Как научить ребенка учиться самостоятельно с удовольствием и желанием ходить в школу

Советы нейропсихолога: как стимулировать ребенка к учебе

Ваш ребенок учится с трудом? Не хочет ходить в школу? Он ленится, и учиться его не заставишь?

Мотивация играет решающую роль при учебе в школе. Ведь, как говорят старые преподаватели, если учитель дает знания на уроке, то это еще не значит, что их берут. Если вы не знаете, как убедить ребенка начать учиться, самое время прислушаться к советам детского нейропсихолога.

Учитывайте возраст ребенка

1. Миллион «почему», или 3-5 лет

Осваивать новые знания дети начинают еще в детском саду. «Почемучек» 3-5 лет интересует каждая мелочь, которую он видит, а потому заставлять его учиться вам не придется. Здесь важно набраться терпения и пытаться удовлетворить любопытство малыша простыми и доступными для его понимания объяснения. Ни в коем случае не игнорируйте и не отвечайте с раздражением в голосе, иначе вы отобьете охоту к учебе и заложите негативный опыт приобретения знаний.

Используйте каждое «почему» как возможность поддержать родительский авторитет, развить мышление, воображение и память ребенка, а также дать ему понимание, что быть любопытным, умным – это здорово!

2. Западня для дошколят, или 5-6 лет

В этом возрасте дети активно готовятся к поступлению в первый класс. Частая ошибка родителей – начинать учить малыша арифметике, письму, чтению, совершенно не принимая во внимание степень зрелости его аналитического мышления и используя сомнительные методики. Из-за высокой перегрузки затормаживается развитие зрительно-моторной координации, ухудшаются способности к концентрации внимания и саморегуляции поведения. В результате ребенок попадает в западню: в последствие он будет с трудом высиживать целый урок, неправильно понимать инструкции к заданиям, начнутся проблемы с дисциплиной и оценками.

Дошколята хотят не столько узнать что-то новое, сколько почувствовать себя успешными, знающими. Если поставить малыша в положение неуспеха, постоянно показывать, что ему далеко до идеала, предъявлять завышенные требования, об учебной мотивации можно забыть. Низкая самооценка, боязнь провала, отсутствие веры в себя, просто не дадут ребенку успешно учиться.

3. Школа начинается, или 7-10 лет

Во время школьных уроков дети постоянно оказываются в ситуациях «не знаю» и «не умею», а потому умение справляться с учебными трудностями являются неотъемлемой частью учебного процесса. Овладение этим умением становится основной задачей в начальной школе.

Как вы можете помочь ребенку? Во-первых, организуйте школьнику удобное рабочее место, где его ничего не будет отвлекать. Во-вторых, оказывайте ему помощь: напомните, что надо сесть за уроки, найдите справочную литературу, разберите вместе условия задачи или подскажите, как нарисовать схему… Это не значит, что вы выполняете за учителя его работу, вы помогаете самостоятельно применять новые знания, поскольку ребенку трудно и даже немного страшно. В-третьих, поддерживайте малыша, замечайте его маленькие успехи, не скупитесь на похвалу. Одно ласковое слово мотивирует намного эффективнее, чем тысячи упреков, угроз и запретов.

Восемь важных советов родителям нерадивых учеников

1. Ставьте реальные цели и конкретные задачи

Ребенок должен четко понимать, что от него требуется. Согласитесь, цель «выучить английский за лето» выглядит расплывчатой и несколько пугающей. Ребенок начнет искать предлоги увильнуть, а от конкретики отказаться уже сложнее. Например, если вы предложите в каждый день летних каникул выполнять несколько упражнений и учить по 5-10 новых слов, эта задача воспринимается ребенком как посильная и необременительная. Он сядет за книги, куда с большим желанием, чем если бы вы его заставили угрозой: «Пока не выучишь двадцать страниц из Бонка, гулять не пойдешь». Разбивайте сложные задачи на много маленьких, и двигайтесь от простого к сложному, вознаграждая ребенка за успешное выполнение каждого этапа.

2. Правильно относитесь к оценкам

Двойка, тройка, четверка и пятерка показывают лишь то, как ребенок справился с конкретным заданием, усвоил или не усвоил тему, но ни в коем случае не характеризуют его как личность. Ориентируйте малыша на индивидуальные достижения, чтобы завтрашняя работа стала лучше, чем та, которую он выполнил вчера. Акцентируйте внимание ребенка на его успехах, на том, чему он успел научиться, помогайте применять новые умения в повседневной жизни, создавайте ситуации, где ребенок снова ощутит себя успешным и знающим.

3. Вспомните, зачем нужно учиться

Вопрос «А зачем нам это нужно?» можно часто услышать от школьников любого возраста. Но если старшеклассники нацелены на поступление, то ребята помладше иногда искренне не понимают, зачем им эта литература или биология. Составьте вместе с ребенком максимально длинный список причин, почему нужно ходить в школу и внимательно слушать учителя.

4. Дайте ощутить ответственность за свою учебу

Постепенно внушите ребенку, что он должен сам отвечать за полученные отметки и качество своих знаний. Не берите под свой тотальный контроль выполнение домашнего задания, не паникуйте из-за внезапных провалов и не спешите выяснять отношения со «злым» учителем. Дайте ребенку понять, что вы всегда рядом и готовы прийти на помощь, но рассчитывать он должен, прежде всего, только на свои силы. Гордость за свою самостоятельность и успех помогут ему двигаться дальше.

5. Идите за интересами ребенка

Распространенная ошибка – заставлять малыша ходить во все кружки подряд, даже если к некоторым из них у него не лежит душа. Не ругайте его, если вчера он еще ходил в художественную школу, а сегодня решил заняться музыкой. Ребенку нравится пробовать новые занятия и искать себя. Наоборот, покажите ему разные интересные занятия, ходите вместе на мастер-классы, научные квесты, фильмы, подкладывайте книги, которые могут его увлечь. Недовольство частой сменой интересов иногда обусловлено довольно высокой ценой необходимого инвентаря: но опять же никто не заставляет вас сразу покупать бас-гитару, когда можно одолжить обычную акустическую у друзей.

6. Отложите кнут, достаньте пряник

Дети довольно вяло реагируют на наказания, ведь они ожидают подобную реакцию родителей на очередную двойку. Конечно, вы должны показать, что плохое поведение или неудовлетворительная оценка вас огорчают, но перегибать палку тоже не нужно. Старайтесь больше хвалить ребенка за любые хорошие результаты. Что это такое? Разносторонние интересы, отсутствие опозданий, примерное поведение, участие в школьных мероприятиях, посещение факультативов. В этом случае учебные обязанности станут ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями: радостью, успешностью, комфортом. Он начнет с удовольствием ходить в школу, ведь его мозг уже сам научится радоваться новым достижениям.

7. Научите видеть позитив в заданных уроках

Покажите наглядно, как сделать скучный предмет захватывающим. Например, необходимо составить доклад по литературе или музыке – помогите найти ребенку, интересную тему, например, история Гарри Поттера или рок-музыки. Не дается геометрия? Зато она изучает красивые фигуры. Плохо запоминаются даты важных сражений? Зато учебник истории похож на захватывающий роман или давай представим, что мы участники этих событий. Ищете больше позитивных моментов, а там подключатся и память, и мышление, и воображение.

8. Научите ребенка любить себя

Введите систему поощрений, приучите ребенка хвалить себя за победы любого масштаба и каждое выполненное дело. Причем награда может выражаться и в обычной словесной похвале, друзей, одноклассников, уважении учителя. Наш мозг устроен так, что если за какие-то действия мы получили поощрение, потом для выполнения этих же или подобных действий автоматически выделяется больше энергии и гормонов счастья, даже если это дело только предстоит сделать!

В школу – с удовольствием!

Екатерина Мануковская психолог, гештальт-терапевт, ведущая тренингов и семинаров, автор книг и статей

  • Краеугольный камень доверия
  • Первый блин комом?

Вы не поверите, но бежать в школу с набитым ранцем, радуясь, что “Сегодня в школу. ” может каждый первоклашка. А рецепт такого чуда прост. Желание, густо замешанное на самостоятельности и доверии. Учтите, что желание несет с собой ваш ребенок. А остальные компоненты требуются от вас. Иначе чуда не получится.

Как сделать так, чтобы ваш ребенок сам:

  • вставал рано утром в школу;
  • собирался в школу, следя за временем, а не ожидая понуканий со стороны взрослых;
  • шел в школу с удовольствием, а не волочился на мамино-папиной руке;
  • приходил в школу вовремя;
  • делал уроки с удовольствием и вовремя;
  • ложился спать в такое время, чтобы выспаться к раннему подъему в школу.

Краеугольный камень доверия

Чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием, вам нужно научиться доверять ему. Соглашусь, что научиться этому непросто. Но доверие лежит в основе любого навыка.

Вам кажется, что вы умнее своих детей? Что вы все знаете, а они маленькие и бестолковые? Вы считаете, что их нужно во всем контролировать? Но тогда каким навыкам вы собираетесь обучить ваше дитя? Ходить по струнке? Выполнять приказы? Спрашивать разрешения по поводу и без?

Этому успешно научит армия. А мы с вами будим учиться доверию. Обратите внимание: учить себя, а не сынулю или дочку. И начнем с. напряжения.

Вы заранее поднимаетесь, чтобы приготовить завтрак. Следите за каждой минутой. Начинаете тормошить малыша, а он. переворачивается на другой бок и снова уходит в мир сна. Ваше напряжение растет. Наконец, вам удается поднять полусонное дитя, отправить его плетущегося в ванную, накормить завтраком, помочь натянуть куртку и ранец. Он спит. Он еще и не проснулся. Поэтому дорога до школы превращается в набор понуканий. Ваше напряжение достигает апогея, когда вы забегаете во школу со вторым звонком, а вам еще нужно переобуться.

Уф! Просто страшные воспоминания какие-то. А теперь ждем, когда же нам эта ситуация надоест? Надоела? Отлично! Приступаем ко второму этапу обучения: задаем вопросы. Сначала себе!

Кому нужна школа и нужна ли? Моему ребенку. Хотя бы потому, что я в своей уже отучилась.
Кто хочет ходить в школу? Он хочет.
Мне его школа нужна? В общем-то нет.
Тогда почему я напрягаюсь из-за его опозданий и просыпаний? Почему я тащу его за руку, а он посматривая по сторонам, плывет, как будто времени еще вагон и маленькая тележка? Потому что так надо, так делают все. Но это неправильно, нелогично!

Теперь задаем вопросы своему любимому чаду. Наверное, парадокс: получаем те же ответы. И еще.

Тебе нравятся опоздания?
– Ты считаешь, что мне нравится следить за тем, как долго ты собираешься, как ловишь ворон по дороге, как автоматически опаздываешь?
– Тебе самому нравится опаздывать?

На все вопросы, заданные своему ребенку, получаем ответ: “Нет!” И разрабатываем такой план дальнейших действий:

  • будильник он теперь ставит сам;
  • просыпается по нему сам;
  • САМ следит за временем, оставшимся до выхода;
  • САМ подгоняет маму, которая пока сопровождает его в школу;
  • САМ следит за временем, отложенным на дорогу.

Опоздание или неопоздание на шахматы тоже относится к этим навыкам. Про самостоятельно сделанные уроки я не говорю, потому что это изначально было бесспорным фактом.

Первый блин комом?

Истошно пищащий будильник он не слышит в принципе :)))) Поэтому, подождав немного, в первый день эксперимента, я просто сказала ему: “Больше будить не буду, пойду лягу досыпать”. Ребенка как ветром с кровати сдуло. Вы можете мотивировать свое дитя другими фразами и действиями. Главное, чтобы для него они имели смысл, были значимыми. Для него, а не для вас!

В первый день мне еще приходилось ему напоминать: я не отвечаю за время, я не отвечаю за твои опоздания.Вы думаете легко сдержаться и не посоветовать? Думаете легко оставаться просто наблюдателем? Трудно. Но это того стоило!

Теперь я не спеша собираюсь, люблю встать рано и пока ребята спят, приготовить завтрак и посидеть за компьютером. А потом просто жду, когда мой гениальный ребенок даст мне команду: “Пора выходить!”

Теперь не я, а он тащит меня за руку, а я любуюсь утренними пейзажами, небом – мое любимое зрелище, тонким ледком на лужах, радуюсь светлому зимнему утру – как хорошо, что часы перевели:))) И думаю: “А ведь, действительно, ходить в школу для первоклашки – сплошное удовольствие. И для его родителей – тоже”.

Как заинтересовать ребёнка учёбой в школе: советы родителям

Узнайте, как увлечь подростка образовательным процессом, какие виды мотивации существуют и что думают об этом психологи. В статье приводим действенные советы, как заинтересовать ребёнка учёбой.

Почему важно увлечь ребёнка занятиями

Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?

Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться.

Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.

Типы учебной мотивации

Внешняя мотивация связана с какими-либо обстоятельствами извне, например, наградой или, наоборот, наказанием. Внешняя мотивация, в свою очередь, может быть положительной — когда ребёнок за хорошие оценки по итогам четверти получает новый телефон — и отрицательной — если заканчивает год с «тройкой» и поэтому не едет в лагерь.

Читайте также:  Как научить ребенка убирать за собой игрушки и вещи

Внутренняя мотивация связана с самой деятельностью и её значением для человека.

Положительная внутренняя мотивация — это когда ребёнок старается получать «пятёрки», чтобы хорошо сдать экзамены, поступить в вуз на специальность своей мечты и работать тем, кем хочет. Отрицательная — когда понимает, что если не будет хорошо учиться, не сможет поступить на бюджет.

Самая продуктивная мотивация — внутренняя положительная. Именно она источник всех выдающихся поступков, реализованных проектов и свершений. Люди, которые многого добились в жизни и в своём деле, — это, прежде всего, люди с высокой внутренней мотивацией. А вот внешняя, по мнению психологов, совсем не поможет заинтересовать ребёнка учёбой в школе. Так, Альфи Кон, автор популярной книги «Наказание наградой» утверждает, что при попытках замотивировать «пряником», то есть внешним поощрением, ребёнок ищет не творческий способ выполнения задания, а самый простой и безопасный. Отсюда возникают списывания, решебники, выполнения домашних работ методом «гугления». Какая разница, как добиться результата, если главное — не знание, а новый телефон?

Так что лучший совет, как заинтересовать ребёнка учёбой, — сделать так, чтобы он сам искренне полюбил образовательный процесс. Это не всегда бывает просто, особенно если в школе авторитарные преподаватели, испорчена атмосфера в классе или есть конфликты.

Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов

Совет 1. Создавайте настрой на учёбу

Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой.

Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.

Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка

Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом.

Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей

Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.

Совет 4. Отвечайте на все вопросы

Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием.

Совет 5. Формируйте правильное окружение

Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе.

Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком

Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube.

Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.

Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте

Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз.

«Не оценивайте ребёнка: “Ты очень умный”, “Молодец, ты справился лучше всех”. Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите “Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему”. А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего

Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам.

«Чем больше свободы получаешь, тем выше взлетаешь. Когда я поняла, что в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мне доступны любые знания — только успевай брать, — я начала больше к ним стремиться».
Мария Соколай, ученица «Домашней школе Фоксфорда»

Чего не стоит делать, чтобы заставить ребёнка учиться

Сравнивать с «сыном подруги»

Конкуренция, конечно, способна стать источником мотивации, но уже во взрослом возрасте и далеко не для всех. А если постоянно сравнивать ребёнка с другими детьми, это, наоборот, демотивирует и не поможет заинтересовать ребенка учёбой.

Переходить на личность

Как бы ни расстроил вас ребёнок своим очередным проявлением разгильдяйства, не оскорбляйте его. Слова ранят сильно, помните о том, что одна фраза может запомниться навсегда и стать установкой, которая негативно отразится на всей жизни человека.

«Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Я горжусь тобой!».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Перегружать учёбой

В 1965 году американский педагог начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что каждый в течение дня сможет заниматься тем, чем захочет. Назавтра всё повторилось, но теперь Барбара помогала школьникам составлять план на день. Затем объяснила, что есть определённая учебная программа на неделю, которую нужно пройти. Результатом эксперимента стало то, что у всех ребят запустилась внутренняя мотивация, и они стали гораздо успешнее заниматься.

Не ставьте образование во главу угла, поощряйте хобби, занятия спортом, музыкой, творчеством. Оставляйте время на увлечения и общение с друзьями. Даже когда учёба станет любимым делом, нужны перерывы на другие занятия.

Продолжать ходить в обычную школу

Если вы чувствуете, что традиционная школьная система снижает внутреннюю мотивацию и природную любознательность ребёнка, подумайте о смене формата обучения. И тогда не придётся думать, как заинтересовать ребёнка учёбой, он сам будет учиться с удовольствием. С каждым годом всё больше мам и пап выбирают семейное обучение, где можно индивидуализировать учебный процесс и найти поддержку профессионалов. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», к примеру, обучение проходит онлайн, но записи доступны в любое время: ребёнок сам выстраивает свой график дня, просматривает уроки, выделяет время на домашнюю работу.

6 способов научить ребёнка учиться

Один из самых частых родительских запросов — «Ребёнок не хочет учиться, что делать?». Но для того, чтобы хотеть учиться, учиться надо как минимум уметь. А это навык! Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова рассказывает о том, как этот навык приобрести и развить.

Не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3 уже более или менее начинает включаться ответственность за себя), он ещё не очень собран, организован, попросту «вменяем». Поэтому он нуждается в контроле со стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается.

Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной степени лежит на взрослых!

Сейчас много экспертных оценок, которые сводятся к тезису — интерес ребенка превыше всего. Согласна, что инициативу ребенка давить преступно. Но, к сожалению, возбуждение от новизны падает даже у взрослого, а умение вернуть себя к сосредоточенности, будь то решение задачи или просто усвоение новой информации, думаю, останется актуальным. Хотя бы до тех пор, пока нас не будут «чипировать» уже встроенными программами по аналогии с гаджетами. Но пока у нас с вами дети, а не роботы. И через определенное время ваш ребёнок из начальной школы перейдет в старшие классы, где учиться будет уже труднее.

Помимо этого в старшей школе смещается мотивационный приоритет — ребёнок «слетает» с важности обучения на важность установления социальных связей (друзья превыше всего!)

Но если всё-таки ребёнок умеет брать себя в руки и делать, доделывать, учиться, то он уже не провалится в безысходность или отчаяние — «всё бесполезно, уже так всё запущено, такой дикий объём, мне с ним уже не справиться, нет смысла даже начинать!». Таких проблем не будет, если у ребёнка уже будет осознанный опыт «включения» в уроки. Как же удерживать внимание ребёнка во время выполнения уроков?

1. Придавайте новые смыслы скучным заданиям

Например, ребёнку нужно научиться писать буквы красиво. Варианты: «Ок, а как мы будем писать послание Деду Морозу? Он же ничего не разберёт в твоих каракулях, будет обидно, если ты не получишь то, что просишь на Новый год»… Или: «Давай напишем письмо бабушке? Только надо писать так, чтобы она смогла прочитать, она ведь не очень хорошо видит!». Или: «А вдруг ты окажешься на необитаемом острове? Тогда тебе понадобится написать послание людям и отправить его в бутылке. Давай научимся писать разборчиво!».

2. Стимулируйте внутреннюю мотивацию

Можно спросить у ребёнка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык — умение читать, писать, считать, запоминать. Это может стать основой его собственной внутренней мотивацией — сильнейшего и ярчайшего стимула. Увы, он горит ярко, но не очень долго. Нужно будет периодически напоминать ребёнку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл сам.

3. Меняйте роли — вместо ученика «учитель»

Все лекторы знают: если хочешь лучше знать предмет — прочитай по нему лекцию. Превращаем ребёнка в учителя, сажаем перед ним всех его зайчиков, машинки, мишек, кукол и играем в школу. Вы, кстати, тоже можете подыграть в роли самого непослушного и самого «бездарного» ученика — «Ой, как же трудно писать эти цифры! Никак у меня не получается!». Или специально делайте массу ошибок. Обычно дети очень радуются, видя себя со стороны.

Этот приём снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать трудность обучения. А это, как вы помните, улучшает самоконтроль и повышает «вменяемость», то есть ребёнок видит препятствие (лень, невнимательность, неспособность заставить себя доделать), с которым ему надо справиться.

Плюс это снижает страх перед возможностью ошибки. Это очень важный момент, потому что дети в школе постоянно находятся в зоне тревоги и некомпетентности — ежедневно они сталкиваются с новым материалом, новыми задачками и новыми требованиями к их интеллектуальным способностям. Способность спокойно переносить неудачи и ошибки — важное качество, позволяющее идти вперёд, а не сваливаться в яму «я — никчёмный неумеха».

4. Научите его самостоятельно делать уроки

Через какое-то время, когда вы видите, что ребёнок освоил навык «делания уроков», постепенно начинаем оставлять его одного. Но нужно сделать так, чтобы ребёнок понимал, что невыполнение домашнего задания и плохая учёба в целом имеют для него негативные эмоциональные последствия. То есть нужно создавать вокруг него поле ожиданий, в котором присутствуют обязательно две темы.

Читайте также:  Логопедический массаж языка для детей в домашних условиях

Первая — надо дать ему понять, что вы цените его старания. Вы можете говорить: «Мы рады, когда у тебя все хорошо получается» или «Мы расстраиваемся, когда у тебя плохие результаты». Так ребенок усвоит, что вы уважаете его труд, его усилия над собой, его способность проявлять волю, его растущую и крепнущую самостоятельность. Это же позволяет сформировать такое важное качество характера, как способность достигать целей и уважать самого себя за достигнутый результат.

Ребёнок научится мотивировать себя этим опытом и ощущением радости и подъема, которое будет следовать за каждой самопобедой. Важный нюанс — старайтесь делать свои комментарии для ребенка четкими и конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты всё сумел доделать!».

10 способов не беситься, когда делаешь с ребёнком уроки

Вторая — проговорите, что если что-то не получается, то это не катастрофа! Это позволит ребенку избежать излишней тревоги по поводу наказаний и разочарования в нем и снимет с процесса учебы негативный эмоциональный оттенок. Например, вы можете говорить ему: «Если у тебя что-то не так здорово выходит, знай, мы всегда тебе поможем», «Мы не будем тебя ругать за плохую оценку. Просто давай договоримся, если у тебя что-то не получается или ты что-то не понимаешь в школе, сразу говори и мы вместе разберем трудные места или объясним тебе то, что ты не понял. Мы всегда поможем, главное не запускать предмет, ок?».

Так ребенок получает вектор развития — то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку.

5. Делитесь успехами

Можно за семейным ужином или на прогулке обсудить с ребенком то, что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится, ожидая похода в первый класс. А у взрослых людей всегда есть такие дела, которые не хочется делать, но надо! Потому как это приводит к таким-то и таким-то «крутым» результатам. Обязательно подчеркнуть очень важные и позитивные последствия этих дел с пометкой «надо». Хорошо, чтобы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, чего от них хорошего.

В конце дня можно делиться друг с другом, как нелегко давались каждому свои «надо», но мы — ура! — с ними справились!

6. Работайте с материалом

Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал — это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то задания.

Как научить ребенка учиться

Все родители с беспокойством ожидают момента, когда их любимое чадо пойдет в первый класс. Ведь именно в этот период начинаются проблемы: бесконечные уговоры выполнить домашнее задание, уложить учебники и тетради в портфель, повторить изученный на уроках материла. Это настоящее испытание для родителей и самого первоклашки. Тогда у близких возникает вопрос о том, как научить ребенка учиться с удовольствием.

Первый год обучения – это наиболее тяжелый период, ведь детям нужно привыкнуть к новым обязательствам, соблюдать школьный режим. А родители должны всячески поддерживать ребенка, уделять ему внимание и контролировать учебный процесс. Но чтобы не «грызть гранит науки» вместе со своим ребенком до выпускного класса, нужно приучать его к дисциплине и самостоятельной работе.

Раннее развитие

Чтобы научить ребенка хорошо учиться, нужно не пропустить очень важный подготовительный этап. А начинается он с раннего детства.

Еще во время беременности женщина должна избегать стрессов, окружать себя близкими людьми, красивыми вещами, разговаривать с крохой, ведь он все чувствует. После рождения малыш должен почаще слышать голос мамы и папы, которые будут знакомить его с окружающим миром. Чем больше приятных впечатлений он получит, тем больше шансов на то, что он будет с удовольствием учиться и схватывать все на лету. Важно обращать внимание на самые важные аспекты:

• Творческое развитие. Пытайтесь рассмотреть скрытые таланты крохи. Если он с удовольствием слушает музыку, то почаще ему включайте классические композиции, купите музыкальные игрушки (с ненавязчивой, приятной мелодией). Обязательно пойте ребенку колыбельные и просто веселые песенки.

Дайте полугодовалому малышу фломастер или кисть, ведь вполне возможно, что он будет красиво рисовать и в будущем станет художником или дизайнером. Предложите крохе слепить поделки из пластилина. Существует так много увлекательных занятий, которые помогут полноценно развиваться ребенку!

• Мелкая моторика. Важно тренировать пальчики малыша, ведь мелкая моторика связана с речевым центром. Массируйте ему пальчики, предлагайте поиграть в развивающие игры, выполнить определенные манипуляции с мелкими предметами, тогда он быстрее заговорит.

• Физическое развитие. В детском возрасте обучать малыша лучше во время активных игр. Самый плохой вариант – это усадить ребенка 3 – 4 лет за стол, и попытаться его учить. В таком возрасте занятия должны приносит радость, в противном случае вы отобьете у крохи желание осваивать знания еще до школы.

Не беспокойтесь, со временем ребенок привыкнет к новым правилам обучения, а сейчас занятия должны быть интересными и увлекательными.

Психологическая готовность

Дети каждый день получают новые знания. За первые 3 года они усваивают огромное количество информации. Но как только дело доходит до изучения цифр и букв, появляются проблемы. Это связано с тем, что ребенок усваивает только то, что ему интересно, а вещи, которые навязывают родители зачастую вызывают протест.

Чтобы привить любовь к учебе, нужно проводить занятия непринужденно, в форме игры. Но если знания даются малышу слишком тяжело, то сделайте паузу на несколько недель или месяцев. Не стоит спешить. Шестилетний ребенок вполне может усвоить нужную информацию за год. Не перестарайтесь во время занятий, так как ребенок, который умеет читать и писать, может заскучать в 1 классе.

Процесс обучения

Оценки не должны быть главным ориентиром для ребенка, нужно, чтобы он получал удовольствие от самого процесса, радовался свои первым успехам: выучил стишок, нарисовал картину, написал буквы. Каждое новое умение помогает малышу концентрироваться, дает опыт и новые знания.

Отбить охоту что-то делать очень легко. Поэтому не критикуйте ребенка за первые попытки, а найдите в его работе плюсы, и укажите на них. Например, если буквы малыша немного кривоватые, то отыщите наиболее удачные, подчеркните их зеленой ручкой, и скажите ему, что они вам очень нравятся. Обязательно указывайте юному школьнику на детали, расскажите, что именно вам понравилось.

Определение сфер ответственности

С 6 по 8 лет социальный статус ребенка меняется, он становиться школьником. Многие родители и близкие жалеют малыша, думая, что он не готов к этому. Поэтому стараются всячески ему помочь, решая за него задачи и выводя буквы. Однако в такой помощи ребенок точно не нуждается. Поэтому родители должны запомнить главное правило – уроки должен учить школьник. Мама с папой могут помочь малышу, когда ему действительно тяжело решить задачу или написать букву.

В таком возрасте у ребенка отсутствуют такие качества, как усидчивость, ответственность, умение логично мыслить и выражать свои мысли. Однако он быстро развивается, поэтому вполне может понять объяснения учителя, и самостоятельно выполнить домашнее задание.

Также не стоит пускать процесс обучения на самотек. Родители должны контролировать малыша во время домашнего обучения. Проверяйте работу, объясняйте, что и как правильно делать, но не нависайте над учеником часами.

Объясните школьнику, что оценки и домашние задания – это его ответственность. Настройте его, что учеба – это работа, а вы только поможете ему. Но не стоит пугать ребенка, что если он не будет учиться, то сможет получить нормальную работу, он еще не понимает таких долгосрочных перспектив.

Время для домашних заданий

Объясните малышу, что чем раньше он сделает домашнюю работу, тем быстрее сможет пойти погулять. Ребенок способен привыкнуть к школьному режиму уже за 2 – 3 месяца. Обязательно поддерживайте его в этот период.

Сразу после школы дайте ему отдохнуть 1 – 1.5 часа, так он немного отдохнет от уроков, но еще не успеет устать от игр. Если первоклашка посещает какие-то секции или кружки, то домашнее задание он может выполнить позже.

Чтобы повысить эффективность обучения, можно выработать четки режим работы – 25 минут на занятия, 10 – 15 минут перерыв. Такой режим поможет поддержать рабочий настрой, а внимание ребенка не будет рассеиваться после длительной самостоятельной работы.

Когда малыш перейдет в средние классы, он уже сможет самостоятельно планировать время. Но если план нарушиться, то родители должны помочь ученику.

Учимся думать самостоятельно

Чтобы уменьшить нагрузку на ребенка, некоторые родители пытаются им все объяснить самостоятельно, а первоклашке остается только выполнить задание. Однако это неправильно, ученик должен разбираться самостоятельно с помощью книг.

Чтобы привить любовь к учебе школьников младых классов, дайте ему самому прочесть задание и поразмышлять над ним. Если у него получилось разобраться, то обязательно похвалите его за достижение, это его очень вдохновит на новые достижения.

Дети понимают написанное не так быстро, как взрослые. Не подгоняйте ученика, дайте ему все осмыслить и начать выполнять домашнюю работу. Обязательно поинтересуйтесь тем, понял ли он суть задания. Если нет, то ненавязчиво помогите ему. В средних классах приходите на помощь, только тога, когда он сам попросит.

Обустройство рабочего места

Очень важно настроить ребенка на учебу, для этого нужно подкорректировать интерьер в его комнате. Просто дополните его письменным столом и удобным стулом.

Конечно, домашнюю работу можно делать в прихожей или на кухне, однако посторонние звуки будут отвлекать ребенка. Кроме того, сам ученик не будет серьезно относится к работе.

Объясните ему, что он уже взрослый человек, у которого должно быть рабочее место. Садясь за парту, он будет понимать, что сейчас время для работы, а не для игр, поэтому с ответственностью отнесется к домашней работе.
Дозируйте умственную нагрузку

Многие родители хотят вырастить гения, поэтому постоянно перегружают ребенка уроками. Однако это в корни неправильно! Не стоит лишать малыша детства, особенно в первых классах.

Отличники достигают успехов не потому, что они учатся долго и понимают предметы, а из-за того, что любят сам процесс получения новых знаний. Пытаясь научить школьника тому, что он только должен узнать на уроках, вы убиваете его тягу к обучению. Чтобы научить ребенка учиться с желанием, позвольте ему развиваться постепенно, не загружайте его бесчисленными дополнительными занятиями.

Инструменты для выполнения задач

Чтобы облегчить процесс получения новых знаний, нужно научить ребенка владеть различными инструментами для выполнения поставленных задач. Научите школьника пользоваться справочниками, которые помогут быстро отыскать дополнительную информацию по нужной теме. Расскажите, как искать информацию в интернете с помощью ключевых слов.

Для поиска информации можно использовать специализированные сайты. Например, популярные сайты для школьников и родителей, где можно найти полезную информацию, а также посоветоваться с другими родителями и учителями. Научите первоклассника находить главное из огромного потока информации.

Даже если родители не могут помочь ребенку решить задачу (как это часто бывает в старших классах), то объясните ему, что с любым заданием можно справиться с помощью учителей и репетиторов. Когда ученик сможет самостоятельно использовать различные инструменты для поиска информации, то он станет более уверенным в себе. У него будет паники из-за того, что он не может справиться с поставленной задачей, и ощущения, что он брошен наедине с невыполнимым заданием.

Теперь вы знаете, как привить любовь к учебе у ребенка. Начинайте готовить малыша к школе еще с раннего детства, больше с ним общайтесь, знакомьте с окружающим миром, занимайтесь творчеством. Поначалу занятия проводите в игровой форме, постепенно он привыкнет к новому режиму. Позвольте ученику самостоятельно выполнять домашние задание, но при этом контролируйте его и помогайте в трудную минуту. В старших классах научите его пользоваться вспомогательными инструментами для освоения новых знаний.

Первый класс: как подготовиться к школе и детям, и родителям

Составить и соблюдать распорядок дня

У ребёнка могут возникнуть проблемы со школьным распорядком дня: теперь нужно рано вставать, сидеть по 45 минут на уроке, а потом ещё и домашние задания делать. Чтобы плавно войти в новый ритм, репетитор Елена Шевченко рекомендует начать налаживать режим уже в августе. И первое, на что стоит обратить внимание, — это сон.

Если ложиться в полночь, а вставать в 7 утра — начнёт накапливаться усталость. Чтобы приходить на занятия отдохнувшими и в хорошем настроении, дети в начальной школе должны спать не меньше 8–9 часов.

Лучше всего, советует Елена, уложить ребёнка не позже 10 вечера, чтобы к 11 часам он уснул. Самый лёгкий способ это сделать — подать пример: самим ложиться по расписанию каждый день, включая выходные.

Важно не только вовремя лечь, но и правильно встать.

Одни дети встают легко, другим требуется больше времени для раскачки. Тогда нужно заложить дополнительные 10–15 минут на подъём, чтобы можно было немного полежать и потянуться. Не стоит злиться и ругаться — нужно спокойно объяснить малышу, что надо подняться и собраться в школу. Это нормальное, здоровое воспитание волевой функции — ребёнок учится, что есть дела, которые в любом случае нужно сделать.

Читайте также:  Детский сад комбинированного вида: что это значит, чем отличается от обычного

Дальше стоит разобраться с дневными делами. Для этого нарисуйте вместе красивый яркий плакат с примерным расписанием. Достаточно будет указать основные моменты — подъём, занятия в школе, обед, уроки — и отдых. Обязательно включите в расписание свободное время, чтобы ребёнок мог заняться тем, что ему нравится, — бегать, рисовать, играть. Репетитор начальных классов Елена Голубенкова рекомендует выделять на это не больше 2–3 часов, иначе ребёнку будет сложно настроиться на домашнее задание.

Профи для любой задачи

  • Английский язык
  • Массаж
  • Уборка
  • Маникюр
  • Консультация психолога
  • Фотосъёмка
  • Ремонт бытовой техники
  • Стрижки
  • Русский язык
  • Мелкий ремонт
  • Наращивание ресниц
  • Биология
  • Обществознание
  • Фитнес
  • Макияж
  • Математика
  • Физика
  • Мытьё окон
  • Коррекция бровей
  • Химия
  • Помощь по дому
  • Причёски

Научить делать домашние задания

Все мы помним страшную картину: за окном уже темно, а задача про двух землекопов так и не решена. Чтобы не угодить в ловушку домашних заданий, вместе составьте план выполнения уроков и научите ребёнка ему следовать.

Подскажите, где найти домашку на завтра, что нужно для каждого задания и в каком порядке их лучше делать. В первые недели родителям нужно делать уроки вместе с первоклассником, но не вместо него.

Постепенно прививайте мысль, что домашнее задание — это ответственность ребёнка. Например, иногда первоклашки только перед сном вспоминают, что на завтра задали склеить сову из шишек. В этом случае Мария Манухина советует спокойно объяснить, какие могут быть последствия и как с ними справиться.

Если ребёнок переживает, просит помощи и есть возможность исправить оплошность — в первый раз стоит его выручить. Можно сходить в магазин, а потом вместе сделать забытую поделку. Если ситуация повторяется, нужно спокойно объяснить, что уже поздно и ничего сделать нельзя. И рассказать, как завтра поговорить с учителем. Это поможет научиться тому, что у действий бывают определённые последствия.

Объяснить, как относиться к оценкам

Психологи и учителя рекомендуют после школы спрашивать ребёнка не об оценках, а о том, что нового он узнал и с кем подружился. Так он поймёт, что ходит в школу не ради отметок, а чтобы учиться и общаться. Репетитор Татьяна Голубева напоминает, что для комфортной учёбы нужна поддержка семьи.

Важно не гнаться за престижем, ни в коем случае не сравнивать малыша с одноклассниками. Лучше найдите хотя бы один правильно написанный крючок и похвалите за него.

Елена Шевченко советует в игровой форме обсудить пройденный материал.

Можно предложить ребёнку побыть учителем и рассказать маме и папе, которые давно не были в школе и всё забыли, что нового он узнал сегодня. Ему будет интересно показать знания, а родители поймут, что ребёнок усвоил, а где ему нужно помочь.

Помочь подружиться с одноклассниками

Если у ребёнка в классе нет друзей из детского сада, Елена Шевченко рекомендует родителям помочь ему завести новые знакомства.

На линейке 1 сентября посмотрите, кто из детей тоже стоит один. Познакомьтесь с ребёнком и его родителями, предложите детям вместе сесть за парту.

Виктория Зазук подчёркивает, что нужно вникать в дела детей и помогать советом, но не ругать и не решать конфликты за них. Лучше объяснить, как исправить разные ситуации, и научить договариваться между собой.

Важно помнить: период адаптации может занять от двух недель до полугода . Если спустя шесть месяцев у первоклашки всё ещё не складываются отношения в классе — можно призвать на помощь учителя и детского психолога.

Решить конфликты с учителем

Так же, как и детям, учителю нужно время, чтобы найти подход к каждому ребёнку. Поэтому первые 2–3 месяца будет идти притирка, во время которой могут возникать конфликты. Самая распространённая ситуация: ребёнок не понимает, что двойку ему поставили, потому что он плохо выучил урок, а не потому, что учительница его не любит. Виктория Зазук советует аккуратно объяснять малышу, что оценивают не его самого, а его работу.

По мнению Татьяны Голубевой, важно, чтобы родители умели спокойно выяснять у ребёнка причины конфликта и по возможности, помогали ему разобраться самостоятельно. Например, если ребёнок переживает, но боится подойти к учителю и спросить, что делает не так, — родителю нужно взять его за руку и пойти разговаривать вместе.

Если конфликтная ситуация затягивается, стоит поговорить с преподавателем и обсудить с ним особенности ребёнка : насколько быстро и в какой форме он усваивает информацию. Если отношения и после этого не складываются — психологи и преподаватели советуют поменять класс.

Мотивировать ребёнка учиться

Чаще всего ребёнок идёт в первый класс с радостью и желанием учиться. Дальше многое зависит от семьи и учителя. Татьяна Голубева подчёркивает, что задача взрослых — поддерживать интерес к учёбе, укреплять уверенность, что всё получится.

Виктория Зазук напоминает, что всё как всегда зависит от личного примера: если мама и папа считают свою работу «трудовой повинностью», постоянно говорят, как всё надоело, и по утрам собираются в офис через силу, ребёнок будет вести себя так же.

Мария Манухина согласна, что на мотивацию детей влияют заинтересованность и увлечённость взрослых. В семье, где много читают, ребёнок, вероятнее всего, полюбит книги. Если учитель с удовольствием рассказывает о своём предмете — ученик будет с интересом слушать.

Как научить ребенка учиться самостоятельно с удовольствием и желанием ходить в школу

Для многих родителей и педагогов всё актуальнее становится вопрос: как научить ребёнка учиться? Речь пойдёт не о сложностях школьной или образовательной системы вообще. Они есть. Очень много претензий к школе. Но всё начинается не в школе (это слишком поздно), а в семье.

Решение проблемы «Как научить ребёнка учиться?» тесно связано с развитием мотивации и самостоятельности.

Раньше дети тоже теряли мотивацию к учёбе в школе. Даже не в младшей школе, а в среднем звене ближе к 7-8 классу учиться становилось как-то лениво. Сейчас идёт целая эпидемия совсем маленьких деток со сниженной мотивацией чуть ли не в полтора года.

Смотрит полуторагодовалый малыш усталым взглядом. Мама какую-то активность разовьёт, он что-то вяло сделает. Ему сразу в ладоши хлопают. А потом раз, и уже огонёк погас, словно заводка закончилась. Я уже не говорю там о желании учиться, учиться в школе. Ещё лет 20 тому было много детей с горящими глазками. И с каждым годом их процент становился всё меньше и меньше.

К 1 классу раньше дети приходили с интересом и любопытством, что же такое школа. Насколько мне это нравится, и насколько я готов вложиться, потом разберёмся. Но сама идея: я пойду в школу, детей вдохновляла. Сейчас многие дети 5-6 лет (предшкольники) на вопрос: «Хочешь в школе учиться?», отвечают отрицательно. «Где ты хочешь учиться?» – пожимают плечами. Неинтересно, ничего не увлекает.

Как научить ребёнка учиться: эффективность и возраст

Пока ребенок учится, родители будут возвращаться к проблеме «как научить ребёнка учиться» на разных возрастных этапах.

  1. 1-8-леткам помочь можно эффективно,
  2. 9-10 лет – как повезет, 10-летнему помочь можно.
  3. Но 10-12 лет – тот край, когда проблему надо было решать уже давно, однако ещё есть реальный шанс что-то сделать,
  4. в пубертате помочь сложно, извне почти невозможно.

Иногда родители задают вопрос: как научить ребёнка учиться в 15 лет? В 14-15 лет помочь очень сложно, потому что в этом возрасте мы получаем то, что было вложено до того. С подростками мы вступаем уже в другой период: встречаемся с плодами нашего воспитания.

Нужно ли подростку помогать учиться? В какой-то мере нужно помогать всегда, потому что подросток нуждается в нашей поддержке. Но кардинально изменить что-то практически невозможно, если только подросток не примет собственное решение изменить ситуацию. Помочь родители смогут, только если отношения доверительные.

Проблему «как научить ребёнка учиться» невозможно решить без развития самостоятельности. Самостоятельность и обучение тесно взаимосвязаны. Какая здесь может сложиться ситуация?

Решаем проблему, почему наше чадо ничего не желает делать самостоятельно
  1. Психологи советуют дать ребёнку самостоятельность.
  2. Вы ему даёте, но ребёнок ничего не желает, вроде всё это и неинтересно.
  3. Среда создана, игрушек – завались, а ребёнок на скуку жалуется, ничем самостоятельно заняться не может. Любимая песня: мам, мне скучно.
  4. Мама придумывает игры, находит друзей, устраивает походы, экскурсии. Выкладывается, как может, но ситуация не меняется.
  5. В конце концов, мама истощается и с чувством обречённости включает мультфильм, даёт планшет, телефон с играми, понимая, что это плохо и вредно.
  6. Но мама не знает, что дальше с этим делать.

Обычно пик “скучальщиков”, когда ребёнок начинает ходить за мамой и ныть, начинается годам к четырём. Потом и с уроками у них это тоже любимая песня. Родительский частый вопрос: когда наступит тот светлый момент, что ребёнок сам начнёт понимать, что можно, что нельзя, и не надо ему часто объяснять.

Мамы иногда говорят: ну должен же он сам понимать. Часто это бывает у мам, имеющих несколько детей в семье. Появляется малыш, и мама ждёт, когда старший будет наращивать самостоятельность. А ситуация ещё и ухудшается.

Мама в отчаянии. Как же он такой будет справляться в школе? Внимание всё время теряет, без меня шагу ступить не может. Если не проконтролирую, всё будет на одном месте. Придётся всю школу уроки с ним учить. Учиться, и вообще планомерно что-то делать ему совсем неинтересно.

Как успокаиваем себя: ну, по крайней мере, ребёнок умный, даже читать, например, умеет. Маме кажется, что этого должно хватить. Она надеется, что имеющееся умение поможет и остальному наладиться.

Как научить ребёнка учиться: взгляд изнутри

Для многих родителей вопроса «как научить ребёнка учиться» не существует. Придет время, сам научится учиться. Как-то всё само собой случится и пойдет дальше благополучно.

Другие считают, что ребёнка нужно учить учиться, учить, как процесс учебы организовывать. А для этого надо самим знать следующее:

  1. как мотивировать исследовательский интерес ребенка;
  2. как помочь развивать внимание и усидчивость;
  3. что необходимо для успешной учебы в школе;
  4. как хвалить чадо так, чтобы оно не теряло интерес к самостоятельной деятельности;
  5. как восстановить мотивацию, если она потеряна.

На самом деле мы начинаем закладывать основы учения, решать вопрос, как научить ребёнка учиться в школе, с самого рождения.

Остановлюсь на похвале. Разумеется, вы сами решаете, как ребёнка поощрять. Похвала потребна, но хвалить надо грамотно. Похвала, особенно неумеренная, – внешнее воздействие. Точно так же как: сделал – конфетка.

Ребёнок привыкает отказываться от внутренних импульсов и ждёт внешней стимуляции. Сначала это работает. Но с возрастом стимуляция увеличивается, а мотивация ребёнка снижается: чтобы что-то сделал надо машину купить. У ребенка есть внутренний – природный – исследовательский интерес, вот его надо развивать.

Как научить ребёнка учиться: тест мотивации

Чтобы узнать, как обстоят дела с мотивацией у вашего ребёнка, проведите простенький тест. Прочтите каждый пункт и отметьте «да» или «нет».

  1. Редко выглядит заинтересованным или увлечённым чем-то.
  2. В любой деятельности он апеллирует к взрослому. Если взрослый организует, ребёнок участвует. Взрослый уходит, интерес теряется, и ребёнок идет снова искать взрослого.
  3. Редко задаёт вопросы
  4. Редко придумывает новые способы использования игрушек.

Пояснение. Вспомните детство: как из одних и тех же палочек делали самолеты, кукол и пр. Такая ассоциативная игра появляется ближе к четырем годам или после, в зависимости от того, как созревает мозг ребёнка. Но если дети 3,5-4 не придумывают дополнительных способов использования предмета (для игры или еще чего) – это тоже неприятный сигнал.

  1. Большинство ваших предложений заняться чем-то не вызывают энтузиазма, ребёнок быстро теряет интерес.
  2. Ребёнок выглядит активным. Родителям кажется, что с активностью у него всё замечательно. Но деятельность ребёнка больше похожа на хаотичное броуновское движение – увидел, схватил, переключился, бросил, потянулся за другим. Начал – недоделал, и так без конца. Цикла деятельности: начал – что-то делал – завершил и после этого переключился на следующую деятельность, у него нет. Есть объект, привлекший ребёнка. Он к нему потянулся, потом от него к другому…

Это нормально для детей годовалых- полуторагодовалых. Однако уже ближе к 20 месяцам дети начинают соблюдать некий цикл, короткий ещё: начал – что-то коротенько делал – закончил. Но круг «начало-середина-конец» есть. Появилась некая завершённость внутренняя: ух, здорово получилось или раздражение – не получилось. А у некоторых детей деятельность – процесс без начала и конца. Это тоже звоночек.

Такого ребенка стоит сводить к остеопату. Возможно, есть физиологические предпосылки. Сейчас многие детки имеют те или иные последствия прохождения родовых путей, нарушения в шейном отделе. И зачастую это ведёт к такому поведению.

Если вы поставили на многие вопросы «да», это уже проявления сниженной мотивации.

Как научить ребёнка учиться, читайте дальше…

Ссылка на основную публикацию