. Через неделю вы можете сказать: «В прошлый раз было здорово. Давайте прогуляемся еще раз!». Вечерние прогулки должны быть добровольными, не нужно принуждать к этому детей. Когда вы будете совершать такие прогулки хотя бы раз в неделю, это войдет в привычку, и вы сами охотно станете гулять по вечерам чаще.

2. Уделяйте физической активности по часу в день

Исследования показывают, что ежедневная физическая активность в течение часа приносит пользу здоровью ребенка. Но что следует понимать под физической активностью? Это любые занятия, в ходе которых:

  • увеличивается пульс (бег, прыжки, быстрая ходьба и т.д.);
  • задействованы различные группы мышц (подъем тяжестей, скалолазание и т.д.);
  • используется работа всего тела (прыжки через скакалку, брейк-данс, скейтбординг и т.д.).

Ребенку не обязательно сразу выполнять физические упражнения целый час без остановки. Для начала достаточно 10–20 минут физической активности. Для этого хорошо подойдут утренние прогулки или пробежки, когда ребенок гуляет с собакой, или игра в футбол после уроков. Когда ребенок привыкнет к физической активности, можно увеличить время его занятий до часа.

3. Используйте шагомер

Современные дети любят все, что связано с электроникой и мобильными технологиями. Поэтому, чтобы заинтересовать ребенка больше времени уделять физической активности, используйте шагомер. Это электронное устройство, которое считает шаги в течение дня. Шагомер доступен также в виде мобильного приложения.

Если у вас в семье несколько детей, устройте между ними соревнование – кто больше шагов пройдет за день. Это мотивирует детей: они любят соревнования и награды в случае победы.

4. Делайте ребенку сюрпризы

Не обязательно покупать ребенку самое дорогое спортивное снаряжение, чтобы побуждать его заниматься спортом. Однако можно время от времени делать ребенку сюрпризы, например, купить ему футбольный мяч, скакалку или ролики. Не обязательно приобретать дорогостоящее профессиональное снаряжение: в детских магазинах вы можете найти бюджетные, но при этом вполне качественные варианты. Когда ребенок отказывается заниматься спортом, жалуясь на то, что ему скучно, подарите ему что-нибудь из спортивного снаряжения. Это поможет поддерживать интерес ребенка к спорту на протяжении длительного времени.

5. Посещайте новые места

Дети любят все новое. Необходимо постоянно поддерживать в них чувство интереса. Посещайте с ними новые места. Нет необходимости ехать для этого в другой город – можно просто совершить велосипедную прогулку в место, где ребенок никогда не был раньше. Сходите вместе с ребенком в парк на другом конце города. Сводите его в бассейн, на скалодром или, если ребенок еще маленький, – в игровой центр.

В теплое время года хорошо выбираться всей семьей на природу. Позвольте ребенку пригласить своих друзей. Во время такого пикника играйте в подвижные игры или исследуйте окрестности.

6. Запишите ребенка в спортивную секцию

Занятия ребенка в спортивной секции имеют для него множество преимуществ. Кроме совершенствования в том или ином виде спорта, занятия в секции развивают у ребенка социальные навыки и уверенность в себе.

Прежде всего, следует подумать, какой вид спорта лучше всего подходит для ребенка. Интернет поможет вам сделать правильный выбор, а также даст информацию о том, какие спортивные секции есть в вашем городе.

Позвольте ребенку самому выбрать, каким видом спорта заниматься. Для этого, определив, какие виды спорта подходят ему больше всего, предложите ему несколько вариантов на выбор. Большинство секций предлагают пробные тренировки, которые дают вам возможность увидеть, как проходят спортивные занятия, а ребенку – попробовать себя в том или ином виде спорта. Воспользуйтесь такой возможностью. Когда ребенок найдет вид спорта, который ему понравится, он будет получать удовольствия от тренировок, обретет новых друзей и сможет достичь высоких результатов.

7. Используйте мобильные приложения

Есть множество приложений для смартфонов, которые делают занятия спортом более удобными. Существуют приложения для фитнеса, бега, езды на велосипеде и т.д. В Интернете легко найти бесплатное приложение, которое будет для вас максимально удобным.

8. Сделайте занятия спортом веселыми

Не заставляйте ребенка делать зарядку, заниматься спортом или как-нибудь еще проявлять физическую активность. Если ребенок еще маленький, занимайтесь вместе с ним, лучше всего – в игровой форме. Покажите ребенку, что спорт – это весело, и он последует вашему примеру. На улице идет снег? Слепите вместе с ребенком снеговика или покатайтесь на санках с горки. Осенью устройте с ребенком игру в догонялки, обкидываясь листьями. Идет дождь? Обуйте резиновые сапоги и побегайте по лужам. Ребенку всегда придутся по душе игры в прятки или догонялки.

9. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка

Дети так же не похожи друг на друга, как и взрослые. Одним больше нравятся индивидуальные виды спорта (например, плавание или легкая атлетика), другим – командные (футбол, баскетбол и многие другие). Ребенок сам может подсказать вам, какие занятия нравятся ему больше, поэтому прислушивайтесь к его мнению, когда выбираете, каким спортом ему следует заниматься.

Хвалите ребенка не только за достижения в спорте, но и за усилия и настойчивость. Ребенку могут понадобиться некоторое время и терпение, чтобы найти для себя наиболее подходящий вид спорта. Поэтому следует поддерживать его в этом процессе.

10. Подавайте ребенку хороший пример для подражания

Никто не будет воспринимать ваши слова всерьез, если вы придерживаетесь принципа: «Делай, как я тебе говорю, а не так, как я делаю». В особенности такой подход не применим к детям. Покажите ребенку хороший пример. Найдите вид спорта или физическую активность, которые вам нравятся, и занимайтесь ими. Ребенок, который видит, как его родители с удовольствием ведут активный образ жизни, с большой вероятностью последует такому примеру. Выберите такое занятие, чтобы ребенок мог заниматься им вместе с вами, например, бегайте по утрам, катайтесь на велосипеде или играйте в футбол.

Сидячий образ жизни и отсутствие физической активности, распространенные среди современной молодежи, создают проблемы для здоровья детей и ухудшают качество их жизни. Задача родителей – привить ребенку любовь к здоровому образу жизни. Следуйте приведенным выше рекомендациям – и вы сможете изменить жизнь вашего ребенка к лучшему.

Формирование здорового образа жизни учащихся

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы.

Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название “формирование культуры здоровья учащихся”.

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

  • глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
  • дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;
  • методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.

Ответственность за достижение этих целей формирования здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу.

Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Отсюда необходимость посмотреть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства. И здесь велика роль таких учебных предметов, как естествознание, биология, генетика, анатомия и физиология человека, валеология, основы безопасности жизнедеятельности. Но нередко знания, получаемые школьниками на уроках по этим предметам, – далекая от жизни теория.

В настоящее время в практику работы школ широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся. Как правило, в школах не сложно организуются отдельные оздоровительные мероприятия, которые, в конечном счете, не всегда дают положительный эффект. Для этого необходимо, чтобы работа по здоровьетворчеству носила системный характер.

С целью расширения представлений школьников об окружающем мире, формирования у них навыков здорового образа жизни преподаватели кафедры биологии, медподготовки и безопасности жизнедеятельности Армавирского Государственного Педагогического Университета организовали работу клуба “Школа здоровья” на базе Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии школы-интерната III-IV вида г. Армавира Краснодарского края.

Мы стали участниками реализации Комплексной программы творческой деятельности по социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, имеющими социальный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Мы – твоя семья” при поддержке Фонда помощи обездоленным детям и детям, лишенным родительской ласки – Детского благотворительного фонда “Виктория” (г. Москва).

Цели и задачи образовательной программы по валеологии, разработанной в рамках проекта “Мы – твоя семья”:

  • содействовать сохранению здоровья учащихся школы-интерната;
  • вырабатывать убеждения в негативном воздействии на организм таких вредных веществ, как табачный дым, алкоголь, наркотики и токсины;
  • формировать безопасное поведение детей с ограниченными возможностями.

Наша программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Дети практически применяют эти правила через проигрывание различных ситуаций во внеурочное время. Мы обсуждаем с детьми вопросы о том, что такое “здоровье” и что такое “болезнь”, подводим к выводу о том, что здоровье человека зависит от его образа жизни.

Практическим вкладом в реализацию программы “Мы – твоя семья” стал Сборник методических материалов “Тематические уроки здоровья” в 2-х частях. Автор данной статьи – составитель Сборника адресует его педагогам, воспитателям, социальным работникам и всем тем, кому небезразлично здоровье наших детей.

Страницы Сборника повествуют о том, что здоровье – это не подарок, полученный один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого из нас. Книга призвана убедить в том, что наш организм заслуживает особого внимания, что познание себя – одна из главных задач homo sapiens (человека разумного).

Читайте также:  Нарушение письменной речи у младших школьников: виды, причины, диагностика и коррекция

Под руководством преподавателей кафедры студенты старших курсов социально-педагогического факультета, факультета технологий и предпринимательства, филологического факультета проводят “Уроки здоровья” в форме уроков-игр, уроков-сказок, театрализованных уроков и т. д. Такие формы работы позволяют шире вводить элементы занимательности.

В процессе игры создаются условия для всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, формируют представление об окружающем мире. В процессе игры улучшается физическое развитие детей и совершенствуются психические процессы.

Студенты-волонтеры ведут с детьми разговор о том, как правильно относиться к себе и к окружающим, как общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Дети учатся понимать при каких условиях среда обитания (школа, улица, жилище) безопасны для жизни и здоровья. Школьники рассматривают свои внешние данные, свое развитие как естественный процесс, который зависит от разумного поведения.

В работе с детьми мы исходим из того, что детство – особый уникальный период в жизни человека, это не подготовка к жизни, а сама жизнь с определенным, присущим только ей кругом потребностей и возможностей. Поэтому в работе с детьми с ограниченными возможностями, мы руководствуемся принципом гуманизма и педагогического оптимизма, что предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность.

Настоящее театрализованное представление с помощью мягких игрушек организовали студенты социально-педагогического факультета – будущие социальные педагоги. А будущие учителя начальных классов провели “Урок Айболита” о культуре питания. Живой интерес у детей вызвали стихи и загадки о полезных ягодах, овощах и фруктах. Они активно их отгадывали, за что в награду получали апельсины, мандарины и бананы.

Студенты филологического факультета провели урок здоровья в необычной форме: “Суд над СПИДом”, о чем писала городская газета “Армавирский собеседник”. Перед студентами стояла непростая задача: силой голоса, особой интонацией передать трагедию поломанных судеб, загубленных надежд. “Жертвы СПИДа” призывали ребят не рисковать своими мечтами, прекрасным миром, который ждет их впереди, ради сиюминутного удовольствия.

Проведению уроков здоровья мы готовим студентов перед выходом на педагогическую практику в школы города и края. При кафедре биологии, медподготовки и безопасности жизнедеятельности АГПУ для них читаются спецкурсы: “Гигиенические основы образования учащихся”, “Охрана репродуктивного здоровья”, “Основы здорового образа жизни”, “Профилактика употребления психоактивных веществ” и др. Несколько лет при кафедре работает “Школа здоровья”, в рамках которой студенты-волонтеры проходят соответствующую подготовку по разным направлениям: экологическому, патриотическому, антинаркотическому и валеологическому воспитанию школьников.

Валеологическое образование будущих педагогов мы начинаем с самого главного – с формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. И никакие новации, никакая инициатива и творчество не должны идти впереди заботы о здоровье детей.

С целью изучения представлений о здоровом образе жизни нами начато исследование, в котором принимают участие студенты очного и заочного отделений. Составлен опросник, в котором испытуемые должны проранжировать 15 заданных характеристик здорового образа жизни. При ранжировании студенты в первую очередь отмечают отсутствие вредных привычек, занятие спортом, рациональное питание. Причем в большинстве ответов такие не менее важные компоненты здорового образа жизни, как самосовершенствование, доброжелательное отношение к другим людям, осмысленная жизнь находятся на последнем месте. Студенты заочного отделения отдают предпочтение таким характеристикам, как гармоничные отношения в семье, “не вести беспорядочную половую жизнь” и др. Надо отметить, что сама процедура ранжирования предложенных составляющих здорового образа жизни расширила представление испытуемых о нем. Такого типа исследования выступают еще и фактором формирования более полных представлений о здоровом образе жизни.

Большинство участников исследования (97%) указывают на необходимость ведения здорового образа жизни. В качестве основных аргументов они называют следующие: “быть здоровым”, “быть сильным”, “быть красивым”. Видимо это связано с возрастом испытуемых (в исследовании принимали участие, в основном, студенты первых курсов), их стремлением нравиться противоположному полу. В ответах студентов-заочников сравнительно больше таких аргументов, как “быть успешным в делах”, “быть всегда в форме”, “иметь здоровых детей”. Вот некоторые выдержки из размышлений студентов: “Здоровый образ жизни вести необходимо, так как это краткий путеводитель по дороге к личному счастью и благополучию”, “Здоровый образ жизни – это билет в будущее, будущее без детей – инвалидов”, “Если мы не будем вести здоровый образ жизни, то последующие поколения столкнутся с еще большими проблемами”, “Образ жизни задает ритм самой жизни”, “Благодаря здоровому образу жизни я легко адаптировалась к студенческой жизни вдали от дома”. Вот так далеко могут простираться толкования о здоровье, здоровом образе жизни, если дать возможность молодым людям подумать.

Итак, необходимость соблюдения принципов здорового образа жизни осознается почти всеми участниками исследования. Но за этим пониманием не всегда стоят реальные действия по их выполнению, что, скорее всего, объясняется нежеланием менять выработавшиеся привычки, стереотипы поведения. К сожалению, лишь в экстремальных ситуациях (тяжелая болезнь, жизненный кризис) человек вынужденно изменяет свой образ жизни, начинает ответственно относиться к своему здоровью и здоровью близких для него людей.

Начатое исследование представлений о здоровом образе жизни показывает актуальность данного направления работы в профессиональной подготовке будущих учителей. Ведь реализация задач, стоящих перед школой в области формирования здоровья молодого поколения, требует подготовленных кадров.

К сожалению, вопросы гигиенического воспитания учащейся молодежи не выделяются в специальную дисциплину, а вопросы формирования здорового образа жизни рассматриваются лишь в некоторых дисциплинах кафедры биологии, медподготовки и безопасности жизнедеятельности и в основном на первых курсах. Хотя, как известно, процесс валеологического образования должен быть непрерывным.

На практических занятиях по дисциплинам, изучающим организм человека, студенты осваивают методики, которые формируют социальную потребность быть здоровым. Знания, полученные на занятиях, будущие учителя закрепляют во время педагогической практики в школе, на детских площадках, а также в условиях оздоровительных летних пионерских лагерей.

Вопросы валеологического образования мы постоянно включаем в тематику научно-исследовательской работы студентов. Под нашим руководством будущие педагоги участвуют в проведении профилактических дней в школах города, выступают среди учащихся по проблемам укрепления здоровья. Стало уже традицией проведение городской экологической конференции накануне Всемирного дня здоровья (7 апреля).

В последнее время мы много говорим о возрождении России. Вложить свой посильный вклад в сохранение её генофонда – благороднейшая задача тех, кто трудится в народном образовании. И это надо делать сегодня, завтра будет поздно.

Ребенок боится животных. Что делать, основные советы, причины?

Страх – это природное чувство человека, которое, скорее всего, возникло из инстинкта самосохранения. Если б его не было – человечество не смогло выжить, последнего человека давным-давно растоптал бы мамонт или он упал бы в пропасть. Так что страху мы должны быть благодарны – ведь пока еще живы. Другое дело, когда страх перерастает в фобию, т.е. неконтролируемый страх. Но, заметив проявление этого в самом начале возникновения, фобию можно победить (особенно у детей).

Причины страха животных

Почему же возникает чувство страха, например, у ребенка к животным? Конечно, прежде всего, от условий и обстоятельств, в которых ребенок воспитывается. Если в семье, где воспитывается малыш, живет большая собака, мала вероятность, что он будет бояться других собак. Иногда, наоборот, приходится таких детей оттягивать от чужих собак, потому что эти малыши считают всех собак – своими.

Часто родители, особенно мамы и бабушки, пугают детей животными или нарочито демонстрируют свой страх перед ними. Таким образом, они хотят отвадить кроху от общения с соседским Шариком, боясь, что ребенок наберется от него блох, микробов и т.д., и т.п. (аргументов приводится великое множество). Ограничивать общение с животными или нет – это, конечно же, дело родителей, но нужно подумать, КАК сделать так, чтобы ребенок потом не боялся панически всех животных. У меня есть знакомая, которая до того боялась животных (даже соседского ленивого кота), что не могло быть и речи, чтобы она подошла бы к собаке, а тем более потрогала ее, и все из-за того, что в детстве ее пугали животными. Но ей удалось справиться со своим страхом уже довольно в зрелом возрасте, когда, переселившись в собственный дом, она познакомилась с соседями, у которых был огромный пес. Этот пес был очень дружелюбный и подолгу оставался дома один. Волей неволей знакомой приходилось то покормить его (издалека), то налить в миску воды (струей из шланга), а иногда и столкнуться с его «улыбающейся» мордой, только приоткрыв входную дверь. Так постепенно, в вынужденном общении, у нее сложились приятельские отношения с собакой. А, привыкнув, общаться с ней она уже стала спокойно проходить мимо бродячей собаки, не бросаясь в панике искать стоящую вблизи скамейку или прячась с криками за случайного прохожего. Согласитесь, что не все люди будут думать о Вас как о нормальном человеке, увидев такую реакцию на животных.

Боязнь животных у детей чаще всего собак, но также и котов, может возникнуть, если животные или укусили, или поцарапали ребенка. В большинстве случаев, ребенок сам провоцирует животное на такое поведение, дернув соседскую собаку за хвост или ткнув палкой в глаз кошке. И это задача родителей объяснить крохе, чем отличается живой пес, хомячок или кот, от своих плюшевых прототипов, тогда малыш будет иметь меньшую вероятность быть поцарапанным или покусанным.

Боязнь животных у ребенка обычно проявляется уже в более-менее осознанном возрасте в три- шесть лет. Конечно, страх может быть вызван и объясняемыми логически причинами, например, кроха, увидев бегущую на него огромную овчарку, сильно испугается. И родители на прогулке должны тщательно оберегать ребенка от таких инцидентов.

Что делать, если ребенок боится животных?

Эту проблему, несомненно, нужно решать. Вот что можно сделать:

  1. В первую очередь нужно установить причину боязни животных. Укус животного, детские обиды, страх смерти любимца и другие причины плохо влияют на психику и здоровье ребенка. Вам нужно постараться показать своему малышу, что животные не такие плохие и многие из них прекрасные друзья
  2. Посещайте зоопарки, океанариумы и террариумы. Интересуйтесь у ребенка, что ему понравилось, и хотел бы он еще раз посетить это место.
  3. Не показывайте ребенку свою боязнь животных, иначе можно только усилить его страх.
  4. Защищайте, успокаивайте и поддерживайте его. Вам нужно сохранить нервную систему своего сына или дочери. Также со временем это минимизирует последствия страха.

Если же Вы не знаете, почему Ваш малыш начал бояться животных, то все равно нужно постепенно приучать его к миролюбивому общению с ними. Ни в коем случае не заставляйте подойти ребенка, против его воли к коту или собаке, а тем более, подначивать ребенка постарше, называя его боягузом. Это ничего не даст, страх сильнее ребенка. Лучше сходите с чадом в зоопарк, цирк, покажите фильмы о животных или, что лучше всего пусть у Вас в доме поселится пушистое существо. Это не обязательно сразу должны быть кот или собака, можете взять хомячка или карликового кролика. Пусть ребенок наблюдает за ними в клетке, сначала не добивайтесь их близкого общения. Постепенно малыш привыкнет к животному, а увидев, как Вы смело гладите кролика, он сам захочет его погладить. Дети ведь всегда стараются подражать взрослым.

Что делать если ребёнок боится животных

  • Какую роль играет страх?
  • Причины появления страха у детей
  • Что делать, если ребенок боится животных?
  • Лечение зоофобии
  • Советы психологов

Дети с малого возраста активно познают окружающий мир. Они изучают его, наблюдают за событиями, знакомятся с жизнью. В этот период родители обязаны следить за развитием детей. Порой познание мира может повлечь плохие последствия. Ребенок может испытывать страх перед некоторыми животными: кошки, собаки, насекомые и др. В большинстве случаев, нервозность у детей проявляется перед конкретным видом, например, ребенок боится кошек. Редко, когда он страшится нескольких видов.

На такое поведение следует обращать внимание. Родитель должен выяснить, в чем причина такого поведения, почему у ребенка появляется страх.

Какую роль играет страх?

Нет на свете человека, который не боялся бы какой-либо вещи или явления. Страх – это нормальное чувство человека. Благодаря нему формируется инстинкт самосохранения, мозг получает сведение об опасности. Другое дело, когда страх проявляет себя странно: ребенок вопит и неадекватно себя ведет. В следствие могут возникнуть следующие проблемы:

Читайте также:  шариковый пластилин: поделки, как и что можно сделать в домашних условиях

• заболевания нервной системы;

• неадекватная манера поведения;

• неуверенность в себе;

• стресс и депрессия.

Причины появления страха у детей

Боязнь животных может быть вызвана возрастными переходами. Когда маленький ребенок двух лет никогда не видел животное, даже самое безобидное, а в один момент встретил его, то у него появляется страх. Человеческий мозг так устроен, что он воспринимает все непривычное, как серьезное отклонение, что-то невообразимое. С детьми такая же ситуация. Когда малыш впервые видит кошку, его пугает незнание объекта. Он просто не знает обычных вещей, и неизвестность пугает его. Это явление проходит со временем. Человек растет, осознает многие вещи, у него складывается правильная картина о мире. Такой страх не принесет больших проблем.

Порой страх навязывают сами взрослые. Происходит это неосознанно. Когда родитель говорит о “козе рогатой”, у ребенка складывается мнение, что все козы – злые существа, и их нужно обходить стороной. Или когда малышу запрещают гладить кошку или собаку, ссылаясь на болезнь или возможность укуса, он воспринимает всех животных, как потенциальную опасность. Могут повлиять и сверстники. Многие дети рассказывают в лагерях страшилки, большинство из которых о животных и чудовищах. Впечатлительному ребенку будет достаточно жуткой истории, чтобы начать бояться обычных собак.

Злую шутку с детской психикой может сыграть опыт общения с конкретным зверем. Покусала собака, поцарапал кот, клюнул попугай – все это может стать причиной страха. Начинает работать инстинкт самосохранения, и ребенок испытывает боязнь перед конкретным видом. Мозг запоминает, что при контакте со зверем телу наносятся повреждения, например, ребенок боится собак после укуса. Последующие встречи уже будут проходить более осторожно. Такой страх легко отличить, у него есть определенные признаки: агрессия к конкретному виду, замкнутость в поведении, паника при встрече.

Ребенка может напугать внешний вид зверя. Он кажется противным и неприятным на ощупь. Чаще всего, к таким ситуациям относятся пауки, насекомые, змеи, ящерицы и др. Данная неприязнь не вызывает неудобств. Некоторые взрослые не переносят таких животных, а дети и подавно.

Что делать, если ребенок боится животных?

Страх – не тяжелое отклонение, однако бороться с ним необходимо, желательно в детском возрасте. Позже легкая неприязнь может перерасти в настоящую ненависть и привести к насилию. Многое зависит от родителей, именно они обязаны помочь чаду побороть боязнь.

1. Установка причины страха. Это поможет составить план по борьбе со боязнью. Родители присматриваются к поведению малыша, наблюдают некоторые странности. Потом уже применяются методы борьбы с боязнью. Например, если страх исходит от незнания, то самый лучший способ – дать ребенку эти знания. Нужно постепенно знакомить его с окружающей средой.

2. Посещение зоопарков, океанариумов и др. Знакомство с животными поможет узнать, какие звери нравятся ребенку, а какие нет, и почему. Можно включать программы о животных, читать журналы и атласы.

3. Моральная поддержка. Когда дети боятся животное, их нужно поддержать. Они нуждаются в защите, даже, если собака или кот не представляет опасности. Родитель успокаивает малыша, и тот уже не боится.

4. Если взрослый сам боится зверя, нельзя это показывать ребенку. Дети всегда берут пример со старших. Если мама или папа боится зверя – значит, опасения появились не на пустом месте.

Лечение зоофобии

Зоофобия очень мешает ребенку правильно развиваться. С возрастом она прогрессирует, и симптомы становятся более ярко выраженными. Главным признаком зоофобии являются:

• зацикленность больного на страхе;

• навязчивая мысль, не дающая здраво размышлять;

За лечением зоофобии лучше обратиться к опытному психотерапевту. В семейной обстановке избавиться от болезни практически невозможно. Главный аспект в лечении – медленно сближать пациента с объектом его страха. Он должен понять, что зверь безобиден и не нанесет вреда, и что его опасения не имеют смысла. Больной должен тщательно изучить животное и самостоятельно прийти к таким выводам. Психолог также использует другие методы, например, релаксация. Суть в том, чтобы пациент максимально расслабился, снял напряжение в мышцах, следовательно, уйдет и психологическое напряжение. Лечение достаточно долгое, но помощь больному будет оказана в полной мере.

Существует и более быстрый способ вылечить зоофобию – имплозивная терапия. Для положительного результата будет достаточно посетить несколько сеансов терапии. Однако такой метод нельзя применять на детях (хотя многие думают, что нет разницы между психологией взрослого и ребенка). Запрет этот связан с принципом воздействия: нужно, чтобы пациент максимально погрузился в атмосферу своих страхов. Со временем боязнь уменьшится, паника и тревога пройду, и больной выздоровеет. Это серьезная нагрузка на психику, поэтому на детях запрещено практиковать этот метод.

Важно обратиться к специалисту на стадии развития страха. В противном случае зоофобия будет лишь прогрессировать, а в старшем возрасте избавиться от нее практически невозможно.

Советы психологов

Родители обязаны обеспечить ребенку счастливое детство, а это невозможно, если он боится животных. Взрослые должны помочь чаду. Поэтому психологи дают некоторые рекомендации:

1. Следует объяснять малышу, почему зверь злой, может укусить и прочее, а не просто наказать ему избегать встречи с ним.

2. Постоянно наблюдать за ребенком, выявить объект его страха.

3. Действовать по ситуации: можно посмеяться над забавными выходками зверюшек или пожалеть несчастное животное (жалость и забава отлично лечат страх).

4. Нельзя игнорировать поведение детей, нужно выслушать, что их тревожит.

5. Запрещено ругать, стыдить и высмеивать ребенка. В такой ситуации он еще больше погрузиться в себя и закроется.

6. Необходимо выяснить, что конкретно тревожит чадо. Лучше всего – предложить ему нарисовать свой страх. Абстрактная боязнь намного страшнее, чем конкретный пример.

Ребенок боится животных? Эти трюки помогут избавить его от фобий

Дети испытывают много фобий. Неотъемлемой частью детских страхов являются животные. Когда ваша дочь приезжает в деревню к бабушке, она панически боится переходить через лужайку с пасущимися гусями и козами. Она боится погладить кошку, полагая, что та вцепится в ее руку когтями. Но это все «цветочки» в сравнении с дикой паникой, которую может вызвать лающая собака. Впрочем, четвероногий друг соседей может не лаять, а просто попытаться познакомиться с малышкой, и это уже вызывает сильный стресс. Доходит до того, что кроха в слезах выбегает из комнаты, когда по телевизору транслируется программа о собаках.

Эта фобия распространяется на всех животных

Многие дети боятся не только диковинных животных из зоопарка, но и обычных домашних, тех, с которыми они сталкиваются в реальной жизни на ежедневной основе. Со временем у ребенка может наступить привыкание, но так бывает далеко не всегда. Страх встречи с собакой может парализовать вашего малыша, оставив не только в бездействии, но и не в состоянии думать. Клинический психолог доктор Томас Оллендик дает полезные советы всем родителям, чьи дети испытывают затруднения в общении с животными.

Признайте, что страх — это нормально

Не стоит отчитывать малышей, используя гендерные стереотипы (мальчики не должны ничего бояться), или высмеивать ребенка. Для начала признайте реальность проблемы и договоритесь меду собой, что страх — это нормальное явление, свойственное каждому человеку. Когда речь идет о детях, взаимодействующих с животными, боязнь острых зубов, громкого лая или когтей заложена эволюцией. Маленькие дети на подсознательном уровне стараются избегать незнакомых или непредсказуемых вещей. По мере того как ребенок растет, он получает знания относительно собачьих или кошачьих привычек. И теперь громкий лай не кажется ему чем-то пугающим. Видя, что соседский пес не делает ничего плохого, малыш развивает уверенность в себе. Постепенное погружение в мир животных даст возможность заглянуть в глаза страху.

Когда необходимо вмешиваться?

Если ваш сын или дочь боится животных, у вас есть два пути: вмешаться или оставить все как есть. Для детей младшего школьного возраста страх пред животными абсолютно нормален. Прежде чем вы вынесете решение, понаблюдайте над частотой приступов страха, их интенсивностью и продолжительностью. Если вы сталкиваетесь с этим не так часто и фобия не мешает обычной жизни, лучше не вмешиваться. Например, когда малыш заплакал, прогуливаясь около вольера со львом. Раньше он видел царя зверей лишь на картинках, возможно, он был сильно впечатлен встречей. Но если частота проявлений страха мешает нормальному функционированию, вам необходимо принять меры. Например, в том случае, если дочь-первоклассница боится ходить в школу одна, так как опасается, что из-за угла соседнего дома неожиданно выбегут бродячие собаки.

Три фактора

Итак, учитываем три основных фактора страха: периодичность, интенсивность и продолжительность. Когда девочка или мальчик лишь немного нервничают при виде животного, со временем этот страх пройдет. Еще год-два — и ребенок вырастет из этого дискомфорта. В этом случае дополнительная помощь не нужна. Если же страх настолько сильный, что парализует кроху, вам необходимо вмешаться.

Выслушайте ребенка

Пришло время помочь малышу справиться со своими страхами. Для начала внимательно выслушайте его. Помогите сформулировать причины, по которым возникает этот ужасный испуг. Задавайте открытые вопросы: «Мне кажется, ты боишься соседской собаки. Ты не могла бы рассказать мне об этом? Может быть, она пыталась укусить тебя?». Если девочка (или мальчик) не сможет обозначить причины собственного страха, задавайте наводящие вопросы. Так у вас появятся подсказки, которые помогут разработать план действий.

Признайте реальность страхов

Ребенок не сможет преодолеть свой кошмар до тех пор, пока не поймет, что вы находитесь с ним по «одну сторону баррикад». Когда родители выражают готовность помочь малышу преодолеть эту ситуацию, они должны заверить его, что полностью принимают этот страх. Подтвердите, что в этом явлении нет ничего плохого, постыдного или позорного. Однако здесь существует один нюанс. Старайтесь не играть на стороне страха, предлагая ребенку ходить другим путем. Ваша задача — побороть эту фобию, а не прятаться от нее. Вместо этого расскажите о доброте и преданности братьев наших меньших: «Я знаю, что собаки могут сильно напугать тебя, ведь они большие и часто подходят к тебе. Но это происходит оттого, что ты им нравишься. Мы будем стараться ответить им взаимностью».

Поощряйте ребенка на борьбу

Маленькие дети часто думают, что, если они боятся животных, они ничего не смогут с этим поделать. Расскажите, что так будет не всегда, и они смогут чувствовать при виде собак что-то кроме страха. Развивайте свою мысль с помощью примеров из личной жизни: «Я боюсь летать на самолете, но покупаю билет и сажусь в салон, ведь я хочу преодолеть свой страх». Признайте, что это тяжело, и что вам требуется много усилий для того, чтобы заставить себя прекратить бояться при взлете.

Проведите параллели: «Существует одно качество, которое может прогнать твой страх. Это качество называется храбростью». Также вы можете провести параллели с более ранним опытом ребенка. В прошлом году ваша дочь боялась сесть за руль двухколесного велосипеда, потому что не могла удержать равновесие и все время падала. Однако нервозность перед первой большой прогулкой быстро улетучилась. Подчеркните, что все проблемы могут быть преодолены, было бы желание.

Постепенное «знакомство» с животными

Если вы решите действовать жесткими методами, вы можете лишь усугубить ситуацию. Не позволяйте соседскому псу лизать малышке лицо, это способно вызывать сильнейший шок. Вместо этого разработайте план, благодаря которому она постепенно познакомится с братьями нашими меньшими. Сначала покажите девочке фотографии собак, затем займитесь прочтением книг о животных, в полной мере раскрывающих характер этих преданных существ. Вы можете раздобыть чучело собаки и попросить ребенка потрогать его. Не настаивайте в том случае, если малышка не готова к этому шагу.

Когда девочка сможет разговаривать о собаках, не проявляя симптомов страха, позвольте ей наблюдать за соседским псом через забор. Это важно, чтобы кроха чувствовала себя в безопасности. Подходить к домашнему питомцу следует вместе. Держите ребенка за руку, так вам будет проще контролировать ситуацию. Прежде чем малышка протянет руку, чтобы потрогать соседского пса, может пройти несколько ознакомительных заходов.

Закрепите успех

Разработайте систему мотиваций и вознаграждения, которые помогут вашему ребенку справиться со страхами. Например, дарите яркую наклейку каждый раз, когда кроха не побоится подойти к собаке. Впрочем, любая награда, будь то поездка в парк аттракционов или сладкий десерт, будет олицетворять победу над страхом.

Ссылка на основную публикацию