Как научить ребёнка не бояться кошек, собак и других животных, советы психолога

Ребенок боится собак: что делать родителям? Советы психолога

Пока дети растут и развиваются, для них постоянно открывается что-то новое об окружающем мире и реакция на открытия не всегда положительна. Нередко столкновение с новым может стать причиной появления детского страха и одной из часто встречающихся форм фобий у малышей является – кинофобия, то есть, боязнь собак. Поэтому многих родителей интересует вопрос о том, что делать, если их чадо боится этих питомцев и как правильно себя вести в подобной ситуации.

Причины развития фобии

Прежде чем думать над тем, как избавиться от проблемы, необходимо найти ее причину. Существует четыре наиболее распространенных фактора, провоцирующих страх перед собакой:

  1. Отрицательный опыт. Это возможно в том случае, если ребенка когда-то напугал, укусил или оцарапал пес.
  2. Непонимание. Если страх возник с первого же знакомства малыша с животным, скорее всего он просто не понимает, как ему реагировать на новое для него существо.
  3. Увиденный конфликт. Ребенок мог увидеть на улице драку между двумя псами или даже агрессию со стороны животного по отношению к другому человеку. В итоге первое неблагоприятное впечатление прочно фиксируется в памяти.
  4. Воздействие со стороны. Ребенок очень восприимчив к тому, какую информацию получает от родителей и окружающих его взрослых. Если кто-то расскажет ему, что собаки «злые» и «опасные», или будет реагировать на появление собаки страхом и попыткой оградить малыша от животного, то он начнет дублировать эмоции и мнение старших.

Следует заметить, что дети до 3 лет зачастую пугаются не животных, а громких звуков, которые они издают. Обычно подобный страх проходит постепенно по мере адаптации ребенка к громким звукам в остальном окружающем мире. Дети с 3 и до 6 лет в основном пугаются самих псов, испытывая реальную или предполагаемую опасность от животных.

Как действовать при кинофобии

Когда будет выявлена причина появления фобии, можно приступать к работе над ней. Для достижения желаемого итога, а именно, спокойной или даже позитивной реакции ребенка на собак, необходимо:

  1. Читать и рассказывать различные истории или сказки, в которых есть собаки в роли помощников или каких-то позитивных персонажей.
  2. Включать мультфильмы и фильмы с собаками, а после просмотра обсуждать персонажей и подчеркивать, что эти животные очень хорошие.
  3. Для детей, любящих рисовать хорошей идеей будет попробовать изобразить добрых собак в различных ситуациях.
  4. Подарить ребенку игрушку в виде собаки, мягкую и миловидную, но похожую на реальную, чтобы сформировать ассоциацию между искусственным и живым питомцем.
  5. Устраивать игры, в которых необходимо изображать животных. В первых играх изображать пса должен родитель, показывая характер и поведение животного. А после можно предложить малышу попробовать самому притвориться собакой.
  6. Наблюдать за животными со стороны. Начать следует с просмотра передач и видео про собак, которых будут показывать в забавных ситуациях или в процессе дрессировки. Позже можно предложить ребенку посмотреть на животных в парке, но не подходить близко, чтобы малыш не испугался.
  7. Общение с животным в безопасных условиях. Стоит попросить знакомого с собакой прийти в гости, чтобы ребенок мог лично пообщаться с животным и убедиться, что оно не представляет угрозы для него. Лучше всего будет, если впервые придет владелец маленькой или средней собаки, поскольку к ним адаптация будет проще. Затем уже можно пригласить кого-то с крупным питомцем.

Эти пункты должны выполняться постепенно, переходя от первого ко второму с постоянным контролем детской реакции на четвероногих зверей. И нельзя забывать постоянно, хвалить малыша и поддерживать его. Изменение взгляда на собак будет напрямую зависеть от того, насколько родители смогут обеспечить ему психологический комфорт во время борьбы с фобией.

Последним шагом в процессе избавления ребенка от страха перед псами может послужить приобретение питомца в дом. Если малыш уже может общаться с чужими собаками и реагирует на них спокойно, можно предложить ему взять домой щенка. Это поможет закрепить результат и станет хорошим опытом для ребенка.

Не стоит забывать, что бывают ситуации, когда работа с фобией останавливается на каком-то этапе и родители не могут помочь ребенку перебороть страх. В таком случае, лучше не давить на него и посетить детского психолога, чтобы тот профессионально взглянул на проблему и дал свои рекомендации.

Какие действия неприемлемы для родителя в такой ситуации

В первую очередь родители должны выделить для себя те моменты, которые недопустимы, если у их детей наблюдается кинофобия:

  • Нельзя шутить над ребенком, говорить ему, что его страх глуп или нелеп. Это касается и игнорирования проблемы. Не обращая внимания на боязнь малыша, взрослый только усугубляет его эмоциональное состояние.
  • Нельзя апеллировать словами вроде «не бойся», «будь храбрым». Во-первых, подобные выражения не дадут никакого результата. Во-вторых, они негативно отразятся на психологическом восприятии ребенком самого себя и станут причиной неуверенности и комплексов.
  • Недопустимы негативные высказывания в адрес собак и их хозяев, поскольку ребенок будет повторять такую поведенческую модель, продолжая испытывать к животным страх.
  • Нельзя отрицательно реагировать на страх ребенка. Раздражение или агрессия в адрес малыша лишь усилит страх. Правильнее будет спокойно переключить внимание ребенка на что-то другое.

Запрещающих правил не так много, но они должны строго соблюдаться. К тому же, родитель должен помнить еще об одном моменте – нельзя пытаться формировать процесс борьбы с фобией. То есть, попытки скорее познакомить ребенка с собакой, насильственное столкновение малыша с животным категорически запрещаются. Это нельзя забывать не только потому что подобные действия помешают в борьбе с кинофобией, но и потому что из-за неадекватной реакции ребенка животное может начать нервничать и ситуация станет опасной.

Как подготовить ребенка к встрече с собакой

Перед тем, как малыш лично встретится с собакой, необходимо рассказать общие правила поведения с этими животными:

  • Ни в коем случае не начинать бежать от собаки – это сигнал, чтобы она догнала и поймала. Все движения должны быть спокойными, плавными.
  • Собаки чувствуют эмоциональное состояние человека. Если рядом крупная собака, вызывающая у малыша страх, он может остановиться и подумать о том, что «собака занята своими делами», это поможет успокоиться.
  • Недопустимо долго держать зрительный контакт с животным. Подобное поведение для животного равносильно вызову на бой за звание сильнейшего.
  • Не следует приближаться к собаке, когда она есть или, если рядом находятся щенки. Она будет защищать свое от чужого вмешательства.
  • Ребенок должен научиться говорить «Фу» или подобную команду громко и уверенно.

Важно вести разговор в спокойной манере, ни одно слово не должно указывать на возможную агрессию со стороны животного. А после разговора, можно устроить игру по типу викторины, в которой ребенок будет сам отвечать на вопросы о том, как вести себя с собакой в той или иной ситуации.

Но в процессе разговора или игры нельзя внушать малышу, что любая собака будет доброжелательна. Сохранять осторожность необходимо всегда.

Что советуют специалисты в области детской психологии

Психологи дают ряд рекомендаций для тех родителей, которые пытаются решить проблему кинофобии у своих детей:

Консультация для родителей «Ребенок боится животных. Что делать, основные советы, причины?»

Давыдова Елена
Консультация для родителей «Ребенок боится животных. Что делать, основные советы, причины?»

Страх – это природное чувство человека, которое, скорее всего, возникло из инстинкта самосохранения. Если б его не было – человечество не смогло выжить, последнего человека давным-давно растоптал бы мамонт или он упал бы в пропасть. Так что страху мы должны быть благодарны – ведь пока еще живы. Другое дело, когда страх перерастает в фобию, т. е. неконтролируемый страх. Но, заметив проявление этого в самом начале возникновения, фобию можно победить (особенно у детей).

Причины страха животных

Почему же возникает чувство страха, например, у ребенка к животным? Конечно, прежде всего, от условий и обстоятельств, в которых ребенок воспитывается. Если в семье, где воспитывается малыш, живет большая собака, мала вероятность, что он будет бояться других собак. Иногда, наоборот, приходится таких детей оттягивать от чужих собак, потому что эти малыши считают всех собак – своими.

Ребенок боится животных. Что делать, основные советы, причины 2

Часто родители, особенно мамы и бабушки, пугают детей животными или нарочито демонстрируют свой страх перед ними. Таким образом, они хотят отвадить кроху от общения с соседским Шариком, боясь, что ребенок наберется от него блох, микробов и т. д., и т. п. (аргументов приводится великое множество). Ограничивать общение с животными или нет – это, конечно же, дело родителей, но нужно подумать, КАК сделать так, чтобы ребенок потом не боялся панически всех животных. У меня есть знакомая, которая до того боялась животных (даже соседского ленивого кота, что не могло быть и речи, чтобы она подошла бы к собаке, а тем более потрогала ее, и все из-за того, что в детстве ее пугали животными. Но ей удалось справиться со своим страхом уже довольно в зрелом возрасте, когда, переселившись в собственный дом, она познакомилась с соседями, у которых был огромный пес. Этот пес был очень дружелюбный и подолгу оставался дома один. Волей неволей знакомой приходилось то покормить его (издалека, то налить в миску воды (струей из шланга, а иногда и столкнуться с его «улыбающейся» мордой, только приоткрыв входную дверь. Так постепенно, в вынужденном общении, у нее сложились приятельские отношения с собакой. А, привыкнув, общаться с ней она уже стала спокойно проходить мимо бродячей собаки, не бросаясь в панике искать стоящую вблизи скамейку или прячась с криками за случайного прохожего. Согласитесь, что не все люди будут думать о Вас как о нормальном человеке, увидев такую реакцию на животных.

Боязнь животных у детей чаще всего собак, но также и котов, может возникнуть, если животные или укусили, или поцарапали ребенка. В большинстве случаев, ребенок сам провоцирует животное на такое поведение, дернув соседскую собаку за хвост или ткнув палкой в глаз кошке. И это задача родителей объяснить крохе, чем отличается живой пес, хомячок или кот, от своих плюшевых прототипов, тогда малыш будет иметь меньшую вероятность быть поцарапанным или покусанным. Боязнь животных у ребенка обычно проявляется уже в более-менее осознанном возрасте в три- шесть лет. Конечно, страх может быть вызван и объясняемыми логически причинами, например, кроха, увидев бегущую на него огромную овчарку, сильно испугается. И рЧто делать, если ребенок боится животных?

Эту проблему, несомненно, нужно решать. Вот что можно сделать:

В первую очередь нужно установить причину боязни животных. Укус животного, детские обиды, страх смерти любимца и другие причины плохо влияют на психику и здоровье ребенка. Вам нужно постараться показать своему малышу, что животные не такие плохие и многие из них прекрасные друзья

Посещайте зоопарки, океанариумы и террариумы. Интересуйтесь у ребенка, что ему понравилось, и хотел бы он еще раз посетить это место.

Не показывайте ребенку свою боязнь животных, иначе можно только усилить его страх.

Защищайте, успокаивайте и поддерживайте его. Вам нужно сохранить нервную систему своего сына или дочери. Также со временем это минимизирует последствия страха.

Если же Вы не знаете, почему Ваш малыш начал бояться животных, то все равно нужно постепенно приучать его к миролюбивому общению с ними. Ни в коем случае не заставляйте подойти ребенка, против его воли к коту или собаке, а тем более, подначивать ребенка постарше, называя его боягузом. Это ничего не даст, страх сильнее ребенка. Лучше сходите с чадом в зоопарк, цирк, покажите фильмы о животных или, что лучше всего пусть у Вас в доме поселится пушистое существо. Это не обязательно сразу должны быть кот или собака, можете взять хомячка или карликового кролика. Пусть ребенок наблюдает за ними в клетке, сначала не добивайтесь их близкого общения. Постепенно малыш привыкнет к животному, а увидев, как Вы смело гладите кролика, он сам захочет его погладить. Дети ведь всегда стараются подражать взрослым. Родители на прогулке должны тщательно оберегать ребенка от таких инцидентов.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок. Что делать?» Ваш ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками? Не торопись ругать и наказывать! Психологи говорят, так дети реагируют.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок манипулирует родителями?» Если ваш ребёнок всегда добивается того чего хочет, умеет выставить ситуацию так, чтобы выгодно было ему. Если вы замечаете, что ребёнок.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не говорит» Как формируется речь. Известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным усло-вием развития личности ребенка. Процесс.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок. Причины. Помощь» Что такое агрессия? Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Как агрессивность.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок обманывает» Консультация для родителей Что делать, если ребенок обманывает? Педагог-психолог Кротова Татьяна Ивановна Некоторые дети начинают.

Консультация для родителей «Что должен уметь делать ребенок в три года» МБДОУ ЦРР – д/с № 21 «Колосок» Консультация для родителей «Что должен уметь ребёнок в 3 года». Подготовила воспитатель: Карпенко.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается» «Если ваш ребёнок кусается» Консультация для родителей Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка как кусание.

Консультация «Если ребенок боится насекомых» для родителей группы раннего возраста Боязнь различных насекомых– это несвойственное детям явление. Чаще всего они, наоборот, с интересом относятся к живым существам, не испытывают.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок дерется?» Консультация для родителей на тему: «Что делать, если ребенок дерется?». Как научить ребенка не драться с другими детьми. Различные методы,.

Консультация для родителей «Ребенок капризничает. Что делать?» Капризы, истерики, упрямство довольно часто встречаются в детском возрасте, и родители иногда должны проявлять чрезвычайную гибкость, чтобы.

Что делать, если ребёнок боится собак и кошек

Для родителей

Для детей

Популярное сегодня

По мере взросления дети боятся многих вещей. Одним из самых распространённых страхов является боязнь животных, в частности, кошек и собак. Именно этих питомцев чаще всего кроха видит на улице, в книгах и в гостях. Психологи объясняют, что есть два варианта развития событий: малыш или спокойно контактирует с домашними любимцами, или истерически плачет, когда котёнок или щенок стараются приблизиться к нему. Специалисты успокаивают родителей, что страх — это естественные эмоции, однако нельзя ничего не делать и пускать их на самотёк. Ведь даже маленькая боязнь с возрастом может перерасти в серьёзную фобию, с которой иногда даже медикам не под силу справиться.

Почему так происходит: причины появления страха

В первую очередь следует понимать, что у малыша может возникнуть огромное количество разных страхов и это нормальное явление. Однако они должны пройти со временем. К школьному возрасту у детей уже имеется представление о многих ситуациях и они понимают, что бояться того или иного не нужно, т.е. страх становится необоснованным. Боязнь животных часто встречается у малышей младшего и дошкольного возраста. Медики настаивают, если не помочь ребёнку побороть её, она перерастает в фобию и останется во взрослой жизни человека.

Почему дети до трёх лет боятся собак и кошек

Психологи объясняют, что такого рода страх меняется в зависимости от возраста младенца. Например, дети до трёх лет пугаются не именно собаку или кошку, а звуков, которые они издают, а также действий животных:

  • собака внезапно громко залаяла, младенец вздрогнул и сильно испугался. Это реакция на резкий звук, который прозвучал неожиданно. Тоже самое касается и кошки, ведь они не только тихо мяукают, но могут издавать резкие звуки;
  • малыш играл, а животное побежало в его сторону. Такое движение насторожит кроху, ведь он не знает, чего хочет щенок или котёнок;
  • ребёнок впервые увидел питомца: дело в том, что с рождения дети привыкают видеть вокруг себе подобных — людей. И внезапно в их поле зрения появляется живое существо совершенно иной формы и вида. Здесь может быть два варианта развития ситуации: кроха воспринимает новых знакомых как игрушки и с интересом бежит к ним, или пугается, начинает плакать и тогда появляется страх.

Американские детские психологи уверены, что младенец рождается на свет без страхов. Они возникают позже по мере взросления ребёнка. И в большинстве случаев с ними можно легко справиться с помощью поддержки родителей. Проведя исследования и изучив статистику, только у 2% малышей, которые боятся собак и кошек, есть объективные причины развития боязни — животные нападали на ребёнка. И чтобы справиться с этой ситуацией может понадобиться помощь специалистов.

Появление страха в дошкольном возрасте

С трёх до шести лет чаще всего проявляется страх именно животных, т.е. ребёнок уже не ассоциирует собаку или кошку с громким лаем, а боится именно питомца. Проявления такого состояния могут быть совершенно разными, от небольшого опасения до настоящей истерики, которую очень трудно успокоить. Бывают случаи, когда дети начинают плакать, кричать и убегать от изображения щенка или котёнка на страницах книги, от увиденной мягкой игрушки в виде домашнего любимца. Причины появления такой боязни могут быть разными, иногда в её появлении косвенно виноваты родители или другие взрослые:

  • мама или папа сами боятся животных и вздрагивают, переходят на другую сторону тротуара при виде собаки или кошки. В этом случае малыш просто перенимает модель поведения самых близких людей и эта тревожность передаётся и ему;
  • родители слишком эмоционально отреагировали на поведение крохи: например, ребёнок собирался погладить щенка или котёнка, а мама резко повысила голос и приказала отойти от животного, т.к. оно может укусить или заразить каким-либо заболеванием. У малыша срабатывает инстинкт самосохранения: нельзя подходить, иначе будет больно;
  • взрослые испугали ребёнка: иногда мама или папа, другие родственники невзначай произносят фразы, например, «не будешь слушаться, тебя заберёт та большая собака или утащит кошка». Родители сразу же забывают об этой фразе, но психика малыша воспринимает её как опасность, что его отнимут от любимых людей и он их никогда больше не увидит. Поэтому начинает инстинктивно пугаться домашних питомцев;
  • ребёнок пострадал от поведения животного: напала и покусала собака или набросилась и поцарапала кошка. Это единственная причина, когда страх малыша обоснован: мозг воспринимает этих животных как потенциальную опасность, ведь один раз это уже произошло и пытается защититься и предотвратить такие ситуации в будущем. Поэтому кроха замыкается в себе, становится плаксивым и раздражённым, часто вздрагивает.

После такого потрясения в психике ребёнка происходит своеобразный сбой. Это может проявляться не только в виде боязни, но и перерасти в чувство ненависти к животным, причём ко всем. По мере взросления мальчик или девочка становятся агрессивными, перенося своё поведение не только на братьев наших меньших, но и на других детей и взрослых. Задача родителей — не допустить развития такого сценария и вовремя помочь сыну или дочери.

Как показывает практика, крохи чаще всего боятся именно собак. Они большие, громко лают и могут сильно укусить. Боязнь кошек встречается реже, т.к. малыши воспринимают пушистого котёнка как мягкую игрушку.

Видео: советы кинолога о технике безопасности при общении детей и собаки

Как помочь ребёнку справиться с боязнью собак и кошек: советы психологов

Доктор Комаровский положительно относится к тому, что ребёнок с младшего возраста контактирует с животными. Особенно если родители заводят домашнего питомца. Малыш учится ухаживать и заботиться о щенке, котёнке или другом любимце. Такое взаимоотношение детей и животных позитивно влияет на психику ребят. Но если по каким-то причинам кроха начинает проявлять признаки испуга, родители должны постараться помочь ему побороть страх как можно раньше, пока он не перерос в фобию.

Медики считают наличие домашних питомцев огромным плюсом для развития детей

Детские психологи рекомендуют несколько способов, которые помогут взрослым правильно организовать помощь малышу, чтобы он перестал бояться собак или кошек:

    выясните причину страха: это самое первое, что должны сделать мама и папа. Дело в том, что многие тревожные мысли посещают кроху именно потому, что он не знает, чего ожидать от животного. Почему собака так выглядит, что она хочет от ребёнка и т.д. Поэтому родители должны предоставить максимальную информацию о питомце. Для этого подойдут весёлые рассказы о детях и пушистых любимцах, видео, где малыши с удовольствием играют со щенком или котёнком, иллюстрации, на которых изображены мальчики, девочки и их питомцы. Как только ребёнок поймёт, что ему не хотят причинить вреда, он сможет перебороть свой страх;

Но взрослые должны помнить, во время рассказов необходимо осторожно прививать малышу чувство ответственности и безопасности. Не стоит пугать кроху, говоря, что собака укусит, но объяснить, почему нельзя подходить к бродячему псу обязательно нужно. Можно сказать сыну или дочери, что у этой собаки нет хозяев, поэтому мы не знаем, можно её гладить или нет.

Если ребёнок боится собак, а родители приведут его в дом, где живёт огромный пёс, это только усугубит ситуацию и не приведёт ни к чему хорошему

Отличным вариантом станет интерактивная игрушка, например, щенок или котёнок. Он хоть и не живой, но многое может: стоит включить кнопку и питомец моргает глазами, издаёт звуки, его можно кормить. Максимально приближена к реальному животному, тем не менее, это игрушка и она абсолютно безопасна для ребёнка.

Интерактивная игрушка поможет ребёнку побороть свой страх перед животными

Психологи обращают внимание, что такое поведение мамы и папы может стать причиной формирования новых страхов, например, разочаровать родителей. А ведь именно взрослые являются примером для малышей. Дети стараются всеми способами заслужить их похвалу и одобрение.

Медики предупреждают, что небольшой страх перед домашними питомцами может перерасти в зоофобию — боязнь животных. Она проявляется в виде паники, истерик, раздражённости, чувства тревоги, ночных кошмаров и даже возможны состояния бреда. Если родители заметили у ребёнка один или несколько симптомов, самостоятельно решать проблему лучше не пытаться, а сразу проконсультироваться с детским психологом. Каждый день промедления — это упущенное время, а в некоторых случаях именно эти несколько недель или месяцев становятся точкой невозврата, когда максимально избавить от страха ребёнка уже не получится.

Многие дети перерастают страх и во взрослом возрасте даже не помнят, что когда-то боялись кошек или собак

Процесс работы малыша и психолога может быть долгим, однако это намного лучше, чем оставить кроху наедине со своими тревогами и способствовать усугублению ситуации. Все зависит от родителей, которые должны адекватно оценить психологическое состояние ребёнка и не бояться идти за помощью к врачу. Многие дети успешно справляются со своими страхами и в будущем даже не помнят, что когда-то боялись домашних питомцев.

Хорошие результаты показывает и канистерапия — нетрадиционная методика, которая направлена на лечение людей с помощью специально отобранных и обученных собак. Она разработана для пациентов с психологическими отклонениями и нарушениями в работе нервной системы. Для детей, которые испытывают страх перед животными, канитерапия является отличным вариантом, т.к. помогает ребёнку справиться со стойким эмоциональным порогом — боязнью и паникой. В некоторых случаях достаточно нескольких сеансов, другим детям потребуется больше времени, но эффект обязательно будет.

Видео в помощь родителям

Что делать, чтобы помочь малышу не бояться: опыт родителей

Я сама панически боюсь собак диких, и боюсь когда лают собаки, даже домашние (не знаю, и мама моя не помнит, откуда взялось) но я вам точно могу сказать — я помню свои детские ощущения паники и жуткого страха (сердце из груди выскакивает) перед собаками и кошками (тогда я и их боялась) — надо как-то на самом деле с психологом это разрулить, а то будет как я всю жизнь их бояться. Слышала о хорошей методике когда психологи работают с детками с песком — узнайте об этом поподробнее. Говорят страхи снимает хорошо.

sunnylana

Вы знаете, пробуйте эту ситуацию проигрывать с ребёнком на игрушках. Например: вот пошли мама с дочкой Аней погулять (берете 2 куклы), описывайте чем занимаетесь на улице и как вам весело. Потом они встретили собачку, (опишите какая ласковая и добрая собачка, придумайте имя, опишите как будете с ней играть) и т.. детально обыгрывайте с ребёнком. Не старайтесь отвлечь и забыть, наоборот, дайте понять ребёнку, что не стоит их бояться. Потребуется время, минимум неделя, 2 недели пока ребёнок сам научится играть в вашу игру и успокоится. Будьте настойчивы и внимательны. Это очень помогает. В любых других ситуация подобного рода, обыгрывайте. Сходите на пару консультаций, это прежде всего вас успокоит. Вы будете знать что делать. успехов.

Есть такие курсы, называются канистерапия. Их применяют при серьёзных неврологических проблемах типа аутизма, ДЦП и т.д. для общего развития. И так же как раз к деткам, которые боятся собак. Попробуйте узнать, есть ли они в вашем городе. У меня у знакомой была такая же проблема. После 5–7 сеансов страх полностью ушёл, появилось абсолютно адекватное отношение. Т.е. и на шею незнакомым собакам не бросается, но и в панику не впадает. А уж с овчаркой с этих курсов каких только фоток не наделали) И в обнимку, и верхом) Хотя поначалу даже в комнату с собакой наотрез не заходил ребёнок.

ТанИюль

Я боялась собак также как и ваша дочь, до истерики и посинения. Ни уговоры мамы, ни её объяснения меня не переубеждали. Мне на День рождения дед принёс маленького щенка, меня как сейчас помню, выводили уговорами из комнаты и ласково просили взять щенка на руки. Я себя переборола и взяла его. Привыкала, кормила, за неделю мой страх перед любыми собаками прошёл. Так что я за приобретения собаки.

galaktina

Никакой самодеятельности. Даже с наилучшими друзьями и их добрым и адекватным псом. Никакого форсирования событий типа «ну подойди, ну погладь, ну не бойся, она не кусачая». Оставьте ребёнка в покое. Работа со специалистом и маме и ребёнку. Ребёнку — чтобы пережить ситуацию. Маме — чтобы правильно себя вести в подобных ситуациях.И канистерапия в помощь. Это специальные группы людей и собак, которые точно знают, что делают, как и зачем.

Счастливый Вареник

Помощь с этой проблемой в большинстве своём зависит от действия родителей. Ведь ребёнок не может самостоятельно принимать такие решения, как поход к специалисту или покупка щенка, котёнка. Терпение со стороны взрослых, а главное — желание помочь своему чаду, основные критерии успеха. Медики настаивают, что не стоит затягивать время и списывать всё на возраст малыша: маленький, значит перерастёт. В некоторых ситуациях по мере взросления проблема только увеличивается и перерастает в настоящую фобию. Поэтому совместная работа ребёнка, мамы и папы, психолога и животных поможет справиться со страхом.

Вам понравился материал? Оцените, пожалуйста!

Ребенок боится собаки. Что делать?

Ребенок боится собаки.

Что делать?

Итак, первое – разговариваем с ребенком о том, что случилось.

Многие родители делают наоборот: ограждая ребёнка от переживаний, ни словом не напоминают о той неприятности, в которую он попал. А надо всколыхнуть эмоции, взбудоражить, чтобы снова прочувствовать тот момент. Да, это не очень приятно, зато полезно: мы же не хотим, чтобы вредности затаились, остались как смутные страхи и мешали в дальнейшем жить. Мы приучаем к культуре детей, и едва ли не первая заповедь, которая внушается детям: не шуми. А мальчикам ещё и классическое: «стыдно бояться…». В результате они замыкаются, и «зажимают» свои настоящие чувства. Сейчас ваша задача – эти чувства освободить. Помочь ребёнку выпустить их на свободу.

Расспросите. Словесный поток, как поток речной, уносит и панику, и испуг, и «застрявшие» стрессы. Он вымывает из глубины, из самого подсознания камушки, галечки (и даже булыжники) стрессорных факторов.

Пусть мальчик жалуется, хнычет, жестикулирует, пусть покажет наглядно, как было дело – слушайте всё и сочувствуйте. (Не жалеете: «ах, мой бедный – несчастный…», а присоединяетесь к его чувствам: «да, я понимаю тебя…»).

Сколько слушать и сколько рассказывать? Пока ребёнок не выговорится как следует. И будет правильно, если потом он расскажет о том же ещё раз: маме, папе, бабушке, дедушке… близким людям, которые смогут сочувственно и внимательно слушать его.

В общем, позвольте ребёнку как следует побояться.

НО! каждый раз такие рассказы и слушания должны заканчиваться чем-то оптимистичным. Это поможет ребенку посмотреть на старое, неприятное, с новой точки зрения, более жизнерадостно и конструктивно. Позвольте ребёнку как следует побояться, рассказывая маме (и всем-всем своим) «Как меня почти укусила собачка и я её почти не испугался». Мягкий юмор, которым постепенно окрасится его рассказ (и его переживания) – это тот идеал, к которому надо стремиться. Снизить весомость страха помогает переключение. Стоит переключить мысли ребёнка с «ой-оёй-ёй. » на что-то другое, интересное-любопытное – и страх уменьшается. Просто потому, что его не лелеют: не до того.

Разберите эту ситуацию как можно подробнее: поговорите о том, что же произошло и почему с ним случилось такое. Обсуждение ситуации очень полезно: это тот опыт, который ему очень и очень пригодится в будущем. Это формирование новых моделей поведения. Ребёнок должен понять, где он ошибся, когда повёл себя так, а где не так, что можно было бы сделать, чтобы дело обошлось без нервотрёпки. И даже если всего он не сумеет понять (в силу возраста), даром такие беседы не пропадут. Вы вместе учитесь смотреть на ошибки как на полезные жизненные уроки – ценнейшая привычка оптимистичных и успешных людей. Что делать, если ребёнок ещё не умеет правильно и последовательно выражать свои мысли словами? если говорить не умеет? Рассказывайте за него. Доброжелательно и неспешно, обращаясь к нему, задавая вопросы, побуждая думать и говорить.

Найдите, за что похвалить («Ты держишься молодцом», «мне нравится, что…», – и скажите, что нравится). Это поднимет самооценку. Ваше уважение и ваша похвала покажут ему, что в жизни всё бывает, бывают и неприятности, но ничего в том ужасного нет.

Объясните, как себя надо вести себя при встрече с собакой.

Почему нельзя? «Да потому, дорогой мой, что у собаки четыре лапы, а у тебя только две. К тому же у неё врождённый инстинкт охотника: всё. что убегает, надо догнать и схватить. Посмотри, например, как она собаки за кошками гоняются. Но кошки, как птички, взлетают от них на деревья… Ты тоже можешь залезть? Конечно же, можешь, но.. но скорость не так. Кошке когти помогут вцепиться и прыгнуть, птица на крыльях взлетит, а ты человек, ты думать умеешь. давай-ка подумаем, что надо делать…».

Увидел «не ту» собаку – замри на месте.Стой и говори про себя: «Собака идёт по своим делам, до меня ей нет никакого дела».

Убедитесь, что ребёнок вас понял, спросите его через некоторое время и как бы между делом:

– Один человек идёт медленно, другой бежит. На кого собака скорее обратит внимание (и даже может облаять?).

– А если ты бежишь, а пёс тобой заинтересовался (и даже тявкнул), что надо сделать? Правильно, пойти спокойным шагом или вообще остановиться.

Собаки (как и некоторые другие животные) умеют чувствовать страх. А страх – он невкусно пахнет. Так что на того, кто их боится, собаки всегда реагируют сильнее и агрессивнее. А ещё собаки чувствуют сердитость и злость, и на того, кто злой, тоже сердятся. Почему? потому что они считают, что злятся на них. Ты можешь сердиться на Сашку, который сломал твой грузовик, а собака подумает, что на неё. И на всякий случай облает (А что, надо же ей защищаться, особенно если она уличная, у нее нет мощного защитника в лице хозяина и приходится все делать своими собственными лапами!).

Не смотри пристально на собаку.

Такой пристальный взгляд животное воспринимает как прямую угрозу.

Поясните, что такое «пристальный взгляд». Это – долгий, внимательный, в упор, когда не отводишь взгляда. Покажите ребёнку, что такое пристальный взгляд, пусть он вам покажет. потренируйтесь, как лучше смотреть (и даже – как отводить свой взгляд).

Вовлекайте ребёнка в беседу (так лучше всё запоминается и усваивается и по полочкам в голове раскладывается).

Спросите и обсудите вопрос, почему нельзя перед носом животного махать, например, руками. А тем более – палкой, веткой, бутербродом. Расскажите про печальный собачий опыт, когда их бьют, швыряют камнями – и ребёнок поймёт, что не надо собаку с толку сбивать.

Не прикасайся без спроса. Есть животные, которые не любят, чтобы их гладили чужие, не хозяйские руки. Да и потом, если тебя будут трогать, гладить там по головке все, кто захочет, без твоего разрешения, тебе это понравится, а?

Тренируйтесь. Собаки на твёрдый голос хорошо реагируют: предпочитают не связываться. Научите ребёнка звучно и строго говорить «фу!». Это не так и просто: твёрдо и строго, без дрожи в голосе, сказать «фу!». Потренируйтесь как следует. Уже сама репетиция «фуканья» доставит ребёнку удовольствие, а значит, и мысли его начнут приобретать другой настрой.

Приучайте постепенно, пользуясь случаем

Познакомьте поближе с какой-то спокойной собакой. Желательно – с крупной, из добродушных пород. Например, с лабрадором или сербернаром или просто с такой, которую вы сами знаете хорошо. (Мелкие собачки очаровательны, но обычно такие тявкалки и вертушки, так лезут под руку, что могут ребёнка ещё больше перепугать). Принцип знакомства прост: сначала смотрите издалека, потом поближе, потом ещё поближе… Однажды ребёнок захочет к ней прикоснуться… погладить… поговорить…

Все эти встречи у ребёнка должны быть связаны только с приятными чувствами и приятными ассоциациями. Он любуется издали на собаку, а вы даёте ему, например, шоколадку и лакомитесь, и разговариваете неспешно. Про то, как собака себя ведёт, что там вынюхивает, какие красивые уши, а «хвост-то как виляет, смотри!».

Расскажите об особенностях этих животных. О том, какой чуткий нюх, о том, почему собаку называют верным другом, расскажите с собаках – спасателях, о их верности, преданности… Может, ребёнок собак и не полюбит, но он будет их уважать. И это – тоже залог его правильного поведения. А главное, таким образом вы переведёте внимание с “я боюсь” на “мне интересно”.

Рассказывайте. Неназойливо, между делом, когда вы вместе и не торопитесь никуда, заведите разговор о животных. Расскажите о том, что с вами случалось в детстве, с кем из зверей вы дружили.

Читайте. Есть прекрасные книги, где не только рассказывается о животных, но (это важно) ещё и о том, как с ними дружиться, и как правильно вести себя с ними, чтобы дружба хорошая получилась.

Смотрите. Есть прекрасные фильмы, и художественные, и научно – популярные, о животных, в частности, о собаках и кошках. Зримые картинки прекрасно запоминаются, тут даже ваши комментарии не нужны: животные – умные, добрые, верные – сами покажут ребёнку, за что их стоит ценить и любить.

Играйте. Прожить ситуацию на игровом уровне – для детворы почти то же самое, что и на уровне реальном. Ведь дома есть игрушечные собачки? берите в руки и – Поиграйте, как ваше солнышко с собакою встретилось. Как объясняло другой игрушке (или вам, а то вы «забыли») правила правильного поведения с животными. Любую ситуацию можно и нужно с малышом проиграть. Да и с теми детьми, кто постарше, пройти на игровом уровне – это и познакомиться заранее с ситуацией, и освоить тактику поведения.

Сочините свою историю – сказку. Сказки всегда помогают, даже если ребёнок вырос, даже если совсем большой. У сказок есть удивительное свойство: они неназойливо пробираются в подсознание, и оттуда, из глубины, начинают свою целительную работу.

Что делать точно НЕ надо.

Это только усилит страх + заставит думать ребёнка о себе как об отъявленном трусе, что тоже, сам понимаете, храбрости ему не прибавит.

* Упрекать, критиковать или твердить «не боись». Будете твердить «не бойся! не бойся!», а услышит подсознание: «бойся! бойся!», и выйдет: «Ужасно боюсь!»

* Делать что-то насильно. Насильно заставляют познакомиться, погладить, например, ту же маленькую собачку.

* Запугивать ребенка « вот придет собачка, она тебя укусит, если ты меня не будешь слушаться» – большая часть страхов перед собаками спровоцирована такими пугалками, которые до сих пор внушают детям многие.

* Бояться самим. Если родители сами боятся (не любят, презирают, брезгуют), и сын, и дочка, вполне вероятно, этим же заразятся.

Главное, не торопить ребенка и набраться терпения.

Развитие физической силы у детей

  • Зачем ребенку нужно развивать силу
  • Развитие силы у дошкольников
  • Развитие силовых способностей у детей младшего школьного возраста
  • Упражнения на силу для старших школьников

Спорт – это важная составляющая общего развития ребенка. Физические упражнения помогают укрепить здоровье, повысить самооценку, развивать волевые качества. Как утверждают медики, благодаря регулярным силовым тренировкам ребенок становится более дисциплинированным, быстрее развиваются его интеллектуальные способности.

Дети, которые с детства занимаются спортом, быстрее адаптируются в обществе. Они выносливые, им легче поддерживать общую активность, ходить на прогулки, в походы, заниматься в школе. Упражнения для развития силы мышц нужны всем детям, у которых нет медицинских ограничений для них. Главное подобрать подходящий комплекс и правильно спланировать нагрузки.

Зачем ребенку нужно развивать силу

Согласно исследованиям, среди детей о 7 лет здоровыми считаются не более 15% из них. Физическое воспитание необходимо для гармоничного развития ребенка. При регулярных тренировках он становится здоровым, жизнерадостным, сильным, устойчивым к стрессовым ситуациям. Только во время занятий нужно учитывать психологические и физиологические параметры ребенка, только тогда они принесут пользу.

Развитие силы помогает решить много задач:

• Оздоровить организм.
• Повысить иммунитет, чтобы организм мог противостоять инфекциям и различным негативным факторам.
• Повышает работоспособность.
• Укрепляет мускулатуру всех систем организма.
• Вырабатывает правильную осанку.
• Укрепляет связочно-суставный аппарат.
• Формирует двигательные умения.
• Воспитывает силу, ловкость, скорость, выносливость.
• Развивает равновесие, совершенствует координацию движений.
• Воспитывает дисциплину, силу воли, организованность, отзывчивость, самостоятельность, честность.
• Пополняется словарный запас.
• Активирует память, мышление, воображение, творческое начало.

Родителям важно знать, что именно благодаря физическому воспитанию (в том числе силовому развитию) формируется характер ребенка и его отношение к миру. Спорт поможет воспитать здорового, физически сильного, смелого, настойчивого, трудолюбивого человека, который умеет видеть все прекрасное.

Занятия для развития силы не должны превращаться в тренировки на результат. Чтобы этого не случилось, нужно учитывать рекомендации учителей физкультуры или опытных тренеров.

Обычно дети нуждаются в развитии силы, если у них ослаблены мышцы, тонус мышц и сухожилий нестабильный, есть проблемы с координацией при повышенной активности. Но даже при отсутствии подобных проблем занятия спортом полезны, так как они повышают тонус организма и улучшают настроение.

Но перед занятиями рекомендуется проконсультироваться с врачом, который поможет подобрать интенсивность нагрузок и режим тренировок.

Развитие силы у дошкольников

Детей от 3 до 6 лет нужно мотивировать, чтобы занятия приносили ему удовольствие. Чтобы увлечь малыша, проводите тренировки в игровой форме, чтобы он не потерял интерес и достигнул определенных результатов.

Развитие силы у детей дошкольного возраста проводиться с помощью следующих игр и упражнений:

1. Ловкая обезьянка. Это упражнение рекомендуется проводить на детской площадке или дома, если у вас есть специальная стенка. Предложите малышу ухватиться руками за решетку и пройти ее. Он должен раскачиваться, чтобы ухватиться за соседнюю балку. Это упражнение развивает координацию, укрепляет мышцы торса, повышает выносливость. Сначала пусть ребенок пройдет столько решеток, сколько сможет, но постепенно приучите его проходить ее полностью без остановки. Обязательно стойте рядом с малышом, чтобы подхватить его, если он сорвется.

2. Тачка. Это групповое занятие, его можно проводить в детском саду или дома. Ребенок упирается руками в пол, сзади садится другой малыш или родитель, берет его за ноги, и он начинает идти на руках. Следите, чтобы верхняя часть тела была ровной, без прогибов. Если упражнение выполняют дети, то потом они меняются местами. Это упражнение укрепляет мышцы груди и трицепсы.

3. Канатоходец. Проложите канат на траве или на полу, но не натягивайте его. Сначала пусть ребенок научится ходить просто на полу по веревке. Чтобы малышу было интереснее, пусть представит, что он циркач, который идет по высоте или переходит реку. Потом задание можно усложнить, для этого поставьте посередине каната бутылку, чтобы он дошел до нее, поднял и пошел дальше. Повторяйте упражнение, пока он не научится уверенно ходить по ровной линии.

4. Упражнения с мячом:

• Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, мяч у груди, руки согнуты. Затем он резко и с силой толкает мяч от себя двумя руками.
• Исходное положение то же, мяч в руках внизу. По команде воспитателя малыш бросает мяч через голову.

5. Упражнения с длинным шестом:

• Ребенок сидит, держит двумя руками шест. Потом он ложится и опять встает, не опуская шест.
• Малыш сидит, держит шест в правой руке. Потом он поднимает руку, перехватывает снаряд левой рукой, опускает вниз, опять понимает левой рукой, перехватывает правой и возвращается в исходное положение.

6. Возьми флажок. Дети выстроились в ряд, напротив каждого из них (2 – 2.5 м) лежат флажки. По сигналу они начинают прыгать к ним по слова воспитателя: «Прыг – скок, прыг – скок, вот он твой флажок». Побеждает тот ребенок, который первый поднял флажок.

7. Упражнения без предметов:

• Ребенок стоит на коленях, опирается руками о пол, потом он сгибает руки и выпрямляет, имитируя отжимания.
• Малыш поднимает руки, машет ими несколько раз на протяжении 3 – 5 секунд, а потом отдыхает.
• Дети стоят по парам, держатся за руки, а их ноги прикасаются пальцами. Один ребенок приседает, а второй удерживает его. Потом приседает второй малыш, а первый его держит.

Существует еще много упражнений на развитие разных групп мышц. Чтобы взбодрить малыша во время тренировки, включите музыку или проводите ее в игровой форме.

Развитие силовых способностей у детей младшего школьного возраста

Мышечная сила – это важное физическое качество, с помощью которого ребенок учится преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредство мышечного напряжения. Развитие силы у детей младшего школьного возраста происходит во время выполнения специальных упражнений. Они помогают совершенствовать способность мускулатуры к максимальному сокращению в разных условиях.

Если родители проводят занятия дома, то им необходимо элементарное спортивное снаряжение: гантели с минимальным весом, эспандеры. При парных занятиях для развития силы используется масса тела партнера: сгибания, разгибания в упоре, приседания с партнером, броски набивных мячей и т. д.

Методы развития силы у дошкольников:

• Метод максимальных усилий. Ребенок преодолевает максимальное сопротивление, например, поднимает тяжелые гантели. Это способ дает быстрый прирост силы, однако для начинающих детей его не рекомендуется применять.

• Метод непредельных усилий. Ребенок поднимает небольшой вес большое количество раз. Степень мышечного напряжения по мере утомления приближается к максимальному.

• Метод динамических усилий. Максимальное напряжение создается во время работы со снаряжением небольшого веса, но с максимальной скоростью.

• Ударный метод. Ребенок выполняет упражнения, мгновенно преодолевая сопротивление, например, прыгает с возвышения высотой 45 см и сразу выпрыгивает вверх или в длину. Это приводит к тому, что мышцы быстро растягиваются, а потом мощно сокращаются.

• Метод статических усилий. Школьник выполняет силовые упражнения, во время которых его мышцы не меняются, суставы не двигаются, он просто фиксируется в одной позе на некоторое время. Подобные занятия развивают выносливость, повышают тонус, укрепляют мышцы, увеличивают их в объеме.

• Статодинамический метод. Во время тренировок сочетаются динамические и статические упражнения.

• Метод круговой тренировки. Занятия построены так, что с каждой новой серией работают разные группы мышц.

• Игровой метод. Тренировки проводятся в игровой форме.

Для развития силы проводят упражнения с разборными гантелями, гирями, набивными мячами и другим спортивным снаряжением. Во время тренировки ребенок должен удерживать собственный вес или вес партнера. Также во время занятий применяются детские тренажерные устройства, например, эспандер, силовая скамья, гимнастическая стенка. Очень полезно развивать силу на свежем воздухе: бег, прыжки по рыхлому песку, бег в гору, против ветра и т. д. Для этой цели используют игровые задания или подвижные игры: перетягивание каната метание набивного мяча, игра «Всадники», «Переноска мячей» и т. д.

Для развития силы у детей среднего школьного возраста применяют такие же методы и средства. Единственное отличие в том, что постепенно нагрузка на мышцы увеличивается.

Все эти упражнения помогают увеличить силовые возможности дошкольников. Главное правильно подобрать комплекс в соответствии с возрастом малыша.

Упражнения на силу для старших школьников

Во время развития силы у детей старшего школьного возраста тоже применяют упражнения со спортивным снаряжением, весом собственного тела или тела партнера. Для тренировок используют набивные мячи, гантели, резиновые и пружинные амортизаторы, гири, штангу. Чтобы занятия принесли пользу, важно правильно подобрать вес снаряжения и рационально распределить нагрузку. Во время физической деятельности рекомендуется использовать отягощение, которое подросток может поднять 15 – 20 раз подряд. Со временем нагрузку можно увеличить, тогда нужно подобрать спортивный снаряд, который школьник сможет поднят 6 – 10 раз.

Статические упражнения выбирают так, чтобы во время выполнения напрягались разные группы мышц. Поначалу длительность упражнения должна составлять 6 – 7 секунд, постепенно это время увеличивают.

Упражнения для развития силы у старших школьников:

1. Для мышц ног и таза:

• Ходьба на носках, пятках, внешнем крае стопы.
• Сгибание, разгибание стопы, круговые движения стопой внутрь и наружу.
• Пружинящие покачивания на носках.
• Из полуприседа перекатывание на ступнях вправо и влево, круговые движения коленями.
• Из основной стойки опускание на колени и возвращение в исходное положение без рук.
• Пружинящие движения в приседе.
• Приседание на одной ноге с опорой и без.
• Выпады вперед, назад, в сторону на месте и с продвижением.
• Ходьба в полуприседе и приседе.
• Прыжки на месте и с продвижением на двух ногах (ноги вместе, врозь, накрест), на одной ноге, чередование прыжков на одной, двух ногах, прыжки в полуприседе и приседе.
• Парные упражнения с партнером.

2. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса:

• Дети стоят лицом друг к другу, упираются ладонями о ладони партнера, они попеременно и одновременно сгибают, и разгибают руки с сопротивлением. Это упражнение можно выполнять, когда один из партнеров находиться в положении лежа.
• Из разных исходных положений, держась за руки, дети делают движения верхними конечностями вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, преодолевая сопротивление.
• Сгибание и разгибание рук в стойке на руках с помощью партнера.
• Дети стоят лицом друг к другу, держат гимнастическую палку на вытянутых руках. Они перетягивают снаряд, сгибая руки, поднимают, опускают, выкручивают палку, преодолевая сопротивление партнера.

3. Упражнения для мышц туловища и шеи:

• Стоя, лежа, сидя дети сгибают, разгибают ноги в тазобедренных суставах, преодолевая сопротивление партнера. Потом выполняется то же упражнение, только партнер оказывает сопротивление, удерживая выполняющего за шею.
• Фиксация в разных положениях: наклон вперед с прогибом, горизонтальное положение лежа на бедрах на гимнастической скамейке лицом вверх и вниз, наклон в сторону, сед под углом на полу и т. д. Задание можно усложнить, тогда ребенок будет преодолевать сопротивление партнера, который будет создавать различные нагрузки.

4. Упражнения для мышц ног и таза:

• Стоя на одной ноге, лежа на спине школьник сгибает, разгибает стопы, преодолевая сопротивление партнера, который удерживает стопу руками.
• Сидя лицом друг к другу, упираясь стопами согнутых ног и держась за руки, дети поочередно одновременно разгибают и сгибают ноги.
• Стоя спиной друг к другу, держась за руки, опускание на пол и возвращение в исходную позицию.
• Ребенок стоит на коленях, партнер прижимает руками его стопы к полу, а он выполняет наклоны вперед, увеличивая угол между бедрами и голенями, затем возвращается в исходное положение.

Также школьникам полезно заниматься на брусьях, низких и высоких перекладинах, гимнастическом коне и т. д. При этом важно так планировать занятия, чтобы развивать основные группы мышц: шеи, плеч, рук, спины, брюшного пресса, ног.

Как видите, физические упражнения для развития силы очень важны для детей. Такие занятия не только укрепляют основные группы мышц, но и помогают ребенку быстрее адаптироваться ко взрослой жизни. Главное правильно дозировать нагрузки и контролировать физическую деятельность. Малышам больше подойдут игровые занятия, а детям постарше – комплексные силовые тренировки.

Развитие физических качеств у детей

Физическое воспитание – базовый существенный раздел всестороннего развития ребенка. Начальные 7 лет жизни человека характеризуются тесной связью общего воспитания с моторным. В дошкольном периоде у детей созревают основы восприятия спорта и собственного самочувствия.

Занятия спортом обеспечивают гармоничный обмен веществ, удовлетворительное состояние сердечно-сосудистой, нервной и других систем в организме. Особенности развития физических качеств у дошкольников состоят в том, что это самый гибкий и чувствительный период жизни для привития правильного восприятия спорта. Развиваясь физически, дети познают мир.

Важность и способы развития физических качеств у детей школьного возраста и дошкольников
Физические качества — это ассортимент моторных навыков, уровень воспитания способности к спорту. К таким показателям качествам причисляются: скорость, сила, изворотливость, гибкость тела и выносливость.

Развитие физических качеств у детей дошкольников должно предусматривать особенности организма:

  • степень выносливости;
  • уровень трудоспособности;
  • желание, интересы и предпочтения детей;
  • игровой вид деятельности.

Сенситивные периоды развития физических качеств — дошкольный и начальный школьный возраст. В это время нервная система наиболее пластична. Характерно легкое и скорое образование новых условных связей, быстрая перестройка условно-рефлекторных связей. Эту особенность рекомендуется учитывать в воспитании двигательных способностей детей. Обратная сторона заключается в организме дошкольника и раннего школьника, который пока еще слабо противоборствует негативным обстоятельствам внешнего мира. Дети данной возрастной группы чаще страдают от желудочно-кишечных патологий, вирусных и иных недугов.

Уровень физической подготовки выявляется в соответствии со степенью развития у детей моторных навыков: быстроты, ловкости, гибкости и т.д. Рассмотрим станоавление каждого показателя по отдельности.

Быстрота

Под быстротой подразумевается умение детей выполнять упражнение за минимальный промежуток времени. Вырабатывание быстроты происходит в процессе овладения примитивными типами движений. К примеру, проведение игр с ускорением: ходьба или бег с плавным наращиванием темпа, задача добежать до назначенного места за наименьшее количество времени. Результативны задания с варьированием резвости движений — начиная с неторопливого бега и заканчивая самым скорым. Полезны упражнения по бегу с ускорением по ровной полосе и по диагонали. Важно выполнять задания в разном темпе. Быстрота выявляется по секундам, за которые ребенок пробежал расстояние в 10 метров.

Нельзя забывать, что все упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста должны проходить в игровой форме.

Ловкость

Ловкость — умение человека преобразовывать знакомые двигательные акты, подстраиваясь под резко меняющиеся условия. Это качество вырабатывается у детей одновременно со становлением координации и согласованностью действий. Stiklo pertvaros, turėklai, stogeliai, terasų stiklinimas ir stogai, laiptai, grindys, sulankstomos stiklinės durys ir stiklo konstrukcijos . Воспитание ловкости базируется на следующих занятиях:

  • маневренные игры, в которых нужно быстро перестраиваться от одних действий к другим, предварительно не предусмотренным;
  • игры, в которых требуется быстрое решение двигательных задач, согласованных с действиями других участников соревнования;
  • бег между различными объектами, подъемы на лыжах вверх и спуск вниз и т.д.;
  • использование разнообразного инвентаря в двигательных коллективных соревнованиях.

Для формирования ловкости актуальны игры в стиле: взять игрушку, побежать и положить ее на стол, затем вернуться за другой игрушкой и прибежать с ней к первой.

Бег с барьерами: предлагается обежать 7 объектов на стуле, дистанция между которыми не менее одного метра. Интервал от одного флажка к другому – полтора метра, сплошная дистанция — десять метров.

Гибкость

Гибкость — это возможность отдельных участков тела досягать максимального размаха в необходимом направлении. Описанное качество зависит от состояния позвоночного столба, суставов, растяжимости мышечной ткани. В дошкольном возрасте двигательный аппарат характеризуется максимальной гибкостью.

Задача воспитателя — сохранить такую природную гибкость.

Актуальным становится упражнение «наклон вперед в положении сидя». Ребенок, сидя на скамейке, вытягивает руки перед собой, при этом удерживая позвоночник в вертикальном положении. Затем необходимо наклониться вперед всем телом. Фиксируется показатель величины наклона. Текущее упражнение рекомендуется выполнять сначала с неполной амплитудой — например, сделать 2-3 неполных наклона.

Выносливость

Выносливость — уровень умения детей в течение длительного времени выполнять упражнения определенной сложности. Для формирования данного качества требуется многократное повторение одной и той же физической задачи. Дошкольникам это не всегда легко сделать — они устают от однообразных игр, им становится скучно и неинтересно. Поэтому допускается использование разных, но похожих игр, чередуя их между собой.

Отлично подходят задания с циклическим характером: аэробика, гребля, лыжи, ролики или коньки, велосипедный спорт.

Сила — уровень навыка напряжения мышц. Вырабатывание у детей силы осуществляется увеличением веса объектов, используемых в упражнениях. Актуальны тренировки с наполненными мячиками, мешочками с сыпучими материалами. Парные соревнования базируются на преодолении сопротивления партнера. Массу и тяжесть используемого инвентаря необходимо увеличивать постепенно.

Развитие физических качеств у детей школьного возраста и дошкольников должно осуществляться специалистом со знаниями в данной сфере и творческим подходом. Необходимо умение правильно организовать процесс моторного воспитания и обучения. Поэтому родителям рекомендуется задуматься о том, чтобы отдать свое чадо на специальный кружок физического развития.

Особенности развития физических качеств у младших школьников

Установлено, что наибольший эффект в развитии физических качеств достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для данной способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных физических способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возрастные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее.

Возрастной интервал от 6,5 до 10 лет объединяет школьников начальной школы. Этот период протекает с сокращением скорости роста в длину (лишь на 2-3 см в год), появлением избыточного веса, происходит снижение интенсивности обменных процессов, частоты сокращения сердца и дыхания в покое, возрастает величина ударного объёма сердца и резервных объёмов дыхания, завершается определённый этап формирования двигательного качества – ловкости, хотя, с другой стороны, они ещё далеко не достигают максимальных показателей быстроты (частоты повторений) в простейших движениях, их абсолютная и относительная сила сравнительно невелика. Физиологические функции стремительно развиваются, но во многом отличаются от окончательного, взрослого уровня. Объём выполняемой работы до появления признаков утомления составляет 40 кДж, а у взрослого в 40 раз больше. У них высоки ежедневные энергозатраты, остаётся недостаточно зрелой система регулирующих механизмов организма (нервных и эндокринных). Любое напряжение организма в этот период всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цена адаптации к изменению внешних условий особенно велика. В период от 6-7 до 9-10 лет изменяются структура и функции мозга, его адаптационные возможности.

Дети, принадлежащие к данной возрастной категории, отличаются повышенной сенситивностью к факторам среды и особо нуждаются в индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом их возрастно-половых особенностей и индивидуальных свойств ЦНС.

Сенситивные периоды развития физических способностей у детей
(по А.П.Матвееву)

На рис. 1 приведены периоды интенсивного развития отдельных физических способностей у детей. Видно, что каждая из них имеет свой сенситивный период. Временные границы этих периодов у мальчиков и девочек неодинаковы. Обычно на момент начала интенсивного развития большинства способностей девочки обгоняют мальчиков на 1-2 года.

Необходимо отметить, что в научно-методической литературе у различных авторов можно встретить различные сенситивные периоды развития той или иной способности. Подобные различия могут быть обусловлены применением неодинаковых тестов для измерения какой-либо способности, использованием различных подходов и формул для определения прироста показателей физических способностей, неоднородностью обследуемой выборки испытуемых и т.п.

Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.

К координационным способностям относятся точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движения, ориентирования в пространстве.

Кондиционные способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость.

Собственно силовые способности начинают развиваться у девочек с 10-11 лет , а у мальчиков только с 13-14 лет.

В настоящее время для характеристики двигательных возможностей человека используют термины “физические способности” и “физические качества”.

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

Физические качества – сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые. Скоростные, скоростно-силовые и временные характеристики движения учащихся.

Физические качества, по существу, являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Физические качества органически связаны с физическими способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях.

В настоящее время принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые(сила), скоростные(быстрота), координационные (ловкость и равновесие), выносливость, гибкость.

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам посредством мышечных усилий и напряжений. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду — при метаниях, собственному телу — при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику.

Характеризуется: килограммы – оценивается абсолютная сила без учета собственного веса и относительная сила – абсолютная сила, деленная на вес человека.

Средства развития: упражнения с повышенной сопротивляемостью.Они делятся на две группы:

  • упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (например, набивные мячи), противодействие партнера, игры с перетягиванием, сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.), метание и толкание мячей.
  • упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, упражнения в висах, упорах, лазание по канату).

В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. В младшем и среднем школьном возрасте не следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Упражнения должны иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов. Однако полностью исключать последние не следует, так как, например, упражнения, связанные с сохранением статических поз, полезны для выработки правильной осанки.

Основной задачей силовой подготовки в школе является развитие крупных мышечных групп спины и живота, от которых зависит правильная осанка, а также тех мышечных групп, которые в обычной жизни развиваются слабо (косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.).

Типичными средствами развития силы являются: в 7-9 лет — общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет — общеразвивающие упражнения с небольшими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т.д.

Методы развития: метод серийных упражнений;

  • метод интервальных упражнений.
  • Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный ля данных условий отрезок времени.

    Характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движения.

    Средства развития: упражнения комплексного воздействия: спортивные и подвижные игры, эстафеты, виды единоборств;

  • упражнения, направленные на развитие отдельных компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, стартовая скорость, спурты, скоростная выносливость компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, старт;
  • скоростно-силовые упражнения: метания, прыжки;
  • упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой.
  • Если скоростная работа выполняется на фоне утомления, то развивается скоростная выносливость, а не максимальное проявление быстроты.

    Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.

    При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в младшем школьном возрасте и спортивные игры в среднем и старшем имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту.

    В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т.п.

    Методы развития: повторный;

  • переменный (с варьирующими ускорениями);
  • игровой;
  • соревновательный.
  • Ловкость (координация движений) – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

    Характеризуется: “Координационные возможности (в статике, динамике, равновесии, ориентирование в пространстве, чистота движений в ограниченном пространстве.” (По А.И.Яроцкому)

    Средства развития:Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны.

    • Гимнастические упражнения.
    • Прыжки в длину и высоту.
    • ОРУ с предметами различной формы, массы, объема.
    • Подвижные игры.
    • Совместные упражнения в парах, небольшой группой с мячами, гимнастическими палками, скакалками.
    • Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, встать, лечь).
    • Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
    • Любые физические упражнения, выполняемые в различных сочетаниях, представляющих элементы координационной трудности.

    Методы развития: соревновательный;

  • метод повторных упражнений;
  • игровой.
  • Развитие равновесия – еще один путь развития координированности человека.

    Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполненияразнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

    Существует два способа развития этой способности: 1) упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре; 2) упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями.

    Методы развития: метод повторных упражнений;

  • метод интервальных упражнений.
  • В младшем школьном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Школьники младшего возраста очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация. В младшем и среднем школьном возрасте сравнительно легко развивается способность поддерживать равновесие тела, усиленно развивается точность движений (способность дифференцирования и воспроизведения пространственных, силовых и временных параметров движений). В дальнейшем в связи с наступлением периода полового созревания происходит либо замедление, либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество.

    Выносливость – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности, способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности.

    Характеризуется временем, в течение которого человек выполняет физическую работу.

    Средства развития: физические упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые продолжительное время:

    • циклические упражнения: бег, ходьба,чередование ходьбы и бега в различном темпе,ходьба на лыжах в переменном темпе;
    • подвижные игры с повышенной моторной плотностью.

    У младших школьников целесообразно развивать выносливость, прежде всего к работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к анаэробно-гликолитическим возможностям организма.

    Методы развития: метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности;

  • повторных упражнений или более активных упражнений с небольшими интервалами.
  • Различают выносливость общую и специальную.

    Общая выносливость – это способность к непрерывной двигательной деятельности с умеренным напряжением в течение длительного времени (например, ходьба на лыжах).

    Специальная выносливость – выносливость в определенной деятельности:

    • Скоростная выносливость – сочетание быстроты и выносливости (бег на короткую дистанцию), силовая выносливость – сочетание силы и выносливости (многократное выполнение приседаний, подтягиваний).
    • Силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с максимальным напряжением мышц.
    • Скоростно-силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с критической скоростью и максимальным напряжением мышц.

    Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой. Это свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата.

    Характеризуется максимальной амплитудой движения.

    Средства развития: Выполнение упражнений с большой амплитудой, так называемые упражнения в растягивании;

  • Общеразвивающие упражнения с предметами и без;
  • Прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к груди;
  • Упражнения у гимнастической стенки;
  • Глубокие приседания на всей ступне;
  • Наклоны вперед, назад, в стороны;
  • Махи ногами вперед-назад;
  • “Стретчинг” – методика развития гибкости с помощью статических упражнений.
  • Методы развития: Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой и интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения.

  • В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости, поскольку чрезмерное ее повышение ведет к деформации суставов и связок и затем к их “разболтанности”, нарушает осанку и отрицательно сказывается на проявлении других физических способностей. Ее надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечит беспрепятственное выполнение необходимых движений.
  • При развитии гибкости особое внимание следует обратить на увеличение подвижности позвоночника (прежде всего, грудного отдела), тазобедренных и плечевых суставов.
  • К началу выполнения упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреться до появления пота, чтобы избежать мышечных травм; упражнения следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду, причем вначале медленно, потом быстрее.
  • Признаком прекращения упражнений на растягивание является появление сильных мышечных болей и снижение амплитуды движений.
  • Работу по развитию гибкости нужно совместить с развитием силовых качеств, что обеспечит соответствующую соразмерность в их проявлении.
  • Упражнения на гибкость удобно давать занимающимся в виде самостоятельных заданий на дом.
  • В занятиях с детьми доля статических упражнений должна быть меньше, а динамических – больше.
  • Растягивающие упражнения необходимо выполнять по наибольшей амплитуде и при этом резких движений надо избегать.
  • Наибольшее увеличение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9-10 лет, активной в 10-14лет. У девочек наиболее высокие темпы прироста отмечены в 14-15 лет и 16-17 лет, у мальчиков – в 9-10, 13-14 и 15-16 лет. Возраст – 13-15 лет наиболее благоприятны для развития подвижности в различных суставах. У девочек во всех возрастах показатели гибкости на 20-30% выше , чем у мальчиков.
  • Работа над развитием гибкости в младшем и среднем школьном возрасте оказывается в 2 раза более эффективной, чем в старшем. Амплитуда движений уменьшается с возрастом, и повысить уровень развития этого качества уже намного труднее.
  • Ссылка на основную публикацию