Развитие физической силы у детей дошкольного и школьного возраста

Развитие силы у дошкольников

Анна Скляревская
Развитие силы у дошкольников

Развитие силы у дошкольников

Дети 6 лет способны к проявлению мышечной силы. Упражнения для развития мышечной силы требуют скоростно-силовых напряжений, умеренных по нагрузке. Чаще всего это игры, связанные с прыжками и продвижением вперёд типа:

• С прыжками «Допрыгни до флажка», «Лягушка и цапля», «Не попадись», «Волк во рву», прыжки через скакалку.

• С метанием — «Кто дальше бросит?», «Кого назвали, тот и ловит мяч», «Кто самый меткий», «Ловишки с мячом».

• С лазанием – «Перелёт птиц», «Ловля обезьян»; народные игры, езда на велосипеде, ходьба на лыжах.

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека.

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость)

Собственно силовые способности проявляются: при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы.

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельным напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту)

К скоростно-силовым способностям относят:

2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т. д.).

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.

Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины.

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.).

Наиболее высокие увеличения показателей силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию силовых способностей дошкольников.

Упражнения для развитиясиловых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов, и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания).Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.

Учитывая анатомо – физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма.

Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др., дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

Подвижные игры бывают различного характера и служат разным целям: для развития физических качеств, для снятия усталости, для формирования функций организма. Для развития силовых способностей можно порекомендовать следующие подвижные игры. Эти игры могут проводиться в виде упражнений на сопротивление внешним силам и упражнения на волевые напряжения мышц. Можно использовать игры в парах и групповые, где игроки команды распределяются по силе и росту партнеров.

Оттолкнуть партера с места толчком ладоней.

Перетянуть соперника через черту движение назад.

Перетягивание соперника за одноименные руки.

Отобрать палку или любой другой предмет у соперника, поворачивая его в одну или другую сторону.

Коршун и наседка. Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает наседку, все остальные – цыплят. Один из играющих – коршун. Он старается схватить цыпленка, стоящего последним в цепи, наседка же всячески мешает этому, преграждает коршуну путь разведенными руками. Все играющие помогают наседке, перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от коршуна.

Удочка. Дети стоят по кругу. Воспитатель — в центре круга. Он держит в руках шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. (Предварительно объяснить детям, что, подпрыгивая, нужно сильно оттолкнуться и подтянуть ноги.)

Медведи и пчелы.Играющие делятся на две группы: треть из них — медведи, остальные — пчелы. На гимнастической стенке улей. С одной стороны очерчивается место берлоги, с другой место луга. Пчелы помещаются на гимнастической стенке. По сигналу ведущего пчелы опускаются, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевший – улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» все пчелы летят в улей, а медведи слезают и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Затем пчелы возвращаются в улей и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге. Правила игры. Пчелы не ловят медведей, а дотрагиваются до них рукой. Каждое новое действие начинается по сигналу. Спрыгивать с гимнастической лестницы нельзя, надо слезать.

8. Перелет птиц. Дети (птицы) собираются на одной стороне зала, напротив гимнастической стенки или скамеек. По сигналу «полетели» птицы разлетаются по всему залу, расправляя крылья (руки в стороны) и помахивая ими. По сигналу «буря» птицы летят к деревьям (дети влезают на стенку или гимнастическую скамейку).Когда воспитатель говорит: «Буря прошла»,— птицы спокойно опускаются с деревьев, продолжают летать. Игра повторяется 3—4 раза.

9. Ловля обезьян. Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки у гимнастической стенки. На противоположной стороне находятся двое-трое ловцов. Ловцы сговариваются между собой, какие движения они будут делать, выходят на середину площадки и выполняют их. Обезьяны влезают на стенку и оттуда наблюдают за движениями ловцов. Выполнив движения, ловцы уходят, а обезьяны слезают с деревьев (стенки, приближаются к тому месту, где были ловцы, и повторяют их движения. По сигналу воспитателя «Ловцы!» обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево, и уводят их к себе. После 2—3 повторений подсчитывают количество пойманных обезьян, назначают других ловцов. Игра повторяется.

10. Гонка мячей по кругу. Играющие по кругу по часовой или против часовой стрелки передают набивные мячи, при этом один мяч догоняет другой, по сигналу мячи меняют направление.

Перетягивание каната. На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей. Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Удержание волана на ракетке. Участники двух команд выстраиваются в колонны, один за другим. Каждая команда выбирает себе ракетку и волан. Игрок, стоящий впереди всех, должен взять ракетку, положить на нее волан и пробежать до флажка, и обратно. Затем игрок передает ракетку с воланом следующему участнику. Если волан падает на пол во время бега или при передаче, игрок должен остановиться и положить волан на ракетку, лишь после этого продолжить свой путь. Выигрывает та команда, чьи участники первыми завершили эстафету.

Бег с набивным мячом. Играющие делятся на две-три команды и становятся в колонны по одному. У впереди стоящих игроков в руках набивные мячи. По сигналу руководителя участники начинают бег с мячом в руках до флажка и обратно. Затем мяч передают следующему участнику. Выигрывает та команда, чьи участники первыми завершили эстафету.

Бег пингвинов. Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Игроки, стоящие первыми, зажимают между ногами (выше коленей) волейбольный или набивной мяч. В таком положении они должны достигнуть стоящего в 10—12 шагах от них флажка и вернуться назад, передав мяч руками второму номеру своей команды. Если мяч упал на землю, нужно снова зажать его ногами и продолжать игру. Закончившие пробежку встают в конец колонны. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.

Прыжки на одной ноге. Играющие делятся на две команды становятся с одной стороны площадки. По сигналу участники начинают прыжки на одной ноге до флажка. Около флажка меняют ногу, если до флажка прыгали на правой ноге, то от флажка до своей команды на левой. Передав эстафету участник встает в конец колонны. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.

Всадники. Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. У каждой команды мяч хип-хоп (большой мяч с двумя ручками. По сигналу первые участники садятся на мяч верхом и выполняют прыжки на нем до флажка и обратно. Выигрывает та команда, чьи участники первыми завершили эстафету.

Прыжки из обруча в обруч. На полу расположены 4-5 обручей. Играющие по командам становятся на одной стороне площадки. По сигналу первые игроки начинают перепрыгивать из обруча в обруч. Прыжки выполняются двумя ногами одновременно руки на пояс. Прыжки выполняются до флажка и обратно. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.

Самые меткие. Около флажка устанавливается корзина или обруч. На расстоянии 2-3 метров от обруча ставится корзинка с мешочками (мешочков в корзинке по количеству участников). Каждый участник команды получает право на один бросок мешочка, он должен постараться попасть в корзину. После броска участник возвращается к команде. Побеждает команда, у которой больше точных попаданий.

Бег паучков. Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Участники принимают положение на четвереньках животом вверх, ногами вперед и двигаются в таком положении до флажка и обратно. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.

10. Пожарные на ученииДети строятся в три-четыре колонны лицом к гимнастической стенке — это пожарные. Первые в колоннах стоят перед чертой (исходная линия) на расстоянии 4—5 м от гимнастической стенки. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте (на рейке) подвешиваются колокольчики. По сигналу воспитателя дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в ее конец; Воспитатель отмечает того, кто быстрее всех выполнил задание. Потом снова дается сигнал и бежит следующая группа детей и т. д. В конце игры воспитатель отмечает ту колонну, дети которой быстрее справились с заданием, т. е. ловко забрались и позвонили в колокольчик. При лазанье по гимнастической стенке обращается внимание на то, чтобы дети не пропускали реек и не спрыгивали, а сходили с последней рейки гимнастической стенки. При проведении данной игры воспитатель осуществляет страховку детей.Вариант: можно приставить к гимнастической лестнице наклонную лестницу.

11. Кто дальше бросит. Играющие делятся на две команды становятся с одной стороны площадки. У впереди стоящих игроков в руках набивные мячи. По сигналу воспитателя дети, стоящие в колоннах первыми, бросают мяч двумя руками из-за головы и встают в конец колонны. Руководитель отмечает того, кто дальше всех бросил. Потом снова дается сигнал и бросает следующая пара и т. д. Тому игроку кто бросил дальше дается очко. Побеждает та команда которая заработает больше очков.

12. Передача мяча в колонне. Играющие делятся на две, три или четыре команды и становятся в колонны по одному. У стоящих впереди по набивному мячу. По сигналу руководителя начинается передача мячей назад. Когда мяч дойдет до стоящего сзади, он бежит с мячом в голову колонны (все делают шаг назад, становится первым и начинает передачу мяча назад и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым. Надо следить за там, чтобы мяч передавался с прямыми руками с наклоном назад, а дистанция в колоннах была бы не менее шага. Мяч можно передавать сверху, с боку, с низу между ног.

13. Гонки на санках (на улице). Играющие делятся на две-три команды и становятся в колонны по одному. У каждой команды санки. Один участник садится на санки, другой берется за веревку. По сигналу руководителя участник, который держит веревку, тянет за нее и везет своего товарища до флажка и обратно. Затем это задание выполняет следующая пара и т. д. Выигрывает та команда, чьи участники первыми завершили эстафету.

Подвижные игры преимущественно ориентированы на активизацию двигательной деятельности. Их можно использовать на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, на прогулке, во время досуга и праздников. Подбирая игру, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребят, их возраст, степень двигательной активности, уровень двигательных умений, место проведения игры.

Фотоотчёт «Кто спортом занимается, тот силы набирается» или наше спортивное лето Рада приветствовать всех маамовцев! В прошлом году, когда детям моей группы было всего 4 года, мы впервые участвовали в соревнованиях.

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Фотоотчёт «Осень в России». Фестиваль силы, грации и пластики 30 октября дети и взрослые наших трёх дошкольных структурных подразделений собрались у нас на спортивный Фестиваль силы, грации и пластики.

Конспект занятия «Военно-воздушные силы Российской Федерации» к Дню Защитника Отечества «Военно-воздушные силы Российской Федерации» Цель: расширение знаний у детей о защитниках Отечества. Задачи: закрепить знания о родах войск,.

Конспект занятия в старшей группе «От простой воды и мыла у микробов тают силы» Конспект занятия в старшей группе «От простой воды и мыла у микробов тают силы» Цель: формировать сознательное отношение к выполнению основных.

Мероприятие «Праздник мужества и силы» 21 февраля в нашем детском саду в группе «Васильки» было проведено мероприятие, посвященное празднованию 23 февраля – «День защитника Отечества».

Простые упражнения на развитие мышечной силы и мелкой моторики (видео) Каждый педагог и каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желание серьёзно заняться.

Особенности методики развития силы у детей разного школьного возраста Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тищенко Валерия Алексеевна, Ежаченко Яна

Еализация на практике содержания принятых программ не позволяет сохранить на должном уровне физическое развитие школьников. В связи с отмечающимся ухудшением состояния здоровья, снижением уровня физической активности детей и подростков, данная проблема особенно актуальна. Результаты исследования дали возможность констатировать эффективность тренировочной программы, которая способствовала оптимизации показателей физического состояния организма школьников.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тищенко Валерия Алексеевна, Ежаченко Яна

PECULIARITIES METHODS OF POWER SCHOOL AGE CHILDREN OF DIFFERENT

Practical implementation of the adopted programs content cannot be preserved at the proper level physical development of students. Due to the deteriorating state of health, lower levels of physical activity in children and adolescents, this problem is particularly acute. The results of the study made it possible to ascertain the effectiveness of the training program, which contributed to the optimization parameters of the physical condition of the body of students

Текст научной работы на тему «Особенности методики развития силы у детей разного школьного возраста»

certain phases of ovarian-menstrual women of mature age. Efficiency of the method is confirmed by favorable dynamics ofphysical development involved women.

Key words: Shaping, women, mature age, ovarian-menstrual cycle, and physical development.

Skidan Anna Alexsandrovna, master of pedagogical Siences, graduate student, lady.skidan@mail.ru, Belarus, Gomel, Gomel State University namedF. Skorina,

Vrublevsky Evgeny Pavlovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, lady.skidan@mail.ru, Belarus, Gomel, Gomel State University namedF. Skorina

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛЫ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В.А.Тищенко, Я. Ежаченко

Реализация на практике содержания принятых программ не позволяет сохранить на должном уровне физическое развитие школьников. В связи с отмечающимся ухудшением состояния здоровья, снижением уровня физической активности детей и подростков, данная проблема особенно актуальна. Результаты исследования дали возможность констатировать эффективность тренировочной программы, которая способствовала оптимизации показателей физического состояния организма школьников.

Читайте также:  Здоровый образ жизни (ЗОЖ) для детей: как привить

Ключевые слова: сила, упражнение, физическое состояние.

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств [2].

Основным физическим качеством является сила. Различают понятия абсолютной и относительной силы; два режима работы мышц: статический и динамический [1].

При развитии этого физического качества следует обратить внимание на факторы, которые способствуют развитию силы. Так как объектом исследования являются дети младшего школьного возраста, то и в процессе воспитания силы следует применять разнообразные и доступные методы и средства, которые будут интересны детям и понятны [4]. Необходимо правильно оценивать силовые способности каждого ребенка, поможет в подборе упражнений, которые должны соответствовать его возможностям и постепенно усложняться с ростом этих возможностей.

Анализ научных исследований и литературных источников определил особенности индивидуального развития организма детей (онтогенеза), что является результатом мобилизации наследственной

программы генотипа, в условиях постоянного среды [3]. Закономерно, что такой подход позволяет определить необходимость своевременного развития физических способностей с целью гармоничного формирования всех компонентов физического и психического здоровья учащихся младшего школьного возраста. Предложенные в использовании контрольные тесты, позволили определить имеющийся уровень развития силовых способностей детей в начале и в конце педагогического эксперимента. В результате применения данных тестов были выявлены определенные сдвиги в состоянии физической подготовленности учащихся.

Важно отметить улучшение эмоционального фона, повышение интереса к занятиям физическими упражнениями и даже проявление инициативы у значительного числа детей к занятиям в спортивных секциях, как в школе, так и за ее пределами. В связи с тем, что целью данного исследования было выявить влияние урока физической культуры на уровень развития силы у детей разного возраста, в работе ставились следующие задачи:

1. Определить уровень развития силы у мальчиков 1-8 классов.

2. Исследовать динамику развития силы у школьников в возрастном аспекте.

3. Оценить влияние урока физической культуры на уровень развития силы у мальчиков школьного возраста.

Для решения поставленных задач, в работе использовались методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом детей 1-8 классов, обработка документации (классного журнала из раздела «физическая культура»), контрольные нормативы: прыжок в длину с места, см; сгибание и разгибание рук в висе / с упора лежа, количество раз; вис на согнутых руках, сек.

Исследования проводились в общеобразовательной школе «Основа», г. Запорожье. В исследовании принимали участие ребята младшего школьного возраста в количестве 12 человек, среднего школьного возраста в количестве 10 человек. Все дети по данным медицинского осмотра относились к основной медицинской группе.

Тестирование развития силовых качеств проводилось в основной части уроков физической культуры. Данные сравнивались с нормативами показателей силовых способностей ребят в возрастном аспекте. Результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики. Результаты исследования были получены путем проведения эксперимента на уроке физической культуры с 27.01.2014 г. по 03.03.2014 г.

Анализ результатов показывает, что развитие силовых способностей у ребят младшего и среднего школьного возраста вырос. У мальчиков младшего школьного возраста прыжок с места в начале проведения исследования составлял 113,9±24,3 см, в конце 115,9±23,7 см;

сгибание и разгибание рук в упоре лежа от 10,4±2,5 до 12,3±1,6 кол-во раз; вис на согнутых руках от 5±1 до 6,42±1,4 с (табл. 1).

Анализ тестирования силовых способностей школьников 1-3 классов

№ Начало Конец Начало Конец Начало Конец

п/п иссл. иссл. иссл. иссл. иссл. иссл.

Ученик Прыжок в длину с места (см) Сгибание и разгибание рук (кол-во раз) Вис на согнутых руках (с)

1. 1-го класса 102 104 4 6 4 6

2. 1-го класса 70 75 3 5 3 5

3. 1-го класса 80 83 3 4 3 4

4. 1-го класса 145 148 3 5 3 5

5. 2-го класса 123 124 2 4 2 4

6. 2-го класса 133 135 5 7 5 7

7. 2-го класса 127 127 6 7 6 7

8. 2-го класса 121 120 8 8 8 8

9. 3-го класса 136 140 8 10 8 10

10. 3-го класса 102 103 7 8 7 8

11. 3-го класса 110 112 11 12 6 7

12. 3-го класса 90 91 8 10 5 6

У мальчиков среднего школьного возраста прыжок с места в начале проведения исследования составлял 171,8±4,1 см, в конце 177,7±2,5 см; сгибание и разгибание рук в упоре лежа от 12,6±3,1 до 14 кол-во раз (табл. 2).

Анализ тестирования силовых способностей школьников 4-8 классов

№ п/п Ученик Начало иссл. Конец иссл. Начало иссл. Конец иссл. Начало иссл. Конец иссл.

Прыжок в длину с места (см) Сгибание и разгибание рук (кол-во раз) Вис на согнутых руках (с)

1. 4- го класса 167 175 7 10 6 7

2. 4- го класса 160 168 9 11 8 8

3. 5- го класса 179 185 12 14 10 12

4. 5- го класса 165 172 13 14 15 16

5. 6- го класса 171 185 12 15 17 18

6. 6- го класса 174 175 14 15 16 16

7. 7- го класса 170 172 13 14 20 22

8. 7- го класса 168 173 15 16 25 27

9. 8- го класса 178 182 16 17 23 25

10. 8- го класса 186 190 15 16 20 22

350 300 250 200 150 100 50

Нач.иссл. Конец иссл Нач.иссл. Конец иссл. Нач.иссл. Конец иссл.

■ Среднее квадратичное отклонение (1-3 кл.)

Среднее значение (1-3 кл.)

■ Среднее квадратичное отклонение (4-8 кл.)

■ Среднее значение (4-8 кл.)

Сравнительная диаграмма тестирования силовых способностей

школьников 1-8 классов

Выводы. Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным сопротивлением – силовые упражнения. В педагогическом процессе развитие собственно силовых способностей осуществляется через развитие скоростно-силовых способностей. Эта возможность обусловлена закономерностями переноса в развитии ведущих физических способностей.

Основным средством развития собственно силовых способностей являются динамические упражнения с отягощением, акцентирование, влияющие на силовой компонент скоростно-силовых способностей. Кроме того, используются и специальные упражнения, связанные с содержанием в пространстве или веса собственного тела или его звеньев (например, вис на согнутых руках), или какого-либо предмета (например, содержание набивного мяча на вытянутых руках). Специальные упражнения выполняются повторным методом и чередуются с упражнениями на расслабление мышц и усиление дыхания. Использование специальных упражнений в школьной практике ограничено, особенно со школьниками младшего и среднего возраста.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на поиск, разработку и обоснование новых методик по формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у учащихся младшего школьного возраста.

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 2010. С. 143.

2. Лях В.1. Силовi здiбностi та методи !х розвитку // Фiзична культура в школ^ 2005. №1. С. 93.

3. Шамардина Г.М. Основи теорп та методики фiзичного виховання. – Дншропетровськ: Пороги, 2007. С.187.

4. Шиян Б.М., Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 2006. С. 128.

Тищенко Валерия Алексеевна, канд. физ. восп., доц., ms.valeri71 @mail.ru, Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет,

Ежаченко Яна, студентка, ms.valeri71@mail.ru, Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет

PECULIARITIES METHODS OF POWER SCHOOL AGE CHILDREN OF DIFFERENT

V.A. Tischenko, Y. Ezhachenko

Practical implementation of the adopted programs content cannot be preserved at the proper level physical development of students. Due to the deteriorating state of health, lower levels of physical activity in children and adolescents, this problem is particularly acute. The results of the study made it possible to ascertain the effectiveness of the training program, which contributed to the optimization parameters of the physical condition of the body of students.

Key words: strength, fitness, exercises.

Tishchenko Valeria Alekseevna, candidate of Sciences, associate professor, ms.valeri71@,mail.ru, Ukraine, Zaporizhzhya, ZaporizhzhyaNationalUuniversity,

Ezhachenko Yana, student, ms.valeri71@,mail.ru, Ukraine, Zaporozhye, Zaporizhzhya National University

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА

Е.В. Токарь, И.В. Самсоненко

Эффективным средством физического воспитания студентов является атлетическая гимнастика. В статье представлено планирование занятий атлетической гимнастикой в годичном цикле, с учетом учебной деятельности студентов. Показана методика занятий.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, атлетическая гимнастика, планирование, методика занятий

В настоящее время на фоне интенсификации учебного процесса в вузах наметилась тревожная тенденция снижения объема двигательной активности студентов, что отрицательно сказывается на их здоровье и физическом развитии. Следует отметить, что организованные формы физического воспитания (2 раза в неделю), предусмотренные вузовской

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

Содержание

  • 1 Анотация
  • 2 Ключевые слова
  • 3 Введение
  • 4 Цели, задачи и методы
  • 5 Основная часть
  • 6 Заключение
  • 7 Библиографический список
  • 8 Развитие физических качеств

Анотация

Ключевые слова

Введение

Цели, задачи и методы

Основная часть

Заключение

Библиографический список

Аннотация: Данная статья посвящена развитию физических качеств у детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются методы, средства, и показатели развития физических качеств дошкольников.

Ключевые слова: физические качества; быстрота; ловкость; выносливость; сила; гибкость.

Введение. Физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание так тесно не связано с общим воспитанием, как первые семь лет. В дошкольном детстве у ребенка закладываются основы здоровья и долголетия, хорошего физического развития и всесторонней двигательной подготовленности [1, с.5].

Организованные физкультурные занятия и свободная двигательная деятельность, когда ребенок в свободное время играет, прыгает, бегает, улучшают обмен веществ и деятельность сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, повышают устойчивость ребенка к заболеваниям. Двигаясь, ребенок познает мир. Чем больше разнообразных движений знает ребенок, тем шире возможности для развития у него ощущения, восприятия и других психических процессов, значит, полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому вопрос о физическом воспитании детей дошкольного возраста сохраняет свою актуальность уже многие года. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Образовательные задачи включают в себя развитие двигательных качеств, Формирование основных двигательных умений и навыков.

В современном мире одной из самых важных задач физического воспитания дошкольника выступает развитие у него физических качеств, так как состояние общей физической подготовленности детей зависит от того, на сколько у них развиты основные физические качества и виды движений.

Цель: рассмотрение особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста.

Задачи работы: проанализировать средства, методы и показатели развития физических качеств дошкольников. .

Методами, использованными при написании данной работы являются: анализ педагогической литературы по теме исследования, обобщение, интерпретация литературных источников.

Развитие физических качеств

Физические качестваКритерии оценкиСредства развития
БыстротаВремя двига-тельной реак-ции, скорость одиночного движения, час-тота движенияУпражнения, выполняемые с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый)

Скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание

Упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой||style=”background-color:#FFC0CB|||style=”background-color:#FFC0CB|

Общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема

Совместные упражнения вдвоем, небольшой группой с мячами, шестами. Применение необычных и.п. (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать)

Изменение скорости или темпа движе-ний; введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов||style=”background-color:#FFC0CB|

Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения в основных движениях (различные прыжки, лазание, ползание)||style=”background-color:#FFC0CB|9,5||style=”background-color:#FFC0CB|

Общеразвивающие упражнения с предметами и без них

Стретчинг – система упражнений, направленных на улучшение гибкости, повышение подвижности суставов||style=”background-color:#FFC0CB|9,5||style=”background-color:#FFC0CB|

Основная часть. Физические качества — это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными двигательными способностями. К физическим качествам относятся быстрота, сила, ловкость, выносливость и гибкость.

При выполнении любого вида упражнения осуществляется развитие всех без исключения физических качеств, но только одни развиваются преимущественно больше, чем остальные. Когда речь идет о развитии физических качеств у дошкольников, то мы в большей степени должны опираться на развитие ловкости, быстроты и гибкости, но при этом не забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Под быстротой понимается способность человека выполнять двигательное действие за минимальное время [1, с.39].

Развитию у детей быстроты способствует обучение основным видам движения. Например, быстрота развивается при выполнении упражнений с ускорением (ходьба или бег с постепенно увеличивающейся скоростью), упражнений на скорость (добраться до указанного места за наикратчайшее время), упражнений с изменением темпа движений (начиная с медленного и оканчивая самым быстрым), а также проведение подвижных игр, в которых дети должны выполнять упражнения с самой большой скоростью (догонялки и т. д.). Скоростно-силовые упражнения, такие как прыжки (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега), метание (бросок при метании совершается с большой скоростью) так же помогают развить быстроту детей. Но для эффективной результативности необходимо применять хорошо освоенные упражнения, а также учитывать физическую подготовленность детей и состояние их здоровья.

Быстроту определяют по времени, за которое ребенок с хода пробегает расстояние в 10 метров. По мнению С. Щ. Филлипова лучше всего использовать бег в 30 м. Для бега используется прямая дорожка с плотным земляным покрытием или асфальтированная дорожка длиной не менее 20 метров. Длина разбега должно составлять 4-5 метров до линии старта и примерно такое же расстояние за линией финиша. Регистрируется время бега от старта до финиша, не включая времени бега до стартовой линии и времени бега после финиша. Норма выполнения данного упражнения для детей разного возраста указана в таблице 1.

Под ловкостью нужно понимать способность человека легко осваивать новые движения и перестраивать их в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой [2, C. 23].

У ребёнка ловкость развивается параллельно с развитием координации движений, умением согласованно и последовательно выполнять движения. Для развития ловкости необходимо систематически сменять упражнения или применять их в других вариациях, что приводит к новизне и повышению трудности выполнения упражнений на координацию.

Систематическое разучивание разнообразных упражнений развивает ловкость, повышает пластичность нервной системы, облегчает усвоение новых движений. Смена условий выполнения уже ранее изученных упражнений так же благотворно влияют на развитие ловкости. Например, подвижные игры в которых дети переключаются от одних движений к другим, заранее не обусловленным и не продуманным, а также выполнение упражнений, в которых необходимо внезапно менять технику ведут к улучшению координации движения и развитию ловкость дошкольника.

Ловкость у дошкольников определяют по времени челночного бега на общую дистанцию в 30 метров, выполняемого на той же дорожке, что и при выявлении быстроты. Ребенок пробегает по прямой дорожке 10 метров потом поворачивается и бежит обратно до стартовой линии, где снова делает поворот и бежит до финиша еще 10 метров. На стартовой линии кладётся два кубика, а на финише ставиться стул. Ребенку дается игровое задание: он должен взять один кубик и положить его на стул, а потом вернуться за другим кубиком и перенести его к первому кубику и остановиться рядом со стулом. Нормативные результаты выполнения данного упражнения представлены в таблице 2.

Существует еще один способ выявления ловкости у дошкольников – обегание препятствий. Ребенку необходимо обежать 8 предметов на подставке, расстояние между которыми составляет 1 метр. Расстояние до первого флажка и после последнего составляет 1,5 метра, а общая дистанция 10 метров. Результаты обегания препятствий представлены в таблице 3.

Гибкость – это способность отдельных частей тела человека достигать наивысшей амплитуды размаха, в нужном направлении.

Гибкость определяется состоянием позвоночника, суставов, связок и эластичностью мышц.

У дошколят очень высокий показатель гибкости опорно-двигательного аппарата, которую необходимо стремиться сохранять. При подборе упражнений на растягивание частей тела нужно действовать с большой осторожностью, так как упражнения с большой амплитудой могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов ребенка. Упражнения на развитие гибкости эффективнее сначала выполнять с небольшим размахом, например, сделать несколько полуприседания, и только потом приступать к выполнению глубокого приседания. [5, C. 115].

Гибкость у дошкольников можно определить по результатам выполнения упражнения «наклон вперед сидя». Для этого ребенок садится с торца гимнастической скамейки и вытягивает вперед ручки, при этом фиксируется вертикальное положение его позвоночника и нулевая точка касания кончиками пальцев рук. Затем ребенок наклоняется вперед, при этом пальцы и ладони скользят по поверхности скамейки. Регистрируется показатель величины наклона по длине пути кончиков пальцев рук. При выполнении наклона нужно помогать ребенку, фиксировать выпрямленные колени, но при этом нельзя помогать самому наклону. Нормативные результаты выполнения данного упражнения для детей дошкольного возраста показанные в таблице 4:

Под силой нужно понимать степень напряжения мышц при их сокращении. [2, C. 116].

У дошколят тонус мышц сгибателей намного преобладает над тонусом мышц разгибателей. Данную особенность можно заметить в особенности позы ребёнка: живот у дошкольника выпячен, голова немного наклонена вперёд, а также ноги согнуты в коленных суставах. Поэтому в данном возрасте важны упражнения для мышц, которые удерживают позу, и упражнения связанные со стимуляцией увеличения мышц разгибателей.

Для развитии силовых качеств дошкольников нужно постепенно увеличивать вес предметов, используемых при проведении упражнений (мешочки с грузом, набивной мяч и др.); использовать упражнения на поднятие собственной массы (прыжки). Учитывая анатомо-физиологические особенности дошкольников, нельзя стремиться к максимальным результатам и максимальному напряжению мышц, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы и внутренних органов. Стоит отказаться от упражнений, вызывающих задержку дыхания и большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений и дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно [5, C. 92].

Для измерения силы дошкольников используются такие контрольные упражнения, как бросок набивного мяча и прыжок в длину с места. Сила регистрируется с помощью динамометра. Каждое из упражнений ребёнок выполняет не менее 2 раз, делая промежутки для отдыха. Регистрируется лучший результат из двух попыток.

Средние показатели броска набивного мяча дошкольниками показаны в таблице 5:

Средние показатели прыжков в длину дошкольниками показаны в таблице 6.

Выносливость – это способность ребенка наиболее длительное время выполнять физические упражнения допустимой сложности.

Для развития выносливости необходимо многократное повторение одного и того же упражнения. Дошколята очень быстро утоляются от однообразных нагрузок, поэтому эффективнее использовать разнообразные физические упражнения, в особенности на свежем воздухе: ходьбу, бег, катание на коньках и санках, на лыжах, велосипеде, плавание и т. д. Для дошкольников очень полезны и интересны подвижные игры, вызывающие положительные эмоции, тем самым снижая ощущение усталости. Необходимы разные виды прогулок, во время которых упражнения и отдых чередуются между собой. [3,C. 82].Выносливость – это способность ребенка наиболее длительное время выполнять физические упражнения допустимой сложности.

Развитию выносливости дошкольников так же способствует возрастание от группы к группе длительности занятий и дозировка упражнений. [4, C. 166].

Выносливость можно определить с помощью тестов, предложенными Е. Н. Вавиловой. При проведении первого теста учитывается время выполнения ходьбы и бега на расстояние в 300 метров. Для этого выбирается прямая дорога длиной 50 метров, обозначается линия старта, которая так же является линией финиша и место разворота. Ребёнок сначала должен идти до линии разворота, а потом бежать обратно до линии старта, данное упражнение повторяется еще 2 раза и засекается общее время прохождения всего расстояния. Еще есть тесты на количество приседаний, прыжков и бега на месте за 30 секунд. При выполнении этих тестов необходимо учитывать тот факт, что пульс, который измеряется до и после тестирования, не должен увеличиваться более чем на 50 %.

Заключение. Для физического воспитания дошкольников нужны глубокие знания и творческий подход. Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей достаточно легко, необходимо только правильно организовать процесс обучения. Двигательная деятельность и развитие основных физических качеств детей неразрывно связаны между собой. Поэтому формирование у дошкольников физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость) является одной из основных сторон физического воспитания. Физические качества взаимосвязаны с морфофункциональными, психофизиологическими и биологическими особенностями организма ребёнка.

Упражнения, способствующие физическому развитию ребенка, должны включаться в физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, в определенной дозировке, в строгой последовательности и с постепенным усложнением двигательных заданий. При соблюдении всех этих правил формирование физических качеств дошкольников, проходящая в единстве с обучением детей двигательным навыкам, приведет к оздоровлению всего организма, повышению эмоционально-положительного состояния психики, ускорению усваивания новых видов движений, стремлению дошкольников к большим достижениям и проявлению творческой самостоятельности.

Сила и методика ее развития у детей дошкольного возраста

Мышечная сила – одно из важнейших физических качеств, которое представляет собой способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказываютбиомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические(гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).

Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу.

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления (В.В.Кузнецов, 1975): 1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); 2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика,легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг).

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.). Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой (Ю. В. Верхошанский, 1977). Стартовая сила — это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила — способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.

Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливостьтипична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20—50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц» (Ж.К.Холодов, 1981).
В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу.

Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно — она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.

Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и от средовых факторов. Статическая силовая выносливость определяется в большей мере генетическими условиями, а динамическая силовая выносливость зависит от взаимных (примерно равных) влияний генотипа и среды (В. И. Лях, 1997).

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношейсчитается возраст от 13—14 до 17—18 лет, а у девочек и девушек — от 11—12 до 15—16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10—11 годам она составляет примерно 23%, к 14—15 годам — 33%, а к 17—18 годам — 45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

Задачи развития силовых способностей.
Первая задача — общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному (Н.И.Аринчин, 1980).

Вторая задача — разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

Третья задача — создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии.

Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы.

Чем занять ребенка в поезде

  • Развлечения ребенка в возрасте 1-2 лет
  • Как в дороге развлечь ребенка в возрасте 2-3 года
  • Развлечения ребенка в возрасте 4-5 лет
  • Как в дороге развлечь ребенка в возрасте 6-7 лет
  • Развлечения в поезде для ребенка старше 7 лет

Любое путешествие ребенок принимает как небольшое приключение. Чтобы поездка надолго запомнилась любимому чаду и не омрачалась детскими капризами, родителям заранее необходимо позаботиться о его времяпровождении в поезде. Чем занять ребенка в поезде расскажет данная статья.

Развлечения ребенка в возрасте 1-2 лет

Крохе будет гораздо проще пережить долгий путь, если родители тщательно продумает ее досуг в вагоне поезда. Планируя развлечения, следует обязательно учитывать возрастные особенности малыша и его предпочтения в играх.

Развлечь малыша поможет небольшой ксилофон. Эта не громоздкая игрушка позволит позабавить кроху и заинтересует его.

Полчаса тишины родителям подарят раскраски, альбом и карандаши. Малыш с удовольствием и пользой проведет время за рисованием, развивая свои творческие навыки.

Любимая игрушка – кукла, мишка или машинка – любой предмет, с которым малыш часто играет дома, обязательно должен путешествовать вместе с крохой. С ней карапуз быстрее успокоится и уснет.

Различные «развивайки» также подойдут для организации досуга ребенка в возрасте 1-2 лет. Достаточно взять с собой несколько элементов с отверстиями для шнуровки отвлекут ребенка. Если ничего подходящего нет, то можно взять несколько цветных пластиковых скрепок, которые соединены между собой. В этом случае важно, чтобы кроха игрался под надзором родителей, так как скрепки достаточно мелкие детали ребенку.

Отлично развлечь карапуза и развить его мелкую моторику поможет мягкий пластилин. Для лепки пластилином в поезде родителям понадобится дощечка для лепки, а также влажные салфетки, чтобы после развлечения вытирать ручки малыша.
Разноцветные геометрические фигуры из цветного картона, вырезанные родителями заранее, пригодятся для создания яркой и креативной аппликации. Главное прихватить с собой в поезд альбомный лист и клей-карандаш.

Крупные пазлы для самых маленьких деток также помогут крохе скоротать время во время длительной поездки в поезде. Если таковые не оказались в домашней игротеке, то их легко сделать самостоятельно – можно распечатать картинку и разрезать ее на несколько частей. Размер пазлов не должен быть слишком мелким, так как маленькие детали быстро утомляют детей в возрасте до двух лет.

Если дома завалялась небольшая картонная коробочка или пластиковый бокс, то ее можно взять вместе с крупными пуговицами или другими неопасными предметами. Карапуз сможет складывать их в этот бокс и отвлекаться в дороге.

Как в дороге развлечь ребенка в возрасте 2-3 года

Если ребенку в возрасте с двух до трех лет дать любимые игрушки, то ему точно не будет скучно в поезде, но здесь родителям нужно участвовать в его игре. Уместно будет научить кроху разбираться в элементарных свойствах предметов, например, большой-маленький, светлый-темный и т.д.

В поезд можно взять разукрашки с наклейками, которые совмещаются с соответствующим рисунком. Журнал с почти рисунками одной и той же сказки помогут развивать внимание и память малыша, а также пополнит словарный запас крохи.

Еще один вариант полезного времяпровождения ребенка в поезде – конструктор. Он позволит карапузу надолго длительное время заняться интересным делом — созданием шедевра, который подсказывает детская фантазия. Но при этом следует избегать модели конструкторов с большим количеством деталей, иначе родителям придется искать их по всему вагону.

Альбом для рисования также подойдет для крохи в два-три года. Вместе с родителями в нем можно воспроизвести сюжет из любимой сказки или нарисовать человечков, которые состоят из простых геометрических фигур – овалов, квадратов и треугольников.

Некоторые детки в этом возрасте уже освоили шашки или настольные квесты. Такие игры будут незаменимыми в путешествии поездом.

Если все игры уже сыграны, а рисунки и аппликации сделаны, то можно поиграть в простую игру, не требующую предварительной подготовки. Необходимо усадить кроху поближе к окну и попросить его описывать, на что похожи облака в небе. Чтобы создать мотивацию можно заявить, что тот, кто назовет больше сравнений, получит конфетку. Естественно, родителям нужно сделать так, что карапуз выиграет.

Кратковременный просмотр мультиков также может исправить ситуацию, когда малыш начинает капризничать во время поездки в поезде. Включая малышу мультики на планшете, родители должны помнить, что маленькие глазки быстро устают от яркого дисплея, поэтому смотреть мультики в возрасте 2-3 года можно не дольше 15 минут в день.

Развлечения ребенка в возрасте 4-5 лет

В этот период дети продолжают активно развиваться и задавать много вопросов. Родителям очень важно запастись терпением и отвечать на все, что интересует маленького почемучку. Развлечь кроху в поезде поможет следующее:
– книга со стихами или с любимыми сказками карапуза. Также можно загадывать ребенку загадки или учить с ним скороговорки;

– игра в прятки – в поезде не так уж много мест, куда ребенок может спрятаться, поэтому лучше сразу обсудить с крохой условия игры, например, можно в пределах купе прятать небольшую игрушку или предмет;

– настольные логические игры (шашки, шахматы, пятнашки, морской бой) – помогут не только сократить время в поезде, но и станут отличной тренировкой памяти, внимания и мышления;

– наборы для занятий творчеством (создание поделок из бисера, пайеток, песка, сборка моделей транспортных средств, вырезание аппликации из ткани и создание картины в стиле пэчворк, и т.д.) – очень понравятся дошкольнику и позволят провести ребенку время с пользой.

Как в дороге развлечь ребенка в возрасте 6-7 лет

Многие дети в этом возрасте уже вовсю пользуются электронными гаджетами. Время в поезде родители могут использовать как для простого общения со своим чадом, так и для игр, которые требуют логичного и грамотного изложения своих мыслей и расширения кругозора. Для этих целей отлично подойдет игра в «Города».

Развлечения в поезде для ребенка старше 7 лет

Чем занять более взрослых детей в поезде, напрямую зависит от его увлечений. Кому-то подойдет чтение новой книжки, кому-то – рисование или лепка с пластилина, а кому-то – новая игра на планшете. Чаще всего во время путешествий ребята этой возрастной группы заботятся о своих развлечениях самостоятельно.

Время в поезде является прекрасным шансом сблизиться с ребенком, узнать о том, что его интересует или волнует. Хорошо проведенное вместе время запомнится любимому чаду, как одно из лучших путешествий.

Чем занять ребенка в поезде?

  • Развлечения в зависимости от возраста ребенка
    • 1-2 года
    • 2-3 года
    • 4-5 лет
    • 6-7 лет
    • Более взрослый ребенок
  • Советы

Путешествие с ребенком можно превратить в настоящее приключение, которое запомнится малышу. Если вам предстоит долгая дорога в поезде, позаботьтесь о том, чтобы ребенок не скучал. Желательно взять то немногое, что не занимает много места, не громоздкое, но довольно функциональное.

Развлечения в зависимости от возраста ребенка

Малышу будет значительно легче пережить долгую дорогу, если вы тщательно спланируете весь его досуг в вагоне поезда. При этом важно учитывать возрастные особенности и игровые предпочтения.

1-2 года

  • Небольшой ксилофон. Много места такая игрушка не займет, но позволит развлечь малыша и заинтересовать его.

  • Раскраски, альбом и фломастеры позволят крохе с пользой провести время и подарят родителям несколько десятков минут тишины.

  • Любимая игрушка. Зайка, мишка или робот, с которым малыш чаще всего играет дома обязательно должен сопровождать ребенка в путешествии. С ней карапузу будет легче заснуть.

  • Развивающие игры. Не стоит брать с собой кучу коробок с «развивайками», можно обойтись несколькими элементами с отверстиями, которые нужно нанизывать на веревочку. Удачный вариант – цветные пластиковые скрепки, которые удобно соединять между собой. Важно не доверять мелкие детали ребенку, пусть занимается ими при обязательном участии взрослых.

  • Пластилин. Прекрасно развивает мелкую моторику. К тому же совместная лепка улучшает психологический контакт с ребенком, на что в повседневной жизни у родителей, как правило, не хватает времени. К пластилину обязательно возьмите дощечку для лепки и влажные салфетки, чтобы очищать ручки ребенка.

  • Удивительные фигурки. Не поленитесь и заранее, дома, нарежьте из цветной бумаги или цветного картона разные геометрические фигурки. Клей-карандаш и несколько альбомных листов помогут создавать из них всевозможные аппликации.

  • Детские пазлы. Можно взять крупные пазлы для детей от 1 года, а можно сделать их самостоятельно, просто разрезав картинку на несколько больших частей. Мелкие пазлы для детей этого возраста не подходят, их сбор утомит кроху, это еще слишком сложно для него.

  • Картонная коробочка. Если у вас есть небольшая коробочка, можно взять в довесок к ней крупные пуговицы и другие неопасные предметы, которые малыш сможет складывать и коробочку. Обычно это нехитрое занятие очень увлекает крох.

  • Пирамида на палочке. Знакомая многим поколениям людей знаменитая игрушка не теряет актуальности.

В следующем видеоролике вашему вниманию представлены лучшие игры для долгой дороги в поезде, на самолете или на машине.

2-3 года

Если ребенку в этом возрасте дать несколько игрушек, то ему наверняка скучно не будет, но здесь важно участвовать в его игре, чтобы он смог быстрее разобраться в элементарных вопросах: большое-маленькое, твердое-мягкое, гибкое и не очень.

  • Детские книги. В дорогу можно взять книжки с наклейками, которые нужно совместить с соответствующим рисунком. Купив книжку с почти одинаковыми в целом, но отличающимися в деталях рисунками можно потренировать внимание и память малыша, и если нет такой книжки-то просто собрав несколько предметов, сначала показать их все, а затем убрать что-то и дать возможность малышу определить, чего там не хватает.
  • Конструктор. Он позволит ребенку надолго заняться важным детским делом — созиданием всего, что подсказывает фантазия. Но избегайте конструкторов с большим количеством деталей, чтобы потом не искать их по всему вагону.

  • Альбом для рисования. В нем можно попробовать нарисовать целую группу человечков, состоящих из одних только кругляшков, из треугольников или квадратиков.
  • Настольные игры. Если малыш уже умеет играть в шашки, захватите их с собой. Отлично подходят настольные квесты-ходилки, в которых нужно бросать кубик и делать фишкой обозначенное количество ходов вперед.

  • На что похожи облака? Попросите ребенка описывать, на что похожи облака за окном вагона. Примите в этом самое деятельное участие, победит в этой игре тот, кто придумает большее количество сравнений.
  • Мультфильмы. Показывать ребенку любимые мультики на планшете или смартфоне родителей в поезде, конечно, можно, но недолго, не более 15 минут в день. От маленьких экранов очень быстро устают глазки малыша, даже если он сам этого не осознает. Длительный просмотр мультфильма на мониторе смартфона может даже вызвать головную боль и нарушить сон ребенка.

4-5 лет

В этом возрасте дети продолжают очень быстро развиваться и задавать множество вопросов, среди которых самый популярный – «Почему?». Здесь очень важно набраться терпения и отвечать на все вопросы почемучки наиболее полно и ярко, при этом следить за ребенком, чтобы он не отвлекался.

  • Стихи и сказки. Возьмите в дорогу книгу с любимыми стихами и сказками ребенка. Также можно разучить какой-либо стишок или скороговорку и посоревноваться, кто быстрее расскажет его.
  • Прятки. Чтобы поиграть в прятки в поезде, вовсе не обязательно бегать и прятаться по всему вагону и закрываться в туалете. Достаточно оговорить более скромные условия игры: прятать можно либо игрушки, либо какие-то предметы и не выходить за пределы купе. Один прячет, второй ищет.

  • Настольные игры. Шашки, «уголки», пятнашки прекрасно тренируют память, логическое мышление, усидчивость.
  • Книжка с рисунками «Найди десять отличий» поможет потренировать внимание.
  • Морской бой можно взять как готовый в коробке, так и сыграть с ребенком, как это делали раньше – при помощи бумаги и двух карандашей.

  • Наборы для творчества. Ребенку очень понравятся не только альбомы и карандаши, но и готовые наборы для создания картин из песка, пайеток, сборные модели самолетов-кораблей-машин для мальчиков, наборы ярких тканевых аппликаций для девочек.

6-7 лет

Современные дети испытывают невероятный дефицит полноценного общения, и немалую роль в этом сыграли электронные гаджеты. А детям, как и век назад, и раньше, необходимо научиться грамотно и логично излагать свои мысли и чувства. Позаботьтесь о том, чтобы игры в поезде во время поездки для дошкольника и младшего школьника были направлены именно на это.

  • «Волшебник изумрудного города». Эта игра может заинтересовать не только вашего ребенка, но и попутчиков, если таковые едут с вами в одном купе. Игрокам требуется объединить усилия, чтобы добиться победы.

  • Настольная игра «Имаджинариум Детство» направлена на активное общение между игроками. В игре нужно угадывать картинки. По правилам, каждому игроку раздают несколько карт. Ведущий придумывает к любой из своих картинок путанное описание и кладет рубашкой вверх на стол, остальные же, несмотря на запутанные объяснения ведущего, должны выбрать из своего арсенала карту, рисунок на которой больше всех подходит под это описание. Задача игроков – запутать других и выиграть самому как можно больше карточек с картинками. У этой игры есть множество вариантов – взрослый, дорожный с запчастями, и другие. Тематика столь же разнообразна.

Более взрослый ребенок

Чем занять в дороге ребенка старше 7 лет, во многом зависит от интересов самого ребенка. Одни дети в этом возрасте любят читать, другие – рисовать, третьи не прочь поиграть с родителями в «города», «съедобное-несъедобное» и так далее. Скорее всего, ребенок сам позаботится обо всех развлечениях, которые будут ему интересны в пути.

Отлично подходят сборные модели техники и транспорта, которые школьник сможет терпеливо собирать по частям, наборы для вышивки с готовыми схемами, если у вас девочка.

Советы

Воспринимайте путешествие как отличный шанс улучшить отношения с ребенком. Даже если вам кажется, что у вас отличные отношения, нет предела совершенству.

В течение довольно длительного времени вы будете находиться в одном пространстве, не отвлекаясь на работу, мытье посуды и прочие домашние дела. Пусть эти часы и дни запомнятся ребенку, как одни из самых лучших и интересных.

В следующем видеоролике опытная мама расскажет, чем занять ребенка в долгой дороге и как скоротать его досуг.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Чем занять ребенка в поезде

Чтобы поездка в поезде для детей превратилась в увлекательное приключение, родителям следует тщательно подготовиться к путешествию. Чем занять ребенка в поезде, что взять с собой и ничего не забыть, и еще много вопросов и страхов возникает у мам перед поездкой. Ответ на них зависит от возраста и характера детей.

Организационные моменты

Поездка с детьми в поезде, особенно на большие расстояния — дело непростое и очень хлопотное. Для комфортного, интересного и безопасного времяпрепровождения в пути взрослым следует детально продумать следующие моменты:

  • приобретение проездных билетов;
  • средства личной гигиены;
  • занятость ребенка;
  • питание детей;
  • сменная одежда, обувь;
  • аптечка.

Приобретение проездных билетов

Девочка у поезда

Перед покупкой билетов изначально стоит выбрать тип вагона. Долгий путь комфортнее и спокойнее проделать в купе, тем более с малышом до трех лет. Идеальным вариантом является выкуп всего купе. Плацкартный вагон будет оптимальным решением в том случае, если дети старше трех лет и дорога занимает небольшое количество времени.

Выкупить билеты лучше заранее, чтобы можно было выбрать удобные места. В плацкарте желательно исключить боковые места, а также первое и последнее купе. Вдоль боковых полок происходит постоянное движение пассажиров, а также ощущаются сквозняки. Для детей в целях их безопасности нужно предусмотреть покупку нижней полки.

Дополнительная информация! В плацкартном вагоне окна третьего и шестого купе не открываются, так как являются аварийными.

Бесплатный билет выдается до 5 лет, однако в этом случае место для ребенка не предусмотрено. Наличие билета с местом обязательно, если один взрослый перевозит двоих детей до 5 лет.

Средства личной гигиены

Гигиена ребенка в поезде

Большое значение для малышей имеет соблюдение правил личной гигиены. Хорошими помощниками в путешествии являются дезинфицирующие средства, к которым относятся антисептики и влажные салфетки с антибактериальным составом. В первую очередь следует обработать дезинфицирующими средствами все предметы, к которым может прикасаться малыш. Влажные салфетки можно использовать вместо мытья рук, а также при смене подгузника. Если малыш не приучен к горшку, удобно будет использовать одноразовые пеленки, чтобы не испачкать постельное белье, также должен быть хороший запас подгузников.

На заметку! Детям, которые ходят на горшок, желательно взять горшок с крышкой, чтобы удобно было его выносить, либо при отсутствии крышки можно обернуть горшок в мешок для мусора.

Также в наличии должна детская зубная паста и щетка (если малыш уже ими пользуется), туалетная бумага, мыло, собственное полотенце, расческа.

Питание детей

Самым маленьким пассажирам, находящимся на грудном вскармливании, важно только присутствие мамы. При искусственном кормлении следует взять с собой термос с кипяченой водой для приготовления смесей и каш, а также баночное пюре.

Детям старшего возраста в дороге лучше кушать не скоропортящиеся продукты:

  • фрукты;
  • овощи;
  • отварные яйца;
  • сыр;
  • печенье, сухарики, хлебцы;
  • сухофрукты, арахис.

Чем кормить детей в дороге

Для утоления жажды лучше взять питьевую и минеральную воду, пакетированный чай. Соки, сладкие газированные напитки и компоты исключить.

На заметку: В отдельную сумку с продуктами следует положить одноразовую посуду, ножик.

Сменная одежда, обувь

В поезде дети могут облиться, испачкаться, вспотеть, не успеть на горшок, поэтому обязательно в запасе должна быть сменная одежда, теплые вещи и удобная обувь. На ночь лучше предусмотреть спортивный костюм, либо теплую кофту, малышам до года стоит одеть чепчик.

Занятость ребенка

Обеспечение занятости детей является важным моментом в организации поездки с детьми в поезде. Перечень и количество предметов зависит от возраста ребенка.

На заметку: Малышам до двух лет желательно взять новую развивающую игрушку, с которой он будет знакомиться уже в поезде, заинтересуют их различные негромкие музыкальные игрушки, книжки для самых маленьких.

Занимать детей старше двух лет будет легче, перечень увлечений разнообразен:

  • Если маленький пассажир увлекается рисованием или раскрашиванием, обязательно нужно взять ручки, карандаши, фломастеры, раскраски и обычные листы бумаги.
  • Вместе с детьми можно поиграть в настольные игры, конструктор, собрать пазлы, позаниматься с пластилином.
  • Малышам будут интересны передвижные игрушки, которые можно покатать на столе (машинка, паровоз, самолет).
  • Гаджеты и плейер могут занять малыша на некоторое время, мультфильмы и сказки дети смотрят с удовольствием.
  • Стоит купить набор для творчества.
  • Обязательно развлечь маленьких пассажиров помогут мыльные пузыри и шарики.
  • Перед сном малышу можно почитать книжку.

Развлечения для детей в поезде

Жд перевозка для малышей станет интересной и время пролетит незаметно, если родители примут участие в развлечениях.

Аптечка

Основные лекарства, которые могут пригодиться в поезде:

  • электронный термометр;
  • жаропонижающие;
  • от диареи и отравления;
  • зеленка, бинт, перекись водорода.

Услуга сопровождения ребенка в поезде

Важно! Перевозка детей без родителей запрещена до 10 лет.

Если ребенку больше 10 лет, родители могут воспользоваться услугой, которую предоставляет российская железная дорога на скоростных поездах «Сапсан» по маршруту от Москвы до Санкт-Петербурга. Подать заявку родителям следует за двое суток до отправления. Законные представители передают юного пассажира сотрудникам вокзала, его сопровождают до вагона, где будет отвечать за безопасность ребенка проводник. По приезду он передает ребенка встречающему его человеку. Цена такой услуги составляет 1600 рублей*.

Важно! К концу 2018 года экипаж поезда сможет сопровождать детей по всей стране в поездах дальнего следования.

Если юному пассажиру необходимо ездить на соревнования, олимпиады, отдых, то это можно осуществить под присмотром взрослых в качестве организованной группы. Перевозка организованных групп детей на железнодорожном транспорте допускается при наличии одного сопровождающего на 12 человек (педагоги, воспитатели, родители, тренеры) в период следования к месту назначения и обратно. Это распространяется не только на пассажирские поезда, но и на электропоезда.

Организованная группа детей

Обратите внимание! Без сопровождения взрослых дети старше 7 лет могут самостоятельно купить проездной билет и ехать только на электричках.

Советы опытных родителей

Молодым и неопытным семьям, а также тем родителям, которые редко путешествуют с маленькими детьми, могут быть полезны лайфхаки опытных мам и пап.

Чтобы сэкономить деньги на билете, можно воспользоваться следующим советом: чем раньше приобретается билет, тем больше скидка на него действует. Билеты по территории РФ можно купить за 3 месяца до поездки.

Чтобы детям было комфортно и безопасно спать, можно под матрас с краю положить какие-либо предметы (одеяло, книги). Еще один вариант защиты от падения малыша с полки — купить специальную сетку в виде манежа для поезда.

Если у ребенка аллергия, то постельное белье, полотенце и плед лучше иметь свое.

Важно! Детям в возрасте до 8 лет необходимо обязательное сопровождение в туалет.

В целях профилактики следует периодически мыть руки ребенку, либо обрабатывать их антисептическим аэрозолем.

Безопасность малыша в виде сетки-манежа

При транспортировке малышей до года, детское питание рекомендуется хранить в сумке-холодильнике.

Поездка с детьми может оказаться не такой хлопотной, если принять к сведению полезные советы.

Однако не стоит забывать о негативных факторах, не зависящих от правильной организации:

  • недовольные соседи, которых раздражают дети;
  • сильные сквозняки или, наоборот, слишком душно;
  • неприятный запах из тамбура (от туалета или из-за курения).

К таким неприятным моментам нужно быть морально готовым.

Ссылка на основную публикацию