Логопедический массаж языка для детей в домашних условиях

Логопедический массаж для детей в домашних условиях – враг речевых расстройств

Любая мама мечтает, чтобы ее ребенок рос здоровым, умным, нормально развивался как физически, так и духовно. К сожалению, не все дети могут этим похвастаться. Из-за ряда причин встречаются различные нарушения развития, в том числе речевые расстройства. Помочь с правильной постановкой речи и стимулировать ребенка к говорению может логопедический массаж для детей в домашних условиях. Желательно, чтобы процедуры выполнял врач-массажист, но и родители, тщательно изучив методику, прислушавшись к рекомендациям логопеда, могут успешно проводить сеансы своему малышу.

Основные задачи логопедического массажа для детей

Основными задачами массажа являются:

  • корректировка сложных для произношения звуков;
  • приведение в норму показателей речевого дыхания для устранения неправильного произношения;
  • устранение психического напряжения;
  • исправление расстройств речи – затрудненного либо искаженного произношения звуков, слогов, слов (дизартрия), голосообразования и артикуляции (ринолалия), заикания;
  • снижение чрезмерного отделения слюны;
  • упрочение рефлекса глотки при произношении звуков;
  • совершенствование состояния голоса;
  • работа с дикцией, артикуляционным аппаратом.

При верно выбранном способе корректировки указанные задачи успешно выполняются.

Когда нужен логопедический массаж

Массаж показан при наличии:

  • функциональных голосовых патологий: незначительных либо с частичной утратой;
  • изменения тонуса артикуляционной мускулатуры — повышенного тонуса мышц лица, шеи, губ, языка, отвечающих за артикуляцию (спастичность), пониженного тонуса (гипотония), приводящих к проблемам при говорении;
  • гиперсаливации (непроизвольного, превышающего норму слюнотечения);
  • клонического и тонического заикания;
  • гиперкинезов голосовых связок, языка;
  • речевых патологий разного характера, задержек речевого развития;
  • дизартрии разных форм;
  • поставленного диагноза ДЦП.

Справка: детские речевые нарушения могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Не устраненные в детском возрасте дефекты впоследствии могут создать большие проблемы при устройстве на работу, в общении с людьми.

Какие проблемы исправляет массаж

Логопедический массаж не только исправляет дефекты речи, дикцию, избавляет от заикания, дизартрии, делая произношение более четким. Он борется и с другими проблемами:

  • нарушением тонуса и моторики речеобразующего аппарата;
  • слабостью выдоха, его недолгой продолжительностью;
  • неразвитой мелкой моторикой рук;
  • трудностями в достижении ритмичности между движениями рук и дыханием;
  • нарушением голоса (ребенку тяжело говорить, в процессе говорения он быстро устает, произносит слова тихо, указывает на ощущение комка в горле, першение, боль);
  • психологическим напряжением.

Массаж может выступать в качестве самостоятельного способа исправления речи или сочетаться с голосовой, дыхательной, артикуляционной гимнастикой.

Противопоказания

Противопоказаниями к назначению логопедического массажа могут послужить:

  • простудные заболевания, ОРЗ, ОРВИ;
  • герпесные высыпания на лице, губах;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • злокачественные новообразования;
  • открытая форма туберкулеза;
  • воспалительные процессы в ротовой полости (стоматит, гингивит и др.);
  • увеличение лимфоузлов;
  • воспаление глаз (конъюнктивит);
  • кожные заболевания, сыпь, чирьи, грибок;
  • заболевания горла;
  • повышенная хрупкость капилляров;
  • травмы лица, ротовой полости, языка;
  • эпилепсия.

При устранении причины противопоказания массаж может быть назначен через 10 дней.

Простой массаж для рук

Каждый палец связан с определенным органом, вследствие чего воздействие на руки оказывает влияние и на другие участки тела. Самостоятельно выполнять массаж рук необходимо в следующей последовательности:

  1. Помойте руки с мылом. Продезинфицируйте специальным средством. Разотрите в руках немного детского или массажного крема.
  2. Помассируйте каждую фалангу мизинчика, начиная от ногтя и двигаясь вниз, до основания ладони. Выполнять можно одновременно на 2-х руках. Повторите процедуру на остальных пальцах.
  3. Выполните надавливания на подушечки пальчиков 3-10 раз. Сначала выполняйте легкие надавливания, затем постепенно усильте нажим.
  4. Указательным пальцем выполните круговые поглаживающие движения по ладони в направлении по часовой стрелке. Предложите ребенку самому помассировать ладошки, произнося при этом стишок «Сорока-белобока».
  5. Нарисуйте указательным пальцем на ладони спираль. Начните с края ладони и двигайтесь к центру.
  6. Используйте кольцевой массажер. Наденьте и снимите его с мизинца. Повторите на других пальчиках.
  7. Прижмите маленьким резиновый мячик с шипами к ладони. Покатайте его по ладошке, начиная от запястья и доходя до кончиков пальцев. Можно использовать массажную щетку.
  8. Насыпьте в емкость крупу разной формы и размера. Опускайте в нее пальцы ребенка.

Массаж для рук абсолютно безопасен для малышей.

Важно! Прежде, чем начать процедуру, обязательно избавьтесь от длинного маникюра – он может поранить нежную детскую кожу!

Как делать логопедический массаж языка

Не всегда удается сразу выполнить этот вид массажа, особенно малышам. Для расслабления корня язычка необходимо предварительно помассировать крайние точки нижней челюсти, мышцы шеи, плеч, подчелюстную ямку. Далее:

  • захватив кончик языка рукой, подвигать его горизонтально, вертикально, вперед, назад;
  • вытянув язык изо рта, большим пальцем правой руки поглаживать его от кончика до корня продольно, поперек, по кругу, по краям, левой придерживая снизу через салфетку;
  • продолжая удерживать язык, большим и средним пальцем поглаживать сверху и снизу;
  • произвести похлопывания, надавливания;
  • помассировать уздечку язычка, двигаясь вверх и вниз;
  • взять несколько кусочков чистой ткани разных структур, поглаживать ими язык;
  • зубной щеткой с мягкой щетиной поводить по языку, словно прорисовывая буквы.

Во время выполнения упражнений используйте медицинские перчатки.

Совет: если при прикосновениях к языку у ребенка возникают позывы к рвоте, выполняйте упражнения только на кончике языка, не вынимая его изо рта. Постепенно захватывайте все больший участок языка, понемногу вытягивая его наружу.

Как делать логопедический массаж губ

Губы массируют следующим образом (по 8-10 раз каждое упражнение):

  • энергично проведите указательными пальцами по носогубным складкам сверху-вниз;
  • указательными пальцами выполните растирающие движения от ложбинки верхней губы до уголков губ, повторите для нижней губы;
  • щипайте обе губки от угла к углу большим и указательным пальцами;
  • указательным пальцем совершите круг над губами постукивающими движениями по часовой стрелке, постепенно усиливая постукивание;
  • пальцами соберите сначала одну, потом другую губу в гармошку.

Перед выполнением техники желательно посмотреть, как это получается у профессионала.

Логопедический массаж ложками

Массаж выполняется 2-мя пластмассовыми либо силиконовыми ложечками:

  • погладьте несколько раз губы выгнутой частью ложек;
  • выполните движения ложечками по губам по кругу;
  • слегка придавите носогубную складку кончиком ложечки;
  • поскребите ложками по губам;
  • выгнутой частью по кругу помассируйте щеки и подбородок;
  • повторите для висков, на верхнем и нижнем веке;
  • разотрите скулы, область между бровями.

Завершите всю процедуру массирования, нежно поглаживая голову, щеки, лицо малыша. Скажите, какой он молодец.

Логопедический массаж необходимо выполнять очень осторожно, без причинения ребенку неудобства. Для положительных результатов сеансы должны вызывать у детей только положительные эмоции.

Видео — логопедический массаж в домашних условиях

Видео — массаж губ и языка для детей

Нажимая на кнопку “Получать статьи”, я даю согласие рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Как делать логопедический массаж детям для развития речи

??Логопедический (артикуляционный) массаж для детей для развития речи ??

Первые звуки малыши начинают произносить в 2-3, а после 9 месяцев — первые слоги и слова. Однако в результате индивидуальных особенностей, травм или болезней происходит отставание в развитии речевого аппарата. Чтобы восстановить артикуляцию необходимо обратиться за консультацией к врачу и проводить ежедневные занятия с массажем.

Польза логопедического массажа

Что такое логопедический массаж — это направленное механическое воздействие на мышцы, нервы, сосуды и ткани периферического речевого аппарата. Проводят его для нормализации произношения звуков. Регулярные процедуры также помогают:

  • стимулировать развитие разговорной речи;
  • разработать правильное произношение звуков и слов;
  • нормализовать мышечный тонус речевого аппарата;
  • развить спектр кинестетических ощущений;
  • повысить эластичность мышечных волокон;
  • восстановить голос и улучшить его качество;
  • развить правильное дыхание;
  • улучшить глотательные рефлексы.

Массаж не имеет возрастных ограничений, и для профилактики возникновения нарушений его можно делать новорожденным с 2 месячного возраста.

Показания

Логопедический массаж для развития речи у детей назначают при:

  • алалии, которая сопровождается отсутствующей или недоразвитой речью при нормальном слухе и интеллекте;
  • дислалии или нарушенном произношении звуков при отсутствии проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата;
  • паралалии, которая отличается тем, что имеет несовершенное произношение как органический недостаток;
  • дизартрии или проблемах с произношением, вызванным заболеваниями нервной системы;
  • задержке развития речи и нарушениях голоса;
  • заикании и дрожании связок;
  • гипотонии и нарушении речевой деятельности;
  • церебральном параличе.

Артикуляционный массаж проводят в комплексе с дыхательной и артикуляционной детской гимнастикой. Их совместное выполнение нужно для облегчения процесса произношения большого количества звуков, в т.ч. и сложных.

Противопоказания

Необходимость проведения сеансов, их количество и тип согласуется с логопедом. Массаж и упражнения выполняются ежедневно, если у малыша хорошее самочувствие и нет противопоказаний. К ним относят:

  • повышенная температура, простуда и ОРЗ;
  • воспаленные десна, герпес или стоматит;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • кровотечения из носа;
  • болезни кожи, аллергия или диатез;
  • тошноту, рвоту, понос;
  • болезни глаз;
  • онкологию;
  • психические расстройства, заболевания ЦНС, дефекты развития ВНС;
  • эпилепсию;
  • эмоциональную или физическую усталость.

Проведение массажа в домашних условиях включает в себя активное воздействие на нервные рецепторы, поэтому, если ребенок склонен к судорогам, нужна осторожность. Если малыш начинает во время проработки плакать, кричать, показывать недовольство — сеанс прекращают.

Разновидности массажа

В зависимости от типа расстройства речевого аппарата, возраста малыша и его эмоционального состояния подбирается вид процедур и интенсивность проведения. Техника классического логопедического массажа для детей основана на применении традиционных приемов:

  • поглаживания;
  • растирания;
  • разминания;
  • вибрационного воздействия.

Процедура начинается и заканчивается поглаживаниями — это обязательное условие правильного сеанса массажа. Сила воздействия зависит от патологии: если необходимо расслабить мышцы, то используют легкие поглаживания. Для укрепления мышечного тонуса необходимы более активные движения.

Точечный массаж предполагает воздействие на определенные биологически активные участки.

Аппаратный метод основан на применении вакуумных и вибрационных приборов. Автором зондовой техники является Е.В. Новикова, которая использовала в своей работе несколько видов зондов для массирования губ, языка, неба.

Врачи применяют несколько видов инструментов для логопедического массажа, таких как:

  • саночки;
  • крестовины;
  • топорики;
  • толкачи;
  • восьмерки.

Для детей с церебральным параличом рекомендуют систему Е.Архиповой. А для малышей старшего дошкольного и школьного возраста разработана система самостоятельного массажа лица и языка.

Классическая массажная техника

В домашних условиях упражнения и массаж выполняют из положения сидя или лежа. Начинают сеанс с массажа воротниковой зоны и плеч. Его проводят поглаживаниями всей области сверху вниз. Затем переходят к плавным поворотам головы ребенка в разные стороны: одна рука мамы придерживает за лоб, а вторая — лежит на задней поверхности шеи.

Расслабление мимической мускулатуры лица проводят приемом поглаживания с помощью пальцев. Направление движений:

  • от центральной точки лба в сторону висков;
  • от линии бровей к линии роста волос;
  • вокруг глаз;
  • от переносицы по нижнему веку к вискам;
  • от уголков губ к мочке уха.

Каждое из движений повторяют не более 10 раз. Расслабление губ также проводится поглаживающими движениями от уголков рта 5-7 раз, затем разглаживают область носогубных складок кончиками указательных пальцев. После этого массируют ротовую полость. Техника выполнения логопедического массажа языка следующая:

  • при помощи салфетки берут кончик языка и передвигают его в разные стороны;
  • левая рука придерживает высунутый изо рта кончик языка, а правая при помощи зубной щетки поглаживает всю поверхность;
  • легкими движениями проходят еще раз всю поверхность языка, после чего поворачивают его в стороны.

Массирование языка нужно проводить осторожно, без применения силы и нажатий. Если малыш испытывает дискомфорт — проработку прекращают.

Активирующее массирование

Как делать активирующий логопедический массаж:

  • после предварительного расслабляющего массирования проводят ритмичное сжатие подбородка;
  • затем переходят к поглаживанию двумя пальцами щек и скул по спирали;
  • после поглаживаний идут активные разминания проработанной области;
  • далее следует энергичное пощипывание щек.

Затем поглаживаниями проходят верхнюю и нижнюю губу. Снизу прорабатывают похлопываниями и вибрационными движениями, задействуя только кончики пальцев.

Массирование языка проводят более интенсивно растиранием и разминанием. Направление движений от корня языка к кончику. Последовательность приемов такова:

  • растирание вдоль, поперек и по спирали;
  • сжатие боков языка с пощипыванием краев;
  • похлопывание по всей поверхности зубной щеткой.

Завершают массажный сеанс растиранием шеи по нижней части к мочкам ушей, от лопаток к затылку и по всей поверхности.

Массирование ложками

Для проведения сеанса понадобится пара чайных ложек. Логопедический массаж ребенку начинают с поглаживания области висков выпуклой частью ложки. Круговые движения совершают по часовой стрелке с ровным и плавным нажатием. Затем поглаживают надбровные дуги от внутреннего края ко внешнему, и по нижнему веку к переносице. Аналогично разминают жевательные мышцы и область под подбородком.

Поглаживание щек выпуклой стороной начинают от уголков губ, поднимаясь постепенно к вискам. Виски проходят спиралеобразными движениями, заканчивая проработку области интенсивными и ритмичными нажатиями. По губам проходят поглаживаниями и легкими разминаниями.

Массаж специальные ложками

Каждый из приемов повторяют до 8 раз. Массаж лица для детей с использованием ложек может включать и проработку языка, но выполняться он должен только специалистом. В домашних условиях велик шанс травмирования и растяжения мышц.

Самомассаж

Обучение логопедическому массажу лица начинается с проработки ушей на 10 счетов. Уши медленно оттягивают вперед и назад, затем совершают несколько круговых движений по щекам и по подбородку в течение минуты. Нижнее и верхнее веко поглаживают около 50 секунд, а область вокруг глаз проходят круговыми движениями. Начинают от внутреннего уголка глаз и до верхнего века. По крыльям носа совершают до 20 несильных нажатий. В завершение нужно открыть рот и сделать 5 быстрых и резких движений нижней челюстью в правую и в левую сторону.

Комплекс массажных упражнений

После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить речевой аппарат, улучшают моторику, двигательную функцию мышц.

Для губ

Упражнения для улучшения подвижности губ включают в себя:

  • медленные поглаживания от середины к уголкам;
  • плотное смыкание губ, после чего по ним проходят легкими постукиваниями. Повторить не более 4 раз;
  • 3-4 спиральных движения указательным пальцем. Ведем от середины губ к уголкам. Выполняется при сомкнутых или приоткрытых губах;
  • сомкнутые и вытянутые вперед губы;
  • круговые движения пальцев в уголках рта (5-7 повторов);
  • поглаживание с легким нажатием.

Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому слишком медленные и мягкие поглаживания желательно не использовать.

Для языка

Упражнения для работы с языком подразделяются на несколько комплексов. Первый — это классическое массирование, дополненное вибрационными похлопываниями в течение 15 секунд.

Второй начинается с расслабляющего массирования, включающего:

  • надавливание на подчелюстную ямку в течение 15 секунд;
  • проведение пальцами от середины подбородка к краю скулы.

Затем с использованием салфетки одной рукой придерживают язык за кончик, а второй массируют. Движения — прямолинейные, спиралевидные или круговые. Направление:

  • от центра к кончику и в стороны;
  • поперек.

После этого переходят к перекатыванию языка, пощипыванию краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десну проходят в горизонтальном направлении.

Третий комплекс упражнений требует использование зубной щетки. Если у малыша язык слабый, то движения проводят от краев к центру. При напряженных мышцах приемы совершают от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если имеется патология, то язык через некоторое время отклонится в сторону. Сторона отклонения — спастическая, и ее нужно прорабатывать поглаживаниями, мягкими растираниями и вибрациями. Воздействие на нее минимально. Вторая сторона — вялая, и ее нужно стимулировать сильными пощипываниями и надавливаниями.

Читайте также:  Как отучить ребенка сосать палец в 1, 2, 3, 4, 5, 6 лет

Во время проработки язык удерживают 2 пальцами левой руки. Тыльной стороной зубной щетки проводят в разных направлениях волнообразными, спиралевидными и прямыми движениями.

Для ушей

На ушах расположено много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей может выполняться как родителями, так и самостоятельно уже подросшими малышами.

При проведении обязательно соблюдать последовательность:

  • мочку размять и потянуть вниз;
  • размять завиток;
  • хорошо растереть внутреннюю и наружную поверхность;
  • скрутить ушную раковину, потянув вперед и назад, вверх и вниз;
  • сделать несколько круговых движений ушами.

Упражнения можно повторять несколько раз в день, а лучшее время для проведения — утро и вечер.

Для шеи и рук

Массирование шеи выполняется из положения лежа. Голова должна лежать ниже уровня плеч. Шею поддерживают одной рукой, другой совершают медленные вращательные движения головой в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторов для каждой стороны. После этого переходят к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая нажим, совершают разминания и растирания сверху вниз.

Массаж рук рекомендован с двухмесячного возраста. Начинают с массирования суставов пальцев, затем на каждую подушечку нажимают до 10 раз. Сила нажима увеличивается постепенно. За нажатиями следуют круговые движения по ладошке и поглаживания от центра к краям. Дополнительно можно пкрутить пальцами, сделать несколько сгибательно-разгибательных движений или массировать от основания ладони вверх.

Условия проведения сеансов

Массажные процедуры необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией и светом. Перед работой ребенок должен умыться и прополоскать рот. Все приемы должны быть легкими, удобными, комфортными для малышей. При малейшем дискомфорте или боли проработку прекращают.

Во время воздействия обязательна проработка губ, нижней челюсти и языка, а каждая процедура начинается и заканчивается поглаживаниями. Если не указано иное количество, то приемы повторяют по 5-6 раз. Первый сеанс не должен длиться более, чем 5 минут. Время проработки увеличивают постепенно, доводя до 15-20 минут. Для детей младше 2 лет общее время сеанса ограничено 2-3 минутами.

Процедуры проводят ежедневно или через день, через 2-2,5 часа после приема пищи. Курс массажа включает 15-20 сеансов. После последнего сеанса делают перерыв в 1-3 месяца, и повторяют курс. Разрешено не более 60 сеансов в год. Второй год массажных процедур должен начинаться с повторной консультации у логопеда и корректировки техники.

При нарушении работы речевого аппарата проводят специальный массаж. Он состоит из несложных приемов, которые можно освоить за несколько процедур и проводить в домашних условиях. Польза массирования не только в улучшении речевых навыков, но и в стимуляции работы мышечной ткани, развитии глотательного рефлекса. Если нет противопоказаний, то сеансы можно проводить ежедневно. Логопеды рекомендуют несколько массажных техник, состоящих как из классических приемов, так и из специфических — сжатия языка, пощипывания его поверхности. Тип процедур, продолжительность, интенсивность и количество проработок обязательно оговаривается с врачом.

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Техника проведения логопедического массажа

Как правило под массажем подразумевают разминание различных частей тела. Однако в тонизировании нуждаются также языковые, губные, лицевые мышцы, важные для правильной постановки речи у ребёнка. Из-за слабой мускулатуры лица и речевых органов дети не могут правильно проговаривать слова, что отрицательно сказывается на общем развитии. Проводя массаж языка логопедический дома, эффективно подготавливают детский речевой аппарат к верному проговариванию слов.

Массаж языка логопедический: что это?

Под этим термином подразумевают метод интенсивного механического воздействия на мышечные и нервные волокна, кровеносные сосуды, позволяющий изменить функциональное состояние речевых органов.

Данная логопедическая методика предназначается для нормализации произношения и улучшения психического состояния пациентов, имеющих речевые дефекты. Массажные процедуры применяют при дизартрии – нарушении произношения, спровоцированном патологиями центральной нервной системы, при заикании, голосовых проблемах.

Массажные процедуры положительно воздействуют на организм: стимулируют секреторную способность кожи, улучшают питание кожно-мышечных слоёв, нормализуют метаболизм, циркуляцию лимфы и крови. Отмечается расширение капилляров, улучшается кислородный обмен между кровью и тканями. Специальные массажные движения ускоряют приток артериальной и отток венозной крови, повышают проходимость лимфатических сосудов.

Мышечные ткани под влиянием процедур значительно изменяются в наилучшую сторону: становятся более эластичными, крепкими, прочными, лучше сокращаются, быстрее регенерируются после нагрузок. Посредством логопедического массажного приёма ослабляются мышечные спазмы при чрезмерном тонусе и, наоборот, повышается тонус вялой артикуляционной мускулатуры. Благодаря этому без затруднений осуществляются активные движения частей артикуляционной системы.

Массажные процедуры положительно воздействуют на организм

Логопедический массаж в домашних условиях, имеет следующие цели:

  • возобновление мышечного тонуса;
  • стимулирование мышечных волокон периферической речевой системы, обладающих слабой сократительной способностью или вообще не сокращающихся;
  • восстановление проприоцепции – мышечного чувства положения частей тела относительно друг друга и других объектов;
  • приближение формирования произвольных движений артикуляционных органов;
  • избавление от слюнотечения;
  • улучшение глоточного рефлекса;
  • стимулирование навыков произношения при торможении формирования речевых способностей.

Виды логопедического массажа

Классические массажные процедуры включают:

  • лечебные ручные процедуры – поглаживания, разминания, растирания (при этом варианте логопеды нередко применяют повышающие положительный эффект приспособления – соски, щётки и другое);
  • точечные – локальное стимулирование или расслабление биоактивных точек в соответствии с конкретным нарушением;
  • аппаратные – воздействие на проблемные зоны вибрационными, вакуумными и прочими специальными устройствами;
  • зондовые – по методике логопеда Новиковой Елены Викторовны.

Самостоятельно проводимые процедуры включают:

  • расслабление и стимулирование артикуляционной мускулатуры;
  • воздействие на язычную мускулатуру.

Противопоказания

Массаж языка логопедический запрещается проводить дома, если у маленького пациента:

  • острая форма какого-либо инфекционного заболевания (из-за плохого самочувствия ребёнка процедура будет бесполезной и болезненной);
  • кожные патологии (возможны болезненные ощущения при массажных движениях);
  • конъюнктивит;
  • стоматит;
  • гингивит;
  • герпетическое поражение кожи;
  • увеличены лимфатические узлы;
  • усилено сокращение сонной артерии.

Показания

Отклики многих родителей подтверждают, что логопедический массаж для детей в домашних условиях высокоэффективен, помогает справиться со многими проблемами формирования произношения. Назначают процедуры при наличии конкретных патологий:

  • нарушений голоса, имеющих физиологическое или психологическое происхождение (ослабление голоса, першение, быстрое утомление при разговоре, дискомфорт при произношении, комок в глотке);
  • дизартрии – нарушения произношения из-за неврологических патологий;
  • заикания – нарушения звукопроизношения, при котором растягиваются или в быстром темпе повторяются определённые звуки, слоги, слова;
  • слюнотечения;
  • слабого или высокого тонуса артикуляционной мускулатуры.

А также массажные процедуры проводятся для ускорения результатов работы логопеда, когда маленький пациент должен скоро пойти в школу, а родители поздно обратились за помощью к специалисту.

Логопедический массаж при повышенном тонусе

Пациента с повышенным мышечным тонусом размещают либо на горизонтальной поверхности, либо в кресле с удобной спинкой. Неторопливо осуществляют лёгкие движения с повторением от 8 до 12 раз.

  1. Начинают с шеи. Спокойно вращают головой по часовой стрелке и обратно, в левую сторону и в правую. Легко, без надавливания массируют кожу шеи. Так расслабляется язык.
  2. Далее переходят к лицу. Разглаживают лоб, веки, скулы, подбородок. Двигают пальцами от шеи к ключицам. В завершение массируют челюстную область, ушные мочки, зону от висков до челюстей.
  3. Для расслабления губных мышц легко поглаживают сперва верхнюю, затем нижнюю губу сверху вниз и обратно, от уголков к центральной части и обратно. Двигают пальцами от ноздрей к уголкам рта, несильно давят на губы.
  4. Для снятия гипертонуса язычных мышц органом легко покачивают слева направо и обратно, сверху вниз и обратно. Пальцами поглаживают от краёв к центру, встряхивают, похлопывают, вытягивают в разные стороны.

При пониженном тонусе

Пациента усаживают так же, как в вышеописанном случае. Число повторений движений аналогичное. Наибольшее внимание уделяют проработке области скул и челюстей. Давят на проблемные участки сильнее, чем при исправлении повышенного тонуса, но не резко, чтобы не возникло болевых ощущений.

Вначале массируют горизонтальными поглаживающими движениями лоб, затем переходят к векам. Двигают пальцами от носа к ушным раковинам, от подбородка к ушным раковинам. Трут и щиплют кожу на скулах, разминают губы, участки от ноздрей до уголков рта.

Заключительный этап – применение вибрационного устройства для повышения тонуса язычных мышц.

Условия проведения массажа

Хорошо, если есть возможность водить малыша на процедуры к логопеду. Если такой возможности нет, то родители могут узнать, как делать дома логопедический массаж ребёнку.

Процедуры должны проводиться в тихой и спокойной обстановке. Нужно убрать предметы, которые могут отвлекать маленького пациента. Комнату следует проветрить. Массажист должен вымыть руки теплой водой.

Первая процедура длится не больше 5 минут, её основная цель – адаптация пациента. Первую неделю длительность занятий составляет 10 минут, следующие процедуры проводят уже 20–30 минут. При установке временных рамок нужно учитывать возраст пациента. Младенцы выдерживают не дольше 10 минут, дошкольники – до 20 минут, школьники – до 30 минут.

Проводятся занятия 2–3 раза в неделю. Ежедневные процедуры не рекомендуются, так как приводят к переутомлению мышц. Полный курс включает 15 занятий.

Техника

Массировать обычно начинают с лица, так снимается общее напряжение организма. Начинают гладить лоб, медленно спускаются к подбородку. Двигают пальцами мягко, по горизонтали от центральной части лица к краям: от центра лба к вискам, от бровей к верхней части ушей, от век к ушным раковинам, от скул к ушным мочкам. Повторяют 2–3 раза.

Далее переходят к основному массажному комплексу. Ниже пошагово описываются процедуры для каждой части артикуляционного аппарата.

Массаж языка логопедический

Движения выполняют от края органа к корневой части.

  1. Обхватывают пальцами кончик, двигают им вверх-вниз, в левую и правую стороны, вдвигают вглубь и вытягивают изо рта.
  2. Поддерживая орган снизу, поглаживают его большим пальцем от центра к краям и круговыми движениями.
  3. Обхватывают орган большим и указательным пальцами, гладят его верхнюю и нижнюю поверхность.
  4. Осуществляют вибрационные движения: покачивают орган, несильно стучат по нему пальцем.
  5. Массируют уздечку, двигая пальцем вверх-вниз.
  6. Гладят поверхность органа тканью, имеющей разную текстуру.
  7. Зубной щёткой с мягкой щетиной рисуют на слизистой поверхности разные буквы.

Если у пациента повышено слюноотделение, то под язычок подкладывают чистую бумажную салфетку, меняют её после намокания.

Массаж губ

Эти процедуры включают также массирование носогубных участков и подбородка.

Логопедический массаж должен приносить малышу только положительные эмоции

  1. Пальцами трут губы.
  2. Делая круговые движения пальцем, перемещаются от правого уголка рта к левому и обратно.
  3. Верхнюю губу массируют вправо, нижнюю – влево, затем меняют направление движения.
  4. Щиплют губы и кожу вокруг рта.
  5. Давят на губы.
  6. Делают несильные удары пальцами.

Массаж рук

Массируют по отдельности пальцы и ладонь. Каждый пальчик прорабатывают от крайней фаланги до основания. Первый – мизинец.

  1. Давят на подушечки с усилением нажима.
  2. Прорабатывают ладонь, применяя стишок «Сорока — белобока».
  3. Рисуют пальцем на ладони спираль.
  4. Водят по ладони шипованным резиновым мячиком су-джок.
  5. Погружают пальцы в ёмкость с разной крупой.

Логопедический массаж ложками

Логопедический массаж проводят двумя ложками. Величина столовых приборов определяется возрастом пациента. Для младенцев оптимальны маленькие пластмассовые приборы.

Массаж ложками — новый метод логомассажа

  1. Выпуклой поверхностью приборов гладят по губам.
  2. Делают круговые движения по губам.
  3. Краем ложки несильно давят на носогубные складки.
  4. Скребут краями по губам.
  5. Выпуклой поверхностью массируют круговыми движениями скулы и подбородок.
  6. Затем веки и область под глазами.
  7. Растирают переносицу.

Массаж зубной щеткой

Такие процедуры осуществляются при ослаблении или утрате голоса, слюнотечении, заикании. Помогают укрепить артикуляционную мускулатуру, устраняют речевые нарушения.

Массажные процедуры лучше проводить перед приёмом пищи

Начальный логопедический массаж для детей в домашних условиях зубной щёткой проводится 5 минут, для младенцев – 2. Время процедур постепенно увеличивают, спустя неделю занятие уже должно занимать около 20 минут. Процедуру завершают раньше, если возникает дискомфорт в ротовой полости.

Берут гигиеническое приспособление с мягкой щетиной. Под язычок подкладывают для впитывания слюны марлю или бумажную салфетку. Делают круговые и продольные движения, не давя на слизистую поверхность органа.

Важно правильно не только проводить, но и завершать массажные процедуры. После занятий маленького пациента хвалят за терпеливое и послушное поведение. Так у него не будет капризов перед следующими процедурами.

Логопедический массаж при дизартрии у детей в домашних условиях в картинках

Дети с дизартрией тяжело справляются со звукопроизношением. Причина дефекта речи в нарушениях иннервации мышц артикуляционного аппарата. Чем может помочь массаж при дизартрии у детей, какие методики тренировки и разминания мышц массажистом самые эффективные, расскажем в нашей статье.

Коррекция дизартрии массажем

Система устранения дизартрии включает в себя уроки с логопедом по постановке звуков, развитие лексического запаса, тренировку дыхания, стимуляцию артикуляции, упражнения для мелкой моторики. Массаж языка и лица при дизартрии используется для активизации работы мышц речевого аппарата. Разминания мускулатуры благотворно влияют на общее нервное самочувствие детей с таким поражением, улучшают артикуляционные навыки.

В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:

  • Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;
  • Улучшается качество речи;
  • Нормализуется тонус мышц;
  • Нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях;
  • Дети становятся менее возбудимыми, лучше спят.

На заметку! Логомассаж рекомендован детям не только с дизартрией, но и при заикании, ринолалии, нарушениях голоса.

Назначить логопедический массаж детям при дизартрии может только доктор или логопед-дефектолог после диагностики заболевания.

Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Самая сложная степень недуга. Поражены мимические мышцы и артикуляционные.
  2. Псевдобульбарная. Речь невнятная, монотонная, диагностируется паралич мышц речевого аппарата.
  3. Корковая. Мозг поврежден односторонне. Ребенок хорошо произносит звуки, а слоги нет.
  4. Подкорковая. Речь невнятная, гнусавая. Поражены подкорковые узлы мозга.
  5. Экстрапирамидная. У дошкольника наблюдается паралич лицевых мышц.
  6. Стертая. Ребенку тяжело выговаривать шипящие, свистящие.

Дифференцировать тип повреждения ЦНС, паралич можно с помощью МРТ, ЭЭГ, клинического и логопедического обследования. Курс логомассажа назначается младенцам при тяжелой форме заболевания с 3 месяцев, дошкольникам — в комплексе с лечебно-педагогической коррекцией нарушений.

Массаж лица

Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.

Схема движений следующая:

  1. Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
  2. От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
  3. Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
  4. Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
  5. Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
  6. Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
  7. Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
  8. Растирайте подбородок.
  9. Уши поглаживайте.
Читайте также:  Новый год в детском саду: сценарии новогоднего утренника в первой младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах

Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.

На заметку! Обязательно включайте несколько приемов массажа лица в курс лечения при корковой дизартрии перед разминанием языка.

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Важно! Для массажа щеткой купите мягкий вариант инструменты с гладкими и ровными щетинками, чтобы не повредить слизистую рта и не напугать ребенка.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого урока 30 раз. На следующий день набор упражнений меняйте.

Зондовый массаж

Массаж языка при дизартрии с помощью специальных инструментов— зондов, разработан доктором педагогических наук, Еленой Викторовной Новиковой. Специалисту или родителю понадобится набор инструментов – 8 экземпляров. Зонды имеют разную форму: топорики, шарики, вилочки, улитка, грибок.

Инструментальный логопедический массаж при дизартрии проводят курсами. При сильных дефектах 2-3 недели ежедневно, потом отдых 1,5 месяца. Затем повтор курса.

Методика лечения речевых дефектов с помощью зондов предполагает следующие виды разминания языка:

  1. Двигайте шариковым инструментом по телу языка 8-10 раз.
  2. Пластмассовым зондом проведите точечно от корня до кончика 8-10 раз.
  3. Поглаживайте поперечные язычные мышцы шариковым инструментом 6-8 раз.
  4. Возьмите зонд в форме иглы. Покалывайте периметр языка 10 секунд.
  5. Найдите в подъязычной области ямочки. Воспользуйтесь шариковым зондом и сделайте в углублениях повороты против часовой стрелочки. Максимальное время давления на точку 10 секунд.
  6. Надавливайте и расчесывайте язычок с помощью ребристого зонда, лопатки со всех сторон.

Во время процедуры ребенку лучше занять положение полулежа, под шею положите небольшую подушку. Если дошкольник жалуется на болевые ощущения, прекратите процесс или ослабьте давление на речевой орган.

На заметку! Для понимания техники и принципа выполнения зондового логомассажа советуем прочитать книгу Е. В. Новиковой “Зондовый массаж” с 1 по 4 часть. Пособие иллюстрированное, идеально подходит для самообучения родителей по картинкам. Или учебник для логопедов О. Г.Приходько “Логопедический массаж”.

Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Делать логопедический массаж при дизартрии самостоятельно в домашних условиях можно, если родители обладают хотя бы минимальными знаниями и навыками такой коррекционной работы. Научиться простым приемам массажа можно на курсах или во время посещения занятий с профессионалом. Дома разминайте мышцы языка пальцами, зубной щеткой, чайным ложками.

Важно! Домашний курс логомассажа желательно согласовать с врачами или педагогом.

Важные правила логомассажа

Рекомендации специалистов, неврологов и логопедов, помогут родителям правильного организовать процедуру мануальной терапии дома.

  1. Не назначайте курс разминания мышц самостоятельно, посоветуйтесь с лечащим доктором, определить тип и степень дизартрии. Совместно с врачом составьте курс терапии для ребенка.
  2. Проводите занятия регулярно. Если есть возможность, повторяйте задания 3-6 раз в сутки по 5-10 минут.
  3. Следите за удобством расположения головы ребенка. Пусть малыш приляжет, положит под голову высокую подушку, сядет на коляску, детское кресло.
  4. Перед сеансом проветривайте помещение, увлажняйте воздух.
  5. Надевайте одноразовые перчатки.
  6. Запаситесь щеткой, набором зондов для каждого ребенка индивидуально.
  7. При выполнении техник следите за силой нажатия на язык, мышцы лица, щек, губ. Пальцы не должны быть расслаблены, но давить на органы излишне тоже нельзя.
  8. Первый курс массажа проходите у профессионала, пригласите специалиста домой. Внимательно наблюдайте за его действиями, купите несколько уроков.
  9. Ребенка старшего дошкольного возраста, учащегося обучайте самомассажу пальцами, зондом.

Преодолевать нарушения, связанные с поражением участков головного мозга, очень сложно. Родителям, педагогам и детям нужно набраться терпения. Положительные сдвиги в мышечной работе, речи становятся заметны после короткого курса логомассажа (через 10-15 процедур). Это реально при условии слаженности и целенаправленности действий всех участников лечебного процесса.

Играем с живым песком: состав массы для лепки, хранение набора, домашняя песочница для детей своими руками

Живой песок (Living Sand) родом из Кореи – игрушка быстро завоевала популярность на азиатском континенте, а затем на Российском и Европейском рынках. Он похож на обычный природный песок, но обладает любопытными и неповторимыми свойствами, что делает его таким привлекательным для детей и взрослых. Песок Live Sand – мечта любого ребенка – домашняя круглогодичная песочница.

Живой песок – уникальный материал для развития моторики и фантазии у детей

Что называют живым песком?

Песок называют “живым” за его свойство постоянно находиться в движении. Это смесь мелкофракционного дробленого ракушечника с добавлением эфирных масел органического происхождения (белого цвета). В состав живого песка для детей не входят вредные компоненты.

Песок приятен на ощупь, сыпучий и «струящийся», как его обычный “собрат”. В то же время он довольно пластичен и поддается формовке: из него, как из пластилина, можно лепить разнообразные фигурки. В спокойном состоянии сохраняет заданную форму до тех пор, пока его не потревожишь.

Хранят его дома в открытой емкости. Для игры высыпают в любую широкую емкость или специальную песочницу. Перед использованием песок не нуждается в увлажнении.

Имея вязкую структуру, материал не пачкает вещи и не рассыпается по комнате, быстро и просто смывается с рук чистой водой. Важно также, что в среде такого песка не размножаются грибки и бактерии.

В чем польза и есть ли вред?

Живой песок для детей не имеет токсичных компонентов, экологичен, безвреден для здоровья и не вызывает аллергических реакций. Перед поступлением в торговые сети песок проходит необходимые тесты на токсичность.

Сложно переоценить развивающие функции игрушки. Достоинства материала:

  • развивает мелкую моторику маленьких детских ручек во время лепки;
  • повышает тактильную чувствительность благодаря необычной текстуре и интересным свойствам;
  • способствует развитию фантазии, воображения, оттачивает творческие навыки, развивает созидательную сторону ребенка;
  • оказывает благотворное влияние на психику малыша, его эмоциональное состояние, концентрирует внимание, тренирует усидчивость.

С живым песком очень интересно играть компанией

  • игра в компании с другими детьми повышает коммуникативные навыки, да и в одиночку играть не скучно, а совместное творчество помогает повысить семейную привязанность и доверие ребенка к маме и папе;
  • родители могут не волноваться, отпуская кроху играть в песочницу, ведь для этого теперь не нужно выходить на улицу;
  • пластиковые домашние песочницы часто продают в наборах вместе с живым песком, поэтому не нужно ломать голову и сооружать специальные приспособления для игры.

Когда ребенку можно купить живой песок?

Перед покупкой родители задаются вопросом, с какого возраста ребенку можно давать игрушку. Она рекомендована малышам от 3 лет. Во-первых, маленькие дети любят все тянуть в рот. Хотя занимательный живой детский песок безвреден для пищеварительной системы, он может попасть в дыхательные пути и вызвать удушье. Во-вторых, малыши еще не в состоянии понять всей прелести материала и не могут оценить его текучесть, вязкость и пластичность.

Отличия от других видов песка

Вопреки распространенному заблуждению, живой, кинетический и космический виды – это не одно и то же. Они внешне похожи, но различаются свойствами, материалом основы и условиями хранения, поэтому важно соблюдать рекомендации, указанные на упаковке. Наглядно различия между видами можно увидеть в таблице:

Описание пескаЖивойКинетическийКосмический
Базовый составИзмельченные ракушкиКварцевый песокКварцевый песок
Цвет базового вариантаБелыйЦвет природного пескаЦвет природного песка
Разнообразие оттенков++
Взаимодействие с водойРастворяется, поэтому намокшие части следует выброситьНамокает, но после высушивания все свойства возвращаютсяНамокает, но после высушивания все свойства возвращаются
Хранение в контейнереОткрытыйЗакрытыйЗакрытый
ПроизводительЮжная КореяШвецияРоссия
Вес упаковок, кг0.5, 0.75 и 1.51, 2.5 и 51, 2 и 3
Цена за 1 кг, руб13001000600

Какие виды живого песка можно найти в продаже?

В продаже представлены 3 вида живого песка:

  1. Стандарт – это классика. Рассыпчатый и нежный, похож на массу для лепки. Подходит самым маленьким исследователям.
  2. Лайт – относительно новый вид. Похож на сахарную пудру, легкий и рассыпчатый, но сохранена вязкость. Не пылит. Позволяет лепить мельчайшие детали.
  3. Релакс – новинка в линейке. Струящийся, теплый на ощупь. Действует успокаивающе, расслабляет в процессе игры. Подходит не только детям, его можно использовать и взрослым с целью снятия стресса.

Вместе с живым песком можно приобрести и песочницу, в которую высыпают приобретенный материал. Это отличное решение для родителей, не имеющих возможности играть с ребенком в дворовой песочнице из-за погодных условий или нежелания пользоваться грязным уличным песком с мусором, фекалиями животных и прочими видами загрязнений.

Виды живого песка и их свойства

В магазинах любого крупного города вы сможете найти большой выбор живого песка импортного и отечественного производства. В специализированных детских магазинах вам даже могут предложить попробовать на ощупь разные виды, чтобы определиться с выбором.

Как сделать массу самостоятельно?

Отличная альтернатива покупному живому песку – материал для лепки, изготовленный собственными руками. Изготовление домашнего песка – это несложное и довольное увлекательное занятие, к которому можно привлечь ребенка.

Вариант №1

Можно приготовить песок на основе картофельного крахмала. Во время хранения он засыхает. Чтобы вернуть ему первоначальные свойства, необходимо добавить немного воды и затем раскрошить руками. Лить жидкость нужно постепенно, чтобы не переборщить. Понадобится:

  • 2 ст. картофельного крахмала;
  • 4 ст. дробленого ракушечника или песка;
  • 1 ст. воды.

Быстрый и не затратный способ приготовить живой песок самостоятельно – использовать картофельный крахмал, ракушечник и воду

Для начала нужно смешать сухие ингредиенты. Затем предложите ребенку подливать воду небольшими порциями и продолжайте перемешивать. В итоге консистенция должна напоминать оригинальный набор живого песка. Важно не переборщить с водой, иначе масса будет слишком жидкой и плохо держать форму.

Вариант №2

Для разнообразия вы можете попробовать и другой способ приготовления песка. Для этого понадобится:

  • 2 ст. кукурузного крахмала или муки;
  • 4 ст. дробленого ракушечника или песка;
  • 1 ст. воды;
  • любой пищевой краситель.

В отдельной емкости нужно смешать сухие ингредиенты. В другой – соединить воду с желаемым красителем. Далее, аналогично первому способу, ввести жидкость в сухую основу, добиться нужной консистенции.

Придать ярких красок живому песку можно с помощью любого пищевого красителя

В качестве эксперимента предложите ребенку самому опробовать два вида песка и выбрать, с каким ему больше нравится играть. Достоинство домашнего кинетического песка в том, что эта игрушка обойдется значительно дешевле покупной.

Как играть и хранить материал?

Во время игры придерживайтесь нескольких простых правил, которые продлят жизнь игрушке и сделают досуг вашего ребенка приятным:

  • играть с песком нужно только сухими руками, иначе он прилипает и портится;
  • при случайном попадании воды в песок сразу отделите намокшие куски от общей массы;
  • не оставляйте песок под прямыми солнечными лучами;
  • не играйте с песком на ковре, на тканевой поверхности, так как мелкие частички невозможно собрать обратно в емкость для хранения – используйте для этого специальную пластиковую песочницу;
  • не смешивайте материал с другими веществами – это ухудшит свойства состава;
  • если вы приобрели набор из нескольких видов материала, их также не стоит смешивать;
  • после окончания игры помойте руки водой водой без использования моющих средств.

Не рекомендуется хранить песок в герметично закрытом контейнере – желательно оставить доступ кислороду. Пластичный материал довольно сложно испортить, поэтому он прост в хранении.

Живой песок для детей

  • Живой песок – что это
  • Состав песка
  • Виды живого песка
  • Игры с живым песком
  • Правила игры и хранения
  • Как сделать живой песок своими руками

Многие дети просто обожают играться в песочнице, лепить куличики, разные фигурки, строить домики и настоящие замки. Но, когда наступает зима или просто льет дождь, о песочных забавах можно забыть. И это, без сомнения, очень расстраивает детишек. Однако выход есть – живой песок. С этим изобретением можно устроить песочницу прямо в квартире или доме.

Этим волшебным песком можно играть дома. При этом ни грязи, ни бактерий в доме не будет, а ладошки детей всегда будут чистыми. Живой песок дарит бесконечный восторг малышам, кроме того, этот материал полезен для интеллектуального развития. Именно поэтому он пользуется огромной популярностью, как у детей, так и у взрослых.

Живой песок – что это

Живой песок для детей – это, на первый взгляд, обычный мелкозернистый песок, который можно найти на любом пляже, морском дне или детских площадках. Но если повнимательнее присмотреться или взять его в руки, то можно заметить разницу.

Читайте также:  Нарушение письменной речи у младших школьников: виды, причины, диагностика и коррекция

Из живого песка можно лепить разнообразные фигурки, строить замки или делать куличики. Но в отличие от обычного песка, живой не липнет к рукам, не пачкает кожу и вещи. Просыпанный песок не разлетается, он остается в виде компактной массы. После игр песок можно скомкать в шар, положить в специальный контейнер, а потом использовать повторно.

Консистенция живого песка очень приятная и необычная. Он сыпучий и в то же время податливый, плотный, но при этом воздушный. Когда ребенок просеивает его, песчинки начинают двигаться, пытаясь разъединиться, однако благодаря специальному компоненту, они образуют полимерные нити. Их практически невозможно разглядеть, за счет этого удивительного свойства живой песок, как будто льется сквозь пальцы.

Он влажный на ощупь, не высыхает со временем и остается рассыпчатым. Насыпанный песок имеет мягкую, рыхлую и пористую консистенцию. Но при этом изделия из него сохраняют форму на протяжении длительного времени.

Состав песка

Состав живого песка у разных производителей немного отличается. Однако есть основные компоненты, которые входят в состав всех видов этого необычного материала:

• Дробленный ракушечник.
• Натуральные органические масла.
• Песок мелкой фракции.

Оригинальный живой песок от корейских производителей имеет высокий уровень безопасности. Все составляющие безвредны, они прошли необходимые тесты на токсичность и используются, например, при создании натуральной косметики.

Но несмотря на это оставлять ребенка младше 2 лет с песком без присмотра не стоит. Малышу точно захочется попробовать его на вкус, но этого лучше не делать. Отравления он не вызовет, но возможны расстройства пищеварения, так как живой песок несъедобный.

Кроме того, существует риск аллергии на органические масла в составе. Таких случаев не известно, но все-таки лучше следить, чтобы кроха его не брал в рот.

Виды живого песка

Кинетический живой песок выпускает в 4 видах:

Живой песок стандарт. Это классический вид песка, который имеет нежную и рассыпчатую консистенцию. Он подходит для игр детишкам раннего возраста и ребятам постарше. Он имеет безопасный состав, не прилипает к коже и одежде.

Живой песок стандарт цветной. Этот вид песка отличается от предыдущего только тем, что он представлен в разных цветах. Однако не стоит переживать, в его составе находятся только безвредные пищевые красители. Детишкам намного больше нравиться лепить фигурки из разноцветного материала, воплощая свои самые необычные фантазии.

Живой песок лайт. Это легкий, воздушный материал, который внешне напоминает сахарную пудру или крахмал. Он невесомый, но при этом достаточно вязкий, легко лепится и сохраняет форму мельчайших деталей. Кроме того, он абсолютно не пылит. Как и другие виды, песок Лайт безопасный и антибактериальный, не пачкает руки и одежду.

Живой песок релакс. Расслабляющий, мягкий, сыпучий, этот вид песка немного теплый на ощупь, струится между пальцев. Игры с ним позволяют ребенку расслабиться, снять напряжение. Это отличный вариант для неугомонных детишек.

Как видите, ассортимент позволяет выбрать именно тот материал, который подходит вашему малышу.

Игры с живым песком

Живой морской песок – это отличный вариант для игр. Существует много вариантов его применения, ниже будут приведены наиболее простые и интересные:

Штамп. С такой игрой справится даже маленький ребенок. Покажите ему, как можно отпечатывать на песке выпуклые предметы, тогда малыш быстро поймет, что такое объем и форма.

Режем-режем. Это несложное упражнение, которое научит кроху управляться с ножом (конечно пластиковым) и сформирует глазомер. Предложите ему нарезать колбаски определенного размера, а потом сравнить их.

Формы. Эта игра знакомит ребенка с такой наукой, как геометрия. Лепить различные формы и изучать их поможет сортер или кондитерские формочки.

Я пеку-пеку всем по пирогу. Предложите ребенку превратиться в кондитера и испечь красивый пирог для близких. После «приготовления» изделие можно будет украсить разными декоративными элементами (бусинки, свечки, пуговки, цветы). Эта игра очень нравиться девочкам.

Город на песке. С малышом можно построить настоящий город с домами, дорогами, магазинами. А маленькие игрушки и машинки оживят творение.

Чудо-следы. Эта игра развивает внимание, логику, память. У каждого малыша дома есть пластиковые животные. Выберите несколько из них, покажите крохе лапки, а потом оставьте следы на песке (чтобы ребенок не видел) и попросите угадать, чьи они. Потом поменяйтесь ролями.

Кто быстрее? Предложите малышу на скорость построить крепость или отыскать «сокровища», заранее спрятанные в песке.

Найди отличие. Это упражнение, которое помогает развивать внимательность. Нарисуйте с ребенком на песке какую-нибудь картинку, потом попросите его отвернуться, посчитать до 5, а сами дорисуйте или уберите любую деталь. Кроха должен угадать, что изменилось.

Потерялись буквы. Спрячьте в песке буквы из магнитной азбуки, предложите малышу найти их и сложить слово.

Веселая математика. Писать цифры пальчиком на песке очень приятно, любую ошибку можно стереть рукой. Потом взрослый меняется ролями с ребенком и превращается в невнимательного ученика, а маленький «учитель» его должен исправить.

Игры с живым песком очень увлекательны и познавательны. Родители с детьми могут создавать собственные сюжеты для игр.

Как забавно и весло играть с живым песком вы можете увидеть в дальнейшем видео:

Правила игры и хранения

Живой песок для лепки – это прекрасный материал, с которым просто играться, однако во время игр нужно соблюдать такие правила:

• Хранят материал только в открытых контейнерах. Засохнуть он может только в том случае, если упаковка герметичная.

• Следите, чтобы в песок не попала вода, она может испортить необычную игрушку. Если он вдруг намок, то быстро удалите влажные участки.

• Не выкладывает массу на ткань или бумагу, это связано с тем, что пористая поверхность может сократить срок службы материала или изменить его свойства. Играть с живым песком или хранить его нужно только на гладких и ровных поверхностях или в специальных емкостях. Идеальный вариант – стекло и пластик.

• Не смешивайте живой песок с другими видами песка или пластилином. В противном случае материал испортиться, и работать с ним будет невозможно.

• Руки после игры можно помыть теплой водой с мылом.

О правилах хранения живого песка можно почитать на упаковке.

Как сделать живой песок своими руками

Стоит живой песок дорого, поэтому достаточно актуален вопрос о том, как сделать живой песок дома и возможно ли это. Конечно, воссоздать материал, который делают на фабрике вряд ли получится, но получить вполне достойный аналог за дешевую цену вполне возможно.

Чтобы сделать волшебный кинетический песок, нужно подготовить следующие компоненты:

• Просеянный песок – 4 стакана.
• Крахмал – 2 стакана.
• Вода – 1 стакан.

При желании количество ингредиентов можно увеличить, но нужно соблюдать их пропорции по отношению друг к другу. После смешивания всех компонентов вы получите материал, который по свойствам очень напоминает живой песок. Ему можно придать любой цвет, добавив в массу пищевой краситель. Если домашний песок начнет засыхать, то его консистенцию можно восстановить с помощью обычной воды.

Живой песок для детей – это не просто очередная игрушка, а волшебный материал, который позволяет воплощать свои фантазии в реальность. Он развивает мелкую моторику, фантазию, тактильные ощущения, дарит отличное настроение и радость первых достижений. При желании кинетический песок можно сделать своими руками дома, для этого нужно совсем немного материалов и времени.

Живой песок – что это?

  • Назначение
  • Польза
  • Плюсы по сравнению с обычным песком
  • Минусы
  • Состав
  • Виды и что может входить в состав набора
  • С какого возраста можно давать?
  • Сколько нужно для полноценной игры?
  • Хранение и особенности эксплуатации
  • Где купить?
  • Отзывы
  • Аналоги
  • Можно ли сделать своими руками?

Все дети любят играть в песочнице, но родители не всегда могут обеспечить им такое веселое времяпровождение, например, если на улице дождь или снег, либо же во дворе загрязнена из-за бродячих животных. Лучшим выходом будет устроить собственную песочницу дома, но песок для игр лучше брать не обычный, а живой.

Назначение

Песок, который называют живым, создали в Южной Корее для занятий с детьми. Такой материал позволяет весело проводить время, фантазировать, придумывать разные игры, изучать формы, размеры, счет и многое другое.

Польза

  • Безопасен и безвреден для ребенка, поскольку это экологический чистый материал.
  • Занятия и разные игры с ним помогают в развитии мышления, памяти и воображения.
  • Благодаря тактильному воздействию и развитию мелкой моторики, игры с ним стимулируют развитие речи.
  • Играть с ним можно в любую пору года, несмотря на погоду на улице. Покупка поможет в организации детского досуга в зимнее время или в дождь. При этом поиграть в домашней песочнице можно с родителями либо с друзьями.

Плюсы по сравнению с обычным песком

  • Не пачкает ни руки ребенка, ни игровую поверхность. Его легко смыть и с ручек малыша, и с его одежды.
  • Имеет приятный белый цвет.
  • Он более пластичный и позволяет с легкостью лепить разные фигурки. На ощупь он чем-то напоминает мокрый морской песок. Для сохранения вязкости его не требуется смешивать с водой.
  • Он рассыпчатый и детям нравится пересыпать его из формочек в контейнер.
  • Он очень приятен на ощупь, и потому дети получают удовольствие от игр с ним, расслабляются и успокаиваются.
  • В живом песке не могут развиваться опасные микроорганизмы, чем он выгодно отличается от уличного.
  • Собирать его очень легко. После игры он не загрязнит всю комнату, а останется на ограниченной площади.

Минусы

  • Стоимость довольно высокая. Этот материал стоит дороже, чем похожий на него кинетический или космический песок.
  • Если хранить его очень долго, появляется «затхлый» запах, особенно, если емкость с песком закрыта.
  • Может прилипнуть к одежде и обуви, и хотя он быстро отмывается водой, из-за этого количество в упаковке со временем уменьшится.
  • Поскольку его плотность достаточно высокая, упаковка весом 500 г вмещает не очень много материала.

Состав

Песок, который называют живым, состоит из мелкого ракушечника и небольшого количества связывающего вещества. Хотя его всего примерно 2%, именно это вещество и обуславливает все свойства живого песка. При этом многих родителей интересует, опасно ли, если ребенок его проглотит.

Производитель уверяет, что ракушечник, попав в пищеварительный тракт в небольшом количестве, никак не повлияет на здоровье ребенка. Дайте ребенку немного воды и следите за крохой внимательнее.

Виды и что может входить в состав набора

Живой песок продается в упаковках по 500 г и 1500 г, а также комплектами из нескольких коробок общей массой 3 и 4,5 кг.

Также вы можете приобрести наборы, содержащие еще набор формочек и надувную песочницу. Отдельно продаются разнообразные аксессуары для игр с живым песком – коврики, контейнеры, валики-формы, совки, ложки-ножи, печати и многое другое.

С какого возраста можно давать?

Производитель рекомендует начинать занятия с живым песком с 3-летнего возраста. Однако под присмотром взрослого играть с таким материалом можно уже с годика.

Важно лишь не оставлять малыша лепить в одиночестве и не допускать, чтобы кроха его ел.

Сколько нужно для полноценной игры?

Чем меньше ребенок, которому покупают живой песок, тем меньше материала ему требуется для игр. Все потому, что дети в возрасте до 3 лет быстро утрачивают интерес к какому-либо занятию и менее усидчивы. Им достаточно и маленького пакета с 500 г.

Также небольшие пакеты востребованы в качестве подарка, чтобы одариваемый малыш попробовал новый необычный материал для лепки.

Если ребенок очень любит возиться с песком, вы впервые покупаете такой материал для своего малыша старше 3 лет или хотите приобрести его для нескольких деток, присматривайтесь сразу к крупным упаковкам весом от 3 кг.

Хранение и особенности эксплуатации

  • Хранить его следует в контейнере, при этом крышкой его закрывать не советуют. Материал будет сохранять свои свойства лишь при доступе кислорода.
  • Устраивать игры и заниматься с ним следует вдали от прямых лучей солнца.
  • Важно не допускать попадания в него любой жидкости. Если часть материала намокла, ее следует выбросить.
  • Перед началом игры следует убедиться, что руки ребенка полностью сухие.
  • Следите за игрой ребенка, не допуская, чтобы материал попадал в рот, глаза или уши малыша.
  • Желательно играть на ровной и гладкой поверхности. Лучшим выбором для игр будет стекло, пластик или специальный коврик. Не следует рассыпать его на ткани, бумаге и прочей пористой поверхности.
  • Оберегайте от попадания в него грязи и посторонних предметов.
  • Не добавляйте в данный материал обычный песок, пластилин, глину и прочие материалы для лепки, чтобы не нарушать его свойства.

Где купить?

Покупка во многих городах пока еще представляет собой сложную задачу, ведь этот материал создали и начали продавать за пределами Южной Кореи сравнительно недавно.

Если в детском магазине вашего города такого материала для лепки пока еще нет, обратитесь в специализированные интернет-магазины, занимающиеся продажей фирменного живого песка. У такого товара обязательно будет документация, подтверждающая его качество и безопасность.

Отзывы

Родители, которые уже приобрели для своих малышей живой песок, преимущественно довольны такой покупкой. Основными достоинствами они называют безопасность, высокое качество, а также оригинальность. Мамы отмечают, что деткам по нраву заниматься с данным экологическим и безвредным материалом. Да и родители тоже лепят из него с большим удовольствием.

Среди недостатков большинство родителей называют его дороговизну. Также бывают жалобы на появление неприятного запаха, отсутствие цветных вариантов и сложности хранения.

Аналоги

Помимо живого песка, на рынке сейчас представлены похожие на него другие виды песка для лепки – кинетический и космический.

Хоть все эти материалы называют песком и используют для развивающих игр, но у них имеются свои отличия. В первую очередь, это страна-производитель – если живой песок выпускается в Азии, то производством кинетического занимаются шведы, а космический является отечественным продуктом. Это также обуславливает и разницу в стоимости (но живой обходится дороже даже кинетического).

Отличаются такие виды и своим составом (основой живого песка является ракушечник, а других видов – кварцевый песок), и консистенцией. Кроме того, у них разный цвет – у живого песка он белый, а космический и кинетический коричневый или цветной.

Можно ли сделать своими руками?

Поскольку цена на живой песок довольно велика, многие родители интересуются возможностью создания аналога своими руками. И сделать дома похожий материал действительно возможно.

Для этого вам понадобятся следующие материалы:

  • Мелкий очищенный кварцевый песок. Лучшим вариантом будет тот, что продается для животных (птиц, шиншилл).
  • Крахмал. Подойдет как картофельный крахмал, так и крахмал из кукурузы. Также его можно заменить кукурузной мукой.
  • Чистая вода.
  • Пищевой краситель или акварельные краски.
Ссылка на основную публикацию