Логопедический ребенок: кто это такой, обследование, работа, задания и специальные логопедические упражнения

Приёмы логопедического обследования детей со сложным дефектом

Особое место в коррекционно-логопедической работе занимает диагностика речевых нарушений. Главной целью логопедического воздействия является диагностика речевых нарушений, развитие всей речевой системы и создание условий для адаптации детей со сложным дефектом.
У таких детей наблюдаются сложные речевые дефекты, и правильность постановки логопедического заключения влияет на дальнейший ход коррекционной работы. Далее речь пойдёт о том, как и при помощи каких приёмов можно провести логопедическое обследование детей со сложным дефектом.

Сначала нужно провести беседу с родителями. Из беседы с родителягци можно выяснить: посещает ли ребёнок детский сад, чем любит заниматься, во что любит играть, какие сказки, стихи нравятся ему, что интересует ребёнка, понимает ли ребёнок обращенную речь, говорит ли он.

Если ребёнка не удаётся обследовать по традиционной методике – ребёнок не реагирует на обращенную речь, просьбы, вопросы логопеда, ведёт себя хаотично, хватает игрушки, разбрасывает их, отвергает картинки, предъявленные предметные, сюжетные картинки и книги отвергает или постоянно перебивает логопеда криками, непонятными высказываниями, – можно провести диагностику, используя нетрадиционные формы логопедического обследования, а именно – обследование в игровой форме. Всем известно, что игра – основное и любимое занятие детей. В игре часто сложное становится доступным. Так давайте поиграем с ним в первый день знакомства, на логопедическом обследовании.

Сделаем попытку обследовать ребёнка через игровые методы и приёмы. С помощью «Чудесного мешочка» можно ненадолго привлечь внимание ребёнка. В мешочек помещаются либо игрушки, либо картинки. То же самое можно проделать и с «Волшебной коробочкой». Другой нетрадиционный метод обследования: обследование по рисунку семьи. Нужно взять чистый лист бумаги и цветные карандаши и предложить нарисовать семью: папу, маму и т.д. Примерные вопросы: Кого нарисуем в первую очередь? «Что нарисуем папе?», «Какой папа высокий или низкий? худой или толстый?», «Какого цвета рубашку любит папа? Какие брюки? Что у папы на ногах? Какого цвета ботинки? Какие волосы у папы: длинные, короткие? Какие глаза? и т. д. Рисуем маму и всех членов семьи. Потом дом, собаку, деревья, цветы. Используя метод, можно многое выяснить: знает ли и различает ли ребёнок антонимы: большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, худой – толстый и др., знает ли ребёнок цвета, имена членов семьи и т. д. Метод поможет увидеть, как развита мелкая моторика у ребёнка: в какой руке он держит карандаш, как он его держит и т.д. Также с помощью этого метода можно обследовать артикуляционную моторику. Смотрим на рисунок: «Посмотри на папу, как он красиво улыбается, давай и мы ему улыбнёмся, а братик маленький ещё – он плачет, открывает широко рот и мы как братик широко откроем рот, а мама поёт песенку братику, чтобы он не плакал: губы тянем вперёд о-о-о, а сестрички дразнят братика: показываем язычок ему и т.д.

Для детей младшего возраста, которые говорят очень плохо или вообще не говорят можно использовать другой, не менее интересный метод логопедического обследования – игру-обследование, которая поможет нам многое узнать о развитии ребёнка (общее развитие, понимание обращенной речи, уровень развития речи Ребёнка, состояние мелкой моторики, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие, речевое дыхание, мимические мышцы лица).

Скажем ребёнку, что сейчас мы будем играть. По ходу игры нужно задавать вопросы: Что это? Кто это? Как говорит? Что делает? Задаём вопросы даже если ребёнок отвечает простыми аморфными словами «ав – ав», «топ — топ» и т.д.

Поставить игрушечный дом. Подготовить игрушки.

Вот какой красивый дом. Тебе он нравится? (Обследуем уровень развития мелкой моторики, речевого дыхания)
А у дома растут красивые цветы (взять вертушки-цветы):
Наши красивые цветочки
Распускают лепесточки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет! (подуть на цветы)
Давай тоже построим дом из пальчиков.
На поляне дом стоит, (сделать дом из ладошек)
Ну а к дому путь закрыт (руки в замочек)
На дверях висит замок
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, постучали,
Потянули и открыли.
Нам ворота открывают (развести руки в стороны)
Всех нас в гости приглашают
Заходите в гости к нам!
Кто же в домике живёт? (Обследуем уровень понимания речи, простой инструкции, умение повторять простые слова, звукоподражания, простые действия, наблюдаем за мимикой).
Кто это?
А у дома пёс цепной: Ав – Ав – Ав. (как лает пёс?)
Он не страшный, он смешной: Ха – Ха – Ха. (посмеёмся над ним)
Бобик, бобик – сланный пёс (погладить пса)
Белый лобик, чёрный нос. (показать лоб и нос пса)
Бобик, бобик лапу дай! (взять за лапу)
Сядь на коврик и не лай! Ав – Ав – Ав. (как лает пёс?)
Кто сидит дорожке? Это кошка, поиграем с ней.
Киска, киска – брысь, брысь!
На дорожку не садись! (грозим пальчиком)
А то Машенька пойдёт, через киску упадёт – Бах! (толкать ручкой)

Кто ещё в домике живёт? Это рыбка
Открывает рыбка рот, но не слышно что поёт. (открыть рот)
Рот пошире открывай
рыбке песню запевай: А – А – А (пропеть)
А это кто? Это лягушки
Улыбнулись как лягушки,
Тянем губы прямо к ушкам. (улыбнулись)
Две весёлые лягушки: Ква – ква, (квакать)
Не минуты не сидят,
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят!
Кто-то остался в домике, кто это? Это лошадка
Я лошадка – серый бок: Иго – го, (поржать)
Я копытами стучу,
Если хочешь, прокачу! (пощёлкать языком)

Вот как много зверушек живёт в этом доме. Со всеми мы поиграли. А сейчас мы покатаем их на машине (взять грузовую машину и посадить всех зверушек, проговаривая, кого усаживаем и кто как говорит).
Машина, машина едет гудит: Би – Би – Би В машине, в машине Маша сидит
В машине, в машине зверей полно,
Поехали звери, глядят в окно. (помахать рукой)
Уехали звери и нам пора расставаться.

Далее на протяжении следующих занятий также можно продолжать диагностику параллельно ходу занятия.
Таким образом, использование нетрадиционных методов и приёмов логопедического обследования, адаптированных для работы с детьми со сложным дефектом, даёт большую возможность проведения диагностики, положительно сказывается на развитии речи Детей, а также помогает поддерживать интерес к занятиям с первого Дня знакомства с ребёнком.

Логопедический ребенок

  • Логопедический ребенок – кто это
  • Логопедическое обследование
  • Логопедические занятия для детей 3 – 4 лет
  • Логопедическая работа с детьми 5 – 6 лет
  • Логопедические упражнения для детей 7 лет
  • Логопедическая работа с детьми с ОНР

За последние 10 лет количество детей 3 – 7 лет с нарушениями речевого развития увеличилось. По статистике, каждый 2 ребенок имеет проблемы со звукопроизношением. Чтобы выявить проблемы, нужно провести логопедическое обследование. А регулярные занятия помогут избавиться от дефектов речи, ускорить ее развитие, пополнить словарный запас. Специальные упражнения нужно подбирать с учетом возраста. Существуют задания по коррекции речи для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Логопедический ребенок – кто это

Речь ребенка должна соответствовать нормам в зависимости от возраста. Ведь от этого зависит, готов ли он к школе, и его будущие успехи.

Этапы речевого развития детей от 1 до 7 лет:

• 1 год – в пассивном словаре малыша около 20 слов (он их понимает, может показать, но пока не выговаривает), в активном – до 10 слов;

• 2 года – в активном словаре около 300 слов, он может составлять короткие предложения, например, «дай игрушку»;

• 3 года – количество используемых слов увеличивается до 1000, ребенок адекватно отвечает на вопросы;

• 4 года – повторяет слова из 4 слогов за взрослыми, понимает, что значит «большой-маленький», «много-мало»;

• 5 лет – повторяет предложения из 9 слов. Использует в речи слова «сегодня», «завтра» «вчера»;

• 6 лет – активный словарь состоит из 2000 слов. Может составить небольшой рассказ по картинке;

• 7 лет – наполненность активного словаря – 3000 слов. Связная речь сформирована, он может пересказать услышанное.

Логопедический ребенок не соответствует этим нормам, имеет различные дефекты речи или у него ОНР. В таком случае необходимо обратиться к логопеду.

Признаки речевого нарушения ребенка:

• Младенец не выговаривает звуки, не гулит, не разговаривает до 3 лет;
• Дошкольник с трудом запоминает буквы;
• С трудом или неправильно произносит отдельные звуки или их сочетания, не выговаривает некоторые из них;
• Дошкольнику с трудом даются задания, например, «найди четвертый лишний», потому что ему сложно обобщить ряд слов из одной категории (например, ягоды: малина, клубника, смородина);
• Заикается;
• Не может объединить буквы в слоги, хотя знает, как они выговариваются по отдельности.

Если родители заметили подобные признаки нарушения речи, то нужно срочно обратиться к специалисту. Логопед проведет всестороннее обследование и назначит курс лечения. После его прохождения исчезают дефекты (шепелявость, картавость), формируется правильная речь, развивается строй речи, внимание, мышление, память, пополняется словарный запас, дошкольник усваивает основы грамматики.

Логопедическое обследование

Совокупность действий, которые помогают обнаружить нарушения речевого развития называют логопедическое обследование. Это всестороннее исследование речи и каждой ее составляющей. Во время диагностики учитываются все показатели развития личности с раннего возраста. Результаты исследования логопед или дефектолог отмечает в «речевой карте».

Логопедическое обследование ребенка с нарушением речи позволяет оценить его общее психологическое состояние. Во время диагностики логопед может заметить специфические нарушения звукопроизношения, например, сложности со словообразованием, лексико-грамматическим строем, не сформирована связная речь и фонетический процесс.

Логопедическое обследование имеет такие задачи:

• Выявление особенностей речевого развития для правильного построения образовательного процесса;

• Обнаружение негативных тенденций в развитии. Это позволит понять, нужно ли провести более глубокую диагностику;

• Выявление изменений речи, что позволяет оценить эффективность работы педагога.

Во время логопедического обследования применяются различные методики. Дети изучают фонетическую часть речи с помощью картинок, на которых изображены проблемные звуки. Применяются слова, фразы, тексты с разными звуками. С помощью речевого материала и картинок изучается фонематическая часть речи. Занятия позволяют понять, различает ли дошкольник противоположные звуки (звонкий-глухой, твердый-мягкий, шипящий-свистящий). Специалист анализирует состояние связной речи, используя изображения с разными сюжетными линиями. Для анализа лексической стороны и грамматики применяют картинки с действиями людей, животных, различных предметов. Исследуется языковый анализ и синтез с помощью речевого материала со словами или предложениями, а также сюжетных картинок. Специалист анализирует письменную речь, для этого проводятся диктанты, напечатанные тексты, рукописные, тексты для чтения, слоговые таблички.

Специалисты выделяют такие этапы логопедического обследования:

• Ориентировочный. Проводится сбор анамнеза: информация о беременности, родах, послеродовом периоде, состоянии ребенка в первые дни, перенесенные заболевания, особенности развития. Изучается медицинская документация, проводится беседа с ребенком;

• Дифференцировочный. Во время исследования изучают мыслительное развитие, оценивают моторику артикуляции, работу мимических мышц, мелкую и общую моторику, слуховое и зрительное восприятие;

• Основной. Обследуется произношение звуков, строение артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие, лексический запас, грамматический строй, связная речь. Оценивается дыхательная, голосовая функции, восприятие грамматических форм. Врач выясняет, насколько ребенок понимает слова и предложения;

• Заключительный. Врач наблюдает за ребенком во время учебного процесса.

Логопедическая диагностика детей с нарушениями речи – это основная часть ее развития и формирования. После обследования специалист выявляет имеющиеся дефекты и причины их возникновения.

Логопедические занятия для детей 3 – 4 лет

Чтобы занятия для детей с нарушениями речи 3 – 4 лет были эффективными, нужно создать особую игровую ситуацию. Кроме того, логопед должен знать психологическую характеристику воспитанников учитывать их особенности, например, повышенная утомляемость, невнимательность и т. д.

Логопедические занятия с детьми 3 – 4 лет имеют такие особенности:

• Занятия с детьми раннего возраста основаны на подражании взрослым (их движениям, действиям, словам), а не на объяснении, разговоре, внушении;

• Образовательный процесс нужно построить в форме игры. Занятие не должно превышать 20 минут;

• Между ребенком и педагогом должен быть эмоциональный контакт;

• Чтобы закрепить навыки, нужно многократно повторять словесный материал.

Игры для развития общего подражания учат ребенка подражать движениям, действиям, мимике взрослого. Для этого можно провести игру «Делаем зарядку», где воспитанники поднимают руки, топают ногами, бегают и т. д. Также можно провести игру «Птички», во время которой дети машут крыльями, бегают, клюют зерна.

В играх для развития речевого подражания ребенок 3 – 4 лет многократно повторяет за взрослым слоги, слова, словосочетания, учится выделять их интонационно. Например, в игре «Поиграем на дудочке» ребенок повторяет аморфное слово «ДУ-ДУ-ДУ!» В игре «Позвеним колокольчиком» дети повторяют слоги «ДОН-ДОН, ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ» на выбор. Игра «Машинки» учит звуку «Ж» и слогу «БИ-БИ», «Паровозики» – «ЧУ-ЧУ, ТУ-ТУ» и т. д. В игре «Гости» нужно построить дом из конструктора и подготовить игрушки (курочка, утка, кошка и т. д.), в ходе игры дети повторяют слог «ТУК-ТУК», а также имитируют звуки животных, например, «КО-КО», «КРЯ-КРЯ», «МЯУ».

Логопедические занятия для детей предполагают выполнение дыхательных упражнений, например, вдох носом – выдох ртом. Для развития мелкой моторики используют пальчиковые упражнения, а для общей моторики – дети бегают, переворачиваются на спину, машут лапками, как животные и т. д.

Логопедическая работа с детьми 5 – 6 лет

Логопедическая работа с детьми 5 лет включает не только речевые игры, но и гимнастику для рук и органов речи.

Мелкая моторика стимулирует центр речи в головном мозгу. По этой причине ребенок 5 – 6 лет должен регулярно выполнять упражнения для пальцев.

В игре «Загорелись огоньки» ребенок открывает и закрывает пальцы на каждой ладошке вместе и поочередно.

В игре «Вкусные блинчики» дошкольник кладет руки на стол, чередуя ладонь и тыльную сторону. Если правая касается к столу ладонью, то левая – тыльной стороной и наоборот. Существует много примеров таких игр.

Логопедические задания для детей включают артикуляционную гимнастику, которая совершенствует главный орган речи – язык, а также умение им управлять. После регулярных упражнений ребенок может произносить даже самые сложные звуки. Все упражнения нужно выполнять по 6 – 8 раз.

Читайте также:  Живой песок для детей, что это такое, состав, как лепить

В упражнении «Веселые квакушки» ребенок широко улыбается, зубы при этом сомкнуты, он должен сохранить улыбку на 10 секунд.

Дошкольник вытягивает губы вперед, пытаясь имитировать движение слона, который набирает хоботом воду.

В упражнении «Хитрый питон» ребенок широко улыбается, высовывает язык изо рта, вытягивает его вперед, а потом прячет. При этом нужно сохранить улыбку.

В упражнении «Быстрая лошадка» нужно улыбнутся и цокать язычком. При этом нижние зубы должны сохранятся неподвижными.

Для развития фонематического слуха у ребенка 5 лет проводят игру «Что звучит?», в ходе которой ребенок должен на слух определить, что звучит, например, горох в банке, фольга. «Слова-вагончики»- это игра, которая заставляет вспомнить побольше названий (игрушки, животные, фрукты) на каждый звук. При этом слово должно начинаться или заканчиваться на него. Например, ватрушка, вареники, вафли.

Логопедические упражнения для детей 7 лет

Ребенок 7 лет тоже должен тренировать речевой аппарат, для этого выполняется артикуляционная гимнастика.

Логопедические упражнения для детей 7 лет для развития органов речи:

• Ребенок растягивает губы в улыбке, прикрывает зубы, потом опять их обнажает;

• Язык нужно положить на нижнюю губу, а верхней его как будто пошлепывать. При этом следует произносить звук «ПЯ-ПЯ»;

• Ребенок немного приоткрывает рот, потом вытягивает язык и касается им нижней губы, затем прячет его обратно;

• Рот нужно приоткрыть, круговым движением облизать губы сначала по часовой стрелке, а потом обратно;

• Языком, словно зубной щеткой нужно почистить сначала край верхних зубов, потом их внутреннюю поверхность и внешнюю. Потом повторить с нижним рядом зубов.

Также существуют упражнения на постановку звука «Р» которые улучшают подвижность артикуляционного аппарата и восстанавливают фонематический слух.

Игра «Расставить посты» развивает произвольное внимание, умение ориентироваться на звуковой сигнал при выполнении действия. В ходе игры дети маршируют друг за другом, когда воспитатель подаст сигнал (например, хлопнет в ладоши), то последний ребенок остановится, а остальные пойдут дальше. Так взрослый расставит детей в задуманном порядке. Потом дети меняются с командиром.

Игра «Не пропусти профессию» развивает способность переключать внимание, расширяет кругозор. В ходе игры дети садятся в круг и слушают слова воспитателя. Им нужно хлопнуть в ладоши, когда они будут слышать названия профессий.

Игра «Найди лишнее слово» развивает процессы обобщения, учит выделять существенные признаки. Воспитатель зачитывает серию слов (4 – 5 штук), из которых все кроме одного объединены по общему признаку. Например, яблоко, апельсин, огурец, груша.

Также для коррекции речевых нарушений у детей 7 лет проводят игры на развитие образного, словесно-логического мышления, творческого воображения. Они активизируют память, скорость реакции, пополняют словарный запас. Кроме того, логопедические игры для детей развивают коммуникативные навыки, умение согласовывать действия, действовать сообща.

Логопедическая работа с детьми с ОНР

При общем недоразвитии речи ребенок нуждается в комплексных занятиях, которые формируют лексический словарь, грамматическую сторону, артикуляцию, память, внимание.

При ОНР 1 уровня у ребенка наблюдается лепетная речь с активной мимикой, лексический словарь бедный, он с трудом строит фразы из нескольких слов. Кроме того, нарушено слуховое и зрительное внимание, а также память. В таком случае проводятся занятия, направленные на расширение словарного запаса, развитие внимания, улучшение мелкой моторики, работы артикуляционного аппарата:

• Ребенок должен послушать разные звуки, например, шуршание листа бумаги, журчание льющейся воды, звук музыкального инструмента и т. д. Потом он показывает, какой предмет издает определенный звук;

• В игре «Жмурки» ребенок с завязанными глазами должен поймать ведущего, который хлопает в ладоши или свистит в свисток;

• Чтобы расширить лексический словарь, проводится игра «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. В ходе игры ребенку показывают игрушки, говорят их название, затем он должен называть их сам;

• В игре-раскраске «Ищи внимательно» дошкольник должен раскрасить только определенные изображения, например, фрукты, ягоды.

Для развития мелкой моторики проводится рисование, лепка, пальчиковая гимнастика, игры с песком, крупами и т. д.

При ОНР 2 уровня дети используют в общении слова и лепетные высказывания, серьезно нарушена грамматическая сторона речи, они не обладают навыками словообразования. Логопедическая работа с детьми с ОНР включает следующие упражнения:

• Улучшить фонематический слух поможет игра «Лови звук», во время которой ребенок хлопает в ладоши, когда услышит нужный звук;

• «Хлопаем в ладошки». Ребенок произносит слово по слогам, отделяя их четким хлопком;

• Для развития артикуляционного аппарата проводится зарядка для язычка;

• Чтобы быстрее сформировать навыки словообразования, проводится игра «Кто маленький?». Педагог показывает изображения взрослого животного и его детеныша, проговаривая их названия. После этого ребенок должен повторить, как называется малыш на картинке.

Дети в логопедических группах участвуют в играх с изучением согласования слов, проводятся упражнения на развитие моторики, пальчиковые игры и т. д.

ОНР 3 уровня характеризуется фразовой речью, сильным нарушением грамматического строя, произношением. При этом лексический словарь ребенка обширный, они кратко рассказывают о событиях, используя сложные предложения, но во всех аспектах речи замечаются нарушения.

Логопедическая работа с детьми с ОНР 3 уровня охватывает все стороны речи – грамматическую, фонематическую, лексическую. Чтобы расширить словарь, можно провести игру «Назови профессию». Для усвоения норм словообразования проводится игра «Чей хвост?», например, лиса – лисий, медведь – медвежий. Игра «Все наоборот» учит использовать антонимы, например, длинный – короткий, высокий – низкий. Дети могут составлять рассказы по картинкам, чтобы развивать связную речь.

Важно вовремя заметить нарушение речевого развития ребенка и обратится к специалисту. Опытный логопед проведет всестороннее обследование, выявит причины нарушений и проведет комплексные занятия для их коррекции с учетом возраста, а также индивидуальных особенностей. При общем старании педагогов, родителей и ребенка удастся быстро избавится от дефектов речи, пополнить словарный запас, свободно выражать свои мысли и успешно учится в школе.

Логопедическое обследование дошкольника

Разделы: Логопедия

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
  • Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

    • произносительная сторона
    • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
    • словарь
    • грамматический строй речи
    • связная речь
    • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
    • мелкая моторика рук

    Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
    После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

    • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
    • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
    • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
    • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
    • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)

    При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

    • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
    • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
    • подражает ли речи взрослого;
    • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
    • использует ли мимику, жесты.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?
  • Составление предложений по картинкам.

    Составление предложений по опорным словам.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

    СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

    По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

    Литература:

    • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.

    Логопедический ребенок: кто это такой, обследование, работа, задания и специальные логопедические упражнения

    Дефектология Проф

    Ожидайте

    Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Аннотация: Речь имеет большое значение для детей, так как она помогает развиваться логическому мышлению, памяти, чтению, письму, общему кругозору.

    Статья:

    Речь имеет большое значение для детей, так как она помогает развиваться логическому мышлению, памяти, чтению, письму, общему кругозору. При наличии дефектов разговора у детей снижаются интеллектуальные способности, появляются трудности с обучением и адаптацией. Логопедическая работа помогает своевременно предупредить развитие дефектов речевой функции на раннем этапе развития ребенка, а также исправить неправильную речь. Чем раньше начинают занятия с логопедом или дефектологом, тем быстрее устраняются нарушения.

    Зачем необходим логопед

    Зачем нужен педагог-логопед? Логопед – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием.

    После обследования специалист составляет логопедическое заключение, где пишет о наличии или отсутствии нарушений речевой функции. В карте прописываются звуки, плохо произносимые ребенком, пропуски букв, их замена, перестановка, наличие нарушений темпа речи (быстрый, медленный, заикание). Если у пациента имеются патологии, логопед направит к узким специалистам. Часто ребенку с изменениями речи требуются консультации врачей: невролога, психолога, отоларинголога. При наличии заболеваний головного мозга или других патологий, ухудшающих речевую функцию, пациент принимает лекарственные препараты курсом, после чего проводят коррекционные занятия.

    После составления логопедического заключения специалист прописывает план занятий. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи. Педагог-логопед может работать индивидуально или проводить уроки с группой детей. Групповые занятия имеют преимущество перед индивидуальными, так как дают возможность научить дошкольника слышать ошибки произношения других детей, позволяют выговаривать звуки, формировать слова, предложения должным образом.

    Педагог-логопед детского дошкольного учреждения (ДОУ) формирует звукопроизношение воспитанников. Специалист по логопедии обучает воспитателей правильной коррекции речевых нарушений, организовывает занятия, игры, мероприятия с логопедическим уклоном. Слаженная работа персонала под руководством логопеда позволяет улучшить качество речи, устранить имеющиеся дефекты у воспитанников детского сада.

    Когда необходимы логопедические услуги

    Логопедические услуги могут понадобиться, если имеются заметные дефекты речи относительно возраста ребенка. Специалисты утверждают, что для своевременной диагностики нарушений даже здорового дошкольника следует показывать дефектологу 1 раз за год. Это позволит предупредить задержку развития.

    Читайте также:  Какие книги читать ребёнку 4-5 лет

    Логопед для малышей до 12 месяцев

    Логопедические услуги малышу до 12-месячного возраста могут понадобиться, когда его проявления речи не соответствуют возрасту. На консультацию следует идти, если он не гулит, не выговаривает простых слов: мама, папа, баба. Когда у маленького пациента нет гуления и лепета, его следует проверить на предмет отсутствия слуха. Для этого больного направляют к ЛОР-врачу. При наличии синдрома гиперактивности и других неврологических болезней рекомендуют посетить невролога. После полного обследования дефектолог проводит логопедическое обследование, составляет план лечения. При своевременном обращении к специалисту до 1 года проблема с нарушениями речевого развития быстро устраняется.

    Логопедическая помощь малышу 2-летнего возраста

    Педагог-логопед для малыша 2-летнего возраста может понадобиться, если имеется очень скудный словарный запас: меньше 10 слов. Помощь необходима при отсутствии фразовых выражений. Обязательно следует показать малыша специалисту при отсутствии речевой функции.

    Педагог проведет обследование, направит к узким специалистам для выявления возможных причин нарушения воспроизведения звуков. Дефекты речевой функции у малышей 2-летнего возраста устраняются достаточно быстро, особенно если они не сильно выражены. Нервная система дошкольников 2 лет очень гибкая, поэтому дефект хорошо поддается терапии.

    Логопед для малышей 3-летнего возраста

    Трехлетний возраст является диагностическим периодом для обследования звукопроизношения. Малыш 3 лет активно развивается, имеет уже большой словарный запас (50 слов). Даже если нет никаких нарушений, родителям необходимо обязательно привести маленького пациента к логопеду-дефектологу на осмотр.

    Помощь логопеда необходима для малыша 3-летнего возраста при:

    • замене одной звуковой единицы на другую («Т» заменяется «К»);
    • разговоре малыша на своем непонятном языке;
    • отсутствии речевой функции;
    • плохой речи в сравнении со сверстниками.

    Такие нарушения нельзя игнорировать, так как дальнейшая задержка развития мешает пациенту нормально жить и учиться.

    Коррекционные занятия для дошкольника 4-летнего возраста

    Если пациент 4-летнего возраста еще не посещал педагога-логопеда, то даже при отсутствии нарушений звукопроизношения необходимо прийти на прием. Это позволит выявить незначительные отклонения (если они есть) и вовремя скорректировать их. Особенно важно обратиться к специалисту при наличии патологий речевого развития.

    Когда пора идти на консультацию:

    • Разговор невнятный, слова произносятся нечетко, смазано.
    • Пациент больше молчит, хотя говорить умеет.
    • Дошкольник не может воспроизвести правильно больше 5 звуковых единиц.
    • Отсутствует дальнейшее развитие речи (по сравнению с прошлым годом).
    • Малыш не способен поддерживать разговор, не отвечает на вопрос.

    Коррекционная помощь дошкольнику 5-летнего возраста

    У дошкольника 5 лет речь практически сформирована. Здоровому пациенту не требуется помощь логопеда, но необходимо одно профилактическое посещение за год. Консультация логопеда-дефектолога понадобится детям с нарушениями речевого развития, особенно для постановки звуков «Л» и «Р», которые часто не выговаривают дети 5-летнего возраста.

    Возможные патологии, требующие обращения к логопеду:

    • Нечеткость воспроизведения звуков.
    • Дошкольник произносит звуки слишком мягко или слишком твердо.
    • Неправильное воспроизведение больше 3-х звуковых единиц.
    • Гнусавый оттенок во время разговора.
    • Пациент шепелявит.
    • Скудный словарный запас.

    Помощь такому пациенту могут оказать логопеды в детском саду. Занятия проводят индивидуально или с группой. Допускается перевод дошкольника из обычной группы в логопедическую.

    Коррекция для ребенка 6-летнего возраста

    Шестилетнему пациенту показано посещение педагога-логопеда 1 раз за год при отсутствии отклонений речи. Если имеется патология, нужны логопедические занятия для коррекции нарушений. При необходимости дошкольника также направляют к узким специалистам для выявления причин задержки развития.

    Показания к логопедической коррекции:

    • Нечеткое воспроизведение хотя бы одного звука.
    • В разговоре пациента нет развернутых предложений.
    • Односложные ответы на заданный вопрос.
    • Неспособность составления простого рассказа по предложенным изображениям.

    У 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже самые незначительные отклонения от нормы, так как в 7 лет ребенку нужно идти в школу, где потребуются навыки устной правильной речи.

    Необходимость логопедической помощи в любом возрасте

    Консультация и помощь логопеда необходима в том случае, если пациент хорошо говорил, но последнее время речь стала ухудшаться. Также в коррекции нуждаются дети с запинками, повторами звуков. Следует направить к педагогу-логопеду дошкольника, затрудняющегося запомнить стихотворение на своем или иностранном языке.

    Другие причины обращения к специалисту по логопедии:

    • Невозможность ясно пересказать рассказ.
    • Пропуск слогов во время прочтения текста.
    • Корявый, неразборчивый почерк.
    • Появились отклонения в речи, которых не было ранее (после удара головой, сильного стресса).
    • Затруднилось общение с окружающими.

    Правила посещения логопеда

    К педагогу-логопеду ребенка нужно вести первый раз на третьем году жизни. Если имеются отклонения речевого развития до 3 лет, то консультация специалиста потребуется раньше. Профилактические осмотры здоровых детей у логопеда должны осуществляться 1 раз за год. Они проводятся с 3 до 7-летнего возраста. На консультацию лучше вести дошкольника незамедлительно, чтобы при выявлении отклонений хватило времени для устранения дефекта, особенно у детей 5-7 лет.

    Не следует игнорировать плановые осмотры педагога-логопеда. Они помогут своевременно выявить нарушения звукопроизношения, вовремя подготовят малыша к школе. Если обратиться поздно, нарушения могут сохраниться, затруднить социальную адаптацию.

    Во время занятий используют игры, сценки, стихи, карточки с рисунками, буквами, проводят логопедический массаж и гимнастику. Активно практикуют групповые занятия. Длительность работы с педагогом-логопедом составляет 15-20 минут. Важно не только заниматься в кабинете логопеда, но и выполнять домашние задания. Логопед обязательно проводит работу с родителями, дает советы по обучению на дому.

    Заключение

    Логопедическая диагностика имеет большое значение в речевом развитии дошкольников и школьников. Работа логопеда-дефектолога направлена на исправление дефектов. Правильная речь помогает быстрее адаптироваться в обществе. Плановые осмотры требуются в возрасте с 3 до 7 лет. При обнаружении нарушений специалист может работать с ребенком младше 3-летнего возраста. Своевременная коррекционная помощь позволяет быстро исправить ошибки и подготовиться к школе.

    Логопедические занятия для детей, их важность в развитии. Когда и почему нужно вести ребенка к логопеду.

    Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов.

    Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

    Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:

    • если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются;
    • заменяет один звук на другой;
    • знает мало слов относительно нормы своего возраста;
    • в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных;
    • ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
    • если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д.
    • если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое;
    • если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
    • в словах буквы и слоги меняются местами;
    • в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер;
    • к 7 годам заметны проблемы с письмом.

    Совет
    Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту.

    Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:

    1. Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.
    2. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении.
    3. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений.

    В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда

    Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз:

    1. К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова.
    2. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
    3. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь.
    4. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы.
    5. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие.
    6. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании).

    С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией.

    Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога.

    В каких случаях нужна консультация невролога

    В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога.

    Совет
    Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.

    Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения

    Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:

    1. Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
    2. Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
    3. Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка — как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
    4. Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
    5. Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
    6. Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.

    В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
    по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2—3 занятий до нескольких месяцев.

    Как проходят занятия и какие инструменты используются

    Из чего состоит обычное логопедическое занятие:

    1. Пальчиковые игры. Они улучшают мелкую моторику. Установлено, что есть тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук.
    2. Артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.
    3. Стихи для пополнения словарного запаса, например, рифмованные скороговорки. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.
    4. Игры на звукоподражание и развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить.

    Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.

    Совет
    Хорошо, если у ребенка будет личный набор зондов. Перед применением необходимо провести их стерилизацию.

    Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры

    Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2—3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15—20 минут. Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается.

    Примерные занятия по изучению звуков:

    1. Четко произнести тот или иной звук.
    2. Выяснить, как при этом работают язык, губы.
    3. Предложить ребенку найти слова, которые начинаются с этого звука.
    4. Нарисовать букву, вылепить ее или вырезать из бумаги.

    Рекомендуется выполнять общую артикуляционную гимнастику. Упражнения делаются 10—15 минут перед зеркалом. Каждое задание выполняется 5 раз:

    1. Растягивать губы в улыбку.
    2. Улыбнуться, показать зубы.
    3. Кончиком языка пройтись вдоль зубов движением влево-вправо — по нижней челюсти, затем по верхней.
    4. Вытянуть губы в трубочку.
    5. Открыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу.
    6. Приподнять верхнюю и нижнюю губу, не разжимая зубы.
    7. Широко открыть рот, упереть кончик плоского языка в «бугорки за зубками».
    8. Толкать язычком щеки изнутри.
    9. Приоткрыть рот и передвигать язык из одного уголка рта в другой.

    Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук.

    Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться.

    Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить в игровой форме каждый день утром и вечером. Ребенок должен быть в хорошем настроении.

    Какие домашние задания дают логопеды

    Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.

    Читайте также:  Развитие физической силы у детей дошкольного и школьного возраста

    Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:

    • гимнастику для языка;
    • упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
    • подбор соответствующих наклеек или рисунков;
    • лексическо — грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
    • обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить — упражнения для подготовки к письму;
    • составить предложение и рассказ по серии картинок.

    Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.

    Обследование дошкольника в условиях логопедического пункта. В помощь логопедам

    Ольга Целыковская
    Обследование дошкольника в условиях логопедического пункта. В помощь логопедам

    Я работаю в детском саду на логопедическом пункте.

    При обследовании дошкольника сталкиваешься с тем, что детям скучен процесс. Именно поэтому, я разработала речевую карту обследования дошкольника в условиях логопедического пункта презентации для обследования дошкольников.

    Предлагаю вашему вниманию речевую карту.

    Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста в условии логопедического пункта.

    Составитель учитель-логопед: Целыковская Ольга Борисовна.

    Фамилия, имя, отчество ребенка ___

    Дата рождения ___

    Протокол № ___ от ___

    Поступил с ___ из ___

    Логопедическое обследование.

    1. Состояние речевого аппарата.

    Губы (тонкие, толстые) ___

    Зубы (мелкие, крупные, вне дуги, отсутствуют, наклон)___

    Прикус (открытый, боковой, перекрёстный, прямой, прогения, прогнотия)___

    Нёбо (высокое, уплощённое, готическое)___

    Язык (микро-, макроглоссия, состояние подъязычной связки) ___

    Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый)___

    2. Мимическая артикуляционная мускулатура.

    Движение Есть ли движение, замена, объем, точность, активность, заторможенность, мышечный тонус, синкинезии, тремор, девиация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение.

    Закрыть правый глаз

    Закрыть левый глаз

    Щёки «пухленькие»

    Щёки «худышки»

    «улыбка»«хоботок»

    • При обследовании мимической артикуляционной мускулатуры используется авторская презентация, прилагаемая к речевой карте.

    3. Состояние звукопроизношения.

    Звук Вначале слова В середине слова В конце слова

    С санки оса ананас

    Сь сирень осел гусь

    Зь зебра корзина

    Ц цыпленок мельница огурец

    Ш шар машина душ

    Щ щенок ящик плащ

    Ч чайник ключи мяч

    Л лодка белка стул

    Ль лев коляска медаль

    Р рак карандаш топор

    Рь рябина черепаха якорь

    Условие произнесения звука

    В середине слова

    «+» — правильное произношение;

    «-» — отсутствие звука;

    «=» — замена звука;

    «иск.» — искажение звука;

    «м/з» — межзубное произношение звука;

    «горл.» — горловое произношение звука.

    • При обследовании звукопроизношения используется авторский подбор иллюстраций, прилагаемые к речевой карте.

    4. Дифференциация звуков.

    Лак Вечер Ветер

    Малина Мишка Миска

    Зевать Мажет Машет

    Дом Каска Кашка

    Удочка Бочка Почка

    Башня Мишка Мышка

    Год Зайка Сайка

    Кора Гора Рожки Ложки

    • При обследовании дифференциации звуков используется авторская презентация, прилагаемая к речевой карте.

    5. Языковой анализ и синтез.

    Есть ли звук Р в словах: ДОМ, ТОРТ, СУМКА, ГРУША.

    Какой первый звук в слове: АИСТ, ОЗЕРО, ОБЛАКО, УТКА, УХО.

    Какой звук в конце слова, в начале,в середине: КОТ, СОК, КИТ.

    Сколько звуков в слове: дом ___ лиса___ сумка ___

    Составь слово из слогов: зи – ма, ко – ле – со, кук – ла.Составь слово из звуков: К-О-Т, Л-У-К, Л-У-Н-А, С-Т-О-Л, К-О-Т-И-К.

    Дата ___ подпись ___

    • При обследовании языкового анализа и синтеза используется авторский подбор иллюстраций, прилагаемые к речевой карте.

    6. Заключение ТПМПК.

    Решением ТПМПК от ___ протокол ___ оставлен (а) на повторный курс

    Заключение ТПМПК ___

    Члены ТПМПК (Ф. И. О., место работы)

    Решением ТПМПК от ___ протокол ___

    выпущен (а) в (сад, школу) с ___

    Особые рекомендации ТПМПК ___

    Члены ТПМПК (Ф. И. О., место работы)

    ___ подпись ___

    Одну из этих презентаций я предлагаю вашему вниманию.

    Пояснение к презентации.

    Логопед называет пару слов ребенку, закрывая рот, чтобы ребенок не видел мимику логопеда. Ребенок должен повторить за логопедом. Через некоторое время на экране появляется правильный ответ.

    Я использую эту презентацию не только при обследовании, но и в работе по развитию фонематического слуха. Надеюсь, вам пригодиться моя презентация в работ

    Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС Хрулева Н. В., учитель – логопед МОУ ППМС ЦДК «Шанс», 2014год «Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС».

    Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС до Актуальность. Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями.

    Диагностическое обследование ребенка Проверьте знания ребенка! (для детей старшего возраста). Последовательно задаем вопросы, если знает ставим +, нет -. Можно предложить родителям.

    Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей старшей группы в условиях логопункта Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей старшей группы в условиях логопункта Цели: – расширение и активизация словаря.

    Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда логопедического пункта «Мой гость-тигрёнок» Тема: Автоматизация звука Р. Цель: автоматизация звука Р в словах и предложениях. Задачи: • коррекционно-образовательные: – закреплять.

    План работы консультативного пункта для родителей План работы консультативного пункта для родителей при филиале №2 МБДОУ д/с №1 «Чебурашка» на 2013-2014 гг. задачи Способы реализации сроки.

    Презентация психолого-логопедического пункта Презентация психолого-логопедического пункта при Мдобу №200 1. ВСТУПЛЕНИЕЖил – был мальчик маленький Сильный и удаленький. Часто он любил.

    Приложение к схеме обследования ребенка с нарушением речи в условия логопедического пункта МДОУ Методические рекомендации к проведению логопедического обследования. При сборе сведений о ребенке уточнить особенности раннего развития.

    Проект: Взаимодействие с семьей дошкольника в условиях ДОУ Актуальность Структура личности ребенка закладывается в первые годы его жизни. На семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность.

    «Здравствуй, Лето!» Праздник для выпускников логопедического пункта детского сада Ведущий – Здравствуйте, ребята! Сегодня 1-е июня! Вы знаете, какой праздник сегодня мы отмечаем? Какое время года наступило (Лето). А у.

    С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые

    В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду. Как самостоятельно определить необходимость визита, основные поводы обращения к специалисту.

    Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах.

    Часто мамы и папы обращаются к специалисту лишь когда ребёнка оставляют на второй год в школе или вынуждают покинуть сад/школу из-за отставания в развитии, основой которого является речь. Расскажем, когда обращаться к логопеду с ребёнком, чтобы избежать проблем в будущем.

    Признаки нормального развития речи

    Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.

    • Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
    • В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
    • В три года появляются свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
    • В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
    • В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
    • К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.

    Если ваш малыш развивается по описанному выше сценарию, то логопед нужен ребёнку в 2,5 года. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание.

    Рекомендуемый возраст для визита к специалисту

    Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. То, с какого возраста нужен логопед ребёнку, зависит от конкретной проблемы.

    Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.

    Если у вас возникли вопросы по речи малыша до 2 лет, вы сомневаетесь в правильном его развитии, то имеет смысл идти к педиатру. Логопед принимает детей с возраста 2 года.

    Логопед проводит логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша. Он проверяет есть ли понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д. Логопед — это коррекционный педагог. Он проводит специальные занятия, которые направлены на вызывание и развитие речи малыша. Этот небыстрый процесс порой требует нескольких лет.

    У родителя множество поводов для беспокойства, среди которых отсутствие гуления или лепета, отсутствие у малыша понимания обращённой речи, задержка физического развития. Это может быть симптомом серьёзных нарушений. Поэтому потребуется консультация разных специалистов, а не только логопеда. Перед тем как вести малыша к логопеду, родители могут показать его психиатру, сурдологу (для исключения нарушений слуха), неврологу.

    Поводы для обращения к логопеду

    Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. В обывательском языке это называют «шепелявостью» или «картавостью». Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить. В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития:

    • Грамматику;
    • Лексику;
    • Умение выделять звуки и различать их.

    Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.

    Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».

    Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом два раза в неделю. Нельзя точно сказать, сколько потребуется времени для коррекции. Обычно на неё уходит от года до трёх лет.

    Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] говорить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.

    Очень часто неправильное произношение возникает из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.

    Некоторые родители внимательно наблюдают за развитием дочери или сына, но они не знают, с какого возраста логопед может обследовать детей и взять их в работу. Ведь выявить проблему специалист может и в 2 года. Опытные логопеды владеют методиками помощи для детей всех возрастов от 2 лет.

    В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег занимает решение проблемы.

    Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков [Л, Р]. При искажении звука [Л] он произносит его губами, а при проблемах с [Р], «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не займёт много времени и избаавит малыша от дефектов речи.

    Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога) для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.

    Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее. Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.

    Как видите, в идеальном случае, логопед не является обязательным специалистом в жизни детей. Но это немногочисленные случаи. Не зря же в детских садах и начальной школе есть такие специалисты. В случае с логопедом работает такое правило: чем раньше обратиться, тем проще и дешевле будет решение имеющейся проблемы.

    Ссылка на основную публикацию