Кукольный домик для кукол своими руками из коробок, из фанеры, из бумаги, из фетра, из дерева, схемы и чертежи

Домик из фанеры своими руками: составление чертежа, раскрой и сборка

Ассортимент магазинов детских товаров богат и разнообразен. В числе популярных игрушек – куклы и аксессуары к ним: домики и мебель, от настоящей которую отличает только размер. Можно купить кукольный домик из фанеры или изготовить его самостоятельно, потратив на это минимум средств и времени.

Домик из фанеры

Плюсы самостоятельного изготовления

К преимуществам изготовления домика для кукол своими руками из фанеры можно отнести следующее:

  1. Изделие, изготовленное по индивидуальному чертежу, предполагает применение собственных размеров, дизайна и функциональности. Основное преимущество такой игрушки заключается в ее уникальности и возможности учесть пожелания ребенка при расположении и оформлении комнат, выбора планировки и мебели, аксессуаров и декора.
  2. Домик может иметь необходимый и удобный размер, который выбирается с учетом свободного пространства в детской комнате и пожеланий ребенка. Это может быть настольная или напольная конструкция.
  3. К декорированию и обустройству внутреннего пространства еще на стадии разработки чертежа можно привлекать ребенка – совместная работа сближает, позволяет раскрыть творческий потенциал малыша, учит его принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
  4. Работа с фанерой – творческий и занимательный процесс, в котором может участвовать вся семья.

При самостоятельном изготовлении можно придать домику любой внешний вид

Преимущества фанеры

Для самостоятельного изготовления кукольного домика могут применяться любые материалы, но фанера используется чаще, так как имеет ряд преимуществ:

  1. Целая категория игрушек для детей изготавливаются из дерева, в частности из фанеры, благодаря ее приятной на ощупь, теплой поверхности.
  2. Небольшой вес материала позволяет создавать крупные конструкции, которые сможет переставлять с места на место даже ребенок.
  3. Фанера – прочный материал, поэтому конструкции из него получаются надежными и долговечными.
  4. Материал обладает доступной стоимостью, что позволяет изготовить игрушку ничем не хуже той, что продается в магазине, но за гораздо меньшие деньги.
  5. Работать с фанерой легко, она проста в обработке и не требует применения специальных инструментов или наличия профессиональных навыков.
  6. После сборки, домик можно покрасить или оставить таким, какой он есть, покрыв прозрачным лаком – поверхность фанеры ровная, с приятным природным рисунком и оттенком.

Фанера имеет привлекательный внешний вид и природный оттенок

Цены на листовую фанеру

Обратите внимание! Фанера марки Е0 – экологически чистый и безопасный материал. При изготовлении товаров для детей применяется именно эта разновидность материала.

Подготовительные работы

На первом этапе потребуется определиться с размерами конструкции. Для этого следует учесть размер куклы, которой играет ребенок – игрушка должна свободно помещаться в полный рост с запасом нескольких сантиметров до потолка. Также должно быть достаточно места для расстановки игрушечной мебели – кроватки, стола со стульями, кухонной мебели.

Домики для Барби

Количество этажей в домике зависит от размера игрушек и роста ребенка. Если фигурки не превышают по высоте 20 см, то в доме может быть до 3-х этажей. Если конструкция собирается под стандартную куклу Барби, то больше 2-х этажей сделать не получится – лучше тогда расположить помещения по горизонтали.

Напольный 3-х этажный домик для игры небольшими фигурками

Определившись с концепцией, можно приступать к более детальной проработке проекта, выполнив чертеж конструкции в масштабе на листочке.

Чертеж

Чертеж деталей домика необходимо выполнить в масштабе – вычертить его можно на листе бумаги или в специальной компьютерной программе. Это позволит отразить габариты изделия, количество и размеры деталей, определить способы и места креплений. Также на этапе создания проекта следует определиться с внутренней планировкой, формой и дизайном домика. Этот этап подготовительных работ пропускать не стоит, так как он позволяет определить необходимое количество материала и последовательность сборки изделия.

Основные элементы кукольного домика

Обратите внимание! Для изготовления домика можно использовать типовой чертеж. При этом стоит помнить, что при изменении (увеличении, уменьшении) одного размера, следует пропорциональное изменение и остальных размеров.

При самостоятельной разработке чертежа потребуется учесть следующее:

  1. Форма задней стенки – прямоугольник или пятиугольник, который позволяет изготовить двухскатную крышу.
  2. Чтобы процесс сборки был проще, основание делают несколько шире, чем пространство внутри.
  3. Перекрытия вышерасположенных этажей должны иметь меньшие, чем у основания, габариты.
  4. К основным элементам конструкции также относят боковины, межкомнатные перегородки и детали крыши.

Эскизная схема домика

Инструменты и материал

Изготовление домика из фанеры осуществляется в несколько этапов. Особое внимание следует уделить приобретению необходимого инструмента и материалов.

Перечень материалов и инструментов:

  1. Фанерные листы, количество которых рассчитывают в соответствии с чертежом, учитывая размер и количество деталей. Полученное значение округляют в большую сторону. В среднем на изготовление кукольного домика уходит 3 листа фанеры.
  2. Крышу домика изготавливают из фанеры, гофрированного или обычного картона.
  3. Для обеспечения прочной фиксации фанерных деталей используют быстросохнущий столярный клей.
  4. Для временной и дополнительной фиксации деталей можно воспользоваться монтажным скотчем.
  5. Для шлифовки деталей используют наждачную бумагу. Особое внимание следует уделить торцам элементов.
  6. Раскрой деталей производится при помощи электрического лобзика.
  7. Фиксация деталей при сборке домика производится при помощи саморезов.
  8. На этапе подготовки материала к раскрою понадобятся линейка, рулетка, карандаш.

Цены на популярные модели электролобзиков

После сборки домика его необходимо декорировать. Для этого используют обрезки и другие остатки отделочных материалов: обоев, пленки, цветной бумаги, кусочков линолеума, ткань, фетр, ламинат. Оконные проемы заполняют прозрачным пластиком или оргстеклом.

Пошаговая инструкция изготовления и сборки фанерного домика

Последовательность изготовления кукольного домика из фанеры выглядит следующим образом.

Таблица 1. Изготовление кукольного домика

Обратите внимание! Способ крепления деталей из фанеры зависит от ее толщины и размеров элементов. Когда материал тонкий, а сам домик не большой, то фиксация элементов может выполняться на столярный клей или при помощи специальных пазов.

Сборка небольшого домика

Видео — Как изготовить кукольный фанерный домик

Особенности декорирования изделия

Окрашивают кукольный домик экологически безопасной краской, например, акриловой. Получить яркий, насыщенный или мягкий, пастельный оттенок можно при помощи добавления колеровочной пасты в основной состав.

Материал для окрашивания фанеры

Цены на колеровочную пасту

После того как домик собран можно приступать к внутреннему оформлению стен, пола, расстановке кукольной фанерной мебели.

Внутреннее наполнение кукольного домика

Чтобы придать реалистичности конструкции, ее электрифицируют при помощи автономных светильников, работающих от батареек, которые закрепляют на двухсторонний скотч.

Ростовой домик из фанеры

Такая конструкция может использоваться и на свежем воздухе, и в квартире. Домик легко собирается, буквально в течение 5 минут также легко разбирается на удобные фрагменты, которые можно хранить в кладовке.

В жаркий день такой домик на участке обеспечит комфортные условия для игр на свежем воздухе

Игровая конструкция для дома

По сути – это увеличенная копия кукольного домика. Поэтому его изготовление происходит по той же технологии.

Таблица 2. Пошаговая инструкция

Особое внимание следует уделить внутреннему убранству домика. Конструкцией может быть предусмотрено наличие скамьи и откидного столика, полки на стене. Мебель также может быть переносной пластиковой или деревянной.

При эксплуатации домика под открытым небом необходимо, чтобы основание было сухим, поэтому конструкцию ставят на подиум или сухую траву

Фанера – часто используется в мебельной промышленности и для изготовления большого количества различных по размерам шкатулок и прочих очень красивых и функциональных поделок. Какие изделия из фанеры можно сделать своими руками? Читайте в специальной статье.

Внутри домика на пол можно постелить мягкий мат или матрас, на котором ребенку будет комфортно.

Видео — Вариант изготовления ростового детского домика из фанеры на придомовом участке

Два мастер-класса, как сделать домик для кукол своими руками

Девочки обожают играть в куклы, а чтобы игра была еще более интересной и реалистичной, для кукол необходим домик. В магазинах игрушек можно найти домики для Барби, но стоить они будут неоправданно дорого.

Оптимальным решением будет смастерить жилище для кукол самостоятельно из подручных материалов — например, из коробок или фанеры.

Домик из коробки вообще не требует материальных вложений, а вариант из фанерных листов тоже обойдется в минимальную сумму. Игрушечную мебель можно как купить, так и сделать самостоятельно из спичечных коробок и других подходящих материалов.

Чтобы кукольное жилище смотрелось реалистично, его можно оклеить настоящими обоями, использовать для пола линолеум, а для ковров — куски подходящей ткани.

Мастер-класс №1. Домик из картонной коробки

Домик, в котором поместится все кукольное семейство, можно сделать из картонной коробки, как предлагает автор Goobla с сайта yaplakal.com.

Подойдет любая большая коробка из-под бытовой техники: старого телевизора, пылесоса или микроволновки. Чем больше будет коробка, тем больше получится конструкция, поэтому рекомендуется выбирать максимально большую.

Материалы, которые понадобятся для работы:

  • большая картонная коробка;
  • клей;
  • канцелярский нож;
  • обрезки обоев;
  • цветная и белая бумага;
  • спичечные коробки;
  • пенопласт;
  • лоскуты ткани;
  • фольга.

Далее нужно действовать по инструкции:

1. Пустую коробку необходимо положить на бок пустой стороной к себе. Одна из боковых стенок станет потолком, нижняя — полом, а дно коробки — задней стеной в жилище. Одной стены не будет, так как неудобно будет играть.

2. Далее нужно вырезать окна в стенах, используя канцелярский нож. Предварительно необходимо наметить карандашом чертежи для окон. Чтобы они были одинакового размера и находились на одинаковом уровне, используйте линейку. Вырезайте произвольное количество окон, в зависимости от своих представлений о дизайне будущих комнат.

3. Окна необходимо оклеить белой бумагой, чтобы создалось впечатление подоконников и оконных проемов. «Застеклить» окна можно плотным полиэтиленом из файлов для документов.

4. Окна нужно оформить как снаружи, так и изнутри. Можно использовать белую бумагу.

5. Чтобы получилось две комнаты внизу, нужно сделать перегородку из куска картона. Приклеить ее можно с помощью плотной бумаги, которая заменит строительные уголки в бумажном домике. Также можно оформить потолок на втором этаже. Для этого используйте остатки реальных обоев.

6. Затем нужно прикрепить основу второго этажа. Чтобы она хорошо держалась, нужно использовать тот же принцип уголков. Стены в доме оклеиваются обыкновенными обоями.

7. Пол на втором этаже тоже можно оклеить, чтобы он выглядел органично и хорошо держался. Также нужно поставить стену на втором этаже, которая будет разделять две комнаты.

8. Снаружи конструкцию можно оклеить бумагой, чтобы домик выглядел красиво. Используйте обои, которые имитируют натуральную внешнюю отделку.

9. Если таких обоев нет, то можно вырезать «кирпичи» из цветной бумаги. Наклеив блоки на белый фон, вы получите кирпичную стену дома.

10. Не забывайте оклеить все наружные стены, чтобы они выглядели гармонично.

11. После того как «отделочные» работы подошли к концу, нужно оставить конструкцию на время, чтобы подсушить клей. Это займет пару часов или даже меньше.

12. Когда клей подсох, можно продолжать работу.

13. В домике должна быть крыша. Делаем ее из картона. Чтобы она хорошо приклеилась к основанию, нужно загнуть концы.

14. Крышу тоже нужно оклеить со всех сторон, чтобы она соответствовала домику. На чердаке можно сделать мансарду: прорезать окошко, приклеить балконные перила и добавить другие элементы по желанию.

15. Мебель тоже делается из картона, спичечных коробок и подручных материалов. Оклеить гарнитур можно цветной бумагой. Еду вылепить из пластилина.

16. Для ванной используйте пенопласт, из него хорошо получается сантехника.

17. Для зеркала в спальню и в ванную подойдет фольга, а для ковролина — кусок подходящей ткани.

18. Комод, кровать и стол делается из спичечных коробок, диван — из пенопласта.

19. Домик с балконом и мансардой готов! Пора заселять персонажей.

Наполнение домика

  1. Из обрезков тюля получатся отличные шторы, которые можно закрепить на карнизах из жесткой проволоки.
  2. В качестве ковра отлично смотрится круглый или квадратный кусок меховой ткани или любой другой плотной с узорами или однотонной.
  3. Диванные и спальные подушки можно набить синтепоном или ватой.
  4. Картины для декора ребенок может нарисовать самостоятельно. Затем аккуратно вырежьте и наклейте их на плотный картон, который будет имитировать рамку. По ширине и длине картон должен быть больше рисунка.
  5. Мягкую мебель можно набить самостоятельно синтепоном или ватой, каркас придется сделать из фанеры.

В качестве основы для кукольной мебели подойдут всевозможные материалы — от бумаги до обрезков фанеры. Наиболее реалистично смотрятся варианты из фанеры.

№2. Домик из фанеры

Настоящий особняк, где можно поселить всех кукол, является мечтой для многих детей, особенно для девочек.

Если вы умеете мастерить и у вас есть немного свободного времени, то можно построить реалистичное жилище для кукол из фанеры, как это сделал Шутник с сайта yaplakal.com. Автор уложился в одну неделю.

Для работы понадобятся такие материалы:

  • два 8-мм листа фанеры;
  • электролобзик;
  • мебельные гвоздики;
  • акриловый герметик;
  • термоклей;
  • куски линолеума и обоев;
  • акриловая краска.

Инструкция, как сделать домик для кукол своими руками из фанеры:

1. Разрабатывается схема постройки. За основу можно взять упрощенный план реального дома. Важно правильно рассчитать пропорции, чтобы не ошибиться в размерах.

2. Далее нужно сделать разметку на фанере и по ней вырезать составные части.

3. Конструкция собирается на мебельные гвоздики маленького диаметра. Для надежности можно промазать швы акриловым герметиком, этот прием добавит конструкции прочности.

4. По размерам домик получается довольно большим. Размеры: высота — 1000 мм; ширина — 1100 мм; глубина — 400 мм.

5. Далее конструкцию нужно оклеить подходящими обоями. Для внешней отделки подойдут обои, имитирующие кирпичную кладку. Внешний верх крыши можно оставить без изменений.

6. Внутри домик оклеивается остатками бумажных обоев, а потолок красится акриловой краской в тон.

7. На пол термоклеем клеится линолеум. Если у вас нет остатков линолеума, то подойдут плотные обои или ткань, подходящая для пола. Также можно организовать ковры вместо ковролина или линолеума.

8. Кукольную мебель можно приобрести в специальных отделах игрушек.

9. Освещение жилища с помощью светодиодной лампы:

10. В домике можно сделать комнаты по вкусу: например, ванную, гостиную, кухню, спальню и т.д. в зависимости от приобретенной мебели.

Читайте также:  Как научить ребенка плавать в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 лет

В домик с такими габаритами отлично поместятся куклы Барби и модели кукол поменьше.

Еще несколько идей и советов

  1. Этажей может быть любое количество — в зависимости от размеров жилища.
  2. В картонных домах можно сделать дверь, просто прорезав ее в стене.
  3. Большие дома можно сделать из нескольких картонных коробок, склеив их друг с другом боковыми стенками.
  4. В качестве основы для дома подойдет небольшой книжный стеллаж, например, из IKEA. В таком случае не придется ничего мастерить, нужно только прорезать несколько окон и поставить внутри несколько стенок.
  5. К основанию из фанеры или стеллажа можно прикрутить колесики — так его можно будет передвигать.

Большим преимуществом домиков для кукол является то, что их можно мастерить вместе с ребенком своими руками, если, конечно, будущее жилище для кукол не должно быть подарком.

Малыш может помогать оклеивать стены дома обоями, расставлять мебель, придумывать аксессуары. Это отличный способ еще больше сблизиться с ребенком, а также помочь ему проявить творческие способности и реализовать фантазии.

Кроме того, кукольный домик, который вы сделали для ребенка самостоятельно, дети полюбят гораздо больше, чем самый роскошный покупной вариант.

Вдохновите нас — поделитесь материалом с друзьями в соцсетях:

Интересная работа для всей семьи — кукольный домик своими руками

Мечта любой девочки – большой красивый кукольный домик, снабженный всеми предметами интерьера, очень дорогое удовольствие.

Приобрести его в магазине может далеко не каждый.

Однако можно сделать кукольный домик своими руками, а если привлечь к процессу дочку, то совместная работа принесет удовольствие всей семье.

Варианты жилья для кукол

Для того чтобы приступить к изготовлению, нужно сначала решить вопрос с размерами и материалом будущей конструкции. Затем составить проект дома, сделать чертежи для выпиливания или вырезания, продумать и подобрать материалы для отделки, рассмотреть варианты скрепления и установки всей конструкции. Важно, чтобы она была устойчивой и могла выдержать небольшие «потрясения».

Размер будет зависеть от высоты кукол, которые там будут «жить», а также от возможностей помещения. Ведь апартаменты на половину комнаты займут слишком много места, ограничив хозяйку.

В то же время очень маленькая конструкция будет более сложной в изготовлении и отделке, ведь работать с мелкими деталями непросто.

Для удобства использования высоту потолков устанавливают на уровне удвоенного роста куклы, тогда ее легко будет перемещать по комнатам и устанавливать внутри. Более высокие потолки только приветствуются, они сделают игру еще интереснее.

Глубину комнат определяют исходя из роста кукол и необходимости свободного места для предметов внутри домика. В среднем она составляет 30-45 сантиметров, однако может быть больше. Ширину рассчитывают исходя из количества комнат для кукол и объемов помещения.

Форма домика обычно напоминает прямоугольник, вытянутый в высоту или в ширину, все зависит от фантазии изготовителя. Для крупной конструкции можно использовать мебельные колесики, которые прикручиваются снизу и позволяют легко переместить жилье для кукол в любое место.

Создать проект можно на бумаге или, воспользовавшись современными технологиями, в программе на компьютере, которая сама подсчитает количество материалов, нужных для здания.

Пример стандартного проекта домика для куклы:

Во многом размер зависит от материала, поскольку не каждое сырье способно сохранять форму и выдерживать нагрузку. Попробуем рассмотреть домики из разных материалов.

Фанера или ламинат

Фанера – очень хороший выбор для изготовления кукольного домика. Она хорошо держит форму, достаточно прочна, легко скрепляется с помощью клея или саморезов. Работать с ней удобно при помощи стандартных инструментов, только после завершения работ желательно почистить ее шкуркой, чтобы сделать более гладкой.

Фанеру удобно декорировать бумагой или тканью, к тому же она долговечна. Схожими свойствами обладает ламинат, который тоже часто применяют для создания кукольной квартиры.

Пример схемы кукольного домика:

Для создания понадобятся:

  • ламинат или фанера, с толщиной не меньше 7 мм;
  • клей ПВА, его можно заменить столярным;
  • электролобзик;
  • остатки обоев, которые будут использоваться для декорирования стен, предметов мебели, а для пола можно воспользоваться самоклеящейся пленкой;
  • карандаш для нанесения пометок;
  • рулетка или сантиметр.

Процесс изготовления состоит из следующих этапов:

  1. Выпиливание стены конструкции из фанеры по размерам на чертеже.
  2. Выделение мест, где будут находиться окна, двери, выпиливание их.
  3. Сбор конструкции при помощи столярного клея или небольших гвоздиков.
  4. Сооружение крыши, ее оформление. Крышу домика можно покрыть гофрированным картоном и раскрасить, сымитировав, таким образом, черепицу.
  5. Крепление конструкции на основу – кусок фанеры, имеющий немного большие размеры. Это необходимо для придания конструкции большей устойчивости и возможности дополнительного декора. Например, на широкой поверхности перед домом можно организовать веранду или клумбы.
  6. Декорирование внутренней и внешней сторон стен, пола. Иногда удобнее бывает оклеить внутренние стены до сбора домика, тогда не будет видно стыков, но в таком случае важно не делать больших захлестов, нарушая пропорции конструкции.
  7. Расстановка мебели.
  8. Украшение интерьера мелкими деталями: шторами, ковриками, скатертями и прочим.

Пример пошагового сооружения домика на фото (инструкция для папы):

Макеты из гипсокартона

Гипсокартон тоже популярный материал из-за своей прочности и дешевизны, ведь часто он остается после ремонта в виде небольших кусков, которые некуда пристроить. Домик для Барби – идеальный вариант для этого. Однако его тяжелее скреплять, клей здесь подходит плохо, для него нужно будет выравнивать места разреза для сокращения расхода средства.

Более эффективными окажутся саморезы, закрученные в металлические уголки. Но их нужно будет взять небольших размеров или затем отпилить торчащие снаружи кончики.

Схема работы с гипсокартоном аналогична конструкции из фанеры, инструменты для нее необходимы те же. Поэтому можно воспользоваться схемой, приведенной выше.

Пенопласт

Этот материал тоже из разряда бюджетных, остающихся после покупки бытовой техники или других товаров. Его единственным недостатком является хрупкость, поэтому работать с пенопластом следует аккуратно.

Для работы понадобятся:

  • пенопласт, желательно большими листами;
  • зубочистки, бамбуковые палочки (остаются от наборов суши);
  • клеевой пистолет;
  • несколько деревянных линеек;
  • гофрированный картон;
  • остатки обоев;
  • губка из поролона;
  • остатки потолочных плинтусов;
  • аксессуары для создания интерьера.

Процесс изготовления представим по этапам:

  1. Разработка проекта, составление чертежа.
  2. Разрезание пенопласта согласно данным чертежа, лучше это делать горячим ножом, тогда пенопласт будет меньше крошиться.
  3. Вырезание будущих окон, дверных проемов.
  4. Сборка. Для этого понадобятся зубочистки, которые нужно сломать пополам, скрепить ими кусочки пенопласта, между ними нанести клей и прижать плотнее.
  5. Приклеивание потолка и пола происходит также с помощью клеевого пистолета, только для упрочнения конструкции их нужно укрепить. Для этого применяются бамбуковые палочки, которые приклеиваются к пенопласту в виде поперечных балок.
  6. Отдельно строится межэтажная лестница, ее изготавливают из деревянных линеек или того же пенопласта, а перила из зубочисток или бамбуковых палочек. После чего уже готовая вклеивается в конструкцию.
  7. Изготовление крыши, материалом для которой может послужить пенопласт или гофрированный картон.
  8. Отделка снаружи включает покраску всего здания акриловой краской, которую удобно наносить поролоновой губкой легкими касательными движениями. Снаружи может быть выполнен балкон, который собирается аналогично лестнице.
  9. Отделка изнутри, для нее применяются кусочки обоев и цветной бумаги, из потолочного плинтуса можно вырезать подоконники и другие детали интерьера. Занавески, ковры, небольшие украшения добавят конструкции уюта.
  10. Расстановка мебели, заселение.

Книжная полка или стеллаж

Совсем необязательно приобретать материалы для изготовления жилища для кукол, иногда достаточно использовать предметы интерьера, которые уже не в ходу. Так, старая книжная полка или тумба вполне может стать жильем для Монстер Хай или маленькой принцессы.

При этом объем работ потребуется минимальный: нужно будет только заделать заднюю стенку домика и обустроить внутреннее содержимое. Такие детали, как крыша и дымовая труба, для конструкции, стоящей у стены, вообще могут быть нарисованы или изображены клейкой лентой.

Старый шкафчик или комод

Пылящиеся на чердаке или в подвале старые тумбочки, комоды, шкафчики из дерева тоже могут быть использованы в деле. Они гораздо лучше подходят для больших кукол и требуют минимальной переработки.

Внутренние полки, ящики можно убрать, создав, таким образом, большие комнаты. Или, наоборот, добавить перегородки между высоким потолками под высоту используемых кукол. И конечно, отделка, которая придаст изделию законченный вид.

Картон

Популярность картона вполне объяснима, он недорогой, легко собирается, всегда доступен. Правда, такая конструкция недолговечна, поскольку картон ломается и рвется. Поэтому лучше использовать гофрированный картон, который используют для упаковки.

Домик из него собирается быстро и легко из подручных материалов:

  • самого гофрированного картона;
  • элементов отделки;
  • ткани и прочего.

Инструменты, которые понадобятся в работе:

  • чертежи, шаблоны деталей;
  • нож, кисточки, краски, карандаши, фломастеры;
  • клеевой пистолет;
  • линейка и другие.


Процесс сборки прост и аналогичен другим конструкциям, однако картон обладает некоторыми особенностями: он легко гнется, поэтому сминать его нужно аккуратно. Крепить лучше с помощью клея, при это края не обрезаются, а загибаются внутрь и выступают в качестве скрепляющего элемента.

Чтобы правильно согнуть картон на это месте нужно провести чем-нибудь заостренным, но не прорезающим, например, карандашом. Образуется канавка, по которой материал легко согнется.

Вырезать детали вроде окон лучше канцелярским ножом по намеченным линиям.

Коробки

Картонные коробки это самый простой способ собрать кукольный домик для девочки. Для этого потребуется сходить к черному выходу ближайшего магазина и набрать близкие по размеру коробки. Это позволит быстрее и проще собрать домик.

Затем и нужно скрепить между собой с помощью клея или двустороннего скотча. Вырезать окна и создать обстановку. Внешняя отделка тоже может выполняться из коробок, например, балкон или терраса.

Тканевые

Домик из ткани – удачный вариант для небольшого помещения, поскольку он может складываться и убираться на некоторое время. Для его изготовления потребуется плотная ткань с различными рисунками и умение шить.

Конструкция собирается из ткани по схеме. Каждый элемент шьется отдельно, затем выворачивается и скрепляется в единый дом. Для уплотнения стенок можно использовать картон или пластиковую сетку, которую помещают внутрь, они не дадут стенкам гнуться, сделают все изделие более прочным. Однако домик с картоном стирать нельзя.

Видео-урок по созданию дома из ткани и картона:

Как сделать лестницу для домика или замка?

Лестница в кукольном доме – один из сложнейших элементов, настоящая задача для папы. Проще всего сделать ее из картона или пенопласта. Первый можно просто согнуть в нужное положение,а затем укрепить промежуточными деталями с помощью того же пенопласта.

Деревянную лестницу можно сделать из двух линеек и нескольких брусочков. На линейках через равные промежутки нужно нанести небольшие надрезы, в которые под углом около 45 градусов вставляются ступеньки из небольших кусочков дерева, которые крепятся клеем в одну и сразу же во вторую линейку. Широкие линейки могут выполнять роль перил.

Пенопластовую лестницу можно вырезать из кусочка, если имеется достаточно большой брусок. Ее располагают под углом и горячим ножом пропиливают ступеньки. Настоящие мастера могут соорудить лестницу из деревянных брусков по специальным чертежам.

Примеры лестниц на фото:

Обустройство интерьера — игрушечная мебель и декор

Внутреннее обустройство — это настоящий праздник для девочки, поэтому стоит пригласить ее помочь в оформлении интерьера и изготовлении мебели. Последняя тоже может быть весьма разнообразной. Самый доступный вариант – картон.

Для отделки пойдет все, что имеется в доме:

  • остатки обоев;
  • кусочки тканей;
  • бусины;
  • искусственные цветы;
  • зубочистки;
  • картонные коробочки и прочее.

Все зависит только от фантазии изготовителя. Красивые шторы, покрывала, скатерти, даже картины на стены можно изготовить самостоятельно. Это не потребует много времени, но доставит удовольствие и поможет привлечь девочку к работе по дому и шитью.

Видео-урок по созданию мебели из фанеры:

Видео-урок по созданию мебели из пенопласта:

Освещение

Сделать освещение в домике кажется практически невозможным, ведь подключение к сети и наличие проводов далеко не безопасно. Особенно если жилище выполнено из дерева или картона. В случае замыкания возможен пожар.

Однако есть простое безопасное решение – маленькие светодиодные лампочки, работающие от батареек. Напряжение у них очень маленькое, а крепление простое – с помощью двухстороннего скотча.

Создание освещение в жилище для кукол:

Изготовление кукольного домика – увлекательный и долгий процесс, в котором должны участвовать не только родители, но и их дети. Сделать мелкие детали или подержать инструменты может даже маленький ребенок. При этом совместная работа объединяет, а полученные навыки усвоятся детьми гораздо быстрее и процесс будет интересным.

Кукольный домик своими руками

Также как мальчики мечтают о домике на дереве, также девочки мечтают о кукольном домике для своих любимых игрушек. Конечно, его можно купить, но хороший домик стоит совсем уж неприличных денег, а плохой ребенку не купишь. Другое дело — сделать его самостоятельно, но будьте готовы к тому, что уйдет много времени. Особенно если у вас не слишком много опыта. В среднем, чтобы сделать домик для кукол своими руками потребуется не менее недели.

Выбираем материал

Сделать домик для кукол своими руками можно из любого листового строительного материала. Толщина материала для домика высотой около метра (на два этажа) 9-15 мм, для одноэтажных можно и потоньше. Рассмотрим наиболее распространенные материалы, используемые строительства кукольного домика:

    Фанера. Отличный выбор, так как она прочна, хорошо держит форму, можно клеить, соединять при помощи гвоздей и саморезов. Режут фанеру пилой по металлу (с мелким зубом), лобзиком (ручным или электрическим). Торцы надо будет хорошо отшлифовать, чтобы не было возможности загнать занозу. По завершении работы можно покрыть лаком или морилкой, покрасить, оклеить обоями и т.д.

Домики для кукол делают чаще всего из фанеры

Кукольный домик из гипсокартона — один из возможных вариантов

ОСБ — тоже неплохой материал

Домик для Барби или других не очень больших кукол можно сделать из картона

Домик из ДСП может выдержать вес ребенка

Мебельный щит — экологичный и красивый материал

Читайте также:  Как приучить ребенка к горшку: все методы в 1,2,3 года по Комаровскому, за 7 дней по системе "Довольный малыш"

Есть еще такие варианты как ламинат, деревянная вагонка, тонкая струганная доска. Но с ними работают не так часто. В любом случае минимальная толщина материалов — 6-7 мм. Тогда домик для кукол будет надежным и выдержит даже вашего ребенка.

Особенности работы с фанерой

Чаще всего, при изготовлении кукольного домика используют фанеру. Как вы, наверное, знаете, она может быть разных марок. Делать кукольный домик своими руками лучше из мебельной шлифованной фанеры. Можно их хвойных пород, но желательно из березовой. Строительную лучше не брать, хоть стоит она в два раза дешевле.

Вообще, с фанерой работать несложно. Если есть электролобзик и шлифмашинки, распил и подготовка деталей займут пару часов. Единственная сложность, которая может возникнуть при изготовлении двухэтажного домика для кукол из фанеры — монтаж перекрытия второго этажа. Т-образное крепление фанеры не самая простая задача.

Надо придумать крепление перекрытий

Клей не слишком надежен, а попытаться установить в торец крепеж типа саморезов при толщине 6 мм сложно — материал может расщепиться, даже с предварительным засверливанием отверстий (самый тонкий саморез — 1,8 мм). Есть несколько вариантов:

  • сделать на гвоздях (не слишком надежно, разве что дополнительно промазать клеем);
  • установить внизу уголки (не очень красиво);
  • по периметру пустить штапик, который будет и поддерживать пол, и «работать» потолочным плинтусом (самый лучший вариант).

После выпиливания деталей, все стыки надо хорошо отшлифовать. Сначала берут наждачную бумагу по древесине со средним зерном, постепенно переходят на мелкую. Когда край станет гладким, можно начинать сборку.

Проект кукольного домика

Первое, с чего надо начинать строительство домика для кукол — создание проекта. Надо определиться с высотой и количеством этажей, шириной помещения, типом крыши, будет или нет подвальный этаж. Выбираете этажность по желанию. Это произвольно, но все другие параметры надо рассчитывать.

Размеры кукольного домика зависят от размеров кукольных жителей. Чтобы играть было удобно, высота потолков в помещениях должна быть не менее удвоенного роста куклы. Например, при высоте куклы 22 см, потолки в 40-45 см дадут достаточно пространства для их свободного перемещения, но если потолки будут еще выше, будет еще удобнее играть. Но еще надо учитывать и рост ребенка. Высота самого верхнего перекрытия должна быть чуть ниже уровня глаз. В таком случае и играть будет удобно, и домик для кукол будет «на вырост» — на пару лет по высоте его будет достаточно.

Глубина комнат для кукол также зависит от роста кукол, но еще и от наличия свободного места. В среднем глубину делают 30-45 см. Этого достаточно для размещения всей обстановки. Но может быть и глубже.

Вот примерно так же вам надо сделать перед тем, как начинать работу

Ширина кукольного домика зависит от количества комнат в нем. Тут определяетесь в зависимости от имеющегося свободного места. По форме обычно каркас кукольного домика выглядит как прямоугольник, но вот вытянут он в длину или в высоту — это каждый определяется сам. Если конструкция получается немаленькой, к днищу можно приделать мебельные колесики. Это очень удобно — игрушка получается мобильной.

Нарисовать сам проект можно в любой дизайнерской программе, но если вы ими не владеете, проще сделать это на бумаге. Зачем нужен проект кукольного домика? Чтобы рассчитать количество материалов, необходимых для его изготовления, а без размеров и количества простенков вы точно ошибетесь.

Особенности отделки

Отделка домика для кукол своими руками вызывает не меньше вопросов чем строительство. В принципе, можно использовать те же способ отделки, что и в квартирах или домах. Например, в комнатах для кукол стены можно отделать следующими способами:

  • Покрасить. Только краску надо брать специальную, которая разрешена для использования в детских и лечебных учреждениях. Это может быть состав любого типа, но лучший выбор, пожалуй — водоэмульсионная моющаяся краска. Она не слишком дорогая, не пахнет при покраске, может вытираться, легко колеруется в любой цвет.
  • Поклеить обои. Если у вас остались от ремонта однотонные обои, это неплохой вариант. А вот остатки с рисунком вряд ли подойдут, так как рисунок обычно слишком крупный для миниатюрных комнат. Для такого случая можно найти образец обоев в интернете и распечатать на цветном принтере. По той же технологии, кстати, можно и «линолеум» или «паркет» сделать — распечатать, наклеить, покрыть хотя-бы слоем ПВА. Для полной правдоподобности использовать лак или эпоксидную смолу.

Проще клеить обои до начала сборки

Если вы выбрали вариант «поклеить обои», проще сделать это до этапа сборки. Даже если этажей несколько, заготовки расчерчивают, клеят обои. Это намного проще, чем потом пытаться оклеить углы.

Наружная отделка мало чем отличается. Чаще всего используется покраска. Это оптимальный вариант с точки зрения практичности и трудозатрат. Если хотите, можно сделать что-то похожее на декоративную штукатурку. Ее можно имитировать при помощи серой туалетной бумаги. Только выбирать надо потолще. Ее рвут на кусочки, проклеивают разведенным водой ПВА (1 к 1), выкладывают на стены, формируя нужный рельеф. После высыхания можно красить, используя акриловые краски. Это техника декупажа и ее можно использовать с цветными или обычными салфетками.

Оформление окон и дверей

Вырезать окна в фанере, ОСП, да и в любом другом материале, не такая уж проблема. Для начала при помощи дрели и сверла делают отверстие, в которое можно пропустить полотно пилы. Далее — дело техники. Вырезанное отверстие шлифуют, доводя до гладкости, а потом надо сделать так, чтобы сделанные дырки были похожи на окна. Для этого нужны рамы, шторы. При желании можно сделать и стекло — из прозрачных пластиковых бутылок.

Очень многое зависит от деталей

Рамы с переплетами можно сделать из картона белого цвета. Наклеивают их после завершения «отделочных работ». Двери дети любят открывать/закрывать, так что лучше их делать из тонкой фанеры. Крепеж можно найти — есть рояльные петли или маленькие мебельные. Из проволоки и тонких трубочек можно сделать засовы.

Да будет свет!

Домик для кукол с освещением — это высший пилотаж. Причем нет необходимости городить систему из проводов, преобразователей, лампочек и прочей электрической «начинки». Есть очень простое и эффектное решение. В любом более-менее крупном магазине светотехники есть небольшие светодиодные лампы, работающие от батареек. Причем монтируются они на липучку. Каждая лампа оснащена собственным включателем, работает от напряжения в несколько вольт. В общем, очень неплохой выход.

Вот это — энергонезависимые светодиодные лампы

Если все-таки хотите сделать настоящий свет в кукольном домике, нужен преобразователь 220/12 В или аккумулятор с соответствующим напряжением. Еще нужны будут лампочки или светодиодная лента под соответствующий номинал, кучка проводов. В общем, этот путь намного сложнее и требует намного больше времени, но тоже возможный вариант.

Как сделать крышу

Если крыша планируется обычная — двухскатная, планировку чердачного пространства или мансардного этажа надо сделать так, чтобы в центре была перегородка, которая будет поддерживать крышу в месте соединения двух половинок крыши. Это самый простой способ. Есть и более сложные.

Крышу на кукольном домике можно сделать по-разному можно сделать по-разному

Если нужна крыша сложной формы, из фанеры выпиливаем несколько стропил, которые будут задавать форму. Их крепим к стенам, обшиваем каким-либо гибким материалом. Это может быть картон, ДВП. Торцы стропил промазывают клеем (лучше — столярным), после чего укладывают материал. Если изгиб слишком крутой, может понадобиться дополнительный крепеж. Обычно используют тоненькие маленькие гвоздики по типу сапожных.

Фото-варианты разных кукольных домов

Построить домик для кукол — творческий процесс. Его можно сделать таким, каким вы мечтаете видеть свой дом, воссоздать дом из сказки или фантазий. И тут нет никаких ограничений. Все что вы хотите и как хотите.

Можно сделать из досок, а заднюю стенку из ДВП

Двухэтажный кукольный дом с гаражом и трассой над ним

Примерно так делаем двускатную крышу

Домик для кукол в современном стиле

Одноэтажный дом — тоже не так уж и плохо. Зато его можно поставить на стол и играть сидя

Высота потолков в комнате для кукол должно быть раза в два выше кукол

Для кукол можно сделать даже замок

Домик для кукол должен быть чуть выше вашего ребенка

Можно сделать очень похоже на настоящий дом

Можно сделать любой дом

Способы декорирования самые разные

Так делать ставни

Из окрашенных кусочков картона делаем черепицу

Эстетическое воспитание детей

Нестерова И.А. Эстетическое воспитание детей // Энциклопедия Нестеровых

В настоящее время в России остро стоит проблема эстетического воспитания детей. Именно эстетическое развитие является важнейшей стороной воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.

  1. Понятие эстетического воспитания
  2. Методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Понятие эстетического воспитания

Базовые основы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых еще в дошкольном возрасте. Осознание ценности и красоты окружающего мира позволяет ребенку развивать кругозор и стимулировать развитие познавательных потребностей.

В современной науке широко используется следующая трактовка эстетического воспитания: Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. Однако, это далеко не единственный подход к трактовке понимания эстетического воспитания в рамках психолого-педагогической науки.

Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. В процессе всестороннего эстетического развития личности достигается гармония между личным и общественным, коллективным и индивидуальным.ие является очень важным аспектом в психолого-педагогической науке.

Эстетическое воспитание является очень важным аспектом в психолого-педагогической науке. Многие ученые обращали внимание на роль эстетического воспитания.

Понятие эстетического воспитания и его особенности интересовали отечественных педагогов достаточно давно. Так Э. В. Ильенков говорил об эстетическом воспитании как развивающем способность воображения и, в конечном итоге, чувство красоты, без которого невозможно представить себе человеческую жизнедеятельность [2].

Особый интерес представляет мнение Б. Т. Лихачева [3]. Он утверждал, что эстетическое воспитание содержит систему столпов, без которых эстетическое сознание ребенка не развивается в полной мере.

А. Ф. Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных человеком и природой. Он считал, что эстетика изучает не только прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т. д., поэтому она является наукой о выражении вообще. Исходя из этого эстетику можно определить как науку о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира [4].

Часто можно столкнуться с тем, что “эстетическое” в контексте педагогики творчества понимается как имеющее отношение только к теории искусства, как некая обслуживающая отрасль. В. Т. Кудрявцев критикует современное эстетическое воспитание и “обслуживающие ее психолого-педагогические теории”. Он считает, что современные теории эстетического воспитания утратили философскую глубину [6].

Значимость искусства как воспитательного элемента состоит в том, что оно учит не простому потреблению, а декодированию смыслов, заложенных в произведении искусства. Подобного рода эстетическое воспитание целиком зависит от таланта педагога, способного учить ребенка раскрывать глубинный смысл, замысел автора, природу явлений, их взаимосвязь в искусстве и реальной жизни, т. е. учить его мыслить, рассуждать, анализировать, а не сводить обучение только к механицизму, к муштре. Опираясь на это можно утверждать, что становится понятным, то что имел в виду Б. С. Братусь, говоря о личности и эстетическом воспитани. Согласно его восприятию эстетическое воспитание позволит личности, “без долгой рефлексии” отделять истинную красоту от безвкусицы, понимать произведения искусства и таким образом быть сопричастным тому великому наследию человечества, которое мы с гордостью называем культурой [1].

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей [1].

У эстетического воспитания можно выделить две цели:

  1. Ближайшая цель эстетического воспитания.
  2. Конечная цель эстетического воспитания.

Если рассматривать каждую из заявленных выше целей подробно, то ближайшая цель эстетического воспитания – это формировании правильного эстетического отношения к тем или иным явлениям деятельности, такое воспитание эстетических чувств, понятий, суждений, взглядов, которое оказывает влияние на культуру поведения человека, будь то ребенок или взрослый.

Конечная цель эстетического воспитания намного шире, чем ближайшая.

Конечная цель эстетического воспитания – воспитание человека с развитым кругозором и чувством прекрасного.

Эстетическое воспитание помимо целей обременено и системой сложных задач, от решения когорых зависит дальнейшее развитие личности.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность[5].

Таким образом, задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.

Итак, под эстетическим воспитанием подразумевается целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Действующий ФГОС уделяет много внимания эстетическому воспитанию и приобщению детей к миру искусства. Именно пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности: природе, живописи, декоративно-прикладному искусству, музыке, начинается уже со второй младшей группы.

Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта, привлекая его к анализу через непосредственное включение в совместную деятельность.

В современной педагогической науке существует четкое разделение способов и методов эстетического воспитания.

Средства эстетического воспитания – это отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности.

Средства и методы эстетического воспитания представлены в таблице ниже.

Средства и методы эстетического воспитания

Средства эстетического воспитания

Методы эстетического воспитания

Взаимодействие с живой природой

Драматургия, театр, балет

Метод проблемных ситуаций

Метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания)

Метод использования игровых технологий

Методы эстетического воспитания реализуются при помощи средств эстетического воспитания, что и является фактом связывающим два этих понятия..

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно.

Метод убеждения в рамках эстетического воспитания считается методом, объединяющим в себе наглядное приобщение, словесный метод. Это обусловлено тем фактом, что любое наблюдение ребенка в обязательном порядке сопровождается комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка.

Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Так рекомендуется использовать художественные средства и учить ребенка создавать художественные изображения или произведения, что позволит раскрыть склонности ребенка и его таланты.

Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов.

Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.

Отдельно нужно остановиться на проблемном методе эстетического воспитания ребенка в дошкольном возрасте. Если обратить к понятию проблемный метод, то становиться очевидным, что оно не отделимо от проблемного обучения, под которым подразумевается процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия воспитателя и воспитуемых, учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной познавательной деятельностью детей направленной на усвоение новой информации.

Метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире используется на любом этапе воспитательной деятельности. Чем раньше воспитатель покажет ребенку как и чему сопереживать, тем быстрее ребенок сможет самостоятельно отличать что красиво, а что бездарно, что уродливо, а что бессмысленно и т.д.

  1. Зинченко В.П. Психологические аспекты влияния искусства на человека // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 3–21.
  2. Ильенков Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Развивающее образование. – 2006. – №1. – С.10–13.
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Прометей, 2009 – С.66
  4. Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания. Публикация и комментарии А.А. Тахо-Годи. // Вестник русского христианского движения. 1993. № 167. С. 63–87.
  5. Тропинки / Под ред. В.Т. Кудрявцева – М.: Вентана-Граф, 2014
  6. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /. Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой – М.: Академия, 2012 – С.33

Эстетическое воспитание детей: задачи, цели и методы

эстетический воспитание дошкольник личность

Полное и гармоничное физическое и интеллектуальное развитие, иерархия ценностей, моральная оценка действительности и активная жизненная позиция определяют полноценно развитую личность, нравственная составляющая которой, в первую очередь, зависит от эстетической воспитанности. Воспитатель детского сада должен помочь ребенку пройти путь от умения воспринимать красоту и откликаться эмоционально на объект эстетических чувств к пониманию, становлению эстетических понятий, суждений, представлений, оценок, к созданию шкалы ценностных отношений. Эстетическое воспитание – это тщательная работа воспитателя, которая должна проводиться ненавязчиво и систематически, учить ребенка воспринимать эстетически, переживать, менять мир вокруг себя, учить создавать общую систему эстетических эталонов и переживания, что должны стать фундаментом эстетической культуры, которая жизненно необходима для гармоничного развития личности дошкольника, как и все другие характеристики личности.

Цель эстетического воспитания заключается в развитии у детей умения видеть красоту окружающей жизни и создавать, преобразовывать ее. Исходя из цели, задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы.

Развитие эстетического восприятия, художественных и эстетических способностей, деятельности основывается на развитие в необходимое время сенсорных систем, работу разнообразных анализаторов, которые могут обеспечить нужную точность и тонкость дифференциации.

При осуществлении задач эстетического воспитания у детей формируются такие качества личности, как инициативность, прогнозирование результатов, стремление к ним, способность мечтать. Именно поэтому первая группа задач ориентирована на становление эстетического отношения дошкольников к окружающей действительности. В эту группу входят задачи, которые способствуют развитию эстетического сознания и восприятия детей дошкольников. Можно выделить следующие задачи:

– формирование и развитие чувственного восприятия;

– развитие способности видеть, понимать и чувствовать эстетическую красоту природы, действий людей, искусства;

– знакомство с системой эталонных качеств и признаков личности, с поэтапным вхождением этих наименований в активный словарь дошкольников;

– предоставление дошкольникам знаний о прекрасном;

– становление эстетических знаний и суждений, представлений и понятий, которые в свою очередь определяют эстетические вкусы и оценки, потребности и интересы;

– формирование и развитие эстетических эмоций и чувств дошкольников: умение эмоционально откликаться на красивое и некрасивое, смешное и грустное и т.д.;

– развитие художественного вкуса, желания и потребности в изучении прекрасного.

Определенные задачи предусматривают решение их соответствующими средствами и методами. Как считал А.С. Макаренко, методы – это инструмент прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников. Для задач первой группы целесообразным будет использование таких методов, как наблюдение, показ, пример взрослого, анализ.

Метод показа актуален при первой встрече и знакомством с предметом эстетической реальности. Воспитатель должен продумать объект показа и построить занятие таком образом, чтобы внимание детей было обращено на то, что они видят или слушают. Во время реализации данной группы методов воспитателю необходимо уметь выразить свое чувство, отношение, уметь выразить чувства различными способами, а именно выразительностью при чтении поэтического произведения, неподдельным восторгом от красивой вещи, искренним расстройством от небрежности в одежде. Умение взрослого ярко проявить свои чувства и эмоции является активным методом воздействия на дошкольника, потому как основывается на подражательности детства.

Таким образом, первая группа задач эстетического воспитания является “репродуктивной”, так как эти задачи нацелены на развитие умений оценивать и воспринимать окружающий мир и соотносить его с эстетическими эталонами.

Вторая группа задач эстетического воспитания нацелена на приобщение дошкольников к активной эстетической и художественной деятельности, становление художественных навыков в сфере разных искусств. К этой группе относится обучение дошкольников изобразительному искусству, конструированию, лепке, пению и танцам, развитие стихотворного творчества у детей. Среди задач настоящей группы можно выделить следующие:

– формирование и развитие умения понимать и применять различные средства выразительности разных видов искусства;

– воспитание у детей желания, умения и навыков привносить прекрасное в домашний обиход, природу, свой личный образ и в отношения с близкими и друзьями.

Для решения подобных задач необходимы практические методы: объяснение, упражнение, показ. Принцип выбора того или иного метода основывается на инициативе: воспитатель должен подобрать такие приемы и методы, которые стимулировали бы у дошкольников желание производить прекрасное самостоятельно, принимать участие в разных видах художественной деятельности. Любое проявление детьми творчества безусловно должно соприкасаться с привитием навыка художественной выразительности. Если дошкольник не овладеет навыками рисования, то он не будет способен выражать в эстетических образах свои чувства, использовать в полной мере свой творческий потенциал, а отсюда, он будет лишен возможности расти эстетически и самовыражаться. Поэтому и необходимы методы прямого обучения: описание, обследование предметов, упражнение, показ. В данном случае эстетическое развитие и творчество тесно связаны друг с другом: обучение служит фактором стимулирования творчества, а творческие задания делают обучение развивающим.

Третья группа задач, приемов и методов, нацелена на развитие художественных и эстетических умений, творческих способностей и навыков, способов самостоятельной действительности дошкольников. Данные методы подразумевают обязательность применения проблемных и поисковых ситуаций, индивидуального подхода к личности каждого ребенка с учетом его личных возможностей. Эти методы носят название проблемно-поисковых, так как воспитатель стимулирует детей к самостоятельному нахождению способов решения задачи или замысла. Точные приемы, которые могут связываться с воспроизведением или восприятием, с творчеством или исполнительством, будут отличаться друг от друга. В случае первом приемы и методы должны побуждать дошкольников к самостоятельному высказыванию относительно выразительных средств, характера и содержания определенного художественного произведения, к адекватной оценке собственных работ и работ других детей, к сопоставлению и сравнению. Во втором случае детям приходится выполнять задание в гораздо сложных условиях. К примеру, детям неизвестен способ изображения предмета, а они должны дойти, додумать, определить этот способ и составить план действия и рассказать об этапах. Благодаря этому, дошкольник находит решение, пробует, ищет, учится думать. Все творческие старания дошкольника направлены на нахождение новых вариантов, средств, художественной действительности.

Методы, используемые на учебных занятиях, направлены на управление деятельностью дошкольников. Творческая самостоятельная деятельность дошкольников реализуется на утренниках, праздниках, прогулках, экскурсиях, в разнообразных играх, на вечерах развлечений. В таком случае методы воздействия обладают всего лишь косвенным значением. Воспитатель должен создать условия для непринужденного и свободного проявления интересов и художественных склонностей, потребностей детей. Организация подобной самостоятельной деятельности подразумевает личностно-ориентированный подход, воспитатель же может понаблюдать за детьми, изучить и проанализировать их личностные особенности.

Рассмотренные задачи и их группы могут дать хороший результат только при их тесном взаимодействии в процессе осуществления эстетического воспитания. Также следует помнить, что названные задачи должны решаться при учете достижений современной педагогики и общедидактических принципов.

Задачи и содержание эстетического воспитания

Под эстетическим воспитанием понимается – организация жизни и деят-ти детей, способствующая развитию эстетич-их чувств р-ка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группазадач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

На практике эстетическое восп-ие осуществляется посредством обуч-ия детей танцевальным движениям, прослушивания муз-ых произведений, стихов, обучения лепке, рисованию, аппликации, изготовлению поделок.

34.Условия и средства эстетического воспитания дошкольников.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия и средства:

1.Эстетика быта – включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации.Эстетика быта – это и внешний вид человека.

2.Природа. Именно в ней можно увидеть гармонию-основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании.

3.Условием и средством эстетического воспитания являетсяискусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.

4.Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельностьдошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

Все названные выше средства эстетического воспитания быт, природа, искусство, деятельностьэффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

35.Методы эстетического воспитания дошкольников.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответ­ствуют свои методы.

Как уже говорилось выше, первая группа задач направ­лена на приобщение детей к искусству, на развитие у до­школьников эстетического вкуса, понимание прекрасного.

Ведущими методами для решения этих задач являются по­каз, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве в предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточе­но на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое от­ношение, владел способами выражения чувств.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Под­робно эти методы рассматриваются в методиках изобрази­тельной деятельности и музыкального воспитания.

Здесь общий принцип отбора методов – на­ходить такие методы и приемы, которые бы поддержива­ли у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, укра­шать), участвовать в художественной деятельности разных видов.

Ссылка на основную публикацию