Как научить ребенка рисовать красками и карандашом

Как научить ребенка рисовать в любом возрасте

Опасаясь препятствовать развитию креативных способностей ребенка, мы стараемся не учить детей рисовать. Но всё же они получают информацию из окружающего мира и многие хотят, чтобы их научили рисовать.

Чтобы не нарушить развитие своего творческого стиля у ребенка, очень важен правильный подход к обучению рисованию.

Этапы развития навыков рисования детей: должны ли мы вмешиваться?

Как нужно подходить к обучению рисованию детей? Это зависит от того, на какой стадии развития они находятся, и, конечно же, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

  • До 5 лет — формируется первый визуальный язык. Из книжек с картинками малыши узнают, что фигуры имеют названия и представляют объекты. Они начинают маркировать знакомые фигуры, найденные в их каракулях, а затем начинают использовать простые фигуры для создания простых объектов, особенно лица.
  • С 5 до 10 лет визуальная система расширяется. Когда дети становятся старше, они добавляют детали к своим рисункам, делают их более сложными. Лица прикрепляются к телам, и они находят способы представить больше объектов. Примерно в возрасте 5 лет, в зависимости от ребенка, появляется ощущение закономерности, когда дома, деревья и семьи рассказывают знакомые истории. Внутренняя библиотеки символов ребенка в этот момент достаточно.
  • С 10 летобнаружение ограничений. Проблемы начинаются примерно в 10 лет, когда реальность и внешний вид становятся важными. Ракета, красивое платье или лошадь выглядят неправильно — символический язык больше не работает. Некоторые дети становятся одержимыми рисованием мелких деталей на этом этапе. Некоторые будут делать много попыток, чтобы нарисовать это правильно, и большинство с отвращением сдастся.

Рисунки отражают опыт ребенка, который он получил в этом мире. Мы должны быть осторожны, чтобы не нарушить его представления, заменив их своими.

Неправильный подход может включать:

  • Навязывание своих собственных рассказов. Наши истории или идеи на рисунке, например: «О, хорошая собака у тебя получилась. А, это лошадь? Но она больше похожа на собаку…».
  • Критика отсутствия реализма или нереалистичных ожиданий. Вы заметили, что мы всегда ожидаем, что дети начнут рисовать по памяти даже те вещи, которые могут быть им совершенно незнакомы?

Конечно, мы боимся, что мы можем помешать естественному творческому развитию ребенка, но важно помнить, что если детей не научить рисовать, их творчество умрет естественной смертью.

Художественным навыкам, таким как рисование, живопись, лепка, можно и нужно учить детей. Ведь нужно сначала узнать правила, прежде чем нарушать их: никто не сможет играть отличную музыку без многолетних уроков музыки. Тем не менее, так или иначе, многие не применяют ту же логику к искусству.

Как помочь ребенку научиться рисовать?

Во-первых, научитесь рисовать для себя. Разница между рисованием квадратного дома с четырьмя квадратными окнами и дымоходом и изображением «реальной» формы дома — огромный скачок в понимании. Научиться рисовать — это больше видеть, чем делать отметки на бумаге.

Это очень важно: чтобы научить своего ребенка видеть этот путь, вы должны сначала узнать об этом сами.

  • Сделайте несколько уроков для начинающих самостоятельно или посетите урок рисования в местном художественном центре.
  • Прочитайте «Правополушарное рисование» Бетти Эдвардс.

Вы должны понимать, как художник видит мир, чтобы развивать это видение у своих детей.

Не ожидайте мгновенных результатов. Процесс обучения рисованию является длительным и часто измеряется годами, в зависимости от мелкой моторики и когнитивного развития ребенка. Слишком быстрое толкание ребенка приведет к несчастью для всех заинтересованных сторон. Нежное воспитание позволит расцвести их природному таланту.

Учитесь слушать. Когда вы смотрите на детей или работаете с ними, всегда будьте позитивными. Руководя их рисунком, избегайте исправления «ошибок», а скорее выдвигайте предложения заранее.

Не навязывайте правила. В жизни, которая постоянно контролируется взрослыми, искусство является одной из областей истинной свободы для детей, поэтому будьте осторожны, предлагая возможности, а не навязывая правила. Руководствуйтесь их интересом и способностями. Когда ребенок доволен своими усилиями, похвалите его. Если ребенок чувствует, что рисунок неудачен, обсудите, что и почему не получилось, и найдите несколько положительных моментов, которые можно похвалить, и чему поучиться.

Что можно обсудить с детьми, когда рисуете (в зависимости от возраста):

  • Как ты относишься к своему рисунку?
  • Что тебе нравится в этом цвете?
  • Расскажи мне об этих формах.
  • Мне нравятся эти зигзагообразные/кружащиеся линии.
  • Тебе нравится использовать большую/маленькую кисть?
  • Эти цвета такие яркие/глубокие.
  • Эта картина интересна.
  • Твой рисунок напоминает мне о… Я видел подобное в галерее.
  • Какое большое внимание уделено деталям.
  • Ты хорошо понял предмет.
  • Это очень творческий подход.

Рисование с детьми разных возрастов

Дети учатся рисовать так же, как учатся говорить (а потом и писать) — копируя. Символы, которые мы используем для идей, будь то звуки, письменные или изобразительные знаки, как правило, являются выученными. Мир вокруг нас — семья, окружающая среда, средства массовой информации — все это вносит свой вклад.

Занимаясь рисованием с детьми, вы помогаете им обнаружить, что формы могут нести смысл, и что более важно, что они могут сами создавать значимые формы.

Рисуем с малышами до 3 лет: изучаем модельный рисунок

Рисовать с младенцами и малышами очень весело. Начните с простых форм, называйте их, когда рисуете. Они узнают многие формы из своих книжек с картинками.

Нарисуйте простые лица. Когда вы рисуете, объясните, что вы делаете: счастливая улыбка, грустное лицо, вьющиеся волосы, у этого есть серьги. Нарисуйте деревья, цветы, траву, дом, животных.

Поощряйте маленьких присоединяться делать свои собственные рисунки или добавлять детали. Назовите основные цвета, используйте карандаши или ручки таких цветов, как красный, синий, зеленый, желтый, не углубляясь в оттенки.

Никогда не извиняйся за отсутствие таланта — твой малыш думает, что ты гений

Рисуем с дошкольниками 3-7 лет: расширяем запас визуальных символов

Вы можете расширить словарный запас визуальных символов вашего ребенка так же, как вы делаете это с письмом, «читая» и «записывая» их.

Когда ребенок начнет рисовать, спросите его, что он пытается изобразить. Вы можете предлагать мягкие подсказки по ходу дела, но не будьте настойчивы — вы просто предлагаете возможности. Например, «Лошадь … сколько у нее ног? Четыре? Кто верхом на лошади? У нее есть седло?»

Если ребенок спросит, вы можете подсказать как нарисовать линию, которая поможет представить незнакомую форму. Как нарисовать седло? Возможно изогнутая линия, как это? Как мы можем показать движение? Попробуйте сделать быстрые, энергичные отметки. Медленные, волнистые следы для воды… помните, искусство — это не только зрение, но и чувство.

Так же, как родителей просят моделировать письмо школьникам, вы также можете моделировать рисование. В этом возрасте ваши собственные способности не проблема.

Когда вы проводите некоторое время, рисуя вместе со своим ребенком, делая зарисовки о вещах из вашей жизни — о том, что вы делаете на работе, о посещении супермаркета, о путешествии, о том, что вы чувствовали по поводу чего-то важного, — вы моделируете и реальную оценку — создание рисунка и ценность рисунка как средства выражения.

Школьный возраст: улучшаем навыки рисования

Когда ребенок начинает интересоваться созданием сложных изображений, имеет хороший контроль над мелкой моторикой (рисует точные формы) и выражает желание рисовать, именно так, как все выглядит, тогда он готов начать учиться рисовать реалистично.

Важно помнить, что реализм является лишь одним аспектом художественного выражения. Усилия в этой области должны быть сбалансированы, поощряя выразительную маркировку, экспериментирование с цветом и знакомство с нерепрезентативным искусством.

Используйте онлайн-учебники и книги для рисования, чтобы делать практические упражнения по рисованию, делая их веселыми. Позвольте вашему ребенку сосредоточиться на своих интересах — лошадях, героях мультфильмов, феях — а не на строгих традиционных упражнениях.

На нашем сайте есть специальный раздел с уроками рисования для детей. Ваш ребенок может выбрать то, что ему по вкусу.

Рисование с малышами от 1 года: тренируем пальчики и входим во вкус + шаблоны

Здравствуйте, драгоценные Леонарды и Гойи!

Прошу меня простить за исковерканные имена великих художников (Леонардо Да Винчи и Франсиско Гойя), но я так часто называю своего сына, когда он рисует.

Приобщение детей к миру искусства и самовыражения — важная задача, которая стоит в первую очередь перед любящими родителями. Рисование с малышом от 1 года станет не только способом увлечь карапуза, но и очень полезным для него занятием, помогающим развивать способности и характер.

  1. Польза творчества
  2. Первое рисование (от 1 года)
  3. Рекомендации в подготовке

Польза творчества

Рисование — интересный и доступный вид развивающей деятельности. Помимо вкуса, изучения цвета и формы, малыш учится держать кисть, карандаш.

Здесь почти нет ограничения для воображения, поэтому и рисовать можно чем угодно – руками, тканью разной текстуры, скомканной бумагой, природными материалами, крупой, пластилином, мелками, обо всем об этом более подробно мы поговорим во второй части.

Ребёнок узнаёт о новых предметах и способах их использования. В процессе раскрывается творческий потенциал, улучшается координация, мелкая моторика и, конечно, происходит выплеск эмоций.

В старшем возрасте рисунки ребят могут очень многое сказать о психологическом состоянии, открыть переживания и помочь решить проблемы, связанные с ними.

Что же любят и могут малыши? С какого возраста заниматься рисованием и что для этого нужно, о вводной информации мы говорили в этой статье.

Первое рисование (от 1 года)

10 простых шагов для первых занятий облегчат понимание действий для мамы. Что и как нужно делать.

1. Малышам от года можно предлагать творить ладошками и пальчиками. Если ваш малыш старше, но раньше с уроками рисования не был знаком, тогда тоже начинайте с простых занятий.

2. Для рисования на начальном этапе подойдет пальчиковая гуашь или пальчиковые краски, что по сути одно и тоже. По составу сей продукт полностью годен, чтобы его попробовать на вкус. Однако еду не заменяет и маме нужно непрестанно бдить, чтобы рука малыша была не во рту.

3. Так же нам понадобиться большой лист бумаги, потому что движения карапузов ещё не отточены и обязательно будут выходить за пределы небольшого формата альбома.

Ватман или рулон обоев подойдёт идеально. Можно расположиться как на столе, так и на полу. Если в помещении тепло можно оставить малыша в одних трусиках — он будет рисовать на себе! Да, так происходит знакомство с краской, они все любят рисовать на себе. Потом вам остается только аккуратно донести юного Леонардо до ванной.

4. Покажите малышу краски. Я наливала немного в крышечку и только потом давала Данилу. Обмакните пальчик ребенка в краску и отпечатайте на листе, ребенок должен понять, что краска оставляет след на бумаге.

5. Заранее нарисуйте сюжет, который после, вместе с малышом дополните. Обозначьте землю, тучку, кружок-солнышко, стебли, дерево с ветвями и зовите малыша.

6. Обязательно проговаривайте происходящее. Ваш рассказ стимулирует внимание, развивает речь. Для начала рисуем пальчиками, а затем губкой можно намазать ладошку и пальчики и показать малышу, как можно шлепать по бумаге, после чего остаются красивые узоры.

7. Поставьте точки, которые будут символизировать дождик, падающий на землю из тучки. После дождя вырастает трава и листва на дереве — пальчиками рисуем небольшие линии зелёного цвета.

8. На первых занятиях старайтесь не использовать много цветов. Двух, максимум трех, более чем достаточно.

В момент смены цвета, делайте акцент на том, что нужно смыть краску и только после этого пользоваться следующей. (У меня заранее был заготовлен небольшой тазик с водой, и губкой протирала пальчики и ладошки, чтобы постоянно не тащить ребенка в ванную. Ведь интерес к занятию можно потерять и по дороге).

9. Теперь можно намазать всю ладошку желтой краской и оставлять отпечатки вокруг солнца, так у вас получаются лучи. Ну, а с приходом солнышка и тепла распускаются цветы. След от ладошки на конце стебля – распустившийся цветок. Картина готова, её можно повесить в детской.

10. Годовалые дети в творчестве предпочитают абстракцию, предоставьте свободу. Некоторые дети даются, чтобы мама руководила процессом рисования, а другие напротив противятся и сами мазюкают где хотят. В этом случае дайте волю художнику, пусть творит!

Вот такая картина получилась у нас:

Возможны сюжетные рисунки, как описано выше, можно рисовать отдельные предметы. Вариантов таких игр множество, придумать можно что угодно.

Главное, помнить: ровно, красиво, аккуратно сейчас не получится. Кружки, точки, линии, человечки — огуречки, волны — идеальный вариант рисунков в 1 год. С накоплением опыта и практики картина будет становиться интереснее.

Рекомендации в подготовке

Чтобы процесс рисования приносил удовольствие и вам, и ребёнку, как в первом занятии, так и в последующих, нужно подготовиться к обучению:

  1. Продумайте место, где ребёнок будет творить. Если выбор пал на комнату со светлым ковром, то вряд ли маме удастся расслабиться.
  2. Наденьте на ребенка одежду, которую не жалко испачкать.
  3. Приготовьте фартук, предметы для рисования, тряпку, если рисовать планируете руками, то позаботьтесь о влажных салфетках или полотенце.
  4. Обязательно проговорите ребёнку, что пить воду или пробовать краски нельзя.
  5. Поощряйте творческую деятельность и тягу к ней.

Конечно, не нужно ждать идеального результата – фигуры будут неровные, скорее всего непоседа смешает цвета, сделает несколько клякс и даже большой формат бумаги не убережёт пол от разводов краски.

Но горящие глаза, положительные эмоции и польза, полученная ребёнком во время рисования, не сравнимы с причиненными бедствиями. Поэтому маме стоит расслабиться и тоже получать удовольствием от процесса.

Как прошло ваше знакомство с пальчиковыми красочками ? Все ли понравилось?

Или вы раскрасили себя и маму, а так же пол и стол?

В любом случае ребенку думаю понравилось, не всегда нравится мамам, но что поделать.

Так что, будем еще творить?

Продолжаем рисование с малышами от 1 года и идем дальше в наших знаниях.

Для рисования все так же используем пальчиковые краски и рисуем пальчиками, чтобы закрепить навык. Во время рисования обязательно проговаривайте, где какой цвет по сто раз и ваш малыш быстро выучит цвета.

  • На помощь родителям так же приходят и специальные тетради для рисования . Они очень облегчают процесс и выручают, если времени на придумывание ограничено. Малышу подойдут несложные рисунки с крупными деталями, в некоторых присутствуют вкладыши с наклейками. В продаже имеются большое разнообразие подобных тетрадей.

Я предлагаю вам несколько шаблонов, которые вы можете скачать, распечатать и рисовать пальчиками вместе со своим малышом.

  • Мы со своим сыном так же очень любим раскраски . Я беру простые сюжеты или односложные персонажи, чтобы ребенок понимал, что за картинка изображена. И эту раскраску желательно разрезать на отдельные листы, ибо ваш художник краски не жалеет и мажет от души, ваша раскраска просто склеится.

Так же предлагаю несколько простых рисунков для раскраивания, с которыми малыш возможно уже знаком.

  • Используем трафареты и тем самым расширяем кругозор. Можно использовать покупные трафареты, сейчас их бесчисленное множество на прилавках магазинов, например такой:

А помните всем известную школьную линейку?

Ее можно так же приобрести в канцелярских товарах и по сей день. Здесь вы убиваете сразу двух зайцев: учите геометрические фигуры и составляете из них различных животных или предметы:

Так же можете самостоятельно изготовить любые трафареты из старой коробки.

  • Рисование штампами . Тоже очень нравится деткам шлепать штампиками. Они могут идти в комплекте с пальчиковыми красками или продаваться отдельно. Но так же вы можете изготовить их своими золотыми руками. Например из картофеля:

Или к обычным крышкам от пластиковых бутылок приклеить вырезанные вами рисунки.

Продолжаем удивляться работам малыша и теперь у нас уже есть определенные успехи. Мы можем подольше задерживаться за этим занятием и нам увлекательно и интересно.

Переходим к более осмысленному рисованию.

Можно предложить малышу выбрать материалы для творчества:

  1. Цветные карандаши . Карандаши должны быть мягкими и трехгранными. Круглые карандаши в этом возрасте малыши держать нормально не могут. Так же я приобрела для Данилки такого же плана фломастеры.
  2. Восковые мелки или карандаши . Рисуем ими на обычной бумаге или раскрашиваем наши любимые раскраски.
  3. Мелки . Да, да обычные цветные или белые мелки. Можете смело рисовать ими на асфальте или дома сделайте ребенку доску для рисования мелом.
  4. Кисточка . Рисуем как обычной, так и тоненькой и очень толстой кистью. Глазки и нос слепили из пластилина.
  5. Зубная щетка . Показываем малышу, что можно рисовать ненужной зубной щеткой.
  6. Губка. Я использую обычную губку для мытья посуды, разрезаю ее на небольшие кусочки. Ребенок обмакивает ее в краску и штампуем или мажем.
  7. Ватные палочки . Используем обычные ватные палочки, обмакиваем в краску и тоже штампуем или мажем.
Читайте также:  Мастихин: что это такое, как научить детей рисовать мастихином, виды мастихинов

В общем рисуем и еще раз рисуем!

Да прибудет с вами фантазия! Всем пока, пока!

Не забывайте про комменты и забегайте в соц. сети.

Как научить ребенка рисовать – выбор красок и пошаговые уроки

Детское творчество – важный этап в развитии. Особенно интересным видом прикладного искусства является рисование, к которому тянет всех малышей с самого раннего возраста. Рисунки красками для детей невероятно полезны, они формируют личностные качества, развивают фантазию.

Польза рисования для детей

Почему все педагоги и психологи рекомендуют начинать рисование с детьми как можно раньше? Научить малыша рисовать действительно важно. Детям раннего и дошкольного возраста творчество полезно по таким причинам:

  • стимулирует мелкую моторику и логику,
  • развивает речь,
  • помогает формулировать мысли, предложения,
  • улучшает функцию самовыражения,
  • способствует самоутверждению,
  • учит принятию нестандартных решений,
  • развивает память и внимание,
  • способствует улучшению трудолюбия, усидчивости.

Процесс рисования для детей 2-3 лет и даже младше подарит массу радостных эмоций, поможет диагностировать различные проблемы – медицинские, психологические. Рисование борется с комплексами, замкнутостью, неуверенностью в себе. Также это искусство закладывает эстетическое восприятие мира и уже с малых лет выявляет творческие наклонности ребенка. Рисование с родителями – это повод для дополнительного совместного пребывания и развлечения.

Возраст начала рисования

Потребность рисовать у ребенка может возникнуть уже в младшем возрасте – в 1 год или чуть позже. У большинства малышей отчетливо просматривается тяга к ярким цветам, желание изобразить что-то на бумаге к 1,5-2 годам. Конечно, первые рисунки представляют собой размалеванные пятна, зато ребенок с каждым разом трудится все активнее. Также нередко его «таланты» становятся заметными на мебели, стенах, обоях, но психологи не рекомендуют сильно ругать ребенка за это, чтобы не отбить желание творить.

Примерно к 4-5 годам дети уже могут начинать посещать уроки рисования, если есть желание и склонность. Красивые картинки можно научиться рисовать и дома, занимаясь с родителями. В интернете сейчас много полезных мастер-классов, тематической информации. Дети 7-8 лет и старше могут ходить на занятия школьного кружка по рисованию, где им расскажут об основах живописи и научат многому интересному.

Какие краски подойдут – выбор материала для детского творчества

Для малышей раннего возраста рекомендуется выбирать пальчиковые краски, идеально подходящие для рисования пальчиками, ладошками. Их же можно использовать и позже, применяя кисточку.

Для рисования детьми с 4-х лет уже можно приобретать гуашь. Начинающим эти краски подходят прекрасно. Их плотность позволяет последовательно накладывать цветные слои, закрашивать испорченные фрагменты. Обычно для раскрасок или рисования картинок в альбоме достаточно набора из 6 цветов, из которых можно получить много новых оттенков. Детям постарше лучше купить более крупные наборы – 10 цветов и больше. С 6 лет уже можно переходить на акварельные краски, а в 7-9 – применять для творчества акриловые красители (например, для рисования на фольге, ткани).

Начало рисования – подбор рисунков

В рисовании нужно действовать поэтапно – переходить от легкого к сложному. Мама может давать малышу «уроки» рисования сразу, как только он будет в состоянии держать руками разные предметы. Вначале желательно предложить ребенку карандаш, предварительно показав, как с его помощью на бумаге делают линии. Поняв смысл работы, малыш будет относиться к ней с интересом.

С 1,5 лет ребенок уже может выполнять самые простые рисунки – черточки, подобие фигур. Постепенно задачи, цели усложняются, но строгих требований малышу не предъявляют. Напротив, желательно прохождение им «фазы марания», которая заканчивается около двухлетнего возраста. Далее рекомендации по созданию рисунков будут такими:

  • 2-3 года – начальные навыки работы с кистью, рисование цветов, геометрических фигур, первого снега и т. д.,
  • 4-5 лет – закрашивание, заштриховывание, работа с карандашами, кистью,
  • 6-7 лет и старше – рисование композиций, картин-пейзажей, леса, животных, изучение портретной техники.

Прочие принадлежности для рисования

Не менее пристальное внимание, нежели краскам, следует уделить выбору кисточки. Ее ручка должна быть надежной, лучше из крепкого пластика, чтобы не сломать. Железная капсюль обязана быть гладкой, чтобы ребенок не поцарапал кожу. Диаметр кисти – как у обычной ручки. Детям хорошо подходят кисточки из щетины, которые не сильно впитывают краску, делают ровные мазки. Длина кисти должна быть такой, чтобы не задевать лицо ребенка.

Список того, что еще может потребоваться для рисования:

  1. Фломастеры. Они яркие, позволяют выполнить красивый рисунок быстро, без усилий. Некоторые фломастеры и вовсе выдуваются на бумагу в виде «цветного дождика».
  2. Карандаши. Менее яркие, зато не марают руки.
  3. Мелки. Незаменимы для рисования на асфальте. Размеры мелков должны быть большими, чтобы ребенок не повредил кожу об асфальт. Ими же можно рисовать на доске дома.
  4. Восковые мелки. Хорошо подходят для закрашивания фигур внутри контура.
  5. Бумага. Для малышей идеален формат А3, детям постарше покупают стандартные альбомы А4.
  6. Простой карандаш. Помогает создавать базовые контуры. Лучше взять карандаш с пометкой НВ, он не крошится.
  7. Ластик. Важный инструмент, позволяет стереть неправильно нарисованные контуры, детали.
  8. Точилка. Лучше сразу купить хорошую, поскольку дешевые быстро выходят из строя.
  9. Банка для воды. Подойдет и обычный стакан, в котором удобно промывать кисточку.

Уроки рисования от 2 лет

Перед началом урока важно убедиться, что рабочее место ребенка хорошо освещено. Все принадлежности он должен доставать, не вставая со стула. Стол лучше покрыть плотной клеенкой, которую легко отмыть, ведь дети в таком возрасте сильно марают все вокруг на занятиях.

Начать первый урок стоит с пальчиковой техники. Описание процесса пошагово:

  1. Мама или другой взрослый окунает палец в краску, ставит отпечаток или проводит им по бумаге. Достаточно буквально 1-2 мазков.
  2. Нужно предложить ребенку сделать то же самое. Можно взять один его пальчик, смочить краской, поставить пятнышко.
  3. Рекомендуется помочь ребенку нарисовать пальцем легкую картинку – лепесток, гусеницу. Можно сделать солнце с лучами.

Далее можно заниматься с малышом по мере возможности, позволяя ему делать рисунки самостоятельно и с помощью взрослых. Не стоит давать краску в большой таре, достаточно мелких баночек, чтобы в них не помещалась вся рука. Лучший вариант – купить специальный набор именно для данного возраста.

Ближе к 2,5-3 годам можно уже осваивать иные художественные приемы. Например, техника «клякса» выполняется так:

  • мама сгибает лист пополам, на одной стороне рисует любую картинку гуашью, например, крыло бабочки,
  • плотно прижимает половинки листа друг к другу, позволяя крылу отпечататься на чистой стороне,
  • помогает ребенку проделать те же действия, нарисовав кляксу, фигуру, листок, цветок и прочие картинки.

К трем годам у малыша обычно получается обводить трафареты, которые можно купить, распечатать из интернета. Их возможно оставить в виде контуров рисунка, закрасить, заштриховать. Проще всего начинать с трафаретов геометрических фигур – кругов, квадратов, треугольников. Также в этом возрасте можно делать отпечатки всей ладони, закрасив ее гуашью. Маме стоит показать, как из серии таких отпечатков делают настоящие картины – букеты, солнце, деревья и т. д.

Рисование в 3-4 года

В данном возрасте можно начинать освоение новых техник и постепенно приучать малыша к выполнению настоящих рисунков гуашью. Вот несколько способов творчества:

  • примакивание – ставить кистью легкие пятна, из которых формируется изображение,
  • мазки – при помощи линий, сделанных в разных направлениях, также получают оригинальные рисунки,
  • капли – можно обмакивать кисть в краске, позволять ей капать на бумагу, после формировать причудливые узоры,
  • мокрые рисунок – немного смочить лист, капнуть краски, посмотреть, как она растекается по бумаге,
  • эскизы – к 4-м годам следует попробовать рисовать их простым карандашом, после их заштриховывать, закрашивать,
  • девочки, мальчики из фигур – нужно показать ребенку, как из простейших контуров получаются очертания человека.

Также ребенку в 3-4 года доверяют работу с губкой. Можно даже ставить на бумаге красочные отпечатки пальцами, ладонями, а затем делать мазки губкой, чтобы придать рисунку законченный вид. В 3-4 года достаточно рисовать трижды в неделю по 10-20 минут. Это исключит пресыщение данным занятием, но и не позволит его забросить.

Уроки рисования с 4 лет

По мере взросления ребенок уже рисует более сложные картинки – осень или зиму, подводный мир и космос, конечно, исходя из своего видения. Вначале результаты могут получаться угловатыми, растекающимися, но в 5-6 лет дети, начавшие тренироваться в малом возрасте, обычно хорошо рисуют такие картинки. Очень важно говорить с детьми об их творчестве – что изображено, какие герои, чем они занимаются и т. д. Нужно обязательно хранить работы малыша, это придаст ему уверенности в значимости своего дела.

Популярным рисунком в 4-5 лет является осеннее дерево или зимняя елочка. Техника рисования елки такова:

  • выполнить вертикальную линию,
  • провести немного изогнутые линии – ветки,
  • обрисовать веточки зелеными иголками, сделав их пушистыми,
  • ствол прорисовать коричневым,
  • после высыхания среди зелени сделать отметины белой краской.

Также рекомендуется нарисовать с ребенком ежика, работа займет максимум 12-13 минут. Вначале намечают карандашом тело ежика зигзагами, затем добавляют ушки, овал с острым носиком – голову. Внизу дорисовывают лапки. После можно сделать более тонкую работу – выполнить глазки, носик, рот, раскрасить ежа цветными карандашами, красками.

Также дети любят рисовать сову, ослика, кошек и собачек. За основу можно брать геометрические фигуры, к которым после пририсовываются лапы, хвосты. Несложно будет нарисовать и человека – достаточно круга, овалов и удлиненных прямоугольников. Дети с 7-10 лет при наличии желания могут попробовать себя в портретах, натюрмортах и прочих сложных рисунках. Если есть потребность и способности, нужно обязательно отдать ребенка на специализированное обучение, где его таланты проявятся в полной мере.

Как правильно учить детей рисовать

  • Когда начинать обучению рисованию
  • Польза рисования для детей
  • Приемы изображения
  • Организация рабочего пространства
  • Основные техники
  • Поэтапное обучение ребенка рисованию
  • Использование карандашей
  • Применение красок
  • Нужен ли кружок рисования?
  • Советы психологов и педагогов

Развитие мелкой моторики очень важно для детей. Поэтому родителям нужно научить ребенка хорошо рисовать. Это полезно и для появления творческих способностей.

Когда начинать обучению рисованию

Среди специалистов нет единого мнения о том, когда именно давать ребенку краски или карандаши. Педагоги раннего развития рекомендуют это делать в полугодовалом возрасте. Мама малыша может при нем рисовать простые линии или узоры.

Необязательно отдавать малыша в художественную школу. Обучение можно проводить в домашних условиях

После такого ребенок может заинтересоваться процессом. В таком случае перед ним вертикально крепят большой лист бумаги и дают ему мелок или толстый карандаш. Он будет держать его кулаком — это нормально и не стоит пока настаивать на правильном захвате.
До года малышу можно показывать акварель и называть цвета. После дают ребенку маркер и на стену крепят ватман. Первые рисунки будут больше напоминать хаотичное сплетение линий и не стоит этого пугаться. Это начальный этап развития навыков рисования.
После полутора лет можно использовать не только пальчиковые краски, но и другие материалы. Например, жидкая манная каша с добавлением натуральных красителей послужит прекрасно основой для рисования.

Важно! Развитие сенсорных ощущений имеет значение для формирования психики. Поэтому нельзя запрещать ребенку пачкать руки в краске. С их помощью у него формируются ощущения.

К двум годам постепенно уменьшают формат бумаги. Постепенно малыша учат рисовать кистью и потом пальцами. Для этого просят делать маленькие детали: узор, машинки, цветочки и т.п.
В 4-5 лет дети уже могут изображать сюжетные рисунки и у них появляются собственные цветовые коды. В этот период ребенок понимает, что его каракули могут что-то обозначать.

Польза рисования для детей

Когда малыш пытается что-то изобразить на бумаге у него работает память, внимание и воображение. Ему приходится следить за каждым движением, продумывать куда поставить штрих. В процессе у него развивается воображение, так как нужно продумывать все детали изображения.
Обучение рисованию помогает подготавливать руку к письму. Ребенок учится держать карандаш или кисточку с помощью особого пальцевого захвата. Именно это поможет ему в дальнейшем управлять ручкой.
Процесс требует особого самосознания. Малыш начинает считать себя взрослым и ответственно подходит к процессу. Это вырабатывает у него целеустремленность, усидчивость, терпеливость.

Чаще всего, ребенок изображает бытовые сюжеты: родителей, игры, дом и т.п.

Детские рисунки наполнены смыслом. Имеет значение величина предметов, форма и их расстановка. Именно на этом основаны психологические проективные методики. Известный тест «Дом. Дерево. Человек» позволяет выявить тревожность, конфликты и многое другое.

Приемы изображения

Родители не всегда представляют, как научить ребенка рисовать. Делать это нужно поэтапно. Обязательно используется наглядно-действенные приемы. Сначала взрослый человек показывает, как рисуются линии под разными углами, потом соединяет их в геометрические фигуры.

Важно! Не нужно торопить ребенка и заставлять его сразу все делать идеально. Овладение любым навыком идет постепенно.

Из кругов и прямоугольников можно быстро нарисовать машину или другой объект. Еще один популярный прием — это когда взрослый берет детскую руку и ведет ее. Задача педагога не анализировать готовую работу, а просто показать ее и подчеркнуть ее уникальность.
Специалисты рекомендуют постепенно вовлекать детей. Не всегда родитель понимает с чего начать учиться рисовать. Можно использовать шаблоны, которые требуют небольшой доделки. Ребенку предлагают дорисовать нитки к воздушным шарикам и т.п.
В дошкольном возрасте можно предлагать изображать простые натюрморты из фруктов или цветов. Дети не должны изображать все с точностью. Важнее показать им как можно срисовывать.

Организация рабочего пространства

Рисуют только на столе, который покрыт скатертью. Это приучит ребенка к порядку. Карандаши цветные и простые складывают в специальные стаканы, ластики и точилки в пенал.

Важно! Ребенка нужно сразу приучать к тому, что он должен не только организовать себе пространство, но и прибираться за собой.

Акварель и гуашь хранится в ящике стола и достается только при необходимости. Воду лучше наливать в специальную непроливашку. Кисти после использования нужно тщательно мыть и к этому сразу приучают ребенка.

Основные техники

Научить детей делать красивые рисунки не так просто. Этот навык нужно постепенно вырабатывать. В этом поможет рисование простых линий — на листе ставят две точки и соединяют их. Делать это нужно без линейки.

Специальные картинки помогут научиться штриховать. Для этого нужно заполнить объект прямыми линиями

Дошкольникам можно показать, как делать градиент. Эта техника поможет научиться делать легкие переходы цветов. Для этого берут простые карандаши разной твердости и показывают изменения в оттенках на бумаге.

Поэтапное обучение ребенка рисованию

Пошаговые уроки помогут дошкольнику овладеть новым навыком. В силу возраста ему еще сложно представить детальный план рисования. Например, цыпленка легко изобразить поэтапно:

  1. В центре листа рисуется круг коричневым карандашом.
  2. Сверху объекта дорисовывают окружность чуть поменьше.
  3. В маленьком круге делают две черных точки.
  4. Между ними рисуют клюв красным карандашом в виде пятиугольника.
  5. Снизу большого круга добавляют лапки коричневого цвета.
  6. Туловище и голову закрашивают желтым карандашом.

Обратите внимание! Примерным образом можно разложить любой объект. Важно научить ребенка видеть предмет как сочетание нескольких геометрических фигур. Постепенно он сможет это сделать без использования подсказок.

Использование карандашей

Лучше выбирать шестигранные цветные карандаши. Их легко держать в руке и проще сделать пальцевой захват. Для начала достаточно набора из 12 цветов — его хватит для того чтобы сделать простой рисунок и настоящий шедевр.
Взрослый показывает, как использовать карандаши. Сочетать цвета, менять нажим и способ удержания в руке. Научиться рисовать можно через раскраски. С их помощью ребенок привыкнет не выходит за границы и делать мелкие детали.

Применение красок

Нельзя однозначно сказать с чего нужно начинать учиться рисовать. У каждого индивидуального пути обучения. Пальчиковые краски можно использовать с годовалого возраста. Ими можно мазать руки и делать необычные рисунки.
В более старшем возрасте лучше брать гуашь или акварель. С ее помощью получится нарисовать что угодно. Детей учат правильно применять краски. Сначала подготавливают рабочее место, наливают воду в стакан и берут кисточки.

Читайте также:  Как научить ребенка кататься на самокате: с какого возраста, с чего начать

Важно! На уроке педагог объясняет, что краски слегка смачивают и только потом используют.

Процесс ничем не отличается от использования карандашей. Поэтапно изображаются геометрические фигуры. Рисунок улитки легко сделать:

  1. Сначала делают большой желтый круг.
  2. Под объектом коричным изображают вытянутую петлю.
  3. У правой части петли рисуют ниточки-глазки.
  4. Желтую окружность украшают спиральным узором.

Повторение каждого шага позволит улучшить навык. Постепенно цели усложняют. Чем мельче и четче рисунок, тем лучше развиваются высшие психические функции ребенка.

Нужен ли кружок рисования?

Иногда родители задумываются о том, чтобы учить своих детей в специальной творческой школе. Существуют и разные секции, которые помогают ребенку освоить новый навык.

Опытные педагоги знают методики обучения. Поэтому они эффективнее взаимодействуют с учениками

Графические способности помогут дошкольнику освоить письмо. Ему будет легче держать ручку, ориентироваться в листе бумаги и контролировать нажим.

Художественная школа способствует развитию воображения, творческих навыков. В дальнейшем у человека разовьется эстетический вкус, который поможет в жизни.

Советы психологов и педагогов

Опытные специалисты рекомендуют не заставлять ребенка делать то, что ему не нравится. Если у него нет ярко выраженного интереса к краскам и карандашам, то не стоит его заставлять.

Важно! В творчестве нужно давать свободу самовыражения. Поэтому ребенок может рисовать животных или транспорт, фантастические миры. Главное, чтобы ему нравилось это.

Со временем можно показать детям, что существует множество стилей в рисовании. Кошку изображают разных цветов, размеров, форм. Это поможет понять ученикам, что в творчестве нет границ.
Научить рисовать ребенка можно с раннего возраста. Как только он сможет сидеть, то его знакомят с красками. Не нужно оценивать его деятельность и ругаться. Возможно, в семье вырастет настоящий художник.

Рисование с малышом: первые игры и занятия. Когда начинать?

Как научить ребенка держать карандаш и делать штриховку?

Елена Мулюкина автор книг и интернет-тренингов для мам

  • Что дают ребенку занятия рисованием?
  • Когда начинать занятия рисованием?
  • Как научить ребенка правильно держать карандаш?
  • Выбираем карандаши и фломастеры
  • С чего начинать рисование?
  • Учим рисовать линии
  • Учим делать штриховку

Если вы решили заняться со своим малышом рисованием, помните, что в первые годы жизни маленький человечек активно познает и открывает для себя окружающий мир. И рисование для него — это тоже своеобразная игра, эксперимент, способ воплощения его детских фантазий.

Ведь играть можно не только с кубиками и куклами. Можно придумывать и рисовать интересные истории на бумаге, делать бумажную одежду, постель и мебель для таких же бумажных кукол, рисовать карты дорог для игрушечных путешествий и т.д.

Покажите ребенку как можно больше способов рисования, и уже скоро вы заметите проявления его собственной фантазии.

Что дают ребенку занятия рисованием?

  • У вашего малыша разовьется мелкая моторика и координация рук, а это напрямую связано с развитием интеллекта. Значит, ваш ребенок научится логически рассуждать, у него будет хорошая память, внимание и связная речь.
  • Рисование подготавливает руку ребенка к письму.
  • Играя в рисование, маленький художник научится различать цвета и оттенки, размер и количество предметов.
  • Не умея выразить свои чувства словами, ваш малыш сможет выразить их в творчестве. Зная это, психологи успешно помогают деткам избавиться от страхов с помощью рисования.

Когда начинать занятия рисованием?

Интерес к рисованию появляется у детей очень рано. Они видят, как рисуют и пишут старшие дети и взрослые, и стараются им подражать. Можно стимулировать этот интерес и не ждать, когда ребенок сам попросит у вас карандаши или краски, а специально предложить ему порисовать.

Пусть сначала он только наблюдает, как рисуете вы. Ведь его ручки еще довольно слабы, чтобы держать кисточку или карандаш. Примерно с 4 месяцев можно предложить ребенку порисовать красками пальчиками и ладошками. А когда ручки окрепнут, то есть ближе ко второму году жизни, предложите ему сначала кисточку, затем карандаши и фломастеры.

Не спешите с первых же занятий учить ребенка рисовать. Позвольте ему просто выводить на бумаге забавные каракули. Это первый этап рисования, который проходит ваш малыш. Специалисты называют его стадией марания. Примерно до 2 лет ваш маленький художник будет играть карандашом, просто чиркая им по бумаге и не создавая конкретных изображений.

На данном этапе развития ребенка вы можете научить своего малыша:

  • правильно держать карандаш, фломастер и т.п.
  • рисовать точки, линии, круги, овалы,
  • закрашивать фигуры.

Как научить ребенка правильно держать карандаш?

Правильный, трехпальцевый хват нужно формировать постепенно. И начать можно задолго до того, как малыш начнет рисовать карандашом.

Сначала ребенок учится брать предметы большим и указательным пальцами. Этот навык формируется примерно в Помогут развить его специальные игры.

  • С сыпучими предметами — мозаикой, маленькими камешками, пуговицами, бусами. Их можно просто перебирать, а можно раскладывать двумя пальчиками по емкостям.
  • С прищепками. Вырежьте из картона различные фигуры (например, елку, ежика, солнце и т.д.) и предложите малышу прицепить на них прищепки. Прищепки можно также цеплять на ободок ведра, друг на друга и, конечно, на одежду и веревку.
  • С пинцетом. Научите ребенка перекладывать пинцетом из одной емкости в другую маленькие игрушки, кусочки поролона, макароны.

Когда маленькие пальчики с легкостью будут проделывать эти манипуляции, начинайте формировать трехпальцевый хват. Для этого воспользуйтесь следующими советами:

  • Регулярно правильно вкладывайте карандаш в пальчики. Но не делайте это слишком назойливо, иначе малышу станет неинтересно рисовать.
  • Если дать маленький кусочек карандаша или мела, то ребенок просто не сможет удержать его кулачком и возьмет его именно так, как нужно держать карандаш или ручку — тремя пальцами.
  • Купите специальную треугольную резиновую насадку для карандашей и кисточек или толстые карандаши с треугольным сечением. Круглые карандаши малышам держать тяжело.
  • После 3 лет можно показать крохе следующий прием. Поставьте карандаш острием вниз на стол, держите его левой рукой. Три пальчика правой руки сложите в щепотку и поставьте их на верхнюю часть карандаша. Теперь медленно спускайте щепотку вниз по карандашу. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно примут правильное положение.

Выбираем карандаши и фломастеры

Итак, короткие и трехгранные карандаши научат малыша правильно их держать.

Кроме того, первые карандаши для рисования должны быть очень мягкими, чтобы без сильного нажима оставлять след на бумаге. Это могут быть восковые и пластиковые карандаши, карандаши на водной основе. Они легко затачиваются обычными точилками, оставляют мягкие и ровные штрихи, рисунки получаются насыщенные и яркие. Такие карандаши не пачкают рук, легко отстирываются от одежды, не имеют запаха.

И конечно, ваш малыш без труда сможет рисовать фломастерами. Сейчас в продаже есть безвредные фломастеры с чернилами, основанными на пищевых красителях. Также продаются фломастеры, которые легко смываются с рук и с одежды.

С чего начинать рисование?

Сначала покажите крохе, как нужно правильно пользоваться новым предметом. Нарисуйте что-то несложное и понятное малышу — линии, простые фигурки, домик, тучку, солнце. После этого дайте карандаш ребенку и обязательно похвалите его, если он нарисует хоть пару штрихов или точек.

Возьмите ручку малыша в свою руку и медленно рисуйте вместе с ним сначала прямые и волнистые линии, круги, овалы, затем постепенно усложняйте изображение. Так вы поможете ребенку быстрее освоить основные движения, задействуете его мышечную память.

Занятие получится интересным и познавательным, если вы будете читать стихи или петь песенку и одновременно рисовать то, о чем говорите или поете. Чем больше песен, стихов, сказок, прибауток вы знаете, тем легче будет вам придумать сюжет рисунка.

Не забудьте про сказки Сутеева “Мышонок и карандаш”, “Петух и краски”, “Капризная кошка”. Эти увлекательные сказки в картинках любят все малыши без исключения. К тому же в них по шагам показано, как рисовать, например, кошку.

Учим рисовать линии

Чтобы малыш смог нарисовать то, что задумал, ему просто необходимо научиться выводить карандашом самые разные линии — прямые, волнистые, замыкать их в круг, овал и т.д. И если нам, взрослым, ничего не стоит прочертить карандашом любую линию, то для малыша это настоящий труд. Ребенок еще не научился контролировать движения руки и ему еще сложно управляться с письменными принадлежностями.

Поэтому один из первых приемов, которому вы можете научить юного художника, — это рисовать линии. Для этого предложите ему поиграть в следующие игры.

“Соединялки”. Эта игра не только дает возможность потренироваться в выведении на бумаге прямых линий, но и развивает логическое мышление. Подготовиться к ней надо заранее. Нарисуйте или наклейте на лист бумаги изображения и предложите ребенку соединить их линиями, следуя определенной логике. Можно дать малышу такие задания:

  • Соедини линиями одинаковые бабочки (машинки, цветы, ягоды. ).
  • Соедини линиями печенье такой же формы.
  • Соедини линиями фрукты с тарелкой.
  • Соедини предметы одинакового цвета.

Постепенно можно усложнять задания.

“Дорисуй картинку”. Предложите ребенку дорисовать недостающие детали. Пусть сначала это будут просто прямые линии, например:

  • ножки грибов;
  • ручки зонтиков;
  • стволы деревьев;
  • лучи солнца и т.д.

Пусть малыш соединит головки цветов с вазой, шарики с рукой человечка.

Нарисуйте тучку и вместе с ребенком дождик. Нарисуйте землю, а малыш пусть нарисует траву.

Трафареты. Научите малыша рисовать с помощью трафарета. Сейчас в магазинах представлен широкий выбор трафаретов на разные темы — животные, овощи, фрукты, морские обитатели и т.д. В качестве трафаретов можно также использовать грани кубика-сортера.

Это занятие тренирует мышечную память. Обводя трафареты, малыш учится рисовать замкнутые линии и фигуры.

“Обведи предмет”. Положите на лист бумаги стаканчики, кубики, рамки и вкладыши и обведите цветным карандашом. Затем совместите с нарисованной на бумаге фигурой соответствующий предмет. Эта игра учит обводить плоские фигуры, а также соотносить плоскостное изображение и его контур.

И конечно, не забывайте обводить ручки малыша — это занятие доставляет большую радость маленьким художникам.

“Дорожки”. Нарисуйте на бумаге дорожки — две параллельные линии. Предложите малышу сначала обвести их пальчиком, а затем провести по ним карандашом.

Пальчиком нужно обводить, чтобы малыш понял задание. Это также развивает мышечную память. Если помните, в школе ученики сначала пишут буквы и цифры рукой в воздухе и только после этого — в тетради.

Чтобы крохе было интересно, придумайте сюжет. Например, в начале дорожки нарисуйте божью коровку, а в конце — домик. А теперь вместе с ребенком помогите божьей коровке дойти до домика. Так же можно помочь грузовику доехать до гаража, кораблю — доплыть до острова, а бабочке — долететь до цветка.

Учим делать штриховку

Штриховка помогает развить навык беспрерывного письма. Она всегда делается слева направо, так же, как мы читаем и пишем.

“Кошки-мышки”. Для занятия понадобится игрушечная кошка. Нарисуйте на бумаге домики, а в них — мышек.

Динь-динь-бом, динь-динь-бом,
Ходит кошка с бубенцом.
Мышки сразу услыхали,
Быстро в норку убежали.
Закрывай скорей окошки,
Ты спасешь мышей от кошки.

Покажите малышу, как прятать мышек от кошки, заштриховывая их.

Для первых занятий рисуйте небольшие домики, чтобы ручка ребенка не устала, и ему не надоело рисовать. Можно использовать других персонажей — зайчиков и волка, цыплят и лису. А можно никого не спасать, а просто играть в прятки.

Как видите, научить ребенка азам рисования можно, даже если вы сами этого не умеете. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких способностей к рисованию.

Если ребенок отказывается выполнять ваши задания, не настаивайте. Пусть малыш рисует, что угодно и как угодно. Ведь гораздо важнее поддержать его фантазию и самостоятельность, а не научить технике рисования.

Статья предоставлена журналом “Растим ребенка”, № 01-02, 2013 г.

Уроки детской живописи, или как научить ребенка рисовать

Рисование – это интересное и полезное занятие. Оно подходит для мальчиков и девочек. Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка рисовать.

Это несложно, поэтому необязательно брать уроки у профессионалов. Существуют методики, которые помогают освоить технику изображения на листе бумаги животных, цветов, деревьев, машин, людей и т.п.

При обучении ребенка рисованию важно учитывать его возрастные особенности.

Краски, карандаши, фломастеры, мелки: что выбрать для уроков рисования?

Сегодня на прилавках специализированных магазинах продаются различные инструменты для рисования: фломастеры, карандаши, мелки, краски. Многие родители не знают, что лучше выбрать для обучения рисованию малыша.

Необходимо принимать во внимание возраст ребенка. Обучать рисованию можно детей, достигших года. Для малышей подойдут цветные карандаши.

Цветные карандаши должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь три грани. Тогда ребенку будет удобно держать их в руке;
  • оставлять четкие линии. Для этого инструмент должен иметь мягкий стержень;
  • быть короткими, чтобы малыш не хватал карандаши всеми пятью пальцами.

В продаже есть акварельные карандаши.

Они мягче и ярче, чем обычные. Но такие изделия имеют округлую форму. Поэтому маленьким детям подобные инструменты рисования являются не лучшим выбором. К тому же стоимость акварельных карандашей на порядок выше, чем обычных.

Детям, которые только начинают увлекаться рисованиям, стоит приобрести восковые мелки. Такие изделия созданы из натурального воска и пищевых красителей.

Восковые мелки имеют ряд преимуществ:

  • насыщенные и яркие;
  • не оставляют следов на одежде и руках;
  • мягкие, поэтому не требуют приложения усилий со стороны ребенка.

Восковыми мелками не получится нанести тонкие линии. Но для начинающих маленьких художников это не особо важно. Фломастеры следует покупать тем детям, которые уже научились правильно держать в руке карандаш, рисовать простые геометрические фигуры и линии.

Предпочтение стоит отдавать фломастерам изготовленным на водной основе. Они нетоксичны, поэтому абсолютно безопасны для малышей. Такие фломастеры легко смываются с тела и обоев. Преимущество данных инструментов в том, что их не нужно постоянно затачивать, как карандаши.

Рисунок, созданный с помощью фломастеров, получается ярким и насыщенным. Для детского творчества применяются разные виды красок: акварельные, гуашь, темпера.

Поэтапное обучение ребенка рисованию

Рисование – это интересное занятие, которое поможет ребенку с пользой скоротать время. Оно развивает мелкую моторику, ловкость рук, воображение, эмоционально-психологическую сферу.

Научить малыша рисовать достаточно просто. Подходить к данному процессу нужно поэтапно. Можно посмотреть обучающее видео.

Такие ролики легко найти в интернете: достаточно ввести в поисковике запрос «учим ребенка рисовать поэтапно». Выбирая мастер-класс, необходимо учитывать возраст малыша. Для обучения рисованию детей 2-3, 4-5, 6-8 лет, используются разные методики.

2-3 года

Многие родители отдают детей в садик с 2-3-летнего возраста. При поступлении в дошкольное учебно-воспитательное учреждение, развитие ребенка проверяет психолог. Одним из обязательных тестов выступает рисование.

Способность изображать на бумаге определенные фигуры является для специалиста показателем развития малыша. Поэтому у молодых родителей часто возникает вопрос, как научить ребенка рисовать в 3 года.

Независимо от того, какими способностями обладает трехлетний малыш, прививание ему навыков рисования должно строиться по определенной схеме обучения:

  • пользоваться пальчиковыми красками;
  • правильно держать в руке карандаш;
  • рисовать круги, квадраты, прямые линии, спирали, прямоугольники, треугольники;
  • схематичного изображения животных и людей;
  • держать в руке кисточку и пользоваться красками. Показать, как акварелью можно нарисовать на листе различные простые объекты.

Существует несколько техник обучения рисованию детей, для трехлетних малышей подходят такие методики:

  • свободное творчество. Дать малышу в руки кисть, поставить перед ним акварель и воду. Предложить ему что-нибудь нарисовать:
  • волшебная губка. Обычную губку для мытья посуды разделить на несколько частей разной формы. Обмакнуть в краску один кусочек и приложить к бумаге. То же самое проделать с остальными губками. Из полученных элементов можно создать полноценный рисунок.

4-5 лет

Надо согнуть бумагу пополам. На одной стороне нарисовать крыло бабочки. Затем плотно прижать части листа друг к другу. В результате, на пустой части отпечатается крыло. Таким способом можно рисовать не только бабочек, но и деревья, цветы, людей, звезды, елочку.

Второй метод обучения рисованию ребенка называется «Геометрические фигуры». С его помощью можно изобразить лошадь, человека, рыбку, снеговика, дом, самолет. Для создания картинки используют уже хорошо знакомые ребенку простые геометрические фигуры: треугольники, прямоугольники, прямые линии, круги, квадраты.

Третьим способом обучения рисованию являются трафареты. Сначала малышу нужно обводить уже нарисованные фигуры и затем их раскрашивать. Постепенно ребенок запомнит форму и образ. Тогда для создания какого-нибудь изображения трафарет ему уже не понадобится.

Читайте также:  Как научить ребенка не бояться высоты

Еще одни методом обучения рисованию является «Отпечатки». Пятилетним детям очень нравится закрашивать, а потом делать отпечатки. Можно начать с ладоней, а затем перейти к использованию выпуклых поверхностей. Из отпечатка круга легко сделать солнышко, цветочки, воздушные шарики. Сегодня в магазинах продаются фигурные печати, при помощи которых можно создавать различные образы.

6, 7, 8 лет

Детей 6-8 лет легко научить рисованию при помощи книг, в которых приведено множество вариантов с поэтапным графическим изображением деталей. Такие изделия продаются в специализированных магазинах.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рисование – это не только интересное занятие, но и способ совершенствования интеллектуальных и творческих навыков. Малыши мыслят образно.

Поэтому, чем больше они рисуют, тем лучше развиваются. Ассоциация полученных изображений с предметами, людьми и животными, помогает развивать фантазию, мышление и ум. Детей 6-8 летнего возраста можно учить рисованию акварелью, карандашами, фломастерами, мелками. Краски следует наносить не только кисточкой, но и пальцами, ватными палочками, поролоновыми губками.

Каждый из инструментов развивает определенные навыки. Выбор техники рисования зависит от имеющихся способностей. Создание изображений при помощи фломастеров, карандашей, мелков требует приложения определенных усилий. Получившийся рисунок может сильно отличаться от задуманного. Начинать обучение лучше с пальчиковых красок.

Как научить правильно рисовать человека?

Задача красиво нарисовать человека вызывает сложности у родителей. Многие взрослые изображают людей просто: кругом обозначают голову, а прямыми линиями – тело и конечности.

Если раньше малыш никогда не рисовал человека, то можно начать с такого алгоритма:

  • нарисовать овал (это голова);
  • под ним изобразить прямоугольник (это тело);
  • соединить эти геометрические фигуры двумя прямыми линиями (это шея);
  • справа и слева от прямоугольника нарисовать еще две таких фигуры (это руки);
  • снизу также изобразить два прямоугольника (это ноги);
  • по бокам головы нарисовать два круга, добавив внутри завитушки (это уши);
  • внутри большого круга изобразить два маленьких (это глаза);
  • вертикальной линией сделать нос;
  • вогнутой линией нарисовать губы;
  • добавить элементы одежды;
  • раскрасить.

Советы родителям

Некоторые родители жалуются, что, несмотря на соблюдение всех техник, у них не получается научить ребенка рисовать. Чаще всего причина заключается в неправильном подходе к малышу.

Специалисты дают такие советы родителям по обучению рисованию ребенка:

  • учить нужно через игру. Занятие должно быть интересным для малыша. Рекомендуется заинтриговать ребенка. Например, можно рассказать увлекательную историю про ежика, а затем предложить помочь собрать ему яблоки;
  • не ругать ребенка, если у него что-то не получается. Нужно подсказывать и направлять малыша;
  • не проводить обучение, если малыш болен, у него плохое настроение;
  • нельзя заставлять ребенка рисовать. Это может отбить у него желание заниматься творчеством;
  • использовать метод обучения, который соответствует способностям;
  • давать ребенку свободу для действий и проявления фантазии;
  • обучение проводить в первой половине дня;
  • не сравнивать свой рисунок с детским, не указывать на недостатки в творчестве малыша;
  • обсуждать изображение, созданное ребенком. Это поможет развить фантазию.

Видео по теме

Как научить рисовать человека детей 5-6 лет:

Таким образом, научить рисовать малыша несложно. Главное – выбрать подходящее время, инструменты, методику обучения. Маленьким детям стоит предлагать пальчиковые краски. Ребятам постарше подойдут карандаши, акварель, фломастеры. Важно знать и соблюдать рекомендации специалистов по обучению малышей рисованию.

5 способов научить ребенка рисовать простые рисунки

Рисование – это одно из проявлений творчества. Даже самые простые «каляки-маляки» малыша – это свидетельство развития мозга и формирования личности. Большинство малышей рисуют с большим удовольствием, и задача взрослого мягко направить природное желание в нужное русло. Разберёмся, как научить ребенка рисовать, даже если сами родители не имеют художественного образования.

Зачем ребенку рисовать

Может возникнуть резонный вопрос, зачем ребенку рисовать, ведь далеко не все становятся художниками.

Рисование – это важный этап развития каждого ребенка. В самом нежном возрасте, когда маленькие ручки еще не удерживают карандаш или кисточку, можно рисовать пальчиками. Это весьма увлекательный процесс, во время которого ребенок учится координировать движения, различать цвета и ценить красивое.

Став старше, ребенок уже не просто пачкает бумагу, а старается воспроизвести какой либо образ на бумаге. Это период развития эмоционального развития ребенка. Чем сложнее становятся эмоциональные переживания, тем более интересными получаются рисунки.

Помните! Рисование хорошо развивает мелкую моторику рук. А, как известно, развитие моторики и развитие мозга тесно связаны между собой.

Рисование поможет ребенку научиться концентрировать внимание и доводить дело до конца. Эти навыки очень помогут ему в последующей учебе.

Чем лучше учиться рисовать

Обычно, первым инструментом для творчества являются пальчиковые краски. С их помощью можно учить рисовать ребенка чуть старше года. Даже такой малыш при помощи мамы может делать на бумаге отпечатки ладошек, проводить пальцами беспорядочные линии и ставить точки.

Примерно в 2 года ребенку можно предложить цветные карандаши. Для таких маленьких детей стоит выбирать модели в трехгранном корпусе. Желательно, давать ребёнку короткие карандаши, их неудобно держать в кулачке, и малыш волей-неволей будет учиться держать «инструмент» правильно.

Важно! Карандаши должны иметь мягкий грифель, чтобы им было легче рисовать.

Можно предложить начинающему художнику 2 – 2,5 лет и восковые мелки. Это изделия из натурального воска, окрашенные пищевыми красителями. Цвета мелков яркие, насыщенные, они привлекают внимание ребенка. Пишут мелки легко, ребенку не нужно прилагать усилий, чтобы что-то нарисовать. Единственным минусом является невозможность рисовать тонкие линии, но это в данном возрасте и не требуется.

Техника рисования

После того, как малыш познакомиться с красками, карандашами и мелками, можно начинать обучение. На первом этапе не нужно давать ребенку никаких заданий, путь «само выражается», как ему хочется – чиркает, рисует каракули и пр. После того, как ребенок уже достаточно уверено будет владеть инструментами, можно переходить к следующему этапу. Техника рисования выбирается в зависимости от возраста.

Пальчиковая

Самая простая техника рисования – пальчиковая. Для её изучения не требуется дополнительных инструментов, потребуются только специальные краски.

На первых занятиях стоит освоить рисование ладошкой. Для этого стоит использовать большой лист ватмана или кусок ненужных обоев. Ребенок обмакивает ладошки в краску и оставляет на бумаге «отпечатки», создавая первые «шедевры». Затем можно начинать учить ставить точки и рисовать пальчиками линии.

Осваивать пальчиковую технику рисования можно и без использования красок. Для этого нужно ровным тонким слоем насыпать на поднос с бортиками манную или кукурузную крупу, затем нужно показать ребенку, как рисовать линии. Чтобы занятия были интереснее, крупу можно предварительно покрасить в разные цвета.

По точкам

Технику рисования по точкам можно начинать осваивать в 5-6 лет. Это занятие развивает моторику и пространственное воображение. Эти занятия отлично подготавливают руку к письму, развивает мелкие мышцы кисти.

На первых порах ребенку предлагают простые рисунки, обозначенные по контуру точками. В первые несколько раз можно дополнительно соединить точки пунктирными линиями, чтобы малышу было легче понять, что от него требуется.

После того, как ребенок научится рисовать по обозначенным контурам, можно переходить к более сложным заданиям. Основа данной техники – приобретение умения проводить прямые, изогнутые и волнистые линии. Проводить линии необходимо, не открывая руки от бумаги.

По цифрам

Рисование по цифрам позволяет пробудить интерес к математике и развивает творческие способности. Данную технику следует использовать в возрасте 6-7 лет, когда ребенок уже хорошо знает цифры.

Суть методики заключается в том, что ребенок должен дорисовать цифру так, чтобы получилось изображение какого-либо предмета или животного.

  • цифру три можно превратить в снеговика или зайца;
  • из двойки выйдет отличный лебедь или цапля;
  • пятерку можно превратить в кенгуру;
  • шестерку – в симпатичного щенка.

Этот способ дает возможность ребенку проявить фантазию.

Особенности обучения в разные периоды

Необходимо учитывать особенности обучения в разные периоды жизни ребенка. До двух лет ребенок может рисовать только каракули. Малыш не может, да и не пытается что-то изобразить, он просто водит карандашом по бумаге и получается удовольствие от процесса. От родителей в этот период требуется только подбадривать и хвалить малыша, а также следить за тем, чтобы он не тащил карандаш в рот.

От 2 до 4 лет

В возрасте от 2 до 4 лет ребенок может освоить пальчиковую технику рисования. Малыша нужно учить держать карандаш и кисточку. Следует показывать, как рисовать линии, как замыкать линию в круг, рисовать спирали.

Дети в 3-4 года уже с интересом наблюдают, как рисуют взрослые, пытаются им подражать. Родителям стоит рисовать совместно с ребенком, показывать ему, как нарисовать простейшие формы – солнышко, гриб, домик. Поощрять желание ребёнка подражать. Обязательно хвалить даже за минимальные успехи.

В 2 года стоит использовать пальчиковые краски и карандаши. В 3-4 года стоит познакомить ребенка с гуашью, учить раскрашивать картинки, обводить рисунки по точкам.

От 5 до 7 лет

В возрасте от 5 до 7 лет ребенок уже должен уверенно обращаться с карандашами и кисточками. Дети этого возраста могут раскрашивать готовые картинки, рисовать простые геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник. Следует формировать навык горизонтальной и вертикальной штриховки.

Для формирования вкуса и желания рисовать, стоит рассматривать с ребенком иллюстрации, в том числе и репродукции картин известных художников. Полезно знакомить детей с нестандартными методами рисования.

Совет! В этом возрасте стоит уже не только хвалить за успехи, но и мягко указывать на недостатки в рисунках, показывая способы их исправления.

В 5-7 лет рисунки ребенка должны представлять не отдельные предметы, а сюжеты. Дети с удовольствием рисуют, как привычные предметы и персонажи, так и воображаемые.

Рисуем с помощью подручных средств

Рисовать можно не только карандашами и кисточками. Можно использовать и другие, даже на первый взгляд, неподходящие предметы. Такие способы рисования подойдут даже совсем маленьким деткам, но и старшие дошкольники с удовольствием пробуют самые разные техники.

Рисуем с помощью подручных средств:

  • Картонные трубочки. Втулки от бумажных полотенец или туалетной бумаги – отличный вариант для рисования методом штампования. На плоскую тарелку наливают гуашь, разведенную водой до густоты сметаны. Сильно жидкой краску делать не нужно, течь оно не должна. Обмакивают один край трубки в краску и рисуют методом штампования. Чтобы было интереснее, трубкам можно придать разную форму. Чем младше ребенок, тем больше должен быть лист бумаги. А чтобы бумага не елозила по столу, её нужно закрепить малярным скотчем.
  • Винные пробки. Аналогично можно делать рисунки при помощи винных пробок. Пробки оставляют круглые отпечатки, с их помощью можно создавать различные узоры. Взрослый может нарисовать на листе бумаги какой-либо предмет, например, вазу. А ребенок украсит этот предмет цветными горошинками.
  • Методом штампования можно рисовать и другими предметами. Например, губками или мягкими помпончиками (для удобства их закрепляют на прищепках).

  • Рисование щетками можно проводить, как методом штампования, так и методом набрызгивания. Второй способ заключается в следующем – щетку обмакивают в краску, затем пальцем проводят по щетинкам, чтобы брызги краски попали на бумагу.
  • Можно использовать для рисования различные предметы. Используя пластиковые вилки, можно рисовать «мохнатые» предметы, например, цветущие одуванчики или иголки ёжика. При помощи ватных палочек можно нарисовать падающий снег или украсить горошинками платье нарисованной куклы.

Рисуем простые рисунки поэтапно

Даже могут помочь своему ребенку освоить искусство рисования используя различные техники и поэтапно рисуя простые изображения.

Дерево

Несложно научиться рисовать дерево. Предложите ребенку следующий вариант:

  • рисуем конус – ствол будущего дерева;
  • пририсовываем к нему маленькие конусы – веточки;
  • рисуем овал – крону;
  • раскрашиваем крону в зеленый цвет, а ствол и ветки – коричневым.

Маленьким детям можно предложить другую технику. Для начала взрослый рисует на листе бумаги ствол с ветками и предлагает ребенку изобразить крону. Это можно сделать следующим образом:

  • берут пробку от вина или маленькую губку, обмакивают в зеленую краску, рисуют крону методом штампования;
  • для рисования кроны можно использовать щетку для мытья посуды. Обмакивая её в красную и желтую краску, рисуют крону осеннего дерева. Зеленым цветом рисуют летнее дерево. А если нарисовать ствол и цветной бумаге (синей или голубой) и дать ребенку щетку и белую краску, получится зимнее дерево в снегу.

Цветок

Нарисовать цветок можно разными способами, в зависимости от используемых инструментов. При помощи карандаша цветок рисуют так:

  • рисуют маленький кружочек – сердцевину цветка;
  • затем пририсовывают к сердцевине полукруглые или овальные лепестки;
  • рисуем стебельки и листочки;
  • раскрашиваем рисунок, сердцевину делаем желтой, стебельки – зеленым, лепестки – голубыми, розовыми или красными.

Очень интересный рисунок можно получить при помощи пластиковой вилки и красок. Таким способом рисуют одуванчики или астры, то есть, цветы с мелкими лепестками. Техника рисовая проста: вилку обмакивают в краску и рисуют соцветия и листики. Чтобы ребенку было легче, в первый раз можно заранее нарисовать стебельки.

Даже трехлетний ребенок может нарисовать веточку мимозы при помощи краски. Для этого нужно заранее нарисовать на листочке бумаги зеленую веточку. А ребенку нужно предложить ватную палочку и желтую краску, которой он рисует точки-цветочки.

Животное

Большинство детей с интересом смотрят, как взрослый рисует животное – щенка, котенка, барашка и пр. Учить рисовать ребенка можно примерно в 5-6 лет. К примеру, можно показать, как нарисовать зайчика:

  • сначала нужно нарисовать большой овал – тельце;
  • затем овал поменьше – голову;
  • внутри большого овала ближе к краю рисуем круг – основание задней лапки;
  • пририсовываем еще три небольших овала – передние и задние лапки, рисуем длинные ушки и круглый хвостик;
  • осталось нарисовать детали – глазки, носик, а также, раскрасить нашего зайца.

Домик

Рисовать домик можно учить малыша в 3-4 года, когда он уже научился изображать самые простые геометрические фигуры. Поэтапное рисование:

  • рисуем квадрат – это основа нашего домика;
  • сверху размешаем треугольник – крышу;
  • внутри большого квадрата рисуем маленький – окно;
  • рисуем внутри большого квадрата прямоугольник – дверь.

Когда ребенок научится рисовать этот простейший рисунок, можно приступать к прорисовке деталей. Это может быть рама на окне, дверная ручка, труба на крыше, из которой идет дым. Также нужно показать ребенку, как рисовать линию горизонта. Верхняя часть рисунка будет изображать небо, её раскрашивают в голубой цвет, можно предложить нарисовать солнышко, облако. Часть ниже нашей линии горизонта – земля, её можно раскрасить зеленым, нарисовать цветы, деревья. Сам дом ребенок раскрашивает, выбирая цвета по своему желанию

Машинка

Рисовать машинки больше любят мальчики. Поэтапное рисование легкового автомобиля:

  • начинаем с изображения двух фигур – прямоугольника и трапеции – это будет основание нашей машины;
  • далее рисуем колеса, дети помладше могут ограничиться просто изображением кружков, ребенок постарше может нарисовать колесо более детально, нарисовав две окружности, вписанные одну в другую, изображая диск и шину;
  • продолжаем прорисовывать детали, изображая окна, выступающую часть рулевого колеса, фары, бамперы. Все эти детали изображаются в виде простых форм – прямоугольников, трапеций;
  • осталось раскрасить нарисованную машинку в любимый цвет.

Овощи

Показывать ребенку, как рисовать овощи, стоит в возрасте 5-7 лет. Достаточно просто нарисовать арбуз:

  • рисуем ровный круг;
  • сверху и чуть сбоку ставим точку и пририсовываем спиралевидный «хвостик»;
  • рисуем линии от основания «хвостика» с нижней части круга;
  • осталось только раскрасить арбуз в зеленый цвет, а прорисованные линии сделать темно-зелеными.

По тому же принципу учат рисовать другие овощи. Сначала стоит обсудить с ребенком форму. Так, огурец напоминает овал, а морковь – конус. Затем нарисовать форму на листе бумаге и показать, как при помощи деталей превратить обычную форму в изображение овоща.

Геометрические фигуры

Первое, что нужно начинать учить рисовать ребенка – это геометрические фигуры. После того, как он научится проводить более менее ровные линии, нужно показать ему, как можно замкнуть линию в круг или овал. Нарисованный малышом круг взрослый может тут же на его глазах превратить в картинку. Например, пририсовать к кругу лучики – получилось солнышко, или дорисовать еще пару кругов и дополнительные детали – получится снеговик.

После чего можно предложить ребенку самому придумать, во что можно превратить круг. Может быть, это будет забавная рожица или мордочка котенка.

Детям старшего дошкольного возраста можно показать, как рисовать объемные фигуры – куб, параллелепипед. Такие рисунки также можно превратить в разнообразные картинки.

Ссылка на основную публикацию