Мастихин: что это такое, как научить детей рисовать мастихином, виды мастихинов

Мастихин: что это, как научить рисовать ребенка

  • Что такое мастихин
  • Как работать мастихином
  • Виды мастихина, правила выбора
  • Приемы работы с мастихином
  • Мастер-класс для начинающих

Если вы задумались над тем, каким видом творчества предложить заняться ребенку, то обратите внимание на рисование мастихином. Картины, выполненные в данной технике, выглядят очень ярко и реалистично. С помощью мастихина можно создать рельефные фигуры, яркие образы, но они будут выглядеть обобщенно, без выделения деталей. Благодаря этому композиции становятся более динамичными и выразительными. Рисование мастихином будет под силу даже ребенку. Кончено, ученики младших классов вряд ли смогут усидеть много времени за холстом, а вот средним и старшим школьникам такое творчество может очень понравиться.

Что такое мастихин

Специальный инструмент для рисования, который внешне напоминает лопатку или шпатель из легко гнущегося металла, называют мастихином. Чаще всего «шпатель» применяют для рисования маслом или акрилом, а иногда акварелью. С его помощью можно перемешать краски, убрать ее излишки из холста и создать картину.

Юный художник может рисовать одним только шпателем или комбинировать его с кистью. Мастихин позволяет передать фактуру краски, ее выразительность, световые акценты, а кисть привносит в рисунок легкие полутона, плавные изгибы. Картины мастихином получаются более выразительными с яркими крупными формами и динамичными мазками.

Если вы рисуете кистью, то шпатель можно использовать для обобщения, создания рельефных деталей. Этот инструмент отлично подходит для изображения архитектуры и других крупных объектов, например, камней, скал, волн и т. д. Мастихин можно использовать для нанесения краски тонким слоем, хотя чаще он применяется для плотных, пастообразных мазков.

Мастихиновая живопись встречалась в творениях Тициана, Рембрандта, Франсиско Гойи, Гюстава Курбе и многих других известных художников. Эта техника получила новый расцвет в ХХ веке. Современные художники отошли от реалистичных картин, они начали уделять больше времени сочетанию цвета, фактур, авторскому стилю, эмоциональности композиции.

Как работать мастихином

Чтобы научить ребенка такому виду творчества, нужно просто приобрести инструмент и начать писать. При желании юный ученик может использовать шпатель вместе с кистью, но лучше поначалу сосредоточиться на работе с лопатками.

Мастихин подходит для начинающих, техника рисования этим инструментом несложная. Но если ребенок ранее рисовал кистью, то поначалу он будет ощущать неудобство, так как шпатель ему будет казаться слишком грубым. Но после освоения основных приемов письма мастихином он привыкнет и поймет, что данный инструмент позволяет раскрыть новые возможности живописи маслом.

Техника рисования мастихином напоминает нанесение масла на хлеб. Научите ребенка накладывать мазки на бумагу послойно, чтобы придать картине объема и текстуры. Когда начнут получаться аккуратные густые и плотные мазки, можно будет приступать к рисованию. Как уже упоминалось, с помощью шпателя можно наносить краску тонким слоем.

Чтобы картины получались реалистичными, нужно учиться делать мазки разной формы. Движения должны быть точными и уверенными. Существуют разнообразные приемы рисования лопаткой, поэтому ребенок может поэкспериментировать.

Виды мастихина, правила выбора

Чтобы создать рисунок мастихином, нужно в первую очередь приобрести инструменты. Сегодня в продаже есть 2 вида изделий:

• Для палитры. Такие шпатели имеют ровную форму без изгиба возле ручки, большинство моделей имеют лезвие с острым краем. Их используют для смешивания краски и удаления ее остатков с полотна.

• Для рисования. Это инструменты изогнутой формы, которые позволяют наносить масло на картину без риска случайного касания рукой свежих ее фрагментов. Такие мастихины имеют гибкое лезвие, с помощью которого можно контролировать форму мазка.

Ассортимент мастихинов для работы с маслом огромный, они имеют разную форму, размер, поэтому юный художник может подобрать инструмент для решения любых задач.

Небольшие шпатели применяют для рисования на маленьком полотне, с их помощью можно прорисовать маленькие детали. Крупные лопатки позволяют нанести краску на холст большого размера. Узкие шпатели более гибкие, чем широкие, с их помощью можно делать тонкие мазки.

В продаже есть мастихины в форме трапеции, капли, ромба, рыбки и т. д. Все они помогают решать разные задачи. Шпатель с закругленным лезвием защищает от повреждения полотно. Инструмент с заостренным краем позволяет снимать излишки краски и создавать рельефные рисунки. Овальными лопатками легче всего делать фактурные мазки, а мастихины геометрической формы подходят для создания четких линий.

Также в продаже есть профилированные шпатели, которые могут напоминать вилку, иметь профилированные края и т. д. Их применяют для создания специальных эффектов, при создании многослойных картин с выраженным рельефом. С помощью такого шпателя можно прорисовать объемные прожилки на листьях, кору дерева и т. д.

Ребенку достаточно приобрести 2 инструмента: один каплевидной формы, а второй – геометрической. Они самые простые в работе и позволят оценить художественные возможности шпателя. Когда ученик освоит рисование этими инструментами, ему можно будет приобрести другие виды мастихинов.

При выборе шпателя нужно обращать внимание на такие параметры:

• Лезвие должно быть гибким, пружинить, легко сгибаться и возвращаться в обратное положение.
• Ручка и лезвие должны быть качественно соединены, если они болтаются, то ребенок не сможет контролировать мазок.
• Форма ручки должна быть удобной, без дефектов. Поэтому при выборе мастихина возьмите ребенка с собой, чтобы он попробовал, как инструмент лежит в руке.

Поначалу можно приобрести пластиковые мастихины, они более дешевые, но не долговечные. Такие инструменты подходят начинающим художникам, которые только осваивают данную технику. Если ребенку понравиться рисовать мастихином, то потом можно будет приобрести профессиональные модели.

Самыми популярными являются шпатели со стальным лезвием. При выборе стоит обращать внимание на качество сплава лезвия, так как некоторые металлы окисляют краску. Рекомендуется покупать лопатки с лезвием из нержавеющей стали, которые устойчивы к коррозии.

Приемы работы с мастихином

Рисование мастихином – это увлекательный процесс, во время которого юный художник может экспериментировать. Писать можно круговыми, направленными движениями, наносить тонкие или толстые слои краски на полотно. Мазок регулируется за счет наклона инструмента по отношению к холсту и силы нажима.

Чтобы ребенок начал работать, подготовьте мастихин, натянутый и загрунтованный холст, акриловые или масляные краски, а также палитру. Масло можно использовать на влажной или сухой основе, а в акрил рекомендуется добавить текстурную пасту, чтобы получить густую консистенцию. Используйте только свежие краски.

Чтобы ребенок начала рисовать, предложите ему взять краем лопатки немного краски и боковой частью разнести ее по полотну, слегка вдавливая. Сначала пусть он наносит тонкие мазки кончиком шпателя, а потом более уверенные движения, чтобы получить нужные линии.

Ребенок может использовать следующие приемы во время работы с мастихином:

• Чтобы создать фактурные мазки и небольшие точки, используйте кончик шпателя.

• Сделать тонкую линию можно, нанося краску ребром лезвия. Для этого инструмент нужно повернуть на 90° по отношению к холсту. Также ребро или кончик применяют для создания рельефных рисунков.

• Чтобы создать уверенный мазок, нанесите краску на плоскость лезвия (до 1/3 площади) и проведите инструментом, наклонив его под небольшой угол относительно полотна.

• Наносить краски на мастихин можно не только с палитры, но и с тюбика. При использовании нескольких цветов можно получить красивый переход оттенков.

• Если провести шпателем по свежей краске, можно изменить направление линий, выровнять фактуру.

• Чтобы смоделировать форму мазков, наносите толстый слой краски.

• Шпатель без краски позволит растушевать цвет.

• Плотные густые мазки создают гладкую поверхность, которая эффектно отражает свет.

• Чтобы слой масла был тонким, сильнее нажимайте на лезвие.

• Чтобы поверхность была текстурной, легонько постукивайте лезвием по влажной краске.

Живопись мастихином лучше смотрится, если использовать разные техники, формы мазков, направления. Очень красиво выглядят толстые рельефные мазки на тонком слое.

В дальнейших видео будет рассказано, как правильно рисовать тонкие линии и расштриховывать фон мастихином:


Мастер-класс для начинающих

Следующий мастер-класс рисования мастихином подходит для детей среднего или старшего школьного возраста. Чтобы нарисовать цветущий вишневый сад, нужно подготовить такие материалы, а также инструменты:

• акриловые или масляные краски;
• загрунтованное полотно или бумага А3;
• мастихин;
• тонкая кисть;
• палитра или пластиковая тарелочка;
• сосуд с водой;
• сухая тряпка для вытирания краски с мастихина и кисти.

Этапы работы:

• Ребенок рисует наброски деревьев и травы, как на фото выше. Также можно использовать готовый шаблон рисунка.

• Краем лопатки нанесите немного голубой краски с палитры на верхнюю часть полотна, а потом боковой частью размажьте ее тонким слоем.

• Смешайте на палитре голубую и зеленую краску. Вертикальными движениями шпателя нанесите бирюзовый фон. Это будут деревья на втором плане, которые расположены за цветущим садом. Сделайте фон неоднородным, чтобы рисунок выглядел естественным.

• Закрасьте кроны деревьев розовой краской, двигая мастихином по диагонали.

• Создайте желтый фон между стволами вишен, для этого на кончик лопатки наберите немного краски и точечными движениями нанесите на полотно. После этих манипуляций рисунок станет более объемным.

• Наносите краски на стволы деревьев аккуратно, чтобы не перемешать темно-коричневый со светло-коричневым, которые создают тени и блики.

• Редкими мазками нанесите на кроны деревьев бордовые пятна, немного растирая краску.

• Добавьте на кроны объемные розовые, белые и желтые мазки. Вверху сквозь ветки должны просвечивать голубые лоскутки неба.

• Теперь прорисуйте траву и тени деревьев. Не бойтесь сочетать цвета, смело добавляйте немного желтого, оранжевого, салатового и голубого.

• Нарисуйте на зеленой травке шарики отцветших одуванчиков.

Эта работа кропотливая, требует усидчивости и терпения, но результат того стоит.

Научить ребенка рисовать мастихином возможно и без помощи профессионалов. Главное, чтобы юному художнику было интересно заниматься подобным видом творчества. Купите стартовый набор, состоящий из двух шпателей (каплевидно и геометрической формы), краски (масло или акрил), холст. Предложите ребенку потренироваться наносить мазки, а когда он научится, предложите нарисовать картину. Начинайте с простых рисунков, чтобы юный художник не разочаровался в своих силах. А позже предложите ему поискать вдохновения на природе, чтобы создать собственные шедевры мастихином.

Поговорим о мастихине

В предыдущем посте о картинах Олега Трофимова я упомянула такой инструмент художника, как мастихин. Наверно художник выработал миллион манипуляций и достиг совершенства в его владении, потому что картины вызывают искреннее восхищение.

Охотно верю, что многие неискушённые в тонкостях живописи читатели могут не знать, что это за штуковина такая. Поэтому, сам Бог велел в специализированном блоге рассказать о мастихине

Итак, для справки: мастихин – инструмент из гибкой стали или рога в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Мастихин применяется художниками для очистки палитры, для размешивания краски или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Часто мастихин употребляется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком.

Мастихины или лопатки из тонкой стали различных размеров и форм появились достаточно давно. Но наибольшего расцвета приёмы работы с этим инструментом достигли в двадцатом веке, когда масляная живопись раздвинула свои горизонты и вышла за рамки фотографической «похожести», возникли различные стили и направления в изобразительном искусстве.

Мастихин, как никакой другой инструмент, позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски, наиболее полно раскрыть цвета и их сочетания, создать красивую и сложную фактуру краски на поверхности картины, что позволяет моделировать и объём изображаемых образов и предметов, даёт большие возможности для импровизации в ходе творческой работы.

Читайте также:  Воспитание приемного ребенка

Говорят, что в некоторых Школах рисования (итальянской, например) новичкам запрещают рисовать кистями, а заставляют рисовать только мастихином, чтобы не зацикливались на деталях. Хотя я слышала такое сравнение: начинать с мастихина, это как учиться играть на фоно кулаками, да мощно, да выразительно, но… Кисти дают совершенно другую степень свободы.

Качество мастихинов, предлагаемых крупными европейскими производителями, примерно одинаково. Главное на что нужно обращать внимание при выборе инструмента – это лезвие. Оно должно быть гибким, но не слишком слабым, хорошо пружинить, иначе мастихин долго не прослужит. Ручку лучше подбирать “под себя”, чтобы держать инструмент в руках было удобно и приятно. Если художник не совсем уверен в том, что конкретно он будет писать мастихином, или решил попробовать этот новый для себя инструмент, то предложите ему купить сначала дешевый мастихин, а никак не самый дорогой.

Формы мастихина и цели, для которых они используются
Разная форма ножа позволяет добиться различных эффектов. Например, мастихин с коротким лезвием подходит для нанесения угловых мазков, при размашистой манере письма лучше воспользоваться инструментом с длинным лезвием.
Мастихин идеально подходит для создания текстуры в технике импасто, или же для нанесения плоских слоев краски в работе над масштабными полотнами.

Как использовать мастихин?
Техника работы мастихином довольно сильно отличается от техники использования кисти, и поначалу может показаться немного странной. Самая верная аналогия: приготовление бутерброда с маслом. Кончиком мастихина берется немного краски с палитры. Затем используется боковая сторона лезвия, чтобы разнести краску по полотну или немного вдавить ее в холст. В начале работы используется самый кончик лезвия, которым наносятся на холст маленькие точечки краски. Затем мастихином проводится сильно вниз, для того чтобы получить тонкие линии. Для создания текстуры нажимается лезвием плоско вниз, в краску.

Чего нельзя делать при работе с мастихином?
Основной принцип работы: свежая краска на влажной основе или свежая краска на сухой основе. Когда краска уже начнет подсыхать, и на ее поверхности образуется пленочка, попытка нанести поверх подсохшего слоя другой слой может привести к тому, что работа будет загублена полностью.

Какие краски подходят для работы с мастихином?
Лучше всего использовать масляную краску, или же акриловую достаточно густой консистенции – иначе не сохранить нужную фактуру. Акриловые краски можно сделать более густыми, если добавить в них текстурную пасту. (Источник)

Рисование сложной текстуры мастихином. (Источник)

Итак, мастихин позволяет добиться поразительно красивых эффектов и вы получите большое удовольствие от его умелого использования.

Давайте попробуем получить с помощью мастихина многоцветную хаотическую текстуру, которая не должна выглядеть нарисованной вручную.

Первый этап – подготовительный. Это очень важный этап, на котором закладывается основа всей работы и от него сильно зависит конечный результат.

Выбор цвета краски – на ваше усмотрение, но для начала лучше взять темный оттенок, например, натуральную умбру. Краску выдавливаем на палитру и не разводим растворителем, оставляя консистенцию как в тюбике. Теперь набираем краску нижней стороной мастихина и начинаем наносить ее на холст. Чередуем продольные и поперечные движения мастихина, отлип и процарапывание кончиком, работаем ребром и плашмя.

Цель этого этапа – создать рельеф из краски, который бы выглядел максимально хаотичным. Проявляем максимум фантазии – движения мастихином могут быть длинные и короткие, круговые и прямые и так далее… (на этом этапе можно даже использовать и грубую щетинную кисть, и черенок кисточки – все, что может помочь в создании разнообразного рельефа краски на поверхности холста).

После того как весь холст покрыт краской, отставляем работу на несколько дней, чтобы первый слой застыл. На это может уйти 2-3 дня, а лучше подождать неделю. Свободный промежуток времени можно заполнить рисованием карикатуры на автора статьи.

Ну вот, первый слой подсох, продолжаем работу. Теперь берем светлый оттенок. Набираем мастихином небольшое количество краски и легкими движениями наносим ее так, чтобы она осталась на выпуклостях и не заполняла впадины предыдущего слоя.

Оттенки краски можно менять и этим достигаем богатую цветовую гамму. Иногда может потребоваться дополнительное подсушивание пред нанесением нового оттенка краски.

Таким приемом, например, можно создавать листву деревьев:

Чтобы нарисовать траву, можно добавить как на первом, так и на втором этапе продольные движения ребром мастихина с небольшим количеством более разжиженной краски:

Надеюсь, что освоив приемы рисования мастихином, вы полюбите этот замечательный инструмент и будете использовать его в своей работе так же часто, как и я.

Примеры картин, выполненных мастихином

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Что такое мастихин, как им работать и рисовать картины?

Мастихин представляет собой специальный инструмент для рисования и выглядит как лопатка или шпатель из легко гнущейся тонкой стали. Его название происходит от итальянского слова mestichino, которое переводится как шпатель. Чаще всего этот класс инструментов используют для масляной или акриловой живописи.

Шпатель позволяет рисовать без использования кисти, что раскрывает новые возможности для передачи фактуры краски, силы её звучания, а также световых акцентов. Рисование мастихином обобщает, создаёт рельефные фигуры и яркие образы, но не детализирует объекты. Благодаря этому, живопись становится более динамичной и выразительной.

Мастихиновая живопись

Живопись мастихином получила распространение в двадцатом веке, но пользоваться им начали ещё со времён Рембрандта. Такие великие мастера, как Гюстав Курбе и Камиль Писсарро популяризовали эту технику в своих картинах.

Первоначально шпатель использовали для растирания и смешивания красок на палитре, но со временем им стали наносить краску на холст. В современности наиболее яркими художниками, пишущими картины таким инструментом, являются француженка Франсуаза Нилли с её эмоциональными портретами, Даниэль Кастан, изображающий городские пейзажи и Алексей Зайцев, создающий картины в жанре реализма.

Как рисовать мастихином

Техника живописи с использованием мастихина похожа на нанесение масла на хлеб: мазки накладываются лопаткой послойно, что создаёт на картине объем и текстуру. Этот инструмент позволяет наносить краску тонким слоем, но предпочтительнее густые, плотные мазки.

Рисование картин мастихином требует применения различных форм мазков для избегания однообразия. В такой технике работает не много мастеров, так как необходима высокая уверенность и точность движений.

Приёмы рисования художники используют разные, поэтому нет конкретного способа, как писать мастихином — доверьтесь своей фантазии и экспериментируйте. Тем, кто привык рисовать кистью, первое время он будет казаться грубым, но чем больше практики, тем больше осознание, что поле для импровизации использования в живописи инструмента ничуть не уступает кистям.

Какой мастихин выбрать

Мастихин своими руками сделать сложно, поэтому лучше приобрести готовый в магазине. Они различаются по формам и размерам в зависимости от класса применения: для палитры или для живописи.

  • Мастихины для палитры обычно ровной формы и имеют острый край. Им не наносят краску, а только размешивают на палитре и убирают излишки с холста.
  • Мастихины для живописи изогнутой формы и с гибким лезвием для изменения мазка. Большой изгиб предотвращает касание рукой холста и не испортит уже нанесённые мазки. Мастера в основном используют короткое лезвие для угловых мазков и длинное для лёгкого нанесения. Также существуют профилированные мастихины с волнообразными краями для создания специальных эффектов на многослойных работах.

Начинающим работать с этим инструментом можно приобрести лопатку каплевидной формы и геометрически правильной. Они являются основными и помогут оценить преимущества такого шпателя. Лезвие должно пружинить и при нажиме возвращаться в исходное состояние.

Выбирать лучше шпатели со стальным лезвием, хотя существуют и пластиковые. Стоит обратить внимание на сплав, так как некоторые металлы могут окислять краски или быть подвержены коррозии. Ручки у этих инструментов часто деревянные и удобные для долгой работы.

Мастер-класс мастихином

Здесь перечислены основные советы, как работать мастихином.

  1. Чтобы начать работать с мастихином, вам потребуется натянутый и загрунтованный холст, акриловые или масляные краски, палитра.
  2. Масляные краски можно использовать на влажной или сухой основе, а в акриловые следует добавить текстурную пасту для густой консистенции. Краски должны быть свежими.
  3. Чтобы начать рисовать, краем лопатки возьмите небольшое количество краски и боковой частью разнести её по холсту, немного вдавливая.
  4. Вначале наносятся тонкие мазки кончиком шпателя, а затем уверенные движения для получения нужных линий. Тонкие линии можно создать, поворачивая инструмент на девяносто градусов относительно холста.
  5. Наносить краску можно не только с палитры, но и из тюбиков, что создаст переход оттенков. Без краски лопаткой можно растушевать тон.
  6. Держать мастихин можно как угодно, поворачивая на любой угол, расположение пальцев значения не имеет.
  7. Постукивая по холсту инструментом, можно создать текстурную поверхность. Перед нанесением нового слоя необходимо очищать старый слой с инструмента.
  8. После высыхания краски образуется пленочка, и внести изменения будет невозможно, так как это испортит картину. Рисовать толстыми мазками также не рекомендуется, так как краска потом может потрескаться.

Как работать мастихином? 6 приёмов и 14 видов мастихинов

На иллюстрации вверху представлены различные замесы краски при помощи мастихина. Такие мазки создают иллюзию и обогащают живопись техничным исполнением. Но как создать красивую фактуру? В этой статье я поделюсь шестью основными способами работы мастихином в масляной живописи, хотя, вариантов здесь, конечно, может быть великое множество. Однако, прежде чем говорить о технике работы, нужно увидеть какими бывают мастихины.

Четырнадцать видов мастихинов

Мастихин представляет собой стальную, упругую пластину в виде «лопаточки», которая соединяется с рукоятью посредством изогнутого металлического стержня. Эта «лопатка» может иметь самую разнообразную форму. От классической клиновидной, до нестандартной. В начале списка я перечислю основные формы классических мастихинов, которые, впрочем, могут иметь различные вариации. А в конце списка посмотрим на мастихины с нестандартным лезвием. Я выбрал четырнадцать видов мастихинов, но в жизни их разновидностей намного больше. Однако, разница между другими видами непринципиальная, поэтому я сосредоточусь на этих четырнадцати:

1. Самый распространённый мастихин ромбовидной формы. Удобный в работе. Позволяет наносить краску как широкой плоскостью, так и острым кончиком.

2. Этот мастихин похож на предыдущий, за исключением основания. Оно не треугольной, а округлой формы. Благодаря этому, боковые стороны мастихина овальные. Ими можно снимать и укладывать краску таким образом, что она приобретёт «волнообразный» рельеф.

3. Мастихин со скошенным лезвием и округлыми боковинами.

4. Мастихин прямоугольной формы.

5. Узкий мастихин овальной формы. Интересный вариант для создания рельефных мазков не имеющих прямолинейных контуров. Можно работать как плоскостью, так и кончиком. Универсален и удобен в работе, подобно ромбовидному мастихину в начале списка.

6. Широкий мастихин овальной формы. Имеет те же преимущества, что и предыдущий, только оставляет более округлые мазки и создаёт более глубокий рельеф, если работать боковой стороной.

7. Очень «вытянутый» мастихин ромбовидной формы. Удобен для укладки краски в линию, а также для работы широкими мазками.

8. Мастихин в виде многоугольника, имеющий грани разной длины. В процессе работы данным мастихином можно менять размеры мазков, благодаря выбору грани нужной длины.

9 — 14. Мастихины необычной формы. Данная разновидность напоминает инструменты кондитера. Эти мастихины позволяют создавать мазки краски, похожие на лепестки, ленты, борозды… Хорошо подходят для декоративных работ.

Шесть основных приёмов работы мастихином

Теперь, когда мы рассмотрели какими бывают мастихины, можно подумать над техникой работы этим замечательным инструментом. Сразу оговорюсь, что в практической работе художники импровизируют и придумывают десятки и сотни своих собственных приёмов. Но существуют наиболее распространённые:

Читайте также:  Как научить ребенка говорить в 1, 2, 3 года: методики и советы

1. Широкие пастозные мазки плоскостью мастихина. Такая манера наиболее часто встречается у художников. В зависимости от формы мастихина, мазки краски могут приобретать разный характер.

2. Объёмные точечные мазки, выполненные кончиком мастихина. Эта техника чем-то напоминает пуантелизм. Однако, совсем необязательно писать в таком стиле всю живописную работу. Этим способом можно проработать какие-либо детали, например, блики, листья… Другие же части живописи можно написать посредством иных приёмов.

3. Процарапывание красочного слоя острым кончиком мастихина или боковой стороной его лезвия. При помощи такого подхода можно изобразить тонкие ветви деревьев или стебли травы. Из под снимаемой мастихином краски, просматривается светлый холст — это позволяет изображать светлые тончайшие линии простым процарапыванием. Если же снимать краску широкой, боковой стороной мастихина, то будут образовываться широкие просветы. При наличии нижнего слоя подмалёвка, эти просветы могут иметь не только светлую окраску, но и глубокий сложный цвет.

4. Фактурные, рельефные линии, образующиеся посредством продольных движений плоскостью мастихина. На иллюстрации видно, как такие линии могут изгибаться, иметь разную толщину, ширину… Некоторые художники пишут только мастихином и, вообще, не используют кисти. В их творчестве даже мельчайшие детали прорабатываются лезвием мастихина.

5. Обобщение посредством смазывания краски. В масляной живописи этот приём выглядит следующим образом: художник подробно пишет какой-нибудь элемент своей живописи, а потом, поверх проводит ребром мастихина. В результате контуры изображения размываются. Такое обобщение может «увести» на второй план слишком резкие силуэты. В живописи бывает необходимо что-то сделать менее заметным и уходящим вдаль. И этот приём обобщения при помощи мастихина может прийти весьма кстати.

6. Введение одной краски в другую. Данный способ работы мастихином может приобретать самую разную форму. Здесь большое значение имеет импровизация. Суть этого приёма такова: в пастозно уложенную краску, как бы «втирается» новый мазок плоскостью мастихина. Объёмные массы краски вливаются друг в друга и, порой, это происходит самым неожиданным образом. Краска то вливается, то «закручивается», то замешивается, а иногда и «врывается». Переходы одного цвета в другой во многом зависят от движений руки и наклона мастихина.

В начале этой статьи я разместил подборку разных фрагментов из своей живописи. Здесь Вы можете видеть самые разные приёмы работы мастихином — и те, что описаны выше, и другие. Наглядный пример поможет лучше понять как можно «играть» краской при помощи такого замечательного инструмента как мастихин.

Виды мастихинов: как выбрать?

  • Особенности
  • Виды художественных шпателей
  • Критерии выбора
  • Ассортимент
  • Выбирать или сделать самому?

Для овладения всеми возможными техниками живописи и рисования необходимо не только старательно учиться, но и пользоваться всевозможными инструментами, позволяющими по-разному наносить краску на холст. Пожалуй, любой профессиональный художник обязан хотя бы раз в жизни попробовать работать с таким инструментом, как мастихин. Тем не менее, многие новички имеют лишь поверхностное представление о том, что это такое, как его выбирать и как им пользоваться.

Особенности

Название «мастихин» происходит от итальянского слова, которое можно перевести как «шпатель», ведь такой художественный инструмент действительно выглядит, как небольшая лопатка или даже нож. Как правило, профессионалы активно используют этот инструмент при работе с масляными или акриловыми красками, хотя в последнее время несколько возрос интерес к мастихину и среди акварелистов.

Назначение такого шпателя довольно многогранно: он поможет смешать краски на палитре, а затем очистить ее от пигмента, убрать излишнее количество краски с холста или нарисовать картину вовсе без кисти.

Следует заметить, что последняя техника становится все популярнее, так как результат получается довольно отличающимся от классической живописи. Безусловно, форма конструкции никак не предполагает прописывания тонких деталей, однако за счет отсутствия неминуемого размывания красок при пользовании кистью мастихин дает поразительно яркий и насыщенный цвет. Характерной чертой картин, написанных мастихином, является еще и выразительная фактура, которая традиционно двухмерную живопись немного превращает в трехмерную картину.

Конечно, профессионалы не рисуют в какой-то одной технике серьезную картину и мастихин используют в сочетании с классическими кистевыми мазками. Художественный шпатель применяют для крупных форм переднего или среднего плана с подчеркнутой, ярко выраженной фактурой. Сюда можно отнести архитектурные объекты, волнение на воде, каменистые ландшафты и другие актуальные темы.

Не исключено, что мастихины широко использовались художниками еще в эпоху Возрождения, однако тогда они в большей степени воспринимались в качестве вспомогательного инструмента для работы с палитрой, а не как заменитель кисти. Современное понимание роли шпателя в живописи распространилось только в прошлом веке, когда рисовать с его помощью стали буквально все, но и ранее некоторые известные художники понемногу использовали его для нанесения красок на холст. Среди выдающихся мастеров хотя бы иногда пользовавшихся такой техникой, следует выделить Тициана, Франсиско Гойю, Гюстава Курбе и Поля Сезанна.

Сами художники отмечают, что научиться рисованию шпателем не так уж и сложно, причем использовать его можно как в сочетании с кистью, так и независимо от нее.

Тем, кто за долгое время привык работать исключительно кистью, новый метод рисования поначалу может показаться неудобным, однако раскрываемые им возможности стоят того, чтобы попробовать.

Виды художественных шпателей

Как и большинство современных товаров, мастихины делятся на несколько видов по тем или иным качествам. Профессионального художника, в первую очередь, волнует классификация по методу применения, поскольку она играет огромную роль в выборе инструмента.

Первоначально лопатки такого типа предназначались для работы с палитрой, и в наши дни они, конечно же, никуда не делись. Мастихин для палитры представляет собой плоский инструмент, у которого отсутствует изгиб возле ручки. Край такого шпателя обязательно заострен, ведь с его помощью мастер снимает засохшую краску с палитры. Подобная форма также удобна и для смешивания красок на поверхности палитры, и для удаления излишков масла с холста.

Мастихины непосредственно для рисования отличаются особой изогнутостью, которая повышает аккуратность работы с холстом. Лезвие у такого инструмента обычно отличается упругостью, что способствует более мягкому нанесению краски на основу. Разнообразие шпателей собственно художественного направления довольно велико: в первую очередь, они отличаются по размерам, что позволяет легче подстраиваться под разные размеры холста.

Варьируется и ширина лезвия: узкий наконечник отличается повышенной гибкостью и более близок по своей сути к кисточке, тогда как широкие инструменты лучше подходят для придания рельефности крупным объектам. При этом точная форма лопатки может представлять собой самые неожиданные фигуры для достижения сложных целей, стоящих перед мастером.

Вариативность мастихинов возможна еще и по материалу изготовления. Рукоятки изготавливаются из любых удобных материалов, среди которых обычная древесина и пластик, а также более экзотические – кость и стекло.

Для лезвия подходят всего лишь два материала: ожидаемый металл и несколько неожиданный пластик. Металлические лезвия шпателей считаются нормой и классикой: они хорошо гнутся, но иногда способны разочаровать своим качеством, ведь отдельные сплавы способствуют окислению масляных красок. Среди металлических мастихинов особенным успехом пользуются те, что сделаны из нержавеющей стали, поскольку влага для них не страшна.

Пластиковые разновидности художественного шпателя хороши разве что своей ценой, ведь они быстро ломаются и годятся в длительной перспективе фактически только для смешивания красок. Выбирать их нужно разве что для того, чтобы попробовать себя в такой технике живописи.

Критерии выбора

Художники, обладающие достаточным опытом рисования и имеющие возможность спросить совета у знакомых коллег, зачастую определяются с выбором мастихина самостоятельно, однако новичку обязательно понадобится совет о том, как правильно выбрать шпатель. Для своеобразной «пробы пера» лучше купить пластиковый вариант, поскольку он дешевле, а сам новобранец пока не может быть уверенным, что ему понравится такая техника.

Озадачить новичка может и выбор формы лезвия, потому что в художественных целях они выпускаются в самых разнообразных вариациях.

Профессионалы говорят, что пробовать лучше всего на каплевидном и геометрически правильном лезвии (не на каком-то одном, а именно на обоих) и лишь затем выбирать более необычные варианты.

Форма лезвия во многом определяет не только эстетический эффект от рисунка, но и удобство пользования шпателем. Например:

  • чтобы сберечь полотно от механических повреждений, стоит выбирать закругленные лезвия;
  • снять лишнюю краску, что уже само по себе является отдельной техникой, позволяет заостренное лезвие;
  • фактура лучше всего передается в том случае, если для ее создания использовался мастихин с лезвием овальной формы;
  • если есть необходимость в выписывании четких линий, без лезвия геометрически правильной формы не обойтись;
  • мастихины с особо сложной формой лезвия нужны только профессионалам, уже освоившим принципы работы с более простыми вариантами.

При этом в выборе инструмента ориентироваться следует не только на прогнозируемый творческий эффект, но и на банальное удобство ручки и качество товара. Хотя изделие выглядит просто, найдется несколько критериев, отличающих качественное от посредственного:

  • Лезвие мастихина никогда не будет таким же эластичным, как ворс кисти, однако признаком хорошего художественного инструмента считается пружинящий наконечник.
  • Шпатель состоит всего из двух частей – рукояти и лезвия, и для художника очень важно, чтобы они были соединены между собой максимально надежно. Малейшее болтание или, того хуже, прокручивание способно испортить настоящий шедевр, а ведь картину маслом, как известно, исправить сложно.
  • Инструмент художника должен быть продолжением его руки – он должен удобно лежать в ладони. Наличие каких-либо дефектов ручки недопустимо, а помарки обработки древесины в виде потенциальных заноз – это настоящий позор для производителя подобного товара.

Ассортимент

Приобрести художественный мастихин обычно можно там же, где продаются и другие сопутствующие товары, например, такие, как масляные краски, кисти и холсты для них. Позволить себе такой подарок может даже начинающий художник, ведь средний шпатель стоит всего лишь около 100-250 рублей.

Другое дело, если приобрести сразу несколько мастихинов, ведь здесь, как и в случае с кистями, набор инструментов разной формы и размера способствует повышенному разнообразию творческих методов.

Набор недорогих пластиковых шпателей, которые помогут новичку в данной технике полностью уловить основные преимущества такого способа творения, обойдется в те же 200 рублей, а вот набор хорошего инструмента с металлическими наконечниками ударит по кошельку сильнее, и даже цена в тысячу рублей не станет верхним пределом.

Если говорить о производителях, выпускающих мастихины, то выбор брендов не так велик, как в случае с красками или кистями, и общепризнанных авторитетов здесь, соответственно, также нет. Человеку, никогда не вникавшему в эту тему, что-то сказать сможет разве что бренд «Сонет», поскольку под этой же маркой уже несколько десятилетий выходят весьма качественные отечественные краски ленинградского завода художественных красок.

Достойную конкуренцию этой компании могут составить шпатели «Арт-Квартал», Conda, RGM Classic, PinaxArtists Classic и Daler Rowney, однако сделать аргументированный выбор в пользу одной из этих марок сложно – они все приблизительно одинаковы как по качеству, так и по стоимости.

Выбирать или сделать самому?

Многие мужчины, способные творить руками шедевры не только с помощью кисти и красок, но и с помощью типичных мужских инструментов, отказываются тратить деньги и время на поиск и покупку нужного мастихина, если есть возможность изготовить его своими руками. Как показывает опыт таких людей, результат оказывается весьма достойным: значительно меньше бьет по кошельку, а главное – максимально соответствует пожеланиям своего хозяина.

Читайте также:  Как научить ребенка кататься на самокате: с какого возраста, с чего начать

Самое сложное в процессе самостоятельного производства шпателя – это создание лезвия требуемой формы. Для начала нужно найти кусок металла (вряд ли кто-то станет терять время на домашний выпуск пластикового варианта), из которого можно сделать лезвие. Из предлагаемых в интернете вариантов потенциального сырья реалистично выглядят старые шпатели строительного назначения, старые ножовки и даже металлический складной метр советского производства. В зависимости от формы и размера сырьевого листа из него при помощи «болгарки», специальной ножовки или ножниц по металлу вырезают заготовки для будущих лезвий.

Придание точной формы становится возможным благодаря затачиванию и шлифованию краев, в результате чего еще и определяется степень остроты лезвия.

Деталь, обеспечивающая соединение между лезвием и рукоятью, может изготавливаться разными путями. Если используемый лист металла был довольно крупным, лучше в процессе вырезания лезвия сразу сделать его цельным, объединенным с сердцевиной будущей рукояти. В таком случае металлическую заготовку нужно будет выгнуть, для чего ее раскаляют добела.

Подобную процедуру можно выполнить даже в домашних условиях, если достаточно долго нагревать металл над обыкновенной газовой горелкой, но тогда нужно как можно тщательнее соблюдать технику безопасности. Скрепить отдельные детали, из которых изготавливается самодельный шпатель, можно при помощи крупного гвоздя, например, шиферного. Его нужно согнуть под нужным углом и вставить в обе части мастихина через специально проделанные отверстия.

Рукоять для самодельного шпателя можно сделать и самостоятельно, выточив ее из дерева на станке, однако весьма практичной окажется и покупка уже готового изделия, которое обойдется потребителю в несколько десятков рублей. Как правило, в заводской заготовке уже есть отверстие для вставки металлической части, которую нужно просто правильно расплющить с обратной от лезвия стороны, чтобы избежать разбалтывания конструкции.

После этого стоит еще раз простучать молотком места соединений, чтобы должным образом расплющить места соединения и обеспечить неподвижность крепления одних деталей к другим. Точная стоимость произведенного вручную мастихина сильно колеблется в зависимости от наличия подручных средств, из которых его можно сделать. Однако пользователи, у которых есть опыт таких поделок, указывают затраты на производство одного такого инструмента в пределах сотни рублей.

О том, как выбрать мастихин, смотрите в следующем видео.

Мастер-класс для педагогов “Рисуем мастихином”
учебно-методический материал на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Рисование мастихином30.66 КБ

Предварительный просмотр:

для педагогов по изобразительной деятельности

Тема: «Применение нетрадиционных техник «Рисуем мастихином»

Актуальность выбранной темы мастер-класса:

  • На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;
  • В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционной техникой рисования мастихином

  • Познакомить с техникой рисования «мастихиновая живопись»;
  • Развивать творческие способности и экспериментирование;
  • Воспитывать чувство прекрасного

Мастика – род густой массы различного состава.

Палитра – небольшая дощечка, на которой живописец во время своей. работы смешивает краски

Гуашь – водорастворимые, густые, непрозрачные краски.

Мазок – наложение краски отрывистым, коротким движением.

Мастихин – это тонкая упругая палочка, которой художник – живописец наносит грунт на полотно и удаляет лишнюю краску.

Гуашь, листы бумаги, палитра, мастихин, тонкая кисточка.

Участники мастер-класса садятся за столы, на которых расположены материалы для изобразительной деятельности.

Добрый день, коллеги. Сегодня я познакомлю Вас с одним из нетрадиционных способов рисования, нанесение мазков мастихином. Творческий подход к решению любой задачи возникает у ребёнка только в том случае, если педагог познакомит его с множеством способов и вариантов её решения. Выбор того или иного приёма при создании изображения, обусловлен умением наблюдать, всматриваться в окружающее, замечая не только яркие, бросающиеся в глаза детали, но и нюансы. Мало научить детей ремесленным навыкам, приёмам работы различными художественными материалами, главное – пробудить в них чувства, личностное отношение к задуманному произведению.

Мастихин, как никакой другой инструмент, позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски, наиболее полно раскрывать цвета и их сочетания. Создать красивую и сложную фактуру краски на поверхности картины, что позволяет моделировать и объём изображаемых образов и предметов. Даёт большие возможности для импровизации в ходе творческой работы.

Вот некоторые работы, в которых мы с ребятами использовали эту технику (показать).

Мастихин можно изготовить и из подручного материала: например из просроченной пластиковой карты, разрезая поперек на полоски разной ширины. Дело в том, что от ширины и формы мастихина зависит и ширина мазка. Мы же сегодня будем использовать готовый мастихин. И попробуем нарисовать осенний пейзаж.

Для смешивания красок можно использовать палитру, но удобнее это делать на обычном листе картона.

Выкладываем мастику из разных цветов гуаши небольшими порциями т.к. работаем без воды. Смешиваем два цвета краски (белый и желтый) сразу на мастихине.

Мастихином наносим грунт мазками на поверхность бумаги. Обозначаем, таким образом, солнечный свет. Мазки находят друг на друга, при этом, мазки одного цвета выполняются в одном направлении.

Затем, вытираем мастихин салфеткой и наносим другие цвета (синий, голубой, белый, фиолетовый), рисуем небо.

Так как, мы хотим изобразить осенний дождливый день, то для этого можно немного поиграть с цветом фона, наносить разные цвета и смешивать их прямо на бумаге. При этом краску нужно наносить как можно быстрее, чтобы она не успевала высохнуть (иначе переходы получатся более резкими).

Таким образом, у нас появляются и лужи на тротуарах, и пожелтевшая трава.

Теперь нужно нарисовать в левом и правом нижнем углу деревья. Я предлагаю выбрать яркие и сочные оттенки (красный, темно-зеленый, оранжевый и т.д.). Стволы деревьев мы прорисовываем кисточкой.

Чтобы композиция смотрелась более гармонично, при помощи той же кисточки, дорисовываем силуэты людей, идущих вдалеке под зонтами.

Вот и готов наш осенний пейзаж.

Спасибо за внимание! Желаю Вам творческих успехов!

Использование нетрадиционной техники «Нанесение гуашевых мазков мастихином»

Светлана Исаева
Использование нетрадиционной техники «Нанесение гуашевых мазков мастихином»

Презентация Мастер – класса. Использование нетрадиционной техники «Нанесение гуашевых мазков мастихином»

Воспитатели в своей работе активно используют нетрадиционные техники рисования (НТР). Термин: «нетрадиционный» от лат. Tradition – непривычный подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Рисование тесно связано с развитием наглядно образного и наглядно – действенного мышления, а также с выработкой навыков анализа и, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работа над рисунком, дошкольники учатся выделять внешние особенности предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами. Фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги. В том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, почать изображение с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев)

На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать – смешивать краску с мыльной пеной, на изображение, сделанное цветными мелками наносить гуашь или акварель.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость, а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение

Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию мышления, воображения, проявлению самостоятельности.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольника. У них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike – искуссная и techne –искусство, мастерство, способов и приемов, посредствам которых исполняется художественное произведение. Понятие техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели и т. д.) умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов. Таким образом, под техникой рисунка понимается владение материалом и инструментом.

Т. С. Комарова пишет, что исходя из разнообразия видов рисуночной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования.

Хочу, поделится еще одной интересной техникой рисования «Нанесение мазков мастихином»

II слайд

Цель: обучение основам рисования в технике «Нанесение маков мастихином» и развитие интереса к данному виду рисования.

Задачи: Познакомить с техникой.

Обучить приемам нанесения мазков.

Развить цветовое восприятие, чувство ритма, самостоятельность в подборе цветовой гаммы красок.

Обогащать и расширять художественный опыт работы с гуашью.

III слайд

Характеристика рисования мастихином – позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски.

IV слайд

Термины техники. Мастихин – тонкая упругая палочка, которой художник – живописец наносит грунт на полотно и удаляет лишнюю краску.

Мазок – след, оставляемый на холсте или бумаге мастихинам с краской. Мастика – род густой массы различного состава (в нашем случаи гуашь).

VI – VIII слайд

Работы детей подготовительной группы, выполненные в этой технике.

IX слайд

Изготовление мастихина из бросового материала. Разрезаем пластиковую карточку поперек на полоски разной ширины. От этого зависит ширина мазка

X слайд

Палитра – небольшая дощечка, на которой во время работы смешивают краски. Мы будем использовать 1/4 картонного листа это удобнее.

XI слайд

Вначале решается схема композиции. На чистом листе бумаги тонкими линиями выполняем набросок эскиза карандашом (набросок ели).

XII слайд

На палитру выкладываем мастику из разных цветов гуаши небольшими порциями, т. к. работаем без воды.

XIII слайд

Набираем краски на мастихин два цвета одновременно. Вначале набираем один цвет, следом на этот цвет набираем другой темнее либо светлее. Темно зелёный и светло зелёный, зелёный и белый.

XIV – XIIV слайд

Мастихином наносим грунт мазками на поверхность бумаги. Мазки находят друг на друга, мазки одного цвета выполняются в одном направлении. Рисуя ель мазки, наносим вертикально, фон – горизонтально.

Ссылка на основную публикацию