Шариковый пластилин и с чем. нет, что с ним можно делать
Узнайте об уникальных свойствах шарикового пластилина для детского творчества и его оригинальном применении. Мастер-классы по изготовлению поделок
Дорогие Родители и Дети! Мы рады продолжить с вами знакомство и сегодня Сеть магазинов товаров для детского творчества «Оранжевый слон» представляет вашему вниманию замечательный и необычный шариковый пластилин!
Почему он необычен?
Пластилин состоит из пенопластовых шариков и связующего вещества на основе глицерина. Это комфортный материал не прилипает к рукам, ни к волосам, ни к коврам. Шариковый пластилин отлично развивает мелкую моторику рук, мышление ребенка и раскрывает творческое начало у малыша.
Шариковый пластилин бывает нескольких видов? Да, вы правы. Шариковый пластилин бывает трех видов:
1. Крупнозернистый незастывающий (яркие цвета с блестками!)
Это МНОГОРАЗОВЫЙ, сухой на ощупь пластилин, не прилипающий к поверхностям (ни к рукам, ни к одежде, ни к ковровым покрытиям и т.д.) используется для развития моторики у самых маленьких. Лепить им лучше на поверхности стола, или заполнять формочки. Цвета легко смешиваются и дополняют широкую палитру новыми оттенками. Пластилин не оставляет следов не прилипает ни к рукам, ни к одежде, ни к поверхностям.
2. Крупнозернистый застывающий (нежные пастельные оттенки)
Пластилин на глицериновой основе. Используется для лепки объемных фигурок, аппликаций (держится на любой поверхности, кроме стекла и пластика). Им легко и удобно лепить, декорировать поверхности.
Используется даже для самых маленьких, благодаря глицериновой основе, не приносит вреда малышу.
Перед применением полностью извлечь из баночки и перемешать до равномерного распределения геля между пенопластовыми шариками.
3. Мелкоозернистый (неоновый – это яркие насыщенные цвета) пластилин на гелевой основе.
Застывает на воздухе. После застывания необратим. Застывает от 3 до 12 часов в зависимости от размера поделки.
С помощью перемешивания цветов можно довиваться градации оттенков, как однородных, так и мраморных с замысловатыми узорами (при не полном перемешивании).
Перед применением полностью извлечь из баночки и перемешать до равномерного распределения геля между пенопластовыми шариками.
Используется для заполнения витражей, декорирование вазочек (приклеивается практически к любым поверхностям), создания аппликаций на картоне и т.д.
Внимание: Не очень хорошо держит форму при изготовлении из него объемных фигурок, необходимо твердое основание, например, шарик бумаги.
О пластилине в вопросах и ответах
* С какого возраста ребенку можно лепить из шарикового пластилина?
Шариковый пластилин интересен детям раннего возраста и примерно до 8 лет. Самый оптимальный возраст для манипулирования им, это 2-3 года. Когда малыш еще ни чего конкретного слепить не может, а с помощью объемных трафаретов (заполняя их путем отщипывания – *психологически обусловленная возрастная особенность*) он получает вполне узнаваемый образ, или как более сложное задание – это лепка на плоскости, можно даже по заранее нарисованной картинке. Это эффективные и интересные способы работы с данным видам пластилина.
Также пластилин можно приобретать для больших детей они с удовольствием вылепят героя мультфильма, сказки или комикса, украсят фоторамку, слепят бусы и многое-многое другое! Очень удобно брать шариковый пластилин с собой, если к примеру, семья едет в отпуск. Он не испачкает ни машину, ни одежду.
* Мы уже покупали шариковый пластилин он оказался сухим и поделки «расползались».
Скорее всего, вы приобретали многоразовый шариковый пластилин. Он действительно более сухой и плохо держит форму.
Его «многоразовасть» – плюс (с позиции родителей) особенно в экономическом плане, но ваш ребенок может остаться недовольным и быстро потерять интерес к лепке. Данный пластилин предназначен по большей части для выкладывания на твердую поверхность, например для выкладывания картинки или заполнения витражей. Для лепки поделок более подходит шариковый застывающий пластилин.
* Шариковый застывающий пластилин одноразовый?
Да, если поделка осталась на воздухе от 3 до 12 часов. Если ребенок позанимался с пластилином и потом пластилин убрали в баночку и плотно закрыли, то он не застынет и можно лепить из него снова.
* Шариковый пластилин сочетается с массой для лепки?
Да, конечно. Очень удобно лепить из шарикового пластилина основание для фигурки, а например, ручки, ножки вылепить из массы для лепки.
* Если ребенок попробовал пластилин на вкус? Какие могут быть последствия?
Ребенок должен лепить под присмотром родителей, но если так случилось, что ребенок скушал кусочек пластилина, ничего опасного для здоровья произойти не должно. Так как пластилин нетоксичен и безопасен, не участвует в процессе пищеварения и выйдет естественным путем. При этом мы рекомендуем использование шарикового пластилина с 2 лет.
Теперь, когда Вы владеете информацией об уникальных свойствах шарикового пластилина, можно приступить к созданию поделки.
Данные мастер-классы познакомят Вас с оригинальным и очень популярным материалом для детского творчества – застывающим шариковым пластилином!
Поделка-игрушка
• Шаг 1. Изготовьте из бумаги комки.
• Шаг 2. Облепите бумажные комки шариковым пластилином.
• Шаг 3. Изготовьте отдельные детали, необходимые для нашей поделки.
• Шаг 4. Соедините все детали.
Поделка-фоторамка
• Шаг 1. Нарисуйте на плотном картоне детали фоторамки.
• Шаг 2. Вырежьте заготовки.
• Шаг 3. Облепите детали шариковым пластилином.
• Шаг 4. Соберите отдельные детали , как показано на рисунке.
• Шаг 5. Оставьте сохнуть на 8-12 часов.
Успехов Вам в творчестве и развитии ребенка!
С уважением, Сеть магазинов товаров для детского творчества «Оранжевый слон»:
• ТРЦ “Мегаполис” (ул. 8 марта, 149), 4 этаж.
• Семейный торговый центр “МЕГА” (ул. Металлургов, 87) вход в “Ашан”, второй коридор налево или при выходе из “Ашана” – первый коридор направо (за Евросетью).
Шариковый пластилин: особенности и выбор
- Что это такое?
- Виды
- Наборы
- Польза для развития
- Советы по выбору
- Отзывы
Польза лепки для всестороннего развития ребенка давно доказана и сомнению не подвергается, однако современная промышленность успела создать столь огромное разнообразие различных масс, подходящих для этого занятия, что разобраться в них простому обывателю бывает нелегко.
Каждая из них обладает собственными преимуществами либо идеально подходит для выполнения поделок строго определенного типа, поэтому нельзя сказать, что все массы для лепки взаимозаменяемы. Что касается шарикового пластилина, то он все еще остается новинкой для большинства родителей, поэтому требует более тщательного рассмотрения.
Что это такое?
Собственно, довольно странно, что эту массу называют пластилином, ведь на самом деле она совершенно ничего общего с этим материалом не имеет. Правильнее сказать, что шариковый пластилин – это набор огромного количества небольших шариков приблизительно одинакового размера, которые чаще всего производятся из пенопласта, хотя теоретически производители могут заменять его и другими похожими материалами.
Такие шарики соединяются между собой при помощи особенного клея, который также отличается от производителя к производителю. Массу можно встретить как в готовом виде, уже смешанной с клеем, так и сухую – тогда человек, который будет лепить, сам смешивает шарики с клеем непосредственно перед началом творческого процесса.
Поскольку соединенные клеящим веществом частицы должны достаточно легко разъединяться, дабы это не составляло труда даже для маленького ребенка, сцепление между ними невысоко, что сказывается на прочности готовых изделий. Некоторые виды такой массы вообще практически не предполагают создание больших фигур со сложными частями, поскольку те просто не будут держаться.
Но даже если шариковый пластилин выбран с прицелом на застывание, следует помнить, что поделки из него отличаются довольно высокой хрупкостью. Следовательно, играть с игрушками, сделанными из данного материала, не рекомендуется.
Чаще всего шариковый пластилин используется для лепки на плоской поверхности – из него делают отличные аппликативные картины, им оклеивают различные предметы, такие как банки, яйца и многое другое. В некотором смысле этот материал можно назвать декоративным.
Чаще всего шариковый пластилин классифицируют по двум основным категориям: по размеру частиц и по возможности многоразового использования. Каждая из этих категорий предполагает два вида материала, итого масса для лепки суммарно представлена четырьмя основными видами пластилина. По размеру частиц шариковый пластилин делится на крупнозернистый и мелкозернистый.
Крупные зерна часто выбирают для детей младшего возраста, которые склонны к тому, чтобы все тянуть в рот. Благодаря размеру частиц, хотя бы немного уменьшаются шансы на то, что малыш их проглотит. Небольшой диаметр отдельных элементов хорош тем, что позволяет более тщательно подчеркивать мелкие детали, будь то объемная фигурка или картина на плоскости.
Что касается возможности многоразового использования, то она либо есть, либо нет. Большинство видов шарикового пластилина предполагают, что ребенок не пытается создать какой-то шедевр, который его родители или он сам захотели бы сохранить надолго, поэтому такая смесь используется только для лепки с целью тренировки навыков или для развлечения.
Естественно, форму такая масса держит хуже, поделки из нее в любой момент можно «разобрать» и превратить во что-нибудь совершенно новое. Застывающий пластилин создан с совершенно противоположной целью – он используется для создания хотя бы относительно долговечных изделий.
Несмотря на то, что фигурка получится хрупкой, и играть с ней весьма рискованно, получившиеся обломки перелепить во что-нибудь другое уже не получится – они будут только крошиться, не соединяясь между собой.
Такой тип массы застывает на открытом воздухе в течение суток, поэтому продается в особых баночках, позволяющих ему не высохнуть до момента придания формы.
По всем остальным критериям какие-то отклонения встречаются довольно редко. Шариковый пластилин практически всегда воздушный, отличается предельной легкостью, что очень хорошо, в частности, для детского творчества, однако его плотность может отличаться от производителя к производителю, и в некоторых случаях можно встретить особую массу для более сильных рук, отличающуюся более тяжелым весом.
Обычно такой пластилин – пенопластовый, но некоторые производители с целью экономии на процессе производства или с какой-либо другой целью могут изготавливать шарики из других материалов, главными критериями выбора которых являются легкость и эластичность.
Наборы
Сегодня большинство видов пластилина продаются не только как материал, но и в виде наборов, например, с инструментами для лепки, формочками и другими полезными и интересными аксессуарами. Шариковый пластилин здесь не выглядит исключением, однако никакие описанные дополнения к нему не нужны – обычно его дополняет столь необычный для других видов масс для лепки бонус, как разукрашки. На самом деле, это вполне логично, ведь материал используется во многом для создания картин на плоскости.
Разукрашка предполагает наличие готовых контуров рисунков на темы, близкие детям определенного возраста и круга интересов, например, изображает различные сказочные сюжеты, кадры из популярных мультфильмов, другие интересные малышам изображения вроде машинок для мальчиков и портретов фей для девочек. к.
Ребенку остается только нанести разноцветные частицы шарикового пластилина на зоны, ограниченные этими контурами, чтобы получился весьма яркий и необычно рельефный рисуно
Поскольку раскраска и сам «краситель» выпускаются набором, можно не сомневаться, что диаметр шариков достаточно мелкий, чтобы успешно «прорисовать» все детали картинок.
Попадаются также наборы с сюрпризом, где малышам предлагают «разрисовать» уже не просто плоскую поверхность, а какой-либо предмет. В качестве такого предмета вполне может сгодиться небольшая декоративная ваза, которая отличается красивой формой, но сравнительно нейтральным внешним видом. Задача ребенка – сделать из этой заготовки настоящее произведение искусства, оклеив ее снаружи пенопластовыми шариками того цвета, который он считает более подходящим.
Впрочем, фантазия создателей довольно обширна – они запросто могут положить в набор и заготовку для какой-либо красивой игрушки, играть которой будет нельзя, а вот гордиться – запросто.
Польза для развития
Хотя о пользе лепки для детей уже сказано довольно много, в случае с шариковым пластилином стоит обратить внимание на данную тему еще раз, ведь этот материал достаточно сильно отличается от других масс для лепки. Можно даже отметить, что такая смесь по-своему объединяет в себе развивающий эффект как от лепки, так и от рисования.
В первую очередь, развивается мелкая моторика рук ребенка, но тут она несколько отличается от той, что требуется при работе с классическим пластилином. В частности, пенопластовый вариант не слишком хорошо подходит для традиционного занятия самых маленьких новичков – лепки «колбасок» и «шариков», но зато он сразу требует придания сложной, зачастую – плоской формы.
Здесь характерным рабочим движением для маленького мастера будет не так скатывание чего-либо, как отщипывание маленьких фрагментов и их последующая установка на необходимое место.
Второе развиваемое качество – это творческая фантазия. Из-за того, что материал сравнительно мало подходит для абстрактных упражнений, его покупают преимущественно для детей относительно сознательного возраста, которые уже имеют довольно четкое представление о том, что они собираются творить. Даже при условии наличия раскраски с готовыми контурами, ребенку еще предстоит подобрать цвета для каждого поля, что уже требует определенного воображения.
Если же еще и раскраски нет – значит, малышу придется самостоятельно рисовать контуры, придумывать, как все это будет выглядеть, и воплощать в реальность свой замысел, что сильно развивает пространственное мышление.
В-третьих, развивается та сфера воображения, которая отвечает за продумывание сложных планов реализации каких-либо проектов. Процедура изготовления даже относительно простой поделки из шарикового пластилина предполагает прохождение целого ряда этапов, среди которых – подготовка шариков путем смешивания их с клеевой основой (если этого ранее не сделал сама производитель), создание нужных оттенков из имеющихся цветов (если это необходимо), продумывание и создание наброска контуров, их заполнение массой.
Иными словами, еще до того, как начать выполнение, ребенок должен детально представить себе довольно длительный и сложный процесс – эта задача не столь легка, как кажется, а ведь только так и можно натренировать мозг.
Советы по выбору
В первую очередь стоит заметить, что шариковый пластилин рекомендуется детям более позднего возраста, нежели обычный. У разных людей мнения относительно возможного начала упражнений с данным материалом отличаются, однако в среднем они сошлись на том, что начинать стоит приблизительно в возрасте 5 лет (конечно же, в непосредственном присутствии взрослых).
Это нельзя назвать требованием, однако желательно, чтобы перед тем, как попробовать работать с шариковым пластилином, ребенок уже имел определенные навыки хотя бы в лепке и в рисовании.
Если говорить о выборе конкретного подвида массы, то здесь уже все зависит от поставленных целей.В частности, шариковый пластилин многоразового использования больше подходит для обучения новичков, или для тренировки тех детей, которые уже отметились определенными успехами.
Его мелкозернистый вариант из-за небольшого размера деталей будет чуть больше напоминать специфический пластилин, тогда как крупнозернистую разновидность можно назвать своеобразным конструктором.
Если ребенок еще довольно маленький, лучше выбирать для него массу с крупными зернами – шансов случайно проглотить даже одну такую частицу меньше.
Застывающий шариковый пластилин приобретается только в том случае, если есть уверенность, что маленький мастер сможет справиться с задачей, которую он перед собой ставит. Это поможет сохранить шедевр, но если поделка будет испорчена неаккуратными, неумелыми или непродуманными действиями малыша, то исправить ситуацию будет невозможно. Крупнозернистый вариант подойдет для создания большого размера фигурок и картин при условии, что хорошо видимый рельеф поверхности можно расценивать как особый художественный эффект.
Мелкозернистую массу нужно выбрать для заметного упрощения «прорисовки» мелких деталей, а также для придания изделию фактуры другого типа, которая с большого расстояния может даже не восприниматься как зернистая.
Отзывы
Шариковый пластилин пока что остается творческим средством, рассчитанным на любителя. Его никто особо не критикует, но и нельзя сказать, что его все знают и любят. Что касается положительных черт, то потребители обычно выделяют необычность фактуры готовых изделий из него, многообразие расцветок, удобство упаковок, в которых продается такая масса для лепки, и возможность длительного хранения поделок при условии подбора правильной массы и бережного отношения.
Отдельно стоит заметить, что шариковый пластилин не липнет к рукам, а также не пачкает одежду, что в случае с маленькими детьми весьма важно.
Если же говорить об определенных отрицательных качествах, то указывают, в первую очередь, то, что материал не подходит для первичного обучения лепке, а потому рассчитан на меньшинство, ведь большая часть малышей все же забрасывают со временем это занятие. При этом из-за зернистости структуры повышается вероятность того, что ребенок проглотит отдельные частицы, или же в процессе лепки просто растеряет их, постепенно уменьшая количество используемого материала.
О том, что можно сделать с ребенком из шарикового пластилина, смотрите в следующем видео.
Занимательные уроки по лепке фигурок из пластилина
Для малышей дошкольного возраста можно придумать множество занимательных занятий, особое место среди них занимает лепка из пластилина.Благодаря такому виду творчества родителям удастся привить собственному чаду любовь к творчеству, развить фантазию, воображение, а также мелкую моторику. Кроме этого, изготавливая фигурки из пластилина, малыш учится быть самостоятельным.
Что слепить
Перед началом урока каждый родитель задумывается над тем, что можно сделать из пластилина. Немного пофантазируйте, вообразите себя ребенком, подумайте, что больше всего заинтересует вашего сыночка или дочку. Детские поделки могут подразумевать использование множества дополнительных материалов, к которым относят: цветы, листочки, желуди, шишки, а также каштаны.
Не менее важно выбрать качественный пластилин, например, Hey Clay Залипаки. Он отличается от обычного тем, что не липнет к рукам и мебели, гораздо ярче и легче лепится. Через 24 часа застывает и становится игрушкой. В комплекте бесплатное приложение для пошагового обучения лепке.
Идеи того, что можно слепить из пластилина:
- Животные и птицы. Интересные и забавные ежики, зайчики, черепашки вызовут восторг у карапуза. К тому же, такие поделки из пластилина для детей изготавливаются очень быстро и просто.
- Тематические фигурки. Несомненно, для каждого малыша Новый год является особенным, долгожданным событием, ведь он ассоциируется с игрушками и разнообразными подарками. Простые поделки из пластилина в виде елочной игрушки, снеговика и, собственно, самой елочки поднимут настроение в преддверии праздника.
- Цветы. Завораживающие композиции, сделанные с ребенком, будут выглядеть будто живые. В зависимости от возраста крохи можно изготавливать цветы как с минимальным количеством деталей, так и более сложные объемные композиции.
- Деревья. Освоив легкие поделки из пластилина, можно перейти к более сложным фигуркам. Конечно же, самостоятельно слепить дерево малыш не сможет, потребуется помощь взрослого. Но проделав несколько шагов в создании поделки, ребенок сможет с легкостью завершить начатое дело.
- Овощи фрукты, конфеты. Даже начинающие мастера смогут освоить процесс создания миниатюр любимых лакомств. Подберите необходимые цвета пластилина, затем можно смело приступать к творчеству.
Неправда ли, забавно и интересно делать поделки из пластилина своими руками? Приступим к этому увлекательному занятию прямо сейчас. Приготовьте пластилин, стеку, картон и некоторые подручные материалы и можно начинать работу. Мы научим вас как слепить из цветного пластилина самые разнообразные поделки, такое занятие для малышей будет занимательным, вызовет массу позитивных эмоций. Ну что, к делу?
Небольшой лесной зверек с колючками очутится прямо на вашем столе. Смастерить милого грызуна сможет даже маленький ребенок. Лепка из пластилина для детей – невероятно увлекательная забава.
- Подготовьте необходимые для работы материалы. Из основы коричневого цвета слепите небольшой шарик.
- Теперь потребуется немного вытянуть полученную заготовку, шарик должен превратиться в фигурку каплеобразной формы.
- Далее лепим из пластилина с детьми носик, глазки для ежика. Прикрепите все к туловищу.
- На поверхности вылепленной фигурки потребуется разместить семечки заостренной частью кверху. Крепите «иголки» таким же образом, как показано на фото.
- Когда пустые места на туловище лесного зверька заполнены семечками, разместите фигурку из пластилина на картоне. Все готово!
Котенок с сердцем
На день Св. Валентина можно дарить не только валентинки, но и оригинальные поделки. Рекомендуем вам изготовить котенка из пластилина поэтапно по представленной фото-инструкции.
- Из основы голубого цвета слепите туловище в виде сердца, хвост, ушки.
- Соедините эти детали, сверху прилепите полоски более светлого оттенка, создавая «кошачий» окрас.
- Изготовьте мордочку, глаза и нос, как показано на фото.
- Детализируйте мордочку животного, используя стеку.
- Осталось только прикрепить лапки, сердце из основы красного цвета.
- Праздничная поделка полностью готова.
Черепашка
Сделайте с ребенком маленькую пластилиновую поделку, с пошаговыми инструкциями вы очень быстро освоите весь процесс изготовления. Забавная черепашка дополнит вашу коллекцию поделок.
- Подготовьте несколько кружков различного размера, используя основу коричневого и зеленого цвета.
- Из кружка коричневого цвета сформируйте «панцирь» для нашей черепашки.
- Расплюсните маленькие кружочки из коричневой основы и прикрепите их к «панцирю», формируя характерный для этого животного окрас.
- Вылепите из основы зеленого цвета лапки, голову, прикрепите к подготовленному туловищу.
- На мордочке сделайте углубления, где будут размещаться глаза, нарисуйте носик, ротик.
- Потом прикрепите и глазки.
Картины из пластилина: техники, примеры и мастер-классы для детей
Пластилин — замечательный материал для разнообразных занятий с ребёнком. С помощью него можно надолго увлечь детей раннего возраста.
У занятий с пластилином есть огромная польза — они отлично развивают мелкую моторику. Помимо всевозможных поделок, с помощью этого материала можно создать интересные аппликации и красивые картины. Для детей такое времяпрепровождение будет не только интересным, но и полезным.
В конечном итоге поделка станет хорошим подарком или украшением детской. В данной статье будут рассмотрены способы создания картин из пластилина на бумаге и картоне с помощью различных техник.
Развиваем ребенка при помощи пластилина
Знакомить малыша с пластилином можно в возрасте 1-2 года. Для этого нужно выбирать мягкий пластилин, чтобы у ребёнка без проблем получалось его мять. Мы рекомендуем покупать восковой пластилин, он гораздо более пластичный и маленькие пальчики смогут с ним справиться (мы выбираем восковой пластилин компании Луч).
Также, рекомендуем разогревать пластилин в руках перед тем, как давать его малышу. В противном случае ребенок может быстро потерять интерес к лепке, так как самостоятельно размять пластилин ему будет проблематично. Также при выборе стоит обратить внимание на менее токсичные варианты.
Тесто для лепки может заменить пластилин, оно более мягкое и податливое. Однако для приклеивания к бумаге или картону такое тесто подходит плохо.
Поделки из цветного пластилина
Для деток раннего возраста отлично подойдут самые простые варианты поделок из пластилина. Для этого можно нарисовать на бумаге какое-либо изображение, либо скачать шаблон-картинку. Это может быть:
- Новогодняя ёлка, на которую ребёнок будет лепить шарики-игрушки;
- Петушок и курочка, которым нужно добавить зёрнышек;
- Божья коровка, которой стоит добавить чёрных точек на спину;
- Арбузная долька без косточек — их добавит ребёнок;
- Дерево без листьев — можно использовать разные цвета для создания кроны;
- Машинка (и другой транспорт), которой нужно добавить колёса;
- Цветы без листиков;
- Лестница без перекладин — здесь задание усложняется и, вместо комочков, ребёнок должен скатать и прилепить тоненькие колбаски;
- Зебра без полосок — аналогично предыдущему варианту.
В начале следует показать ребёнку, как отщипывать от пластилина маленький кусочек и затем скатать из него шарик.
Эти шарики он должен добавлять на картинку в нужные места. В дальнейшем стоит учить его самостоятельно отщипывать кусочки и скатывать шарики между двух ладошек. Эти движения отлично массируют ручки малыша.
Для детей от 2 лет рекомендуем повторить мастер-класс «Суперчервячок», в котором малышу надо приклеить шарики друг за другом по линии. Мама поможет нарисовать фон, а червячка малыш сделает самостоятельно.
Вот как выглядит ход работ по пластилинографии для малышей.
- Рисуем линию.
- Формируем кружочки из пластилина.
- Лепим кружки друг на друга до конца линии.
Также малышам понравится поделка «Гусеницы на яблоках». Принцип тот же: маленькими кружочками выложить гусениц и приплюснуть их. Также малыш научится делать элементарный узор — дырочки в кружочках.
Рисование шариками из пластилина — мозаичная техника пластилинографии
Освоив технику простых поделок, можно переходит к более сложному — так называемой мозаике из шариков. Такая картинка смотрится интересно, а изготавливается довольно просто.
Для начала нужно на бумаге нарисовать карандашом изображение для будущей картины (например, цветочек). Далее взять пластилин разных цветов. Маленькими кружочками из пластилина следует заполнить изображение изнутри. Для этого следует либо прилеплять к изображению шарики из пластилина, расплющивая их.
Другой вариант: сразу заготовить маленькие кружочки с помощью колпачка от ручки или соломенной трубочки.
Детям от 4 лет будет интересно сделать Рыбку-петушка, Павлина с хвостом из синельной проволоки с использованием мозаичной техники пластилинографии.
Техника колбасок — жгутиковая техника пластилинографии
Такой способ немного более сложный, чем предыдущий. Суть данной техники похожа на рисование шариками, но здесь — рисование тоненькими колбасками. Какой-либо рисунок нужно заполнить внутри пластилиновыми жгутиками. И если у ребенка пока не получается самостоятельно раскатывать тоненькие колбаски, то можно сделать их самому, чтобы он только прилеплял их в нужные места.
С помощью таких жгутиков можно создавать интересные узоры, спиралью или змейкой заполнять внутреннюю часть изображения, а также обрисовывать рисунок по контуру. Такие занятия хорошо развивают усидчивость и наблюдательность, а также фантазию малыша.
Какие бывают аппликации из пластилина и техники их выполнения
Яркие аппликации из пластилина на картоне — простейшие картинки, которые могут сделать дети 4 — 6 лет самостоятельно или с помощью взрослых. Из кусочков пластилина различных форм и цветов можно составить несложные изображения. Например, рыбку, бабочку, дерево, ракету, сову, грибы. Пластилином можно заполнять фон картины, размазывая его тонким слоем по картону. Рассмотрим далее способы, как выполнить картины из пластилина — техника выполнения плоскостной, объемной и жгутиковой живописи.
Виды аппликаций из пластилина
Пластилин — отличный материал для экспериментов. Поэтому ничего удивительного, что появилось много разных техник создания аппликаций из пластилина. На основе простейших методик, можно научиться создавать поразительные картины, которые сделаны из пластилина. Далее будут описаны несколько способов, как из пластилина сделать аппликации на картоне для детей.
Техника объемных аппликаций из пластилина
Это самый простой и распространённый способ создания пластилиновой картины на картоне. Для этого нужно отдельно слепить необходимые детали для своей картины, а затем прилепить их на основу (картон). Такие аппликации могут быть объёмными или же плоскими. Для выполнения плоской аппликации используется техника размазывания.
Для нанесения сложного рисунка, рекомендуется нарисовать на картоне схематичное расположение деталей. Для простых изображений выполнение этих действий не требуется.
Выдавливание пластилина из шприца
Интересный и необычный способ лепки: при помощи шприца из пластилина создаются тоненькие жгутики, с помощью которых можно создавать картины.
Для картины из пластилиновых жгутиков нужно:
- Скатать из небольшого куска пластилина колбаску и положить внутрь шприца.
- Нагреть шприц в микроволновке или положить в кружку с горячей водой на короткое время.
- Выдавить шприцем жгутик.
Удобно будет заранее сделать некоторое количество таких жгутиков всех необходимых цветов. Из этих жгутиков можно выгладывать на картоне интересный узор или же заполнять им изображение, либо делать контур. Процесс создания изображения напоминает квиллинг. Получаются необычные картинки из пластилина, которые увлекают даже взрослых. Очень необычно выглядят картины, полностью выполненные из жгутиков.
Аппликация из пластилина на стекле
Простая и эффектная поделка, которая по силам ребенку — пластилиновая картина, нанесённая на стекло, а другой стороной придавленная картоном. Для изготовления подобной поделки можно взять любую фоторамку со стеклом. Удобней использовать рамку среднего размера. Делается такая оригинальная картина просто:
- Из рамки вынимается стекло и протирается ваткой, смоченной спиртом.
- Стекло нужно приложить к шаблону или какому-либо изображению.
- Чёрным маркером обводится контур желаемой картинки. Для начала лучше выбирать изображение с небольшим количеством мелких деталей. Для этой цели удобно использовать детские раскраски.
- Затем рисунок изнутри заполняется пластилином. Для этого используется техника размазывания пластилина. Начинать удобнее с мелких деталей, постепенно переходя к крупным. При сложном контуре удобно использовать стек для пластилина.
- Фон можно заполнить пластилином, либо использовать лист цветного картона.
- Стекло следует вставить в рамку таким образом, чтобы пластилин оказался внутри.
С подобной пластилиновой аппликацией могут самостоятельно справиться дети младшего школьного возраста, либо дошкольники с помощью родителей.
Для малышей мы рекомендуем заменить стекло на крышку от сметаны. Меньше опасности, что малыш раздавить стекло и поранится.
И смотрятся такие поделки здорово!
Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина
Этот способ подойдёт детям, которые уже умеют держать ручку в руке и достаточно уверенны в своих движениях. На картон нужно нанести пластилин тонким слоем и равномерно его размазать. Для процарапывания потребуются различные предметы: зубочистки, палочки, колпачки от ручки. Этими острыми предметами следует наносить на пластилин разнообразные узоры. Оригинально данная техника выглядит в совокупности с остальными.
В основном данная техника используется для придания рельефности пластилиновым аппликациям. С её помощью возможно добавить изображению большей детализированности. Например, можно нарисовать прожилки на листочках — так картина получится более реалистичной и интересной.
Или таким способом можно передать текстуру шерсти или перьев:
Или передать структуру лепестков у цветка:
Книги по лепке из пластилина
Про пластилиновую живопись написано множество книг. В них подробно описаны различные идеи и способы создания оригинальной поделки. Вы узнаете что нужно для лепки панно из пластилина. Вот некоторые книги на данную тему:
- Елена Чернова “Пластилиновые картины”;
- Татьяна Яковлева “Пластилиновая живопись”;
- Юлия Ленгина “Картины из пластилина”;
- Марина Иванова “Лепим из пластилина: забавные фигурки и веселые картины”;
- Марья Новацкая “Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми”;
- Ольга Кудина “Долина пластилина”;
- Тихомирова, Лебедева “Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста”;
- Светлана Ляне “Пластилиновая сказка”.
С данными книгами будет полезно ознакомиться всем тем, кто с этим видом творчества незнаком. Кроме того, в них можно найти массу всего интересного и тем, кто уже пробовал создавать картины из пластилина.
Галерея: картины из пластилина
Далее представлены примеры пластилиновой живописи, выполненной мастерами своего дела, а также варианты аппликаций для начинающих. Поделки выполнены с помощью различных техник. Можно полностью повторить картину или же вдохновиться этими работами и придумать что-то своё.
Не знаете чем занять ребенка? Мы делаем интересные занятия для печати, которые легко и просто скачать и распечатать! Внутри вы найдете раскраски, творческие задания, лабиринты, кроссворды, аппликации и многое другое!
Как отучить ребёнка сосать палец: причины и способы борьбы с вредной привычкой
Вопрос, как отучить ребёнка сосать палец, тревожит многих новоиспечённых родителей. Ситуация, когда кроха тянет в ротик один, два пальчика или даже целый кулачок, знакома практически половине мам. Их беспокойство можно понять, ведь подобная картинка умиляет только в первые месяцы жизни ребёнка, затем у взрослых начинает возникать понимание, что эта малополезная привычка не только некрасива, но и не гигиенична. Первое желание родителей – запретить малышу подносить пальчики ко рту. Однако такие ограничения в большинстве случаев не окажут выраженного положительного эффекта. Ведь главная цель – найти причину патологического состояния: компенсационную или психологическую.
Рефлекс, который заложен природой
Подавляющее большинство новорождённых сосут пальчики, причём, как можно увидеть на картинках, которые получены с помощью УЗИ, занимаются этим даже малыши в материнской утробе.
Подобное действие закладывается природой, ведь рефлекс сосания необходим для того, чтобы едва появившийся на свет ребёнок смог выжить и добыть пищу – мамино молоко.
Сосать пальчик для ещё неродившихся малышей – значит, тренироваться. Вот почему наловчившийся младенец с тренированным рефлексом хватает губами всё, что к ним прикасается.
Сосательный рефлекс настолько силён, что часто новорождённый сосёт пальчики не только по причине голода, но и для того, чтобы не потерять важный навык.
Взаимодействие лицевой мускулатуры, тройничного, блуждающего и носоглоточных нервных стволов во время сосания способствует стабилизации работы центральной нервной системы и активизации деятельности головного мозга.
Важный итог этого «действа» – не только улучшение функционирования ЦНС маленького ребёнка, но и вызывание таких важных для него эмоций, как чувство защищённости, спокойствия и психологического удовлетворения.
Почему малыш постарше сосёт палец?
И если поведение появившегося на свет малыша можно объяснить базовыми инстинктами, то почему ребёнок сосёт палец в более взрослом возрасте? Учёные выделили несколько основных причин подобного поведения:
- Сосание кулачка после 6 месяцев можно объяснить тем, что язык и ротовая полость ребёнка превращается в средство изучения окружающего мира и получения важной для развития информации. Всё, что попало в ручки, малыш отправляет в рот. Касается это игрушек, одеяла, хвостов домашних животных и, что естественно, собственных пальцев.
- Очевидная причина того, что грудничок сосёт палец, – чувство голода. Неважно, находится ли ребёнок на естественном вскармливании или питается специальной молочной смесью, посасывание является единственной возможностью добыть пищу. То есть малыш, затащивший в ротик свой кулачок, сигнализирует матери, что проголодался.
- Чрезмерно раннее отлучение от груди нередко приводит к такой ситуации, когда ребенок сосёт большой палец. Причём просматривается определённая закономерность – чем короче был период естественного вскармливания, тем выше вероятность, что малыш начнёт тянуть кулачок в рот.
- Ещё один повод для сосания пальчиков – прорезывание зубов, которое сопровождается болезненностью. Чтобы снять неприятные ощущения, «почесать» раздражённые дёсны, ребёнок тащит в рот не только пальцы и кулак, но и любые другие предметы, находящиеся поблизости.
- Мамина грудь для малыша является гарантией защищённости, поэтому он воспринимает сосание способом успокоиться, почувствовать себя в безопасности. Вот почему при любом эмоциональном дискомфорте, тревожной ситуации, появлении в доме незнакомого человека ребёнок тянется к пальчику, как к заменителю материнской груди.
- Малыш в 2 года (чуть младше или немного старше) может сосать палец из-за нехватки родительского внимания. Когда ребёнок скучает без мамы, он подсознательно тянет пальчик в рот, чтобы компенсировать тепло материнского тела.
Вредна ли привычка сосать пальцы?
Чаще всего эта привычка исчезает самостоятельно, если, конечно, она не закрепляется из-за неверных действий мамы или папы. Однако стереотипное поведение может привести и к ряду негативных последствий:
- При сосании пальчиков возможно попадание в пищеварительный тракт различных вредных микроорганизмов и личинок глистов. Конечно, подобное не случается в 2 месяца или чуть позже, когда ребёнок всё время проводит в кроватке. Но с наступлением активного периода малыш начинает исследовать окружающий мир, попутно толкая не всегда чистые пальцы в рот.
- По мнению многих ортодонтов, подобная детская слабость чревата формированием неправильного прикуса (передние верхние зубки выступают вперёд) и даже проблемами со становлением речевых навыков. Такое возможно, если сосание пальцев будет продолжаться и после пятилетнего возраста, когда начнут выпадать молочные зубы.
- Если привычка перешла в старший дошкольный и даже начальный школьный возраст, то ребёнку придётся несладко из-за насмешек сверстников. А это уже чревато серьёзными психологическими проблемами и сложностями с адаптацией.
- Страдают от сосания и пальцы. Воздействие зубов, давление десён, постоянный контакт со слюной приводит к появлению трещинок, мозолей, ссадин и деформации ногтей. Через повреждённые кожные покровы в кровь могут попадать патогенные бактерии, в результате чего начинается инфицирование тканей и их воспаление.
Таким образом, укоренившаяся привычка посасывать пальцы потенциально вредна для ребёнка: как с гигиенической, так и с психологической точек зрения.
Как же отучить малыша от этого малополезного пристрастия? Выбор способа будет зависеть от причины, по которой кроха тянется к пальчикам, его возраста и личностных особенностей.
Как отучить ребёнка от сосания пальца?
Ещё совсем недавно в ходу были, можно сказать, «старорежимные» методы избавления от этой негативной привычки. И до сих пор некоторые доброхоты могут посоветовать встревоженной матери такие весьма неоднозначные способы, как:
смазывание пальцев горчицей, вытяжкой из листьев алоэ, нанесение на ногти горьковатого лака или посыпание кулачков перцем (главное – чтобы средство было неприятно на вкус);
- ограничение движений путём перебинтовки пальцев, надевания варежек на руки, плотного пеленания (если дело касается грудничков) или привязывания ручек к телу у деток постарше;
- постоянные окрики, звучащие каждый раз, когда ребёнок тянет пальчик ко рту;
- угроза наказанием за попытку пососать палец или непосредственно наказание.
Некоторые родители считают такие методы достаточно эффективными, другие же указывают на их жестокость. К примеру, горчица может навредить слизистой ротовой полости.
Родителям следует выбрать максимально безболезненный метод истребления негативного пристрастия. Самый разумный и очевидный шаг – найти и устранить первопричину, по которой малыш и сосёт пальцы.
До 2 лет
Обычно к началу второго года жизни сосательный рефлекс угасает сам по себе. Однако из-за неудовлетворения базового инстинкта в младенческом возрасте сосание пальца может перейти в привычку. Правила избавления от пристрастия будет зависеть от способа кормления ребёнка.
Грудное вскармливание
Если питающийся маминым молочком младенец дополнительно сосет палец, матери, прежде всего, следует убедиться, насколько правильно она наладила кормление малыша. Скорее всего, причина очень проста – ребёнок проголодался и требует мамину грудь. Что делать?
- Попробуйте увеличить длительность кормления. Пусть ребёнок находится у груди больше получаса. В этом случае сосущий малыш и наестся, и базовые инстинкты удовлетворит.
- Если на протяжении одного приёма пищи вы даёте младенцу обе груди, попробуйте предлагать их с определённым интервалом. То есть вторая грудь даётся лишь после того, как малыш пососёт первую в течение 25 минут.
- Не нужно переживать, что ребёнок переест. Сколько бы он ни находился возле материнской груди, молока он возьмёт такое количество, которое необходимо для полного насыщения.
- Если кроха во время кормления отвлекается на что-то, не нужно сворачивать трапезу. Подождите немного, и ребёнок сам вернётся к маминой груди.
Искусственное вскармливание
Если ребёнок искусственник, то отучение от вредной привычки будет вестись несколько другими способами. В случае ИВ детей кормят по определённому графику, а порция смеси дозируется. Как поступить в такой ситуации?
Уменьшайте промежутки между приёмами пищи, если малыш начинает тянуть пальчики ко рту. Это сигнал, что он испытывает чувство голода.
- Для полного удовлетворения рефлекса сосания следует приобрести соску, позволяющую удлинить процесс кормления. Приспособление должно быть жёстким и с меньшим отверстием.
- Вместо пальца предложите ребёнку пустышку, однако для исключения вредного воздействия на зубы лучше брать ортодонтическую модель. Она обеспечивает правильное положение язычка в ротовой полости, способствует оптимальному строению резцов.
Если же у малыша режутся зубки, необходимо приобрести качественный прорезыватель с дополнительным охлаждающим элементом. Это приспособление поможет ребёнку отказаться от пальчиков.
В целом же советы специалистов, касающиеся привычки сосать пальчики в этом возрасте, сводятся к удовлетворению сосательного рефлекса. На помощь могут прийти мамина грудь, бутылочка со смесью или ортодонтическая соска-пустышка.
От 2 до 5 лет
Когда малышу исполняется 2 или 3 годика, факторы, которые заставляют его сосать пальчик, уже не связаны с рефлексивным поведением. Во главу угла встают психологические причины навязчивого поведения.
Среди основных причин образования вредной привычки или её возвращения специалисты выделяют следующие «катализаторы»:
- неблагополучная семейная обстановка;
- строгие методы воспитания;
- дефицит маминого внимания;
- проблемы с привыканием к детскому садику;
- психоэмоциональные перегрузки;
- страхи.
Прежде чем переходить к решению проблемы, нужно установить её истинную причину. Это можно сделать самостоятельно, проанализировав своё и детское поведение, или же обратиться к специалисту, который заодно подскажет, как отучить кроху сосать палец. Общие рекомендации таковы:
- Уделяйте больше внимания ребёнку. Читайте книжки, общайтесь, занимайтесь подвижными играми, чаще играйте в небольшой мячик, чтобы занять детские пальчики. В общем, дарите ребёнку тепло и ощущение безопасности.
- Снизьте эмоциональную или интеллектуальную нагрузку. Особенно это касается тех мамочек, которые увлечены идеей раннего обучения ребёнка. Ещё одно правило – откажитесь от нагрузки в вечернее время, вместо игр введите ритуал купания в ванне.
- Ближе к пяти годам у малышей появляются различные страхи и фобии: боязнь темноты, чудовищ, сказочных персонажей. Впечатлительный ребёнок стремится пососать палец и успокоиться. Бороться с этой причиной лучше с помощью специалистов-психологов.
- Откажитесь от наказаний, особенно телесных. Трёхлетние ребятишки уже в состоянии объяснить причину своего поведения. В свою очередь, им также можно рассказать о том, почему сосать пальчик некрасиво и негигиенично.
От 5 лет и старше
Если ребенок сосет палец и после пятилетнего возраста, родителям следует насторожиться. В большинстве случаев такая привычка свидетельствует о серьёзных психологических неполадках, которые требуют вмешательства профессионалов.
Так, некоторые случаи сосания пальцев детей школьного и подросткового возраста являются проявлением невроза навязчивых состояний, возникающим по физиологическим и психологическим причинам (например, из-за сильного стресса).
Чтобы удостовериться, что вредная привычка является симптомом этого нарушения, необходимо обратить внимание и на другие признаки. Так, посасывающий палец ребёнок может демонстрировать:
- наматывание волос на пальчик или выдёргивание локонов;
- кусание ногтей или, к примеру, карандашей;
- расчёсывание кожи или её пощипывание;
- навязчивый кашель.
Естественно, для постановки или исключения подобного диагноза нужно обращаться к неврологу либо психиатру. Специалист назначит необходимые лекарственные средства и психотерапевтические процедуры – игровую, когнитивную или художественную терапию.
Родители в такой ситуации должны выполнять следующие рекомендации специалистов:
- обеспечивать комфортную домашнюю обстановку;
- предупреждать эмоциональное и интеллектуальное перенапряжение, чтобы не усугубить протекание недуга;
- отказываться от заострения детского внимания на сосании пальчиков и прочих навязчивых действий;
- отслеживать каждое изменение в детском поведении.
Ругать малыша за подобные пристрастия, разумеется, не следует. Наказание только усилит проявление негативной симптоматики и удлинит период выздоровления.
В качестве вывода
Отучаться от этой вредной привычки нужно, однако если ничего не получается, то следует остановиться и перевести дыхание. Сосание пальчиков, конечно, тревожащий признак, который требует реагирования взрослых. Однако и считать его катастрофой нельзя.
Выбор предпочитаемого метода будет зависеть от нескольких факторов, среди которых возраст ребёнка, причины возникновения негативного пристрастия. Лучше отказаться от жёстких методов вроде мазания пальцев горчицей или связывания рук.
Таким образом, процесс отучения от привычки посасывать палец может занять немало времени. И всё же отчаиваться не стоит. Маме нужно набраться сил и терпения, и малыш обязательно совсем скоро откажется от идеи тянуть кулачок в рот.
Боремся с плохими привычками с детства или как отучить ребенка от сосания пальца?
Ситуация, когда ребёнок старше годовалого возраста сосёт палец, знакома многим родителям. Не так давно сосание пальцев считалось просто вредной привычкой, но современные педиатры считают, что ребёнок таким способом пытается сказать родителям о чём-то важном.
Для детей пальчик (чаще всего большой) — практические то же самое, что и соска-пустышка: с помощью сосания малышу легче успокоиться и справиться с переживаниями, особенно если мама постоянно занята или физически не может уделять много времени для общения с ребёнком.
Родители должны осознавать, что пристрастие пихать пальцы в рот — не только эстетическая проблема. В некоторых случаях данная привычка может негативно повлиять на развитие крохи, поэтому принимать меры по отучению необходимо как можно раньше.
Почему дети сосут пальцы?
Основная причина, по которой ребёнок начинает сосать палец, — сосательный рефлекс. Именно этот рефлекс является важнейшим для новорожденного ребёнка.
Если после появления на свет ребёнок не берёт грудь (не открывает ротик, пытаясь схватить сосок), врачи неонатологи проводят расширенное обследование на предмет выявления тяжёлых патологий неврологического характера.
Малыш впервые делает сосательные движения ещё в период внутриутробного развития. После рождения потребность в сосании не исчезает — наоборот, для полноценного удовлетворения врождённого рефлекса крохе требуется не менее 20 минут сосания (груди или пустышки) каждые 2-3 часа.
Причины появления привычки
- Короткое кормление.
Слишком активные малыши могут съедать необходимую порцию молока или смеси за 5-7 минут. Этого времени не хватает для того, чтобы удовлетворить потребность в сосании. Если малыш пихает пальчик в рот сразу после кормления, и при этом не показывает признаков голода, лучше предложить ему пустышку. Давать грудь только для этой цели не рекомендуется, так как это может привести к перекорму и появлению проблем с пищеварением.
- Если ребёнок находится на искусственном вскармливании, важно следить за размером соски и подбирать её с учётом возраста ребёнка.
Слишком большая скорость потока будет способствовать тому, что ребёнок будет наедаться, но инстинкт сосания после кормления никуда не денется.
Ещё одна причина, связанная с кормлением, — голод. Если малыш не наедается, он будет сигнализировать об этом родителям при помощи плача или сосания пальчика. Такое поведение для голодного ребёнка естественно, поэтому не стоит ориентироваться только на рекомендации специалистов при составлении режима кормления. Например, детей-искусственников рекомендуется кормить каждые 4 часа, но если кроха явно голоден, можно сократить этот интервал до 3,5 или 3 часов.
- Прорезывание зубов.
Если ребёнок начал пихать палец в рот в возрасте 5-6 месяцев, возможно, у него режутся зубы. Это состояние очень болезненное для малыша. Дёсны в месте прорезывания набухают и чешутся, поэтому ребёнок может пихать в рот всё, что попадётся под руку, в том числе и свой палец.
- Нехватка внимания.
Если ребёнок чувствует себя хорошо, не плачет и не капризничает, но при этом постоянно сосёт пальчик, причина может быть в недостатке внимания и тепла.
Маленькие дети сильно зависимы от мамы или другого близкого человека, который проводит с ними большую часть времени. Если мама мало времени уделяет общению и играм с ребёнком, он может чувствовать себя неуверенно. Такие дети нередко продолжают сосать палец даже в возрасте 2,5-3 лет.
Чтобы избавиться от привычки в такой ситуации, потребуется много времени и терпения. В некоторых случаях может понадобиться консультация детского психолога.
Психолог и автор видео советует молодым родителям выяснить причины, по которым у ребенка пальцы во рту, а затем устранять их.
В каком возрасте нужно отучать от сосания?
Большинство педиатров рекомендуют отучать ребёнка от сосания пальцев до года — в старшем возрасте сделать это будет гораздо труднее. Впервые малыш тянет руки в рот в возрасте 3-4 месяцев. До полугодовалого возраста такие действия считаются нормой, но если привычка сохраняется и не проходит к достижению ребёнком годовалого возраста, нужно срочно принимать меры.
Может ли сосание пальцев навредить?
Отучать ребёнка от сосания нужно вовремя не только из-за того, что это некрасиво, и в будущем у него могут появиться проблемы со сверстниками — длительное сосание пальцев может негативно сказаться на здоровье и развитии ребёнка.
- При сосании пальца задействована преимущественно нижняя челюсть, поэтому затяжная привычка может закончиться деформацией челюстной кости. Исправить ситуацию можно будет только хирургическим путём, но лучше до этого не доводить.
- У малыша 2-3 лет, сосущего палец, может наблюдаться слабость зубной эмали, а также искривление зубов. Особенно опасна привычка в период активного роста зубов, то есть с 6 до 18 месяцев.
- Распространённое утверждение о том, что ребёнок может «высосать пальчик» — не более, чем бабушкино суеверие. Но это не значит, что привычка не приносит вреда детским пальчикам. Длительное сосание может приводить к истончению верхнего слоя кожи и появлению болезненных мозолей и трещин.
- Не стоит забывать и о том, что руки — самая грязная часть детского тела. Постоянное нахождение рук во рту чревато инфекционными заболеваниями и отравлениями, поэтому лучше отучать кроху от сосания пальца в раннем возрасте.
Как отучить: эффективные методы
Основной принцип отучения крохи от сосания пальца — переключение внимания на что-то другое. Если ребёнку больше 3 лет, помочь может спокойный дружелюбный разговор.
От 3 до 6 месяцев
- Способ 1.
Если родители не примелют сосание пальцев в любом возрасте, можно попробовать заменить палец пустышкой. Соска-пустышка гораздо полезнее для ребёнка, да и отучать от неё в разы проще.
Предлагать малышу соску необходимо каждый раз, когда он начинает делать сосательные движения (например, сосать край одеяла), предварительно убедившись, что кроха не голоден.
Параллельно нужно уделять крохе больше времени, чаще брать на руки, «гулять» с малышом по комнате, показывая и называя окружающие предметы. Это не только поспособствует спокойствию и уверенности малыша, но и положительно скажется на общем развитии.
Внимание малыша можно отвлечь шуршащими предметами. Если в доме нет подходящей игрушки, можно воспользоваться фантиком от конфеты. Дети охотно играют с такими предметами, поэтому заинтересовать малыша не составит труда.
Повторять действие нужно каждый раз, как только ребёнок запихает в рот палец. Данный способ подходит не только для грудничков до 6 месяцев, но и для деток постарше.
От 6 до 12 месяцев
Малышам старше 6 месяцев хорошо помогает массаж губ и дёсен. Усиление кровообращения в результате лёгких поглаживаний и растираний способствует снижению болевых ощущений и дискомфорта в период прорезывания зубов, поэтому сосание пальцев, связанное с этой причиной, постепенно прекратится.
Помочь справиться с болью можно и другими способами:
- дать игрушку-прорезыватель (предварительно положить в пакет и поместить в холодильник);
- предложить твёрдые овощи или фрукты (яблоко, морковь);
- намазать дёсны охлаждающим гелем с анестетиком (например, специальным гелем для младенцев «Калгель»).
Если малыш не чувствует дискомфорта, потребности сосать палец у него не будет.
От 1 до 2 лет
Чтобы отучить годовалого ребёнка от сосания пальца, следует использовать следующие приёмы:
- обеспечивать достаточный уровень двигательной активности (подвижные игры, танцы);
- чаще разговаривать и общаться с малышом;
- создать дома благоприятную эмоциональную атмосферу;
- занять малыша лепкой, рисованием;
- ограничить просмотр мультфильмов и телепередач.
Если кроха тянет палец в рот, необходимо сразу же переключить его внимание на что-то другое, например, предложить порисовать или наклеить наклейки в альбом. Такой метод даёт хорошие результаты, если повторять его периодически в течение определённого промежутка времени.
От 2 до 3 лет
Детям старше 2 лет можно намазывать пальцы неприятными на вкус продуктами (кислыми или горькими). При этом важно не использовать вещества, которые могут навредить. К ним в первую очередь относятся острые специи и приправы (хрен, перец, горчица).
Вкус этих пряностей, безусловно, не понравится малышу, и вряд ли он потянет палец, намазанный хреном, в рот. Но если ребёнок случайно потрёт глаза, можно получить ожог роговицы, поэтому такие средства не подходят для применения в детском возрасте.
Для отучения от сосания пальцев прекрасно подходит сок алоэ. Он обладает очень горьким насыщенным вкусом, при этом не вызывает раздражения и полностью безопасен при попадании в желудок или на поверхность глаз.
Старше 3 лет
Хорошим вариантом для девочек-трёхлеток является красивый маникюр. Девочкам этого возраста нравится подражать взрослым (чаще всего маме), поэтому они с удовольствием соглашаются на «взрослую» процедуру.
Параллельно нужно объяснять, что сосание пальцев может вредно сказаться на его здоровье. Можно даже сочинить какую-нибудь сказку — главное, чтобы она была интересной и отражала суть проблемы доступным языком.
Старше 4 лет
Сосание пальцев у детей старше 4 лет встречается редко, но такая ситуация всё же возможна. В этом возрасте малышу требуется помощь детского психолога, который поможет выявить скрытые страхи переживания ребёнка и решить проблему мягкими способами, не травмируя психику малыша.
Из этого видео можно узнать мнение зарубежных специалистов о том, почему у детей появляется привычка сосать палец.
Что нельзя делать?
Ситуация, когда ребёнок сосёт палец (особенно если ребёнку больше 2 лет, и действие происходит в общественном месте), раздражает и нервирует родителей, но ни в коем случае нельзя бить малышам по рукам или применять другие методы физического воздействия.
Это в разы усугубит проблему и усилит страхи и нервозность. Дети, которых бьют по рукам за такую привычку, могут сосать палец вплоть до школьного возраста, при этом у них будут наблюдаться серьёзные проблемы с адаптацией в коллективе.
Чтобы отучение от привычки прошло безболезненно и незаметно для малыша, не стоит совершать типичные ошибки.
Что нельзя делать родителям, когда они отучают ребёнка от сосания пальцев:
- кричать и ругать кроху (особенно на людях);
- смеяться над ребёнком и сравнивать его с другими детьми, высмеивая его недостатки;
- резко отдирать руки ото рта (такие действия могут лишь напугать малыша ещё сильнее);
- намазывать пальцы мылом, специями и другими потенциально опасными веществами;
- использовать специальные браслеты, варежки и манжеты для фиксации большого пальца (это негативно сказывается на психике ребёнка).
Виноваты родители?
Бывает так, что мама или папа, увидев, как ребёнок тянет палец в рот, тут же срываются с места и бегут к нему, чтобы предотвратить недопустимое поведение. Хотя малыш, возможно, просто хотел уснуть.
Если такие ситуации повторяются постоянно, ребёнок быстро делает вывод, что сосание пальцев — отличный способ привлечь внимание вечно занятых родителей и добиться их общения. В результате вместо единичных случаев сосания пальцев формируется вредная привычка, на борьбу с которой могут уйти месяцы и даже годы.
Чтобы у ребёнка не появилось потребности в успокоении посредством сосательных движений, важно проводить с ним много времени, даже если для этого приходится пожертвовать своими делами или интересами. Ни одно средство не поможет справиться с проблемой, если ребёнок будет чувствовать себя ненужным и несчастным.
Ребенку 4 года, сосет палец. Как отучить?
Что делать с сосанием пальца у большого ребенка
Евгения Голобокова журналист
Ирина Кудинова семейный педагог
- Отучаем от сосания пальца: чего делать не нужно
- Чем заменить сосание пальца?
- Чем помогут игрушки и сказочные герои
Ждать, когда ребенок перерастет плохую привычку, или отучать от сосания пальца? И как это сделать, чтобы не ухудшить психологическое состояние сына или дочери — ведь палец дети сосут не от хорошей жизни, а для того, чтобы успокоиться. Возможно, один из способов, предложенных ниже, пригодится в вашей семье.
Когда во время беременности вы ходили на УЗИ, наверное, видели эту трогательную картину: свернувшийся в вашей матке малыш умиротворенно посасывает пальчик. Потом он родился — и стал сосать палец снова, потом подрос — и продолжил. Ваш ребенок давно перерос “сосательный” возраст и одноименный рефлекс, а палец до сих пор частенько во рту.
Многие дети успокаивают себя таким образом. Ничего хорошего в этом, конечно, нет. Во-первых, облизывание грязных рук (а откуда им быть чистыми, например, во время гуляния, после песочницы или валяния на полу) повышает риск кишечных инфекций, во-вторых, слишком увлеченное сосание мешает малышу оттачивать свои разговорные навыки и негативно влияет на развитие его челюсти, а еще, наконец, это просто некрасиво!
Конечно, рано или поздно он эту неполезную привычку перерастет — мало кто из взрослых людей ведет себя так в обществе, правда? Но хочется помочь ребенку сделать это раньше, чем он отправится в школу. Как же быть?
Отучаем от сосания пальца: чего делать не нужно
Начнем с того, чего делать не нужно. Да, это снова наши любимые “не ругать”, “не кричать”, “не стыдить”. Максимум, что вы можете сделать, — это туманно намекнуть, что таким большим мальчикам и девочкам как-то не пристало обсасывать собственные руки.
И кстати, несмотря на распространенность подобных методов, не используйте ничего “невкусного” вроде горчицы, чтобы прекратить сосание. Это, во-первых, довольно обидно, а у чувствительных малышей и вовсе может выбить почву из-под ног. А во-вторых, всерьез подрывает доверие ребенка к вам и миру. И неизвестно, что из этого хуже и чем обернется в долгосрочной перспективе!
Постарайтесь не одергивать малыша, когда палец уже во рту, — это только усилит его тревогу, а ведь как раз от нее мы и стараемся избавиться. Наоборот, эмоционально отмечайте те моменты, когда ребенок задумался, но не тянет руки в рот. Скажите, например, “Молодец! Я вижу, как ты справляешься со своей не очень хорошей привычкой!” или “Здорово! Сегодня ты почти не сосал палец!”.
Договоритесь с малышом, что сосание пальца выглядит совершенно непривлекательно, поэтому вы настаиваете: в садике, в гостях, на улице и в любых общественных местах он этого не делает. Дома, в каком-то заранее оговоренном месте, например, в ванной, — да, если уж малыш совсем не готов обходиться без этого.
Скажите ему, что правило важное, так что вы будете о нем иногда напоминать, если руки снова потянутся в рот. И напоминайте, но очень мягко, без крика и раздражения. Лучше не командовать “Палец!” или “Изо рта!”, а говорить какое-то кодовое слово, которое вы заранее придумаете. Так, во-первых, ребенку не будет обидно, что вы одергиваете его в присутствии посторонних, во-вторых, получится самая настоящая игра, о которой знаете только вы.
Если это не помогло, возьмите паузу, не обсуждайте какое-то время детскую привычку. Через неделю предложите малышу помощь. Скажите что-то вроде “Я вижу, ты все еще сосешь палец. Меня это немного расстраивает, но я ничего не могу с этим сделать. Давай договоримся: пожалуйста, выходи в таких случаях в соседнюю комнату. Я тебя не ругаю, но когда ты захочешь перестать сосать палец — только скажи, и я постараюсь тебе помочь”.
Чем заменить сосание пальца?
Важно не запрещать ребенку сосать палец, если он упал, ударился, сильно расстроен — для него это естественный и привычный способ успокоиться, так что любые воспитательные меры в этот момент только усугубят стресс. Лучше вместе с малышом поищите заменяющие “успокоители” — разумеется, делать это надо не в тот момент, когда ребенок в стрессе, а заранее, в спокойной обстановке, когда у всех членов семьи хорошее настроение.
Что это могут быть за заменители? Для малыша-кинестетика (а большинство “пальцесосателей” — как раз они) подойдут, например, кусочки материи разной фактуры: мех, плюш, бархат, мелкая сетка — все то, что приятно гладить ладонью или перебирать пальчиками. Отличная идея — подушечки, набитые гречкой, горохом или полистироловыми шариками: их можно не только перебирать, но и прикладывать к телу, перекатывать.
Кольца-эспандеры из твердой упругой резины очень здорово мять в руках или даже покусывать зубками, а мягкие силиконовые игрушки для самых маленьких — крутить и растягивать.
Малышам-аудиалам можно шептать на ушко что-то нежное и ободряющее или заранее закачать в родительский смартфон мелодии, которые им нравятся. Малышам-визуалам по душе смотреть любимые фотографии или видеоролики, порисовать или просто бессистемно (и эмоционально!) почеркать каракули на листе плотной бумаги.
Возможно, имеет смысл снова вспомнить об игрушках-комфортерах: они обычно очень нравятся детям до года, но и как вспомогательный инструмент в избавлении от сосания пальца тоже подойдут.
Чем помогут игрушки и сказочные герои
Кстати, сосание пальца — своего рода транс, в который ребенок сам себя погружает. Помогите ему прервать это состояние, осознать, когда рука отправляется в сторону рта, и постепенно научиться контролировать себя в этот момент.
И снова важно сохранять спокойствие и быть максимально дружелюбными! Увидели, что палец снова во рту? Негромко заметьте: “Ты знаешь, что снова сосешь палец? Знаешь, да? А, тогда хорошо, спасибо!”. Этот простой метод помогает малышу научиться осознанности — а чем более осознанно он себя почувствует, тем быстрее распрощается и с детской привычкой.
Вы можете предложить ребенку занять руки чем-то другим — тем, что затруднит сосание пальца. Например, можете ради смеха весь день проходить в варежках, пытаясь как обычно заниматься привычными делами. Но важно, чтобы вы делали это вместе и чтобы это не выглядело как наказание или “отучательная” мера!
Можно предложить ребенку поиграть в пальчиковый театр — крошечные куклы в виде человечков или зверей надеваются прямо на пальчики, так что обсасывать их не остается никакой возможности, зато можно разыгрывать веселые сценки, обращаться друг к другу со смешными поручениями или вопросами.
Наконец, попробуйте использовать положительные примеры. Но не ставьте малышу в пример его братьев и сестер (это вообще крайне неудачная идея — сравнивать детей в одной семье), его ровесников (довольно обидно быть в чем-то хуже друзей) или его родителей (совершенно недосягаемая для подражания высота). Зато отлично подойдут персонажи любимых книг, мультиков и детских фильмов, вымышленные герои или игрушки.
Спросите ребенка: “Как ты думаешь, твой медведь сосет пальцы? Вряд ли, у него же там мех. Пришлось бы отплевываться потом целый день. ” или “Мне кажется, Человек-паук тоже сосал палец, когда был маленьким. Интересно, как он избавился от такой некрасивой привычки?”. Это позволит малышу остаться на высоте, чувствовать себя уверенно — но заодно и задуматься, стоит ли игра свеч.