Развитие познавательной активности детей

Развитие познавательной активности детей

  • Познавательная деятельность дошкольников
  • Принципы развития познавательной активности
  • Организация образовательной деятельности
  • Средства и методы развития познавательной активности

Современный успешный человек должен не только владеть знаниями, но и уметь их добывать и оперировать ими. Поэтому проблема развития познавательной активности детей достаточно актуальна. Ребенок познает окружающий мир через деятельность. Если он активный, значит он деятельный.

Дошкольники от природы стремятся к активной деятельности, а взрослые должны развивать в них это стремление. Разнообразные занятия помогут ребенку быстрее развиваться. Однако следует помнить, что не каждая деятельность развивает. В процессе совершенствования познавательной активности нужно учитывать интересы, потребности, возможности и особенности личного роста детей в определенном возрасте.

Познавательная деятельность дошкольников

Ребенок – это исследователь мира, в котором он живет. Он познает все окружающее через свои ощущения, чувства, переживания, действия. По мнению психологов, деятельность ребенка будет продуктивной, если он много видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях.

В дошкольном возрасте зарождается познавательная сфера, которая состоит из следующих компонентов:

• Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение).
• Информация (опыт, достижения, которые накопило человечество во время познания мира).
• Отношение к миру (эмоциональная реакция на объекты, предметы, явления и события мира).

Все эти компоненты тесно связаны друг с другом.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – это важная задача педагогики. Чтобы создать всесторонне развитую личность, нужно создать подходящие условия для саморазвития. Познавательная деятельность побуждает в дошкольнике любознательность, пытливость, повышает интерес ко всему окружающему.

Цели познавательной активности:

• Получить новые знания, усвоить их.
• Овладеть необходимыми умениями и навыками.
• Освоить навык воспроизводить и применять полученные знания.

У младших дошкольников возможно сформировать задатки исследователя. Малыши в этом возрасте очень интересуются всем происходящим, каждый день встречают новые предметы, которые они сравнивают, узнают названия, стараются их запомнить.

Если родители и педагоги будут постоянно поддерживать интерес детей ко всему новому, то они будут стимулировать их познавательную активность. Для этого достаточно проводить ежедневные ритуалы: подниматься, умываться, одеваться, принимать пищу, выходить на прогулку, играть. При этом взрослый должен рассказывать малышу о назначении предметов и явлений. Так ребенок получает нужные знания с раннего возраста, проявляет любопытство, саморазвивается. Познавательная деятельность дошкольников предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания ее, формирование умения обобщать и т. д.

Принципы развития познавательной активности

Чтобы познавательная активность ребенка развивалась, он должен войти в человеческую культуру через овладение средствами и способами познания окружающего мира.

Чтобы у дошкольника было желание развиваться, познавательная деятельность должна базироваться на следующих принципах:

• Создание благоприятных условий для саморазвития.
• Во время занятий нужно учитывать характер, возраст, а также индивидуальные особенности ребенка.
• Создание психологически комфортной обстановки во время познавательной деятельности.
• Взаимная активность всех субъектов воспитательного процесса: «ребенок – воспитатель», «родители – ребенок», «воспитатель – родители».
• Формирование деятельности, которая обучает дошкольника ставить цели и реализовать их.
• Осмысленное отношение к окружающему миру.
• Здоровьесберегающий принцип и т. д.

На основе этих принципов педагоги определяют подход к воспитательно-образовательной работе.

Перед воспитательной работой педагог должен определить уровень развития познавательной активность детей. С помощью полученных результатов он сможет составить схему занятий по основным разделам: мир природы, мир людей, мир предметов. Эта работа реализуется через образовательную деятельность, игру, самостоятельную и продуктивную деятельность.

Организация образовательной деятельности

Развитие познавательной активности детей в обучении состоит из 4 частей:

• Актуализация имеющихся знаний ребенка. Обращение к имеющемуся опыту дошкольника помогает ему быстрее усваивать новые знания.

• Получение знаний через вопросы. Воспитатель задает вопросы, заранее зная, что ребенок на них не ответит. Вопросы могут быть представлены как план, по которому дошкольники получают новую информацию.

• Усвоение нового материала через познавательный рассказ, экспериментальную деятельность, комбинации рассказа педагога и экспериментов.

• Подведение итогов. Ребенку предлагается рассказать, что нового он узнал во время занятий. Воспитатель должен подчеркнуть, что людям известны и другие сведения по предложенному материалу. Также он должен объяснить, что найти дополнительную информацию можно в книгах, телевизионных передачах, а также у родителей. Необходимо создать условия для самостоятельной поисковой деятельности. На следующих занятиях дети должны поделиться новой информацией с другими.

Важно правильно организовать самостоятельную познавательную деятельность. Обычно ее проводят во второй половине дня или на прогулках. Самостоятельная работа позволяет расширить представления ребенка о мире, а также овладеть новыми методами получения знаний.

Средства и методы развития познавательной активности

Психологи выделяют такие средства развития познавательной активности ребенка:

• Эксперименты. «Мини-лаборатория», которую нужно постепенно пополнять новыми материалами для различных экспериментов. Такая деятельность поддерживает интерес дошколят, позволяет им опять провести опыт и убедиться в своих представлениях.

• Дидактические игры. Например, блоки Деньеша, палочки Кюизенера, Геоконт и т. д. Познавательная активность развивается с помощью таблиц, схем, развивающих настольных игр.

• Наглядно-графические материалы. Глобус и физическая карта являются отображением целостного «пространства мира», которые хорошо знакомы современным дошкольникам. Во время путешествия ребенок сравнивает растительный и животный мир разных уголков Земли, узнает, как там живут люди, чем они занимаются.

• Настенные часы, календарь помогают познакомиться с понятием времени, сформировать чувство времени.

• Микроскоп, лупа и другие материалы применяются во время экспериментальной деятельности.

Все эти предметы и пособия должны находиться в свободном доступе у ребенка, чтобы он мог в любое время поработать с ними.

Результаты познавательной деятельности зависят от правильного выбора метода обучения. Как правило, во время воспитательной работы дети ходят на экскурсии, рассматривают картины, беседуют, читают художественную литературу, используют фольклор и т. д. Особое место занимают дидактические игры для развития познавательной активности детей. С их помощью ребенок с легкостью усваивает новую информацию.

Кроме того, во время занятий применяют следующие методы совершенствования познавательной активности:

• Объяснительно-иллюстрированный помогает усвоить новый программный материал информационного характера.

• Репродуктивный помогает обрабатывать практические умения и получить навык при действии по образцу.

• Проблемное изложение помогает решить игровые проблемные ситуации.

• Частично-поисковый позволяет детям решить поставленную задачу во время поисковой работы.

• Исследовательский применяется, когда дошкольники самостоятельно выполняют работу по усвоению новых знаний.

Во время воспитательной работы рекомендуется использовать следующие приемы развития познавательной активности ребенка:

• Простой анализ.
• Сравнение предметов и явлений по отличиям и сходству.
• Задания на классификацию.
• Моделирование пространства.
• Вопросы проблемного характера.
• Приучение к самостоятельно работе и нахождению ответов на вопросы.
• Проведение экспериментов.
• Решение простых логических задач.
• Исправление намеренно допущенных ошибок в высказывании педагога ребенком.

Привлечь и удержать внимание учащихся поможет голосовая модуляция (громкость голоса, интонация), а также изменение темпа речи, паузы. Так ребенок лучше воспринимает информацию.

Дети должны переживать всю «палитру» интеллектуальных эмоций. Для этого используют игры, которые повышают качество усвоения новых знаний. Сюрпризный момент настроит детей на познание, обострит их желание разгадать загадку. Элемент новизны изменяют форму организации занятий с детьми и места их проведения, например, экскурсия, поход, выставка и т. д. Юмор повышает эмоциональность обучения, делая занятия более интересными и запоминающимися.

Во время занятий и самостоятельной работы нужно хвалить, словесно поощрять дошкольника за находчивость и сообразительность. Взрослые должны искренне радоваться достижениям детей. Тогда они поверят в свои силы и будут стремиться к знаниям независимо от похвал. Только при таких условиях ускориться познавательная активность дошкольников.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

Макаренко Наталья Николаевна,

воспитатель МКДОУ детский сад «Родничок»

р.п. Линево Новосибирской области

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека с момента его рождения. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

В основе познавательной активности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.

Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от нас взрослых, окружающих ребенка. Мы, взрослые, должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

На первых ступенях развития ребёнка личный опыт – главный путь познания окружающего мира, но весьма быстро его становится мало.

Считаю, что для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, взрослые должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.

Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую мелодию. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

В качестве ситуаций для развития познавательной активности я использую разнообразные формы увеличения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста, а конкретнее познавательные (развивающие) игры.

Так как игровая деятельность – это особенный мир человеческой активности, в которой личность не преследует никаких иных целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.

С целью формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста я провожу ряд развивающих игр, направленных на развитие познавательного интереса, мышления, внимания, зрительной памяти, воображения и речи детей: «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Летает, прыгает, плавает», «Неоконченный рисунок», «Дорисуй картину», «О чем рассказала музыка», а также на формирование таких качеств личности как внимательность, наблюдательность и сосредоточенность, познавательная самостоятельность, инициативность. Это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Да – нет», «Загадай, я отгадаю», «Что за птица?», «Что за животное?» и др.).

Следует особенно сказать об играх, направленных на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Результативны игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета», «Четвертый лишний», «Нужно – не нужно», «Кому что нужно?» и др.).

Интересны детям игры, требующие от них умения отличать реальные явления от нереальных, учу детей делать правильные умозаключения, понимать юмор («Придумай небылицы», «Бывает – не бывает»). Такие игры требует большого умственного напряжения: дети должны одновременно внимательно слушать, сравнивать реальное с выдуманным, запоминать алогизмы и рассказывать о них.

С желанием участвуют дети в играх, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность («Фанты», «Где мы были, мы не скажем», «Испорченный телефон», «Кто позвал?».)

Для эффективности работы в данном направлении обязательно учитываю требования:

1. Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность заключается в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко использую такие игровые элементы, как сговор, жеребьевка, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т. п.).

2. Создать условия для умственной и двигательной активности всех играющих детей. Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и так далее.

Читайте также:  Новый год в детском саду: сценарии новогоднего утренника в первой младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах

Развивающие игры я провожу как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в свободное время.

На опыте я убедилась, что в игре дети работают без особого напряжения, а общий эмоциональный фон добавляет уверенности, даёт возможность спокойно сосредоточиться на данном в игровой форме учебном задании, на способах использования новых знаний в знакомых и новых условиях, что способствует повышению познавательной активности детей.

Большое значение в работе по данному направлению я уделяю проектной деятельности, так как проекты предоставляют детям возможность приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.

Кроме этого, метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического плана, в основе которого лежит проблема.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, понять и запомнить полученные сведения метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.
Для этого я стремлюсь:

1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
2. Создать в саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к проектной деятельности мы оборудовали в группе «Центр экспериментирования» (или «Детская лаборатория»).

Реализуя проекты, я учитываю то, что проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребёнка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:

– давать определения понятиям;

– делать умозаключения и выводы;

– готовить собственные мини-доклады;

– объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Непосредственно образовательную деятельность в этой программе я выстраиваю так, чтобы степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастала.

На опыте я убедилась, что правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Чтобы добиться положительного результата в работе, я ориентируюсь на показатели познавательной активности дошкольников:

1. Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).

2. Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.

3. Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игры, совместной познавательной деятельности со взрослыми.

4. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.

5. Использование знаний в самостоятельной деятельности (игре, труде, конструировании).

6. Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательный интерес.

7. Качество знаний и умений.

В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.

Использование перечисленных выше средств педагогического воздействия позволили мне повысить уровень развития познавательной активности моих воспитанников.

Сравнительный анализ результатов развития познавательной активности воспитанников:

Познавательная деятельность дошкольников

  • Организация познавательной деятельности дошкольника
  • Формы развития познавательной деятельности
  • Познавательные процессы и способности
  • Развитие познавательных способностей
  • Речь и мышление
  • Функция обобщения
  • Развитие восприятия
  • Игра как инструмент развития
  • Эксперимент
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Значение познавательного развития

Современное дошкольное образование ставит перед собой следующую цель: достичь результатов в познавательной деятельности ребенка, опираясь на реализацию его возможностей и интересов. Особую роль в учебно-воспитательном процессе дошкольников играет развитие такой деятельности.

Организация познавательной деятельности дошкольника

Чтобы дать развитие познавательным способностям дошкольника, можно делать это в форме игры. Первоначально они проявляются в непроизвольном виде. Со стороны ребенка нет контроля за своими действиями, его внимание порой рассеянно.

Если же произвольность слаборазвита, то в дальнейшем такому ребенку будет сложно сосредотачиваться на одном деле. В школе он не будет слушать речь учителя или с трудом станет выполнять поставленные задачи или задания. Малейший раздражитель сможет отвлечь ребенка. Для таких детей переход от игровой деятельности к классно-урочной будет протекать с трудностями.

Лучше всего развивается познавательная деятельность ребенка в игре. Именно она помогает ему раскрыть познавательно-исследовательскую способность, познать окружающий мир. За счет своего любопытства человек способен к стремлению узнать и выяснить многие природные явления.

Формы развития познавательной деятельности

Самостоятельная работа. Лучше, если дошкольник будет самостоятельно выполнять определенные задания. Организовать самостоятельную работу в группе дошкольников непросто, так как некоторые ребята быстро справляются с заданием, а другие – медленно. Можно давать детям творческий материал, который развивает воображение, глубину мысли, позволяет оперировать полученными познаниями и умениями.

Занимательная деятельность. Основу ее составляет игра, в ходе которой дошкольник находится в условиях поиска, у него появляется тяга к победе, таким образом он развивает свою силу, ловкость, находчивость, умение четко выполнять задание, соблюдать правила игры.

Развитие способностей познания. Выполнение определенных заданий на познания формируют у дошкольника внимательность, восприятие, наблюдательность, воображение, память и мыслительную деятельность. В качестве примера можно привести следующий учебный материал:

  1. Задания на логику.
  2. Игра на подсчет предметов по контурам пересечения.
  3. Заполнение таблицы Шульте.
  4. Задание на скорость рисования.
  5. Поиск спрятанных изображений.
  6. Поиск сходств и различий.
  7. Умение прочитать рассыпные слова и т.д.

Выполнение заданий на восприятие и воображение. При восприятии у дошкольника развивается чувственное познание действительности, ее предметов и явлений, которые способны действовать на органы чувств. Развить восприятие можно путем заданий на сравнение. По мере развития восприятия, у ребенка возникает еще один признак – наблюдение. К таким заданиям можно отнести следующие:

  1. Подбор заплаток к сапогу.
  2. Склеивание разбитого предмета.
  3. Работа с различными геометрическими формами.

Задания на логику. Именно она определяет высокий интеллект человека. Поэтому задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, научить их анализу, сравнению, обобщению полученной информации. В эту категорию можно отнести такие задания:

  • задания на смекалку;
  • шуточные загадки;
  • определение числовых фигур;
  • упражнения со словами логической направленности;
  • опыты и фокусы, связанные с математикой;
  • разгадывание кроссвордов и решение ребусов.

Развитие запоминания. У дошкольников преимущественно более развита наглядно-образная память, чем смысловая. Чтобы полноценно подготовить ребенка к школе, необходимо развить в нем способность запоминать логически связанные значения . Это достигается путем решения таких задач:

  1. Запоминание двузначных чисел.
  2. Разгадывание цепочки слов.
  3. Рисование по памяти.
  4. Зрительный диктант.
  5. Слуховой диктант и т.д.

Познавательные процессы и способности

Дети старшего дошкольного возраста, то есть те, которым уже исполнилось 6-7 лет, начинают познавать «большой мир». Дети способны в этом возрасте помимо простого восприятия обобщать полученную информацию, запоминать ее и применять в конкретной ситуации. За счет становления нравственных ценностей дошкольник начинает бережно относится к окружающей среде.

Помимо сравнения, дошкольник уже в состоянии самостоятельно сделать вывод, выявить закономерность в явлениях, и даже спрогнозировать полученные результаты.

Если в раннем дошкольном возрасте дети способны воспринимать лишь готовые знания, то старшие дошкольники могут прийти к решению самостоятельно. У них развивается желание как можно быстрее найти решение той или иной задачи.

Развитие познавательных способностей

Восприятие. Здесь в основном задействованы органы и чувства ребенка. На практике можно применять такие виды деятельности:

  1. Определение предмета на ощупь.
  2. Построение кубиков в ряд по определенному образцу.
  3. Рисование орнамента по определенному шаблону.
  4. Поиск одинаковых рисунков и т.д.

Память. Это одно из главных свойств личности. При этом для каждой возрастной категории характерны свои особенности памяти. К 5-6 годам начинает сформировываться память произвольной направленности, помимо наглядно-образного восприятия появляется и словесно-логическая память. Чтобы развить память дошкольника, следует давать ему заучивать стихотворения, пересказывать прослушанные сказки, делиться впечатлениями от прогулок, экскурсий и т.д.

Внимание – это совокупность различных проявлений: объем, устойчивость, концентрированность, выборность, распределение, способность переключаться и произвольность. Нарушение определенного пункта может вызывать расстройство внимания. Чтобы тренировать внимание можно выполнять различные упражнения в этой направленности.

Наблюдательность. Это совокупность внимательности и мышления. Для формирования данной способности можно предложить ребенку поиграть в игру с исчезновением предмета. Неплохим занятием станут дивергентные вопросы с несколькими правильными вариантами ответов.

Речь и мышление

Речь является инструментом мышления. Она также служит отражением интеллектуальных способностей ребенка.

Дефекты речевой функции могут сказаться на психическом развитии дошкольника в следующих сферах:

  1. Страдает вербальная память.
  2. Смысловое запоминание.
  3. Нарушено слуховое внимание.
  4. Страдает и словесно-логическое мышление.

Такие дети должны посещать логопедические занятия в ДОУ, а также дополнительно заниматься дома.

Функция обобщения

Обобщение познавательной деятельности дошкольников проходит следующие этапы:

  1. Нулевая степень, она относится к детям младшего дошкольного возраста. Например, на вопрос “где часы?” малыш указывает на настенные часы, не замечая при этом наручные часы или будильник.
  2. Первая степень. Такое обобщение относится к более старшим детям. Они уже могут называть группу однородных слов, при этом определяя качество каждого предмета. Например, мяч может быть большим и маленьким, красным и белым и т.д.
  3. Вторая степень. Это обобщение формируется с 4 летнего возраста. Обобщение касается предметов быта, мебели, посуды и т. д. Например, малыши называют мебелью все предметы, которые находятся в комнате.
  4. Третья степень. Таким обобщением ребенок овладевает к 5-6 годам. Он уже способен сравнивать предметы между собой, выделять общие и существенные признаки, сопоставлять понятия. Например, к животным можно отнести зверей, птиц, насекомых. Кроме того, каждый этот вид классифицируется отдельно.

Развитие восприятия

Чтобы развить навыки восприятия у дошкольников, можно начать с игры. Игры являются основным механизмом познавательной деятельности детей 4-6 лет.

В качестве примера можно привести следующие игры, которые развивают восприятие:

  1. Капельки – в определенную емкость складываются кружки нужного цвета. Развивается восприятие цветов.
  2. Зонтики – ставятся зонтики разных цветов и по сигналу воспитателя дети складывают разноцветные фигурки в нужные зонтики.
  3. Мешочек с секретами – ребенок определяет предмет в мешочке на основе тактильных ощущений. Подобные игры можно проводить на определения предмета по запаху или звуку.

Игра как инструмент развития

Игра – важнейший вид деятельности дошкольника. Она способствует:

  1. Когнитивным возможностям (восприятие и переработка информации).
  2. Физическому развитию.
  3. Эмоциональному состоянию.
  4. Социальной адаптации.

Играя можно ненавязчиво обучить ребенка основным навыкам и умениям, так необходимым во время учебы в школе.

Игра развивает память, интеллект, дает возможность развернуться ребенку в творческом плане, развивает воображение, укрепляет дошкольника физически, эмоционально, развивает познавательные способности. Игра позволяет быстрее познать и взаимодействовать с окружающим миром.

Эксперимент

Эксперимент способствует саморазвитию ребенка.

Такая форма деятельности способствует любознательности детей. Однако экспериментирование лучше проводить со старшими дошкольниками, начиная с 5 лет.

Поисково-исследовательская деятельность

Когда-то Ральф У. Эмерсон сказал:«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам». Действительно, любой материал усваивается дошкольником намного лучше, если он сделает или исследует его сам. Специалисты в области образования активно внедряют эту методику в свою педагогическую деятельность.

Но пускать все на самотек не стоит. Ведь ребенок способен впитывать различную информацию, как положительную, так и негативную. Поэтому задача педагога или родителей – направить в правильное русло любознательность дошкольника и контролировать процесс поисково-исследовательской направленности.

Значение познавательного развития

Успешное развитие у дошкольника познавательности является основой не только интеллектуальной деятельности ребенка, но и способствует формированию здорового психологического стержня в будущем. Но, чтобы достичь эффекта от познавательных игр и занятий, необходимо заинтересовать ребенка. Только в этом случае познавательная деятельность дошкольника даст свои плоды, а интерес к окружающему миру не угаснет по мере его взросления.

Дошкольное время – это самый подходящий период, чтобы развить познавательные и творческие способности будущих школьников. Именно они пригодятся им в последующем, когда дошкольники пойдут в школу.

Развитие познавательной активности дошкольников

Самый юный возраст детей — до 5 лет включительно — принято подразделять на 2 группы: младенческий период и дошкольный. Первый длится с 0 до 3 лет, а второй с 3 до 5.

Как правило, большинство школ и существующих методик по развитию познавательной активности дошкольников рассчитаны именно на этот возрастной период.

Изучение особенностей детского развития значительно отличается от исследовательских программ по изучению деятельности подростков и взрослых людей. Это отчетливо прослеживается в способах проведения работы и методах ее осуществления.

Основной принцип, которому следуют изобретатели диагностических программ — принцип естественности. Он подразумевает под собой минимальное вмешательство старших в обыденную жизнь ребенка.

Чаще всего познавательная активность ребенка провоцируется в игровой форме, в которой учитываются возрастные особенности развития.

Весьма популярны и удобны к применению различного рода шкалы развития, в которых предусмотрено проведение аналитико-статистических наблюдений с последующей фиксацией и сопоставлением данных деятельности с возрастными нормами.

Читайте также:  Эстетическое воспитание детей: задачи, цели и методы

Работа со шкалами требует специализированного опыта и должна проводиться только под наблюдением старших и профильного психолога. В этом кроется существенная трудность, т.к. в присутствии незнакомого человека ребенку сложно показать естественные реакции на раздражитель. В этом случае необходимо ввести активное взаимодействие связки воспитатель-психолог.

Развитие познавательной активности дошкольников — ключевое направление при воспитании дошкольников.

Мальчики более склонны к активным занятиям и познают мир в процессе. Они могут часами наблюдать за работой экскаватора, мусоросборника или заглядывать в кабину водителя.

Для них наиболее актуальной станет стимуляция познавательной деятельности в форме живой игры. Только в этом случае знания будут восприняты полностью и лягут в основу «образного» багажа.
Девочки более спокойны и склонны к усидчивости. Для них будет гораздо информативнее игра «дочки-матери», которая исподволь заложит необходимые знания для взрослой жизни. А художественная студия или музыкальная школа поможет развить чувство прекрасного и подарит чувство собственной значимости.

Познавательная деятельность в крови у каждого ребенка и призвана помочь ему приспособиться к жизни во взрослом мире. Постепенно она трансформируется в стремление к познанию и проявится в поисковых играх. Ребенок будет стремиться к получению новых знаний о жизни более старших людей и свежие впечатления. С возрастом активность перерастет в любознательность, которая так свойственна старшему поколению.

В ранний период развития происходит зарождение первичного представления об окружающем мире.

Для формирования образа задействованы все доступные средства, которые неразрывно связаны между собой:

  • познавательная деятельность — восприятие мира, мышление, воображение память, внимание;
  • эмоциональная окраска — личная реакция на происходящие события, окружающие предметы и явления;
  • полученная в процессе поисков информация — знания и опыт, как личный, так и старшего поколения.

Познавательное развитие ребенка стимулируется гармоничным сочетанием вышеперечисленных этапов. Воспитатели и родители должны помочь в этом, не забывая о том, что детский процесс познания кардинально отличается от взрослого.

Состоявшийся человек воспринимает окружающую реальность с точки разума, а дети — эмоционально.

Если для первых первичны факты, а отношения и эмоции вторичны, то для дошкольников ситуация с точностью да наоборот.

Правильное формирование развития взрослого мышления включает в себя:

  • познание — в мире много тайн, которые надо раскрыть;
  • бережливость — мир нежен и хрупок, он требует заботы и защиты;
  • созидание — мир прекрасен и я хочу передать это дальше и приумножит.

При планировании познавательного развития следует помнить о возрастных особенностях развития ребенка.

Деятельность 3-летнего дошкольника заключена в простом принципе: смотрю, действую, манипулирую. Именно так он познает мир: рассматривает предметы со всех сторон, пробует, кидает, ощупывает.

С помощью нехитрых действий ребенок ищет ответы на основные вопросы «что, зачем, и почему». Однако, скрытые характеристики предмета 3-летний дошкольник постичь самостоятельно не в силах.

В это же время дети начинают проводить первые параллели и причинно-следственные связи, воспринимать значение предмета и его роль.

В 3-летнем возрасте познавательную деятельность лучше всего направить в русло познания: организовать интересные экскурсии-прогулки (по саду, двору или небольшому скверу), познакомить с домашними животными, растениями, жителями аквариума.

Дети этой возрастной группы очень любят получать подарки от природы: осенние листья, солнечные лучи, колючие снежинки, шишки, каштаны.

Очень полезно проводить информативные празднества — мыльные пузыри, бумажные поделки, семена-летуны, бабочки-фантики.

Здесь же закладывается уважительное отношение к окружающим людям и связка «исправляем-помогаем».

Познавательная деятельность проводится все время в той или иной форме, а не только на занятиях, т.к. имеет колоссальное значение в гармоничном развитии личности ребенка.

Индивидуальные беседы или коллективные игры, наблюдения за окружающим миром, решение загадок или простых головоломок, ежедневный уход за домашними животными или зеленым уголком — это неполный перечень познавательных мероприятий.

К 4 годам организм взрослеет: активизируются физиологические процессы, изменяющие кору мозга головного, совершенствуется нервная система, увеличивается словарный запас и запас впечатлений об окружающей действительности. В этот период познавательная активность малыша претерпевает изменения и переходит на следующую ступень развития.

Деятельность ребенка в это время направлена на путь открытий и накопления знаний. Дошкольник правильно воспринимает полученную вербально информацию и учится ее анализировать. Именно это позволяет увеличить круг общения ребенка и перестать ограничиваться лишь близким кругом.

В 5 лет дошкольник четко и ясно воспринимает окружающую действительность, багаж знаний и опыт предыдущих лет помогает ему в этом. Основная задача взрослого поколения в этот период — организовать предметно-развивающую среду для активизации познавательной деятельности.

Способы познания мира: вербальные, аудиальные, кинетические, визуальные. Познавательная деятельность направлена на получение новой информации, появляется стремление постоянно расширять горизонты и искать дополнительные источники знаний.

Степень психического и интеллектуального развития позволяет начать знакомство с категориями «символ, время, категория». Приветствуются познавательные беседы, обсуждения жизненных ситуаций, просмотренных мультипликационных и видеофильмов, своевременные и правильные ответы на заданные вопросы.

К окончанию возрастного периода «дошкольник» взрослые и воспитатели должны акцентировать внимание упорядочивание информации по какому-либо признаку, поощрить познавательную деятельность в области формирования положительной картинки об окружающем мире по тематическим блокам и областям знаний, установление причинно-следственных связей.

Перед родителями в дошкольный период встает вопрос определения способностей своего ребенка.

С самых юных лет можно проследить тяготение малыша к чему-либо, достаточно лишь внимательно за ним понаблюдать — кто-то танцует, кто-то рисует, а кто-то обожает мастерить.

Если вовремя заметить предпочтения юной личности и предпринять шаги в области развития способностей, то во взрослом возрасте можно получить настоящий талант.

Проблема правильного определения предпочтений ребенка встает достаточно остро, т.к. не все родители способны правдиво оценить достижения собственного чада и часто преувеличивают их.

В этом могут помочь воспитатели и педагоги тематических кружков, секций и студий. Порой ребенок может перепробовать их все, пока не найдет оптимальный для себя вариант проведения досуга.

При правильном развитии и благоприятной окружающей среде дошкольники вырастают в неутомимых оптимистов, любознательных исследователей, фантазеров и мыслителей. Помогите своим детям, направляйте познавательную деятельность по верному пути!

Мастер-класс по изготовлению аппликации из разных видов круп и семян

Алиева Гюльсара
Мастер-класс по изготовлению аппликации из разных видов круп и семян

Мастер-класс

Мастер-класс по изготовлению аппликации из различных видов крупы и семян.

Описание: предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению аппликации из различных видов крупы и семян. Мастер-класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет, а также для их родителей и педагогов. Его можно использовать в совместной работе воспитателя с детьми.

Назначение: аппликация небольшого размера может быть использована в качестве подарочной открытки, аппликация формата А4 может служить украшением интерьера.

Цель: научить ребенка изготовлению аппликации из различных видов крупы.

1. развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации;

2. воспитание усидчивости, аккуратности и трудолюбия;

3. развитие творческих способностей и эстетического вкуса детей;

4. развитие положительных эмоций и уверенности в себе.

Необходимые материалы: различные крупы (гречка, пшено,горох) и семена (кукурузы, тыквы, хурмы, финики, подсолнуха, дыни, огурцов, мандарина, яблок) цветной картон, ножницы, клей, салфетка и шаблон на летнюю тему.

Процесс изготовления:

1. Для начала необходимо подумать сколько цветов будет и как их расположить на фоне.

На белом фоне наносим рисунки цветов и начнём заклеивать семена тыквы и других семян

1. Для заклеивания семян и круп мы используем клей ПВА.

Далее начнём заклеивать веточки кустарников и их листочков. Чтоб заклеить веточки я использую клей момент. Наносим тонкой струёй и заклеиваю каждую деталь.

1. Заполним все цветы разными крупами применяя свою фантазию.

2. Теперь подготовим бабочку для дополнения нашего интерьера

7 Прежде чем «раскрашивать» бабочку, необходимо определить, какой крупой будут выложены отдельные ее элементы. В нашем мастер-классе, внутренняя часть крыльев бабочки обклеена пшеном, а ее туловище, усики и внешняя часть крылышек – гречкой.

8. Обмазываем внутреннюю часть крылышка бабочки клеем, насыпаем на него пшено и аккуратно прижимаем сверху салфеткой. Держим так 1 – 2 минуты. Затем ссыпаем не приклеившуюся крупу обратно в стаканчик. Приступаем к обклеиванию второго крылышка.

9. Берем стаканчик с гречневой крупой и начинаем обклеивать внешние края крылышек бабочки.

10. Затем, этой же крупой обклеиваем туловище и усики бабочки.

11. Вот мы и изготовили аппликацию бабочки из пшена и гречневой крупы.

12 Бабочку заклеиваем на наш интерьер. А рамку нашей работы заклеиваем горохом.

Конспект занятия по аппликации «Осенняя корзинка» из круп и семян тыквы, подсолнуха, кукурузы Конспект занятия по аппликации из крупы «Осенняя корзинка» Аппликация из крупы на тему “Осенняя корзинка” воспитателя Гаджиевой Умиханум.

Мастер-класс по изготовлению аппликации «Зимняя сказка» Первые дни Зимы! Начинается Зимняя Сказка! В воздухе витает предчувствие Волшебства! Зима – особенное время, ведь снег скрывает все вокруг.

Мастер-класс по изготовлению аппликации «Ландыш» Баркалова Ирина Мастер -класс по изготовлению аппликации “Ландыш” Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер класс по изготовлению.

Мастер-класс по изготовлению аппликации «Мухоморы» Уважаемые коллеги, сегодня хочу Вам представить мастер-класс по изготовлению аппликации “Мухоморы”.Для работы нам необходимо взять:цветную.

Мастер-класс по изготовлению аппликации «Ракета» Предлагаю вашему вниманию свой мастер-класс по изготовлению необычной аппликации “Ракета”, которую можно сделать из обычных материалов. Эти.

Мастер-класс по изготовлению аппликации «Ромашки для мамочки» Мастер – класс по изготовлению аппликации «Ромашки для мамочки». Савельева Татьяна Цель : изготовление подарка для мамы. Задачи : – развивать.

Мастер-класс по изготовлению аппликации в младшей группе «Медведь в берлоге» Цели: – Познакомить детей с нетрадиционной техникой из подручного материала, основными приёмами, методикой создания целостной картины. Задачи:.

Мастер-класс по изготовлению аппликации «Ёжик» Уважаемые коллеги! Сегодня я вам хочу предложить мастер-класс по изготовлению аппликации “Ёжик”.Для работы нам необходимо взять: цветную.

Мастер-класс по изготовлению поделки из разных материалов «Ох, уж эти руки! Не хотят знать скуки!» Часть 2 Оказывается творить, создавать что-то новое, очень интересное и затягивающее занятие. Если начал делать какую либо поделку, то мысли начинают.

Мастер-класс с родителями по изготовлению цветов в технике объёмной аппликации Тема: “Цветы на 8 марта” Подготовила и провела воспитатель Ворона Н. А. Цель мастер-класса: • Создание условий для укрепления сотрудничества.

Интересные аппликации из крупы своими руками для детей

Сегодня все детские врачи и психологи твердят о важности развития мелкой моторики рук ребёнка. От неё напрямую зависит, насколько у малыша будут развиты речь, мышление, двигательная и зрительная память, координация и внимание. Существует много занятий и игр для тренировки мелкой моторики, одним из них является аппликация из крупы для детей — увлекательный вид творчества, доступный в домашних условиях.

Знакомство с подручным материалом

Отличным природным упражнением для развлечения и развития малышей являются любимые ими игры с песком. Но этот способ больше подходит для частных домов, где можно оборудовать песочницу, или в период отдыха на море. Для обитателей городских квартир есть альтернативный вариант — всевозможные крупы. Из них мастерят различные поделки. В интернете можно найти и распечатать шаблоны для поделок из крупы, рассчитанные на разный возраст.

Популярность такого вида занятий обусловлена несколькими причинами:

  1. Доступностью материалов. В любом доме всегда можно найти различную крупу, горох, семечки или макаронные изделия.
  2. Полезностью для развития фантазии ребёнка и мелкой моторики пальчиков. К этому стремятся родители, а детей просто увлекает сам процесс.
  3. Возможностью детям (даже при полном отсутствии художественных способностей) при помощи готовых трафаретов рисунков сделать красивую поделку, которую не стыдно подарить родным или оставить на память.

Чтобы малыш проявил интерес к крупяному рукоделию, вначале нужно придумать ему самое простое занятие, к примеру, рисование крупой.

Такую задачу осилит даже кроха в 2−3 года. Для него достаточно любой крупы (оптимально использовать манную) и ровной поверхности. Рисовать можно прямо на столе, но всё же удобнее это делать на тёмном однотонном подносе или противне. Если таким занятием всерьёз увлекается ребёнок постарше, манку можно заранее окрасить в разные цвета.

Крохи ясельного возраста могут рисовать непосредственно по насыпанному материалу. Более взрослые дети высыпают контур изображения на подносе. К сожалению, оставить такой рисунок на память не получится, разве только запечатлеть его на фото. Чтобы поделку можно было сохранить, нужно научиться делать аппликацию из крупы.

Особенности создания крупяных поделок

Не у всех детей есть способности к рисованию в силу возраста или особенностей развития. Чтобы их поделки выглядели достаточно эффектно, и не был утрачен интерес к подобному роду деятельности, лучше предварительно распечатать шаблон картинки. Это будет основа аппликации. Можно вырезать изображения из детской раскраски, выбирая рисунки без мелких деталей.

Читайте также:  Музыкальное воспитание детей в семье, детском саду и школе

Помимо шаблона, понадобится основа для поделки. Она может быть из плотного картона или стекла, также используют рамки для фотографий, банки или цветочные горшки. Как закреплять зерно, зависит от идеи будущего изделия и материала основы. В случае обычной наклеенной аппликации используется клей ПВА и кисточка. А если делать вдавленную поделку из крупы и семечек, понадобится пластилин и стек.

Поскольку цветовая гамма крупяного материала ограничена всего несколькими оттенками, их можно окрашивать для получения запланированной картинки. Для этого подходят как пищевые красители, так и гуашь, зелёнка и йод.

Чтобы собственноручное творение ребёнка сохранилось надолго, в конце его необходимо покрыть бесцветным лаком или аэрозольной эмалью.

Обезьяна из риса, гречки и манки

В интернете есть огромное количество идей для поделок из крупы своими руками. Пошагово проиллюстрирован процесс их создания, что значительно упрощает работу. К примеру, мастер-класс по изготовлению обезьянки из круп включает 5 шагов:

  1. Подготовительный этап состоит из распечатки шаблона мартышки и подготовки рисовой, гречневой и манной крупы.
  2. На белом или цветном картоне по контурам шаблона обводится изображение.
  3. Далее следует поэтапно нанести клей на части тела обезьянки и аккуратно распределить крупинки (можно пинцетом, если ребёнок умеет им пользоваться). Для тёмных частей тела используем гречку, мордочка и внутренние части ушей и живота будут выложены рисом, а носик отделаем манной крупой.
  4. Основное изображение готово, теперь нужно дополнить картинку деталями: пальмой, кокосом или морским песком. Их можно сделать из манки: насыпать на заранее промазанные клеем участки и слегка придавить, излишки сдуть.
  5. После высыхания аппликации на лице мартышки следует нарисовать глаза, нос и рот при помощи акриловых красок. Ещё раз оставляем на просушку, и красивая поделка готова!

Использование чайной заварки

Помимо крупяного материала для поделок, вполне сгодится уже использованный чайный лист. Его используют как самостоятельно, так и в сочетании с крупами. Чаем хорошо оформлять пушистых животных: кошек, медведей, чебурашку. Последнего можно ваять с маленькими детками: у него крупные детали, с рисованием и оформлением которых не возникнет сложностей.

Чтобы сделать чебурашку, необходимо:

  1. Нарисовать сказочного зверька (или взять готовый шаблон) и приклеить его на плотное основание.
  2. Пройтись клеем по частям тела, покрытым шерстью, а это почти вся поверхность, за исключением мордочки и грудки.
  3. Насыпать использованную сухую заварку на лист и после просыхания клея перевернуть рисунок, чтобы лишние чаинки осыпались.
  4. Заполнить область груди гречневой крупой, а мордочки — рисом.
  5. Из горошин сделать глазки, а рот оформить длинным рисом. Чтобы картинка выглядела более выразительно, можно их покрасить.

Поделки из семян и макарон

Помимо аппликаций из семечек, зёрен и макаронных изделий есть много других способов для создания оригинальных поделок. Воспитатели в детских садах давно практикуют мастер-классы по изготовлению бус, браслетов или забавных мобилей с использованием этих подручных материалов.

Макароны различных форм и крупы применяют для эффектного декорирования различных ёмкостей (банок, бутылок), которые превращаются в оригинальные цветочные вазы. Вначале выбранный сосуд нужно хорошо вымыть, удалить этикетки и обезжирить средством для мытья посуды. Затем останется нанести клей и в соответствии с творческой задумкой оклеить крупами и макаронами.

Интересно смотрятся на таких вазах плоские тыквенные или арбузные семена. Их выкладывают по форме цветов, геометрических фигур или создают орнамент. Крупа и зёрна гарантированно приклеятся на ПВА, а макаронные изделия лучше крепить при помощи клеевого пистолета.

По такому принципу можно сделать декор рамки для фото или цветочного горшка и смастерить оригинальную поделку для детского сада. Особую эффектность подобным изделиям из макарон придаёт покраска и покрытие лаком.

Мишки в разных вариациях

Дети всегда с удовольствием создают композиции с изображением животных, так они учатся любить природу и её обитателей. Одним из популярных персонажей является медведь — важный лесной житель, герой многочисленных мультфильмов и сказок и просто любимый плюшевый дружок малышей.

Детям средней группы детского сада можно предложить сделать «Мишку косолапого» по картинке, указанной на фото.

Для её изготовления следует приготовить:

  • шаблон;
  • белую или цветную бумагу, картон или фанерную дощечку (для основания);
  • копирку;
  • клей ПВА;
  • краски и кисточку;
  • рисовую и гречневую крупы.

Сначала нужно перенести трафарет картинки на основу. Можно использовать изображение из детской раскраски (обвести его под копирку) или распечатать готовое из интернета. Далее по контуру и всей площади мишки распределяется клей и сверху засыпается рис, если это будет белый медведь, и гречка — если бурый.

Теперь нужно стряхнуть излишки крупы и проверить изображение на предмет пустот. Если таковые есть, заполняем их крупинками. После просыхания поделки следует оформить её пейзажем вокруг картинки. Северный мишка будет хорошо смотреться на фоне снежных сугробов, бурый органично впишется в лесную поляну или густой малинник.

Картина готова. Её можно подарить близким на память или украсить стену квартиры.

Оригинальную аппликацию можно сделать в виде плюшевого медвежонка. Такая поделка будет к месту в качестве подарка на день рождения или День влюблённых.

И, конечно, нельзя обойти вниманием любимого всеми героя мультфильмов — Винни Пуха. Его можно сделать при помощи пшена и гречки.

Зимняя тематика

Когда зимой на улице мороз и всё усыпано снегом, кажется, будто вокруг рассыпали сахар или манную крупу. Чем не идея сделать зимнюю аппликацию из этих материалов? Это несложный процесс, с которым справятся даже трёхлетние крохи с посильной помощью родителей. В итоге получится нежная, сказочная, волшебная поделка, которая непременно понравится маленьким мастерам.

Состоять она будет из цветного картона (синего, зелёного или чёрного), манной крупы и клея.

Техника выполнения включает три шага:

  1. Рисование клеем на картоне любого зимнего рисунка: снежных сугробов, ёлочек, снежинок, ледяной избушки, зайчика, снеговика и всего, что подскажет детская фантазия и взрослые идеи.
  2. Полное засыпание картины манкой (до высыхания клея). Особое внимание уделяется контурам нарисованного изображения. Крупу нужно сыпать щедро, детям будет удобнее это делать из маленькой посуды.
  3. Переворачивание основы для опадания излишков. Зимний пейзаж готов!

Вот ещё один вариант создания зимней сказки на картоне. Это довольно большая поделка, её хорошо мастерить компанией деток. Для изготовления понадобится четыре склеенных листа цветного картона, манка, кисточка и клей. Вначале рисуем фрагменты композиции: снежные сугробы, зимний лес и зайчонка. Затем пусть дети усердно «засеют» их манной крупой, излишки стряхнём. Теперь оживим зайчика, нарисовав ему глаза, нос и рот.

Окрашивание сыпучих материалов

Полной реализации в аппликации всех творческих задумок часто мешает ограниченность цветового фона используемого материала. Поэтому светлую крупу (рис, манку, белую фасоль, тыквенные семечки) окрашивают.

Для покраски нужно запастись:

  • пакетами зип-лок;
  • спиртом или уксусом;
  • жидкими пищевыми красителями;
  • крупой;
  • мерным стаканчиком;
  • противнем или бумажными тарелками для просушивания окрашенного материала.

Чтобы получить порцию крупы определённого цвета, нужно насыпать 2−3 её пригоршни в пакет. Теперь добавим в него 2 ст. л. спирта или 4 ст. л. уксуса и 2 струйки красителя. Закрываем пакет, несколько раз сминаем и трясём, чтобы краска равномерно распределилась по всему содержимому. Осталось выложить цветную крупу на тарелки, застеленные салфетками, и оставить сохнуть.

Невозможно перечислить все варианты аппликации с использованием круп, бобовых, семян, кофейных зёрен, макаронных изделий. Начиная от самых простых (изображений животных и растений), рассчитанных на деток ясельного возраста, они доходят до сложнейших картин-панно и портретов, которые под силу подросткам с художественными способностями. Кроме привычных подручных материалов, в ход идут даже чипсы и сухие завтраки, из которых у мастеров получаются настоящие портретные шедевры.

Аппликации из круп – основные виды материалов, техники и виды, полезные советы и фото идеи

Детские аппликации помогают развивать творческие способности ребенка и обеспечивают его всестороннее развитие. Это простое и увлекательное занятие подходит для детей любого возраста и даже самые маленькие дети с увлечением составляют свои первые шедевры с помощью родителей.

Одним из интересных и оригинальных техник является аппликация из крупы, которую не сложно воспроизвести в домашних условиях. Готовые поделки можно отнести в сад, украсить ними детскую комнату или подарить в качестве открытки близким и родственникам.

  1. Особенности детского творчества и аппликации
  2. Техники создания аппликации из крупы и семян
  3. Какие виды материалов можно использовать
  4. Как окрасить расходные материалы в разные цвета
  5. Маленькие и полезные секреты для творчества
  6. Фото идеи самодельных аппликаций из круп

Особенности детского творчества и аппликации

Творческие занятия с детьми способствуют их всестороннему развитию и стимулированию познания окружающего мира. Делать своими руками аппликации из круп малышам дошкольного возраста очень полезно, увлекательный и интересный процесс обеспечивает:

  • развитие мелкой моторики рук, высокий уровень тактильности стимулирует мозговую деятельность;
  • формирование усидчивости и развитие фантазии, запоминание форм и развитие практических навыков;
  • совместное времяпрепровождение, а после того как ребенок освоит технику он может заняться творчеством самостоятельно.

После того как освоены техники работы с бумагой, малышу обязательно понравится создавать объемные и красивые аппликации. Любая тема, выбранная для создания композиции, должна сочетаться с интересами и увлечениями ребенка, но начинать лучше с простых поделок.

Техники создания аппликации из крупы и семян

Вдохновляющие и красивые фото готовых поделок помогут выбрать самые интересные идеи для последующей реализации. В домашних условиях родители могут использовать разные техники создания аппликаций, при этом каждая из них не отличается особенной сложностью:

  • насыпание и приклеивание. Для создания таких картин малыш будет использовать клей, не него насыпается крупа или семена, заполняющие определенную площадь;
  • вдавливание в пластилин. Реализация такой техники требует подготовки шаблона, заполняемого пластилином, после чего ребенок вдавливает в него расходные материалы.

Первыми шаблонами следует выбирать те, что не содержат много мелких деталей и элементов, что поможет быстро освоить технику аппликации. Лучше всего подойдут простые изображения фруктов и ягод, знакомых ребенку предметов (мяч и медвежонок, цветок и рыбка).

Какие виды материалов можно использовать

Основой для поделки является картон или плотная бумага, на нее наносится силуэт рисунка с четко обозначенными границами отдельных деталей. Для их заполнения можно использовать любые крупы и семена, которые есть в доме, причем не всегда их нужно окрашивать, ориентируясь на естественный цвет:

  • белый или темный рис, коричневая гречка и разноцветная фасоль;
  • зеленый и оранжевый горох, желтое пшено и коричневые кофейные зерна;
  • белая манка и сушеная зелень, черные маковые зернышки и даже макароны;
  • черные арбузные семечки, семена подсолнуха или тыквы, огурцов и дыни.

Не стоит ограничивать детскую фантазию, любые крупы и семена обязательно пригодятся малышу при создании его шедевров. Если необходимо использовать природный материал более ярких и насыщенных цветов, можно применить различные техники окрашивания семян и светлой крупы.

Как окрасить расходные материалы в разные цвета

Недостаток ярких красок восполняется раскрашиванием готовой картины с помощью гуаши и пальчиковых красок. В домашних условиях можно своими руками раскрасить крупу, лучше всего для этого подходит манка и порошковые красители, а сама технология не отличается сложностью:

  • порошковые красители разных цветов и оттенков засыпаются в маленькие пакетики с застежками, лучше всего использовать кондитерские краски;
  • в отдельные пакеты с краской засыпаются крупы нейтральных оттенков (семена огурцов или дыни, тыквенные семечки и рис или манка);
  • процесс перемешивания и окрашивания завершается активным встряхиванием пакетиков, из которых материалы можно сразу высыпать на картину.

Родители могут заранее подготовить крупу и семена, окрасить их в нужные цвета, что поможет быстро и просто сделать поделку. Для этого необходимо определиться с идеей картины, на которой может быть изображен осенний пейзаж, морской берег или любимый ребенком сказочный персонаж.

Маленькие и полезные секреты для творчества

С помощью насыпной или вдавленной аппликации из круп можно реализовать любую идеи, для этого достаточно правильно выбрать шаблон. Его отдельные элементы покрываются слоем клея ПВА и засыпаются крупой определенного цвета, чтобы поделка получилась красивой, можно использовать несколько советов:

  • для основы лучше выбирать крепкий и плотный картон не размокающий от клея;
  • клея можно не жалеть, после высыхания ПВА он становится прозрачным;
  • окрашенные крупы лучше высыпать прямо из пакетика не вымазывая руки.

Ребенку обязательно понравится делать такие оригинальные и красивые поделки, которые долгое время сохранят свою привлекательность. В этой технике можно создавать полноценные картины с разными мотивами, украшения для дома и детской комнаты, эксклюзивные открытки к празднику.

Чтобы использовать технологию аппликации из крупы, не потребуется даже мастер-класс настолько она является простой. Если традиционные цвета круп раньше использовались только для поделки с осенними мотивами, то используя технологию окрашивания, можно изготовить яркие и интересные поделки на любой вкус.

Ссылка на основную публикацию