Математическое развитие детей дошкольного возраста и раннего с 2-3 лет

Программа “Формирование доматематических представлений у детей раннего возраста” (2–3 года)

Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности ребенка, а также создавать такие ситуации, в которых они ощущают радость открытия.
Д.Б. Эльконин

Введение.

В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место.

Занимаясь проблемой сенсорного развития детей раннего возраста, изучая особенности детского восприятия окружающего мира, пришла к выводу, что целенаправленное внимание к развитию сенсорного восприятия не должно ограничиваться только требованиям к расширению знаний о свойствах предметов, необходимо направить внимание на становление у детей раннего возраста первых сенсорно-математических, до числовых представлений.

Разрабатывая данную программу, следовала инновационным технологиям обучения, опираясь на соответствующие методики, стремясь к тому, чтобы они хорошо соотносились с постепенно возрастающими познавательными возможностями детей раннего возраста.

Раннее развитие детей подвержено значительным индивидуальным различиям в зависимости от качественных характеристик их психического здоровья, особенностей воспитания и требований, предъявляемых ребенку на предыдущих возрастных этапах.

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы раннего развития интеллектуальных и познавательных процессов детей ясельного возраста. Она отражает эффективные подходы к комплексному решению задач сенсорно – математического развития детей раннего возраста.

1. Общие положения.

В существующей организации работы ДОУ можно заметить следующие противоречия. С одной стороны, роль сенсорного – математического развития ребенка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует какого-то особого обоснования. С другой стороны, различные формы целенаправленной организации занимают незначительное место в жизни детей раннего возраста. Проблеме изучения познавательного развития в процессе сенсорно-математического развития не уделяется должного внимания. В связи с этим методы развития познавательной активности детей раннего возраста не соотносятся с этапами, становления психической активности детей данного периода жизни.

В основе традиционных методик лежит схема формирования у детей сенсорных навыков, которая выстроена в логике научных представлений прошлых лет. Она такова: прямой показ педагогом образца действий с предметами и многократное воспроизведение детьми этого образца в однородных условиях с целью образования прочного динамического стереотипа. Но существует мнение, что сложившаяся система сенсорного воспитания, которое является прототипом, формирования первичных математических представлений у детей раннего возраста, в должной мере не развивает познавательную активность. Этот процесс чаще всего протекает стихийно, часто в рамках помимо специально организованного процесса. Это связано с тем, что дети не выделяют себя и свои действия из неоформленного потока собственной предметной деятельности. Закономерным следствие этого становится познавательная неумелость детей. Сосредотачивая свои усилия на сенсорных тренажерах, традиционная практика, снимает задачу развития творческого экспериментирования.

Основная идея программы заключается в том, чтобы: в процессе игровых занятий, построения развивающей среды, организации индивидуальной работы с учетом возрастных и психологических особенностей детей, с использованием системы дидактических игр и упражнений.

2. Цели и задачи программы:

  1. Выделить критерии оценки, регуляции познавательных процессов детей раннего возраста.
  2. Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие поведению детей в процессе реализации сенсорно-математических представлений.
  3. Стимулировать и поддерживать поиск способов решения практических задач.
  4. Привлечь внимание детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов, их размеров, названий и количества.
  5. Организация разнообразной, интересной детям деятельности, направленной на их сенсорно-математическое развитие.

Реализация целей программы и системе мер, отражаются в следующих этапах работы над программой:

  1. Анализ литературы по проблеме построения программы и разработка методики ее построения (сентябрь – май 2007 года);
  2. Проведение диагностического анализа по изучению познавательного развития в процессе сенсорного воспитания и предметной деятельности детей раннего возраста и статистическая обработка результатов (2007-2008 учебный год года);
  3. Формирование выводов экспериментального изучения, разработка программы формирования до числовых и первоначальных математических представлений детей раннего возраста. (2008-2009 учебный год).

Внедрение программы направлено:

  • Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей раннего возраста;
  • Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной экспериментальной предметной деятельности:
    – способность подбирать предметы по тождеству;
    – выполнение действий с предметами с ориентацией на два свойства (форма и величина, величина и цвет и т.д.);
    – умение сопоставлять величину предметов (короткий – длинный, узкий – широкий, высокий – низкий);
    – ориентироваться в пространстве (понятия: «за», «впереди», «в верху», «в низу», «сзади»).

Формирование, устойчивых сенсорно-математических представлений.

3. Законодательное и научно-методическое обеспечение программы.

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Концепция о правах ребенка.
  • Конституция РФ, ст. 38, 41, 43, 48.
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124.03 от 24 июля 1998 года.
  • Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии с которой главной линией его развития является обогащение наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.
  • Теория Д.Б. Эльконина и А.И. Леонтьева о деятельном подходе к развитию ребенка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно ее ведущего вида – игры) для развития ребенка.
  • Теория Л.А. Венгера о развитии способностей, утверждающая, что основная линия в развитии ребенка – способности, позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях.
  • Теория А.С. Выгорского о взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми как важнейшем условии его полноценного развития.

4. Принципы построения программы.

  • Принцип научности предполагает подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
  • Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности познавательного процесса и предполагает тесное взаимодействие педагогов и родителей.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
  • Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания в повседневной жизни.
  • Принцип повторения умений и навыков – один из самых важных, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков.
  • Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для познавательного развития детей в результате завышенных требований.
  • Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творческого (игровые технологии, индивидуальная, подгрупповая деятельность, исследовательская деятельность).
  • Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка.

5. Учебный план сенсорно-математического развития детей раннего возраста (2-3 года).

СодержаниеКоличествоДлительность
1Занятия1 раз в неделю8-10 минут
2Дидактические игры и упражнения2 раза в день5-10 минут
3Индивидуальная работаЕжедневно5-10 минут
4Самостоятельная познавательная деятельность детей, в специально организованной развивающей среде.В соответствии с режимом и планом работыНа усмотрение педагога
5Игры-экспериментирование4 раза в месяц10-15 минут
6Развлечения1 раз в квартал15-20 минут

Полностью текст работы представлен в Приложении.

Математическое развитие детей раннего возраста

Оксана Крушинская
Математическое развитие детей раннего возраста

Математическое развитие в раннем возрасте рассматривается в рамках сенсорного развития. То есть представляет собой формирование у детей сенсорных эталонов (некоторых особенностей формы, величины предметов, количества, расстояний, ориентировки в пространстве и др.)

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса, ее изучение играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, логическое мышление, влияет на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

А для того, чтобы материал быстрее усваивался, повышался интерес к восприятию познавательного материала, развивалась память, внимание, необходимо использовать дидактические игры. Дидактические игры позволяют детям применить наглядность материала, что очень важно для раннего возраста.

И я, как воспитатель, должна помочь детям овладеть эталонной системой величин, форм, количеств, расстояний, ориентировки в пространстве и др., так как усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

В работе по математическому развитию детей раннего возрастамной были поставлены следующие задачи:

1. Создать предметно – развивающую среду по математическому развитию детей раннего возраста.

2. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам математического развития детей раннего возраста.

Все вышесказанное побудило меня разработать и изготовить дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Дидактические игры с детьми от 2-х до 3-х лет направлены на восприятие формы, величины, количества предметов, ориентировки в пространстве.

Для выполнения поставленных задач я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, изготовила несколько дидактических игр по восприятию формы, величины, количества предметов.

Также положительных результатов в своей работе я добилась, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями по математическому развитию детей раннего возраста. Были изготовлены консультации, папки-ширмы, памятки, буклеты по математическому развитию. На родительском собрании было рассказано об особенностях математического развития детей раннего возраста, о результатах педагогической диагностики, разработанной К. Л. Печорой, которая дает возможность прослеживания динамики изменений в развитии ребенка. Общение в ходе собрания также позволило родителям разобраться в сути математического образования ребенка раннего возраста. При этом в процессе дискуссии мы развеяли миф о «раннем развитии», которое сводится к обучению чуть ли не с рождения цифрам, счёту. Был сделан вывод о том, что ребенок в раннем детстве должен пройти все этапы развития естественным путем, не ускоряя и не тормозя их. Кроме этого, на собрании была показана родителям презентация электронного образовательного ресурса по математическому развитию, где было предложено им скачать материал на флеш-карты для закрепления навыков дома.

Родители правильно воспринимали все рекомендации, что помогло мне в работе.

Проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по математическому развитию показывает, что дети успешно овладевают знаниями и умениями программы формирования элементарных математических представлений. В связи со сказанным становится очевидным, что создавая условия для математического развития, решается не только задача своевременного развития ребенка, но и реализуется одно из основных направлений Концепции математического развития в РФ.

«Зайчики играют на полянке»

Цель: Развивать у детей умение формировать группы однородных предметов,учить различать количество предметов: много – один.

Оборудование: Панно, 5 зайчиков, 5 морковок.

Описание:Воспитатель показывает панно с прикрепленными к нему зайчиками и спрашивает: «Кто это? (Зайчики. Вместе с ребенком повторяет слово зайчики.) Сколько зайчиков?» (Много.)

Воспитатель предлагает ребенку поиграть с зайчиками. Ребенок вместе с воспитателем отцепляет от панно по одному зайчику. Воспитатель уточняет, сколько ребенок взял зайчиков (Одного.). Далее ребенок отцепляет от панно всех остальных зайчиков.

Затем педагог предлагает прикрепить к панно зайчиков и сопровождает действия ребенка словами: «Вот зайчик, вот еще зайчик, еще зайчик…»Затем уточняет: «Много зайчиков». (Жестом указывает на зайчиков.)Ребенок вместе с воспитателем повторяет: «Много».

Воспитатель акцентирует внимание на количестве зайчиков: «Вот как много зайчиков!»И спрашивает: «Сколько зайчиков?»Затем обобщает ответ ребенка: «Да, зайчиков много».

Воспитатель показывает своего зайчика и уточняет: «У меня один зайчик».Ребенок повторяет: «Один зайчик».Воспитатель тоже прикрепляет его к панно и говорит: «На полянке много зайчиков».

Далее воспитатель предлагает ребенку угостить зайчиков морковками и

повторяет аналогичные действия с морковками.

«Расставляем матрешек»

Цель: Формировать у детей умение раскладывать однородные предметы разной величины от большего к меньшему (в пределах 5 размеров).

Оборудование: Панно, 5 матрешек разной величины.

Описание: Воспитатель показывает ребенку 5 матрешек разной величины и панно, на котором пришита дорожка, затем предлагает рассмотреть их, обращает внимание на величину матрешек.

Воспитатель заостряет внимание на том, что матрешки разные. Взяв маленькую матрешку, показывает ее ребенку и поясняет, что она маленькая (кладет ее внизу панно справа). Затем берет побольше матрешку, снова показывает ее ребенку и объясняет, что она побольше (кладет ее рядом с первой, справа от нее). Постепенно демонстрирует каждую последующую матрешку, которая чуть больше предыдущей,сопровождая показ словами: большая матрешка, вот какая. И т. д.

На столе все матрешки раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от панно. Затем в соответствующем порядке прикрепляются к панно на дорожку.Педагог поясняет: «Вот самая большая матрешка, вот поменьше, еще меньше, а это еще меньше, а вот самая маленькая».

Затем педагог отцепляет от панно матрешек, перемешивает их и просит ребенка расставить на дорожке матрешек по возрастающей величине. Ребенок приступает к самостоятельному раскладыванию матрешек на дорожку панно. Воспитатель обращает внимание на их величину, может показать место, куда надо прикрепить матрешку. Воспитатель предлагает ребенку посмотреть,как много матрешек и как красиво они выстроились в ряд: вначале стоит самая большая (показывает жестом на матрешку соответствующего размера, затем поменьше, еще меньше, еще меньше и наконец, самая маленькая. Ребенок вслед за взрослым указывает размер матрешек.

«Яблоки для ежика»

Цель: формировать у детей представление о величине, учить различать предметы по величине (большой – маленький,учить различать количество предметов: много – один.

Оборудование: панно с пришитым ёжиком, 1 большое яблоко, 4 маленьких яблок.

Описание: Педагог показывает ребенку панно с ёжиком и яблоки (1 большое, 4 маленьких, предлагает рассмотреть яблоки, обращает внимание на величину яблок и на количество (называет и показывает). Затем воспитатель прикрепляет большое яблоко к ёжику и уточняет его величину и количество: «Это большое яблоко, оно одно». Затем прикрепляет 4 маленьких яблок к ёжику и уточняет их величину и количество: «Это маленькие яблоки, их много». Далее воспитатель отцепляет от ёжика все яблоки и предлагает ребенку взять большое яблоко и прикрепить к ёжику.После выполнения задания уточняет: «Какое яблоко прикрепил: большое или маленькое?» (Большое.) То же задание выполняется с маленькими яблоками.Затем педагог уточняет у ребенка: «Сколько больших яблок прикрепил к ёжику?» (Одно.) «А сколько маленьких яблок прикрепил к ёжику?» (Много.)

«Дорожки для гусениц»

Цель: формировать у детей представление о величине, учить различать предметы по величине (длина).

Оборудование: панно с пришитыми дорожками разной длины (длинная и короткая, короткая гусеница, длинная гусеница.

Описание: Педагог показывает ребенку панно с дорожками разной длины (длинную и короткую, короткую и длинную гусеницу, предлагает рассмотреть гусениц и дорожки, обращает внимание на длину гусениц и дорожек (называет и показывает).Затем воспитатель прикрепляет длинную гусеницу к длинной дорожке и уточняет их длину: «Это длинная гусеница, она пойдет по длинной дорожке».Далее воспитатель прикрепляет короткую гусеницу к короткой дорожке и уточняет их длину: «Это короткая гусеница, она пойдет по короткой дорожке». Воспитатель отцепляет от дорожек гусеницы и предлагает ребенку взять короткую гусеницу и прикрепить к короткой дорожке.После выполнения задания уточняет: «Какую гусеницу прикрепил к короткой дорожке: длинную или короткую?» (Короткую.) То же задание выполняется с длинной гусеницей и длинной дорожкой.

«Цветные фигуры»

Цель: формировать у детей представление о форме, учить различать предметы по форме и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Оборудование: панно,фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Описание:Педагог показывает ребенку панно и фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, предлагает рассмотреть фигуры, обращает внимание на то, что фигуры разные (называет и показывает).Затем воспитатель прикрепляет круг к панно и уточняет: «Это круг»,прикрепляет квадрат к панно и уточняет: «Это квадрат»,прикрепляет треугольник к панно и уточняет: «Это треугольник»,прикрепляет прямоугольник к панно и уточняет: «Это прямоугольник»,прикрепляет овал к панно и уточняет: «Это овал». Далее воспитатель отцепляет от панно фигуры и предлагает ребенку взять квадрат и прикрепить к панно.После выполнения задания уточняет: «Какую фигуру прикрепил к панно: квадрат или прямоугольник?» (Квадрат.) То же задание выполняется с кругом, овалом, треугольником и прямоугольником.

Читайте также:  Как научить ребёнка не бояться кошек, собак и других животных, советы психолога

«Собери паровозик»

Цель: формировать у детей представление о форме, учить различать предметы по форме и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, учить ориентироваться в пространстве.

Оборудование: панно,фигуры: 3 круга, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Описание:Педагог показывает ребенку панно и фигуры: 3 круга, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, предлагает рассмотреть фигуры, обращает внимание на то, что фигуры разные (называет и показывает).Затем воспитатель из фигур собирает паровозик:сначала прикрепляет прямоугольник к панно и уточняет: «Это прямоугольник, он находится в середине панно»,вверху прямоугольника прикрепляет к панно квадрат и треугольник и уточняет: «Это квадрат, а это треугольник, они находятся вверху прямоугольника»,внизу прямоугольника прикрепляет к панно 3 круга и уточняет: «Это круги, они находятся внизу прямоугольника»,впереди прямоугольника прикрепляет к панно овал и уточняет: «Это овал, он находится впереди прямоугольника». Далее воспитатель отцепляет от панно фигуры и предлагает ребенку собрать паровозик.В процессе игры уточняет у ребенка: «Какую фигуру взял, куда ее прикрепишь?».

«Цветы на полянке»

Цель: формировать у детей представление о величине, учить различать предметы по величине (большой – маленький,учить различать количество предметов: много – один.

Оборудование: панно (полянка, 1 большой цветок, 4 маленьких цветка.

Описание: Педагог показывает ребенку панно (полянка,1 большой цветок, 4 маленьких цветка, предлагает рассмотреть цветы, обращает внимание на величину цветов и на количество (называет и показывает). Затем воспитатель прикрепляет большой цветок к панно (полянке)и уточняет его величину и количество: «Это большой цветок, он один». Затем прикрепляет 4 маленьких цветка к панно (полянке)и уточняет их величину и количество: «Это маленькие цветы, их много». Далее воспитатель отцепляет от панно (полянки) все цветы и предлагает ребенку взять большой цветок и прикрепить к панно (полянке).После выполнения задания уточняет: «Какой цветок прикрепил: большой или маленький?» (Большой.) То же задание выполняется с маленькими цветами.Затем педагог уточняет у ребенка: «Сколько больших цветов прикрепил на полянку?» (Один.) «А сколько маленьких цветов прикрепил на полянку?» (Много.)

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста. Художественно-эстетическое развитие» Художница На листочке я рисую, Я рисую, как умею: То вверху я, то внизу я, То правее, то левее. На меня глядят, красуясь, Загогулинки,.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста”.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Развитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Формирование математических представлений у детей 2-3 лет
материал (младшая группа) по теме

развивающие игры по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
ФЭМП в 1 младшей группе42 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование математических представлений у детей 2-3 лет

Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Именно возраст 2-3 лет является наиболее благоприятным для сенсорного-математического воспитания. Необходимо знакомить ребёнка с цветами предметов , с формами, а в первую очередь, поощрять его активную реакцию на окружающий мир. Абсолютное большинство детей проявляют интерес ко всей новой информации. Поэтому важно постоянно подпитывать этот интерес, но ни в коем случае не отпугнуть малыша, перегрузив его излишними знаниями.

Многие родители задумываются о том, с какого возраста стоит увлекать ребёнка точными науками. Современная школьная программа предполагает, что ребёнок, поступивший в первый класс, уже обладает определённым объёмом знаний. Наиболее благополучным для начального математического развития является ранний дошкольный возраст. В 2-3 года ребёнок способен сформировать представления о пространстве, величинах, геометрических фигурах и их свойствах, о количестве предметов. Дети, которые обладают данными сенсорно-математическими представлениями, более успешно адаптированы к социуму: они способны самостоятельно решать первые задачи, которые будут поставлены перед ними в условиях детского сада, секций раннего развития или даже на детской площадке.

Необходимость сенсорно-математического воспитания безусловна, важно то, каким образом будут прививаться знания. Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к детской психологии.

В возрасте 2-3 лет ребёнок приобретает наглядно-действенный тип мышления. Следовательно, чтобы найти решение предложенной ему задачи, малыш должен совершить ряд физических действий. Такие образовательные методы как лекция или беседа совершенно не подходят для представленной возрастной категории, поскольку не предполагают получение знаний наглядно-действенным способом. Идеальным же решением для работы с младшими дошкольниками является использование дидактических игр.

Ребёнок 2-3 лет познаёт окружающую действительность через игру: с её помощью он изучает новые предметы, благодаря ей же обретает и новые знания. Игровой подход позволяет нам решить ключевую задачу, а именно, не просто научить, но заинтересовать ребёнка наукой. Также в процессе игры активно тренируется детское внимание, развивается логическое мышление. Начиная знакомство с математикой, необходимо позволить ребёнку, в буквальном смысле, прикоснуться к новым знаниям. К примеру, чтобы понять, чем отличается круг от треугольника, ребёнок должен не только увидеть, но и потрогать эти фигуры. Только в этом случае, его память зафиксирует отличия геометрических форм достаточно быстро.

Занимаясь ранним развитием ребёнка, следует подходить ко всему с большой осторожностью. Важно помнить, что основной целью сенсорно-математического воспитания в раннем дошкольном возрасте является заинтересовать, но не перегрузить знаниями. Использование дидактических игр сделает знакомство ребёнка с математикой лёгким и увлекательным.

Развивающие игры для детей 2, 3 лет

Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать

Необходимый инвентарь: карточки с нарисованными парными предметами, или парные игрушки. Можно воспользоваться специальными наборами, купленными в магазине.

◈ Разложите карточки (игрушки) перед ребенком и предложите ему найти подходящую пару для каждого предмета.

Игра помогает освоить счёт, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.

Необходимый инвентарь : набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).

◈ Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.

◈ Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).

Игра помогает освоить счет

Необходимый инвентарь : плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы.

◈ Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам.

◈ Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки.

◈ Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые.

◈ Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.

Помоги собрать урожай

Игра способствует разбитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.

◈ Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую — овощи.

◈ Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.

Игра способствует развитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.

◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших.

◈ Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.

◈ Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.

◈ Покатайте машины по дорогам.

◈ Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.

Игра способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.

Необходимый инвентарь : картон или бумага, машинки разного размера.

◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.

◈ Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.

Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.

Необходимый инвентарь: набор матрешек.

◈ Почти все дети любят матрешки.

◈ Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.

◈ Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

◈ Постепенно покажите ему всех матрешек.

Игра помогает освоить понятия «длинное» – «короткое».

Необходимый инвентарь : две машинки, веревочки.

◈ Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой.

◈ Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.

◈ Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.

Игра способствует развитию логического мышления.

Необходимый инвентарь : картон или дощечки.

◈ Сделайте небольшую горку из картона, дощечек или любых других подручных материалов.

◈ С горки можно скатывать небольшие машинки, шарики, пупсиков.

◈ Поставьте перед горкой кубик и покажите, как скатившаяся машинка останавливается, ударившись о кубик.

Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.

Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.

◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики.

◈ В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

Игра учит различать предметы по цвету и форме

Необходимый инвентарь : пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.

◈ Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы круглой формы. ◈ Изучайте круги разного цвета.

Математические игры для детей 2, 3 лет

Математика для малышей

Развивающие игры для детей 2, 3 лет

В возрасте 2, 3 лет у ребенка появляются элементарные математические представления. Он уже знаком с основными направлениями: вперед, назад, вверх, вниз, вбок; способен различать предметы по размеру (большой, маленький, такой же), определять их множество (один, два, много).

Полезно иметь наборы одинаковых игрушек, например, деревянных елочек или грибочков. Детям очень нравятся обыкновенные матрешки, которые можно использовать и для сюжетных игр.

Найди пару

Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать

Необходимый инвентарь: карточки с нарисованными парными предметами, или парные игрушки. Можно воспользоваться специальными наборами, купленными в магазине.

◈ Разложите карточки (игрушки) перед ребенком и предложите ему найти подходящую пару для каждого предмета.

Счетные палочки

Игра помогает освоить счёт, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.

Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).

◈ Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.

◈ Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).

Яблоки созрели

Игра помогает освоить счет

Необходимый инвентарь: плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы.

◈ Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам.

◈ Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки.

◈ Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые.

◈ Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.

Помоги собрать урожай

Игра способствует разбитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.

◈ Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую — овощи.

◈ Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.

Две дороги

Игра способствует развитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.

◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших.

◈ Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.

◈ Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.

◈ Покатайте машины по дорогам.

◈ Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.

Выбери дорогу

Игра способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.

Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.

◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.

◈ Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.

Матрёшка

Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.

Необходимый инвентарь: набор матрешек.

◈ Почти все дети любят матрешки.

◈ Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.

◈ Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

◈ Постепенно покажите ему всех матрешек.

Кто быстрее

Игра помогает освоить понятия «длинное» – «короткое».

Необходимый инвентарь: две машинки, веревочки.

◈ Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой.

◈ Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.

◈ Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.

Горка

Игра способствует развитию логического мышления.

Необходимый инвентарь: картон или дощечки.

◈ Сделайте небольшую горку из картона, дощечек или любых других подручных материалов.

◈ С горки можно скатывать небольшие машинки, шарики, пупсиков.

◈ Поставьте перед горкой кубик и покажите, как скатившаяся машинка останавливается, ударившись о кубик.

Строим башню

Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.

Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.

◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики.

◈ В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

Геометрические фигуры

Игра учит различать предметы по цвету и форме

Необходимый инвентарь: пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.

◈ Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы круглой формы. ◈ Изучайте круги разного цвета.

◈ После того как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом диапазон цвета.

◈ Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Воспользуйтесь методом ассоциаций.

Разберемся

Игра способствует развитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона.

◈ Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.

◈ После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.

Один – туда, один – сюда

Игра способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.

Необходимый инвентарь: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.

◈ Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.

◈ Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите: «Один — в эту коробку, вот еще один — в другую».

◈ Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».

Много мало

Игра способствует развитию логического мышления, знакомит с элементарными математическими понятиями

Необходимый инвентарь: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.

◈ В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую — 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.

◈ После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).

◈ Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.

«Раз ступенька. »

Игра помогает освоить счет

◈ Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры.

◈ Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д.

Геометрический магазин

Игра помогает изучить форму предметов, освоить счет

Необходимый инвентарь: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки), геометрические фигурки, вырезанные из картона.

◈ Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки продаются за деньги (в качестве которых используются геометрические фигуры), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной геометрической фигурки. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за квадрат и т. д.

◈ Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика.

Спрячь в ладошке

Игра развивает умение соотносишь предметы по величине

Необходимый инвентарь: маленький и большой шарики.

◈ Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус!». Заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое.

◈ Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке.

◈ Сравните шарики между собой, затем с ладошкой малыша.

◈ Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами.

Раздай тарелочки

Игра знакомит с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной»

Необходимый инвентарь: 10 пластиковых тарелок.

◈ Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок».

◈ Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка. ».

◈ После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».

Грибок к грибку

Игра способствует развитию моторики, учит соотносить количественные множества, помогает освоить понятие «столько же, сколько»

Необходимый инвентарь: 5 желтых и 5 оранжевых грибов, вырезанных из картона.

◈ Объясните малышу правила: вы выкладываете один грибок, под ним малыш должен положить свой гриб. Обращайте внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте: «Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов. Значит твоих грибов столько же, сколько моих, их поровну».

◈ Вместо вырезанных грибов можно использовать кубики двух цветов или любые другие игрушки, которые можно разделить на две части.

Подбери крышку

Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов

Необходимый инвентарь: кастрюли с крышками.

◈ Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.

◈ Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.

◈ Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.

Бабушкины блины

Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку

Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.

◈ Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.

Конспект НОД по ФЭМП с детьми раннего возраста “Поиграем с зайкой”

Содержимое публикации

МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 109 “Воробушек” города Брянск

Конспект занятия НОД по ФЭМП с детьми раннего возраста

“Поиграем с Зайкой”.

Воспитатель: Фомина Марина Владимировна

Брянск, 2020

Программные задачи: Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький.

Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: один, много.

Закреплять знания детей об основных цветах (красный, синий, зеленый, желтый).

Материалы и оборудование: большие и маленькие мячи (по количеству детей и для воспитателя), 2 корзинки, игрушка зайка, игрушка лисичка, кубики.

Ход занятия.

Дети стоят на ковре. На полу разбросанные игрушки (кубики и шарики).

Воспитатель: Ай, ай, ай! Это кто разбросал игрушки? Кто навел нам беспорядок?

В норке живёт,

Морковку жует.

От лисы и волка

Убегает ловко. (Зайка)

Воспитатель: Это плохо зайка.(грозит пальчиком). В нашей группе дети не разбрасывают игрушки. Зайка больше не будет так делать. А сейчас ребята тебе помогут.

Ребята, синие кубики мы будем собирать в синюю корзинку, а красные шарики в красную корзинку.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы ребята. Появляется лисичка и все детки прячутся по домикам-своим стульчикам.

Пальчиковая гимнастика “Дом”:

Стук – стук- постук, раздается где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат –

Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Воспитатель: Зайка тебе понравилась наша пальчиковая игра?

Воспитатель: (Подносит к своему уху зайчика.) Ребята, зайчик говорит, что у него нет друзей в лесу, не с кем поиграть. Он принёс для вас игры. Давайте, поиграем с зайкой.

Дидактическая игра «Один – много»

Воспитатель: Воспитатель достаёт красочную коробку, в которой лежат разноцветные мячи по количеству детей. (4 основных цвета, большие и маленькие).

Зайка (Воспитатель): – Ребята, посмотрите, что я вам принес (зайка трясет коробочку.)

-Слышите, что же там такое? (Дети высказывают свои предположения.)

Он бывает баскетбольным, волейбольным и футбольным.

Скачет, прыгает, летает и усталости не знает. (мяч)

-Давайте посмотрим, что же лежит в коробочке. (Открывает её.)

-Молодцы, угадали- тут мячики! Сколько мячико?

Дети: – Много.

Воспитатель: Это какой мячик?

Дети: Большой.

Воспитатель: Сколько больших мячей?

Воспитатель: А это какой мячик?

Дети: Маленький.

Воспитатель: Сколько маленьких мячей?

Дети: Много.

Воспитатель: Давайте разложим мячики по корзинкам. В большую будем большие мячи ложить, а в маленькую- маленькие мячи.

– В какой корзине много мячиков?

– Какие они? (маленькие)

– В какой один мячик?

– Какой он? (большой)

– Молодцы. А теперь давайте поиграем с зайкой.

Подвижная игра “Зайка серенький сидит” :

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит,

Вот так, вот так, и ушами шевелит!

(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть!

(Дети хлопают ладошку об ладошку).

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!

Скок – скок — скок – скок, надо зайке поскакать!

(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)

Кто – то зайку напугал, зайка прыг и убежал.

Игра повторяется два раза.

Затем воспитатель берёт лисичку:

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лису обхитрим,

(Дети разбегаются в рассыпную, а лисичка ловит).

Воспитатель: Молодцы ребята. Поиграли с зайкой. Зайка убегает в лес, но обещает еще зайти к нам в гости и поиграть с нами. Пока ребята!

Математика для малышей 2-3 лет. Изучаем цифры и учимся считать

Какой должна быть математика для малышей 2―3 лет? Весёлой и увлекательной! Занимательные игры развивают у ребёнка интерес к счёту, цифрам, простым математическим действиям. Ваше терпение, фантазия и настойчивость станут залогом успеха.

Содержание

  • Бабочки на ромашках
  • Зайчики с морковками
  • Цифры и кубики
  • «Потеряшки»
  • Весёлая зарядка

Малыши очень активно познают мир вокруг себя и впитывают новые знания, как губка. Важно подпитывать это влечение, но при этом не перегружать ребёнка. Возраст 2-3 лет – это самое время закреплять знания и знакомиться с цветами, формами и количеством.

Задача родителей – помочь малышу научиться понимать цифры и чётко их представлять. Например, что такое «пять груш», это больше или меньше, чем три и т.д. Мы подготовили интересные игры на закрепление счёта, сравнение, а также на соотношение цифр и предметов. Откройте ребёнку увлекательный мир математики.

Математика для детей. С чего начать изучение цифр

С двух лет мышление детей развивается стремительными темпами. Самое время знакомить ребёнка с простыми математическими понятиями и счетом. Малыши уже знают много геометрических фигур, имеют представление о форме и величине. Подружиться с числами и цифрами помогут развивающие игры и упражнения.

Если заниматься регулярно, то к трём годам удастся развить первые математические навыки:

  • малыш научится последовательному счёту от одного до пяти;
  • поймёт отличие понятий «один» и «много»;
  • усвоит, что означают слова «больше, меньше, поровну», привыкнет сравнивать группы предметов;
  • запомнит графическое изображение пяти первых цифр, сумеет распознать их на карточках и сопоставить с количеством;
  • узнает знаки «+» и «―», научится выполнять простые примеры на сложение и вычитание.

Поначалу кроха учится считать предметы, указывая на них или дотрагиваясь пальчиком. Так легче приобщиться к наглядно-образному мышлению. Чтобы сделать счёт привычным занятием, просите малыша вам помочь. Пусть принесёт определённое число ложек, яблок, носочков.

Непременное условие успеха ― хорошее настроение ребёнка и мамы, похвала за старания крохи. Заметив признаки усталости, возьмите паузу: пусть кроха попрыгает, побегает, передохнёт. Четверти часа в день вполне достаточно для непринуждённых занятий.

Математическая игра «Один ― много»

К 2 годам детям уже знают слово «много» и понимают, что оно означает. Пора научить малыша сравнивать разное количество предметов. В результате игры у ребёнка должно сформироваться представление о том, чем «один» отличается от «много».

Дайте ребёнку корзинку с пятью мячиками или шариками. Спросите: «Что лежит в корзинке? (мячики). Сколько мячиков? (много). Я возьму один мяч. Ты тоже возьми один мяч. Сколько у тебя мячиков? (один).

Давай дадим один мяч мишке и один утёнку. Сколько мячиков осталось в корзинке? (один). А сколько было в начале игры? (много).

«В корзинке было много мячиков, а остался всего один. Сейчас мы соберём все мячи в корзинку. Положи туда свой мячик. Возьми у меня ещё один мяч. Забери мячики у мишки и утёнка». Малыш собирает мячи. «В корзинке лежал один мячик, а сколько стало сейчас?» (много).

Для закрепления в детской памяти математических понятий «один» и «много» чаще используйте бытовые ситуации: «Сколько на столе яблок – одно или много? (одно). А орехов? (много)».

Используйте карточки с изображениями одного и нескольких знакомых предметов: фруктов, овощей, геометрических фигур. Сначала просите ребёнка найти картинки с одним предметом. Затем меняйте задание: нужно показать карточки, где нарисовано много предметов.

Вы можете скачать все картинки из галереи, кликнув на кнопку ниже.

Учимся сравнивать «Больше, меньше, равно»

Продолжаем знакомить малыша с математикой. На очереди игры и упражнения со сравнением совокупностей. Сопоставляя количество предметов, ребёнок учится определять разницу: меньше, больше или столько же.

Бабочки на ромашках

Нарисуйте на листе бумаги ряд из пяти крупных ромашек. Вырежьте 5 бумажных бабочек или используйте готовые. Усадите малыша за стол и начните игру.

«На лугу выросли ромашки. Сколько их? Давай посчитаем. Молодец, три.

Прилетели красивые бабочки. Сосчитай, сколько бабочек? Правильно, четыре. Каждая бабочка села на ромашку (положите трёх бабочек на цветы, а четвёртую рядом). Посмотри, одной бабочке цветка не хватило.

Подумай, почему так получилось? Чего у нас больше, бабочек или ромашек? Молодец, бабочек больше — 4, а цветов меньше — 3 (показывайте карточки с цифрами). Повтори за мной.

Посмотри, одна бабочка улетела. Сколько осталось? Правильно, 3. А цветов? Тоже 3. Теперь ромашек стало столько же, сколько бабочек.

Вот улетела ещё одна бабочка. Сейчас чего больше, цветов или бабочек? Цветов больше, молодец.

Сколько ромашек? Три. А бабочек 2, на одну меньше. Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну? Правильно, убрать одну ромашку».

Называя числа, показывайте карточки с нужными цифрами. По ходу игры просите кроху повторять новые слова: больше, меньше, поровну, столько же.

Зайчики с морковками

Игра закрепляет навыки счёта и количественного сопоставления. Предназначена для детей 2, 5—3 лет. Наша задача научить малышей, как устанавливать равенство между группами предметов.

Понадобятся изображения пяти одинаковых зайцев и пяти морковок, лист бумаги. Нарисуйте одну под другой 2 параллельные линии. Расстояние между ними должно быть достаточным для размещения фигурок.

Попросите малыша посадить на верхнюю линейку 4 зайчиков, а на нижнюю положить 5 морковок. Проследите, чтобы фигурки располагались точно одна под другой.

Так ребёнку легче определять разницу в количестве предметов.

Спросите малыша, чего больше — зайцев или морковок? Предложите сосчитать. Что сделать, чтобы тех и других стало поровну? Верно, убрать 1 морковку.

А если не убирать морковку, как сделать, чтобы было равно? Правильно, посадить ещё одного зайчика. Сколько теперь зайцев? Пять. А морковок? Пять. Чего больше? Правильно, их поровну.

Подобные игры и упражнения учат малыша оперировать понятиями «больше, меньше, равно».

Упражнения на закрепление счёта до 5

Начните обучение с последовательного счёта в пределах пяти. Помните, что цель занятий увлечь малыша математикой. Чтобы поддержать интерес, учимся считать между делом.

Попросим ребёнка помочь на кухне: «Скоро будем обедать. Кто сядет за стол? Аня ― один, папа ― два, мама ― три, дедушка ― 4, бабушка ― 5. Повтори за мной. Помоги маме, достань из лотка 5 больших ложек, чтобы у каждого было по одной ложке».

Дети раннего возраста охотно подражают действиям мамы. Помогая по дому, малыши одновременно закрепляют навыки устного счёта.

Покажите крохе, как считать пальчики на руках. Детям нравятся рифмованные считалки: «Один, два, три, четыре, пять будем пальчики считать!».

Занимайтесь счётом при каждом удобном случае. Пересчитывайте игрушки, ложки, фрукты, животных в книжке, машины во дворе. Не забывайте, что математика для малышей 2―3 лет должна быть весёлой.

Маленькие детки любят занимательные игры:

1. Собачке хочется гулять, а Маша спит. Пёсик будит девочку, прыгает и лает: гав-гав! Сколько раз лаяла собачка? Покажи на пальчиках. Повторите в нескольких вариантах.

2. Котёнок зовёт маму. Возьмите мягкую игрушку и 4 раза скажите «мяу». Сколько раз промяукал котёнок? Нужно показать 4 пальчика.

Учите ребёнка показывать числа разными способами. Объясните, что цифру 5 можно показать на одной ладошке или иначе: 3 пальчика на правой руке, а 2 на левой. Так кроха узнает, что числа раскладываются на составные части. В дальнейшем это поможет решать примеры на сложение и вычитание.

Игры на соотношение цифр и предметов

Знакомить малыша с цифрами удобно во время прогулок. Показывайте и называйте номера домов, машин, квартир. Так ребёнок быстрее запомнит графическое изображение и названия цифр.

Следующая задача сложнее. Предстоит разобраться, сколько предметов скрывается за каждой цифрой. Поместите на видное место таблицу или карточки с крупными цифрами, дополненными изображениями знакомых объектов в нужном количестве.

Картинки должны быть однородными, например, квадратики. Рядом с цифрой 1 будет нарисован один квадратик, возле двойки — два и так далее. Чаще обращайте внимание малыша на эти изображения. Постепенно ребёнок поймёт связь цифр с количеством предметов. Дополнительно помогут развивающие игры и упражнения.

Цифры и кубики

Покажите малышу карточку с цифрой 1, попросите дать один кубик. Продолжайте до цифры 3. Ребёнку нужно сосчитать и принести нужное количество кубиков. Покажите, как выполнять задание.

Если затруднений не возникнет, переходите к счёту до 5. С помощью простого упражнения малыш научится соотносить количество предметов с цифрой. Удобно использовать магнитные цифры, которые крепятся к холодильнику или специальной доске.

«Потеряшки»

Понадобятся цифры от 1 до 5 на карточках или сделанные из плотного материала. Игра проводится на детском коврике. Заранее разложите кучки из любых мелких предметов: камешков, орехов, шариков.

Объясните ребёнку, что цифры потерялись, не могут найти своё место, им нужно помочь. Поручите малышу отыскать кучку, соответствующую каждой цифре, и положить рядом с ней «потеряшку».

Весёлая зарядка

Мы хорошо позанимались, пора делать зарядку. Мама показывает карточки с цифрами и даёт задания: цифра 3 ― нужно прыгнуть 3 раза, 2 ― присесть на корточки и так далее, до цифры 5.

Первые примеры. Учимся складывать и вычитать

Малыш уже умеет считать до 5, правильно распознаёт цифры, владеет понятиями «больше», «меньше», «поровну». Пора знакомиться с первыми арифметическими действиями: сложением, вычитанием, знаками «плюс» и «минус». Как и прежде, учимся считать через игру.

Для подготовки ребёнка к занятиям вводите в повседневный обиход новые слова: прибавить, отнять, стало больше/меньше. Допустим, на прогулке малыш собирает красивые камешки.

Мама спрашивает: «Покажи, сколько у тебя камешков? (3). Я прибавлю ещё один, камешков станет больше. Сколько получилось? (4). Мы сложили вместе 3 камешка и 1 камешек. Всего стало 4. А если я отниму 2 камешка, сколько останется? (2). Камешков стало на 2 меньше».

На занятиях используйте 5 однотипных предметов: орехи, конфеты, пуговицы или кубики. Подготовьте карточки с цифрами до 5 и знаками «+» и «―».

Мама говорит малышу: «Чтобы научиться считать, как мама и папа, нужно знать цифры и знаки. С цифрами мы уже познакомились. Сегодня к нам приехали три главных знака. Их зовут Плюс, Минус и Равно». Подъезжает грузовичок, в кузове лежат карточки с изображениями знаков.

«Посмотри, как можно играть со знаками. Плюс любит всё складывать, ему нравится прибавлять, делать больше». Чтобы ребёнок запомнил название знака, прочтите стишок: «Плюс поможет нам играть, складывать и прибавлять!».

Положите рядом 2 кубика. Спросите кроху: «Сколько на столе кубиков? (2). Сейчас я положу знак Плюс, а ты добавь ещё 1 кубик. Кубиков стало больше или меньше? (Больше). На сколько больше? (На 1). Теперь положим знак «равно», он покажет, что у нас получилось». Положите рядом с последним кубиком знак «=». «Сколько стало кубиков? (3)».

Таким же образом детей знакомят с вычитанием. Используйте стишок «Минус любит уменьшать, отнимать и вычитать!». Если ребёнок легко справляется с заданиями, усложните задачу.

Попросите малыша по ходу действий показывать карточки с цифрами. От этого один шаг до занятий с примерами. В результате малыш усвоит, что при сложении количество предметов увеличивается, а при вычитании уменьшается.

Доступная математика для малышей 2―3 лет полезна тем, что развивает внимание, логическое мышление и сообразительность. Во время повседневных игр и прогулок малыш усваивает новые понятия. Занятия со счётом и цифрами становятся привычными и интересными.

Учим математику дома. Что включить в содержание математического развития для детей дошкольного возраста

Современные родители уделяют много внимания дошкольному обучению своих детей. При этом взрослым нужно помнить, что основная задача дошкольной подготовки – это создание каждому ребёнку оптимальных условий для максимального развития его индивидуальных данных с учётом возраста. Математическая подготовка играет одну из ключевых ролей в этом процессе. Рассмотрим подробнее, какое содержание математического обучения нужно предусмотреть для дошкольников.

В обучении математике нужно использовать все подручные средства

Зачем учить математику

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». М.В. Ломоносов

Математика – уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей:

  • логического мышления;
  • памяти;
  • речи;
  • воображения.

Участвует в формировании настойчивости, терпения, творческих способностей личности. Учит анализу и синтезу, планированию своих действий, максимально точному изложению мыслей, умению обосновывать имеющуюся точку зрения. Помогает знакомить детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Зачем нужна математика – размышления детей

Знания математического содержания нужны ребёнку для успешности социальной адаптации, а также, для ориентировании во всё более развивающихся информационных и технологических процессах в обществе.

С какого возраста и как обучать

Пяти-, шестилетки весьма активны в вопросах познания и освоения окружающей их действительности. Дети дошкольного возраста очень любят задавать вопросы, особенно любимым становится вопрос «почему?». Они стараются разобраться в устройстве какой-либо вещи, начинают устанавливать причину и следствие каких-либо событий, происходящих вокруг. Эти вопросы и навыки весьма полезны не только для общего развития, но и для обучения. Поэтому с 5-6 лет уже можно активно обучать их математике. Бывает, что ребёнок и более младшего возраста (3-4 лет) также интересуется предметом. В этом случае, не нужно дожидаться достижения им 5-6 лет, чтобы приступить к занятиям.

Знакомство с цифрами можно начинать с 3-х лет

Следуйте за интересами своего дошкольника, прислушивайтесь к нему, старайтесь сохранить его естественный природный интерес к предмету. Ваши старания будут вознаграждены. В то же время ни в коем случае не следует «навязывать» детям необходимость изучать предмет, т.к. можно добиться обратного эффекта – нежелания учиться, отсутствия заинтересованности.

Основной вид деятельности дошкольников – это игра, поэтому при обучении и следует пользоваться всем многообразием её возможностей. Не следует стремиться проводить с ребёнком полноценные занятия, как в детском саду или центре. У вас в приоритете должны быть совсем другие формы: прогулки, экскурсии, игры с природными материалами (водой, песком), конструкторы, совместные занятия домашними делами, чтение и знакомство с элементами фольклора (считалками, скороговорками), настольные игры, ситуационные игры (магазин, поезд) – в общем, всё, что подскажет ваша фантазия, воображение, жизненный опыт.

Математическая игра “Рыбка” – интересное обучение

Совет родителям: ко времени поступления в первый класс ваш малыш должен освоить применение знаний математики в важных для него практических занятиях: играх, экспериментах, быту.

Содержательные линии математического обучения

Педагоги и методисты традиционно выделяют в качестве основы развития дошкольников по математике четыре содержательные линии:

  • арифметика;
  • геометрия;
  • величины;
  • логика.

Арифметика

Числа и цифры

Арифметическая линия включает в себя, в первую очередь, изучение чисел и цифр. Ребёнок должен понять, что научиться считать необходимо. Помогите ему в этом (сначала до 10, потом до 20). Учить детей счёту можно, используя какие угодно предметы и их изображения: кубики, тарелки, ступеньки, игрушки, продукты, картинки и т.д. Одновременно с устным счётом малыша нужно знакомить с графическим изображением цифр. В этом может помочь способ ассоциаций, а также стихотворные формы.

Например, «двойка» похожа на лебединую шею, «четвёрка» – на стул, который перевернули вверх ногами, «восьмёрка» – на два кольца и пр. При желании можно придумать в «соавторстве» с ребёнком свои оригинальные ассоциации.

Стихи Маршака о цифрах помогут их быстрее запомнить

Отличные стихи о цифрах «Весёлый счёт» сочинил ещё в 1968 г. С.Я. Маршак. Их вполне можно применять и сегодня. Например, «Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею». Или: «Цифра шесть – дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек».

Для лучшего усвоения графического начертания цифр можно приготовить для дошкольников раскраски и прописи с заданиями по обведению цифр, а потом уже научить писать их самостоятельно. Но при этом помните, что письменное написание цифр в первом классе может отличаться от вашего представления (в зависимости от выбранной программы обучения), поэтому следует научить детей «печатным» образам цифр, а не их прописному варианту.

Игры с цифрами для запоминания

Совет родителям: важно научить ребёнка прямому и обратному счёту до 20, понятиям «предшествующее», «следующее» число, а также счёту десятками до 100.

Сравнения

На следующем этапе учим дошкольников сравнивать числа. Сначала делаем это с помощью однотипных предметов, затем учим знаки: ?, ?, =, +, -. После этого можно предлагать задания с цифрами на сравнение (больше, меньше, равно). Это крайне важный этап математического развития ребёнка дошкольного возраста. Сначала сравниваем, а потом только применяем в записи.

Больше-меньше надо изучать и на количестве, и на размерах предметов

Сложение и вычитание

Основы математики – это действия над числами: сложение и вычитание. Первоначально обучение сложению проводят с использованием предметов или их изображений. Ребёнок должен иметь возможность пересчитать используемые предметы (пуговицы, кубики и пр.) Возможно, ребёнок будет считать на пальцах – в этом нет никакой проблемы, позже он научится считать «в уме». Для развития навыков сложения подходит также числовая лента или обычная линейка. На линейке покажите, как нужно двигаться по числовому лучу вправо для сложения, влево – для вычитания.

Учите малыша постепенно: сначала учим прибавлять один, потом два (это один и ещё один) и т.д.

Образное обучение сложению

После отработки сложения вводите аналогично понятие «вычитание». Когда ваш ребёнок хорошо усвоит процессы сложения и вычитания устно, можно предлагать ему решать примеры, а позже – задачи на сложение и вычитание. Причём задачи можете по очереди придумывать и вы, и ваш малыш.

Очень большим подспорьем в процессе развития становятся всевозможные раскраски математического содержания. Обратите внимание на задания: нарисовать по цифрам, раскрасить картинку, решив примеры.

Математические обучающие раскраски

Геометрия

В геометрической линии математики для дошкольников основное содержание базируется вокруг изучения плоских геометрических фигур.

Линии и отрезки:

  • прямые и кривые;
  • пересекающиеся и непересекающиеся;
  • ломаная, замкнутая, незамкнутая;
  • отрезок, дуга.

Геометрия для маленьких – изучение фигур

  • круг;
  • овал;
  • треугольник;
  • прямоугольник;
  • квадрат;
  • ромб;
  • многоугольник.

Знакомьте детей с фигурами не только с помощью изображения на бумаге, но и с помощью предметов быта: тарелка, книга, тетрадь, подставка под горячее и т.д. Кроме этого, можно рисовать с ребёнком рисунки, используя геометрические фигуры, а также превращать их в какие-либо предметы (например, из круга можно нарисовать лицо, блин, солнце, матрёшку). Это также полезно для их развития.

Геометрия Монтессори развивает логику и пространственное мышление

Совет родителям: необходимо не только познакомить детей с геометрическими фигурами, но и научить ребят их рисовать.

Также в геометрическое содержание обучения математике входит отработка умения делить фигуры на равные части.

Величины

Подбирая содержание математического образования дошкольников, в линию величин нужно включить следующие понятия:

  • длина;
  • ширина;
  • высота;
  • время;
  • масса.

При изучении всех этих категорий также необходимо следовать от простого к сложному, не забывая при этом про сопоставления. К школе ребёнка надо научить сравнивать предметы по признакам: широкий – узкий, толстый – тонкий, высокий – низкий, большой – маленький, глубокий – мелкий, далёкий – близкий, тяжёлый – лёгкий, длинный – короткий. На ориентировании во всех этих понятиях будет построено начало математического обучения в первом классе. Измерять длину, ширину, высоту предметов можно не только линейкой, но и другими подручными средствами.

Развивающие игры можно скачать в интернете

Помимо этого крайне важно научить детей ориентироваться на листе бумаги. Они должны разбираться в категориях: верх, низ, правая и левая стороны. С этой целью проводят математические диктанты на листе в клетку. Например, поставь точку, от неё начерти две клетки вправо, затем три вниз, две вправо, четыре вверх и т.д. В итоге получается задуманная картинка. Малыш на слух воспринимает инструкции и выполняет их. В другой раз уже он может диктовать вам, вы будете выполнять.

Учим время в игре

В категории «время» обязательно нужно научить дошкольника называть времена года, месяцы, части суток. А вот научить определять время по часам со стрелками можно, но не обязательно.

Совет родителям: научите дошкольников сравнивать предметы и картинки по различным основаниям, а также находить в них общее и различное.

Логика

Развивая математические способности дошкольников, используйте разнообразные логические игры. Они тренируют не только основы логического, но также и творческого мышления, учат находить нестандартные решения. А кроме всего прочего помогают стимулировать интерес к обучению. Развивают также концентрацию внимания, т. к. задача может содержать подвох. Решая с ребёнком логические задачи, не торопитесь, дайте ему понять условие и предложить своё решение. Возможно, оно вам покажется неверным, но прежде, чем это озвучить, попытайтесь понять логику ребёнка, а потом делать выводы.

Развитие логики с шахматами

Не забывайте про обычные загадки, шарады, ребусы, танграмы, а также настольные игры: шахматы, лото, домино.

Конечно, в настоящее время существует масса обучающих программ на компьютере, но к ним нужно отнестись с осторожностью. Учитывайте возраст детей и время занятий, содержание игр.

К вопросу математического развития детей нужно подходить комплексно, систематически и последовательно. Старайтесь разнообразить вашу совместную деятельность с детьми. Не забывайте про чередование разных видов занятий. И самое главное, воздержитесь от критики, чаще хвалите вашего малыша, поддерживая в нём желание открывать новые знания.

Ссылка на основную публикацию