Нарушение речи у детей дошкольного возраста: виды, причины, диагностика и коррекция

Нарушение речи у дошкольников

  • Первые признаки речевых нарушений у ребенка
  • Причины нарушения речи
  • Виды речевых нарушений
  • Диагностика нарушений речи у детей
  • Коррекция речевых нарушений

Чтобы как можно раньше выявить речевые расстройства у ребенка, родители должны знать о нормах его развития, особенно в ранний период. Существует много признаков проблем с речью, которые можно заметить уже в конце первого месяца жизни. Они могут возникнуть из-за внутриутробных патологий, генетической предрасположенности, родовых травм и т. д. Чтобы корректировать речевые нарушения, нужно провести тщательную диагностику. После обследования логопед определяет ребенка в группу, согласно речевым нарушениям и составляет план лечения. В комплекс процедур входят упражнения для языка, дыхательная, пальчиковая гимнастика и т. д.

Первые признаки речевых нарушений у ребенка

По мнению специалистов, нарушения развития речи у детей можно определить уже в первые недели их жизни. Если ребенок кричит слабо, подолгу и монотонно, то нужно внимательно следить за его развитием.

Другие признаки расстройств речевой деятельности:

• К концу 4 недели ребенок тихий, пассивный. Он не кричит, когда хочет кушать или ощущает дискомфорт;

• К концу 4 месяца малыш проявляет мало эмоций, когда родители и близкие с ним общаются. Он не улыбается, когда мама или папа нежно с ним разговаривают;

• 5 месяцев – ребенок не произносит отдельные звуки или слоги. Когда родители называют предмет и указывают на него, то малыш не пытается найти его взглядом. Например, на вопрос «Где свет?», он не поднимает глаза на лампочку;

• 7 месяцев – дети не пытаются обратить на себя внимание родителей, издавая определенные звуки;

• 9 месяцев – словарный запас малыша не пополнился словами, состоящими из одинаковых слогов. Например, ма-ма, па-па, дай-дай и т. д.;

• 10 месяцев – ребенок не может произносить 8 слогов или звукосочетаний. Кроме того, он не машет головой, подтверждая слово «нет», а также не прощается, двигая рукой.

• 12 месяцев – не понимает смысла слов, а просто повторяет их, не прислушивается к музыке. Он не понимает простых требований, например, «Дай ложку»;

• 15 месяцев – не произносит осмысленно слова «мама», «папа»;

• 19 месяцев – не понимает смысла простых слов, не умеет находить части тела, которые называют взрослые;

• 29 месяцев – не понимает значение слов, которые обозначают размер (большой-маленький).

Если родители заметили подобные признаки у своего ребенка, то нужно обратиться к специалистам. Отоларинголог проверит слух ребенка, невропатолог определит нарушения работы ЦНС, детский психолог, дефектолог или психиатр оценит состояние невербального интеллекта, а логопед установит окончательный диагноз.

Причины нарушения речи

Речевые расстройства могут спровоцировать разнообразные факторы. Они бывают внутренние или внешние, но иногда они сочетаются между собой.

Основные причины нарушения речи у детей дошкольного возраста:

• Внутриутробные пороки развития;
• Генетическая предрасположенность;
• Аномалии родовой деятельности;
• Заболевания в первые года жизни;
• Плохие социально-бытовые условия.

Речевые расстройства часто возникают из-за внутриутробных патологий. Особенно важным является срок до 13 недели беременности, во время которого формируется ЦНС плода, в том числе и речевые зоны коры головного мозга. Чаще всего их развитие нарушается по таким причинам:

• Кислородное голодание плода;

• Внутриутробные инфекции, например, герпес, краснуха, сифилис, токсоплазмоз, грипп, скарлатина, полиомиелит, ВИЧ-инфекция, корь;

• Травмы женщины во время вынашивания плода;

• Групповая несовместимость крови матери и плода, в результате чего в организме женщины вырабатываются антитела. Они попадают в организм ребенка через плаценту, тогда выделяются токсины, которые повреждают отделы головного мозга, отвечающие за речь и слух;

• Недоношенный или переношенный плод;

• Никотиновая, алкогольная или наркотическая зависимость будущей матери;

• Бесконтрольный прием сильных медикаментов;

• Работа будущей матери на вредном производстве;

Плохая наследственность тоже может стать причиной нарушения речи. Если родители или близкие родственники ребенка поздно говорили, то подобные проблемы могут коснуться и его. Расстройства речи могут спровоцировать другие генетические патологии, связанные с неправильным строением органов артикуляционного аппарата: неправильная посадка зубов, патологический прикус, дефекты строения неба и т. д. Также проблемы могут возникнуть из-за заикания, нарушения развития сенсорной речевой зоны.

Роды нередко проходят неблагоприятно для ребенка. К наиболее опасным патологиям относят асфиксию при рождении (удушье во время родовой деятельности), родовые травмы, связанные с узким тазом у матери, применение акушерских щипцов во время родов. Вероятность нарушений речи высока у детей с массой до 1500 г, которые прошли реанимационные мероприятия (в том числе вентиляция легких).

Заболевания ребенка в раннем возрасте могут наложить тяжелый отпечаток на его развитие. Особенно опасен менингит, а также менингоэнцефалит – воспаление оболочек и вещества головного мозга, который может затронуть спинной мозг и вызвать паралич. Речь у детей с нарушением слуха страдает из-за воспаления среднего и внутреннего уха в раннем возрасте. Также проблемы могут спровоцировать травмы головного мозга и повреждения неба.

Речь нарушается при недостатке или отсутствии эмоционального или речевого общения с близкими. Нередко такие проблемы возникают в благополучных на первых взгляд семьях, где родители не употребляют алкоголь или наркотики. Это характерно для детей, которые потеряли эмоциональную связь с матерью.

Виды речевых нарушений

Логопеды различают клинико-педагогические и психолого-педагогические нарушения речи у дошкольников. Они могут существовать одновременно и позволяют специалисту лучше понять причину отклонений, провести эффективное лечение или предотвратить вторичные отклонения, связанные с основным дефектом.

Согласно клинико-педагогической классификации выделяют письменные и устные нарушения речи. В группу устных нарушений относят фонационное и структурно-семантическое оформление.

Нарушение фонационного оформления – это расстройство речи во время произношения. В эту группу входят такие патологии:

• Дисфония – расстройство или полное отсутствие фонации вследствие патологии голосового аппарата (нарушение тембра или высоты голоса);

• Брадилалия – замедленный темп речи в результате патологии;

• Тахилалия – ускорение темпа речи;

• Заикание – нарушение темпа и ритма речи вследствие судорог мышц речевого аппарата;

• Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата;

• Ринолалия – носовой оттенок голоса, который сопровождается нарушением звукопроизношения, что связано с дефектами в строении и работе речевого аппарата;

• Дизартрия – нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата.

Эти особенности нарушения речи у детей приводят к тому, что они правильно понимают смысл, но воспроизвести не могут, так как мешает дефект.

Наиболее тяжелыми являются структурно-семантические логопедические нарушения речи у детей. Тогда поражается кора головного мозга, и ребенок частично или полностью теряет возможность воспроизводить слова и понимать их смысл. К таковым относят алалию и афазию.

Алалия – это недоразвитие или отсутствие речи у дошкольников при нормальном слухе, первично сохранном интеллекте. Патология возникает вследствие повреждения речевых областей мозга во время родов, а также мозговых заболеваний или травм, перенесенных в раннем возрасте.

Афазия – это нарушение уже сформированной речи вследствие повреждения мозга. Как правило, патологию диагностируют у детей старше 3 лет.

Нарушение письменной речи наблюдается во время чтения или правописания. В эту группу входит дислексия и дисграфия. Первое нарушение проявляется трудностями в опознавании букв, их слиянии в слоги и слова. Тогда ребенок не может правильно прочитать слова. Второе расстройство связано с нарушением письма, при котором дошкольник смешивает и пропускает буквы в словах.

Психолого-педагогическая классификация создана для определения степени потенциального влияния на коррекцию нарушений речи у дошкольников во время занятий с логопедом.

Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей характеризуется неправильным произношением, что связано с дефектами восприятия, а также произношения отдельных фонем. Это касается только общения на родном языке.

Общее нарушение речи у детей наблюдается, когда недостаточно развиты все компоненты речевой системы. Для такого малыша характерно более позднее, чем у сверстников развитие речи, бедный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования.

Заикание – это чаще психическое нарушение речи у детей, которое проявляется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов. Это расстройство только в коммуникативной функции, а остальные средства коммуникации сформированы правильно.

Иногда речевые отклонения бывают комбинированными, например, заикание и общее недоразвитие речи.

Диагностика нарушений речи у детей

Для эффективной коррекции речевых нарушений, нужно провести всестороннее логопедическое обследование. Диагностика нарушений речи у детей начинается со сбора анамнеза и уточнения речевого развития от рождения до 3 лет. Учитываются особенности развития моторных функций, характер манипулятивной, а также игровой деятельности, навыки самообслуживания.

Во время диагностики каждого дошкольника оценивают по таким параметрам:

• Мелкая моторика;
• Артикуляционная моторика;
• Звукопроизношение;
• Фонематические процессы;
• Словарный запас;
• Грамматический строй речи;
• Связная речь.

С помощью полученных данных логопед определяет причину нарушения и составляет план лечения. При этом учитываются речевые, возрастные, а также психофизиологические особенности дошкольника.

Рекомендации к проведению логопедического обследования:

• Изучение уровня речевой коммуникации проводится во время свободного общения;

• Исследование состояния восприятия речи проводится во время беседы и выполнения специальных заданий;

• Оценка зрительного восприятия, например, название и дифференциация основных цветов и их оттенков;

• Исследование произвольной моторики: качество и объем мимических мышц лица, работа губ, языка, щек. Также изучается общая и тонкая моторика рук у детей с нарушением речи. Для этого проводятся упражнения с предметами и без них;

• Исследование состояния звукопроизношения для определения характера нарушения произношения гласных и согласных звуков.

• Изучение словарного запаса. Для этого логопед выявляет способность ребенка быстро подбирать самое точное слово, употреблять обобщающие слова, например, классификация понятий, подбор антонимов, синонимов, определений;

• При изучении грамматической стороны речи дошкольник выполняет задания на понимание грамматических структур, изменение имен существительных по числам и т. д.;

• Для изучения уровня связной речи нужно пересказать текст.

Далее детей оценивают в баллах по каждому пункту.

Согласно речевым нарушениям детей разделяют на 3 группы:

• С фонетическими нарушениями. Дети не произносят отдельные звуки;

• С фонетико-фонематическими нарушениями. Ребенок не произносит звуки, плохо их различает, ему тяжело читать, писать;

• С общим недоразвитием речи. Дети не различают звуки, не умеет сливать их в слова, имеет бедный лексический запас, связная речь отсутствует. При отсутствии коррекции это приводит к проблемам в общении.

Расстройства речи значительно влияют на другие психические функции ребенка, поэтому важно вовремя провести лечение.

Коррекция речевых нарушений

Предупредить расстройства речевой деятельности можно с первых дней жизни, для этого нужно соблюдать такие рекомендации:

• Как можно чаще общаться с младенцем, придавая разговору разные эмоциональные оттенки. Слова нужно произносить правильно, улыбаться, хмурится, показывать страх, радость, восторг и т. д.;

• Регулярно проводить пальчиковую гимнастику, для этого подойдет известное стихотворение «Сорока-ворона кашку варила». Во время чтения стиха нужно просить малыша повторять определенные упражнения пальцами, массировать их кончики.

По мере взросления малыша для развития мелкой моторики используют мозаику, конструкторы, рисование, лепку и т. д. Это все поможет ускорить речевое развитие.

С 2.5 лет можно начинать выполнять упражнения для языка. Сначала занятия проводятся под контролем логопеда, а потом их можно проводить дома. Все движения нужно выполнять перед зеркалом, чтобы контролировать их. Делают их в плавном темпе, переходя от простых элементов к более сложным.

Для улучшения произношения шипящих звуков выполняют упражнение «Заборчик»: зубы сомкнуты, губы вытянуты вперед, фиксация в этом положении на 10 секунд. Хорошо произносить свистящие звуки поможет упражнение «Горка»: рот слегка приоткрыт, боковые края языка упираются в коренные зубы, кончик – в передние, фиксация на 10 – 15 секунд. Существует много упражнений для разных звуков, главное выполнять их правильно и заниматься регулярно.

Дыхательная гимнастика улучшит произношение звуков, научит дошкольника говорить правильно и плавно. Существуют многие упражнения, которые увеличивают время ротового выдоха от 2 до 8 секунд. К тому же, дошкольника нужно научить говорить через рот и нос, делать это со звуком или складом. Для этого можно выполнить упражнение «Буря»: ребенок берет стакан с водой и трубочкой, слегка открывает рот, упирается языком в нижние зубы, берет трубочку, опускает в стакан, дует, чтобы вода булькала. При этом щеки не надуваются, а губы не двигаются. После регулярных занятий поток воздуха будет более сильным и длительным.

Также полезно будет надувать воздушные шары, мыльные пузыри, проводить игры со свистульками, музыкальными инструментами, например, губная гармошка или дудочка.

Период с 3 до 6 лет идеально подходит для развития речи у дошкольника, поэтому в этот период нужно соблюдать такие рекомендации:

• Разговаривать правильно, без «сюсюканья»;
• Правильно расставлять ударения;
• Говорить простыми предложениями, состоящими из 2 – 4 слов;
• Повторять слова на определенном отрезке времени, чтобы ребенок их запомнил и научился их использовать;
• Правильно менять интонацию, тембр голоса, темп речи;
• Жестикулировать во время общения.

При дизартрии, дислалии или моторной алалии страдает произносительная речь. Это связано с тем, что ребенок не научился управлять артикуляционными органами. Чтобы исправить дефекты звукопроизношения, нужно пройти 4 этапа:

• 1 этап – подготовка к постановке звука и его автоматизация;
• 2 этап – обучение правильно произносить звук в изолированном звучании;
• 3 этап – выработка автоматически произносить звук правильно;
• 4 этап – освоение навыка дифференцировать звуки на слух, что закрепляет умение произносить их правильно.

Важно вовремя обнаружить речевые нарушения, так как они существенно влияют на психические функции ребенка. Им тяжело дается анализ, синтез, сравнение, обобщение. Также может нарушаться координация, снижаться скорость и ловкость. Дошкольники тяжело воспринимают словесные инструкции. Дети с нарушениями речи замкнутые, обидчивые, агрессивные.

Чем раньше родители обнаружат речевые расстройства и обратятся к логопеду, тем легче их будет корректировать. Важно провести всестороннюю диагностику, чтобы выявить причины нарушения и составить эффективный план лечения. При своевременных регулярных занятиях дошкольник сможет правильно произносить все звуки, делать частичный звуковой анализ, пополнить словарный запас, согласовывать слова в роде, падеже, числе и даже составлять сложные синтаксические конструкции (диалог, монолог).

Речевые нарушения артикуляции речи: виды, коррекция, профилактика

Что такое нарушение речи

Нарушение речи — это обобщенное понятие любого отклонения от нормы речевой деятельности человека.

Проявления его самые разные — неправильная артикуляция, неверное слуховое восприятие речи, искажение ее ритмичности, а также полное или частичное отсутствие вследствие тяжелых нарушений деятельности центральной нервной системы.

Читайте также:  Какие книги читать ребёнку 4-5 лет

Отсутствие свободы в общении, помехи при адаптации в социуме и разного рода психологические проблемы — результат неполадок и проблем в речевой сфере.

Специальная наука, изучающая дефекты речи, способы их предупреждения и коррекции, — это логопедия.

Вот как она классифицирует нарушения речевой функции.

Общая характеристика заболевания

Наивысшая функция – речь, она неразрывно связана со способностью чувствовать, запоминать и мыслить. Человек может правильно произносить звуки только при нормальной работе головного мозга. Также в этом процессе участвуют артикуляционный аппарат (губы, зубы, гортань, язык) и дыхательная система.

Формирование этой функции производится благодаря двум механизмам. На основе этого выделяют две речевые разновидности – импрессивная и экспрессивная. Каждая из них имеет свои особенности и клиническую картину нарушений. Импрессивная речь определяет способность человека воспринимать услышанные слова, осознавать прочитанные фразы. Головной мозг моментально анализирует все звуковые составляющие сказанного слова, благодаря чему происходит его понимание.

Расстройства речи по этому типу связаны с нарушениями зрительных и слуховых анализаторов, а также патологиями головного мозга. Такие пациенты могут прослушать отдельную фразу, но не понять ее смысл. Обращенные к ним слова игнорируются, при воспроизведении подобных фраз происходит подмена звуков. Как результат – больного перестают понимать окружающие. Он сам оказывается дезориентированным в окружающем его обществе.

Экспрессивная речь обуславливает возможность разговаривать, самостоятельно писать слова, формировать предложения. Расстройство речи этой формы проявляется скудным словарным запасом пациента. Произношение звуков происходит с определенными нарушениями, он не может правильно строить предложения, составлять логические связки из слов и фраз. Это патология связана с психологическими проблемами личности, нарушениями органов артикуляционного аппарата и головного мозга.

Современная классификация речевых нарушений

Различают две типологии речевых нарушений, построенных по разным признакам: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация

Согласно клинико-педагогической классификации речевые нарушения группируются по характеру их проявления, по причине возникновения, а также подразделяются для устной речи и письменной.

Краткая характеристика их основных видов приведена в таблице:

Психолого-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация построена для организации действенной работы по коррекции дефектов речи.

Ее основными звеньями являются:

  • ОНР — так называется в специальной психологии общее недоразвитие речи — ее расстройство при полноценном слухе и интеллекте

  • ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушенное звукопроизношение при нормальном слухе и умственных способностях

Советы по преодолению дислексии и дисграфии

Эти речевые нарушения диагностируют только в школьном возрасте. Часто ошибки на чтении и письме путают с физиологическими, которые являются естественными для ребенка, начинающего овладевать грамотой. У таких детей нарушена ориентация в пространстве, поэтому логопед предлагает задания по определению сторон, верха и низа и т. д.

Взрослый выкладывает с ребенком буквы из счетных палочек, подробно показывает, как пишется буква, то есть проводит работу по закреплению образа буквы при помощи зрительного анализатора и моторного навыка. Школьника учат не просто читать, а понимать прочитанное. Для этого сначала просят соотнести слово с изображением и т. д.

Дислексия и дисграфия успешно поддаются коррекции. Но бывает, что эти дефекты встречаются и у взрослых. Принципы и направления работы такие же, как и с детьми.

Причины и виды расстройств речи

Причины первичных речевых отклонений у дошкольников достаточно разнообразны.

  • внутриутробные патологии, травмы и перенесенные инфекционные болезни во время беременности;
  • травмы во время родов, асфиксия, недоношенность;
  • генетическая предрасположенность, когда случаи нарушения речи есть в семье;
  • серьезные заболевания первых лет жизни, например, менингит, воспалительные процессы, приводящие к снижению или потере слуха, травмы;
  • неблагоприятная атмосфера в семье, когда ребенок лишен заботы и любви; отсутствие или ограниченность эмоционального и речевого общения; педагогическая запущенность;
  • врожденные или приобретенные дефекты органов артикуляции.

Причинами возникновения отклонений речи у взрослых являются тяжелые болезни, стрессы, а также речевые дефекты, оставшиеся с детских лет.

Речевые нарушения бывают двух видов:

  • органические, которые возникают вследствие поражения органов, например, при черепно-мозговых травмах;
  • функциональные, когда нарушается функция речи, например, при психоэмоциональных перегрузках.

Механизм расстройства речевой деятельности — это сложный процесс. Поэтому при диагностике тщательно изучаются причины возникновения дефектов, определяется их вид и степень тяжести на основании существующих классификаций, проводится обследование всех сторон речи, чтобы поставить точный диагноз и назначить лечение. Одновременно выясняется необходимость в специальном обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речевой деятельности.

Рекомендации по работе с алалией и афазией

Это тяжелые речевые дефекты, при которых люди теряют возможность общаться и познавать окружающий мир при помощи речи. Если алалия возникает в результате патологий во внутриутробном, родовом и послеродовом периодах, то афазия чаще всего после инсульта. Людей с такими дефектами учат пользоваться речевыми средствами, создают ситуации, побуждающие к общению.

Начинают работать с простых слов, потом переходя к все более сложному речевому материалу. Людей с этими дефектами учат строить фразы и предложения, общаться при помощи их с окружающими. Проводится работа по всем направлениям, как и при дизартрии. Кроме логопеда, с пациентами работает нейропсихолог, дефектолог, психолог и невролог.

Лечение и коррекция речевых нарушений

Речевые патологии, кроме медикаментозного лечения, необходимого при тяжелых формах, эффективно корректируются логопедическими упражнениями, массажем, дыхательной гимнастикой, иглоукалыванием, физиопроцедурами, использованием методик для восстановления психоэмоционального состояния.

Значительная роль в реабилитации больных с нарушениями речи отведена логопедическим методам коррекции.

Избавление

Лечение дефектов речи происходит по индивидуальному плану. Сначала специалисту необходимо выявить причину, которая влияет на произношение, только после этого — составить индивидуальный план занятий.

Если у вашего ребенка выявили какой-либо дефект речи, то родителям стоит запастись терпением. Ведь хороший результат зависит от нескольких факторов:

  • регулярность;
  • усердие;
  • настойчивость.

Так как дефектов речи существует большое множество, методов избавления от них также наличествует большое количество. Если после излечения основной проблемы речь пациента не улучшается, то логопеды советуют дыхательную гимнастику или речевую терапию. Эти два метода очень часто применяют после инсульта.

Профилактика речевых нарушений

Вот основные шаги, которые можно сделать для избежания нарушения речи у детей:

  1. Профилактические осмотры детей дошкольного возраста у психоневролога, окулиста, оториноларинголога, логопеда, стоматолога, дают возможность выявить дефекты речевого развития в самом зачатке, когда шанс успешной коррекционной работы значительно выше.
  2. Активное эмоциональное и речевое общение с первых дней жизни ребенка — необходимое условие его правильного развития. Проявляйте интерес, симпатию, нежность, дружелюбие, умиление, радость, любовь. И разговаривайте. А еще пойте колыбельные. Душевное общение — это наилучшая профилактика от любых болячек.
  3. С малышом постарше занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Выполнение определенных действий пальцами рук внешне выглядит, как игра, но в это время в организме запускаются сложнейшие процессы, которые формируют будущую речь вашего крохи. Массаж пальчиков и ладошек под любимый стишок создает образы, прививает чувство ритма, тренирует память, поднимает настроение. По мере взросления детки с удовольствием закручивают крышки, лепят, конструируют, складывают мозаику, рисуют, пересыпают крупы, застегивают молнии и замочки. Эти занятия для мелкой моторики способствуют развитию речи.
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой делают подвижными язычок, щечки, губки и помогают предотвратить нарушение речи у детей. Ее желательно выполнять регулярно, от простых упражнений к сложным. Для того, чтобы ребенку было понятно, где должен находиться язык при произношении того или иного звука, как открывать рот и надо ли вытягивать губы, лучше заниматься перед зеркалом.
  5. Дыхательная гимнастика, разумеется, в форме игры, тоже не менее полезна. Мыльные пузыри, игры на дудочке или губной гармошке, бульканье через соломку в стакане с водой, надувание шаров помогают сформировать навык регулировать поток воздуха, увеличивать продолжительность выдоха, дышать равномерно.
  6. Читайте сказки, стишки, потешки, скороговорки. Разыгрывайте сценки, спектакли. Сочиняйте сценарии. Учите наизусть стихи. Разгадывайте загадки. Играйте в словесные игры.
  7. Гуляйте, по возможности, на природе — в лесу, сквере, парке. Замечайте, как живут насекомые, обращайте внимание на краски вокруг, наблюдайте за облаками. Общение с природой раскрепощает, обогащает эмоции, снимает мышечные зажимы, убирает страхи, воспитывает открытость и доверие миру.
  8. Обеспечьте ребенку благоприятную и доброжелательную атмосферу дома. Помогайте ему правильно проходить стрессовые ситуации. Воспитывайте у него желание помогать, заботиться, сопереживать и обязательно верить в себя, отстаивать свою точку зрения, договариваться, идти на компромисс.

Детский аутизм

При данном заболевании дети не только полностью перестают разговаривать (хотя раньше их речевое развитие никак не отличалось от сверстников), но и погружаются в переживания, отстраняясь от окружающего их мира.

При детском аутизме наблюдается отсутствие элементарных бытовых навыков и речи. К особенностям болезни относятся:

  • возбудимость и даже агрессивность;
  • зацикленность на чем-то (предпочтение одного продукта, отказ от всего остального, при этом основной показатель — внешний вид, а не вкусовые качества; пример — малыш отказывается пить сок из бутылки, так как всегда его употребляет из картонной коробки);
  • отсутствие желания контактировать со взрослыми людьми, минимальный контакт с матерью;
  • у малышей развито чувство страха, только есть одна особенность — ребенок может не бояться темноты или высоты, а вот чайник или ложка его могут сильно напугать (эти предметы были взяты в качестве примера).

Обобщая сказанное

Нарушения речи существуют столько же, сколько и человеческое слово. И во времена Гиппократа лечили потерю голоса, заикание, косноязычие. Современная медицина, несомненно, ушла далеко вперед в лечении речевых расстройств. Но и статистика не радует: людей с речевыми патологиями с каждым годом становится все больше.

Очень уязвимы дети дошкольного возраста, чьей несформировавшейся психике трудно справиться с интенсивным потоком информации.

Но все поправимо! Эффективность коррекционной работы зависит от многих факторов. Прежде всего это дружный тандем родителей, педагогов и медиков. А еще — упорство и вера в успех.

Ринолалия

Дефект речи, имеющий название ринолалия, проявляется нарушением тембра голоса. Все мы когда-нибудь пробовали пародировать слона, то есть говорить «в нос». Но встречаются случаи, когда это у человека происходит само собой. Так называемое носовое звучание появляется в результате анатомического дефекта речевого аппарата.

Дефектолог или логопед — к кому обратиться

Исправлением дефектов речи занимаются логопеды и дефектологи. В чем между ними разница и к какому специалисту следует обратиться?


Логопед — врач, восстанавливающий речь детей, не имеющих отклонений в психическом или физическом здоровье и с нормально работающей ЦНС.

Как правило, логопеды работают с детьми старше 3-летнего возраста. Главная задача логопеда — правильно поставить речь ребенка, научить его верно произносить звуки и слова.

Для этого отрабатываются специальные упражнения на дыхание, артикуляцию, пропевание и произношение звуков. Разучиваются специальные скороговорки.

Дефектолог — врач, который работает с детьми, имеющими отклонения в физическом или психическом развитии. Этот специалист получает специальное образование, которое включает курс по психологии, психиатрии, неврологии и другим дисциплинам.

Дизартрия

Такой дефект возникает из-за недостаточной иннервации речевого аппарата. Как правило, он образуется в результате поражений подкорковых и заднелобных отделов мозга. При таком отклонении ограничена подвижность органов речи (языка, мягкого неба, губ). Вследствие этого наблюдается затрудненная артикуляция. У взрослых людей дизартрия не сочетается с распадом речевой системы. В детском же возрасте такой дефект может привести к нарушению чтения, произношения слов и письма, а также к общему недоразвитию речи.

Электронное образование Республики Татарстан

  • Главная
  • Организации по районам
  • г. Набережные Челны
  • Детские сады
  • МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №54 «Искорка» города Набережные Челны»
  • Основные сведения об учреждении
  • Учебные планы и образовательные программы
  • 2.Консультации
  • Консультации узких специалистов, воспитателей
  • Страничка учителя-логопеда
  • Причины и виды речевых нарушений

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №54 «Искорка»

Визитная карточка

Адрес:423838, г. Набережные Челны, пр-кт. Яшьлек, д. 19
Телефон:+7(855)-254-03-21
E-Mail:sad054@yandex.ru
Министерство:Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название:МБДОУ “Детский сад комбинированного вида № 54 “Искорка”
Руководитель:Малолеткова Елена Ивановна
Год основания учреждения:1976
У нас учатся:268 воспитанников
У нас учат:27 педагогов

Причины и виды речевых нарушений

Причины и виды речевых нарушений

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения могут служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей; у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей; возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.

Основные причины патологии детской речи:

– различная внутриутробная патология, особенно нарушения развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев, токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.;

– родовая травма и асфиксия (кислородное голодание мозга из-за нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;

– заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства);

– травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;

– неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности и дефициту в развитии речи.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Виды нарушений устной речи:

афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса;

брадилалия – патологически замедленный темп речи;

тахилалия – патологически убыстренный темп речи;

заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата;

ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;

афазия – полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

а) отстает психическое развитие ребенка;

б) замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

в) появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

Читайте также:  Как отучить ребенка сосать палец в 1, 2, 3, 4, 5, 6 лет

г) возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка.

В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. Широко распространяется опыт коррекционной работы с детьми раннего возраста путем создания диагностических групп с соответствующим методическим обеспечением.

Расстройства речи у детей дошкольного возраста: причины и лечение

Становление речи – один из ключевых показателей развития человека. Умение выразить желания и эмоции посредством крика вырабатывается с первых месяцев жизни. При нормальном развитии к 3-м годам ребенок способен формулировать простые фразы и предложения. Однако нарушения со стороны речевого аппарата встречаются более чем в 7% случаев среди детского населения. Успех коррекции патологии зависит от своевременности диагностики. Наиболее благоприятным для лечения считается нарушение речи у детей дошкольного возраста, когда вероятность достигнуть желаемого результата составляет 80-100%.

Периоды речевого развития ребенка

Способность разговаривать – отличительная черта человека, приобретенная в процессе эволюции. Функция речи определяется второй сигнальной системой коры головного мозга и принадлежит к когнитивным способностям.

Физиологической почвой реализации устной речи является комплекс образований в головном мозге, нервные волокна и исполнительные органы. Координация сокращений голосовых связок гортани, движений височно-нижнечелюстного сустава, губ, языка и щек определяют четкое произношение и интонационную окраску детской речи.

Первые попытки разговора у малышей появляются на первом году жизни. В возрасте 2-4 месяцев ребенок преимущественно кричит (период младенческих криков), чтобы его накормили или обратили внимание. Развитие речи у дошкольников происходит поэтапно:

  • Гуление – появление согласных звуков на фоне длительно звучащего гласного. Кроме того, в период с 4 до 6 месяцы, в речи ребенка появляются первые короткие восклицания, которые не несут четкой смысловой нагрузки.
  • На 7-м месяце развивается преимущественно пассивная речь: ребенок понимает значение слов, с которыми к нему обращаются.
  • 8-9-й месяц – период детского лепета. В этом возрасте появляются первые осмысленные короткие слова ребенка, образованные удвоением слогов «ма-ма», «па-па» и др.
  • До 2-х лет формируются первые простые предложения, к концу года – первые вопросы. В этот период дети пытаются активно удовлетворить потребность в общении.
  • От 2-х до 3-х лет – критический период в детском развитии, который сопровождается преимущественным увеличением пассивного словарного запаса (до 400 слов). Речь начинает обретать четкость и понятность для окружающих.
  • В дошкольном периоде (3-5 лет) ребенок посещает детский сад и другие коллективы, увеличивает активный словарный запас, учится грамотному оформлению речи.

Формирование речевых навыков в каждом ребенке происходит индивидуально, с учетом генетической предрасположенности и воспитания. Мальчики немного отстают в развитии от девочек (на 1-2 месяца). Однако наличие серьезных отклонений от этапов становления речи свидетельствует о формировании патологии, которая требует специального лечения.

Клинические варианты нарушений устной речи

Нормальное развитие речи зависит от физиологической состоятельности органов голосообразования и нервных центров. Кроме того, воспитательные моменты, атмосфера в семье и речь окружающих влияют на своевременное появление первых слов и фраз.

В таблице представлены виды речевых нарушений в зависимости от уровня и степени поражения аппарата.

Тип нарушения устрой речи

Фонетико-фонематические расстройства, вызванные нарушением голосообразования, темпа и ритма речи

Структурно-семантические расстройства, вызванные эндогенными (внутренними) факторами развития речи

Важно! Установление диагноза и варианта речевых нарушений у детей дошкольного возраста проводится во время профилактических осмотров педиатром и неврологом до момента попадания в коллектив сада и школы

Патологии письменной речи детей дошкольного возраста

Расстройство экспрессивной речи подразумевает не только устную, но и письменную составляющую. Различают следующие варианты нарушений:

  • Дислексия – нарушение восприятия (чтения). Нервный центр представлен в нижней части теменной доли одного из полушарий головного мозга. Патология характеризуется утрудненным узнаванием букв, слиянием в слоги и слова. Дети с нарушением не правильно воспроизводят звуковую форму слов, не понимают значения написанного.
  • Дисграфия – нарушение моторной составляющей (письма). Расстройство возникает вследствие поражения нижней части прецентральной извилины доминантного полушария. Во время написания слов дети пропускают буквы, искажают слова, структуру фраз и предложений.

Важно! Данные патологии возникают при сохраненной мышечной силе рук. Характерная особенность: такие дети умеют списывать

Тяжелые клинические варианты, для которых характерно полное отсутствие восприятия и воспроизведения письменной речи, соответственно – алексия и аграфия. Чаще всего речевые расстройства возникают одновременно с неврологической симптоматикой.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

Психолого-педагогическая классификация по Левиной рассматривает расстройства речи в структуре общего развития детского организма. В зависимости от степени поражения компонентов речи, различают:

  • Нарушения средств общения. Подразумевает нарушение формирования лексического, грамматического и фонематического компонента речи. Представлены фонетико-фонематическим нарушением (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР).

Изолированное поражение фонетико-фонематического аппарата характеризуется нарушением звукопроизношения у дошкольников устной формы речи. Дети допускают ошибки (пропускают или меняют звуки) в произношении отдельных фонем или целых слов, тяжело обучаются письму и чтению

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста – диагноз, который устанавливается при поражении всех компонентов устной речи при сохраненном интеллектуальном развитии. По степени тяжести выраженных симптомов разделяют четыре уровня патологии. У дошкольника с ОНР не сформирован достаточный словарный запас, чтобы выражать мысли и эмоции, уровень развития речи соответствует возрасту лепета и псевдослов.

Кроме того, различают вариант темповой задержки речевого развития (ТЗРР), которая характеризуется замедленным формированием речевых навыков.

  • Расстройства применения средств общения подразумевают изолированное поражение произношения. Патологии данной группы включают заикание и не судорожные нарушения речи.

К последним относится речевой мутизм (активный и пассивный) – отсутствие речи вследствие психических нарушений.

Педагогическая характеристика расстройства речи используется для определения учебного заведения и выбора адекватной коррекции нарушений.

Совет врача. Дети с нормальным слухом и интеллектом и стойкими тяжелыми нарушениями речи (ТНР) получают образование в специализированных школах с адаптированными программами

Причины возникновения расстройств речи

Нарушения речи возникают при повреждении структур речевого аппарата на любом из уровней. В зависимости от воздействующего фактора различают следующие причины речевых расстройств:

  • Внутриутробная инфекция, которая передалась от матери через плацентарный кровоток. Проникновение возбудителей кори, краснухи, токсоплазмоза и герпеса в организме плода характеризуется очаговым токсическим поражением структур головного мозга.
  • Применение фетотоксических (от «fetus» – плод) препаратов во время беременности, в том числе антибиотиков, проникающих через плацентарный барьер.
  • Острая или хроническая гипоксия плода, вызванная патологией матери (особенности образа жизни, вредные привычки, заболевания сердечно-сосудистой или дыхательной системы). Структуры нервной ткани чувствительны к изменению концентрации кислорода в крови, поэтому даже слабовыраженная или недлительная гипоксия ведет к нарушению развития отдельных центров.
  • Травма во время родов, связанная со сдавливанием головы или шеи плода. Механическое воздействие вызвано нескоординированными сокращениями мышц тазовой диафрагмы матери или грубым использованием акушерских щипцов.
  • Травматические повреждения. Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) с последующим сдавливанием вещества головного мозга, кровоизлияниями. Травмы лицевого черепа (неба, носовой перегородки), которые препятствуют развитию нормальной артикуляции.
  • Перенесенные инфекционные заболевания: ветрянка, корь, тяжелые формы гриппа, внутренний отит и др. Патологии характеризуются непосредственным воздействием на структуры головного мозга или внутреннего уха (расстройство экспрессивной речи формируется вследствие сниженного слуха или глухоты).
  • Патологии дыхательной системы. Снижение функциональной емкости легких, тонуса и силы дыхательных мышц сопровождается нарушением движения воздушного потока через голосовую щель. Коррекция с помощью специальной гимнастики направлена на формирование речевого дыхания.

Кроме того, выделяют психолого-социальный компонент развития речи. Возникновению нарушений способствуют чрезмерные требования родителей, психологические травмы (стихийные катастрофы, смерть близких), сильный испуг, наличие патологии в окружении.

Методы диагностики речевых нарушений

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста проводится с целью определения травмирующего фактора и выбора способа коррекции. Для постановки точного диагноза необходимо проведение следующих исследований и консультаций:

  • Детский невролог проводит подробный осмотр, оценивает выраженность сухожильных рефлексов, силу и тонус мышц, наличие общемозговых или очаговых симптомов поражения нервной системы у ребёнка. Верификация (подтверждение) диагноза проводится с помощью ультразвуковых или лучевых методов визуализации (магнитно-резонансной или компьютерной томографии).
  • Оториноларинголог (ЛОР-врач) проводит обследование с целью диагностики нарушений слуха, искривления носовой перегородки, патологий околоносовых пазух, глотки и гортани.
  • Детский психолог во время беседы (индивидуальной с ребенком, или вместе с родителями) определяет нарушения психоэмоционального состояния малыша и атмосферы в семье, уровень интеллектуального развития. Использование дополнительных методик (игр, рисунков и др.) выявляет причину психологического блока речи.

С целью исключения инфекционных заболеваний используются лабораторные исследования крови или спинномозговой жидкости.

Способы коррекции расстройств речи

Речевые нарушения необходимо диагностировать в раннем возрасте, поскольку эффективность лечения напрямую зависит от степени выраженности симптомов и формирования стойких патологических навыков (гнусавости, заикания и др.).

Коррекция нарушений проводится с помощью следующих методов:

  • Занятия с логопедом, которые направлены на постановку правильной артикуляции с помощью специальных упражнений для губ, языка, щек, и мышц неба.
  • Точечный или сегментарный массаж, проводится сертифицированным массажистом или логопедом. С помощью активации биологических точек на шее или верхней части спины расслабляются мышцы гортани, выравнивается дыхание.
  • Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на формирование правильного речевого дыхания у дошкольников. Особенностью наиболее применяемой методики по Стрельниковой является выполнение движения на вдохе, которые увеличивают функциональную емкость легких и повышают мышечный тонус.
  • Психотерапия с использованием нетрадиционных вариантов (ароматерапии, арт-терапии). При помощи игры с детьми врач или родители способствуют формированию доверительных отношений и отстраняют малыша от эмоционального давления.

Расстройство экспрессивной речи (письменной или устной) требует комплексного подхода к лечению. Необходимо придерживаться принципов систематичности и последовательности действий, чтобы способствовать нормальному развитию малыша.

Музыкальное воспитание ребенка в семье.

Лилия Кузнецова
Музыкальное воспитание ребенка в семье.

Самые лучшие условия воспитания, в том числе и музыкальные, должны быть созданы в семье, прежде всего. Так как не все дети до трех лет посещают детские сады. Родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что это период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. В самом раннем возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкально воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни в семье, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам любит, понимает, разбирается как в современной, классической и народной музыке.

А все ли родители понимают и любят классическую, народную музыку?

Как организовать работу с родителями по обучению в области музыки, как привлечь родителей к совместной работе с педагогическими учреждениями, какую помощь оказать, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты?

Основные усилия должны исходить от образовательных учреждений: детских садов, школ, центров внешкольной работы, школы искусств. Именно в них работают профессиональные педагоги, которые владеют методикой, используют современные научные данные, свои наблюдения за детьми и опыт работы с ними. А современную музыку дети могут слушать самостоятельно.

Основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении.

– Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

– Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность, способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения;

Все задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, в музыкальных кружках, студиях, в музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культуры народа. Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он естественно «проникается» народно – песенными интонациями. Они становятся ему привычными родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию различных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную и современную музыку, как «взрослую» так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского М. И. Глинки) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта

Воспитательная роль современной семьи, её жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя её взрослых членов, от целеустремлённости, волевых черт характера.

Нравственное и эстетическое воспитание в семье призвано развивать талант и дарования детей, или как минимум дать представление о прекрасном существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось много ложных ценностей, сбивающих и детей и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир и гармонию, заложенную природой.

Музыка – величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомится с окружающими явлениями.

Консультация для родителей «Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в трудовой деятельности в семье и детском саду» Консультация для родителей: «Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в трудовой деятельности в семье и детском саду» Гармоническое.

Музыкальное воспитание 1 мл. гр МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ 1мл. группа. Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №43 г. Сыктывкара Налимова Лариса Борисовна.

Музыкальное воспитание в ДОУ Детско – родительский клуб «Нюшины забавы» Тема: «Веселый час» Форма проведения: Деловая игра Время проведения: 28 января 2016 года,.

Читайте также:  С какого возраста можно давать детям планшет и как его использовать

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье» Многие родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, объясняя тем, что их ребёнок не проявляет к ней особого интереса. Но.

Патриотическое воспитание в семье В зимнем месяце феврале, когда дуют ветры и метут метели, мы празднуем День Защитника Отечества. Почему для военного праздника выбрали это.

Права ребенка жить в семье Право ребенка жить в семье. Первый день лета – отмечают праздник всех детей. Этот праздник отмечают во всех странах, поэтому он называется.

Право ребенка жить в семье. Первый день лета – отмечают праздник всех детей. Этот праздник отмечают во всех странах, поэтому он называется «Международный день защиты.

Проблемы воспитания ребенка с ОВЗ в семье Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется.

Уроки для родителей «Патриотическое воспитание ребенка в семье» Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём, И берёзки у дороги, По которым мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом И.

Воспитание ребенка начинается в семье Воспитание- это процесс взаимодействия детей и родителей, который в итоге должен доставлять удовольствие и детям и родителям. Семья является.

“Музыкальное воспитание ребёнка в семье”.

Чтобы в самом начале у детей появился интерес к музыке, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает своё дело.

Просмотр содержимого документа
«”Музыкальное воспитание ребёнка в семье”.»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ».

О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчётное количество статей. Но не все ещё знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!Чтобы в самом начале у детей появился интерес к музыке, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает своё дело. А вот чтобы сохранить и поддерживать интерес долгие годы, требуется целенаправленность, терпение и специальные знания. Во всём мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка, в том числе и музыкального, создаются в семье. Это зависит от врождённых музыкальных задатков, образа жизни семьи, её традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры. Первичным и ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребёнку с момента рождения. Колыбельная песня матери – первое знакомство с музыкой. Дети очень эмоциональны, они испытывают большую потребность в художественных впечатлениях и в активном проявлении своих чувств. Дети с удовольствием поют, танцуют, рисуют, любят слушать музыку, сказки, рассказы. Интерес к музыке и музыкальные способности проявляются у детей по-разному. Многие из них охотно слушают музыку и поют, другие к музыке как бы равнодушны. Родители иногда считают, что такие дети от природы не музыкальны, у них «нет слуха» и развивать его бесполезно. Это не правильно. У каждого ребёнка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос. Приобщать ребёнка к музыке в домашних условиях можно и нужно с самого раннего возраста самыми различными способами. Пойте детям песни разного характера, чтобы приучить ребёнка откликаться на разные настроения в музыке. Петь старайтесь как можно эмоциональнее и выразительнее, чтобы заразить ребёнка настроением песни и вызвать у него ответную эмоциональную реакцию. Пропойте песню несколько раз, чтобы ребёнок запомнил слова и мелодию, начал подпевать вам. Приучайте слушать аудиозаписи, детские музыкальные радио и телепередачи, если есть возможность, водить ребёнка на концерты. Большое удовольствие доставляет детям пляска под пение. Чаще включайте музыку, учите прислушиваться к ней, делать движения в её характере, выделять сильную долю. Перед тем, как начать танцевать, предложите прохлопать «шаги» под музыку, это помогает осознанно согласовывать свои движения с музыкой. Музыкально – ритмические движения помогают ребёнку научиться владеть своим телом, развивают ловкость, координацию и красоту движений, учат пространственной ориентировке, способствуют освоению элементов танцев и игр. Успехи окрыляют детей и приводят их в радостное возбуждение. Старайтесь, чтобы дети не просто радовались музыке, но и учились переживать заложенные в ней чувства. Спрашивайте, какая это музыка – грустная или весёлая, спокойная или взволнованная? Про кого такая музыка может рассказывать, что под неё хочется делать? Иногда, не называя пьесу, спросите, как бы ребёнок её назвал? Такие вопросы пробуждают интерес детей к слушанию и развивают их творческое воображение. Развитию умения эмоционально переживать музыку помогает и чтение сказок, рассказов, так как словесно выраженный сюжет и переживания героев детям более понятны. Хорошо загадывать детям загадки: спойте песню без слов, одну только мелодию и спросите, что это за песня. Дети очень радуются, когда правильно отгадывают. Дети очень любят повторно слушать полюбившуюся им музыку, поэтому старайтесь предоставлять им такую возможность. Очень важно, чтобы ребёнок не только слушал музыку, но и сам пел песни, инсценировал их, двигался под музыку, играл на детских музыкальных инструментах. Игра на музыкальных инструментах обогащает музыкальные впечатления детей, развивает музыкальные способности. Самое главное, что ребёнок посредством игры на музыкальных инструментах самовыражается. Взрослые всегда должны поощрять музыкальные выступления детей. Предлагайте детям петь песни, которые они выучили в детском саду, учите их импровизировать мелодии на простой и короткий текст, о том, что ребёнок видит вокруг себя. Предложите спеть песенку драчливого петушка, весёлой птички, ласковой кошечки, больной куклы. Попросите спеть песенку про осень, весну, лето и зиму, про солнце или дождик. Пение улучшает звукопроизношение, укрепляет детский голосовой аппарат – является своеобразным видом дыхательной гимнастики. Хвалите детей, говорите, что вам очень нравятся их сочинения. Ведь импровизирование развивает музыкально – творческие способности детей, приучает их свободнее владеть голосом, петь вернее и выразительнее. Так постепенно дети будут приобщаться к музыке. Самое главное – создать в доме атмосферу благожелательного отношения к ребёнку, всячески поощрять попытки проявлять себя в музыке. Это приносит детям радость и делает их добрее. У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны, лучше, быстрее и полнее воспринимают всё новое, и, как правило, хорошо учатся в школе. Активное участие семьи в процессе музыкально-эстетического воспитания детей дома и в мероприятиях детского сада способствует развитию музыкальных способностей и интереса дошкольников к дальнейшему обучению музыке. Бесспорно музыка – это чудесный подарок для всех нас, способный сделать нашу жизнь гармоничнее и радостнее. Поэтому не стоит пренебрегать её замечательными возможностями.

«Взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию музыкальной культуры у детей»

Отдел образования администрации Новобелицкого района г.Гомеля

Государственное учреждение образования

«Ясли-сад № 41 г.Гомеля»

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«Взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию музыкальной культуры у детей»

Для успешного решения вопросов музыкального воспитания детей дошкольного возраста важно объединить усилия детского сада и семьи. Педагогические исследования показали, что именно семья является важнейшим фактором формирования личности ребенка, не смотря на то, что в воспитании принимают участие многие педагогические учреждения — детские сады, школы, внешкольные учреждения. Эффективность их влияния во многом определяется тем фундаментом, который закладывает в ребенка семья — основами ее мировоззрения, морали, эстетических вкусов.

Семья является наиболее важной ступенью и для вхождения маленького человека в мир музыки. В дошкольных учреждениях многое делается по развитию музыкальных способностей детей. Однако, как бы хорошо не было поставлено музыкальное воспитание в детском саду, оно не будет успешным без участия семьи. Выдающийся пианист и педагог Генрих Нейгауз, говоря о роли семьи в приобщении детей к музыке, отмечал: «Хорошие родители важнее хороших педагогов». Действительно, самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от многих факторов, главным из которых являются общекультурный уровень родителей, образ жизни семьи. Если родители любят музыку, собирают грампластинки, магнитофонные записи классики, лучших образцов народной и эстрадной музыки, бывают вместе с детьми на концертах, любят петь, можно с уверенностью сказать, что дети в такой семье будут любить музыку. Даже если родители не играют на музыкальных инструментах и не поют, в деле музыкального воспитания они могут сделать очень многое. Общеизвестно, что семьи имеют совершенно различный уровень музыкальной культуры. Далеко не все родители любят и понимают классическую музыку, но можно с уверенностью сказать, что большинство родителей любят песенное творчество. Оно наиболее доступно широкому кругу слушателей. В некоторых семьях любят и ценят народную музыку, в других — современную песню, которая звучит по радио и с экранов телевидения. В семьях, которые заинтересованы в музыкальном воспитании ребенка, он постоянно находится в мире музыки. Ведь сегодня для этого имеются большие возможности. Почти в каждой семье есть магнитофон и телевизор, и при правильном подходе к музыкальному воспитанию ребенка, он очень рано приобщается к песенному творчеству.

К сожалению, сегодня по радио и с экранов телевидения порою звучат низкопробные песни с примитивными мелодиями, бессодержательные по смыслу. Вот почему родителям очень важно постараться по возможности уменьшить нежелательное влияние таких песен на формирование музыкального вкуса ребенка. Нужно, чтобы дома ребенок слышал песни, которые бы способствовали его нравственному воспитанию. Ведь хорошая песня, как правило, учит ребенка быть добрым и внимательным, чутким и заботливым, учит видеть прекрасное в природе, во взаимоотношениях людей друг к другу.

Родители могут сами разучить песню с ребенком. Перед разучиванием надо объяснить ребенку непонятные слова, которые могут встретиться в тексте песни. Разучивая песню, надо следить за тем, чтобы ребенок четко и правильно произносил слова песни. В младшем возрасте нужно стремиться к разучиванию текста песни одновременно с мелодией.

Родители могут заинтересовать детей только тогда, когда увлечены сами. Если ребенок чувствует увлеченность родителей музыкой, восхищение красотой песни — эти чувства передаются и ему.

Чтобы песня понравилась ребенку и он смог ее спеть, родителям надо приложить все свои умения, начиная с выразительной интонации речи и заканчивая мимикой и жестами. И чем ярче, выразительнее будет музыкальный рассказ, тем внимательнее маму, бабушку будут слушать дети, и у них появится желание разучить и спеть услышанное. Ведь встреча с любимой песней — это праздник для ребенка

Довольно часто родители интересуются: «С какого возраста начинать музыкальное воспитание ребенка?» Многие ученые-исследователи, отмечая раннее развитие ребенка, считают, что музыкальное воспитание должно закладываться с самого раннего возраста. Именно в этом возрасте закладываются те первоначальные основы музыкально-эстетического воспитания, которые в дальнейшем позволяют развить музыкальные способности детей и приобщить их к музыке.

С самого раннего детства ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость на звуки музыки. Он улыбается и выражает явное удовольствие, когда мать напевает ему несложные мелодии. И пусть это будет только одна единственная несложная музыкальная фраза, но какое благотворительное воздействие оказывает она на ребенка. Может в том, что мать не поет песен своему малышу, и кроется причина его духовной глухоты в будущем. Именно поэтому родителям нужно как можно быстрее ввести ребенка в мир волшебных звуков.

Родители в детском саду могут получить консультацию по вопросам музыкального воспитания детей, через музыкальный уголок родители могут узнать расписание музыкальных занятий, когда будут проводиться музыкальные праздники и развлечения, получить информацию о музыкальном воспитании ребенка, методах музыкального воспитания детей.

Основной метод музыкального воспитания детей в семье — наглядно-слуховой. Родители могут познакомить ребенка с книгами, с репродукциями знаменитых картин художников прошлого, рассказать об эпохе их создания, связать это с музыкой того же времени. Такая работа с ребенком во многом обогащает его представления об искусстве.

Немаловажное значение имеет и словесный метод музыкального воспитания детей в семье. Родители могут рассказать ребенку о творчестве выдающихся композиторов-классиков, познакомить его с музыкальными инструментами симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, рассказать о жизни и творчестве великих певцов прошлого.

Словесный метод может сочетаться с наглядно-слуховым телевизионный канал «Культура» дает для этого большие возможности. Часто по этому каналу идут концерты выдающихся певцов и музыкантов современности,

В музыкальном воспитании в семье может использоваться и практический метод. Этот метод используется при обучении игре на музыкальных инструментах, пении, обучении музыкально-ритмическим движениям. От чего зависит успешность обучения? Прежде всего от общекультурного уровня и образованности родителей, их педагогических знаний и, пожалуй, самое главное, от большого желания заинтересовать детей музыкой. Немало родителей владеют основами нотной грамоты, поэтому могут дать своему ребенку многое в приобщении к миру музыки.

Среди форм организации музыкальной деятельности детей в семье можно назвать слушание радио- и телепередач, слушание грамзаписей и магнитофонных записей. Хорошо, если родители активно включаются в эти формы музыкальной деятельности — идет совместное с ребенком слушание музыки.

Родители должны поддерживать увлеченность ребенка музыкой, определить его в музыкальный кружок, школу, студию. Обучение игре на музыкальных инструментах является важной формой музыкального воспитания в семье. При обучении ребенка игре на музыкальном инструменте (фортепиано, баяне, аккордеоне, скрипке и т.д.> не следует насильно заставлять его подолгу заниматься на музыкальном инструменте. Родители допускают большую ошибку, когда начинают наказывать ребенка, если он не проявляет особого рвения в таких занятиях. Нельзя насильственным методом приобщить ребенка к искусству. Это приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям и у них проявляется негативное отношение к музыке.

Не стоит так же забывать и о поощрении детей. Важно поддерживать интерес ребенка к музыке, похвалить его, если он пытается спеть или сыграть знакомую песню.

Так же в детском саду всегда рады видеть родителей на музыкальных развлечениях, концертах, утренниках.

Результатом плодотворной работы детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей является то, что музыка становится прекрасным помощником в воспитании у детей самых добрых, возвышенных чувств.

ЛИТЕРАТУРА: Савельев Г. В. На пути к миру прекрасного. Мозырь: Изд. дом «Белый ветер» 2000.

Ссылка на основную публикацию