Как привить ребёнку любовь к чтению и какие первые книги дать ребёнку для самостоятельного чтения.

Любовь к чтению — советы и способы как привить привычку читать и для чего это нужно (видео + фото)

Каждый из родителей, мама или папа, мечтают видеть детей здоровыми и счастливыми. В глобальном видении следующие поколения должны быть более успешными и образованными.

Однако, чтобы этого добиться необходимо развивать не только физические и творческие способности, но и прививать детям эстетические и культурные ценности. Лучше всего в этом поможет любовь к чтению книг, привитая детям с младшего возраста.

Почему необходима любовь к чтению?

Успешность ребенка в будущем зависит от желания к получению новых знаний. На формирование личностных качеств и приобретение определенных умений ребенком влияют многие виды деятельности.

Спорт поддерживает здоровье детей и тренирует выносливость, интеллектуальные игры способствуют развитию логического мышления, чтение книг прививает нравственные качества, вырабатывает собственное мировоззрение, помогает формированию убеждений и ценностей.

Книги в жизни каждого человека играют огромную познавательную роль. Они расширяют кругозор, развивают эстетические качества и логику, формируют собственный вкус и образное мышление, увеличивают словарный запас, тренируют память и учат грамотно выражать свои мысли.

Факторы, вдохновляющие ребенка на чтение

Чтобы вдохновить ребенка и воспитать любовь к чтению книг, нужно учесть некоторые факторы:

Не заставляйте читать. Ребенок должен захотеть читать сам. Если родители будут настаивать и давить на ребенка, то это скажется только негативно.

Помочь привлечь малыша к чтению можно на личном примере. Прочитайте книгу сначала сами, возможно он захочет сделать это самостоятельно. Кроме того разрешите ребенку самому выбрать книгу, даже если это будет комикс.

Читайте малышу с самого рождения. Хотя он не понимает значений многих слов, но интонация и настроение вселяют в малыша чувство защищенности и поддержки любимого человека. Словарный запас малыша начинается формироваться в 10 месяцев, поэтому читать в этот период особенно полезно.

Однако, не стоит слишком нагружать ребенка чтением, достаточно не более 5 мин за один сеанс, так как внимание ребенка слишком краткосрочно. К трем годам усидчивость и внимание увеличится до 20 мин. Запаситесь терпением и ждите.

Сделайте процесс интересным. Отправляйтесь за покупкой книг или читайте в игровой форме. Пусть ребенок сам сделает выбор книги и несет её в корзинке к кассе. Попробуйте вместе почитать по ролям, чтобы ребенку было комфортно.

Не торопите события. Пусть ребенок постепенно познакомится с книгой. Вначале рассмотрит картинки, затем попросит вас немного прочитать. Сделайте такое занятие постоянным. Обязательно читайте сами, чтобы ребенок видел это и брал с вас пример.

Вместе учите стихотворения. В первые восемь лет ребенок впитывает новую информацию, как губка, поэтому многие дети мгновенно запоминают стихи. В школе это свойство теряет свою скорость.

По статистике читающих детей в возрасте до 15 лет всего 28%, так как из-за школьной нагрузки читать практически некогда. Но это не означает, что чтение необходимо забросить совсем. Читать нужно хотя бы по полчаса в день.

Прививаем любовь к чтению детям от 7 до 12 лет

Вот уже не первое поколение родителей продолжает упорно жаловаться на то, что современные дети в большинстве своем равнодушны к книгам. Объясняли такую ​​потерю интереса к книге сначала свободным доступом к телевидению, а затем активным распространением компьютерных игр и социальных сетей. И правда, когда почти у каждого ребенка личный смартфон, планшет или ноутбук, заинтересовать его бумажной книгой не так просто. К тому же не все родители готовы вкладывать время и силы в то, чтобы ребенок полюбил читать, а некоторые стараеются не мотивировать, а заставить читать.

В результате любого из этих подходов теряет именно ребенок: в первом случае он не проходит один из важнейших этапов на пути развития, а во втором из-за принуждения может выработаться стойкая неприязнь к печатному слову. Привить школьнику любовь к чтению можно и другими способами, которые действительно работают.

С 7 до 12 лет – это период, когда у ребенка закладывается мотивация к обучению. Соответственно, это время является оптимальным для формирования привычек и навыков, включая любовь к чтению. Также установлено, что если до 9 лет ребенок до книг не привязалась, то шансы на развитие такой полезной привычки значительно уменьшаются.

Развитие детей от 7 до 12: отличительные особенности

Уделяя время воспитанию и развитию ребенка, родителям не стоит забывать о том, что любые навыки или правила поведения необходимо закладывать в определенном возрасте. Следовательно, не стоит ни забегать вперед, пытаясь научить пятилетнего ребенка азам алгебры, ни сажать за сборники детских сказок мятежного подростка. В частности, для детей в возрасте от 7 до 12 лет можно определить следующие характерные особенности:

  • Любознательность и абсолютно искренний интерес ко всем процессам, происходящим в окружающем мире.
  • Переживания этапа быстрого роста ребенка, причем это касается не только физиологических изменений, но и повышенной активности, подвижности, поиска приключений.
  • Способность сконцентрировать внимание на одном предмете, при этом ребенок еще не может выбирать параллельно несколько тем или вещей, переключаясь между ними.
  • Негативная реакция на попытки старшего поколения заставить что-либо делать вопреки желанию.

Для ребенка 7-й год жизни – переломный момент, когда приходится полностью перестраивать сложившийся образ жизни и менять обстановку, знакомиться и коммуницировать с новыми людьми, усваивать большое количество информации. Соответственно, родители должны идти навстречу первокласснику и помочь ему совместить школьную программу и жизнь с домашним воспитанием.

Практические советы для родителей: учим ребенка любить читать

  • Положительный пример родителей важен. Семейная библиотека на то и семейная, что там должны быть не только книги для детей, но и для взрослых. Если родители пытаются уговорить ребенка читать, но при этом сами предпочитают окунуться в очередной телесериал, то вряд ли они достигнут положительного результата.
  • Создайте уютную зону для чтения. Это может быть как широкий подоконник с мягкими подушками, так и удобное кресло, застеленное пледом. Главное, не забывать о правильном освещении.
  • Формируйте свою библиотеку. Имеет значение не только то, что вы читаете, но и то, как выглядит книга. Для детей оптимальными будут издание с качественной бумаги, твердым переплетом, яркими красочными иллюстрациями.
  • Чтение вслух – отличный способ провести время вместе с ребенком. Вы можете читать ему любимые сказки или интересные рассказы, не забывая при этом правильно расставлять смысловые акценты, делать паузы и обсуждать прочитанное, поочередно высказывая свою точку зрения.
  • Не забывайте о интриге. Хороший способ мотивировать к самостоятельному чтению – прерваться на наиболее интересном месте, например, сославшись на важные дела. С большой долей вероятности со слушателя ребенок превратится в читателя именно благодаря своей заинтересованности.
  • Тщательно подходите к выбору книг для прочтения, ориентируясь не столько на свои детские впечатления или обязательную школьную программу, сколько на захват самого ребенка.Пусть он сначала полюбит читать интересные произведения, например, детские детективы или рассказы в стиле фэнтези, а потом уже переключится на не такую ​​простую для восприятия классическую литературу.

Читать и понимать – две стороны одной медали

Развитие навыков чтения сначала содержит 2 этапа. На первом – техническом – ребенок учится складывать буквы в слова, а слова в предложения, а уже на втором – содержательном – начинает воспринимать и понимать содержание прочитанного текста. Техническому чтению можно научиться быстро, это несложно, к концу первого класса дети обычно способны справиться с небольшим рассказом или повестью. Но для полноценного гармоничного развития навыков чтения обязательны оба этапа, причем важно не только понимать, что ты читаешь, но и делать на основе прочитанного собственные выводы.

На сегодня разработаны различные методы, позволяющие развивать ускоренный вид чтения – например, школьника можно мотивировать и поощрять любимыми сладостями или оставлять письменные послания, хотя это и не всегда дает желаемый эффект. Также можно отправить ребенка на курс «Либерика» в один из специализированных центров, где занятия по особым методикам позволяют не только увеличить скорость чтения, но и способствуют улучшению памяти, расширению кругозора и сознания. Это отличный вариант для тех родителей, которые хотят научить своих детей не просто читать, а любить читать – с пользой и интересом.

Как привить ребёнку любовь к чтению и какие первые книги дать ребёнку для самостоятельного чтения.

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу — какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.


Автор фото: Кристина Ковтун, — источник

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, — источник

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,— источник.

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» — читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» — история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, — Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала — даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» — если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, — источник.

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели — так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, — источник

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.

7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, — источник.

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! — Источник.

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор — «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.

10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди — по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.

Читайте также:  Игры с грудным ребенком на руках у матери


И обязательно читайте деткам перед сном, — источник

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах — совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

Как привить ребёнку любовь к чтению: 4 метода

Экология потребления. Дети: О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен.

О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен.

В чтении существует два этапа:

1) этап технического чтения, так называемый “голый” навык,

2) этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста.

Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Готовых рецептов научить ребенка или взрослого любить чтение нет. Так что для начала я перечислю лишь то, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое — то есть сам еще читать не хочет и по настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать — ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.

Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

Берите для первого чтения только подходящие книжки — яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах — их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения.

Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе — строчку ты, две строчки я. И так далее.

Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится.

Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется.

На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются.

С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.

Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента.

Чтение — радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (Священную книгу).

Метод неграмотной татарской женщины

Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был очень одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски (а насчет читать я просто и не знаю). Знаю только, что ей на центральном телеграфе лишь доверяли перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей более высокой квалификации, чем была у нее.

Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики.

У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами.

Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка — баба Катя. И мальчик — Диан, решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать и, естественно, плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика, — ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись как следует, тогда и хвались.

Что тут стало с матерью! Зачем ты обижаешь моего ребенка — бросилась защищать сына неграмотная мать. Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!). И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием. — Я ее выгнала — рассказывала она — и сказала этой бабе Кате — не умеешь с ребенком – не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне.

Дальше — больше. Мать зарабатывает очень мало и, естественно, “сидят” чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей — когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. Тогда — объясняла она сыну — ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери, — ты чего мама, плачешь?

— Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь.

— Да, мама. Я буду ученым.

И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне.

Советы библиотекаря (Людмила Лукзен)

Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на помощь детских библиотек. Ведь все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен научиться писать и читать.

И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе — лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это — не прерогатива школы, а абсолютно “семейное” дело. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные “почему?”. Только родители проводят со своим ребенком дождливое утро в библиотеке, вместе с ним рассматривая и выбирая книги.

“Я хочу мороженое (шоколадку, игрушку т.д.)”, — говорит ваш ребенок именно ВАМ, когда вы идете с ним за покупками. То есть именно к родителям, как самым близким и авторитетным (пока еще) для них людям, обращаются малыши за советом, помощью, с просьбой. Поэтому ранний возраст — самое благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.

Как это сделать? Вот несколько полезных и интересных идей.

Для начала — ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.

Когда читать?

— как только ребенок родится;

— выделять несколько минут, но каждый день;

— выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;

— приучать ребенка “ждать” время для чтения;

— читать в любом месте;

— утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.

Как читать?

— выбирать удобное и уютное место;

— читать малышу наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства;

— находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;

— рассматривать книжки и картинки;

— читать с “выражением”;

— давать возможность ребенку самому “выбрать” книгу;

— перечитывать любимые книги.

А теперь более подробно по некоторым наиболее важным советам от библиотекарей и психологов о том, как привить ребенку любовь к чтению.

1. Разговаривайте, пойте и играйте с ребенком

Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете.

Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам) он еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр.

Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете каждый день вместе. Комментируйте свои действия: “моем ручки”, “садимся на стул”, описывайте то, что видите — так вы готовите внимательного слушателя.

2. Выделяйте время для чтения каждый день

Начинать читать надо с первых месяцев жизни. Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит.

Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться — перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.

Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели. Все время обращайтесь к книге и чтению.

Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.

3. Выбирайте книги вместе с ребенком

Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно в библиотеке есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того, профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим.

Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома — это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе.

Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. “Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому”. Так появляется стимул к чтению.

4. Окружите ребенка материалами для чтения

Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно должны быть и свои собственные. Какие? Прежде всего, те, в которых он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много, и они для сугубо индивидуального пользования.

Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку с рисунками, фотографиями и другими интересными вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке.

Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его “собственных” книг всем членам семьи.

5. М едленно и с удовольствием

Не так важно, Что вы читаете, но Как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, получая удовольствие от чтения сами. Будьте актерами (вспомните о нереализованных мечтах стать “Звездой экрана”!). Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравится! Читайте, перебивая чтение разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст малышу время вдуматься в то, что он слышит, “переварить” прочитанное, понять события и характеры героев.

Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного.

Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием!

Помните, чтение книг — это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.

6. Читайте снова и снова

Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое, часто отвечают отказом.

Читайте также:  Когда отдать ребенка в школу: во сколько лет дети готовы к школе с 6 или 7 лет

Что делать в таком случае? Посмотрите в заголовок этого совета! Да-да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги.

Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать “Машеньку и медведя”? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку “читает”.

Припоминаю, как моя старшая дочь (учившаяся позже в физико-математическом классе) доставала всех книгой “Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика”, а младшая – “Золушкой”. Причем, реакция на пропущенный (в целях экономии времени) отрывок, была мгновенной.

Так что, если книга вызывает удовольствие ребенка, и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.

7. Читайте везде и всегда

Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, бутылочками и сосками обязательно лежит книга.

Когда ваш ребенок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок.

8. Не заставляйте ребенка читать

Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет — оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки — путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания — воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.

9. Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении

Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.

Когда ваш ребенок научится читать сам, просите его почитать вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста, не исправляйте его. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Чтение детям до 3 лет: польза чтения, что и как правильно читать ребенку?

А вы задумывались когда-нибудь серьезно о том, чем полезно чтение детям, зачем вообще нужно читать ребёнку младшего возраста? Известно, что чтение книг способствует интеллектуальному развитию, пополнению словарного запаса. Но, скорей, подумаете вы, что это касается детей школьного возраста и взрослых.

Так зачем читать малышу, который даже ещё не понимает слов? Или который ещё не умеет говорить? В этой статье мы поговорим о пользе и особенностях чтения детям, что и как правильно читать ребенку с самого рождения и до трёх лет.

Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей

Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Ребёнок учится разглядывать, замечать детали и слушать. У малыша расширяется кругозор, появляется понимание предметов и действий. Чтение — это спокойный и полезный досуг, который отлично подготавливает маленького непоседу ко сну.

Кроме этого, существует ещё как минимум 10 причин, зачем нужно читать ребёнку:

  1. Чтение детям благотворно влияет на развитие творческих способностей. Благодаря такому занятию развивается фантазия и воображение у малыша. Во время данного процесса ребёнка представляет персонажей и события по-своему. В мультиках и фильмах уже есть готовая картинка и образ, поэтому здесь уже фантазировать не приходится.
  1. Читая малышу, не остаётся в стороне и нравственное воспитание. Малыш примеряет на себя образ героя, переживает вместе с ним, учится отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Иногда у ребёнка даже могут возникнуть противоречивые эмоции, и он может попросить родителей перечитывать один и тот же рассказ, пока у него не сформируется собственная точка зрения. Такую работу души ничто не заменит.
  1. Малыши, которым родители часто читали книги, в будущем быстрее способны обучаться самостоятельно чтению, а успехи в школе становятся значительно выше.
  1. Чтение способствует развитию речи, пополняет словарный запас и расширяет кругозор.
  1. Читать детям -значит учить их анализировать, размышлять. Чтение помогает развивать логическое мышление, учит понимать причинно-следственную связь.
  1. Чтение-это отличный способ улучшить взаимоотношения с ребёнком. А проводя таким образом с ребёнком досуг, тёплые воспоминания останутся на всю жизнь.
  1. Ещё один важный плюс в чтении ребёнку-это развитие интеллекта и грамотности. Малыш уже с раннего возраста слышит правильную речь, обороты, учится мыслить и выражать свои мысли правильно.
  1. Чтение книг отлично тренирует память, что значительно поможет в усвоении школьной программе, а затем и в ВУЗе.
  1. Если читать ребёнку на ночь добрую сказку, он быстрее засыпает, а сон становится более крепким и здоровым.
  1. Дети, которым родители привили любовь к чтению, всегда найдут для себя полезное и увлекательное занятие. Для них лучшим досугом станет прочтение книги, чем, например, бесполезная трата времени в интернете.

Начинайте читать ребёнку как можно раньше, ведь чтение отлично развивает творческие способности у детей

Что читать детям?

Совсем маленьким крохам книгу подобрать намного проще. Это могут быть простые стишки, потешки, песенки. Можно приобрести любое печатное издание с простыми, добрыми, яркими и большими картинками. Листая страницы, нужно только рассказывать, кто или что изображено.

С детьми постарше уже немного сложнее. Необходимо выбрать такую книгу, которая заинтересует вашего малыша. А если эта книга произвела впечатление на ребёнка, то, возможно, он будет просить вас перечитывать ее снова и снова.

Также важно учитывать и пол ребёнка. Девочки могут интересоваться одной тематикой, а мальчики — другой. Вспомните, какие книжки читали вам. Возможно, вашему крохе понравится тоже самое.

Что читать детям? Какие основные направления литературы помогут малышу в развитии?

  • Художественная литература (классика) больше подойдёт детям по-старше. Чтение таких книг всегда полезно и обязательно поможет ребёнку в школе и ВУЗе.
  • Сказки. Выбирайте сказки только с добрым сюжетом. К сожалению, многие сказки очень похожи на фильмы ужасов. Такое чтение не только способно ухудшить сон малыша, но и является некой «инструкцией» для преступлений.
  • Познавательные книги. Здесь выбор огромен. Малышу можно читать о животных, птицах, ремёслах, явлениях и так далее. Таким образом отлично расширяется кругозор ребёнка.
  • Духовная литература. Существуют детские книги, с которых можно начинать знакомство ребёнка с религией. Главное, не заставлять малыша слушать, если ему не нравится. После каждого прочтения обсуждайте с ребёнком полученные знания.

Как правильно читать ребёнку? Читаем интересно детям

В чтении детям младшего возраста есть некоторые особенности, которые могут заставить молодых мам и пап отложить книгу на неопределенный срок.

По опыту многих родителей, главная сложность в том, что совсем маленький карапуз не хочет слушать чтение мамы. А если и слушает, то максимум несколько минут, затем бежит заниматься более интересными для него делами.

Дело в том, что в раннем возрасте большинство детей ещё не обладают таким качеством, как усидчивость. Они очень быстро могут переключать своё внимание с одного предмета или действия на другой. Выход в данной ситуации только один — регулярно читать малышу книжки, причём делать это необходимо правильно и интересно.

Выбирая книгу для малыша, важно, чтобы в ней присутствовали яркие, красочные и большие картинки. Читая своему крохе, всегда обращайте внимание на эти изображения. Рассказывайте и обсуждайте вместе, что вы видите на картинке. Во время чтения меняйте интонацию, изображая героев сказки или рассказа, ваша речь должна быть внятной и понятной.

Запаситесь терпением. Если малыш вас не слушает, все равно попытайтесь ещё читать некоторое время. Постепенно, ребёнок начнёт прислушиваться.

Если малыш высказывает своё несогласие по поводу прочитанного, обсуждайте вместе такие моменты. Хвалите ребенка в случае, когда он попросил вас повторить, перечитать или что-то хочет уточнить, когда ему непонятно.

Важно книгу дочитать до конца, пусть даже не за один день. Только потом приступайте к новой.

Не заставляйте малыша слушать вас, если он не хочет, капризничает или не в настроении. Найдите другое время или другой подход. Не нужно обсуждать каждую строчку прочитанного, выделяйте главные мысли.

Для каждого возраста ребёнка существуют определенные особенности в чтении книг. Безусловно, не нужно читать «война и мир» только что родившемуся малышу.

Ниже мы подробно рассмотрим, как интересно читать детям с рождения и до 3 лет.

Знакомство с книгой с рождения до года

Первое знакомство начинается с самых простых изображений. Это могут быть черно-белые фигуры, узоры или крупные предметы одного цвета. Новорождённые только учатся концентрировать свой взгляд на определенном предмете, развивая зрение и усиливая работу мозга.

Начиная с 3-4 месяцев, ребёнку можно показывать более сложные картинки: изображения людей, животных. Каждый раз обязательно проговаривайте малышу, что вы видите.

В 6 месяцев уже можно купить малышу первую книжку-игрушку. Как правило, в ней не более 5-7 плотных страниц. Разнообразие таких книг огромное. Их страницы могут быть мягкими, шуршащими, есть книги специально предназначенные для купания с детьми. Выбирайте ту, которая вам понравится. Главное, чтобы изображения были крупными и яркими.

Малыши в этом возрасте начинают исследовать окружающий мир, изучать различные предметы и их свойства. В такой книжке карапузу будет интересно переворачивать странички. Вместе с этим отлично развивается и мелкая моторика рук.

Подбирайте книги с реалистичными предметами для правильного восприятия малышом. Это значит, что лягушка должна быть зеленой, а помидор-красный. Идеально, если на одной картинки будет изображен только один предмет или простое действие.

Заниматься с малышом следует тогда, когда он находится в хорошем настроении. Возьмите его на ручки, положите перед ним книжку и, переворачивая страницы, рассказывайте все, что видите. Для многих детей такое времяпрепровождение становится одним из любимых занятий.

Чтение детям 1-2 лет

В этом возрасте у малышей отлично работает память. По мнению психологов дети этого возраста справляются с огромным потоком информации, многое запоминают и понимают. Поэтому, читая своему крохе, нужно включать новые обучающие элементы.

Обращайте внимание на буквы и слова, на главных героев и на различные детали в сюжете. В возрасте до двух лет книжка по прежнему должна быть с красивыми реалистичными картинками.

В список первых книг для чтения с малышом 1-2 лет отлично подойдут такие, как В.Бианки «лис и мышонок», Э.Карл «очень голодная гусеница», «от головы до ног», русские народные сказки и потёмки в иллюстрациях. Многие дети обожают эти книги, и родителям приходится зачитывать их до дыр. В них имеются отличные иллюстрации, а текста короткие и понятные.

Всегда делайте акцент на изображениях, рассказывая подробно о ней малышу. Вскоре карапуз сам начнёт указывать на картинки, желая узнать, как называется предмет.

Чтение с детьми должно проходить в благоприятной обстановке, в хорошем настроении, а посторонние звуки необходимо исключить (выключить телевизор).

Читайте детям различные коротенькие сказки, стишки, потешки. Малыши очень хорошо воспринимают простую рифму. Возможно, по просьбе ребёнка вам придётся перечитывать один и тот же стишок по 30 раз в день.

Чтение книг для детей 2-3 лет

В этом возрасте малыши все также активно запоминают и являются самыми благодарными слушателями. У них начинает развиваться фантазия и воображение, и чтение книг детям отлично способствует развитию творческих способностей.

Старайтесь читать ребёнку каждый день. Даже если ваш кроха играет или занят чем-то, все равно присядьте рядом и читайте. Рано или поздно у него проявится интерес к чтению, и он присоединится к вам.

У детей появляется интерес к ролевым играм. Играйте с малышом в домашний кукольный театр или простые сказки, например, «колобок» или «теремок». Прочитав очередную книгу или стишок, попытайтесь вместе нарисовать сюжет или главных героев.

Читать детям на ночь добрые книги полезно для сна. Малыш засыпает быстрее, сон его становится крепче, а утром просыпается в отличном настроении.

Рассматривание картинок остаётся неотъемлемой частью чтения для детей. Изображения могут быть более сложные, предлагайте ребёнку самому уже рассказывать о том, что он видит.

Что касается выбора литературы в этом возрасте, то здесь уже необходимо самостоятельно решить, какая именно книга может заинтересовать вашего кроху. Учитывайте интересы малыша. Например, если ему нравится мир животных, то выбирайте книги с такой тематикой.

Как приучить ребенка к чтению?

Многие родители задаются вопросом, как привить любовь ребёнка к чтению? Ведь в современном мире столько различных гаджетов, а мультфильмы и вовсе показывают круглыми сутками по телевизору. Все это может интересовать малыша куда больше, чем чтение книг. Мы разобрались, как нужно читать правильно детям в том или ином возрасте. Но также стоит учитывать ещё некоторые факторы для того, чтобы легко приучить ребёнка к чтению.

  • Чтение детям должно быть регулярным. Можно предложить малышу несколько книг, и пусть он самостоятельно выберет, какую именно сегодня прочитать.
  • Читать ребёнку нужно то, что ему нравится, что ему интересно. Пробуйте читать различные жанры, темы. Найдите ту книгу, которая будет интересна именно вашему малышу. Возможно, ему больше нравится слушать сказки, чем стишки или песни. Или наоборот.
  • Дома обязательно должна быть библиотека. Если в доме нет книг, то как тогда ребёнка приучить к чтению? Желательно, чтобы печатные издания были в свободном доступе, чтобы в любой момент малыш смог взять книгу и попросить вас почитать. Или же самостоятельно рассматривать картинки, перелистывая страницы.
  • Не дочитывайте книгу, если малыш начинает капризничать. Нельзя заставлять слушать чтение «из-под палки».
  • Покупайте всегда красивые книги с яркими и большими изображениями. Выше упоминалось о том, что разглядывание картинок для детей младшего возраста является важной частью чтения. Согласитесь, что ребёнка никогда не заинтересует книжка, в которой нет иллюстраций или они не достаточно большие и яркие.
  • Чтение детям до трёх лет должно проходить с элементами игры.
Читайте также:  Логопедический массаж языка для детей в домашних условиях

Как и в любом другом вопросе, необходимо показывать собственный пример. Помните, что малыш всему учится у родителей. Даже если вы возьмёте книжку, усядьтесь поудобней в стороне и начнёте читать, то, вероятней всего, у малыша возникнет интерес (а что же там Мама делает такое интересное?), и он обязательно присоединится к вам. Увлекайте малыша, показывайте ему сказочный мир книг.

Если в вашей семье предпочтение отдаётся прочтению книги вместо просмотра телевизора или залипанию в смартфонах, скорей всего и ваш ребёнок вырастит человеком, который любит читать.

Читаем дома детям. Список Литературы для детей раннего возраста

Конечно, каждый родитель выбирает книгу для чтения малышу в зависимости от предпочтения крохи. Данный список не обязателен, но поможет молодым мамам и папам в выборе литературы для маленького непоседы.

В. Бианки “Лис и мышонок”

Э. Карл “ Очень голодная гусеница ”, “ От головы до ног ”

К. Чуковский “Муха-цокотуха”, “Ежики смеются”, “Цыпленок”. “Вышел зайчик погулять”, “Мойдодыр”

С. Маршак “Сказка об умном мышонке”, “Азбука в стихах и картинках”, “Божья коровка”

Стихи Агнии Барто для малышей

Русские народные сказки

В. Сутеев “Цыпленок и утенок”

Л. Толстой “Три медведя”

С. Михалков “ Упрямый лягушонок ”, «Мой щенок»

А. Пушкин “Лукоморье”

Б. Заходер. «Мишка-Топтыжка», «Песенки Винни-Пуха»

Серия «Моя первая книжка»: «Это я»; «Животные»; «Машина»; «Счет»; «Слова»; «Ферма»

Серия «Мишутка»: «Приятного аппетита»; «Что надеть»; «Любимые игрушки»; «Веселый денек»

Серия «Уроки малышам»: «Твои игрушки»; «Считалочка»; «Все поет»; «Давай поиграем»

Серия «Топотушки»: Р. Сеф. «Кто на кого похож»

5 эффективных способов привить любовь к чтению

«Книга лучшее средство развития интеллектуальных способностей».

Литература – неисчерпаемый источник знаний, она открывает мир, расширяет сознание, стимулирует воображение, формирует нравственные, моральные, духовные и эстетические качества.

Современные дети перестали читать художественные произведения, они проводят время с гаджетами, освобождая родителей от воспитательной работы. Как привить ребенку любовь к чтению и вырастить разносторонне развитую, успешную личность?

Советуют психологи – мотивация для родителей: зачем прививать любовь к чтению

Современные дети учатся читать довольно рано. Некоторые уже к 3 годам могут прочесть буквы или слова на вывеске магазина, рекламного щита. Но источником удовольствия и приятного досуга служит не книга, а цифровые технологии (планшеты, компьютеры, смартфоны).

Уже к 10 годам многим детям диагностируют играманию, социопатию, расстройство коммуникационных способностей. Поток онлайн-информации тормозит естественное развитие мыслительных процессов, приводит к цифровому Альцгеймеру. Дети тупеют на наших глазах, становятся агрессивными, замкнутыми!

Любовь к чтению должны прививать прежде всего родители. Если взрослые сами не читают книг, ссылаясь на занятость и работу, то требовать от ребенка запойного чтения бессмысленно.

Если родители хотят видеть своего ребенка умным, воспитанным, целеустремленным, общительным – они обязаны прививать любовь к чтению уже с 1 года жизни. Этот процесс должен быть непрерывным. Изо дня в день нужно читать с малышом книги, выявлять его интересы, раскрывать творческий потенциал.

Мотивирующие тезисы для родителей:

  1. Читающие люди управляют теми, кто отдает предпочтение просмотру телевизора.
  2. Книга всегда лучше киноверсии, так как не ограничивает воображение.
  3. Произведения классиков прививают грамотную разговорную речь.
  4. Литература для ума также эффективна как физкультура для тела.
  5. Не читающий человек не может назвать себя образованным.

Воспитывая маленького человека необходимо учитывать особенности его характера. То, что может быть эффективно для одного ребенка, не сработает с другим.

Как правильно привить любовь к чтению: простые правила

К счастью или сожалению, удовлетворение познавательной функции в наше время взял на себя интернет.

Простой пример:

«Ребенок спросил, от куда берутся цунами? Что вы ответите? Скажите пойдем в библиотеку, найдем книгу и узнаем? Нет, вы откроете телефон и тут же ответите малышу на его вопрос, предоставив яркие фото. Ребенок тут же сделал вывод: не знаешь, спроси у Гугла».

И все же есть простые и эффективные способы привить ребенку любовь к чтению:

Собственный пример

Без этого никак – если родители упорно доказывают своему чаду, что читать нужно, а то вырастишь бездарем, но сами при этом книг в руки не берут, все попытки потерпят фиаско.

Учитывайте интересы

Все детки разные, кому-то интересно устройство техники, кому-то устройство галактики, а кого-то непреодолима влекут все бездомные кошки во дворе. Вы возбудить интерес к сфере, которая малыша абсолютно не волнует. Старайтесь подбирать литературу, которая идет в разрез с интересами малыша, книги в которых он найдет ответы на интересующие вопросы, узнает именно для себя много интересного и полезного.

Начинайте как можно раньше

Одновременно с погремушками, мягкими игрушками в доме должны появляться и первые книги с яркими крупными картинками. Они должны быть либо мягкими, либо из плотного картона. Главное, чтоб их нельзя было порвать. Каждый день уделяйте время рассматриванию картинок и чтению.

Обсуждайте

Изучение первых книг должно быть совместным. Всегда обсуждайте прочитанное, просите малыша пересказать сюжет, придумать несколько вариантов финала. Делайте совместные морально-этические выводы. Позже малыш, уже читая самостоятельно, с удовольствием будет рассказывать о прочитанном.

Хвалите и поощряйте

Для современных гиперактивных детей чтение настоящая мука. Малышу проще и быстрее посмотреть видео, чем прочитать рассказ. Всегда хвалите его, видя, что в руках у ребенка книга, спрашивайте о впечатлениях, советуйте литературу.

Если следовать простым правилам – чтение станет неотъемлемой частью жизни маленького человека. Важно немного приложить усилий, результат не заставит себя ждать.

В свою очередь Школа раннего развития «УмНяша» в Москве приглашает детей от 1 до 7 лет на увлекательные развивающие занятия. Опытные педагоги за несколько уроков научат ваших малышей читать и считать. Наши филиалы находятся в Северном и Южном Бутово, Солнцево – приходите, мы знаем секреты раннего развития детей.

Как привить ребенку любовь к чтению

Самый современный взгляд на проблему

Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя – цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.

Чтение – почти “святое” занятие, к которому родители мечтают пристрастить детей. И не зря: читающий человек больше знает о мире, лучше соображает, у него есть особый источник удовольствия на всю жизнь, ему легче войти в круг образованных и успешных людей. Так как же привить ребёнку любовь к чтению.

Не давите: у книги много конкурентов

Чтение сегодня – совсем не то, каким оно было в нашем детстве. Мы читали почти вынужденно: среди всех доступных удовольствий 20-30 лет назад книга была где-то в ТОП-3. Сегодня у детей огромный выбор развлечений помимо чтения: мультики, лего, компьютерные игры, кукольные домики и модный спортивный инвентарь.

Из этого следует пара практических выводов.

1. Книги должны быть интересными, красивыми, приносящими радость, чтобы выдержать конкуренцию. Это мы “на безрыбье” могли читать томительного Жюля Верна, а современный ребенок бросит непонятную книгу и переключится на Майнкрафт.

Поэтому в нежный период, когда человек только втягивается в самостоятельное чтение, подбирайте для него интересные книги. Советуйтесь с ним, прислушивайтесь к его мнению, поощряйте чтение книжных серий, даже если вы сожгли бы их темным вечером у помойки, будь ваша воля. Если сын или дочка привыкнет получать радость из книг – постепенно они познакомятся с более классическими и “высокодуховными” образцами.

2. Не навязывайте чтение. Ребенку очень легко “утечь” в другие приятные занятия, если чтение вдруг покажется давящим и скучным. Не заставляйте дочитывать нудный рассказ, не ставьте условия (“Пока не прочитаешь 10 страниц, гулять не пойдешь”). Старайтесь заинтересовать, увлчь, пусть чтение будет связано с позитивными эмоциями.

Помогите научиться читать по-настоящему

Часто дети не находят удовольствия в книгах, потому что они научились только технике чтения: связывать буквы в слова и узнавать знакомые слова в тексте, видеть смысл фраз и даже запоминать прочитанное. Этот уровень чтения – технический, информационный.

Следующий уровень чтения – это связка между текстом и воображением. На этом уровне ребенок начинает живо представлять все, о чем читает, в его фантазиях возникают образы – мультики в собственной голове. “Мама мыла раму”, – какая мама? моя? или подруги Вики? она мыла раму тряпочкой, вода была налита в наше красное ведерко, а на маме были желтые перчатки, но главное, чтобы мама не выпала в открытое окно! – так за простым текстом раскрывается целая драма, полная чувств.

Книги в семье 21 века: что меняется к лучшему?

Плюсы и минусы бумажной, электронной и аудиокниги.

При таком чтении ребенок начинает по-своему представлять и интерпретировать текст, у него появляются вопросы, книга становится стартовой площадкой для полета собственной фантазии и собственного исследования. Этот творческий процесс стимулирует развитие и приносит много удовольствия, так что выйдя на этот уровень, дети начинают любить чтение.

Чтобы ребенок не застрял на “техническом” уровне и перешел к уровню творческому, помогите ему включить фантазию. На это работают книги с хорошими картинками, выразительное эмоциональное чтение вслух и небольшие обсуждения прочитанных книжек. Расскажите, как вы представляете героев: какого-нибудь мышонка Пика – как он ходит на своих маленьких лапках и на кого из ваших знакомых похож. Зарядите чтение эмоциями, фантазируйте вместе с ребенком – это ключ к успеху.

Создайте привычку – потребность в чтении

Чтобы появилась привычка читать, чтение должно приносить удовольствие. Самый простой стародавний способ этого добиться – читать детям. Читайте им перед сном, за едой, в дороге. Читайте то, что нравится им, и то, что нравится вам. Читайте с выражением, в теплой обстановке, чтобы чтение ассоциировалось у них с чем-то добрым, милым, дающим радость жизни. Если дети уже научились хорошо читать – читайте по очереди, соревнуясь в озвучивании героев.

Чтение детям чем-то похоже на ГВ. В одних семьях взрослые читают малышам, пока те не научатся сами листать книжки с картинками и понемногу читать коротенькие рассказы. В других семьях читают вслух, пока ребенок не откажется от этого: “Мам, классная книжка, дай я сам почитаю”, – скажет 12-летний подросток.

Еще один способ создать привычку – это ритуал выбора книг. Если у вас дома большая красивая библиотека, вы с малышом подходите к полкам, перебираете книги: что бы сейчас почитать? Другой вариант – вы берете ребенка с собой в книжный магазин и говорите: “Я хочу купить книги для себя, и ты можешь выбрать себе новые книжки”.

Пусть повозится у полок, посидит в кресле, полистает томики и выберет пару-тройку для домашнего чтения. Дети получают особое удовольствие, когда мы доверяем им, как большим: выбрать книгу в магазине или блюда из меню в кафе. То же самое можно проделать в городской библиотеке или у полки буккроссинга.

Помогите расширить кругозор

Часто дети не любят читать, потому что им мешает небольшой словарный запас и недостаточно широкий кругозор. Они просто не понимают, о чем идет речь, картина не складывается, нарастает скука. Прочитал пару страниц – и уже устал. Вспомните, как вы читали статьи на иностранном языке – примерно то же самое чувствуют дети, если не понимают текста.

Кругозор зависит от того, о чем ребенок разговаривает с родителями и друзьями или какие разговоры подслушивает, какие фильмы смотрит. Умненький малыш может знать полсотни названий динозавров, но встретив в тексте слова “пряла ему пряжу” – растеряется.

Как помочь человеку? Останавливайтесь на “сложных” словах во время чтения вслух, спрашивайте, знает ли он их значение – и поясняйте непонятное. Ставьте ему образовательные записи про Чевостика или Вику-путешественницу, смотрите передачи о природе и исследованиях.

Собирайте хорошую детскую библиотеку, чтобы ребенок мог полистать книги о птицах, растениях, рыбах, профессиях и космосе. Играйте в словесные игры в духе: назови пять кондитерских изделий, назови десять российских городов.

Выбирайте книги для чтения

Часто школьная программа требует читать непростые рассказы и повести, которые у современных детей вызывают много вопросов: например, “Му-му” Тургенева или цикл нравоучительных рассказов для детей Льва Толстого. Порой дети рыдают от прочитанного или не стесняются в своих рецензиях: “Герасим тупой!”, “Тарас Бульба – просто зашквар!” Стоит ли беречь их от “травмирующей” литературы?

С одной стороны, надо учитывать ту самую “конкуренцию удовольствий”, о которой мы говорили в начале статьи. У современных детей есть вполне здоровая привычка – претендовать на интересные и милые сердцу развлечения. Всего 1-2 поколения назад ребята читали “что под руку попало” и привыкали к разным жанрам, стилям и переживаниям от прочитанного.

С другой стороны, сегодня мы живем в “позитивном” мире, который старательно маскирует страдание и избегает травм. В нем не принято говорить о смерти, болезни, нужде и несправедливости – только немногочисленные волонтеры и активисты заявляют об этом, чтобы помочь людям, животным или природе. Психологи отмечают: все реже родители читают детям классические сказки, которые часто бывают страшными, да и сами народные сказки издаются в более адаптированных, милых и мирных вариантах. Детская психика не проходит тренировку разными тревожными образами и ситуациями, поэтому на описание печальных событий реагирует остро.

При этом психологи говорят: такая тренировка важна для детей. В сказках всегда есть напряжение и угроза безопасности, которые надо пережить. Слушая страшную сказку, ребенок может пугаться, прятаться под одеяло, но сказка продолжается – и вот малыш уже выглядывает из своего укрытия. Так он привыкает, что страшное и трудное – случается, но жизнь все равно идет вперед, и потом обязательно будет что-то хорошее, особенно если не опускать руки. Он учится сопереживанию, неизбежности потерь и смерти, учится преодолевать страх.

Конечно, “страшное” чтение нужно дозировать и выбирать, зная своего ребенка. Для одного страшной будет сказка про Серую шейку, которую оставили одну в холодной полынье, для другого – сказка про Жихарку, Котика-братика и Бабу-Ягу, которая питается пухленькими детками. Выбирайте книги, а еще – обсуждайте их после чтения, чтобы помочь ребенку сделать верные выводы.

Читайте детям, помогайте им открывать для себя хорошие книги. И пусть это улучшит не только интеллект и эрудицию, но и ваши отношения 🙂

Ссылка на основную публикацию