Воспитание приемного ребенка
Особенности воспитания ребенка в приемной семье
В настоящее время немало семей воспитывает приемных детей. Основная причина этого – физическое здоровье супругов и их неспособность иметь своих детей. Иногда бездетность становится настоящей трагедией. Большинство супругов, чтобы сохранить семью и обрести смысл жизни идут на усыновление чужих детей.
Однако, приемные родители могут столкнутся с некоторыми проблемами.
Например, перед тем как взять на воспитание приемного ребенка с медицинскими противопоказаниями, будущим приемным родителям надо быть готовым к тому, что могут возникнуть трудности. Не всегда родители готовы растить приемного ребенка, создавать ему определенные условия, опекать. Иногда бывает, что супруги, взяв на воспитание приемного ребенка, обнаруживают у него серьезные проблемы со здоровьем, отказываются от него, испугавшись последствий. Такое отношение приемных родителей может быть серьезным ударом для ребенка.
Действительно, воспитывать приемного малыша довольно сложно и не каждому это под силу. Будущим родителям рекомендуется брать ребенка в возрасте до 1 года, так как в этот период у него еще отсутствует понятие о родителях и семье. Воспитание приемных детей старшего возраста будет более сложным, так как у них уже имеются свои привычки, интересы и вкусы, которые нужно будет учитывать. Перед тем как привезти ребенка домой, психологи рекомендуют будущим приемным родителям хорошо рассчитать свои силы в отношении ребенка. Недопустимой будет та ситуация, если ребенка сначала берут в семью, а спустя некоторое время возвращают в детский дом, объясняя это тем, что он непослушный, капризный. Для ребенка это будет еще одной психологической травмой и предательством, после чего он окончательно утратит в будущем веру в добро и любовь. Перед тем как усыновить ребенка, будущим родителям следует с ним пообщаться, узнать о его характере, особенностях его поведения. После приезда домой ребенку понадобится примерно около месяца на адаптацию к новым условиям жизни. В это же время родители тоже привыкают к новому члену семьи.
В этот период ребенок может быть счастливым и активным, так как он наконец-то обрел дом и семью, то, о чем так мечтал.
Привыкание ребенка к новой обстановке часто сопровождается проявлением капризов и агрессии в адрес других членов семьи. И в этом случае взрослым необходимо проявить понимание. Им следует объяснить ребенку, почему так поступать нельзя.
Воспитание приемных детей в семье требует от родителей большого терпения. Но когда наиболее сложный период адаптации пройдет и ребенок вновь обретет спокойствие и доверие к родителям, он начнет привыкать к новому образу жизни и к своим приемным родителям. Полная адаптация ребенка длится от 3 до 5 лет, поэтому родителям следует запастись терпением, окружить ребенка заботой и любовью. В воспитании приемных детей могут возникнуть некоторые проблемы, например, приемные родители должны решить, сообщать ребенку о его усыновлении или хранить это в тайне, так как в будущем это может привести к сильнейшему стрессу у ребенка. Еще одной проблемой воспитания приемных детей является то, что ребенок не сразу знает, что в новом доме ему брать разрешено, а что нет, так как в детском доме все вещи были общими. И ребенку надо объяснить, какие вещи лично его, а какие принадлежат другим членам семьи, и которые можно брать только с их разрешения. Ребенок довольно быстро привыкнет в новой семье. Первое время воспитание приемных детей требует от родителей много сил и терпения, но когда трудности будут позади, ребенок отблагодарит их своей любовью.
Понятие и порядок образование приемной семьи определяются Семейным Кодексом РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) и Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре. Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.
Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства. Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие). Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей. Если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.
На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.
Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.
При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.
Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.
Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “Об опеке и попечительстве”, а также статьей 146 Семейного Кодекса РФ. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.
При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.
Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).
Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.
Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.
При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.
Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.
Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.
Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.
Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Юрисконсульт МДОУ «Солнышко» Лекерова Л.Н.
Воспитание приемного ребенка: нюансы, о которых стоит знать
Удручает то, что количество брошенных детей растет год от года. Но стоит гордиться теми семьями, которые решили взять ребенка из детского дома. В большинстве своем, это те люди, которые не стремятся получить пособие на приемного ребенка, они любят детей и хотят им дать частичку тепла и любви.
Если люди берут младенца из детского дома, они воспитывают его, как родное дитя. Есть случаи, когда эти дети так и не узнают, что они не родня по крови. Но, как правильно воспитывать ребенка, которого забирают из приюта в том возрасте, когда он уже понимает, что у него не было мамы и папы, а теперь появились? Вы обсудили в семье возможные варианты развития, и готовы считаться с характером и поступками нового члена семьи. Вы готовы к тому, что в дом придет человек со своими привычками, вкусами и интересами. Теперь стоит узнать о некоторых проблемах, способных возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка.
Приемные дети в семье — особенности воспитания
Вы уверены, что рассчитали силы, и их хватит на то, чтобы взять в семью приемного ребенка и растить его, как родного? Ведь, это не вещь, которую можно вернуть в магазин, если она вас не устроила по каким-то параметрам. Детям свойственно непослушание, капризы, истерики и слезы. И это касается не только детей из приюта, все ребятишки одинаковые. Главное, о чем нужно помнить – если вы не справитесь с, взятыми на себя обязательствами, и вернете малыша в приют, вы посеете в его душе неприязнь и ненависть к людям. Он окончательно разочаруется в себе, жизни и окружающих людях. Ведь, следом за предательством родных мамы и папы, последовал «удар» от приемных родителей.
Есть несколько правил, следуя которым, можно понять – насколько правильное решение вы принимаете, принимая в свою семью ребенка-сироту.
Общение
Вы должны знать, что представляет из себя тот ребенок, которого вы выбрали из всех детей детдома. Поговорите с воспитателями, нянечками и учителями. Уделите ребенку максимум свободного времени, которое у вас есть в запасе. На поведение самого ребенка полагаться в этом вопросе нельзя. Ведь каждый из тех малышей, которые живут в приюте, страстно мечтает обрести маму и папу. Ребенок будет «из кожи вон лезть», чтобы показать себя только с самой лучшей стороны. Не позволяйте себе принимать импульсивное решение, потратьте на общение с малышом не менее месяца.
После того, как ребенок уже оказался дома, волна эйфории от счастья оказаться в семье, захлестывает его с новой силой. В приемной семье дети сироты адаптируются долго. Это же можно сказать и о родителях, которые привыкают к своему «новому» взрослому ребенку. Он может называть вас мамой и папой с момента знакомства, но это не значит, что он привык к вам. Ему очень хочется не расстроить взрослых и еще больше понравиться вам. Ребенок проявляет максимум активности и доброжелательности, он ждет, что его похвалят и обратят на него внимание.
Адаптация
Приступ эйфории мало-помалу пройдет, и останутся будни. Нужно будет жить дальше, искать точки соприкосновения и взаимопонимания в новой семье. Следующим этапом в поведении приемного ребенка становится отрицание и противоречие. Он выражает недовольство, капризами старается добиться поблажек и всячески показывает свой характер. Почему? Ответ – ему важно знать границы дозволенного в этой семье. Здесь уместна фраза Карлсона: «Спокойствие! Только спокойствие!» Так вы сохраните в порядке нервную систему всех членов семьи и саму семью. Целенаправленно и методично объясняйте ребенку, что он поступает неправильно. Приводите примеры того, как нужно себя вести. Не скандальте, и не кричите! Однако не позволяйте собой манипулировать и потакать его прихотям. Некоторые родители, отчаявшись справиться с подобным поведением, доводят себя до депрессии. Никогда, даже в моменты отчаяния, не напоминайте ребенку о том, что он обязан вам, как приемным родителям. Что, если бы не вы, он сейчас был в детском доме. Рано или поздно, вам станет стыдно за свою слабость, а ребенок возненавидит вас.
Как долго продлится этот период, не знает никто. Все зависит только от вас и вашего терпения. Следующий период в воспитании приемного ребенка – вознаграждение за ваши нервы и обиды!
Воспитание приемного ребенка в семье начинается с этих основных периодов. Они проходят долго и мучительно. Общее время адаптации и привыкания обеих сторон друг к другу может продлиться до 5 лет. Чтобы сохранить семью, запаситесь массой терпения и любви.
Приемные дети – проблемные дети
Если ребенок, который рожден в семье, бывает неуправляемым, то приемные дети, которые еще не знакомы с порядками и законами вашей семьи, доставят некоторые проблемы. Зная заранее, что вам предстоит пережить, можно подготовиться к проблемам заранее.
Еще до усыновления ребенка, решите между собой, станете вы ему в будущем сообщать, что он приемный. Если вы считаете, что малыш никогда не должен узнать о том, что он вам не родной, сделайте так, чтобы эта информация не пришла к нему со стороны. Одно дело, если он услышит это от вас, другое – от чужих людей. Он решит, что вы ему всю жизнь врали, а теперь предали. Логике это утверждение не поддается никакой, но, как правило, именно так и утверждают приемные дети.
Когда вы берете в семью ребенка, который помнит своих биологических родителей, возникают серьезные трудности, связанные с тем, что малыш постоянно проводит параллель между вами и его мамой и папой. В сравнении двух семей, первая будет для него самой лучшей. Даже если его родители запойные алкоголики, которые били и обижали его, они будут окутаны в воспоминаниях ребенка ореолом любви и тоски. Готовьтесь к такому повороту событий. «Закрывайте глаза» на эти высказывания и сравнения. Иначе, доказывая обратное, вы только восстановите против себя ребенка.
Стереотипы по отношению к детям из детдома – это отвратительно. Но, в большинстве случаев, лишенные самого необходимого, эти ребята замечены в воровстве. Как только вы доподлинно узнали, что ребенок украл у вас из кармана, в магазине, у одноклассника или сестры, принимайте меры! Неважно что, и в каком количестве он взял. Главное – он позарился на чужое. Разговаривайте с ребенком, выявите причину его поступка. Обеспечьте его всем необходимым, только не переусердствуйте, чтобы не избаловать.
Если в доме есть другие дети, объясните приемному ребенку, что в семье многое не так, как в детском доме. Если там было принято, что все вещи общие и не имеют одного хозяина, то здесь у каждого члена семьи свои вещи, которые можно брать только с разрешения хозяина. Постарайтесь не обидеть ребенка этим утверждением, пройдет время, и он привыкнет к этому.
Рекомендации приемным родителям
В семье растет родной ребенок, который знает вас с рождения, привык к установленным в доме порядкам. Для него ваша любовь и забота – привычное дело, для этого не нужно ничего делать и доказывать, что он хороший. С приемным малышом все происходит по-другому. Поэтому нужно знать то, чего ждет от вас ребенок, которого вы забрали из приюта.
Ребенок должен быть уверен в том, что вы любите его в любом случае. Чувство не зависит ни от каких обстоятельств. Вам неважно, что он плохо учится или наступил на хвост коту. Вы должны любить ребенка не за достоинства или недостатки, а за то, что он есть на этом свете и он рядом с вами.
Дайте понять ребенку, что вы уважаете каждое его решение. Он достоин уважения, как человек, как личность. Это позволит ребенку приобрести уверенность и уважение к себе.
Не делайте так, чтобы ребенок вас боялся. Чувство страха – не то чувство, которое порождает любовь и уважение.
Внимание по отношению к ребенку должно быть всегда пристальным. Вы должны знать, что с ним происходит, что беспокоит и тревожит его. Это позволит вовремя принять меры и избежать неприятностей в будущем.
Тем, кто хочет взять ребенка из детского дома, но сомневается, нужно найти приемных родителей с большим стажем. Поговорите с ними, расскажите о том, что останавливает и страшит вас в вопросе приемного ребенка. Советы тех, кто воспитывает приемных детей, сводятся к следующим позициям:
- Учитесь у тех, кто уже прошел трудный путь воспитания приемных детей;
- Не теряйте чувство юмора даже в сложных ситуациях;
- Вера во Всевышнего и его законы спасают от отчаяния и помогают найти выход;
- Любите приемного ребенка больше, чем самих себя.
Пути решения социальных проблем приемных детей
Поэтому нужно знать стандартные ситуации и пути разрешения конфликтов.
Страх
Ребенок, который всю жизнь провел в обществе таких же обездоленных детей, имеет массу страхов. Они объясняются тем, что малыш всегда был предоставлен самому себе. Ему никто ничего не объяснял, не разговаривал с ним, и не решал его проблемы. Поэтому не «воюйте» со страхами малыша с первых дней. Сначала определите причину боязни, ее истоки. Действуйте поэтапно – сначала заручитесь доверием малыша, дайте ему возможность поведать о своей боязни, а потом вместе решайте эту проблему.
Учеба
Привыкший жить среди людей, которые знают его возможности и способности, появляясь в новом коллективе, ребенок становится изгоем. Ведь дети жестоки, их не волнуют истинные мотивы того, почему одноклассник не хочет с ними общаться. Они отрицают его присутствие, и стараются «насолить». Может быть, причина того, что ребенок плохо учится в нежелании учиться и идти в школу.
Заинтересуйте ребенка в познании нового. Мотивируйте к учебе. Двойки исправляются пятерками, которые дети получают, как только почувствуют силы и поймут, что получать знания – это интересно.
Деньги
Приемным детям, нужно обязательно объяснять, что такое деньги. Необходимо дать точную формулировку того, как ими пользоваться, и какие блага можно получить, если рационально использовать средства. Давайте ребенку некоторую сумму денег раз в неделю. Вместе с ним определите материальные блага, которые он желает получить. В зависимости от того, что малыш задумал купить, поставьте цель. Объясните ребенку, что если он хочет приобрести велосипед, то транжиря всю сумму, которую вы выдаете ему регулярно, он не придет к своей цели. Распределите карманные средства ребенка следующим образом:
- Школьные завтраки;
- Проезд до школы и обратно;
- Расходы на кино и попкорн;
- Сумма, которую нужно отложить, чтобы купить велосипед.
Если вы задумываетесь над тем, чтобы взять ребенка из приюта или детского дома, подготовьтесь морально заранее к тому, что с этого момента ваша жизнь изменится. Терпение и любовь помогут вам в этом благородном деле.
Приемный ребенок. Воспитание. Подход.
Воспитание детей довольно сложный процесс. К каждому ребенку нужно находить индивидуальный подход, стараясь максимально помочь сформировать положительные качества личности.
В детских домах и домах малютки с каждым годом растет количество брошенных на произвол судьбы детей. У детей, столкнувшихся с потерей родителей и близких формируется свой внутренний мир, зачастую негативный. Очень нелегко найти верный подход к детям-сиротам и приёмным детям.
Причины сиротства у каждого свои:
♦ Отказ матери от ребенка, самая частая причина сиротства. Родители добровольно отказываются от ребенка как от новорожденных, так и от более взрослых.
♦ Лишение родительских прав. В целях защиты интересов ребенка компетентные в этом вопросе органы принудительно изымают несовершеннолетнего члена семьи. Причинами изъятия ребенка могут быть – антисанитарные условия содержания, угроза жизни ребенка, невозможность финансового обеспечения семьи аморальный образ жизни родителей.
♦ Смерть родителей. Причины смерти при этом не важны.
Любая из причин сиротства может привести ребенка к психологической травме. Оставшись наедине со своими переживаниями, ребенок может закрыться, но приемные родители могут помочь избежать таких проблем своим вниманием, поддержкой, лаской, любовью и пониманием.
К сиротам должен быть особый подход, ведь чаще всего, ребенок перенесший потерю родителей имеет как психологические проблемы, так и проблемы со здоровьем. Приемным родителям важно обратить на это внимание. Чтобы понимать поведение нового члена семьи и облегчить привыкание, родителям нужно подготовиться к периоду адаптации.
Что может подсказать родителям, что ребенок проходит период адаптации?
• Стрессовая или шоковая. Ребенок изменил свои условия жизни. Место проживания, окружение, бытовую составляющую.
• Социально-бытовая ориентация. Знакомство с окружающим социумом и бытовой обстановкой ребенка.
• Формирование ролей и социальных статусов. Признание себя ребенком в приемной семье и позиций родителей.
• Значимость в социуме, самоутверждение. Ребенок начинает отстаивать свои интересы. Определяет свою значимость в семье. Наблюдает за поведением сверстников и сравнивает со своим.
Совместные действия, игры, разговоры
Не только ребенок сталкивается со сложностями адаптации, но и родители. Что нужно помнить родителям для положительного протекания адаптации?
• Четкое и уверенное подтверждение себя новыми родителями
• не волноваться, искренне выражать свои чувства к ребенку, установить прочный и доверительный контакт
• не стоит критиковать ребенка, отвергать эмоционально
• нельзя вызывать чувства долга
• не стоит требовать невозможного
Типичные ошибки родителей в воспитании приемных детей
• Негативный личный пример. Родители обучают здоровому образу жизни, при этом сами не соблюдают правил.
• Чрезмерная опека. Желание защитить ребёнка от совершения ошибок не позволяет ребенку понять причинно-следственную связь.
• Вседозволенность. Боязнь родителей отвернуть от себя ребенка.
• Чрезмерно строгие рамки поведения. Нежелание родителей объяснять причину запрета того или иного действия со стороны ребенка.
• Противоречие действий родителей. Один родитель позволяет, но другой запрещает.
• Безразличие к интересам ребенка.
• Желание заменить ребенку внимание материальными ценностями.
Все вышеперечисленные ошибки достаточно просто избежать. Просто стоит обдуманно подходить к данному решению и заранее подготовиться.
Если в семье есть уже свой родной ребенок, то нужно стараться относиться к обоим детям одинаково, не разделяя «родной» и «приемный». Также стоит заранее обсудить с родными свое решение о воспитании приемного ребенка. Родные тоже должны принять ребенка в семью, как полноправного члена семьи.
Мифы о приемных детях. Какие же заблуждения чаще всего встречаются?
· Плохая генетика. Да, конечно генетический код передается от кровного родителя к ребенку, но не генами определяется доброта, честность, отзывчивость.
· Если отказались от ребенка, значит он болен. Конечно нельзя отрицать тот факт, что в детских домах есть нездоровые дети. Но и в полноценных семьях встречаются дети с отклонениями.
· Новая семья-новая жизнь. Многие считают, что ребенок, обретая новую семью забудет свое прошлое. Нет, но родители могут помочь изменить взгляды и отношение к прошлому.
· Сердце замерло- значит мой ребенок. Бывает такое, но не узнав ребенка и его прошлое, чаще всего приводит к негативным последствиям.
· Оформить ребенка практически невозможно. Конечно не сразу обретаете нового члена семьи, ведь это не игрушка, которую можно купить в магазине. Родители сначала должны посетить школу приемных родителей, и возможно параллельно с обучением собирать нужный пакет документов для их подачи.
Любовь-прекрасное чувство. Дарите любовь детям, и они ответят вам взаимностью.
Приемный ребенок: особенности воспитания, проблемы. (советы психолога)
Воспитание приемного ребенка
У каждого ребенка есть право на семью, быть любимым папой и мамой, играться с младшими или старшими братиками и сестричками, заботиться о домашнем животном. Но вот у детей, которые выросли в детском доме, этого не было. Взяв ребенка из детдома, вы, естественно, попытаетесь дать ему всю свою любовь. Но вот очень часто родители сталкиваются с тем, что воспитание приемного ребенка становится большой проблемой.
В первое время приемному ребенку все кажется просто чудесным: собственные мама и папа, собственная комната, собственные игрушки. Да все теперь его! И ведет себя ребенок просто чудесно. Но это только в первое время. Затем же приемные родители замечают, что их новоиспеченное чадо начинает буквально злить их. Ребенок не слушается, слова приемных родителей могут казаться ему пустым местом. Что же случилось?
Воспитание приемного ребенка — это очень сложный процесс. И среди всего прочего особенное внимание следует уделить его адаптации в вашей семье. Адаптация приемного ребенка в семье должна происходить медленно и ненавязчиво. Поймите, что привычные для вас вещи являются чужими для нового члена семьи. Да и привык ребенок немного к другому отношению к себе.
С первых же дней не старайтесь давать ребенку волю во всем. Детей в детдомах воспитывают в строгости. Поэтому ребенок уже привык к строгости, как к чему-то, что само собой разумеется. Естественно, что в семье так строго с ребенком обращаться никто не будет. Но будьте осторожны, так как излишняя нежность может очень быстро превратиться в неуправляемую вседозволенность. Выход из этой ситуации есть: поначалу не жалейте ребенка, думая о том, что ему уже и так довелось многое пережить. Будьте к нему немного строги. Но постепенно эта строгость должна убывать. Так вы дадите ребенку адаптироваться к вашей семье.
Воспитание ребенка в приемной семье также усложнено тем, что очень часто из детского дома ребенок приносит и определенные плохие привычки. К таким привычкам относятся нецензурные выражения. Бороться с привычкой использовать нецензурные слова нужно, но нельзя это делать слишком резко. Не наказываете ребенка за его бранные выражения, а делайте замечания мягко и тактично. Обязательно покажите собственный пример, ведь ребенок все повторяет за людьми, которые его окружают. Если вы не используете нецензурные выражения, ребенок также перестанет их употреблять.
Часто воспитание приемного ребенка становится очень трудным, так как он перестает слушаться. Кажется, что он начинает делать все назло вам. Ребенок совершает одни и те же проступки. В этом случае не стоит выходить из себя и злиться. Да, ребенок делает все действительно назло вам, но только для того, чтобы проверить вас. Удивлены? А ведь приемный ребенок хочет удостовериться, что вы его будете любить независимо от его поступков.
Воспитание приемного ребенка — это очень сложное дело. Как приемным детям, так и родителям придется пройти очень сложный и длинный путь, пока между ними не наладятся хорошие доверительные отношения. Почаще бывайте с ребенком, следите за его мимикой. Чем чаще ребенок начинает проявлять эмоции, тем лучше как для него, так и для вас. Это значит, что адаптация проходит успешно. Если же у вас есть хоть какие-то причины для сомнений, обратитесь к специалисту. Он вам обязательно поможет.
Скажите ребенку о том, что он был усыновлен вами. Рано или поздно он узнает об этом от чужих, поэтому его реакция может мыть шокирующей и ребенок потеряет доверие к вам.
Полюбите свое дитя таким, какой он есть. Ребенок не виноват в том, что он вырос в таких обстоятельствах. Конечно, детский дом и специфическое воспитание оставили след на его поведении. Вы должны быть готовы к этому, трезво осознавать свои поступки.
Установите четкие правила и границы дозволенности ребенка. Не стоит стесняться запрещать ему что-то делать. Вы должны подготовить его к взрослой жизни, а это значит, что и разговаривать с ним необходимо по взрослому.
Никогда и ни при каких обстоятельствах не заставляйте ребенка быть благодарным вам за то, что его усыновили. Это может окончательно испортить ваши отношения с ним. Ребенок просто станет ненавидеть своих родителей и чувствовать себя в качестве вещи в вашем доме.
Не разделяйте любовь между приемным и собственным ребенком.
Никогда не сравнивайте приемного малыша с собственным, это приведет к развитию целого спектра комплексов личности.
Никогда не заставляйте приемного малыша делать что-то против его воли, лишь бы угодить вам.
Возможные проблемы при воспитании приемного ребенка в семье
Нужно быть готовым к тому, что могут возникнуть проблемы в воспитании приемных детей. И к ним желательно подготовиться заранее.
Нужно хорошо подумать и решить, говорить ли ребенку о его усыновлении или всегда молчать об этом.
Лучше, будет, если ребенок будет знать всю правду. Но если родители решают молчать, то необходимо все взвесить, и сделать так, чтоб ребенок не узнал правду от посторонних. Если ему кто-то раскроет эту тайну, доверие к родителям пропадет, и ребенок получит сильнейший стресс.
Если ребенок помнит своих биологических родителей, то он постоянно будет сравнивать с ними своих приемных родителей. Причем это сравнение в большинстве случаев «выигрывают» биологические родители. И пусть они сильно пьют, совершенно не заботились о ребенке, для него они всегда будут лучшие, и он будет стараться их найти. Не нужно в такой ситуации нелестно отзываться о биологических родителей, иначе в лице своих приемных родителей ребенок будет видеть врагов. Нужно продолжать заботиться о ребенке и любить его.
Если усыновленный ребенок достиг школьного возраста, наверняка он будет замечен в воровстве. Украсть он может и у родителей, брата, сестры, школы, магазина. Оставлять такое без внимания нельзя. Ребенку нужно объяснить, что это очень плохо и делать так нельзя. Чтобы этого избежать, изначально ребенка нужно обеспечить всем самым необходимым, но и не стоит его баловать.
Поначалу ребенок не сможет понять, что можно брать, а что нельзя. В детском доме все было общее . Сегодня ботиночки одел он, а завтра их уже может одеть другой ребенок. Поэтому ребенку нужно объяснить, где его вещи и что их он может брать, когда захочет, и что есть вещи другого человека, которые брать можно только с его разрешения. Со временем ребенок к этому привыкнет.
Первое время с приемным ребенком будет не просто, но когда все трудности и проблемы воспитания приемных детей будут позади, он отблагодарит за все старания приемных родителей своей любовью и искренней улыбкой.
Познавательная активность дошкольника: двигатели и стимулы развития
В дошкольном возрасте ребенок стремится узнать окружающий мир и разобраться в его устройстве. Но в зависимости от особенностей типа личности, характера, обстановки в семье степень заинтересованности варьируется. Развитие познавательной активности у детей такого возраста – важнейший этап становления личности. Обладая желанием и интересом узнавать новое в детские годы, личность открывает множество возможностей в дальнейшем.
Познавательная активность как инициативная деятельность ребенка
Важность данной функции активно пропагандируется и популяризируются, но молодым матерям не всегда понятно, что же кроется за сложным психологическим термином.
Чтобы разобраться в том, что такое познавательная активность дошкольников, достаточно понаблюдать за ребенком и его действиями.
Настоятельное стремление к познанию мира вокруг, бесконечные вопросы, уточнения означают нормальную любознательность и активность. Ключевой признак понятия – инициатива ребенка. Именно он инициирует исследование предметов и беседы. Побуждает к самостоятельным поискам ответов и попыткам проверить, что получится, если искупать кошку в ванной, или поставить стул на диван и вскарабкаться на него…
Данные функции становятся возможными при наличии умений к анализу и синтезу. Наблюдая то или иное действие, дошкольник интуитивно анализирует составляющие, а потом пытается применить последовательность в других условиях. Яркий пример – та самая плавающая кошка или живейший интерес к анатомии насекомых или кукол.
Выделяется несколько уровней познавательной активности. Первичная диагностика выраженности интереса и любознательности может быть проведена на основе проявлений детской самоорганизации:
- О слабости последней свидетельствует отказ от повтора попыток слепить куличик или нарисовать домик после первой же неудачи;
- Высокая самоорганизация обеспечивает настойчивое стремление добиться успеха и справиться с возникшими трудностями.
Двигатели детской познавательной активности
Специалисты в области возрастной психологии выделяют 3 основных двигателя познавательной активности. Они взаимосвязаны, запускаются в первые годы жизни и помогают дошкольнику разбираться с устройством мироздания. Их естественное назначение — стимулировать познавательную активность и интерес дошкольников, а затем и учащихся.
Интерес
Любознательность и интерес – основа познавательной активности. Названные качества формируют потребность к узнаванию неизведанного, исследованию новизны предмета. Данный двигатель особенно ярко проявляется у младших дошкольников — в 3-4 года.
Первые признаки: постоянные вопросы на самые неожиданные темы. Подчас, сферы интереса ставят родителей и воспитателей в тупик, но именно данная фаза наиболее важна. Игнорирование заинтересованности ребенка с высокой долей вероятности приведет к утрате любознательности и затуханию познавательной деятельности.
Основная задача взрослых на этом этапе — не только отвечать на вопросы, но и побуждать малыша на новые, воспитывать и прививать потребность постоянно разбираться с незнакомой информацией.
Самостоятельность
Самостоятельность проявляется у детей с опережающим уровнем развития. Они не ограничиваются выполнением заданий старших. Опередив сверстников, дошкольники сохраняют работоспособность, что побуждает к дополнительной деятельности:
- Получение новых заданий, особенно творческих;
- Комментирование собственных действий;
- Повторение работы при неудачном результате.
Наблюдательность
Наблюдательность ребенка тесно связана с восприятием. Данная функция развивает внимание, воображение, способность запоминать мелочи. В 3-4 года малыш пока не умеет намеренно изучать тот или иной предмет.
Его внимание привязывает то, что кажется интересным: падение снежинок, сильный дождь, брызги луж, яркая одежда на кукле или на человеке. Поэтому для развития наблюдательности используется игровая деятельность. При наличии предметов, привлекающих малыша, он заметит именно то, что кажется наиболее важным именно ему: необычную форму игрушки, особенный вкус кубика из дерева, оранжевый цвет апельсина.
Изначально замеченные признаки неотделимы от предмета. Только позже ребенок научится отделять свойство от предмета. Например, брызги воды на улице могут быть потому, что папа поливает огород из шланга, а кубик совершенно не обязательно имеет вкус, да и вообще не относится к съедобным предметам.
Как проявляется активность к познанию в младшем дошкольном возрасте
Согласно мнению возрастных психологов, познавательная активность дошкольника проявляется в виде следующих признаков:
- Выраженная заинтересованность по отношению к определенному явлению или предмету;
- Наличие не просто интереса к предмету, а выраженная эмоциональная окраска – изумление, огорчение, радость, удивление;
- Увлеченность историей, сказкой или игрой;
- Ярко проявляемое стремление выполнять задания, которые даются взрослыми;
- Проявление самостоятельности в выборе игры или занятия.
Выявив у детей проявления интереса к окружающему миру, важно применять способы стимулирования активности. Это позволит закрепить имеющиеся результаты и развить новые навыки, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно обучаться в школе.
Дальнейшее стимулирование интереса к познанию обеспечивается:
- Созданием различных тематических «уголков», предоставляющих ребенку возможность самостоятельно выбирать занятия и игры;
- Регулярные игры, проводимые родителями или воспитателями, направленные на развитие общения, познания, решения задач определенной сложности – складывание кубиков, картинок из нескольких частей;
- Предоставление самостоятельности, чтобы малыш обучался выполнять задания без посторонней помощи.
Развитие познавательной активности у детей среднего и старшего дошкольного возраста
В период 5-6 лет ребенок стремится самостоятельно найти ответы на вопросы устройства живой или неживой природы. Все ярче проявляется умение видеть оригинальные образы в обычных предметах и явлениях, развиваются познавательные способности.
Задача взрослого – поддерживать развитие познавательной активности детей дошкольного возраста и создавать условия для того, чтобы они самостоятельно справлялись с проблемно поисковыми ситуациями и находили ответы на свои бесконечные «как» и «почему».
Если взрослый поддерживает любознательность ребенка, то он не будет просто пассивно выполнять задание, а постарается проникнуть за пределы поставленной задачи. Например, раскрашивание картинки трансформируется в попытки придумать историю о том, что было до и после запечатленного на бумаге момента.
Экспериментирование
После достижения пяти лет развитие познавательной активности дошкольников строится поэтапно. Каждая фаза становится базисом для последующей. Первый этап – экспериментирование. Основные признаки данной фазы:
- Отказ от привычного способа решения задачи;
- Попытки найти новый инновационный метод достижения поставленной цели.
Часто стадия экспериментирования вызывается уже имеющимся творческим опытом и проверенными способами достижения результата.
В процессе экспериментирования очень важно не просто изучить предмет, но и научиться фиксировать результаты, чтобы полезное занятие не превратилось в обычное баловство. Примеры экспериментирования у дошкольников: преобразования льда в воду, растворение мыла и пускание пузырей, образование пены из шампуня.
Обязательные условия экспериментирования:
- Формирование «гипотезы», то есть интерес к тому, что получится в результате опыта;
- Самостоятельно выделяемая детьми последовательность действий;
- Комментирование самим ребенком каждой манипуляции;
- Ответы на вопросы: что получилось и почему?
- Обсуждение: что нового узнал ребенок, что вызвало недоумение, какие вопросы остались?
Дополнительная польза от поисково исследовательского характера этого способа развития – возможность дать ребенку почувствовать себя взрослым, ученым, первооткрывателем.
Коллекционирование
Коллекционирование – один из мощнейших стимулов развития познания дошкольника. Сам процесс предполагает сбор неких предметов и объектов, объединенных признаком или критерием.
В качестве объекта коллекционирования могут выступать:
- игрушки из сладостей;
- фигурки различного характера;
- тематические картинки;
- минеральные камни;
- пуговицы неожиданных форм и размеров;
- календарики;
- магниты.
Прежде всего, создание личных коллекций вызывает соревновательный эффект, что побуждает ребенка изыскивать новые способы пополнения собственных коллекций, определять соответствие нового экземпляра заявленной тематике.
Дошкольники продуктивно распоряжаются своими коллекциями, проявляя деловое сотрудничество в общении со сверстниками. Они обмениваются равнозначными экземплярами, или могут предложить весь набор взамен на игрушку или другой ценный для них предмет. Путем освоения умения договариваться и обмениваться происходит формирование социальных навыков.
Родителям и воспитателям следует чутко наблюдать за увлеченностью детей коллекционированием. Нередко на основе детских коллекций можно создать интересные тематические выставки. Дошкольники получат новый всплеск интереса, а также условия для применения собственной активности.
Дидактические игры – средство развития познавательного интереса и активности детей
Важность развития познавательной деятельности побуждает взрослых использовать различные методики. Дидактические игры как средство развития активности при уместном применении демонстрируют значительные результаты. Основные принципы данного метода:
- Активизация познавательных процессов на избирательные явления и предметы;
- Укрепление познавательного интереса;
- Формирование потребности в углублении познавания;
- Воспитание целеустремленности и настойчивости;
- Обогащение речи;
- Стимулирование творческого мышления;
- Развитие нравственности и эстетической составляющей личности.
Примеры дидактических игр
Сбор в корзину. Игра, направленная на формирование познавательной потребности младших дошкольников. Применяются двумерные изображения плодов и корзина.
Цель: освоение порядкового счета, создание условий для формирования любознательности.
В процессе игры дошкольник собирает корзинку (изображения помидоров, огурцов). Сравнение по количеству. Взрослый задает вопрос:
- Чего получилось больше?
- Насколько больше?
- Как сравнять счет?
Время суток. Игра проводится с небольшой группой детей.
Цель: закрепление названий частей суток, стимулирование размышления, проявлений эмоциональности, раскрепощение двигательной активности.
Группа формирует круг. Игра начинается с предложения ведущего показать без слов, что дошкольники делают утром. Дальнейшие варианты: день, вечер, когда опаздывают в детский сад и пр.
Нахождение места. Игра предназначена для старших дошкольников.
Цель: выработка познавательной инициативы, навыков пространственного ориентирования.
Перед началом игры взрослый расставляет детей в произвольном порядке. В дальнейшем дается инструкция: «Света, встань за Ирой. Маша, встань так, чтобы Петя был слева от тебя, Игорь подойди ко мне, а Аня встань перед ним». В дальнейшем задания усложняются. Детям предлагают сменить место и назвать самим, где они находятся.
Регулярность подобных дидактических игр помогает формировать новые навыки и закреплять уже имеющиеся. Выполняя задания, дошкольники получают знания, открывают неизвестные им ранее познавательные направления, реализуют потребность в активных действиях.
Развитие познавательной деятельности дошкольников
Содержимое публикации
«Развитие познавательной деятельности дошкольников»
Составила: воспитатель Лисицкая Ирина Владимировна
МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка», г.Смоленск
Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Ребенок нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд. Ежедневно дошкольник узнаёт что-то новое. Как много информации получает и перерабатывает ребёнок в раннем детстве. Малыш, нередко методом проб и ошибок, старается всё узнать, понять, запомнить.
Познавательная деятельность дошкольников.
Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт.
По мнению выдающегося учёного в области возрастной психологии Льва Выготского: «индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях — по сравнению с другими детьми».
Совершенствование познавательной деятельности дошкольников — одна из важнейших задач в педагогике. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития. Развивать познавательную деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему.
Познавательная деятельность направлена на получение новых знаний, их усвоение, овладение необходимыми умениями и навыками, появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.
У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые ребятишки сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому, можно всё время стимулировать их познавательную активность.
Базой для совершенствования стремления малышей к познанию могут стать ежедневные «ритуалы»: подъём, умывание, одевание, приём пищи, прогулка, игра. Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений, рассказывает малышу о назначении предметов и явлений: из области природы, деятельности, вещей. Так малыш получает необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвивается. Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать.
Мышление — это не только размышления вслух при помощи слов, а любой психический процесс, который направлен на решение человеком стоящих перед ним задач. Для того чтобы научиться мыслить, нужно приобрести некоторый чувственный и практический опыт, который закреплён с помощью памяти. Основное условие для развития мышления — это воспитание и обучение детей в этом направлении. Развитое мышление ребёнка выражается в овладении предметными действиями, развитии речи, умении решать задачи (простые, а потом и сложные), умении понимать взрослых и детей, в последовательном изложении мыслей, разнообразии и последовательности форм, способов мышления.
Основные виды мышления: логическое — с помощью логических связей, наглядно-образное (или просто образное) — с помощью зрительного представления, творческое — интуитивный способ решения ранее неизвестных задач, наглядно-действенное — с помощью практических проб.
Рекомендации по развитию мышления.
Занимайтесь творчеством. Рисование, лепка, игры с конструктором положительно влияют на развитие образного мышления ребёнка. А образное мышление — базис для логического вида мышления. Учите ребёнка рассуждать. Стройте с ребёнком логические цепочки — так он увидит, как связаны между собой предметы, явления и действия. Занимайтесь математикой. Арифметические задачи отлично развивает способности логически мыслить. Обогащайте словарный запас ребёнка. И бытовая лексика, и научные (учебные) понятия помогут ребёнку совершенствовать мыслительный процесс.
Развитие речи детей раннего возраста
Речь и умственные способности ребёнка взаимосвязаны. Поэтому, желая активизировать познавательную деятельность ребёнка, заняться его развитием речи.
Что следует делать родителям малыша? Ребёнок, недавно появившийся на свет, лучше воспринимает гласные звуки, которые произносятся мелодично, нараспев. Именно поэтому новорождённому должна петь мама: негромко, но внятно. Считается, что замена маминого пения фонограммами в младенческом возрасте не так полезно, как песни в исполнении мамы. Мамины «выступления» способствуют развитию речи, ведь малыш слышит родную речь, её мелодику.
Кроме пения, почаще надо говорить с малышом, реагировать на плач. Плач малыша — не только сообщение о дискомфорте или голоде, это ещё и призыв к общению. Одевая малыша, купая его, гуляя с ним — во всех ситуациях рассказывать ему, что в этот момент происходит.
Мимика и артикуляция помогут малышу понять, как правильно произносятся звуки и слова. Так он быстрее овладеет речью.
Упражнения, развивающие речь детей младшего дошкольного возраста:
– подражание звукам: гудим, тарахтим, воем, мычим и всячески подражаем звукам животных, механизмов и явлений;
– тренируем губы и язык: учить ребёнка вылизывать ложку и снимать капельки с неё кончиком языка, облизывать губы, высовывать язык, цокать, как лошадка, причмокивать, сплёвывать;
– тренировать речевое дыхание: пусть малыш выдувает мыльные пузыри, дует на вертушки и сдувает лёгкие предметы (кусочки ваты, бумаги или ткани, кораблики из бумаги). Вдох должен производиться ртом, а выдох — носом.
– учить сосредотачиваться на звуке: например, завязать ребёнку глазки и позвонить колокольчиком, глазки откроть и спросить, где звонили (руку с колокольчиком убирать не нужно). Малыш покажет, а впоследствии будет тянуться к колокольчику уже с закрытыми глазами;
– узнавать по слуху: знакомство малыша со звучанием отдельных предметов (барабан, ложка, колокольчик, лист бумаги, дудочка, погремушка); с названиями предметов и демонстрацией их звуков. Попросите малыша подражать этим звукам. Далее закройте глазки ребёнку и предложите угадать, какому предмету принадлежит тот или иной звук.
Развивая речь ребёнка с помощью разных методик, следуем правилам: говорить с малышом не спеша, чётко, используя короткие фразы; ежедневно читать малышу и описывать иллюстрации; развивать речь малыша в игровой форме, не сюсюкать, так как речь взрослых — ориентир для подражания.
Развитие понимания речи. Все родители хотят, чтобы их ребёнок быстрее начал говорить. У каждого ребёнка это происходит индивидуально, однако принято считать, что малыш в возрасте около года уже должен говорить около десятка слов, в полтора года — не менее 30, начать говорить предложениями — к 2-м годам.
Важным условием для начала речи малыша является её понимание. Что этому может поспособствовать? Разговоры с ребёнком с первых дней жизни; чтение и рассматривание детских книжек, особенно со стихами; игры с пальчиками.
Стимулирование кончиков пальцев подаёт импульс в участки мозга, ответственные за речевое развитие, поэтому нужно массировать пальчики полугодовалому малышу, а также играть с ним в специальные игры, а деткам 1,5-3 лет предлагать лепить из пластилина.
Надо радоваться, когда малыш произносит новые слова. Не беда, если они ещё не точно произнесены. Необходимо поддержать ребёнка, не перебивать его, а пригласить к диалогу.
Случается, что малыш всё понимает, но не говорит до 2-3 лет. С такими детьми следует заниматься, используя специальные упражнения. К примеру, используя готовые пособия по развитию речи для малышей. 10-15 минут ежедневно будет достаточно, чтобы запустить процесс речевого развития крохи.
Важно, чтобы процесс занятий с ребёнком был эмоционально окрашен. Ребёнку должно нравиться всё, что он выполняет, ввиду этого, надо следить за настроением малыша.
Функция обобщения. Функция обобщения заключается в умении сравнивать предметы, действия, явления, а также находить общий признак для них. Это качество является важнейшим условием для овладения элементарными понятиями, а значит — для успешного обучения.
Ребёнок раннего возраста учится взаимодействовать с миром предметов. Он постигает суть крупных бытовых предметов, смотрит, как их используют взрослые, играет с идентичными игрушками, усваивая увиденные действия, учится самостоятельно пользоваться разными предметами.
Сначала нужно научить ребёнка узнавать предметы, которые ему знакомы, различать их между собой, находить сходство. Например, мама может показывать малышу игрушки, которые одинаково называются, но имеют разный внешний вид: к примеру, кукла большая или маленькая, мячик мягкий или жёсткий и т. д.
Родителям нужно побуждать детей произносить звуки и слова в адрес увиденного или сделанного. Иногда у малыша сформированы отдельные навыки (кушать ложкой, вытираться полотенцем), однако он не может идентифицировать и назвать предметы, которыми он пользуется. Для этого ребёнку нужно ставить вопросы и связывать виды деятельности с предметами, которые использует малыш.
Развитие восприятия. Восприятие — ведущий психический процесс развития познавательной деятельности ребёнка раннего возраста, система отражения человеком проявлений окружающего мира с помощью влияния их на органы чувств. Сознание и поведение детей определяет именно восприятие. Память, мышление и внимание целиком связаны с восприятием: ребёнок узнаёт предметы, которые воспринимает, устанавливает между ними связи, воспринимает те предметы, которые попадают в область его внимания.
Переживания малыша также зависимы от восприятия действий и явлений. «Для того чтобы верно ориентироваться в окружающей среде, важно научиться правильно воспринимать как отдельные предметы, так и в комплексе». Самые простые формы восприятия формируются в младенчестве: у крохи появляются условные рефлексы как реакция на раздражители. Ребёнок младшего дошкольного возраста выделяет привлекательные и яркие предметы, нечто необычное, движущееся, на что эмоционально откликается.
Формирование восприятия — непростой и требующий особого внимания процесс, который направлен на то, чтобы малыш легче ориентировался в мире, умел различать тончайшие аспекты окружающей действительности, быстрее адаптировался. С помощью игр и упражнений можно направить формирование восприятия в правильное русло:
«На ощупь». Поместите в небольшой непрозрачный мешочек несколько простых предметов: пуговицы, кубики, конфету, карандаш и т. п. Предложите ребёнку отгадать на ощупь, что это за предметы.
«Повтори». Постойте из кубиков башню. Попросите малыша в точности повторить постройку. Это упражнение можно провести в виде рисования: нарисовать узор, попросить срисовать такой же.
«Подбери такой же предмет». Заготовьте несколько разных рисунков настольной лампы (или другого предмета, пусть ребёнок найдёт два одинаковых рисунка.
Формы развития познавательной деятельности. Главное условие поддержания познавательного интереса детей — это педагогически грамотный подбор элементов для всестороннего развития ребёнка. Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить:
сюжетные и ролевые игры — отражают впечатления малыша об окружающем мире, актуализируя происходящие явления и события; формируют направленность познания детей; наблюдение за предметами и их рассматривание — обогащают внутренний мир ребёнка, совершенствуют умственную деятельность, речь, внимание, память, восприятие, а также учат правильно обобщать и делать выводы;
диалог и беседа — способствуют расширению, уточнению и систематизации детских представлений об окружающей действительности;
экскурсии — предоставляют возможность знакомства детей с богатством и разнообразием мира, учат находить связи, расширяют познавательные интересы;
занятия с конструкторами — стимулируют познавательное начало в ребёнке;
экспериментирование и опыты — учат детей преобразовывать окружающую его действительность, осознавать процессы, создавать нечто новое; в процессе такой деятельность развиваются аналитические способности;
коллекционирование — направлено на поддержку индивидуальных познавательных интересов детей;
конкурсы, викторины и прочие развлечения — прекрасный способ использовать свои знания, проявить изобретательность и находчивость, а успех поддержит познавательный интерес ребёнка.
Каждая из этих форм имеет своё предназначение. При выборе какой-либо формы нужно учитывать возраст воспитанника, его индивидуальные особенности и темп развития. Использование этих форм позволит строить познавательную деятельность ребёнка гармонично.
Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.
Развитие познавательной активности
Елена Шенцова
Развитие познавательной активности
В настоящее время современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Основы такой личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Поэтому дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы ребёнка.
Актуальность данной проблемы требует пересмотра технологий образования дошкольников и ориентирует педагогов на использование в своей деятельности эффективных форм и методов, позволяющих строить образовательную деятельность на основе значимых для развития дошкольников видах детской деятельности, стимулирующих их активность в познании окружающего мира.
Особое значение данная деятельность приобрела с утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где одним из важнейших направлений реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяется познавательное развитие, предполагающее развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания и развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Дошкольный возраст является периодом для наиболее эффективного развития познавательных потребностей. Поэтому стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей очень важно именно в этом возрасте. В конечном итоге интерес к познанию – это залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом.
Данные последних исследований показывают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. В результате дети с низкой познавательной активностью хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Таким образом, возникает необходимость комплексной систематической работы по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, направленной на развитие познавательной активности ребёнка, и технологической проработки этого процесса в условиях современного дошкольного учреждения.
Являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, познавательная активность отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Поэтому её проблемность – одна из наиболее трудных в педагогике.
Основным видом ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности является экспериментирование. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства.
В науке эксперимент выступает способом получения знаний, неизвестных человечеству в целом, а в процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных данному конкретному человеку.
Закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, поэтому к дошкольным учреждениям применяют понятие «детское экспериментирование».
Чтобы приобрести навыки экспериментирования требуется систематичная, целенаправленная работа педагога, которая будет направлена на развитие деятельности экспериментирования детей.
Исследовательский метод и метод проблемного обучения наиболее эффективны для получения положительного результата навыков экспериментирования. Так как при их использовании ребёнок учится самостоятельно решать, мыслить, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и вывода.
И как результат идёт накопление умственных умений.
По мнению российского учёного Н. Н. Поддъякова экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников. Он считает, что в экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования, продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
Таким образом, можно сделать вывод, что при выборе метода обучения необходимо стремиться к продуктивному результату. При этом дошкольник должен не только отдельно понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять в практической деятельности.
Исходя из вышесказанного, определяется цель педагогической деятельности в данном направлении. Это повышение уровня развития у дошкольников познавательной активности в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
обеспечение обогащённого познавательного и речевого развития детей, формирование основ личности ребёнка;
расширение перспектив организации познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста;
формирование предпосылки диалектического мышления у дошкольников, способность видеть многообразие окружающего мира;
формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.
Для организации опытно-экспериментальной деятельности должны быть созданы определённые педагогические условия. Во-первых, для начала развития познавательного интереса должна быть организована предметно-пространственная среда. Во-вторых, в содержание образовательной деятельности необходимо включение занимательности. В-третьих, создание проблемно-поисковых ситуаций. В-четвёртых, вовлечение детей в выполнение творческих заданий. И в-пятых, объединение разнообразных видов детской деятельности в процессе экспериментирования.
Детское экспериментирование имеет определённый алгоритм организации. Вначале ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Затем предлагает различные варианты её решения. После этого проверяет эти возможные решения, исходя из данных. И в заключении делает выводы.
Одним из главных условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Такая среда должна обеспечивать развитие активной самостоятельной детской деятельности.
Опыт показывает, что в ходе работы в специально-подготовленной среде дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задают вопросы «почему?», «зачем?», «как?», стремятся объяснять факты, связи, используя в речи оборот «потому что…», проявляют интерес к познавательной литературе. Кроме этого дошкольники умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире и пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты.
Включение занимательности в содержание образовательной деятельности позволяет поддерживать у дошкольников устойчивый познавательный интерес на протяжении длительного времени. Например, детям задаются проблемные ситуации от имени сказочных героев. Роль взрослого в процессе опытно-экспериментальной деятельности – равноправный партнёр, соучастник.
При проблемном обучении педагог не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Отсюда деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер и предполагает сотрудничество педагога с ребёнком по решению новых для него проблем.
Необходимым условием проблемного обучения дошкольников является создание проблемно-поисковой ситуации, которая в свою очередь возникает из-за необходимости в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действия. Главным элементом проблемной ситуации считается неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия. Для этого ребёнка надо поставить перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного.
Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.
Работа по организации детского опытного экспериментирования проводится в несколько этапов.
На первом этапе работы (дети 4-5 лет) уточняются представления о свойствах, качествах материалов, происходит знакомство с отдельными явлениями и объектами неживой и живой природы. Дети включаются в процесс изменения проблемных ситуаций, стимулируется их интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Правильный ответ ребёнок получает самостоятельно. Помощь педагога заключается в продумывании методики проведения опыта и осуществлении совместных необходимых действий.
В старшей группе (6-й год жизни) продолжается обогащение детского опыта по познанию окружающей действительности.
Дети практически осваивают свойства и качества различных материалов. Дошкольники активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Воспитатель помогает использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Часто для получения ответа требуется открытие нового способа, поэтому ребёнок может идти путём опытных проб. В этом случае очень важно правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.
Можно использовать следующие проблемные ситуации «Как и почему вода льётся?», «Можно ли удариться о воду? Как из воды сделать значок?»; проведение экспериментов «Почему этот платочек высох быстрее?», «Из каких материалов ветер сдул домик и почему?». В результате ребята учатся находить сходство и различие между объектами, зарисовывать схему общего эксперимента.
Дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности (например, способность увеличительного стекла «увеличивать» и «уменьшать» предметы и т. д.). Ход и результаты экспериментов, проводимых дома совместно с родителями, зарисовываются детьми в тетрадях, и затем коллективно обсуждаются на занятиях в детском саду.В качестве примера можно привести опыты с растениями: «Как сохранить жизнь петрушки осенью и зимой», «В каких условиях лучше растёт лук», «Проращивание семян в воде и без неё»;опыты с животными: «Какое обоняние у кошки?», «Хорошо ли слышит кошка?».
Для проведения экспериментальной деятельности с детьми старших групп разрабатываются технологические карты по темам (например, «Путешествие с ниточкой», «Как измерить вес предметов», «Откуда течёт ручеёк?»).
В подготовительной к школе группе успешно используются графические формы и различные способы фиксации натуральных объектов: изготовление гербариев летних и осенних листьев, сбор коллекций природных предметов (коряги, каштаны, шишки, камешки и др.); длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов («Вырастим кристаллы», «Посадка зёрен овса», «Проращивание семян в воде и без неё»).
Для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы также разрабатываются технологические карты по темам (например, «Каждому камешку свой домик», «Что нам понадобится для измерения веса предметов?», «Всегда ли зеркало показывает правду?»).
Таким образом, создание необходимых условий, систематичность, включение занимательности в содержание занятий по проблеме развития познавательной активности, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, вовлечение в выполнение творческих заданий с использованием таких методов работы, как проблемное обучение, увлекательные эксперименты для индивидуальной и групповой работы с использованием графических изображений для фиксации объектов в процессе экспериментирования, даёт возможность нашим воспитанникам развивать свою познавательную активность.
Детская опытно-экспериментальная деятельность тесно связана со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Эта связь также прослеживается с развитием речи, с изобразительной деятельностью, с формированием элементарных математических представлений.
Необходимым условием положительного результата в развитии ребёнка являются совместные усилия родителей и педагогов дошкольного учреждения. Родители должны быть информированы о том, какое направление работы планируется, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме, о результатах диагностики уровня познавательной активности детей.
В заключении хочется отметить, что в ходе анализа результатов выявляется положительная динамика уровня развития познавательной активности. А данные мониторинговых исследований дают основание считать, что под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиты умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н. Ребёнок в мире поиска. Программа организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. –М: Сфера, 2009. – 245 с.
2. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. –М: Национальное образование, 2016. – 304 с.
3. Поддъяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. –М: Речь, 2010. – 268 с.
4. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования ФГОС. – С. -П. : Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности Воспитатель: Карасева Маргарита Геннадиевна На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение.
Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности Фестиваль педагогических идей по распространению опыта работы педагогов ДОУ города «Развитие познавательной активности дошкольников через.
Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.
Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей через экспериментирование» Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка – дошкольника? (Опыты и эксперименты.
Проект «Развитие познавательной активности у дошкольников путем коллекционирования» Актуальность В настоящее время общество крайне изменилось и соответственно меняются семейные отношения. Во времена Советского Союза практически.
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ В настоящее время наука и практика образования всё чаще обращает внимание к вопросам развития познавательных интересов детей дошкольного.
Развитие познавательной активности детей с помощью экспериментальной деятельности Дети рождаются с потребностью познания, которое происходит посредством органов чувств: чем больше они сформированы, тем активнее процесс.
Презентация «Развитие познавательной активности дошкольников через театрализованную деятельность» В презентации представлен опыт нашего МБДОУ по развитию у дошкольников познавательной активности через театрализованную деятельность. Именно.
Консультация «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста» Статья Тема: Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель: Бурдакова Наталья Петровна Ребенок.
Развитие познавательной активности у дошкольников средствами ИКТ-насыщенной среды В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной активности детей, решая проблему познавательно развития, нельзя не оценить.